автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Феноменология непосредственного и опосредованного знания

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Лобастова, Вера Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Феноменология непосредственного и опосредованного знания'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Феноменология непосредственного и опосредованного знания"

Санкт-Петербургский государственный университет

На правах рукописи

pre од

! rj Г У 7

Лобастова Вера Александровна Феноменология непосредственного и опосредованного знания Специальность 09.00.01 - онтология и теория познания

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Санкт-Петербур г 2000

Работа выполнена на кафедре онтологии и теории познания философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель: доктор философских наук,

профессор Слинин Я. А.

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор Тульчинский Г. Л. кандидат философских наук, Черноскутов Ю.Ю.

Выдущая организация: кафедра философии СПбО РАН

Защита диссертации состоится »^injxiJyJi, 2000 г. в fG0" часов на заседании диссертационного совета К 063. 57.19 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук в Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, В.О., Менделеевская линия 5, философский факультет, ауд. {5в.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке им. A.M. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.

Автореферат разослан «¿У » USxl^j^- 2000

г.

Ученый секретарь диссертационного совета

сТ2

кандидат философских наук, доцент ^ Соколова Л.Ю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Проблема непосредственного и опосредованного знания в философской традиции не является новой и скорее может быть отнесена к разряду «вечных». Стремление к истинному познанию сущего побуждает к поиску условий его возможности, в качестве которых выступают начала и принципы, устанавливающие границы, в которых может быть достигнуто знание, не допускающее сомнения.

Знанием начал является непосредственное знание, основополагающую роль которого подчеркивал Аристотель, утверждая, что научное доказательство должно исходить из истиных неопосредованных посылок, непосредственно усмотренных нусом. Естественным светом разума называет интуицию Р.Декарт, с помощью которой открываются простые и очевидные аксиомы, из которых дедуктивным путем выводятся все научные положения. Идеалом науки для Р.Декарта является математическое естествознание, по образцу которого он предпринимает попытку преобразования философии с целью придать ей характер абсолютной и строгой научности. Аксиоматическим фундаментом философии становится несомненная достоверность субъекта с врожденными ему идеями. Понимая философию как универсальное единство наук, И.Кант стремится подвести под философию подлинное теоретическое основание. Его критическая реформа направлена на превращение философии из «естественной склонности человека» в идеальную аподиктическую науку.

Идея построения универсальной науки требует постоянного поиска ее предельных оснований, которые становятся решающими для понимания сущностной природы истины, относительной или абсолютной. В ранг универсальной науки Ф.Брентано возводит дескриптивную психологию, возникающую в конце XIX века на волне возрастающего интереса к антропологическим наукам и претендующую на открытие естественных законов мышления при исследовании психических актов сознания. Идеями Ф.Брентано были увлечены его ученики: А.Мейнонг - создатель теории предметности и основатель лаборатории экспериментальной психологии в Австрии, К.Штумпф - один из основателей гештальт-психологии, К.Твардовский - основатель Львовско-Варшавсвой философской школы, А.Марти - исследователь в области философии языка, а также Э.Гуссерль - основатель феноменологического направления в философии.

Однако Э.Гуссерль не принимает психологизм, характерный для философии Ф.Брентано, и создает феноменологию с целью найти аподиктическое основание познания, в качестве которого он предлагает сначала учение об идеальных сущностях, а затем после критического пересмотра результатов своего исследования выдвигает интерсубъективный опыт трансцендентального субъекта. Феноменология как «наука о началах» может осуществлять

критику эмпирических и априорных наук благодаря тому, что она способна на самокритику, которая нацелена на определение объема и границ аподик-тичности. В ситуации плюралистического развития современной филоси-фии особенно актуальным становится рассмотрение феноменологического подхода к обоснованию философского знания.

-Степень-разработанности-проблемы.-Исследования^цескриптив-

ной психологии Ф.Брентано и феноменологии Э.Гуссерля за рубежом насчитывают значительную библиографию. Монографии, посвященные философии Ф.Брентано, написаны Ф.Гаубером - об истине и очевидности, Г.Кёбелем - о феноменологии теории познания, М.Бруеком - об отношении Э.Гуссерля к психологии Ф.Брентано и другими.

Первыми интерпретаторами феноменологической философии Э.Гуссерля были участники феноменологического движения: Н.Гартман и Р.Ингарден занимались исследованием в области эстетики, А.Щюц пытался обосновать социологическую науку на основе феноменологического метода, Ж-П.Сартр исследовал природу воображения. В феноменологическом варианте теории познания интерес М.Шелера был обращен к учению об эйдосах, в котором он подчеркивал возможность адекватного познания непосредственной самоданности идеальной сущности предмета с помощью интеллектуальной интуиции. Что касается М.Хайдеггера, то он выделяет три открытия феноменологии, а именно, во-первых, априорную природу интенциональности, которая независима от того, существует ли воспринимаемое в реальности или нет, во-вторых, категориальное созерцание, которое выявляет конституирующую функцию интенциональности, раскрывает сущность идеирующей абстракции, позволяет исследовать категории, существующие в вещах и не являющиеся продуктом субъекта, и, наконец, позволяет исследовать смысл бытия a priori, а в-третьих, априорность как таковую, которая непосредственно схватывается сама по себе, коренится в предметных областях, следовательно, не принадлежит изначально сфере субъективности, но и неподвластна реальности, а значит, не имманентна и не трансцендентна.

Среди современных исследователей следует выделить К.Хельда, рассматривающего феноменологический метод и феноменологию жизненного мира, В.Кюнна, анализирующего понятие интенциональности, Л.Лангребе, исследующего проблему первоначального опыта, выделяя в нем вопрос о фактичности и индивидуации, Э.Штрёкер, обращавшуюся к исследованию трансцендентального этапа феноменологии Э.Гуссерля и ее роли в обосновании наук, а также П.Янссена, В.Марха, СШтрассера, Б.Вальденфельса.

Дефицит интереса к феноменологии Ф.Брентано в нашей стране явился одним из мотивов диссертации, в которой раскрывается гносеологическая проблематика учения Ф.Брентано о сознании и выявляются положения, нашедшие свое дальнейшее развитие в феноменологии Э.Гуссерля.

В отечественной литературе к феноменологической философии Э.Гуссерля обращались Г.Г.Шпет, развивавший идеи герменевтической феноменологии, Н.О.Лосский - при исследовании трансцендентально-феноменологического идеализма Э.Гуссерля, А.Ф.Зотов - при исследовании раннего этапа феноменологии, П.П.Гайденко - в связи с проблемой интен-циональности, М.А.Кнссель - в связи с критикой феноменологического метода, Е.Борисов - в связи с проблемой интерсубъективности. Монографические исследования опубликованы З.М.Какабадзе, М.В.Мотрошиловой, К.А.Свасьяном, В.У.Бабушкиным, В.И.Молчановым.

Цель данного исследования заключается в определении взаимозависимости непосредственного и опосредованного способов выявления аподиктических оснований абсолютного знания. Указанной цели соответствуют следующие задачи: во-первых, раскрыть эмпирический характер дескриптивной психологии Ф.Брентано, во-вторых, обозначить пределы психологизма, в-третьих, показать ведущую роль интуиции, образующей источник непосредственного знания и, в-четвертых, обосновать возможность абсолютного знания в рамках трансцендентальной феноменологии.

Методология исследования. При рассмотрении проблемы диссертации используется феноменологический метод, в основе которого лежит дескрипция, понимаемая как аналитическая процедура, позволяющая выявить основные элементы структуры сознания, образующие остов концепций ранней и поздней феноменологии Э.Гуссерля, раскрыть взаимозависимости между ними, а также проследить динамику их развития. Сравнительный анализ дескриптивной психологии Ф.Брентано и феноменологии Э.Гуссерля основывается на принципе интенциональности сознания.

При выборе методических оснований исследования принимался во внимание опыт методологических разработок в гуманитарных науках и в собственно философских исследованиях, учитывались достижения в исследовании новоевропейской классической и неклассической мысли, представленные в трудах Я.А.Слинина, Б.В.Маркова, Б.И.Липского, С.С.Гусева, Г.Л.Тульчинского, А.Н.Исакова, В.Ю.Сухачева и других.

Источниками исследования послужили издания произведений Ф.Брентано и Э.Гуссерля на немецком и русском языках, исследования феноменологической философии Э.Гуссерля, предпринятые отечественными и зарубежными учеными.

Новизна исследования состоит в следующем:

1. В диссертации дается развернутая характеристика дескриптивной психологии Ф.Брентано как одного из источников феноменологической философии Э.Гуссерля.

2. Исследуется основополагающее понятие интенциональности и ее свойств.

3. Характеризуются основные этапы становления феноменологии Э.Гуссерля.

4. Дается сравнительный анализ основных понятий концепций ранней и поздней феноменологии.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в качестве теоретической основы для исследования в области фундаментальных и частных проблем онтологии, гносеологии, философской антропологии, теории и истории науки.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении общих и специальных курсов по философии, гносеологии, истории философии, феноменологии.

Апробация работы. Основные положения диссертации и полученные в ней результаты были обсуждены на кафедре онтологии и теории познания философского факультета СПбГУ. Ряд ключевых положений работы излагался на научных конференциях. Основные положения диссертации отражены в трех публикациях.

Структура и объем диссертации определяются требованиями, предъявляемыми к диссертационным работам, а также характером и способами решения поставленных в ней задач. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, научной библиографии по теме исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается новизна и актуальность избранной темы, рассматривается состояние ее разработанности, определяются цели и задачи исследования.

В главе первой «Учение Ф.Брентано о сознании» дается характеристика дескриптивной психологии Ф.Брентано как одного из источников феноменологии Э. Гуссерля, исследуется понятие интенциональности, понимаемое как отношение между объектом, данным в сознании, и субъектом, переживающим объект различными способами. Интенциональность очерчивает психический опыт как совокупность переживаний эмпирического субъекта, в поле зрения которого попадают случайные фактические данности, знание которых имеет относительный характер.

В параграфе первом дается сравнительная характеристика физических и психических феноменов, составляющих мир явлений познающего субъекта. Основное различие между ними состоит в том, что психические феномены существуют в сознании интенционально и действительно, так как созерцаются во внутреннем восприятии с присущей ему непосредственной очевидностью, тогда как существование физических феноменов в сознании интенционально, но феноменально, так как физические феномены определяются как предметы, являющиеся во внешнем восприятии, которое не имеет очевидного характера. В отличие от физического феномена, психический феномен содержит в себе объект, причем различным способом.

В параграфе втором дается описание психического феномена как психического акта, в основе которого находится интенциональное отношение к предмету. Структура психического акта, в которой акт направлен на свой предмет и одновременно на самого себя, состоит из двух связанных друг с другом актов разных по виду восприятий, а именно: внешнего и внутреннего. Внешнее восприятие как простейший психический акт, например, я слышу тон, представляет собой отношение между первичным объектом как физическим феноменом и чувственным содержанием (комплексом ощущений) акта как вторичным объектом, который в процессе своего переживания указывает на первичный объект и конституирует его в качестве интенцио-нального. В акте внутреннего восприятия, например, я осознаю, что я слышу тон, представление физического феномена в отличие от акта внешнего восприятия занимает уже место первичного объекта, а в качестве вторичного объекта выступает представление представления физического феномена или сам субъект, осознающий себя как представляющий некий объект. Первичный и вторичный объекты акта образуют единство идентификации, возможность которой, осознаваемой в совпадении предмета и содержания психического акта, позволяет говорить о том, что в акте внутреннего восприятия осуществляется непосредственное и очевидное познание предмета как действительно существующего в сознании.

В параграфе третьем выделяются конститутивные моменты сознания, к которым относятся многообразные способы переживаний, а также имманентное время сознания. Сознание конституируется как совокупность психических состояний субъекта, причем все психические феномены являются осознанными в акте внутреннего восприятия, следовательно, не бывает беспредметного сознания и нет никаких бессознательных представлений в сфере психического опыта.

Единство сознания обнаруживается при одновременном переживании одного и того же предмета различными способами, причем сознание ин-тенционального предмета начинается с его представления, которое служит основанием для всех других способов переживаний как, например, суждение, сомнение, желание, оценка и так далее. Связь психических состояний подчеркивает статичный характер единства сознания, тогда как его динамика выявляется благодаря имманентному времени, в котором психические

состоянвд^обрет^

Последовательно. Благодаря идентификации интенционального объекта, пережитого в различных модусах имманентного времени, единство сознания конституируется как непрерывный поток. Однако эта идентификация переживается в прошлом, поэтому не может быть адекватной, так как непосредственное и очевидное познание свойственно только внутреннему восприятию, конституирующему свой предмет в настоящем, а знание того же самого предмета, воспроизведенного в прошлом или ожидаемого в будущем, может быть только опосредованным.

В параграфе четвертом прослеживается соотношение основных способов переживаний: представление, суждение, эмоции. В классификации психических феноменов порядок классов устанавливается с учетом относительной независимости, простоты и общности. Класс представления предшествует всем остальным, так как является предварительным условием каждого из них. Класс суждения по порядку только вторичен, так как не в каждом акте присутствует познавательное отношение к предмету. Весьма обширен третий класс эмоций, в котором Ф.Брентано объединяет «феномен любви и ненависти» и « феномен интереса», полагая, что желанию предшествует эмоция. Эмоция, являясь аффектом субъекта, осознается в акте внутреннего восприятия, следовательно, может быть познана с непосредственной очевидностью. Классификация, по мнению Ф.Брентано, позволяет очертить богатую сферу возможного психического опыта познающего субъекта и описать допустимые соотношения различных способов переживаний интенционального предмета.

В параграфе пятом дается описание представления и его модусов как простейшего способа интенционального отношения к предмету, в котором предмет переживается как являющийся, и позволяющего выявить характерные особенности, присущие интенциональности сознания как таковой. Сущность интенционального отношения состоит в связи объекта с осознающим его субъектом. Являясь внешним по отношению к интенцио-нальному отношению, объект вовлекается в связь с субъектом благодаря интенции. При осознании переживания субъект конституирует деятельность своего сознания, представляя себя как действительно существующего. Объект присутствует в сознании, только будучи воспринимаемым, поэтому его феноменальному существованию предшествует действительное существование самого сознания. Реальное существование вещи за пределами сознания не может переживаться никакими способами, так как оно не доступно сознанию.

В акте внутреннего восприятия объект представляется опосредованно, in modo obliquo, но очевидно благодаря связи с субъектом, представляющим себя очевидно и непосредственно, in modo recto. Вместе с modus rectus дается modus obliquus, указывая на наличие интенционального отношения.

К модусам представления относятся также темпоральные модусы, среди которых настоящее характеризуется как абсолютный модус, а прошлое

и будущее являются относительными. Из непрерывного временного потока темпоральные моменты выделяются только через соотношение с субъектом, конституированным всегда только в настоящем. Непрерывный поток темпоральных модусов переживается уже во внешнем восприятии, но только во внутреннем восприятии темпоральные модусы осознаются как различные способы отношения к одному и тому же объекту, причем осознаются опосредованно через непосредственное переживание настоящего.

В параграфе шестом выявляются основные черты непосредственного и опосредованного знания. Познание как таковое осуществляется в суждении, которое выступает вслед за представлением, поэтому модусы, присущие представлению, модифицируют также и суждение.

Непосредственное и очевидное знание возможно только в самопознании субъекта, которое осуществляется в акте внутреннего восприятия при идентификации познающего и познаваемого, причем субъект дан в темпоральном модусе настоящего так, как он есть и никак иначе. Границы непосредственного знания определяются условиями его возможности, а именно: во-первых, объект должен познаваться "как непосредственно необходимое действительное», а во-вторых, объект должен быть с необходимостью связан с познающим его субъектом. Субъект познает себя переживающим одновременно в настоящем несколько психических состояний, составляющих единство его сознания, при этом, чем большим количеством интенций он обладает, тем более ясным и отчетливым будет его самопознание.

Опосредованное знание имеет вероятный характер, допуская только предположение относительно познаваемого предмета, подтверждение которого может быть представлено в непосредственном знании благодаря идентификации предполагаемого предмета и предмета, непосредственно данного. Знание о психических феноменах, относящихся к психическому опыту других субъектов, является опосредованным, гак как субъект познает их по аналогии со своими психическими состояниями, переживаемыми им подобным образом.

Познающую интенцию Ф.Брентано называет апперцепцией, которая имеет эмпирический характер, так как мотивируется или же обосновывается ощущением, а не чистыми понятийными представлениями, присущими априорному познанию. Непосредственное знание является фактическим, очевидность которого остается ассерторической и никогда не сможет сопровождать аподиктическое знание, имеющее всеобщий и необходимый характер.

В параграфе седьмом рассматривается проблема конституирования интенциональных объектов, чувственных и интеллегибельных. Поле психического опыта может быть разделено на сферу чувственных созерцаний и на область понятийного мышления. Физические предметы являются объектами внешних чувственных созерцаний, которые характеризуются качественными, пространственными, темпоральными различиями. Внутренними чувственными созерцаниями являются внутренние восприятия чувственных созерцаний.

Интеллегибельные предметы как общие понятия или универсалии образуются посредством абстрагирования от предметов внешнего и внутреннего чувственного созерцания и могут быть интуитивно усмотрены в непосредственном опыте чувственного созерцания.

Общее понятие, в качестве которого выступает интеллектуальное психическое состояние, можно мыслить, не имея одновременно единичного представления, данного в чувственном созерцании, поэтому между понятийным мышлением и чувственным созерцанием имеется относительная независимость. По мнению Ф.Брентано, все созерцания являются универсальными, так как общее может быть усмотрено в единичном. Ни одна единичная вещь не может быть представлена полностью индивидуализированной, так как ее представление обременено неопределенностью, дающей характер общности.

В акте внутреннего восприятия субъект познает себя с непосредственной очевидностью как единичную вещь на основании идентичности с самим собой, которая его не индивидуализирует, а скорее видуализирует как свойственная любому другому субъекту, способному познавать себя подобным образом. В акте внешнего восприятия, который более всего приближен к полной индивидуализации представляемого объекта, не обнаруживается его «особенность временной определенности». С одной стороны, имманентное время в модусе настоящего представляется неизменно равным, не проявляя своих временных различий, а с другой стороны, имманентное время благодаря своей текучести предстает как непрерывное изменение временной определенности, которое является общим для каждого из объектов, пребывающих во временном потоке. В целом вещь конституируется как существующая одновременно в двух континуумах, соединенных друг с другом таким образом, что время как первичный континуум находится в основании пространственного континуума, становясь его четвертым измерением.

Во второй главе «Феноменология когнитивных переживаний» дается описание ранней феноменологии Э.Гуссерля, раскрывается ее замысел, который состоит в поиске ответа на вопрос: как идеальное присуще реальному и каким образом оно в нем познается, и который реализуется в критическом прояснении сущностной структуры интенциональных переживаний мышления и познания.

В параграфе первом обозначаются пределы психологизма, обосновывается возможность его преодоления и определяется роль феноменологии для достижения абсолютного знания. Психология открывает естественные законы мышления посредством дескриптивного исследования психических актов сознания, которые могут служить основанием только для эмпирических наук. Однако помимо реальных условий познания должны быть обнаружены его идеальные условия, так как для возможности существования эмпирических наук необходимо существование априорных наук.

Индукция как метод эмпирического познания обосновывает из случайных фактов опыта большую или меньшую вероятность истинности закона. В рамках эмпирической науки всякое познание субъективно, так как подчинено субъективным законам сознания. Всякое проявление психологизма в познании влечет за собой скептический релятивизм как индивидуальный, так и антропологический.

Любое познание покоится на опыте, но не каждое возникает из него через индукцию. Совокупность дедуктивных наук составляет mathesis universalis, ядром которой является чистая логика. Из априорных понятий логика образует общие положения и законы, которые могут служить идеальным основанием для абсолютного знания, имеющего всеобщий и необходимый характер.

Феноменология как эйдетическая наука занимает нейтральное положение, которое позволяет ей осуществить критику как эмпирической психологии, так и чистой логики. В отличие от психологии с присущей ей эмпирической дескрипцией феноменология использует «чистую» дескрипцию как созерцание сущностей, осуществленное при помощи интуиции на основе иллюстрирующих единичных созерцаний. Сущности и сущностные связи, непосредственно схваченные в интуиции, феноменология фиксирует в понятиях и положениях и таким образом проясняет основные понятия и идеальные законы чистой логики. Необходимость такого прояснения вызвана несовершенством языка, благодаря двусмысленности которого может быть искажено понимание идентичного содержания логических объективностей. Только при обращении «к самим вещам» достигается прояснение общих понятий, дающих познанию объективную значимость и теоретическое единство, следовательно, в феноменологии выдвигается принцип беспредпосылоч-ности исследований в области теории познания, которая стремится выявить идеальную сущность познающего мышления.

В параграфе втором анализируется гуссерлевская критика некоторых положений дескриптивной психологии Ф.Брентано, а также рассматривается структура объективирующего акта и описываются его виды. Прежде всего, оспаривается очевидный характер внутреннего восприятия, которое способно конституировать действительное бытие воспринятого предмета, так как и внутреннее и внешнее восприятие могут быть как очевидными, так и неочевидными. Очевидно внешнее восприятие, когда его чувственное содержание воспринимается (не переживается) в рефлексии. Неочевидно внутреннее восприятие эмпирического субъекта с точки зрения аподиктической очевидности.

Относительно признака очевидности Э.Гуссерль делит восприятия на адекватные и неадекватные, определяя сущность адекватного восприятия как предметную интерпретацию содержания акта, при которой совпадают содержание акта и непосредственно данный предмет. Кроме того, критикуется разделение феноменов, на психические и физические, которое вытекает из природы очевидного восприятия как ее понимает Ф.Брентано, который к

физическим феноменам относит не только являющиеся предметы, но и чувственные содержания (ощущения) акта внешнего восприятия.

Согласно Э.Гуссерлю, единство интенциональной сущности и имманентного содержания акта составляет акт, в котором на основании пережитого содержания конституируется интенциональный предмет. В акте переживается содержание, а полагаемый в интенции предмет воспринимается, так как различны имманентное содержание акта и предмет, трансцендентный акту. Однако благодаря интенциональному отношению между содержанием и предметом акта обнаруживается соответствие, а в случае адекватного восприятия - их возможное совпадение. Качество и материя, составляющие интенциональную сущность акта, выявляют разнообразные способы отношения к предмету, при этом качество характеризует интенцию акта как представляющую, судящую, желающую и так далее, а материя является идеальным смыслом интенции, полагающей что (предмет) и как (аспект предмета, данный в этом акте).

Основными способами предметного отношения выступают созерцание и мышление, то есть интуитивный акт, непосредственно дающий предмет, и сигнитивный акт, предмет которого наглядно не полагается. Сигнитивный акт представляет собой единство выражения и значения, в котором к акту представления знака (например, слова) присоединяется обозначающий акт, наделяя слово значением и опосредованно полагая предмет. Опосредованное полагание предмета подтверждается в интуитивном акте, когда совпадают предметы созерцания и мышления. Значение представляет собой идеальное единство, согласно которому в повторяющихся актах полагаются идентичные понятия или положения. Сигнитивный акт обладает «сообразной со значением» сущностью как конкретным проявлением идеального значения, которая совпадает с интенциональной сущностью акта, но только идеирующая абстракция дает значение в идеальном смысле.

В основании всех способов предметного отношения лежит представление, понимаемое как объективирующий акт, который относительно качества может быть полагающим бытие предмета и неполагающим, а относительно материи - номинальным (тетическим) и пропозициональным (синтетическим). Благодаря качественной модификации возможен переход от акта, полагающего предмет как существующий, к неполагающему, «чисто представляющему» акту с идентичной материей. Номинальный акт (полагающее имя) преобразуется в соответствующее ему суждение существования, а в номинальном объективировании пропозициональный акт как синтетический способ суждения может переходить в номинальный тетиче-ский акт с идентичным качеством.

Структура объективирующего акта показывает взаимодействие способов переживания, основанного на соотношении качества и материи как двух конститутивных моментов интенциональности сознания.

В параграфе третьем раскрывается феноменологическая сущность познания, описываются способы достижения его адекватности, суть которой состоит в соизмерении полагания интенции и конституируемого ею предмета в форме постепенного приведения их к совпадению. Адекватное познание, недостижимое в одном акте сознания, развертывается в бесконечном ряду актов, каждый из которых имеет определенную степень полноты. Между интенциями актов возникает отношение наполнения, которое по форме актов, вступающих в него, может быть интуитивным, сигнитивным и смешанным. Интенция полагает предмет на основе имманентного содержания акта, которое может быть дано в виде знака, образа или самого явления предмета.

Образ указывает на предмет, образом которого он является, поэтому воображающая интенция, осуществляя образное представление определенного объекта, позволяет выделить и противопоставить образный объект и объект, изображенный в образе. В воспринимающей интенции предмет непосредственно дается как «сам тут присутствующий», а именно как целиком и полностью в случае адекватного восприятия, так и в непрерывном ряду явлений при неадекватном восприятии. В природе созерцания коренится идеальная связь между восприятием и воображением, согласно которой воспринятый предмет может стать предметом возможного образного представления в случае эстетического восприятия, воспоминания или ожидания. Однако не каждый воображаемый предмет может быть воспринятым, так как область воображающих интенций превосходит область воспринимающих.

У актов, вступающих в отношение наполнения, возможно несовпадение интенций, указывающее на отличие полагаемых ими предметов. Таким образом, познание предметов осуществляется как в единстве полной или частичной идентификации, так и в его полном или частичном отрицании. Следует подчеркнуть, что любая последовательность опосредованных наполнений завершается в непосредственно дающей интенции восприятия.

В параграфе четвертом рассматривается структура категориального созерцания. Познание протекает в двух сферах интенционального сознания: в чувственности постигается индивидуальная сторона предметов, а в сфере рассудка усматривается их сущностная природа, а также сущностные отношения, возможные между ними. Категориальное созерцание непосредственно схватывает идеальную природу того же самого предмета, представленного чувственным созерцанием и выступающего в качестве основания, на котором осуществляется взаимосвязь чувственной и интеллектуальной интуиции, действующих одновременно.

Отношение между чувственным и категориальным созерцанием характеризуется как отношение фундирования, в котором категориальное созерцание является фундированным чувственностью актом, но может либо включать фундирующую чувственность, либо только ее предполагать, что обусловливает различные виды категориальных актов. Так интенция синтетических актов, конституирующих сущностные отношения между предметами, направлена и на предметы фундирующих чувственна

созерцаний, тогда как усмотрение сущности или идеирующая абстракция исключает всякую чувственность.

Идентичность общего осознается на основе нескольких индивидуальных созерцаний, причем в основании идеирующей абстракции могут находиться различные по характеру акты, воспринимающие и воображающие, полагающие предмет как существующий или же нет, не внося существенных изменений в конституирование общего. Синтетические акты конституируют категориальные объективные формы отношений части и целого, конъюнкции, дизъюнкции и других, причем предметы фундирующих актов служат субстратом для категориального оформления. Категориальные формы не зависят от особенностей субстрата, в качестве которого могут выступать не только простые, но и уже фундированные акты. Идеальные законы регулируют возможность изменения категориальных форм при предполагаемой идентичности фундирующего субстрата. Так как категориальные созерцания являются актами действительного или возможного наполнения значения, законы «непосредственного мышления» нормативно регулируют сигнитивное мышление. Сфера значений является более обширной, чем сфера возможных наполнений, поэтому в области сигнифика-ции действуют априорные законы опосредованного мышления, которые устанавливают категориально определенные возможности соединения значений и их преобразования, причем условия возможности согласованных сигнификаций ссылаются на условия возможности категориального созерцания. Так структура категориального созерцания показывает, что эйдетическое знание, будучи универсальным и очевидным, может служить основанием дня аподиктического знания. Однако в эйдетической феноменологии окончательно еще не определены границы аподиктичности.

Третья глава «Феноменология трансцендентального сознания» посвящена исследованию трансцендентального этапа развития феноменологических идей Э.Гуссерля, в котором раскрывается сущностная природа сознания, устанавливается онтологический статус его коррелятов, а также выявляются условия возможности познания объективного мира, конституированного в интерсубъективном опыте трансцендентального субъекта, который теперь становится аподиктическим основанием абсолютного знания.

В параграфе первом дается описание метода феноменологической редукции, представляющий собой переход от естественной установки сознания к феноменологической, основывается возможность такого перехода. Суть установки сознания заключается в том, что в начале теоретического исследования познающий субъект исходит из определенной позиции, которая закладывает основание, формирующее и во многом определяющее отношение между познающим субъектом и познаваемым им объектом.

В пределах обычной установки сознания познание мира имеет вероятный характер, так как при изменении трансцендентных полаганий реальной

вещи сомнительным становится существование как вещи, так и мира, которому она принадлежит. В имманентном, рефлексивно направленном восприятии переживание дается как абсолютное, в полагаемом таким образом существовании которого невозможно усомниться. Абсолютное сознание, свободное от всего трансцендентного, не содержит в себе психофизическую природу эмпирического сознания, которое через соединение с физическим телом принадлежит естественному миру.

В сознании конституируются два вида бытия, по-разному относящиеся друг к другу. Несомненное бытие сознания не зависит от реальной действительности и даже не нуждается в ней для своего существования, тогда как бытие трансцендентной реальности является сомнительным и относительным. В различии двух способов бытия возникает возможность изменения естественной установки сознания на феноменологическую, которое, рефлектируя и исключая трансцендентные полагания, обращается к абсолютному сознанию. Трансцендентальной является сущностная природа сознания, существование которого предшествует существованию в мире эмпирического сознания, как и существованию мира относительно сознания.

В параграфе втором рассматривается сущностная структура трансцендентального сознания, а также исследуется проблема конституирования реальной вещи. Методом для познания сознания является рефлексия. В рефлексивном акте сознание предстает как поле актуальных и потенциальных переживаний познающего субъекта, каждое переживание которого имеет два слоя: гилетический, составляющий уровень чувственных переживаний, и но-этический, осмысляющий гилетичиские моменты и интенционально их оформляющий.

Наличие у переживания интенциональности указывает на ноэму как интенциональный коррелят переживания, возникающий благодаря интен-циональному оформлению гилетических моментов. Смысл, которым наделяются гилетические моменты, становится ноэматическим и вносится в интенциональный предмет в процессе его конституирования. В переживании ноэма присутствует как «имманентная трансцендентность», следовательно, к нему относится и от него зависит. Через свое содержание (ноэму или cogita-tum) акт (ноэза или cogito) направлен на предмет, полагает его в том содержании (нозматическом смысле), в котором предмет дан в этом акте.

Предмет сознания имеет ноэматическую структуру, в которую входит ноэматический смысл, образующий ядро ноэмы; интенциональный предмет, занимающий центральную точку ядра и являющийся его «носителем»; изменчивые тетические характеры, группирующиеся вокруг ядра и вовлекающие ноэму в поток модификаций. Тетические характеры выделяют различия в способах данности ноэмы, а именно восприятие и его модификации: воспоминание, ожидание, воображение и чистую фантазию. Обширный класс тетических характеров составляют доксические, полагающие предмет как существующий, у которого достоверность полагания как первоначальная

докса может преобразовываться в предположение, сомнение и так далее. Тетические характеры отрицания и утверждения опровергают или подтверждают доксическую позицию. Всякий модифицированный тетический характер может быть повторно модифицирован за исключением нейтральной модификации, которая при сохранении основного содержания акта нейтрализует его доксический характер.

Сферой более высокого уровня является синтетическое сознание. В качестве основной формы универсального синтеза сознания выступает имманентное время, соединяющее переживание в единый поток, который простирается в трех горизонтах: одновременно настоящее, последовательно уходящее прошлое и возникающее будущее. Имманентное время оформляет сознание как единство активного и пассивного синтеза, причем активный (политетический синтез конъюнкции, дизъюнкции, импликации и других) осуществляется на основе пассивного (идентифицирующего или ассоциирующего), который предшествует ему и затем вновь его охватывает.

Монотетические и полмтетические акты осуществляют конституи-рование как действительно существующего, так и фиктивного интенцио-нального предмета, поэтому полагание сознания нуждается в разумном (подтверждающем или отрицающем) обосновании, истоком для которого служит непосредственно дающий опыт. Коррелятом полагания интенции является ноэма, состоящая из смыслового ядра и тетических характеров, которое дается в определенной степени полноты, образуя явление предмета и наполняя полагающую интенцию.

Различие в способе наполненности интенции переживания выражается в различных типах его очевидности: непосредственной или опосредованной, адекватной или неадекватной. Более высоким достоинством обладает аподиктическая очевидность как не допускающая возможность несуществования аподикически полагаемого предмета, поэтому в трансцендентальном опыте сознания очевидность может быть как адекватной, так и неадекватной, но она с необходимостью должна быть аподиктической.

Интенциональное переживание не может полагать предмет во всей его полноте, но актуальное переживание имеет горизонт потенциальных переживаний как новых способов сознания. Каждому из этих способов соответствуют синтетические процессы, основополагающей формой которых является идентификация полагаемого предмета. Адекватная данность предмета может быть представлена в виде регулятивной идеи, пребывающей в сфере возможного опыта сознания и приписывающей предмету действительного опыта априорные нормативные правила для достижения адекватной непосредственной данности в сознании.

Конституирование реальной вещи осуществляется по синтетически единым ступеням и слоям, последовательно фундирующим друг друга: res temporalis, res extensa, res materialis, res intersubjecta. Благодаря закономерно согласованным связям сознания раскрываются горизонты

действительного и возможного опыта, в которых мир осознается как интен-циональное единство, неотделимое от сознания, a priori конституирующего его.

В параграфе третьем выявляются основные этапы конституирова-ния интерсубъективного опыта трансцендентального субъекта. Субъект находится в соотношении с интенциональными объектами, конституируя которые, он конституирует одновременно себя самого как тождественный полюс неизменных и устойчивых особенностей и свойств. Субъект погружен в конституируемый им, трансцендентный по отношению к нему мир феноменов, в котором может быть выделена его собственная сфера и сфера других субъектов, осознаваемая как вторичная объективная трансцендентность, фундированная в первоначальной собственной сфере субъекта. 15

Во внешнем мире субъект существует в виде монады, представляющей собой абсолютно замкнутое единство, в котором субъект может конституировать другую монаду в модусе alter ego. Познание другого субъекта осуществляется в актах аппрезентации или аналогизирующей апперцепции, в которых он выступает в качестве интенциональной модификации моего конкретного ego. За психо-физической структурой другого субъекта, аналогичной в общих чертах с моей, конституируется благодаря апперцепции трансцендентальный субъект, существующий самостоятельно и независимо от моего субъекта, причем опосредованное познание другой монады способствует более глубокому пониманию моей собственной монады.

Каждая монада существует для себя в своем собственном изначальном мире, но кроме того она может вступать в различные интенциональные сообщества с другими монадами, осуществляющими интерсубъективно обобщенный опыт, в рамках которого постепенно формируется объективный мир. Объективный мир конституируется благодаря априорной возможности гармоничного взаимодействия монад, обладающих согласованными синтетическими системами актов, совместно конституирующая интенциональ-ность которых формируется в ходе взаимной коммуникации монад.

Интерсубъективный мир имеет различные уровни объективации. На основе общей природы и пространственно-временной формы конституируется культурный мир, в котором могут быть выделены сообщества с различными культурами, обособленные друг от друга по причине отсутствия культурных связей. Каждый член сообщества конституирует свой жизненный мир, наполняемый значимыми для него интерсубъективными феноменами из сферы культуры, науки, религии и других. Благодаря a priori возможной взаимосвязности жизненных миров возникает коммуникация, позволяющая формировать интерсубъективный мир, общий для всех входящих в сообщество монад.

В заключении подводятся основные итоги исследования, формулируются общие выводы и очерчиваются дальнейшие перспективы исследования.

По теме диссертации имеются следующие публикации:

1. Выражение и значение // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. Материалы V Общероссийской научной конференции. СПб., 18-20 июня 1998. С. 193-196.

2. Феноменологическая редукция: метод или спекуляция // Научная рациональность и структуры повседневности. Тезисы научной конференции. СПб., 22-23 ноября 1999. С. 42-43.

3. Истинные и фиктивные объекты. // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. Материалы VI Общероссийской научной конференции. СПб., 22-24 июня 2000. С. 55-58.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Лобастова, Вера Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Учение Ф.Брентано о сознании

§1. Разделение феноменов на физические и психические.

§2. Структура психического акта.

§3. Сознание как единый поток интенциональных переживаний.

§4. Классификация психических феноменов.

§5. Модусы представления.

§6. Суждение как познавательный способ отношения к предмету.

§7. Чувственные и интеллегибельные предметы внутреннего восприятия.

ГЛАВА И. ФЕНОМЕНОЛОИЯ КОГНИТИВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ

§1. Пределы психологизма.

§2. Объективирующий акт и его разновидности.

§3. Познание как идентифицирующий синтез наполнения.

§4. Категориальное созерцание.

ГЛАВА III. Феноменология трансцендентального сознания

§ 1. Поле абсолютных переживаний.

§2. Общая структура трансцендентального сознания.

§3. Интерсубъективный опыт трансцендентального субъекта.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Лобастова, Вера Александровна

Проблема непосредственного и опосредованного знания в философской традиции не является новой и скорее может быть отнесена к разряду "вечных". Стремление к истинному познанию сущего побуждает к поиску условий его возможности, в качестве которых выступают начала и принципы, устанавливающие границы, в которых может быть достигнуто знание, не допускающее сомнения.

Знанием начал является непосредственное знание, основополагающую роль которого подчеркивал Аристотель, утверждая, что научное доказательство должно исходить из истиных неопосредованных посылок, непосредственно усмотренных нусом. Естественным светом разума называет интуицию Р.Декарт, с помощью которой открываются простые и очевидные аксиомы, из которых дедуктивным путем выводятся все научные положения. Идеалом науки для Р.Декарта является математическое естествознание, по образцу которого он предпринимает попытку преобразования философии с целью придать ей характер абсолютной и строгой научности. Аксиоматическим фундаментом философии становится несомненная достоверность субъекта с врожденными ему идеями. Понимая философию как универсальное единство наук, И.Кант стремится подвести под философию подлинное теоретическое основание. Его критическая реформа направлена на превращение философии из "естественной склонности человека" в идеальную аподиктическую науку.

Идея построения универсальной науки требует постоянного поиска ее предельных оснований, которые становятся решающими для понимания сущностной природы истины, относительной или абсолютной. В ранг универсальной науки Ф.Брентано возводит дескриптивную психологию, возникающую в конце XIX века на волне возрастающего интереса к антропологическим наукам и претендующую на открытие естественных законов мышления при исследовании психических актов сознания. Идеями Ф.Брентано были увлечены его ученики: А.Мейнонг - создатель теории предметности и основатель лаборатории экспериментальной психологии в Австрии, К.Штумпф - один из основателей гештальт-психологии, К.Твардовский - основатель Львовско-Варшавсвой философской школы, А.Марти - исследователь в области философии языка, а также Э.Гуссерль - основатель феноменологического направления в философии.

Однако Э.Гуссерль не принимает психологизм, характерный для философии Ф.Брентано, и создает феноменологию с целью найти аподиктическое основание познания, в качестве которого он предлагает сначала учение об идеальных сущностях, а затем после критического пересмотра результатов своего исследования выдвигает интерсубъективный опыт трансцендентального субъекта. Феноменология как "наука о началах" может осуществлять критику эмпирических и априорных наук благодаря тому, что способна на самокритику, которая нацелена на определение объема и границ аподиктичности. В ситуации плюралистического развития современной филосифии особенно актуальным становится рассмотрение феноменологического подхода к обоснованию философского знания.

Исследования дескриптивной психологии Ф.Брентано и феноменологии Э.Гуссерля за рубежом насчитывают значительную библиографию. Монографии, посвященные философии Ф.Брентано, написаны Ф.Гаубером - об истине и очевидности, Г.Кёбелем - о феноменологии теории познания, М.Бруеком -об отношении Э.Гуссерля к психологии Ф.Брентано и другими.

Первыми интерпретаторами феноменологической философии Э.Гуссерля были участники феноменологического движения. Н.Гартман и Р.Ингарден занимались исследованием в области эстетики, А.Щюц пытался обосновать социологическую науку на основе феноменологического метода, Ж-П.Сартр исследовал природу воображения. В феноменологическом варианте теории познания интерес М.Шелера был обращен к учению об эйдосах, в котором он подчеркивал возможность адекватного познания непосредственной самоданности идеальной сущности предмета с помощью интеллектуальной интуиции. Что касается М.Хайдеггера, то он выделяет три открытия феноменологии, а именно, во-первых, априорную природу интенциональности, которая независима от того, существует ли воспринимаемое в реальности или нет, во-вторых, категориальное созерцание, которое выявляет конституирующую функцию интенциональности, раскрывает сущность идеирующей абстракции, позволяет исследовать категории, существующие в вещах и не являющиеся продуктом субъекта, и, наконец, позволяет исследовать смысл бытия a priori, а в-третьих, априорность как таковую, которая непосредственно схватывается сама по себе, коренится в предметных областях, следовательно, не принадлежит изначально сфере субъективности, но и неподвластна реальности, а значит, не имманентна и не трансцендентна. "Интенциональность задает собственное предметное поле, a priopi определяет аспект, в котором рассматриваются интенциональные структуры, а категориальное созерцание, будучи формой схватывания этих структур, представляет собой способ обхождения с предметами, то есть метод этого исследования".1

Среди современных исследователей следует выделить К.Хельда, рассматривающего феноменологический метод и феноменологию жизненного мира, В.Кюнна, анализирующего понятие интенциональности, Л.Лангребе, исследующего проблему первоначального опыта, выделяя в нем вопрос о фактичности и индивидуации, Э.Штрёкер, обращавшуюся к исследованию трансцендентального этапа феноменологии Э.Гуссерля и ее роли в обосновании наук, а также П.Янссена, В.Марха, С.Штрассера, Б.Вальденфельса.

Дефицит интереса к феноменологии Ф.Брентано в нашей стране явился одним из мотивов диссертации, в которой раскрывается гносеологическая проблематика учения Ф.Брентано о сознании и выявляются положения, нашедшие свое дальнейшее развитие в феноменологии Э.Гуссерля.

1 Хайдеггер М. Пролеомены к истории понятия времени. Томск, 1998. С.87.

В отечественной литературе к феноменологической философии Э.Гуссерля обращались Г.Г.Шпет, развивавший идеи герменевтической феноменологии, Н.О.Лосский - при исследовании трансцендентально-феноменологического идеализма Э.Гуссерля, А.Ф.Зотов - при исследовании раннего этапа феноменологии, П.П.Гайденко - в связи с проблемой интенцио-нальности, М.А.Киссель - в связи с критикой феноменологического метода, Е.Борисов — в связи с проблемой интерсубъективности. Монографические исследования опубликованы З.М.Какабадзе, М.В.Мотрошиловой, К.А.Свасьяном, В.У.Бабушкиным, В.И.Молчановым.

Цель данного исследования заключается в определении взаимозависимости непосредственного и опосредованного способов выявления аподиктических оснований абсолютного знания. Указанной цели соответствуют следующие задачи: во-первых, раскрыть эмпирический характер дескриптивной психологии Ф.Брентано, во-вторых, обозначить пределы психологизма, в-третьих, показать ведущую роль интуиции, образующей источник непосредственного знания и, в-четвертых, обосновать возможность абсолютного знания в рамках трансцендентальной феноменологии.

При рассмотрении проблемы диссертации используется феноменологический метод, в основе которого лежит дескрипция, понимаемая как аналитическая процедура, позволяющая выявить основные элементы структуры сознания, образующие остов концепций ранней и поздней феноменологии Э.Гуссерля, раскрыть взаимозависимости между ними, а также проследить динамику их развития. Сравнительный анализ дескриптивной психологии Ф.Брентано и феноменологии Э.Гуссерля основывается на принципе интен-циональности сознания.

При выборе методических оснований исследования принимался во внимание опыт методологических разработок в гуманитарных науках и в собственно философских исследованиях, учитывались достижения в исследовании новоевропейской классической и неклассической мысли, представленные в 7 трудах Я.А.Слинина, Б.В.Маркова, А.Н.Исакова, Б.И.Липского, С.С.Гусева, Г.Л.Тульчинского, В.Ю.Сухачева и других.

Источниками исследования послужили издания произведений Ф.Брентано и Э.Гуссерля на немецком и русском языках, исследования феноменологической философии Э.Гуссерля, предпринятые отечественными и зарубежными учеными.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Феноменология непосредственного и опосредованного знания"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решение проблемы непосредственного и опосредованного знания в феноменологии сводится к поиску аподиктического основания познания как такового. Суть различия непосредственного и опосредованного знания состоит в том, что опосредованное знание содержит в себе отнесенность к другому знанию, которое может быть как опосредованным, так и непосредственным. Однако каждое опосредованное знание предполагает наличие непосредственного знания, так как достоверность опосредованного знания может основываться только на достоверности непосредственного знания, заключенного в опосредованном знании. Таким образом, в обосновании знания обнаруживается его истинность или ложность.

Одним из основных источников возникновения феноменологии является дескриптивная психология Ф.Брентано, в рамках которой он с эмпирической точки зрения развивает весьма оригинальные идеи, проясняющие сущностную структуру сознания и разнообразную деятельность составляющих его элементов, основывающуюся на принципе интенциональности сознания. Схоластическое понятие интенциональности Ф.Брентано преобразовал в основное дескриптивное понятие психологии и тем самым осуществил реформу, согласно которой психологическое исследование проводится в рамках имманентного опыта. Наиболее полно интенциональная природа сознания раскрывается в актах внутреннего восприятия. Присущий внутреннему восприятию признак очевидности как неоспоримой достоверности придает всему психологическому исследованию дескриптивный характер, который открывает имманентный мир психологического опыта познающего субъекта, свободный от всех предположений относительно трансцендентных, метафизических реальностей. Согласно мнению Ф.Брентано, мир познаваем только как интенционально существующий в сознании познающего субъекта, следовательно, основанием для познания мира служит самопознание субъекта, который непосредственно дан с помощью интуиции в акте внутреннего восприятия в темпоральном модусе настоящего. Однако в эмпирическом опыте познающего субъекта, в котором мир и сам субъект, пребываемый в этом мире, переживается в качестве случайных фактических данностей, может быть получено только относительное знание, в результатах которого всегда можно усомниться.

При сравнении с трансцендентальной феноменологией Э.Гуссерля ин-тенциональная психология Ф.Брентано, имеющая эмпирический характер, предстает как конститутивная феноменология естественной установки сознания. Феноменологическое обоснование возможности аподиктического знания выдвигается Э.Гуссерлем с целью преодоления гносеологических барьеров, легко обнаруживаемых в эмпирической психологии Ф.Брентано, а именно скептицизма и релятивизма, опасных для любого знания вообще.

Первым шагом на пути к абсолютному знанию становится принцип бес-предпосылочности, установленный Э.Гуссерлем как методическое устранение предрассудков метафизического, естественно-научного и психологического характера, исходя из которого познание сущего осуществляется в рамках чувственной и интеллектуальной интуиции, непосредственно дающей саму вещь так, как она себя показывает.

В качестве второго шага выступает феноменологическая редукция, представляющая собой переход от эмпирической субъективности к трансцендентальной, которая конституирует реально существующий объективный мир, а также существование в нем других трансцендентальных субъектов. В результате взаимной коммуникации трансцендентальных субъектов формируется интерсубъективный опыт, в рамках которого проясняются смысл и генезис таких понятий как мир, природа, социум, культура, наука, религия и другие.

В становлении феноменологии как интуитивно-априорной науки могут быть выделены два этапа: эйдетический, складывающийся в период написания «Логических исследований» (1900-1901), и трансцендентальный, основные положения которого излагаются в «Идеях чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), в «Картезианских размышлениях» (1931) и в других более поздних работах Э.Гуссерля. Идеи поздней концепции феноменологии не отвергают положения ее раннего этапа, а скорее дополняют и уточняют некоторые из них, придавая им трансцендентальный характер. В рамках эйдетического этапа феноменологии через описание многообразных по виду объективирующих актов, различным способом конституирующих интенциональный предмет, раскрывается общая структура сознания познаваемого субъекта. Основной задачей трансцендентального этапа феноменологического исследования становится определение сущностной природы сознания и установление онтологического статуса его коррелятов.

Меняя предложенную в "Логических исследованиях" терминологию, в которой выражаются конститутивные моменты, составляющие сущностную структуру интенциональных переживаний и их коррелятов, Э.Гуссерль в рамках трансцендентальной феноменологии стремится прояснить способ бытия интенционального предмета и понять, каким образом интенциональный предмет дается в переживании и как в нем осознается. Представленная в "Идеях " структура интенционального акта сознания сущностно не изменяется, хотя и кажется значительно упрощенной, а функциональные процессы, осуществляющие корреляцию сознания и конституируемого им интенционального предмета, обретают более отчетливые очертания.

К трансцендентальному этапу развития феноменологии Э.Гуссерля критически относились многие участники феноменолоического движения, в том числе и М.Хайдеггер Не принимая метод феноменологической редукции, М.Хайдеггер выступает против преимущества субъективности перед объективностью, называя абсолютное бытие сознания, полученное в ходе проведения феноменологической редукции, абстрактно-теоретической конструкцией. Таким образом, полагает М.Хайдеггер, в феноменологической философии Э.Гуссерля выдвигается первичность проблематики познания, а не бытия. Основной упрек М.Хайдеггера состоит в том, что вычленение чистого сознания

142 как тематического поля феноменологии осуществляется Э.Гуссерлем не феноменологически, не исходя из самих вещей. Тем самым, по мнению М.Хайдеггера, Э.Гуссерль отходит от им же выдвинутого феноменологического принципа "Zur sache selbst", требующего фундаментального рассмотрения вещи, и в особенности ее бытийного определения. Однако такое понимание редукции не проясняет смысл трансцендентальной феноменологии Э.Гуссерля, а скорее открывает новые горизонты на пути к фундаментальной онтологии М.Хайдеггера как новой философской концепции, по-своему раскрывающей проблему бытия и познания мира.

С точки зрения Э.Гуссерля феноменологическая редукция представляет собой критический метод, нацеленный на определение объема и границ апо-диктичности, благодаря которому чистая феноменология открывает аподиктическое основание философского знания, в том числе и всякого знания вообще. Наряду с редукцией метод феноменологического исследования составляет интеллектуальная или эйдетическая интуиция, позволяющая Э.Гуссерлю определить сознание как целостно связанную совокупность чистых возможностей. Сознание трансцендентального субъекта обладает фундаментальным принципом интенциональности, которая благодаря своему бесконечно открытому конституирующему горизонту указывает путь к познанию мира, протекающий в пределах универсального самоосмысления субъекта.

 

Список научной литературыЛобастова, Вера Александровна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Аристотель. Вторая аналитика // Соч. в 4 т. Т. 2. М., 1978.

2. Аристотель. Категории // Соч. в 4 т. Т. 2. М., 1978.

3. Аристотель. Метафизика // Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1975.

4. Аристотель. О душе // Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1975.

5. Бабушкин В.У. Особенности феноменологического исследования научных проблем: Критический анализ // Философия Э.Гуссерля и ее критика. М., 1983. С. 5-40.

6. Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки. М., 1985.

7. Борисов Е. Проблема интерсубъективности в феноменологии Э.Гуссерля // Логос. 1999. № 1.С. 65-83.

8. Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы (часть 1). М., 1994.

9. Гайденко П.П. Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциальная категория трансценденции // Современный экзистенциализм. М., 1966.

10. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

11. Галенко С.П. Идея трансцендентализма в западноевропейской философии //Литературно-исторический философский ежегодник 92. М., 1992.

12. Гарский Д.П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961.

13. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник -88.М, 1988.

14. Гартман Н. Эстетика. М., 1958.

15. Гуссерль Э. Амстердамские доклады // Логос. 1992. № 3.

16. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998.

17. Гуссерль Э. Парижские доклады // Логос. 1991. № 2.

18. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.

19. Гуссерль Э. Феноменология // Логос. 1991. № 1.

20. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

21. Декарт Р. Первоначала философии // Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1989.

22. Декарт Р. Правила для руководства ума // Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1989.

23. Декарт Р. Размышления о первоначальной философии. СПб., 1995.

24. Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять разум свой и отыскивать истину в науках // Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1989.

25. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.

26. Зотов А.Ф. «Ранний» Гуссерль и формирование феноменологического движения в европейской философии // Логос. 1991. № 2.

27. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.

28. Какабадзе З.М. Проблема экзистенциального кризиса и трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля. Тбилиси, 1966.

29. Киссель М.А. Критика феноменологического метода Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии. 1969. № 11. С. 67-76.

30. Калиниченко В. К метакритике понятия интенциональности у Э.Гуссерля // Логос. 1997 № 10. С. 65-80.

31. Калиниченко В.В. Понятие «классического» и «неклассического» в философии М.К.Мамардашвили // Встреча с Декартом. М., 1996.

32. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

33. Кант И. О формах и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира // Соч. в 6 т. Т. 2. М., 1964.

34. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. М., 1993.

35. Киссель М.А. Гегель и Гуссерль // Логос. 1991. № 1. С. 59-67.

36. Киссель М.А. Судьба старой дилеммы: рационализм и эмпиризм в буржуазной философии XX века. М., 1974.

37. Клименкова Т.А. От феномена к структуре. М., 1991.

38. Кубанова О.Ю. Проблема интерсубъективности в «Картезианских размышлениях» // Историко-философский ежегодник 91. М., 1991.

39. Колеров М. Еще одно мнение русского о Гуссерле // Логос. 1992. № 3. С. 286-287.

40. Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига, 1981.

41. Кузьмина Т.А. Проблема субъективности в современной буржуазной философии: критика некоторых концепций. М., 1979.

42. Кузьмина Т.А. Проблема субъективности и способ ее анализа в современной буржуазной философии // Проблема онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988.

43. Куренной В.К. К вопросу о возникновении феноменологического движения //Логос. 1999. № 11-12. С. 156-182.

44. Кюнг Г. Брентано, Гуссерль и Ингарден об оценивающих актах и познании ценностей // Логос. 1994. № 6. С. 117-126.

45. Лейбниц Г.В. Монадология. // Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1982.

46. Лекторский А.Н. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.

47. Лекторский А.Н. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.

48. Логика и развитие научного знания / Под ред. И.Н.Бродского и Я.А.Слинина. СПб., 1992.

49. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Соч. в З.т. T.l. М., 1985.

50. Лосский Н.О. Трансцендентально-феноменологический идеализм Гуссерля //Логос. 1991. №1.

51. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

52. Мамардашвили М. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.

53. Мамардашвили М. Проблема сознания и философское призвание // Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990. С. 41-56.

54. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классическая и современная буржуазная философия. Опыт эпистемологического сопоставления //Вопросы философии. 1970. № 12; 1971 № 4.

55. Мельвиль Ю.К. Позитивизм и феноменология: основные течения современной буржуазной философии. М., 1969.

56. Мельвиль Ю.К. Позитивизм и феноменология: основные течения современной буржуазной философии. М., 1969. Вып. 2.

57. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. М., 1999.

58. Мерло-Понти М. Феноменология языка // Логос. 1994. № 6.

59. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988.

60. Молчанов В.И. Гуссерль и Хайдеггер: феномен, онтология, время // Проблемы сознания в современной западной философии. М., 1988.

61. Молчанов В.И. Онтология и обоснование феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера // Проблема онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988.

62. Молчанов В.И. Предросылки и беспредпосылочность феноменологической философии//Логос. 1999. № 10.

63. Мотрошилова Н.В. Анализ «предметностей» сознания в философии Э.Гуссерля // Проблема сомнения в современной западной философии. М., 1989.

64. Мотрошилова Н.В. Гуссерль и Кант: проблема «трансцендентальной философии» // Философия Канта и современность. М., 1974.

65. Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1968.

66. Новые направления в социологической теории. М., 1978.

67. Ойзерман Т.И. К критике феноменологической концепции философии // Вопросы философии. 1975. № 10. С. 50-61.

68. Очерки феноменологической философии. СПб., 1997.

69. Познание и язык. М., 1984.

70. Порфирий. Введение к «Категориям» Аристотеля. М., 1939.

71. Райнах А. О феноменологии // Логос. 1999. № 1. С. 48-64.

72. Рубенис М. Проблема онтологии и трансцендентальный идеализм // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988.

73. Свасьян К.А. Феноменологическое познание: пропедевтика и критика. Ереван, 1987.

74. Тондль Л. О познавательной роли абстракции // Мировозренцеские и методологические проблемы научной абстракции. М., 1960.

75. Тренделенбург А. Логические исследования. М., 1868.

76. Фреге Г. Избранные работы. М., 1997.

77. Фреге М. Мысль: логическое исследование // Философия, логика, язык. М., 1987. С.18-47.

78. Хаардт А. Эстетический опыт и образное сознание у Гуссерля // Логос. 1999. № 1. С.69-77.

79. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998.

80. Хайдеггер М. Что значит мыслить? // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С. 134-145.

81. Херрманн Фр.-В. фон. «Бытие и время» и основные проблемы феноменологии // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991.

82. Чернов С.А. Субъект и субстанция: трансцендентализм в философии науки. СПб., 1993.

83. Антология феноменологической философии в России. Сб. ст. / под ред. И.М. Чубарова. М., 1997.

84. Шелер М. Феноменология и теория познания // Изб. произ. М., 1994.

85. Шпет Г.Г. Явление и смысл: феноменология как основная наука и ее роб-лемы. Томск, 1996.

86. Яковенко Б.В. Философия Э.Гуссерля // Новые идеи в философии. 1913. Вып.З.

87. Adorno Th.W. Die Transzendenz des Dinglichen und Noematishen in Husserls Phänomenologie // Adorno T.W. Gesammelte Schriften. Bd.l. Philosophische Frühscriften. Frankfurt am Main, 1973. S. 7-77.

88. Adorno Th.W. Zur Metakritik der Erkenntnistheorie. Studien über Husserl und die Phänomenologichen Antinomien. Frankfurt am Main, 1990.

89. Aguirre A.F. Die Phänomenologie Hussers im Licht ihrer gegenwärtigen Interpretation und Kritik. Darmstadt, 1982.

90. Aquila R.E. Intentionality. A Study of Mental Acts. London, 1977.

91. Bell D. Husserl. London; New York, 1990.

92. Bernet R. Edmund Husserl. Darstellung seines Denkens. Hamburg, 1989.

93. Bernet R. Endlichkeit und Unendlichkeit // Husserls Phänomenologie der Wahrnehmung, in:Tijdschrift voor Filosofie. 1978. N 40. S. 251-269.

94. Beelmann A. Die Krisis des Subjekts: Cartesianismus,Phänomenologie und Existenzialanalytik unter anthropologischen Aspekten. Bonn, 1990.

95. Bossert Ph.J. The Sense of "Epoche" and "Reduction" in Husserl's Philosophy // Journal of the British Society For Phenomenology 1974. Bd. 5. N. 3. S.243-255.

96. Brentano Fr. Anhang. Nachtraegliche Bemerkungen zur Erlaeuterung und Verteidigung,wie zur Berichtigung und Weiterfuehrung der Lehre // Psychologie vom empirischen Standpunkt. 2. Band. Von der Klassifikation der psychischen Phaenomene. Leipzig, 1925.

97. Brentano Fr. Psychologie vom empirischen Standpunkte. Leipzig, 1874.

98. Brentano Fr. Vom sinnlichen und noetischen Bewusstsein. Leipzig, 1928.

99. Bruek M. Über das Verhältnis Edmund Husserl zu Franz Brentano, vornehmlich mit Rücksicht auf Brentanos Psychologie. Leipzig, 1933.

100. Conrad Th. Über Wahrnehmung und Vorstellung // Münchener Philosophische Abhandlungen /A. Pfänder (Hrsg) Leipzig, 1911. S.51-76.

101. Cunnigham S. Perceptual Meaning and Husserl, in: Philosophy and Phenome-nological Research 1985. XLV. Bd. N. 4. S.553-566.

102. Die deutsche Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen. 1. Band: Meinong A. Leipzig, 1923. S.91-150.

103. Husserl, Intentionality and Cognitive Science / Dreyfus H.L. (Hrsg.) London, 1982.

104. Dreyfus H.L. Husserl's Perceptual Noema // Husserl, Intentionality and Cognitive Science / Dreyfus H.L. (Hrsg.) London, 1982. S. 97-123.

105. Husserl E. und die phänomenologische Bewegung. Freiburg; München, 1988.

106. Follesdal D. Brentano and Husserl on Intentional Objects and Perception // Husserl, Intentionality and Cognitive Science / Dreyfus H.L. (Hrsg.) London, 1984. S. 31-41.

107. Follesdal D. Noema and Meaning in Husserl // Philosophy and Phenomenol-ogical Research. London, 1990. S. 203-272.

108. Garth G. The Noematics of Reason // Philosophy and Phenomenological Research. 1971/72. Bd.XXll S. 524-530.

109. Gibson W.R.B. Edmund Husserl: Ideas. General Introduction to Pure Phenomenology. New York, 1931.

110. Grünewald B. Der phänomenologische Ursprung des Logischen. Eine kritische Analyse der phänomenologischen Grundlegund der Logik in Edmund Husserls "Logischen Untersuchungen". Kastellaun, 1977.

111. Gurwitsch A. Husserl's Theory of the Intentionality of Consciousness // Husserl, Intentionality and Cognitive Science / Dreyfus H.L. (Hrsg.) London, 1984. S. 59-71.

112. Gurwitsch A. Phänomenologie der Thematik und des reinen Ich. Studien über Beziehungen von Gestalttheorie und Phänomenologie // Psychologische Foischungen. 1929. N. 12.

113. Gurwitsch A. Studies in Phenomenology and Psychology. Evanston, 1966.

114. Gurwitsch A. The Field of Consciousness. Pittsburgh, 1964.

115. Hartmann K. Abstraction and Existence in Husserl's Phenomenological Reduction // Journal of the British Society for Phenomenology. 1971. N 2. S.10-18.

116. Hauber V. Wahrheit und Evidenz bei Franz Brentano. Leipzig, 1936.

117. Hedwig K. Intention: Outlines for a History of a Phenomenological Concept // Philosophy and Phenomenological Research. 1979. N. 39. S.326-340.

118. Hedwig K. Husserl und die Analogie // Leitschrift fur philosophische Forschung. 1982. N. 36. S.77-86.

119. Heidegger M. Grundprobleme der Phänomenologie (Frühe Freiburger Vorlesung. Wintersemester 1919/1920). // Gesamtausgabe. Bd. 58,11. Abteilung: Vorlesungen 1919-1944. Frankfurt am Main, 1993.

120. Heidegger M. Logik. Die Frage nach der Wahrheit (Marburger Vorlesung Wintersemester 1925/26) // Gesamtausgabe. Bd. 21,11. Abteilung: Vorlesungen 1923-1944. Frankfurt am Main, 1976.

121. Heidegger M. Was heisst Denken? Tübingen, 1971.

122. Held K. Einleitung zu: Edmund Husserl. Die phänomenologische Methode. Stuttgart, 1986. S. 5-51.

123. Hener J-S. Die Struktur der Wahrheitserlebnisse und die Wahrheitsauffassungen in Edmund Husserls "Logischen Untersuchungen". Hamburg, 1989.

124. Hintikka J. The Intentions of Intentionality and Other New Models for Modalities. Dordrecht, 1975.

125. Hoche H.U. Handlung, Bewusstsein und Leib. Vorstudien zu einer rien noematischen Phänomenologie. München, 1973.

126. Hofmann P. Empfindung und Vorstellung. Ein Beitrag zur Klärung psychologischer Grundbegriffe. Berlin, 1919.

127. Holms R.H. An Explication of Husserl's Theory of the Neoma // Research in Phenomenology. 1975. N. 5. S. 143-153.

128. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phaenomenologie und Phaenomenologischen Philosophie. l.Buch: Allgemeine Einfuerung in die reine Phaenomenologie // Gesammelte Schriften. Bd. 5. Hamburg, 1992.

129. Husserl E. Kartesianische Meditationen // Gesammelte Werke Bd. 1. Haag, 1950.

130. Husserl E. Logische Untersuchungen. 2.Teil: Untersuchungen zur Phaenomenologie und Theorie der Erkenntnis. Halle, 1901.

131. Janssen P. Edmund Husserl. Einfuhrung in seine Phänomenologie. München, 1976.

132. Thyssen J. Husserls Lehre von den Bedeutungen und das Begriffsproblem. // Zeitschrift für philosophische Forschung. 1959. N. 13. S. 163-186 und S. 438458.

133. Knüfer C. Grundzüge der Geschichte des Begriffs Vorstellung von Wolff bis Kant. Ein Beitrag zur Geschichte der philosophischen Terminologie. Halle, 1911.

134. Köbel H.J. Phänomenologie der Erkenntnistheorie Franz Brentanos. Leipzig, 1971.

135. Küng G. Husserl on Pictures and Intentional Objects // Review of Metaphysics. 1976. N. 26. S. 670-680.

136. Küng G. The World as Noema and as Referent // Journal of the British Society for Phenomenology. 1972. N. 3(1) S.15-26.

137. Küng G. Das Noema als reelles Moment // Phenomenological Perspectives. The Hague, 1975. S. 151-153.

138. Künne W. E. Husserl. Intentionalität // Grundprobleme der grossen Philosophen. Philosophie der Neuzeit. Göttingen, 1986. Bd. IV. S. 163-215.

139. Lad J.F. On Intuition, Evidence and Unique Representation. Stanford University. 1973.

140. Landrebe L. Husserls Phänomenologie und die Motive zu ihrer Umbildung. // Der Weg der Phänomenologie. Das Problem einer ursprünglichen Erfahrung. Gütergloh, 1967.

141. Lembeck K-H. Einführung in die Phänomenologische Philosophie und die erkenntnistheoretische Repräsentation. Bonn, 1929.

142. Leyendecker H. Zur Phänomenologie der Täuschungen. Halle, 1913.

143. Linke P.F. Grundfragen der Wahrnehmungslehre. München, 1918.

144. Lipps H. Untersuchungen zur Phänomenologie der Erkenntnis. 1. Teil: Das Ding und seine Eigenschaften. Bonn, 1927. 2. Teil: Aussage und Urteil. Bonn, 1928.

145. Macann Ch. Genetic Production and Transcerdental Reduction. // Journal of the British Society For Phenomenology. 1971. N. 2. S. 28-34.

146. Marty A. Untersuchungen zur Grundlegung der allgemeinen Grammatik und Sprachphilosophie. Bd. 1. Halle, 1908.

147. Marx W. Die Phänomenologie Edmund Husserls. München, 1987.

148. Mayer-Hillebrand F. Franz Brenytanos ursprüngliche und spätere Seinslehre und Beziechung zu Husserls Phänomenologie // Zeitschrift fur philosophischen Forchung. 1959. N. 13. S. 316-346.

149. Meinong A. Bemerkungen zu E.Husserl "Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie" // Meinong A. Ergänzungsband zur Gesamtausgabe. Kolleghefte und Fragmente. Schriften aus demNachlass. Graz, 1978. S. 287-323.

150. Meinong A. Über Annahmen. Leipzig, 1902.

151. Meinong A. Über Gegenstände höherer Ordnung und deren Verhältnis zur inneren Wahrnehmung. // Meinong A. Gesammelte Abhandlungen. 2. Band: zur Erkenntnistheori und Gegenstandstheorie. Leipzig, 1913. S. 379-469.

152. Meinong A. Über Gegenstandstheorie. // Meinong A. Gesammelte Abhandlungen. 2. Band: zur Erkenntnistheorie und Gegenstandstheorie. Leipzig, 1913. S. 483-530

153. Miller I. The Phenomenology of Perception: Husserl's Account of our Temporal Awareness. University of California. Los Angeles, 1979.

154. Mohanty J.N. Husserl's Thesis of the Ideality of Meanings // Readings on Edmund Husserl's "Logical Investigations" / Mohanty J.N. (Hrsg.) The Hague, 1977. S. 76-82.

155. Mohanty J.N. Intentionality and Noema // The Journal of Philosophy. 1981. N. 78.(11). S. 706-717.

156. Mohanty J.N. Readings on Edmund Husserl's "Logical Investigations". The Hague, 1977.

157. Mohanty J.N. The Concept of Intentionality. St. Louis (Miss.), 1972.

158. Mohanty J.N. The Possibility of Transcendental Philosophy. The Hague, 1985.

159. Morrison J.C. Husserl and Brentano on Intentionality // Philosophy and Phe-nomenological Research 1970. N. 31. S. 27-46.

160. Naess A. Husserl on the Apodictic Evidence of Ideal Laws // Readings on Edmund Husserl's "Logical Investigations" / Mohanty J.N. (Hrsg). The Hague, 1977. S. 67-75.

161. Natanson M. Edmund Husserl. Philosopher of Infinite Tasks. Evanston, 1973.

162. Natorp P. Husserls "Ideen zu einer reinen Phänomenologie" (1917/18) // Husserl /Noack H. (Hrsg.) Darmstadt, 1973. S. 36-60.

163. Pawlowski T. Begriffsbildung und Definition. Berlin; New York, 1980.

164. Pfänder A. Logik. Tübingen, 1963.

165. Pieper H-J. "Anschauung" als operativer Begriff. Eine Untersuchung zur Grundlegund der transzendentalen Phänomenologie Edmund Husserls. Hamburg, 1993.

166. Prechtl P. Husserl zur Einfurung. Hamburg, 1991.

167. Rabanaque L.R. Passives Noema und die analytische Interpretation // Husserl Studies. 1993. N. 10. S. 65-80.

168. Rang B. Repräsentation und Selbstgegebenheit. Die Aporie der Phänomenologie der Wahrnehmung in den Frühschriften Husserls //

169. Phänomenologie heute. München, 1975. S. 105-137 (Phänomenologische Forschungen. Bd. 1.)

170. Reinach A. Was ist Phänomenologie? München, 1951.

171. Sartre J-P. L' imagination. Paris, 1986.

172. Schapp W. Beitrag zur Phänomenologie der Wahrnehmung. Gottingen, 1910.

173. Schmitt R. Transcendental-Phenomenological Reduction // Philosophy and Phenomenological Research. 1959. N. 20. S. 238-245.

174. Schuhmann K. Husserls doppelter Vostellungsbegriff: Die Texten von 1893 // Brentano Studien, Intentionalität, Internationales Jahrbuch der Franz Brentano Forschung / Baumgarther W. (Hrsg) Band 3 (1990/91), Würzburg 1991, S. 119136.

175. Schuhmann K. Intentionalität und intentionaler Gegenstand beim frühen Husserl // Perspektiven und Probleme der Husserlschen Phänomenologie. Beiträge zur neueren Husserl-Forschung. München, 1991. S.46-75. (^Phänomenologische Forschungen. Bd. 24/25.)

176. Schuhmann K. Reine Phänomenologie und phänomenologische Philosophie. Historisch-analytische Monographie über Husserls "Ideen I". Den Haag, 1973. (=Phänomenologica 57).

177. Seebohm Th.M. Kategoriale Anschauung // Logik, Anschaulichkeit und Transparenz: Studien zu Husserl, Heidegger und der französischen Phänomenologiekritik / Orth E.W. (Hrsg) München, 1990. S. 9-47. (^Phänomenologische Forschungen, Bd. 23.)

178. Sigwart Ch. Logik. I. Band. Die Lehre vom Urteil, vom Begriff und vom Schluss. Tübingen, 1924.

179. Smith D.W. Intentionality, Noemata and Individuation: The Role of Individuation in Husserl's Theory of Intentionality. Stanford University. 1971.

180. Smith D.W. Mclntyre R. "Intentionality via Intentions" // The Journal of Philosophy. 1971. N. 68. S. 541-560.

181. Smith D.W. Mclntyre R. Husserl und Intentionality: A Study of Mind, Meaning and Language. Dordrecht; Boston; London, 1982. S. 153-226.

182. Sokolowski R. Displacement and Identity in Husserl's Phenomenology // Husserl-Ausgabe und Husserl-Forschung. Dordrecht; Boston; London, 1990. S. 173-184 (=Phänomenologica 115)

183. Sokolowski R. Edmund Husserl and the Phenomenological Tradition. Essays in Phenomenology. Washington, 1988.

184. Sokolowski R. Husserl's Concept of Categorial Intuition // Phenomenology and Human Science. Supplement to Philosophical Topics. 1981. S. 12-141.

185. Sokolowski R. Husserlian Meditations. Evanstom, 1974.

186. Sokolowski R. Intentional Analysis and the Noema // Dialéctica. 1984. Bd. XXXVIII. S. 113-129.

187. Spiegelberg H. Der Begriff der Intentionalität in der Scholastik bei Brentano und Husserl // Philosophische Hefte. 1936. S. 75-91.

188. Spiegelberg H. Doing Phenomenology: Essays on and in Phenomenology. The Haguem 1975. (= Phaenomenologica, 63)

189. Spiegelberg H. Phenomenology of Direct Evidence // Philosophy and Phe-nomenollogy Research. 1942. N. 2(4). S. 432.

190. Spiegelberg H. The Phenomenological Movement. A Historical Introdaction. The Hague, 1984. (= Phaenomenologica. 5/6.)

191. Stadler Ch. Der Begriff der Intentionalität bei Brentano und Husserl und seine Bedeutung für die Theoriebildung in der Psychologie. München, 1987.

192. Stegmüller W. Methodische Einfuhrung. Stuttgart, 1978. S. 49-95.

193. Stegmüller W. Methodische Phänomenologie. Edmund Husserl in: Hauptströmungen der Gegenwartsphilosophie. Eine kritische Einführung. Stuttgart, 1978. S. 49-95.

194. Stegmüller W. Phänomenologie und analytische Philosophie. // Hauptströmungen der Gegenwartsphilosophie. Eine kritische Einführung. Stuttgart, 1978. S. 86-103.

195. Strasser S. Phänomenologie und Erfahrungswissenschaft vom Menschen. Berlin, 1964.

196. Ströker E. Das Problem der Epoche in der Philosophie Edmund Husserl // Phänomenologische Studien. Frankfurt am Main, 1987. S. 35-53.

197. Ströker E. Husserls transzendentale Phänomenologie. Frankfurt am Main, 1987.

198. Ströker E., Janssen P. Phänomenologische Philosophie. München, 1989.

199. Szilasi W. Einführung in die Phänomenologie Edmund Husserls. Tübingen, 1959.

200. Tugenhat E. Der Wahrheitsbegriff bei Husserl und Heidegger. Berlin, 1967.

201. Twardowski K. Zur Lehre vom Inhalt und Gegenstand der Vorstellungen. Eine psychologische Untersuchug. Wien, 1982.

202. Vongehr Th. Die Vorstellung des Sinns im kategorialen Vollzug des Aktes. Husserl und das Noema. München, 1995.

203. Wagner H. Philosophie und Reflexion. München, 1959.

204. Waldenfels B. Die veractete Doxa. Husserl und die fortdauernde Krisis der abendländischen Vernunft // In den Netzen der Levenswelt. Frankfurt am Main, 1985. S.34-55.

205. Waldenfels B. Mens sive cerebrum. Intentionalität in mentalistischer Sicht // Philosophische Rundschau. 1984. N. 34. S. 22-52.