автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Философская поэзия американского романтизма (поэтическое творчество Ралфа Уолдо Эмерсона и Эмили Дикинсон)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Павлычко, Соломия Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Философская поэзия американского романтизма (поэтическое творчество Ралфа Уолдо Эмерсона и Эмили Дикинсон)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Павлычко, Соломия Дмитриевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЭМЕРСОН И СТАНОВЛЕНИЕ ПОЭЗИИ МЫСЛИ В

АМЕРИКАНСКОМ РОМАНТИЗМЕ

1.1. Мировоззренческий поиск Эмерсона и формирование эстетических основ его поэзии

1.2. Поэтическая натурфилософия Эмерсона

1.3. Особенности лирического героя философской поэзии Эмерсона

1.4. Понимание задач искусства и художественная практика Эмерсона

ШВА 2. ДИКЙНСОН И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ ПОЭЗИИ В

ПОЗДНЕМ АМЕРИКАНСКОМ РОМАНТИЗМЕ

2.1. Философское содержание лирики Дикинсон и специфика образа романтической героини

2.2. Концепция природы Дикинсон и ее антиэмерсоновские тенденции

2.3. Эстетическая проблематика философской лирики Дикинсон

2.4. Поэтические принципы Дикинсон

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Павлычко, Соломия Дмитриевна

Романтизм для американской литературы был эпохой формирования эстетической мысли и одновременно небывалого расцвета большинства жанров словесного искусства. Среди его вершинных достижений - творчество поэтов, признанных классиков литературы США -Эдгара По, Генри Лонгфелло, Уолта Уитмена, Эмили Дикинсон. Американская научно-критическая литература, посвященная романтизму, необозрима и является полем борьбы различных методологических подходов. Значительных успехов в этой области достигла советская наука. Искусству американского романтизма, его социальным, гносеологическим, эстетическим основам посвящены монографии и статьи советских ученых Г.В.Аникина, М.Н.Бобровой, Т.Д.Венедиктовой, Т.Н.Денисовой, Я.Н.Засурского, А.М.Зверева, И.А.Кашкина, 0.М.КИ-риченко, Ю.В.Ковалева, М.М.Кореневой, М.О.Мендельсона, Т.Л.Морозовой, А.Н.Николюкина, А.И.Старцева и др.

Как советские, так и зарубежные исследователи обращаются преимущественно к изучению прозы. Не освещенными остаются некоторые важные аспекты американской поэзии XIX века, развивавшейся в целом в русле романтизма. Внимание литературоведов почти не привлекало поэтическое наследие Ралфа Уолдо Эмерсона (1803-1882)? Две небольшие работы О.МЛСириченко /71, с.85-87/ и В.Г.Прозорова /69/ не исчерпали многообразия идей и форм этого сложного художественного явления. Выдающийся мыслитель, критик капиталистического общества и буржуазного прогресса, основатель и глава группы писателей трансценденталистов, Эмерсон по праву считается одной из ключевых фигур романтической культура США. Американские истох Среди открытых тем остается также творчество Сидни Лэнира, поэтическое наследие Генри Торо, Германа Мелвилла. рики литературы отказались от представления о поэзии Эмерсона как о чем-то второстепенном, вторичном по отношению к его философской эссеистике. Они обращаются к ней все чаще, справедливо полагая, что новаторская и экспериментальная поэзия мыслителя -продуктивная система в рамках американского романтизма, предопределившая во многом характер творческих исканий поэтов следующего поколения - Уолта Уитмена и Эмили Дикинсон.

Лирика Эмили Дикинсон (1830-1886),неизвестная ее современникам и открытая критикой и читателями лишь в нашем столетии, является важнейшей частью классического литературного наследия США. Без нее, как впрочем и без творчества Эмерсона, По, Уитмена, невозможно постижение целостного феномена американской романтической поэзии, а также вхождения ее элементов в литературу США XX века.

В обстоятельном исследовании А «М .Зверева /71, с,266-309/, статьях И.А.Кашкина /43/, Т.Д.Бенедиктовой /20/, В.К.Тарасовой /77/, в диссертации Д.Д.Инцкирвели /38/ охарактеризованы многие стороны лирики новоанглийской поэтессы. Это дает возможность дальнейшего изучения творчества Дикинсон в плане отражения в нем борьбы литературных направлений, позволяет определить ее место в романтической традиции философского осмысления мира.

Актуальность темы исследования. Опираясь на достижения советского и зарубежного литературоведения в изучении американского романтизма, в частности творчества Эмерсона и Дикинсон, в диссертации выдвигается проблема, ранее не изучавшаяся: философское содержание поэзии американского романтизма, освещаемое, главным образом, на примере творчества названных авторов. С этой целью црослеживается динамика формирования и развития основных идей и образов, всего комплекса художественных средств в их творчестве, определяется место данного явления в истории англоязычной поэзии, его отношение к трансцендентализму.

В нашей работе опускаются биографии писателей, их взаимные контакты, история возникновения художественных произведений, Поле исследования ограничивается поэтикой, объективно отражающей онтологические и гносеологические позиции поэтов, творчество которых освещается не только как система взглядов, но и как художественное явление.

Научная новизна исследования. Задача рассмотрения философской поэзии американского романтизма как одного из этапов развития стихотворных жанров в литературе США и как эволюционирующего художественного явления выдвигается в советской и в зарубежной американистике впервые. Конкретный материал творчества американских поэтов Эмерсона и Дикинсон используется для постановки общих проблем исторической поэтики лирических жанров. Творчество Эмерсона и Дикинсон рассматривается на фоне развития американской и английской литературы.

Цели и задачи исследования состоят в том, чтобы, во-первых, проанализировать поэзию Эмерсона, исходя из ее значения для дальнейшей эволюции американской литературы, показать традиции, на которые опирался Эмерсон, обосновывая принципы своей эстетики и художественной практики, взаимоотношения между его философскими и поэтическими идеями, их сложность, порой противоречивость, а также их роль в формировании мировоззрения и эстетического идеала Дикинсон. Во-вторых, определить связи основных идей и художественных образов лирики Дикинсон с литературным движением эпохи, в первую очередь, с трансцендентализмом и эстетикой Эмерсона. На примере творчества Эмерсона и Дикинсон ставится задача показать национальную самобытность американского романтизма, зарождение реалистических элементов в рамках романтической эстетики. Художественный, эстетический, мировоззренческий поиск американских поэтов Эмерсона и Дикинсон рассматривается в сравнений с исканиями ранних романтиков Англии и США,

В работе критически переосмыслены труды зарубежных ученых. В американском литературоведении последних десятилетий популярна расширительная трактовка модернизма, включение в него тех сторон романтической философии, эстетики, стилей, которые представляются исследователям неотъемлемыми от модернистского направления, Она отразилась в ряде коллективных монографий и сборников /94, 138/, в книге ДЛортера "Дикинсон, современный язык" (1981) /136/.

Близка к данной концепции и расширительная трактовка романтизма, предполагающая, что американская литература двух веков развивается под знаком романтизма, этапами которого являются трансцендентализм, реализм, модернизм. Ее обосновывает М.Хофман в книге "Губительное видение. Американский романтизм в литературе" (1972) /115/, к аналогичному взгляду близок Г.Елум /98, 99/, другие авторы /137, 139/.

В подобных, по сути сходных теориях искажается реальное содержание литературного развития, игнорируется его обусловленность историческими процессами. Для того, чтобы точно охарактеризовать взаимоотношения между поэтическими явлениями XIX и XX века, необходимо тщательное изучение эпохи зарождения традиций, движения художественных структур в рамках романтического направления.

Без анализа творчества Эмерсона и Дикинсон не обходится сегодня ни одно серьезное исследование истории американской поэзии двух веков. В работах Р.Х.Пирса /132/, Х.Уэггонера /148/, Э.Фас-селла /112/, Б.Дафйи ч/109/, Р.Асселино /95/, К.Клаузена /105/ и других предприняты попытки создания цельной концепции развития американской поэзии, в которой чрезвычайно важное место отводится наследию интересующих нас авторов.

Монографическим исследованиям творчества Эмерсона и Дикинсон, выполненным в США и в странах Западной Европы, присущи, как правило, следующие особенности: ограничение духовных и творческих исканий писателей рамками биографии характерно в различной мере для работ Г.У.Аллена /91/, Т.Джонсона /117/, Р.Сьюэлла /142/ и других /97, 121, 131/; исключительный либо первостепенный интерес к поэтическому тексту, пренебрежение мировоззренческими и эстетическими критериями, исследование стиля, в котором преобладают лингвистические и структурные методы анализа (работы Д.Портера /134, 135, 136/, С.Хейсканен-Макела /114/); привлечение методов психоанализа /101, 106/,

Огромно число работ, сконцентрировавшихся на характеристике отдельных образов, тем, мотивов, специфики лирического субъекта, стилистических приемов /97, 103, 104, ИЗ, 131/, проблем рецепции /122/. Всем трудам буржуазных литературоведов присуще в большей либо меньшей степени игнорирование единства исторического, философского и литературного развития, множественности аспектов поэтики. Именно поэтому важное значение приобретает принципиально иной подход к изучению классики литературы США.

Методологической и теоретической базой работы являются марксистско-ленинские принципы советского литературоведения, достижения современной теории и истории литературы. В работе использованы историко-литературный и типологический методы анализа.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут использоваться в курсах лекций и учебных пособиях по истории американской литературы, а также по теории литературы.

Апробация. По теме диссертации были прочитаны доклады на проводимых кафедрой зарубежной литературы Киевского университета совместно с Институтом литературы АН УССР конференциях по зарубежной литературе (Киев, 1981, 1982, 1983). Диссертация обсуждена на заседаний кафедры зарубежной литературы Киевского государственного университета."

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философская поэзия американского романтизма (поэтическое творчество Ралфа Уолдо Эмерсона и Эмили Дикинсон)"

168 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Яркий расцвет романтизма в литературе США совпал с 40-60-ми годами XIX века. Именно в начале этого бурного для американской истории периода происходит становление философской поэзии Ралфа Уолдо Эмерсона. Как поэт Эмерсон сформировался в конце 30-х годов прошлого столетия, его первая поэтическая книжка писалась в то время, когда лучшие свои стихотворения создавал Эдгар По, а ведущее место на американском Парнасе занял Генри Лонгфелло. Три выдающиеся поэта-романтика принадлежат одному времени, но только поэтическое творчество Эмерсона, в котором отразились мировоззренческие искания американского философа и публициста, оказались наиболее продуктивными для Эмили Дикинсон и Уолта Уитмена - поэтов следующего поколения, поколения 50-х годов - кризисного десятилетия накануне гражданской войны Севера и 10га.

Эстетическая теория и поэтическая практика Эмерсона были до некоторой степени реакцией на существующие романтические художественные структуры и типы мышления, а в широком смысле отражением общественного сознания американской нации на определенном этапе ее исторического развития. Основные принципы его поэтики заключаются в приоритете мысли, идейного содержания над формой,разума над чувством, образа над метрикой и рифмой стихотворения, а романтическое воображение становится для него привилегией интеллекта. Поэзия для Эмерсона - путь познания сущности бытия и природы человека.

Советская наука признает наличие двух тенденций в романтической концепции личности - индивидуалистической и универсальной /80, с.150/. Лирический герой философской поэзии Эмерсона приближается к типу личности универсальной, хотя одновременно философ прославляет индивидуалиста, игнорирующего общество и опиравдегося на собственные силы. Б противоречиях внутренней сущности лирического героя, в особенностях художественного времени и пространства поэзии Эмерсона отразился дуализм сознания Эмерсона-романтика .

Примечательная черта поэтики Эмерсона - раскрепощение формы, дальнейшее разрушение классицистских канонов лирических жанров, традиционной версификации. В эксперименте Эмерсона заключена предпосылка будущего переосмысления поэтической формы Уитмена и трансформации традиционной формы Дикинсон.

Новоанглийская поэтесса проложила линию Эмерсона в создании поэзии мысли, в целом исходила из сформулированных им эстетических принципов. Стихотворения Дикинсон проникнуты раздумьями о жизни, смерти, времени, вечности, красоте, природе, искусстве, смысле человеческого существования. Они отражают сложность, противоречивость, драматическую напряженность не только нравственного и эстетического, но и интеллектуального поиска. Мотив сознания, мысли - один из центральных в ее творчестве. Универсальная личность, какой является ее лирическая героиня, презде всего, тип аналитика, одержимого познанием и самопознанием. Сомнение - инструмент рационалистической философии помогает ей разрушить авторитет пуританизма и полемизировать с положениями трансцендентальной системы.

В основных проблемах, поднимаемых в поэзии Эмерсона и Дикинсон, в .духовных конфликтах, переживаемых лирическими героями их стихотворений (борьба веры и неверия, стремление совместить скептические мироощущение и пафос нравственности), в образах, заимствованных из христианской мифологии, в характере символического освоения мира, в ассимиляции приемов ораторской речи сказывается принадлежность творчества этих мыслителей и художников американской, новоанглийской культуре, их сложная, генетическая связь с американским национальным духом. Одновременно осваивая европейскую литературу, они развивали традиций наиболее им созвучные (поэзия английского барокко, философские тенденции раннего английского романтизма).

Философская платформа Эмерсона делает возможным появление в его поэтическом мышлении элементов стихийно-материалистического мировосприятия. В его поэзии зарождается космическое Еидение мира, которое становится отличительной чертой творчества романтиков следующего поколения - Уитмена и Дикинсон. У Дикинсон оно сочетается с особой камерностью поэтического переживания природы. Довольствуясь небольшим количеством явлений предметного мира для создания поэтической картины мироздания, она доказывает, что мельчайший элемент природы так же сложен, неисчерпаем для познания, как и вселенная. Она почти физически ощущает связь вещей в природе, связь, которая представляется художнице сущностью мира. Дикинсон не ставит точку на признании безграничности космоса и непрерывности развития материи, она декларирует стремление к истине как смысл человеческой жизни.

Образно-символическая система Эмерсона, синтезировавшая афористичность мысли и многозначность символа, выходит за рамки стиля, являясь продолжением мировоззрения философа. И стиль Дикинсон во многом следствие решения проблем, которые находятся в центре ее внимания. Она пытается определить, точно назвать каждый интересующий ее предмет или понятие. Обратная сторона называния -умолчание, недосказанность, загадка. У Эмерсона мотив тайны,лежащей в основе природы, связан с развитием одного из положений трансцендентализма, у Дикинсон недосказанность преображает структуру текста, становится важнейшим художественным приемом.

Переоценка романтического канона, начатая Эмерсоном и продолженная Дикинсон, соответствовала объективным требованиям литературного развития. Европейский реализм оказал на американских поэтов-романтиков средины и Еторой половины XIX столетия воздействие не менее значительное, чем европейский романтизм. И хотя предметом поэтического изображения двух поэтов являлись идеальные истины, общечеловеческие проблемы универсальной личности, их целью была правда идей и понятий. В эстетических принципах Эмерсона и Дикинсон на первое место вынесено требование широты охвата действительности, точности ее отражения. Переход к реалистическим формам мышления на финальном этапе американского романтизма происходит не только через точное отражение предметного мира, социального макрокосма Уитменом, но и через постижение всеобщих диалектических законов человеческого бытия, а в лирике Дикинсон и через углубление психологизма. Метод каждого уудожника синтетичен. В их творчестве еще сказывается характерная для американского романтизма преемственная связь с Просвещением. В рамках романтической эстетики двух поэтов зарождаются элементы эстетики реалистической, а в их художественной практике формируются осноеы реалистического художественного письма. И в этом заключается национальная самобытность художественного явления американской поэзии финального этапа романтизма.

Сомнительны тщательно разрабатываемые буржуазной наукой концепции абсолютной преемственности между творчеством Эмерсона, Дикинсон и американским модернизмом. Естественно, есть в поэзии С этих писателей элементы, вошедшие в нереалистические художественные течения американской литературы XX века, и это следствие осуществления типологической закономерности литературного развития в отношениях между романтическим и модернистским направлениями /55, с. 277/. Действие данной закономерности совсем не противоречит бесспорному факту, что в определении этического и личностного идеала, в принципах изобразительности, в развитии основных мотивое и образов оба поэта не выходят в целом за рамки характерно-романтических толкований. Оптимизм и вера в созидательные возможности человека Эмерсона, любовь к человеку и к жизни Дикинсон, гуманистический, нравственный аспект их творчества не имеет аналогов в модернистском искусстве, проникнутом ощущением трагического краха первооснов мира. Содержательность - важнейший принцип творческого кредо Эмерсона и Дикинсон, отразивший плодотворный, хотя не всегда идущий по верному пути интеллектуальный поиск писателей. Б модернистском же искусстве США на протяжении XX века, как известно, наблюдается постепенное уничтожение содержательности и художественной целостности произведения. Потому отношение между романтизмом и модернизмом в данном случае точнее определяется по законам отрицания. Ведь одна из тенденций американской литературы 10-х годов XX века периода так называемой "художественной революции" состояла в "критическом пересмотре позднероман-тических эстетических норм" /34, с.10/.

Продуктивным и недостаточно исследованным видится нам процесс вхождения романтических элементов в реалистическую поэтику XX Еека. Их роль в становлении поэтического реализма XX Бека в поэзии США весьма серьезна. Кстати, в советской научной литературе об американской прозе XX века эта идея уже подробно разработана в рамках концепции "романтического реализма" /26/, Что же касается поэзии, мы имеем ввиду не только исключительное значение традиции большой эпической формы Уитмена для творчества Харта Крейна. ч или Карла Сэндберга, но и традиции лирики Эмерсона и Дикинсон, искусства глубоко философичного по своей сущности,например, для поэзии Роберта Фроста. Б этом .видится перспектива дальнейшего изучения художественного творчества американских поэтов-романтиков XIX века.

 

Список научной литературыПавлычко, Соломия Дмитриевна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т. М.:Искусство, 1976. T.I 575 с. Т.2 - 719 с.

2. Энгельс Ф. Положение Англии. Томас Карлейль. "Прошлое и настоящее". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с .572597.

3. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с.269-317.

4. Ленин В.И. Философские тетради. Поли. собр. соч., т. 29. -ХХ1У, ■ • 782 с.

5. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т. 18. - XXII, - 525 с.

6. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

7. Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература. В кн.: Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981, с. 315.

8. Адмони В.Г. Поэтика и действительность. Из наблюдений над зарубежной литературой XX века. Л.: Сов. писатель, 1975. -310 с.

9. Алексеев М.П. "Дневной месяц" у Тютчева и Лонгфелло. В кн.: Сравнительное литературоведение. Л., 1983, с. 376-389.

10. Бальмонт К.Д. Романтики. В кн.: Бальмонт К.Д. Избранное. М., 1980, с. 556-563.

11. Белинский В.Г. Русская литература в 1841 гору. Полн.собр. соч.: В 13-ти т. М., 1954, т. 5, с. 521-588.

12. Берковский II.Я. Романтизм в Германии. I.: Худож. лит-ра, 1973. - 567 с.

13. Блок А .А. Ирония. Собр.соч.: В 6-ти т. М., 1982, т. 5, с. 100-104.

14. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX века. -М.: Высш. школа, 1972. 286 с.

15. Брукс В.В. Писатель и американская жизнь. Пер. с англ.: В 2-х т. М.: Прогресс. Т. I. Расцвет Новой Англии, 1967. -424 с. Т.2. Избранные статьи, 1971. 255 с.

16. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. -403 с.

17. Бенедиктова Т.Д. Поэзия Уолта Уитмена. М.: Изд-во Моск. цн-та, 1982. - 128 с.

18. Бенедиктова Т.Д. Поэзия Эмили Дикинсон: потаенные страницы американского романтизма. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология, 1980, гё 5, с. 27-35.

19. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. Соч.: В 14гтит. М., 1958, т. 14. 440 с.

20. Гейне Г. Романтическая школа. Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1982, т. 4, с. 318-452.

21. Гинзбург Л.Я. 0 лирике. М.,Л.: Сов. писатель, 1964. - 382 с.

22. Гинзбург Л.Я. 0 романтизме. В кн.: Французская романтическая повесть. Л., 1982, с. 3-18.

23. Гринцер П.А. Поэтика слова.— Вопр. литературы, 1984, IS I, с. 130-148.

24. Денисова Т.Н. О романтическом в реализме.(Из наблюдений над современным романом США).-Киев:Наук.думка,1973. 236 с.-Укр.

25. Джимбинов С.Б. Проблемы герметизма в модернистской поэзии США: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1974. - 19 с.

26. Дьяконова Н.Я. Некоторые особенности английской поэзии середины 1И века. Б кн.: Вопросы национальной специфики произведений зарубежной литературы XIX-XX веков. Иваново, 1979, с. 29-41.

27. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. -М.: Наука, 1978. 208 с.

28. Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. М.: Изд-во АН СССР, I960. - 506 с.

29. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Сов. писатель, 1975. -664 с.

30. Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. -Л.: Наука, 1981. 304 с.

31. Засурский Я.Н. Американская литература XX века. ГЛ.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 504 с.

32. Зверев A.M. Модернизм в литературе США. М.: Наука, 1979.- 318 с.

33. Зверев A.M. Поэты и поэзия Америки. В кн.: Поэзия США: Сб. Пер. с англ. М., 1982, с. 3-34.

34. Зыкова Е.П. Романтическая концепция личности в творчестве Эмерсона. Изв. АН СССР. Сер. литературы и языка, 1983, т. 42, JS 3, с. 230-238.

35. Зыкова Е.П. Жанр эссе в литературе американского трансцендентализма: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1983.- 19 с.

36. Инцкирвели Д.Д. Поэтический путь Эмили Дикинсон: Автореф'. дис. . канд. филол. наук. Тбилиси, 1975. - 31 с.

37. Кант И. Критика практического разума. Соч.: В 6-ти т. ГЛ., 1965, т. 4, ч. I. 544 с.

38. Кашкин И.А. Для читателя современника. Статьи и исследования. М.: Сов. писатель, 1977. - 558 с.

39. Ковалев Ю.В. Герман Мелвилл и американский романтизм. Л.: Худая, лит-pa, 1972. - 280 с.

40. Ковалев Ю.В. Проблемы американского романтизма 1840-х годов. Герман Мелвилл и его эпоха: Автореф. дис. . д-ра филсш. наук. I., 1971. - 31 с.

41. Кузнецова С.Н. Трансцендентализм как философское и эстетическое течение в американской литературе первой половины XIX века.- Уч. зап. Ульянов, пед. ин-та, 1969, т. 25, вып. 3,с. 359-380.

42. Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3-х т. / Под ред. Р.Спиллера, У.Торпа, Т.Н.Джонсона, Г.С.Кэнби. Пер. с англ. М.: Прогресс. T.I. 1977. - 602 с. Т.2. 1978. -526 с. Т.З. 1979. - 645 с.

43. Литературная теория немецкого романтизма: Документы / Под ред. Н.Я.Берковского. Л.: Изд. писателей в Ленинграде, 1934. - 335 с.

44. Литератруные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-ео Моск. ун-та, 1980. - 639 с.

45. Манн Т. Искусство романа. Собр. соч.: В 10-ти т. М., 1961,т. 10, с. 272-287.

46. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976. -375 с.

47. Маркова В. Предисловие. В кн.: Эмили Дикине он. Стихотворения. Пер. с англ. М., 1981, с. 3-22.

48. Маттисен Ф.О. Ответственность критики. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1972. - 376 с.

49. Мендельсон М.О. Жизнь и творчество Уитмена. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 1969. - 350 с.

50. Наливайко Д.С. Романтизм, В кн.: искусство: направления, течения, стили. Киев: Мистецтво, 1981, с. 224-277.

51. Нестерова Е.К. Поэзия Эдгара Аллана По: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1976. - 17 с.

52. Неупокоева И.Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. М.: Наука, 1971. - 520 с.

53. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. -М.: Наука, 1968. 412 с.

54. Николюкин А.Н. Утраченные надежды (Американская литература

55. И крушение "американской мечты"). М.: Знание, 1984. - 64 с.

56. Осипова Э.Ф. 0 национальном своеобразии американского трансцендентализма. В кн.: Вопросы филологии. Л'., 1976, вып. 5, с. 182-189.

57. Паррингтон В .Л. Основные течения американской мысли: В 3-х т. Пер. с англ. М.: Изд-ео иностр. лит-ры. T.I. 1962. -525 с. Т.2. 1962. - 591 с. Т.З. 1963. - 603 с.

58. Проблемы истории литературы США. М.: Наука, 1964. - 483 с.

59. Проблемы романтизма: Сб. статей. (Сб. I). М.: Искусство, 1967. - 360 с.

60. Проблемы романтизма: Сб. статей. (Сб. 2). М.: Искусство, 1971. - 304 с.

61. Проблемы романтического метода и стиля. Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1980. - 161 с.

62. Проблемы становления американской литературы. М.: Наука, 198I. - 384 с.

63. Прозоров В.Г., Р.У. Эмерсон И Л.Н. Толстой. В кн.: Проблемы реализма в зарубежной литературе XIX-XX века. М.,Л., I960,с. II9-I23.

64. Прозоров В.Г. Проблема "личность" общество" в творчестве Р.У.Эмерсона. - В кн.: Проблемы реализма в зарубежной литературе XIX-XX в. М., 198I, с. 98-105.

65. Прозоров В.Г. Поэзия Р.У.Эмерсона (Жанровые и стилистические особенности). В кн.: Жанр и композиция литературных произведений. Петрозаводск, 1983, с. 144-151.

66. Реизов Б.Г. Виктор Гюго, Пьер Леру и "символический стиль". В кн.: Ез истории европейских литератур. Л., 1970, с .217227.

67. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М.: Наука, 1982. - 352 с.

68. Ррмаш В.Л. Поэзия Р.Фроста: концепция природы и человека: Автореф. дис. . кадц. филол. наук. М., 1983. - 20 с.

69. Ронгонен Л.И. Генри У.Лонгфелло и его поэма "Песнь л Гайава-те": Учеб. пособие. М.: Высш. школа, 1982. - 96 с.

70. Самохвалов Н.И. Американская литература XIX века. Очерк развития критического реализма. М.: Высш. школа, 1964. - 563 с.

71. Скрыпник В.Р. Трансцендентализм Ральфа Уолдо Эмерсона: Авто-рефе дис. . канд. филос. наук. М., 1982. - 16 с.

72. Старцев А.И. От Уитмена до Хемингуэя. М.: Сов. писатель, 1981. - 354 с.

73. Тарасова В.К. Поэтика умолчания (Анализ стихотворения Э.Дикинсон "It was not death for I stood up"). В КН.: СТИЛЙСТИка художественной речи. Л., 1970, с. 84-88.

74. Тертерян И.А. Романтизм как целостное явление. Вопр. литературы, 1983, JS 4, с. I5I-I8I.

75. Тимофеев Л.Н. Слово в стихе. М.: Сов. писатель, 1982. -342 с.

76. Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. М.: Наука, 1983. - 255 с.

77. Фисенко Т.Д. Становление творческого метода У.Уитмена: Авто-реф. дис. . канд. филол. наук. М., 1977. - 27 с.

78. Флобер Г. Письма. Собр. соч.: В 5-ти т. М., 1956, т. 5. -500 с.

79. Чуковский К.И. Уолт Уитмен. В кн.: Чуковский К.И. Собр. соч. В 6-ти т. М., 1966, т.З, с. 726-793

80. Шелли П.Б. Письма. Статьи. Фрагменты. IvL: Наука, 1972. -534 с.

81. Шеллинг Ф.В. Философия Искусства. М.: Мысль, 1966. - 496 с.

82. Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика: В 2-х т. М.: Искусство. T.I. 1983. - 480 с. Т.2. 1983. - 448 с.

83. Эстетика американского романтизма. Пер. с англ. / Сост., коммент. и вступит, статья А.Н.Николюкина. М.: Искусство, 1977. - 464 с.

84. Эстетический идеал в художественный образ. М.: ЫГПИ им. В.И .Ленина, 1979. - 147 с.

85. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л.: Сов. писатель, 1969. - 552 с.

86. Юрьева Л.П. Творчество У.К. Брайента и становление американ-ско:й поэзии. (К вопросу о специфике американского романтизма): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1983.23 с.

87. Allen Gay Wilson. Waldo Emerson. New York: The Viking press, 1981. - 751 p.г •

88. Alexander Charlotte. The Poetry of Emily Dickinson. New York: Monarck press, 1965. - 108 p.

89. Anderson Charles R. Emily Dickinson's poetry. Stairway of surprise. New York: Holt, Rinehart and Winston, I960. -XVIII,, 334 p.

90. Artful Thunder. Versions of romantic tradition in American literature heritage. In honor of H.P.Vincent. Kent (0. ): The Kent State University Press, 1975. - XV, 312 p.

91. Asselineau Roger. The transcendentalist constant in American literature. New York, London: New York University.Press, 1980. - 189 p.

92. Benoit Raymond. Single nature's double name. The collected-ness of the conflicting in British and American romanticism. The Hague-Paris: Mouton, 1973. - 146 p.

93. Bingham Millicent Todd. Emily Dickinson's home. New York: Harper & Row Publishers, 1967. - 600 p.

94. Bloom Harold. The ringers in the tower. Studies in romantic tradition. Chicago, London: The University of Chicago press, 1971. - XII , 352 p.

95. Bloom Harold. The anxiety of influence. A theory of poetry. -New York: Oxford University press, 1973. 157 p.

96. Bridgman Richard. Dark Thoreau. Lincoln; London: University of Nebraska press, 1982. - XVI., • 306 p.

97. Browne Thomas. The Major Works. Harmondsworth (Middlesex) England: Penguin Books Ltd., 1977. - 558 p.

98. Buell Lawrence. Literary Transcendentalism. Style and vision in the American Renaissance. Ithaca - London: Cornell Univ. press, 1973. - VIII., 336 p.

99. Cameron Sharon. Lyric time: Dickinson and the limits of genre. Baltimore, London: . ; John Hopkins Univ. press,1979. X, ,• 280 p.

100. Capps Jack L. Emily Dickinson's Reading. 1836-1886. Cambridge (Mass.): Harvard Univ. press, 1966. - 230 p.

101. Clausen Christopher. The place of poetry: Two centuries of an art in crisis. Lexington (Kent.): The Univ. press of Kentucky, cop., 1981. - 145 p.

102. Cody John. After great pain. The inner life of Emily Dickinson. Cambridge (Mass.): The Belknap press of Harvard univ. press, 1971. - 358 p.

103. Coleridge Samuel Taylor.The Complete Works. Vol. 1-7. New York: Harper, 1854-1858. Vol. 3. Biographia Literaria, or Biographical Sketches of my Literary Life and Opinion, 1854. - 751 P.

104. Collins Cristopher. The uses of observation. A study of cor-respondential vision of the writings of Emerson, Thoreau and Whitman. The Hague - Paris: Mouton, 1971. - 125 p.

105. Duffey Bernard. Po.etry in America: Expresson and its values in the times of Bryant, Whitman and Pound. Durham (N.C.): Duke univ. press, 1978. - XIV »■ 358 p.

106. Eliot Thomas Sterns. Selected essays. London: Paber and Paber, 1963.•- 516 p.

107. Emily Dickinson. A collection of critical essay© . Engle-wood Cliffs (N.J.)s Prentice - Hall, 1963. - 183 p.

108. Pussel Edwin. Lucifer in harness. American meter, metafor 7 and diction. Prenceton (N.J.): Princeton univ. press, 1973. - XV, , 182 p.

109. Gelpi Albert J. Emily Dickinson. The mind of the poet. -Cambridge (Mass.): Harvard univ. press, 1965. 201 p.

110. Heiskanen-Makela Sirkka.In the quest of Truth. Observations on the development of Emily Dickinson's poetic dialectic.

111. JyvaskylS: Jyvaaskylan yliopisto, 1970. 238 p.

112. Hoffman Michael J. The subversive vision. American Romanticism in literature. Port Washington (N.Y.), London: Kenni-kat press, 1972. - VIII, 160 p.

113. Hubbell George Shelton. A concordance to the poems of R.Y/. Emerson. New York: Russel and Russel, 1967. - 476 p.

114. Johnson Th.H. Emily Dickinson. An Interpretative biography.- New York: Atheneum, 1976. 276 p.

115. Kazin Alfred. E.E.Cummings and his fathers. In: Kazin Alfred. The Inmost leaf. A Selection of Essays. - New York: Harcourt, Brace and Company, 1955, pp. 191 - 197.

116. Lane Gary.I. .am. A Study of E.E.Cummings1 poems. Lawrence: The Univ. press of Kansas, 1976. IX , 134 p.

117. Langbaum Robert. The modern spirit. Essays on the continuty of 19th and 20th - century literature. - New York: Oxford univ. press, 1970. - XI, 221 p.

118. Leyda Jay. The years and hours of Emily Dickinson. New Haven: Yale univ. press, I960, v. I - 400 p.; v. 2 - 528 p.

119. Lilliedahl Ann. Emily Dickinson in Europe: Her literary reputation in selected countries. Washington: Univ. press of America, 1981. - 215 p.

120. Lindberg Seyersted Brita. The voice of the poet. Aspects of style in the poetry of Emily Dickinson. - Cambridge (Mass.): Harvard Univ. press, 1968. - 290 p.

121. Literary romanticism in America / Ed. by William L.Andrews.- Baton Rouge; London: Louisiana state univ. press, 1981. -XIV, 136 p.

122. Lowance Mason J. The language of Canaan: Metaphor and symbol in New England from the Puritans to the Transcendenta-lists. Cambridge (Mass.); London: Harvard univ. press,1980. X, 335 p.

123. Lucas Dolores Dyer. Emily Dickinson and the riddle. De Kalb (111.): Northern Illinois univ. press, 1969. - 151 p.

124. Malloy Charles. A Study of Emerson's major poems. Hartford: Drawer, 1973. - 123 p.

125. Marti Jose. Emerson. In: Ensayos sobre arte у literatura.- La Habana: Inst, cubano del Libro, 1972, p. 88-107.

126. Matthiessen P.O. American Renaissance. Art and expression in the age of Emerson and Whitman. London; Toronto, New York: Oxford univ. press, 1957. - XXIV, 678 p.

127. Mickiewicz Adam. Pisma Religijno-filosoficzne. Dziela, t. XIII, Warszawa: Czytelnik, 1955. - 275 s.

128. Mudge Jean McClure. Emily Dickinson and the image of home.- Amherst: The Univ. of Mass press, 1975. 293 p.

129. Pearce Roy Harvey. The Continuity of American Poetry. Princeton .(N.Y.): Princeton Univ. press, 1962. - XV, 442 p.

130. Pinsky Robert. The situation of poetry. Contemporary poetry and its traditions. Princeton (N.Y.): Princeton univ. press, 1976. - 187 p.

131. Porter David T.-.The art of Emily Dickinson's early poetry. -Cambridge (Mass.): Harvard univ. press, 1966. 206 p.

132. Porter David. Dickinson, the modern idiom. Cambridge (Mass.), London: Harvard univ. press, 1981. -316 p.

133. Romantic and modern:Reevaluations of literary tradition. -Pittsburgh (Pa.): Pittsburgh univ. press, 1977. XIII, 248 p.

134. Romanticism, modernism, postmodernism. Lewisburg: Backnele Univ. press, London, Toronto: Assoc. univ. presses, 1980. -193 P.

135. Romanticism. Vistas, instances, continuities. Ithaca-London: Cornell univ. presses, 1973. - 284 p.

136. Rosenbaum S.R. A concordance to the Poems of Emily Dickinson.- Ithaca, New York: Cornell univ. press, 1964. 899 p.

137. Salska Agnieczka. The poetry of the central consciousness: Whitman and Dickinson. Lodz: Acta Univ. Lodziensis, 1982.- 222 p.

138. Sewall Richard. The life of Emily Dickinson. Vol. 1-2. New York: Parrar, Strauss and Giroux, 1980. - 821 p.

139. Shurr William H. Rappaccini's children: American writers in a Calvinist world. Lexington (Ken.): The Univ. press of Kentucky, 1981. - 165 p.

140. Spencer Benjamin T. The Quest for Nationality. An American literary campaign. Syracuse: Syracuse University Press, 1957. - XV, 389 p.

141. The recognition of Emily Dickinson. Selected criticism since 1890. Ann Arbor: the University of Michigan press, 1968. -314 p.

142. The recognition of R.W. Emerson. Selected critisizm since 1837. Ann Arbor: The Univ. of Michigan press, 1972. - XVI, 224 p.

143. Todd John Emerson. Emily Dickinson's use of the persona. -The Hague Paris: Mouton, 1973. - 95 p.

144. Waggoner Hyatt H. American poets from the puritans to the present. Boston: Houghton, Miffin, 1968. - XVI, 740 p.

145. Wellek Rene. Confrontations. Studies in the intellectual and literary relations between Germany, England and the United States during the nineteenth century. Princeton: Princeton univ. press, 1965. - VI, 221 p.

146. Whitman Walt. A collection of critical essays. Englewood Cliffs (N.Y.)s Prentice-Hall, 1962. - 183 p.

147. Yoder R.A. Emerson and the Orphic poet in America. Berkley, Los Angeles, California: Univ. of California press, 1978. XIV, 240 p.

148. Ziff Larzer. Literary democracy. The declaration of cultural independence in America. New York: The Viking press, 1981.- XXV, 333 p.

149. Блейк У. Избранные стихи. Сб. / Сост. А.М.Зверев. На англ. И русск. яз. М.: Прогресс, 1982. - 558 с.

150. Гете И.В. Стихотворения. Собр. соч.: В 10-ти т. М., 1975, т.1 524 с.

151. Жуковский В.А. Соч.: В 3-х т. М., 1980, т. 2 493 с.

152. Де Сталь Ж. Коринна или Италия. М.: Наука, 1969. - 439 с.

153. Толстой Л.Н. Исповедь. Собр.соч.: В 20-ти т. М., 1964, т. 16, с. 94-159.

154. Тютчев В.И. Полн. собр. стихотворений. Л.: Сов. писатель, 1957. - 422 с.

155. Франко И.Я. Собр. соч.: В 50-ти т. Киев: Наук, дугжа, 1979, т.22 519 с. - Укр.

156. American Poetry and Prose. / Ed. by N.Foerster and R.Palk.- Boston: Houghton, Mifflin, I960. 1223 p.

157. Bryant William Cullen. The Complete Poems of W.C.Bryant. -New York: Vignette ed., Stokes, 1894. 362 p.

158. Coleridge Samuel Taylor. Verse and Prose. Moscow: Progress Publishers, 1981. - 447 p.

159. Cummings Edward Estlin. A Selection of Poems. ITew York: Harcourt, Brace & World, Inc. - 194 p.

160. Dickinson Emily, The Complete Poems of Emily Dickinson. / Ed. by Thomas Johnson. Boston; Toronto; Little, Browne and Company, I960. - 770 p.

161. Dickinson Emily. The Letters of Emily Dickinson. /Ed. by Thomas H. Johnson. Cambridge (Mass.): The Belknap preiss of Harvard Univ. press, 1958, v. I - 312 p.; v. 2 - pp.315-652;v. 3, P. 655 999.

162. Eliot Thomas Stearns. The Waste Land and other poems. -New York: Harcourt, Brace & World, Inc., 1962. 88 p.

163. Emerson Ralph Waldo. Emerson's literary Criticism. Lincoln, London: Univ. of Nebraska press, 1979. - 251 p.

164. Frost Robert. Complete Poems. New York: Holt, Rinehart and Winston, I964. - 666 p.

165. Keats John. The Complete Poems. Harmondsworth(Middlesex), England: Penguin Books Ltd., 1978. - 731 p.

166. Lanier Sidney. Poems of Sidney Lanier. New York: Charles Scribner's Sons, 1923. - 262 p.

167. Longfellow Henry Wadsworth. The Complete Poetical Works. -London: George Routledge & Sons, I871. 623 p.

168. Lowell James Russell. The Complete poetical Works of James Russell Lowell. Cambridge, Boston, New York: Houghton, Mifflin, The Riverside Press, I9II. - 492 p.

169. Poets of the I7th Century. / Ed. by John Broadbent. New York: New American Library, 1974, v. I - 377 p., v. 2 -483 P.

170. Thoreau Henry David. The Selected Works of Thoreau. Boston: Houghton Mifflin Company, 1975. - 851 p.

171. Thoreau Henry David. Collected poems. / Ed. by Carl Bode. Chicaho: Packard and Company, 1943. 385 p.

172. Whitman Walt. Leaves of Grass. Inclusive edition. New York: Doubleday & Company, Inc., 1926. - 682 p.

173. Whittier John Greenleaf. The Poetical Works. London: George Routledge & Sons, Ltd., 1884. - 512 p.

174. Williams William Carlos. Selected Poems. New York: New Directions, 1969. - 174 p.

175. Wordsworth William. Poems. Harmondsworth(Middlesex), England: Penguin Books Ltd., 1977, v. I - 1066 p., v. 2 -1Ю4 p.

176. Wordsworth William. The Prelude. A Parallel text. Harmondsworth (Middlesex), England: Penguin Books Ltd., 1938. -573 P.