автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Эзотеризм (социокультурные аспекты) и его отражение на страницах современной российской прессы

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Яковлева, Елена Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Эзотеризм (социокультурные аспекты) и его отражение на страницах современной российской прессы'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Яковлева, Елена Юрьевна

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ НА ФЕНОМЕН ЭЗОТЕРИЗМА.

1. социокультурные аспекты эзотеризма.

2. Гипотеза о причинах популярности эзотеризма.

2.1. Глобальный кризис.

2.2. Экономический кризис.

2.3. Особенности сознания.

2.4. Солнечная активность.

2.5. Тенденция к синтезу.

2.6. Проблема восприятия восточных вероучений европейским сознанием.

2.7. Притягательность тайны.

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ЖУРНАЛОВ ЭЗОТЕРИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ.

1. "Наука и религия" — популярный журнал ущ^ро^ьщ4о содержания.

2. "Волшебная гора" — элитарный кулйту^^^еский^урнал.

3. "Урания" — специализированный журйал,.„.,ч^.:.-.'.тт.'.'.

ГЛАВА III. МЕТОДИКА КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖУРНАЛЬНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

1. Разработка критериев оценки качества текста.

2. Динамика оценок.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Яковлева, Елена Юрьевна

До недавнего времени ориентиром духовного развития для многих советских граждан была идеология коммунистической партии, которая считалась в бывшем Советском Союзе высшей формой объективности и научности. В тот исторический период для духовного и нравственного развития личности предлагалась целостная система философских, экономических, социально-политических взглядов. Мировоззренческую и методологическую основу ее программы, стратегии и тактики составлял диалектический материализм. А ее революционной теорией был марксизм-ленинизм.

В противоположность различным формам идеализма, материализм решал основной вопрос философии в пользу первичности материи и рассматривал сознание, дух, мышление, психическое и субъективное как свойства материи. Исходя из этого положения, сознание представлялось как субъективный образ объективного мира. Основные универсальные законы (переход количественных отношений в качественные; единство и борьба противоположностей; з-н отрицания отрицания) объясняли принцип движения материи как самодвижения. Признание первичности материи означало, что она никем не была сотворена ранее, а существовала вечно и что пространство, время, движение — объективно существующие формы бытия материи. Таким образом, марксистско-ленинская философия исходила из признания единства материального мира, объективного характера законов его развития, возможности их познания и использования людьми в процессе сознательной деятельности. Эти законы были перенесены на исторический процесс. Решающая роль в преобразовании действительности отводилась пролетариату. Как считали идеологи коммунистической партии, появление пролетариата было объективно обусловлено всем ходом истории. При его сознательном революционном участии возможно было воплотить в жизнь идею построения справедливого духовно-нравственного коммунистического общества. В.И.Ленин, убежденный в том, что марксизм — это единственно верный путь для трудящихся, который освободит их от духовного рабства, — настаивал на необходимости вести классовую борьбу против идеалистических представлений.

Поскольку идеология относится к явлениям духовного порядка, она оценивалась в категориях научное — ненаучное, истинное — ложное. Не случайно проблема бессознательного была предметом острейшей борьбы материализма и идеализма. Тоталитарная атеистическая идеология наложила запрет даже на эту тему. Ввиду того, что эзотеризм, как и всякое религиозное мировоззрение, был связан с признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражалась в мистической иррациональной форме. Поэтому он попал в разряд ложных идеалистических представлений, с которыми боролась марксистская наука. При таком подходе вообще не оставалось места для какой-либо мистической творческой силы. Ведь марксизм-ленинизм был несовместим с иррациональным. Однако марксизм-ленинизм был опровергнут как раз той самой практикой, которая утверждалась материализмом как критерий истины. С распадом Советского Союза пошатнулись и прежние, исчерпавшие себя, устои тоталитарной системы. На смену им пришел плюрализм мнений. А вместе с ним и мучительный переходный период, сопровождавшийся массовым процессом внутренней дезориентации людей. Страна оказалось в состоянии идейной раздробленности. Прежние установки перестали соответствовать реалиям современности, а новые еще не были точно определены. Находясь долгое время в состоянии неопределенности, большинство россиян потеряло перспективу духовного развития. Государственная политика лишилась генеральной линии, а граждане — единой мировоззренческой позиции. Сейчас перед обществом стоит задача определить новые ценностные ориентиры. От этого зависит выбор жизненных перспектив общества, его идеалов, принципов познания и деятельности. В период социальной напряженности обострился общественный интерес к духовному наследию древних цивилизаций. Как отклик на этот интерес в отечественных журналах появилась и новая для российской прессы тема - эзотеризм, которая ранее по идеологическим причинам не обсуждалась.

Проблема изучения феномена эзотеризма как предмета журналистского отображения является актуальной темой диссертационного исследования. Широкий интерес к мистическому, иррациональному свидетельствует, что современный человек пытается утверждать себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей: ощущений, прозрений, интуиции. Сейчас об эзотеризме чаще пишут журналы культурологического плана. В центре их внимания — проблемы религии, философии, психологии, искусства. Этот выбор сделан не случайно. Как отмечалось выше, он обусловлен той исторической ситуацией, в которой оказалось российское общество на пороге третьего тысячелетия. Драматизм обновления способствовал смене старой культурной доминанты, что повлекло за собой ослабление прежней господствующей идеологии тотального материализма. Поскольку старые представления, доставшиеся нам в наследство от советской эпохи, уже не соответствуют реалиям современной жизни, интеллектуальными силами общества осуществляется поиск новой универсальной доктрины, которая сможет объединить народ независимо от его национальной, профессиональной, возрастной, классовой, религиозной принадлежности. По убеждению автора, изучение таких журналов достойно широкого внимания научной общественности. Так как эзотеризм стал заметным фактом общественной жизни и через информационные каналы проникает на страницы отечественной прессы, нам необходимо разобраться, каковы причины, порождающие интерес к данному явлению, ведь с ним связано изменение содержательных моделей старых журналов, таких как "Наука и религия", "Сельская молодежь", "Наука и техника", и возникновение новых: "Милый ангел", "Терминатор", "Дельфис", "Волшебная гора", "Урания", "Новый Акрополь". Можно предположить, что всплеск интереса к эзотеризму связан с комплексом факторов: глобальным и экономическим кризисом, сменой старой научной парадигмы мышления, особенностями сознания и новыми возможностями его развития, общей для всех тенденцией к синтезу, а также притягательностью тайны и эстетической неудовлетворенностью современного читателя. Кроме того, табу на эзотеризм в период тотального атеизма и материализма в нашем обществе также оказало влияние на рост его популярности. Не случайно, что актуальной эзотерическая тема становится в период смены двух столетий и двух тысячелетий, на рубеже веков. Обычно эзотеризм бывает востребован обществом в переломные моменты истории, когда актуализируется коллективное бессознательное. Будучи поставщиком новых идей, необходимых для активизации творческого воображения, и хранителем вековой мудрости, он способствует созданию стратегии выживания и преображения общества. Поскольку издания эзотерической направленности дают представление о конкретных направлениях духовной жизни общества, их изучение представляется весьма актуальным. Кроме того, некоторые из анализируемых в диссертации российских журналов ("Урания", "Волшебная гора") вообще ранее не изучались. Появление темы эзотеризма на страницах российских журналов свидетельствует о востребованности мифа в современной культуре. Через мифы, ритуалы люди стремятся получить и пережить социальный опыт, построенный по зодиакальному принципу. Уловив эту особенность, некоторые авторы гиперэксплуатируют склонность к мифотворчеству, формируя у читательской аудитории облегченное отношение к данным текстам, и превращают их в забавное чтиво. Как показал анализ, далеко не все публикации эзотерического характера отличаются высоким качеством. Многие из тех, которыми богата отечественная пресса, вызывают иронию. Следует сказать, что это своего рода традиция. "Подделок на ниве эзотеризма, — пишет А. Медведев, — всегда было много <.> ему свойственно преобладание ложных представлений о колдовстве, профанация и коммерциализация магии, не говоря уже об очевидной демонизации некоторых проявлений параномальных способностей"1. Представляется, что проблема гораздо сложнее, что изучение публикаций об эзотеризме невозможно без количественной оценки их качества.

В 1969 году усилиями преимущественно отечественных ученых было создано научное направление, посвященное методам количественной оценки качества любых объектов, используемых человеком, — "квалиметрия". Первые исследования в этой

1 Медведев А. Ю. Волшебная гора. М., 1995. № 3. С. 9. области были посвящены объектам промышленного производства (А.В.Гличев, 1969, 1972, 1980; Г.Г.Азгальдов, 1971, 1982, 1989; Э.П.Райхман, 1979, 1982). Однако в дальнейшем квалиметрия была использована и для определения количественных оценок качества достижений в отдельных видах спорта (В.М.Зациорский, 1985; Л.С.Садовников, 1988), и для оценок качества произведений искусства (А.Моль, 1975; С.Чухов и Л.Щабинова, 1970), и в других сугубо гуманитарных областях человеческой деятельности2. В настоящее время разработаны системы международных и государственных стандартов (ГОСТ Р — 40 (1980-1985 гг.), ИСО — 9000, ИСО — 14000 (1990-1999 гг.) и др.), регламентирующих применение квалиметрии практически во всех областях жизни, культуры и искусства. Именно эти достижения отечественной и мировой науки позволили нам предпринять попытку объективного количественного анализа качества журнальных публикаций эзотерической направленности (ПЭН). Мы рассматриваем это как попытку решения не только конкретных задач анализа ПЭН, но и первую, насколько нам известно, попытку решения актуальных проблем объективизации анализа литературных текстов методами квалиметрии. Среди отечественных исследователей нет единства в оценке социокультурной роли эзотеризма. Если одни связывают с ним важные процессы, происходящие в сознание людей, то другие считают его несерьезным, проходящим увлечением. Тем не менее, возникают все новые и новые оккультно-мистические организации, академии целительства, астрологические школы, пропагандирующие эзотерическую культуру. Поскольку все это должно находить и находит свое отражение в публикациях российских газет и журналов, уместно ставить вопрос об эзотеризме как особом предмете отображения в журналистике. Вышеописанное в достаточной мере объясняет необходимость проведения исследования феномена эзотеризма в социокультурном аспекте как попытки анализа массового поведения людей. Для нас крайне важно установить, в какой степени отечественная пресса информирует своего читателя об эзотерической традиции.

2 Гличев А. В. Методы количественной оценки качества продукции (квалиметрия). М., 1972; Азгальдов Г. Г, Райхман Э. П. О квалиметрии // Экспериментальные методы в оценке качества товаров. М., 1974; Зациорский В. М. Задачи по спортивной метрологии (надежность тестов). М., 1980; Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

Таким образом, теоретическая разработка феномена эзотеризма, как нового для российской журналистики предмета отображения, представляется актуальной задачей. "Развитие общественной жизни требует от журналистики включить в сферу внимания массовой аудитории все новые процессы социальной практики"3. Отметим, что на волне сближения религиозных культурных пространств, конфессионального и экологического движений процесс формирования представлений об эзотеризме и их пропагандирование в СМИ становится общественно значимым объектом исследования, особенно в последние 10 лет. Предметом исследования являются тексты эзотерической направленности, которые были опубликованы в массовых и специальных российских журналах, а также факторы, влияющие на рост популярности эзотеризма в российском обществе. Основные цели диссертационной работы — рассмотреть феномен эзотеризма как особый предмет журналистского отображения; выявить специфику текстов эзотерической направленности и проверить надежность современных квалиметрических способов количественной оценки качества журнальных публикаций.

Задачи исследования:

1) систематизировать представления об эзотеризме; для более точной экспликации понятия определить причины его популярности в период социальной и политической трансформации российского общества.

2) изучить содержательные модели таких журналов, как "Наука и Религия", "Волшебная гора", "Урания"; определить роль и место этих журналов в системе СМИ.

3) модифицировать методику количественной оценки качества ПЭН.

3 Социальная практика и журналистский текст. М., 1990. С. 50.

4) для определения тенденций становления и разрушения эзотерических стереотипов провести квалиметрическую оценку качества публикаций журнала "НиР" за последние 10 лет.

5) путем экстраполяции выявленных тенденций предложить методику прогнозирования читательских интересов на дальнейшую перспективу.

Достоверность выводов обеспечивается опорой на фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных ученых в области религиоведения; в различных областях знания: в журналистике, культурологии, философии, социологии. Для данной работы использовался обширный эмпирический материал, в частности, статьи из различных периодических изданий, информация, полученная из многочисленных литературных источников.

Основные этапы исследования.

На первом этапе диссертационного исследования были определены основные принципы социально-философского и культурологического анализа эзотеризма и предложена характеристика его видов, форм проявления. На втором — проведен структурологический анализ содержательных моделей журналов "Наука и религия" ("НиР"), "Волшебная гора" ("ВГ"), "Урания". На третьем этапе была выдвинута гипотеза о причинах роста популярности эзотеризма. Четвертым этапом исследования стала экспертиза ПЭН в журналах "Наука и религия", "Волшебная гора", "Урания", "Новый Акрополь", "Терминатор", "Человек и природа", осуществленная под нашим руководством в 1999 году. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена исходными общеметодологическими позициями, применением апробированного инструментария, разнообразием исследовательских процедур, а также анализом экспериментальных наблюдений.

Методологическую основу работы составили фундаментальные исследования в области истории мировой культуры, философии, психологии, литературы —

М.Э.Матье, В.В.Налимова, Ю.В.Курносова, В.Н.Топорова, А.Л.Вассоевича, П.С.Гуревича, М.Элиаде, Карла Густава Юнга, Пьера Теяра де Шардена, В.М.Розина, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, а также труды специалистов по теории журналистики Б.Н.Есина, Я.Н.Засурского, И.В.Кузнецова, Г.В.Лазутиной, Р.П.Овсепяна, Е.И.Пронина, Е.П.Прохорова. В работе также были использованы методические разработки кафедры периодической печати. Источником эмпирического материала послужили отечественные газеты и журналы.

В соответствии с целями и задачами, которые реализуются в настоящем исследовании, автором в качестве основного избран историко-философский метод исследования. Для более точной экспликации отдельных видов эзотеризма использовался контент-анализ литературных источников, периодики, программ различных эзотерических движений, а также литература по массовым коммуникациям, разработанная кафедрой периодической печати. В качестве философской базы используется методология диалектической теории познания как системы принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности исследователя, выполняющая мировоззренческую, нормативно-аксиологическую и критико-конструктивную функции. Методологическим ориентиром исследования служит методика структурно-логического моделирования. Учитывая тот факт, что эзотеризм является культурно-историческим, духовным явлением, необходимо отметить, что теоретико-методологическое исследование не может быть осуществлено в рамках какой-либо отдельной специальной науки. Необходим междисциплинарный подход. Исследование эзотеризма прежде всего актуально в историко-философском плане. Оно предполагает использование письменных источников эзотерического направления, изучение теоретических работ западных и отечественных комментаторов эзотеризма, структурный анализ отдельных журналов и газет, освещающих данное явление, а также разработку критериев оценки качества текстов, в той или иной мере затрагивающих проблему эзотеризма. Кроме того, для его изучения необходимо обратиться к принципиально новому научному направлению - исторической психологии.

Научная новизна определяется тем, что предложенный метод объективизированного количественного анализа публикаций формирует новый подход к проблеме адекватности качества журналистского текста требованиям читательской аудитории. В данной работе вводится в научный оборот значительный объем экспериментальных данных подсистем печати, ранее не подвергавшихся анализу. В процессе изучения и сопоставления фундаментальных теорий и данных смежных дисциплин в исследовании выдвигается новая концепция о причинах популярности эзотеризма в постсоветский период; представлены аргументы в пользу этой гипотезы.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные в диссертационной работе новые методы анализа публикаций могут быть внедрены в практику работы журналов "Наука и религия", "Волшебная гора", "Урания", "Новый Акрополь" для выявления тенденций изменения потребностей читательской аудитории. Разработанные диссертантом методы квалиметрического анализа могут использоваться при исследовании публикаций других тематических направлений.

Основные положения, выносимые на защиту.

• Влияние эзотерических доктрин на массовое сознание россиян в период социальной нестабильности весьма велико. Пресса стремится удовлетворить интерес отдельных лиц и социальных групп к феномену эзотеризма. Переориентация старых журналов ("Наука и религия", "Смена", "Юный техник") и возникновение новых ("Урания", "ВГ", "Новый Акрополь") было необходимым следствием объективно-субъективных закономерностей взаимодействия прессы и общественного мнения.

• Основные причины, влияющие на рост интереса к эзотеризму, — это социальная ситуация, экономический кризис, особенности массового сознания, тенденция к синтезу культурных пространств, эстетический голод читателей, притягательность тайны, отсутствие соответствующей информации в атеистический период.

• В современных условиях эзотерические тексты берут на себя функции психотерапии, а нередко и шоковой терапии. Тексты эзотерической направленности в большинстве случаев представляют собой синтез рационального и мистического типов мышления. Их сочетание оказывает существенное влияние на формирование нового типа текста.

• Методика квалиметрии позволяет выявить тенденции изменения потребностей определенных групп читателей.

• Сложившийся в результате исследования прогноз развития интересов читательской аудитории выявил динамику роста таких показателей, как "Литературные достоинства текста", "Оригинальность авторской позиции", "Историческая соразмерность", "Содержательность" и снижение таких показателей, как "Эстетическое оформление", "Научность". Устойчиво низкие оценки сохраняются у показателей "Рекламный характер", "Элитарность", ' 'Иносказательность''.

Структура работы обусловлена целями диссертации, характером материала и специфическими особенностями объекта исследования как такового. Работа состоит из Введения, трех Глав, Заключения, Библиографии и Примечаний. Объем диссертации 147 стр., включая 5 рисунков, 3 схемы и 5 таблиц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эзотеризм (социокультурные аспекты) и его отражение на страницах современной российской прессы"

Выводы.

Стабильно наиболее высокие оценки получили такие показатели, как "Литературные достоинства текста", "Оригинальность авторской позиции", "Содержательность", "Историческая соразмерность", "Актуальность"; устойчиво низкие оценки сохраняются у показателей "Рекламный характер", "Элитарность", "Иносказательность"; показатели "Эстетическое оформление" и "Научность" находятся в зоне средних оценок, но отмечена тенденция к их снижению, поэтому журналу необходимо позаботиться об их повышении, чтобы не потерять ту группу читателей, которые предъявляют к ним более строгие требования.

По результатам сводной таблицы (см. прил. 5, таб. 3) показатели, характеризующие динамику коэффициентов весомости, можно разделить на три группы: имеющие монотонную положительную динамику; имеющие слабо выраженные колебания разного знака; Имеющие тенденцию к снижению.

103 Исследование проведено коллективом социологов сектора проблем атеизма и религии ИС АН СССР в составе канд. философских наук Яковлева С. Д. // Наука и религия. 1990. № 4. С. 2.

121

На основании этих типов динамики можно предсказать тенденции изменения читательских предпочтений на ближайшие 2-3 года: если тенденция развития читательского спроса не изменится, то основные интересы читателей будут вызывать статьи, содержащие глубокий аналитический подход, научное обоснование обсуждаемых явлений, утверждение высоко-духовного идеала.

Заключение

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что эзотеризм является сложным многогранным явлением культуры, у которого есть свои формы и виды проявления. Ядром философского понимания сущности эзотеризма является определение его как связующего звена между Основными культурными формами и имеющего ярко выраженную гносеологическую направленность.

Эзотеризм бывает востребован обществом в переломные моменты истории, когда люди обращаются к архетипам своего сознания. Интерес к данному явлению связан с расширением мифологической доминанты в общественном сознании. Очевидно, на рост его популярности влияет целый комплекс факторов: хронологические, психологические, социальные, культурологические. Процесс реконструкции уже накопленных знаний, смена представлений о действительности, тенденция к синтезу культурных пространств — все это обеспечивает эзотеризму "механизм живучести". Будучи поставщиком оригинальных идей, он способствует активизации творческого воображения, что необходимо для создания новой концептуальной модели мира. Кроме того, он не только выполняет роль посредника, но и активно генерирует новые идеи, доктрины, альтернативные ценности культуры. В обществе эзотеризм играет роль компенсатора, который позволяет устранить противоречия внутреннего и внешнего характера. Основная его функция — психотерапия.

Журналы эзотерической направленности играют свою особую роль в духовной жизни общества. Все издания данного направления пытаются приобрести черты всемирности и мистицизма, обращаются к религиозно-философской проблематике. На их страницах представлены многочисленные этические и эстетические концепции. Им свойственно также тревожное ощущение надвигающегося кризиса и желание помочь читателю обрести надежную опору, устранить этнические и религиозные конфликты. Поэтому их материалы часто носят рекомендательный характер. В соответствии с запросами аудитории предлагаются и

123 различные советы: от пути духовного восхождения до сознательной борьбы за возрождение традиций, за экологию культуры. Стремление собрать под своей обложкой единомышленников и таким образом противостоять духовной деградации говорит о сходстве исторической ситуации конца Х1Х-го с концом ХХ-го века: интерес к эзотеризму являлся не только модным увлечением, но и духовной реакцией интеллигенции на разрушительные тенденции современного мира. Наблюдения показали, что в российской системе СМИ появилось новое звено культурологических журналов эзотерического направления. Целевое назначение этих журналов — создать возможность для коммуникации отдельных социальных групп, трансляция эзотерической культуры. В этих изданиях довольно часто встречаются публикации с ярко выраженной тенденцией к синкретизму. Их авторы пытаются проникнуть через язык текста в область индивидуального и коллективного бессознательного.

Предложенная в диссертации количественная методика оценки качества публикаций эзотерической направленности оправдалась.

 

Список научной литературыЯковлева, Елена Юрьевна, диссертация по теме "Журналистика"

1. Агриппа Генрих. Окульная философия. Ассоциация духовного единения Золотой век. М. 1991.

2. Богомолов Н. А. Русская литература начала XX века и оккультизм. М.: Новое лит. обозрение, 1999.

3. Антоненко С. Г. Русь арийская. М.: Паллада, 1994.

4. Бердяев Н. А. Самопознание. М.: Книга, 1991.

5. Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1993.

6. Бочаров А. Г. Журнальная периодика России. М.: МГУ, 1996.

7. В поисках своего лица: Общероссийская пресса на информационном рынке, под ред. Л. Л. Реснянской, И. Д. Фомичевой. М.: МГУ, 1998.

8. Валенти Орацио. Куда идешь, человечество?. Центр духовного развития, 1993.

9. Вебер Макс. Избранное // Образ общества. М.: Юрист, 1994.

10. Вивекананда С. Практическая веданта. М.: Ладомир, 1993.

11. Гаврюшина Н. К. Смысл жизни. М.: Прогресс, 1994.

12. Галинская И. Л., Гапочка М. П., Скворцов Л. В. Альфа и Омега культуры. М.: ИНИОН РАН, 1998.

13. Гачев Г. Образы Индии. М.: Наука, 1993.

14. Гендель Макс. Космогоническая концепция. СПб.: АО Комплект, 1994.

15. Генон Рене. Царство количества и знамение времени. М. 1994.

16. Генон Рене. Символы священной науки. М.: Беловодье, 1997.

17. Голан Ариэль. Миф и символ. М.: Русслит, 1993.

18. Григорьева Т. П. Дао и логос. М: Наука, 1992.

19. Гроф С. Путешествие в поисках себя, М.: Трансперсональный Институт, 1994.

20. Губман Б. Л. Западная философия культуры XX века. Тверь: ЛЕАН, 1997.

21. Гуревич П. С. Культурология. М.: Знание, 1996.

22. Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб.: Литература, 1994.

23. Дауэр. В. Эзотерика для начинающих. Ваклер Рефл Бук, 1994.

24. Дэвид-Ниль. Мистики и маги Тибета. Ростов-на-Дону МП: Журналист, 1991.

25. Евзлин М. Космогония и ритуал. М.: Радикс, 1993.

26. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 1996.

27. Запорожец В. М. Контуры мироздания. М.: Скорина, 1994.

28. Иллюстративная история суеверий и волшебства: от древности до наших дней. 2-е изд. // Состав, д-р А. Леманн. К.: Украина, 1993.

29. Искусство стать и быть человеком // Учебник Живой Духовности, в двух частях. Ч. 1. М.: МП Юкис, 1991.

30. Искусство стать и быть человеком // Учебник Живой Духовности, в двух частях. Ч. 2. М.: МП Юкис, 1991.

31. Ист. -биог. альм. II 81 сер. "Жизнь замечательных людей". Т. 15 // Сост. Г. Аксенов; Науч. ред. И. И. Мочалов. М.: Мол. гвардия, 1988.

32. Каган М. С. Философия культуры. Спб.: Петрополис, 1996.

33. Казначеев В. П. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск: Наука, 1991.

34. Карелин Рафаил Вызов новомодернизма. М.: Лествица, 1999.

35. КачавинаИ. Т. Магический кристалл. М.: Республика, 1992.

36. Кириленко Г. Г. Возможности и границы познания. М.: Московский университет, 1995.

37. Коллинз Мэйбл. Идиллия Белого Лотоса. М.: Беловодье, 1998.

38. Кришнамурти Дж. Традиции и революция. СПб, 1994.

39. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. М.: Отчий дом, 1997.

40. Курносов В. Тайные доктрины вчера и сегодня. М.: Интеллект, 1997.

41. Кэмпбел Джозеф. Тысячеликий герой. Ваклер Рефл-Бук ACT, 1997.

42. Лазарев С. Н. Диагностика кармы. СПб.: АОЗТ Академия Парапсихологии, 1997.

43. Лао-Цзы. Книга пути и благодати. М.: Мусагет, 1994.

44. Лики культуры. Альманах т. 1. М.: Юрист, 1995.

45. Лувсан Гаваа. Очерки методов восточной рефлексо-терапии. К.: Здоровье, 1986.

46. Макарова Н. И. Энциклопедия преступлений и катастроф // Тайные общества и секты. Минск: Литература, 1996.

47. Малявин В. В. Афоризмы старого Китая. М.: Наука, 1988.

48. Малявин В. В. Чжуан-Цзы, Ле-Цзы. М.: Мысль, 1995.

49. Мангардт Т. Личное влияние или законы духовного преобладания. СПб.: Ферро-Логос, 1992.

50. Марков Б. В. Храм и рынок // Человек в пространстве культуры. СПб.: Алетейя, 1999.

51. Матье М. Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М.: Вост. ли-ра, 1996.

52. Мегре В. Анастасия. М.: Мое. типография 11,1997.

53. Моисеев Н. Человек и ноосфера. М.: Молод, гвардия, 1990.

54. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.

55. Моношенс. Высшей Вселенской природы путь. Минск: 1994.

56. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М.: Полит, литература, 1991.

57. Мэнли П. Холл Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: Наука, 1992.

58. Мяло К. Звезда волхвов или Христос в Гималаях. М.: Беловодье, 1998.

59. Налимов В. В. Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989.

60. Намикоши Токуиро. Шиацу // Японская терапия надавливанием пальцами. К.: Вища школа, 1987.

61. Новикова С. В. Философия искусства // Эзотерические традиции. М.: МАИ, 1996.

62. Осипов. Г. В. Социологический энциклопедический словарь. М.: ИНФРА М —НОРМА, 1998.

63. Ошо. Психология эзотерического // Корни и крылья. М. 1992.

64. Папков В. А. Живые соборные системы. М: ТОО Крмпитэк, 1996.

65. Повель Л. Мсье Гурджиев. М.: Крон-Пресс, 1998.

66. Поченцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998.

67. Пятигорский А. М. Избранные труды. М.: Школа "Языки русской культуры", 1996.

68. Радьяр Дэйн. Планетаризация сознания. Ваклер, 1995.

69. Религиозные традиции мира, в двух томах. Т. 1 // Пер. с английского. М.: Крон-Пресс составитель Б. Г. Иерхарт 1996.

70. Религиозные традиции мира, в двух томах. Т. 2. // Пер. с английского. М.: Крон-Пресс составитель Б. Г. Иерхарт 1996.

71. Рерих Н. К. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991.

72. Ровнер А. Третья культура. СПб. 1996.

73. Розанов В. В. Люди лунного света. Метафизика христианства. 2-е изд. Спб.: 1913.

74. Рут М. Э. Имена и судьбы. Екатеринбург. 1996.

75. Рязанов Г. В. Путь к новым смыслам. М.: Гнозис, 1993.

76. Сен-Жермен. Курс алхимии. Лориэн, 1994.

77. Станден Д. Герметизм // Его происхождения и основные учения. СПб.: Международное творчество, 1991.

78. Судзуки Сунрю. Сознание Дзен, Сознание начинающего. Рига-Москва: Лигатма — Ггунс, 1995.

79. Тиллих Пауль. Систематическое богословие. Спб.: Алетейя, 1998.

80. Типология периодической печати, под редакцией Я. Н. Засурского. М.: МГУ, 1995.

81. Тоненкова М. Услышь мой зов // О тайнвх энерго-информационного обмена. Нижний Новгород: ГИПП Нижполиграф, 1996.

82. Топоров В. Н. Миф Ритуал Символ Образ. М.: Прогресс, 1995.

83. Торчинов Е. А. Религии мира. // Опыт запредельного. СПб, 1998.

84. Туровский М. Б. Философские основания культурологии. М.: РОССПЭН, 1997.

85. Усков А. И. Развитие представлений В. И Вернадского о ноосфере. М. 1991.

86. Успенский П. В поисках чудесного. СПб.: Чернышева, 1992.

87. Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. М.: Сфера, 1998.

88. Хамитов Н. Освобождение от обыденности // Искусство как разрешение противоречий жизни. К.: Наукова думка, 1995.

89. Хоромин Н. Энциклопедия мысли. М.: Гитис, 1993.

90. Чжуан-цзы. Ле-цзы. М.: Мысль, 1995.

91. Чижевский A. JI. Физические факторы исторического процесса. Калуга: 1-я Гостиполитография, 1924.

92. Шарден Пьер Теяр де. Феномен человека. М.: Наука, 1987.

93. Шведовский П. В. Школа ясновидения. Минск: Элайда, 1998.

94. Шкондин М. В. Средства массовой информации. М.: МГУ, 1995.

95. Шмаков В. Закон Синархии. К.: MCMXCIV, 1994.

96. Штейнер Р. Мистерии древности и христианства. М.: Духовное знание, 1990.

97. Штейнер Р. Порог духовного мира. М.: Кокон, 1991.

98. Шулицкий М. Н. Мадэализм // Концепция мировоззрения III тысячелетия. Минск. 1997.

99. Шуцкий Ю. К. Китайская классическая книга перемен. М.: Русское книгоиздательское товарищество, 1993.

100. Шюре Эдуард Великие посвященные. Калуга: Типография губернской земской управы, 1914.

101. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Мое. Университет, 1994.

102. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест ППП, 1995. С. 240.

103. Юнг К. Г. Человек и его символы. Спб.: Б. С. К., 1996.

104. Юнг. К. Г. Божественный ребенок. М.: Олимп, 1997.

105. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1998.

106. Squire С. Mythology of the Celtic People. — London: Bracken Books, 1997.131

107. Журналы. Аномалия. 1991; Волхв. 1991;

108. Волшебная гора. 1993-1998 гг.;1. Дельфис. 1993-1999 гг.;

109. Здесь и сейчас. 1992-1998 гг.;1. Милый ангел. 1991;

110. Наука и религия. 1924, 1954 2000 гг.;

111. Новый Акрополь. 1997-1998 гг.;

112. Свет природа и человек. 1994-1998 гг,1. Терминатор. 1992;1. Урания. 1991-1999 гг.;1. Элементы 1992-1996 гг.