автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Философские проблемы социальной коммуникации

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Стриганкова, Елена Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философские проблемы социальной коммуникации'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Стриганкова, Елена Юрьевна

Введение.

Глава I. Философский анализ феномена коммуникации.

§ 1. Идея коммуникации в историко-философской традиции.

§ 2. Философско-методологический анализ феномена коммуникации.

Глава П. Коммуникация в контексте социальной практики.

§ 3. Становление и эволюция коммуникации в историческом процессе.

§ 4. Коммуникация и общение в современной духовной культуре.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Стриганкова, Елена Юрьевна

Современное общество наделяется различными концептуальными характеристиками, фиксируется сложность социума, его содержательная многогранность. Как правило, все эти характеристики образуют единый комплекс, однако, несмотря на различия и определённый интерес к общим дефинициям, невозможно адекватно объяснять современные общественные процессы без такого важнейшего явления, как социальные коммуникации. Сегодня жизнедеятельность общества нельзя представить без огромного числа связей и отношений, которые регулируют его существование, их специфического оформления, соответствующего культурной ситуации настоящего времени.

XX век проявил себя в феномене массовой культуры и средств массовой информации, обострении глобальных проблем и поисках их решения, противоречиях между культ5фными регионами, росте межкультурных различий, поиске путей решения сложных социальных проблем. Возрастание интеграционных тенденций глобализации, с одной стороны, и тенденций дифференциацин регионов, с другой, — двуединый процесс развития мирового сообщества, осуществление которого продуцирует создание принципиально новых коммуникационных систем, средств и технологий их использования.

Актуальность темы исследования обусловлена растущей ролью социальной коммуникации в современном мире, определяется необходимостью философской рефлексии логики процессов трансформации пространства социальной коммуникации в условиях переходного периода в современном российском обществе, анализа критериев эффективности направления социальных изменений. В условиях становления рыночных отношений в России экономические и политические события приобретают тем большую социальную значимость, чем обширнее и интенсивнее они представлены в потоках информации и социальной коммуникации. проблема социальной коммуникации в условиях осуществления реформ, перехода к гражданскому обществу и правовому государству в России не только чрезвычайно актуальна, но отличается новизной и сложностью в теоретическом и практическом отношении, носит комплексный и межотраслевой характер. На этом фоне коммуникативность оказывается существенной и социально-значимой компонентой общественного бытия.

Актуальность диссертационного исследования определяется также своевременностью философского анализа социальной коммуникации цивилизованного общества: развитие цивилизованных отношений привлекает внимание научной и общественной мысли к феномену социальных коммуникаций, специфике взаимоотношений в их системе.

Эти проблемы находятся в русле интересов современной социальной философии, требуют анагшза специфики развития социальных коммуникаций современного российского общества. Решение этих задач, в свою очередь, невозможно без нового субъекта коммуникативной деятельности, способности общества воспринимать и конструировать коммуникативные инновации и активно участвовать в их реализации. Для российского общества постсоветского периода характерно стремление к осозншшю новизны коммуникативной ситуации в условиях переходного времени и выработке актуальных для нашей реальности стратегий и тактик управления коммуникативной деятельностью. Повседневная реальность показывает, насколько сильно в нашу жизнь проникает всё, что связано с социальной коммуникацией, в контексте социальных преобразований информационные технологии также не являются лишь технологическим феноменом, они отражают структуру социальных процессов.

Все эти обстоятельства актуализируют проблему коммуникации, делают необходимым как теоретическое изучение феномена коммуникации, так и практическое применение результатов теории коммуникации. При этом одинаково важно не только адаптировать зарубежный теоретический и практический опыт применительно к российской действительности, но и определить специфику содержания и значение достижений отечественной науки. Актуальность исследования обусловлена тем, что оно позволяет оценить состояние самого общества, индикаторы которого проявляются в структуре социальных коммуникаций, общении.

Сложность феномена коммуникации делает его предметом комплексного научного исследования, в котором задействованы результаты многих отраслей знания: философии, этологии, этнографии, психологии, педагогики, социологии, лингвистики, культурологии, информатики. Благодаря широкому спектру исследований создаётся разнообразная картина данного явления, в которой запечатлены представления, специфичные для определённой отрасли знания. Российский рынок печатной продукции в геометрической прогрессии насыщает читательский интерес по тематике социальных и массовых коммуникаций, однако большинство публикаций посвящается описанию технологий, имеют специальный характер, философская рефлексия этих процессов, коммуникационной инфраструктуры общества современной России явно отстает. Социальная философия может предложить альтернативы технократической интерпретации развития социального пространства коммуникации, анализ конкретного научного материала, создающего проблемное поле в исследовании коммуникации, должен дать оценку его содержательности, выявить сущностные элементы и их взаимосвязи, на основе которых возможно философское осмысление феномена коммуникации

Степень разработанности проблемы определяется назЛной традицией в исследованиях общества, коммуникации, информационных процессов в отечественной философии и других гуманитарных науках. Понятие ком-мзпникации используется в технико-технологических исследованиях, в информационно-компьютерных технологиях, в кибернетических системах; в биологии при изучении поведения животных: Ч. Дарвин, X. Дельгадо, В.Я. Кряжев, Н.П. Ладыгина-Котс, Ю. Линден, В.П. Марков, И.П. Павлов, В.Ю. Плотников, Л.А. Фирсов. Определённый интерес представляют этнографические материалы и концепции Ф. Боаса, Э. Дюркгейма, Ш. Летурно, Ю. Липса, Л.Г. Моргана, Э. Тайлора, разрабатывающие проблемы этнокультурных особенностей, в том числе на ранних стадиях становления человечества и его предыстории. Представления о сущности социальной коммуникации отражены в концепциях информационного общества Д. Беллом, Е. Масудой, М. Маклюэном, О. Тоффлером, где коммуникационные отношения замещают все другие общественные связи людей. Обращает на себя внимание критическая традиция анализа массовых коммуникаций в трудах Франкфуртской школы: Т. Адорно, В. Беньямин, Г. Мар-кузе, М. Хоркхаймер. Разработаны концепции социальной коммуникации как неотъемлемой части системы социального действия в трудах таких авторов, как Э. Гидценс, П. Луман, Ю. Хабермас.

Для анализа социальной коммуникации имеют значение также труды и других зарубежных исследователей. Например, массовая коммуникация начала развиваться в 20-е годы XX века с целью изучения условий эффективности пропагандистского воздействия, а соответственно содержания пропаганды, в период 30—40-х годов разрабатывались процедуры исследования аудитории и экспериментов: Б. Берельсон, П. Лазарсфельд, Г. Лассвел, К. Левин, К. Ховланд. Большое влияние на развитие знания о социальной коммуникации оказали работы представителей семиологической традиции в изучении сообщений массовой коммуникации К. Леви-Строса, Ф. де Соссюра, Ч. Пирса, В.Проппа, У. Эко. Для анализа социальной коммуникации полезны труды авторов, которые работают над объяснительными моделями коммуникации в обществе, в том числе В. Буша, Э. Гоффмана, Д. Лассуэла, Н. Лумана, Д. Остина, Э. Сепира, Д. Томпсона, Ю. Хабермаса. Важным для исследования является направление анализа социального взаимодействия, выяснения структурных свойств социальных объектов: П. Бурдье, Д. Морено, Д. Тернер, Н. Шепард. Названные концепции не привлекаются нами в диссертационном анализе социальной коммуникации, но, на наш взгляд, они могут способствовать, в перспективе, разработке теоретического синтеза фило-софско-социологического знания о социальной коммуникации.

Информационное общество и социальные аспекты коммуникационных процессов анализируют в своих работах напш современники Е.А. Андрианова, Т.А. Калугина, В.П. Конецкая, В.В. Печёнкин, В.Г. Федотова, A. Ю. Шеховцев. В характеристике пространства социальной коммуникации важны работы Л. Ионина, П. Сорокина, В.Б. Устьянцева, А.Ф. Филиппова, Л.С. Яковлева, В.Н. Ярской.

Современная психология, опираясь на труды К.А. Абдульхановой-Славской, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, СЛ. Рубинштейна, предлагает собственные результаты исследования общения и коммуникации как межличностного взаимодействия: A.A. Бодалев, A.A. Леонтьев, Г.П. Потыли-ко, n.M. Якобсон. В педагогике коммуникацию рассматривают как межсубъектное взаимодействие и способность устанавливать правильные взаимоотношения с учениками, перестраиваться в соответствии с вариативностью коммуникативной ситуации Ю.П. Азаров, Ю.К. Бабанский, Г.С. Васильев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, Н.В. Кузьмина, Л.А. Левшин, И.Я. Лериер, СИ. Лысенкова, М.Н. Скаткин, В.В. Соколова, СЛ. Соловейчик, Н.Ф. Галызина, В.Ф. Шаталов, СГ. Шацкий. В последнее время в связи с процессами реформирования российского образования возрастает стремление на основе идей выдающихся педагогов Ш.А. Амо-нашвили, Я. А. Коменского, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К.Д. Ушииского придать актуальные ценностные ориентации педагогической коммуникации и общению: А.И. Абрамова, B.C. Библер, H.A. Горбачёв, В.А. Конев, Н.П. Лысикова.

Анализ использования языка в коммуникативных ситуациях является ведущим принципом лингвистической прагматики: М.М. Бахтин, СИ. Виноградов, Т.Г. Винокур, М.Я. Гловинская, Е.И. Голованова, В.А. Гольдин, B. Г. Костомаров, О.Б. Сиротинина. Исследование генезиса коммуникативной природы языка, структуры языка с позиций закономерностей организации речевого общения, а также нормирования и функционирования языка в обществе является областью коммуникативной лингвистики: В.М. Алпатов, Т.В. Арутюнова, А. Вежбицкая, Б.Н. Головин, Г.В. Коль-шанский, Т.В. Кочеткова, Ю.В. Кругляк. Работы по этике акцентируют морально-ценностный аспект социальной коммуникации: Р.Г. Апресян,

П.А. Кропоткин, Н.К. Рерих, Ю.М. Смоленцев, А.И. Титаренко, л,

A. Швейцер. Следует назвать также культурологические работы, прямо или косвенно помогающие в определении смысла коммуникации как социокультурного феномена, следуюпщх авторов: Л. Винничук, Р. Когдейл,

B. П. Кочетков, К. Куманецкий, Д.С. Лихачёв, Ю.М. Лотман, К. Ситарам, О. Шпенглер.

Множество самых различных работ по обсуждаемой проблематике не представляет, за редким исключением — Д.М. Гаджикурбанов, В.Л. Доб-лаев, Л.М. Землянова, K.M. Тахтарёв — специальных работ по проблеме собственно философской теории коммуникации, до сих пор больше внимания уделялось исследованию философского смысла общения: М. Жукова, М.С. Каган, Н.В. Лысенкова, Ю.Д. Прилюк, В.М. Соковнин.

Вместе с тем, несмотря на обилие публикаций по различным направ-яеитм рассматриваемой проблемы, до сих пор, по нашему мнению, не встречаются работы со специальной акцентуацией философских проблем социальной коммуникации. Таким образом, философский анализ проблемы социальной коммуникации — малоисследованная проблема, которая, однако, весьма значима теоретически и практически. Именно актуальность и вместе с тем недостаточная теоретическая разработанность проблемы коммуникации как социально-философского феномена, её значение для нового уровня социальных, экономических, политических и мелжультур-ных отношений в современной России, определили выбор темы диссертации.

Объектом диссертационного исследования является коммуникация как целостный феномен социального и культурного пространства и неотъемлемый компонент человеческой деятельности, её объективно-предметная и ценностная сущность, структура и функции, роль в условиях современного цивилизационного развития.

Предметом диссертационного исследования выступает тенденция формирования коммуникации в контексте социальной практики, её генезис, становление и развитие в историческом процессе, функционирование в современной культуре.

Цель диссертационной работы — философский анализ становления и развития коммуникации в процессе социализации и контексте социальной практики. Для реализации цели нами определены следующие задачи: осуществление историко-философской ретроспективы идеи коммуникации; описание коммуникации в постклассической парадигме; онтологический анализ коммуникации; конструирование понятия (дефиниции) социальной коммуникации; определение основных факторов эволюции коммуникации; конкретизация роли и значения коммуникации в контексте социальной практики; ценностно-гуманистическая характеристика социальной коммуникации.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются: концепция философского осмысления опыта бытия, предполагающая единство онтологического, методологического, аксиоло-гЕгческого аспектов; междисциплинарный и атрибутивно-функциональный подходы к социальной коммуникации; взаимосвязь гносеологического и методологического подходов с научными методами сравнительного анализа, теоретического моделирования и научного обобщения. В осмыслении проблем социальной коммуникации мы опирались также на концепции, разрабатываюпще проблемы становления субъекта социального действия, — П.С. Гуревича, Э.В. Ильенкова, И.С. Кона, В.Г. Федотовой; проблемы субъективной деятельности и информационных взаимодействий в обществе, рассматриваемые В. А. Лекторским, К.Н. Любутиным, B.C. Стениным, потребностно-целевой детерминации, представленные А.Г Здравомысловым, A.B. Маргулисом, Н.И. Рапаковым. Методология взаимосвязи коммуникации и информации, коммуникативной ценности информации привлечена нами из работ E.H. Богатырёвой, Л. А. Василенко, В.И. Ковалёва, СВ. Мартыновича, А. Моль, А.Д. Урсула. Необходимо подчеркнуть методологическое значение для рассмотрения общих закономерностей процессов самоорганизации в различных материальных системах, в том числе в коммуникативных, синергетической концепции H.H. Моисеева, И.Р. При-гожина, Г. Хакена. Пониманию сущности коммуникации способствует ноосферная концепция П. Тейяра де Шардена, В.И. Вернадского. Существенно, на наш взгляд, для исследования проблемы коммуникации значение антропологической традиции, связывающей происхождение и развитие коммуникации с проблемой человека. Данный подход представлен в работах В.П. Алексеева, М. Бубера, Н.Г. Козина, В.В. Кузнецовой, Дж. Мида, М. Мид, H.A. Тих, В.Б. Устьянцева, М. Шелера.

Проведя анализ философских проблем коммуникации и соотнеся их с выдвинутыми задачами, мы определили научную новизну нашего исследования следующим образом:

По-новому осуществлена ретроспективная разработка теоретических предпосылок формирования философской теории коммуникации в классический и постклассический периоды развития философии, привлечён историко-философский материал, позволяющий определить тенденции перерастания интереса к общению как виду деятельности в духовном контексте античности, средневековья. Нового времени к исследованию собственно коммуникации в формально-видовом и функциональном её многообразии средствами постклассической философии.

Акцентуализирован вклад философской антропологии и экзистенциализма в постановку проблемы коммуникации, установлено значение вклада в разработку концепции субъекта, диалога и языка коммуникации представителей этих философских направлений.

- Осуществлён анализ онтологии коммуникации с позиций атрибутивно-функционального, системно-структурного и деятельностного подходов в их методологической взаимосвязи. Предпринят анализ генезиса коммуникации в связи с эволюцией свойства отражения на различных уровнях материи, выявлена биосоциальная природа коммуникации, её потребностно-целевая детерминация, усложнение структуры и фзшкций на социальном уровне. -Сконструирована авторская дефиниция социальной коммуникации, подчёркивающая специфичность коммуникации на социальном уровне, преодолевающая представление о коммуникации как процессе единственно межлиЛшостного взаимодействия.

Установлены основные закономерности развития коммуникации в историческом процессе: выявлены сущностные преобразования коммуникации в процессах эволюции и социализации, рассмотрены факторы, детерминирующие их, выделены уровни исторической практики (материальный и духовный), единство которых обеспечивает богатство содержания коммуникации.

Конкретизированы роль и значение коммуникации в контексте социальной практики, при этом акцент сделан на анализе взаимосвязи общения и отдельных форм духовной культуры (в частности, педагогического и научного общения), на функциоиалыюм аспекте общения в сфере духовной культуры, взаимосвязи общения и духовной культуры на уровнях личности, группы и социума с целью оптимизации общения и коммуникации.

Дана ценное гно-гуманистическая характеристика социальной коммуникации на основе содержания гуманизма в классической и циви-лизационной парадигмах, принципов гуманистической ориентации, с позиций которых оцениваются перспективы коммуникации и общения будущего.

По нашему мнению, результаты и выводы диссертационного исследования имеют определённое значение для философского исследования проблем социальной коммуникации, определения её сущности и особенностей функционирования, для анализа роли социальной коммуникации в переходные периоды общественного существования. Практическая значимость исследования социальной коммуникации состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности коммуникативной деятельности в рамках дисциплинарных подходов, выработке её ориентиров, актуальных стратегий и тактик в управлении общественным развитием. Авторские модели коммуникации в науке и в образовании могут быть использованы в научном познании и педагогической практике с целью оптимизации этих видов деятельности.

Материалы диссертационного исследования представляют интерес для дальнейшей разработки теории коммуникации, для научно-иccJleдoвaгeJн>cкoй и преподавательской деятельности, в частности при разработке спецкурсов по теории и пратстике коммуникации. иссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по два параграфа, заключения, библиографического списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философские проблемы социальной коммуникации"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное общество, его жизнедеятельность, прогрессивное движение нельзя представить без огромного количества связей и отношений, которые регулируют его существование, их специфического оформления, соответствующего материальной и духовной ситуации настоящего времени. Современный мир представляется как интегрируемый и глобализован-ный с помощью технологических, финансовых и информационных сетей, но остающийся в то же время культурно и политически фрагментарным, раздробленным. Интеграционные тенденции, с одной стороны, и тенденции дифференциации, с другой, двуединый процесс развития мирового сообщества, осуществление которого требует создания принципиально новых коммуникативных систем, средств и технологий их использования. Коммуникативность признаётся сегодня существенной и социально значимой компонентой общественного бытия.

Реформирование транзитивного российского социума требует осознания современной коммуникативной ситуации и выработки соответствующих реальности стратегий и тактик управления коммуникативной деятельностью, способности общества воспринимать и констр>провать коммуникативные инновации и активно участвовать в их реализации.

Представленная ситуация актуализирует необходимость научного и философского изучения феномена коммуникации как в историко-философской традиции, так и современном его состоянии.

Социальная философия предлагает альтернативы технократической интерпретации коммуникации; анализ конкретного научного материала, создающего проблемное поле в исследовании коммуникации, в свою очередь, даёт оценку его содержательности, выявляет сущностные элементы и их взаимосвязи, на основе которых проводится философское осмысление феномена коммуникации.

Изучение литературы по проблеме коммуникации, её систематизация и классификация, позволили выявить различные направления и методики исследования коммуникации, определить наиболее значимые труды и персоналии, но, одновременно, привели к выводу, что среди публикаций мало специальных работ по собственно философской теории коммуникации и ещё меньше работ со специальной акцентуацией философских проблем социальной коммуникации.

В философской рефлексии социальной коммуникации, на наш взгляд, существенное место должно принадлежать анализу становления, развития и функционирования коммуникации в контексте социальной практики. Сформулировав таким образом направление диссертационной работы, мы конкретизировали его в определении и исследовании нескольких философских проблем социальной коммуникации, которые излагаются ниже.

Историко-философский анализ показал разнообразие взглядов и представлений, которые оценены нами как своеобразные теоретические истоки коммуникативной проблематики. Развитие её идёт нарастающими темпами и получает разнообразные интерпретации (философская антропология, экзистенциализм, марксизм, герменевтика).

Анализ онтологии коммуникации с позиций атрибутивно-функционального, системно-структурного и деятельностного подходов в их методологической взаимосвязи позволил представить генезис коммуникации в связи с эволюцией свойства отражения на различных уровнях материи, выявить биосоциальную природу коммуникации, её потребностно-целевую детерминацию, усложнение структуры и функций на социальном уровне.

Результаты историко-философского и онтологического анализа позволили сконструировать авторскую дефиницию социальной коммуникации, где социальная коммуникация определяется как процесс связи и направленной передачи информации, основанный на взаимопонимании субъектов коммуникации, объединённых общим делом, потребностями, интересами, целями, а также процесс межличностного взаимодействия, предполагающий активную обратную связь, акт эмоционального контакта.

В исследовании функционирования социальной коммуникации установлены основные закономерности развития коммуникации в историческом процессе: выявлены сущностные преобразования коммуникации в эволюции и социализации, рассмотрены факторы, детерминирующие их, выделены уровни исторической практики (материальный и духовный), единство которых обеспечивает богатство содержания коммуникации.

Кроме того, нами конкретизированы роль и значение коммуникации в контексте социальной практики, при этом акцент сделан на анализе взаимосвязи общения и отдельных форм духовной культуры (в частности, педагогического и научного общения), на функциональном аспекте общения в сфере духовной культуры, взаимосвязи общения и духовной культуры на уровнях личности, группы и социума с целью оптимизации общения и коммуникации.

Нами также дана ценностно-гуманистическая характеристика социальной коммуникации на основе содержания гуманизма в классической и цивилизационной парадигмах, принципов гуманистической ориентации, с позиций которых оцениваются перспективы коммуникации и общения будущего.

Как общий результат работы, следует отметить, что в диссертационном исследовании проведена ретроспективная разработка теоретических предпосылок философии коммуникации, акцентирован вклад философской антропологии и философии экзистенциализма в постановку проблемы коммуникации, осуществлён анализ онтологии коммуникации с позиций атрибутивно-функционального, системно-структурного и деятельностного подходов в их методологической взаимосвязи, сконструирована авторская дефиниция социальной коммуникации, выявлены основные закономерности развития коммуникации, конкретизирована роль и значение коммунисти развития коммуникации, конкретизирована роль и значение коммуникации в контексте социальной практики, проведена ценностно-гуманистическая характеристика социальной коммуникации.

На наш взгляд, перспективу в исследовании философских проблем социальной коммуникации могут составить такие направления, как: исследование информационного пространства социальной коммуникации, современные инновации коммуникации в связи с актуальными видами деятельности; нравственно-этические проблемы коммуникации, в том числе нормативность, кодифицирование, определение стилей и ценностей коммуникативного поведения и общения, но главной, по нашему мнению, является вечная проблема созидания истинно человеческих отношений.

 

Список научной литературыСтриганкова, Елена Юрьевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Актуальные проблемы сопоставительного языкознания и межкультурные коммуникации. М., 1999. Ч. 1. 234 с.

2. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984. 462 с.

3. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М., 1998. 74 с.

4. Андрианова Е.А. Социализация в контексте психологической антропологии // Проблемы социализации личности и медико-социальная адаптация. Саратов, 2001. С. 4-10.

5. Анисимов С.Ф. ДзЛховные ценности: производство и потребление. М., 1988. 253 с.

6. Антонов П.П., Барянин В.Н. О двух концепциях ноосферы // Философские науки. 1978. № 6. С. 103-108.

7. Апресян Р.Г. Проблема «другого Я» и моральное самосознание личности // Философские науки. 1986. 6. С. 53-59.

8. Араб-Оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопросы философии. 1990. № 8. С. 10-12.

9. Аренд X. Ситуация человека//Вопросы философии. 1998. № 11. С. 131141.

10. П.Арутюнова H.A., Булыгина Т.В. Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис. М., 1992. 281 с.

11. Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого // Асмус В.Ф. Избранные философские труды. М., 1969. Т.1.

12. БабанскийЮ.К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987. 78 с.

13. И.Барг М.А. Цивилизационный подход к истории // Свободная мысль.1991. №3.0.27-35.

14. Батаршёв A.B. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999,174 с.

15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.М., 1971. 320 с.

16. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993. 382 с.

17. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1991. 480 с.

18. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994.541 с.

19. Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. 383 с.

20. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М., 1990. 413 с.

21. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации: Теория и практика в эпоху информации. СПб., 2000. 380 с.

22. Богатырёва E.H. Феномен информации в контексте научного познания: философский анализ. Автореф. дне. на соиск. учён. степ. канд. филос. наук / Саратовский государственный университет. Саратов. 2000.

23. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 199 с.

24. Борев В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. М., 1986. 301 с.

25. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество это народы. М., 1990. 391с.

26. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. 412 с.

27. Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Я и Ты. М., 1993. 175 с.

28. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. 216 с.

29. Булыгина Т.В. Коммуникативная функция и структура языка. М., 1984. 175 с.31 .Бурдье П. Начала. М., 1994. 288 с.

30. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 804 с.

31. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. 519 с.

32. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988. 495 с.

33. Винокур Т.Г., Гловинская М.Я., Голованова Е.И. Русский язык и его функционирование. Коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993. 221с.

34. Воронин A.A. Техника как коммуникационная стратегия // Вопросы философии. 1998. № 5.С. 96 101.

35. Воронина Т.П. Перспективы образования в информационном обществе // Философия образования. М., 1996. 240 с.38.выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. 479 с.

36. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М., 1996. 510 с.

37. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1986.699 с.

38. Гаджиев Г.С. О природе конфликтов и войн в современном мире // Вопросы философии. 1998. № 6.С.З 10.

39. Гаджикурбанов Д.М. Коммуникативные способности личности (социально-философский анализ). Автореф. дне. на соиск. учён. степ. канд. филос. наук. Уфа. 2001.

40. Гараджа В.И. Образование и трансляция культуры // Вопросы философии. 1997. №2. С. 49-51.

41. Гасилин В.Н. Принципы философского исследования человека на рубеже XXI века // Пространство цивилизаций и культур на рубеже XXI века. Саратов, 1998. Ч. 1. С. 49-54.

42. Гвишиани Н.Б. Язык научного общения. М., 1986. 279 с.

43. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2т. М., 1970. 671 с.

44. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук // Гегель Г.В.Ф. Соч. М., 1977. Т. 3. 452 с.

45. Гельвеций К.А. Об уме // Гельвеций К.А. Соч.: В 2 т. М., 1973. Т. 1. 394 с.

46. Гильдебранд Д. Метафизика коммуникации: Исследование сущности и ценности общественных отношений. СПб., 2000. 372 с.

47. Голованова В.Г. Искусство и система общения. Ташкент. 1977. 137 с.

48. Граудина Л.К., Ширяев E.H. Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.439 с.

49. Григорян Г.П. О средствах коммуникации и судьбах человечества в ноп-философии Маршалла Маклюена // Вопросы философии. 1972. №10. С. 151-155.

50. Громыко Ю.В. Деятельностный подход: новые линии исследований // Вопросы философии. 2001. № 2. С. 116-123.

51. Гудожник Г.С. Материальные основы многообразия цивилизаций // Вопросы философии. 1988. № 4. С. 43-56.

52. Гулыга A.B. Немецкая классическая философия. М.,1986. 332 с.

53. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993. 503 с.

54. Гуревич П.С. Философская антропология Мартина Бубера // Бубер М. Я иТы.М., 1993. 175 с.

55. Гуревич П.С, Фролов И.Т. Философское постижение человека // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии М., 1991. Ч. 1. 461 с.

56. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. № 3. С. 101-116.

57. Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. 310 с.

58. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. Кн. 1. 620 с.

59. Доблаев В.Л. Власть и коммуникация в организациях // Социс. 1995. № 6. С. 145-146.

60. Долженко О. Философия образования: новые идеи, ценности и цели // Современная высшая школа. 1990. № 3-4. С.207-221.

61. Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996. 80 с.

62. Жукова М. Общение и его роль в формировании личности. Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. филос. наук. Саратов. 1970.

63. Ильенков. Э.В. Философия и культура. М., 1991. 464 с.

64. Ионии Л.Г. Социология культуры. М., 1996. 280 с.

65. Каган М.С. Мир общения. М., 1990. 319 с.

66. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб, 1997. 204 с.

67. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. 328 с.

68. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 6. 544 с.

69. Кант.И. Логика. СПб., 1915. 147 с.

70. Клюканов И.Э. Динамика межкультурного общения: Системно-семиотическое исследование. Тверь. 1998. 99 с.

71. Кобзев М.С., Горбачёв H.A. Сократовский метод обучения. Саратов, 1991.89 с.

72. Ковалёв В.И. Философское содержание и методологическая философия понятия информация. Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. филос. наук. Саратов. 1970.

73. Козин Н.Г. Бегство от России: к логике исторический потрясений России в XX веке. Саратов, 1996. 124 с.

74. Колшанский Г.В. Паралингвистика. М., 1974. 81 с.

75. Комаров Э. Литман А. Мировоззрение М. Ганди. М., 1969. 201 с.

76. КоменскийЯ.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. 656 с.

77. Коммуникация в культуре. Петрозаводск, 1996. 126 с.

78. Коммуникация в современной науке. М., 1976. 438 с.

79. КОН И.С. В поисках себя. М., 1984. 335 с.

80. КОН И.С. Открытие «Я». М., 1978. 376 с.

81. Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии. 1996. № 10. С. 46-49.

82. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997. 302 с.

83. КОНТ О. Курс позитивной философии. Спб. 1991. 136 с.

84. Косичев А., Платонов Г. Духовность и проблемы воспитания // Высшее образование в России. 1998. № 1. С. 124-128.

85. Кочетков В.П. Социология межкультурных различий. Саратов, 1990. 258 с.

86. Кропоткин П.А. Этика. М., 1991. 496 с.

87. Кряжев В.Я. Высшая нервная деятельность животных в условиях общения. М., 1955.236 с.

88. Кузнецова В.В. Прогресс в судьбе человека // Человек в социокультурном мире. Саратов. 1997. Ч. 3. С. 15-20.

89. Кузнецова В.В. Человек в контексте социальных форм жизнедеятельности Саратов. 1995. 128 с.

90. Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996. 448 с.

91. Культура, культурология и образование. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1997. № 2. С. 3-56.

92. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1988. 340 с.

93. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. 382 с.

94. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.

95. Лейбниц Г.В. Монадология // Лейбниц Г.В. Соч.: В 4 т. М., 1982. Т. 1.

96. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 304 с.

97. Ленская Н.И. Язык ребёнка: (Онтогенез речевой коммуникации). М., 1997.151 с.

98. Лернер К.Б. Социальная природа языка и процесс языкового взаимодействия. Тбилиси, 1989. 112 с.

99. Летурно Ш. Эволюция торговли у различных человеческих рас. СПб., 1899. 182 с.

100. Липе Ю. История древних цивилизаций: Происхождение вещей. М., 1995. 475 с.

101. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 144 с.

102. Лихачёв Д.С. Земля родная. М., 1983. 256 с.

103. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1991. 134 с.

104. ИЗ. Личностные аспекты языкового общения. Межвуз. сб. науч. трудов. Калинин, 1989. 160 с.

105. Лотман Ю.М. и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. 560 с.

106. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Вып. 4. 120 с.

107. Лысенкова Н.В. Социальное общение как объект философско-социологического анализа. Автореф. дне. на соиск. учён. степ. канд. фи-лос. Паук. Харьков. 1976.

108. Лысикова Н.П. Философские аспекты общения // Музейная практика. Сб. науч. ст. Саратов, 1996. Вып. I. С. 12-18.

109. Любимов А. Ю. Мастерство коммуникации. М., 1999. 325 с.

110. Маргулис А.В. Проблема потребностей в историческом материализме. Белгород, 1971. 123 с.

111. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

112. МарксК. Тезисы о Фейрбахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. З.С. 1 -4.

113. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. 250 с.

114. Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1995. 464 с.

115. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. 429 с.

116. Мокин Б.И., Мокина Н.В. Личность и общество: взаимодействие духовных пространств // Личность в пространстве России. Саратов, 2000. С. 42-51.

117. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. 405 с.

118. Монтень М. Опыты. М., 1991. 656 с.

119. МоссМ. Техники тела//Человек. 1993. №2.

120. Мышление и общение: актуальное взаимодействие. Ярославль, 1988. С. 66-71.

121. Найдыш В.М. Проблема цивилизации в научной мысли Нового времени // Человек. 1998. № 2. С. 6-24.

122. Нерсесянц B.C. Продолжение истории: от социализма к цивилизации // Вопросы философии. 1993. Ш 4. С. 3-15.

123. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. М., 1998.276 с.

124. Ночевник М.Н. Человеческое общение. М., 1988. 127 с.

125. Огурцов А.Г. Наука: власть и коммуникация // Вопросы философии. 1990. №11. С. 3-18.

126. Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. М., 1978. 450 с.

127. Пац М.В. Коммуникативный универсум языка. Автореф. дне. на со-иск. учён. степ. канд. филос. наук. Саранск, 2000.

128. Печёнкин В.В. Информационные технологии в социальной структуре общества. Саратов, 2001.

129. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. 312 с.

130. Писарев Д.И. Исторические идеи Опоста Конта // Писарев Д.И. Исторические эскизы. Избр. статьи. М., 1989. 608 с.

131. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М., 1976. 614 с.

132. Потылико Г.П. Этико-психологические основы общения. М., 1983. 64 с.

133. Преемственность поколений //Человек. 1996. № 5. С. 38-54.

134. Пригожий A.A. Проблемы синергии в организациях культур в русско-американских совместных предприятиях // Менеджмент. 1995. № 2, С. 60-79.

135. Прилюк Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме. Ав-тореф. дне. на соиск. учён. степ. канд. филос. наук. Киев, 1985.

136. Пропп В.Я. Структурное и историческое изучение волшебной сказки. Семиотика. М., 1983. 585 с.

137. Рассел Б. Мудрость Запада. М., 1998. 479 с.

138. Рерих Н.К. Живая этика. М., 1991. 345 с.

139. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. 365 с.

140. Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1958. 413 с.

141. Ситарам К, Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. № 2. С. 51-65. № з. С 60-69.

142. Смоленцев Ю.М. Гуманизм как принцип культуры // Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993. 191 с.

143. Соковнин В.М. Проблемы нормативного общения // Философские науки. 1975. №2. С. 49-57.

144. Соковнин В.М. Человеческое общение и идеология // Идеология и общественная психология. Фрунзе. 1968. 118 с.

145. Соловьёв B.C. Чтения о богочеловечестве // Соловьёв B.C. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. 686 с.

146. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 543 с.

147. Соссюр Фердинанд де. Заметки по общей лингвистике. М., 1990. 274 с.

148. Стёпин B.C. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. М., 2000. 743 с.

149. Стёпин B.C., Толстых В.И. Демократия и судьбы цивилизации // Вопросы философии. 1993. № 10. С. 3-18.

150. Стризое А.Я. Политика и общество; коммуникативная концепция политической социализации. Автореф. дне. на соиск. учён. степ. канд. филос. наук. 1999.

151. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1979. 335 с.

152. Тайлор Э. Первобытная культура. Л., 1980. 480 с.

153. Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990.135 с.

154. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. 239 с.

155. Титаренко А.И. Нравственные основы общения. М., 1979. 64 с.

156. Тих H.A. Предыстория общества. Л., 1970. 311 с.

157. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории, М., 1996. 533 с.

158. Толстых В.И. Сократ и мы. М., 1981. 383 с.

159. ТоффлерО.Футурошок.М., 1973.218 с.

160. Трескова СИ. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1989.151 с.

161. Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1965. 191с.

162. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960. 155 с,

163. Устьянцев В.Б. Жизненное пространство России: на перепутье цивилизаций // Жизненное пространство России. Саратов, 1999. С. 3-12.

164. Устьянцев В.Б. Проблема становления социального. Саратов. 1987. 172 с.

165. Устьянцев В.Б. Пространство информационного общества II Информационная цивилизация: пространство, культура, человек. Саратов, 2000. С. 3-10.

166. Устьянцев В.Б. Пространство личности: опыт философско-социо-логического исследования // Личность в пространстве России. Саратов, 2000. С. 5-17.

167. Фаст Дж. Язык тела. М., 1995. 432 с.

168. Фейербах Л. Основы философии будущего. М., 1937. 150 с.

169. Феномен человека. Антология. М., 1993. 347 с.

170. Философско-методологические проблемы теории общения. Фрунзе, 1982. 108 с.

171. Фомина. З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов, 1997. 190 с.

172. Фуко М. Слова и вещи. М., 1977.488 с.

173. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. (Московские лекции и интервью). М., 1995. 175 с.

174. Хабермас Ю. О субъекте истории, краткие замечания по поводу ложных альтернатив// Философия истории. М., 1995. 351 с.

175. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. 445 с.

176. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге. М., 1991.192 с.

177. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М., 1984. 334 с.

178. Шацкий С.Г. Избранные педагогические произведения. М., 1980. 412 с.

179. Шелер М. Положение человека в космосе. Проблема человека в западной философии. М., 1988. 344 с.

180. Шелер М. Формы знания и образование // Человек. 1992. № 4-5. С. 85-96.

181. Шеллинг Ф.В.И. Об отнощении реального и идеального в природе // Шеллинг Ф.В.И. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. 636 с.

182. Шендельс Е.И. Язык как коммуникативная деятельность человека. М., 1987.169 с.

183. Шефтсбери А.Э.К. Эстетические опыты. М., 1975. 543 с.

184. Шеховцев А.Ю. Информационное пространство человека в координатах межцивилизационной парадигмы // Информационная цивилизация: пространство, культура, человек. Саратов, 2000. С. 25-32.

185. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993. Т. 1.663 с.

186. Шукуров Э.Д. Биологические предпосылки возникновения и развития общения // Философские проблемы психологии общения. Фрунзе, 1976. 108 с.

187. Шукуров Э.Д. Диалектика общения // Философско-методологические проблемы общения. Фрунзе, 1982. 180 с.

188. Шуриков А.В. Опыт онтологического обоснования диалога в ситуации мультипарадигмальности. Автореф. дне. на соиск. учён. степ. канд. филос. наук. Саратов, 1997.

189. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973. 32 с.

190. Ярская В.Н. Концепция развития человеческих ресурсов: социальное образование и социальный сервис // Социальные проблемы развития человеческих ресурсов. Саратов, 1997. С. 18-32.

191. Ярская В.Н. Постклассическое образовательное пространство // Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. Саратов, 1999. С. 5-14

192. Яснерс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. 286 с.

193. Argyle М. Bodily communication.2"'' ed. London; New York; Methuen, 1988. 363 p.

194. Interesse und Gesellschaft. Mmich, 1977.

195. Mennel St.Norbert Elias Civilization and the Human Selfimage. Oxford-New-York, 1989.

196. Michel Foucauh. The Birth ofthe Clinic. New York, 1994. P. 215.

197. Ivancevich John M., Matteson Michael T. Organizational Behavior and Management. Richard P. IRWIN, INC., 1990.

198. Social Psychology in Everyday Life / Edited by Paul G. Swingle. Dine Publishing Company, 1973. 333 p.

199. Taylor R. Action and purpuse. N. Y., 1973.

200. The Profession of IT. The IT Schools Movement. Peter J. Denning // Communications Of The A CM 2001, № 8. P. 19-23.

201. Understanding Psychology // Fourth Edition. Project Editor: Lauren Fe-dorko Random House. New York, 1986.

202. Theorie des kommunikativen handelus. bde 1 -2. Frankfurt main, 1981.

203. Elliott M. Killing OfeKipling // News Week, № 24. 1997. P. 10-15.