автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Феминизм как современная социально-политическая теория

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Колмакова, Тамара Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
Автореферат по политологии на тему 'Феминизм как современная социально-политическая теория'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Феминизм как современная социально-политическая теория"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.И ОРДЕНА ТРУДОВОГО. КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

Специализированный Совет К.053.05.42

На правах рукописи

КОЛМАКОВА ТАМАРА ИВАНОВНА

ФЕМИНИЗМ КАК СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛНЮ-ЛОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Специальность 23.00.02 - политические институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ на соискание ученой степени кандидата политических наук

МОСКВА -1991-

Работа выполнена на кафедре политической социологии Центра социально-гуманитарного образования М1У имени М.В.Ломоносова.

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор Зуйкова Е.М.

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор Кухтевич Т.Н. кандидат философских наук Шинелева Л.Т.

Ведущая организация - Московский государственный технический .университет им.Н.Э.Баумана, кафедра политологии

10

Защита состоится "27" декабря 1991 г. в 15 часов на заседании специализированного совета К.053.05.42 при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова по адресу: 119899, г.Москва, Ленинские горы, М1У, 1-й корпус гуманитарных факультетов, аудитория 1 ♦

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки им. А.М.Горького /МГУ, 1-й корпус гуманитарных Факул! тетов/.

Автореферат разослан ноября 1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук

Г. Л .Клчтяшин

' ■ '' ОБЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕШ ИССЛЕДОВАНИЯ. Данное диссертационное исследование теоретически актуальной и социально значимой проблеме феминизма как современной социально-политической теории. Научная разработка данной проблемы чрезвычайно необходима нашему обществу, находящемуся в тяяелейшем кризисном состоянии, регрессии экономических, социальных, политических, духовных и нравственных процессов. Значимость теоретического анализа феминизма обусловлена тем, что изменение существующего положения в позитивную сторону невозможно без разработки научно обоснованных программ, предполагающих практическое участие женщин в социальных инновациях. Все это тем более важно, что женщины составляют большую часть населения, трудового и интеллектуального потенциала страны и еэ электората.

Несмотря на значительную численную представительность, данная социально-демографическая группа может быть отнесена к числу наиболее незащищенных и испытывает на себе всю остроту последствий реализации некомпетентных решений, не учитывающих, например, характера социального поведения, реального статуса у.енщин в обществе, специфики их интересов и приоритетов, а такяа их способностей не только как исполнителей, но,как организаторов и лидеров в различных сферах социальной казни.

Детерминированность состояния общественной жизни степенью теоретической осознанности и решенности феминологических проблем позволяет считать, что через их практическую реализацию возможно предупреждение и снятие многих деструктивных общественных явлений, социального напряжения, создание более стабильного, динамичного г демократического общества, обеспечение возрождения гуманности и духовности социука я человека.

Особо актуальнкм для попе го обггэстаа является /"7то-зно-пуя.ьтур-коэ возровдегае лэтностз. В этоа отпоивния самое ггтвязв еиэпт

теоретические наработки современного феминизма. Они позволяют по-новому переосмыслить социальные приоритеты и ценности, способствовать позитивному Социально-политическому преобразованию общества и гуманизации его политики.

Действительную актуальность приобретает задача теоретического исследования новях политических группировок и течений в условиях политизации и демократизации нашего общества. Среди всего многообразия появившихся партий п организаций до сих пор остается недостз точно изученным женское движение в нашей стране. В связи с этим, особенно важно политологическое исследование всего комплекса проблем, связанных с участием женщин в политической жизни общества. Среди них: политические симпатии женщин-избирателей, особенности женского стиля в политике и современного образа женщины-политика, политической социализации женщин и т.д. Проблемы политической кул! туры нашего общества возникли, естественно, не сегодня, но их позитивное решение становится насущной необходимостью как сегодняшнего, так и завтрашнего дня. И это особенно важно также в условия) активизации формирования и развития "политической культуры женской части общества. Решению всех перечисленных проблем, в значительно! мэре, иогут способствовать политологические концепции феминизма.

Ясно, что сегодня невозможно всестороннее решение теоретических вопросов только на основе использования методов лишь одной научной школы, необходимо рассмотрение широкого спектра идей и теорий, отбор которых должен осуществляться в соответствии с их сообразностью обстоятельствам исторической реальности, а не идеологической продвзятости. Необходим выход на новый теоретический уровень осмысления феминологических проблем, старые парадигмы уте не работают. И это полностью применимо к анализируемой в работе теории феминизма.

В целом же, логика диссертационного исследования позволяет рассмотреть:1/ ранее сложившиеся теоретические модели феминизма;2/ современные феминистские теории; 3/ гипотетические модели феминизма. Логическая основа диссертации прослеливается через взаимосвязь таких основных, смысловых компонентов,как философия пола, психология и социология пола, политология и культурология пола и т.д.,что позволяет создать более полное п системное методологическое обоснование теоретической доктрины феминизма и дать политологический анализ современного феминистского движения и перспектив его развития.

Феминологические проблегш причислены ООН к разряду глобальных и потому настоятельно рекомендуется "развивать исследования, посвященные женской проблематике, с тем, чтобы переработать существующие модели, которые оказывает свое воздействие на состояние знаний и сохраняет систему ценностей, которые способствуют неравноправию. Развитие и осуществление исследований по женской проблематике внутри учебных заведений и за их пределами мохет создать справедливое а равноправное общество, где муячины и женщины будут выступать в качестве равноправных партнеров"^Результатом такого подходи мотно считать открытие в каддои крупном университете США центров по изучении проблем женщин. Над решением кенского вопроса работант но только университетские центры, но специально созданные институты, подобные открытому в 1981 году в Ганновере и получавшему название "Женщина и общество". В налей стране, к сотленна, нет таких специализированных научных центров, хотя такие, как в США, Великобритании, Германии и многих других странах, рзалыюстьз стаковитс.", разработка и преподавшие б качество учебной даецпплани курса по 0социальной фэ::и1:ологпп*«

л обзора я оцоесп достг^аниЗ ™сятз-19&5. Р„ 52.

1. ООН Всп-пршл

Т.0!'';ср0:1цдл да НаЛ¿6::. Кок:-

В западных исследовательских центрах изучением проблем женщин заняты экономисты, юристы, социологи, психологи, философы, политологи, идеологи феминистского двйжения, что позволяет обеспечить ко мплексную научную разработку, дополняемую специальными государстве иными программами и правительственными ведомствами, следящими за Постоянством и полнотой реализации принимаемых мер. В кашей стране 'отсутствует подобный комплексный подход, что свидетельствует о сох ранении приверженности к декларациям, чем о желании реального реше ния женского вопроса и, обеспечения социального равенства полов.Име ющиеся исследования по данной проблематике спонтанны, разрозненны, чаще являются результатом личной инициативы ученого, чем государст венным заказом.

/

Острейшая необходимость изменения существующего положения оче виднй. И возможность такого изменения заложена в развитии специал! ных, постоянных, комплексных, межотраслевых исследований по женскс проблематике. Такой подход позволяет обеспечить научную базу для с здангя специальных научных программ,' Способствующих позитивному и; менению условий жизни и социального статуса женщины. Теория и.опыт феминизма, бесспорно, могли бы оказать в этом помощь и потому их 1 обходимо изучать. Вместе с тем, важно осознавать невозможность ме: нистического перенесения "пакета" позитивных идей, имеющихся в фе( низме, применительно к нашим условиям. Необходимо не только адапт! ровать концепции и метод феминизма к нашим условиям, но взяв все : чшее, создать такую феминологическую теорию, которая бы объясняла реальную политическую жизнедеятельность женского населения страны, помогала бы создавать современную и перспективную научно-обоснова! ную социальную политику государства в данном направлении, а также позволяла вписываться в интеграцию международных усилий по решенго такой глобальной проблемы, как женский вопрос.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОЕЛШ.Оценивая степень научной разработанности данной темы необходимо отметить, что:

Во-первых, в трудах советских обществоведов, до недавнего времени, отсутствовал достаточно полный н объективный анализ феминизма как следствие сожранениЯ конфронтационности теории феминизма и "женского вопроса".

Во-вторых, отказ от теоретических ношаций феминизма, идеологическая конфронтация и отрыв от мирового научного сообщества в решении женской проблематики привели к нарушению интегративньх общеху-манистических методологических основ позитивного решения данной проблемы, способствовало стагнации самой теории "женского вопроса" на первоначально разработанном уровне.

В-третьих, преобладание в рассмотрении феминизма оОщваифщш-тивного и исторического подходов^сменяатся начавшейся тенденцией перехода от описательности к философской оценке сущности феминизма^ характеристике ого как социально-политического феномена? хотя до

1. См.: Идейно-политическая борьба и некоторые проблемы женского

f имения. «<1. 1981; Чирков II.ш. Решение женского вопроса в СССР 1917-1937/. М., 1978 и др.

2. СМ.: Воронина О.А. Феминизм.//50/50:0пыт словаря нового мышления М., 1989; Сна те. Феминизма социологические концепции.//Современная западная социология: Словарь. Л., 1990; Клименкова Т.А. Философско-мировоззренческие аспекты феминистских представлений о "мужественности" я "женственности".//ФилосоФия и мировоззрение. Критический анализ буржуазных концепций. М., 1988: Она же. Феминизм.//Современная западная философия: Словарь. М., 1991; ьлина Н.С. Проблемы -*о>'— шин: философские аспекта /феминистическая мысль в США.//Вонросы философии. 1988. Я5.

3. См.: Айваэова С.Г. денщина и политика в западном обществе./'/Социологические исследования. 1989.„¥5; Воронина О.А. Женщина в "мужском обществе.//Социологические исследования.1988.»2; Городецкая .Морозова Л.А. венское движение - важная часть массовых демократических движений.//Научный коммунизм.1988.Л1; Киселева Н.А международное демократическое женское движение в борьбе за мир равноправие и социальный прогресс, М.,1982; Константинова В.Н. ЕэоФе-иинистское движение в Великобритании а проблема его взаимодействия с дотгами прогрессивными силами страны. Дисс... канд. истор. наук. „Д^ Лигвииова А.¡{. Движение женского протеста в США: социальная реальность и ее идейно-теоретическое отражение.//Рабочий класс в мировом ¡эволюционном процессе. М.,1983; Шибарина Е.М. Феминизм

^^»аропного женского движения./Догаяны

сих пор отсутствуют специальные, фундаментальные работы по феминизму. .

В-четвертых, сохраняется недостаточность, ограниченность в получении современной информации по данной проблематике.

В-пятых, почти полное отсутствие переводов на русский язык классических и современных работ западных исследователей. Наличие •незначительного количества реферативных сборников ИНИОН АН СССР^не решает проблемы, сохраняя возможность написания работы по феминизму

о

только на основе трудов теоретиков феминизма в оригинале.

В-шестых, отсутствуют широкие связи с зарубежными научно-исследовательскими центрами, занимающимися .данной проблематикой и до сих пор не создан аналогичный отечественный центр, что также сказывается на отсутствии разработок и литературы по данной теме.

В-седьмых, только начинают предприниматься попытки разработки

о

комплексной науки о женщине - "социальной феминологаи , становящейся предметом академических исследований и учебной деятельности. В итоге, можно говорить ой отсутствии комплексного рассмотре-

1. См.: Современное женское движение в странах развитого капитализма. В 2-х частях. М.,1978; Социально-политическое положение женщин в США. М.,1990; Актуальные проблемы Западной Европы: экономика, политика, идеология. Вып.4-6, М.,1989-1991; Современное женское движение в развитых капиталистических странах /США м Западная Европа/ научно-аналитический обзор. М.,1986; Женщины в науке. М., 1989.

2. См.: &С1лА/М ХЬотеп. омЛ .О.- РемАеоЬ:*. А*. Ргтл&к^й. и^.кпйи 4 Ыфгсм». ЬхжИ, 1919; Уеоее л. таыкп

oi.ldlb.on. 4 а. Ы-М^аЛ^ ¿г^лтЛпЛ* ♦'""-И,

; 'Зет^кьЬ а $ Ци б^^^Ч/ ^

сЬыо Реи, 19И ; Фъг^ылъ ¿»¿¿¡Ш; &

»«. Ге&иь а «¿ес&*4*х£ .а/Г.-. !9№ и- ^ ■

3. См.: Захарова Н., Посадская А., Римашевская Н. Как мы решаем женский вопрос.//Коммунист. 1989. М. С.65.

ная феминистской теории, способной объединить различные подходы исследования женских социально-политических проблем. Теоретическая нерешенность данной проблематики особенно контрастно выявляется даже в самом отсутствии адекватной постановки задач исследования в научной литературе.

Рассмотрение феминизма как теории должно основываться на широком междисциплинарном анализе комплекса фемикологических проблем с позиций философии, социологии, психологии, политологии пола. Именно такая постановка проблемы и ее дальнейшая разработка в атом направлении, позволят дать целостное представление о сущности феминизма, раскрыть все позитивные и подвергнуть критике спорные положения, наметить дальнейшие перспективы развития теории, возможные на основе научного диалога феминизма и марксизма. До сих пор в отечественной научной литературе феминизм в таком ракурсе не рассматривался.

Понимая важность и значимость подобной разработки, автор пытался обосновать свою точку зрения на данную проблему. Не претендуя на абсолютную завершенность, находил новые акценты смысловых значений, отмечал противоречия, предлагал новые подходы для более целесообразного современного и перспективного решения фекинологических проблем общества. Учитывая современный уровень разработки фешгаоиогической проблематики, предпринял попытку рассмотрения ее с позиций оСщегунанистической методологии, стремясь достичь более полное научно-теоретическое раскрытие проблемы п преодолеть эипирззм, идеологизм я чрезмерную политизацию. Исходя пз такой практической актуальности и теоретической необходимости определи- . яясь цели и задачи исследования.

ЦЕНИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ„ Основной цолыэ диссертационного асслв-дованля является рассмотрение фейяннзка в качества современного

социально- политического явления и научной теории. Данная цель исследования обуславливает необходимость решения следующих задач:

- определение и теоретический анализ основных концептуальных моделей и доктрин феминизма;

- сравнительный анализ феминизма и классического марксизма, неомарксизма и фрейдомарксиэма;

• рассмотрение теоретического метода феминизма;

- определение основных теоретических подходов к исследованию феми-нологии как социально-комплексной науки о женщине;

- анализ возможных направлений научного развития Феминологии;

- анализ политической доктрины феминизма;

- прогнозирование дальнейшей логики развития феминистского фермента в современных политических процессах;

- определение сущности и научной легитимности политологии феминизма;

- систематизация направлений исследования и определение перспектив дальнейшего развития Феминистской политологии.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЩОВАНИЯ. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют {»боты советских и зарубежных ученых, рассматривающих проблемы феминизма. В работе использованы международные акты, касающиеся социальных и политически* проблем положения женщин в современном мире. А такке нашли отражение результаты конкретно-социологических исследований, материалы обзоров дискуссий и статьи советских и зарубежных ученых, опубликованные на страницах научных журналов последних лет.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. В диссертации феминизм анализируется как современная социально-политическая теория. При ?том пе.пается попытка не только дать критический анализ исторически слонявшихся моделей феминизма, но и строить принципиально новую па раду. гиу теоретического объяснен;« всего комплекса женских лрос.-р-д ог-^стт. Это делается в рамках "ссчмогуманатарной фемянологе;;" и д.-сгнгаьг-

ся посредством того, что:

- дается теоретическая систематизация этапов концептуального развития социально-политических доктрин феминизма;

- определяются классический и постклассический варианты феминизма;

- рассматривается соотношение классического феминизма и "женского вопроса";

- определяется логика развития теории феминизма в целом;

- выявляются противоречия в теоретических построениях феминизма;

- разрабатывается авторская модель социогуманитарной феминологии как метафеминизма качественно нового уровня;

- определяется сущность политической доктрины феминизма;

- анализируется политологическая модель феминизма;

- даются прогнозы развитая политологии феминизма.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ. Исходя из аналитического рассмотрения теории феминизма, проведенного в диссертации, автор выносит на защиту следующие положения:

1/. Выявленная в диссертации логика развития феминизма позволяет определить конкретные этапы его теоретического развития /классический, постклассический феминизм и социогуманитарная феминология/; выделить его научные состояния как превалирование традиционной или инновационной парадита мышления; обозначить шмговариантность его функционирования /радикальный, социалистический, либеральный, реформистский феминизм/; выделить компонентность и системность ого формирования и развития как становление таких целостно взаимосвязанных разделов,как философия, социология, психология, политология,' культурология пола, позволяющих в своем единстве представить современное научноо феманологичосков мировоззрение. 2/. Теория феминизма и "аенскпй вопрос" - есть взаимосвязанные,но идеологически конфронтацдошшв соцяально-полятвческяе доктрины. Современный феминизм теоретически, организационно я практически

более приоритетен и состоятелен, чем современный "женский вопрос". 3/. На сегодняшний день во многом "устарели" традиционные доктрины феминизма. Необходима новая теоретическая парадигма, иной подход и, в конечном счете, качественно иная научная состоятельность феминистской теории, адекватной современной и перспективной эпохе. Такой новой логикой исследования обладает "социогуманитарная феминология" как формирующаяся системно-комплекбная наука о женщине, как мета-феминизм нового теоретического уровня.

4/. Феминизм - есть'теория, имеющая достаточно четкую политическую направленность. Рост популярности и возрастание значимости политической доктрины феминизма связаны как с ее общегуманистическими, нравственными, демократическими принципами и целями, так и наступлением времени социально-политического реванша, считавшейся до недавнего времени периферийной и аполитичной женской социально-демографической группы. И если возможности мужского политического участия уже практически сведены на нет, то женщины только начинают проявлять себя в мире политики.

5/. I настоящее время активно формируется в качестве особой отрасли социально-политической науки - феминистская политология. Она возникает как одно из направлений в рамках общей теории политологии и в самом феминизме. Но уже сегодня она мотет рассматриваться в качестве инновационной и перспективной отрасли социально-политической науки, значение которой возрастает в условиях активной политизации женщин.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ заключается в предлотгении концептуально новой феминологической политики общества и государства, что предполагает:

- ориентацию не столько на экономическое, сколько на духовное,гуманитарное возрождение страны;

- восстановление ценностей гуманитарного характера,и , б первую оче-

редь,женских, так как они во многом интегрируют и детские,и взрослые проблемы,весь основной гуманитарный комплекс проблем общества;

- учет того, что современное требование гуманизации - есть основное условие выживания человека в технотронном обществе. Гуманизация невозможна без позитивного разрешения феминистских проблем, так как, в противном случае, это приведет не только к антиженскому, маскулинизированному обществу, но, в конечном счете, к античеловеческому обществу и его политики;

- признание значимости феминистских, попыток социально-политической терапии норм общественной жизни, переосмысления традиционно-одномерного толкования политики, что позволяет внести в нее новую - ни ■ насильственную, гуманитарную норму политической этики.

Таким образом, эти выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке государственной социально сбалансированноР программы действительного гуманитарного возрождения общества.

. Целесообразно использование материалов диссертации при (<н(работке соответствующих законодательных актов, в практической работе тех органов, которые непосредственно ответственны за решение жннс--кнх проблем в обществе. „>то важно, так как практически дееспособная программа действий может обеспечить привлечение чоншин к участию в инновационных социальных преобразованиях.

Работа способна оказать помощь в определении оргчнизациолннх структур, возрождающегося в стране феминистского движения, в разработке его целей, программ и идеологии.

Кроме того, диссертация может пригодиться при разработке и проведении политологических исследований, посвященных проблемам подготовки женщин-лидеров, участию женщин в выборах и составлении прогнозов результатов их голосования, на основе знания специфики

ах электорального поведения а выбора предпочтений при голосовании.

Материал данного диссертационного исследования целесообразно

использовать при разработке и изложении таких проблем учебного курса, как "социальная феминология", а также вопросов политологии и социологии, связанных с учетом женских исследований.

Положения и выводы работы могут быть использованы при дальнейшем изучении и разработке намеченных проблем феминизма,феминологии. АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения диссертационного исследования излагались автором на внутривузовской конференции преподавателей /Красноярск, 1988/, научной конференции "Женщины в партиях и общественно-политических движениях" /Москва, 1991/.

Диссертационный материал использовался при проведении лекций и семинарских занятий на историческом и „филологическом факультетах, обсуждался на кафедре политической социологии Центра социально-гуманитарного образования МГУ имени М.В.Ломоносова. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ определялся степенью научной значимости и уровнем теоретической разработанности отдельных частей теории феминизма, исходя из чего обозначились следующие части работы: введение, четыре раздела, заключение и список литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ. Во "ВВЕДЕНИИ" дается обоснование актуальности рассматриваемой темы, раскрывается степень ее научной разработанности, излагаются цели и задачи исследования, определяются научная новизна и практическая значимость работы.

Содержание первого раздела "КЛАССИЧЕСКИЙ ФЕМИНИЗМ И "ЖЕНСКИЙ ВОПРОС' сводится к доказательству, что вне зависимости от различных оценок и характеристик, феминизм является важным социальным явлением и требует научного анализа, а также воестороннего рассмотрения.

В самом определении "феминизма" существует противоречие, основанное на смешивании в качестве предмета исследования, его философской и социально-политической доктрин. Фактически, несмотря на их вэаимосвязанность.каадая сохраняет свою специфику. Первая может

быть обозначена как социальная теория пола. Вторая - как теоретическая основа идеологии женского движения.

Предметом специального исследования стали теоретические модели феминизма, разделенные на "классические" и "постклассические". Такое разделение связано с необходимость*) рассмотрения логики развития данной теории, переходом'ее из одного качественного состояния в другое.

Формирование "классической" модели феминизма первоначально проявилось в форме утопии социального равенства, справедливости и позже выразилось в идеологически организованном движении женщин в средине XIX века за свои социально-политические права. Не случайно, что общим социальным фоном оформления и развития феминистского движения являлся общий процесс гуманизации и эмансипация жизни общества, предполагавший необходимость решения проблемы социального равенства полог. Поэтому, в своей основе, феминизм - есть не только социально-политическое, но гуманитарное, нравственное явление.

С целью создания целостного, научного представления о "классическом" феминизме в разделе:

- дается научная характеристика феминизма;

- рассматривается логика развития феминистской социально-политической теории;

- определяются причины спада первой "волны" феминизма;

- рассматривается соотношение общего и специфического в теоретических построениях и методах решения социальных проблем женщин "классическим" феминизмом и "женским вопросом".

Вопреки устоявшейся точке зрения, автором дсказывается, что. "женский вонрос" являлся логическим продолжением начального этапа развития "классического" Феминизма, его общегуманитарной трашщни и может рассматриваться частью общей теории феминизма. Тем более,

что марксистская концепция женской теории всегда существовала в рамках" феминизма, будучи представленной в его социалистическом направлении.

В работе подчеркивается тождественность задач феминизма и "женского вопроса" в решении социально-политических проблем женщин, связанных с субстанционально-специфической функцией женщины - материнством, нюансово определяющим социализацию в самом широком смысле и формы женского трудового, социального и политического участия, ?огда как различия свелись к разным методам, социальным приоритетам, разной степени участия как самих женщин, так и их движения в реализация этих задач.

Вместе с тем, по мере развития марксистской женской теории, /ак части вопроса социалистической революции и практики строитель-;тва нового общества, в ней начинают доминировать такие характеристики,как бескоыпроыассность, отказ от сотрудничества с феминистским движением, обособленность и идеологическое противостояние, ло аозволало автору определить марксистскую доктрину "«онекого вопроса* как "конфронтационный" феминизм.

Рассмотрение логики развития теории "женского вопроса" раск-рьваат причины отхода от его гуманистических первооснов, определяет факторы6способствовавшие раэмансипации, "цементированию" традиционных женских ролей, отягощаемых производственной деятельностью.

1К!-"?тороннее изучение соотношения концепций марксизма и <}«-*чн«з1*й г. рящанми женских проблем позволяет говорить как о геме-

' «як,-кол) вопроса* я рамка* феминизма, так к о его заыет»;оы ¿гчянзи» иь лал^неВлюе раз м та а общей доктрины "классического" фе-мдиако. аэобходшк: отюттить, что в последующей. фекзнизи свелся только к } гяоп{хглаатаческоцу редукционизму его до уровня

"женского вопроса". И, второе, феминизм "перерос" "женский вопрос" теоретически, практически и организационно.

В целом, такой подход позволяет в новом ракурсе взглянуть на проблему социального происхождения и теоретического развития феминизма.

Содержание второго раздела "ДОСТКМССИЧЕСКИЙ ФЕМИНИЗМ".Необходимости данного раздела диссертации обусловлена логикой развития феминизма, рассмотрением качественной специфики его второй "волны", пришедшейся на 60-е годы XX века. Этот этап в развитии истории феминизма определяется как "постклассический" и характеризуется рядом особенностей, главной из которых, является развитие самостоятельной егс социальной теории.

Совпав по времени с попытками революционного переустройства "старого" общества, "постклассический" феминизм воспринимает ду* леворадикальности, испытывает влияние идей неомарксизма. Участие ч разработке положений "постклассического" феминизма Г.Маркузе, В.Рай-ха, Л.Альтюссера и др. способствовало теоретическому оформлению доктрины и имело следствием поддержку женским движением социальной концепции "новых левых". Однако, интерес теоретиков феминизма к "опытам" с идеями неомарксизма и неофрейдизма, характерный для 60-х годов, ослабевает к 70-м.

Заметное влияние на теорию Феминизма и практику женского движения оказала мобильность социальных изменений и смена политического курса стран. Постепенно, на смену радикальным, эпотажным Формам социального протеста приходит более умеренный, академический феминизм, dто способствует: активному развитию междисциплинарных женских исследований /типа "вумен стааис"/, разработке "феминистской эпистемологии", выделению феминизма из общесоциальных доктрин и движений в самостоятельный научный феномен.

В бС-е годы начинается активный процесс переосмысления уста-

ревпшх теоретических и идеологических постулатов феминизма. Ака-цемизацкя феминизма приводит к появлению более рационально обоснованных концепций и теорий, объясняющих социальную природу женского движения, а котором, в свою очередь, происходит смена лозунгов -от требований "полного равенства" к "равенству в различии". При этой объектом критики становятся не представители мужского пола,вообще, а реальные государственные структуры власти и управления, па-> триархатно ориентированные культурные нормы и порядки. Попытка найти для феминизма соответствующую ему социальную лакуну приводит к интеграции с прогрессивными социальными движениями, появлению новых, синтезных форы, например, экофеминизма. При этом, расширение социальной базы феминизма идет на фоне, так называемого, "неосознанного" феминизма, под которым понимается неотрицаемая данйцсть предыдущих заслуг женского движения, а также последовательный феминистски ориентированный государственный курс многих стран.

Феминизм становится неотъемлемой частью социальной и политической жизни западного общества, сохраняя свою гуцанитарно-нравствон-пую направленность. Он все более стремится выступать в качестве социальной терапии.Его основными целями являются: 1/ теоретическое ■"вскрытие" причин социального угнетения женщин; 2/ стать инструментом анализа, позволяющего выявить различные формы дискриминации женщин; 3/ разработать и предложить комплекс организационных мер для эффективной борьбы женщин за свои права; 4/ разработать принципы анткпатерналистского миропорядка и, борьбы с проявлениями патриарха-"пш отношений, кора культура, стереотипов сознания.

Оценивая подходы к определению теоретической природы феминизма, выделяются два, на первый взгляд противоположных, но на саызи доле взадшпредполагающнх способа его определ онал: первый - феш-нява ость специфическая венсаая тборая, рассматривающая только сен-з*аа вопрос н, вторая - феьгшпам ссть сиецяфеческая ойпесоетадьн&я'

теория, стремящаяся объяснить диалектику социополовой дифференциации общества и, таким образом, создающая возможность разрешить проблемы обоих полов и всего социума.

В рамках Феминистской доктрины возможно условное разделение по СПОСОБАМ решения женских проблем /радикально-революционный, либеральный и эволюционно-реформистскнй/; по ПРИВЕРЖЕННОСТИ ОЫКИМ

либеральны«,

СОЦИАЛЬНЫМ ДОКТРИНАМ /марксистский, социал-демократический, консервативный/; по МЕТОДАМ /падаЯястский; экологический;катерналистско-морализаторский - благотворительный;религиозный - изучающий проблемы теологии; Феминизм как образ жизни - коммуны; профессионально-административный - основывающийся на требовании регламентации гарантий по предоставлению руководящих постов для иенщин и доказательствах преимуществ женского стиля руководства; научный - рассматривающий проблемы женщин в науке; культурный или гуманистический и политический -основывавшийся на требовании предоставления женщинам квот, высших постов и Функций власти, а также расширения сферы их политического участия. с:тот феминизм приобретает характер политической теории/; по СТРУКТУРЕ /иона- "чистый",самостоятельный I полив единстве с другими, например, экофеминизц/. Конечно, такое разделение условно, но оно позволяет отчетливее выделить отдельные компоненты, стороны концепций "постклассического" феминизма.

Необходимо отметить, что постоянная актуализация в феминистской теория "проблемы пола" приводит к тому, что такой подход становится характерной особенностью и специфическим методом построения идеологии женского движения. "Оол"может быть определен как многоу-ровненное, многофункциональное понятие Феминизма. Помимо рассмотрения его в качестве принципа познания, хорошо раскрывающего женскую ментачьность, менталитет, он трактуется: 1/ как пол, 2/ как рол, 3/ как класс, 4/ как характеристика, задянности качеств личности, 5/ как основа, предполагающая или отрицающая равенство между полами.

В целом хе, вое современные феминистские школы и доктрины тяготеют к разработке проблем социальной теории пола.

Вместе с тем, помимо вопросов пола, в центре внимания феминисток находятся проблемы женского сознания, осуществления "революции в сознании" современных женщин. Поэтому "сознание" становится второй составной частью феминистского метода познания и преобразовали действительности.

Не жду тем, современная реальность все больше характеризуется ростом значимости не столько проблем и интересов классов или групп, сколько проблем и интересов личности, безусловно имеющей специфику этих социальных групп, но в большей мере, ориентированной на неповторимость,, уникальность, индивидуальность. Все это приводят к противоречиям между доктриной феминизма, ориентированной 'на массово-организованное женское участие, собственную социально-политическую стратегии и интересами отдельной, часто неорганизованной, аполитичной личности женщины. Стратегия традиционного феминизма все больше начинает приобретать черты антигуманной эмансипации, благодаря монополизации права на выражение формы социального освобождения, полагаясь на универсальность женского опыта.

Снять это противоречие, полнее реализовать еще сохраняющийся социально-позитивный гуманистический потенциал феминизма, а также вывести женскую теорию на более высокий уровень в состоянии "социо-гуманитарная фемикология".

Содержание третьего раздела " СЮВДО ГУМАНИТАРНАЯ ФВШ0Д01ИЯ". Данный раздел посвящен перспективной, но обладающей всеми возмохностя-кк стать полноправной социальной наукой - "социогуманитарной феми-аодоган"«, В силу неразработанности данной проблемы и постановочного характера подхода к ве£„ целям диссертационного исследования явжюшвь; ш©-аэртг0 прввдечение внимания к необходимости разработа шшоШ отршиы соцкаЕышго гзаиая; во-вторых, расскотронае ез

оотношения с теорией феминизма и, в-третьих, обоснование исходных [етодологических принципов, ценностных ориентация, возникающей сопельной науки о женщине.

Исходя из этого, дается авторская концепция "социальной феми-юлогии", представляющей собой:

./ логическое развитие интегрированных в общей теории феминизма ив-годов, доктрин, концепций. Поэтому феминология - есть МЕГАФ1МИНИЗМ; I/ новый уровень развития феминистских исследований по женской троблематике, исключающий сохранение эклектического единства разрозненных, самостоятельных отраслей знания, ах научных методов и яелей, но предполагающий первоначальную заданность, определяющий импульс, парадигму познания, исходящих от общей системно-комплексной науки о женщине. Поэтому феминология - есть МЕТАНАУКА; 3/ дальнейшее развитие гуманистических первооснов феминизма, решете признанного в качестве глобальной проблемы человечества женского вопроса, исходя из общих принципов человековедения и челове-кознания. Поэтому феминология - есть "2ЕНСКАЯ" ЧАСТЬ НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ;

4/ отказ от устаревших научных основ, на которых базируется современная наука и феминизм, формирование исходных научных позиций, исходя из признания позитивных, гуманитарных изменений в основах социального знания, его приоритетах и ценностях. Поэтому фамянология-есть КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ, ПЕРСПЕКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ.

Таким образом, если фе:ягаизм влияет на науку "извне " „ определяя необходимость ее совершенствования в области женских исследований, то феминология должна изменеть ее "изнутри". И если цель феминизма заключается в том, чтобы улучшить *изнь современного общества, направив ее в русло гуманистического прогресса, то феминология должна обеспечить научную базу этому процессу и показать новую науку, с новыми принципата и целями, методом, обладающим таки-

ми характеристиками как когнитивность, креативность, синтез позитивных 'методов решения фе микологических проблем.

В целом, социальная феминология представляет собой попытку приведения в адекватное отношение данной отрасли знаний к современному уровню развития науки, используя ее повенциал, а также наработки в рамках феминистской философии, несексистской социологии, психологии и др. дня того, чтобы двигаться дальше. Ею не только уточняются, упорядочиваются и развиваются старые понятия, но вводятся новые.

Исходя из признания за социальной феминологией статуса системно-комплексной науки, выделяются следующие блоки знания: философия пола, философская антропология, психоаналитика феминизма, социальная психология пола, социология пола, феминистская политологи ■ культурология феминизма.

Говоря о логической структуре социальной феминология отмечаются два уровня рассмотрения: индивидуально-личностный и социально-групповой в их соотношении. Исходя из чего в рамках ее исследована полностью реализуется принцип взаимосвязанности всеобщего и единичного, чем отчасти повторяется социальная направленность психологи* и социологии. Но, шесте с тем, она пробует преодолеть их ограниченность, благодаря активной разработке "фешшологии личности'

В отличие от феминизма, основным объектом рассмотрения которого является женское движение, женщины как социальная группа, феминология определяет его в более персонифицированном виде, проявляя интерес к феномену женщины. Феминология как бы возрождает аспект феминистского персонализма, придавая ему уже совершенно иной н&учнкй статус.

йсдя в границах фешнжзма изначально не ставился вопрос о субъехтб феминизма ка* наук*, его самостоятельном статусе и специ ¡»тага; * ¡«»честив уникального научного образования, то в феминологк:

во-первых, усиливается внимание к субъектно-личностной аспектнооти данной исследовательской сферы деятельности. Во-вторых, особо актуальным становится вопрос об уникальности гносеологической природы данного научного явления.

Уникальная гносеологическая природа фонинологии заключается в наличии особенного феминистского персонализма и неповторимого характера фелетнологичсского социального и научного мировоззрения, тяготеющего к рассмотрению гуманистических аспектов.

Именно гуманитарное знание вполне органично духовному опыту женщины. Именно гуманитарность, всегда присутствовавшая в феминизме, но несколько скрытая другими его качествами, сегодня особенно отчетливо выкристаллизовывается и оформляется в "гуманитарную, гуманистическую феминологяю", сакцентированную на личнооть женщины как носительницы особой женской духовности.

Органичное соединение компоненты "социальности" я "гумаяитар-ности" в рамках "социогуманитарной феминологии" позволяет,создать наиболее оправданный и социально-комплексный подход, открывающий новые горизонты социального знания о женщине.

Конечно, рассмотренная концепция "социогуманитарной феминологии" требует дальнейшего уточнения и развития, но сам принцип подобного подхода, облика новой, перспективной ыетанауки о женщине может заслуживать достаточно серьезного внимания. Содержание четвертого раздела "ПОЛИТОЛОГТО ФЕМШШаМА" .Автором диссертации отмечается, что со времени своего возникновения и научного оформления, феминизму всегда был присущ характер теории, тяготеющей к рассмотрению вопросов аласти, что неизбежно должно было и привело к формированию "политологии феминизма" как системно-логической, аналитической доктрины, занимающейся теоретическим осмыслением и

I

поиском практически оправданных методов решения политических проблем феминистского движения, в вопросах непосредственной политики,

при разработке политики самого феминизма.

Анализ, проведенный в диссертационном исследовании, позволяет более четко обозначить следующие положения, выражающие содержаталь-но-логическую структуру политологии феминизма:

Во-первых, в результате рассмотрения проблемы легитимности феминистской политологии можно прийти к следующим выводам: 1/ безусловно, происходит активное формирование научно состоятельной части общей теории политологии - политологии феминизма; 2/ при всех недостатках, формирование феминистской политологии можно рассматривать как закономерный процесс выделения, специализации и развития из общей теории политологии ее феминистской части; 3/ в рамках политологии феминизма уже можно констатировать переход от простого набора оригинальных суждений к теоретически оформленным построениям; 4/ в перспектива в феминистской -политологии будут активно взаимодействовать две тенденции: разработка современного научно-методологического аппарата теории при сохранении всей своеобразной фз-шнистской специфики данного направления политологии.

Таким образом, вожно достаточно определенно утверждать, что современная политология феминизма, все болыие испытывая на себе хшшше общей теории политологии, формирует и развивает собственную доктрину, на теряя при этом своей специфики, а, наоборот, усиливая ее, оказывает обратное воздействие на общесоциалышз науки, теории.

Во-вторах, анализируемая феминистская концепция власти, феин-гсистскле подходы к понииатш сущности политики и властных отноие-кнё в общество, ьагет: 1/ пошчь увидеть в новой, нетрадиционном ракурсе сущность эткх проблок к, 2/ охарактеризовать особенное«: аоасгиэго политечосгхно сознапая, отражающегося, ыалр^зр, в слсду-

полоса^;.;, Тродлсэип^я Еодсгсга основана на патриархате к иосязсззЕОСЛ ого; соьрс^спк^я сс-зл е. государсп-о оазирустсл иг

хатной ориентированности; изначально заложенные в обществе половые рати предопределяют политические роли и систему мужского доминирования в политике, поэтому политика и все, что с ней связано,предпочитает мужчин.

Исходя из признания ненормальности такого положения, феминизм как теория, направленная на доказательство необходимости перераспределения власти в условиях патерналистского общества, предлагает свои методы институционального изменения его. Именно на этой основе возникают феминистские альтернативные доктрины реорганизация общества я методы Феминистской социальной и политической терапии.

В-третьих, достаточно серьезным аспектом для политологического анализа могут быть выделены проблеем политической социализации женщин, политического п электорального поведения, политической позиции, а также их взаимосвязанное™ с уровнем распространегшл сродл .тещцш пдеЗ фе?.аплг?.а. Етазкой к данным вопросам является проблематика, изучающая траясфортлацшо форм "вхо-аденля" мнпзш з политику. Срэдя ялх отделяется участие женщин в фе:лнлстском движении, традя-цзонных л новых партиях и движениях. Но сз1юй массозоА форткой

остаются выборы. Именно благодаря активизация танскоЯ часта электората большинства стран в последнее врем возрастает значимость донских исследований, проводимых в рейсах политологи феетнззга.

Бесспорно, заслуживают внимания вопроси, связаннее с лячност-ным аспектом статуса' тенцзни в политике: ео профессиональный кювдс, особенности женского политического стиля и т.п. В данном отпоиеняя, выводы политологии фемлннзта не только содер'тат интересный штаря-ал, для размышлений, но л зесььп полезны в практическом плане.

Подводя итога рассмотренному, можно с полнел основание:* утвэ-

рждать, что политология феминизма является неотъемлемой составной /

частью общей политологической теории. При этом, она позволяет обогатить л развить за счет своих исследований женскую проблематику

политологической теории и, тем самым способствовать приращению об-щесоциальноСо научного знания. Кроме того, политология феминизма является и частью теории феминизма, который, в свою очередь, определяет современную и перспективную социальную науку и практику. Этим она особенно интересна дня дальнейшего научного исследования. В "ЗАКЛЮЧЕНИИ" излагаются основные выводы диссертационного исследования, определяются перспективы дальнейшего теоретического развития данной проблематики. На основе результатов, полученных автором в процессе работы, даются рекомендации, носящие практический характер и способствующие решению женских пройдем общества.

Основные положения диссертационной работы изложены в следующих публикациях: . . - .

1. Достижения и проблемы в решении женского вопроса в СССР. В сб. "Социально-политические проблемы современности". -У., Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР &43815 от 01.02.91 - 1,8 п.л.

2. Феминизм - инновационная социально-политическая теория. В сб. "Актуальные проблемы современных политологических исследований". - И., 1991. - 0,4 п.л. / в печати/.

3. Феминизм как современная социально-политическая теория. -Тезиса доклада на научной конференции "Еенщины в партиях и общественно-политических движениях". Москва, 1991. - 0,4 п.л.