Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Теория литературы, текстология Специальность ВАК РФ: 10.01.08

Визуальный облик прозаического текста как литературоведческая проблема

Семьян, Татьяна Фёдоровна — Челябинск, 2006

В последних исследованиях визуальность изучается с точки зрения тендерной теории [Усманова 2000], в аспекте гносеологии [Родькин 2003, 2004]. Исследователи утверждают: «По ряду многих причин сегодня бытие делогоцентрируется, происходит визуализация мира. Текст заполняется изображением. Это не ново для культуры, но современные технологии во многом...

Вторичный текст в лирике

Владимирова, Ольга Александровна — Тверь, 2006

Словари характеризуют переложение, подражание, стихотворения «с», «из», «в духе» и «по мотивам .» очень приблизительно и по-разному. Так, перифраз (переложение) в «Словаре поэтических терминов» Квятковского толкуется как «пересказ своими словами литературного произведения», как...

Герой-двойник и структура произведения

Михалева, Анастасия Андреевна — Москва, 2006

При изучении героя-двойника нас интересуют не только его исторические трансформации, но и его структурное измерение - взаимосвязь с разными уровнями организации произведения. Герои-двойники создают особый тип взаимоотношений между персонажами внутри изображенного мира, определенным образом направляют сюжет. Присутствие в тексте героев такого рода...

Готический канон и его трансформация в русской литературе второй половины XIX века

Полякова, Александра Алексеевна — Москва, 2006

Что же касается понятия «канон», то оно имеет множество самых разных определений, зачастую общих как для произведений изобразительного искусства, так и для литературных текстов. Тем не менее, существует лишь несколько работ, где предпринимаются попытки выявления и определения жанрового канона (да и в этих трудах речь преимущественно идет о...

Жанровый инвариант и его модификации в фольклоре и литературе

Власова, Анна Аскольдовна — Тверь, 2006

Модификации жанра обнаруживаем в творческих авторских экспериментах над ним, которые начинаются еще на пике популярности жанра в 80-е гг. XX в. (например, альбом группы «Пикник» «Танец волка», 1984) и продолжаются по сей день. Таким образом, хронологические рамки нашего исследования можно ограничить следующим образом: 80-е гг. XX в. - нач. XXI в...

Литература пионерской организации: идеология и поэтика

Леонтьева, Светлана Геннадьевна — Тверь, 2006

Огромное количество такой агитационно-пропагандистской литературы было адресовано особой группе внутри советской читательской аудитории — детям. Эта продукция не исчерпывалась тем, что принято называть «детской литературой». Дело в том, что советские дети были пионерами (в возрасте от 10 до 14 лет) или готовились вступить в пионерскую организацию...

Массовая литература

Саморуков, Илья Игоревич — Самара, 2006

Сегодня изучение массовой литературы имеет междисциплинарный характер, т.е. массовая литература может быть осмыслена с разных точек зрения, с позиций разных дисциплин и областей знания о культуре и обществе. В связи с этим необходимым представляется краткая характеристика подходов к исследованию феномена «популярной литературы...

Мотивный комплекс как способ организации эпической драмы

Русанова, Оксана Николаевна — Томск, 2006

Параллельно изменениям в системе «автор - герой» процесс трансформации происходит и в системе «автор - читатель», где ощущается утрата автором доминирующей позиции. Границы художественного текста становятся проницаемыми: включенным в него оказывается не только автор, но и читатель1...

Парономазия в Ветхом Завете

Лифшиц, Александр Владимирович — Москва, 2006

Поэтому, чтобы сделать благозвучие ощутимым (не просто отсутствие затруднения в произношении и слушании, а ощущение легкости или трудности звукового состава), необходимо ввести некоторые звуковые однообразия, что достигается путем повторения фонем (так называемые звуковые повторы)».2 Далее, проиллюстрировав свою мысль несколькими примерами...

Поэтика социально-криминального романа

Угрехелидзе, Валентина Гарриевна — Москва, 2006

В ней мы расширили и конкретизировали сформулированные Н.Д. Тамар-ченко жанровые признаки этого романного типа. В рамках рассмотренной группы произведений, написанных в 1840-х - начале 1860-х годов, в каждом из этих аспектов структуры происходят изменения. Обратившись к различным образцам социально-криминального романа (беллетристике и классике...

Ретроспекция в английской "новой драме": истоки, типология, функционирование

Меркулова, Майя Геннадиевна — Москва, 2006

Определение первоосновы литературной традиции прежде всего исторически связано с возникновением литературных родов и жанров. Так, например, если речь идет о драматургии, то подобной точкой отсчета является древнегреческая трагедия...

Сакральный и поэтический текст как предмет филологической герменевтики

Абрамов, Сергей Рудольфович — Санкт-Петербург, 2006

Поэтическая, как и сакральная, информация измеряется степенью ее противопоставленности иной информации (исходной, прямо означенной, служащей фоном), содержащейся в тексте. Этим теоретически и определяется своеобразие поэтического и/или сакрального текста в ряду жанров, его специфика как «языка в языке» (Поль Валери). Практически, однако, в...

Смыслообразующая функция подтекста в литературном произведении

Чунева, Людмила Юрьевна — Тверь, 2006

Метафоризм, лежащий в основе такого понимания слова «подтекст», обусловливает правомерность целого ряда метафорических синонимов: «второе дно», «подводное течение», «невидимая часть айсберга»1. В результате как подтекст воспринимается все то, что находится за пределами денотативного ряда (то есть все, что непосредственно не эксплицировано в...

Сравнение и его функции в структуре прозаического текста

Камышова, Анна Евгеньевна — Санкт-Петербург, 2006

В контексте изучения основных функций сравнения в художественном тексте проза Брюсова дает богатейший материал для исследования, ведь ее отличает широкое жанровое, тематическое, композиционное, стилистическое разнообразие. Символистский и античные романы, два сборника рассказов, в которых собраны мистические, фантастические, психологические...

Стихотворный сказ как разновидность ролевой лирики: поэтика, история развития

Каргашин, Игорь Алексеевич — Калуга, 2006

В. Виноградов, называя исходные условия формирования сказового способа, также отмечал ориентацию на устное слово и при этом делал существенное уточнение. Он подчеркивал, что для сказа важна имитация устной разговорной речи, которая рождает иллюзию сиюминутного ее протекания: сказ есть "художественная имитация монологической речи, которая воплощает...

Тематические аспекты художественного метода. Русские поэты о Петербурге

Боченкова, Ольга Борисовна — Москва, 2006

Такая мифологическая модель, по мнению исследователя, «создает крайнее напряжение между горним и дольним мирами, совмещающимися в точке инкарнации. Совмещение порождает кентаврический образ города.»8...

Типология "романа о романе" в русской и французской литературах 20-х годов XX века

Суслова, Инга Валерьевна — Пермь, 2006

Говорить об этимологии или авторстве термина «роман о романе» вряд ли имеет смысл, так как он очень «естественен» - точно и просто определяет называемое. Одно из самых ранних его употреблений в отечественном литературоведении находим в работе М.Бахтина «Слово в романе» (1934-1935), посвященной анализу стилистического своеобразия романного...

Художественно-философский неосинкретизм в русской литературе начала XX века

Бальбуров, Эдуард Африканович — Новосибирск, 2006

Феноменологические исследования осветили пространство, где сходятся мир вещей и идей, поставив точку в споре номиналистов и реалистов. Идея - та же вещь, полагаемая в другом модусе сознания. И то и другое суть смысловые и вещественные лики жизни, каковыми она «самоприсутствует» (выражение Э. Гуссерля) в нас, будь то наш ум или наша чувственность...

Эпос, драма, лирика как роды литературы

Михайлов, Михаил Иванович — Москва, 2006

Есть и такие, кто отрицает важность и возможность всякой классификации литературных произведений. Такая позиция характерна для итальянского философа и теоретика искусства Б. Кроче. С его точки зрения, деление литературы на эпос, драму, лирику затрудняет и искажает понимание литературы, имеет лишь узко прикладное значение. Эпос и лирика или драма и...

Эссе как коммуникативная форма: проблемы чтения

Зацепин, Константин Александрович — Самара, 2006

На Западе традиция изучения эссе началась в XX веке с нескольких статей немецких теоретиков, прежде всего работы Георга Лукача «О природе и форме эссе. Письмо к Лео Попперу» 1910 года2. Лукач описывает эссе как жанр повышенной интеллектуальности, обращая внимание прежде всего на критику произведений искусства, форму которой часто обретает эссе...