Диссертации по философии, автореферат и диссертация на тему Эстетика Специальность ВАК РФ: 09.00.04

Эстетическая теория модерна в России

Нечаева, Надежда Алексеевна — Санкт-Петербург, 2007

Судьба феномена модерна, возникшего на рубеже XIX - XX столетия и призванного решать многие проблемы и противоречия старого и нового, актуальные для того исторического периода, все еще представляется понятой не до конца...

Два хронотопа испанской культуры: эстетические доминанты

Горлов, Борис Викторович — Москва, 2006

Данное исследование направлено на изучение культуры испанского народа, который, возможно, наиболее близок нашему по духу и характеру (если сравнивать его с народами других стран Западной Европы). В качестве ареала исследования выбраны две пиковые вершины в искусстве Испании: «Золотой век» (XV1-XVII века) и первая треть XX века, в течение которой...

Концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром

Коломиец, Галина Григорьевна — Москва, 2006

Важно отметить, что музыкознание в основном тем и занимается, что оценивает музыкальные произведения, явления, историю музыки и музыкальную культуру. Эта оцененность выступает как аксиологическая тенденция музыкознания, которая корнями уходит в глубь музыкально-эстетической мысли. Искусствоведение, исследующее музыку «письменную», то есть...

Музыкальное искусство как предмет комплексного исследования

Афанасьев, Сергей Глебович — Москва, 2006

В Михайлов и В П. Шестаков - М , 1981-1982 Немало и теоретических работ по музыкальной эстетике, например ФабрштейнАА Музыка и эстетика-Л, 1973, Чередниченко T В Проблемы «новой музыкальной эстетики» - М 1981, Шахназарова Н Г. Проблемы музыкальной эстетики в трудах Стравинского, Шенберга, Хиндемита - М , 1975 Музыкальной эстетике посвящены работы...

Синестезийные опыты в творчестве В.Набокова

Комина, Элеонора Васильевна — Москва, 2006

Особое положение в современной текстуализованной культуре, где явственно обозначен приоритет и первостепенная роль языка, занимает литература. В первой половине XX века в литературе произошли определенные художественные процессы, инициированные культурой модернизма — теоретическими и практическими опытами деятелей...

Синтетическая природа маски в актерском искусстве

Волков, Григорий Анатольевич — Москва, 2006

Так, карнавал или ритуал в большинстве случаев акцентирует утилитарное начало, где маска служит прагматическим целям. В изобразительном искусстве доминирует начало эстетическое. В театре же маска выступает как синтез двух начал: прагматического и эстетического, где они сосуществуют в диалектическом единстве. Маска в театральном искусстве выступает...

Суггестивное воздействие художественного телевидения

Макеева, Лариса Анатольевна — Москва, 2006

Само содержание телевизионной программы, специфические особенности его преподнесения способствуют становлению телевидения не только как важнейшего информационного источника, но и как средства, с одной стороны, пропаганды, а с другой - культурно-эстетического воспитания...

Формирование эстетической концепции М.М. Бахтина в работах 1920-х годов

Калыгин, Александр Иванович — Москва, 2006

Г. С. Батищев отмечает антиномичность бахтинской мысли, имеющую в своем основании, с одной стороны, «холодный, несопричастный диалогизм, характерный для . самоутверждающихся индивидов-"атомов"», с другой - «полифонический диалог [как. - А. К] многоуровневую, глубинную встречу» [Батищев 1992: 123...

Экстенсивное и интенсивное в музыкальном мышлении XX века

Ганжа, Анна Геннадиевна — Москва, 2006

Важнейшим вопросом для исследователя, вторгшегося в область музыкальной эстетики, будет вопрос об уместности и адекватности методологического инструментария, налагаемого на сферу музыкального. Этот инструментарий — всегда результат выбора между взглядом на музыкальное произведение как имеющее внемузыкалыюе содержание, свое «двойное дно», и точкой...

Эстетика перехода отечественной культуры в условиях глобализации

Суслова, Татьяна Ивановна — Москва, 2006

В качестве составляющих эстетики перехода и актуальными для современной художественной практики являются нашедшие отражение в работе проблемы трансляции древнерусских и средневековых мифологем в современное эстетическое сознание, деконструктивизм как предельное состояние разрыва с традицией, перехода от эстетики модернизма к постмодернизму. В...

Эстетика советского фотоавангарда 1920 -1930-х годов

Фоменко, Андрей Николаевич — Санкт-Петербург, 2006

Производственники выступили с программой ликвидации «жизне-описательных» форм искусства и перехода к искусству «жизнестроитель-ному» или «производственно-утилитарному». Эта программа предполага-' ла прямое участие художника, писателя, теоретика в построении нового общества, нового быта, нового человека. Она требовала коренного изменения условий и...

Эстетическая картина мира и проблемы ее формирования

Суворова, Ирина Михайловна — Санкт-Петербург, 2006

...

Эстетическая теория русского модерна

Нечаева, Надежда Алексеевна — Санкт-Петербург, 2006

Судьба феномена модерна, возникшего на рубеже XIX - XX столетия и призванного решать многие проблемы и противоречия старого и нового актуальные для того исторического периода, все еще представляется понятой не до конца...

Эстетические аспекты вокально-исполнительского творчества: генезис и современные тенденции

Сетдикова, Юлия Борисовна — Москва, 2006

Таким образом, музыкально-исполнительские проблемы занимали умы ученых еще со времен Античности, заставляя задаваться вопросом о сущности исполнительства как явления. Интерес к этой теме не угас и по сей день. Он приобретает все более четкие очертания, по мере того как современная философско-исследовательская мысль отходит от привычной склонности...

Детское художественное творчество в социокультурном пространстве (философско-эстетический анализ)

Схиртладзе, Алла Георгиевна — Черкизово, 2005

Сегодня, как нам кажется, ощущается все большая необходимость таких педагогических исследований, которые обращались бы к целостной основе «усовершенствования» человека. В этом первую и незаменимую «помощь» несомненно, окажет и оказывает философская антропология. Выступая основополагающей дисциплиной, формирующей для педагогической теории цели...

Единое и универсальное Музыкальное бытие А.Н. Скрябина

Пак Кюн Син — Москва, 2005

В истории русской культуры уникальна личность и творчество А.Н.Скрябина (1872-1915). Он был гениальным композитором и неповторимым исполнителем своих произведений и вместе с тем обладал своеобразными философскими и эстетическими взглядами. Это не только великий музыкант, но и глубокий мыслитель. Крупные симфонические замыслы возникли у него...

Искусство соцреализма как культурно-антропологическая и художественно-коммуникативная система: исторические основания, специфика дискурса и социокультурная роль

Круглова, Татьяна Анатольевна — Екатеринбург, 2005

Особенно ярко вышеуказанные симптомы проявляются в связи с употреблением словосочетания «социалистический реализм» в гуманитарном сообществе и публичном пространстве. Модели соцреализма объявляются устаревшими как с философско-эстетической, так и с художественно-праюической точки зрения. Тем не менее, историки искусства XX века постоянно...

Музыка в системе видовой типологии искусства европейской эстетики

Воронцов, Юрий Сергеевич — Москва, 2005

В этом отношении выбранная для исследования проблема типологических признаков музыки более конкретно и полно может выявить специфику последней. Современное осмысление взаимодействия музыки с другими видами искусства на уровне морфологического сходства/различия музыки с литературой, изобразительными искусствами, скульптурой, живописью и...

Музыка как феномен духовной культуры

Шиповская, Людмила Павловна — Москва, 2005

Совокупность духовных и эмоциональных ценностей общества отражает художественная культура. Она способствует формированию внутреннего мира личности. Художественная культура (в том числе и музыкальная) есть необходимое средство общения, объединяющее людей и человечество в целом одними и теми же чувствами. Мы являемся свидетелями того, как нарастают...

О формах симбиоза элитарного и массового в современном искусстве

Крюков, Дмитрий Владимирович — Москва, 2005

Все перечисленные механизмы культуры автор изучает в аспекте симбиоза1 элитарных и массовых форм в современном искусстве. При этом рассматривается гипотеза, согласно которой наиболее выдающиеся с художественной точки зрения произведения принадлежат именно к пограничной группе, сочетающей в себе черты обоих типов творчества...