автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Феномен Карлоса Кастанеды в культуре второй половины XX века

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Смоликов, Алексей Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Феномен Карлоса Кастанеды в культуре второй половины XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен Карлоса Кастанеды в культуре второй половины XX века"

На правах рукописи

Смоликов Алексей Борисович

Феномен Карлоса Кастанеды в культуре второй половины XX века

24 00 01 — теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ростов-на -Дону

2004

Работа выполнена в отделе социальных и гуманитарных наук Государе» венного научного учреждения «Северо-Кавказский научный центр высшей школы»

Научный руководитель: доктор философских наук, заслуженный деятель

науки РФ, профессор Давидович Всеволод Евгеньевич Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Мирская Людмила Анатольевна кандидат философских наук, доцент Паниотова Таисия Сергеевна

Ведущая организация: Ростовская государственная академия

архитектуры и искусства.

Защита состоится 27 мая 2004г. в 14-00 на заседании диссертационного совета Д.212.208.11 по философским наукам при Ростовском государственном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Нагибина, 13, РГУ, ауд. 427.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РГУ (г.Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 148).

Автореферат разослан апреля 2004г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор философских наук,

профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность исследования.

С 60-х гг. прошлого века на Западе, а с 90-х годов в странах постсоветского пространства, чрезвычайную популярность приобрели работы Карлоса Кастанеды. В них антрополог из Калифорнийского университета Лос-Анджелеса описал свой опыт непосредственного погружения в изолированную и тщательно оберегаемую традицию коренных мексиканцев. Этот опыт был крайне необычен, чрезвычайно ярок, а наследие, правопреемником которого стал Кастанеда, оказалось невероятно богатым мистическими знанием,- имеющим ошеломительную практическую сторону и глубокую теоретическую основу. Именно так были восприняты книги Кастанеды его современниками. Сразу после своего выхода они моментально стали бестселлерами в тех странах, где были опубликованы. Везде они вызвали волну массового увлечения изложенными в них идеями и практиками.

Произведения Кастанеды выполнены в форме репортажа о полевых работах по изучению коренной культуры индейцев Центральной Америки. Но они явно преодолели рамки научной литературы, став популярнейшим мировым бестселлером. Эти работы мощно повлияли на умы и сердца миллионов и многогранно отразились в современной культуре.

Опыт, описанный Кастанедой, настолько необычен и так далека выходит за рамки общепринятых представлений о реальности,' что с момента выхода его первой книги и до сегодняшнего дня наиболее животрепещущий вопрос - это вопрос о достоверности его работ. Знания Кастанеды сулят потрясающее расширение возможностей человечества, достоверны ли они? Имели ли место описанные события в действительности, или только в воображении автора? Действительно ли эти знания принадлежат коренным мексиканцам или же это компиляция философских воззрений Востока и Запада? Все: и заинте-

ресованные читатели, и исследователи его творчества прямо или подспудно задаются этими вопросами. К сожалению, убедительные ответы не получены до сих пор. В рамках данной диссертационной работы мы тоже не сможем дать окончательных ответов на эти вопросы.

Исследователи, озабоченные проблемой достоверности, либо испытывают на себе психотехники Кастанеды, либо сверяют литературные и документальные факты, пытаясь вывести Кастанеду на чистую воду. Мы считаем, что существует еще один подход, позволяющий посмотреть на проблему с новой точки зрения. Мы бы хотели рассмотреть вопрос о причинах столь высокой популярности Кастанеды в современном мире. Чем вызван такой высокий интерес к Кастанеде? Почему современная культура так живо отреагировала на знания, принадлежавшие или якобы принадлежавшие давно ушедшей культуре? Какой духовный нерв наших современников был задет Карлосом Кастанедой? На наш взгляд эти вопросы обладают достаточной актуальностью, чтобы быть рассмотренными в рамках диссертационной работы.

Мы намерены критически и всесторонне рассмотреть само явление и выяснить причины столь высокой значимости работ Кастанеды для современников.

В данной диссертационной работе мы рассматриваем феномен Карлоса Кастанеды в контексте западной культуры 60-х - 90-х годов прошлого века и русскоязычной культуры последних десятилетий прошлого, начала нынешнего века. Говоря о феномене Карлоса Кастанеды в культуре второй половины XX века, мы подразумеваем то, что творчество Кастанеды стало заметным явлением в культурной жизни этого времени, повлияв на умы и сердца современников. Кастанеда показал возможность существования принципиально иной картины мира, предложил современникам новые жизненные пути, цели и ценности. Его учение стало одной из наиболее влиятельных аль-

тсрнатив представлениям традиционной рационалистической культуры о мире и способе в нем жить.

На наш взгляд, в настоящее время назрела необходимость провести целостное исследование феномена Кастанеды в контексте культуры XX века Необходимо выяснить причины столь высокой популярности его работ, рассмотреть совокупность предпосылок формирования данного явления, проанализировать его идейное содержание.

Эти вопросы еше не получили развернутых исчерпывающих ответов в культурологических исследованиях. Их решение представляется нам актуальным сегодня.

Степень научной разработанности

Невелик список серьезных авторов, анализирующих работы Карлоса Кастанеды. Исследования, как правило, идут в двух направлениях. Если исследователь не доверяет Кастанеде, то он сосредотачивается на выявлении фактических неточностей в его работах. Авторы, у которых Кастанеда вызывает доверие, изучают его работы на собственном опыте.

Р. Де-Милль, наиболее последовательный и дотошный критик Карлоса Кастанеды, немало времени посвятил сопоставлению фактов реальной биографии Карлоса Арана Кастанеды с фактами, приведенными в его литературных работах. Он встречался со многими людьми, знавшими Кастанеду, изучил все доступные документы и свидетельства. Де-Миллю удалось найти достаточное количество фактических неточностей и искажений в текстах Кастанеды. Но дело в том, что Кастанеда в своих произведениях декларировал принцип недоступности, который свято соблюдал в жизни. Согласно ему, Кастанеда делал все, чтобы оставаться в тени, недосягаемым ни для кого. Поэтому критикам и журналистам всегда было крайне трудно достоверно определить, кем же в действительности является или где в данный момент

находится Кастанеда. Де-Милль показал, что Кастанеда изменял букву истины, но Де-Милл.ю не удалось показать, что Кастанеда изменял ее духу. Поэтому вывод Де-Милля звучит так: «Он трикстер, тот, кто, злоупотребляя доверчивостью людей, внушает им ценнейшие уроки».

Видимо, подтверждение или опровержение сущности переданных Кастанедой знаний возможно лишь на пути их практического применения. Но это предполагает коренное изменение образа жизни, постановку дорогостоящего (ценою в собственную жизнь) и небезопасного (для рассудка и самой жизни) опыта над самим собой. Поэтому здесь не наблюдается длинной очереди желающих. Но практиков разной степени подготовленности и погруженности в подобный эксперимент достаточно мнбкмым крупным исследователем творчества Кастанеды, видимо, является русскоязычный автор А.П. Ксендзюк. Им уже издано шесть монографий, посвященных знанию Кастанеды и их развитию. В них Ксендзюк анализирует философские и методологические положения Кастанеды, описывает личный опыт самотрансформаиии по его рецептам, старается адаптировать эти знания к сегодняшнему миру.

Этот автор дал для себя (вышеупомянутые вопросы не ставятся им прямо) положительные ответы на вопросы о достоверности работ Карлоса Кастане-ды, поэтому его можно назвать скорее продолжателем и хотя независимо мыслящим, но все же последователем Кастанеды.

, В нашей стране идеи Кастанеды анализирует и интерпретирует (довольно свободно) С.С. Степанов. Им прочитан и опубликован лекционно-практический курс на тему «Философия Кастанеды». На Западе издано несколько книг Н. Классена, проясняющего, иногда довольно удачно, некоторые смутные моменты переданного Кастанедой учения. Если Классен входил в круг людей, непосредственно общавшихся с Кастанедой, то Ф. Доннер и Т. Абеляр являются ближайшими соратницами-соученицами Кастанеды.

Они опубликовали ряд книг, в которых описали свой личный опыт приобщения к той же традиции. Практическую сторону учения Кастанеды исследует и развивает. опираясь на обычаи и верования коренных народов Мексики, В. Санчес, автор ряда книг и статей. Существует достаточно большое количество текста в печатном и электронном виде, в которых авторы делятся своим практическим опытом работы в контексте традиции Карлоса Кастане-ды. Но эти тексты редко выходят на теоретический, обобщающий уровень. В качестве примеров можно привести объемную (422 страницы) книгу Т. Смирнова «Ветер нагваля», или текст (в электронном виде) Н. Тень «Русская линия магов». Серьезность таких раоот сомнительна. Существует большое количество сайтов, где практики развивают учение Кастанеды. Официальный сайт организации, наследовавшей авторские права Карлоса Кастанеды http://www.cleargreen.com/, является популяризаторским и, к сожалению, не занимается серьезным развитием идеи Кастанеды.

Интересен на наш взгляд американский сайт http://www.sustainedaction.org/. Его авторы придерживаются критической позиции в осмыслении учения Кастанеды. Любопытно, что они были постоянными участниками семинаров, проводимых Кастанедой и его соратницами, и непосредственно обсуждали с ними практические и теоретические аспекты учения.

Имя Кастанеды вошло в ряд философских словарей и энциклопедий, серьезные отечественные философы обратили на него внимание и опубликовали статьи, знакомящие отечественного читателя с философскими воззрениями Кастанеды.

Но обстоятельных, развернутых работ, анализирующих творчество Кас-танеды, к сожалению, в настоящее время крайне мало. Серьезные ученые, дорожащие своим именем и репутацией, как правило, избегают обращаться к этой теме. Очевидно, это связано с упомянутой выше неопределенностью

ответа на вопрос о достоверности работ Кастанеды. Эта неопределенность существует и по сей день. К сожалению, и мы не сможем разрешить здесь этот вопрос. Но мы предложим целостное видение самого феномена Карло-са Кастанеды на фоне современной культуры. Насколько нам известно, таких попыток, во всяком случае, в России еще не предпринималось. Западные аналоги нам также неизвестны.

Объект и предмет исследования

Объектом диссертационного исследования является социокультурный феномен Карлоса Кастанеды.

Предметом исследования являются духовно-сущностные характеристики феномена К. Кастанеды, взятые в целостности предпосылок его возникновения содержания идей и влияний, оказанных им на культуру второй половины XX века.

Цель и задачи исследования.

Основной целью данного исследования является теоретическое осмысление феномена Карлоса Кастанеды в культуре второй половины XX века.

Мы планируем достичь этой цели посредством решения следующих задач:

Определение значения произведений Карлоса Кастанеды для западной культуры второй половины XX в.

Анализ биографических и личностно-характерологических предпосылок в возникновении феномена Карлоса Кастанеды.

Рассмотрение социально-культурной атмосферы и духовных интересов передовой части западной культуры середины прошлого века и их роли в формировании направления духовных поисков Карлоса Кастанеды. Реконструкция и упорядочивание основных теоретических, методологических и практических идей, содержащихся в работах

ческих и практических идей, содержащичся в paботах Кастанеды. Сопоставление основных положений учения Кастанеды с передовыми идеями науки и культуры XX в.

Теоретико-методологические основы исследования.

Общим теоретическим основанием данного диссертационного исследования выступает понимание культуры как способа человеческой деятельности. Это предполагает представление о культуре как исторически изменяющейся и исторически конкретной совокупности приемов, процедур, норм, которые характеризуют всю человеческую деятельность, взятую во всех ее измерениях и отношениях. С этих позиций культура выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей человеческой жизни, социальной и индивидуальной.

Отсюда мы рассматриваем кастанедовскую альтернативу традиционной культуре, как особый способ деятельности, основанный на принципиально ином способе восприятия реальности.

Термин «культура» очень широк и имеет множество аспектов. В данной работе не всегда дается определение конкретному употреблению термина, но его значение всегда бывает понятным контекстуально. Так, например, в названии диссертационной работы термин культура подразумевает срез общественной жизни определенного периода времени.

В соответствии с представлениями Кастанеды в основе культуры лежит способ восприятия. Все остальные проявления культуры как способа человеческой жизнедеятельности являются надстройкой над ним. В традиции, транслируемой Кастанедой, достигается способ восприятия мира как совокупности энергетических процессов и явлений. Энергетическая парадигма положена в основу культурной картины мира Карлоса Кастанеды и в основу предложенного им варианта культуры в целом. В данной работе анализиру-

ется предложенная Кастанедой альтернатиа традиционной культуре и ее значение для культуры второй половины XX века.

Для выполнения цели работы и решения поставленных задач используются следующие методы:

1) Метод текстологического анализа позволяет выявить основные положения учения Кастанеды и установить связи между ними.

2) Герменевтический метод способствует проникновению в сущность содержания текстов Карлоса Кастанеды и их толкованию.

3) В работе применяется психологический подход, даюший возможность проанализировать роль личностных черт Кастанеды в возникновении обсуждаемого в работе явления.

4) Биографический метод применяется для того, чтобы рассмотреть влияния, оказанные событиями биографии Карлоса Кастанеды на становление его интересов, ценностей, выбор ориентиров духовного поиска.

5) Культурно-исторический метод применяется в работе с целью рассмотрения условий появления, развития, и влияний феномена Кастанеды в культуре второй половины XX в.

a) Данный метод взят в диахроническом аспекте, т.е. проанализирована историческая динамика развития рационалистических и иррационали-стических тенденций в духовной культуре Запада, приведшая к культурной революции 60-х годов прошлого века. Рассмотрено становление, развитие феномена Карлоса Кастанеды, и результирующие влияния, оказанные им на культуру.

b) Также культурно-исторический метод взят в синхронистическом аспекте, феномен Кастанеды исследуется в контексте культуры одного определенного исторического промежутка (второй половины XX в.)

6) Диалектический метод позволяет нам обратить внимание на многослой-ность, определенную внутреннюю противоречивость целостного учения

Карлоса Кастанеды. Разнообразие и неоднозначность идей в то же время служит импульсом к дальнейшему развитию учения.

7) Сравнительно-философский метод позволяет найти общее между представлениями Кастанеды и философскими и научными представлениями, характерными для Западной культуры.

Научная новизна исследования.

1. Данная работа является одной из первых концептуальных работ в нашей стране, посвященных культурологическому и философскому анализу феномена Карлоса Кастанеды.

2. Феномен Карлоса Кастанеды исследован в совокупности предпосылок возникновения, богатства идейного содержания, его роли и места в культуре прошлого столетия.

3. Учение Кастанеды реконструировано в виде цельной, согласованной системы, где в качестве основополагающих, центральных концепций взяты представления Кастанеды о восприятии. Онтологические, гносеологические, и другие идеи Кастанеды рассматриваются в связи с этими осевыми концепциями.

4. Проведен сравнительный анализ позиций дискутирующих сторон по вопросам достоверности произведений Кастанеды.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. В возникновении и становлении всемирно известного феномена Кар-лоса Кастанеды существенную роль сыграл психологический фактор. Духовные находки, сделанные Кастанедой, во многом были предопределены складом его личности и пройденным им жизненным путем.

2. Другой, возможно более существенной предпосылкой возникновения феномена Карлоса Кастанеды, были культурно-исторические тенденции

развития западного общества середины прошлого века. Это было время «культурной революции» 60-х, пик протеста нового поколения против основных устоев западной культуры, одним из которых был рационализм. Серьезное и заинтересованное отношение общества ко всему иррациональному, мистическому, измененным состояниям сознания, современные исследования антропологов, посвященные психоделикам, архаическим шаманистским техникам определили выбор направления духовных поисков Кастанеды.

3. Идейным содержанием феномена Карлоса Кастанеды является развитое, глубокое оккультно-мистическое учение, которое содержит ряд своеобразных онтологических, гносеологических, антропологических и других концепций.

Согласно онтологическим представлениям Кастанеды, известная нам реальность является лишь внешним отражением человеческой картины мира, за которой скрывается безграничная энергетическая реальность.

Гносеологические концепции выделяют три зоны реальности: известное, неизвестное и непознаваемое, а также аспект мира, наполненный порядком и в силу этого доступный познанию (тональ) и аспект сил, энергий, непознаваемый и невыразимый (нагваль).

Центральное место в работах Кастанеды занимает развитое учение о восприятии, понимаемое как энергетическая настройка воспринимающего существа и воспринимаемой реальности, обладающих сходной энергетической природой.

4. Учение Кастанеды имеет ярко выраженную практическую направлен* ность. Стержневыми практиками являются сновидение, сталкинг и неделание, направленные в первую очередь на развитие возможностей восприятия.

5. Феномен Карлоса Кастанеды состоялся во многом благодаря тому, что его идеи оказались современными для культуры XX века. Несмотря на кажущуюся маргинальности его учения, идеи Кастанеды либо близки концепциям неклассической и постнеклассической науки и философии, либо несколько опережают их, давая определенные ответы в проблемных областях познания. Передовые представления науки о Вселенной, как о динамической сети взаимосогласованных процессов, из которой никак нельзя исключить наблюдателя, глубоко созвучны учению Каста-неды.

6. Постмодернистские концепции о текстовом характере реальности, идеи феноменологии и некоторых других современных философских и теоретико-методологических систем имеют прямые параллели в учении Кастанеды. Но в отличие от постмодернистских представлений, учение Кастанеды позитивно, ибо он уверен в возможности получения доступа к онтологической реальности и обозначает этот путь.

7. Значение работ Кастанеды для современников в том, что они оказались способны осветить иррациональные аспекты духовного опыта, дать ответы на актуальные экзистенциальные вопросы современников. Работы Кастанеды расширяют границы позитивистской картины мира, отстаивают право на жизнь альтернативных направлений в культуре.

Теоретическая и практическая значимость работы.

В работе проанализирован заметный культурный феномен второй половины XX века - творчество Карлоса Кастанеды. Рассмотрены его истоки, духовное содержание, значение для современной культуры. Феномен Кастане-ды, будучи во многом уникальным, также является типическим. На его примере показана необходимость существования альтернативных элементов-культуры. Рассматривая иррациональный способ человеческой деятельно-

сти, предложенным Кастанедой, мы убеждаемся в широте, многослойности современной культуры, видим ее сложность, невозможность сведения лишь к традиционной форме. Данная работа освещает проблему альтернативности в культуре, расширяет деятельностную концепцию культуры.

Практическое использование материалов и результатов данного исследования возможно при подготовке и проведении учебных курсов по культурологии, философской антропологии, философии, религиоведению

Структура работы

Структура работы определяется характером и последовательностью решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав содержащих семь параграфов и заключения. Общий объем работы составляет 158 страниц машинописного текста, список литературы включает 141 наименование. Основное содержание работы отражено в трех публикациях.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во Введении обоснована актуальность темы, проанализирована степень ее разработанности, поставлена цель и определены задачи исследования, сформулированы теоретические положения, выносимые на защиту, а также обоснованы теоретические и методические основы исследования, его значимость.

Глава 1. Эпоха и личность Карлоса Кастанеды. Работы Карлоса Каста-

неды вызвали широкий и продолжительный резонанс в обществе, многогранно отразились в культуре второй половины XX века. Поэтому вполне правомерно рассматривать творчество Карлоса Кастанеды в качестве заметного феномена современной культуры.

Первая глава посвящена анализу истоков возникновения данного явления.

1.1. Популярность произведений Кастанеды. О популярности Кастане-

ды свидетельствует множество фактов. Его произведения переведены на десятки языков, они издаются и переиздаются многотысячными тиражами в сотнях стран. Его творчеству посвящены сотни тысяч интернет сайтов, у него миллионы читателей и тысячи преданных последователей по всему миру.

Произведения Карлоса Кастанеды стали культовыми. Выраженные в них идеи отразились в литературе, кинематографе и других областях современной культуры. Работы Кастанеды, благодаря их многоплановости, оказали влияние на представителей самых разных групп и слоев общества, но в первую очередь они повлияли на находящихся в духовном поиске молодых людей.

У Кастанеды есть соратники, серьезные критики, последователи, конструктивно развивающие его идеи, яростные противники и горячие сторонники. Произведения Кастанеды вызвали самый широкий спектр отзывов, от резко негативных до восторженно положительных.

Столь широкий резонанс дает нам право говорить о феномене Карлоса Кастанеды в культуре XX века.

1.2. Истоки явления. Биография. Культурно-исторические условия. В

параграфе анализируются истоки и предпосылки возникновения феномена Карлоса Кастанеды.

Рассматривается его биография, определяющие лица и события ранних лет его жизни, повлиявшие на становление его характера. Исследуются личностные, особенности Кастанеды, ставшие одной из причин его будущего успеха. Проводится мысль о том, что те духовные находки, которые Каста-неда сделал в зрелом возрасте, были во многом предопределены складом его характера и пройденным им жизненным путем. Кастанеда обладал должным

терпением, чтобы в течение долгих лет искать сферу наиболее результативной реализации собственных творческих устремлений. Он располагал высоким уровнем мотивации достижения успеха. Его претензии были высоко амбициозны. Длительная и неослабевающая творческая поисковая активность в сочетании с высоким социальным интеллектом и определенными оккультными способностями в конечном итоге позволила Кастанеде сделать ряд находок, которые привели его к успеху и мировой известности.

Другим комплексом причин возникновения феномена Кастанеды являются социально-культурные процессы начала второй половины XX века. В 60-е годы прошлого века страны Запада переживали культурную революцию, характеризующейся протестом молодого поколения против устоев западного общества. Наряду с социальными ценностями отвергались интеллектуальные ценности традиционной позитивистской культуры. Духовной атмосфере Запада 60-х годов прошлого века была характерна тяга ко всему необычному, таинственному, внерациональному. Многие представители науки, и искусства были всерьез увлечены иррациональной проблематикой. Антропологи активно исследовали культы и ритуалы аборигенных народов, традиции, связанные с употреблением психотропных растений. Серьезное внимание уделялось субъективному опыту исследователя.

Эти влияния во многом определили круг интересов и духовных поисков Кастанеды, а соответственно и обусловили находки и связанную с ними всемирную славу.

Глава 2. Основные идеи Кастанеды. Глава посвящена анализу и реконструкции основных идей Кастанеды. Анализируются космологические, онтологические, гносеологические и другие теоретические концепции, а также методические принципы, суть ключевых техник, важнейшие прикладные идеи данного оккультного учения.

На основе текстов Кастанеды уточняется вопрос о корнях описанной им «традиции толтеков». Несмотря на устойчивые речевые обороты, приписывающие учение толтекам, в работах Кастанеды все же речь идет о всеиндей-ской традиции, сформированной при участии многих народов.

На основе богатого идейного содержания, работ Кастанеды, рассмотренного в данной главе, делается вывод о том, что Кастанеда представил на суд читателя сложное, глубоко разработанное, самобытное оккультно-мистическое учение.

2.1 Теоретические идеи учения Карлоса Кастанеды. В этом параграфе анализируются основные онтологические, гносеологические, космологические концепции Кастанеды. Согласно им, Вселенная представляет собой совокупность энергетических структур, явлений и процессов. Восприятию адептов данной традиции она предстает состоящей из нитевидных энергетических структур (эманаций). Энергетическая реальность безгранична. Но восприятие осознающих существ, как правило, ограничено отдельным миром; Количество таких частных миров, подобных привычному для людей миру, в энергетической вселенной бесконечно-

Онтологические представления учения отражены в концепции «истинной пары» тоналя и нагваля. Тональ представляет собой проявленную реальность, которая на самом деле является лишь описанием действительно существующей реальности. Нагваль - это непроявленная реальность, лежащая за пределами описаний. Но только она имеет онтологический статус.

Представления о восприятии глубоко и детально проработаны в данном учении. Процесс восприятия описывается Кастанедой как взаимная настройка эманаций, составляющих тело человека и эманации, из которых состоит окружающий мир.

Одной из важнейших является концепция точки сборки. Восприятию

адептов учения наше тело представляется шаровидным образованием, состоящим из энергетических эманации. В нем есть определенные структуры, например, полоса человеческого восприятия, точка сборки и др. Определяющим в процессе восприятие является положение точки сборки в энергетическом теле человека Изменение ее положения ведет к изменению восприятия и изменению самой энергетической структуры тела. Большинство достижений магов, описанных Кастанедой, осуществляются благодаря манипуляциям с точкой сборки.

Представлены и другие механизмы, сложного процесса восприятия. В частности, речь идет о движущей силе восприятия, называемой намерением; описаны представления Кастанеды о человеческих центрах восприятия.

В параграфе описаны процессы онто- и филогенетического формирования человеческого восприятия, рассматриваются потенциальные возможности его развития. Практика обсуждаемой традиции направлена на достижение свидения» - восприятия-познания онтологических основ реальности.

Здесь также говорится о гносеологических концепциях учения, находящихся в тесной связи с новыми возможностями восприятия. Так, согласно взглядам Кастанеды, энергетическая реальность состоит из эманаций, потенциально доступных восприятию (сонастройке) и принципиально недоступных ему. Поэтому мир познаваем только в определенных пределах.

Рассмотрев основные теории о реальности и восприятии, мы подходим к концепциям о связи реальности и восприятия. Согласно учению Кастане-ды, совокупность механизмов восприятия позволяет людям чрезвычайно реалистично спроецировать собственную картину мира на окружающую действительность, полученный результат люди принимают за действительно существующий мир.

По нашему мнению, именно учение о восприятии является центральным в работах Кастанеды. В нашей реконструкции системы Кастанеды оно

играет основополагающую роль.

Наличие сложного концептуального аппарата позволяет относиться к представлениям, изложенным Кастанедой, как к серьезному оккультно-мистическому учению.

2.2 Практическое знание толтеков. На основе систематизации данных Кастанеды представлена карта миров восприятий, достигаемых практиками данной традиции. Она построена по принципу соответствия опыта восприятия и состояний человека определенному положению точки сборки на его энергетическом теле.

Стратегия и методики обучения неофита в данной оккультной традиции направлены на достижение контроля над положением точки сборки. С этой целью применяются различные техники. Основными техниками рассматриваемого учения являются сновидение, сталкинг и неделание. Техника сновидения развивает способность удерживать точку сборки на новом месте. Это происходит за счет стабилизации внимания в определенном сновидении. В процессе практики у человека развиваются различные оккультные способности. Сталкинг позволяет научиться произвольно смешать точку сборки во время бодрствования. Сталкинг - это искусство взаимодействия с повседневным миром и людьми. В результате практики пересмотра (составной части сталкинга) человек освобождается от большинства прижизненно сложившихся стереотипов и получает шанс продлить свое существование за пределами известного мира. Неделание - это комплекс техник разрушения привычек и стереотипов, связывающих точку сборки.

Благодаря этим и другим практикам представитель традиции, описанной Кастанедой, освобождает свое восприятие. Ему становятся доступны новые миры опыта, настолько же реальные, как и обыденный мир.

Развивая свое восприятие, представители данной традиции узнают о

возможности телесного перехода в иные аспекты реальности, и о возможности самотрансформации.

В параграфе описывается одно из высших достижений традиции в развитии восприятия - видение. Это способность непосредственного безынтерпретационного восприятия сути явлений и процессов. Она развивается благодаря сопоставлению обыденной и магической картины мира, развивающейся в ходе обучения. В результате такого сопоставления практик как бы проскальзывает между описаниями и достигает онтологической реальности. Для этого необходимо избавиться от искажений, обусловленных личностью воспринимающего, поэтому в данной традиции проводится намеренная и глубокая перестройка личности ученика.

Таким образом, мы видим, что учение Кастанеды имеет ярко выраженную практическую направленность.

Глава 3. Идеи Кастанеды в контексте культуры XX в. В этой главе показаны. причины высокой востребованности произведений Кастанеды культурой второй половины XX века, а также современный характер его идей. •

3.1. Духовная жажда иррационального. К XX веку позитивистское мышление заняло господствующее положение в культуре, претендуя на монополию в духовной сфере, что вело к утрате экзистенциальных, внерацио-нальных измерений человеческой жизни вызывая духовное опустошение. Недооценка иррациональных сторон опыта ярко проявилась в опасных политических и социальных кризисах конца XIX, начала XX века.

Ущемление целого пласта духовной жизни породило реакцию в виде развития ответной волны иррациональных тенденций в культуре. Наибольший ее подъем на Западе приходится на 60-е годы прошлого века. Произве-

дения Кастанеды, с их оккультно-мистическим содержанием, оказавшись на гребне этой волны и, являясь наиболее яркими произведениями этого направления, возглавили иррациональную оппозицию. Подавленные духовные потребности общества нуждались в реализации. Работы Карлоса Кастанеды предлагают радикальные пути преодоления существующих затруднений, дают ответы на актуальные духовные вопросы современников, предлагают альтернативное господствующему в то время мировоззрение. Произведения Кастанеды, наполненные иррациональным содержанием, способные восполнить фрустрированные экзистенциальные потребности, были остро востребованы современниками.

3.2. Современный характер идей Кастанеды. Идеи Кастанеды в сущности своей оказываются близки передовым научным и философским представлениям XX века.

Под действием новейших открытий изменяются представления, неклассической науки о реальности, времени, пространстве, материи. Картина мира в XX в. теряет свою определенность. Мир уже не представляется четким, разделенным на объекты, и независимым от наблюдателя. Признается правомерность существования

взаимоисключающих точек зрения. Приходит понимание того, что ни одно из частных описаний действительности не является исчерпывающим.

Идеи Кастанеды о материи, времени и пространстве резонируют с развивающимися научными теориями. Представления о всеобщей взаимосвязи процессов и объектов характерные для неклассической науки разделяются и Кастанедой.

В XX в. становится распространенным представление о текстовом характере реальности. Согласно Кастанеде, обыденная реальность также трактуется как частное описание лежащей за ним реальности.

Многие философские системы и культурные течения XX в. удивительно созвучны учению Кастанеды.

3.3. Обсуждение вопроса о достоверности произведений Карлоса Кастанеды. В данном параграфе проводится сопоставление позиций и аргументов сторон, спорящих о достоверности произведений Карлоса Кастанеды. Предпринимается попытка предоставить обеим сторонам равное право выразить свое мнение.

Заключение. Представлен общий обзор работы, приведены основные выводы в соответствии с проведенным исследованием.

В диссертационной работе на примере феномена Кастанеды рассмотрено явление альтернативности в культуре.- Необходимое существование подобных альтернативных форм культуры демонстрирует ее сложность, мно-гоаспектность, несводимость исключительно к рациональным технологиям деятельности.

Делается вывод о перспективности дальнейших исследований творчества Кастанеды.

По теме диссертационного исследования были опубликованы следующие работы:

1. Смоликов А.Б. Феномен Кастанеды // Гуманитарные и социально-экономические науки. №1,2003.С.25-28

2. Смоликов А.Б. Феномен Кастанеды (в культурно-историческом контексте) // Гуманитарные и социально-экономические науки.№2,2003.С.31-34

3. Смоликов А.Б. Магическая философия Карлоса Кастанеды // Гуманитарные и социально-экономические науки №3, 2003.С.27-28

Формат 84x108 1/16 Печать лазерная Гарнитура Таймс.

Объем 1,0 усл. п.л Тираж 100 экз.

Отпечатано в компьютерном центре Ростовского НИПЧИ.

щ - П 7 55

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Смоликов, Алексей Борисович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ЭПОХА И ЛИЧНОСТЬ КАРЛОСА КАСТ А НЕДЫ.

1.1. Популярность произведений Кастанеды.

1.2. Истоки явления. Биография. Культурно-исторические условия.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ.

2.1. Теоретические идеи учения Карлоса Кастанеды.—.

2.2. Практическое знание толтеков..

ГЛАВА 3. ИДЕИ КАСТАНЕДЫ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА.

3.1. Духовная жажда иррационального.

3.2. Современный характер идей Кастанеды.

3.3. Обсуждение вопроса о достоверности произведений Карлоса Кастанеды.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по культурологии, Смоликов, Алексей Борисович

С 60-х гг. прошлого века на Западе чрезвычайную популярность приобрели работы Карлоса Кастанеды. В них антрополог из Калифорнийского университета Лос-Анджелеса описал свой опыт непосредственного погружения в изолированную и тщательно оберегаемую традицию коренных мексиканцев. Этот опыт был крайне необычен, чрезвычайно ярок, а наследие, правопреемником которого стал Кастанеда, оказалось невероятно богатым мистическим знанием, имеющим ошеломительную практическую сторону и глубокую теоретическую основу. Именно так были восприняты книги Кастанеды его современниками. Они моментально стали бестселлерами на Западе. В России работы Кастанеды официально из даются с 1991 г. вызывая волну массового увлечения русскоязычного населения всего постсоветского пространства творчеством американского антрополога.

Произведения Кастанеды (43-53) выполнены в форме репортажа о полевых работах по изучению коренной культуры индейцев Центральной Америки. Но они явно преодолели рамки научной литературы, став популярнейшим мировым бестселлером. Эти работы мощно повлияли на умы и сердца миллионов и многогранно отразились в современной культуре.

Опыт, описанный Кастанедой, настолько необычен и так далеко выходит за рамки общепринятых представлений о реальности, что с момента выхода его первой книги и до сегодняшнего дня наиболее животрепещущий вопрос -это вопрос о достоверности его работ. Знания Кастанеды сулят потрясающее расширение возможностей человечеству, достоверны ли они? Имели ли место описанные события в действительности, или только в воображении автора? Действительно ли эти знания принадлежат толтекам или же это компиляция философских воззрений Востока и Запада? Все: и заинтересованные читатели, и исследователи его творчества прямо или подспудно задаются этими вопросами. К сожалению, окончательные ответы не получены до сих пор.

Невелик и список серьезных авторов, анализирующих работы Кзрлоса Кастанеды. Исследования, как правило, идут в двух направлениях. Если исследователь не доверяет Кастанеде, то он сосредотачивается на выявлении фактических неточностей в его работах. Авторы, у которых Кастанеда вызывает доверие, исследуют его учение на собственном опыте.

Р. Де-Милль (15, 16), наиболее последовательный и дотошный критик Карлоса Кастанеды, немало времени посвятил сопоставлению фактов реальной биографии Карлоса Арана Кастанеды с фактами, приведенными в его литературных произведениях. Он встречался со многими людьми, знавшими Кастанеду, изучал все доступные документы и свидетельства. Де Миллю удалось найти достаточное количество фактических неточностей и искажений в текстах Кастанеды. Но дело в том, что Кастанеда в своих произведениях декларировал принцип недоступности, который свято соблюдал в жизни. Согласно ему, Кастанеда делал все, чтобы оставаться в тени, недосягаемым ни для кого. Поэтому критикам и журналистам всегда было крайне трудно достоверно определить, кем же в действительности является или где в данный момент находится Кастанеда. Де-Милль показал, что Кастанеда изменял букву истины, но Де-Миллю не удалось показать, что Кастанеда изменял ее духу. Поэтому вывод Де-Миля- звучит так: «Он трикстер, тот, кто, злоупотребляя доверчивостью людей, внушает им ценнейшие уроки».

Видимо, подтверждение или опровержение сущности переданных Кастанедой знаний возможно лишь на пути их практического применения. Но это предполагает коренное изменение образа жизни, постановку дорогостоящего (ценою в собственную жизнь) и небезопасного (для рассудка и самой жизни) эксперимента над самим собой. Поэтому здесь не наблюдается длинной очереди желающих. Но исследователей-практиков разной степени подготовленности и погруженности в подобное исследование достаточно много.

Самым крупным исследователем творчества Кастанеды, видимо, является русскоязычный автор А.П. Ксендзюк. Им уже издано пять монографий (6368) посвященных знанию Кастанеды и их развитию. В них А.П. Ксендзюк анализирует философские и методологические положения Кастанеды, описывает личный опыт самотрансформации по его рецептам, старается адаптировать эти знания к сегодняшнему миру.

Данный автор дал для себя (вышеупомянутые вопросы не ставятся им прямо) положительные ответы на вопросы о достоверности работ Карлоса Кастанеды, поэтому его можно назвать скорее продолжателем и хотя независимо мыслящим, но все же последователем Кастанеды.

В нашей стране идеи Кастанеды анализирует и интерпретирует (довольно свободно) С.С. Степанов. Им прочитан и опубликован лекционно-практический курс на тему «Философия Кастанеды» (119, 120). На Западе издано несколько книг Н. Классена (59, 60), проясняющего, иногда довольно удачно, некоторые смутные моменты переданного Кастанедой учения. Если Н. Классен входил в крут людей непосредственно общавшихся с Кастанедой, то Ф. Доннер (22-24) и Т. Абеляр (1) - авторы ряда книг-репортажей о собственном опыте приобщения к знаниям толтеков, являются непосредственными соратницами-соученицами Кастанеды. Практическую сторону учения Кастанеды исследует и развивает, опираясь на традиции коренных народов Мексики В. Санчес, автор ряда книг и статей (111-115). Имя Кастанеды вошло в ряд философских словарей и энциклопедий, он признан, серьезные отечественные философы обратили внимание на его имя и опубликовали статьи, знакомящие отечественного читателя с философскими воззрениями Кастанеды (12, 42,103,123).

Но обстоятельных, развернутых работ, анализирующих творчество Кастанеды, к сожалению, в настоящее время крайне мало (15,16, 59-60,6368). Серьезные ученые, дорожащие своим именем и репутацией, как правило, избегают обращаться к этой теме. Очевидно, это связано с упомянутой выше неопределенностью ответа на вопрос о достоверности свидетельств Кастанеды. Эта неопределенность существует и по сей день.

К сожалению, и мы не сможем убедительно ответить на заданные выше вопросы в данной диссертационной работе. Как упоминалось выше, исследователи, озабоченные проблемой достоверности, либо испытывают на себе психотехники Кастанеды, либо сверяют литературные и документальные факты, пытаясь вывести Кастанеду на чистую воду. Мы считаем, что существует еще один подход, позволяющий посмотреть на проблему с новой точки зрения. Мы бы хотели рассмотреть вопрос о причинах столь высокой популярности Кастанеды в современном мире. Чем вызван такой высокий интерес к Кастанеде? Почему современная культура так живо отреагировала на знания, принадлежавшие или якобы принадлежавшие давно ушедшей культуре? Какой духовный нерв наших современников был задет Карлосом Кастанедой? На наш взгляд эти вопросы обладают достаточной актуальностью, чтобы быть рассмотренными в рамках диссертационной работы. Эти вопросы еще не получили развернутых исчерпывающих ответов в культурологических исследованиях.

Таким образом, нашей целью является осмысление феномена Карлоса Кастанеды в культуре второй половины XX века.

Мы планируем достичь этой цели посредством решения следующих задач:

- Определение значения произведений Карлоса Кастанеды для западной культуры второй половины XX века.

- Анализ биографических и личностно-характерологических предпосылок в возникновении феномена Карлоса Кастанеды.

- Рассмотрение социально-культурной атмосферы и духовных интересов передовой части западной культуры середины прошлого века и их роли в формировании направления духовных поисков Карлоса Кастанеды.

- Реконструкция и упорядочивание основных теоретических, методологических и практических идей, переданных в работах Кастанеды.

- Сопоставление основных положений учения Кастанеды с передовыми идеями науки и культуры XX века.

Теоретико-методологическая основа исследования. Говоря о феномене Карлоса Кастанеды в культуре второй половины XX века, мы подразумеваем то, что творчество Кастанеды стало заметным явлением в культурной жизни этого времени. Кастанеда повлиял на умы своих современников, он показал возможность существования принципиально иной картины мира, предложил неожиданно новые жизненные пути, цели и ценности. Его учение стало одной из наиболее влиятельных культурных альтернатив внерациональной эзотерической направленности, оппонировавших представлениям традиционной культуры о мире и способе в нем жить.

Термин «культура», в названии диссертационной работы подразумевает срез общественной жизни определенного периода времени.

Общим теоретическим основанием данного диссертационного исследования выступает понимание культуры как способа человеческой деятельности (13, 33, 50, 61, 62, 70, 85). Это предполагает представление о культуре как исторически изменяющейся и исторически конкретной совокупности тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют всю человеческую деятельность, взятую во всех ее измерениях и отношениях. С этих позиций культура выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей человеческой жизни, социальной и индивидуальной.

В работах Кастанеды наибольшее значение придается способу восприятия реальности, так как именно он, согласно Кастанеде, лежит в основе остальных способов человеческой жизнедеятельности, в основе индивидуальной и социальной культуры в целом.

Учение, транслируемое Кастанедой, предполагает выработку иного способа восприятия, благодаря которому субъекту становятся доступны (для наблюдения и взаимодействия с ними) энергетические процессы, протекающие в мире. Более того, весь мир и он сам воспринимается субъектом как совокупность энергетических явлений и процессов. Представления о мире как об энергетическом процессе не являются новыми в мировой культуре (41). Но Карлосу Кастанеде удалось предложить целостную, детально разработанную и достаточно ясную культурную картину мира, основанную на энергетической парадигме.

Эта картина мира, т.е. система образов, представлений, знаний о мире и месте человека в нем, основанная по Кастанеде на принципиально ином способе восприятия, и определяющая ценности и смыслы людей, является альтернативой традиционной культурной картине мира. И в этой альтернативности заключено сущностное значение явления Карлоса Кастанеды для культуры второй половины XX века.

Кастанеда был маргиналом, выскользнувшим из срединной культуры западного общества. Время его творчества (60-е годы прошлого века) было временем активизации контркультуры, протеста молодежи против западного истеблишмента. Но, даже, в этом контркультурном потоке Кастанеда стал маргиналом. Приняв картину мира радикальным образом альтернативную как традиционной культуре, так и контркультуре, он предложил совершенно иной вариант культуры, как способа деятельности или технологии жизни. Бго альтернатива преодолевала привычные рациональные представления и позитивистские парадигмы. Как говорилось выше, он предложил энергетическую картину мира, в которой сама реальность была несравненно более просторной, а человеческие возможности не скованы ограничениями предметного мира и рациональными законами. Кастанедовская альтернатива по большей части внерациональна (разуму в ней отводится достаточно скромная роль). Во время появления его произведений этот факт был чрезвычайно актуален, т.к. это был момент пика волны иррациональных настроений в обществе. Пришло понимание того, что позитивистский подход не дает ответы на все вопросы, возникающие в жизни человека. Смыслы и ценности, предлагаемые традиционной культурой, перестали удовлетворять общество. Альтернатива Кастанеды обладала способностью дать новые цели и смыслы и ценности, в том числе она предлагала свое решение одной из главных проблем традиционной культуры XX века проблемы поиска смысла человеческой жизни.

Значение работ Кастанеды для культуры еще и в том, что он предлагает свою систему, в которой может быть осмыслено, выражено и транслировано вне- и иррациональное содержание опыта иного восприятия. Он предлагает свое решение проблемы выражения невыразимого иррационального знания.

Кастанеда противопоставил традиционной технологии человеческой деятельности иную, призывающую упразднить прежние способы осознания мира и бытия в нем. Новый способ восприятия мира, предложенный Кастанедой, предполагает глубинные архетипические изменения в картине мира человека. Сущность культуры в соответствии с позицией Кастанеды -это во многом способ восприятия реальности, обусловленный обучением. Именно благодаря социализации, вхождению в культуру человек вырабатывает предметный способ восприятия мира. Восприятие мира как энергии предполагает избавление от усвоенных стереотипов восприятия, десоциализацию, отказ субъекта от глубинных, архетипических культурных схем. Нельзя сказать, что речь идет о полной ликвидации вплоть до архетипических основ культуры в человеке. Скорее, по Кастанеде, это своеобразное возвращение к корням, к первоисточнику. Способ безынтерпретационного восприятия мира как энергии - видения, предложенный Кастанедой, согласно его утверждениям, был присущ человеку на заре его становления. Учение Кастанеды не просто упраздняет культуру как таковую, отказом от культурной картины мира на самом глубоком уровне, оно предлагает иную альтернативу традиционной культуре, основанную на ином способе восприятия, на иной технологии жизнедеятельности.

Мировидение Кастанеды во многом уникально, но в то же время оно является одним из многих эзотерических учений внерациональной направленности. И как таковое, оно выполняет свои функции в традиционной культуре. А именно реализует потребности субъектов культуры в получении доступа и осмыслении областей, непрозрачных для рационального способа познания, в решении экзистенциальных проблем. Таким образом, на примере конкретного культурного феномена мы видим, реализацию типического, сущностного в культуре, которой необходимо присущи не только рациональные, но и внерациональные технологии жизнедеятельности. Тем самым мы бы хотели внести свой вклад в разработку деятельностной концепции культуры, ведущейся ростовской школой культурологов (13, 70). На примере рассматриваемого в данной диссертационной работе феномена мы видим, что культура, как способ деятельности, отнюдь неравнозначна рациональному алгоритму, будучи открытой, развивающейся системой она включает в себя и иные принципы связи человека и мира.

Рассматривая культуру определенного исторического периода, мы на конкретном примере обращаем внимание именно на внерациональные аспекты культуры, противостоящие традиционным рационалистическим и позитивистским технологиям. Тем самым подтверждается мысль о многовариантности, неоднородности, многоаспектности культуры, наличии в ней альтернатив, напластований, различных противоречащих друг другу феноменов, обеспечивающих ее диалектическое единство и развитие. Для выполнения цели работы и решения поставленных задач используются следующие методы:

1) Метод текстологического анализа позволяет выявить основные положения учения Кастанеды и установить связи между ними.

2) Герменевтический метод способствует проникновению в сущность содержания текстов Карлоса Кастанеды и их толкованию.

3) В работе применяется психологический подход, дающий возможность проанализировать роль личностных черт Кастанеды в возникновении обсуждаемого в работе явления.

4) Биографический метод применяется для того, чтобы рассмотреть влияния, оказанные событиями биографии Карлоса Кастанеды на становление его интересов, ценностей, выбор ориентиров духовного поиска.

5) Культурно-исторический метод применяется в работе с целью рассмотрения условий появления, развития, и влияний феномена Кастанеды в культуре второй половины XX в. a) Данный метод взят в диахроническом аспекте, т.е. проанализирована историческая динамика развития рационалистических и иррационалистических тенденций в духовной культуре Запада, приведшая к культурной революции 60-х годов прошлого века. Рассмотрено становление, развитие феномена Карлоса Кастанеды, и результирующие влияния, оказанные им на культуру. b) Также культурно-исторический метод взят в синхронистическом аспекте, феномен Кастанеды исследуется в контексте культуры одного определенного исторического промежутка (второй половины XX в.)

6) Диалектический метод позволяет нам обратить внимание на многослойность, определенную внутреннюю противоречивость целостного учения Карлоса Кастанеды. Разнообразие и неоднозначность идей в то же время служит импульсом к дальнейшему развитию учения.

7) Сравнительно-философский метод позволяет найти общее между представлениями Кастанеды и философскими и научными представлениями, характерными для Западной культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В возникновении и становлении всемирно известного феномена Карлоса Кастанеды существенную роль сыграл психологический фактор. Духовные находки, сделанные Кастанедой, во многом были предопределены складом его личности и пройденным им жизненным путем.

Другой, возможно более существенной предпосылкой возникновения феномена Карлоса Кастанеды, были культурно-исторические тенденции развития западного общества середины прошлого века. Это было время «культурной революции» 60-х, пик протеста нового поколения против основных устоев западной культуры, одним из которых был рационализм. Серьезное и заинтересованное отношение общества ко всему иррациональному, мистическому, измененным состояниям сознания, современные исследования антропологов, посвященные психоделикам, архаическим шаманистским техникам определили выбор направления духовных поисков Кастанеды.

Идейным содержанием феномена Карлоса Кастанеды является развитое, глубокое оккультно-мистическое учение, которое содержит ряд своеобразных онтологических, гносеологических, антропологических и других концепций.

Согласно онтологическим представлениям Кастанеды, известная нам реальность является лишь внешним отражением человеческой картины мира, за которой скрывается безграничная энергетическая реальность.

Гносеологические концепции выделяют три зоны реальности: известное, неизвестное и непознаваемое, а также аспект мира, наполненный порядком и в силу этого доступный познанию (тональ) и аспект сил, энергий, непознаваемый и невыразимый (нагваль).

Центральное место в работах Кастанеды занимает развитое учение о восприятии, понимаемое как энергетическая настройка воспринимающего существа и воспринимаемой реальности, обладающих сходной энергетической природой.

Учение Кастанеды имеет ярко выраженную практическую направленность. Стержневыми практиками являются сновидение, сталкинг и неделание, направленные в первую очередь на развитие возможностей восприятия.

5. Феномен Карлоса Кастанеды состоялся во многом благодаря тому, что его идеи оказались современными для культуры XX века. Несмотря на кажущуюся маргинальность его учения, идеи Кастанеды либо близки концепциям неклассической и постнеклассической науки и философии, либо несколько опережают их, давая определенные ответы в проблемных областях познания. Передовые представления науки о Вселенной, как о динамической сети взаимосогласованных процессов, из которой никак нельзя исключить наблюдателя, глубоко созвучны учению Кастанеды.

6. Постмодернистские концепции о текстовом характере реальности, идеи феноменологии и некоторых других современных философских и теоретико-методологических систем имеют прямые параллели в учении Кастанеды. Но в отличие от постмодернистских представлений, учение Кастанеды позитивно, ибо он уверен в возможности получения доступа к онтологической реальности и обозначает этот путь.

7. Значение работ Кастанеды для современников в том, что они оказались способны осветить иррациональные аспекты духовного опыта, дать ответы на актуальные экзистенциальные вопросы современников. Работы Кастанеды расширяют границы позитивистской картины мира, отстаивают право на жизнь альтернативных направлений в культуре.

Теоретическая и практическая значимость работы В работе проанализирован заметный культурный феномен второй половины XX века - творчество Карлоса Кастанеды. Рассмотрены его истоки, духовное содержание, значение для современной культуры. Феномен Кастанеды, будучи во многом уникальным, также является типическим. На его примере показана необходимость существования альтернативных элементов культуры. Рассматривая иррациональный способ человеческой деятельности, предложенный Кастанедой, мы убеждаемся в широте, многослойности современной культуры, видим ее сложность, невозможность сведения лишь к традиционной форме. Данная работа освещает проблему альтернативности в культуре, расширяет деятельностную концепцию культуры.

Практическое использование материалов и результатов данного исследования возможно при подготовке и проведении учебных курсов по культурологии, философской антропологии, философии, религиоведению

Новизна

1. Данная работа является одной из первых концептуальных работ в нашей стране, посвященных культурологическому и философскому анализу феномена Карлоса Кастанеды.

2. Феномен Карлоса Кастанеды исследован в совокупности предпосылок возникновения, богатства идейного содержания, его роли и места в культуре прошлого столетия.

3. Учение Кастанеды реконструировано в виде цельной, согласованной системы, где в качестве основополагающих, центральных концепций взяты представления Кастанеды о восприятии. Онтологические, гносеологические, и другие идеи Кастанеды рассматриваются в связи с этими осевыми концепциями.

4. Проведен сравнительный анализ позиций дискутирующих сторон по вопросам достоверности произведений Кастанеды.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Феномен Карлоса Кастанеды в культуре второй половины XX века"

Заключение.

Итак, мы рассмотрели феномен Карлоса Кастанеды в культуре XX века. На данном конкретном примере мы увидели один из возможных альтернативных алгоритмов культуры. Традиционной позитивистской рационалистической культуре здесь противопоставляется вне- и иррациональные алгоритмы культуры.

Принимая во внимание огромную популярность и востребованность работ Кастанеды, мы можем утверждать, что общество и культура в целом в ходе своего развития испытывает естественную потребность в феноменах подобного рода. Исследуемый феномен - всего лишь одна из возможных форм реализации альтернативности в культуре.

Являясь необходимым для культуры по своей сути, данный феномен свободно проявляет себя в индивидуальных формах, которые были рассмотрены в настоящей работе.

Книги Кастанеды завоевали огромную популярность. Начиная с 1968 г. и по сей день, они являются бестселлерами во многих странах мира. Они оказали многостороннее влияние на культуру второй половины прошлого века. На основании этого мы вправе говорить о феномене Кастанеды, о заметном явлении в мировой культуре второй половины XX века.

В своей работе мы рассмотрели предпосылки, стадии развития, идейное содержание данного феномена, его значение для современной культуры.

У данного явления есть своя история возникновения. На его становление повлияли как личностные особенности и судьба самого Кастанеды, так и исторически сложившиеся культурные течения.

Стремление Кастанеды к самореализации, желание воспользоваться каждым моментом своей жизни и сделать в ней что-то значимое, поддерживало на высоком уровне его поисковую активность и в достаточно зрелом возрасте.

Современные Кастанеде тенденции в науке, философии, искусстве и общественном сознании во многом определили интересы Кастанеды к изучению шаманизма, влияний природных галлюциногенов на человеческое восприятие. Подобные исследования составляли передовой край западной антропологии тех лет, эти темы довольно активно разрабатывались в то время учеными.

Благодаря удачному стечению многих обстоятельств Кастанеде удается найти ценного информатора, и установить с ним доверительные отношения. С этого момента начинается погружение его в особую реальность. А читатели во всем мире получают доступ к своеобразному мистическому учению, которое Кастанеда называл «знанием толтеков».

Это знание оказалось невероятно востребованным на Западе 60-х годов. С опубликования первой книги в 1968 начинается стремительный взлет его популярности во многих странах мира. Причинами столь высокой популярности стала способность его произведений давать ответы на глубокие экзистенциальные вопросы, остро стоявшие перед современниками, объяснять необъяснимое, воодушевлять и что называется «показывать путь». Основные идеи и общая ориентированность философии Карлоса Кастанеды на внерациональное являются весьма своевременными для культуры середины прошлого века. Совпав по времени с пиком иррациональных настроений в обществе, глубокой увлеченностью всем мистическим и загадочным, и являясь наиболее серьезной из имеющихся попыткой выражения глубоких внерациональных пластов опыта, учение Кастанеды стало невероятно востребованным современниками.

В данной работе мы рассмотрели космологические, онтологические и гносеологические концепции Кастанеды. Их глубина, широта охвата проблем, детальность проработки позволяют говорить о своеобразной мистической философии, центральной осью которой являются представления о взаимосвязи восприятия и реальности. Эта философия имеет ярко выраженную практическую направленность. Во-первых, данные лежащие в основе своеобразной оккультной философии, если верить Кастанеде, получены в результате высоких практических достижений по развитию восприятия. Во-вторых, все теоретические концепции замыкаются на конкретные практики, ведущие к получению доступа к реальности за пределами известных описаний.

Знания толтеков оказались не только своевременными, но и современными по своей сути. Они удивительным образом резонировали с передовыми положениями неклассической науки и авангардными течениями культуры второй половины прошлого века. Наверное, благодаря работам Кастанеды, многие молодые люди всерьез заинтересовались последними достижениями науки и философии, современными онтологическими и гносеологическими концепциями, передовыми культурными взглядами.

К сожалению, знание толтеков принадлежит к такой сфере в которой очень сложно что-либо доказать или опровергнуть. По сегодняшний день невозможно с уверенностью ответить на вопросы о достоверности произведений Карлоса Кастанеды. С одной стороны, очевидно, что в них немало вымысла, с другой стороны, практики утверждают, что знания, переданные Карлосом Кастанедой, подтверждаются их опытом.

Популярность Кастанеды и сегодня (несмотря на то, что прошло уже более 35 лет с момента выхода его первой книги) достаточно высока. Его работы многосторонне повлияли и продолжают оказывать влияние на современную культуру.

В данной работе мы предприняли, попытку всестороннего изучения творчества Карлоса Кастанеды, как культурного феномена, рассмотрели предпосылки его возникновения, проанализировали и реконструировали его идейное содержание, провели сопоставление идей Кастанеды с современными ему западными научными и философскими представлениями, рассмотрели значение данного феномена в культуре второй половины XX века.

Мы считаем, что работы Карлоса Кастанеды достойны серьезного отношения современных культурологов и философов. Мы видим перспективы подобных исследований, как в плане философской компаративистики, так и в плане выявления культурных корней его учения, освещения философских концепций Кастанеды, разработки этических, психологических аспектов его работ.

На примере феномена Кастанеды мы показали проявление альтернативности в культуре. Проведенное исследование еще раз демонстрирует многовариантность, многослойность культуры в целом, несводимость ее исключительно к рациональным технологиям деятельности.

 

Список научной литературыСмоликов, Алексей Борисович, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абеляр Т. Магический переход. (Путь женщины-воина) К. 1994

2. Археология Мезоамерики. www.mesoarch.narod.ru

3. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Мн. 1999.

4. Бойко Б. Бон Хуан. Огонь изнутри огонь снаружи /Полярная звезда. http://zvezda.ru/2000/01/06/juan.shtml

5. Бхакти А. Кастанеда и его апологеты: двойная мистическая фантазия/ Записки о доне Хуане т. 1. К. 1996.

6. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М. 1998.

7. Виллодо А.Четыре направления четыре ветра. К. 1996

8. Витязев. А. Аспекты восприятия. 1Шр//та£1С^Ш.папк1.ги

9. Всё о Мезоамерике: древние цивилизации, культура, мифы, города http://mesoamerica.narod.ru/index.html

10. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2т. т. 1. М. 1992

11. И. Город-империя Теотиуакан. http://mesoamerica.narod.rU/civhistteo.html#top

12. Гуревич П.С. Этот зыбкий фантомный мир. Общекультурный смысл размышлений Кастанеды // Философские науки. № 10, 1991.

13. Давидович В.Е. Жданов Ю.А, Сущность культуры. Ростов н/Д. 1979

14. Данилина. АГ. http://www.narkom.ru/epid.html

15. Де-Милль Р. Записки о доне Хуане т. 1. К. 1996

16. Де-Милль Р. Записки о доне Хуане т.2. К. 1996

17. Де-Милль Р. Валидность и аутентичность различение двух компонентов истины/ Записки о доне Хуане т. 1. К. 1996

18. Де-Милль Р. Когда черное называют белым/ Записки о доне Хуане т. 1. К. 1996

19. Де Милль Р. Стоящий противник/ Записки о доне Хуане т.2. К. 1996 (с. 101-114)

20. Де Милль Р. Шаман от академии/ Записки о доне Хуане т. 1. К. 1996

21. Де Риос М.Д. Растительные галлюциногены. М. 1997

22. Доннер Ф. Сон ведьмы. К. 1993

23. Доннер Ф. Жизнь в сновидении: посвящение в мир магов. К. 199424. Доннер Ф. Шабоно. К. 1994

24. Дон Хуан и ученик мага/ статья из журнала «Тайм», 5 марта 1973г/ Лекции и интервью. К. 2000.

25. Древние цивилизации Южной Америки http://www.tula.net/tgpu/resourcesЛlistoгy/lec3.html

26. Древние цивилизации Мезоамерики. (Часть I). http://wvvw.tula.net/tgpu/resources/history/lec2l.html

27. Древние цивилизации Мезоамерики. (Часть II) http://www.tula.net/tgpu/resources/history/lec22.html

28. Дрозд.Е. Странник во вселенной Орла, http://fantasy.open.by /1999101545.html

29. Дугин.А. Без наркотиков, http://www.arctogaia.com/public /vtor/vtor21.shtml

30. Дэвид-Нель А. Среди мистиков и магов Тибета. М., 1991

31. Дэвис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. М. "Мир". 1989.

32. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Часть I. II М., 1994

33. Зебальд Г. Жаренные кролики, туляремия, лев, ведьма и рогатые лягушки/ Записки о доне Хуане т.1. К. 1996

34. Золотухина-Аболина Е.В. Повседневность и другие миры опыта. М. 2003.

35. Золотухина-Аболина Е.В. Экзистенциальные аспекты знания/ Рациональное и внерациональное: грани проблемы (сборник статей). Ростов н/Д. 2002

36. Интервью Карлоса Кастанеды. http://castaneda.dzr.ru/cc/inter/inter7.htm

37. Интервью с Коэльо П./ Итоги.ги № 35 (325), 03.09.2002. http://www.itogi.ru/paper2002.nsf7

38. История философии. Минск. 2001.

39. Кальвайт.Х Шаманы, целители знахари. Древнейшие учения, дарованные самой жизнью. М.1998.

40. Капра Ф. Дао физики, http://dmmi.lg.ua/~budkoff/books/KAPRA/index.htmM

41. Кастанеда. Новейший философский словарь. Минск. 1998.

42. Кастанеда К. Учение дона Хуан, путь знаний индейцев Яки. http://castaneda.dzr.ru/cc/books/bookl .zip

43. Кастанеда К. Отдельная реальность, http://castaneda.dzr.ru/cc/books/book2.zip

44. Кастанеда К. Путешествие в Икстлан. http://castaneda.dzr.ru/cc/books/book3.zip

45. Кастанеда К. Сказки о силе, http://castaneda.dzr.ru/cc/books/book4.zip

46. Кастанеда К. Второе кольцо силы, http://castaneda.dzr.ru/cc/books/book5.zip

47. Кастанеда К. Дар орла, http://castaneda.dzr.ru/cc/books/book6.zip

48. Кастанеда К. Огонь изнутри, http://castaneda.dzr.ru/cc/books/book7.zip

49. Кастанеда К. Сила безмолвия, http://castaneda.dzr.ru/cc/books/book8.zip

50. Кастанеда К. Искусство сновидения, http://castaneda.dzr.ru/cc/books/book9.zip

51. Кастанеда К. Активная Сторона Бесконечности. http://castaneda.dzr.ru/cc/books/bookl 0.zip

52. Кастанеда К. Колесо Времени, http://castaneda.dzr.ru/cc/books/bookl l.zip

53. Кастанеда К. 6 объясняющих предположений (неизвестная глава из «Дара Орла»). http://castaneda.d2T.ru/cc/booksy6.htm

54. Кастанеда К. Безмолвное знание/ Лекции и интервью. К. 2000.

55. Келли Дж.Х. Путь розыгрыша племени яки/ Записки о доне Хуане т.1. К. 1996.

56. Кин С. Интервью с Карлосом Кастанедой. 1976. http://castaneda.d2r.ru/cc/inter/inter7.htm

57. Клан Кастанеды: Эксклюзивное интервью Кейта Никольса с Флориндой Доннер-Грау, Тайшей Абеляр и Кэрол Тиггс. 1993.http://castaneda.dzr.ru/cc/mter/inter3 .Ьйп

58. Классен Н. Мудрость толтеков. Карлос Кастанеда и философия дона Хуана. К. 1996.

59. Классен. Н. Мудрость Толтеков в новой эпохе. Карлос Кастанеда и завещание дона Хуана. К., 1999

60. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург. 1993.

61. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург. 1993.

62. Ксендзюк А.П. Тайна Карлоса Кастанеды. Одесса 1995. К. 2001 Ьйр://са51апе<1а. дтх. ги/сс/Ьоокв. Мт

63. Ксендзюк А.П. После Кастанеды: дальнейшие исследования. К. М. 2002 http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

64. Ксендзюк А. П. Видение нагваля. М. К.2002 http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

65. Ксендзюк А.П. Долгий путь магов. Болгария. 1998

66. Ксендзюк А.П. Карлос Кастанеда: подведение итогов. Болгария 2001

67. Ксендзюк А.П. Человек неведомый: толтекский путь усиления осознания. К. 2004.

68. Кульбака В. А. Магия тень языка/ Рациональное и внерациональное: грани проблемы (сборник статей). Ростов н/Д 2002

69. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов н/Д.2003.

70. Культурология в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов н/Д.2003

71. Кэмпбелл Дж. Герой с тысячью лицами. К. 1997

72. Лекторский В. А. О некоторых вариантах соединения религии и научного знания (проекты христианской физики и христианской психологии)/ Разум и экзистенция: анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб. 1999.

73. Леон-Поргилья М. Философия нагуа. Исследование источников. М. 1961.

74. Липовой С. П. Философская рационализация оснований европейской кулыуры. Экзистенциальные аспекты знания/ Рациональное и внерациональное: грани проблемы (сборник статей). Ростов н/Д 2002.

75. Лири Т. Семь языков бога. К. 2002.

76. Лири Т. Метцнер Р. Олперт Р. Психоделический опыт. Руководство на основе тибетской книги мертвых. Львов, К. 1998.

77. Магические пассы Карлоса Кастанеды (сайт Оеаг^ееп). http://wwwxleargreen.com/mirrors/russian/mdex.htm

78. Маккена Т. Пища богов. М. 1995.

79. Маркарьян Э.С. Теория культуры и современная наука. М. 1983.

80. Марез Т.Возвращение воинов. Т.1. К.2001.

81. Марез Т. Учение толтеков. Т.2 Крик орла. К.2001.

82. Марез Т. Учение толтеков. Т.З Туманы знания драконов К. 1998.

83. Марчук Н.Н. Курс лекций: История Латинской Америки с древнейших времен до начала XX века для студентов специальности Международные отношения. http://www.hшnanities.edu.ru/db/msg/8332

84. Межуев В.М. Культура и история. М. 1977

85. Месоамерика глазами русских первопроходцев. http://www.mesoamerica.ru/index.html

86. Миллмэн Д.Путь мирного воина. К. 1998

87. Миллмэн Д. Мистическое путешествие Мирного Воина: Кн. 2 К. 1998

88. Мир Карлоса Кастанеды. Дайджест 1., Киев,1996 (с. 61-62)

89. Мирская Л.А. Теософия (истоки и смысл тайного знания)/ Эзотерическая философия: от герметизма к теософии. Мистический опыт и оккультные теории: Сборник научных статей. Ростов н/Д. 2002

90. Молчанов В.И. Феноменология/ Современная западная философия: Словарь, М., 1991.

91. Мосс М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти/ Журнал "Человек". М., 1992, N0 6. http://www.aquarun.ru/psih/ks/ks2.html

92. Мудрагей Н. С. Рациональное и иррациональное — философская проблема (читая А. Шопенгауэра)/ Вопросы философии.— 1994.— №9.

93. Нагвализм нового цикла.(сайт) http://nagualism.ru/intro.html.

94. Нагвализм/ Форум/ Теоретические вопросы/ Я не верю Кастанеде http://www.nagualism.ru/ef3/Forum7/html/e32.html

95. Никитинский Д. Жизнь смерть и миф Карлоса Кастанеды/ Новый комок. http://www.komok.ru/statyi/50-00/fatum.html),

96. Орлиное Перо К. Путешествие с силой. Исследование и развитие восприятия. М., ПаниотК. 1996.

97. Орлиное Перо К. Тропа толтеков K.M. 1996

98. Падение золотой цивилизации Пиков, http://history-ugolok.ru/mkil.html100. ова Т.С. Рациональное и мифологическое в утопии/ Рациональное и внерациональное: грани проблемы (сборник статей). Ростов н/Д 2002.

99. Пелевин В. О. Икстлан Петушки. http://pelevin.nov.rU/rass/pe-ixt/l.html

100. Пелевин В. О. Последняя шутка воина. "Общая газета"., №25, июль 1998.

101. Понамарев Б.П. Великая тайна Карлоса Кастанеды/ Сознание и физическая реальность. Т.6,№5 2001.

102. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. Спб.2000

103. Прыгов Д.Д. Давыдов М.П. За птицей Кецаль. Пять путешествий по Мексике. М. 1986.

104. Пути за пределы «эго». М1996

105. Раньян- Кастанеда М. Магическое путешествие с Карлосом Кастанедой. http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

106. Радиоинтервью с Карлосом Кастанедой. «Дон Хуан: маг»/ Лекции и интервью. К .2000.

107. Руднев В.П. Словарь культуры XX века, http://rudnevslovar.narod.ru/p3.htm

108. Руис М. За чертой страха. Толтекский путеводитель к свободе и радости. http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

109. Санчес В. Тольтеки нового тысячелетия, http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

110. Санчес В. Упражнения по сталкингу. http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

111. Санчес В. Учения Дона Карлоса. Практическое использование техник К. Кастанеды. http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

112. Санчес В. Шаманы современности, http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

113. Санчес В. Учиться у Кастанеды вопреки Кастанеде. http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

114. Светлов A.B. Обещание чистой силы. http://kitez.narod. ru/raspozn/KA STANED.htm).

115. Смирнов Т. (Одинокий Воин) Ветер нагваля.М.2001

116. Солдатенков Н. Аргументы и факты. №52,24.12.2001

117. Степанов С. С. Лекции на тему "Философия Кастанеды. 1990г. http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

118. Степанов С.С. Путь Воина в журнале "Игра в Бисер" № 1, 2. 1995г. http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

119. Степин B.C. Наука, религия и современные проблемы диалога культур/ Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб. 1999.

120. Судзуки Д.Т.Наука дзен ум дзен. К. 1992.

121. Тамм Р. Послесловие к работам К. Кастанеды/Человек №4. 1994.)

122. Тарнаруцкий К.П. Пилящие воздух.http://zhurnal.lib.rU/t/tamamckijkonstantinpetrowich/

123. Тарнаруцкий К.П. Дон Хуан и Карлсон.http://zhumal.lib.rU/t/tarnamckijkonstantinpetrowich/

124. Тарнаруцкий К.П. Записки полусталкера. http://zhumal.lib.ni/t/tarnamckijkonstantinpetrowich/

125. Тень Н. Встреча с нагвалем (русская линия магов). http://castaneda.dzr.ru/cc/books.htm

126. Тюннешенд М. Магическое сновидение. (Энергетическое целительство женщины-нагваля).М. 1999.

127. Феноменология. Новейший философский словарь. Минск. 1999.

128. Форт К. Беседы с Карлосом Кастанедой/ Кастанеда К. и др/ Лекции и интервью. К. 2000.

129. Франкл В. Духовность, свобода и ответственность. http://www.krotov.org/library/fyfirankl/duhovn.html

130. Франкл В. Человек в поисках смысла, http://exist.hl.ru/schast/frankl.htm

131. У ил сон P.A. Квантовая психология. К. 1998.

132. Хаксли О. Вечная философия/ Пути за пределы «эго». М. 1996

133. Хаксли О. Двери восприятия. СПб. 1994.

134. С. А. Цоколов Конструктивистский дискурс как методологическая основа изучения когнитивных функций головного мозга (Нейробиологический конструктивизм Герхарда Рота) http://www.fund-intent.ru/science/fils005.shtml

135. Шерман С. Карлос Кастанеда. http://gazeta.ru/dossier/13-05-1999castaneda.htm

136. Шопенгауер А. Избранные произведения М. 1993

137. Шехватов А. Защитное вооружение воинов древней Месоамерики. http://www.vzmakh.ru/parabellum/nl ls5.htm

138. Эндрюс Л. Шаманка. К. 1999

139. Эндрюс Л. Полет седьмой луны. К. 1999

140. Эндрюс Л. Женщина-ягуар и мудрость дерева бабочек. К. 1999.