Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Теория литературы, текстология Специальность ВАК РФ: 10.01.08

Композиция традиционных и нетрадиционных жанров русской лирики середины XIX века

Слонь, Ольга Васильевна — Оренбург, 2007

Целесообразность и эффективность перечисленных методик предстаёт как литературоведческая проблема, которую мы посчитали возможным рассмотреть на материале поэзии H.A. Некрасова, знаковой фигуры для русской поэзии середины XIX века...

Креативная рецепция незаконченных произведений как литературоведческая проблема

Абрамовских, Елена Валерьевна — Москва, 2007

Такая форма творческого диалога с классическим текстом объясняется отчасти читательской психологией — нежеланием мириться с открытым финалом. Этот процесс характерен не только для массового, но и для творческого читателя. Так, В. Набоков устами героя незаконченного романа «Solus Rex» говорил о том, что незаконченная драма A.C. Пушкина «Русалка...

Лирическая циклизация как особый тип текстопостроения

Кулик, Анастасия Геннадьевна — Тверь, 2007

В представленной работе термин «нарративность» используется в исконном этимологическом значении (от лат. narratio - повествование), то есть синонимичен повествовательности. Стремление к повествовательности...

Межтекстовое единство как предмет литературоведческого анализа

Хольмстрем, Ирина Николаевна — Санкт-Петербург, 2007

Предмет исследования - межтекстовое единство как самостоятельное литературоведческое понятие, определяющее природу межтекстовых взаимодействий в творчестве одного писателя...

Особенности сюжетной структуры в авторской сказке и фантастической новелле эпохи романтизма

Максимов, Борис Александрович — Москва, 2007

Предмет исследования. В одном из своих программных заявлений Новалис предлагает вместо традиционных поисков «смысла», заложенного в художественном произведении, обратить внимание на структуру последнего, на законы, по которым функционирует текст. «Роман, как таковой, не содержит определенного результата, он не есть изображение или тезис.Он есть...

Проблема пространственной формы в литературе

Гарбузинская, Юлия Романовна — Самара, 2007

Джозеф Фрэнк не описал, что именно должно лежать в основе связи элементов текста в произведениях «пространственной формы», а из особенностей художественной формы XX века отметил только две: возрастающую роль читателя (то есть необходимый при чтении произведений модернизма «принцип рефлективной референции») и «ненатуралистический стиль», понимаемый...

Система понятий и терминов музыковедения в истории европейской поэтики

Махов, Александр Евгеньевич — Москва, 2007

Поэтологи сохранят в своих схемах платоновско-аристотелевские понятия «мелодии» и «гармонии» даже и тогда, когда первоначальное единство музыки и словесности будет безвозвратно утрачено и тезис о мелодии и гармонии как составных частях поэзии станет уже не слишком понятным и очевидным. Так, Г. И. Фосс (Vossius) в своей поэтике (1647) определяет...

Структура повествования в условиях ненадежного нарратора

Жданова, Анна Владимировна — Самара, 2007

Нужно отметить, что подобного рода «прорывы» не являются исключительно принадлежностью нетрадиционного типа повествования, они присутствовали и в классически организованном нарративе, но спорадически, стихийно, не осознаваясь авторами или, во всяком случае, не помещаясь ими во главу угла. Можно привести несколько характерных примеров...

Теоретико-литературные взгляды В.Я. Брюсова

Калмыкова, Вера Владимировна — Москва, 2007

Разумеется, интерес исследователей к теоретическим исканиям русских писателей сегодня не ограничивается эпохой символизма. В настоящее время в ИМЛИ РАН под руководством Ю. Б. Борева готовится специальное издание, посвященное теоретико-литературным и эстетическим воззрениям различных писателей XX века. Между тем, роль Брю...

Типология художественного времени и пространства в русском романе XVIII - XIX вв.

Шутая, Наталья Константиновна — Москва, 2007

К наиболее фундаментальным объективным характеристикам реальной действительности, отображаемым в художественной литературе, относятся время и пространство. Пространственно-временные отношения так или иначе воспроизводятся в художественном тексте любого жанра, направления и стиля и имеют свои корреляты в любой поэтической системе, однако система...

Трансформация способов изображения внутреннего мира персонажа на рубеже XIX-XX веков

Акопова, Юлия Алексеевна — Ростов-на-Дону, 2007

В данной работе анализируется развитие форм художественного л мышления, в частности, трансформация художественной модели человека и методов изображения героя, в широком гуманитарно-культурном контексте эпохи (конец XIX - начало XX веков...

Фикциональный дискурс в литературе

Черкасов, Роман Владимирович — Самара, 2007

Фикциональность - одна из важнейших категорий художественной литературы - может быть рассмотрена в различных аспектах и отношениях. Во-первых, фикциональность можно рассматривать в ее отношениях к «фактуальности», или «нон-фикциональности»; тогда предметом исследования будет граница между художественной литературой и всем множеством...

Художественный перевод как интерпретация

Богатырева, Екатерина Дмитриевна — Москва, 2007

Перевод является одним из важнейших способов вхождения произведения слова в другую культуру, но он не может существовать без опосредованности переводческой интерпретацией. Подобные трактовки существуют вне зависимости от того, насколько мы считаем их приемлемыми и оправданными. Гораздо продуктивнее не отвергать их категорически, а попробовать...

Читатель как теоретико-литературная проблема

Ковылкин, Андрей Николаевич — Москва, 2007

Гуманистическая направленность рецептивной эстетики стремится настроить эстетический аппарат читателя, придать творческую окраску акту чтения. Такое демократическое видение не сводит чтение к субъективизму, задача которого избежать сложных и противоречивых моментов, но утверждает возможность разговора текста и читателя, что отличает рецептивную...

Эпизод в драматическом и эпическом произведении

Сергеева, Екатерина Евгеньевна — Москва, 2007

Но и данное, предлагающее более четкие ориентиры, определение оставляет открытыми многие вопросы. Являются ли эпизодами «уединенные» монологи действующих лиц в драме? «Внутренние» монологи в эпическом произведении? Фрагменты повествовательного текста в эпике, в которых отсутствуют персонажи (например, пейзажные зарисовки) и, следовательно...

Архитектоника художественного мира лирического произведения

Козлов, Владимир Иванович — Ростов-на-Дону, 2006

Предложенное В.В. Федоровым литературоведческое понимание художественного мира в историко-литературном контексте основано на традиции рефлексии над эстетической природой литературного произведения, расцвет которой пришелся на перелом XVIII-XIX веков. На этот период...

Биографический миф как литературоведческая проблема

Никитина, Ольга Эдуардовна — Тверь, 2006

Принимая в целом представление о мифологичности современного массового сознания, следует все-таки разграничить мифологию архаическую и мифологию современную...

Вариативность и интерпретация текста

Доманский, Юрий Викторович — Москва, 2006

В процессе создания и бытования художественного произведения практически неизбежно появление новых его вариантов, новых текстовманифестантов произведения. Как в фольклоре и древней литературе, в литературе (и шире- словесности) нового и новейшего времени процесс вариативности следует признать тотальным. Однако качественно этот процесс различен в...