автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философские аспекты учения Карлоса Кастанеды

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Русаков, Юрий Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философские аспекты учения Карлоса Кастанеды'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философские аспекты учения Карлоса Кастанеды"

На правах рукописи

Русаков Юрий Александрович ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕНИЯ КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ

Специальность 09.00.03 - История философии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

5 ДЕК 2013

005542797

Москва, 2013 год

005542797

Диссертация выполнена на кафедре истории зарубежной философии философского факультета ФГБОУ ВПО МГУ имени М.В.Ломоносова

Научный руководитель: Стрельцова Галина Яковлевна

доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова» (профессор кафедры истории зарубежной философии философского факультета)

Официальные оппоненты: Гуревич Павел Семенович

доктор философских наук, доктор филологических наук, профессор, ФГБУН «Институт философии РАН» (заведующий сектором истории антропологических учений)

Самохина Наталия Евгеньевпа

доктор философских наук (редактор издательства ООО «ЭКСМО»)

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО Российский университет дружбы народов, кафедра истории философии

Защита диссертации состоится «24» декабря 2013 года в 15:00 на заседании диссертационного совета Д 501.001.38 по философским наукам при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, ГСП-1, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4, Шуваловский учебный корпус, философский факультет, аудитория А-518.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале отдела диссертаций Научной библиотеки МГУ имени М.В.Ломоносова по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, 8 этаж, А-812.

Автореферат разослан «¿¿>> ноября 2013 года.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Карлос Кастанеда является автором концепции, в которой присутствуют определенные философские идеи и размышления. Его учение предназначено для познания человеком самого себя и реальности вокруг него. Данная концепция полна интересных с философской точки зрения идей, однако, несмотря на все это, учение Кастанеды не подвергается серьезному исследованию и сводится к несостоятельному и малоадекватному рассказу о приключениях антрополога, ведущего задушевные беседы с аборигенами Центральной Америки. Что известно о Кастанеде и почему он так интересен для нас сегодня? Он создал эзотерическое учение на базе антропологических данных и философского дискурса своего времени. На сегодняшний день было проведено только одно серьезное исследование его творчества с позиции философии на диссертационном уровне [Йодер У., «Возможность онтологии и эпистемологии на базе мистицизма»]1. Учение Кастанеды, не являясь философским в строгом смысле, содержит немало положений, которые могут быть рассмотрены и поняты именно с позиции философии. Антрополог по образованию, Кастанеда предпринял смелые шаги на пути к исследованию образа мышления и постижения реальности в духе древнемексиканских индейцев, а если точнее, жрецов древней цивилизации Мезоамерики — тольтеков2. Кастанеда — чрезвычайно неоднозначная фигура XX столетия. Он известен всему миру прежде всего как автор «Хроники ученичества у индейского мага доиа Хуана Матуса» (это самое распространенное наименование корпуса работ Кастанеды). Дон Хуан является протагонистом в десяти из двенадцати книг Кастанеды, а также

1 Yoder William R- "Possibility Of An Ontology And Epistemology Of Mysticism", New York, Buffalo, 1978.

2 Индейская народность, древние обитатели Мексики, куда они вторглись с севера в VIII веке. В IX веке создали большое государство со столицей Тольян (Тула); в X веке Тольтеки подчинили себе города майя на Юкатане и вгорной Гватемале. В сер. XII века нашествие севера чичимеков положило конец владычеству Тольтеков в Мексике - Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — M.; Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961—1976, Т. 14, с.306.

3

напрямую и косвенно упоминается во многих работах «околокастанедовского» толка [сюда принято относить работы прямых учеников Кастанеды, а также работы, косвенно связанные с затрагиваемой им тематикой. Имя «дон Хуан Матус» встречается довольно часто в различных коннотациях в обеих категориях текстов]. Внутри текстов Кастанеды дон Хуан выступает в роли индейского мага. Оригинальный термин, используемый Кастанедой, — английское слово 'sorcerer' — «колдун», «волшебник», «кудесник». Однако я целенаправленно в данной работе буду использовать иной перевод данного слова — «маг», т.к. цельное знание, о котором пойдет речь ниже, Кастанеда именует «магией»3, и, следовательно, его носитель — дон Хуан — приобретает статус мага. Я рассматриваю дона Хуана не как реальное лицо, но как собирательный образ для выражения древнеиндейской мудрости. Исследование новых, нераскрытых областей философского знания порой находит себя в трудах мыслителей, которые исходно не позиционировали себя в качестве философов. Пожалуй, самый яркий пример - великий ученый Блез Паскаль, философские идеи которого опередили его время на несколько столетий. Конечно, я не считаю Кастанеду философским гением. Однако, на основе разнообразных источников (древнеиндейская мудрость, его собственные знания как доктора антропологических наук, общая культурологическая эрудиция, а также, стремление к философским обобщениям и философскому дискурсу его времени) Кастанеда создает оригинальное учение о мире, человеке, его онтологической и экзистенциальной сущности, предлагает ряд методов для самосовершенствования духа и тела человека. В учении Кастанеды сформулирована концепция энергетической философии, особым образом представляющая мир и человека в нем, что оказалось необыкновенно популярным на волне «New Age» (англ. «Новая Эра») -социо-культурного движения второй половины ХХ-го века,

3 От лат. magia, - колдовство, чародейство, волшебство, обряды, связаккые с верой в способность человека сверхъестественным путём воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов.

подразумевающего приоритет духовного над материальным, близость человека к природе и ее первичность относительно вторичной и бездушной техники, культа потребления и общей бездуховности современного человека.

Степень разработанности темы

Всевозможные СМИ и Интернет перенасыщены информацией о Кастанеде, однако зачастую это повторение одного и того же сотни раз переработанного материала, представленного еще в 1976 году Ричардом Де Милле в его книге «Путешествие Кастанеды: сила и аллегория» и в 1980 году в книге «Записки о доне Хуане: прочие противоречия Кастанеды», а также в 1993 году — Джсем Кортни Файксом в его антропологическом исследовании «Карлос Кастанеда: академический оппортунизм и психоделические шестидесятые»4. Ричард Де Милле по праву считается наиболее строгим и рациональным критиком Кастанеды. Джей Кортни Файкс, в свою очередь, отрицает актуальность (как антропологическую, так и в целом научную) работ Кастанеды, основываясь на собственной попытке познания «индейской мудрости». Джей Кортни Файкс и Ричард Де Милле — это, пожалуй, единственные серьезные исследователи наследия Кастанеды, помимо диссертационных работ. Первое исследование по данной теме было представлено У. Йодером в 1978 году в диссертации на соискание степени доктора философских наук5, защищавшейся в университете Баффало, Ныо-Иорк, США. В своем труде, название которого звучит как «Возможность онтологии и эпистемологии на базе мистицизма»6, он рассматривает мистицизм в качестве формы знания и в качестве центрального примера такового приводит концепцию Кастанеды. По мнению Иодера, «основной характеристикой мистического опыта является переживание своего единства с самой основой Бытия (или, в религиозной терминологии, —

4 Fíkes Jay Courtney "Carlos Castañeda: Academic Opportunism and the Psychedelic Sixties", 1993.

5 Philosphy PhD (Doctor of philosophy in philosophy).

6 Yodcr William R. "Possibility Of Ал Ontology And Epistemology Of Mysticism", New York, Bufíalo, 1978.

единство человека с Богом) и осознание того, что все едино в этом основании»1. Йодер утверждает, что построение онтологической и эпистемологической модели на базе мистицизма, возможно только посредством мистического опыта как прямого переживания человеком единства с сущим. Он признает существование и актуальность мистического опыта, однако критикует его. Он говорит о несостоятельности аргументов мистика с точки зрения рационального и научного познания, но в то же время отмечает уникальность и важность именно мистических индивидуальных переживаний. По его мнению, достижения мистика невозможно повторить иным путем, кроме мистического, т.е. индивидуального творческого опыта. Также существует диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук Д.И. Тукмакова от 2000 года, защищенная в Москве, на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова8. Автор понимает учение Кастанеды как «магическую интерпретациею мира» и исследует ряд проблем (этика воина, метаморфозы сознания, энергетическая гносеология и др.) несмотря на заявленное название диссертации «Философско-религиозные воззрения Карлоса Кастанеды». Тукмаков обстоятельно разбирает в хронологическом порядке все книги Кастанеды и понятия в них используемые. Работа, однако, в целом имеет описательный характер. Большим недостатком ее является и то, что автор использует в качестве основного источника не первые девять книг Кастанеды, но вышедшее уже посмертно «Колесо времени», которое, по моему мнению, не может рассматриваться как окончательный источник философии Кастанеды в силу своей неаутентичности. В 2004 году в Ростове-на-Дону была защищена диссертация А.Б. Смоликова под названием «Феномен Карлоса Кастанеды в культуре второй половины XX века»9.

7 William R. Yoder "Possibility Of An Ontology And Epistemology Of Mysticism", New York, Buffalo, 1978, pp. 1-2.

8 Тукмаков Д.И., Философско-религиозные воззрения Карлоса Кастанеды, диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук, Москва, МО', 2000, с. 17.

9 Смоликов А.Б., Феномен Карлоса Кастанеды в культуре второй половины XX века: на соискание ученой степени кандидата философских наук, Ростов-на-Дону, 2004.

6

Данная работа представляет собой качественный культурологический обзор идей Кастанеды. Много сказано о популярности Кастанеды, а также о причинах феномена его личности. Работа достаточно критична, то есть автор не спешит записываться в сторонники Кастанеды, а очень обстоятельно критикует слабые стороны его творческой биографии. При этом основное внимание сосредоточено на влиянии работ Кастанеды на культуру второй половины XX века, а также влиянии культуры на его работы. Наконец, в 2012 году в Белгороде была защищена диссертация на тему «Парафилософия Карлоса Кастанеды в контексте психоделического мистицизма контркультуры XX века» Ежовой O.A.10, и это самое последнее диссертационное исследование наследия Кастанеды на сегодняшний день. В этой работе автор использует, как и в предыдущей диссертации, культурологический принцип исследования, а именно — изучает «перспективы духовного развития российского общества»11. Кастанеда здесь рассматривается как феномен контркультуры. Помимо этого, стоит отметить книгу В.М. Розина «Эзотерический Мир. Семантика сакрального текста»12, где автор называет Кастанеду «метаэзотериком», акцентируя внимание на том, что «"Дон Хуан" - это не только замечательное произведение эзотерической литературы, не только описание определенной эзотерической реальности, но одновременно - это модель и смысл эзотерического пути как такового. В этом отношении «Дона Хуана» трудно переоценить»'3. Розин называет Кастанеду «метаэзотериком» тем самым, утверждая, что его учение говорит «о «тайном» в «тайном». Нельзя обойти вниманием статью П.С. Гуревича «Этот зыбкий фантомный мир» в журнале «Философские науки» №10 за 1991 год14. Открывая повествование,

10 Ежова O.A., Парафилософия Карлоса Кастанеды в коотексте психоделического мистицизма контркультуры XX века: диссертация кандидата философских наук; [Место защиты: Белгород гос. ун-т], Белгород, 2012.

" Ежова O.A., Парафилософия Карлоса Кастанеды в контексте психоделического мистицизма конгркультуры XX века: диссертация кандидата философских наук, Белгород, 2012, с.4.

Розин В.М. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста, Москва, 2002.

13 Розин В.М. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста, Москва, 2002, с.264.

14 Гуревич П.С. Этот зыбкий фантомный мир. Общекультурный смысл размышлений Кастанеды//Философские науки, 1991, №10.

Гуревич пишет: «Может быть, концепция Кастанеды и не воспроизводит мексиканскую традицию в ее подлинности. Но она, несомненно, рождена древним тайным опытом посвященных»5. «Личная жизнь философа скрыта от посторонних»16. «Знакомство с трудами Кастанеды показывает, что он тяготеет к специфическому учению о строении бытия»11. «Когда мистик вызывает своеобразные видения, это вовсе не означает, что он грезит. <...> Новый внутренний опыт позволяет, попросту говоря, открыть врата иного бытия»1*. В заключение Гуревич отмечает: «читателю предстоит познакомиться с несомненно интересной книгой, не только проникнутой духом авантюризма и бесстрашия, но и содержащей мудрость веков, свидетельства современной науки, духовные и этические искания»19. По сути, то, что представлено в этой статье, В.М.Розиным - в его книге, а также, отчасти, в упомянутых выше диссертациях - это те адекватные исследования, которые есть на сегодня.

Теоретические и методологические основы исследования

При работе над диссертацией был использован метод историко-философской реконструкции философских аспектов учения Кастанеды, а также произведен целостный анализ его произведений. Были выявлены основные понятия и философские идеи в его творческом наследии. При помощи историко-культурного анализа были рассмотрены обстоятельства создания и развития мировоззрения Кастанеды. Помимо этого, был использован компаративистский метод при рассмотрении параллелей с восточными и западноевропейскими учениями, а также исторический, лингвистический и герменевтический методы.

15 Гуревич П.С. Этот зыбкий фантомный мир Общекультурный смысл размышлений Кастанеды // Философские науки. № 10, 1991, с. 142.

16 там же, с.143.

17 там же, с. 14 7.

18 там же, с.148.

19 там же, с. 149.

Научная новизна исследования

Можно выделить следующие наиболее значимые новые научные результаты:

1) Впервые в отечественной историко-философской науке представлен анализ философских аспектов учения Кастанеды, который уделяет пристальное внимание как «вечным» проблемам философии об истине и подлинном знании, о Вселенной и месте человека в ней, так и современным животрепещущим вопросам о ценностях и образе жизни людей, отношению к социальным и духовным движениям («New Age», контркультуре и др.)

2) Впервые произведена философская реконструкция целостной концепции Кастанеды: антиномический мир Нагуаля и Тоналя, сложная структура Вселенной, коллизии человеческой жизни и его экзистенциальные уровни бытия, возможности и условия уникальной творческой деятельности человека в противовес «скуке здравого смысла».

3) В диссертационном исследовании рассмотренны представления об энергетической сущности мира и человека в аутентичных произведениях Кастанеды.

4) В диссертационном исследовании выявлены основные проблемы и понятия мировоззрения Кастанеды (Нагуаль, Центр Орла, Дух, Тональ, проблема энергетической структуры человека, точки сборки, проблема жизни и смерти, сохранения «осознания», совершенствования человека и его приемов и техник - «сталкинг», «сновидение», «пересмотр», «остановка внутреннего диалога», «неделание» и др.).

5) Соискатель осуществляет компаративистский анализ, прослеживая философские параллели ряда идей Кастанеды с европейскими и восточными понятиями (Апофатика в Ареопагитиках, Ungrund —

«бездна» Иоганна Экхарта и Я.Беме «esse est percipi» Беркли, «безымянное Дао», «непроявленный Брахман» и др.).

6) Изучены и критически осмысленны новейшие комментаторские работы и диссертации по творческому наследию Кастанеды на русском и английском языках.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Несмотря на всю оригинальность и даже экзотичность личности и произведений Кастанеды, в его творчестве есть и реальные проблемы XX века, и вечные вопросы философии, и обращения к неустаревшей мудрости древнеиндейских племен тольтеков, яки, масатек и др.

2. Будучи антропологом по образованию, защитившим докторскую диссертацию по антропологии (1974) и отчасти знакомым с европейской философией и культурой, Кастанеда создает целостное учение о мире и человеке, обращая особое внимание на способы духовного совершенствования человека и обогащения его творческих способностей.

3. Мало избалованный философским вниманием и вообще серьезным исследованием, Кастанеда стал предметом изучения автора данной диссертации в силу разработанной Кастанедой, помимо вышесказанного, энергетической концепции о сущности мира и всех явлений в нем, вплоть до экзистенциальных, на уровне человека.

4. Автор диссертации рассматривает важнейшие понятия этой концепции: Нагуаль и Тональ, Дух, «Центр Орла», Неделание, «Точка сборки» и др., считая их оригинальными и содержательными для понимания мира и человека.

5. Компаративистский анализ идей Кастанеды с некоторыми положениями восточной и западноевропейской философии (Апофатический Абсолют в Ареопагитиках, "esse est percepi"

ю

Беркли, даосское «недеяние», безымянное «Дао» и др.) позволяет включить их в общефилософский контекст и теоретический дискурс.

6. Автор диссертации критически оценивает некоторые аспекты как популярной деятельности Кастанеды в движении контркультуры 60-х годов в США, так и иные духовно-нравственные претензии его на роль современного Гуру.

Предмет исследования

Предметом исследования диссертации является учение американского антрополога, автора эзотерической концепции о человеке и мире Карлоса Кастанеды.

Цель и задачи исследования

Целью исследования представляется выявление целостной концепции эзотерической философии в рамках учения Кастанеды и разработка основополагающих понятий этой концепции.

Задачи исследования:

1. представить философскую реконструкцию мировоззрения Кастанеды;

2. произвести исследование понятия «Нагуаль» как своеобразного на мой взгляд Апофатического Абсолюта у Кастанеды, проанализировать значение «энергетического центра Орла»;

3. произвести анализ понятия «Тональ» как коррелятивной сознанию реальности и ее возможной некоторой связи с «Нагуалем»;

4. обрисовать условия совершенствования человека и приемы его достижения в рамках учения Кастанеды

Теоретическая и практическая значимость исследования

Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании общих и специальных курсов по истории зарубежной философии, антропологии и культурологии второй половины XX века.

Апробация диссертации

Результаты проведенного исследования были представлены в докладах на научных конференциях:

1. II международная научно-практическая конференция «Пространство гуманитарной коммуникации: трансформация академического дискурса», (Киев, 2009).

2. Международная научная конференция философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова «Философия сознания: аналитическая традиция», (Москва, 2009).

3. Студенческая научная конференция «Философия и жизнь», (Санкт-Петербург, 2009).

4. Русаков Ю.А. «Эзотерическое учение К. Кастанеды» XVII международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», МГУ, Москва, 2010.

5. 8th International Conference on New Directions in the Humanities, (Los-Angeles, California, USA, 2010)

6. Center For Inquiry meeting 2010, (Tallahassee, Florida, USA, 2010).

7. Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Дни науки философского факультета 2010», (Киев, 2010).

8. Студенческая научная конференция «Философия и жизнь», (Санкт-Петербург, 2010)

9. VII международная студенческая научно-практическая конференция «Интеллектуальный потенциал XXI века: Ступени познания», Новосибирск, 2011. Ю.Русаков Ю.А. «Подход Карлоса Кастанеды в методологии и дифференциации философии» // Студенческая научная конференция «Философия и жизнь», Санкт-Петербург, 2011

Работа была обсуждена на кафедре истории зарубежной философии философского факультета ФГБОУ ВПО МГУ имени М.ВЛомоносова и рекомендована к защите.

Структура диссертации

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, каждая из которых содержит три параграфа, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении к данной диссертации обосновывается актуальность и научная новизна проводимого исследования, а также подробным образом рассматривается степень разработанности темы как отечественными, так и зарубежными исследователями. Формулируется предмет исследования и его перспективы, определяются цели и задачи, а также методология работы.

В первой главе диссертационного исследования «Феномен Кастанеды» последовательно представлены основные положения, связанные с фигурой Кастанеды. Это, прежде всего, его роль в культуре своего времени и вытекающая отсюда специфика восприятия Кастанеды в этом контексте (первый параграф — «Место Карлоса Кастанеды в идейных течениях и культуре его времени»). Здесь представлены те немногие достоверные сведения, что доступны о Кастансде. Автор хроники ученичества у индейского мудреца-мага, студент университета (УКЛА - Университет

13

Калифорнии в Лос-Анжелесе), защищающий диплом на антропологическом факультете, которому удалось войти в доверие к представителю одного из самых закрытых племен Северной Америки (Яки — англ. Yaqui). Дон Хуан не был, однако, чистокровным яки, согласно книгам, не говоря уже о том, что специфика знания, в которое он был посвящен, состояла в том, что оно было тайно и запретно даже для самих индейцев внутри их общины. Автор диссертации отмечает ведущую роль тайны в учении Кастанеды, которая окружает его вполне осознанно с его стороны с самого начала и до самого конца его повествования: одной из центральных практик, о которых повествует он на страницах своих книг, является «стиранне личной истории» (англ. "erasing personal history"). Он специально «нагоняет туман», чтобы довести до абсурда попытки его понять. Как только читатель отчаивается что-либо понять и ум его сконфужен, наступает время «действия» — бесценного состояния для понимания (согласно Кастанеде). Во втором параграфе первой главы («Роль дона Хуана в формировании взглядов Карлоса Каетапеды») представлен анализ личности протагониста кастанедовских книг — дона Хуана Матуса, бессменного резонера всех книг (за исключением пятой — «Второе кольцо силы», где дон Хуан представлен лишь опосредованно) и учителя Кастанеды. Подробно рассмотрена специфика этого персонажа, возможность существования его как реальной исторической личности, аспекты его описания и оценки различными критиками и исследователями. Доподлинно неизвестно, был ли такой человек, как дон Хуан, на самом деле или же это только плод воображения Кастанеды. Если предположить, что дон Хуан Матус — личность вполне реальная, то возникнет вполне логичный вопрос: почему никому из множества отправившихся на поиски его (или, по крайней мере, его следов) не улыбнулась удача, подобно тому, как улыбнулась она самому Кастанеде. Странным выглядит тот факт, что на описанной территории ни один из исследователей и ровным счетом никто, кроме самого Кастанеды, не нашел даже упоминания о человеке, похожем на дона Хуана Матуса. Однако с

14

позиции исследования это не имеет значения, т.к. в любом случае налицо фактически только двенадцать произведений Кастанеды и бесчисленные слухи о том, кто такой дон Хуан и был ли он вообще. Другими словами, автор данного исследования приходит к выводу, что каждое отдельное приключение с участием дона Хуана как основного действующего лица с самим Кастанедой на страницах его книг, — это аллегория, иллюстрирующая тот или иной концепт его учения. Возможно, исходя из этого, предположить, что дон Хуан Матус — это центральная аллегория, то есть он — персонаж произведения, несущего описание некоего учения, которое Кастанеда, скорее всего, создал сам на базе многочисленных антропологических данных, собственных идей и синтеза многих концептов совершенно различного происхождения. В третьем параграфе первой главы («Структура учения Карлоеа Кастанеды и его теоретические истоки») осуществляется попытка реконструкции учения Кастанеды и определение теоретических истоков его учения. По мнению автора данной диссертации, творчество Кастанеды наиболее целесообразно поделить на ранний и зрелый периоды. Ранний период — с первой по четвертую книги Кастанеды с теоретическим центром в четвертой книге («Сказки о силе»)20. Зрелый период — с пятой по девятую книги, с теоретическим центром в шестой книге21. Книги с десятой по двенадцатую автор не рассматривает как аутентично кастанедовские, потому не относит их к данной классификации. Первые девять книг (которые мы договорились считать аутентично кастанедовскими) представляют собой, по сути, два этапа эволюции взглядов Кастанеды. В данном исследовании представляется уместным рассматривать (базируясь на сказанном выше) учение Кастанеды, основываясь исключительно на его книгах и контексте повествования в них. Таким образом, выносится за

20 (1) Castañeda Carlos, The Teachings of Don Juan: A Yaqui Way of Knowledge, 1968; (2) Castañeda Carlos, A Separate Reality: Further Conversations with Don Juan, 1971; (3) Castañeda Carlos, Journey to Ixtlan: The Lessons of Don Juan, 1972; (4) Castañeda Carlos, Tales of Power, 1974.

21 (5) Castañeda Carlos, The Second Ring of Power, 1977; (6) Castañeda Carlos, The Eagle's Gift, 1981; (7) Castañeda Carlos, The Fire From Within, 1984; (8) Castañeda Carlos, The Power of Silence: Further

Lessons of Don Juan, 1987; (9) Castañeda Carlos, The Art of Dreaming, 1993.

IS

скобки вопрос о существовании/несуществовании или реальности/нереальности тех или иных ситуаций, представленных в книгах. Рассматривается все представленное как факт повествования, который Кастанеда преднамеренно преподал именно так, а не иначе. Так появляется возможность выявить понятийный аппарат кастанедовского учения и, таким образом, расшифровать его аллегории, выявляя их философский смысл.

Во второй главе «Учение Карлоса Кастанеды о мире («Нагуале»)» представлен обзор и анализ основополагающих понятий учения Кастанеды (Абсолют в учении Кастанеды, его персонификация и роль в определении концепции энергетической реальности). В первом параграфе «История и эволюция понятия «Нагуаль» в культуре» рассматривается центральное понятие учения Кастанеды «Нагуаль», его историческое происхождение. Термин «Нагуаль» имеет весьма богатую историю, однако не часто употребляется в научной литературе. Первые упоминания о нем относятся к временам освоения испанцами американского континента и носят описательно-религиозный характер. Исторически, нагуаль — это дух-защитник племени или человека, тотемное животное, в которое мог превращаться маг в традиции индейцев древней Мезоамерики. Сегодня термин Нагуаль ассоциируется еще и с идейным течением, истоки которого выходят как раз из учения Кастанеды. Упомянутые выше авторы, такие, как Виктор Санчес, Алексей Ксендзюк, Мигель Руиз и др. «продолжают» эту традицию именно в своих произведениях «Нагуализма». В рамках данного диссертационного исследования важно понимать, что Нагуаль трактуется как своеобразный Апофатический Абсолют. Во втором параграфе второй главы «Апофатический Абсолют у Карлоса Кастанеды» представлен анализ понятия Нагуаль, а также предшествующих ему абстрактных описаний, в качестве Апофатического Абсолюта учения Кастанеды. Рассматриваются подобные понятия в европейской и восточной философских традициях (Ареопагитики, Иоганн Экхарт, Я.Беме, Безымянное Дао и др.). Отмечается, что у Кастанеды термин «Нагуаль» приобретает

16

иное, более широкое значение, а именно — трансцендентной реальности, в которую включен как сам человек, так и все его окружающее. Особое внимание уделяется трактовке этой реальности, а именно ее конкретной интерпретации. Согласно концепции, изложенной Кастанедой, существует Вселенная, которая является всем. Абсолютно все входит в Нее. Эта Вселенная представляет собой потоки энергии, которые находятся в постоянном движении. Данная Вселенная является Абсолютом в концепции Кастанеды, имя которому Нагуаль. Однако помним, что нагвалем также именуется учитель, так как именно он ведет посвященного к Абсолюту (помним, что в оригинале употребляется одно и то же слово для обозначения как учителя, так и самого Абсолюта — англ. nagual). В третьем параграфе «Энергетическая сущность учения Карлоса Кастанеды и функции «центра Орла» в нем» раскрывается сущность энергетической философии Кастанеды. Представленный ранее Нагуаль персонифицируется фигурой Орла. Орел — это персонификация Апофатического Абсолюта и трансцендентной реальности — Нагуаля. призванная на уровне слов адаптировать эту сложную идею к человеческому пониманию. Орел — это не Бог, хотя, справедливости ради, замечу, что при пантеистической трактовке Бога Орел (так же как, соответственно, Нагуаль) имеет с ним немало общего в онтологическом смысле. Орел — создатель, он выступает причиной как рождения, так и смерти живого существа. [Согласно Кастанеде, однако, неживого в мире энергии не существует в принципе, так как то, что мы привыкли считать неживым, — например, камни, скалы, горные породы и др. — это просто иная форма жизни, так называемые «неорганические существа»]. Эквивалентом привычного нам понятия «души» у Кастанеды является понятие «осознания» (англ. awareness), так как именно его Орел дарует существу в момент рождения и отбирает во время смерти. Отмечу, что он не просто отбирает осознание, но его «пожирает (англ. devouring the awareness) — оно является его пищей»22.

22 Castañeda Carlos "The Eagle's Gift", New York, WSP, 1991, p.88-89.

17

Таким образом, человек [как бы] одалживает осознание у Орла. Самая интересная особенность состоит в возможности человека ускользнуть от Орла с помощью хитрости. Человек может, следуя пути знания, создать безупречный суррогат осознания и скормить его Орлу в момент смерти, тем самым сохранив свое настоящее осознание. Отмечу, что это не реинкарнация, хотя и имеет с данным понятием общие черты. Последняя подразумевает перерождение живых существ в процессе движения внутри колеса сансары, сохранение же осознания перед Орлом дарует абсолютную свободу путешествий в иных мирах. Иначе говоря, проводя параллель с колесом сансары, корректней было бы сказать, что проскочить мимо Орла

— это в некотором смысле то же, что выйти из круговорота сансары в принципе. Упрощая аллегорию Орла, можно сказать, что Орел предоставляет человеку шанс выиграть, выдавая ему жизнь взаймы. Скорее всего, именно ради упрощения понимания данного момента Кастанеда и вводит понятие Орла в свое учение. Согласно автору диссертации, Кастанеда представляет нам концепцию энергетической вселенной, упоминания о которой можно найти во многих древних текстах — как восточных, так и западных (Древняя Индия, Китай). Поскольку подобное описание действительности не подпадает под определение современной науки, последняя находится только на пути к осознанию и пониманию энергетической природы материи и духа, — обычно такое описание относят к мифологии, а то и суеверию, несмотря на его колоссальную ценность и перспективность для современной науки и философии. Методика верификации или фальсификации данных подразумевает исключительно рациональные аргументы при рассмотрении предмета исследования. Невероятно тяжело в подобной ситуации рассматривать что-либо выходящее за пределы определения разума. То, что выглядит единственно возможным,

— это расширение определения того, что можно считать допустимо адекватным процессу исследования. Как было оговорено выше, предметом

исследования в данной работе выступает представленная Кастанедой энергетическая философия.

В третьей главе «Учение Карлоса Кастансды о человеке («Тонале»)» рассматривается непосредственно индивидуальная картина мира человека в рамках учения Кастанеды. В первом параграфе «Дихотомия Нагуаль/Тональ и двойственная природа человека» представлен анализ второго по значимости после Абсолюта понятия в учении Кастанеды. То, что противопоставлено Апофатическому Абсолюту и трансцендентной истинной реальности, т.е. Нагуалю, — это человеческая псевдореалышсть, построенная на его восприятии мира — Тонале. Высшей точкой самореализации человека, согласно Кастанеде, является его становление человеком знания. Человеком знания, в свою очередь, может стать только воин (воин от человека знания отличается в целом только тем, что первый ограничивается приведением в порядок острова Тональ, т.е. формированием правильного Тоналя, а второй стремится в бесконечный Нагуаль). Воином же может стать каждый, кто построит «правильный Топаль». Как мы разобрали выше, Тональ — это наше восприятие, то есть «правильный» Тональ — это «правильное восприятие». Основным моментом здесь является приведение в соответствие намерений и действий человека. Во втором параграфе третьей главы «Точка сборки как онтологический центр человека» в контексте структуры человека как энергетического существа представлен основной онтологический элемент, его определяющий, а именно — точка сборки. Согласно проведенному автором данной работы анализу, энергетическая форма человека, по Кастанеде, — это яйцо, сформированное волокнами энергии, представляющими собой эманации Орла (или Нагуаль, или чистую энергию) в особом месте — точке сборки. Точка сборки — это ключ к состоянию энергетического тела человека. Отмечается, что данная концепция во многом напоминает подобное учение об энергетике в древней Индии, а именно — учение о чакрах. Одновременно со всем прочим, понятие точки

19

сборки является глубинно индивидуальным, в каком-то смысле даже экзистенциальным, — подразумевая прежде всего то, что состояние, ощущаемое человеком, носит сугубо экзистенциальный характер, особенно если речь идет об эмоциональном и ментальном дисбалансе. Именно это отличает энергетический подход, — он всегда сугубо индивидуален и глубоко экзистенциален, даже если основной эффект влияния энергии выражается в объективном физическом явлении. Говоря в общем, точка сборки — это центр Тоналя в человеческом мире; то, без чего нет жизни. От положения точки сборки зависит не просто очень многое — от ее положения зависит все. Поскольку Кастанеда исходит из посылки, что весь мир есть энергия, то, соответственно, энергетическим центром нас самих как человеческих существ выступает именно точка сборки. Она собирает весь мир вокруг человека. Подход человека, ракурс, с которого он анализирует, воспринимает, а также действует, — все это точка сборки. В заключительном параграфе третьей главы «Проблема совершенствования человека и приемы его достижения» представлен обзор важнейших техник самосовершенствования в контексте учения Кастанеды. Для того чтобы обрести контроль над своей точкой сборки, Кастанеда предлагает два основных приема: это искусство сновидения и сталкинг (англ. "dreaming and stalking"). Первый обширный блок методов и приемов, описываемых Кастанедой, называется «сталкинг», т.е. выслеживание изъянов своего восприятия с целью некоторого приближения к Нагуалю. Это действия не во сне (в отличие от сновидения), но наяву, в повседневной жизни. Сновидение — это техника, которую Кастанеда пропагандирует в качестве надежного средства ориентации в мире Нагуаля. Как звучит это из уст кастанедовского дона Хуана: «Формировать сновидение — значит точно и жестко управлять общим ходом сна, целенаправленно формируя возникающую в нем ситуацию, подобно тому, как человек управляет своими действиями, например, идя по пустыне и решая,

скажем, взобраться на холм или укрыться в тени скал водного каньона»23. Сновидение позволяет человеку ощутить свое энергетическое тело и со временем выучиться бывать в двух местах одновременно (при помощи техники «дубля», т.е. буквальной энергетической копии человека, которая путешествует по иным мирам). Сталкинг же, что в буквальном переводе означает «охота», подразумевает постоянное состояние готовности для воина, который каждую секунду готов к прыжку, — это спектр действий, направленных на то, чтобы разрушить фиксацию восприятия в привычной манере, выйти за рамки того, что привычно видеть. Сюда может относиться все, что угодно, нарушающее фиксацию. Это, например, бессмысленные действия, которые осуществляются, несмотря на то, что исполняющий их убежден в их бессмысленности; или выслеживание собственных привычек и распорядков. У самого Кастанеды сюда относится, прежде всего, «неделание» (англ. "not-doing") и «контролируемая глупость» (англ. "controlled folly"), а также «перепросмотр» (англ. "recapitulation"). Автор диссертации подчеркивает первостепенность именно рассматриваемых техник наряду с прочими, как-то: «использование смерти в качестве советчика», «стирание личной истории», «остановка мира» и т.д. Проводится подробный обзор и анализ техник в контексте учения Кастанеды и их значения для развития личиости в принципе. Делается вывод, что практики самосовершенствования человека у Кастанеды — это не просто упражнения, направленные на отработку какого-либо умения или метода, — это действия, строго направленные на очищение восприятия, максимизацию его прозрачности. Это подразумевает все ту же цель: отшлифовку восприятия и построение правильного Тоналя.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, производится финальный общий обзор и рассматривается последовательность концептов учения Кастанеды, их раскрытие и значение. Соотнесены поставленные задачи и их выполнение. Анализ произведений

13 Castañeda Carlos "Journey То Ixtlan", New York, WSP, 19916 p.62.

21

Кастанеды выявляет явную тенденцию к формированию концепции «энергетической Вселенной», а также к учению о самосовершенствовании человека с целью усиления его творческого потенциала и выражения его уникальности. Такова, согласно проведенному исследованию, общая картина учения Кастанеды, которое столь долгое время оставалось вне внимания серьезных исследователей по ряду причин, оговоренных нами выше. Перспектива дальнейшего развития философских аспектов учения Кастанеды состоит в расширении привычного обзора современной философии. Дело здесь не в том, что современная философия слишком узка, но скорее в том, что слишком обширна область, в которой необходима философия.

По теме диссертации опубликованы следующие работы: Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК МОиН РФ для публикации основных научных результатов:

1. Русаков Ю.А. Феномен Карлоса Кастанеды // Философия и культура. — 2013. - № 10. - С.1397-1406. (журнал, рекомендованный ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации).

Другие публикации:

2. Русаков Ю.А. Аспекты философии сознания К. Кастанеды // Философия сознания: Аналитическая традиция. Третьи Грязновские чтения. Материалы Международной научной конференции (6-7 ноября 2009 г.) - М.: Современные тетради, 2009. С.213-215.

3. Русаков Ю.А. Философия К. Кастанеды, ее место и значение для современной философии сознания, семиотики и философской антропологии // Философия и жизнь: Тезисы докладов и выступлений студенческой научной конференции 21 ноября 2009 г. в рамках Дней петербургской философии - 2009. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2009. С.35.

22

4. Русаков ЮЛ. Позиция К. Кастанеды, ее место и значение для современной семиотики и философской антропологии // Дш науки философского факультету - 2010 : Международна наукова конференщя (21-22 кттия 2010 року) : Матср!али доповщей та вистушв. - К.: Видавничо-пол1граф1чний центр "Кшвський ушверситет", 2010. С.90-91.

5. Русаков Ю.А. Значимые аспекты концепции К. Кастанеды для современной философии // Философия и жизнь: Тезисы докладов и выступлений студенческой научной конференции 20 ноября 2010 г. в рамках Дней петербургской философии - 2010. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2010. С.27.

6. Русаков Ю.А. Аспекты философии сознания К. Кастанеды // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания: Сборник материалов VII Международной студенческой научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. С.203-207.

7. Русаков Ю.А. Подход Карлоса Кастанеды в методологии и дифференциации философии // Философия и жизнь: Тезисы докладов и выступлений студенческой научной конференции 19 ноября 2011 г. в рамках Дней петербургской философии - 2011. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2011. С.26.

Подписано в печать:

21.11.2013

Заказ № 9188 Тираж - 100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 \vrnv. а1ДогеГега1:. ги

 

Текст диссертации на тему "Философские аспекты учения Карлоса Кастанеды"

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра истории зарубежной философии

На правах рукописи

0^201453286

Русаков Юрий Александрович

Философские аспекты учения Карлоса Кастанеды

Диссертация на соискание ученой степени кандидата

философских наук

Научный руководитель: д.ф.н., проф. Стрельцова Г.Я.

Москва 2013 год

Содержание

Введение..................................................................................................................3

Глава I: Феномен Кастанеды............................................................................23

I. Место Карлоса Кастанеды в идейных течениях и культуре его времени .. 23

И. Роль дона Хуана в формировании взглядов Карлоса Кастанеды................38

III. Структура учения Карлоса Кастанеды и его теоретические истоки..........50

Глава II: Учение Карлоса Кастанеды о мире («Нагуале»)..........................62

I. История и эволюция понятия «Нагуаль» в культуре..................................63

II. Апофатический Абсолют у Карлоса Кастанеды...........................................72

III. Энергетическая сущность учения Карлоса Кастанеды и функции

«центра Орла» в нем......................................................................................81

Глава III: Учение Карлоса Кастанеды о человеке («Тонале»)...................90

I. Дихотомия Нагуаль/Тональ и двойственная природа человека................90

II. Точка сборки как онтологический центр человека...................................100

III. Проблема совершенствования человека и приемы его достижения.........109

Заключение.........................................................................................................126

Список литературы...........................................................................................129

Введение

В данном исследовании мы будем опираться прежде всего на оригинал произведений Карлоса Кастанеды на английском языке, с тем чтобы не допустить неточностей перевода. Также отмечу, что в данной работе будут приводиться цитаты из книг Карлоса Кастанеды, и ради научной прозрачности исследования они будут подразумевать только Карлоса Кастанеду как автора, безотносительно к дону Хуану Матусу, дону Хенаро Флоресу и каким-либо иным персонажам книг; т.е. последние будут рассматриваться сугубо как персонажи, создателем которых (а стало быть, и подлинным автором их идей и высказываний) является Карлос Кастанеда.

Актуальность темы исследования

Карлос Кастанеда является автором концепции, в которой присутствуют некоторые философские идеи и размышления. Его учение предназначено для познания человеком самого себя и реальности вокруг него. Учение полно интересных с философской точки зрения идей, однако, несмотря на все это, его учение не подвергается серьезному исследованию и сводится к несостоятельному и малоадекватному рассказу о приключениях антрополога, ведущего задушевные беседы с аборигенами Центральной Америки. Что известно о Кастанеде и почему он так интересен для нас сегодня? Он создал эзотерическое учение на базе антропологических данных и философского дискурса своего времени. На сегодняшний день было проведено только одно серьезное исследование его творчества с позиции философии на диссертационном уровне [Йодер У., «Возможность онтологии и эпистемологии на базе мистицизма»]1. Учение Кастанеды, не являясь философским в строгом смысле, содержит немало положений, которые могут быть рассмотрены именно с позиции

'Yoder William R. Possibility Of An Ontology And Epistemology Of Mysticism, New York, Buffalo, 1978.

3

философии. Антрополог по образованию, Кастанеда предпринял смелые шаги на пути к исследованию образа мышления и постижения реальности в духе древнемексиканских индейцев. Кастанеда разработал учение от лица древних мексиканцев, а если точнее - жрецов древней цивилизации Мезоамерики - тольтеков2.

Кастанеда - чрезвычайно неоднозначная фигура XX столетия. Он известен всему миру прежде всего как автор «хроники ученичества у индейского мага дона Хуана Матуса» (это самое распространенное наименование корпуса работ Кастанеды). Дон Хуан является протагонистом в десяти из двенадцати книг Кастанеды, а также напрямую и косвенно упоминается во многих работах «околокастанедовского» толка [сюда принято относить работы прямых учеников Кастанеды, а также работы, косвенно связанные с затрагиваемой им тематикой. Имя «дон Хуан Матус» встречается довольно часто в различных коннотациях в обеих категориях текстов]. Внутри текстов Кастанеды дон Хуан выступает в роли индейского мага. Оригинальный термин, используемый Кастанедой, - это английское слово 'sorcerer' - «колдун», «волшебник», «кудесник». Однако я целенаправленно в данной работе буду использовать иной перевод данного слова - «маг», т.к. цельное знание, о котором пойдет речь ниже, Кастанеда именует «магией»3, и, следовательно, его носитель - дон Хуан -приобретает статус мага. Я рассматриваю дона Хуана не как реальное лицо, но как собирательный образ для выражения древнеиндейской мудрости. «По моей просьбе дон Хуан неоднократно пытался дать определение своему знанию. Он чувствовал, что самым подходящим названием был бы термин «Нагвалиш», но это слишком неясно. Назвать

2Индейская народность, древние обитатели Мексики, куда они вторглись с севера в VIII веке. В IX веке создали большое государство со столицей Тольян (Тула); в X веке тольтеки подчинили себе города майя на Юкатане и вгорной Гватемале. В сер. XII века нашествие с севера чичимеков положило конец владычеству тольтеков в Мексике. - Советская историческая энциклопедия: В 16 т. М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961—1976.

3От лат. magia, от греч. цауеих - колдовство, чародейство, волшебство; обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путём воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов.

его просто «знанием» было бы слишком размыто, а «колдовством» — просто унизительно. «Мастерством намерения» — слишком абстрактно, «поиском абсолютной свободы» - слишком длинно и метафорично. В конце концов, поскольку он не смог найти более подходящего названия, он назвал его «магией» (англ. "sorcery"), хотя и признавал, что и это не слишком точно»4 . Исследование новых, нераскрытых областей философского знания порой находит себя в трудах мыслителей, которые исходно не позиционировали себя как философы, примером тому могут служить Паскаль, Кьеркегор, а также многие русские философы.

Степень разработанности темы

Всевозможные СМИ и Интернет перенасыщены информацией о Кастанеде, однако зачастую это повторение одного и того же сотни раз переработанного материала, представленного еще в 1976 году Ричардом Де Милле в его книге «Путешествие Кастанеды: сила и аллегория» и в 1980 году в книге «Записки о доне Хуане: прочие противоречия Кастанеды», а также в 1993 году - Джеем Кортни Файксом в его антропологическом исследовании «Карлос Кастанеда: академический оппортунизм и психоделические шестидесятые»5. Ричард Де Милле по праву считается наиболее строгим и рациональным критиком Кастанеды. Он приводит в своих книгах явные временные и фактические противоречия относительно мест, в которых якобы происходит действие в книгах. Несмотря, однако же, на радикальные выводы насчет реальности дона Хуана (Де Милле убежден, что его не существовало никогда, а весь материал для книг Карлос взял из библиотеки), он, тем не менее, пишет в заключении: «...Кастанеда <...>-трикстер (англ. букв, «хитрец»), тот, кто, злоупотребляя доверчивостью людей, преподает им ценнейшие уроки»6. Джей Кортни Файкс, в свою очередь, будучи вдохновленным Кастанедой студентом-антропологом,

"Castañeda Carlos, The Power Of Silence, LA, 1987, p.ll.

5Fikes Jay Courtney, Carlos Castañeda: Academic Opportunism and the Psychedelic Sixties, 1993.

6Mille De R. Don Juan's Papers, N.Y, 1979, p.47.

решил повторить его опыт. Он отправился в ту же самую местность, где (согласно книгам) путешествовал Кастанеда. Он не смог найти реального дона Хуана, но договорился с местным шаманом, чтобы тот взял его в ученики. Однако его учение настолько не походило на описанное Кастанедой и несло в себе столько противоречий с представленным Кастанедой, что Файкс написал свой труд именно в ключе разгрома творчества Кастанеды и его несостоятельности с точки зрения серьезной антропологии. Джей Кортни Файкс и Ричард Де Милле - это, пожалуй, единственные серьезные исследователи наследия Кастанеды, помимо авторов диссертаций, о которых речь пойдет ниже. Сама кастанедовская хроника ученичества у дона Хуана Матуса насчитывает девять книг7, которые были изданы при жизни Кастанеды. Далее были опубликованы

о

еще три книги под именем Кастанеды . Однако авторское право на последние три закреплено не за Кастанедой, как в случае с первыми девятью книгами, но за компанией «Логан Продакшнс» (англ. "Laugan Productions"), которая была образована ближайшим окружением Кастанеды. Также обратим внимание на то, что последние три книги выпущены все в один год (1998), в то время как ранее Кастанеда выпускал книги с промежутком в три-четыре года. Эти и немногие другие факты делают возможным предположить, что в качестве аутентично кастанедовских можно рассматривать именно первые девять книг автора. Отметим также, что «Колесо времени»9 является только набором цитат из книг Кастанеды (якобы, однако, отобранных самим автором) с комментариями, а «Активная сторона бесконечности» представляет собой его памятные записки разного времени.

7(1)-The Teachings of Don Juan: A Yaqui Way of Knowledge, 1968; (2) A Separate Reality: Further Conversations with Don Juan, 1971; (3) Journey to Ixtlan: The Lessons of Don Juan, 1972; (4) Tales of Power, 1974; (5) The Second Ring of Power, 1977; (6) The Eagle's Gift, 1981; (7) The Fire From Within, 1984; (8) The Power of Silence: Further Lessons of Don Juan, 1987; (9) The Art of Dreaming, 1993.

8(10) Magical Passes: The Practical Wisdom of the Shamans of Ancient Mexico, 1998; (11) The Wheel of Time: Shamans of Ancient Mexico, Their Thoughts About Life, Death and the Universe, 1998; (12) The Active Side of Infinity, 1998.

9The Wheel of Time: Shamans of Ancient Mexico, Their Thoughts About Life, Death and the Universe, 1998.

6

Из существующих подходов к творчеству Кастанеды можно

выделить три основных: (1) сторонники-ученики - те, кто

непосредственно так или иначе общался с Кастанедой; (2) сторонники-

продолжатели - те, кто, не имея ничего общего с самим Кастанедой,

используют его понятия и категории его учения для разработки

собственных идей, и наконец, (3) - противники, которые подвергают

Кастанеду натиску всевозможной критики и фальсификации (к последним

я отношу и все научные исследования, предпринятые до сих пор в лице Де

Милле, Файкса и диссертационных работ, рассматриваемых ниже). К

первым относятся Кэррол Тиггс, Флоринда Доннер10, Тайша Абеляр11, -

три женщины-сподвижницы и ученицы непосредственно самого

Кастанеды. Их работы (у Кэррол Тиггс нет известных изданных работ) -

это повествование о том, как они встретили Кастанеду и какие уроки он им

преподал лично или посредством магических практик, а то и вовсе через

третьих лиц, также там упоминается дон Хуан Мату с. Сюда же относятся

12

такие авторы, как Армандо Торрес и его работа «Встречи с Нагвалем» , где повествуется о судьбе «очень близкого ученика» Кастанеды. В отличие от прочих комментаторов, Торрес уделяет особое внимание тому, что Карлос был «трехзубчатым нагвалем» (о том, что такое «нагваль», «Нагуаль» и «Тональ» см. ниже), отличаясь тем самым от прочих нагвалей своей линии в общем и от дона Хуана - в частности. «Искусство навигации» Феликса Вульфа13 - это собственные переживания автора и его мысли о Кастанеде, его рассказ о том, как менялась его жизнь под влиянием Кастанеды в то время, как он был одним из учеников на семинарах. «Магический переход» Эйми Уоллесс 14 - это собственные

w(l) Donner-Grau Florinda, Shabono: A Visit to a Remote and Magical World in the South American Rain Forest, Delacorte Press, 1982; (2) Donner-Grau Florinda, The Witch's Dream: A Healer's Way of Knowledge, Simón & Schuster, 1985; (3) Donner-Grau Florinda, Being-in-Dreaming: An Initiation Into the Sorcerers' World. Harper Collins, 1992.

"Abelar Taisha, The Sorcerer's Crossing: A Woman's Journey (Compass), Viking Books USA Inc, 1992.

12Torres A., Encuentros Con El Nagual, Conversaciones con Carlos Castañeda, Editora Alba, 2002.

13Wolf Félix, The Art of Navigation: Travels with C.Castaneda and Beyond, pbk., LA, 2010.

14Wallace Amy, Sorcerer's Apprentice: My Life with Carlos Castañeda, North Atlantic Books, 2003.

7

мысли и переживания в стиле романа (что и не удивительно, ибо Э. Уоллесс - писательница-романистка). Все эти авторы утверждают, что присутствовали на «магических пассах», т.е. семинарах, посвященных изучению магических техник (англ. "Sorcerers' Workshop"), и описывают свой опыт того времени и после, а также (как, например, А. Торрес) возлагают на себя какую-либо миссию, якобы порученную им самим Кастанедой15. Книги некоего Якова Бена Бирсави под названием «Карлос Кастанеда. Закрытый семинар великого мастера. Продвижение к Силе» и «Карлос Кастанеда. Утраченные лекции. Охота за Силой. Путь Собаки»16 -это, пожалуй, самый яркий пример ненадежности литературы околокастанедовского толка. Весьма туманным явлением предстают его произведения. В книге заявлено, что это перевод с английского некоего Г. Петрова. Однако на английском языке подобная книга нигде не упоминается. Более того, существует русскоязычный сайт автора (при том, что он, вроде бы, американец), где представлены различные спекуляции с использованием понятий из книг Кастанеды. Выглядит это как попытка заработать на имени Кастанеды. К сожалению, этот пример отчетливо иллюстрирует характер большей части литературы околокастанедовского толка. Существует еще немало подражателей, самыми крупными авторами

17 18 19

из которых будут: Теун Марез , Виктор Санчес , Алексей Ксендзюк . К чести последних отмечу, что, несмотря на использование поначалу многих

15см. Армандо Торрес, Послание Карлоса Кастанеды: Встречи с нагвалем, [Пер. с исп.] Наследие-М, 2003, Введение.

1б(1) Бирсави Яков Бен, Карлос Кастанеда. Закрытый семинар великого мастера. Продвижение к Силе, ACT, М., 2010; (2) Бирсави Яков Бен, Карлос Кастанеда. Утраченные лекции. Охота за Силой. Путь Собаки, ACT, М., 2011.

17Mares Theun: (1) Return of the Warriors, 1995; (2) Cry of the Eagle, 1997; (3) This Darned Elusive Happiness, The Quest for Maleness, Unveil the Mysteries, 1999; (4) The Mists of Dragon Lore, 1998; (5) Shodows of Wolf Fire, 2002; (6) The Book of Aphorisms, 2006; (7) Numerology Revealed, 2009.

I8(l) Sánchez Víctor, The Teachings of Don Carlos: Practical Applications of the Works of Carlos Castañeda, Bear & Co, VT, 1995; (2) Sánchez Victor, Toltecs of the New Millennium, Bear & Co, VT, 1996; (3) Sánchez Víctor, The Toltec Path of Recapitulation: Healing Your Past to Free Your Soul, Bear & Co, VT, 2001; (4) Sánchez Víctor, The Toltec Oracle, Bear & Co, VT, 2004.

19(1) Ксендзюк А.П. Тайна Карлоса Кастанеды. Анализ магического знания дона Хуана: теория и практика. Одесса. 1995; (2) Ксендзюк А.П., После Кастанеды: дальнейшее исследование, София, К., 2001; (3) Ксендзюк А.П., Видение Нагуаля, София, К., 2002; (4) Ксендзюк А.П., Человек неведомый: Тольтекский путь усиления осознания, София, К. 2004; (5) Ксендзюк А.П., Пороги сновидения, София, К., 2005.

идей и понятий Кастанеды, эти авторы определили свой курс независимо от него. Однако что касается, например, Теуна Мареза (1952-2009), информация, которую можно найти о нем - это лишь обсуждения на интернет-ресурсах, и в большинстве своем - негативного характера. Теун

Марез во многом подражал Кастанеде в своей деятельности, но, в отличие от последнего, не предложил ничего кардинально нового и в целом просто копировал как структуру учения, так и личность Кастанеды. Он, бесспорно, заслуживает внимания как автор, активно развивавший тематику, заявленную Кастанедой, но, к сожалению, очень велика вероятность полагать, что его произведения - это не более чем компиляция идей Кастанеды и его собственных фантазий. Таким образом, данный автор не представляет научного интереса в контексте представленной Кастанедой концепции.

Виктор Санчес предстает, в свою очередь, более надежным автором,

нежели Теун Марез, и действительно до сих пор занимается

исследованиями мексиканского племени Уичоль (\\чггапка). Он не только

во многом повторяет путь Кастанеды, но и более открыто идет именно по

его стопам, развивая в итоге собственное ответвление кастанедовского

учения. Его первая работа - это особый взгляд на творчество Кастанеды и,

в некотором смысле, развитие его идей, интегрированных в собственный

опыт. На своем официальном сайте 20 Санчес представил вполне

исчерпывающую информацию о себе и своей деятельности. Он занимается

разработкой идейного движения «Тольтеки Нового Тысячелетия» и

предлагает занятия в группах и индивидуально для

самосовершенствования человеческого духа. Говоря о Викторе Санчесе,

нельзя не упомянуть дона Мигеля Руиса - еще одного «учителя Новой

21

Эры». Его работы - это эзотерические очерки возможностей человека и

20http://www.toltecas.com.

21(1) Ruiz Miguel Ángel, The Four Agreements: A Practical Guide to Personal Wisdom (A Toltec Wisdom Book), Amber-Allen Publishing, 1997; (2) Ruiz Miguel Ángel, The Mastery of Love: A Practical Guide to the Art of Relationship (A Toltec Wisdom Book), Amber-Allen Publishing, 1999; (3) Ruiz Miguel Ángel, The Four

руководства по созданию гармонии внутри себя. Его произведения

максимально абстрактны, хотя и не совсем лишены смысла. Сам дон Руиз,

несмотря на то что испытал огромное влияние Кастанеды, никогда не

выдавал себя за продолжателя его традиции, но просто занимался

22

тематикой, очень близкой последнему. На его официальном сайте представлена подробная информация о проводимых им классах, его книгах, а также о двух его сыновьях (доне Хосе Руизе и доне Мигеле Руизе-младшем), занимающихся тем же, чем и их отец.

Практически тем же самым, но на российской почве занимается Алексей Ксендзюк. Его перв