автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Феномен социальной апатии в современном обществе

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Набок, Юлия Валериевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Самара
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Феномен социальной апатии в современном обществе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен социальной апатии в современном обществе"

На правах рукописи

НАБОК Юлия Валериевна

ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОЙ АПАТИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва 2005

Работа выполнена на общеуниверситетской кафедре философии и политологии Самарского филиала Московского городского педагогического университета.

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Жукоцкая Александра Васильевна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Киреев Генрих Николаевич

кандидат философских наук, доцент Мартинкус Петр Петрович

Ведущая организация - Российский государственный торгово-экономический университет

Защита состоится 01L 2006 г. в часов на заседании

диссертационного совета Д 212.154.06 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. 818.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан

«¿¿Л ¿^¿W, 2005 г.

Учёный секретарь диссертационного совета

Михайлов В.В.

/¿06 А

1 * Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В последнее время феномен социальной апатии стал предметом общественного внимания и беспокойства. Актуальность социально-философского анализа феномена апатии в современном обществе обусловлена не только кризисными явлениями в экономической, политической сферах и социальной структуре общества, религиозных и политических идеях, но и значительно более широкой и специфической трактовкой понятия «апатия» в сравнении с традиционной. В современном обществе апатия может выступать и как способ адаптации к действительности, и как форма социального протеста; она может являться своеобразной формой социализации; апатия выступает как социально маркированное поведение, участвующее в формировании социальной идентичности; как тип пассивного реагирования на страх; в некоторых случаях апатия рассматривается как индикатор самоотчуждения и отчуждения от социума. Неверие в радикальные перемены, разочарование в прежних надеждах и иллюзиях, а также отсутствие сильного гражданского общества способствуют усилению политической и социальной пассивности людей. По мнению ученых, преобладающий сегодня в обществе низкий уровень политической культуры и гражданской активности проявляется как в поведении «элитных групп», так и в настроениях и действиях простых граждан. Феномен социальной апатии можно рассматривать как безусловный этический компонент социального бытия постмодернистского общества.

Актуальность исследованного феномена социальной апатии в

современном обществе проявляется в том, что апатия выступает как один из

доминирующих типов социального самочувствия. В этом качестве она

отражает эмоциональное состояние субъектов, связанное с

неосуществленностью определенных надежд и замыслов, с нереализацией их

интересов. Социальная апатия подчас сознательно выбирается индивидом

как форма поведения, с целью самосохранения .себя.._кщс _ социального

РОС. НАЦИОНАЛЬНА '

существа.

БИБЛИОТЕКА

4

Теоретическими источниками исследования явились классические и современные работы отечественных и зарубежных философов, социологов, политологов, которые, так или иначе, затрагивают проблемы, связанные с феноменом социальной апатии. Исследование базируется на эмпирическом материале и методологических принципах, представленных в работах З.Баумана, Н.Бердяева, П.Бурдье, А.В.Захарова, Г.Зиммеля, В.Н.Иванова, В.Л.Иноземцева, Г.Л.Кертмана, С.Г.Климовой, Н.И.Лапина, Ж.Липовецки, К.Лэша, С.Я.Матвеевой, С.Московичи, М.М.Назарова, А.Н.Олейника, Х.Ортеги-и-Гассета, М.Н.Руткевича, Р.А.Стеббинса, Ж.Тощенко, В.Г.Федотовой, Э.Фромма, С.Харченко, В.Э.Шляпентоха, А.Э.Якубовского, И.Г.Ясавеева,

Степень разработанности проблемы. Проблему апатии начали разрабатывать еще в античной философии. Понятие апатии восходит к творчеству Платона, который рассматривал его как этическое и понимал под апатией невосприимчивость к аффектам, расценивая данное состояние как признак разумной, божественной жизни. В классической философской традиции термин «апатия» не несет негативной окраски, а сама апатия, наоборот, рассматривается, скорее, как достоинство. Понятие апатии является ключевым понятием стоической школы, где она рассматривалась как добродетель, синоним мудрости, позитивная способность преодоления аффектов и способ адаптации к действительности (Зенон Китионский, Хрисипп, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Таким образом, уже в стоической философии понятие апатии рассматривалось в социальном контексте. Положительный взгляд на апатию как на признак святости, божественной мудрости, умения владеть собой сохраняется и в раннехристианской этике (Филон Александрийский), и в немецкой классической философии (И.Кант).

В последнее время проблема социальной апатии стала активно обсуждаться социальными философами и социологами. В современной западной философии апатия рассматривается как политическая, экзистенциальная и психологическая проблема. Так, по мнению некоторых

ученых, причиной апатии явился конец идеологии и наступившее состояние аномии, отсутствия социального смысла, разрушение социальных институтов, сокращение человеческих связей (Д.Белл, Ч.Р.Миллз, А.Камю). Также западные ученые описывают так называемую «счастливую апатию», возникающую от пресыщенности материальными благами и информацией (Э.Фромм, Ж.Липовецки, З.Бауман). Однако, как правило, говоря о социальной апатии, ученые имеют в виду политическую апатию, расцениваемую негативно (Т.Делюка, Н.Элиазоф, Ч.Р.Миллз).

Тем не менее, проблема социальной апатии не ограничивается политическим неучастием. Г.Маркузе видит причину апатии также в экономической несвободе. Х.Ортега-и-Гассет, Г.Блумер, Ж.Бодрийяр рассматривают апатию как неотъемлемую характеристику массового общества. Радикальная западная традиция рассматривает апатию как следствие сознательной манипуляции власти (Ч.Р.Миллз, Г.Маркузе, Х.Ортега-и-Гассет, Г.Блумер, П.Бурдье). А. де Токвиль видел причину апатии, безразличия в растущей индивидуализации общества. Эта идея нашла свое развитие и в современной социальной философии, рассматривающей состояние апатии как неотъемлемую характеристику постмодернистского общества, где одной из главных ценностей является свобода передвижения в социальных стратах, социальная мобильность (З.Бауман, Ж.Липовецки).

В отечественной философии проблема социальной апатии на сегодняшний день недостаточно разработана. Анализ различных аспектов феномена социальной апатии содержится в работах В.Г.Федотовой, Г.Л.Кертмана, Р.К.Кадыржанова, И.Г.Ясавеева, Т.Кутковец, И.Клямкина. Рассматривая апатию как историческую и социальную проблему, исследователи видят ее причину в отсутствии смысложизненных ценностей в обществе, в отсутствии у государства модернистского проекта, в растущей маргинализации общества. Ученые не только говорят о

предрасположенности российского общества к апатии, но и делают вывод о наличии феномена социальной апатии в современном российском обществе.

Методологические основы диссертационного исследования. Феномен социальной апатии не может быть адекватно исследован, исходя из какого-либо одного методологического принципа. Он является феноменом полифункциональньтм и многофакторным. Невозможность сведения проблемы социальной апатии к какой-либо одной науке обусловливает использование системного подхода, расширяя, таким образом, исследовательские возможности. Всестороннее рассмотрение феномена социальной апатии требует привлечения социологических, политологических, социально-психологических данных. В анализе социальной апатии существенно необходимыми оказываются как общенаучные методы, так и частные принципы исследования, используемые в социологическом и историческом познании: принцип целостности, позволяющий фиксировать объект исследования в единстве его проявлений; принцип социокультурной детерминации явлений, дающий возможность рассматривать феномен в широком культурном контексте, отслеживая диалектическую взаимосвязь и взаимовлияние изучаемых явлений; принцип причинной обусловленности событий общественной жизни и другие. Рассмотрение проблемы социальной апатии связано с интерпретацией существующих социально-политических отношений, идейно-ценностных установок, норм поведения. Это делает метод интерпретации одним из ведущих в данном исследовании.

Представляется методологически правомерным рассмотрение феномена социальной апатии в следующих аспектах:

• апатия как добродетель (этический аспект);

• апатия как социально маркированное поведение;

• с точки зрения функционирования в общественно-политическом контексте.

Целью исследования является анализ феномена социальной апатии, его сущности и проявления в современном обществе. Достижение цели потребовало решения следующих задач:

• экспликации понятий «апатия» и «социальная апатия»;

• поисков оснований апатии как вида социального самочувствия;

• выявления генетической зависимости апатии как типа социального самочувствия от таких состояний как экзистенциальный страх, отчуждение, кризис идентичности;

• доказательства наличия социальной апатии в современном обществе путем анализа маркированной лексики социально-политического дискурса.

Научная новизна исследования состоит:

• в обосновании тезиса о том, что феномен социальной апатии является формой социального протеста и способом адаптации к действительности;

• в утверждении, что апатия в современном обществе выступает как социально маркированное поведение, участвующее в формировании социальной идентичности;

• в рассмотрении экзистенциальных оснований чувства социальной апатии: страх, отчуждение;

• в анализе социальных оснований феномена апатии в обществе: кризис идентичности и самоидентичности;

• в анализе общественно-политического дискурса с целью констатации наличия чувства социальной апатии в современном обществе;

• в фиксации факта конструирования социальной апатии средствами массовой информации и коммуникации.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Положения и выводы диссертации мо1ут быть использованы при дальнейшем исследовании проблем, связанных с изучением различных состояний общественного сознания, а также поведения масс. Полученные

результаты могут найти применение в разработке проблем социальной философии, касающихся взаимоотношений индивида, общества, государства и власти. Диссертационный материал может быть использован при подготовке спецкурсов по социальной философии, философии языка, психосемантике сознания, социальной психологии.

Апробация диссертационного исследования. Диссертация обсуждалась на общеуниверситетской кафедре философии и политологии Самарского филиала Московского городского педагогического университета. Результаты диссертационного исследования получили отражение в публикациях автора, а также в докладах и выступлениях на научных конференциях. В частности: на Всероссийской научно-практической конференции «Всероссийское образование на рубеже веков» (Самара, апрель 2002 года), на международной научно-практической конференции «Культура и язык» (Самара, март 2003 года).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Основное содержание работы

Во Введении обосновывается актуальность данной проблемы, характеризуется степень ее разработанности в философской литературе, определяются предмет, цели, задачи и методологические основы исследования, раскрывается научная новизна и оценивается практическая значимость полученных автором результатов.

Первая глава диссертации «Апатия как тип социального самочувствия» дает общую характеристику исследуемому феномену социальной апатии, выявляет его структуру, специфику, основные компоненты и функции, определяет механизмы формирования социальной апатии и основных субъектов этого процесса.

В первом параграфе первой главы «Экспликация понятия «апатия» в классической и постклассической философии» анализируется трактовка

понятия «апатияг» в классической и современной философии. Доказывается актуальность данного понятия для современной эпохи.

Слово «апатия» происходит от греческого араИтаа, означающего «бесстрастие, бесчувственность». В истории философии термин «апатия» не несет негативной окраски. Так, в античной этике этот термин означал бесстрастие как отсутствие аффекта или невосприимчивость к нему. I Этическое понятие апатии, восходящее к Платону, начало оформляться у

киников и мегариков, трактовавших апатию как почти полное «бесчувствие». | Стоики (Зенон Китионский, Хрисипп) понимали апатию как существенное

свойство добродетельного состояния (мудрости), как позитивную способность преодолевать аффекты, возникающие в результате ошибочной оценки «внешних» вещей. У поздних стоиков - Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия - апатия выступает как умение властвовать над собой, признак мудрости, своеобразный способ адаптации к окружающей действительности, выбранный, однако, из чувства безысходности.

Современная социальная философия рассматривает апатию как неотъемлемую характеристику постмодернистского общества. В развитом индустриальном обществе апатия проявляется через безразличие, эскапизм, отсутствие цели и смысла жизни, агедонию. Апатия выступает и как форма социального протеста, и как способ адаптации к окружающей ' действительности, и как особый вид социализации, и как синоним не только

толерантности, но и безразличия. К основным функциям социальной апатии ( автор относит: компенсаторную функцию, способствующую облегчению или

подавлению отрицательных эмоций; функцию социализации, облегчающую адаптацию субъектов; «примиряющую» или интегративную функцию, позволяющую сосуществовать всем вкусам и поведениям; идентификационную функцию, позиционирующую апатию как социально маркированное поведение; демобилизующую функцию, проявляющуюся в уклонении от участия в общественной жизни и отказе от физической жизни.

В качестве реально возможных причин возникновения социальной апатии, диссертант выделяет следующие факторы: перенасыщение общества любой информацией, материальными благами, возможностями и т.д., своего рода «новый гедонизм» или агедонизм, как принято говорить сейчас; нестабильность, мнимая новизна, постоянные трансформации общества; отсутствие у большинства людей системных представлений, целостной картины мира; изоляция, отчуждение субъектов друг от друга, общества от власти; страх, тревога, имманентно присущие обществу; потеря идентичности, «кризис идентичности», маргинализация общества; индивидуализация людей и за счет этого обретение ими «иллюзии свободы и независимости». Данные причины позволяют выделить власть и средства массовой информации и коммуникации в качестве агентов, вызывающих социальную апатию.

Социальная апатия может представлять угрозу национальной безопасности страны. Тяжелым последствием социальной апатии является рост техногенных катастроф, неизбежных в силу массового падения трудовой и технологической дисциплины. В долговременной перспективе апатия населения ведет к разрушению социальной структуры общества, к потере обществом своей автономности.

Во втором параграфе «Социальное самочувствие и его основные типы» осуществляется анализ категории «социальное самочувствие», выделяются его основные типы, рассматривается структура социального самочувствия с целью выявления оснований социальной апатии в современном обществе.

«Социальное самочувствие» может быть определено как осознание на рациональном и чувственном уровне полноты реализации интересов, относящихся к различным областям жизнедеятельности субъектов -профессиональной, образовательной, семейной, досуговой, общения. В соответствии со структурой социального настроения, предложенной учеными Ж.Тощенко и С.Харченхо, можно выделить следующие элементы

социального самочувствия: актуальное знание, эмоции и чувства, общественное мнение, историческая память, самооценка социального статуса и положения, ценности, жизненные ориентации и установки, мировоззрение. Социальные философы и социологи, оценивая социальное самочувствие в российском обществе в постсоветский период, маркируют его теми же чертами, что и постмодернистское сознание вообще: ощущение небезопасности, нестабильности и незащищенности. Неопределенность нашего времени, неуверенность в завтрашнем дне становятся мощной индивидуализирующей силой и способствуют нарастанию отчуждения между социальными группами. Анализ социоло1 инеских исследований позволяет сделать вывод о наличии состояния апатии и равнодушия. В развитом индустриальном обществе социальная апатия выступает как один из типов социального самочувствия. Она отражает эмоциональное состояние социальных субъектов, связанное с неосуществленностью определенных надежд и замыслов, с нереализацией их интересов. Социальная апатия может сознательно выбираться индивидом как форма поведения, с целью самосохранения себя как социального существа. Апатии могут быть подвержены как отдельные индивиды, так и различные социальные группы, и все общество в целом. Анализ феномена социальной апатии дает основания полагать, что чувство страха, кризис идентичности, которым все чаще сопровождается жизнь и деятельность субъекта в обществе, все формы и проявления отчуждения выступают основаниями социальной апатии в современном обществе.

В третьем параграфе «Страх как имплицитное основание социальной апатии» диссертант обращает внимание на сходство в философском, психологическом и социологическом понимании страха. В психологии страх определяется как эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Состояние, при котором

источник опасности является неопределенным или неосознанным, обычно обозначается термином «тревога».

В философию тему страха ввел в XIX веке Серен Кьеркегор. Подобно психологам, многие философы различали два вида страха: психологический страх - он может быть вызван внешними обстоятельствами, представляющими угрозу для жизни; в этом случае предмет страха конкретен; и метафизический страх, предмет которого не может быть ясно определен, так как не имеет внешнего источника и вызывается внутренними причинами. Социологи тоже подчеркивают амбивалентную природу страха. Они называют социализированным страх, предмет которого известен, в отличие от несоциаличированного страха перед неизвестным. Страхи, направленные на ясно воспринимаемую определенную угрозу, имеющую высокую вероятность реализации, расцениваются как рациональные. Однако страхи могут оказываться независимыми от рационально-когнитивных процессов, то есть носить иррациональный характер.

Диссертант считает возможным выделить следующие функции страха: нивелирующую, стагнирующую, функцию манипулирования, прогностическую, программирующую, мобилизационную или демобилизующую. Страх является одним из преобладающих типов социального самочувствия в постмодернистском обществе, называемом также «обществом риска» и существующем под знаком «потенциальной опасности». Современное общество характеризуется преобладанием социальных страхов, таких как страх перед терроризмом, авиакатастрофами, технологическими катастрофами, стихийными бедствиями, национальными конфликтами, страх безработицы и нищеты. Наличие большого количества страхов, при отсутствии способов борьбы с ними, а также в условиях неразвитой системы социальной защиты населения, ведет к тому, что, пережив волну страха и «катастрофических» настроений, люди «устают бояться». Тогда на смену страху приходит чувство социальной апатии. Потеря адекватной реакции на страх, наблюдаемая учеными в современном

обществе, свидетельствует о доминировании демобилизующей функции страха.

Во второй главе «Социальная апатия и кризис идентичности в современном обществе» диссертант рассматривает феномены социальной апатии и кризиса идентичности в их диалектической взаимосвязи, доказывая, что современные идентификационные модели свидетельствуют о наличии в обществе социальной апатии.

В первом параграфе «Отчуждение как экзистенциальная основа социальной апатии» автор исследует социально-психологический аспект отчуждения. Он обращает внимание на то, что некоторые формы проявления социальной апатии одновременно являются индикаторами отчуждения, а некоторые из причин социальной апатии в постмодернистском обществе, - а именно, ощущение нестабильности, страх, тревога, изоляция, разрушение целостной картины мира, кризис идентичности, - совпадают с признаками социального отчуждения. Это позволяет считать отчуждение важной характеристикой мировосприятия современного человека и рассматривать отчуждение как экзистенциальную основу социальной апатии.

В качестве субъектов отчуждения могут выступать общество, различные социальные институты, социальные группы, отдельные индивиды. В соответствии с взаимоотношениями между этими субъектами диссертант выделяет следующие виды отчуждения: отчуждение созданных человеком социальных институтов от общества (политическое, интеллектуальное, информационное отчуждение); отчуждение между социальными группами; отчуждение между индивидами внутри одной социальной группы; самоотчуждение (психологическое, ценностно-нормативный кризис). Постмодернистское общество в целом характеризуется наличием следующих доминант: отсутствие доверия к власти и снижение политической активности, идентификация по уровню образования, «интеллектуальная» идентификация; игнорирование СМИ; уменьшение доли реального общения

и замена реального общения виртуальным; нежелание участвовать в общественной жизни; рост числа одиноких людей; равнодушие к чужому горю, чужим проблемам, синдром «эмоциональной усталости»; высокий уровень самоубийств. Все эти характеристики являются индикаторами отчуждения и, одновременно, выступают экзистенциалытыми основаниями социальной апатии.

Таким образом, в глубинной основе социальной апатии лежат различные виды отчуждения, многие из которых способствуют возникновению кризиса идентичности. В свою очередь, особенности идентификационных процессов в современном обществе способствуют развитию социальной апатии.

Во втором параграфе «Специфика идентификационных процессов в современном обществе» рассматриваются понятия «идентичность», «самоидентичность», «идентификация», определяется специфика современных идентификационных процессов, в результате анализа современных идентификационных моделей автор приходит к выводу о наличии в обществе чувства социальной апатии.

Термин «идентичность» бью введен в междисциплинарный оборот в 60-е годы благодаря Эрику Эриксону. Социальная идентичность рассматривается как встроенность человека в социально конструируемые категории, принадлежность некоторому коллективу. Разрыв идентичности со своей группой превращает людей в чужаков, вызывает страх, приводит к кризису идентичности. Кризис идентичности может рассматриваться и как норма, и как патология. «Нормативный кризис идентичности», представляя собой столкновение интериоризированных ценностей, стимулирует следующий этап социализации. Кризис самоидентичности может возникнуть в результате сверхобогащения «Я», вследствие избытка внимания. В постсоветском обществе кризис идентичности проявляется в ослаблении социальных связей и отчуждении на всех уровнях. По мнению диссертанта, о наличии в обществе кризиса идентичности свидетельствует также поиск

новых, «альтернативных» оснований социальной идентификации. В зависимости от оснований деления на социальные группы, можно выделить традиционные и нетрадиционные способы социальной самоидентификации. К традиционным - можно отнести идентификацию по классовому, сословному, кастовому, этническому принципам; к нетрадиционным -корпоративную идентификацию, идентификацию по уровню образования и по степени информированности, досуговую, игровую, территориальную идентификацию, идентификацию по степени мобильности, по стилю жизни, социально маркированное потребление. В настоящее время в России наиболее распространенными являются следующие виды «мы»-идентификаци: идентификация, основанная на противопоставлении себя власти; идентификация по моральным, личным качествам, ориентированная на личностный статус; идентификация по образу жизни, представленная мифологическими социальными объединениями и досугом. Для процесса идентификации в развитом индустриальном обществе характерны следующие тенденции: невалидность классового деления при структурировании общества; появление новых нетрадиционных способов идентификации; социальная поляризация, отчуждение между социальными группами; утрата исторической идентичности; неспособность «играть» социальные роли, кризис идентичности; рост паразитических слоев населения и маргинальных групп; возрастающее значение потенциала мобильности при определении ценности идентичности; возрастающая роль средств массовой коммуникации в формировании социальной идентичности.

Причинами кризиса социальной и личной идентичности в современном обществе являются следующие факторы: изменение и разрушение социальной структуры общества; смена социального статуса субъекта в сторону ухудшения его положения; отсутствие системы ценностей или несовпадение системы ценностей, диктуемой обществом, с ценностной системой индивида; затруднение идентификации «друг-враг», «свой-чужой».

Кризис идентичности может рассматриваться и как причина апатии, и как ее следствие, и как форма ее проявления. Взаимоотношения феноменов социальной апатии и кризиса идентичности характеризуются наличием генетических и функциональных связей.

В третьем параграфе «Социальная апатия в контексте общественно-политического дискурса» диссертант анализирует язык средств массовой информации с целью доказательства наличия социальной апатии в современном обществе.

Средства массовой информации и коммуникации поставляют личностно и социально значимую информацию, из которой складывается актуальное знание, способствующее формированию определенного типа социального самочувствия. С другой стороны, содержание общественно-политического дискурса отражает уже существующие в обществе проблемы. Рассматривая социальную апатию в контексте общественно-политического дискурса, диссертант исследует, с помощью каких языковых средств апатия отражается в СМИ, каким образом общественно-политический дискурс может способствовать возникновению апатии. Основные тенденции, наблюдаемые в настоящее время в русском языке, отражают специфику идентификационных процессов современного общества. Так, возвращение анахронизмов может свидетельствовать как о преобладании мифологической идентичности, так и о попытке обретения через язык исторической идентичности. Напротив, злоупотребление иностранными словами является показателем кризиса национальной идентичности. Распространение жаргонизмов является следствием появления новых социальных групп (криминальные и маргинальные группы). Преобладание бранной лексики свидетельствует об отчуждении между людьми, о преобладании в обществе идентификации «свои - чужие». По мнению автора, СМИ активно участвуют в конструировании не только проблемы, но и состояния социальной апатии. В России проблема социальной апатии конструируется, главным образом, в связи с низкой избирательной активностью россиян.

Общественно-политический дискурс, с одной стороны, является индикатором социальной апатии, а с другой стороны невольно сам может способствовать формированию социальной апатии. Качественные и количественные характеристики получаемой информации, а также возможность интерпретации полученной информации во многом определяют характер социального самочувствия. Так, при недостатке информации социальная апатия возникает как следствие неуверенности, а при избытке информации как следствие информационного перенасыщения, «эмоциональной усталости», «перегорания». К качеству информации применимы критерии «истинность-ложность», «противоречивость-непротиворечивость», «негативность-позитивность». Причиной апатии может быть большой объем негативной информации, разноречивость или противоречивость информации, недоверие к получаемой информации. Содержание современного общественно-политического дискурса характеризуется лексикой, констатирующей наличие феномена социальной апатии: это слова и выражения, связанные с безразличием, бессилием. С другой стороны, большое количество «агрессивной», «убойной», криминальной лексики может способствовать возникновению социальной апатии как синдрома «усталости сострадать и бояться». Это позволяет говорить о возможности конструирования социальной апатии как проблемы средствами массовой информации и коммуникации.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования и намечаются перспективы дальнейшей разработки ряда проблем, связанных с феноменом социальной апатии.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

1. Набок Ю.В. Социальное самочувствие молодых учителей // Всероссийское образование на рубеже веков. Всероссийская научно-практическая конференция 25-26 апреля 2002 года. - Самара: СФ МГЛУ, 2002. С. 143-145. 0,4 п.л. (статья)

2. Набок Ю.В. Состояние социального самочувствия в постсоветском обществе // День науки. Сборник научных статей преподавателей и студентов. - Самара: СФ МГЛУ, 2003. С.81-89. 0,6 п.л. (статья)

3. Набок Ю.В. Язык как проявление феномена отчуждения // Культура и язык. Материалы международной научно-практической конференции 11-12 марта 2003 года. - Самара: СФ МГЛУ, 2003. С. 103-111. 0,4 п.л. (статья)

4. Набок Ю.В. Социальные идентичности постсоветского общества // Patriótica. История - философия - социология. - Самара: СФ МГЛУ, 2005. С.123-128. 0,5 п.л. (статья)

Подл, к печ. 21.12.2005 Объем 1 п.л. Заказ №.477 Тир 100 экз.

Типография МПГУ

Л 006А

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Набок, Юлия Валериевна

Введение.3

Глава I. Апатия как тип социального самочувствия.14

1.1. Экспликация понятия «апатия» в классической и постклассической философии.14

1.2. Социальное самочувствие и его основные типы.37

1. 3. Страх как имплицитное основание социальной апатии.53

Глава II. Социальная апатия и кризис идентичности в современном обществе.69

2. 1. Отчуждение как экзистенциальная основа социальной апатии.69

2. 2. Специфика идентификационных процессов в современном обществе.92

2. 3. Социальная апатия в контексте общественно-политического дискурса.129

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Набок, Юлия Валериевна

В современной России 90-е годы XX века и начало XXI века характеризуются опасно высоким уровнем «катастрофического сознания», нарастанием массовых страхов как в отдельных стратах и группах, так и в обществе в целом. Эмоциональная атмосфера российского общества была и остается весьма тревожной. Это связано с экономической и политической нестабильностью, растущей криминализацией общества, обостряющимися социально-экономическими противоречиями. Состояние российского общества сейчас является отражением мировых тенденций постмодернистского1 общества в целом.

Еще в годы Второй мировой войны Питиримом Сорокиным был сделан следующий прогноз: «Общественное мнение и пресса сосредоточатся на проблемах бедствий, которые превратятся в главную тему интеллектуальной жизни общества. Общество станет «нацеленным на бедствия». Жизнь миллионов людей будет охарактеризована бесконечной неизвестностью, сопровождающейся неопределенностью и небезопасностью. В этих условиях среди значительной части населения распространится апокалиптическое мышление в различных формах.»2

На протяжении последних 20 лет идея нестабильности и неопределенности становится одной из наиболее распространенных. Из философских трактатов она перекочевала в лексикон политиков. Так, Дж.Буш старший- Президент США в 1989-1993 гг. - отметил после распада Советского Союза, что наиболее опасным врагом западного мира в новых условиях становится «неопределенность, непредсказуемость и нестабильность». Сегодня эти опасности не в меньшей мере волнуют социальных философов и социологов, чем проблемы глобализации занимают политологов и экономистов. Французские исследователи рассуждают о precarite (ненадежность, непрочность, нестабильность), немецкие - об Unsicherheit (небезопасность, ненадежность, неуверенность) и Risikogesellschaft (общество риска), итальянцы говорят об incertezza (неуверенность, неопределенность), англичане и американцы - об insecurity (ненадежность, опасное положение). Ученые признают, что комплексный дискомфорт, включающий в себя ощущения небезопасности, неуверенности и незащищенности, является неотъемлемой характеристикой современного общества. Как пишет З.Бауман, за последние десятилетия "ненадежность -нестабильность, уязвимость - стали широко распространенными и наиболее болезненно ощущаемыми чертами современной жизни., ненадежность сегодня - это не вопрос выбора, это - судьба".3

Ощущение небезопасности - это такой рубеж, когда бытие распадается на фрагменты, а жизнь - на эпизоды». В условиях неопределенности, неясной опасности резко меняется характер отношений между частным и общественным, между индивидом и социумом. Меняется и субъективное восприятие реальности, реальность обретает сюрреалистические черты. В условиях, когда люди в одиночку вынуждены противостоять складывающимся обстоятельствам, жизнь каждого из них превращается в "бесконечное преодоление системных противоречий"; человек, "закаляясь" в подобной борьбе, становится гораздо более активным, чем прежде, и это смещает "центр тяжести" современного социума от "общественного" к "частному". В свою очередь, трансформация отношений между человеком и обществом приводит к пересмотру ряда ценностей, в том числе и демократии, к нарастанию нестабильности и хаоса в мировом масштабе, где отдельные корпорации и государства стремятся достичь своих целей, невзирая на интересы остальных членов международного сообщества. Такое положение вещей возникает в условиях отсутствия четко определенных идеалов и целей, оно складывается из-за страха, вызываемого возрастающей неопределенностью, и от невозможности преодолеть его с помощью известных методов и приемов.

Еще в начале 90-х гг. российские экономисты предупреждали, что «социальный протест в России не примет открытую и активную форму, а выльется в разочарование и апатию. Наиболее тяжелым последствием этого станет не обострение социальной напряженности, а рост техногенных катастроф, неизбежных в силу массового падения трудовой и технологической дисциплины».4

Одной из форм апатии является сознательное уклонение человека не только от активного участия в общественной жизни, но и стремление выразить себя в попытках уйти из жизни вообще. В 1992 году 80 тысяч человек в России покончили жизнь самоубийством, в конце 1993 года эта цифра увеличилась почти в полтора раза.5

На фоне очевидных экономических проблем в последнее время все чаще проявляются тревожные симптомы политической апатии населения, причем даже тех его слоев, которые по своему бытию должны быть активными. Многие опросы общественного мнения показывают, что все более значительное число граждан мало интересуются политическими процессами в обществе.

Таким образом, актуальность социально-философского анализа феномена апатии в современном обществе обусловлена не только кризисными явлениями в экономической, политической сферах и социальной структуре, религиозных и политических идеях, но и значительно более широкой и специфической трактовкой понятия «апатия» в сравнении с традиционной.

В современном обществе апатия может выступать и как способ адаптации к действительности, и как форма социального протеста; апатия может являться своеобразной формой социализации; апатия выступает как социально маркированное поведение, участвующее в формировании социальной идентичности; как тип пассивного реагирования на страх; в некоторых случаях апатия может рассматриваться как индикатор самоотчуждения и отчуждения от социума.

В настоящее время наблюдается новый подход к оценке социального благополучия, где материальное благополучие рассматривается лишь как один из компонентов. Сегодня в мире растет число ученых, пытающихся «разработать механизмы измерения благополучия, способные оценить не только денежные потоки, но и доступность здравоохранения, время, проведенное в кругу семьи, сохранение природных богатств и другие л неэкономические величины».

Одной из форм такого подхода является попытка дать более широкое определение понятию «счастье». Сегодня материальное благополучие не гарантирует состояния гармонии с природой и окружающими людьми. Если «на ранних стадиях попыток семьи или государства выбраться из нищеты, рост доходов и удовлетворенности идут рука об руку», то «за определенными пороговыми величинами, например, когда годовой доход на душу населения переваливает за $10 000 или $20 000, уровень счастья начинает отставать от уровня материального благосостояния».

В марте 2005 года в Великобритании начали разрабатывать «индекс благополучия», учитывающий, помимо доходов, «душевные расстройства, взаимную вежливость граждан, доступность прогулок на природе, уровень преступности».8

Таким образом, сегодня в оценке физического и морального благополучия, социального самочувствия акценты сместились с критериев экономических в сторону экзистенциальных. Сам факт существования человека, его самоценность, уникальность вновь становятся критериями счастья. Все это дает основания рассматривать феномен социальной апатии в экзистенциальном ключе.

Предметом диссертационного исследования является феномен социальной апатии, рассмотренный в многообразии диалектической взаимосвязи своих проявлений в социальном пространстве.

На протяжении второй половины XX века распространилось представление, согласно которому по мере движения от "модернити" к "постмодернити" возрастает дисбаланс в функционировании социальных структур, увеличивается неопределенность протекания значимых общественных процессов: экономических, социальных, политических, духовно-идеологических. Как отмечал Эрих Фромм, сегодня «во имя «свободы» жизнь утрачивает какую бы то ни было целостность; она состоит теперь из массы мелких кусочков, отдельных один от другого и не имеющих никакого смысла в совокупности».9

Неверие в радикальные перемены, разочарование в прежних надеждах и иллюзиях, а также отсутствие сильного гражданского общества способствуют усилению политической и социальной пассивности людей. По мнению ученых, преобладающий сегодня в обществе низкий уровень политической культуры и гражданской активности проявляется как в поведении «элитных групп», так и в настроениях и действиях простых граждан.

В постиндустриальном обществе чувство апатии проявляется через безразличие; эскапизм (уклонение от общественной и отказ от физической жизни); отсутствие цели и смысла жизни; агедонию. Феномен социальной апатии можно рассматривать как безусловный этический компонент социального бытия.

Среди множества причин социальной апатии в постиндустриальном обществе следует отметить не только нестабильность, но и новизну, постоянные трансформации в обществе; разрушение целостной картины мира; перенасыщение информацией, материальными благами, возможностями; изоляция и отчуждение; страх и тревога; «кризис идентичности». Данные причины позволяют выделить власть и средства массовой информации и коммуникации в качестве агентов, вызывающих социальную апатию.

Итак, в постиндустриальном обществе апатия выступает как один из доминирующих типов социального самочувствия. В этом качестве она отражает эмоциональное состояние субъектов, связанное с неосуществленностью определенных надежд и замыслов, с нереализацией их интересов. Следует заметить, что социальная апатия может сознательно выбираться индивидом как форма поведения, с целью самосохранения себя как социального существа. Апатии могут быть подвержены как отдельные личности, так и различные социальные группы, и все общество в целом.

Все вышесказанное позволяет нам считать, что такие социальные чувства и явления как страх, кризис идентичности и отчуждение выступают основаниями социальной апатии в современном обществе.

Теоретическими источниками исследования явились классические и современные работы отечественных и зарубежных философов, социологов, политологов, которые, так или иначе, затрагивают проблемы, связанные с феноменом социальной апатии. Исследование базируется на эмпирическом материале и методологических принципах, представленных в работах З.Баумана, Н.Бердяева, П.Бурдье, А.В.Захарова, Г.Зиммеля, В.Н.Иванова, В.Л.Иноземцева, Г.Л.Кертмана, С.Г.Климовой, Н.И.Лапина, Ж.Липовецки, К.Лэша, С.Я.Матвеевой, С.Московичи, М.М.Назарова, А.Н.Олейника,

Х.Ортеги-и-Гассета, М.Н.Руткевича, Р.А.Стеббинса, Ж.Тощенко, В.Г.Федотовой, Э.Фромма, С.Харченко, В.Э.Шляпентоха, А.Э.Якубовского, И.Г.Ясавеева.

Степень разработанности проблемы. Проблему апатии начали разрабатывать еще в античной философии. Понятие апатии восходит к творчеству Платона, который рассматривал его как этическое и понимал под апатией невосприимчивость к аффектам, расценивая данное состояние как признак разумной, божественной жизни. В классической философии термин «апатия» не несет негативной окраски, а сама апатия, наоборот, рассматривается, скорее, как достоинство. Понятие апатии является ключевым понятием стоической школы, где она рассматривалась как добродетель, синоним мудрости, позитивная способность преодоления аффектов и способ адаптации к действительности (Зенон Китионский, Хрисипп, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Таким образом, уже в стоической философии понятие апатии рассматривалось в социальном контексте.

Положительный взгляд на апатию как на признак святости, божественной мудрости, умения владеть собой сохраняется и в раннехристианской этике (Филон Александрийский), и в немецкой классической философии (И.Кант).

В последнее время проблема социальной апатии стала активно обсуждаться социальными философами и социологами. В современной западной философии апатия рассматривается как политическая, экзистенциальная и психологическая проблема. Так, по мнению некоторых ученых, причиной апатии явился конец идеологии и наступившее состояние аномии, отсутствие социального смысла, разрушение социальных институтов, сокращение человеческих связей (Д.Белл, Ч.Р.Миллз, А.Камю). Также западные ученые описывают так называемую «счастливую апатию», возникающую от пресыщенности материальными благами и информацией (Э.Фромм, Ж.Липовецки, З.Бауман). Однако, как правило, говоря о социальной апатии, ученые имеют в виду политическую апатию, расцениваемую негативно (Т.Делюка, Н.Элиазоф, Ч.Р.Миллз).

Тем не менее, проблема социальной апатии не ограничивается политическим неучастием. Г.Маркузе видит причину апатии также в экономической несвободе. Х.Ортега-и-Гассет, Г.Блумер, Ж.Бодрийяр рассматривают апатию как неотъемлемую характеристику массового общества. Радикальная западная традиция рассматривает апатию как следствие сознательной манипуляции власти (Ч.Р.Миллз, Г.Маркузе, Х.Ортега-и-Гассет, Г.Блумер, П.Бурдье).

А. де Токвиль видел причину апатии, безразличия в растущей индивидуализации общества. Эта идея нашла свое развитие в современной социальной философии, рассматривающей состояние апатии как неотъемлемую характеристику постмодернистского общества, где одной из главных ценностей является свобода передвижения в социальных стратах, социальная мобильность (З.Бауман, Ж.Липовецки).

В отечественной философии проблема социальной апатии на сегодняшний день недостаточно разработана. Анализ различных аспектов феномена социальной апатии содержится в работах В.Г.Федотовой, Г.Л.Кертмана, Р.К.Кадыржанова, И.Г.Ясавеева, Т.Кутковец, И.Клямкина. Рассматривая апатию как историческую и социальную проблему, исследователи видят ее причину в отсутствии смысложизненных ценностей в обществе, в отсутствии у государства модернистского проекта, в растущей маргинализации общества. Ученые не только говорят о предрасположенности российского общества к апатии, но и делают вывод о наличии феномена социальной апатии в современном российском обществе.

Философский анализ любого феномена предполагает определенную методологию исследования. Научно построенный метод есть система принципов, моделей и процедур, используемых исследователем для всестороннего изучения поставленной проблемы.10 Методология исследования, являясь набором рабочих концепций и гипотез, призванных прояснить онтологические и функциональные основания изучаемого феномена, во многом определяет угол зрения на проблему и степень ее понимания субъектом.

Феномен социальной апатии не может быть адекватно исследован, исходя из какого-либо одного методологического принципа. Он является феноменом полифункциональным и многофакторным.

Невозможность сведения проблемы социальной апатии к какой-либо одной науке обусловливает использование системного подхода, расширяя, таким образом, исследовательские возможности. Всестороннее рассмотрение феномена социальной апатии требует привлечения социологических, политологических, социально-психологических данных.

В анализе социальной апатии существенно необходимыми оказываются как общенаучные методы, так и частные принципы исследования, используемые в социологическом и историческом познании: принцип целостности, позволяющий фиксировать объект исследования в единстве его проявлений; принцип социокультурной детерминации явлений, дающий возможность рассматривать феномен в широком культурном контексте, отслеживая диалектическую взаимосвязь и взаимовлияние изучаемых явлений; принцип причинной обусловленности событий общественной жизни и другие.

Рассмотрение проблемы социальной апатии связано с интерпретацией существующих социально-политических отношений, идейно-ценностных установок, норм поведения. Это делает метод интерпретации одним из ведущих в данном исследовании.

Представляется методологически правомерным рассмотрение феномена социальной апатии в следующих аспектах:

• апатия как добродетель (этический аспект);

• апатия как социально маркированное поведение;

• с точки зрения функционирования в общественно-политическом контексте.

Целью исследования является анализ феномена социальной апатии, его сущности и проявления в современном обществе. Достижение цели потребовало решения следующих задач:

• экспликации понятий «апатия» и «социальная апатия»;

• поиска оснований апатии как вида социального самочувствия;

• выявления генетической зависимости апатии как типа социального самочувствия от таких состояний как экзистенциальный страх, отчуждение, кризис идентичности;

• доказательства наличия социальной апатии в современном обществе путем анализа маркированной лексики социально-политического дискурса.

Научная новизна исследования состоит:

• в обосновании тезиса о том, что феномен социальной апатии является формой социального протеста и способом адаптации к дей ствител ьности;

• в утверждении, что апатия в современном обществе выступает как социально маркированное поведение, участвующее в формировании социальной идентичности;

• в рассмотрении экзистенциальных оснований чувства социальной апатии: страх, отчуждение;

• в анализе социальных оснований феномена апатии в обществе: кризис идентичности и самоидентичности;

• в анализе общественно-политического дискурса с целью констатации наличия чувства социальной апатии в современном обществе;

• в фиксации факта конструирования социальной апатии средствами массовой информации и коммуникации.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Феномен социальной апатии в современном обществе"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что апатия является преобладающим типом социального самочувствия в современном обществе. Апатия может выступать и как способ адаптации к действительности, и как форма социального протеста; апатия может являться своеобразной формой социализации; апатия выступает как модель социального поведения, участвующего в формировании социальной идентичности; как тип пассивного реагирования на страх; в некоторых случаях апатия может рассматриваться как индикатор самоотчуждения и отчуждения от социума.

В постиндустриальном обществе чувство апатии проявляется через безразличие; отсутствие смысложизненных ориентиров; агедонию. Феномен социальной апатии можно рассматривать как безусловный этический компонент социального бытия.

Среди множества причин социальной апатии в постиндустриальном обществе следует отметить не только нестабильность, но и новизну, постоянные трансформации в обществе; разрушение целостной картины мира; перенасыщение информацией, материальными благами, возможностями; изоляция и отчуждение; страх и тревога; «кризис идентичности». Данные причины позволяют выделить власть и средства массовой информации и коммуникации в качестве агентов, вызывающих социальную апатию.

Итак, в постиндустриальном обществе апатия выступает как один из доминирующих типов социального самочувствия. В этом случае она отражает эмоциональное состояние субъектов, связанное с неосуществленностью определенных надежд и замыслов, с нереализацией их интересов. Следует заметить, что социальная апатия может сознательно выбираться индивидом как форма поведения, с целью самосохранения себя как социального существа. Апатии могут быть подвержены как отдельные личности, так и различные социальные группы,' и все общество в целом.

Все вышесказанное позволяет нам считать, что такие социальные чувства и явления как страх, кризис идентичности и отчуждение выступают основаниями социальной апатии в современном обществе.

Современное общество, называемое постиндустриальным или постмодернистским, характеризуется рассредоточением социальных элементов, растущей социальной изоляцией и разрывом социальных связей, состоянием аномии. Разрыв социальных связей, быстрота передачи информации, беспрерывная миграция населения, ускоренный и раздражающий ритм городской жизни, являющиеся неотъемлемыми характеристиками современного общества, создают и разрушают человеческие сообщества. Будучи разрозненными, они воссоздаются в форме непостоянных и разрастающихся толп. Это явление приобретает невиданный прежде размах. Следствием погружения в толпу является тенденция к обезличиванию умов, параличу инициативы, порабощению коллективной душой индивидуальной души. Поэтому в цивилизациях, где толпы играют ведущую роль, человек утрачивает смысл существования, так же, как и чувство «Я». Он ощущает себя чуждым в скоплении других людей, с которыми он вступает лишь в механические и безличные отношения. Отсюда и неуверенность, и тревога у каждого человека, чувствующего себя во власти неведомых и враждебных сил. Отсюда же его поиск идеала или веры, его потребность в каком-то образце, позволяющем восстановить ту целостность, которой он жаждет. Эта, по выражению Фрейда, «психологическая нищета масс» в настоящее время достигает всемирных масштабов. В настоящее время ни одна модель социальной структуры общества, ни одна модель религии и идеологии не может обеспечить приемлемого смысла простого факта существования. В современном обществе социальные и индивидуальные действия обусловлены поиском своей идентичности, стремлением к самостоятельности и обособленности, расцениваемыми учеными как один из аспектов процесса персонализации.

Мы считаем, что есть все основания говорить о том, что современное общество переживает экзистенциальный кризис.

Теоретическое изучение феномена апатии поможет нам бороться с практическими проявлениями социальной апатии населения.

Исследование проблемы социальной апатии важно не только для социальной философии, но и для социологии, социальной психологии, политологии. Анализ причин социальной апатии, понимание механизмов ее конструирования важно для формирования активной гражданской (жизненной) позиции индивида, для борьбы с такими общественными бедствиями как политический инфантилизм, технологические катастрофы, кризис идентичности, отчуждение.

 

Список научной литературыНабок, Юлия Валериевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аврелий Марк Наедине с собой // Сенека, Марк Аврелий. Наедине с собой. - Симферополь: Издательство «Реноме», 2003. 384 с.

2. Автономова Н.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы / журнал «Вопросы философии» 1999 № 11

3. Автономова Н.С. Фрейд в Европе и в России: парадоксы «второго пришествия» / Вопросы философии № 10 2000 с. 17-18

4. Аппиньянези Ричард Знакомьтесь: Постмодернизм. СПб.: Академический проект, 2004. 176с.

5. Аристотель. Политика, 1268а40

6. Аристотель. Риторика, 1361а22

7. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 2003. - 400с.

8. Афанасьева Елена «Я знаю три слова» / «Новая газета» №7Р (749) 18-24 февр.2002

9. Басина Е. Некоторые аспекты проблемы индивидуализма и коллективизма в российском общественном сознании: дифференциация и единство. Человек в переходном обществе. Социологические и социально-психологические исследования. М.:1998. - С.91.

10. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Издательство «Логос», 2002.-264 с.

11. Бердяев Н. Самопознание. М.: Издательство «ДЭМ», 1990. - 82с.

12. Бердяев Н. Судьба России. М. Издательство МГУ. 230с.

13. Булавка Л.А., Бузгалин А.В. Бахтин: диалектика диалога versus метафизика постмодернизма. / журнал «Вопросы философии» №1 2000 с.119-131

14. Бутенко И.А. Постмодернизм как реальность, данная нам в ощущениях // Социологические исследования. 2000. - №4. - С.3-11

15. Вызов Jl.Г. Первые контуры постпереходной эпохи // Социологические исследования. 2001. - №4. - С.3-15

16. Вивекананда С. Карма йога // Вивекананда С. Философия йога. -Магнитогорск: Амрита, 1992. 512 с.

17. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка / Бахтин М.М. Статьи. М. Лабиринт 2000. 486 с.

18. Воронин Г.Л. Социальное самочувствие россиян. // Социологические исследования. 2001. - № 6. - С.59-66.

19. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М. «Искусство» 1991. 74с.

20. Гадамер Г.Г. Истина и метод. М. Прогресс 1988. 478с.

21. Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика // Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет в 2-х томах. -М.: Мысль, 1971. Т.2. С.41-43.

22. Голов А.А. Постоянные страхи россиян // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. М.: ВЦИОМ, 1995.-№2.-С.31.

23. Гражданское общество, правовое государство и право./ журнал «Вопросы философии» 2002 № 1. С.3-15

24. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб.: «Издательство «Ольга» 1996. 286с.

25. Добрынина Екатерина «Равнодушие хуже СПИДа» // Российская газета 7 сентября 2004,- С.З.

26. Дудченко B.C. Инновационный метод: новая парадигма науки и практики // Социологические исследования. 1996. - №7. - С.39-40.

27. Захаров А.В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопросы философии. 2003. - № 9. - С.4-15.

28. Зиммель Г. Социальная дифференциация / Западноевропейская социология Х1Х-начала XX веков. М. «Международный Университет Бизнеса и Управления 1996. -428с.

29. Иванов В.Н., Назаров М.М. Массовая коммуникация в условиях глобализации // Социологические исследования. 2003. - №10. - С.26-28

30. Иванова В.А., Шубкин В.Н. Массовая тревожность россиян как препятствие интеграции общества // Социологические исследования. 2005. - №2. - С.22-28.

31. Ильичев Г., Братерский А. Механизм управления Кавказом выходит из строя // Известия 14 октября 2005. С.З.

32. Иноземцев B.J1. З.Бауман. Индивидуализированное общество // Вопросы философии. -2001. №8. - С. 171-177.

33. Иноземцев B.JI. Парадоксы постиндустриальной экономики (инвестиции, производительность и хозяйственный рост в 90-е годы)// Мировая экономика и международные отношения. 2000. - №3. - С.З и сл.

34. Иноземцев B.J1. Социология Даниела Белла и контуры современной постиндустриальной цивилизации / журнал «Вопросы философии»2002 №5. С. 9-11

35. Кадыржанов Р.К. Маргинализация населения как угроза национальной безопасности Казахстана. Интернет-источник: http://kisi.kz/Parts/Confs/cnf5/ kadirjanov/ html.

36. Кант И. Антропология // Кант И. Собрание сочинения в 8 томах. -М.: Издательство «Чоро», 1994. Т.7. 300с.

37. Кант И. Метафизика нравов. // Кант И. Собрание сочинения в 8 томах. М.: Издательство «Чоро», 1994. - Т.6. 472с.

38. Кемеров В.Е. О философской моде в России // Вопросы философии. -2000.-№ 11.-С.8-10.

39. Кертман Г.Л. Катастрофизм в контексте российской политической культуры // Политические исследования. 2000. - № 4. - С.6-7.

40. Киселев Г.Н. Постмодерн и христианство» / журнал «Вопросы философии» 2001, № 12 С.4-6

41. Климова С.Г. Критерии определения групп «мы» и «они». // Социологические исследования. 2002. - № 6. - С.84

42. Климова С.Г. Стереотипы повседневности в определении «своих» и «чужих» // Социологические исследования. 2000. - №12. - С.13-22

43. Конецкая В.П. Социология коммуникации М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997. - 304с.

44. Корольков Н.А., Цветкова Е.Г. Социальная апатия народа главное препятствие на пути к гражданскому обществу - Интернет-источник: http://www.spbipp.ru/cgi-bin/print.cgi?group=analysis&ident::::tx-0021.

45. Костиков В. Десять «сталинских» ударов: пора? // Аргументы и Факты № 33, 2005. С.4.

46. Кьеркегор С. Понятие страха // Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Издательство «Республика», 1998. - 260с.

47. Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России. // Социологические исследования. 2003. - № 6. -С.78-87.

48. Ленин В.И. Великий почин / Ленин В.И. Сочинения. 4 изд. Т.291. С.388

49. Липовецки Ж. Эра пустоты СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2001.-332с.

50. Марк Аврелий. Наедине с собой // Сенека, Марк Аврелий. Наедине с собой. Симферополь: Издательство «Реноме», 2003. - 384с.

51. Маркович М. Маркс об отчуждении // Вопросы философии. 1989. - №9. - С.36-51.

52. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З.

53. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.2. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955.

54. Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. - Т.42.

55. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: Издательство «АСТ», 2003. -332с.

56. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства (круглый стол) / журнал «Социологические исследования» №7 2000 с.73-82

57. Матвеева А. «Без всякого удовольствия» // ЕПе май 2005. - С. 134138.

58. Матвеева С.Я., Шляпентох В.Э. Страхи в России в прошлом и настоящем. Новосибирск: Издательство «Сибирский хронограф», 2000. -180с.

59. Милехина Т.А. Как СМИ изображают предпринимателя / Власть и речь в средствах массовой информации. Саратов «Издательство Саратовского университета 2005. 160с.

60. Мир философии: в 2-частях. М.: «Политиздат, 1991. 4.2. - 624с.

61. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М. «Центр психологии и психотерапии» 1996. 320с.

62. Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности / журнал «Социологические исследования» №12 2003 С.87-94

63. Мухамедьярова Л., Сайдукова М. Политическая апатия растет // Завтра. Июль 1994 г. - № 27.

64. Новая философская энциклопедия. М.:Мысль, 2001. - Т.2.

65. Новая философская энциклопедия. -М.: Мысль, 2001. Т.З

66. Олейник А.Н.Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М. «Инфра-М» 2001. 284с.

67. Ортега-и-Гассет X. Человек и люди // Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Издательство «Весь мир», 2000. - 704с.

68. Панкин А. Бесконечная война / газета «Известия» 14 октября 2005

69. Пелевин В. Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда. М. «ЭКСМО» 2004 С.287

70. Петрова J1.E. Социальное самочувствие молодежи» // Социологические исследования. 2000. - № 12. - С.50-55.

71. Петровская И. Шарлатаны второго пришествия / газета «Известия» 14 октября 2005 с.5

72. Печерских Н.А. Отчуждение как феномен коллективности // Вопросы философии. 2003. - №5. - С.30-43.

73. Платон. Филеб / Платон. Филеб. Государство. Тимей. Критий. М.: Мысль, 1999. -226с.

74. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: 1979. - 170с. 75. Прусак А.И. Теория действия С.Вивекананды // Социологические исследования. - 2000. - №1. - С.93-98.

75. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.

76. Пугачев Б.М. Апатия народа и чужая власть Интернет-источник: http://www.ispr.rii/Confer/conferl8-5/litml.

77. Ревкин Э. Не в удвоении ВВП счастье // Известия 18.10.05. С.8

78. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М.: «Лабиринт», 1994. 202с.

79. Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. СПб «Издательство «Алетейа» 2001. 334с.

80. Рывкина Р.В. Теневизация российского общества: причины и последствия // Социологические исследования. 2000. - №12. - С.3-13

81. Садков Е.В. Маргинальность и преступность // Социологические исследования. 2000. - №4. - С.43-46

82. Свешникова Н.В. , Ягубова М.А. Власть сниженного слова в языке СМИ / Власть и речь в средствах массовой информации. Саратов «Издательство Саратовского университета 2005. 160с.

83. Сенека Луций Аней. О блаженной жизни // Сенека Л.А. Философские трактаты. СПб.: Издательство «Алетейя», 2000. - 174с.

84. Сенека Луций Аней. О гневе // Сенека Л.А. Философские трактаты. СПб.: Издательство «Алетейя», 2000. - 174с.

85. Сенека Луций Аней. О стойкости мудреца // Сенека Л.А. Философские трактаты. СПб.: Издательство «Алетейя», 2000. - 174с.

86. Сепир Эдвард. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М. Издательская группа «Прогресс» 2001. 364с.

87. Современная западная философия. Словарь. М.: Издательство «ТОН-Остожье», 1998. - С.305-306.

88. Современное российское общество: переходный период. М.: Издательство Института РАН, 1998. С.44

89. Соколов М. На войне цивилизаций как на войне / газета «Известия» 8 ноября 2005 с.5

90. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) / журнал «Социологические исследования» №7 2000 С.64-71.

91. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М.: АО КАМИ ГРУП, 1995.340с.

92. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М. «Слово» 2000. 132с.

93. Тощенко Ж., Харченко С. Социальное настроение. М.: «Academia», 1996. - 108с.

94. Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество // Вопросы философии. 2000. - № 1 - С.5-8.

95. Уздинская Е.В. О типах речевой культуры в современных центральных газетах / Власть и речь в средствах массовой информации. Саратов «Издательство Саратовского университета 2005. 160с.

96. Федотова В.Г. Апатия на Западе и в России // Вопросы философии. -2005.-№3.-C.3-19.

97. Федотова В.Г. Русская апатия как противостояние хаосу / журнал «Политический класс» №1 2005 с.39-45

98. Федотова В.Г. Социальное конструирование приемлемого для жизни общества (К вопросу о методологии) // Вопросы философии. 2003. -№11. - С.6-17.

99. Философия. Энциклопедический словарь. М. «Издательство «Гардарики», 2002.

100. Философская энциклопеция. М.: Советская энциклопедия, 1956. - Т.3-5.

101. Философская энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1970.-Т.5

102. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов. М.: 1989. 198с.

103. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. - 220с.

104. Фромм Э. Концепция человека у К.Маркса // Фромм Э. Душа человека. М.: Издательство «АСТ-ЛТД», 1998. - 632с.

105. Хайдеггер М. Путь к языку // Время и бытие. М., 1993.

106. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. -№10. -С.112-123

107. Чередниченко Т. Россия 90-х в слоганах, рейтингах, имиджах/ Актуальный лексикон истории культуры. М.: Новое литературное обозрение, 1999. -416 с.

108. Чубарьян А. Прощание с апатией // Российская газета. 25 октября 2004 г.

109. Энгельс Ф. Положение Англии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1.

110. Явлинский Григорий «Телевидение: «да-да-нет-да» /«Новая газета» №7Р (749) 18-24 февр.2002

111. Якимович А.К. «Свой-чужой» в системах культуры // Вопросы философии. 2003. - №4. - С.48-60.

112. Якубовский А.Э. Социальный тип гипотеза и инструмент исследования социальной структуры / журнал «Социологические исследования» №4 2001 С. 131-133

113. Ясавеев И.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. Казань «Издательство Казанского университета» 2004.-166с.

114. Akoun Andre, Sociologie des communications de masse. Paris, Hachette, 1997. 152p.

115. Aguilera Donna C. Intervention en situation de crise Интернет-источник: http://pierre.coninx.free.fr/lectures^mout.htm.

116. Arcand Bernard, Clironique de l'apathie ordinaire Интернет-источник: http://w\vw.scmtin2000.net/chroniquel .html.

117. Arendt Hannah, le Systeme totalitaire, Paris, Seuil, 1972.

118. Bourdieu P. Contre-feux 2; Pour un mouvement social europeen, Paris: Raisons d'Agir, 2001.

119. Cholet Yann. Interview avec Christophe Aleveque Интернет-источник: http:// www/ yannchollet. com.

120. Cornelius Castoriadis, La Montee de l'insignifiance, Paris: Seuil, 1996.

121. Nougayrede Natalie, L'humoriste Viktor Chederovitch deplore l'apathie de la societe russe / Le Monde 4 octobre 2003

122. Rassial Jean-Jacques "Le Passage Adolescent" (Edition Eres) / http://www.magique-emilie.com

123. Roustel Damien. La Russie est saisie par l'apathie electorate / L'Humanite 4 decembre 2003.

124. Sartre J.P. L'etre et le neant. Paris, Gallimard, 1943.

125. Tocqueville, Alexis de. De la democratic en Amerique. Paris, Garnier-Flammarion, 1981, t.II, 4e partie. Chap.VI, p.385-386 / Vergely Bertrand. La philosophie, Paris. Larousse, 1993, 750p.