автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Фельетон как жанр радиожурналистики (на материалах Всесоюзного и Казахского радио)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Омашев, Намазалы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Фельетон как жанр радиожурналистики (на материалах Всесоюзного и Казахского радио)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Омашев, Намазалы

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. РАДИОФЕЛЬЕТОН: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОСТЬ

§1. Из истории возникновения фельетона на радио.

§2. Становление радиофельетона. Сатирические журналы

§3. Развитие и современное состояние, тенденции развития радиофельетона.

ГЛАВА П. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И НОВЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

РАДИОФЕЛЬЕТОНА.

§1. Факт в структуре радиофельетона.

§2. Радиофельетон как синтетический жанр.

§3. Акустико-изобразительные средства радиофельетона .С.1зз

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Омашев, Намазалы

Актуальность исследования. В партийных документах, решениях съездов и пленумов Коммунистической партии Советского Союза большое внимание уделяется вопросам эффективности, конкретной действенности пропаганды. "Очень важно, - отмечалось на ХХУ1 съезде КПСС, - чтобы пропаганда не обходила острых тем, не боялась затрагивать так называемые трудные вопросы"*. Актуальные вопросы массово-политической и идеологической работы обсуждались на- июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, наметившем программу дальнейшего развития и совершенствования средств массовой информации.

Деятельность радиовещания, у истоков которого стоял В.И. Ленин, определяется поставленными партией задачами и рассматривается как фактор идейного воздействия на жизнь общества. На современном этапе усиление роли пропаганды по радио обусловлено теми важными и большими задачами, которые стоят перед страной в области экономики, идеологии, политики. Актуальность ее зависит от соответствия требованиям времени. Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ К.У.Черненко на июньском (1983г.) Пленуме ЦК КПСС говорил, что журналистам надо быть "позлее, смелее отстаивать государственные интересы. Для нас критическое выступление не сенсация, а сигнал, единственная цель которого - устранение „2 недостатков . Эффективность и содержательность пропагандистских радиопередач, в том числе и критических, зависят от того, насколько успешно они выполняют требования, сформулированные в ре-тх Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с.75. р

Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. - Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с.46. чи Ю.В.Андропова на торжественном заседании, посвященном шестидесятилетию образования СССР: ". в духовном наследии, традициях, в быту каждой нации есть не только хорошее, но и плохое, отжившее. И отсюда еще одна задача - не консервировать это плохое, а освобождаться от всего, что устарело, что идет вразрез с нормами советского общежития, социалистической нравственности, с нашими коммунистическими идеалами11*.

Злободневность критических радиопередач, их прямой и непосредственный отклик на проблемы сегодняшнего дня актуализируют необходимость их изучения, анализа исторического опыта, достижений и недостатков в этой важной области радиовещания.

Целесообразность обобщения опыта критического вещания, видовых и жанровых особенностей сатирических передач и, в частности, жанра радиофельетона, существующего в программах Всесоюзного и республиканского радио, продиктована, таким образом, насущной потребностью улучшения использования радиосатиры в интересах государства, в воспитании нового человека социалистического общества, в искоренении имеющихся недостатков.

Состояние изученности темы. Проблемы сатиры были предметом обсуждения в постановлениях партии и правительства . Не раз становились они объектом широких всесоюзных дискуссий и выступлений Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. - Избранные речи и статьи. -М.: Политиздат, 1983, с.П.

2 0 журнале "Крокодил". Постановление ЦК ВКП(б). - В кн.: О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. -М.: Мысль, 1972, с.271-272? 0 недостатках журнала "Крокодил" и о меоах его улучшения. Постановление ЦК ВКП Там же, с.282. известных писателей и литературоведов^". Сложные и во многом спорные вопросы сатиры исследовались в общем русле изучения литературы и публицистики,, их задач в социалистическом обществе. Общие теоретические проблемы сатиры и юмора рассмотрены в работах Я.Эльсберга, Ю.Борева, М.Эвентова, Д.Николаева, М.Кольцова, Л.Ершова, Е.Журбиной и других исследователей.

Для развития теории сатирических жанров богатый материал дают работы, посвященные проблемам мастерства, языка, стиля талантливых сатириков-фельетонистов. Наметилась определенная тенденция привлекать к изучению теории фельетона исторический материал, применять эстетические категории (например, образ в фельетоне), что, несомненно, обогащает исследовательские работы .

Что касается национальной казахской сатиры, то некоторые ее аспекты рассматривались в трудах М.О.Ауэзова, К.Джумалиева, Е.Исмаилова, Г.Мусрепова, А.Тажибаева, М.Каратаева, Б.Кенаебае-ва, З.Кабдолова и других писателей и литературоведов. Однако, надо сказать, что применительно к республиканскому радиовещанию проблемы сатиры и ее жанров оказались малоисследовательной областью. Более активное изучение казахской сатиры началось с конца пятидесятых годов. Важным этапом в изучении сатиры следует

1 См.: Советская печать, 1955, Ш 2г 1956, № 3,8.9,10,11,12; i960, № IIi Литературная Россия, 1966, 5 июля и др. СБ дискуссии на стр. газеты приняли участие: Д.О.Заславский, С.Д.Нариньяни, Ю.А.Чаплыгин, Ю.В.Феофанов, К.Ковалевский, И.В.Костюков, С.М. Шатров, М.Я.Пустынин, Н.Н.Кружков, Б.С.Протопопов, А.О.Суконцев,

Ю.Э.Корнилов, А.С.Ерохин, Ю.Л.Золотарев, А.А.Лацис и др.).

К ним можно отнести исследования А.В.Алексеева, Э.В.Блиновой, В.Н.Вакурова, М.Э.Виленского, М.И.Дмитровского, А.К.Жуковской, Л.Г.Кайды, Н.С.Климова, К.А.Ковалева, А.Е.Кройчика, C.B. Курляндской, М.В.Михайловой, И.А.Муравьевой, А.К.Панфиловой, Г.Покрасса, А.Н.Старкова, М.Е.Тикоцкого, П.Я.Хавина и др. считать исследования политической сатиры Абая^, а также влияния переводов сатирических произведений Н.В.Гоголя на казахскую 2 литературу . Вслед за этими появились работы, в которых рассматривались общие вопросы формирования и развития казахской сатиры, ее жанров и идейно-художественных особенностей0. Анализу подверглись и отдельные проблемы национальной комедии^.

Радиожурналистика как одна из отраслей массовой пропаганды с ее богатым опытом и все возрастающей ролью в коммунистическом строительстве была и остается предметом широкого научного изучения. Ее проблемы рассматривались в работах различных научных направлений - с исторической, литературоведческой, искусствоведческой, эстетической, лингвистической, психологической и социологической точек зрения. Многие аспекты изучения радиожурналистики, классификация функций и жанров представлены в исследованиях и диссертациях разных лет . Абетов Г. Политическая сатира Абая: Автореф. дис.канд. филол.наук. - Алма-Ата, 1959. р

Талжанов С.О. Переводы Гоголя на казахский язык и их влияние на литературу: Автореф. дис. канд. филол.наук. - Алма-Ата, 1962. Q Кожакеев Т. Казахская сатира: Автореф. дис. докт.филол. наук. - Алма-Ата, 1968» Тлеужанов М. Проблемы идейно-художественного своеобразия юмора и сатиры в казахской литературе (прозе): Автореф.дис.докт.филол.наук. - Алма-Ата, 1982. Тажибаев А. Становление и развитие драматургии в казахской литературе. - Алма-Ата, 1971; Нургалиев Р. Главное направление. - Алма-Ата, 1973; Рустембекова Р. Казахская советская комедия. - Алма-Ата, 1973. См., напр.: Смирнов В.В. Радиоочерк в системе жанров радиожурналистики: Дис.канд.филол.наук. Введение. - Ростов-на-Дону. 1978; Музыря A.A. Радиоочерк (К проблеме жанра и мастерства) :Дис.канд.филол.наук. - М., 1973.

В методологическом плане имеющиеся работы по радиожурналистике в целом можно разделить на две группы. К первой из них относятся работы, рассматривающие радиожурналистику как специфическую область деятельности, обусловленную природными свойствами и общественными функциями радио*. Другим направлением является изучение радиожурналистики и ее жанров в русле газетных р жанровых модификаций .

Что касается казахской радиожурналистики, то некоторые ее исторические аспекты исследовались Р.Сагьшбековым и С.Козыбае-вым. Проблемы радиожанров и особенности сатирических передач Казахского радио в этих трудах специально не обсуждались.

Необходимо отметить, что ни в одном из названных направлений изучения радиожурналистики не уделено достаточного внимания жанрам сатиры и юмора на радио, деятельности журналистов, специализирующихся в этой сфере вещания. Это объясняется прежде

Летунов Ю.А. Документальные жанры советского радиовещания (Исторический опыт и современность). - М., 1967? Триккель И. Специфика радиокоммуникации, ее выразительные средства и жанры: Дис. канд.филол.наук. - Тарту, 19ь7; Ярошенко В.Н. Информационные жанры радиожурналистики. - М.: Искусство, 1976? Любосве-тов Д.И. По законам эфира. - М.: Искусство, 1979; Барманкулов М.К. Журналистика для всех (Общность и специфика жанров печати, телевидения и радиовещания)-. - Алма-Ата: Казахстан, 1979. См.: Бараневич Ю.Д. Жанры радиовещания (Проблемы становления, формирования, развития). - Киев - Одесса: Вища школа, 1978. Сагимбеков Р. Создание и развитие массового радиовещания в Казахской советской социалистической республике (1928-1941 гг.): Дис.канд.ист.наук. - Алма-Ата, 1973; Козыбаев С.К.-Радио - мощное средство мобилизации Компартией Казахстана трудящихся на защиту социалистического отечества (июнь 1941-1945 гг.): Дис.канд. ист.наук. - Алма-Ата, 1974. всего тем, что в сравнении с другими областями журналистики радиофельетон как жанр почти не исследован в теоретическом плане. Практически отсутствуют работы, посвященные специально критическим выступлениям радио, в частности методологическим обоснованиям и практике функционирования в программе радиофельетона. За исключением отдельных публикаций в журнале "Телевидение и радиовещание" известен лишь небольшой параграф в монографии Ю.Д. Бараневича "ЕСанры радиовещания", где рассматриваются особенности радиофельетона в сравнении с газетной формой этого жанра*1". Акустико-изобразительные возможности, значение и место радиофельетона в системе жанров радиовещания раскрыты в этой работе недостаточно полно. Заметим, однако, что монография в целом и не преследовала подобных целей.

Научная новизна настоящей работы состоит в том, что в ней впервые всесторонне исследуются опыт работы радио в области фельетона, богатство его разновидностей, специфический характер и природа этого жанра, его акустико-изобразительные средства. Причем радиофельетон рассматривается автором диссертации как жанр, природа которого обусловлена спецификой радио - начиная с сюжетно-композиционных особенностей, способов типизации реальности и кончая приемами звукового решения, интонационными, стилевыми, языковыми средствами воплощения документального материала.

Методологической и теоретической базой диссертации являют См.: Бараневич Ю.Д. Жанры радиовещания. - Киев - Одесса: Вища школа, 1978. ся труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина"1", решения съездов КПСС, постановления ЦК КПСС,- произведения выдающихся деятелей Коммунистической партии и советского государства по актуальным вопросам идеологии.

В трудах классиков марксизма-ленинизма вскрыта роль сатиры как инструмента воздействия на развитие общества, ее большое значение в социальных преобразованиях, разящая и очищающая сила смеха. Обращение к классическому наследию учит и пониманию ответственности при использовании оружия сатиры и умению с пользой для дела применять это оружие.

Поскольку радиофельетон относится к публицистическим жанрам, теоретической основой данного исследования послужили теоретические работы по журналистике Я.Н.Засурского, В.Д.Пельта, Е.П.Прохорова, В.В.Ученовой, М.С.Черепахова, В.М.Горохова, С.М. Гуревича, А.Ф.Бережного, В.И.Здоровеги, Г.В.Колосова, Д.М.Прилика, П.И.Пронина, В.А.Щандры и других. Специфика фельетона на телевидении и радио в тех или иных аспектах рассматривалась в работах Э.Г.Багирова, Р.А.Борецкого, А.Я.Юровского, В.В.Егорова, М.К.Барманкулова, В.Н.Ярошенко, Ю.А.Летунова, И.Триккеля, Д.И. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение.-К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.1. Изд. 2-е, с.414-4£9; Маркс К. Ко второму изданию "Восемнадцатого брюммера Луи Бонопарта" 23 июня 1863 г. - К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.16. Изд. 2-е, с.374-376; Энгельс Ф. Иоганну Филиппу Беккеру 22 мая 1883 г. - К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.Зь. Изд. 2-е, с.24-25» Энгельс Ф. Эдуарду Бернштейну 29 июня 1884 г. - К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.36. Изд.2-е, 0.148-150» Энгельс Ф. Предисловие ко второму изданию "Крестьянской войны в Германии". - К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.1б. Изд.2-е, с.412-420; Ленин В.И. Талантливая книжка. - Полн. собр.соч., т.с.249-250» Ленин В.И. В редакцию газеты "Правда". - Полн.собр.соч., т.48, с.88-90? Ленин В.И. В редакцию газеты "Невская звезда". - Полн.собр.соч., т.48, с.70-72.

Любосветова, В.П.Олейника, В.Н.Ружникова и других исследователей.

В основном сатирические жанры рассматриваются в этих работах как одно из направлений публицистики и в свете ее значения в социалистическом обществе.

Задачи и цели исследования. Отмечая наличие "некоторого разрыва между тенденциями и перспективами науки о вещании и специализацией, которые получают будущие исследователи", Э.Г.Багиров привел красноречивые факты, показывающие, что с 1971 года из десяти защищенных кандидатских диссертаций по проблемам радио восемь было посвящено истории радио*. Другими словами, речь идет о том, что специфика радиожурналистики как таковой исследуется у нас несколько односторонне. Об этом же свидетельствуют и выводы из выступлений участников научно-практической конференции по проблемам журналистики, прошедшей в 1982 году на факультете журналистики МГУ, где, в частности, говорилось о необходимости повышения качества и эффективности изучения сатирических жанров^.

Если обратиться к причинам недостаточно широкого изучения проблем радиосатиры, то можно назвать две основные. Первая - как уже говорилось, отдельные проблемы современного вещания нередко включаются в работы общего характера и, таким образом, рассматриваются как часть более сложного организма, что сужает рамки исследования локальных, но тем не менее важных сфер вещания. Багиров Э.Г. Задачи, которые стоят перед исследователями вещания. - В кн.: Проблемы телевидения и радио. - М.: Искусство,

1971, с.15. р ь Шкондин М.В. Советская журналистика в 1981 г. - Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика, 1983, с.84.

Вторая причина заключена в самой специфике радиокоммуникации, остро ставящей вопросы эффективности радиосатиры, ее обратной связи с объектом критики. Наша цель - опровергнуть довольно распространенное мнение о том, что при огромных масштабах радиоаудитории, воспринимающей передачу на слух, адресант не способен услышать критику, а слушатели - узнать реакцию на нее, то есть критическое выступление по радио неэффективно. Но несостоятельность подобных суждений наглядно опровергается самой практикой радиосатиры, ее жизненностью и убедительностью. Назовем некоторые сатирические передачи, вызывающие постоянный интерес радиослушателей и привлекшие внимание к ним центральной и республиканской прессы. Высоко оценивают авторы статей и рецензий содержательную, качественную программу сатирических радиожурналов страны, в том числе Всесоюзного "Сатирического микрофона11*, "Веселого спутника", "Колючки"; ленинградских - "Клещи", "Критическая волна"; белорусских "Нартуем и смяемся" ("Шутим и смеемся"), "На колючай хвал!" ("На колючей волне"); узбекского "Таббасум" ("Зоркий"), казахстанских "Кореген" ("Зоркий глаз"), "На колючей волне"; грузинского "Шолти" ("Бич")г азербайджанских "Ара" ("Шмель"), "Пчела"; киргизских "Не в бровь, а в глаз", "На сатирической волне"; латышского "Дадзис"; туркменского "Ярты кулак" созд ;о около десяти научных и критических статей, обзоры и отчеты в сборниках, журналах и газетах. Если в обзорах отмечаются "успех" и "высокий авторитет в оценках слушателей", то в научных и критических статьях подчеркиваются "злободневность", "новизна", "социальная значимость" из

Всесоюзного радио (передача дания.

Корноухий"); каракалпакского "Тикенек" ("Колючка"); челябинского "В самую середину мишени"; владимирского "Рожок"; тульского "Левша в эфире" и других. Говоря об эффективности и своевременности сатирических радиопередач В.Конюхов, в частности, пишет: "После выхода ряда партийных документов, призвавших к более активной борьбе с недостатками, в почте редакции (сатирических передач Всесоюзного радио. - Н.О.) существенно возросло количество писем, в которых слушатели высказывали отношение к критическим выступлениям по радио и сообщали конкретные адреса для критики. И если обычно в таких случаях редакция отвечала на острые сигналы в различных тематических рубриках, то требования жизни и радиослушателей привели к созданию регулярной передачи, целиком содержащей критические выступления"*.

Несмотря на трудности создания радио- и телевизионных сатирических передач, отсутствие достаточного опыта в этих сравнительно новых формах пропаганды, все более заметной становится тенденция обращения советского вещания к критическим выступлениям по острым, наболевшим вопросам. Сегодня почти невожможно представить себе программу передач без сатиры и юмора, и отказаться от них значило бы обеднить эфир. Помня о том, что сатира и юмор на радио - "это чересчур острое оружие критики, с которым надо 2 обращаться очень осторожно" , тем не менее надо распространять накопленный опыт, изучать и совершенствовать его, готовить специалистов, с ответственностью, строгостью, "политической зре Конюхов В. Эффективность обратной связи. - Телевидение и радиовещание, 1980, № 7, с.13. о

Шахматов И. "Теория увеличительного стекла" и жизнь. -Советская печать, 1959, № 8, с.39-40. лостыо, чувством меры и такта" относящихся к этому важному и очень нужному делу.

В своей книге "Повесть с двумя сюжетами" Е.И.Журбина цитирует меткое образное определение сатиры, данное поэтом С.Смирновым: "На арену цирка входит прыгун. Он серьезен, красив, силен. Прыгун разбегается и прыгает сразу через четырех лошадей. Зрители в восторге. Гром аплодисментов. Вслед за ним появляется клоун. Он улыбается, а волосы у него встали дыбом. Он запнулся о собственную ногу и упал. Смех. Он разбегается и делает прыжок, летит ракетой, успевает свистнуть и сделать два сальто, после чего благополучно приземляется и, скорчив уморительную рожу, галантно раскланивается с публикой. Гром аплодисментов. Но ему аплодируют за полет ракетой, за свист, за двойное сальто, за веселую гримасу, но как-то остается незамеченным, что он тоже прыгнул через четырех лошадей. Такова функция и удел сатиры и юмора"*.

Сравнение очень точное и наглядное по отношению к печати. Что же касается фельетона на радио, то здесь даже готовое литературное произведение представляет собой лишь полуфабрикат, материал для передачи в эфир. Текст в подобном произведении - только начальный этап творчества. Проходя через несколько стадий при подготовке в эфир, текст не должен ничего утратить от своего своеобразия, содержательной остроты, оригинальности мысли. Но только глубокое, органическое слияние актерского мастерства, музыкального оформления, режиссерского решения и творческого монтажа может привести к появлению в эфире полнокровного сатиричес Цит.по: Журбина Е.И. Повесть с двумя сюжетами. - М.: Советский писатель, 1974, с.43. кого радиопроизведения.

Журналист Белорусского радио Н.Матусовский пишет: "Честное слово, я нисколько не преувеличу, если скажу, что сатира и юмор - это самое трудное, что есть и может быть на радио"*. Его дополняет суждение редактора Грузинского радио Г.Мгебришвили: "Ни один другой жанр на радио не требует такой большой предварительной совместной работы автора и режиссера, как сатира и юмор. В р содружестве автора и режиссера рождается форма передачи" . Высказывания обоих радиожурналистов, бесспорно, основаны на опыте их работы. В то же время нет сомнения, что истоки особой сложности укоренения сатиры на радио следует искать в эволюции самих жанров, в истории их становления как жанров радиожурналистики.

Жанр фельетона пришел на радио из газеты. Исследователь истории радиожурналистики В.Ружников считает, что на радио "газетные жанры попали не в своем первоначальном виде и не сразу, а миновав ряд промежуточных звеньев. Уже в радиогазете начался и интенсивно протекал процесс радиоадаптации газетных жанров". И далее: "В рамках радиогазеты этот процесс (т.е. радиоадаптации -Н.О.) не был завершен, он продолжается и после ликвидации радиогазеты. Факт очень любопытный и не привлекший до сих пор внимао ния исследователей" . И поскольку, как отмечает Ю.Бараневич, фельетону "меньше других жанров довелось приспособливаться к ус

1 Сб.: Сатира и юмор в эфире. - М., 1965, с.45. р

Там же, с.60. Ружников В. От радиовестников РОСТА до информационной программы "Маяк" (вместо предисловия). - В кн.: Информационные жанры радиожурналистики. - М.: Искусство, 1976, с.II. ловиям и требованиям микрофона", то и основное внимание уделялось его форме: "Он пишется как бы специально для того, чтобы читали вслух"^.

Однако не только и не столько форма роднит радиофельетон с родственным газетным жанром. Главное - система функций, общественных задач фельетона. Она же в сочетании с требованиями специфики радио определяет сложность его приспособления к бытию в эфире.

Вопросы изучения истории жанра радиофельетона, его становления, адаптации к радиоканалу, тенденций развития и жанровых особенностей в системе жанров радиовещания составляют содержание первой главы нашей диссертационной работы.

На ноябрьском (1981 г.) Пленуме Центрального Комитета Коммунистической партии Казахстана член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК КП Казахстана тов. Д.А.Кунаев сказал: "Сейчас перед лицом грандиозных по своим масштабам и новизне задач партийным организациям важно делать самые острые практические выводы по каждому факту, связанному с посягательствами на социалистическую собственность, спекуляцией, тунеядством, прилагать все усилия к тому, чтобы исключить из нашей жизни эти негативные явления. С ними самым решительным образом обязаны бороться не только адми2 нистративно-правовые органы, но и печать, телевидение и радио" . В выступлении Д.А.Кунаева очерчен круг социальных задач, которые призваны активно решать средства массовой информации и пропаган Бараневич Ю.Д. Жанры радиовещания. / Проблемы становления, формирования, развития, с.123. 2

Казахстанская правда, 1981, 3 декабря. ды, в том числе в воспитании нового человека, в критике и искоренении недостатков, которые наносят серьезный ущерб нашему обществу.

В национальной культуре казахского народа сатира и юмор имеют давнюю традицию. Исследователь казахской сатиры Т.Кожаке-ев пишет: "Казахский народ, как и другие восточные народы, богат шутливыми анекдотами, поучительными рассказами, остроумными отвев тами, миниатюрными новеллами. Если Добролюбов говорил, что "литература наша началась сатирою, продолжалась сатирою и до сих пор стоит на сатире", то это можно сказать и о казахской литературе.

В истории ее не найдете ни одного поэта и писателя, в творчестве т которого не встречались бы элементы сатиры и юмора" . Безусловно, это свойство национальной культуры не могло не проявиться и в современных жанрах радиовещания, тенденции развития которых лежат в общем, магистральном направлении с развитием казахской сатиры. Органическое сочетание документальности строгой достоверности факта с художественно обобщающей феормой, публицистически ярким освещением факта, сатирические передачи - одно из перспективных направлений республиканского радиовещания. В книге "Гласность контроля" говорится: "Вот уже десять лет республиканское радио дважды в месяц передает в эфир сатирические радиожурналы "На колючей волне" (на русском языке) и "Кореген" ("Зоркий глаз" (на казахском языке). Сотрудники республиканского Комитета Народного контроля взяли на себя проверку поступающих в редакцию писем и жалоб, подготовку фактов. Нужно сказать, что радиожур Кожакеев Т. Казахская сатира: Автореф. дис. докт. филол.

1ук. -^Алма-Ата, 1968, сЛ. налы "На колючей волне" и "Котэеген" - одни из самых популярных передач Казахского "Радио, Сатирическое шло бьет точно: в журналах конкретные факты, фамилии, адреса. Эмоциональному восприятию материалов отлично помогает своеобразная форма радиофельетона.

Отмечаемое многими исследователями усиление в современной радиопублицистике определенной тенденции к критическому осмыслению действительности совпадает с признанием того факта, что в по2 литических передачах значительно возросло критическое начало . Таким образом, цель и задачи нашего исследования показать место радиофельетона в этом общем процессе, характерном для сегодняшнего этапа развития радиожурналистики и в целом для всех средств массовой информации, функционирующих в социалистическом обществе.

В диссертации цредпринята попытка ответить на следующие вопросы, вытекающие из вышеизложенного: анализ первых передач сатирического характера как начальной стадии развития сатирического радиовещания; формирование жанра радиофельетона как основного в системе сатирических жанров (с использованием документальных данных за 1930-1980 годы, многие из которых вводятся в научный оборот впервые) ; исследование содержательно-смысловой структуры радиофельетона, его сюжетно-композиционных особенностей своеобразия сатириче

1 Ильяшенко Ю.Е. Гласность контроля. - Алма-Ата: Казахстан, 1979, с.48. 2

См.: Багиров Э.Г. В зеркале общественного мнения. -Телевидение и радиовещание, 1980, № 9, с.36. ской типизации, образного обобщения фактического материала, диктуемых законами эфира; анализ основных форм современного радиофельетона, а также функций других жанровых элементов в установлении нового жанрового образования; анализ специфически радийных элементов радиофельетона, в том числе акустико-выразительных средств (речь, интонация, документальные шумы, музыка, монтаж и т.д.),

В работе применен комплексный подход к изучению сатирического вещания с целью дальнейшего повышения его эффективности.

Практическое значение исследования. Анализируя особенности сатирических передач Всесоюзного и Казахского радио, одного из основных жанров - радиофельетона в их историческом развитии, мы стремились показать не только творчество ведущих радиофельетонистов, их художественные приемы в создании сатирических радиопередач, но и их общественное назначение, важную социальную роль советской радиосатиры. Исходя из этих задач, целесообразно использовать выводы и рекомевдации диссертационного исследования на практике - в подготовке сатирических радиожурналов и телепередач, а также при обучении студентов факультетов журналистики.

Материал и метод исследования. В диссертации помимо текстов радиофельетонов и других сатирических передач исследуются материалы архива Центра научного программирования Госкомитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию; ЦГАОР СССР (фонды: 391, 6903); Государственного Центрального архива Казахской ССР (фонды: 1489, 2010, 1877) и Гостелерадио Казахской ССР. Некоторые документы вводятся в научный оборот впервые. В работе приведены высказывания и предложения радиофельетонистов Всесоюзного и республиканского радио, использован также собственный опыт работы в качестве редактора и постоянного автора сатирического радиожурнала "Кореген".

Изучены и получили освещение на страницах диссертации основные партийные документы, связанные с вопросами повышения эффективности коммунистической пропаганды, научные труды по журналистике .

В первой главе работы используется историко-теоретический метод исследования: во второй - в основном на базе практического опыта редакции сатирических передач Казахского радио - применяется научно-теоретический метод анализа.

Апробация работы. Основные положения настоящего исследования изложены в двух учебно-методических пособиях, в статьях, опубликованных в научных сборниках и журналах, а также в тезисах доклада на межвузовской научно-теоретической конференции молодых ученых КазГУ имени С.М.Кирова (1979, 1981, 1982 гг.), Алматин-ского обкома комсомола (ноябрь 1983 г.), ЦК ЛКСМ Казахстана (февраль 1984 г.). По теме диссертации опубликован ряд статей общим объемом около 7 п.л. Ряд предложений использован в редакционной практике Казахского радио. Материалы исследования положены в основу спецкурса, который читается автором диссертации на факультете журналистики КазГУ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Фельетон как жанр радиожурналистики (на материалах Всесоюзного и Казахского радио)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Б.И.Ленин придавал большое значение пропаганде борьбы с любыми недостатками. В письме от 13 декабря 1921 года к В.А.Аване-сову, Д.И.Курскому и А.Д. Цюрупе, критикуя работников государственного аппарата за допущенные в работе недостатки, он писал: "Нет сомнения, что виновные в волоките здесь налицо, а с точки зрения принципа необходимо такие дела не оставлять в пределах бюрократических учреждений, а выносить на публичный суд, не столько ради строгого наказания (может быть, достаточно будет выговора), но ради публичной огласки и разрушения всеобщего убеждения в ненаказуемости виновных"*. Спустя десять дней в писье к П.А.Богданову Владимир Ильич вновь обращается к вопросу о гласности: "Тащить волокиту на суд гласности: только так мы эту болезнь всерьез о вылечим" .

Острота, злободневность современной сатиры на радио, вооруженной богатым опытом печатной сатиры и использующей новые специфические возможности вещания, ее активная, плодотворная роль в разоблачении и искоренении недостатков действительности, получают большое признание в наши дни. Об актуальности и необходимости развития сатиры на радио свидетельствуют и распространение, укоренения в советском вещании жанра радиофельетона. В постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" (26 апреля 1979 г.) сказано: "Систематически, целеустремленно и непримиримо следует вести борьбу всеми средствами пропаганды и воспитания от обсуждения в парторганизации, трудовом коллективе до критики в печати, по радио, телевидению - за иско

Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.54, с.71.

2ж Там же, с.87.

- 158 ренение таких нередко бытующих еще в нашей жизни враждебных социализму уродливых пережитков прошлого, как стяжательство и взяточничество, стремление урвать побольше от общества, ничего не давая ему, бесхозяйственность и расточительство, пьянство и хулиганство, бюрократизм и бездушное отношение к людям, нарушение трудовой дисциплины и общественного порядка"*. Высокие требования, поставленные КПСС перед средствами массовой информации и пропаганды, определяют задачи и перспективы развития сатирических жанров на радио. В борьбе с отрицательными явлениями на современном этапе сатирические передачи и, в частности, радиожурналы, о которых шла речь в данной работе, следуют ленинским принципам гласности критики, не упуская из виду все те порочные проявления действительности, о которых говорилось в Постановлении ЦК КПСС. Мы уже отмечали преобразующую роль сатирического вещания в нашем обществе. Однако "выявить и ликвидировать неполадки на каком-либо предприятии - это лишь полдела. Главное - добиться такого положения, чтобы во всех коллективах царил дух творчества и непримиримости к порочным методам работы, чтобы неполадки гасились в зародыше. Задачи радио и народного контроля в этом деле полностью совпадают. Это и стало основой содружества" . Цель радиожурналистов - в пробуждении гражданской активности, в неослабном контроле общественности деятельности учреждений и предприятий, выполнения норм социалистического общежития, похода за экономию и бережливость, за эффективное устранение любых недостатков, мешающих нашей жизни. Сатирическое вещание и его боевой танр - радиофельетон обеспечивают выполнение этих важных социальных задач.

Постановление ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы". - КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. - М.: Политиздат, 1979, с.346-347.

Ильяшенко Ю.Е. Гласность контроля, с.44.

Жанр радиофельетона, как и ряд других жанров радио, выполняет те же функции, что и газетный фельетон, он и возник на радио как его аналог, но только в .специфической - звучащей - форме. Поэтому его дальнейшее формирование и эволюцию нельзя рассматривать в отрыве от этапов становления других жанров радиожурналистики. Его язык, выразительные средства, методы отбора, обработки и донесения до слушателей жизненных фактов в значительной мере определяются средой бытования, условиями радиоканала, нежели традиционными, классическими средствами печатного фельетона.

Плодотворное развитие жанра радиофельетона обусловлено аку-стико-изобразительными свойствами и особенностями эфирной материи. Приобретая новые жанровые качества, радиофельетон стал одной из эффективных художественно-публицистических жанров советского радиовещания. О его дальнейшем развитии свидетельствует многообразие разновидностей. Так, кроме документального и документально-постановочного фельетона получили распространение фельетоны-репортажи, фельетоны-интервью, фельетоны-монологи, фельетоны-песни и т.д. Жанровая структура фельетона может включать в себя элементы других радиожанров. В целом он служит задачам отражения определенных сторон действительности и авторского замысла в соответствии с закономерностями эфира.

Подытоживая результаты анализа, воспользуемся словами В.И.Ленина о том, что "достигнутым надо считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки"*. Радиофельетон получил в радиопрограмме постоянное и прочное место, а его прослушивание стало традицией для большой армии радиослушателей. Как жанр высокого искусства, художественный жанр, радиофельетон отвечает эмоциональ

Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.45, с.390.

- 160 ным и эстетическим требованиям аудитории. Как публицистический жанр он посредством изображения "кусочков жизни" (М.И.Калинин) активно способствует формированию социалистического мировоззрения, гражданских позиций слушателей. Одновременно, раскрывая богатейшие возможности радио, жанр радиофельетона укрепил и продолжил традиции отечественной сатиры.

 

Список научной литературыОмашев, Намазалы, диссертация по теме "Журналистика"

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.414-429.

2. Маркс К. Ко второг^у изданию "Восемнадцатого брюмера Луи Бонопар-тап 23 июня 1869 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.16, с. 374-376.

3. Энгельс Ф. Иоганну Филиппу Беккеру 22 мая 1883 г. Маркс К. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 36, с. 24-25.

4. Энгельс Ф. Предисловие ко второку изданию "Крестьянской войны в Германии". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. т.16, с. 412-420.

5. Энгельс Ф. Эдуарду Бернштейну 29 июня 1884 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 36, с. 148-150.

6. Ленин В.И. К.П.Горбунову. 21.X.1918 г. Полн.собр.соч., т.50, с. 197.

7. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. Полн. собр.соч., т. 12, с. 99-105.

8. Ленин В.И. 0 характере наших газет. Полн.собр.соч., т. 37, с. 89-91.

9. Ленин В.И. Талантливая книжка. Полн.собр.соч., т.44, с.249-250.

10. Ленин В.И. В редакцию газеты "Правда" 8.IX.1912 г. Полн.собр. соч., т.48, с. 88-90.

11. Ленин В.И. Записка Н.П.Горбунову и пометки на письме А.М.Николаева 18.1У.1921 г. Полн.собр.соч., т.52, с.154.

12. Ленин В.И. А.М.Николаеву 6.X.1920 г. Полн.собр.соч., т.51, с. 295-296.

13. Ленин В.И. М.А.Бонч-Бруевичу 5.И.1920 г. Поли.собр.соч., т.51/ с.130.

14. Ленин В.И. Письмо В.С.Довгалевскому и поручение секретарю 2.IX.1921 г. Полн.собр.соч., т.53, с.160-161.х х

15. В.И.Ленин о печати: Сборник.(Сост. А.3.Окороков). Изд.2-е. - М.: Политиздат, 1974. - 511 с.; 5 л. ил.

16. В.И.Ленин о пропаганде и агитации: Сборник (Сост.Н.Н.Суровцева и А.Г.Хоменко). М.: Политиздат, 1978. 240 с.

17. В.И.Ленин о радио: Сборник. (Сост. и авт. примеч. П.С.1^ревич, Н.П.Карцов). М.: Искусство, 1973. - 183 е.; 4 л. ил.1. П. Документы и материалы

18. Черненко К.У. Речь на встрече с рабочими Московского металлургического завода "Серп и молот" 29 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 32 е., ил.

19. Черненко К.У. Народ и партия едины. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы 2 марта 1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 30 с.

20. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. -М.: Политиздат, 1983. 80 с.

21. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26-27 декабря 1983 г. М.: Политиздат, 1984.

22. Задачи партии в области идеологии, воспитания, образования, науки и культуры. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 116-132 с*

23. СМИП в жизни советского народа, перспективы развития. Материалы

24. ХХУТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, с.75-76, 89, 182.

25. Об ошибочном фельетоне С.Нариньяни "Ухарь-купец": Постановление

26. ЦК КПСС от 15 сентября 1959 г. Советская печать в документах. - М.: Госполитиздат, 1961, с.306-307.

27. Об улучшении советского радиовещания: Постановление ЦК КПСС от 29 января 1960 г. Там же, с.530-536.

28. О мерах по дальнейшему улучшению работы радиовещания и телевидения: Постановление ЦК КПСС от 6 июня 1962 г. Там же, с.542-548.

29. О литературно-художественной критике: Постановление ЦК КПСС от21 января 1972 г. КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. - М.: Политиздат, 1979, с.300-304,

30. Киров С.М. Всесоюзному совещанию работников фабрично-заводского радиовещания. "Ленинградская правда", 1934=, 4 июня.

31. Крупская Н.К. Радио у нас должно служить массам. "Рабочая газета", 1925, 3 марта.

32. Кунаев Д.А. Ленинская национальная политика КПСС в действии: Речи и статьи. - М.: Политиздат, 1981, с.424.

33. Суслов М.А. Дело всей партии: Доклад на всесоюзном совещанииидеологических работников 16 октября 1979 г. М.: Политиздат, 1979, с.47.х х

34. Горький A.M. О советском радиовещании. Там же, с.339-340.

35. Горький A.M. Советская литература: Доклад на Первом всесоюзном съезде советских писателей 17 августа 1934 г. Там же, т.27, с.298-333.

36. Гоголь H.B. Невский проспект. Собр.соч. в 6-ти т., т.З, с.7-44.

37. Луначарский A.B. О смехе. Собр.соч. в 8-и т., т.7, с.531-538.

38. Чернышевский Н.Г. Об искренности в критике. Полн.собр.соч. в 15-ти т., т.2, с.241-262.

39. Чехов А.П. Лишние люди. Собр.соч. в 12-ти т., т.4, с.226-232.

40. А.П.Чехов драматург. - Собр.соч. в 12-ти т., т.4, с.466-467.

41. Щедрин М.Е. Новые стихотворения А.Н.Майкова (Приложение к "Русскому вестнику" 1864 г.). Собр.соч. в 20-ти т., т.5, с.424-435.

42. Ш. Материалы съездов, конференций, симпозиумов

43. КПСС о формировании нового человека: Сб. документов и материалов (1965-1976). М.: Политиздат, 1976. - 456 с.

44. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Сб.материалов. М.: Политиздат, 1981. - 190 с.

45. За высокое качество и действенность идеологической работы: Материалы Всесоюзного семинара-совещания идеологических работников. Москва, 20 апреля 1981 г. М.: Политиздат, 1981. - 576 с.

46. Об идеологической работе КПСС: Сб. документов (1967-1976 гг.). -М.: Политиздат, 1977. 639 с.х х255 с. (Ошт и актуальные проблемы идеологической работы).

47. Кондратов П.В. Методика определения эффективности печати, телевидения, радиовещания. Хабаровск, 1978. - 33 е., ил.

48. Современность. Человек. Радио. Вып.1 (Материалы научно-теорет. конф.). М.: БМО ГКРТ, 1968. - 216 с.

49. Современность. Человек. Радио. Вып.П (Материалы 2-ой Всесоюзн. научно-теорет.конф.). М.: НМО ГКРТ, 1970. - 286 с.1У. Книги

50. Абрамский И.А. Смех сильных: 0 художниках журнала "Крокодил". -М.: Искусство, 1977. 319 с.

51. Агзамов Ф.И. Ленинские принципы журналистики в действии. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1980. - 183 с.

52. Аграновский В.А. Ради единого слова: Журналист о журналистике. -М.: Мысль, 1978. 168 с.

53. Азербайджанское радио: 50 лет в эфире. Краткий очерк Государственного комитета Совета Министров Азербайджанской ССР по телевидению и радиовещанию. Баку, 1976. - 15 е.,ил.

54. Алексеев В.А. Оружием политической сатиры. М.: Мысль, 1979. -244 с.

55. Аманбаев К.А. Действенное средство идеологической работы. Алма-Ата: Казахстан, 1981. - 204 с.

56. Амандосов Т.С. Жанры казахской советской печати. Алма-Ата: Мектеп, 1968. - 243 с.

57. Аргынбаев М.Ж. Печать Казахстана на завершающем этапе социалистического строительства. Алма-Ата: Казахстан, 1977. -240 с.

58. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М.: Искусство, 1978. -151 с.

59. Багиров Э.Г., Кацев И. Телеврщение XX века. Политика. Искусство. Мораль. М.: Искусство, 1968. - 303 с.

60. Бараневич Ю.Д. Жанры радиовещания: Проблемы становления, формирования, развития. Киев - Одесса: Вшца школа, 1978. -194 с.

61. Барманкулов М.К. Журналистика для всех (Общность и специфика жанров печати, телевидения и радиовещания). Алма-Ата: Казахстан, 1979. - 318 с.

62. Бекхожин Х.Н. Очерки истории печати Казахстана. Алма-Ата: Мектеп, 1981. - 239 с.

63. Бережной А.Ф. В.И.Ленин публицист и редактор. - М.: Мысль, 1975. - 159 с.

64. Бернштейн С.И. Язык радио. М. • Наука, 1977. - 46 с»

65. Борев Ю. О комическом. М.: Академия наук СССР. Институт мировой культуры им. А.М.Горького. Искусство, 1957. - 232 с.

66. Борецкий P.A., Юровский А.Я. Основы телевизионной журналистики (Учебное пособие для ун-тов). М.; Изд-во МГУ, 1966. -337 е., ил.

67. Борецкий P.A. Телевизионная программа (Очерки теории пропаганды). -М.: НМО ГКРТ, 1967. 213 с.

68. Введение в теорию журналистики. Учеб.пособие (Прохоров Е.П., Гуревич С.М., Ибрагимов А.Х.-Г. и др.). М.: Высшая школа, 1980. - 287 с. ^

69. Вакуров В.Н. Речевые средства юмора и сатиры в советском фельетоне. М.: Изд-во МГУ, 1961. - 59 с.

70. Виленский М.Э. Как написать фельетон. М.: Мысль, 1982. - 208 с.

71. Вулис А. Метаморфозы комического. М.: Искусство, 1976. - 126 с.

72. Газета "Правда" о советском телевидении и радиовещании: (Сб. статей). Вып.1-5. М.: ЦНП ГКТР, 1972-1977.

73. Газетные жанры (Ю.Корнилов, И.Поляков и др.). Изд.2-е. - М.: Политиздат, 1976. - 176 с.

74. Гальперин Ю.М. В эфире слово. - М.: Искусство, 1977. - 168 с.

75. Главное призвание (Комплексное воспитание человека средствами массовой информации и пропаганды): Сб.статей. (Сост. С.С.Матвиенко и др.). Алма-Ата: Казахстан, 1979. -230 с.

76. Глейзер М. Радио и телевидение в СССР. (Даты и факты. 1917-1963 гг). М.: ШО ГКРТ, 1965. - 230 с.

77. Говорит и показывает Ташкент: к 50-летию Узбекского радио. -Ташкент: Узбекистан, 1977. 102 с.

78. Говорит Ашхабад: к 50-летию Туркменекого радио. Ашхабад: Государственный комитет ТССР по телевидению и радиовещанию: Туркменстан, 1977. - 39 с.

79. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества: Пресса и публицистика. М.: Мысль, 1975. - 190 с.

80. Гуревич С.М. К.Маркс и Ф.Энгельс основоположники теории коммунистической журналистики. - М.: Изд-во МГУ, 1973. -320 с.

81. Гуревич П.С., Ружников В.Н. Советское радиовещание: Страницы истории. М.: Искусство, 1976. - 382 с.

82. Дубровин В.Б. К истории советского радиовещания: Пособие для студентов-заочников факультета журналистики гос.ун-тов. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. 78 с.

83. Дмитровский М.И. Оружием смеха. Алма-Ата: Казахстан, 1968. -144 с.

84. Ершов Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы (От эпиграммы до романа). Л.: Наука, 1977. - 281 с.

85. Есин Б.И. Русская газета и газетное дело в России: Задачи и тео-рет.-методол.принципы изуч. М.: Изд-во МГУ, 1981. -132 с.

86. Жанры телевидения: Метод.пособие для работников телевидения (Ба-гиров Э.Г., Борецкий P.A., Кацев И.). М.: ШО ГКРТ, 1967. - 230 с.

87. Журбина Е.И. Искусство фельетона. М.: Художественная литература, 1965. - 287 с.

88. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров: Очерк. Фельетон. М.: Мысль, 1969. - 399 с.

89. Журналистика в политической структуре общества: Некоторые проблемы полит.орг.системы средств массовой информации и пропаганды (Под ред. Я.Н.Засурского). М.: Изд-во МГУ, 1975. - 336 с.

90. Журналистика развитого социализма: Вопросы теории и практики. Сборник научных трудов. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1983. - 151 с.

91. Зарва М.В. Слово в эфире (0 языке и стиле радиопередач). М.: Искусство, 1977. - 179 с.

92. Заславский Д.И. Фельетон в газете. — М.: Изд—во ВПШ и АОН при ЦК ВКП(б), 1952. 28 с.

93. Западов A.B. От рукописи к печатной странице: 0 мастерстве редактора. М.: Советский писатель, 1978. - 304 с.

94. Звучащий мир: Книга о звуковой документалистике (Сост. В.М.Воз-чиков). М.: Искусство, 1979. - 167 с.

95. Здоровега В.И. Слово токе есть дело: Некоторые вопросы теории публицистики. М.: Мысль, 1979. - 174 с.

96. Ильяшенко Ю.Е. Гласность контроля. Алма-Ата: Казахстан, 1979. -54 с.

97. Искусство публицистики. Алма-Ата: Казахстан, 1966. - 272 с.

98. Кабдолов 3. Стрела (Литературные размышления и разборы). Алма-Ата: Жазушы, 1977. - 379 с.

99. Казаков Г.А. Ленинские щцеи о радио. М.: Политиздат, 1968. -288 с.

100. Казахстан: Страницы радиолетописи (Сост. Ф.М.Фахрутдинов). Алма-Ата: Казахстан, 1981. - 128 с.

101. Каратаев М. Проблемы казахской литературы. Алма-Ата: Казгоспо-литиздат, 1963. - 418 с.

102. Кожакеев Т. Человек. Общество. Сатира. Алма-Ата: Казахстан, 1980. - 175 с.

103. Кожакеев Т. Сатирические жанры. Алма-Ата: Мектеп, 1983. - 213 с.

104. Козыбаев С.К. Слово, ковавшее победу (Радио Казахстана в годы Великой Отечественной войны). Алма-Ата: Казахстан, 1979. -120 с.

105. Колосов Г.В. Поэтика очерка (Учеб.-метод, пособие к спецкурсу: "Проблема современного очерка"). М., 1977. - 77 с.

106. Кольцов М.Е. Избранные произведения в 3-х т., т.1. М.: Госполитиздат, 1957. - 596 с.

107. Кольцов ГЛ.Е. Писатель в газете: Выступления, статьи, заметки.

108. Сост. Р.М.Коган). М.: Советский писатель, 1961. -139 е., I л.портр.

109. Кондратов П.В. Формула эффективности прессы. М.: Мысль, 1980. -126 с.

110. Конратбаев А. Мастерство писателя: Литературная критика. Алма-Ата: Жазушы, 1979. - 162 с.

111. Коржева П.Б. Язык юмора и сатиры (Из истории развития речевых средств в создании комических эффектов в русской литературе). Алма-Ата: Мектеп, 1979. - 120 с.

112. Крикунов Ю.А. Сила газетного слова. Алма-Ата: Казахстан, 1980. -160 е., ил.

113. Кройчик Л.Е. Современный газетный фельетон. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1975. - 230 с.

114. Кузнецов И.В., Мишурис А.Л. История партийной и советской журналистики: Учебн.-метод. пособие для студентов-заочников У курса факультета и отд. журналистики гос.ун-тов. -Изд.6-е, испр. и доп. М.; Изд-во МГУ, 1979. - 122 с.

115. Курляндская С. Фельетон жанр сатирический (По материалам советской литературы и критики 20-х годов). - М., 1967. -32 с.

116. Летунов Ю.А. 0 развитии документальной радиожурналистики. К теоретической конференции по проблемам радио- и телевизионной информации. М.: НМО ГКРТ, 1966. - 140 с.

117. Любосветов Д.И. По законам эфира: 0 специфике творчества радиожурналиста. М.: Искусство, 1979. - 157 с.

118. Ляшенко Б.П. Наедине с микрофоном. М.: Искусство, 1974. - 134 с.

119. Маграчев Л.Е. Сюжеты, сочиненные жизнью. М.: Искусство, 1972. -190 с.

120. Макарян A.M. О сатире. M.: Советский писатель, 1967. - 275 с.

121. Марченко Т.А. Радиотеатр: Страницы истории и некоторые проблемы. -М.: Искусство, 1970. 221 с.

122. Маршак С.Я. Воспитание словом. М. : Советский писатель, 1961. -542 с.

123. Мастерство журналиста (Под ред. Горохова В.М. и Пельта В.Д.). -М.: Изд-во'МГУ, 1977. 32 с.

124. Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания (Сборник статей). М. : Изд-во МГУ, 1981. - 291 с.

125. Методы журналистского мастерства (Под ред. В.М.Горохова). М.: Изд-во МГУ, 1982. - 152 с.

126. Михалков C.B. Моя профессия. М.: Советская Россия, 1974. - 254 с.

127. Многонациональная советская журналистика (Союз журналистов СССР, МГУ им. М.В.Ломоносова, Редкол.: Я.Н.Засурский и др.). -М.: Мысль, 1975. 372 с.

128. Николаев A.M. Ленин и радио. М.: Госполитиздат, 1934. - 39 с.

129. Николаев Д. Смех оружие сатиры. - М. : Искусство, 1962. - 223 с.

130. Озмитель Е.К. Советская сатира: семинарий. М.-Л.: Просвещение, 1964. - 260 с.

131. Озмитель Е.К. О сатире и юморе. Л.: Просвещение, 1973. - 191 с.

132. Олейник В.П. Радиопублицистика: Проблемы теории и мастерства. -Киев: Вшца школа, 1978. 191 с.

133. Очерки истории советского радиовещания и телевидения (Учебное пособие). 4.1: I9I7-I94I. М. : Мысль, 1972. - 247 с.

134. Полвека в пути: Сборник статей. (Сост. В.Шляхов). Алма-Ата: Казахстан, 1969. - 338 с.

135. Проблемы истории, теории и практики журналистики (Научный редактор Г.В.Колосов). Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. - 176 с.

136. Пронин П.И. Свобода печати и ее осуществления. М., 1971. - 82 с.

137. Прохоров Е.П. Публицист и действительность. М.: Изд-во МГУ, 1973. - 317 с.

138. Радио и телевидение в СССР. М.: ШЛО ГКРТ, i960. - 164 с.

139. Радиоискусство: Теория и практика. (Сост. В.П.Зверев). М.: Искусство, 1983. - 248 с.

140. Ревенко А.Г. Заповедное слово. М.: Искусство, 1975. - 119 с.

141. Р/башкин А. Голос Ленинграда: Ленинградское радио в годы блокады. Изд. 2-е, доп. Л.: Искусство, 1980. - 215 е., 10 л. ил.

142. Рустембекова Р. Казахская советская сатира. Алма-Ата: Паука, 1978. - 136 с.

143. Савельева М.Р., Губайдуллина Э.Г. Документальные радиожанры. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1979. 56 с.

144. Сагал Г.А. Двадцать пять интервью: Так работают журналисты. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1978. - 285 е., ил.

145. Сагымбеков Р. Говорит Алма-Ата. Алма-Ата: Казахстан, 1979. -156 с.

146. Сатира и юмор в эфире. М.: НМО ГКРТ, 1965. - 80 с.

147. Сатира и юмор на телеэкране.(Опыт Московской, Пензенской, Одесск., Новосиб., Воронеж, студий): Сборник статей. М.: НМО ГКРТ, 1965. - 79 с.

148. Саппак В. Телевидение и мы. М.: Искусство, 1963. - 182 е., ил.

149. Семенов М.Г. Крокодильские были. М.: Мысль, 1982. - 208 с.

150. Свитич Л.Г., Ширяева A.A. Журналист и его работа (Метод, основы и результаты конкрет. социолог, исследов.). М.: Изд-во МГУ, 1979. - 191 с.

151. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования: Учебник для вузов по спец. "Журналистика". Изд. 2-е, испр. и доп. -М.: Высшая школа, 1980. 328 с.

152. Симкин А.Р. Сатирическая публицистика. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1976. - 174 е., ил.

153. Советский фельетон. М.: Госполитиздат, 1959,-528 с.

154. Советская журналистика и коммунистическое воспитание трудящихся

155. Под ред. Р.П.Овсепяна). М.: Изд-во МГУ, 1979. - 215 с.

156. Социология журналистики (Под ред. проф. Е.П.Прохорова). М.: Изд-во МГУ, 1981. - 232 с.

157. Стыкалин С.И., Кременская И.К. Советская сатирическая печать (I9I7-I963). М.: Госполитиздат, 1963. - 484 е., ил.

158. Суконцев A.A. Сатира в наступлении. М.: Советский писатель, 1966. - 78 с.

159. Таджикскому радио 50 лет. Душанбе: Ирфон, 1980. - 56 е., ил.

160. Тажибаев А. Становление и развитие казахской драматургии. Алма-Ата: Жазушы, 1971. - 415 с.

161. Телевидение и радиовещание в СССР (Сост. В.П.Волков и др.). М.• Искусство, 1979. - 295 е., 24 л. ил.

162. Теория и практика советской периодической печати: Учебное пособие для вузов (Бекасов Д.П., Горохов В.М. и др.; Под ред. В.Д.Пельта). М.: Высшая школа, 1980. - 376 с.

163. Тилеужанов М., Шор Г.Мусрепова. Алма-Ата: Жазушы, 1978. - 116 с.

164. Ученова В.В. Основы марксистско-ленинского учения о журналистике. М.: Изд-во МГУ, 1981. - 200 с.

165. Фельетоны. Алма-Ата: Казахстан, 1962. - 252 с.

166. Хелемевдик B.C. Союз пера, микрофона и телекамеры: Опыт систем, и исслед. М.: Мысль, 1977. - 316 с.

167. Цукасов C.B. Время зрелости (Пресса развитого социализма и ее эффективность). М.: Мысль, 1979. - 228 с.

168. Чаплыгин Ю.А. Смех в наступлении. М.: Госкультпросветиздат, i960. - 38 с.

169. Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики. Изд. 2-е, перер. и доп. М.: Мысль, 1973. - 269 с.

170. Шандра В.А. Газета, пропаганда, жизнь: Вопросы теории и методики. М.: Мысль, 1982. - 143 с.

171. Шамшур В.И. В.И.Ленин и развитие радио. М.: Связьиздат. -i960. - 194 е., 2 л.ил.

172. Шерель A.A. В студии радиотеатра. М.: Знание, 1978. - 48 е.,ил.

173. Шумилина Т.В. "Не могли бы вы рассказывать." (Метод интервью в журналистике). М.: Изд-во МГУ, 1976. - 136 с.

174. Щербатюк В.Л. Радиорепортаж. М.: ШЛО ГКРТ, 1970. - 91 с.

175. Эвентов И. Лирика и сатира: Лит.-критич.статья. Л.: Советский писатель, 1968. - 374 с.

176. Эльсберг Я. Вопросы теории сатиры. М.: Советский писатель, 1957. - 427 с.

177. Юровский А.Я. Телевидение поиски и решения: Очерки истории итеории советской тележурналистики. Изд.2-е, доп. - М.: Искусство, 1983. - 215 е., 4 л. ил.

178. Ярошенко В.Н. Информационные жанры радиожурналистики. Изд.2-е. -М. : Искусство, 1976. 65 с.1. У. Статьи

179. Аксенев Н. Попадать в самую середину мишени. Советское радио и телевидение, 1965, № 3, с.6.

180. Аленин В.И., Егоров А. Опять двадцать пять. Советское радио и телевидение, 1968, № 8, с.30-31.

181. Андроников К.Л. Слово написанное и сказанное. В кн.: Я хочурассказать вам. (Рассказы. Портреты. Очерки. Статьи). Изд.2-е, доп. М.: Советский писатель, 1962, с.507-523.

182. Андроников И.Л. Устное слово в эфире. Советская печать, 1961, }Ь 4, с.37-39.

183. Арсеньев А. Восстановление факта и инсценировка. Советское радио и телевидение, 1964, № I, с.18.

184. Афанасьев В.Г. Мобилизующее слово партии. Журналист, 1980, к 2, с.2-3.

185. Еагиров Э.Г. Задачи, которые стоят перед исследователями вещания. В кн.: Проблемы телевидения и радио: Исследования, критика. Материалы. - М.: Искусство, 1971, с.3-21.

186. Еагиров Э.Г. Основные направления исследований радиовещания и телевидения. Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика, 1974, }Ь 6, с.39-45.

187. Еарманкулов М.К. Документ и искусство. Советское радио и телевидение, 1967, № 4, с.15-17.

188. Еасни и побасенки. Правда, 1952, 25 декабря.

189. Еелецкий Я.М. Сатирический микрофон. В сб.: Продиктовано временем. - М.: Искусство, 1982, с.178-187.

190. Елажнов Е.А. Проблема эффективности СМИП в документах КПСС1979 г.). Вестн. Моск. ун-та. Сер.Ю. Журналистика, 1980, № 3, с.3-12.

191. Боевые задачи партии и радио. Казахстанская правда, 24 апреля, 1958.

192. Брацыло Б.А. Когда "Кабачок" закрыт. Советское радио и телевидение, 1967, № 12, с.24.

193. Бутурлакин К, Помогать молодым фельетонистам. Советская печать, 1956, К 9, с.26-29.

194. Былинский К. Слово в эфире. Советская печать, 1955, К 2, с. 29-30.

195. Вакуров В.Н. 0 языке советского фельетона. В кн.: Стилистика газетных жанров (Под ред. Д.Э.Розенталя). - М.: Изд-во МГУ", 1981, с. 126-160.

196. Биленекий М.Э. Верхом на факте или на крыльях фантазии? Журналист, 1980, № II, с.33-37.1*ульченко В. Помогайте "Ежу". Журналист, 1974, К 3, с.20-22.

197. Гуляшкин А. Над чем смеемся? Журналист, 1975, № 3, с.50-51.

198. Действенность печати. Правда, 27 января, 1983.

199. Езгеньева Т. Аудитория и управление вниманием. Телевидение и радиовещание, 1980, № II, с.20-21.

200. Егоров Б.А. Фельетон начинается с первой фразы. Журналист, 1969, 2, с.29-31.

201. Егоров В.В. Утверждать коммунистическую правду (С отчетной конференции журналистской организации Гостелерадио СССР). -Телевидение и радиовещание, 1982, № 3, с.6-8.

202. Еремина Т. "Аригул" по-молдавски "Ежик". - Телевидение и радиовещание, 1976, № II, с.34.

203. Замотина Н.Н. Ленинские материалы в "Радиовестниках" и "радиосводках РОСТА" как форма партийного руководства агитацией и пропагандой в первые годы Советской власти. Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика, 1983, № 5, с.13-20.

204. Зарва М.В. Некоторые аспекты изучения языка радио. Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. ^рналистика, 1980, № 3, с.60-69*

205. Заславский Д.И. Нужна критическая оценка фельетонистов. Советская печать, 1956, № 12, с.15-16.

206. Заславский Д.И. О фельетоне. В кн.: Советский фельетон. - М.: Госполитиздат, 1959, с.458-462.

207. Золотарев Ю. К творческому семинару о сатире и юморе. Советская печать, 1959, № 8, с.21-28.

208. Индюков М. Как критик критику, как журналист журналисту. Советское радио и телевидение, 1970, № I, с.33-36.

209. Каким должен быть "Веселый спутник?" Советское радио и телевидение, 1960, К I, с.18.

210. Калашников В. Без образа нет фельетона. Советская печать, 1956, К 8, с.25-26.

211. Кайда Л.Г. Фельетонный заголовок и проблема подтекста. Вестн. Моск.ун-та. Сер.10. Журналистика, 1976, К 6, с.48-57.

212. Кисунько В. Голос и интонация. Телевидение и радиовещание, 1973, В II, с.30-33.

213. К новому подъему Советского радиовещания. Правда, 1940, 24 марта.

214. К новым успехам литературы и искусства. Правда, 1952, 15 марта.

215. Ковалевский К.А. Фельетон или корреспонденция? Советская печать, 1955, № 2, с.22-24.

216. Коникова С., Левинский Л. На критической волне. Советское радио и телевидение, 1966, К 3, с.32.

217. Конюхов В. Эффективность обратной связи. Телевидение и радиовещание, 1980, К 7, с.12-13.

218. Кошелов П. "Всевидящий Антон". Советское радио и телевидение, i960, К 5, с.27.

219. Кривенко В. С "Гвоздем" шутки плохи. Телевидение и радиовещание, 1974, К 6, с.1.

220. Критика и сатира. Советское радио и телевидение, 1959, № 6, с.25.

221. Летунов 10.А., Личность у микрофона. Советское радио и телевидение, 1967, № Ю, с.28-30; № 12, с.26-28.

222. Любосветов Д.И. "Оповещено по радио." Правда, 1982, 13 декабря.

223. Минков М. К проблеме жанров радиовещания. В кн.: Телевидение и радиовещание за рубежом. - М., 1973, с.3-53.

224. Надеин В. 0 фельетоне. В кн.: Газетные жанры (Ред. В.И.Власов): -Изд.2-е, перераб. - М.: Политиздат, 1976, с.131-152.

225. Нариньяни С.Д. И глубже и ярче. Советская печать, 1956, № 12, с.13-14.

226. Нариньяни С.Д. Тема и "краски". В кн.: Советский фельетон. - М.: Госполитиздат, 1959, с.481-490.0 языке радиопередач. Правда, 1953, 27 апреля.

227. Панфилов А.Ф. Радиовойна: происхождение, сущность, тенденции. -В кн.: Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания. М.: Изд-во МГУ, 1981, с.259-267.

228. Паперный В. Устная письменность. Литературная газета, 1968, 26 марта.

229. Пархомовский Э.Н. Для чего мы пишем фельетоны? Журналист, 1979, К 2, с.49-51.

230. Пельт В.Д. Факт документальная основа журналистики. - В сб.:

231. Мастерство журналиста. М.: Изд-во МГУ, 1977, с.120-138.

232. Прохоров В., Яковенко Я. Фельетон нахмурился?:Диалог о проблемах популярного жанра. Журналист, 1980, к 8, с.22-24.

233. Прохоров Е.П. Эфир и аудитория. Формы взаимодействия. Телевидение и радиовещание, 1978, № 2, с.10.

234. Пушкина 0. "Окропир" смеется. Советское радио и телевидение, 1962, К 3, с.23.

235. Пчелка Е. "Радиошпильки". Советское радио и телевидение, 1962, К 3, с.31.

236. Радио могучее средство воспитания. - Правда, 1960, II марта.

237. Розенталь Д.Э., Солганик Г.Я. Изучение языка и стиля средств массовой информации и пропаганды: Итоги, задачи, проблемы. -Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика, 1977, Кг 5, с.68-75.

238. Ростовцева Н. Об улыбке серьезно. - Советское радио и телевидение, 1964, № 4, с.22.

239. Ружников В.Н. От "Радиовестников РОСТА" до информационной программы "Маяк" (Вместо предисловия). В кн.: Информационные жанры радиожурналистики. - М.: Искусство, 1976, с.3-12.

240. Рыклин Г.Е. Из записной книжки фельетониста. В кн.: Советский фельетон. - М.: Госполитиздат, 1959, с.469-478.

241. Рысбаев К. Секрет успеха. Советское радио и телевидение, 1961, № 5, с.21.

242. Рябов И.А. Черты нашего фельетона. В кн.: Советский фельетон. -М.: Госполитиздат, 1959, с.463-468.

243. Салимов М. Смех сильнее всех. Журналист, 1982, № 9, с.48.

244. Семенов П.В. Возрожденная летопись вещания. Телевидение и радиовещание, 1973, $ 5, с.34-36.

245. Ситников Д. На сатирической волне. Советское радио и телевидение, 1970, }Ь 5, с.26-27.

246. Скороходов Г. Сатира не для эфира? - Журналист, 1967, № 5, с.42-43.

247. Совещание фельетонистов в редакции журнала "Советская печать". -Советская печать, 1956, № 12, с.11-17.

248. Спевачевский Г. Не в бровь, а в глаз. Советское радио и телевидение, 1963, .£ 12, с.24.

249. Сухомлинский В.А. Шор в духовной жизни коллектива. В кн.: Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981, с.143-146.

250. Толмазов Б. О выразительных средствах радиотеатра. В кн.: Режиссура радиопостановок. - М., ШО ГКРТ, 1970, с.12-20.

251. Триккель И. Специфика и ее критерии. Советское радио и телевидение, 1966, № 8, с.29-30.

252. Триккель И. Документалистика и художественность в радиопублицистике. Советское радио и телевидение, 1965, К II, с.33-34.

253. Триккель И. Если не играть в специфику. (0 теории жанров на радио и ТВ). Советское радио и телевидение, 1966, № II, 12, с.29-30.

254. Тхагушев И.Н. Исключительно в целях сатиры. Журналист, 1981, № I, с.48-50.

255. Тхагушев И.Н. Без малого пять лет. Телевидение и радиовещание, 1984, № 4, с.10-12.

256. Ходанов А. Вокруг фельетона. Журналист, 1981, № 8, с.24-26.

257. Чаплыгин Ю.А. Не сужать границ жанра? Советская печать, 1956, К 3, с.30-33.

258. Черепахов М.С. Сатирические жанры. В сб.: Теория и практика советской периодической печати. Учебное пособие для вузов (Сост. Бекасов Д.Г., Горохов В., и др. Под ред. В.Д.Пельта). - М.: Изд-во МГУ, 1980, с.356-373.

259. Шатуновский И. Как создать фельетон? Рабоче-крестьянский корреспондент, 1964, № 8, с.39-49.

260. Шахматов И. "Теория увеличительного стекла" и жизнь.-Советская печать, 1959, с.39-40.

261. Шукуров И.Ш. Конфликт в сатирической публицистике. Вестн.Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика, 1981, № 6, с.9-17.

262. Ярошенко В.Н. 0 некоторых психологических аспектах радиовещания. ■ Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика, 1969, К 6, с.55-65.

263. У1. Авторефераты и диссертации

264. Абетов Г. Политическая сатира Абая: Автореф. дис. на соискание уч.степени канд.филол.наук. Алма-Ата, 1959.

265. Ализаде И.М. Становление и развитие радиожурналистики в Азербайджане: Автореф. дис. на соискание уч.степени канд.ист. наук. Баку, 1974.

266. Багиров Э.Г. Телевизионная журналистика. Проблемы теории и методологии исследования: Автореф. дис. на соискание уч. степени докт. филол.наук. М., 1976.

267. Барманкулов М.К. Общность и специфика документальных жанров печати, телевидения, радиовещания: Автореф. дис. на соискание уч.степени докт. филол.наук. М., 1980.

268. Блинова Э.В. Проблемы жанра и стиля публицистического фельетона.

269. На материале фельетона на международные темы 20-х годов): Дис. на соискание уч.степени канд.филол.наук. -Томск, 1972.

270. Борецкий P.A. Телевизионная пропаганда. Проблемы методологии, методики, прогнозирования: Автореф.дис. на соискание уч.степени докт.филол.наук. М., 1976.

271. Васильева Т.В. Радиожурналистика и трудовое воспитание масс: Авторе®. дис. на соискание уч.степени канд.филол.наук. -М., 1981.

272. Кайда Л.Г. Выражение авторской оценки в современном фельетоне (Опыт функционально-стилистического исследования подтекста на материале синтаксиса): Дис. на соискание уч. степени канд.филол.наук. М., 1977.

273. Капелюшный A.A. Становление Украинской советской сатиричной журналистики: Автореф. дис. на соискание уч.степени канд. филол.наук. Львов, 1978.

274. Кожакеев Т.К. Казахская сатира: Автореф. дис. на соискание уч. степени докт.филол.наук. Алма-Ата, 1968.

275. Козыбаев С.К. Радио мощное средство мобилизации Компартией Казахстана трудящихся на защиту социалистического отечества (июнь I941-1945 гг.): Дис. на соискание уч.степени канд.ист.наук. - Алма-Ата, 1974.

276. Крулицкий Ф.Л. Становление и развитие радиовещания в Советской

277. Молдавии (I928-1941 гг.): Автореф. дис. на соискание уч. степени канд.ист.наук. М., 1978.

278. Летунов Ю.А. Документальные жанры советского радиовещания (Исторический опыт и современность): Автореф. дис. на соисканиеуч.степени канд. ист.наук. М., 1967.

279. Мельников А.И. Создание и развитие массового радиовещания важного средства идеологической работы КПСС (1924-1928 гг.): Дис. на соискание уч.степени канд.ист.наук. - М., 1966.

280. Музыря A.A. Радиоочерк (К проблеме жанра и мастерства): Автореф. дис. на соискание уч.степени кацц.филол.наук. М., 1973.

281. Прокопенко Н.И. Организаторская деятельность радиовещания (По материалам Укр. радио): Автореф. дис. на соискание уч. степени кацц.филол.наук. М., 1981.

282. Рлхсиев Б.А. Становление и развитие Узбекского радио: Автореф.дис. на соискание уч.степени канд.ист.наук. Ташкент, 1973.

283. Ружников В.Н. Становление советской радиожурналистики. Начальный период (I9I7-I924 гг.): Автореф. дис. на соискание уч. степени канд.филол.наук. М., 1981.

284. Сагимбеков Р. Создание и развитие массового радиовещания в Казахской Советской Социалистической Республике (I928-I94I гг.): Дис. на соискание уч.степени канд.ист.наук. Алма-Ата, 1973.

285. Смирнов В.В. Радиоочерк в системе жанров радиожурналистики: Автореф. дис. на соискание уч.степени канд.ист.наук. М., 1978.

286. Саидов А.К. Сатирическая публицистика в узбекской советской периодической печати: Автореф. дис. на соискание уч.степени докт. филол.наук. М., 1979.

287. Талжанов С.О. Переводы Гоголя на казахский язык и их влияние на литературу: Автореф. дис. на соискание уч.степени канд. филол.наук. Алма-Ата, 1962.

288. Тлеужанов М. Проблемы идейно-художественного своеобразия юмора и сатиры в казахской литературе (прозе): Автореф. дис. на соискание уч.степени докт. филол.наук. Алма-Ата, 1982.

289. Триккель И. Специфика радиокоммуникации, ее выразительные средства и жанры: Автореф. дис. на соискание уч.степени кацд. филол.наук. Тарту, 1967.1. ИСТОЧНИКИ

290. ЦГАОР СССР, фонды: 391, 6903.

291. ЦГА Каз.ССР, фонды: 1489, 2010, 1877.

292. Архивы Гостелерадио СССР и Каз.ССР.1. Г 186