автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Философские проблемы ноосферного развития

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Жульков, Михаил Вячеславович
  • Ученая cтепень: кандидат философских наук
  • Место защиты диссертации: Иваново
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Философские проблемы ноосферного развития'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философские проблемы ноосферного развития"

На правах рукописи

и»"«*--

ЖУЛЬКОВ МИХАИЛ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НООСФЕРНОГО РАЗВИТИЯ: КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ И СОЦИАЛЬНАЯ АВТОТРОФНОСТЬ

Специальность: 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

" 2 ЛЕН 2010

Иваново - 2010

004615165

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Смирнов Григорий Станиславович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Цанн-кай-си Фёдор Васильевич

ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет»

доктор философских наук, доцент Коваленко Сергей Владимирович

ГОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина»

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Ивановская государственная

сельскохозяйственная академия имени ак. Д. К. Беляева»

Защита состоится 17 декабря 2010 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.062.01 при Ивановском государственном университете по адресу: 153025 Иваново, ул. Ермака, д. 39, аудитория 459.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ивановского государственного университета.

Автореферат разослан Ртюября 2010 года

Учёный секретарь диссертационного совета

Д. Г. Смирнов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Анализируя тенденции мирового развития, Н. Н. Моисеев пришел к выводу, что глобализирующаяся человеческая цивилизация XXI века подходит к точке бифуркации. С одной стороны, к ней ведут глобальные проблемы, требующие своего решения. А с другой, логика развития человечества такова, что оно должно стать единым целым, объединенным общей культурой, экономикой и пониманием потребностей людей всего мира.

В конце XX века - преддверии глобализации - человечество вступило в эпоху ноосферных катастроф, связанных с ориентацией на ценности технократического мировоззрения и миропонимания.

Отдельные попытки разрешения захлестнувших человеческое общество противоречий (деятельность Римского клуба, Саммиты по устойчивому развитию 1972, 1992 и 2002 годов) не принесли желаемого результата - негативные тенденции в экологии, экономике, политике, демографии набирают все новые и новые обороты.

Основные силы мирового сообщества брошены, по сути, на борьбу с последствиями этих ноосферных катастроф. Фундаментальные основания кризиса, в котором на протяжении уже более 30 лет существует человечество, не удостоились серьезного анализа. Пути выхода из сложившейся ситуации идеологи концепции устойчивого развития видят, прежде всего, в технической и технологической, информационно-компьютерной модернизации современного устройства общества.

Особенность российской модели выхода из кризиса заключается, на наш взгляд в том, что государственная элита страны ориентирована не на автохтонные, глубинные, фундаментальные мировоззренческие парадигмы, выстраданные всей историей России, а на конъюнктурные модернизационно-шшовационные концепции западноевропейского истеблишмента. Подобное положение дел демонстрирует слабость России в методологической плоскости, способность работать только «по шаблону», подгоняя его под размерность российской идентичности. Неоправданность такого подхода связана, прежде всего, с особенностью западного мировоззрения, не всегда комплементарного историческому пути России.

Альтернативой «ксерокопирования» бытия и цивилизацион-ных установок западной культуры должно стать обращение к исто-

рии собственно российской философской и научной мысли, которая строит модели «устойчивого мирового существования» на основе эмпирических обобщений, реализуя, по сути, аксиому Торонто («мыслить глобально, действовать локально») и принцип М. М. Пришвина - «не будь как все, будь как сам».

Реалии развития человечества в начале XXI века отчетливо указывают на правоту выводов, к которым еще в первой половине прошлого века пришел выдающийся представитель российской научной интеллигенции Владимир Иванович Вернадский (18631945), соединивший в себе строгость, рассудочность, аналитичность западноевропейской науки и соборность, синтетичность русского сознания.

Учение В. И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, зародившееся в начале XX века, заложило фундамент ноосферной картины мира и предопределило возникновение в начале XXI века науки, комплексно исследующей принципы организованности и развития ноосферы как системно организованного всеобщего -ноосферологии.

Ноосферология, понимаемая как экологизированный комплекс всего современного научного знания, главным предметом своего изучения определяет ноосферное развитие, как программу, на основе которой могут быть выработаны модели развития человеческой цивилизации начала третьего тысячелетия.

Степень разработанности проблемы. Научно-философский фундамент ноосферного мировоззрения заложен В. И. Вернадским в учении о переходе биосферы в ноосферу. В своих работах он затронул целый ряд проблем, которые демонстрируют эвристическую ценность категории и феномена ноосферного развития.

Важнейшей философской предпосылкой формирования ноосферной идеи, как идеи ноосферного развития, выступает русский космизм. Русские космисты - С. А. Подолинский, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, Н. Г. Холодный, А. Л. Чижевский, А. К. Манеев и другие - рассматривали историю человечества как неотрывную от эволюции Космоса, считали жизнь свойством всей Вселенной, предвосхищали идеи превращения человеческой цивилизации в космическую.

В этом же русле развивалось творчество русских религиозных философов: В. С. Соловьева (идея всеединства), С. Н. Булгакова (идея софийности человеческого творчества), Н. А. Бердяева (идея внеприродного источника самосознания чело-

века), П. А. Флоренского (идея пневматосферы), Н. Ф. Федорова (философия общего дела).

Основания ноосферного мировоззрения обнаруживаются и в западной философской антропологии X. Ортега-и-Гассета, М. Шелера, А. Гелена, Г. Плеснера и русском антропокосмизме Н. А. Бердяева и С. Л. Франка.

Учение В. И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу задает определенный вектор развития современной «научной философии». Одним из наиболее значимых проявлений ноосферизации научного знания является возникновение такой синтетической (естественнонаучно-гуманитарной) области знания как ноосфероло-гия, которая занимается изучением проблематики ноосферного развития в контексте глобальных проблем современности.

В настоящее время ноосферолошя представлена целым рядом российских ученых, исследования которых затрагивают различные аспекты ноосферного развития. Научное мировоззрение В. И. Вернадского дало возможность для становления естественнонаучных и гуманитарных срезов исследования ноосферы. К естественнонаучному направлению можно отнести труды Р. К. Баландина, Э. М. Галимова, Э. В. Гирусова, В. С. Даниловой, В. А. Зубакова, В. П. Казначеева, М. М. Камшилова, В. А. Ковды, В. Л. Кожары, Э. И. Колчинского, В. А. Костицина,

Ю. А. Косыгина, П. Г. Кузнецова, О. Л. Кузнецова, Л. В. Лескова, И. К. Лисеева, Н. Н. Моисеева, А. Г. Назарова, А. И. Перельмана, А. М. Тарко, А. Д. Урсула, В. М. Федорова, К. П. Флоренского, Ф. Я. Шипунова, И. Н. Яницкого, А. Л. Яншина, Ф. Т. Яншиной и других.

Антропологический и гуманитарный подходы отражены в работах А. К. Адамова, Н. П. Антонова, А. В. Брагина,

A. В. Димитриева, И. В. Дмитревской, А. М. Ивлиева,

B. П. Казначеева, С. В. Коваленко, В. Д. Комарова, А. Н. Кочергина, М. А. Кузнецова, Н. В. Масловой, Н. Н. Моисеева, И. М. Мочалова, А. П. Назаретяна, В. В. Налимова, Ю. К. Плетникова, А. Н. Портнова, Г. С. Смирнова, А. И. Субетто, Ю. П. Трусова, А. Д. Урсула, В. С. Халапсиса, В. М. Федорова, И. Т. Фролова, Ф. В. Цанн-кай-си, М. Ю. Шишина. Среди зарубежных ученых, занимающихся проблемами биосферы и ноосферы, следует назвать Г. В. Гегамяна и Л. Ларуша.

Говоря о новом биосферно-ноосферном (ноосферно-экологическом) мировоззрении, нельзя не отметить концепцию Геи

(Д. Лавлок), теории автопоэзиса (Ф. Матурана) и планетаризации сознания (Д. Радьяр), концепцию экономики ноосферы (Л. Ларуш).

Междисциплинарные и комплексные исследования последних 20-30 лет позволяют говорить о значительных успехах в осмыслении ноосферного развития.

Существуют различные варианты определения ноосферного развития. По Н. Н. Моисееву, ноосферное развитие предполагает построение рационального и информационного общества, реализующего принцип коэволюции общества и природы, становление коллективного разума человечества. В. П. Казначеев видит в ноо-сферном развитии рост духовности, взаимообогащение культур запада и востока, проблемы автотрофности человечества. А. Д. Урсул рассматривает проблемы ноосферного развития с позиций устойчивого развития и антропокосмизма, связывая с безопасностью государств и отдельной личности.

Эколого-антропологические исследования В. С. Барулина,

A. В. Брагина, А. М. Буровского, В. Е. Еремеева, В. А. Зубакова,

B. П. Казначеева, С. В, Коваленко, Н. Н. Моисеева, А. П. Назаретяна, А. Н. Портнова, Е. А. Спирина, А. И. Субетто,

A. В. Трофимова, А. Д. Урсула, В. А. Фролова, внесли значительный вклад в изучение проблем ноосферного развития. Н. Н. Моисеев приходит к выводу, что для успешного протекания процессов ноосферного развития сознание человека должно отвечать требованиям нравственного и экологического императивов; необходимым условием является формирование институтов согласия глобального общества, становление коллективного разума человечества, демократического гражданского общества.

Экологические проблемы ноосферного развития исследовались в работах В. А. Алексеенко, Ю. М. Арского, М. Н. Берникова, В:В.Бушуева, Э. В. Гирусова, В. С. Голубева, В.С.Даниловой,

B. И. Данилов-Данильяна, Н. Л. Добрецовой, В. П. Казначеева, В.И.Коваленко, В. И. Коробкина, К.С.Лосева, Н. Н. Лукьянчикова, А. Д. Мазура, В. В. Мантатова, Н. Н. Моисеева, И. М. Потравного, Л. В. Передельского, В. В. Пустовойтова, Н. Ф. Реймерса, В. А. Ситарова, В. М. Федорова, И. А. Шилова и др. Н. Н. Моисеев констатировал, что взаимоотношения человечества и природы является на сегодняшний день главной движущей силой развития человечества. Среди зарубежных авторов отметим работы М. Бигона, Г. X. Брундтланд, Б. Небела, Ю. Одума, Дж. Харпера, К. Таунсенда.

Вопросы соотношения ноосферного и устойчивого развития затрагивают многие авторы, среди них можно выделить работы Б. Е. Большакова, Э. В. Гирусова, В. С. Голубева, В. И. Данилов-Данилыша, В. А. Коптюга, О. Л. Кузнецова, П. Г. Кузнецова, Л. Ларуша, В. К. Левашова, Л. В. Лескова, В. М. Матросова, К. С. Лосева, В. В. Мантатова, Л. В. Мантатовой, Н. Н. Моисеева, Г. В. Платонова, А. И. Субетто, А. Д. Урсула. Ученые приходят к выводу о необходимости становления нового, социально-экологического - ноосферного - мировоззрения, сочетающего научность, планетарный и космический масштаб с высокой нравственностью, признанием общего блага. Эти идеи близки к проблемам синсргетических аспектов ноосферного развития, которые исследуются в работах Е. Н. Князевой, И. В. Крайшоченко, С. П. Курдюмова, И. А. Кучина, Л. В. Лескова, Н. Н. Моисеева, Ю.В.Олейникова, А. А. Оносова, Ю.П.Петрова, В.П.Попова и других.

Государственно-правовые аспекты ноосферного развития отражены в трудах А. К. Адамова, Л. С. Гординой, И. А. Кушнаренко, М. Ю. Лимонада, А. Г. Маркова, А. Д. Урсула, которые занимаются проблемами ноосферной демократии, ноосферной конституции, глобального и регионального развития, безопасности государств и личной безопасности граждан.

Основными составляющими ноосферного развития, рассматриваемыми в работе, становятся коллективный разум, социальная автотрофность и ноосферный человек (ноосферная личность).

Проблема коллективного разума отражена в творчестве русских космистов (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский) и П. Тейяра де Шардена. Философия коллективного разума начала создаваться Н. Н. Моисеевым, который первым дает систематическую разработку этого понятия. Он полагает, что именно коллективный разум сможет вывести человечество из экологического тупика, изменить общественное сознание, внедрив в него экологический и нравственный императивы. Этих проблем касались в своих трудах Н. П. Антонов, М. И. Беляев, Н. Н. Моисеев, В. П. Казначеев, Л. В. Лесков, Я. В. Рейзема и другие.

Различные аспекты коллективного бессознательного изучали К. Лоренц, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг. Ю. М. Лотман рассматривал культуру как выражение коллективного разума. Семиотические аспекты разума и сознания отражены в работах В. П. Зинченко, Вяч. Вс. Иванова, 10. М. Лотмана, А. Н. Портнова,

Г. П. Почепцова, Э. А. Тайсиной. Среди зарубежных авторов эти проблемы затрагиваются в работах Р. Барта, Г. Бейтсона, Э. Кассирера, Ж. Делеза, Т. Себеока, У. Эко.

Свое видение коллективного разума и опасностей его развития предлагают такие мыслители, как С. Гроф, И. А. Ефремов, С. Лем, Д. Л. Андреев, Н. К. Рерих.

Важным направлением ноосферного развития является рост социальной автотрофности - независимости человечества от биосферы. Концепция автотрофности человечества, высказанная в 1925 г., когда представления о ноосфере только начали складываться, является одной из самых значительных в наследии В. И. Вернадского.

Проблемы автотрофности человечества отражены в работах Э. В. Гирусова, В. С. Даниловой, В. П. Казначеева, В. А. Лося, Н. Н. Моисеева, А. Д. Урсула, Ф. Т. Яншиной.

Ноосферное развитие основывается на достижениях естественных наук и новых технологиях, достижениях фундаментальной и прикладной физики (В. А. Ацюковский, А. Е. Акимов, А. Л. Дмитриев, Ю. Н. Иванов, С. И. Сухонос, Г. И. Шипов, И. Н. Яницкий и др.).

В диссертации на основе системно-синергетического подхода выявляются главные стратегии ноосферного развития: становление коллективного разума, социальной автотрофности и ноосферного человека. Эти проблемы являются синтетическими и в значительной степени включают в себя остальные проблемы ноосферного развития.

Объектом исследования является космопланетарная организованность «Человек-Общество-Природа» в условиях функционирования техногенной цивилизации.

Предметом исследования являются процессы ноосферного развития в условиях глобализации мирового социума.

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является теоретико-праксиологическое обоснование модели ноосферного развития как тенденции в становлении современного глобального общества.

Поставленная цель достигается за счет решения следующих исследовательских задач:

1. Определить основные направления ноосферного развития и на этой основе дать определение ноосферного развития.

2. Выявить основные уровни ноосферного развития, их специфику в рамках социально-антропологического дискурса.

3. Раскрыть основное противоречие ноосферного развития, рассмотреть его основные аспекты.

4. Дать системный анализ коллективного разума и социальной автотрофности в контексте синергийности ноосферного развития.

5. Обосновать концептуальное значение коллективного разума в системе ноосферного развития, рассмотреть его структуру и основные ступени эволюции.

6. Рассмотреть феномен социальной автотрофности, определить ее роль в процессе перехода биосферы в ноосферу.

7. Проанализировать влияние мировой интеллигенции на процессы ноосферного развития, управления социоприродной коэволюцией.

Теоретико-методологические принципы исследования.

Теоретическая основа исследования представлена учением В.И.Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, системно-синергетической методологией, разработанными Н. Н. Моисеевым принципами универсального эволюционизма.

В работе использован системный подход (параметрическая теория систем А. И. Уемова, адаптированная для гуманитарных исследований И. В. Дмитревской). Методологические основы исследования предполагают обращение к категориальному аппарату современных концепций онтологии и теории познания, диалектического материализма, философской антропологии, истории философии, философии человека. В работе используются синергетиче-ский, экологический, органицистский и комплексный подходы.

Диалектический подход при анализе ноосферной динамики предполагает всесторонний анализ взаимодействия противоположностей, их взаимодополнительность, выявление главного противоречия как движущей силы развития. Энерго-информационный подход в соединении с системно-синергетическим расширяет методологическую базу исследований современных общенаучных и социально-философских проблем ноосферного развития.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Проведен категориальный анализ и даны определения понятий «ноосферное развитие», «социальная автотрофность», «коллективный разум», предложен и обоснован термин «ноосферная автотрофность».

2. Выявлены и проанализированы следующие уровни ноо-сферного развития: глобальный, национально-государственный, регионально-локальный и личностно-индивидуальный.

3. Предложены аспекты разрешения основного противоречия ноосферного развития между духовной и материальной сторонами биосферно-цивилизационного развития: коллективный разум, социальная автотрофность, ноосферный человек (ноосферная личность).

4. Определено, что коллективный разум является важнейшей социально-информационной, духовно-концептуальной доминантой ноосферного развития.

5. Обосновано, что социальная автотрофность выступает эколого-энергетическим фундаментом ноосферного развития.

6. Установлено, что главным звеном, движущей силой ноосферного развития является ноосферный человек, как творческая самоорганизующаяся личность, развивающая планетарно-ноосферное сознание и мировоззрение.

7. Раскрыта синтезирующая, системообразующая роль интеллигенции в становлении коллективного разума, построении ноосферно-информационного общества устойчивого развития.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ноосферное развитие - это процесс коэволюционного развития общества и природы, становления системных и универсум-ных свойств биосферно-ноосферной организованности в единстве их естественнонаучных, экологических, технических и гуманитарных аспектов, при активной роли развивающегося планетарного ноосферного сознания, системообразующей функции мировой интеллигенции и образовании как основном способе самоорганизации ноосферной реальности.

2. Коллективный разум человечества есть самоорганизующаяся многоуровневая планетарная система, объединяющая человечество в единое социокультурное целое, состоящая из индивидуальных сознаний отдельных людей, структурных элементов общественного сознания, в единстве духовно-информационных, культурно-семиотических, психических, социобиологических и технических аспектов, предназначенная для обеспечения процессов коэволюции в системе «Человек-Общество-Природа», развития ноосферного мировоззрения и сознания, управления глобальными процессами космопланетарной самоорганизации.

3. Ноосферная автотрофность - это растущая информационная, энергетическая и вещественная (физическая) независимость (автономность) человечества от биосферы, соединяющая аспекты биологической автотрофности и социальной автотрофности, связанная с ростом научной мысли и становлением ноосферного сознания, информационным управлением процессами перехода биосферы в ноосферу. Ноосферная автотрофность является комплексным критерием продвижения человечества по пути ноосферного развития.

4. Процессы ноосферного развития разворачиваются на глобальном, национально-государственном, регионально-локальном и личностно-индивидуальном уровнях. Среди четырех уровней ноосферного развития основным становится личностно-индивидуальный.

5. Главным звеном ноосферного развития является ноосфер-ный человек, понимаемый как творческая самоорганизующаяся личность, развивающая планетарно-ноосферное сознание и мировоззрение, признающая благо целого важнее личного, исходящая из принципов благоговения перед жизнью, экологического, нравственного и ноосферного императивов, включающаяся в информационно-коммуникативное пространство ноосферы.

6. Коллективный разум, социальная автотрофность и ноо-сферный человек являются результатом действия в биосфере культурной биогеохимической энергии человечества: научной мысли, социальной организации и труда. Одновременно эта тройственная структура является проявлением действия основного ноосферного закона (информация направляет потоки энергии, энергия структурирует вещество): информационным концептом ноосферы являются свойства коллективного разума, энергетической структурой -отношение социальной автотрофности, которое реализуется на множестве индивидов (ноосферных личностей).

7. Коллективный разум является информационной доминантой ноосферного развития, необходимым условием решения основного ноосферного противоречия. Коллективный разум пролага-ет путь к ноосферно-информационному обществу устойчивого развития. Основными препятствиями на пути становления коллективного разума являются неразвитость глобального ноосферно-экологического мышления и мировоззрения, групповой эгоизм, превалирование материальных ценностей, распространение утилитарно-потребительского отношения к природе и обществу.

8. Автотрофность человечества рассматривается как синтетический показатель успешности динамики ноосферного миропо-строения. Социальная автотрофность является энергетическим фундаментом ноосферного развития, суммирует естественнонаучные предпосылки ноосферного развития, снимает остроту противоречий между человеком и природой, оказывается мерой гуманной экономики.

9. Формирующаяся мировая интеллигенция является главным субъектом становления коллективного разума. Главной задачей интеллигенции является духовное производство, творческая работа по целеполаганию, осмыслению глобальных угроз, планированию основных задач, стоящих перед мировым сообществом, а также формирование национальных интерпретаций, генерирование новых идей, смыслов и значений материальной и духовно-информационной деятельности человечества.

10. Интеллигенция, как софийно-соборная общность, основанная на интуитивно познаваемых ценностях, уравновешивает влияние интеллектуалов, которые продолжают тенденцию техногенного пути развития цивилизации. Мировая ноосферная интеллигенция выстраивает аттракторы перехода человечества на путь планомерного сознательного ноосферного развития.

Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в работе результаты могут быть использованы в дальнейшей разработке теории информационного общества и общества знаний, социально-философских проблем ноосферного развития, обоснования стратегии устойчивого развития Российской Федерации, а также при формировании моделей регионального ноосфер-но-экологического развития.

Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования программ курсов «Концепции современного естествознания», «История и философия науки», «Социальная философия», «Философия истории», «Философская антропология», «Интеллигентоведение», а также для подготовки аспирантов различных специальностей в ходе изучения курса «История и философия науки».

Апробация работы. Текст работы обсуждался на заседаниях кафедры философии Ивановского государственного университета.

Основные положения диссертационной работы были апробированы на научно-практической конференции «Региональное устойчивое развитие: комплексные биосферно-ноосферные иссле-

дования, проектирование и реализация» (Иваново, ноябрь 2006), Школе молодого автора (Иваново, 13-16 марта 2008), научных конференциях фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых (Молодая наука в классическом университете» (Иваново, апрель 2008, апрель 2009, апрель 2010), международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы современной когнитивной науки» (октябрь 2008, октябрь 2009), XX Международной научно-практической конференции «Интеллигенция. Генезис, формирование, становление, развитие и деятельность» (Иваново, сентябрь 2009).

Содержание диссертации отражено в 12 публикациях общим объемом 4,2 и.л. Лично автору принадлежит 4,2 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает три параграфа, заключения и библиографического списка, включающего 200 наименований. Общий объем диссертации 178 с.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, характеризуется степень ее изученности в отечественной и зарубежной литературе, определяется объект и предмет исследования, формулируется цель и основные задачи работы, обосновывается теоретическая и методологическая база исследования, излагаются основные положения, выносимые на защиту, формулируется научная новизна полученных результатов, их научная и прикладная значимость.

В первой главе «Философия ноосферного развития: методологический и социально-философский подход» на основе анализа основных проблем ноосферного развития определяются его основные направления и предлагается определение ноосферного развития. Рассматривается основное противоречие ноосферного развития, вскрывается его сущность, раскрываются три аспекта его решения: коллективный разум, социальная автотрофность и ноо-сферный человек.

В первом параграфе «Представления о поосферном развитии: социально-философские и естественнонаучные аспекты» анализируются определения понятия «ноосферное развитие», предлагаемые различными исследователями; дается краткий обзор основных философских и научных исследований в области исследуе-

мой проблематики.

Синтезируя различные направления исследований ноосферо-логии, автор формулирует собственное определение ноосферного развития, как процесс коэволюционного развития общества и природы, становления системных и универсумных свойств системы «Человек-Общество-Природа» в рамках перехода биосферы в ноосферу в единстве их естественнонаучных, экологических, технических и гуманитарных аспектов, при активной роли развивающегося планетарного ноосферного сознания, системообразующей функции мировой интеллигенции и образовании как основном способе самоорганизации ноосферной реальности. Ноосферное развитие характеризуется становлением планетарного ноосферного сознания, ноосферного человека и ноосферного образования как основного способа самоорганизации ноосферной реальности.

Во втором параграфе «Основное противоречие ноосферного развития в контексте основного ноосферного закона» рассматривается основное противоречие ноосферного развития и его разрешение в свете системной методологии и основного ноосферного закона.

В настоящее время человечество озабочено глобальной экологической проблемой, и ее решение возможно через гармоничное, коэволюционное развитие общества и природы (Н. Н. Моисеев). Но попытки мирового сообщества решить экологические проблемы техническими средствами, как показали Саммиты 1992 и 2002 годов, не увенчались успехом. Для решения глобальных проблем и движения по пути устойчивого развития, прежде всего, необходимо изменить сознание людей, внедрить экологический и нравственный императивы (Н. Н. Моисеев), сместить приоритеты развития от экономических к гуманитарно-общечеловеческим ценностям (А. Д. Урсул), развивать ноосферное образование (А. И. Субетто).

Существующие реалии и противоречия ноосферного развития имеют в основе глубинное ноосферное противоречие между материально-экономической и духовно-интеллектуальной составляющими эволюции человечества (Г. С. Смирнов). Решение этого противоречия заключается в становлении ноосферного общества на основе развития ноосферного человека, обладающего ноосферным сознанием и мировоззрением.

Анализ этого противоречия с помощью системной методологии, представляющей систему как триединство концепта, структуры, субстанции, и основного ноосферного закона (информация ге-

нерирует энергию, энергия структурирует вещество), предложенного И. В. Дмитревской, позволил выявить три основных аспекта его решения: гармоничное развитие общества, рост независимости человечества от биосферы и управление процессами циркуляции вещества, энергии, информации в биосфере и ноосфере. Этим трем составляющим соответствуют процессы становления коллективного разума человечества, социальной автотрофности человечества, ноосферного человека и мировой интеллигенции. Эта тройственная структура является проявлением действия основного ноосферного закона: информационным концептом ноосферы являются свойства коллективного разума, энергетической структурой - отношение социальной автотрофности, реализуемое на множестве индивидов (ноосферных личностей).

В третьем параграфе «Комплексный подход к анализу структурных уровней ноосферного развития» выявляются следующие структурные уровни ноосферного развития: глобальный, национально-государственный, региональный-локальный и индивидуальный.

На глобальном уровне с онтологической точки зрения выделяется несколько земных оболочек или сфер. Это литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, антропосфера, социосфера, техносфера, семиосфера, инфосфера и другие глобальные по своему масштабу оболочки планеты. Содержание уровня включает систему глобальных проблем современности, раскрываемых теорией глобалистики и стратегией устойчивого развития. Н. Н. Моисеев, очерчивая контуры будущего рационального общества, писал о том, что речь должна идти о направляемом развитии (экологический социализм, соединяющий капиталистический характер производства и принципы социальной справедливости).

Следующий уровень - национально-государственный -предполагает обращение к национальным программам устойчивого развития и их содержанию. Государство способствует поддержанию научных исследований в широких масштабах, ноосферному развитию страны в соответствие с научной основой экономического, социального и экологического развития и благодаря внедрению эколого-ноосферного образования. Один из важных вопросов -управление экономикой.

Третий уровень - региональный. В литературе по ноосферо-логии выделяются следующие таксономические единицы становления ноосферы: солнечно-бассейновые единицы (В. П. Казначеев),

обучающие территории как становление городов будущего (Я. В. Рейзема), ареалы народностей и их культур, нообиогеоцено-зы (В. С. Данилова), ноохоры (В. Л. Кожара). На этом уровне главным фактором становится самоорганизация, саморазвитие и самоуправление регионов. Одним из аспектов этого уровня является эксперимент по созданию ноосферных поселений (экополисов, наукоградов и др.).

Индивидуальный-личностный уровень. Среди четырех уровней ноосферного развития именно этот уровень становится основным. Чтобы построить рациональное общество, необходимо раскрыть потенциал личности, создать условия для творческого и свободного развития личности, ее социальной защищенности. Такое развитие личности необходимо для становления коллективного разума.

Главным звеном ноосферного развития является ноосферный человек, понимаемый как творческая самоорганизующаяся личность, развивающая планетарно-ноосферное сознание и мировоззрение, признающая благо целого важнее личного, исходящая из принципов благоговения перед жизнью, экологического, нравственного и ноосферного императивов, имеющая широкий общекультурный и научный кругозор, умеющая сотрудничать с различными группами и коллективами.

Во второй главе «Коллективный разум как духовно-информационная доминанта ноосферного развития» исследуются вопросы становления коллективного разума, дается категориальный анализ понятия «коллективный разум», раскрывается системообразующая роль коллективного разума в процессах становления ноосферного общества на всех его структурных уровнях, значение интеллигенции в этих процессах.

В первом параграфе «Категориальный анализ коллективного разума: системный подход» рассматриваются проблемы становления коллективного разума, его исторические предпосылки, когнитивные модели коллективного разума. Коллективный разум рассматривается как духовно-информационная составляющая ноосферного развития.

Рассмотрены основные определения коллективного разума, данные Ю. М. Лотманом, Н. Н. Моисеевым, В. П. Казначеевым, а так же И. А. Ефремовым, С. Лемом, Е. И. Рерих. На основе этих определений, а также философского анализа понятий «сознание»,

«разум», «ум», «рассудок», «интеллект» дано определение коллективного разума человечества.

Коллективный разум человечества есть самоорганизующаяся многоуровневая планетарная система, объединяющая человечество в единое социокультурное целое, состоящая из индивидуальных разумов отдельных людей, структурных элементов общественного сознания, в единстве духовно-информационных, культурно-семиотических, психических, социобиологических и технических аспектов, предназначенная для обеспечения процессов коэволюции в системе «Человек-Общество-Природа», развития ноосферного мировоззрения и сознания, управления глобальными процессами космопланетарной самоорганизации.

По мнению автора, человеческий коллективный разум и искусственный интеллект необходимо рассматривать как стороны гуманизации и информатизации общества. Коллективный разум невозможен без интенсивной коммуникации и переработки больших объемов информации, что обеспечивают технические информационные средства.

Во втором параграфе «Социальная онтология коллективного разума: синергетический подход» становление коллективного разума рассматривается как основное звено ноосферного развития, как третья планетарная бифуркация. Исследуются структурные уровни, процессы самоорганизации коллективного разума. В настоящее время человечество подошло к необходимости сделать важный шаг - перейти от совокупности индивидуальных разумов к глобальному коллективному разуму. Становление коллективного разума представлено как социально-антропологическая, социально-гуманистическая, социально-гуманитарная онтология человеческого коллективного разума.

Анализ структурных уровней коллективного разума позволяет выявить несколько типов структур. Это планетарные инфосфера, психосфера, семиосфера. На этом же уровне коллективный разум подразделяется на коллективное бессознательное (архетипы), коллективное сознание и коллективное сверхсознание. Коллективное сверхсознание доступно интуиции и высшим составляющим индивидуального разума. Структура коллективного разума включает в себя так же коллективное восприятие, коллективную память, общее интерсубъективное семиотическое поле, объединяющее индивидуальные разумы людей, а также различные структуры общественного сознания.

Структурами коллективного разума могут считаться как государственные, так и общественные (национальные, международные, экологические, политические, экономические) организации. На национально-государственном уровне имеются национальные особенности коллективного разума. На локально-региональном уровне рассматривается развитие коллективного разума в небольших группах, которые часто носят временный характер. Личност-но-индивидуальное сознание человека является структурным элементом коллективного разума человечества. При этом оно должно отвечать определенным критериям: иметь планетарный масштаб, ноосферное мировоззрение, признавать общее благо выше личного, исходить из принципа благоговения перед жизнью, экологического и ноосферного императивов.

В третьем параграфе «Коллективный разум интеллигенции в поисках путей ноосферного развития» анализируется роль интеллигенции в процессах становления коллективного разума и ноосферного сознания, исследуются ее основные функции.

На основе анализа исторического развития интеллигенции делается вывод о ее системообразующей функции в обществе и общественном развитии. Сознание интеллигенции является высшим компонентом становящегося коллективного разума человечества. Современная интеллигенция призвана играть все более активную роль в политической, экономической и культурной жизни общества. При этом сама интеллигенция претерпевает существенные изменения, она становится мировой интеллигенцией, субъектом становления коллективного разума. Именно ей принадлежит решающая роль в разрешении ноосферных конфликтов.

Основные функции мировой интеллигенции следующие: мировоззренческая (изменение и развитие коллективного сознания); ценностно-регулятивная (оценка событий и их коррекция); целевая (выработка целей и принятие решений); волевая (проведения решений в жизнь); интегративная, системообразующая (интегрирует коллективный разум человечества), гармонизирующая (разрешение конфликтов, учет интересов различных групп общества). Эти функции являются конкретизацией главной функции интеллигенции - управление процессами интеграции человечества, превращение его в единый живой мыслящий организм, для выполнения планетарной миссии по актуализации процессов коэволюции человека и биосферы.

Интеллигенция поддерживает круговорот информации, энергии и вещества в ноосфере тем, что вырабатывает цели, ценности и мотивы человеческой деятельности. Главной задачей интеллигенции является духовное производство, творческая работа по целепо-лаганию, планированию основных задач, стоящих перед мировым сообществом, их национальные интерпретации, генерирование новых идей, смыслов и значений, информационная деятельность в ее широком представлении.

В третьей главе «Социальная автотрофность как энергетический фундамент ноосферного развития» раскрывается содержание социальной автотрофности как энергетического фундамента ноосферного развития, вводится понятие «ноосферная автотрофность», исследуются проблемы автотрофности на различных уровнях ноосферного развития, показано значение роста социальной автотрофности как показателя в продвижении к ноосферному обществу.

В первом параграфе «Структурные уровни социальной автотрофности» рассматриваются истоки концепции автотрофности человечества, ее основные составляющие, выявляется содержание автотрофности на структурных уровнях ноосферного развития.

Истоки представлений о социальной автотрофности берут свое начало в работе В. И. Вернадского «Об автотрофности человечества» (1925). В современной ноосферологии утвердилось мнение, что социальная автотрофность - это растущая независимость человечества от биосферы, от ее стихийных проявлений в результате трудовой деятельности социально организованного человечества, основанной на научной мысли, познании законов биосферы.

На глобальном уровне социальная автотрофность предстает как непрерывный рост независимости человека от природы. С помощью науки и техники человек создает искусственную среду, которая играет все большую роль в его жизнеобеспечении. В наше время идет поиск небиосферных источников энергии, с развитием космонавтики начался новый этап в развитии автотрофности -космизация человеческой деятельности. В связи с экологическими проблемами рост социальной автотрофности рассматривается и как мера гуманной экономики.

На национально-государственном уровне исследуются вопросы экономики, социальной организации, растущей взаимозависимости стран друг от друга, складывающегося мирового разделе-

ния труда. Особое значение на этом уровне приобретают вопросы эффективной экономики и ее технико-технологического базиса, экологической безопасности, а так же проблемы социальной справедливости, экологизации общественного сознания.

На региональном уровне специфику социальной автотрофно-сти раскрывают проблемы энергетической независимости ноо-сферных поселений, а так же доступность сырья и информации, вопросы транспорта и связи с «большим миром».

На индивидуальном уровне решаются вопросы минимума и максимума потребления (А. Печчеи), а также правовые и финансовые вопросы, проблемы собственности и развития малого и семейного бизнеса. Огромное значение приобретает проблема личной автономности и безопасности.

Во втором параграфе «Рост энергетической независимости как критерий ноосферного развития» показано комплексное, синтезирующее значение социальной автотрофности в решении основного ноосферного противоречия между духовными и материальными сторонами жизни общества. Растущая необходимость в утверждении многообразных форм автотрофности человечества рассматривается в контексте действия культурной биогеохимической энергии, включающей познавательную деятельность (научную мысль), социальную организацию (самоорганизацию), а также трудовую деятельность людей по преобразованию окружающей среды.

Рассмотрены энергетические проблемы достижения независимости человечества от биосферных источников энергии. Показано, что рост энергетической независимости является ключевым звеном социальной автотрофности, поэтому социальная автотроф-ность является показателем продвижения по пути ноосферного развития человечества. Вместе с энергетическими характеристиками рассмотрены проблемы энтропии и негэнтропии как важных показателей качества энергетических процессов. Анализируется достигнутый на сегодняшний день уровень социальной автотрофности.

Автор приходит к выводу, что социальная автотрофностъ является энергетическим фундаментом ноосферного развития, предстает в качестве единства биологических (вещественных), социальных (структурно-энергетических) и связанных с проявлением разума (информационных) аспектов.

В третьем параграфе «Представление о ноосферной ав-тотрофности», предложен термин «ноосферная автотрофность», раскрывается его содержание.

Ноосферная автотрофность - это растущая информационная, энергетическая и физическая независимость (автономность) человечества от биосферы, соединяющая аспекты биологической авто-трофности и социальной авготрофности, связанная с ростом научной мысли и становлением ноосферного сознания, информационным управлением процессами в биосферно-ноосферной системе. Ноосферная автотрофность объединяет несколько аспектов: биологический (синтез пищи, кислорода), социальный (гармоничная организация общества), экономический (автотрофность как мера гуманной экономики), экологический (малоотходное производство), интеллектуальный (научная мысль), энерго-технический (небиосферные источники энергии), космический (космизация всей жизни общества), духовный (свободное время даст возможность творческому развитию личности).

Ноосферная автотрофность предполагает информационную, энергетическую и физическую независимость человечества от биосферы, для ее реализации характерно использование небиосферных источников энергии, освоение земной коры и околоземного космического пространства.

В заключении подводятся итоги, делаются общие выводы по проведенному исследованию, намечаются возможные перспективы дальнейшей работы.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Жулъков М. В. Ноосферное развитие: становление коллективного разума и социальной автотрофности // Личность. Культура. Общество. 2010. Т. 12. Вып. 2 (55-56). С. 267-271. (0,4 п.л.)

2. Жулъков М. В. Социально-философские проблемы ноосферного развития // Вестник Поморского государственного университета. 2010. № 7. С. 128-131. (0,3 п.л.)

3. Жульков М. В. Уровни ноосферного развития // Региональное устойчивое развитие: комплексные биосферно-ноосферные исследования, проектирование и реализация. Матер, науч.-практ. конф. Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2007. С. 131-133. (0,15 п.л.)

4. Жульков М. В. Автотрофность человечества и уровни ноо-сферного развития // Молодая наука в классическом университете. Матер, докл. науч. конф. фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых. Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2008. С. 73-74. (0,1 п. л.)

5. Жульков М. В. Коллективный разум: когнитивные модели //Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Матер, междунар. науч.-практ. конф. Иваново: Изд-во «Иваново», 2008. С. 92-99. (0,45 п.л.)

6. Жульков М. В. Человеческое качество в свете уровней ноосферного развития // Размышления о Евразийском пространстве: Альманах региональной школы молодого автора. Иваново: Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2009. С. 127-140. (0,65 п.л.)

7. Жульков М. В. Коллективный разум - важнейшее звено ноосферного развития // Молодая наука в классическом университете: Матер, докл. науч. конф. фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых. Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2009. В 8 ч. Ч. 4. С. 96-97. (0,1 п.л.)

8. Жульков М. В. Философия коллективного разума и функции мировой интеллигенции // Интеллигенция: генезис, формирование, становление, развитие и деятельность. Матер. XX меясдунар. науч.-теор. конф. Иваново: Изд-во «Иваново», 2009. С. 97-100. (0,2 п.л.)

9. Жульков М. В. Коллективный разум интеллигенции и ноо-сферное развитие // Интеллигенция и мир. 2009 № 3. С. 114-129. (0,85 п.л.)

10.ЖульковМ. В. Когнитивное измерение коллективного разума в философии русского космизма // Актуальные проблемы современной когнитивной науки: Матер. Междунар. Науч.-практ. Конф. Иваново: Изд-во «Иваново», 2010. С. 232-240. (0,5 п.л.)

11. Жульков М. В. Антропологические и гуманистические аспекты ноосферного развития // Философия человека в культурно-историческом контексте: Матер, регион, (заочной) науч. конф. Владимир: Владимирский государственный гуманитарный университет, 2010. С. 93-100. (0,45 п.л.)

12. Жульков М. В. От социальной автотрофности к ноосфер-ной автотрофности Н Молодая наука в классическом университете: Матер, докл. науч. конф. фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых. Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2010. В 8 ч. Ч. 8., С. 89. (0,1 п.л.)

ЖУЛЬКОВ Михаил Вячеславович

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НООСФЕРНОГО РАЗВИТИЯ: КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ И СОЦИАЛЬНАЯ АВТОТРОФНОСТЬ

Подписано в печать 15.11.2010. Формат 60 х 84 1 / ,6. Бумага писчая. Печать плоская. Усл. печ. л. 1,4. Уч.-изд. л. 1,0. Тираж 100 экз.

Издательство «Ивановский государственный университет» 153025 Иваново, ул. Ермака, 39 (4932) 93-43-41 E-mail: publisher@ivanovo.ac.ru

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидат философских наук Жульков, Михаил Вячеславович

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по философии, Жульков, Михаил Вячеславович

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философские проблемы ноосферного развития"

 

Список научной литературыЖульков, Михаил Вячеславович, диссертация по теме "Социальная философия"