Диссертации по философии, автореферат и диссертация на тему Эстетика Специальность ВАК РФ: 09.00.04

Мысленный эксперимент как основа классического музыкального искусства нового времени

Кульбижеков, Виктор Николаевич — Москва, 2008

Значение искусства в жизни общества трудно переоценить, но особое значение творческая деятельность приобретает в кризисные, переломные эпохи, так как искусство, в частности музыка, дают возможность увидеть, понять и прочувствовать 1лубинные основания культуры своего времени, осмыслить происходящие в жизни процессы Именно в художественном...

Писатель и институты художественной жизни современной Франции

Царева, Мария Сергеевна — Москва, 2008

Возникновение подобного рода исследований, дополняющих базовые эстетические представления о механизмах художественной эволюции, факторах обновления языка искусства социологическими категориями, анализирующих институты художественной жизни, связано с общим развитием теории литературного и художественного «поля», а также рецептивной эстетики Эти...

Судьба искусства в немецкой эстетике XX века: классическая традиция

Лысенко, Анна Владимировна — Санкт-Петербург, 2008

Проблема «конца искусства» в XX веке сводится к утверждению «смерти искусства» и входит в круг таких важных тем современности, инициированных ситуацией постмодерна, как «смерть Бога», «смерть субъекта», «смерть автора». Причина повышенного внимания к этим сюжетам в философии XX века - крушение метафизики, отрицание линейного детерминизма, лежащего...

Феномен массового искусства

Кулахмедова, Елена Михайловна — Москва, 2008

В обыденном сознании искусство ассоциируется с деятельностью. требующей определенного умения и специальных знаний (что близко к пониманию этого феномена в античном мире) Вместе с тем в среде эстетиков начиная со второй половины XX века стали нередки разговоры о «конце» искусства, о его «смерти» (в привычном классическом понимании...

Феномен открытой формы в искусстве XX века

Ступин, Сергей Сергеевич — Москва, 2008

Объектом исследования выступает предложенное У.Эко1 и разрабатываемое диссертантом понятие «художественная открытость». Оно понимается как универсальное качество произведения искусства, отражающее способность художественного текста осуществляться в своей полноте благодаря вовлеченности рецептивного сознания; как обращенность произведения к...

Эстетические эмоции в художественно-образной структуре циркового искусства

Баринов, Вячеслав Александрович — Москва, 2008

Красота циркового объекта восприятия в виде номера всегда есть основание для зрительской оценки, когда прекрасная цирковая форма непосредственно соотносится с признаками красоты. Вопрос об условиях этой соотнесенности, определяющей не только эстетический вкус зрителя, но и его способность воспринимать прекрасное^ есть вопрос о природе...

Эстетический анализ творчества Евгения Светланова

Соколова, Юлия Владимировна — Москва, 2008

Творческая личность Евгения Федоровича Светланова (1928-2002) представляет собой ярчайшее явление в отечественной и мировой музыкальной культуре современности. Светланов - это человек, «жизнь которого есть музыка» (Р. Щедрин). Он получил всемирное признание, прежде всего, как симфонический и оперный дирижер^ стоявший за пультами ведущих оркестров...

Этнокультурные доминанты в формировании эстетики калмыцкого народного костюма

Батырева, Кермен Петровна — Москва, 2008

Народный костюм калмыков на сегодняшний момент составляет малоисследованную область материально-духовной этнической культуры и ограничивается большей частью повествовательным этнографическим описанием В отсутствии фундаментальных исследований этого пласта калмыцкой культуры представляется возможным выявить в целом комплексную проблематику изучения...

Изобразительно-символические функции мотива зеркала

Перепелова, Наталья Владимировна — Москва, 2007

Изучение функций1, которые выполняет зеркало, изображенное на живописном полотне, в рамках эстетико-семиотической проблематики представляет научный интерес...

Классическое в неклассическую эпоху.

Завязкин, Валерий Евгеньевич — Москва, 2007

Интерпретация смысловых и формальных единиц искусства современными художественными практиками и эстетическими концепциями в утверждении принципов полистилистики и вариативности при выборе построения художественного целого и декларации разрыва между искусством прошлого и XX века, между классикой и авангардом, — такая интерпретация поставила под...

Классическое в неклассическую эпоху. Эстетические аспекты модификации языка искусства

Завязкин, Валерий Евгеньевич — Москва, 2007

Особенности современного художественного творчества породили ситуацию множественности критериев в суждениях об искусстве, которая в своем логическом завершении представляет позицию отсутствия критериев вообще. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что содержание современных художественных практик не ново, и «состояние постмодернз» (Лиотар...

Коммуникативная функция поэзии в античном обществе

Асташова, Ольга Владимировна — Санкт-Петербург, 2007

Несмотря на наличие научных работ по проблемам художественной коммуникации и коммуникативной функции литературы, данная тема нуждается в разработке комплексного подхода к ней и методологических принципов анализа До сих пор ощущается нехватка исследований, которые соединили бы в себе достижения эстетики, философии истории, литературоведения...

Концепции художественного творчества в современной эстетике кино

Моисеев, Андрей Юрьевич — Москва, 2007

Кинематограф, являясь, с одной стороны, наиболее зрелищным и массовым видом искусства, с другой - тем видом художественного творчества, который затрагивает сознание зрителя на уровне глубинных психологических структур, способен едва ли не в самой адекватной форме выявлять важнейшие аспекты реальности, отражать и конкретно-чувственную, и...

Литературно-художественный образ как форма эстетического познания в контексте социокультурных трансформаций

Лунева, Лариса Эдуардовна — Москва, 2007

Невнимание к русской литературе в период беспрерывных реформ в обществе и школе чревато опасными последствиями для общества становится меньше читающих, падает интерес к словесности, понижается статус русского языка, до минимума сокращено количество часов на преподавание литературы в школе и вузах Если в дореформенные годы литературе в школе...

Символические схемы в художественном тексте. Эстетико-герменевтический анализ

Карасев, Леонид Владимирович — Москва, 2007

Важно отметить, что названная тенденция, истоки которой просматриваются уже в начале прошлого века, постоянно усиливалась, достишув господствующего положения в 60-е - 70-е годы (особенно в структуральной поэтике) и продолжает развиваться в последние...

Творческий аспект жизни людей с ограничениями жизнедеятельности

Моисеева, Мария Сергеевна — Москва, 2007

Осмысление значения художественно-эстетической деятельности как средства изменения ценностной ориентации людей с ограничениями жизнедеятельности и средства формирования в сознании общества нового отношения к этим людям напрямую связано с проблемой реабилитации людей, получивших инвалидность, а, следовательно, также является весьма актуальной...

Театральное искусство как фактор культурных изменений

Плотникова, Олеся Владимировна — Москва, 2007

В результате за относительно короткий срок возникает несколько театральных систем, которые связаны с поисками способа постижения синтеза «сценической правды» и «театральности» От первых театральных экспериментов К.С Станиславского, В И Немировича-Данченко, Вс Э Мейерхольда, Е Б Вахтангова, А Я Таирова до ярких постановок наших современников...

Шедевр как эстетический феномен

Ченских, Екатерина Петровна — Санкт-Петербург, 2007

Исследование посвящено изучению шедевра как эстетического феномена, определению критериев произведения эстетического и художественного максимума В работе рассматриваются основные модели образцового в разные исторические эпохи на материале русской культуры и философско-эстетической мысли...

Эстетика демонического в русской художественной культуре XIX - начала XX веков

Домахина, Надежда Михайловна — Санкт-Петербург, 2007

Пристальное внимание к демоническому - один из аспектов своеобразия русской художественной культуры, особенно в литературном творчестве, а к нач XX в демоническая тема вошла и в другие виды искусства Современная русская литература...

Эстетика русского футуризма

Лозовая, Людмила Витальевна — Санкт-Петербург, 2007

Культура начала XX века утрачивала ориентацию на традицию, в ней наибольшей степени проявления достиг дух модерна, с характерным для него стремлением все изменить и пересоздать Усиливалось противостояние «старого» и «нового», нарастало «пассионарное» напряжение, направленное на разрыв с предшествующими поколениями и на отказ следовать их...