автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Дзуцев, Хасан Владимирович
  • Ученая cтепень: доктора социологических наук
  • Место защиты диссертации: Владикавказ
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений'

Текст диссертации на тему "Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений"

Институт социальных исследований Государственного научного центра Республики Северная Осетия-Алания

ДЗУЦЕВ ХАСАН ВЛАДИМИРОВИЧ

ЭВОЛЮЦИЯ ОСЕТИНСКОЙ СЕМЬИ И МЕЖСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ЭТНОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

специальность 22.00.04 -социальная структура, социальные институты и процессы

на правах рукописи

Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук

С

V

-1 '

Владикавказ 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................ С. 3

ГЛАВА 1. Формирование семьи........................................................25

1.1. Отношение к состоянию в семье............................................25

1.2. Уровень брачности..................................................................26

1.3. На «брачном рынке» ...............................................................29

1.4. Брачный выкуп и приданое....................................................41

1.5. Формы заключения брака.......................................................44

1.6. Формы брака........................................................................... 49

ГЛАВА 2. Типы и состав семьи........................................................53

2.1. Типы и подтипы семьи........................ .....................................53

2.2. Состав семьи...........................................................................59

ГЛАВА 3. Внутрисемейные отношения..........................................68

3.1. Разделение труда в семье.......................................................68

3.2. Имущественные отношения...................................................74

3.3. Межличностные отношения.................................................. 82

ГЛАВА 4. Воспитание детей в семье ............................................. 102

ГЛАВА 5. Семейная обрядность.................................................... 122

5.1. Обряды, связанные с рождением детей............................... 122

5.2. Обряды свадебного цикла..................................................... 162

5.3. Обряды погребально-поминального цикла........................... 183

5.4. Другие обряды...................................................................... 198

ГЛАВА 6. Межсемейные связи.......................................................202

6.1. Родственные связи................................................................202

6.2. Соседские связи....................................................................221

6.3. Квазиродственные связи......................................................240

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................261

Библиография.....................................................................................279

Сокращения ......................................................................................... 296

Приложения.........................................................................................297

ВВЕДЕНИЕ

По-видимому, еще не настало то время, когда этнологи, этносоцио-логи и представители других смежных наук и субдисциплин окажутся в состоянии в полном объеме и с достаточной детальной проработкой охарактеризовать этническую эволюцию народов Северного Кавказа за минувшие полтора-два столетия. Такое исследование содержало бы множество лакун - в одних случаях этнологических, в других - причем намного чаще - этносоциологических. Сегодняшнее состояние изученности круга проблем, касающихся этнической эволюции народов Северного Кавказа, диктует необходимость следовать другим, более приемлемым, путем: путем комплексного исследования одного субрегиона или народа, которое сопровождалось бы доступными аналогиями или противопоставлениями. Опыт такой работы и представляет предлагаемая диссертация.

Несомненно, этнологический материал, широко используемый в работе, затрагивает гораздо более глубокие историко-социальные пласты, чем собственно этносоциологический, хотя и этот последний собирался в Осетии на протяжении почти сотни лет. Разумеется, речь в данном случае идет не только о современных этносоциологических методах, но и об обильном и добротном статистическом материале, представленном в многочисленных исследованиях.

Северная Осетия, расположенная в географическом центре Северного Кавказа и ставшая регионом нашего исследования, представляет собой превосходную модель для выявления и изучения региональных тенденций эволюции семьи и межсемейных отношений, характерных для всего Северного Кавказа. Как и подавляющее большинство соседних народов, осетины автохтонны и самобытны, хотя, подобно всем остальным, в достаточной мере испытали те или другие сторонние влияния. Но существуют обстоятельства и другого порядка, заметно отличающие осетинский народ от его соседей: большинство осетин - христиане, и в их

религиозных верованиях и культах, а стало быть - и всех связанных с религией компонентах культуры, сохранилось намного больше домоно-теистических явлений.

Другие особенности осетинской культуры кроются в менталитете народа. Не без связи с христианским вероисповеданием и более тесными контактами с Россией в Осетии раньше, чем где-либо на Северном Кавказе, возникла своя интеллигенция - учителя, врачи, писатели, публицисты и т.п., - оказавшая колоссальное влияние на развитие городской осетинской культуры. В то же время в горных ущельях Осетии дольше, чем, например, у адыгов, удерживались архаичные черты как в материальной, так и в соционормативной и духовной культуре. Это резкое несовпадение темпов развития различных пластов осетинского общества отмечалось уже современниками, однако нивелирование «современности» и «архаики» шло достаточно трудно.

Тем не менее, «нестандартность» культуры осетин не следует преувеличивать. Сходные процессы происходили и у других народов Северного Кавказа, а в Дагестане роль христианской интеллигенции вполне замещалась ролью интеллигенции мусульманской. Именно поэтому мы полагаем, что эволюция осетинской семьи и межсемейных связей, во многом определяемая эволюцией как общественных структур, так и культурных феноменов, может рассматриваться как модель общих северокавказских региональных тенденций.

Объектом исследования в предлагаемой работе являются процессы, связанные с изменениями осетинской семьи и межсемейных отношений в пределах Республики Северная Осетия-Алания. Предметом исследования стали содержательные аспекты, характер и динамика различных сторон образа жизни осетинского народа в семейно-бытовой сфере, эволюция социальных функций связанных с ней обрядов и оценка их современным осетинским населением республики.

Однако эта причина выбора объекта и предмета исследования -далеко не единственная. Материал, который мы находим в Северной Осетии - весьма неоднозначный, подчас противоречивый, - наглядно демонстрирует, как сложно происходила оптимизация социально-культурных и этнокультурных процессов. Действительно, на протяжении последних десятилетий в Северной Осетии явственно наблюдается тенденция к деградации многих показателей этнической самобытности осетин (язык, культурные традиции, самосознание и т.п.), что диктует необходимость принятия на государственном уровне определенных практических мер с целью предотвращения такого хода событий. В то же время очевидно, что при осуществлении подобных шагов опасен и чрезмерный радикализм, способный привести к нежелательным социально-политическим последствиям.

Перечисленные выше факторы, играющие свою деструктивную роль в функционировании не только осетинского, но, пожалуй, и других этносов Северного Кавказа, предопределили заметно возросшее в последнее время внимание к семье, к ее этническим особенностям, месту в системе общественных отношений, ее социальным функциям. Известно, что с ориентацией внутри семьи связана рождаемость, а следовательно -воспроизводство населения. Этносоциология, анализируя тенденции и изменения численности и состава семьи, ориентации на детность в семьях различных этнических групп и факторов, определяющих эти ориентации в период становления рыночных отношений, может оказать существенную помощь в разработке научных основ управления социально-демографическими процессами, в определении приоритетов при выборе оптимальных программ их развития.

Цель данной работы заключается в исследовании эволюции осетинской семьи и межсемейных отношений в диахроническом и синхроническом аспектах. Для достижения поставленной цели предусматрива-

ется рассмотрение нескольких взаимосвязанных проблем, для чего мы считали необходимым:

- проследить пути формирования семьи, определить уровень брач-ности и отношение респондентов к инновационным формам семейной обрядности;

- изучить типы и подтипы семьи одновременно с характеристикой ее социально-профессионального и национального состава;

- раскрыть генезис внутрисемейных отношений;

- рассмотреть механизмы социализации детей в семье;

- изучить динамику семейной обрядности (свадебная, родильная, похоронная);

- провести анализ особенностей межсемейных связей (родственных, соседских, квазиродственных).

Структура данной работы определяется постановкой рассматриваемых в ней проблем и позволяет не только проследить различия в механизмах внутреннего функционирования различных семейных моделей, выявить характерные для того или иного типа семьи пути упрочения внутрисемейных и межсемейных взаимоотношений, но и представить полученные данные в виде динамического ряда, на основе которого возможны суждения прогностического характера.

Поэтому актуальность избранной тематики обусловлена не одним лишь академическим интересом, но и самими современными этническими процессами, исследование которых потребовало создать специальную методику, предусматривающую изучение этноса в диахроническом аспекте, что повышает достоверность конечных выводов.

Работа представляет собой один из первых в регионе опытов многократных исследований проблем семьи и межсемейных отношений, проводившихся на протяжении двух десятков лет (1970-1990-е гг.). Такая методика наряду с применением сравнительного анализа дает уникальную возможность глубинного обоснования современных процессов,

протекающих в семейно-бытовой сфере, выявления связи между установками на те или иные нормы семейно-брачных отношений и их реальным бытованием, изучения проблемы межпоколенной трансмиссии этнокультурных традиций.

Настоящее исследование, в котором анализируется целостная система семейно-бытовых отношений в осетинском этносе, выявляет структуру современной осетинской семьи и ее компоненты, обнаруживает динамические тенденции и их развитие, фиксирует уровни и степень взаимодействия существенных характеристик системы.

Особенности развития этой системы рассматриваются в широком историческом диапазоне и выявляются у значительной группы соседствующих на Северном Кавказе народов. Специфические проявления эволюции семьи и всей совокупности присущих ей межсемейных отношений анализируются как на этнологических материалах, так и на количественных показателях.

Исследование в целом имеет этносоциологический характер, но мы полагаем, что применяемый в нем метод может проецироваться не только на последние десятилетия, но и на более длительный период времени, в течение которого шла эволюция социокультурных процессов. Продолжительный исторический период, основными вехами которого стали предре-форменные годы XIX в., пореформенное время конца XIX - начала XX вв., десятилетия советской и постсоветской эпохи, позволяет более четко выявить содержание, характер, эволюцию и другие параметры перемен, произошедших в семейно-бытовой сфере.

На наш взгляд, совмещение методов, применяемых отдельно в этнографических и этносоциологических исследованиях, вполне оправдано, поскольку дает возможность полнее выявить тенденции, намечающиеся в

и VI и

такой деликатной сфере, как семейные отношения.

Сравнительный анализ сущностных черт семьи северокавказских этносов приводит нас к закономерному выводу, что в ней при наличии

этнической специфики обнаруживается немало общих черт. Результаты исследования показывают, что социальные роли семьи, сохраняясь в принципе, наполняются сегодня новым содержанием и имеют общую тенденцию к увеличению собственной значимости. В ходе исследования обнаружилась неравномерность в эволюции разных феноменов семьи, при которой содержательные ее аспекты проявляют большую подвижность, адаптивность к изменяющимся социокультурным условиям, а формальные сохраняют все еще достаточную тягу к консервации.

Теоретической и методологической основой диссертации стали идеи и положения классиков мировой и отечественной социологической мысли, рассматривающих семью в качестве важнейшего института воспроизводства и социализации новых поколений. Современные этносоциологи опираются прежде всего на эмпирические данные, поставляемые этнологической литературой XIX - начала XX вв. Несомненно, работы исследователей прошлых лет имели эмпирический характер, так как предлагаемые ими исторические выводы строились на основе интерпретации фактического материала. Значительно обогатили фактологическую базу этнологии выдающиеся русские исследователи Кавказа В.Ф.Миллер, М.М.Ковалевский и другие этнологи, исследующие различные стороны общественной, в том числе и семейно-бытовой, жизни горцев.

В разработке теоретической и методологической основы нашего исследования существенно помогли нам труды современных ученых-социологов, углубленно работающих в сфере изучения семейной проблематики или затрагивающих темы, связанные с жизнью семьи. Необходимо отметить вклад в социологию семьи таких исследователей, как А.И.Антонов, Ю.В.Арутюнян, С.А.Арутюнов, Ю.В.Бромлей, В.В.Бойко, А.Г.Вишневский, А.Г.Волков, В.К.Гарданов, С.И.Голод, Т.А.Гурко, Л.М.Дробижева, В.В.Елизаров, Т.И.Заславская, А.Г.Здравомыслов, В.Н.Иванов, Б.А.Калоев, И.С.Кон, В.И.Козлов, М.С.Мацковский, Г.В.Оси-

пов, Г.И.Осадчая, В.В.Пименов, М.Н.Руткевич, Л.Л.Рыбаковский,1 В.И.Староверов, А.А.Сусоколов, Я.С.Смирнова, В.А.Тишков, Ж.Т.Тощен-ко, А.Г.Харчев, Л.В.Чуйко, В.Д.Шапиро, В.И.Ядов, З.А.Янкова.

Важнейшими теоретико-методологическими принципами, положенО у О V

ными в основу нашей работы, стали системный анализ, историческии и логический подходы к явлениям и процессам в жизни семьи как социального института и социально-психологической группы. В рамках данного исследования использованы преимущественно этнологический и этносоциологический методы к изучению эволюции осетинской семьи и межсемейных отношений. При этом в методологическом плане мы опираемся на концептуальные построения исследователей, представляющих различные научные школы и течения.. Их практическое переосмысление дает возможность обогащения теории и методологии этносоциологичес-кого исследования семьи и межсемейных отношений.

Эмпирической базой работы являются результаты многократных этносоциологических исследований, проведенных под руководством автора в Республике Северная Осетия-Алания в 1970-х, 1980-х и 1990-х годах. Общее число участвующих в рамках исследования респондентов составило более 5000 человек.

Использованные нами источники могут быть классифицированы как полевые и литературные. К полевым источникам будут отнесены этнологические и добытые путем опроса конкретно-социологические, к литературным - этнологические описания и исследования, включая уже опубликованные этносоциологические. Имеются и такие, которые могут быть отнесены к промежуточным: например, материалы текущего делопроизводства. Известно, что любая классификация небесспорна, поэтому, не углубляясь в нее, просто перечислим категории используемых нами источников и коротко их опишем.

Литературные источники.

В 1850-х гг. первый этнограф-осетин, учитель, а позднее - священник Тахо Биасланович (Соломон Витальевич) Жускаев опубликовал в «Закавказском вестнике» два очерка - о похоронах и об осетинском календарном празднике Атынаг. Тогда же появилось «Описание народных обычаев», составленное по инициативе начальника Военно-Осетинского округа полковника Муссы Алхастовича Кундухова и вошедшее в основное собрание кавказских адатов.

В последней трети XIX в. появились публикации целой плеяды осетинских этнографов. Владикавказский адвокат Джантемир Токаевич Шанаев поместил в «Сборнике сведений о кавказских горцах» несколько очерков, из которых для нас наиболее ценно описание осетинской свадьбы. Инал Дударович Кануков, несколько лет пробывший на военной службе, напечатал в газете «Кавказ» в числе других статью о вредных обычаях у кавказских горцев, остановившись на калыме, поминках и некоторых других обычаях. Специально калыму у осетин посвятил свою статью в «Терском вестнике» владикавказский учитель Савва Васильевич Кокиев. Эта работа вызвала один из первых в литературе спор: был ли калым платой за жену или являлся выдаваемым ей материальным обеспечением? В том же «Терском вестнике» появилась обстоятельная статья ветеринара Алмахсида Адильгиреевича Канукова о годовых праздниках у осетин. Сельский учитель Налык (Андрей) Цаллагов в этнографическом описании селения Гизель (Кизилка), помещенном в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа», коснулся различных сторон семейного быта. Еще более широкое описание тех же сюжетов дал в «Новом обозрении» ученый-аг�