автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Философия истории в романе Л. Пиранделло "Старые и молодые" и историзм в итальянской литературе на рубеже XIX-XX вв.

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Фарафонова, Дарья Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Философия истории в романе Л. Пиранделло "Старые и молодые" и историзм в итальянской литературе на рубеже XIX-XX вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философия истории в романе Л. Пиранделло "Старые и молодые" и историзм в итальянской литературе на рубеже XIX-XX вв."

ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

005534144

Фарафонова Дарья Сергеевна

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОМАНЕ Л. ПИРАНДЕЛЛО «СТАРЫЕ И МОЛОДЫЕ» И ИСТОРИЗМ В ИТАЛЬЯНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА РУБЕЖЕ

Х1Х-ХХ вв.

Специальность 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (литература народов Европы, Америки, Австралии)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук

З ОКТ 2013

Санкт-Петербург - 2013

005534144

Работа выполнена на кафедре истории зарубежных литератур филологического факулыега Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет»

Научный руководитель: Володина Инна Павловна

ДОКТОр фиДОЛОГИЧССКИХ наук, Профессор

Официальные оппоненты: Сапрыкина Елена Юрьевна

Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела классических литератур, литератур Запада и сравнительного литературоведения Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН

Блохина Наталья Валентиновна

кандидат филологических наук (Генеральное консульство Италии в Санкт-Петербурге)

Ведущая организация: Нижегородский государственный

университет им. Н. И. Лобачевского

Защита состоится «24» октября 2013 года в 16-00 часов на заседании совета Д 212.232.26 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 11, филологический факультет, ауд. 2.^7

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9.

Автореферат разослан «_»_201_г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат филологических наук, доцент

С. Д. Тигаренко

Общая характеристика работы

Луиджи Пиранделло (Luigi Pirandello, 1867-1936) - один из крупнейших итальянских писателей первой половины XX века, лауреат Нобелевской премии (1934), новаторство которого особенно ярко проявилось в области драматургии. Проза писателя составляет неотъемлемую часть его творческого наследия, в которой со всей полнотой нашли отражение его эстетические взгляды. Однако она часто и незаслуженно рассматривается как промежуточный этап пути Пиранделло к апофеозу его театрального творчества1. Между тем его новеллы и романы, безусловно, представляют собой самоценное явление в его эстетической эволюции, заслуживающее самого пристального внимания.

Объектом данного исследования является роман «Старые и молодые» («I vecchi е i giovani», 1913), посвященный событиям периода после объединения Италии (1861). Это самое крупное прозаическое произведение Пиранделло, и, вместе с тем, наименее изученное: в обзорных статьях, посвященных творчеству писателя, неоднократно отмечается, что итальянские исследователи не уделяли должного внимания его изучению2. Это в немалой мере обусловлено идейной и структурной сложностью романа, а также неким устоявшимся среди исследователей представлением о нем как об акте отклонения Пиранделло от провозглашенного им метода «юморизма»3 в сторону развития принципов эстетики натурализма.

Взгляд на роман как на своего рода «анахронизм» в творческой эволюции Пиранделло, как на «шаг назад»4, как на «регрессивное движение в сторону натурализма»5, представляется нам упрощением сложной проблематики этого произведения, не в последнюю очередь предопределившим относительно слабый интерес к нему исследователей творчества писателя. Предметом данного исследования является особая философия истории, выраженная в романе: раскрытие диалектической неоднозначности, лежащей в ее основе, позволяет не только восстановить статус этого произведения в

'Самым значительным среди исследований, выражающих данную точку зрения, является работа итальянского критика и литературоведа Дж. Маккьи. См.: Macchia G. Firandeilo о la stanza deïia tortura. Milano: Mondadori, 1981.

2 Geerts W. "I vecchi e i giovani": la portata del romanzo storico // Pirandello und die europäische Erzahlliteratur des 19 und 20 Jahrhunderts / eds. M. Rossner, F.-R. Hausmann. Bonn: Romanistischer, 1990. P. 50-57. P. 51.

3 См.: Pirandello L. L'umorismo // Saggi e interventi / a cura di F. Taviani. Milano: Mondadori, 2006. P. 775-948. 'BarUli Я. Pirandello: una rivoluzione culturale. Milano: Mursia, 1986. P. 81. Такой точки зрения придерживаются многие исследователи, уделявшие внимание изучению романа (См.-.Geerts W. "I vecchi e i giovani": la portata del romanzo storico. Cit.; Nicolosi F. Su "I vecchi e i giovani" di Pirandello // Le ragioni critiche (19-20), 1976. P. 64-86).

s Battaglia S. Palazzeschi e l'arte dell'anacronismo II Filología e letteratura / a cura di S. Battaglia. Napoli, 1971. P. 501-513. P. 507.

творческой эволюции Пиранделло, но и выявить ранее не раскрытые грани его художественной мысли в непосредственной связи с теми формами, которые обретает рефлексия в области исторического познания на рубеже Х1Х-ХХ вв. Эта философия сложным образом объединяет в себе попытку взгляда на историю как на объективный процесс и одновременное утверждение, посредством повествовательных техник, многообразия взаимоисключающих точек зрения, равноудаленных от постижения

ИСТСрИЧССХСН ПриЗДЫ ИЛИ мС8 р!1С1фиши1С1ДИХ риЗПЫС ГрЗДН ЗТСЙ ДрипДЫI ВИДСНИС)

связанное с утверждающимся в гуманитарной мысли начала XX века представлением о неизбежной деформации объекта вследствие познавательной интенции субъекта6. Научная новизна данной диссертации состоит в совмещении этих двух лишь на первый взгляд взаимоисключающих ракурсов, которое дает возможность рассмотреть осуществление художественного метода Пиранделло, сформулированного им в трактате «Юморизм» («Ь'итопБто», 1908), в применении к историческому пространству. Помимо этого, оно позволяет выявить элементы новаторства писателя в области художественного осмысления исторического опыта относительно предшествующей традиции. В более широком плане на примере исследования данного романа показано, каким образом проявляется в литературе там, где проходят ее зыбкие границы с историей, кардинальная трансформация ключевой в исторической науке и в гуманитарном знании в целом категории рассказа, - трансформация, ознаменовавшая собой поворот в области гуманитарных наук на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Тема национально-освободительной борьбы в Италии и ее результатов, получившая яркое отражение в романе, до сих пор не привлекла к себе должного внимания в России, что подтверждается немногочисленностью работ, посвященных этой проблеме7. В

6 Представление Пиранделло, неоднократно транслируемое в его трудах, о том, что любой рассказ является более или менее произвольной организацией разрозненных элементов действительности и что изучаемый объект неизбежно наделяется свойствами той интерпретационной системы, которая к нему применяется, созвучно заключению Георга Зиммеля относительно методов познания мира и в частности истории, озвученному в его ранней работе «Проблемы философии истории» (1892), в которой нашли отражение тенденции исторической науки на рубеже Х1Х-ХХ вв.: «...мы не потому познаем действительность, что мышление и бытие тождественны, но наоборот, они тождественны потому, что мы их познаем, т. е. потому, что наш рассудок вкладывает свои формы познания в бытие, потому что он создает его в своем представлении согласно тем законам, которые ему необходимы были в целях наблюдения» (Зшшелъ Г. Проблемы философии истории: Этюд по теории познания. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. С. 25. [Курсив мой - Д. Ф.]).

7 Помимо предисловия С. К. Бушуевой к русскому изданию романа, «Старым и молодым» посвящено несколько страниц монографии М. М. Молодцовой, а также статья И. В. Соболевой «Роман Луиджи Пиранделло «Старые и молодые» и его место в творчестве писателя» (См.: Соболева И.В. Роман Луиджи Пиранделло «Старые и молодые» и его место в творчестве писателя // Актуальные проблемы итальянистжи (Сер. «Древняя и новая Романия. Вып. 8). Ред. проф. МЛ. Марусенко. СПб., 2010. С. 238-244).

4

западном литературоведении также еще не существует комплексного исследования, в котором роман бы рассматривался не только как закономерное выражение творческих поисков Пиранделло, но и изучался бы в контексте социально-политической мысли и литературы эпохи8, как попытка ответа на вопрос о причинах духовного упадка, характерного для итальянской действительности на рубеже Х1Х-ХХ веков, связанного с кризисом исторического самосознания после завершения объединения страны. Данное исследовшше ст&вит перед собой задачу восполнить этот «пробел», а также привнести вклад в изучение одного из самых сложных произведений Пиранделло, которое он сам оценивал как наиболее значимое для его творчества9.

Целью данной работы является раскрытие особой философии истории, распространенной в итальянской философской и литературной традиции конца XIX -начала XX в., а также изучение той формы, которую она обретает в творчестве Пиранделло, в непосредственной связи с системой его философско-эстетических взглядов, и способов, с помощью которых это видение раскрывается в структурной ткани и в содержании его романа. Данное исследование также ставит себе целью показать, каким образом в результате осмысления конкретных событий в Италии после ее объединения выводится некий универсальный алгоритм развития, совмещающий в себе отказ от попыток закрепить вечно изменяющуюся жизнь в преходящих «формах» (концепциях и теориях), характерный для иррационалистических течений философии на рубеже Х1Х-ХХ вв., и утверждение идеи цикличности как основного принципа исторического развития.

Задачи диссертационного исследования:

- рассмотрение кризисного состояния европейского сознания на рубеже Х1Х-ХХ вв., отразившегося в ранних теоретических работах Пиранделло и способствовавшего формированию особого, присущего писателю восприятия исторического процесса;

- изучение социокультурного контекста, в котором получила плодотворное развитие теория исторического круговорота Дж. Вико, нашедшая отражение в социально-политической мысли в Италии второй половины XIX в., а также в литературе веризма;

8 Из числа работ, затрагивающих отдельные проблемы интерпретации романа, следует назвать: Bagatti F. Pirandello е la storia: "I vecchi e i giovani" // Ricerche su Pirandello (Quaderno di Inventario, N.2), 1982; Trombatore G. Pirandello e i fasci siciliani // Riflessi letterari del Risorgimento in Sicilia. Palermo, 1960; Borsellino N. L'illusione storica: "I vecchi e i giovani" // Ritratto di Pirandello. Roma-Bari, 1983. P. 143-154; Talulli L. "I Vecchi e i giovani" nella narrativa di Luigi Pirandello. Barí, 19S5; Sdinari С. I vecchi e i giovani U AA.VV. И romanzo di Pirandello / a cura di Lauretta E. Palermo, 1976. Одной из самых авторитетных работ, посвшценных роману в Италии, является статья В. Сшшаццолы: Spinazzola V. II sowersivismo de "I vecchi e i giovani" // И romanzo antistorico. Milano, 2009. P. 80-102.

9 См.: Pirandello L. Nota autobiográfica per un profilo critico // Saggi e interventi! a cura di F. Taviani. Milano: Mondadori, 2006. P. 1109-1111. P. 1111.

- исследование влияния теории политических периодов Джузеппе Феррари, в частности его представления о политическом поколении как о движущей силе истории, на видение исторического процесса Пиранделло;

- исследование философии истории, выраженной в романе Пиранделло «Старые и молодые», как результата сложного синтеза восприятия исторического прошлого в свете идеи цикличности развития и некоей «антиистористской» перспективы, связанной с осознанием невозможности окончательного постижения исторического бытия;

- изучение специфики «антиисторизма» Пиранделло, проявляющегося в утверждении непреходящих законов, благодаря которым драма человечества, разыгрываемая на авансцене истории, предстает как непрестанное кругообразное движение к крушению иллюзий на всех уровнях существования - индивидуально-личностном, социальном, политическом.

В данном исследовании впервые изучается влияние трудов Дж. Феррари на философско-эстетическую мысль Пиранделло. Обращение писателя к различным историко-культурологическим моделям, в частности, к концепции исторического круговорота Вико и к теории политических периодов Феррари, выявленное в ходе исследования, позволяет прояснить теоретическую основу и истоки историко-философских воззрений Пиранделло, ранее также еще не изучавшиеся. Анализ исторического материала, легшего в основу произведения, а также исследование метода его освещения в романе дает возможность более глубинного понимания специфики воплощения в нем конкретных историко-социологических теорий. Эти теории отражают не только состояние гуманитарного знания в Италии на рубеже Х1Х-ХХ веков, но особую социально-политическую ситуацию, способствующую их утверждению.

Помимо новизны предлагаемого ракурса исследования, а также недостаточной степени изученности проблемы, актуальность работы обусловлена тем, что она представляет собой исследование сферы взаимопроникновения литературы, философии, социологии и истории, являющейся важной составляющей литературного процесса. В данной работе на примере романа «Старые и молодые» показано, каким образом в этом взаимодействии литература, благодаря присущим ей специфическим возможностям, схватывает нечто неуловимое, посредством типизации возводя частное в разряд универсального, заполняя те «пустоты истории»10, перед которыми бессильно рациональное познание и которые

10 Ж. Мишле, говоря о «пустотах истории», о моментах ее «трагического молчания», связанных с недостатком фактических данных, подчеркивает роль воображения и интуитивного озарения в прочтении прошлого, вплотную подхода к той зыбкой территории, где историческое познание граничит с

6

лишь интуитивное прозрение творческого духа способно осветить и наделить универсальным смыслом. Такой подход способствует комплексному, целостному постижению историко-литературного процесса, рассматриваемого не в единичности и дискретности различных его проявлений, но как единое движение научного и культурного развития человечества.

Методологическая основа диссертация:

Диссертационное исследование опирается на йсторико-лктсрагурный к сравнительно-исторический метод, а также на методику междисциплинарных исследований.

Методологический подход, взятый за основу в данном исследовании, определен спецификой его предмета, связанного с выявлением способа и особенностей реализации в литературе, с последующим их обогащением, определенных историко-культурологических моделей, порожденных теоретической мыслью соответствующей эпохи, на материале романа «Старые и молодые».

Положения, выносимые на защиту:

1). В связи со сложной историко-политической ситуацией в Италии в конце XIX -начале XX в., связанной с противоречивыми последствиями Рисорджименто, в сфере социально-философской мысли эпохи доминирует теория исторического круговорота, наиболее подробно разработанная в книге Дж. Феррари «Теория политических периодов» («Teoría dei periodi politici», 1874). Автор этого труда применяет сравнительно-исторический метод Вико к социально-политической сфере, выделяя в качестве основной единицы исторического движения политическое поколение, определяющее динамику конкретного социально-исторического процесса.

2). Теория циклического развития общества оказала особое влияние на философско-зстетичеекую мысль представителей веризма, по-своему воплотивших ее в своих произведениях.

3). Роман «Старые и молодые» - одно из самых значимых произведений, посвященных осмыслению исторических последствий Рисорджименто - представляет собой наиболее полное художественное воплощение концепции круговорота и, в частности, теории политических периодов Феррари. На индивидуальном уровне эта концепция обретает форму идеи кругообразного движения от создания неких ментальных конструкций,

литературным вымыслом: именно оно извлекает из небытия «так и не обретших покой» действующих лиц истории, волей случая не оставивших след в памяти потомков, - тех самых «невоплощенных» персонажей, которые на более универсальном, внеисторическом плане «мучали» и Пиранделло, требуя своего воплощения в «истории». (Цит. по: Monod G. La vie et la pensée de Jules Michelet. Paris: Champion, 1923. T. 2. P. 73).

стремящихся запечатлеть жизненный поток в неподвижных представлениях, к их беспрестанному разрушению.

4). В идейной и структурной основе романа «Старые и молодые» проявляются все основные черты уже сложившегося на момент его создания художественного метода Пиранделло «юморизма», раскрывающегося в применении к историческому пространству. В этой связи представляется некорректным определять роман как исторический: он яблястся в полной мере философских».

5). В системе прочтения романа, заключающей в себе много уровней, это произведение можно рассматривать как развернутую метафору разрушения «иллюзий» сознания во временном измерении, то есть как воплощение центрального для эстетики Пиранделло представления о столкновении «формы» с жизненным потоком в масштабе истории.

Теоретическую значимость работы обуславливает разработка методов анализа (генетивный подход в сочетании с использованием сравнительно-исторического анализа), позволяющих осветить ранее не изученные стороны творческого универсума Пиранделло; определение целого круга понятий (исторический круговорот, концепция политического поколения и проч.), как ключевых для понимания историко-философской позиции Пиранделло. В более широком плане теоретическую значимость работы составляет расширение представлений о взаимодействии таких форм рефлексии как литература, история и философия в гуманитарном пространстве на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Научно-практическую значимость диссертации определяет возможность использования материалов и результатов исследования для дальнейшего изучения творчества Пиранделло, при чтении общих курсов по истории западноевропейской литературы, по истории итальянской литературы XX в., при составлении спецкурса по теме произведенного исследования, а также при изучении пограничных областей гуманитарного знания, таких как взаимодействие литературы и философии в Италии на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Апробация исследования

Основные положения работы нашли отражение в докладах «Историзм в творчестве

Джованни Верги» и «Образ "сильной личности" в романе Л. Пиранделло "Старые и

молодые"», прочитанных на аспирантских семинарах при кафедре истории зарубежных

литератур СПбГУ (2010, 2012), «"Покойный Матгиа Паскаль" Л. Пиранделло.

Путешествие как метафора нравственного пути героя» (Межвузовская научно-

методическая конференция филологического факультета СПбГУ, 2009), «Пиранделло и

8

Сервантес: рефлективные порождающие модели» (XXXII Серваптовскке чтения, Пушкинский дом, Санкт-Петербург, 2010), «Л. Пиранделло. От кризиса нарративных форм к трагедии персонажа "вне истории"» (Межвузовская научно-методическая конференция филологического факультета СПбГУ, 2013). Работа была также апробирована на аспирантских коллоквиумах в рамках научной стажировки в Институте итальянских исследований (Университет Итальянской Швейцарии, г. Лугано), подготовкой и чтением докладов «II problema della filosofía délia storia nelle opere di Lîligi Pirandello» («Проблема философии истории в произведениях Луиджи Пиранделло»), 2011, и «Pirandello lettore di Pascal. Premesse al Fu Mattia Pascal» («Пиранделло читает Паскаля. Вступительное слово к роману "Покойный Матгаа Паскаль"»), 2012.

Структура работы определена целями, задачами и выбранными методами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Основное содержание диссертации

Во введении приводится обоснование актуальности избранной темы, определяются задачи и цели исследования, представлен подробный обзор его теоретических источников, а также характеризуется степень изученности проблемы. Сформулированы и проанализированы предпосылки постановки данной проблемы, посредством рассмотрения особенностей политической ситуации в Италии по завершении Рисорджименто и освещения особого ракурса, в котором представлен кризисный момент европейской - и в частности итальянской - духовной культуры в ранних теоретических работах Л. Пиранделло.

В первой главе «Восприятие теории исторического круговорота в итальянской философской и литературной традиции второй половины XIX в.» рассмотрено влияние концепции цикличности развития, впервые полно сформулированной Дж. Вико, на общественно-политическую мысль эпохи, а также ее применение в художественной практике веризма. Очертания, которые обретает эта идея в контексте идеологии только что объединившейся Италии, обусловлены потребностью объяснить динамику развития исторического процесса в Италии и определить дальнейшие его пути в такой ключевой его момент, как Рисорджименто, а также в период, следующий за ним.

В первом разделе особое внимание уделяется проблеме, поднятой в книге Джузеппе

Феррари «Теория политических периодов» (1874), в которой ученый, опираясь на

философское наследие Вико, сформулировал свою собственную теорию политического

9

развития нации. В своем труде Феррари осуществляет подробнейший анализ истории отдельных наций, с целью выявить единые закономерности исторического развития, а также представить феномен революционного всплеска как неизбежную и центральную его стадию, задающую социальной динамике определенный ритм.

В предисловии Феррари говорит о том, что толчком к его масштабному исследованию послужила необходимость осмысления исторического момента, переживаемого Италией, г. ппдыо определения ее положения на кругообразной временной шкале, выявленной б результате сравнительного анализа историй многочисленных наций. Ключ к прочтению современности Феррари находит в трудах Макиавелли и Вико: «Макиавелли осмысляет события своей эпохи; философия Вико, обращаясь к гераклам, орфеям и сфинксам античности, помогает нам разгадать мифологию наших дней»11. Такое видение подкрепляется идеей повторяемости истории («Еще Аристотель, - замечает Феррари, -говорил об определенной регулярности, с которой в ходе истории правительства сменяют друг друга»12), которую он развивает через доказательство равности временных промежутков между революциями в Италии (см. его работу "Storia delle rivoluzioni d'Italia", 1872). В данном же труде его теория, «освободившись от бремени повествовательности, через точность расчетов стремится к универсальности чистой науки»13.

Примечательно, что и в масштабе отдельной личности - и это заключение представляется нам особенно важным - Феррари видит действие универсальных законов, определяющих жизнь общества или нации: в том, и в другом случае динамика развития в метафизическом плане может быть описана как «механическая смена фаз самообольщения и последующего разочарования, развенчания иллюзий»14. Этот мотив станет ключевым в романе Пиранделло «Старые и молодые», в котором драма целого поколения становится символом краха иллюзий как вневременного, универсального закона человеческого бытия - состояния, к которому стремится любое единичное существование, независимо от эпохи и конкретных исторических обстоятельств.

«Поколение, - пишет Феррари, - первый и самый важный элемент вечного возвращения истории. [...] В разные эпохи, в разных условиях каждое поколение повторяет одну и ту же драму»15. Таким образом, поколению отводится роль движущей силы истории, которая

11 Ferrari G. Prefazione // Teoría dei periodi politici. Milano-Napoli: Hoepli, 1874. P. VIII. [Перевод мой - Д. Ф.].

12 Ferrari G. Teoría dei periodi politici. Op. cit. P. 22.

13 Ibid.

14 Ibid. P. 23.

15 Ibid. P. 7.

в немалой мере определяет особенности той или иной фазы развития. Однако характер

этой силы - сугубо механический: каждое поколение неосознанно выполняет функцию,

заданную данным этапом развития. «Каждые тридцать лет поколения обновляются вместе

со сменой правительства; каждые тридцать лет зарождаются новые политические

движения; каждые тридцать лет развивается новая драма с новыми героями; наконец,

16

каждые тридцать лет происходит завершение того или иного политического процесса» . лтшГСЛЬ О скрытом рИТМе, ОПрСДСЛЯЮЩСМ Смену ПОЛИТИЧССКИХ ЭПОХ, а ТаЮис идбд поколения и его роли в жизни общества и в истории в целом будет особенно чутко воспринята Пиранделло и отражена в его романе.

Продолжительность социальной активности поколения, как показывает Феррари, совпадает с периодом жизнедеятельности того или иного правительства, господством определенной идеологии, сформированной в этот период. Новое поколение, таким образом, создает новый тип мировоззрения. Однако круговая динамика развития, присущая социальным процессам, препятствует его вечному господству: длительность существования любого правительства, выражающего идеологию данного поколения, подобно периоду жизнедеятельности живого организма, строго детерминирована - но не биологическими законами, а законами саморегуляции общества.

Особенно важными для Пиранделло оказываются окончательные выводы Феррари, в которых он опирается на диалектику Гегеля: любая динамика рождается из внутреннего противоречия; в масштабе государства развитие обеспечивается балансированием между двумя полюсами - консервативным полюсом и революцией, а точнее - чередованием тенденций, каждая из которых стремится к одному из полюсов.

Применив гегелевскую диалектику, Феррари показывает, что четыре фазы периода соответствуют стадиям утверждения определенного принципа через отрицание. Период он рассматривает как проявление некоей высшей целесообразности, внешней по отношению к субъекту ее воплощения: «...период - это закон, необходимость, неизбежная по той же причине, по которой невозможно постичь истину, не пройдя через стадию заблуждения [...]. Механизм, который предопределяет четыре фазы периода, - и есть это движение к истине через заблуждение»17. Именно этот принцип Пиранделло положит в основу своего понимания динамики истории и развития общества, на макроскопическом уровне воплощающей закон утверждения истины через отрицание.

161ыа.р. 16.

17 Реггап в. Теопа репосН ро!Шс1. Ор. ей. Р. 189.

Пиранделло также воспринял и использовал в своем романе идею тождества, связывающего единым принципом становление отдельного индивида и процесс развития общества, - идею, выраженную Феррари: «Четыре основных момента, через которые истина являет себя - рождение, утверждение, борьба с ошибкой и победа над ней, - в масштабе индивидуума быстро сменяют друг друга. Но общество живет ритмом правительства, которое им руководит; политические перемены определяют циркуляцию идей. [...] Переход от утверждения к отрицанию, [...] сменяющих друг друга в движении к относительной истине периода, занимает четыре поколения»18.

Позиции Пиранделло и Феррари сближает также видение исторического процесса как некоего театрального действия, разворачивающегося на сцене бытия. История - это драма, со своими героями, декорациями, развитием - драма, которая разыгрывается в пределах одного поколения и которая обретает свою цельность и высший смысл в его свете. Идея поколения сцепляет и объясняет беспорядочно раскиданные факты повседневности, создавая из них органичную картину, которая станет частью полотна истории.

В романе «Старые и молодые» отчетливо звучит мотив «предписанности» ролей, которые вынуждены играть его герои в данный исторический момент: здесь проявилась мысль Феррари о том, что каждому поколению задана плоскость и границы, в которых ему предстоит разворачивать свою историю, в зависимости от стадии, которую оно собой олицетворяет. Таким образом, по мысли философа, воспринятой Пиранделло, все роли распределены заранее самой логикой и необходимостью исторического процесса. Драма разыгрывается по предписанному сценарию, и конец ее совпадает с началом новой пьесы, открывающим следующую фазу.

Каждая эпоха, утверждает Феррари, порождает «своего» персонажа. Когда персонаж переживает собственный век, он как бы «выпадает» из современности, смутно ощущая неуместность собственной роли в контексте новой драмы.

С другой стороны, говорит Феррари, необходимо извлечь из забвения героев прошлого, рожденных в те драматические моменты, когда «сама история замолкает», и силой творческого прозрения воскресить, или, скорее, даровать им жизнь в коллективной памяти народа. Так, в масштабе истории возникает мотив «персонажей в

1! 1Ы4 Р. 190.

поисках автора»19 - творца, который «включил» бы их в разворачивающуюся драму, придал бы смысл их существованию.

В романе «Старые и молодые», таким образом, находит воплощение идея Феррари о пагубности попыток перенесения принципов одной эпохи в контекст другой, а также мысль о необходимости органичного исполнения «ролей», предписываемых историей. Именно в таком исполнении, по мысли философа, лежит залог целесообразности ее

Способность «разгадать» собственную роль, соответствующую логике исторического момента, и последовательно ее исполнить, определяет принцип распределения основных персонажей в романе «Старые и молодые». Кто-то способен воспринять веяния эпохи и, не теряя внутреннего нравственного стержня, следовать им (Коррадо Сельми); кто-то, несмотря на свое героическое прошлое, в изменившихся обстоятельствах оказывается «подобен рыбе, выброшенной на берег»20, будучи не в состоянии применить свой «революционный» потенциал в новых исторических условиях (Франческо д'Атри).

У Пиранделло исторический процесс и индивидуальное развитие личности определяются ритмом движения от создания иллюзий к их полному разрушению. Элемент повторяемости придает этому процессу кругообразный характер, обеспечивающий постоянство этого движения: само человеческое сознание устроено таким образом, что оно беспрестанно генерирует «иллюзии», в которых оно стремится исчерпать реальность и которым рано или поздно суждено развеяться. В масштабе истории эти иллюзии обретают форму глобальных ценностных систем, господствующих в ту или иную эпоху. К роману «Старые и молодые», в котором воплощено это совмещение индивидуально-личностного и исторического планов, исчерпывающим эпиграфом могли бы быть слова Феррари: «Человек рождается, живет, умирает; сын продолжает дело отца, проходит через те же испытания, переживает те же взлеты и падения - чтобы прийти в итоге к безутешному прозрению опыта»21.

Обращение к теории Феррари позволило нам уяснить динамику развития общественно-политической мысли во второй половине XIX века, - в особенности, то ее

19 Впервые Пиранделло формулирует мысль о персонаже, жаждущем воплотиться в творчестве автора, оставив таким образом след в истории, в годы работы над романом «Старые и молодые», а именно в рассказе «Трагедия персонажа» («La tragedia di un personaggio»), написанном в 1911 г.

20 Пиранделло Л. Старые и молодые. Л.: Художественная литература, 1975. С. 241.

21 Ferrari G. Teoría dei periodi politici. Op.cit. P. 7-8. [Курсив мой - Д. Ф.]

13

направление, которое повлияло на формирование философии истории Пиранделло, нашедшей наиболее полное воплощение в романе «Старые и молодые». Роман является своего рода иллюстрацией идеи механичности стадиального развития, проявляющегося на всех уровнях существования, - в той форме, в которой на теоретическом плане ее развивает Феррари. В его идейном содержании присутствует и мысль о распределении ролей на сцене истории в рамках периода, и совмещение индивидуального и общественного планов с выявлением единой динамики развития (в философском плане - движение от заблуждения к истине), и мысль о бесполезности попыток идти вразрез с логикой исторического момента.

Во втором разделе главы рассматривается форма воплощения теории исторического круговорота в литературе веризма. Представители этого литературного направления (Дж. Верга, Л. Калуана, Ф. Де Роберто) восприняли идею цикличности развития в детерминистском ключе, уподобляя общество живому организму.

Джованни Верга (1840-1922) подчеркивал эволюционный характер круговорота, отрицая, однако, его «оптимистическую» сторону, связанную с утверждением прогресса как безусловно положительного движения от менее развитых к более развитым формам бытия. Он выявлял драматизм этого процесса, несущего улучшение условий существования на уровне всего человечества, но часто оборачивающегося крахом отдельной личности.

В данном разделе мы рассмотрели, каким образом в цикле романов «Побежденные» Верга воплотил свой взгляд на прогресс как на механический процесс, поглощающий отдельные судьбы, а также представление о возможности нравственного развития исключительно благодаря возвращению к истокам. В возврате к традиции, к патриархальной старине Верга видит залог духовного возрождения крестьянства как здоровой основы общества: лишь это внутреннее самосовершенствование даже в масштабе отдельной личности способно придать глубинный нравственный смысл всему процессу становления человечества.

Представление о неизменности глубинных законов исторического процесса при видимости качественного развития Верга убедительно воплотил в своей новелле «Свобода» («ЫЬегЙ», 1883), в которой утверждается идея бессмысленности политической борьбы как насильственного преобразования действительности.

Отрицание политической борьбы, а также видение истории как кругообразного

движения отразилось и в творчестве другого крупного представителя веризма,

Федерико Де Роберто. В данном разделе показано, как в самом крупном своем романе,

14

«Вице-короли» («I Уюегё», 1894), Де Роберто проводит идею бессмысленности вторжения в ход истории, а также о пагубности попыток кардинального преобразования действительности. В отличие от Верги, однако, для Де Роберто история не исчерпывается повторением прошлого. В ней также действуют биологические законы, обуславливающие обновление всего сущего: так, посредством оцисания вырождения родовой аристократии, представленной династией Удзеда в его романе, Де Роберто опровергает идею абсолютной повторяемости истории»

После рассмотрения разных форм бытования идеи исторического круговорота в итальянской философской и литературной традиции во второй половине XIX в. формулируются основные выводы о причинах широкого распространения этой теории в данный период истории, а также выявлен специфический характер взаимодействия литературы и общественно-социальной мысли эпохи.

Во второй главе «Философия и эстетика Пиранделло» рассматриваются истоки эстетического кредо писателя, а также предпосылки его особого видения исторического процесса, воплотившегося в романе «Старые и молодые».

Уже в раннем поэтическом творчестве Пиранделло проявляется своеобразное видение действительности во множественности и «несовместимости» формирующих ее ракурсов. Острое ощущение сосуществования в любом явлении противоречивых тенденций Пиранделло назовет «чувством противоположного», которое ляжет в основу ключевой для его художественного метода категории рефлексии: внимание с доминирующего качества объекта как бы смещается на его «тень», или же на качество, противоречащее этой господствующей черте, в которой сознание невольно стремится исчерпать характеристику данного явления. Факт или явление, находящееся в фокусе художественного сознания, теряет, таким образом, свою однозначность, раскрываясь в своей внутренней противоречивости. Так, и сама идея «правды» подвергается переосмыслению: «истина» оказывается понятием конвенциональным, зависящим от системы отсчета, условий рассмотрения и характеристик субъекта, ее постигающего. В этом и состоит основной момент расхождения мысли Пиранделло с эстетикой веризма, в которой ключевым является представление о некоей неизменной объективной реальности, которую художник ставит себе задачей воплотить в своем произведении. Для Пиранделло истина как раз состоит в том, что не существует единой для всех истины: мир состоит из множества реальностей, порой не соединимых между собой, - и

эта множественность миров, порожденных соответствующим количеством сознаний, оказывается в центре его творческой интенции.

Особенное внимание в своих ранних статьях Пиранделло уделяет феномену сознания, которое привлекает его не только как объект изучения на уровне художественного выражения, но и как источник творческих процессов, порождающий не соединимые между собой состояния, объективирующиеся, в случае творческого сознания, в идеи и s персонажи. 5 зтсм выразился интсрсс писателя к достижениям французской психиатрии, в частности, к книге А. Бине «Изменения личности» ("Les altérations de la personnalité", 1892)22, во многом ставшей теоретической основой его творческих исканий. Один из важных выводов Бине в его исследовании о состояниях сознания Пиранделло положит в основу своего видения личности: «Границы нашей памяти и сознательного бытия не являются абсолютными. За ними кроются неведомые нашему обычному состоянию воспоминания, ощущения, переживания. То, что мы о себе знаем, есть лишь малая часть того, что мы на самом деле из себя представляем»23. Эта мысль, не раз звучащая и в новеллах Пиранделло, станет одной из основополагающих в его эстетике. Посредством разрушения представления о целостности личности утверждается также и идея многоликости правды, которая, воспринятая сквозь призму разных состояний сознания, предстает всегда в разных обличиях.

Начиная с 1900-х годов в развитии мысли Пиранделло наблюдается «движение к абсолютизации роли субъекта в процессе познания, вплоть до признания за ним функции конструирования реальности»24. Не только мышление, но даже простой акт восприятия всегда связан с автоматическим упорядочиванием воспринимаемого объекта, то есть является организацией его разрозненных частей в некое законченное смысловое целое. Следовательно, утверждает Пиранделло, в функциональном плане он сродни творческому акту. В этом смысле восприятие и есть воссоздание действительности, лишенное, однако, эстетического элемента - осознания «искусственности», «сделанности» его объекта, волевого движения духа, преображающего материю.

22 О влиянии трудов этого автора на формирование эстетической концепции Пиранделло см.: Di Lieto С.

Pirandello, Binet е Les altérations de la personnalité. Napoli: Esselibri, 2008. a Pirandello L. L'Umorismo // Saggi e interventi. Op. cit. P. 938.

24 Viceniini C. L'estetica ai Luigi Pirandello. Milano: Mursia, 1970. P. 28. Во второй главе романа «Покойный Матгиа Паскаль» главный герой, полемизируя с доном Элиджио Пеллегринотто, иллюстрирует мысль об определяющей роли субъекта в формировании объекта, утверждая, что когда человек не знал о том, что земля вращается, она будто бы и не вращалась вовсе.

История также является организацией изначально разрозненного материала в некое единое смысловое целое, определяемое законами повествования. В этом плане литература и история, говорит Пиранделло, соприкасаются друг с другом, представляя собой схожие способы познания действительности. Кризис традиционных нарративных форм, в равной мере проявившийся и в литературе, и в истории, выявляет это тождество. Предпосылкой к этому кризису, по мысли Пиранделло, явился коперниковский поворот гуманизма, когда на смену птолемеевской системе мироздания с землей в центре приходит сознание периферийного и зависимого ее положения. Проклиная Коперника, герой романа «Покойный Матгиа Паскаль» заявляет о невозможности «даже в шутку» последовательно изложить собственный жизненный опыт. Это связано с осознанием невозможности объективного «антропоцентрированного» повествования, поскольку вместе с иллюзией «центральности» человека в мироздании безвозвратно утрачен идеал «позитивного» героя, хозяина собственных действий, вокруг которого выстраивается фиктивный мир, основанный на строго определенных иерархических отношениях. В новом типе повествования, теперь единственно возможном, руководит принцип фрагментации изображаемой реальности, вскрытия ее противоречий посредством разрушения ее иллюзорной целостности, как и самих способов ее представления. Здесь немаловажную роль играет ключевая характеристика художественного метода Пиранделло, а именно -рефлексия, представляющая собой фундамент авторского сознания и сознания персонажа: она «прерывает спонтанное движение, которое складывает в органическое целое идеи и образы»25, возводя в принцип самоотстранение26.

Само устройство человеческого сознания таково, что оно воспринимает мир дискретно, не в его гармоничной цельности, но в форме представлений, понятий, идей27. Задача писателя, следующего «юмористическому» принципу в понимании Пиранделло, заключается в том, чтобы обнажить надуманность этих построений, их противоестественность ходу вещей, который представляет собой единый поток бытия. «Жизнь - это непрерывный поток, который мы стараемся остановить и зафиксировать в определенных неподвижных формах внутри и вне нас, потому что мы сами являемся

25 Pirandello L. L'Umorismo II Saggi e interventi. Op. cit. P. 918.

26 OS этом см.: Фарафокова Д. С. Пиранделло и Паскаль. «Самоотстраняющая» способность мысли как источник творческих процессов // Вестник СПбГУ, серия 9. Вып. 4. - СПб., 2011. С. 66-74.

27 Здесь мысль Пиранделло близка основным выводам труда Бергсона «Опыт о непосредственных данных сознания» ("Essai sur les données immédiates de la conscience", 1888).

17

застывшими формами, которые все же могут следовать за жизненным потоком, пока движение, постепенно замедляясь, не остановится в нас окончательно»''0.

Формы сознания невозможно разрушить полностью, однако можно осознать и проиллюстрировать их условность. Рефлексия здесь играет роль «дьяволенка, который разбирает на части любое представление, привнесенное чувством, обнажает его структуру, чтобы изучить ее; извлекает из этой конструкции пружину и наблюдает, как

________________________29 __________________Т-Г_______'_ .... . _

ûHû С Треском ршлшшлаь!^ . icivi ne mwivu, и îuuui зрешш пиранделло, не следует

расценивать рефлексивное осмысление творческого акта как нечто ему

противоестественное: оно составляет с ним единое целое, передавая ощущение

утратившей цельность картины мира и последующей неизбежной деформации объекта

изображения, в целом свойственной всему искусству и литературе XX века.

Иллюзия единства разрушается и на уровне структуры произведения: в романах Пиранделло «нет единого стержня повествования, а замедленное развитие действия создает ощущение растянутого времени, в котором случайное сцепление обстоятельств выступает как главный двигатель происходящего»30. В подобной технике воплощается и взгляд Пиранделло на историю как на процесс становления человечества: все попытки его постичь так или иначе связаны с произвольным упорядочиванием хаоса, с освоением непостижимого пространства прошлого посредством отвлеченных схем, относительность которых писатеяь-«юморист» ставит себе целью вскрыть.

Третья глава «Роман JI. Пиранделло «Старые и молодые» состоит из пяти разделов.

Первый раздел главы посвящен замыслу и истории создания романа. Противопоставление поколений, лежащее в основе романа и получившее отражение в заглавии, занимает мысль Пиранделло уже в 1893 году, в период тех бурных событий на Сицилии, которые лягут в основу повествования. Корень трагических противоречий, захлестнувших современную ему эпоху, Пиранделло, следуя мысли Джузеппе Феррари, видит в незыблемом законе цикличности процессов - как природных, так и историко-социальных: после бурного кипения сил неизбежен застой, и поколение, которому выпал жребий жить в такой период, обречено на бездействие. Особенно ощутимым это бездействие оказывается в момент объективной необходимости действия - как то произошло в эпоху после завершения объединения Италии, когда следовало довести до

2! Pirandello L. L'Umorismo // Saggi е interventi. Op. cit P. 938. и Ibid. P. 922.

30 Володина И. П. "Маски" и "лица" персонажей Пиранделло // Пиранделло JI. Избранные произведения. М., 1994. С. 555-573. С. 564.

логическою конца дело, начатое представителями предыдущего поколения. После пика напряжения, приходящегося на период активности «революционного» поколения, согласно теории Феррари, всегда следует спад, и здесь мысль Пиранделло весьма созвучна его рассуждениям: «В этом правиле нет исключений: за поколением бунтарей всегда следует поколение рефлексивных созерцателей - измельчавших, бездействующих и слабых. [...] Любая попытка воскресить славное прошлое

. ггтл1 го>п < т та

концов терпит крах»31. Ничто не может противостоять универсальности закона развития, имманентного самой истории: «каждое поколение должно пережить свою драму»32, и драма эта оказывается особенно горькой для тех, кому выпало на долю жить в следующий за бурным расцветом момент застоя или упадка. Период после Рисорджименто как раз и явился таким моментом, особенно остро переживаемым соответствующим поколением: на его глазах произошло крушение идеалов великого прошлого, которое оно оказалось не в силах предотвратить. Именно в этом контексте стоит понимать намерение Пиранделло «выразить горькую драму [его] поколения»33, вылившееся в создание романа.

С другой стороны, в годы работы над романом Пиранделло говорит о произвольности попыток постичь исторический опыт объективно, так как прошлое всегда реконструируется посредством связного повествования, и следовательно, подчиняется его законам. История для него - это «идеальная конструкция, состоящая из элементов, отобранных в соответствии с характером, предпочтениями, стремлениями, мнениями историков, что делает ее совершенно бесполезной применительно к постижению самой жизни, которая движется вперед с присущей ей хаотичностью и бессвязностью»34. Приблизиться же к «постижению самой жизни», по мнению писателя, может помочь принцип фрагментирования, намеренного многоракурсного представления объекта, свойственный обоснованному им методу «юморизма». Такой подход, по мысли Пиранделло, обусловлен тем, что факт сам по себе, вне сознания, его охватывающего, не может существовать, он - «пустой мешок», который заполняется представлениями воспринимающего сознания и в определенной мере наделяется его свойствами. Поэтому история (воспринятая сознанием

31 Ferrari G. Teoría dei periodi politici. Cit. P. 164.

"ibid. P. 7.

33 См.: письмо Пиранделло к У. Ойетга от 18 декабря 1908 г. (Pirandello L. Carteggi inediti / a cura di S. Z. Muscarà. Roma: Bulzoni, 1980. P. 29).

34 Pirandello L. Da lontano // Saggi, poesie, scritti vari. P. 1067.

19

совокупность фактов прошлого) как объективная данность невозможна; она существует лишь как отвлеченная конструкция. Здесь следует отметить параллель, которую Пиранделло проводит между историей как мировым процессом и историей как рассказом35 - идея, восходящая к сформулированному Мандзони видению истории как «славной войны против времени»36, поскольку она запечатлевает в вечности, в упорядоченной форме рассказа, то, что иначе кануло бы в реку забвения.

Преображающая сила творческого прозрения, ¿¿¡¿¡¿¡л^

проникающая в суть вещей, привносит упорядоченность и смысл в то, что по природе своей бесструкгурно и бесформенно.

В свете этих рассуждений роман «Старые и молодые» предстает не просто как попытка осмыслить недавнее прошлое, но и как сознательное намерение смягчить «горечь» этой драмы, сделав факты недавнего прошлого достоянием истории, вместе с тем придав им завершенность и единство художественного замысла.

Второй раздел главы посвящен вопросу о жанровом своеобразии романа «Старые и молодые», который рассматривается в контексте эволюции исторического романа в Италии.

Как в основе исторического романа Мандзони, так и в основе романа о современной истории лежит представление о содержании истории как о закономерном, непрерывном, необходимым во всех своих процессах становлении человечества. Задачей писателя является установление внутренней связи между разрозненными фактами действительности, выявление «непрерывного развития однородных явлений и их взаимной обусловленности»37.

К концу XIX века резко меняется взгляд на исторический процесс, понимаемый теперь не как поступательное движение, но как борьба непостижимых сил, которая обретает разный смысл в зависимости от точки зрения и способа ее описания.

Роман Пиранделло «Старые и молодые» являет собой яркий пример отхода от принципа линейности повествования как иллюстрации нелинейности самого исторического развития, что дало возможность итальянскому ученому В, Спинаццоле

35 Здесь Пиранделло в известном смысле предугадал универсальность категории текста, фундаментальную для историографии 20 века: историография больше не претендует на достоверное воссоздание прошлого (как в 19 веке того требовал Леопольд Ранке, утверждавший необходимость писать историю «такой, как она была»), но изучает возможные методы этого воссоздания, признавая невозможность объективного отвлеченного знания о прошлом. Так, ключевой здесь становится категория текста - не как статичная данность, но как развивающаяся по имманентным ей законам структура, которая своей внутренней логикой определяет собственный объект.

36 Tutte le opere di Alessandro Manzoni /a cura di A. Chiari e F. Ghisalberti. Vol. И. Milano, 1954. Р. 3.

37 Реизов Б. Г. Франпузский исторический роман в эпоху романтизма. М.: Гослитиздат, 1958. С. 290.

говорить об «антиисторичности» романа38. В этом состоит его основное отличие от исторического романа в его классическом варианте. Пиранделло изображает одни и те же события через призму восприятия разных персонажей, высвечивая их неоднозначность, представляя их во множестве различных взаимоисключающих ракурсов. В этой связи у читателя рождается ощущение многомерной реальности, а точнее - множества реальностей, на которые распадается некогда единая картина бытия. У Пиранделло этот процесс выглядит как конгломерат отдельных историй, среди которых ни одной не отдается предпочтения как наиболее близкой к некоей высшей истине.

Несмотря на внешнее соответствие некоторым принципам исторического романа - в его основе лежат реальные исторические события, воссозданные посредством детального изучения документов, семейных архивов и исторических свидетельств, действие разворачивается в пределах четких временных рамок, - роман «Старые и молодые» нельзя в полной мере считать историческим. В нем отрицается поступательный и линейный характер истории. Суждение героя романа Космо Лаурентано, финальным аккордом звучащее в этой «многоголосой драме», произнесено с некоей «надвременной» позиции, «упраздняющей» историческую перспективу: оно утверждает тщетность иллюзий, которые человек принимает за высшую истину - и, следовательно, бессмысленность попыток извлечь какой-то урок из истории, кроме того что каждому суждено пройти свой круг освобождения от этих иллюзий: «Одно только грустно, дорогие мои: грустно, когда вы поняли смысл игры! Я говорю об игре насмешливого бесенка, который есть у каждого из нас внутри и который развлекается тем, что представляет нам как внешнюю реальность все то, что немного спустя он же раскроет как иллюзию. [...] Нужно жить, то есть обманываться, предоставив насмешливому бесенку играть внутри нас, покуда он не устанет; и помнить, что все это пройдет... пройдет...»39. Все линии романа, многие из которых едва прочерчены, в то время как другие, не столь значимые для фабулы, вынесены на первый план, рисуют это движение к крушению иллюзий, к столкновению лицом к лицу с хаосом бытия, исключающему возможность целостного и гармоничного постижения действительности.

38 См.: Spinazzola V. И sowersivismo de "I vecchi е i giovani" // Spincazola V. Romanzo antistorico. Roma: Editori riuniti, 1990. P. 80-102.

39 Пиранделло Л. Старые и молодые. С. 434.

«Антиисторическим» роман является и в том плане, что, в противовес историческому роману, неотъемлемой и обязательной частью замысла которого является утверждение национальной идеи, в нем обнажается неоднозначность подобной идеологической установки, особенно ощутимая в момент подведения итогов национального объединения. Централизация государства пагубно сказывается на состоянии отдельных областей: политическое объединение не решило социальных проблем, скорее послужив фактором их обострения, что больше всего сказывалось в таких обнищавших областях, как Сицилия40. Подробно описанный в романе эпизод скандала в Римском банке, в котором оказались замешаны бывшие герои-гарибальдийцы, вошедшие в состав парламента, развеял миф об абсолютном благе, которое несло в себе национально-освободительное движение, окончательно утвердив «банкротство патриотизма»41.

Отказ от линейной исторической перспективы в романе Пиранделло напрямую связан со смещением внимания в область вневременных универсалий человеческой жизни, с утверждением непреложных законов бытия, проявляющихся на всех стадиях истории. Но и сам способ повествования, осуществляемого посредством постоянных отступлений, дегрессий, через сложное многоголосие его персонажей, воплощает собой идею многомерности исторического пространства как поля бесконечного количества вероятностей, не укладывающегося в последовательную одномерную картину. Таким образом, роман по своим внутренним целям, по идейному содержанию, по способу воплощения изначального замысла отходит от модели исторического романа, во многом являясь ему прямым противопоставлением.

Третий раздел «Метод воссоздания истории в романе» состоит из пяти параграфов.

В первом параграфе особое внимание уделяется некоторым принципам эстетики натурализма, которые нашли отражение в романе.

В своем романе Пиранделло обращается к модели, предложенной Золя и широко воспринятой веристами, - а именно к модели изучения закономерностей эпохи на примере истории одной семьи.

С натуралистами Пиранделло сближает убеждение в том, что при создании художественного мира творец отталкивается от живой реальности, которую он должен знать досконально. Это дает возможность субъективной ее интерпретации, которая

40 См.: История Италии. В 3-х томах / под ред. С. Д. Сказкина. Т. 2. Под ред. К. Ф. Мизиано. Москва: Наука, 1970.

41 Пиранделло Л. Старые и молодые. С. 243.

воплощается в неповторимой форме творческого выражения. То, в чем можно увидеть натуралистские тенденции, является для Пиранделло отправным пунктом в создании художественного мира - «правдой факта», переведенной на язык творческого выражения. Подробный анализ действительности не ограничивает возможности этого выражения, но, напротив, дает большую свободу в формировании художественного образа: «...эта аналитическая тенденция полезна там, где она подготавливает создание

ПрСИЗибДуИЗм' 73?»! Ж6) ^д® СИ£* П0Ди!8ИЯ8Т Собой Т?ур¡ Ь^НмГтС'Т'Ь ХуДСшбСТибПИСГС

выражения, она вредна»42. Таким образом, Пиранделло воспринимает уроки натурализма в той мере, в которой они служат цели воссоздания многомерного исторического пространства, не сводимого к совокупности определяющих его причинно-следственных связей.

Во втором параграфе рассматривается, каким образом на примере истории одной семьи Пиранделло изучает пути Италии в период Рисорджименто и по его завершении, а также воплощает идею кругообразности исторического развития на индивидуальном уровне, через явный параллелизм между судьбами двух представителей семьи Лаурентано, деда и внука.

Выявляется важный принцип распределения персонажей: в результате пройденного пути, неизбежно увенчивающегося крушением иллюзий, одни персонажи продолжают жить в неколебимости собственных убеждений (донна Катерина, Ипполито Лаурентано); другие же, осознав условность любых форм, в которых рассудок закрепляет явления действительности, в качестве высшей ценности принимают гармоничное движение в изменчивом «жизненном потоке» (Коррадо Сельми), или же сознательно отстраняются от него, наблюдая за жизнью как бы извне (дон Космо).

В третьем параграфе анализируется метод представления исторической правды в романе посредством намеренного сочетания множества несовместимых точек зрения, ни одной из которых не отдается предпочтения в интерпретации исторического прошлого. Поэтика «юморизма» как тенденция к «раскрытию явления в его противоречивой сути» находит здесь наиболее полное выражение: «правда факта» показана в своей многоликости, несводимости к единому логичному видению. Целью Пиранделло является не столько констатация относительности любых точек зрения, сколько утверждение о возможности сосуществования разных истин, каждая из которых обретает статус самостоятельной реальности. Так создается сложная,

42 Р1гап(1е11о Ь. Ро^еП! // Р[гапс1е11о I. ва^, роез1е, всгМ уап. Р. 1250.

противоречивая картина мира, сотканная из разных фрагментов и представленная через множество ракурсов. Это и приближает ее к пространству реальной жизни, бесструктурному, множественному, не сводимому к целостному гармоничному представлению.

Особое внимание в этом параграфе уделено тому, каким образом каждый персонаж создает «свою» историю, в зависимости от характера, системы ценностей, убеждений и жизненного опыта. Сумма этих несоединимых между собой историй образует собой многоликое историческое пространство, в котором каждое явление раскрывается в бесконечном количестве контекстов, обнажающих относительность любой попытки однозначной его оценки.

Четвертый параграф посвящен специфике уяснения Пиранделло мысли Феррари о предназначенности каждому индивиду определенной роли в истории, а также о неизбежной деформации идеалов одной эпохи в контексте другой, - идеи, проиллюстрированной на примере судеб некоторых персонажей романа (Франческо д'Атри, Роберто и Катерина Аурити, Мауро Мортара).

В пятом параграфе исследуется, каким образом в романе раскрывается тема «измельчавшего настоящего» в сравнении с «великим прошлым», а также показано, каким образом неизменный закон цикличности проявляется в историческом плане и в судьбах отдельных персонажей.

Четвертый раздел посвящен раскрытию проблемы «сильной личности» в романе. Пиранделло дает своеобразное толкование теме великого человека и его роли в истории, обнажая относительность и обусловленность этого явления историческим моментом. Тип «сильной личности», который выходит на авансцену истории в тот или иной период, является выразителем определенной идеологии, воплощением основных тенденций, присущих времени, как показывает Пиранделло в своем романе. При смене фаз исторического развития обнаруживается шаткость и условность его положения, раскрывается иллюзорность его величия - и здесь в очередной раз проявляется действие авторской рефлексии, нацеленной, в данном случае, на обнажение произвольного характера подобных «мифов сознания».

В пятом разделе рассматриваются способы воплощения идейного содержания

романа, особенности его структуры, а также методы осуществления утверждаемого в

нем видения исторического процесса как нелинейного и многовекторного движения,

воссоздаваемого лишь посредством охвата множества точек зрения, его выражающих.

Изучены особенности применения Пиранделло в целях осуществления его творческого

24

замысла таких приемов, как художественное перевоплощение, использование несобственно-прямой речи, «многоракурсное» представление объекта. Незавершенность многих сюжетных линий, их центробежный характер, призванный разрушить представление о некоей гармоничной картине действительности, выявлены как стратегически важные методы в создании художественного мира романа.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования.

Выявленная в ходе работы роль труда Д-к. Феррари «Теория политических периодов» в формировании философской мысли Пиранделло в области истории позволила раскрыть особенности видения писателем исторического процесса как циклического движения, стадии которого проявляются в жизнедеятельности политического поколения. Эта идея оказывается плодотворной в контексте типичного для эстетики Пиранделло представления о жизни как о непрерывном потоке, и противостоящем ему человеческом сознании, стремящимся исчерпать этот поток в неких отвлеченных схемах: в масштабе истории совокупность этих «форм» обретает черты некоей господствующей системы ценностей, при смене эпох обнаруживающей собственную непрочность. Результаты исследования позволили нам не только констатировать ранее не изучавшееся влияние Вико и Феррари на эволюцию художественной мысли Пиранделло, но и посредством его рассмотрения глубже понять особенности видения писателем истории как процесса и как объекта творческого осмысления. Мы также показали, каким образом благодаря обращению к разным точкам зрения Пиранделло определяет причины и истоки кризиса не только в социально-политической сфере, но и в области сознания эпохи. В эстетико-философском плане выявлено, каким образом провозглашенный Пиранделло художественный метод «юморизма», во многом соответствующий «антиистористским» тенденциям гуманитарной мысли начала XX в., проявляется в отношении к историческому пространству.

Помимо подведения итогов исследования, также намечаются возможные пути дальнейшего исследования творчества Пиранделло в контексте его философско-исторических взглядов.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

а). Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Пиранделло и Паскаль. «Самоотстраняющая» способность мысли как источник творческих процессов // Вестник СПбГУ, серия 9. Вып. 4. - СПб., 2011. С. 66-74.

2. Исторический или философский роман? К вопросу о жанровом своеобразии романа Л. Пиранделло «Старые и молодые» // Вестник СПбГУ, серия 9. Вып. 1. - СПб., 2013. С. 35-40.

3. Образ «сильной личности» в романе Л. Пиранделло «Старые и молодые» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - СПб., 2013. -№1.-Т. 1.С. 55-62.

б). Публикации в сборниках научных трудов:

4. Концепция исторического круговорота в итальянской литературной и философской традиции в XVIII-XIX вв. // Границы литературы в гуманитарном пространстве: Межвуз. сб. / Под ред. А. А. Чамеева. - СПб., 2010. (Зарубежная литература. Проблемы метода. Вып. 7). С. 188-198.

5. Pirandello lettore di Pascal. Premesse al Fu Mattia Pascal II Lettere italiane, № 1. Firenze: Leo S. Olschki, 2013. P. 29-69.

Подписано в печать 16.09.2013 г. Тираж 100 Заказ № f

Отпечатано в типографии ОНУТ Университетская наб., 11

 

Текст диссертации на тему "Философия истории в романе Л. Пиранделло "Старые и молодые" и историзм в итальянской литературе на рубеже XIX-XX вв."

Санкт-Петербургский государственный университет филологический факультет

Фарафонова Дарья Сергеевна

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОМАНЕ Л. ПИРАНДЕЛЛО «СТАРЫЕ И МОЛОДЫЕ» И ИСТОРИЗМ В ИТАЛЬЯНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ вв.

10.01.03 - «Литература народов стран зарубежья» (литература народов Европы, Америки, Австралии)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: д. ф. н., проф. Володина И. П.

Санкт-Петербург 2013

Содержание

Введение..........................................................................................3

1. Постановка проблемы. Обзор критической литературы.....................3

2. Итальянская действительность после завершения Рисорджименто. Духовный кризис в Италии на рубеже XIX- XX вв...........................13

а). Последствия национально-освободительной борьбы в Италии. Историческая основа романа «Старые и молодые»............................13

б). Кризис сознания на рубеже XIX-XX вв. и его отражение в ранних статьях Пиранделло (1890-1896 гг.).............................................22

I. Восприятие теории исторического круговорота в итальянской философской и литературной традиции во второй половине XIX в. ..............................................................................................30

1. Дж. Вико, гегельянство, позитивизм и Дж. Феррари......................30

2. Историзм в итальянской литературе на рубеже XIX-XX вв............59

И. Философия и эстетика JI. Пиранделло...............................................72

III. Роман Пиранделло «Старые и молодые»..........................................90

1. Замысел романа. Предпосылки и история создания.............................90

2. Философский или исторический роман?......................................................100

3. Метод воссоздания истории в романе.............................................108

а). Обращение к поэтике натурализма.......................................108

б). Судьбы Рисорджименто и судьба одной семьи........................116

в). История глазами персонажей и многообразие ее вариантов.........123

г). Прошлое и настоящее в романе. Проблема смены поколений......130

д). Цикличность истории. Смысл эпиграфа.................................135

4. Образ «сильной личности» в романе..............................................142

5. Художественные особенности и структура романа «Старые и молодые»................................................................................161

Заключение....................................................................................179

Библиография

184

Введение

1. Постановка проблемы. Обзор критической литературы

Луиджи Пиранделло (Luigi Pirandello, 1867-1936) - один из крупнейших итальянских писателей первой половины XX века, лауреат Нобелевской премии (1934 г.), новаторство которого особенно ярко проявилось в области драматургии. Проза писателя составляет неотъемлемую часть его творческого наследия, в которой со всей полнотой нашли отражение его эстетические взгляды. Тем не менее, она часто и незаслуженно рассматривается как промежуточный этап пути Пиранделло к апофеозу его театрального творчества1. Между тем его новеллы и романы, безусловно, представляют собой самоценное явление в его эстетической эволюции, заслуживающее самого пристального внимания.

Роман «Старые и молодые» (1913), который занимает особое место в творчестве Пиранделло, из крупных произведений писателя является наименее изученным: по свидетельству многих исследователей, «итальянское литературоведение часто «пренебрегало» романом, фактически

л

исключая его из сферы исследования его произведений» . Это в немалой мере обусловлено идейной и структурной сложностью романа, а также неким устоявшимся среди исследователей представлением о нем как об акте отклонения Пиранделло от провозглашенного им метода «юморизма» в сторону развития принципов эстетики натурализма.

Взгляд на роман как на своего рода «анахронизм» в творческой эволюции Пиранделло, как на «шаг назад»3, как на «регрессивное движение в сторону

1 Самым значительным среди исследований, выражающих данную точку зрения, является работа итальянского критика и литературоведа Дж. Маккьи. См.: Macchia G. Pirandello о la stanza délia tortura. Milano: Mondadori, 1981.

2 Geerts W. "I vecchi e i giovani": la portata del romanzo storico // Pirandello und die europäische Erzahlliteratur des 19 und 20 Jahrhunderts / eds. M. Rossner, F.-R. Hausmann. Bonn: Romanistischer, 1990. P. 50-57. P. 51.

3 Barilli R. Pirandello: una rivoluzione culturale. Milano: Mursia, 1986. P. 81. Такой точки зрения придерживаются многие исследователи, уделявшие внимание изучению романа (См..Geerts W. "I vecchi е i giovani": la portata del romanzo storico. Cit.; Nicolosi F. Su "I vecchi e I giovani" di Pirandello // Le ragioni critiche (19-20), 1976. P. 64-86).

натурализма»4, представляется нам упрощением сложной проблематики этого произведения, не в последнюю очередь предопределившим относительно слабый интерес к нему исследователей творчества писателя. Одна из задач данной работы, обуславливающих ее актуальность, заключается в том, чтобы показать, насколько органично эстетические взгляды Пиранделло выразились в идейном содержании романа, на уровне его структуры и в его повествовательной технике. Данная перспектива поможет более полно и глубоко представить особую философию жизни и истории, выраженную в романе, во многом предвосхитившую высшие достижения творческой мысли Пиранделло, воплотившиеся в его философских драмах.

Научная новизна данной работы заключается в том, что она представляет собой первое комплексное исследование романа «Старые и молодые» -произведения, в котором историческая перспектива сочетается с определенным антиисторизмом взглядов Пиранделло, с неким принципиально новым подходом к анализу действительности и к созданию художественного произведения, глубоко обоснованного в его теоретических работах и статьях, - ракурса, дающего ключ к пониманию сложной философии истории, представленной в романе. Для достижения этой цели мы рассмотрим основные теории исторического развития, характерные для итальянской философской и литературной традиции конца XIX в., - в частности, концепцию исторического круговорота, выраженную в трудах Дж. Вико и своеобразно переосмысленную в работах Дж. Феррари, воплощение ее в произведениях представителей веризма, одной из самых влиятельных литературных школ в Италии второй половины XIX века, а затем исследуем воплощение этой теории в романе Пиранделло, в непосредственной связи с его философско-эстетической позицией. Для выявления особого взгляда

4 Battaglia S. Palazzeschi е Parte dell'anacronismo // Filología e letteratura / a cura di S. Battaglia. Napoli, 1971. P. 501-513. P. 507.

писателя на исторический процесс мы рассмотрим конкретные социально-исторические условия, оказавшиеся в центре внимания Пиранделло и послужившие фактическим материалом в изображении истории в его романе, технику ее воссоздания на уровне структуры и содержания, а также особое состояние кризиса, характеризующее европейское сознание на рубеже XIX-XX вв., оказавшее немалое влияние на формирование эстетических взглядов писателя.

* * *

Творчество Пиранделло начало привлекать к себе внимание в России главным образом начиная с конца 20-х гг5. Уже в 1910-х гг. переводятся многие его новеллы; вскоре появляются и первые отклики русских критиков на его произведения. В 1926 г. выходит статья А. Эфроса6, предпославшая перевод рассказа «Живая и мертвая», сделанный в том же году. Эфрос высоко оценил новеллистическое и драматургическое творчество Пиранделло, подчеркивая его новаторство в области театра. Откликнулся на произведения итальянского писателя и Р. Куллэ в своих «Этюдах о современной западноевропейской и американской литературе»7. В 1929 г. выходит в свет книга известного исследователя и переводчика Г. В. Рубцовой

о

«Современная итальянская литература» , в которой писателю посвящено несколько страниц, где автор дает емкую характеристику творчества Пиранделло. В 20-е годы, помимо новелл, активно переводятся его романы: почти одновременно появляется несколько переводов романа «Отверженная» ("L'Esclusa"), опубликован перевод романа «Снимается кино» ("Si gira"); также выходит в свет первый перевод романа "II fu Mattia Pascal", название которого звучит как «Дважды умерший».

5 См.: Реизов Б. Г. Луиджи Пиранделло в России // Реизов Б. Г. Из истории европейских литератур. ЛГУ, 1970 (ныне печатается по изданию: Реизов Б. Г. Труды по сравнительному литературоведению. СПбГУ, 2011. С. 593-603).

6 Эфрос А. Луиджи Пиранделло. «Запад и Восток». М., 1926. № 1-2.

7 Куллэ Р. Этюды о современной западноевропейской и американской литературе. М.; Л., 1930.

8 Рубцова Г. В. Современная итальянская литература. Л.: 1929.

Начиная с 30-х гг. внимание переводчиков и литературоведов привлекает театр Пиранделло. В 1932 г. появляется сборник пьес Пиранделло «Обнаженные маски»9, которому предпослана статья Г. В. Рубцовой. В сборнике представлены пьесы, по большей части относящиеся к позднему периоду драматургического творчества Пиранделло, такие как «Генрих IV», «Сегодня мы импровизируем», «Каждый по-своему». Выбор пьес свидетельствует об увлеченности русских исследователей и переводчиков философской проблематикой театра Пиранделло, в которой ключевое место отведено теме относительности границ между реальностью и иллюзией, между сущностью и видимостью.

В 50-60-х гг. начинается новый этап изучения творчества Пиранделло в России. В 1958 г. появляется сборник новелл со вступительной статьей Н. Елиной, в которой намечены многие моменты новаторства прозы писателя в отношении предшествующей традиции10. Внимание к его новеллистике находит отражение и в сборнике «Итальянские новеллы 1860-1914 гг.» с предисловием Б. Г. Реизова11, в котором писателю уделяется особое место в итальянской литературе данного периода.

Также усиливается интерес к романному творчеству Пиранделло. В 1967 г. опубликован новый перевод романа «Покойный Маттиа Паскаль» со вступительной статьей Б. Г. Реизова, рассматривающего это произведение и

творчество Пиранделло в целом в контексте европейской культуры начала

12

XX века . В 1975 г. выходит в свет роман «Старые и молодые» ("I уессЫ е \ giovani") в переводе Г. Рубцовой и Н. Рыковой, с предисловием С. Бушуевой13.

9 Пиранделло Л. Обнаженные маски. Театр. М.; Л., 1932.

10 Пиранделло Л. Новеллы. М.: Гослитиздат, 1958.

" Итальянские новеллы 1860-1914 / Вступ. ст. Б. Г. Реизова. М.; Л., 1960.

12 См.: Реизов Б. Г. Роман Луиджи Пиранделло «Покойный Маттиа Паскаль // Пиранделло Л. Покойный Маттиа Паскаль. Л: Художественная литература, 1967.

13 См.: Бушуева С.К. Роман Луиджи Пиранделло «Старые и молодые» // Пиранделло Л. Старые и молодые. Л.: Художественная литература, 1975. С. 3-16.

От предисловий к романам, сборникам новелл и пьес советское литературоведение переходит к созданию монографий, посвященных изучению разных аспектов поэтического универсума Пиранделло. В 1971 году опубликована книга Е. И. Топуридзе «Философская концепция Луиджи Пиранделло»14, в которой философская позиция писателя представлена в неразрывной связи с его эстетическими взглядами. Десятилетием позже в свет выходит монография М. М. Молодцовой15, в которой комплексно и глубоко освещается творческий путь писателя. Не угасает интерес отечественных исследователей к отдельным аспектам творчества Пиранделло - его театру, новеллистике, романам16.

Прозе и драматургии Пиранделло посвящено два раздела учебного пособия «Итальянская литература Х1Х-ХХ вв», в которых подробно освещены основные вехи творческого пути писателя, а также обзорная статья

17

С. Мокульского в «Литературной энциклопедии» и, наконец, глава в «Истории всемирной литературы», написанная 3. М. Потаповой18. В 1994 г. в серии «Лауреаты Нобелевской премии» выходят в свет «Избранные произведения» с послесловием И. П. Володиной19.

Роман «Старые и молодые» занимает особое место в творчестве писателя, не в последнюю очередь потому, что является единственным крупным

14 Топуридзе Е. И. Философская концепция Луиджи Пиранделло. Тбилиси: Метсниереба, 1971.

15 Молодцова М. М. Луиджи Пиранделло. Л.: Искусство, 1982.

16 См.: Володина И. П. У истоков «юморизма» Луиджи Пиранделло // Володина И. П. Итальянская традиция сквозь века. СПбГУ, 2004. С. 72-90 (впервые статья вышла в «Известиях АН СССР». Серия литературы и языка. Т. XXVII, вып. 4, 1968); Володина И. П. Проблема личности в ранних новеллах Луиджи Пиранделло // Проблема личности в современных зарубежных литературах. ЛГУ, 1971 (ныне печатается по изданию: Володина И. П. Проблема личности в ранних новеллах Луиджи Пиранделло // Володина И. 77. Итальянская традиция сквозь века. Указ. соч. С. 91-106); и др. О театре Пиранделло см.: Бушуева С. К. Полвека итальянского театра. Л.: Искусство, 1978.

17 Мокульский С. Пиранделло // Литературная энциклопедия: В 11 т. - М., 1929-1939. Т. 8. - М.: ОГИЗ РСФСР, изд. «Советская энциклопедия», 1934. - С. 650-654.

18 Потапова 3. М. Психологическая проза. Звево. Пиранделло // История всемирной литературы в 8 томах / АНСССР, Институт мировой литературы им. А. М. Горького - М.: Наука, 1983-1994 гг. История всемирной литературы: в 9 т. Т. 8. - 1994. С. 262-266.

19 См.: Пиранделло Л. Избранные произведения. М.: «Панорама», 1994. Сборник завершает статья И. П. Володиной «Лица и маски» персонажей Пиранделло». С. 555-573.

произведением, в котором Пиранделло обращается к истории . При этом интересен не столько сам факт использования исторической перспективы в качестве событийной основы романа, сколько совмещение ее с принципами художественного метода Пиранделло, сформулированными им в трактате «Юморизм» (1908), завершение работы над которым совпало с началом написания романа.

Тема национально-освободительной борьбы в Италии и ее результатов, а также особый ракурс ее освещения в романе сих пор не привлекли к себе должного внимания в России, что подтверждается немногочисленностью статей, посвященных этой проблеме. Помимо уже упомянутого предисловия к русскому изданию романа, «Старым и молодым» посвящено несколько страниц монографии M. М. Молодцовой, а также статья И. В. Соболевой

«Роман Луиджи Пиранделло «Старые и молодые» и его место в творчестве

11

писателя» . Данное исследование ставит перед собой задачу восполнить этот «пробел», а также внести вклад в изучение одного из самых сложных произведений Пиранделло, которое он сам оценивал как самое значимое для его творчества22.

* * *

Зарубежное литературоведение обращается к изучению произведений Пиранделло начиная с 1900-х гг., после выхода в свет в 1904 г. его романа «Покойный Маттиа Паскаль», принесшего писателю европейскую славу. Однако суждение Б. Кроче, положившее начало его длительной полемике с Пиранделло, которая развернулась по большей части в статьях и эссе,

20 Исключение составляют лишь несколько новелл, предшествующих созданию романа, каждая из которых в переработанном виде легла в основу соответствующего эпизода в романе. Речь идет о новеллах «Медали» ("Le medaglie", 1904) и "Il sonno del vecchio" («Сон старика», 1906).

2' См.: Соболева ИВ. Роман Луиджи Пиранделло «Старые и молодые» и его место в творчестве писателя // Актуальные проблемы итальянистики (Сер. «Древняя и новая Романия. Вып. 8). Ред. проф. М.А. Марусенко. СПб., 2010. С. 238-244.

22 «...Credo che questo sia veramente il mio lavoro capitale», - так характеризует Пиранделло свой роман в письме от 29 декабря 1908 года директору издательства "Treves" (Цит. по: Zappulla Muscarà S. Pirandello, Verga, Capuana e De Roberto // AA. VV., I libri in maschera. Luigi Pirandello e le biblioteche. Roma: De Luca, 1996. P, 143). См. также: Pirandello L. Nota autobiográfica per un profilo critico II Saggi e interventi / a cura di F. Taviani. Milano: Mondadori, 2006. P. 1109-1111. P. 1111.

надолго предопределило направление научной критической мысли в области исследования творческого наследия писателя. Кроче, авторитетный итальянский мыслитель, философ и критик, влияние которого определило развитие итальянской эстетической мысли в первой половине XX в., задал определенную парадигму в области оценки художественного произведения, основывающуюся на строгом разграничении между интуитивным началом, реализующимся в подлинном творчестве, и рассудочным, интеллектуальным элементом, теоретической мыслью, привнесенной как бы «извне», чуждой истинному творческому откровению. Такая позиция в корне противоречила ключевой для поэтики Пиранделло идее о роли авторской рефлексии, выражающейся в так называемом «чувстве противоположного», позволяющем в синтезе художественного акта представить действительность разъятой, состоящей из множества взаимоисключающих сторон. Кроче резко негативно высказывается о «юмористической концепции» Пиранделло, впоследствии характеризуя творчество писателя как «бессвязное судорожное философствование» («un convulso inconcludente filosofare» ), в котором сквозь ткань художественных образов неизменно просвечивает каркас идеи. Пиранделло в ответ на отзыв Кроче основательно критикует его эстетическую систему в статье «Искусство и наука»24 ("Arte е scienza", 1908).

Исследовательская мысль вплоть до конца 50-х гг.25 в изучении наследия сицилийского писателя в основном ориентируется на суждение Кроче, не распознавшего в «интеллектуализме», свойственном поэтическому универсуму Пиранделло, глубины философской мысли, органично слитой с художественной тканью его произведений. Философия Пиранделло рассматривалась в отрыве от его творчества, как некая трансцендентная,

23 Сгосе В. La letteratura italiana per saggi storicamente disposti / a cura di M. Sansone, IV. La letteratura contemporánea. Bari: Laterza, 1968. P. 328-330. P. 328.

24 См.: Pirandello L. Arte e scienza /