автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Феномен философской коммуникации: опыт комплексного подхода

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Зубова, Марина Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Феномен философской коммуникации: опыт комплексного подхода'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен философской коммуникации: опыт комплексного подхода"

На правах рукописи

ОГ

ЗУБОВА Марина Владимировна

ФЕНОМЕН ФИЛОСОФСКОЙ КОММУНИКАЦИИ: ОПЫТ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА

Специальность: 09.00.01 - онтология п теория познания

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 9 МАЙ 2011

Иваново-2011

4846791

Работа выполнена в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова

Алексеев Александр Петрович

доктор философских наук, профессор

Коваленко Сергей Владимирович

доктор философских наук, доцент ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет»

Кривцова Людмила Алексеевна

кандидат философских наук, доцент ГОУВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет»

ФГОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств II культуры»

«

Защита состоится «3» июня 2011 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.062.01 пржЛвановском государственном университете по адресу: 153025, Иваново, Ермака, 39, ауд. 459.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ивановского государственного университета.

Автореферат разослан мая 2011 года.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Ученый секретарь I N Л диссертационного совета ) Ц___' Д. Г. Смирнов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования.

Происходящая в настоящее время глобальная трансформация индустриального общества в информационное сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы его жизнедеятельности, возникновением качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, места и роли коммуникаций в развитии социума, культуры. Коммуникация становится объектом разноуровневых исследований и рассматривается в различных аспектах (культурологическом, философском, социологическом, политологическом, психологическом, лингвистическом и т.д.), представляя собой ключевой элемент современного общества.

Понятие философской коммуникации занимает особое место в структуре современной коммуникации. При этом философская коммуникация может быть рассмотрена как в широком, так и в узком значении этого слова.

Рассматривая философскую коммуникацию в широком смысле этого понятия, то есть через понимание ее мировоззренческих оснований, следует отметить, что она является метакоммуни-кацией. Такое видение философской коммуникации предполагает ее фундаментальность по отношению к другим видам коммуникаций, а также возможность постановки и решения основополагающих проблем бытия.

В узком смысле понятие «философская коммуникация» связано с дисциплинарностью философии. Плюралистичность современной философии (существование множества школ, направлений, подходов), являясь ее положительной стороной, вместе с тем приводит к утрате целостного восприятия действительности. Каждое из философских направлений выстраивает свою категориальную систему, существующую относительно независимо от других, занимается кругом проблем, которые не являются актуальными для

представителей других школ. Множественность философских течений порождает коммуникативные барьеры, преодоление которых будет способствовать более глубокому пониманию сущности философской коммуникации.

Комплексный анализ понятия философской коммуникации позволяет ответить на вопросы: каким образом происходит взаимодействие между участниками философской коммуникации; по каким критериям можно отделить один вид коммуникации от другого и в каком случае следует говорить о философской коммуникации; на каких принципах и основаниях должна строиться философская коммуникация; каково место философского текста как формы философской коммуникации; какую роль играет философская коммуникация в познании окружающего мира и т. д.

Актуальность темы исследования определяется недостаточным уровнем осмысления феномена философской коммуникации, играющей ведущую роль в современном информационно-коммуникативном обществе. Комплексный подход к философской коммуникации позволит проанализировать ее сущность: структуру, ее формы, функциональные характеристики и процесс реализации. Изучение разнообразных факторов, обеспечивающих единство и целостность философской коммуникации, способствует определению ее места в процессе познания и формирования картины мира.

Степень разработанности проблемы. Философская коммуникация всегда привлекала к себе внимание исследователей. Она -предмет изучения многих научных отраслей, прежде всего философии, но также психологии, филологии и др. На протяжении всего периода исследования философская коммуникация оказывалась в центре лингвистических исследований и как отражение сложившихся концептуальных систем, и как продуктивное взаимодействие отдельных философских идей, мнений, гипотез, то есть ступеней формирования определенного фрагмента знания, мысли.

Специфика философской коммуникации рассматривается в работе В. В. Бибихина «Язык философии»1, где дается анализ языка

1 См.: Бибихнн В. В. Язык философии. М.: Прогресс, 1993.

философии. Исследование феномена философской коммуникации, было предпринято также В. С. Хазиевым в его статье «О языке философских текстов»2. В 2006 году была опубликована монография А. П. Алексеева «Философский текст: идеи, аргументация, образы»3, содержащая анализ философской коммуникации. Особое внимание автор монографии уделяет рассмотрению философского текста как целостного многоаспектного феномена, в значительной степени определяющего место и роль философии в культуре.

Изменение характера философской коммуникации в XX веке, связанное с переменой когнитивной ситуации, привело к появлению специальных работ, посвященных проблемам философской коммуникации. Дальнейшее ее изучение определило основные аспекты этого интереса: философско-методологический, концептуальный, аргументационный и т. д.

Философско-методологический анализ коммуникации дается в трудах М. А. Аркадьева, Т. А. Дейка, Г. Б. Колшанского, Е. В. Клюева, Р. Т. Крейга, С. В. Лещева, Н. Лумана, Г. Г. Почепцова, В. И. Свинцова, И. В. Дмитревской,

А. В. Соколова, Ф. В. Тагирова, Ю. Хабермаса, И. П. Яковлева.

Рассмотрение концептуального аппарата философии с точки зрения его символизма представлено в работах Р. Г. Автояна, Э. Кассирера, С. Л. Катречко, А. Ф. Лосева, К. А. Свасьяна, Ц. Тодорова.

Среди авторов, акцентирующих свое внимание на проблеме интерпретации философского текста, а также проблеме понимания философских текстов, можно выделить таких мьгслителей, как А. П. Алексеев, Н. Д. Арутюнова, А. А. Брудный, С. А. Васильев, М. Вартофский, И. В. Дмитревская, Т. М. Дридзе, В. Г. Кузнецов,

A. Л. Никифоров, И. И. Полонская, А. Н. Портнов, В. Н. Топоров,

B. С. Хазиев, И. В. Цветкова.

2 См.: Хазиев В. С. О языке философских текстов // Философские науки. 1990. №7.

3 См.: Алексеев А. П. Философский текст: идеи, аргументация, образы. М.: Прогресс-Традиция, 2006.

Большой вклад в исследование роли метафоры в философской коммуникации внесли работы таких исследователей, как X. Ортега-и-Гассет, Н. Д. Арутюнова, В. Л. Васюков, В. А. Марков. Особый интерес представляет статья Н. Д. Арутюновой «Метафора и дискурс», в которой обосновывается эффективность использования метафорических средств выразительности для понимания философских текстов.

Особого внимания заслуживают труды, в которых анализируется роль аргументации в философской коммуникации. Это работы А. П. Алексеева, В. Н. Брюшинкина, Г. А. Брутяна, И. А. Герасимовой, А. А. Ивина, Ю. В. Ивлева, Г. В. Сориной, X. Перельмана, С. Тулмина, Г. В. Гриненко.

Исследования, освещающие современное состояние языка философии, представлены работами Н. С. Автономовой, А. П. Алексеева, В. В. Бибихина, Ф. И. Гиренка, В. В. Миронова, Т. Б. Кудряшовой, М. К. Петрова и других.

Приведенный список работ свидетельствует о достаточно большом интересе ученых к проблеме философской коммуникации.

Противоречия. Работа, проделанная в этом направлении, весьма существенна и представляет собой весомую основу для дальнейшего изучения данной проблемы. Признавая важность вклада упомянутых ученых в осмысление феномена философской коммуникации, нельзя не признать необходимости комплексного исследования таких малоосвещенных вопросов как понятие философской коммуникации в широком и узком значении, ее структура, взаимодействие участников философской коммуникации, попытка которого и предпринимается в данной работе.

Проблема исследования. Разработка понятия философской коммуникации в узком и широком понимании данного термина, и выявление роли философской коммуникации в процессе формирования картины мира.

Объектом исследования настоящей работы выступает феномен коммуникации.

Предметом исследования является философская коммуникация как способ бытия человеческого знания.

Цель исследования - определить сущность философской коммуникации, выявить ее специфику, роль и место в системе культуры.

Гипотеза исследования. Специфика философской коммуникации будет выявлена через комплексный анализ: посредством соотношения философской, научной и художественной коммуникации, рассмотрения понятия философской коммуникации в широком и узком смыслах; определения и рассмотрения структуры философской коммуникации, обеспечивающей ее целостность и функциональность.

Достижение поставленной цели потребовало решения группы задач, определивших логическую последовательность предпринятого исследования. К их числу относится:

• проанализировать основные теоретико-методологические подходы в изучении сущности коммуникации;

• определить место и роль философской коммуникации в системе культуры;

• выявить структуру философской коммуникации;

• исследовать особенности философской коммуникации и механизмы их проявления: универсальность, вариативность, символизм, метафоричность, диалогичность;

• проанализировать философский текст как основную форму философской коммуникации и показать роль аргументации и процесса понимания в нем.

Методологическая база исследования. В основу диссертационного исследования был положен комплексный подход, являющийся важнейшим методом в философских исследованиях, так как для него свойственно стремление объединить, синтезировать результаты отдельных наук, но не путем механического соединения, а на базе обоснованных концепций, обобщения множества фактов в контексте междисциплинарного единства. Комплексный подход дает возможность проанализировать основные характери-

стики и структуру философской коммуникации, что позволяет рассмотреть феномен философской коммуникации как целостное явление.

Основой комплексного подхода является системный метод, который позволяет раскрыть целостность философской коммуникации, выделив ее структурные уровни и взаимосвязь между ними. Применение системного подхода при изучении феномена философской коммуникации всесторонне раскрывает содержание этого понятия, значительно расширяя представление о ее сущности.

Диалектический метод осуществляет учет всего многообразия факторов, влияющих на результат исследования, рассматривает философскую коммуникацию как процесс, выявляя его объективные закономерности и тенденции развития.

Опираясь на исторический и логический методы, в соответствии с характером исследования, использованы преимущественно абстрактно-теоретические формы анализа и изложения материала, предоставляющие возможность для научных обобщений. Соответственно, исследование объекта проводилось на основе логической последовательности: от общего к частному (коммуникация - мета-коммуникация - философская коммуникация - философский текст) и от частного к общему (символ и метафора как механизмы проявления философской коммуникации), то есть дедуктивного и индуктивного методов исследования.

Научная новизна результатов исследования: ^ выявлены и структурированы теоретико-методологические подходы к определению феномена коммуникации (информационный, интеллектуальный, экзистенциальный);

^ показано, что философскую коммуникацию необходимо исследовать на двух уровнях обобщения: мировоззренческом и дисциплинарном, то есть в широком и узком смыслах;

^ установлено, что философская коммуникация в силу ее многозначности и предметной области исследования, выходящей за рамки объективного мира, проявляется в особенностях символизма,

метафоричности и диалогичности, тем самым, участвуя в формировании категорий и семантического поля философского языка;

^ доказано, что философский текст, являясь основной формой философской коммуникации, характеризуется предельной кон-текстуальностью, многозначностью, многогранностью, вариативностью; опирается не только на аргументацию, основы разума и логики, но и формирует у автора и реципиента чувство наслаждения от восприятия красоты интеллектуального, поэтому содержит глубокий нравственно-эстетический смысл.

Положения, выносимые на защиту:

1. Философская коммуникация в широком значении, являясь метакоммуникацией, в отличие от научной и художественной, конструирует мир не через узкий срез абстрактно-логического или чувственно-эмоционального, а посредством целостного отражения действительности.

2. Философская коммуникация в узком значении (дисциплинарном), обладает свойствами системности, целостности, вариативности и универсальности. Ее универсальность направлена на выявление теоретических основ мировоззрения; вариативность заключается в разнообразии концептуальных подходов к пониманию объективной действительности; системность и целостность заложена в отношениях речепорождения и речевосприятия как основных элементов коммуникативной системы философии.

3. Метафора в философской коммуникации создает новое видение вещи (термина), тогда как в науке она в большей степени только предполагает, а в искусстве только выражает. Символ помогает реализовать творческий компонент в философской коммуникации, создавая такую возможность благодаря своей полисмысло-вости, из чего непосредственно вытекает его многослойность, которая является основой для конструирования философской коммуникацией смысловых направлений символа.

4. Диалог, являясь основным механизмом философской коммуникации с точки зрения конструирования системы знания, характеризуется открытостью и незавершенностью, что связано со

спецификой проблемного поля философской коммуникации как метакоммуникации.

5. Философский текст - основная форма философской коммуникации, важнейшими свойствами которого являются не только информативность, контекстуальность, полисмысловость, многогранность, вариативность, но и наличие нравственно-эстетического смыслосодержания.

Теоретическая значимость диссертационного исследования. Материалы и выводы диссертационного исследования позволяют более глубоко и развернуто осмыслить специфику философской коммуникации с учетом ее структуры, основных характеристик и основных форм существования. В данной работе проводится исследование ряда философских проблем, позволяющих дополнить представление о специфике философской коммуникации.

Практическая значимость. Сформулированные в диссертационном исследовании выводы могут быть использованы при разработке тем, связанных как с онтологией и теорией познания, так и с генезисом и спецификой философской мысли. Данные исследования могут быть полезны при составлении учебных пособий, справочных материалов и лекционных курсов по соответствующей проблематике.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 09.00.01 - «Онтология н теория познания», включающей исследования и разработки в области теории, методологии, закономерности формирования и развития онтологии и теории познания, представленная диссертационная работа является теоретическим исследованием специфики философской коммуникации как вида коммуникативной деятельности.

Полученные научные результаты соответствуют пункту 18 «Закономерности формирования и обновления философских категорий и общенаучных понятий в сфере онтологии и гносеологии, в процессах дифференциации и интеграции фундаментальных и прикладных наук», пункту 19 «Проблема унификации категориального

языка и смысла общенаучных понятий в связи с интеграцией наук, компьютеризацией исследований и формированием новых искусственных языков и программных ориентации», пункту 28 «Закономерности развития коммуникативных аспектов отражения и обмена информацией в живой природе и обществе, формирование естественных и искусственных языков, а также их влияние на индивидуальное и общественное сознание» паспорта специальности 09.00.01 - «Онтология и теория познания».

Апробация и реализация результатов исследования. Различные аспекты и положения работы получили освещение в научной деятельности: в докладах и выступлениях на научных конференциях, в частности, на Всероссийской научно-практической конференции «Основные проблемы организации работы с молодёжью в современных условиях (на примере центрального региона)» (Орёл, 2008), на IV Всероссийской научной конференции с международным участием «Булгаковские чтения» (Орёл, 2010), на III Всероссийской научно-практической конференции «Основные направления организации работы с молодежью в современных условиях (на примере центрального региона)» (Орёл, 2010), на методологических и методических семинарах, в выступлениях на кафедре философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Выводы диссертационного исследования отражены в 9 авторских публикациях общим объемом 3,5 п.л. Лично автору принадлежит 3,5 п.л.

Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, содержащих теоретический и исследовательский материал, заключения. Объем работы - 140 страниц. Список литературы включает 238 наименований, в том числе 53 на иностранных языках.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается разработанность обсуждаемой проблематики, формулируются объект, предмет, цели и задачи работы, ее методологическая основа, научная новизна, приводятся основные тезисы, выносимые на защиту, раскрывается теоретическая и практическая значимость работы, соответствие диссертации паспорту специальности, приводятся данные по ее апробации.

Первая глава - «Философская коммуникация в контексте культуры», состоящая из трех параграфов, содержит общий обзор основных тенденций и принципов определения понятия «коммуникация». Особое внимание акцентируется на определении феномена «философская коммуникация» в узком и широком понимании, а также на структуре философской коммуникации.

В первом параграфе - 1.1. «Понятие и виды коммуникации» - исследуются различные подходы к определению понятия «коммуникация» (информационный, интеллектуальный, экзистенциальный), рассматриваются основные виды коммуникации (личностная, межличностная; внутригрупповая, межгрупповая массовая; непосредственная и опосредованная; активная и пассивная, горизонтальная и вертикальная; вербальная и невербальная).

Большинство определений понятия «коммуникация» концентрируют внимание на какой-то одной характеристике феномена и нивелируют другие ее существенные черты. С позиций комплексного подхода наиболее адекватным представляется следующее определение коммуникации: коммуникация - не просто процесс обмена информацией, это процесс, в котором происходит осмысление информации и соотношение смыслов коммуникативных партнеров, создавая, таким образом, определенную степень взаимопонимания.

Основанием выделения видов коммуникации могут служить отношения между участниками коммуникации - межличностная, публичная, массовая коммуникация. По типу используемых семио-

тическггх средств можно говорить о речевой, паралингвистической (жесты, мимика, мелодия), вещественно-знаковой (в частности, художественной). Возможны более сложные типологии коммуникации.

А. В. Соколов предлагает определять формы коммуникативного действия (подражание, управление, диалог), уровни коммуникативной деятельности (индивидуальная личность, социальная группа, массовая совокупность), а в случаях, когда те же участники выступают объектами коммуникативного воздействия, выделяются межличностный, групповой, массовый уровни коммуникации. В результате пересечения всех указанных типов коммуникации образуется развернутая структура форм коммуникационной деятельности.

Таким образом, каждая дисциплина раскрывает свой угол зрения на проблему специфики коммуникации, давая ей определение исходя из своего предмета исследования. Но, несмотря на это, во всех рассмотренных выше исследовательских программах коммуникация представляет собой деятельностную систему.

Исследование коммуникативной деятельности становится важным для многих гуманитарных наук (философии, социологии, психологии и т. д.) и позволяет каждой из них построить свою модель коммуникации, удовлетворяющую требованиям данной дисциплины и раскрывающую ее приоритеты в области исследований.

Во втором параграфе - 1.2. «Философская коммуникация как метакоммуннкация» - рассматривается феномен философской коммуникации. Особое внимание уделяется рассмотрению признаков, характерных для философской коммуникации в широком и узком ее понимании.

Одной из важных черт философской коммуникации в широком понимании является то, что область ее дискурса включает в себя проблемы, как естественных наук, так и гуманитарных наук, выявляя их значимость с позиции постановки наиболее общих вопросов и ответов на них, и представляет собой метакоммуникацию. Именно широта базиса философской коммуникации является ее

спецификой.

В узком значении под философской коммуникацией подразумевается философское рассуждение, направленное на формулирование и решение вопросов и проблем, характерных только для ее предметной области.

Философская коммуникация включает в себя как обыденные слова и выражения, которыми человек пользуется каждый день, так и сложные философские понятия и категории. При этом понятийный базис философской коммуникации может значительно варьироваться в разных концепциях. Поэтому, в отличие от научной философская коммуникация может быть многозначной, вариативной, что отражает специфику философской коммуникации. Это объясняется тем, что философия опирается и на образно-эмоциональные средства самовыражения, и на понятийно-рефлексивное сознание, стремящееся к точности понятий. «Неточность» философской коммуникации «компенсируется ее содержательностью и возможностью наиболее широко (так как ее предметная область - это область предельных всеобщих закономерностей) охватывать бытие»4.

Еще одной особенностью философской коммуникации является то, что она не приемлет внутренней однозначности. Для нее характерна универсальность и нацеленность не на одну область познания, а на широкий мировоззренческий круг проблем. Поскольку философская коммуникация представляет собой выражение философских идей и мыслей, правомерно говорить о вариативности философской коммуникации в зависимости от ее пространственно-временных координат, а также от личности философа.

Будучи некоторой терминологической конструкцией, философская коммуникация в широком понимании должна воплощать в себе такие отношения между терминами, которые могут быть предпосылками любой другой возможной коммуникации. Категории философской коммуникации носят характер всеобщности, поскольку с их помощью можно выстроить коммуникацию в любой

4 Миронов В. В. Образы науки в современной культуре и философии. М.: Гуманитарий, 1997. С. 43.

сфере общества. Это одна из характерных особенностей философской коммуникации. Таким образом, философская коммуникация является системообразующим элементом культуры, представляя собой метакоммуникацию по отношению к другим видам коммуникации.

Третий параграф - 1.3. «Структура философской коммуникации» - посвящен рассмотрению структуры философской коммуникации и основных принципов ее построения.

Структура философской коммуникации, на наш взгляд, может быть представлена схемой, разработанной Р. О. Якобсоном, куда входят следующие компоненты: 1) адресант и адресат сообщения; 2) сообщение; 3) отношение данного сообщения, во-первых, к контексту других сообщений; во-вторых, к контексту внешних условий, образующих коммуникативную ситуацию (место и обстановка, возможно, предмет, цели коммуникации и т. д.); 4) наличие контакта, необходимого для передачи сообщения, а также его характер, обуславливающий возможность, готовность и особенности установления, поддержания и изменения передачи сообщения; 5) код, общий для адресанта и адресата (под кодом понимается система языка как совокупность языковых единиц и правил их сочетания в речи; 6) характерные общие черты, а также различия между операциями кодирования, осуществляемые адресантом, и способностью декодирования, присущей адресату.

Из всех приведенных выше составных компонентов акта философской коммуникации самым важным является наличие адресанта и адресата сообщения, а сам коммуникативный акт рассматривается как двухвершинная система, где субъект и адресат - его начальная и конечная точки, входящие в сущностную характеристику коммуникации в рамках философии. Философская коммуникация представляет собой субъкт-субъектную форму взаимодействия, которая подразумевает равноправное взаимодействие участников коммуникативного процесса.

Основные компоненты философской коммуникации определенным образом связаны. Наиболее важным отношением между

компонентами в акте философской коммуникации являются отношения текста (сообщения) и коммуникативных деятельностей (первичной и вторичной) как отношения порождения речи и ее смыслового восприятия. Первичная коммуникативная деятельность - это деятельность отправителя сообщения по порождению текста (речевого произведения), а вторичная - это деятельность адресата по смысловому восприятию текста. Таким образом, философская коммуникация обретает признак системности и целостности на основании отношений речепорождения и речевосприятия.

Во второй главе - «Особенности и механизмы проявления философской коммуникации» - рассматриваются основные механизмы философской коммуникации и место диалога в философской коммуникации.

В первом параграфе - 2.1. «Символизм как фактор формирования философской коммуникации» — выявляются особенности употребления символа в философской коммуникации.

Символизм, присущий философской коммуникации, характеризует специфику предмета философии, а также является выражением философской деятельности, сущность которой заключается в работе с особыми метафизическими объектами в системе «мир -человек». Использование символов в искусстве, науке, религии отличается от использования символов в философской коммуникации тем, что в философии они носят категориальный характер.

Использование символа в философской коммуникации налагает определенные трудности при восприятии смысла. Использование символов - это не только путь к тому, чтобы за знаком (материальным выражением символа) увидеть некий смысл, который несет в себе символ (что является основой его целостности). Дело в том, что символ представляет собой самозамкнутость в том плане, что изначально за знаком нельзя увидеть больше, чем сам знак. В связи с этим, одной из особенностей использования символа в философской коммуникации является то, что прочитать скрывающееся за ним символическое значение можно лишь при наличии определенной системы, которая «задает» символу смысл. В этом

заключается одна из проблем прочтения и интерпретации символа в рамках философии: за определенным символом можно увидеть смысл, совершенно отличный от того, который приписывался символу первоначально.

Проблема выбора смысла символа основывается на его впи-сываемости в определенный контекст философской коммуникации, каждый раз заново задаваемый. Надо отметить, что его роль не ограничивается выполнением коммуникативных функций. Символ в философской коммуникации призван также осуществлять миропонимание. Это процесс своеобразного творческого конструирования символических концепций, рассмотрение смысла символа в определенном контексте, что составляет его сущность в философской коммуникации. Он помогает реализовать творческий компонент, создавая такую возможность благодаря своей полисмысловости, из чего непосредственно вытекает его многослойность, которая является основой для конструирования философской коммуникацией смысловых направлений символа.

Таким образом, символизм как одна из черт философской коммуникации подразумевает форму передачи смысла с участием символов и их основных характеристик (предметность, целостность, универсальность, многозначность, неуловимость); язык в данном случае является носителем символа. Поэтому употребление слов-символов в философии представляет возможность расширить терминологию философского языка.

Во втором параграфе - 2.2. «От метафоры к философским категориям» - рассматривается роль метафоры в философской коммуникации и ее основные функции в коммуникативном процессе.

Метафора представляет собой движение между различными уровнями символа: от непосредственной буквальности вещи к все более сложным комплексам ее «переносных» значений. В философии и науке метафоры сами указывают на свою теоретическую фиктивность, так как их роль выходит за рамки эстетической выразительности. Различие же проявляется на уровне практического

применения метафор. Научная метафора выражает предположения, гипотезы, имеющие, прежде всего, отношение к миру объективных фактов. И это позволяет соотнести ее содержание с критериями научности.

Все метафоры одновременно выражают, описывают и предполагают, но при этом философские - создают новое видение вещи (термина), научные - в большей степени предполагают, а художественные - выражают. Если метафоры естественного языка, преобразовываясь в философские, претерпевают уточнение, конкретизацию смысла, то научные метафоры, ввиду своей и без того узкой семантики, существенно перепрофилируются. Их содержание приспосабливается к функционированию в философской коммуникации.

При анализе философской коммуникации обнаруживается, что процесс образования понятий в философии не исключает использование метафоры, с помощью которой происходит перенос смысла одного предмета (явления или аспекта бытия) на другой предмет.

В философской коммуникации метафора является не только инструментом для создания новых понятий. Ее функциональность в философии этим не ограничивается. С помощью метафоры в философской коммуникации создается семантическое поле - совокупность языковых единиц, объединенных каким-то общим (интегральным) семантическим признаком; иными словами - имеющих некоторый общий компонент значения (слова, словосочетания, предложения).

Следует сказать, что метафора является мощным средством выражения признаковых значений. Ее ассоциативно-образная природа, позволяющая в одной структурной единице совместить информационное сообщение о предмете (явлении внешнего мира), его объективный смысл, с одновременной субъективной его оценкой и интерпретацией. Это обстоятельство и обуславливает присутствие метафор в философской коммуникации. Сущность метафорических переносов в философской коммуникации состоит в возможности

моделирования понятий, способствующих расширению категориального аппарата философии, а, следовательно, и философской коммуникации. Образность структуры метафоры позволяет передавать значения различной степени сложности и семантической на-груженности.

Метафора занимает важное место в философской коммуникации, выполняя функцию словообразования и интерпретации явлений действительности.

В третьем параграфе второй главы - 2.3. «Место диалога в философской коммуникации» - исследуется диалог как основной механизм философской коммуникации.

Диалог является неотъемлемой частью философской коммуникации, так как его использование в рамках философии прослеживается со времен античности, когда диалог выступал в качестве основного средства (механизма) поиска истины. В диалоге осуществляются, главным образом, два намерения: стремление сказать и быть услышанным, и стремление понять и быть понятым. Важной особенностью диалога является то, что он предполагает взаимодействие участников этого процесса.

Как форма ведения философской коммуникации диалог «выражает общее состояние обращенности каждого говорящего друг к другу» . Он отличается от монолога, что предполагает не только обращение говорящего к слушающему, но и непрерывное взаимодействие с ним, а также получение согласия (несогласия) с выдвигаемыми тезисами и их аргументацией.

Сущность философской коммуникации заключается не в получении определенного, законченного знания, а скорее в необходимости поставить проблему и обозначить пути ее решения. Можно сказать, что философия начинается с неопределенности и заканчивается ею. Это обстоятельство и определяет диалогическую сущность философии. В процессе философской коммуникации последовательно снимается одна неопределенность и заменяется дру-

5 Holquist M. Dialogism: Bakhtin and his World. - London and New York: Routledge, 1990. P. 61.

гой. Причем, сама система философского знания остается открытой. В этом заключается системный смысл философского диалога.

В процессе философского диалога не просто конструируется система знания, но задается алгоритм ее понимания и объяснения. Таким образом, диалог - не только информативная структура, но и процесс понимания. Немаловажными чертами философского диалога являются его открытость и незавершенность, которые связаны со спецификой проблемного поля философской коммуникации как метакоммуникации. Незавершенность диалога в философской коммуникации предполагает смену субъектов, возможную только тогда, когда говорящий сказал все, что хотел сказать в данный момент и при данных условиях.

Таким образом, диалогичность философской коммуникации всегда предполагает взаимодействие участников, столкновение разных мнений и позиций, в ходе которого приходится ставить вопросы, анализировать ответы на них и тем самым обосновывать свои заключения и решения. Диалог направлен на конструктивное решение вопросов, возникающих в процессе познания и понимания окружающей действительности.

В третьей главе - «Философский текст как основная форма философской коммуникации» - рассматриваются место и роль текста в системе философской коммуникации.

Первый параграф - 3.1. «Специфика философского текста» - посвящен рассмотрению специфики философского текста как формы философской коммуникации.

Текст является важным компонентом системы философской коммуникации. Он необходимым образом связан и с коммуникативной деятельностью автора, и с коммуникативной деятельностью реципиента. Это позволяет предположить, что действительная сущность текста в философии может быть установлена только при условии учета взаимосвязей текста и коммуникативных деятельно-стей участников философской коммуникации.

Результатом философской коммуникации, как в устной, так и в письменной форме является текст. В устной форме текст подра-

зумевает под собой содержание речи, а в письменной - текст представляет собой знаковую проекцию коммуникации.

В отличие от научного текста философский текст предельно контекстуален, это отражает глобальность исследуемых проблем философии. Философский текст всегда направлен на понимание сверхсмыслов.

Специфика философского текста как коммуникативной единицы проявляется в его структуре, форме и содержании, но реализуется только в процессе коммуникации. Именно направленность (адресованность) и цель создания того или иного текста и определяют, в конечном счете его структуру. Текст адресуется, он ориентирован на собеседника.

Таким образом, философский текст как основная форма философской коммуникации представляет собой сложную систему с характерными ей признаками, функциями и структурой. Отличительной чертой философского текста является его функциональная значимость для коммуникативного процесса в философии, то есть совокупность функций, выполняемых текстом в коммуникации, а также влияние функций на организацию текста.

Во втором параграфе - 3.2. «Роль философской аргументации в философском тексте» - исследуется проблема использования аргументативных средств в философском тексте.

Процесс философской коммуникации невозможно представить без использования методов аргументации. Коммуникативный процесс в философии, во-первых, предполагает выдвижение, обсуждение каких-либо идей; во-вторых, убеждение аудитории (реципиента) в их истинности. Именно с процессом влияния (убеждения) на реципиента, а также доказательства правильности взглядов и связана роль аргументации в философском тексте.

Философская аргументация всегда в своей основе имеет коммуникативную ситуацию. «Логики, изучая рассуждение «объективно», вне коммуникационной ситуации, не имеют дела с аргументацией. Они переходят к аргументации лишь тогда, когда начинают рассматривать рассуждение с учетом адресованное™, убеди-

тельности, целесообразности и т. д.»6. Таким образом, аргументация в философии является неотъемлемым атрибутом коммуникативного процесса.

Цель философской аргументации не всегда сводится к убеждению реципиента или полному принятию им какого-либо утверждения. Она может сводиться также к совершению какого-либо действия. В связи с этим, мне хотелось бы присоединиться к точке зрения А. П. Алексеева, которая заключается в том, что наиболее удачным обозначением цели аргументации является термин «принятие», поскольку он применим ко всем типам отношения реципиента к аргументируемому положению. Поэтому философский текст, в отличие от научного не просто информативен, он ценностно нагружен, чем выявляется всесторонность охвата действительности.

Философская аргументация не сводится к простому формально-логическому обоснованию, она предполагает адресован-ность сообщения конкретному реципиенту (аудитории), и может включать в себя обращение к ценностям, сложившимся мнениям, стереотипам. Такое понимание философской аргументации позволяет проанализировать ее роль в философской коммуникации, и представить ее как инструмент, позволяющий реализовать коммуникацию в философии.

В третьем параграфе - 3.3. «Проблема понимания философского текста» - выявляются особенности процесса понимания философского текста.

Одной из главных проблем философской коммуникации является проблема понимания. Многие современные определения понятия понимания опираются на идею: понять некоторый объект - значит постигнуть его смысл. Понимание всегда субъективно и основано на индивидуальном восприятии явлений. Специфика понимания зависит всегда от двух обстоятельств: от ситуации, в которой мы находимся, и от задачи, которую мы решаем. Пониматься

6 Алексеев А. П. Философский текст: идеи, аргументация, образы. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. С. 10.

может только текст, наделенный определенным смыслом: понять -означает раскрыть смысл, вложенный в текст его автором.

Профессиональное чтение философского текста предполагает умение не просто читать текст, а читать как бы сквозь текст, читать, восстанавливая все те смыслы, которые есть в тексте, восстанавливая мысли, при помощи которых они создавались. Понимание текста предполагает у читателя знание того, что стоит за ними и что в них «упаковано», так как сами эти понятия не являются буквальными, а носят символический характер.

Понимание в философии не следует относить к чисто иррациональным процедурам. Иррациональный момент может присутствовать в понимании, но, ни в коем случае не будет являться основным, исчерпывающим моментом в понимании. Также процесс понимания философской коммуникации не сводим полностью к познавательной деятельности. Хотя процесс понимания и связан с процессом познания человеком окружающей действительности.

Наиболее полно проблему понимания, на наш взгляд, отражает точка зрения А. Л. Никифорова, согласно которой понимание трактуется как интерпретация - «придание смысла» тексту. Интерпретация текста читателем не обязательно должна совпадать с интерпретацией автора. Такая трактовка понимания является наиболее приемлемой в рамках философской коммуникации, поскольку отражает все особенности этого процесса.

В Заключении отмечается, что философская коммуникация представляет собой метакоммуникацию, фундаментальную по отношению к другим видам коммуникации, вследствие ее ориентированности на широкий мировоззренческий круг проблем. Подобный подход к феномену философской коммуникации способен породить новое видение философской коммуникации, дополняющее предшествующие подходы и организующее общее пространство, на котором может состояться взаимодействие различных современных подходов к философской коммуникации.

Основные положения диссертации получили отражение в следующих публикациях:

1. Зубова М. В. Философский текст как философская коммуникация // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 25 (58): Аспирантские тетради. - СПб., 2008. С. 122-126. - (0,3 п.л.).

2. Зубова М. В. Проблема понимания философского текста // Вестник Поморского университета: Научный журнал. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2008. - № 13. -С. 126-129.-(0,2 п.л.).

3. Зубова М. В. Роль метафоры в философской коммуникации // Вестник Томского государственного университета: Научный журнал. - 2009. - № 318. - С. 62-65. - (0,5 п.л.).

4. Зубова М. В. Феномен коммуникации // Философские опыты. - Вып. 1. Познание. Наука. Культура: Сб. науч. тр. М.: По-лиграф-Информ, 2008. С. 85-101. - (1 пл.).

5. Зубова М. В. Философская аргументация в философской коммуникации // Вып. 2. Человек. Общество. История: Сб. науч. тр. М.: Полиграф-Информ, 2009. С. 46-55 - (1 пл.).

6. Зубова М. В. Социальная трансформация и коммуникация // «Основные направления работы с молодежью в современных условиях (на примере Центрального региона)»: Всероссийская научно-практическая конференция: сборник материалов. - Орел: Издательство ОГУ, ООО ПФ «Картуш», 2009. - С. 266-269. - (0,2 пл.).

7. Зубова М. В. Структура философской коммуникации // Булгаковские чтения: Сборник научных статей по материалам IV Всероссийской научной конференции с международным участием / Под общ. ред. Л. И. Пахарь. - Орел: ООО Полиграфическая фирма «Картуш», Издательство ОГУ, 2010. - С. 332-336. - (0,2 пл.).

8. Зубова М. В. Философская коммуникация как основа социальной коммуникации // «Основные направления работы с молодежью в современных условиях (на примере Центрального региона)»: III Всероссийская научно-практическая конференция: Сборник материалов. - Орел: Издательство ОГУ, ООО ПФ «Картуш», 2010.-С. 17-20.-(0,2 пл.).

9. Зубова М. В. Символизм философской коммуникации // «Позиция. Философские проблемы науки и техники» / Сб. статей под ред. С. И. Некрасова и Н. А. Некрасовой. Вып. 4. - Москва -Орел, Изд-во ОГУ, 2010. - С. 7-10. - (0,2 пл.).

Для заметок

Подписано в печать 28.04.2011 г. Формат 60x80 1/16 Печать оперативная. Бумага офсетная. Гарнитура Times Объём 1,5 усл. печ. л. Тираж 100 экз. Заказ № 38 Отпечатано с готового оригинал-макета на полиграфической базе редакционно-издательского отдела ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» 302026, г. Орёл, ул. Комсомольская, 95 Тел. (4862) 74-45-08

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Зубова, Марина Владимировна

Введение.

Глава 1. Философская коммуникация в контексте культуры.

1.1. Понятие и виды коммуникации.

1.2. Философская коммуникация как метакоммуникация.

1.3. Структура философской коммуникации.

Глава 2. Особенности и механизмы проявления философской коммуникации.

2.1. Символизм как фактор формирования философской коммуникации.

2.2. От метафоры к философским категориям.

2.3. Место диалога в философской коммуникации.

Глава 3. Философский текст как основная форма философской коммуникации.

3.1. Специфика философского текста.

3.2. Роль философской аргументации в философском тексте.

3.3. Проблема понимания философского теста.

 

Введение диссертации2011 год, автореферат по философии, Зубова, Марина Владимировна

Актуальность темы диссертационного исследования.

Происходящая в настоящее время глобальная трансформация индустриального общества в информационное сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы его жизнедеятельности, возникновением качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, места и роли коммуникаций в развитии социума, культуры. Коммуникация становится объектом разноуровневых исследований и рассматривается в различных аспектах (культурологическом, философском, социологическом, политологическом, психологическом, лингвистическом и т.д.), представляя собой ключевой элемент современного общества.

Понятие философской коммуникации занимает особое место в структуре современной коммуникации. При этом философская коммуникация может быть рассмотрена как в широком, так и в узком значении этого слова.

Рассматривая философскую коммуникацию в широком смысле этого понятия, то есть через понимание ее мировоззренческих оснований, следует отметить, что она является метакоммуникацией. Такое видение философской коммуникации предполагает ее фундаментальность по отношению к другим видам коммуникаций, а также возможность постановки и решения основополагающих проблем бытия.

В узком смысле понятие «философская коммуникация» связано с дисциплинарностью философии. Плюралистичность современной философии (существование множества школ, направлений, подходов), являясь ее положительной стороной, вместе с тем приводит к утрате целостного восприятия действительности. Каждое из философских направлений выстраивает свою категориальную систему, существующую относительно независимо от других, занимается кругом проблем, которые не являются актуальными для представителей других школ. Множественность философских течений порождает коммуникативные барьеры, преодоление которых будет способствовать более глубокому пониманию сущности философской коммуникации.

Комплексный анализ понятия философской коммуникации позволяет ответить на вопросы: каким образом происходит взаимодействие между участниками философской коммуникации; по каким критериям можно отделить один вид коммуникации от другого и в каком случае следует говорить о философской коммуникации; на каких принципах и основаниях должна строиться философская коммуникация; каково место философского текста как формы философской коммуникации; какую роль играет философская коммуникация в познании окружающего мира и т. д.

Актуальность темы исследования определяется недостаточным уровнем осмысления феномена философской коммуникации, играющей ведущую роль в современном информационно-коммуникативном обществе. Комплексный подход к философской коммуникации позволит проанализировать ее сущность: структуру, ее формы, функциональные характеристики и процесс реализации. Изучение разнообразных факторов, обеспечивающих единство и целостность философской коммуникации, способствует определению ее места в процессе познания и формирования картины мира.

Степень разработанности проблемы. Философская коммуникация всегда привлекала к себе внимание исследователей. Она - предмет изучения многих научных отраслей, прежде всего философии, но также психологии, филологии и др. На протяжении всего периода исследования философская коммуникация оказывалась в центре лингвистических исследований и как отражение сложившихся концептуальных систем, и как продуктивное взаимодействие отдельных философских идей, мнений, гипотез, то есть ступеней формирования определенного фрагмента знания, мысли.

Специфика философской коммуникации рассматривается в работе

B. В. Бибихина «Язык философии»1, где дается анализ языка философии. Исследование феномена философской коммуникации, было предпринято также В. С. Хазиевым в его статье «О языке философских текстов»2. В 2006 году была опубликована монография А. П. Алексеева «Философский текст: идеи, аргументация, образы» , содержащая анализ философской коммуникации. Особое внимание автор монографии уделяет рассмотрению философского текста как целостного многоаспектного феномена, в значительной степени определяющего место и роль философии в культуре.

Изменение характера философской коммуникации в XX веке, связанное с переменой когнитивной ситуации, привело к появлению специальных работ, посвященных проблемам философской коммуникации. Дальнейшее ее изучение определило основные аспекты этого интереса: философско-методологический, концептуальный, аргументационный и т. д.

Философско-методологический анализ коммуникации дается в трудах М. А. Аркадьева, Т. А. Дейка, Г. Б. Колшанского, Е. В. Клюева, Р. Т. Крейга, С. В. Лещева, Н. Лумана, Г. Г. Почепцова, В. И. Свинцова, Г. С. Смирнова, А. В. Соколова, Ф. В. Тагирова, Ю. Хабермаса, И. П. Яковлева.

Рассмотрение концептуального аппарата философии с точки зрения его символизма представлено в работах Р. Г. Автояна, Э. Кассирера,

C. Л. Катречко, А. Ф. Лосева, К. А. Свасьяна, Ц. Тодорова.

Среди авторов, акцентирующих свое внимание на проблеме интерпретации философского текста, а также проблеме понимания философских текстов, можно выделить таких мыслителей, как

1 См.: Бибихин В. В. Язык философии. М.: Прогресс, 1993.

2 См.: Хазиев В. С. О языке философских текстов // Философские науки. 1990. №7.

3 См.: Алексеев А. П. Философский текст: идеи, аргументация, образы. М.: Прогресс-Традиция, 2006.

А. П. Алексеев, Н. Д. Арутюнова, А. А. Брудный, С. А. Васильев, М. Вартофский, И. В. Дмитревская, Т. М. Дридзе, В. Г. Кузнецов,

A. Л. Никифоров, И. Н. Полонская, А. Н. Портнов, В. Н. Топоров,

B. С. Хазиев, И. В. Цветкова.

Большой вклад в исследование роли метафоры в философской коммуникации внесли работы таких исследователей, как X. Ортега-и-Гассет, Н. Д. Арутюнова, В. Л. Васюков, В. А. Марков. Особый интерес представляет статья Н. Д. Арутюновой «Метафора и дискурс», в которой обосновывается эффективность использования метафорических средств выразительности для понимания философских текстов.

Особого внимания заслуживают труды, в которых анализируется роль аргументации в философской коммуникации. Это работы А. П. Алексеева, В. Н. Брюшинкина, Г. А. Брутяна, И. А. Герасимовой, А. А. Ивина, Ю. В. Ивлева, Г. В. Сориной, X. Перельмана, С. Тулмина, Г. В. Гриненко.

Исследования, освещающие современное состояние языка философии, представлены работами Н. С. Автономовой, А. П. Алексеева, В. В. Бибихина, Ф. И. Гиренка, В. В. Миронова, Т. Б. Кудряшовой, М. К. Петрова и других.

Приведенный список работ свидетельствует о достаточно большом интересе ученых к проблеме философской коммуникации.

Противоречия. Работа, проделанная в этом направлении, весьма существенна и представляет собой весомую основу для дальнейшего изучения данной проблемы. Признавая важность вклада упомянутых ученых в осмысление феномена философской коммуникации, нельзя не признать необходимости комплексного исследования таких малоосвещенных вопросов как понятие философской коммуникации в широком и узком значении, ее структура, взаимодействие участников философской коммуникации, попытка которого и предпринимается в данной работе.

Проблема исследования. Разработка понятия философской коммуникации в узком и широком понимании данного термина, и выявление роли философской коммуникации в процессе формирования картины мира.

Объектом исследования настоящей работы выступает феномен коммуникации.

Предметом исследования является философская коммуникация как способ бытия человеческого знания.

Цель исследования — определить сущность философской коммуникации, выявить ее специфику, роль и место в системе культуры.

Гипотеза исследования. Специфика философской коммуникации будет выявлена через комплексный анализ: посредством соотношения философской, научной и художественной коммуникации, рассмотрения понятия философской коммуникации в широком и узком смыслах; определения и рассмотрения структуры философской коммуникации, обеспечивающей ее целостность и функциональность.

Достижение поставленной цели потребовало решения группы задач, определивших логическую последовательность предпринятого исследования. К их числу относится:

• проанализировать основные теоретико-методологические подходы в изучении сущности коммуникации;

• определить место и роль философской коммуникации в системе культуры;

• выявить структуру философской коммуникации;

• исследовать особенности философской коммуникации и механизмы их проявления: универсальность, вариативность, символизм, метафоричность, диалогичность;

• проанализировать философский текст как основную форму философской коммуникации и показать роль аргументации и процесса понимания в нем.

Методологическая база исследования. В основу диссертационного исследования был положен комплексный подход, являющийся важнейшим методом в философских исследованиях, так как для него свойственно стремление объединить, синтезировать результаты отдельных наук, но не путем механического соединения, а на базе обоснованных концепций, обобщения множества фактов в контексте междисциплинарного единства. Комплексный подход дает возможность проанализировать основные характеристики и структуру философской коммуникации, что позволяет рассмотреть феномен философской коммуникации как целостное явление.

Основой комплексного подхода является системный метод, который позволяет раскрыть целостность философской коммуникации, выделив ее структурные уровни и взаимосвязь между ними. Применение системного подхода при изучении феномена философской коммуникации всесторонне раскрывает содержание этого понятия, значительно расширяя представление о ее сущности.

Диалектический метод осуществляет учет всего многообразия факторов, влияющих на результат исследования, рассматривает философскую коммуникацию как процесс, выявляя его объективные закономерности и тенденции развития.

Опираясь на исторический и логический методы, в соответствии с характером исследования, использованы преимущественно абстрактно-теоретические формы анализа и изложения материала, предоставляющие возможность для научных обобщений. Соответственно, исследование объекта проводилось на основе логической последовательности: от общего к частному (коммуникация — метакоммуникация - философская коммуникация - философский текст) и от частного к общему (символ и метафора как механизмы проявления философской коммуникации), то есть дедуктивного и индуктивного методов исследования.

Научная новизна результатов исследования: выявлены и структурированы теоретико-методологические подходы к определению феномена коммуникации (информационный, интеллектуальный, экзистенциальный); показано, что философскую коммуникацию необходимо исследовать на двух уровнях обобщения: мировоззренческом и дисциплинарном, то есть в широком и узком смыслах; установлено, что философская коммуникация в силу ее многозначности и предметной области исследования, выходящей за рамки объективного мира, проявляется в особенностях символизма, метафоричности и диалогичности, тем самым, участвуя в формировании категорий и семантического поля философского языка; доказано, что философский текст, являясь основной формой философской коммуникации, характеризуется предельной контекстуальностью, полисмысловостью, многогранностью, вариативностью; опирается не только на аргументацию, основы разума и логики, но и формирует у автора и реципиента чувство наслаждения от восприятия красоты интеллектуального, поэтому содержит глубокий нравственно-эстетический смысл.

Положения, выносимые на защиту:

1. Философская коммуникация в широком значении, являясь метакоммуникацией, в отличие от научной и художественной, конструирует мир не через узкий срез абстрактно-логического или чувственно-эмоционального, а посредством целостного отражения действительности.

2. Философская коммуникация в узком значении (дисциплинарном), обладает свойствами системности, целостности, вариативности и универсальности. Ее универсальность направлена на выявление теоретических основ мировоззрения; вариативность заключается в разнообразии концептуальных подходов к пониманию объективной действительности; системность и целостность заложена в отношениях речепорождения и речевосприятия как основных элементов коммуникативной системы философии.

3. Метафора в философской коммуникации создает новое видение вещи (термина), тогда как в науке она в большей степени только предполагает, а в искусстве только выражает. Символ помогает реализовать творческий компонент в философской коммуникации, создавая такую возможность благодаря своей полисмысловости, из чего непосредственно вытекает его многослойность, которая является основой для конструирования философской коммуникацией смысловых направлений символа.

4. Диалог, являясь основным механизмом философской коммуникации с точки зрения конструирования системы знания, характеризуется открытостью и незавершенностью, что связано со спецификой проблемного поля философской коммуникации как метакоммуникации.

5. Философский текст - основная форма философской коммуникации, важнейшими свойствами которого являются не только информативность, контекстуальность, полисмысловость, многогранность, вариативность, но и наличие нравственно-эстетического смыслосодержания.

Теоретическая значимость диссертационного исследования. Материалы и выводы диссертационного исследования позволяют более глубоко и развернуто осмыслить специфику философской коммуникации с учетом ее структуры, основных характеристик и основных форм существования. В данной работе проводится исследование ряда философских проблем, позволяющих дополнить представление о специфике философской коммуникации.

Практическая значимость. Сформулированные в диссертационном исследовании выводы могут быть использованы при разработке тем, связанных как с онтологией и теорией познания, так и с генезисом и спецификой философской мысли. Данные исследования могут быть полезны при составлении учебных пособий, справочных материалов и лекционных курсов по соответствующей проблематике.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 09.00.01 — «Онтология и теория познания», включающей исследования и разработки в области теории, методологии, закономерности формирования и развития онтологии и теории познания, представленная диссертационная работа является теоретическим исследованием специфики философской коммуникации как вида коммуникативной деятельности.

Полученные научные результаты соответствуют пункту 1В «Закономерности формирования и обновления философских категорий и общенаучных понятий в сфере онтологии и гносеологии, в процессах дифференциации и интеграции фундаментальных и прикладных наук», пункту 19 «Проблема унификации категориального языка и смысла общенаучных понятий в связи с интеграцией наук, компьютеризацией исследований и формированием новых искусственных языков и программных ориентаций», пункту 28 «Закономерности развития коммуникативных аспектов отражения и обмена информацией в живой природе и обществе, формирование естественных и искусственных языков, а также их влияние на индивидуальное и общественное сознание» паспорта специальности 09.00.01 — «Онтология и теория познания».

Апробация и реализация результатов исследования. Различные аспекты и положения работы получили освещение в научной деятельности: в докладах и выступлениях на научных конференциях, в частности, на Всероссийской научно-практической конференции «Основные проблемы организации работы с молодёжью в современных условиях (на примере центрального региона)» (Орёл, 2008), на IV Всероссийской научной конференции с международным участием «Булгаковские чтения» (Орёл, 2010), на III Всероссийской научнопрактической конференции «Основные направления организации работы с молодежью в современных условиях (на примере центрального региона)» (Орёл, 2010), на методологических и методических семинарах, в выступлениях на кафедре философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Выводы диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Зубова М. В. Философский текст как философская коммуникация // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 25 (58): Аспирантские тетради: Научный журнал. - СПб., 2008. С. 122-126 - (0,3 п.л.).

2. Зубова М. В. Проблема понимания философского текста // Вестник Поморского университета: Научный журнал. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2008. - № 13. - С. 126-129 - (0,2 п.л.).

3. Зубова М. В. Роль метафоры в философской коммуникации // Вестник Томского государственного университета: Научный журнал. - 2009. - № 318. - С. 62-65 - (0,5 п.л.).

4. Зубова М. В. Феномен коммуникации // Философские опыты. — Вып. 1. Познание. Наука. Культура: Сб. науч. тр. М.: Полиграф-Информ, 2008. С. 85-101-(1 п.л.).

5. Зубова М. В. Философская аргументация в философской коммуникации // Вып. 2. Человек. Общество. История: Сб. науч. тр. М.: Полиграф-Информ, 2009. С. 46-55 -(1 п.л.).

6. Зубова М. В. Социальная трансформация и коммуникация // «Основные направления работы с молодежью в современных условиях (на примере Центрального региона)»: Всероссийская научно-практическая конференция: сборник материалов. - Орел: Издательство ОГУ, ООО ПФ «Картуш», 2009. - С. 266-269 - (0,2 п.л.).

7. Зубова М. В. Структура философской коммуникации // Булгаковские чтения: Сборник научных статей по материалам IV Всероссийской научной конференции с международным участием / Под общ.ред. Л.И. Пахарь. — Орел: ООО Полиграфическая фирма «Картуш», Издательство ОГУ, 2010. - С. 332-336.

8. Зубова М. В. Философская коммуникация как основа социальной коммуникации // «Основные направления работы с молодежью в современных условиях (на примере Центрального региона)»: III Всероссийская научно-практическая конференция: Сборник материалов. — Орел: Издательство ОГУ, ООО ПФ «Картуш», 2010. — С. 17-20.

9. Зубова М. В. Символизм философской коммуникации // «Позиция. Философские проблемы науки и техники» / Сб. статей под ред. С.И. Некрасова и H.A. Некрасовой. Вып. 4. — Москва — Орел, Изд-во ОГУ, 2010.-С. 7-10.

Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, содержащих теоретический и исследовательский материал, заключения. В первой главе предпринимается попытка анализа понятия коммуникации, дается определение философской коммуникации и рассматривается структура философской коммуникации. Во второй главе показаны характерные черты философской коммуникации. В третьей главе исследуется философский текст как форма философской коммуникации, проблема понимания философской коммуникации. А таюке анализируется роль аргументации в философской коммуникации. Все три главы содержат по три параграфа. Первую главу предваряет введение. Завершается диссертация заключением и систематизированным списком литературы по соответствующей проблеме.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Феномен философской коммуникации: опыт комплексного подхода"

Заключение.

Цель данного исследования заключалась в комплексном анализе феномена философской коммуникации, посредством выявления ее сущности, специфики, роли и места в системе культуры, для создания более полного образа, дополняющего образы предшествующих подходов к рассмотрению данного феномена.

Анализ теоретико-познавательного подхода к феномену философской коммуникации выявил разнообразие направлений в его толкованию, что послужило предпосылкой к его комплексному рассмотрению в данной работе.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд существенных выводов по рассмотренной проблеме. Прежде всего, необходимо отметить, что в ходе нашего исследования было показано, что феномен философской коммуникации следует рассматривать на мировоззренческом уровне как метакоммуникацию и дисциплинарном уровне как вид коммуникации, являющиеся основанием для построения других видов коммуникаций и дающие возможность постановки и решения основополагающих проблем бытия.

При анализе философской коммуникации была выявлена ее структура, выступающая предпосылкой к рассмотрению с позиций системности и функциональности. Результаты, достигнутые в этой части работы, могут быть резюмированы следующим образом.

Философская коммуникация характеризуется как система и одновременно как часть системы: философская коммуникация может рассматриваться как подсистема более обширной системы коммуникации.

В результате исследования было выяснено, что основные компоненты философской коммуникации определенным образом связаны: находятся во взаимоотношении. Наиболее важным отношением между компонентами в акте философской коммуникации являются отношения текста и коммуникативных деятельностей (первичной и вторичной) как отношения порождения речи и ее смыслового восприятия. А именно, первичная коммуникативная деятельность — это деятельность отправителя сообщения по порождению текста (речевого произведения), а вторичная — это деятельность адресата по смысловому восприятию текста. Таким образом, было показано, что философская коммуникация обретает признак целостности на основании отношений речепорождения и речевосприятия.

Поскольку целью данной работы было определить специфику философской коммуникации, то выполнение этой задачи предполагало рассмотреть философию с точки зрения конструирования философских идей (концепций), а также с точки зрения восприятия и понимания этих концепций.

Рассмотрение специфики философской коммуникации показывает сложность и многогранность этого феномена. Поскольку коммуникация в рамках философии предполагает не просто наличие речевой деятельности, но также процесс ее творчества и восприятия. Наличие адресанта и реципиента в философской коммуникации обязательно, поскольку акт философской коммуникации является полноценным только в том случае, если речевое произведение (текст, сообщение) было не только высказано, но и воспринято. В данном случае надо сделать оговорку, что восприятие коммуникативной деятельности может быть произведено не сразу. Но факт того, что оно было воспринято, прочитано, осмыслено, понято (или нет) должен присутствовать.

Особенностью философской коммуникации является то, что она не приемлет внутренней однозначности. Для нее характерна универсальность и нацеленность не на одну область познания, а на широкий мировоззренческий круг проблем. Если понятия конкретных наук фиксируют относительно узкие аспекты бытия и действительности, что показывает определенность их исследований, то категории философской коммуникации напротив относительно размыты.

Характерность философской коммуникации заключается в том, что она может осуществляться не только в рамках непосредственного взаимодействия адресанта и реципиента, но также в рамках пространственно-временного разрыва между участниками коммуникации. Таким образом, в ходе исследования было выделено два вида взаимодействия между участниками философской коммуникации:

1. Коммуникация, в которой адресат представлен, присутствует здесь и сейчас, а его реакция на коммуникативную деятельность может быть как вербальной, так и невербальной, она может наблюдаться адресантом, который имеет возможность изменять свое речевое поведение в связи с наблюдаемой реакцией адресата.

2. Коммуникация, в которой адресат не присутствует физически или является воображаемым, потенциальным участником коммуникации. Данный вид коммуникации характеризуется пространственно-временным разрывом контакта участников коммуникации, однако организация речи адресантом соотносится с фактором адресата.

Первый вид коммуникации характерен для устной философской коммуникации, а второй вид присущ философской коммуникации в письменном виде. Следовательно, несмотря на пространственно-временные характеристики философской коммуникации, она осуществляется с учетом взаимодействия адресанта и реципиента.

В данной работе были подробно проанализированы основные механизмы философской коммуникации: символичность, метафоричность и диалогичность. Под символизмом философской коммуникации понимается форма передачи смысла с участием символов и их основных характеристик (предметность, целостность, универсальность, многозначность, неуловимость), язык в данном случае является носителем символа. Символ в системе философской коммуникации является не только семиотической единицей, но также и онтологической: он не только обозначает нечто иное, но и становится носителем этого иного.

Наряду с использованием символа, в философской коммуникации также присутствует метафора. Исследование показало, что в философской коммуникации метафора является не только инструментом для создания новых понятий, ее функциональность в философии этим не ограничивается. С помощью метафоры в философской коммуникации также создается семантическое поле, которое образует совокупность языковых единиц, объединенных каким-то общим (интегральным) семантическим признаком.

Процесс восприятия философской коммуникации характеризуется тем, что метафора не может с полной определенностью указывать на предмет коммуникации, поскольку ее семантические рамки размыты, что иногда затрудняет процесс понимания.

В ходе исследования делается очень важная оговорка, что для того чтобы избежать злоупотребления метафорами и символами, нужно понимать их онтологическую значимость, знать законы их функционирования и уметь применять их в том случае, когда это уместно и не идет в разрез с контекстом философской коммуникации.

Была обоснованна потребность в применении символа и метафоры в рамках философской коммуникации. Также было отмечено, что их абсолютизация невозможна в рамках данного процесса.

Был рассмотрен диалог как основной механизм реализации философской коммуникации. Поэтому философская коммуникация представляет собой динамичную, нелинейную модель общения, понимаемого как языковое творчество. Философский диалог не является только обменом информацией, он отражает процесс становления, порождения, обретения нового смысла, который складывается в контексте диалога, а также в результате активного взаимодействия его участников.

В ходе исследования рассматриваются два основных вида диалога, которые служат основой для выделения различных типов диалогического взаимодействия:

1) классический, картезианский (основанный на учении Декарта), заключающийся в том, что любые взаимодействующие элементы рассматриваются как отдельные, независимые сущности;

2) современный, основанный на учении М. М. Бахтина, основу которого составляет понимание взаимодействия как процесса, создающего единство, целое взаимозависимых и дополняющих друг друга субъектов.

Два данных подхода можно противопоставить как дуалистический и подлинно диалогический. Первый подход исключает субъективность, сводится к простому обмену репликами без учета оценок, отношений, выражаемых участниками взаимодействия. Второй подход строится на понимании взаимодействия субъектов как динамики интерсубъективности, то есть как процесса развития отношений субъектов, формирования их оценок, эмоций, смыслов под влиянием друг друга в ходе диалогического общения. Именно второй тип диалога является наиболее подходящей формой ведения философской коммуникации, так как отвечает всем критериям реализации философской коммуникации.

Структура диалога в рамках философии предполагает наличие двух и более коммуникативных центров, а также взаимодействие этих центров между собой. Каждый участник диалога должен быть самостоятелен в высказывании собственной точке зрения, активен и готов к взаимопониманию. Во время диалога обязательно должна происходить смена ролей говорящего и слушающего, как минимум один раз. Это условие предполагает, что на протяжении всего коммуникативного процесса происходит равноправный обмен мнениями (точками зрения), в ходе которого и достигается (или не достигается) общее согласие.

В процессе философского диалога задается алгоритм понимания и объяснения философской системы знания. Таким образом, диалог — это не только информативная структура, но и процесс понимания.

Говоря о соотношении диалога и монолога в философской коммуникации, надо отметить, что диалог не исключает в своем составе монолог. Поскольку монолог позволяет участнику коммуникации высказать свою точку зрения. А это является важным моментом диалога, поскольку он представляет столкновение, сопоставление и сравнение различных точек зрения, их равноправное существование и самостоятельную ценность.

Основной формой выражения философской коммуникации является философский текст. Философский текст — это не просто концентрация философских идей, он представляет собой сложную систему, с характерными для нее признаками и функциями. Функциональность философского текста позволят ему раскрыть основные свойства его структуры. Основными свойствами структуры философского ' текста являются отношения общности и взаимной зависимости. Структурное отношение общности является производным от организации самой коммуникативной деятельности. Прежде всего, это потребность, побуждающая говорящего к созданию текста. Отношение взаимной зависимости также объективно присуще тексту. Текст в философии характеризуется логико-композиционной, лексической, грамматической, стилистической связностью, которая демонстрирует нам взаимозависимость элементов текстовой конструкции.

Обращаясь к философским текстам, необходимо учитывать тот факт, что каждое слово философской коммуникации нагружено определенными предпосылками и условиями. При попытке толкования философского суждения, необходимо помнить о специфике философской коммуникации.

Одной из важных проблем философского текста является проблема использования логико-аргументативных средств. Существуют разные позиции по поводу решения этой проблемы. Сторонники логицизма апеллируют к тому, что методы логики являются основополагающими при построении философских концепций. Другая позиция опровергает такое значение логики для философии и говорит, что для понимания философии требуется «сверхлогическая интуиция».105

Наиболее полно отражающей роль логики в философском тексте является позиция А. П. Алексеева, суть которой заключается в том, что теоретико-аргументативный подход к тексту позволяет рассмотреть текст как коммуникативную ситуацию. В данном случае роль текста не сводится просто к носителю информации, а раскрывает всю его функциональность.

Что же касается проблемы понимания философской коммуникации, то она может выступать в двух значениях: как смыслообразование и как приобщение к смыслам человеческой деятельности. Следует отметить, что проблема понимания тесно связана с понятием смысла. Смысл не содержится в тексте непосредственно, а является производным от процесса а понимания, в котором он собственно и возникает. - '

Процесс понимания в философии не следует относить к чисто иррациональным процедурам. Хотя иррациональный момент и может присутствовать в понимании, но никак не будет являться основным, исчерпывающим моментом в понимании. Также понимание философской коммуникации не сводимо полностью к познавательной деятельности, элемент которой присутствует в любом процессе понимания.

Понимание философской коммуникации представляет собой сложный многоуровневый процесс, осуществление которого зависит не только от сложности текста, но также и от компетентности реципиента. Компетентность реципиента заключается в том, что реципиент обладает профессиональными знаниями в той области, к которой принадлежит высказывание (текст). В свою очередь, сложность текста представляет

105 Майоров Г. Г. Философия как искание абсолюта. Опыты теоретические и исторические. М., 2004. С. 42. собой знаковую структуру, заложенную автором, которая может, как облегчить, так и затруднить понимание текста.

Рассмотрев основные уровни процесса понимания, наиболее приемлемой является точка зрения А. Л. Никифорова по проблеме понимания, согласно которой понимание трактуется как интерпретация — «придание смысла» тексту. Интерпретация текста читателем не обязательно должна совпадать с интерпретацией автора.

Еще одним способом понимания философской коммуникации является комментарий. Комментарии к философскому тексту появляются там, где возникает необходимость сделать его более доступным. Это происходит, например, по причине сложной воспринимаемости самого текста, которые обнаруживаются либо когда текст по своей природе является трудным для понимания, либо когда он, например, из-за историко-временного разрыва представляется нуждающимся в толковании. Комментарий отличается от интерпретации тем, что он основывается на цитированных фрагментах текста. В нем представлены прокомментированные языковые элементы. Комментарии присутствуют только там, где имеет значение сам язык текста-оригинала.

Следует отметить, что философскую коммуникацию невозможно представить без использования методов аргументации, поскольку она является неотъемлемым атрибутом коммуникативной деятельности. Аргументация в философии в своей основе всегда имеет коммуникативную ситуацию.

Философская аргументация должна учитывать то, что реципиент уже обладает определенной точкой зрения, касающейся темы коммуникации. Поскольку процесс, направленный на убеждение реципиента в том, о чем он даже не имеет представления, трудно назвать аргументативным.

Аргументация в философской коммуникации не сводима только лишь к логическому доказательству, поскольку процесс аргументации включает в себя определенные темы, критический анализ оснований и доводов, рассмотрение альтернативных версий. Важным моментом в аргументации является ее эффективность, которая зависит от многих факторов: правильно организованная деятельность аргументатора, наличие аргументационной конструкции и настроенность на восприятие аргументативного процесса реципиента.

Философская аргументация не сводится к простому формальнологическому обоснованию, она предполагает адресованность сообщения конкретному реципиенту (аудитории), и может включать в себя обращение к ценностям, сложившимся мнениям, стереотипам. Такое ее понимание позволяет проанализировать ее роль в философской коммуникации, и представить ее как инструмент, позволяющий реализовывать коммуникацию в философии.

Поскольку философская аргументация осуществляется в рамках коммуникации, протекающей между собеседниками, то необходимо учитывать те или иные этические моменты: основополагающим моментом для аргументации является уважение к человеческой личности, а, следовательно, и к ее убеждениям.

В ходе исследования философской аргументации было показано, что наиболее удачным термином для обозначения цели аргументации является термин «принятие». Поскольку он наиболее полно отражает возможности воздействия аргументации на реципиента.

Современная ситуация существования множественности философских учений, направлений, школ незаметно подводит к границе, за которой начинает утрачиваться общечеловеческое назначение и смысл философии. Изучение проблем философской коммуникации, вызвано тем, что в условиях современной культуры существуют различные уровни бытия философии (профессиональный, непрофессиональный), и тем, что философия взаимодействует с другими видами духовной жизни (наукой, искусством, религией и т. д.), что нередко порождает ситуации непонимания результатов философского творчества.

Таким образом, можно сделать вывод, что философская коммуникация при ее структурном рассмотрении представляет собой сложно организованную систему с характерными ей чертами и функциями.

Подобный подход к феномену философской коммуникации способен дополнить представления о его сущности и организовать общее пространство, на котором может состояться взаимодействие различных современных подходов к философской коммуникации.

 

Список научной литературыЗубова, Марина Владимировна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Аверинцев С.С. Новое в современной классической филологии. М.: «Наука», 1979.

2. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

3. Автономова Н.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы // Вопросы философии, 1999, №11.

4. Автономова Н.С. Понимание и язык // Познание и язык: Критический анализ герменевтических концепций. М., 1984.

5. Автоян Р.Г. Значение в языке. М., 1985.

6. Агеев В.Н. Семиотика. Изд-во «Весь мир», 2002.

7. Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. М.: Дом интеллектуал, кн.,1997.

8. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991.

9. Алексеев А.П. Философский текст: идеи, аргументация, образы. — М.: Прогресс-Традиция, 2006.

10. Анкин Д.В. Семиотика философии. Философско-методологический аспект. Екатеринбург, 2004.

11. Антипов Г.А., Донских O.A., Морковина И.Ю., Сорокин Ю.А. Текст как явление культуры. — Новосибирск, 1989.

12. Аристотель. Соч. в 4 т. М., 1976-1984.

13. Аркадьев М.А. Лингвистическая катастрофа // Особенности философского дискурса. Материалы научной конференции. М.,1998.

14. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: Сб. / Вступ. Ст. и сост. Н.Д. Арутюновой; Общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. М.: Прогресс, 1990.

15. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл (Логико-семантические проблемы). М.: Эдиториал УРСС, 2002.

16. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз. -1981.-Т. 40, №4.

17. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., Языки русской культуры, 1998.

18. Баранов А.Н. Аргументация как языковой и когнитивный феномен // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. — М., 1990.

19. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.

20. Бахтин М.М. К методологии литературоведения // Контекст 1974. М., 1975.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

22. Бенвенист Э. Категории мысли и категории языка. М., 1974.

23. Бибихин В.В. Слово и событие. Изд-во "Эдиториал УРСС", М., 2001.

24. Бибихин В.В. Язык философии. М.: Прогресс, 1993.

25. Блумфилд Л. Язык. М.: «Наука», 1968.

26. Богин Г.И. Обретение способности понимать. Введение в герменевтику. Тверь, 2001.

27. Большой энциклопедический словарь. // Под ред. Прохоров A.M. и др.- М.: Советская энциклопедия, 1991. в 2-х томах, T. I.

28. Борботько В.Г. Элементы теории дискурса. Грозный, 1981.

29. Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. М.: КомКнига / URSS, 2005. 320 с.

30. Брудный A.A. К анализу процесса понимания текстов // Знак и общение. Фрунзе, 1974.

31. Брудный A.A. Текст как форма существования знания. В кн.: Знание, понимание, действительность. Фрунзе, 1986.

32. Брутян Г.А. Аргументация. Ереван, 1984.33,34,35