автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.08
диссертация на тему:
Феномен эротической любви в традициях российской философско-социологической школы

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Власова, Марина Львовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.08
Автореферат по искусствоведению на тему 'Феномен эротической любви в традициях российской философско-социологической школы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен эротической любви в традициях российской философско-социологической школы"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

На правах рукописи

ВЛАСОВА Марина Львовна

ФЕНОМЕН ЭРОТИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ В ТРАДИЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ШЛОСОШЮ-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ

школы

17.00.08. - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степони кандидата философских наук

МОСКВА 1992

• Работа выполнена на кафедре теории культуры, этики и-эстетики Московского ордена Трудового Красного Знамени государственного института культуры.

Научный руководитель •

Официальные оппоненты

Ведущая организация

- доктор философских наук, академик АПН, профессор Л.П.Буева

- доктор философских наук, профессор

• С.Н. Плотников

- кандидат философски: _ наук Т.ВЛувилева

- Институт социологии Российской Академии Наук

Зашита состоится " ^Р " №¿1 % 1992г. в^^ час т заседании специализированного совета /¿^¿'ЛкР'^леухлвни ученой степени кандидата наук при Московском ордена Трудов го Красного Знамени государственном институте культуры по адресу: 141400, Московская область, Химки - 6, ул. Библиотечная, 7.

С диссертацией гожно ознакомиться в научной библиоте -ке Московского ордена Трудового Красного Знамени государст венного института культуры.

Автореферат разослан " " _______ 1992г.

Ученый сокпетаоь специализированного совета, кандидат ? ;,.лосо^сю1Х наук,

Р.И.Ибрагимов

(

,7.^: 'Актуальность исследования. Проблема половой любви во ссеРДамана являлась одной из важнейших тем философского, морально-нравственного, художественного осмысления. Каждая национальная культура вносила новые элементы в понимание этого многогранного феномена. Особое место в мировой система знаний о любви занимает российская философ-ско-социологическая школа. Она выделяется своей философией высоких этических принципов и нравственных понятий и прикладной эмпирической социологией, вбирающей весь спектр проблем полоеой жизни человека - от медико-биологических до культурно-социальных.■ Философско-социологи-ческий подход к изучению половой любви сложился в России в конца XIX - начале XX вв. и стал очередным шагом в развитии целого комплекса наук о человеке.

•К сожалению, в 30-« года научные традиции исследования этой сложной -проблемы были прерваны. Сформировавшаяся к этому времени административно-командная система стремилась искоренить в людях свободу метле ни л, воли,' желаний,, взять под контроль наиболее интимную неподвластную общественным законам сфеиу половой любви, там самым полностью деивдивидуализировать личность. Человек превратился в "производительную силу, работающую ради Есеобкйго светлого будущего. Он должен в рабочее время производить материальные блага, а дома, по ночам - детей"3-. Тема любовного эротического общения была изгнана из всех видов художественного и научного творчества. Идеология полного подавления личности наложила табу на половую любовь. В этих условиях накопленное веками философско-теоретичзсков и змпл-• рическоо знание о любви осталось невостребованным. Труды великих российских философов и опыт отечественных социологов, психологов, сексологов были преданы забЕогаю.

1. См. Кон И. 0 русском сексе.//"Столица", 1991, 12, с. 122.

-г -

Крах тоталитарного режима в конце 80-х годов привел к либерализации общественной-жизни, к возможности обсуждения интимной сферы человеческого общения. Однако долгие годы запретов госпитали в наших людях нездоровый обостренный интерес к проблеме пола,. а почтительно-фетишистское отношение к печатному слову и другим каналам информации не дает им ' возможности'избирательно подходить к продукции сексиндуст-рии. Немногочисленные примеры подлинного эротизма оказались не в состоянии ограничить тот шквал низкопробной пропаганды сексуальности, который обрушился на Россию через систем массовых коммуникаций. Все это способствует некри-тическолу усвоению далеко не лучших образцов сексуального поведения, выработке техницистского, лишенного духовного смысла отношения к любви.

В подобной ситуации представляется чрезвычайно важным возвращение в нашу сексуальную культуру комплекса установок, моральных норм и принципов построения любовных отношений не в форме примитивной физиологической вседозволенности, а в образе одухотворенной человеческой любви.

Первым шагом к формированию системы нравственных ценностей любовного чувства мохет стать возрождение гуманистической традиции в понимании любви русских философов конца XIX - начала XX вв., которые связывали сексуальную энергию человека с его духовной культурой. - с поиском новых эти-I чееккх идеалов, с художестве иным творчеством, с религией.

Сопоставление философско-теоретических воззрений с реалияш жизни, отраженными первыми российскими социологами-исследователями любви и пола, открывает новые пути и возможности для изучения этой области человеческих отноио-ний. 0га:т социологического исследования вопросов половой любви и сексуальности, накопленный в ходе массовых опросов в начале XX века, может быть использован как для подготовки современных анкетных методик, так и в качестве эмпирической базы для.сравнительного анализа основных характеристик сексуального поведения различных групп населения России.

Ноль л задачи исследования. Цель диссертационного исследования - провести фзлософско-культурологический анализ основных взглядов и представлений о социально-биологическом феномене половой любви на базе теоретических и конкретно-эмпирических исследований российских ученых конца XIX - начача XX веков. .

Для достижения общей цели в ходе работы решаются следующие конкретные задачи:

- анализируются основные идейно-теоретические традиции российской философской мысли конца XIX - начала XX ев. в изучении проблемы половой любви;

- рассматривается совокупная концепция русского Эроса на-основе анализа философских теорий лкх5еи Вл.Соловьева, Н.Бердяева, В.Розанова;

- выявляются главные направления эмпирического изуче--ния половой любви и сексуальных отношений на база аналитического обзора результатов массовых социологических опросов, проведенных в России в начале XX века.

Методология и методика исследования. Круг поставленных задач определил методологию и методику исследования, его теоретическую и эмпирическую базу.

Теоретическая часть работы основана на трудах отечественных философов - Вл.Соловьева, Н.Бердяева, В.Розанова, в которых зачожен методологический фундамент осмысления проблемы человеческой любви, а также на,фялосо$ско-этических работах других видных российских мыслителей конца XIX -начала XX вв. - П.Флоренского, С.Булгакова, ¡{.Ильина, Б .Вышеславцева и др. •

Эмпирической основой послужили данные конкретных социологических исследований по проблемам пола и сексуальности, проведенные в России в начаче XX.века,. Автором был осу-сестЕлен сравнительный анализ материалов массовых опросов, организованных первыми отечественным;! социологами пола -М.Членовым, ¡1.Гельманом, Д.Лаосом, ¡«зученк рчботы к др;.-г::х видных исследователей того времен:! - С.Голосопкера, С.Бурггнна.

Состояние научной разработки проблемы. Различные стороны и проявления любовного-чувства .как социально-биологи-чвского феномена.человеческой жизнедеятельности были научно разработаны отечественными и зарубежными исследователя-

В трудах великих философов и моралистов разных эпох / в частности, Платона, Овидия, М.Монтеня, Б.Спинозы, Е.Ж.Руссо, И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха, Ф.Ницща, Э.Фромма и др./ нашли свое отражение философско-мзтодологические и морально-этические взгляды на половую любовь.*

Изучение проблемы любви было бы невозможно без фило-софско-антропологических работ о сущности и природе человека, его жизненном предназначении. Этому посвяшенн труды таких отечественных ученых, как Б.Ананьев, Л.Буева, И.Кон, А.Леонтьев, И.Фролов и др.

Важным аспектом рассмотрения любовного чувства являются фадософско-культурологический анализ, который пред-■ ставлен в работах Й.Кона, Ю.Рюракова, К.Василева и др.^,

1. См. Глатон.Избранные диалоги.М.,1965; Овидий. Наука любви. Ы.,19 ; М.Йонтень. Опыты. М.,1958; Б.Спиноза. Избранные произведения в 2-х т. М,, 1957; 3.S.Руссо. Сочинения в 3-х т.М.,1961; И.Кант. Сочинения з 6-ти т. М.,1965; Г.Гегель, работы разных лет,M. ,1970; Л.Фейербах. Избран-

• ные философские произведения. М.1955; Ф.Ницше. Сочинения в 2-х т. М.,1990; Э.Фромм. Искусство любить.М.,1991 и др.

2. СМ. Ананьев Б. Человек как предмет познания.Л.,1969; Буева Л. Человек: деятельность и общение.М.,1978; Буева Л. Социальная среда и сознание личности.,1963; 2изнь как творчество. Киев.1985: Кон U.C. В поисках себя.Личность и ее самосознание-.М. ,1983; Личность в И столетии.М. ,1979; Проблема человека в западной философии.М. ,1988; Философское понимание человека. Вып.1,2.М.,1978; Фролов И. Перспективы человека.!,!. ,1983 и др.

3. См. Василев К, Любовь.М.,1982: Веселовский А. Еенщина и старинные теории любви.СЕб,1912; Еейнингер 0. Пол и характер. Спб.1908; Гульга А.,Андреева К. Пол и культура.// "Философские науки", 1973, tf 4; Кон И. Секс.Общество. Культура.// "Иностранная литопятура", 1970, .¡с 1; Кон И. Введение в сексологию. М.,1966; Кон И. О русском сексе.// "Столица", 1991, £ 11-12; Рюриков 10. Три влечения: любовь, ее Е^ера, сегодня, завтра. Барнаул, 1988 и др.

псторико-этнографический анализ, содержащийся в трудах И.Блоха, Э.Гроссе, Ю.Секенова л др.1

Социологические исследования вопросов половой лайей и сексуальности занимают большое место в работах С.Вольф-сона, С.Голода, И.Кона, П.Маяковского, А.Харчена.^

Психологические'* и мэдико-биологическпэ^ проблем .табвя тшшо достаточно подробно разрабатывались отечест-Еекнш.я и зарубеянша учешем.

Дашыэ работа, раскрывающие. различшэ стороны феномена половой лзбвл, с игр ал;: своя роль в выбора нового исследовательского ракурса в освещении этой проблэмн.

1. Си.Блох И. Половая тазнъ нашего првкзги л еэ отношение к соврзтагпгой культуро. Crt6, 1311; Вестэрг.эрк И. История брака. М. ,1896; Гроссо Э. Форта семьи и форкч хозяИсзва. М.,1898; Йпрнога Г. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоясг.т. ".,1980: Ганцкая 0..Торентьепа Л. Этноо ' к сег.тья в СССР.М. ,1576; Семенов ¡0. Пронсхотщешш- брака и сегал.М.,1976; Этносовдальнко прэблзш л-ебни у пародов

• Зпрубэзягай Езро1Ы.М.,1237 п др.

2. См. Еольфсоп С. Социология брака я сотая. '.Î. ,1927; Голод С. Стабильность сегап: социологический и демографический ес1Н1сга.Л.,1Р34; Кои И. О социологической ингор-прзтшгш сексуального попздо1п1л.//',совдологичоские исследования" Л932, И 2; Кон И. Половая г.;ораль в-свете социологии. //"Созэтская пэдагогика",1966, 'Л 12; "лцковски!* М. Совро'.'знная coi~ri и оо проблем.!.!. ,1973; Мацкопский М. Социология cof.ibn. Проблемы теория, г.итодологии, методики. М. ,1978; Чечот Д.'Социология Opai'.a я развод!.Л.',1973 и др.

3. См.Василия <5. Психология поро:?сиваняя.М.Л334: Витек К. Пооблсг.^1 'супружеского благополучия.?.!. ,1587; Роздан Л. С* возможности соцяальпо-психологячоского лсслодовашш лзбгя. 3 КН. Вопросы ПСИХОЛОГИИ ОбЕЗНЛЯ н познания людьми друг друга. Коасиодар,1979; Кзаод К. Эмоция чэлэтпка.:.!. ,1980; Кон И. Психология яноаэспоЗ сексуальности.//"Советская педагогика", 1976, № 5; Проблем псяхоло^ип личности.;.'.., 1932: Психология эмоций.М.,1984; Психология сексуальности. М.,1990 и др. .

4. Си. Васильченко Г. Определен но половой кокотвтугсия мужчины. J/!., 1974; Донован Б., Дч.Ванн дев Веретен. Физиология полового оазвития. !.;.Д974; ИмолкнскиЯ К. Психогигизна половой жизни.Хабаровск,1990; Дмелинскпй К. Сексология и сексопатология.М. ,1986; Пооблэ:.ы совэег/.энной сексопатологии.?,!. ,1972 п до.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Б настоящей работе впервые делается попытка философ-ско-культурологического анализа основных концептуальных взглядов и подходов российской философско-социологической школы конца XIX - начала XX вв. к изучению феномена половой любви.

Подробно рассматриваются философеко-теоретичоскле учения таких мыслителей, как Вл.Соловьёв, Н.Бердяев, В.Розанов, с точки зрения их понимания любовного чувства. На этой основе формулируется совокупная концепция русского Эроса, отражающая многогранность одухотворенной человеческой любви.

Наряду с этим в диссертационной работе впервые проводится сравнительный анализ данных конкретных социологических исследований по проблемам любви и пола, проведенных в начале XX века в России, вводится в научный оборот эмпирический материал о реальном сексуальном поведении различных групп населения / в -первую очередь студенчества /.

Отдельные положения и выводы данной работы могут стать основой для дальнейшей разработки фалософско-антропологичес-кой проблемы феномена половой любви как с псторико-культуро- . логической точки зрения, так и с точки зрения современных изменений в социальной казни общества. Возможно ее использование в лекционно-пропагандистской работе, посвяиэнной истории российской философии и социологии любви.

Апробшшя исследования. Материалы настоящего'исследования были апробированы в ходе научно-практических конференций, организованных Институтом молодели в 1920-1991 гг., отдель- . ные методические положения отражены в статьях, опубликованных в сборниках научных трудов. Наряду с этим автором были разработаны программы и инструментарий социологических массовых опросов по широкому спектру проблем сексуальной культуры современного человека.

Структура исследования. Диссортационная работа состоит пз введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновываются выбор теш и еэ актуальность, 4 формулируются цель и задачи исследования, выявляются новизна и практическая значимость работы. Автор рассматривает пред.тат лс-следования - половую любовь - как сложное многогранное явление, определяя свой этико-культурологический ракурс философско-социо-логического подхода к изучению этого феномена.

Любовное переживание по своей природе двойственно, дуачис-тично. Оно вбирает в себя дна вида влечений - духовное и телесное. Человек дополняет физиология любовного чувства социальными элементами нравственных и эстетических переживаний,общественных связей.

Многообразие аспектов половой любви, ее несводимость к духовной близости мужчины и женшлны, с одной стороны, и к телесным отношениям, с другой, создает иллюзию того, что любовь нэдоступна познанию. Однако понимание глубинкой сущности этого явления возможно благодаря философии, которая объединяет и обобщает сведения"о ' любви, полученные в результата, частных исследований отдельных наук, опыта обыденной жизни, открытий художественного творчества. На протяжении всего восхождения от и иди в иду ал ь но с т и любви к ее всеобщности философия рассматривает любовь как одну из глазных духовных и эмоциональных форм жизнедеятельности человека.

Важное мэсто в.структуре философского знания о любви занимает этико-культурологическоэ исследование этого чувства как особого способа кристаллизации переживаний, определяющегося комплексом традиций, социальных норм, ценностей и идеалов конкретного культурно-исторического сообщества. .

Особую роль в разработке этпко-культурологической концепции эротической любви сыграла российская Зплософеко-социологическая школа конца XIX - начала XX ев., анализу умений которой посвяот-нз настоящая работа. ■ • .

В первой гларе "Российская философия л^бш: некоторое аспекты разработки проблем" рассматриваются основные нагтр^лошм российской (философии любви - ортодокоельир-рзлнгиояноэ и ^п.посо!-ско-платогатаскоз, Анализируются яцэйно-теоратячоскяе прчипосгглга п традиции исследования проблем половой лчбвн на приг-оро !илосо1-ских учений отеч«стр0н!{нх мыслэтялчй. к.XI"-п.XX вв., доляптсн попытка представить совокупную концепцию русского Г-роса как "т:т-культурологичоского ярлч пня .

Первый параграф настоящей главы посвяшен- раскрытию гуманистической традиции философии любЕИ в России. Понимая под гуманизмом признание ценности человека как личности, его права из. свободу, счастье, развитиэ и проявлению его способностей, вору в возможность безграничного самосовершенствования, автор стремится проследить эЪи идеи в ф!1лософско-..;изненных системах русских теоретиков любвл,

. Представители ортодоксально-религиозного направления отечественной философской мюли /П.Флоренский, С.Булгаков, И.Ильин и др./1 _проводила гуманистические принципы в своих концепциях любовного чувства, базируясь на этическом учении христианской орали кшс "религии человеческой личности и религии Богочеловечностп". Основным принципом их теоретических построений является вццоланио тоснейшой взаимосвязи, подчас ла™.е отодцаствление Любви, Бога и Абсолютной Истины. "Бог есть любовь...Любовь есть сущность Еоняя...В Лябви ц только в Любви кыслпио познашш Истины" говорит один из осно-' вателей ортодоксально-религиозного течения П.Флоренский, раскрывая гуманистическую идею безграничного человэческого познания через постижение высшего божественного начала. •

По мнению философов данного направления, предназначение любви ' состоит в том, что ока объединяет любящих в единое цэлоэ в Бого. Однако 'это но умаляет значения индивидуальной личной любви, которая есть "главная выбирающая сила жизни", "Ееликий дар - увидеть лучшее, избрать его и жить им"^. Подобная философская позиция на только оставляет за человеком право выбора своай любви и судьбы,' но п признает индивидуальность каждой человеческой яшзни.

Важным проявлением гуманистического отношения к проблема половой любвл стало жзланио представителей ортодоксально-религиозного направлашш возвысить человека над его природными инстинктами, освободить душу от притязаний плоти, указать ему достойный путь существования. Не агитируя за бездумный аскетизм, мыслители отстаивали христианское представление о браке и семье как девственном соединении любви и супружества, .стремились достичь безгрешности пола.

3. См. ПДлоренскяй. Столп и Утверждение Истины.М. ,1914; С.Булгаков. Свет Н°в0черний. Созерцания и умоярения.М.,1917; И.Ильин. Потаее сердца.Книга тихих созврцаний.Мюнхен, 1958 и др.

2. E.J-ло-зенскиР. Столп и Утверждение Истины.-Цит. по кн. Русский Трос или "илэсофлл любви в Росси.М. ,1991, с. 285 - 290.

7..-1 ь н. геа ,тпбви,-Цит.по кн. Русски!1 Эоос или Философия любви в Расс-лу., .V.,l??l, с. 3?8.

Философы ортодоксально-религиозного направления в своих трудах уделяли много внимания тагам гуманным принципам христианской морали, как милосердно, сострадание, яалость, сочувствие ближнему. Это придало их представлениям о любви харитативный характер, приблизило к сроднорекоЕЦм традиция?,! понимания любви.

Бтороо направленно российской философской мысли - философско-платокпческоэ - Еозроздало и переосмысливало античную концепцию по-' левой любви - Эроса, дополняло ее ноеыми теоретическими идеями.

Логической основой учения о любви представителей данного направления является мысль о всеединство как идеале соединения божественного и человеческого начал, которое достигается личностью в процессе нравственного совершенствования через истинную шщивидуачьнуга любовь, побеядаюцую эгоизм и разделение людей. Эта идея, близкая ортодоксально-религиозному принципу отождествления любви и Бога, трактуется философско-платошгческим направлением с несколько иных позиций.

Мыслители- считают любовь,'в первую бчередь,"высшей школой'самопознания"*, лучшей возможяостью"познания одним человеком истины другого человека, парохода за границу своего "я"^, том самим делая акцент на значении человеческой личности как главной ценности.

Индивидуальная половая любовь, дающая андрогиничеекое единство муяского и яэыскФго начал, изживающая эгоизм, одухотворяющая эротическую чувственность, является, по мнению философов неоплатонического направления, ваянойией ступенью на пути к единению человечества с мировой дутой, достижению бессмертия.

Понимание любви как интимного чувства, личностного переживания приводит прздотавителей философско-платонического направления к рассмотрения таких вопросов, как любовь и долг, любовь и свобода, любовь и обсзство. Эти проблемы раскрываются мяслителями разнообразно и диалектично, базируясь на эвдеконической позиции личного счастья кавдого как главного, критерия нравственности и морали, новме-пательства общества в интимную яизпь 'личности. .

Продолжал гуманистическую традицию защиты индивидуальной эротической любви, философы понимают ее как одухотворенное восприятие плоти. Органичное слияние всех деланий, стремлений, переживаний человека как социально-биологического существа не упездяет ни одну из сторон его .гшзнедоятолькости, создавая условия для достижения личностью состояния полного удовлетворения и счастья.

1. См.Горзензон М.-Тройственный образ совершенства.М.,1913,с.80-81

2. Гиппиус 3. 0 любви.-Цит.по кн.Русский Эсос или Философия л^бэн в России. М.,1091, с.168-1Р9.

Таким образом, рассмотрение гуманистических принципов в 'освещении проблем половой любви у представителей различных направлений российской философии демонстрирует общее понимание феномена любви как морально-этического явления, призванного играть важную роль в деле совершенствования человеческой личности, признание тесных связей любовного чувства с духовной культурой .человека - нравственными ценностями, творчеством, религией. Все это наполнило российскую философию любви одновременно этическим, эстетическим, психологическим, теологическим содержанием, превратив ее в философию жизни. Данная особенность российской теории любовного чувства, названная синкретизмом, рассматривается в следующем параграф«.

В параграфе "Философско-синкретическая концепция русского Эроса" обосновывается плодотворность синкретического подхода к анализу сложнейшего феномена любви, в котором пересекаются противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого. •

Синкретизм нередко критикуют за отсутствие тесных, обоснованных связей между элементами объекта исследования, поверхностность и недостаточную глубину анализа.объекта. Однако, по нашему мнении, все эти недостатки синкретизма как научного метода могли бы сыграть свою положительную роль при изучении такого специфического несво-ди\'ого к общей схеме явления, как половая любовь.

Синкретический подход способен объединить результн специальных научных исследований с практическими наблюдениями повседневной жизни. При этом он не требует от исследователя строго структурирования накопленного анагая о любви по законам всеобщей целостности и взаимозависимости. Он позволяет как достичь широты охвата всох сторон проявления любовного чувства, так и более углубленно разработать его отдельные аспекты. Синкретизм сохраняет личнуо позицию исследователя, оживляя научный анализ массовых явлений индивидуальна,-л особенностям конкретного переживания. ■ .

Именно такой подход к кручению проблемы половой любви демонстрировали русские философы к.XIX - н.ХХ ев. - Вл.Соловьев, Н.Г-ер-ця<??, В.Розанов*, рклдчавамв в свои работы теорзтико-филосо^скке

Аьтор опирался в свое;.: исследовании на следухтаа работы: Еор-н ;!. Самопознание.:.}., 1500, Рердяея И. Эпос и личность.фило С0'1ия пола и лэтбпи.,г?89; '¡»рот» П. Метафизика пола у, лозви. //'|!сперап",1?07, Я С-С, Розагов В. лунного сяота.М. ,1990, Розанов В. ?.)'сл.1 о лчторлтучо .1'.-. ,1990, Розанов В. Сумерки лросгс-цемН Соловмг ;:л. Со^^н^ппя-в 2-х то'/ах. 1Л.-С.

- и -

воззрение, этико-моральные размышления, эстетические нзгляды, теологическое восприятие любви. Но претендуя на полное освещение той или иной проблемы, синкретизм российских мыслителей дал яркое и со-дерчштэльное объяснение многим сторонам любовного чувства.

В диссертации дается подробный сравнительный анализ философских концепций половой любви Вл.Соловьева, Н.Бердяева, В.Розанова. Выявляются сходство и различия во взглядах ученых на вопросы смысла' человеческой любви, основных составляющих любовного 'чувства /физиологических, социально-нравственных, духовных отношений /, соотношения любви и религии.

На основе сопоставления различных точек зрения отечественных философов выделяются важнейшие характеристики русского Эроса как социокультурного и нравственно-этического явления.

В основе фллософско-синкрэтической концепции русского Эроса ■ле.'кат такие проявления нравственного самосознания личности, которые с давних времен были признаны христианской моралью и бытовой этикой русского народа - стцд, жалость и благоговение. Из этих трех переживаний, по мнению философов, вырастает все богатство духовной жизни человека. ^

Стыд удертшваот человека от дурных поступков, выступает важным моментом самосовершенствования. Калость учит сопереживать чу-яим страдание,. ограничивает личный эгоизм. Благоговение или чув-стпо благодарности объединяет индивида с его предкам, народом, обществом. Сно делает готовым человека отвечать добром на добро.

В представлении русских философов, взятые вместе стыд, жалость и благоговение образуют основу нравственности как сферы этических представлений человека об его взаимоотнохзниях с окружающими на принципах доброты, понимания и сострадания.

Нраве тс с н'гость проявляется в конкретных формах реального поведения личности. Достижение высшего морального совершенства возможно различнишспособа-.п, но истинный путь ¡с ному ведет через любовь.

Понятие любви многогранно и включает в себя родительскую лв-бонь, чувство симпатии, любовь к Родино. Однако только полопал любовь емэшэот э себя все основные нравственные переживания - сткд, жалость и благоговейно. Это создает эмоционально-этическую основу для полной ряализацип нравственности чораз любовь, которая выступает как путь безграничного совершенствования личности.

Полоезя любовь может развиваться в двух различных . направлениях' : как индивидуализированная эротическая любовь и как родовая.

Российские мыслители еидят в индивидулизированной любви следующие способы самосовершенствования человеческой личности:

- преодоление эгоизма, самоотрицание одной личности и одновременно утверждение другой, создание ноеого духовного облика человека в борьбе с низменными началами;

- расцвет духовно-нравственной жизни личности, обогащение творческого; трудового, интеллектуального потенциала челоЕока; _

- возвращение целостности человеческому существу, объединение мут.ского и женского начал, создание абсолютной идеальной личности, лишенной недостатков полоеого до- • ления и впитавшей в себя преимущества и той и другой индивидуальности.

Использовал благодаря пологой любви эти способы салэ-совершенстЕовашя, человек становится способным познать высшее добро, воплотить образ Болшй в любимом сушэстгэ и в себе, постичь абсолютную истину, тем сашм утверждая себя как индивидуальность и.избавляясь от неизбежности смерти.

Однако добиться подлинной победы над смэртья человек может только вместе со есоми окоужашим! его людьми, уста-ноеив сизигическоо единство человека, общества и природы, которое является логическим завершением развития икццвдцу-альной любви.

Вторым направлением реализации половой любви, по мка-шю философов, является родовая любовь, которая выдвигает, в качестве цели жизни каждой личности - продолжение человеческого рода. ...

Появление на сеот нового.человека, передача лучших. . моральных качеств, интеллектуальных и трудовых навыков от поколения к поколения - в этом состоит процесс совершенствования человеческой личности путем родовой любви.В разумном сознательном деторождении .мыслителям еидится

божественное право человека творить новую жизнь, приближаясь к Богу и делая себя и свою любовь бессмертными и вечными.

Таковы два пути самосовершенствования личности, возникающие благодаря любви индивидуальной и любви родовой, которые были детально проанализированы в трудах российских философов - Ел.Соловьева, Н.Бердяейа, В.Розанова.

Изложенная в диссертации концепция русского Эр'оса'является яэким примером синкретического подхода к проблеме половой любви, объединяющего философское осмысление идеи любви, этическое учение о нравственности, теологическую теорию о связи человека о Богом, эстетическое и гносеологическое понимание любви как основы и вдохновляющей силы творчества и познания.

Особенности развития отечественной философской шсли оказали огромное влияние на формирование и развитие русской практической социологии конца XIX - начата XX вв. Они явились необходимым общеметодологическим базисом, на который опиралась юкола эмпирической социологии любви,*пола п сексуальности.

Во второй главе диссертационного исследования делается попытка проследить теоретико-практические взаимосвязи ме:кду двумя научными дисциплинами, изучающими половую любовь -философией и социологией; раскрыть основные особенности отечественной эмпирической социологии любви и пола; ввести в научный оборот обширный исследовательский материал массовых опросов начала XX века с целью его глубинного анатаза, изучения опыта первых российских социологов для использования в современной практике научного творчества.

На рубето веков Россия занимала' ведущее место в "мире по проведению массовых социологических 'опросов по проблемам пола и сексуальности, В качестве основных исследовательских источников для изучения и обобщения конкретно-эмпирических данных о реальном сексуальном поведении отдельных групп населения России были отобраны работы следуют«

социологов - М.Членова, И.Гельмана, Д.Ласса.1 Эти труды являются яркими примерам! используемых в то время анкетных методик по вопросам половой жизни. Они представляют собой наиболее полные и подробные, с элементами теоретических заключений отчеты о полученных результатах.

Не имея возможности представить на страницах реферата эмпирические данные, мы кратко изложим те проблемы, которые нашли свое,отражение в работах первых российских социологов. "

Несмотря на то, что пионерами использования социологических методов изучения половой любви были .врачи,.они■ внесли значительный вклад в.развитие прикладной социологии как науки, обогатили ее ценными методологическими разработками. „Ученые поставили ео главу угла вопросы Качества и достоверности полученной информации, пытаясь доступными им способами свести до минимума еозмо.'кнкэ смещения и искажения результатов исследований, демонстрируя свои профессионализм и тщательность подготовки опросов.' ':

Социологи, занимающиеся'проблемой взаимоотношения полов, расширили круг накопленного в этой области научного . знания. Они дали возможность взглянуть на.сексуальность с другого ракурса, выявив среднестатистические характеристики, нормы, стереотипы сексуального поведения как отдельных личностей, так к, представителей различных Еозрастных, социальных, профессиональных групп населения. Ученик удаюсь преодолеть ограниченность медицинских-исследований, обогатив свои анкеты вопросами о ценностных ориентация* рзспон-дентов, этическими аспектами проблемы отношений медцу луж- . чиной и женщиной. Они отбросили бытовавшие в то время в среде эмпирического изучения любви биологизаторскпе стереотипы понимания человеческой сексуальности, показав огромную роль социальных факторов в формировании половых установок личности, рассг.'лтривая-полоЕКе, отношения как одну из

1. См. Членов Половая перепись Московского'студенчества. и ее общественное значение. ;,:. Д9С9; Гельман И. Половая жизнь современной молодехл.Опыт согуально-бнолэгэтеского . исследования.:,!.-Л., 1923; Лаос Д. Со?.иеме:шое студрнчест-во: быт, половая'«;:зно.?.Г.-.Т. ,1923.

двух сторон духовно-фиэиологичуского' любовного чувства.

Подобии?' подхоа к исследоватю сексуальной жизни человека позволил ученым разработать следующие аспекты этой проблемы:

- проследить влияние общественных институтов / сежи, . школы, литератури и т.п./ на развитие сексуальных стереотипов личности;

- выявить основные характеристики половой жизни человека: возраст первой осведомленности о сущности половых отношений, причины вступления в первую .голову» связь, источники информации о сексуальной жизни, частота и регулярность половых сношений и др.;

- всесторонне проанализировать влияние таких факторов, как возраст, национальность, образование, место жительства на формирование того или иного сексуального стереотипа личности; /

- раскрыть особенности брачно-семейных бтноиений, причины и мотивы безбрачия, вступления в брак, разводов, внебрачных половых связей; "

- указать путл морального оздоровления а урегулирования полоеой жизни общества, избавления от негативных последствий беспорядочных сексуальных отношений, лишенных глубокого духовного смысла.

Таковы основнко аспекты изучения половой любви, которые напли свое отражение в рассматриваемых работах пзрЕых российских социологов.

• Сапоставлание философских идеалистических представлений о любви как важнейшей сферэ человеческих переживаний, основы нравственного са\юоовершенсувовашя личности, таинственном дуалистическом феномене духовного и природного с конкретными проявлениями реального -сексуального поведения людей, зафиксированными в ходе социологических опросов, дает противоречивые зарисовки к картине сексуальной культуры России на оубвясэ XIX л XX вв., вскрывает разные пласты полово Я морали, демонстрирует огромный разрыв между философско-.тооретическим отношением к любви мужчины и яеншины и ее повседневным! воплощениями в сексуальных поступках людей.

В заключении диссертационной работы делаются обобща- ' юшие еыводы, отмечается необходимость использования опыта российской философско-социологической школы в изучении любовного чувства при разработке современных теоретических положений и методического инструментария в области исследования явления пологой любви.

Отдельные положения диссертационной работы были изложены в следующих публикациях автора:

1. Власова М.Л.,Клигер С.А. Учебно-методическое пособие по организации и проведению тзлефонлых социоло-. гических опросов.М.-, 1988, 1,5 п.л.

2. Власова М.Л. .Клигар' С.А. Учебно-методическое пособие по проведения социологических исследований в области книги и чтения.М.,1988, 3 п.л.

3. Использование социологических исследований в работе • издатольстЕа"Лзобразителыюе искусство".. - в сб. Книга. Общество. Перестройка.М.,1990, 0,3 п.л.

4. Создают адресно-телефонной панели респондентов

для проведения социологических исследований в области книги и чтения. - Тезисы докладов 2-ой Всесоюзной кон^оренцли молодых ученых и специалистов Госкомпечати СССР.М.,1990, 0,2 а.л.