автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Философия музыки в мусульманской средневековой культуре

  • Год: 2015
  • Автор научной работы: Федорова, Екатерина Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Автореферат по культурологии на тему 'Философия музыки в мусульманской средневековой культуре'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философия музыки в мусульманской средневековой культуре"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ФЕДОРОВА Екатерина Сергеевна

ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ В МУСУЛЬМАНСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ

КУЛЬТУРЕ

Специальность - 24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

1 о К.'ОН 2015

Санкт-Петербург 2015

005569977

Работа выполнена на кафедре философии и культурологии Востока Института философии ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» Научный руководитель:

Туманян Тигран Гургенович - доктор философских наук, профессор (ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет») Официальные оппоненты:

Махлшса Светлана Тевельевна — доктор философских наук, профессор (ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»);

Пумпян Галина Захаровна - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник (Библиотека РАН). Ведущая организация:

ФГБУК «Государственный Эрмитаж» Защита состоится «^¿э» ¿'{.-¿-г-у^г*^ 2015 года в часов ¿У1 минут на заседании диссертационного совета Д 212.232.11 на базе Санкт-Петербургского государственного университета по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5, Институт философии,

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9) и на сайте http://spbu.ru/science/disser. Автореферат разослан ^¿¿¿-р* 2015 года. Ученый секретарь Диссертационного Совета /

" /Жр

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Политические, социальные и культурные процессы, происходящие в современном мире, вынуждают ученых и политиков многих стран искать эффективные способы урегулирования межэтнических и межрелигиозных, то есть в широком смысле межкультурных конфликтов. В результате интенсивного взаимодействия различных культур происходит, с одной стороны, их взаимное обогащение, а с другой — возникновение конфликтных ситуаций, вызванных несовпадением, и в результате — непониманием культурных смыслов, поскольку смыслом пронизано все ценностное пространство культуры. Проблема мирного сосуществования различных культурных моделей в рамках одного государства или общества связана с проблемой понимания и принятия чужеродной культуры и ее отдельных элементов. Изучение иных культур помогает лучше понимать не только инокультурные явления, но и собственную культуру и ее особенности, и, в конечном счете, себя как индивидуума, воспитанного и «сформированного» определенной культурой. Одной из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем является проблема понимания традиционной мусульманской культуры, лежащей в основе современных мусульманских общин и государств, где ислам является доминирующей религией. Достичь этого понимания возможно, лишь уделив внимание всем составляющим данной культуры.

Наряду с другими составляющими культуры не последнюю роль в

формировании мировоззрения, мироотношения и этико-эстетических взглядов

индивидуума играет искусство, поскольку оно также является средством

создания и трансляции культурных ценностей. Значительную часть искусства в

целом составляет музыкальное искусство. Музыка ежедневно вовлекает

человека в то особое пространство, которое создает вокруг себя. Таким

образом, музыкальное творчество становится социокультурной деятельностью,

а музыка служит средством выражения своей культурной идентичности. В

з

связи с этим исследование бытия музыки в культуре представляет собой актуальную проблему современного философско-культурологического знания. Исторические и цнвилизационные различия в понимании концепции музыки «актуализируют вопросы культурной принадлежности, культурной обусловленности феномена музыки, его аксиологической, антропологической, социологической сущности»1. Музыкальная культура является одним из существенных элементов любой культуры, поскольку она составляет значительную часть духовной (собственно музыка, музыкальные интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы) и материальной (музыкальные инструменты, ноты, звукозапись, книги о музыке) культуры человечества. Музыкальная культура — это социокультурный феномен, в котором отражены культурно-философские и политико-идеологические особенности той или иной культуры. Значительную часть и основу музыкальной культуры составляег музыкально-культурная традиция, которая сама по себе представляет довольно сложное образование2.

Говоря о мусульманской музыкально-культурной традиции, мы подразумеваем музыкальную традицию, возникшую на территории Ближнего Востока, носителями которой являются представители различных народов (арабы, персы, турки и т. д.), традиционно исповедующих ислам. С возникновением на Аравийском полуострове ислама и с его дальнейшим распространением доисламские музыкальные традиции арабов, персов, народов Северной Африки и Средней Азии стали подвергаться серьезному идеологическому пересмотру. Это не означает, что ислам уничтожил стилистические регионхчьные особенности музыкальной практики, однако он сыграл немаловажную роль в создании, в достаточной степени, единой

1 Олейннк М.А. Функции музыки и европейской культуре: философско-ангропологическин аспект: автореф. дне. ...доктора филос. наук: 09.00.13. Ростов-на-Дону, 2007. С.З.

2 Подробнее о понятии «музыкально-культурная традиция» см. статью Дж.К. Михайлова «К

проблеме теории музыкально-культурной традиции» (Музыкальные традиции стран Азии и Африки: сборник научных трудов. М.: МПС, 1986. С.3-20).

4

музыкально-культурной традиции3. Ислам пронизывает все ее элементы и определяет значимость музыки для мусульманской культуры: «Вместе с традицией чтения Корана по всем мусульманским странам, несмотря на все разнообразие их народов, распространилась единая своеобразная концепция музыки»4.

Формирование данной музыкально-культурной традиции происходило в

эпоху средневековья. В данном случае исторический период, который назван

I

«средневековьем» не вполне совпадает с «европейским средневековьем».

Изучение так называемых «традиционных» культур привело европейских

/

ученых к мысли, что общепринятая западноевропейская периодизация не соответствует культурно-историческим реалиям неевропейских культур и цивилизаций. Однако понимание этого не отменило названий, традиционно присваиваемых тем или иным историческим эпохам и периодам, а привело к смещению их границ. Поэтому данное диссертационное исследование охватывает широкий круг музыкально-теоретических и музыкально-философских воззрений мусульманских мыслителей УП-ХУШ вв. (в некоторых случаях верхняя граница «мусульманского средневековья» отодвигается до XIX в.). В то же время следует оговорить, что, поскольку диссертация не представляет собой изложение истории музыки или истории философии музыки мусульманского мира, принцип хронологического изложения материала в ней не соблюдается.

В состав музыкально-культурной традиции данного региона входит как традиционная музыка и музыкальные инструменты, так и весь корпус философских трактатов и религиозно-идеологических представлений о музыке,

3 Формированию единой музыкально-культурной традиции способствовали такие факторы, как существование Арабского Халифата, наличие на его территории единой религии — ислама и единого языка науки и философии — арабского; активное межкультурное взаимодействие, в ходе которого арабы познакомились с музыкальными традициями других народов, и в результате чего на Ближнем и Среднем Востоке получили распространение общие инструменты и принципы ладотональной и ритмической организации, а также музыкально-философские теории.

4 Арабская средневековая культура и литература. М., 1987. С.46.

5

сложившихся в средневековой мусульманской культуре. Именно этот философско-теоретический «базис» позволяет носителям другой музыкальной культуры не просто ознакомиться с традиционной музыкой, но и осмыслить концепцию музыки в определенном культурном контексте, поскольку связь музыки и культуры раскрывает себя в философских идеях о музыке. Философия музыки определяет религиозно-философский и этико-эстетический канон восприятия и создания музыки в данной культуре. Музыка издавна была предметом философских размышлений. Религиозно-философская концепция музыки, сформировавшаяся в рамках мусульманской средневековой культуры, представляет собой то, что в европейской науке принято называть «философией музыки». Возможно, не все согласятся, что философия музыки есть в иных, помимо европейской, культурах. Конечно, данное название является в какой-то степени условным, поскольку средневековая мусульманская система научно-философского знания (как и сама концепция науки-знания — 'ичм*) отличалась от современной европейской, и отдельной научной дисциплины под названием «философия музыки» в ней не было. Однако данное определение представляется автору оправданным по отношению к тем именно философским вопросам музыки (о природе и происхождении музыки, ее принадлежности к мировой гармонии, ее этических и эстетических аспектах и т. д.), которые рассматривались мусульманскими мыслителями. Осмысление феномена музыки стало важной проблемой в рамках арабо-мусульманской философии, которая формировалась и развивалась представителями различных народов. В связи с этим включение музыкально-философских идей тех или иных мыслителен в средневековую мусульманскую философию музыки определяется не столько их национальной принадлежностью, сколько принадлежностью к определенной культурной традиции, в рамках которой были выработаны

* Следует отметить, что понятие 'иъм довольно емкое, оно включает в себя и познание как процесс, и знание-науку как результат этого процесса, то ссгь в данном случае эти два аспекта неотделимы друг от друга Подробнее о средневековой араио-мусульманской концепции науки-знания ('шм) см.: Роузенгал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М, 1978.

основы исламского понимания музыки: ее роль в жизни человека, познавательная, воспитательная, эстетическая и иные функции, место в общей картине мира.

Степень научной разработанности темы. Реалии современного мира естественным образом определяют приоритетные направления в востоковедении. В связи с этим, в последнее время интерес исследователей по большей части сосредоточен на изучении социально-политических и религиозных процессов и явлений, наблюдаемых в исламском мире. В то же время музыкальная культура мусульманских народов не совсем обделена вниманием отечественных и зарубежных ученых. Несмотря на сравнительно небольшое количество современных работ, посвященных различным аспектам мусульманской музыкальной культуры, в XX веке это направление развивалось довольно активно. В этот период были написаны основные труды по истории и теории музыки региона, среди которых особенно следует выделить работы британского музыковеда Г.Дж. Фармера «История арабской музыки до XIII века», «Исторические факты арабского музыкального влияния»6 и другие его книги и многочисленные статьи, без которых до сих пор не обходится практически ни одно исследование арабской музыки. Значительное влияние на развитие данного направления в востоковедении и музыкознании оказал шеститомный труд барона Р. д'Эрланже7, четыре тома которого представляют собой переводы источников с арабского на французский — «Большая книга музыки» ал-Фараби, раздел о музыке «Книги исцеления» Ибн Сины, «Книга о "кругах"» и «Рисала аш-шарафийа» Сафи ад-Дина ал-Урмави, «Послание победы» Мухаммада ибн 'Абд ал-Хамида ал-Лазики.

6 Farmer H.G. A History of Arabian Music. To the XIHth century. London, 1929 ; Idem. Historical Facts for the Arabian Musical Influence. London, s.a.

7 D'Erlanger R. La musique Arabe: Trad, française. En 6 t. Paris, 1930-1949.

Также значительный вклад в изучение мусульманской музыкальной культуры внесли французский музыковед Ж. Дюринг8, чей интерес сосредоточен на персидской музыкальной традиции, и израильский исследователь арабской и еврейской музыки А. Шилоах. В своей монографии «Музыка в исламском мире: социокультурный анализ»9 А. Шилоах предпринял попытку целостного рассмотрения музыкальной культуры мусульманского мира в совокупности всех социально-культурных факторов. Помимо того, что в ней представлена история арабской музыки классического периода, в ней также описываются разнообразные локальные стили и объясняются некоторые особенности музыкальной теории. Арабская музыкально-культурная традиция также рассматривалась в работах американских музыковедов арабского происхождения А.Дж. Рэйси10 и Дж.Д. Сава".

Среди отечественных исследователей мусульманской музыкальной традиции можно отметить В. Беляева12, Т.С. Вызго13, У. Гаджибекова14, И.Р. Еолян15, B.C. Виноградова16 и его работы по персидской традиционной музыке, а из наиболее современных (изданных за последние десять лет) — монографии Г.Б. Шамилли «Классическая музыка Ирана. Правила познания и практики»17 и Т.С. Сергеевой «Музыка ал-Андалус: рождение западно-арабской классики»18 и их статьи, посвященные персидской и андалузской музыкальным

8 During J. Musique et extase: l'audition mystique dans la tradition soufie. Paris, 1988 ; During J., Mirabdolbaghi Z. The art of Persian music: lessons from master Dariush Sal'vat. Washington (DC), 1991.

9 Shiloah A. Music in the world of Islam: a socio-cultural study. Detroit, 1995.

10 Racy A.J. Making Music in the Arab World. The Culture and Artistry of Tarab. Los Angeles, 2004.

11 Sawa G.D. Music Performance Practice in the early Abbasid Era. 132-320 AH-750-932 AD. Ottawa, 1994.

12 Беляев В. О музыкальном фольклоре и древней письменности. Статьи и заметки. Доклады. М., 1971.

13 Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. Исторические очерки. М., 1980.

14 Гаджибеков У. Основы азербайджанской народной музыки. Баку, 1957.

15 Еолян И.Р. Очерки арабской музыки. М., 1977 ; Ее же. Традиционная музыка арабского Востока. М, 1990.

16 Виноградов B.C. Классические традиции иранской музыки. М., 1982.

17 Шамилли Г.Б. Классическая музыка Ирана. Правила познания и практики. М., 2007.

18 Сергеева Т.С. Музыка ал-Андалус: рождение западно-арабской классики. Казань, 2008.

8

традициям! соответственно. Что касается исследований, написанных на языках мусульманских народов, то современная социально-политическая ситуация не способствует интересу к данной теме, те же работы, которые были написаны во второй половине XX века, не отвечают цели и задачам диссертационного исследования.

О необходимости рассмотрения средневекового мусульманского научно-философского наследия для понимания мусульманской музыкальной культуры писали многие отечественные и зарубежные ученые. Однако поскольку изучение мусульманской музыкальной традиции до сих пор по большей части является прерогативой искусствоведов и музыковедов, на сегодняшний день опубликовано не так много работ, посвященных средневековой мусульманской философии музыки. Среди современных исследований музыкально-философского аспекта средневековой мусульманской культуры стоит выделить монографии С.Д. Даукеевой «Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби»'9 и Г.Б. Шамилли «Классическая музыка Ирана. Правила познания и практики», а также небольшую работу А. аль-Насири «Искусство и творчество в воззрениях мусульманских мыслителей»20. Некоторые музыкально-философские идеи изложены в работах А. Курбанмамадова «Эстетическая доктрина суфизма»21, А.Х. Кысымжанова «Эстетические взгляды Фараби»22, статьях А. Джумаева «Ибн Сина об общественных функциях музыки», «О музыкально-эстетических взглядах Ибн Сины»23 и Г.Б. Шамилли «Модель творения как "ключ" к пониманию макамного искусства»24, «Музыка небесного и земного храма»25, «Философия музыки

19 Даукеева С.Д. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби. Алматы, 2002.

20 Аль-Насири А. Искусство и творчество в воззрениях мусульманских мыслителей. М„ 2001.

21 Курбанмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма: опыт критического анализа. Душанбе. 1987.

22 Кысымжанов А.Х. Эстетические взгляды Фараби. Душанбе, 1990.

23 Общественные науки в Узбекистане: 1980. №8-9. С.83-89 ; 1979. №6. С.29-36.

24 Искусство Востока. Художественная форма и традиция. СПб., 2004. С.68-96.

25 Храм земной и небесный. Вып.2. М., 2009. С.517-545.

9

Фахр ад-Дина Рази: свое и чужое» . А. Шилоах также уделил значительное внимание средневековым мусульманским музыкально-философским идеям в своих статьях, посвященных музыкальной культуре мусульманского мира27. В то же время сегодня наблюдается отсутствие обобщающих работ о положении философии музыки в средневековой мусульманской культуре с позиций философского и культурологического знания. На данный момент единственным исследованием, посвященным целостному рассмотрению мусульманской средневековой философии музыки, является работа американского философа арабского происхождения Ф. Шехади «Философия музыки в средневековом исламе»28, изданная двадцать лет назад.

Разделы трактатов «Послания Братьев Чистоты» (Раса 'ил Щван ас-Сафа') и «Воскрешение наук о вере» (Ихйа' 'улум ад-дйн) Абу Хамида ал-Газали, связанные с музыкальными явлениями, неполный перевод которых представлен в приложениях к диссертационному исследованию, не раз привлекали внимание европейских и отечественных ученых. «Послание о музыке» (Ап-Рисала фи-л-.иусйка) Братьев Чистоты было частично переведено на русский язык А.В. Сагадеевым и издано в книге «Музыкальная эстетика стран Востока»29, в которой также содержатся переводы других трактатов по музыке различных народов Востока. Полный комментированный перевод «Послания о музыке» на английский язык был осуществлен А. Шилоахом30. Помимо этого существует перевод на английский язык, выполненный музыковедом О.Райтом31. «Книга об этике слушания и экстатическом состоянии» (Китаб адаб ал-саиа' ва-л-ваджд) из «Воскрешения наук о вере» Абу Хамида ал-Газали была полностью переведена на английский язык Д.Б. Макдоналдом и

26 Ишрак. Ежегодник исламской философии. 2013. №4. С.562-609.

27 Shiloah A. The Dimension of Music in Islamic and Jewish Culture. Aldershot (Hants.); Burlington (VT), 2003 ; Idem. Music and its virtues in Islamic and Judaic writings. Aldershot (GB); Burlington (USA), 2007.

28 Shehadi F. Philosophies of Music in Medieval Islam. Leiden, 1995.

29 Музыкальная эстетика стран Востока. М.: Музыка, 1967. С.262-176.

30 Shiloah A. The Dimension of Music in Islamic and Jewish Culture. P.5-73.

31 Epistles of the Brethren of Purity. On music: an Arabic critical edition and English translation of Epistle 5 / Ed. and tr. by O. Wright. -Oxford: Oxford University Press, 2010. - 195 p.

10

опубликована с его комментариями в «Журнале Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии»32. Частичный перевод «Книги слушания и экстаза» на русский язык был сделан В.В. Шумкиным33. В 20072011 гг. вышли три тома из десятитомного издания «Возрождение религиозных наук» ал-Газали, в которых представлен перевод на русский язык лишь «Первой четверти о видах поклонения». В данном диссертационном исследовании приводится перевод фрагментов «Послания о музыке» Братьев Чистоты и «Книги об этике слушания и экстатическом состоянии» из «Воскрешения наук о вере» Абу Хамида ал-Газали, которые на русский язык ранее не переводились.

Данный обзор научных работ, посвященных мусульманской музыкальной традиции, позволяет констатировать, что отечественными востоковедами и музыковедами не проводилось специальных исследований, которые бы в полной мере раскрывали музыкально-философские воззрения средневековых мусульманских мыслителей. В связи с этим мы надеемся, что диссертационное исследование внесет свой вклад в разработку этой научной проблемы и даст толчок к появлению новых исследований в данной области.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель исследования заключается в выявлении и анализе философского аспекта мусульманского средневекового музыкально-теоретического знания, изучении его роли и места в средневековой мусульманской культуре. Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

1. Выявить круг музыкально-философских проблем в мусульманской средневековой культуре.

32 Macdonald D.B. Revival of religious sciences. On Music&Singing. Emotional religion in Islam as affected by music and singing being a translation of the Ihya' Ulum ad-Din of al-Ghazzali with analysis, annotation, and appendices // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland: April 1901. Vol.33. P.195-252 ; October 1901. Vol.33. P.705-748 ; January 1902. Vol.34. P. 1-28. I

33 Ал-Газали Абу Хам ид. Воскрешение наук о вере (Ихиа' 'улум ад-дГш): избранные главы / Перевод с араб., исследование н коммент. В.В. Наумкина. — М.: Наука, 1980. -С.97-131.

11

2. Проанализировать основные направления средневековой мусульманской философии музыки.

3. Выявить характерные черты мусульманской средневековой философии музыки.

4. Представить целостную картину музыкально-философских концепций средневековых мусульманских мыслителей.

5. Представить анализ концепции музыки в средневековой мусульманской культуре посредством выявления ее сущности и специфики.

6. Рассмотреть познавательную, воспитательную, рекреативную и рекреационную, эстетическую, коммуникативную, культурно-мировоззренческую функции музыки в воззрениях мусульманских средневековых мыслителей.

7. Определить роль музыки в мусульманской средневековой культуре.

Теоретико-методологическая база исследования обусловлена целью и

задачами диссертации, а также спецификой анализируемого материала. Поскольку исследование музыкальных культур мира невозможно' без учета общего историко-культурного контекста, в работе использовались методы, применяемые в культурологии. В частности, компаративный метод позволил выявить универсальные и специфические черты, присущие мусульманской средневековой концепции музыки. Системный подход дал возможность рассмотреть философию музыки как целостный феномен культуры, показав ее на определенном историческом этапе во всей полноте ее внутренних и внешних связей и отношений. Также в диссертационном исследовании был применен структурно-функциональный метод. Аксиологический подход позволил рассмотреть средневековую мусульманскую философию музыки как совокупность ценностей и идеалов, присущих данной культуре, проанализировать феномен музыки в человеческом измерении, исходя из его потребностей.

Источниковедческая база исследования. В диссертации были использованы источники на арабском языке, а также в переводах на русский и

12

европейские языки, что продиктовано целью и задачами диссертационного исследования. Научное исследование и разработка темы основаны на изучении арабских и персидских источников, освещающих философский аспект музыки. Основу диссертации составляют труды средневековых мусульманских мыслителей, являющиеся базовыми при рассмотрении философии музыки в конкретных культурно-исторических условиях. В первую очередь, это трактаты философов, заложивших основы философии музыки в средневековой мусульманской культуре, таких как Абу Йусуф ал-Кинди, Абу Наср Мухаммад ал-Фараби (раздел о музыке «Слова о классификации наук», «Большая книга музыки»), Братья Чистоты («Послание о музыке»). Также особое значение для исследования имели работы Абу Али Ибн Сины (разделы о музыке «Книги знания» и «Книги исцеления»), Абу Хамида ал-Газали (фрагменты из «Эликсира счастья» и «Воскрешения наук о вере»), «Жемчужина короны» Кутб ад-Дина аш-Ширази, сыгравшие значительную роль в развитии концепции музыки в средневековой мусульманской культуре. Кроме того, в диссертационном исследовании рассматриваются работы других средневековых мусульманских мыслителей, посвященные музыке, в том числе анонимные трактаты по музыке.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Несмотря на отсутствие в мусульманской средневековой культуре научной дисциплины под названием «философия музыки», наличие в мусульманской средневековой философии проблемной области, связанной с философским осмыслением феномена музыки, позволяет рассматривать научно-философские и религиозные теории относительно музыки и ее функционирования в обществе и мире, ее роли в физической, духовной и интеллектуальной жизни человека, именно как философию музыки.

2. Концепция музыки в средневековой мусульманской культуре определяется несколькими ключевыми понятиями (.мусйка — «музыка», гний' — «пение», сама'— «слушание»), каждое из которых является многозначным и выражает какой-либо аспект музыки как феномена культуры, что обусловлено

13

особенностями исторического и культурного развития. В связи с этим современное понятие «музыка» не сводится к какому-то одному эквиваленту в средневековой мусульманской музыкально-теоретической мысли.

3. В средневековой мусульманской культуре существовало понятие о музыке как философской науке, изучающей как сугубо музыкально-теоретические вопросы (интервалы, законы построения и структуру музыкального произведения, виды музыкальных инструментов, их строение и так далее), так и философские вопросы (причины возникновения музыки, взаимоотношения музыки с действительностью — космосом, природой, обществом, человеком, с другими видами искусства и религией). Формирование этой науки о музыке ('или ал-мусйка) связано с именами крупнейших представителей восточного перипатетизма (фалсафа) — ал-Кинди и ал-Фараби.

4. Понятия мусйка пгина' могли находиться по отношению друг к другу как в оппозиции «музыкальная теория — музыкальная практика», так и употребляться в качестве синонимов, обозначая «музыку» в самом широком значении. Однако данная оппозиция «музыкальная теория — музыкальная практика» не сводится к оппозиции «наука — искусство».

5. Особенности понимания онтологических категорий бытия, времени, пространства, движения в средневековой мусульманской культуре определяют сущностные характеристики музыки как феномена данной культуры.

6. Основные проблемные области в мусульманской средневековой философии музыки определяются несколькими отношениями: музыка — мир (природа, Вселенная); музыка — социум; музыка — человек. В первом случае предполагается рассмотрение космологического аспекта музыки; во втором — социального и этического, то есть значимость музыки для общества в целом; а в третьем — роли музыки в духовном, нравственном, интеллектуальном и физическом развитии индивидуума.

7. В мусульманской средневековой культуре не было абсолютного запрета, налагаемого исламом на музыку. Музыка не была исключена ни из светской, ни

14

из религиозной жизни человека, но функционировала в ней в соответствии с исламским пониманием этики, музыки и ее роли в социальной и духовной жизни человека.

Научная новнзна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной науке представлена реконструкция философии музыки в мусульманской средневековой культуре, последовательно и системно рассматривается музыкально-философское наследие средневековых мусульманских мыслителей. Также в нем впервые проанализированы сущностные основания музыки как феномена мусульманской средневековой культуры.

Теоретическая значимость исследования. В диссертации рассматривается малоисследованная, с позиции философского и культурологического знания, область отечественной науки — философия музыки в мусульманской средневековой культуре. Диссертационное исследование позволяет взглянуть на музыкально-философские идеи, содержащиеся в средневековых трактатах мусульманских авторов, как на единую систему музыкально-философского знания и дает понимание концепции музыки и ее функционирования в данной культуре. Результаты исследования открывают более широкие возможности для решения культурологических, философских, искусствоведческих и музыковедческих проблем, связанных с музыкальной культурой мусульманского мира.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в курсах «музыкальные культуры мира», «арабо-мусульманская философия», «средневековая мусульманская культура» для студентов музыковедческих, философских и культурологических направлений соответственно. Также они могут быть востребованы специалистами в области мусульманской философии и философии искусства, этики и эстетики, религиоведения, теории и истории культуры, этномузыкологии в научно-исследовательской деятельности.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на всероссийских и международных научных конференциях: «Образование и культура в странах Востока» (Санкт-Петербург, 2014); «Философия творчества и познания в восточных культурах и системах мысли» (Санкт-Петербург, 2013); «Универсум Платоновской мысли: корпус текстов Платона в истории его интерпретаций-2» (Санкт-Петербург, 2014); «Ислам в России: культурные традиции и современные вызовы» (Санкт-Петербург, 2013). На основе материалов диссертации были прочитаны лекции по средневековой мусульманской философии музыки в рамках курса «Направления и школы в исламе» в Институте философии Санкт-Петербургского государственного университета, а также лекции по истории и теории музыки Ближнего и Среднего Востока в рамках спецкурса «История и культура Востока» академических классов ГБОУ №642 (гимназия «Земля и Вселенная»), Результаты диссертационного исследования были отражены в научных публикациях автора, включая публикации в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 206 наименований, и двух приложений. Общий объем диссертации составляет 218 страниц.

Основное содержание работы

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются ею цель п задачи, излагаются степень разработанности проблемы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, а гакже методологические основания работы.

В первой главе «Музыка в мусульманской средневековой культуре» описывается положение музыкальной теории и практики, а также сущность и специфика музыки как феномена мусульманской средневековой культуры.

В первом параграфе «Музыка как наука, искусство и средство мистического познания» феномен музыки в средневековой мусульманской культуре рассматривается в нескольких аспектах. Во-первых, как теоретическое знание о музыке — 'ичм ал-муейка — научно-философская дисциплина, входящая в общую систему наук, изучающая музыку и все, что к ней относится. В рамках 'илм ач-муейка средневековые мусульманские ученые и философы исследовали как сугубо музыкально-теоретические вопросы (интервалы, законы построения и структуру музыкального произведения, виды музыкальных инструментов, их строение и так далее), так и философские вопросы (причины возникновения музыки, взаимоотношения музыки с действительностью — космосом, прпродой, обществом, человеком, с другими видами искусства и религией). Во-вторых, музыка как искусство — сина'ат сп-мусйка. При этом понятия 'гам ач-мусПка и сина'ат ал-муейка были тесно связаны, так как «музыкальное искусство» делилось на «практическое» ('амапта) и «теоретическое» (нашрийа), представлявшее собой теоретическое знание о музыке. В качестве третьего аспекта феномена музыки в средневековой мусульманской культуре можно выделить суфийскую концепцию музыки, в которой главное положение заняла теория и практика «слушания» — сама'. В суфизме музыка выступает как средство достижения такого состояния, в котором Истина непосредственно передается человеку.

Во втором параграфе «Онтологические основания музыки как феномена культуры» интерпретируются ключевые понятия, отражающие специфику понимания музыкального бытия, времени и пространства в средневековой мусульманской культуре: «звук» — араб, саут, перс, аваз; музыкальный звук — нагма; термины, относящиеся к метро-ритмической организации музыки — йканакра, зарб, асл\ мелодической и гармонической — бу'д («интервал»), джннс («тетрахорд»), джам' («звукоряд»), лахн («мелодия»), макам. Помимо этого, в данном параграфе анализируются термины, отражающие понимание музыки как некой целостности — мусйка, гина'. Все эти понятия раскрывают сущность музыки и определяют понимание того, что из себя представляет «музыка» в средневековой мусульманской культуре. Также в нем анализируется, насколько средневековые мусульманские музыкальные термины соответствуют современным, выработанным в европейской теории музыки Нового времени и насколько оправдано их употребление в переводах средневековых трактатов мусульманских мыслителей.

Во второй главе «Музыка и бытие» исследуются основные теории и гипотезы относительно генезиса музыки, выдвинутые мусульманскими учеными, а также их музыкально-космологические идеи.

В первом параграфе «Генезис музыки» излагаются основные научные гипотезы и мифологические сюжеты, связанные с проблемой возникновения музыки. Люди с давних пор задумывались о том, как и когда возникла музыка. Вопрос о происхождении музыкального искусства и по сей день вызывает много споров. Музыка — один из древнейших видов искусства, поэтому окончательно установить, что послужило причиной ее возникновения, достаточно сложно. Протомузыкальные явления существовали в глубокой древности, поскольку они непосредственно связаны с потребностью человека в самовыражении при помощи звуков, упорядоченных определенным образом, в частности, с речью. Эта очевидная связь породила вопрос о том, что первично

— музыка или речь? Другим наиболее спорным моментом явился вопрос: что возникло раньше — вокальная музыка или инструментальная?

Рассмотрение проблемы генезиса музыки в средневековых трактатах мусульманских ученых обычно включало в себя изложение гипотез относительно появления главных составляющих музыки — мелодии и ритма и историю возникновения основных музыкальных инструментов. В целом, все мусульманские теории происхождения музыки можно условно разделить на «мифологические» и «научные». Множество мифологических сюжетов о происхождении музыки, бытовавших в средневековой мусульманской культуре, можно разделить на две группы. Первая группа представлена историями с библейскими мотивами, которые проистекают из христианских и иудейских источников — Библии и иудейской талмудической литературы. Ко второй группе можно отнести различные легенды о философах-изобретателях музыкальных инструментов, музыкального искусства и науки.

Во втором параграфе «Музыкальный образ бытия» анализируются наиболее распространенные в средневековой мусульманской культуре музыкально-космологические концепции, связанные, во-первых, с космогоническими мифами, а во-вторых, с пифагорейской идеей о «музыке небесных сфер». В понимании средневековых ученых в музыке отражена модель бытия со всеми его основными элементами, мироздание «моделируется» в музыке. Таким образом, музыка «сообщает» некую информацию о мире и его порядке. Особое место в средневековой мусульманской культуре и философии музыки занимал 'уд, поскольку в музыкальной культуре Ближнего Востока 'уд — это не только «начало» музыки, но и зримое и слышимое отражение звукового взаимодействия человека и мироздания.

Во многих культурах мира нематериальность музыки интерпретируется как магия, посредством которой можно общаться с «иными мирами». Идея общения с Универсумом посредством звука присутствует во многих сакральных и мистических традициях разных народов. Особенное значение эта

19

идея, соединившись с пифагорейской идеей «гармонии» и «музыки сфер», приобрела в суфизме. В философии суфизма были разработаны представления о звуке и музыке как метафизической первооснове Универсума. Музыка в суфизме — это модель Космоса и средство достижения высших психических состояний, ведущих к познанию Бога и способ стать совершенным человеком.

В третьей главе «Музыка в жизни человека» рассматриваются воззрения средневековых мусульманских философов на роль музыки в социальной и духовной жизни человека. Согласно средневековой мусульманской философии, природа музыки такова, что она способна не только отражать человеческое бытие, но и воздействовать на него.

В первом параграфе «Этнко-эстетическая теория музыки» исследуется нравственно-воспитательная и эстетическая функции музыки в средневековой мусульманской культуре. Идея универсального закона гармонии, действующего во всей Вселенной, все части которой взаимосвязаны, вместе с идеей о «музыке сфер», которая является причиной земной музыки, в мусульманской средневековой философии была непосредственно связана с этикой и теорией музыкального этоса. Поэтому в мусульманской средневековой культуре музыка как наука — это, прежде всего, знание о гармоничном сочетании звуков и элементов бытия и о соотношениях между ними, что неизменно вовлекало в сферу музыкальной науки философские и психологические, астрологические и космологические, этические и эстетические концепции. Согласно средневековой мусульманской этико-эстетической теории, прекрасная музыка может воспитывать в человеке положительные нравственные качества. То, что различные мелодии и метроритмические формулы оказывают разнообразное влияние на человека, причем как на его тело, так и на душу, а вместе с этим, и на его нравственные качества, стало аксиомой для медицины и философии того времени. Эта идея получила в средневековой мусульманской мысли широкое распространение и стала известна под названием та'сйр или асар — «влияние, воздействие, впечатление».

На формирование теории та'сйр, несомненно, также повлияла античная философия и медицина. Следуя античной традиции, мусульманские ученые развивали мысль о лечебной функции музыки: они считали, что при помощи музыки возможно лечить физические и психические заболевания, поскольку болезнь рассматривалась ими как отклонение от гармоничного состояния, а подходящие случаю гармоничные звуки, способны вернуть тело и душу человека в гармонию. Эта идея — развитие гуморальной теории Гиппократа и теории темпераментов Галена, согласно которым, болезнь, здоровье, эмоциональное состояние, характер и нравственные качества человека зависят от соотношения четырех телесных жидкостей (кровь, флегма, черная желчь, желтая желчь) и четырех качеств (влажность, сухость, тепло, холод), сочетание которых дает четыре темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик). Помимо этого, мусульманские средневековые мыслители руководствовались еще и астрологическими представлениями, согласно которым все качества человека, включая его характер, болезнь и здоровье, определяются расположением планет и созвездий при его рождении и на протяжении всей его жизни.

Способность музыки «трогать сердце» и душу, воспитывать в нем нравственные и духовные качества играла особую роль в средневековой мусульманской культуре. Многие мусульманские средневековые мыслители объясняли сильное впечатление, производимое музыкой, тем, что между человеческой душой и музыкой есть некоторое сходство, подобие, благодаря чему она непреодолимо стремится к музыке. Поскольку музыка способна вызывать те или иные эмоциональные состояния, каждая мелодия служит определенной цели. Помимо исцеления физических и психических болезней, в средневековой мусульманской культуре музыка использовалась для развлечения, утешения в горе, для отдыха и побуждения к труду, при обращении с животными и в религиозных церемониях.

Достижение совершенства мыслилось мусульманскими средневековыми философами как основная цель музыкальной практики и теории. С одной

21

стороны, музыка была призвана воспитать совершенного человека для совершенного общества34, а с другой — для этого она сама должна была обладать неким совершенством. Совершенство музыкального искусства зависит от его красоты. Таким образом, в средневековой мусульманской культуре музыке придавалось не только нравственное, этическое значение, но и эстетическое: считалось, что красивые и гармоничные звуки приводят тело и душу человека в гармонию, а неблагозвучные, резкие и неприятные звуки выводят его из этого состояния и могут даже вызвать смерть. Средневековая мусульманская философия отличается неразделимостью этики и эстетики в современном понимании. Все основные эстетические категории одновременно являлись также и этическими: красоте, совершенству, гармоничности, приятности придавалось этико-эстетическое значение, поскольку все эти качества присущи благу. Таким образом, прекрасное, приятное (в первую очередь для души) и гармоничное оценивалось как благое, а безобразное, неприятное и негармоничное — как дурное. В связи с этим в средневековой мусульманской философии музыки значительное место занимал вопрос о причине наслаждения, которое получает душа от слушания красивых и гармоничных мелодий. Также в средневековой мусульманской культуре была распространена идея о том, что красота этого мира есть отражение красоты высшего духовного мира, то есть красивая музыка сообщает о красоте и гармонии другого мира, душа же стремится к прекрасному, поэтому через музыку она может постичь радости мира духов.

Второй параграф «Музыкальный аспект культовой практики ислама» посвящен музыкальной стороне исламских ритуальных практик. Музыка издавна играла значительную роль в религиозной жизни человека. Культовая, духовная музыка, в том или ином виде, бытует во всех культурах.

34 Подробнее об идее идеального общества и государства в средневековой арабо-мусульманской философии см.: Игнатенко А.А. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. М., 1989; Кирабаев Н С. Политическая мысль мусульманского средневековья. М., 2005 ; Туманян Т.Г. Философия идеальной власти. Политические концепции средневекового ислама. СПб., 2009.

22

Неосязаемость и нематериальность музыки, роднившая ее с миром духов, породили веру в то, что она может служить посредником между миром духов и миром людей. Поскольку музыка сопровождает многие виды человеческой деятельности, то вполне естественно возникло стремление отделить музыку, к которой прибегали как к средству общения с высшими силами, от всей прочей. Вопрос о том, являются ли различные «музыкальнообразные» элементы мусульманских ритуальных практик собственно «музыкой» или же выведены за пределы этого понятия и всегда ли так было, довольно спорный. Прежде всего, этот вопрос актуален по отношению к мелодекламации коранических айатов и стихов духовного содержания, а также азану.

Одним из важнейших вопросов в споре о статусе музыки в исламе стал вопрос о том, является ли слушание музыки грехом, что привело к появлению нескольких различных точек зрения — от абсолютного запрета (шрам) до разрешения (мубах) всех музыкальных форм, а также элементов танца. Между этими двумя крайностями существует множество промежуточных вариантов: в одном разрешается только вокальная музыка, а использование каких-либо музыкальных инструментов запрещено, в другом — вокал может сопровождаться игрой на барабане, но использование других инструментов и включение танцевальных элементов не допускаются. Считается, что из всех направлений ислама, наибольшую роль музыка играет в суфизме, где она активно используется в ритуальной практике. В целом, музыкальный аспект суфийской ритуальной практики представлен в двух основных формах: зжр и сама' и их разновидностях.

Несмотря на неоднозначное отношение к музыке со стороны религии, музыка всегда играла важную роль в культовой практике ислама. Музыка, которая звучала и продолжает звучать во время мусульманских религиозных обрядов — часть музыкальной культуры мусульманского мира, имеющей общие принципы развития музыкального искусства и его функционирования в культуре. Мусульманская культовая музыка непосредственно связана с традиционной музыкой региона, в котором развивается, и зачастую

23

обеспечивает развитие и сохранение традиционной музыки. Многие представители суфийских братств и известные чтецы Корана были выдающимися поэтами и музыкантами своего времени, что повлияло как на формирование региональных музыкальных особенностей ритуальной практики, так и на развитие национальных музыкальных культур.

Культовая музыка является частью определенной музыкальной культуры, поэтому ее мелодические и метроритмические особенности базируются на особенностях данной музыкальной культуры, которая также включает в себя народную и светскую профессиональную музыкальные традиции. Поэтому привнесение интонационных особенностей народной и светской профессиональной музыки в культовую — довольно частое явление. При этом культовая музыка так же, как и светская, является профессиональной традицией, имеющей свои правила, которые осваиваются в процессе профессионального образования. Неоднозначное отношение ислама к музыке породило особую этико-эстетическую концепцию музыки, которая в немалой степени определяет положение музыки в современной мусульманской культуре.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются основные выводы и обрисовываются перспективы дальнейшей разработки данной научной проблемы.

В Приложениях к диссертационному исследованию приводится оригинальный перевод на русский язык фрагментов двух источников: «Послания Братьев Чистоты» и «Воскрешение наук о вере» Абу Хамида ал-Газали.

Сппсок работ, опубликованных по теме диссертации

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для опубликования основных результатов диссертационного исследования:

1. Федорова, Е.С. Конфликтологический аспект проблемы «музыка и ислам» / Е.С. Федорова // Конфликтология. -2015. -№1. — С. 194-202.

2. Федорова, Е.С. Музыка в суфийской ритуальной практике / Е.С. Федорова // Исламоведение. -2014. -№3. - С.65-71.

3. Федорова, Е.С. Философские основання традиционной музыки Ближнего и Среднего Востока / Е.С. Федорова // Этносоцпум и межнациональная культура. - 2014. -№3(69). - С. 173-176.

Статьи, опубликованные в других научных изданиях:

4. Федорова, Е.С. Музыкальная культура исламского мира в условиях глобализации / Е.С. Федорова // Ислам в России: культурные традиции и современные вызовы. Материалы международной научной конференции 26-28 сентября 2013.-2013. - С. 120-123.

5. Федорова, Е.С. Музыкальное творчество и познание в воззрениях средневековых мусульманских философов / Е.С. Федорова II ASIATICA. - 2014. - Вып.8. - С.114-122.

6. Федорова. Е.С. Этический аспект музыки в трактате ал-Газалн «Воскрешение наук о вере» / Е.С.Федорова // ASIATICA. - 2013. -Вып.7. —С.144-155.

Подписано в печать 08.04.2015. Формат 145x205 мм Бумага офсетная. Усл. печ. л. 0,9. Тираж 100 экз. Заказ № 097 Отпечатано в типографии ООО «РПК«АМИГО-ПРИНТ» Санкт-Петербург, ул. Розенштейна, д. 21, офис 789 тел. (812) 313-95-76