автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философские взгляды Д. С. Мережковского

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Анненкова, Наталья Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Нижневартовск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философские взгляды Д. С. Мережковского'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Анненкова, Наталья Васильевна

Введение.

Глава 1. Богоискательство Д.С. Мережковского: истоки и влияние

§ 1. Становление Д.С. Мережковского как философа

§ 2. Влияние идей B.C. Соловьева и Ф.М. Достоевского на богоискательство Д.С. Мережковского.

§ 3. Д.С. Мережковский и Ф. Ницше: проблемы влияния и его преодоления.

Глава 2. Богоискательство Д.С. Мережковского: содержание и эволюция.

§ 1. Онтология и гносеология Д.С. Мережковского в аспекте богоискательства.

§ 2. Проблема человека.

§ 3. Историософия Д.С. Мережковского.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Анненкова, Наталья Васильевна

Актуальность исследования.

Дмитрий Сергеевич Мережковский - одна из самых сложных и неоднозначных фигур в истории русской философии. Его художественное творчество и философские идеи еще у современников вызывали прямо противоположные оценки. В советское время на родине философа, в силу абсолютного неприятия им большевизма, его имя на долгие десятилетия исчезло из научных публикаций, В настоящее время обращение к философскому творчеству Д.С. Мережковского актуализировано необходимостью восстановить его философское наследие в ряду философских тем и проблем истории русской философии.

Д.С. Мережковский был знаковой фигурой русской культуры серебряного века с ее ощущением кризиса духовности, борьбой с позитивизмом, поисками новых мировоззренческих парадигм и художественных воплощений. Именно Д.С. Мережковский определил многие стороны культурной парадигмы серебряного века. И без выяснения места теоретического и художественного творчества философа в культуре серебряного века ее картина будет неполной.

Еще одна сторона актуальности изучения философии Д.С. Мережковского состоит в том, что он явился одним из главных и без сомнения оригинальным теоретиком богоискательства, которое и определило духовно-религиозный ренессанс, обозначивший для русской философии иные горизонты, новые исследовательские проблемы и подходы в их решении. Исследование самого феномена богоискательства и места в нем Д.С. Мережковского должно занять свое место в истории русской философии рубежа XIX - XX веков.

Одна из особенностей мировоззренческой позиции Д.С. Мережковского состояла в том, что он, как идеолог культурного, духовного и религиозного возрождения вполне осознанно противопоставил свое творчество масскультуре и унифицирующим идеям атеизма. Поэтому его идеи, многие духовные интуиции и социокультурные прогнозы могут быть осмысленны современной потребностью духовного возрождения и тем самым актуализированы.

Степень разработанности проблемы сама представляет собой проблему, поскольку разноголосица в оценке философии и художественного творчества Д.С. Мережковского, большинства его произведений общепризнана и сама требует изучения. Содержательных монографий, посвященных Д.С. Мережковскому, его философии и богоискательству, нет. Исключением можно считать две небольших дореволюционных книги Е. Лунберга "Мережковский и его новое христианство" (1914) и JI. Щегловой "Д. Мережковский" (1910). Статей же и заметок в дореволюционные годы, большей частью полемических, было много. Лучшими из них, на мой взгляд, являются работы современников -русских философов, близко знавших Д.С. Мережковского - В.В. Розанова, H.A. Бердяева и Л.И. Шестова.

Говоря об изучении творчества Д.С. Мережковского, можно отметить несколько, отличающихся друг от друга, этапов: первый -дореволюционный. В этот период все крупные публикации Д.С. Мережковского - литературного, критического и публицистического характера подвергались критическим разборам. В статьях А. Блока, Н.К. Михайловского, В.В. Розанова, Л. Троцкого и других сделана попытка обозначить мировоззренческие интересы Д.С. Мережковского, актуальность для русской мысли проблем, затронутых философом, их принятие или неприятие в обществе. Анализ этих первых работ о Мережковском дает основание утверждать, что в большинстве из них подчеркивается новаторский характер позиций философа, его стремление определиться в тенденциях и направлениях развития русской мысли. Это вылилось у Д.С. Мережковского в формулировке идей "нового религиозного сознания", в определенных действиях по созданию Церкви Третьего Завета, в идеях преображенного пола, в образах Грядущего Хама и т.п. Эту сторону его творчества отметили прежде всего те, кто сам трудился в парадигмах "нового религиозного сознания" - H.A. Бердяев, В.В. Розанов, C.JL Франк и даже богослов М.М. Тареев.

Еще один срез творчества Д.С. Мережковского в области русской общественной мысли - его размышления о революции, интеллигенции, свободе, реалиях социальных изменений в пред- и пореволюционный период. Здесь его критиками были марксисты, например Г.В. Плеханов. Были и те, кто многие взгляды философа на эти проблемы разделял.

Наконец, анализу и чаще всего критике подвергалась еще одна сторона мировоззрения Д.С. Мережковского - его символизм. О Мережковском - символисте писали в основном русские критики - М. Неведомский, Н.К. Михайловский, Эллис (Кобыленский), В. Кранихвельд и другие. В большинстве работ символизм Д.С. Мережковского оценивается негативно, как декадентский. Всестороннего анализа этой стороны его творчества в этот период дано не было.

После бегства Д.С. Мережковского из Петербурга в России интерес к его творчеству исчезает. Имя Мережковского - "контрреволюционера" стало запрещенным, а его произведения попали в спецхраны. Д.С. Мережковский упоминается лишь литературоведами, да и то в отрицательных тонах.

Первая статья, знаменующая возвращение интереса к творчеству Д.С. Мережковского, появилась в 1986 г. - это статья С.Г. Поварцова "Траектория падения (О литературно-эстетических концепциях Д. Мережковского)"// Вопросы литературы. 1986. № 11. С этого момента постоянно растет число работ философа, не только его романов, но и публицистики, появляются работы о нем, но в основном комментаторского и литературоведческих планов. А с середины 90-х возрождается интерес к Мережковскому - философу, одному из идеологов "нового религиозного сознания", участнику религиозно-философских собраний, философу, чье имя определяло тенденции развития философской мысли в начале XX в. Историки отечественной философии анализ его теоретического наследия вели достаточно широко, исследуя взаимодействие его идей с философией В. Соловьева, Ф. Достоевского, Ф. Ницше, В. Розанова. Обобщающей публикацией о Мережковском - философе, одной из первых можно считать главу "Мистический "революционер" Д. Мережковский" в книге В.А. Кувакина "Религиозная философия в России" (М., 1980), написанную в абсолютно критическом ключе. А единственной на данный момент -монографию о Мережковском - философе - С.П. Бельчевичена "Проблема взаимосвязи культуры и религии в философии Д.С. Мережковского" (Тверь, 1999), написанную на основе его кандидатской диссертации. Что же касается кандидатских диссертаций, посвященных Мережковскому -философу, то помимо диссертации С.П. Бельчевичена, имеется еще одна историко-философская диссертация: Белая С.Н. "Идея человека в философии Д.С. Мережковского" (Краснодар, 2000).

Особое место в публикациях о Мережковском - философе принадлежит статьям в последних словарях, посвященных русской философии. В статьях О.Д. Волкогоновой ("Философия России Х1Х-ХХ столетий"), Дж. П. Скенлена ("Русская философия: Словарь"), А. Николюкина ("Русская философия: Малый энциклопедический словарь ), И.В. Кузнецовой ("Сто русских философов: Биографический словарь") даны обобщающие оценки философских идей Д.С. Мережковского и его места в истории русской философии. Лучшей из них является, на мой взгляд, статья Дж. Скенлена.

О Мережковском - философе есть соответствующие главы в работах историков русской философии - эмигрантов В.В. Зеньковского, Н.О.

Лосского, С.А. Левицкого, переведенных и изданных в России. В немногих современных "Историях русской философии" специальных глав, посвященных Мережковскому - философу, нет.

За рубежом интерес к творчеству и мировоззрению Д.С. Мережковского не прекращался с дореволюционных времен. Наибольший интерес для темы диссертации представляют работы Bedford, Pachmuss, Scaulan.

Анализ исследовательской литературы о Мережковском - философе, проблемном поле его философских воззрений дает право утверждать, что тема мировоззренческих оснований богоискательских идей Д.С. Мережковского далеко не исчерпана и продолжает быть актуальной как исследовательская проблема.

Цель и задачи исследования.

Целью диссертации является анализ философских взглядов Д.С. Мережковского в аспекте становления и воплощения в его творчестве идей богоискательства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие теоретические задачи:

1. Воссоздать интеллектуальную биографию Д.С. Мережковского, делая акцент на формировании его философских идей.

2. Определить основные историко-философские источники, повлиявшие на формирование богоискательства Д.С. Мережковского, обратив особое внимание на влияние на него идей B.C. Соловьева, Ф.М. Достоевского, Ф. Ницше.

3. Раскрыть онтологические и гносеологические идеи Д.С. Мережковского в аспекте богоискательства.

4. Обосновать оригинальность решения Д.С. Мережковским проблемы человека.

5. Проследить отражение идей богоискательства в историософии Д.С.

Мережковского.

Методологическая, теоретическая и текстологическая основа диссертации.

Диссертация является историко-философским исследованием, базирующимся на текстах работ Д.С. Мережковского, исторических свидетельствах о его жизни и творчестве.

В исследовании применены основные принципы и методы историко-философского анализа. Это социокультурный метод, позволяющий представить формирование и содержание философских взглядов Д.С. Мережковского в историческом и культурном контексте эпохи. Историко-философские, диалектические принципы единства исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному дают возможность проследить этапы становления богоискательства Д.С. Мережковского, влияние на эту основополагающую сторону его творчества философских идей предшественников и современников. А принципы объективности, конкретности и полноты исследования, примененные в диссертации отвечают за ее научный потенциал и содержательную наполненность.

Поскольку источниками исследования философских взглядов Д.С. Мережковского являются также его художественные и литературоведческие произведения, мы обращались в диссертации и к средствам литературоведческого анализа.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются работы отечественных историков философии (В.Ф. Асмуса, Б.В. Емельянова, З.А. Каменского, К.Н. Любутина, В.А. Малинина, А.И. Новикова и др.), посвященные проблемам теории истории философии, ее источниковедению и историографии, а также труды тех историков русской философии (П.П. Гайденко, P.A. Гальцевой,

Б.В. Емельянова, А.А. Ермичева, А.Ф. Лосева, С.С. Хорушего, Л.Е. Шапошникова и др. ), которые предложили ряд интересных выводов в оценке русской философии конца XIX - начала XX в.в.

В качестве историко-философских источников в диссертации использованы труды Д.С. Мережковского, его предшественников, оказавших влияние на формирование взглядов философа. Использованы также биографические труды, воспоминания, письма, раскрывающие этапы и особенности философской эволюции Д.С. Мережковского. Научная новизна заключается в том, что :

1] В работе предлагается комплексное исследование богоискательских идей Д.С. Мережковского.

2] Впервые достаточно полно представлено становление и эволюция философских взглядов Д.С. Мережковского, его интеллектуальная биография.

3] Дана аргументированная оценка влияния на становление Д.С. Мережковского-философа идей Ф.М. Достоевского и философии всеединства B.C. Соловьева, а также немецкого философа Ф. Ницше.

4] Раскрыта многогранность концепции богоискательства Д.С. Мережковского в его онтологических, гносеологических представлениях, в решении комплекса антропологических проблем, в историософской конструкции религии Третьего Завета.

5] На примере отношения современников к философским идеям Д.С. Мережковского показана непростая, противоречивая судьба идей богоискательства в русской мысли рубежа XIX-XX в.в.

Объектом исследования являются критические и публицистические произведения Д.С. Мережковского, а также его художественные произведения, письма, дневниковые записи, появившиеся в период с 1880 г. до начала 20-х годов XX в., в которых представлены его богоискательские идеи.

Предмет исследования - богоискательство русской общественной мысли и место в нем Д.С. Мережковского, эволюция его богоискательских идей, их философское осмысление и воплощение в его произведениях.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее материалов для дальнейшей работы по изучению различных сторон и традиций русской религиозной философии серебряного века в связи с ее богоискательскими тенденциями. Кроме того они могут быть использованы при разработке общих курсов по истории русской философии и культуры, по религиоведению, а также в ряде спецкурсов и спецсеминаров.

Апробация результатов исследования.

Материалы диссертации использовались в лекционных курсах и семинарах, проводимых со студентами Нижневартовского государственного педагогического института.

Основные положения диссертации излагались автором в 1999 - 2001 годах в виде докладов на региональных, всероссийских и международных конференциях в городах Гродно (Белоруссия), Рязань, Екатеринбург, Нижневартовск, Сургут. Главные идеи, выводы, наблюдения были отражены в научных публикациях - 13 статьях и тезисах.

Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры истории философии философского факультета Уральского государственного университета в мае 2001 г. Диссертация обсуждалась на кафедре философии Нижневартовского государственного педагогического института 2 октября 2001 г. и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация объемом 134 страницы имеет следующую структуру: введение, две главы (6 параграфов), заключение, библиография.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философские взгляды Д. С. Мережковского"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская философия рубежа XIX - XX веков - один из ключевых моментов ее истории, имеющий ряд особенностей, центральный из которых - ее богоискательство. У его истоков наряду с В.В. Розановым стоял Дмитрий Сергеевич Мережковский, не только выдвинувший его необходимость для русской мысли, но и предложивший оригинальную философско-теоретическую разработку связанных с ним проблем. Исследование философской позиции Д.С. Мережковского в аспекте его богоискательства дало ряд результатов, которые, обладая достоинствами новизны, выносятся на защиту.

1. Интеллектуальная биография Д.С Мережковского, рассмотрение эволюции его мировоззрения является важным компонентом изучения теоретического наследия философа. Становление Д.С. Мережковского как философа проходило ряд этапов, каждый из которых характеризуется растущим интересом к богоискательству, что подкрепляется анализом тематики проблем и содержанием его работ. В первый, начальный период творчества (18851893) Д.С. Мережковский находится под влиянием позитивизма и идеологии народничества, стремясь определиться с основами собственных взглядов на философские и социальные проблемы. Во второй период (1893-1905) он разрабатывает мировоззренческие основы символизма, являясь одним из его идеологов. Кроме того Д.С. Мережковский преступает к теоретическому обоснованию несостоятельности "исторического христианства" и выработке основных идей неохристианской доктрины богоискательства. В третий период (1905-1920) Д.С. Мережковский в основном заканчивает эволюцию своих богоискательских идей, обращая особое внимание на антропологические и историософские проблемы. В эмигрантский

116 период работа в русле "нового религиозного сознания" у Д.С. Мережковского продолжается в аспекте уточнения ранее высказанных идей.

2. Мировоззрение Д.С. Мережковского является продолжением традиций русского философского идеализма. Импульс к построению собственных богоискательских взглядов не проблему человека и его экзистенцианальных характеристик, на проблему бога, богочеловечества и богопознания он получил в философии всеединства B.C. Соловьева и в творчестве Ф.М. Достоевского. Их работы он анализировал, использовал в качестве аргументов в своих философских обобщениях. Эволюция собственного мировоззрения Д.С. Мережковского, его богоискательских идей повлияла на его отношение к философии B.C. Соловьева и Ф.М. Достоевского. Некоторые положения их философии он не принимал, полемизируя с ними. Наибольшее расхождение, особенно на третьем этапе эволюции Д.С. Мережковского, намечается по историософии.

3. Д.С. Мережковский является одним из самых известных отечественных ницшеанцев. Его отношение к философии Ницше претерпело определенную эволюцию от безоговорочного принятия и пропаганды его идей до критики и даже отрицания многих положений ницшеанской философии. При этом несомненным остается главное - в философии Ницше Мережковский нашел и использовал базисные начала своей критики "исторического христианства", отношение к язычеству и христианству как к движущим силам истории, этическую сторону антропологических идей богоискательства.

4. Философским основанием мировоззрения Д.С. Мережковского является его особое представление о мире, его основаниях и его познании. В основе этих представлений - отказ от традиционного религиозно-философского противостояния "земли и неба", "духа и

117 плоти", как начал мировоззрения. Противоречия во взглядах на мир и человека философ предлагает снять в религии Третьего Завета.

Гносеология Д.С. Мережковского опирается на символ, поскольку он считал, что "все преходящие есть символы . все религии, вся поэзия, все искусство кажется нам только символом". Кроме того он, исследуя возможности эмпирического и рационального познания и однозначно не удовлетворяясь ими, считает необходимым дополнить их интуитивно-мистическим проникновением в суть исследуемых явлений. Еще одной особенностью мировоззрения философа является рассмотрение онтологических и гносеологических проблем как противоречивых, требующих диалектического разрешения.

5. В своих произведениях Д.С. Мережковский утверждает всемирность глубинных духовных основ в существовании человека, движущегося в своем развитии к спасительному и неизбежному объединению людей в богочеловечество. Это объединение - высшее проявление любви и свободы, оно одухотворяет существование человека, спасает его от одиночества. Достижение богочеловеческого состояния людей возможно лишь через обновленное христианство в виде религии третьего Завета, через возрождение истины Христа в человеческих душах.

Наиболее интересным в антропологических взглядах Д.С. Мережковского является его концепция реабилитации плоти, утверждение ее святости (концепция "святой плоти"), проблема свободы и бессмертия человека.

6. Оригинальность историософской концепции Д.С. Мережковского в понимании культурно-исторического процесса как борьбы двух начал - христианства и язычества, в утверждении трех стадий религиозного развития человечества - трех Царств,

118 соответствующих трем лицам Троицы и трем Заветам (Первый Завет -религия Бога в мире, Второй Завет - религия Бога в человеке-Богочеловека, Третий Завет- религия Бога в человечестве -Богочеловечество), в понимании мирового процесса в единстве трех составляющих - государства, церкви и личности. Применительно к России Д.С. Мережковский утверждает особые властные отношения государства по отношению к церкви, считая необходимым их преодолеть в "религиозной общественности". По его мнению Россию спасет "Дух-Мать" - главная действующая сила созданной им религии Третьего Завета.

 

Список научной литературыАнненкова, Наталья Васильевна, диссертация по теме "История философии"

1. Л. Толстой и Достоевский; Вечные спутники. - М.: Республика, 1995.624 с.

2. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. — М.: Сов. писатель, 1991.- 496 с.

3. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. М.: Книжная палата, 1991. -352 с.

4. Больная Россия: Избранное. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 272 с.

5. Будет радость. Пг.: Огни, 1916.- 135 с.

6. Вечные спутники: Роман. Стихотворения. Литературные портреты. Дневник. М.: Школа-пресс, 1996. - 736 с.

7. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. Л.: Искусство, 1991. -416 с.

8. Полное собрание сочинений: В 17 т. Пб.; М.: М.О. Вольф, 1911-1913.

9. Полное собрание сочинений: В 24 т. М.: И.Д. Сытин, 1914. Ю.Было и будет: Дневник 1910-1914 г.г. - Пг.: И.Д. Сытин, 1915. - 363 с. 11 .Атлантида - Европа. Тайна Запада. - М.: Русская книга, 1992. - 411 с.

10. Собрание сочинений: Иисус Неизвестный. М.: Республика, 1996. - 687 с.

11. Собрание сочинений: Лица святых от Иисуса к нам. М.: Республика, 1997.-366 с.

12. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Правда, 1990. 15.Эстетика и критика: В 2т. М.: Искусство, 1994.

13. Тайна трех. М.: Республика, 1999. 608 с.

14. Христос и Антихрист: Трилогия. М.: Книга, 1989. Т. 1. - 415 с.

15. Переписка З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковского, Д.В. Философова с

16. B.JI. Брюсовым // Российский литературоведческий журнал. 1994. №5-6.1. C. 276-322.

17. Письма Д.С. Мережковского к В.В. Розанову (1899-1908) // Российский литературоведческий журнал. 1994. №5-6. С.234-251.

18. Письма Д.С. Мережковского к П.П. Перцову // Русская литература. 1991. №2. С. 156-180; №3. С. 133-151.

19. Литература на русском языке

20. Аганесов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996). М., 1998.

21. Адрианов С.А. Г-н Мережковский о Л. Толстом и Ф. Достоевском // Вестник и библиотека самообразования.-1904. №11. С. 440-446.

22. Айхенвальд Ю. Без подписи. Д. Мережковский. Больная Россия. СПб., 1910 //Русское богатство. 1910. №3. С. 147-150.

23. Алданов М.А. Д. С. Мережковский // Литературное обозрение. 1994. №7/8. С. 66-68.

24. Амфитеатров.А. Русский литератор и римский император // Амфитеатров А. Литературный альбом. СПб., 1907. С. 150-187.

25. Андрущенко Е. Письмо в бутылке. Драмы "Павел I" и "Будет радость" в творческом мире Д.С. Мережковского // Вопросы литературы. 2000. №5-6. С.211-235.

26. Анненкова H.B. Философская эволюция Д. С. Мережковского // Философия и педагогика (Вторые Соколовские чтения): Материалы региональной научно-практической конференции. Нижневартовск, 1999. С. 190-192.

27. Анненкова Н.В. A.C. Пушкин в художественном сознании Д.С. Мережковского // Философия и поэзия: Материалы 2-й Всероссийской конференции. Рязань, 2000. С.55-57.

28. Анненкова Н.В. Религиозные взгляды Д.С. Мережковского // Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе: Материалы международной научной конференции. Гродно, 2000. С. 405407.

29. Анненкова Н.В. Значение наследия B.C. Соловьева в формировании религиозно-философских взглядов Д.С. Мережковского // B.C. Соловьев: жизнь, учение, традиции: Материалы I Всероссийской научной заочной конференции. Екатеринбург, 2000. С. 10-12.

30. Анненкова Н.В. К проблеме творческих взаимоотношений A.A. Блока и Д.С. Мережковского // Современный урок. Содержание, программы, методика: Вторые методические (Блоковские) чтения: Тезисы докладов и сообщений. Нижневартовск, 2000. С. 45-48.122

31. Анненкова H.B. Д.С. Мережковский о Ф. Ницше // Ф. Ницше и русская философия: Материалы II Всероссийской научной заочной конференции. Екатеринбург, 2000. С.6-8.

32. Анненкова Н.В. Д.С. Мережковский // Русская философия XX века: национальные особенности, течения и школы, политические судьбы: Материалы III Всероссийской научной заочной конференции. Екатеринбург, 2000. С. 3-8.

33. Анненкова Н.В. Д.С.Мережковский в русской критической мысли // Вопросы философии, культурологии и истории: Сборник научных трудов. Нижневартовск, 2000. С. 48-52.

34. Анненкова Н.В. Религиозно-символическая концепция будущего в творчестве Д.С.Мережковского // Философия и образование (Третьи Соколовские чтения): Материалы региональной научно-практической конференции. Нижневартовск, 2000. С. 77.

35. Анненкова Н.В. Д.С. Мережковский символист в контексте философии "Серебряного века" // Литература как форма существования русской философии: Материалы научной конференции. Екатеринбург, 2001. С.8-10.

36. Аскольдов С.А. Религиозно-этическое значение Достоевского // Ф.М. Достоевский: Статьи и материалы. СПб., 1922. Сб. 1. С. 1-22.

37. Амусов Эстетика русского символизма // Амусов В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики.- М., 1968. С. 531-609.

38. Бавин С.П., Семибратова И.В. Дмитрий Мережковский // Бавин С.П., Семибратова И.В. Судьбы поэтов Серебряного века.- 1993. С. 307-314.

39. Базаров В. "Богоискательство" и богостроительство" // Вершины. СПб., 1909. Кн.1 С. 331-363.

40. Базаров В. Христиане Третьего Завета и строители Башни Вавилонской // Базаров В. На два фронта. СПб., 1910. С.167-211.

41. Барковская Н.В. Трилогия Д. Мережковского "Христос и Антихрист": предсимволистские романы-притчи // Барковская Н.В. Поэтика символистского романа. Екатеринбург, 1996. С. 8-66.

42. Басинский П. Хам уходящий: "Грядущий Хам" Д.С. Мережковского в свете нашего опыта // Новый мир. 1996. №11. С. 212-228.

43. Бахтин Н.М. Мережковский и история. // Бахтинология: исследования, переводы, публикации. СПб., 1994. С. 315-316.

44. Белоусова Е.Г. "Генерализирующая поэтика" Д. Мережковского (Трилогия "Христос и Антихрист") / Автореф. канд. дис. канд. филологический наук. Екатеринбург, 1998. 21 с.

45. Белый А. Арабески. М.: Мусагет, 1911. 436 с.

46. Белый А. Между двух революций. М., 1990.

47. Белый А. Символизм как миропонимание. 1994. - 528 с.

48. Белый А. Д. Мережковский. Гоголь и Черт // Золотое руно. 1906. №4. С. 100-101.

49. Белый А. Не мир, но меч. //Весы. 1908.№6. С. 54-56.

50. Бельчевичен С.П. Гуманизм и христианство в литературно-философском наследии Д.С. Мережковского // Гуманизм и культура: Век XX: Сборник научных трудов. Тверь, 1993. С. 89-95.

51. Бельчевичен С.П. Проблема взаимосвязи культуры и религии в философии Д.С. Мережковского. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 1999.-130с.

52. Бельчевичен С.П. Религия и культура в философии Д.С. Мережковского // Культура и творчество: Сборник научных трудов. Тверь, 1995.-С. 106-110.

53. Бельчевичен С.П. Эволюция идеала культурно-религиозного обновления в философии Д.С. Мережковского // Горизонты культуры накануне XXI века: Сборник научных работ. Тверь, 1997. С. 151-158.

54. Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского // Бердяев H.A. О русской философии: В2т. Свердловск, 1991. Т.1. С. 26-148.

55. Бердяев H.A. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Мыслители русского зарубежья: Бердяев. Федотов.-СПб., 1992. 464 с.

56. Бердяев H.A. Мережковский о революции "Не мир, но меч".// Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции: Статьи по общественной и религиозной психологии. (1907-1909). СПб., 1910. С. 102-119.

57. Бердяев H.A. Новое христианство (Д.С. Мережковский) // H.A. Бердяев о русской философии: В 2т. Свердловск, 1991.-Т.2. С 127-148.

58. Бердяев H.A. О новом религиозном сознании // Бердяев H.A. Sub specie alternitatis:Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906). -СПб., 1907. С.338-373.

59. Бердяев H.A. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 190.-207 с.

60. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2т. М.: Искусство, 1994.

61. Берлин И. Александр I и декабристы в искажении Д. Мережковского // Журнал для всех. 1913. №4. С. 170-171.

62. Благой Л.Д. Из наблюдений над романом Алексея Толстого "ПетрГ' // Учены записки МГУ. 1946. Вып.110. Кн. 1. С. 25-40.

63. Блок А. Д. Мережковский. Вечные спутники. СПб., 1906 // Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1960-1963. Т.5. С. 635-636.73 .Блок А. Заметка о Мережковском // Литературное наследство. М. 1937. Т. 27-28. С. 356-357.

64. Блок А. Мережковский // Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1960 1963. Т.5. С. 360-366.

65. Блок А. Ответ Мережковскому // Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 19601963. Т. 5. С. 442-445.

66. Богданович А.И. Годы перелома. 1895-1906. СПб.: Мир Божий, 1908.458 с.

67. Бойчук А.Г. "Святая плоть" земного в "Кубке метелей" (К теме "Белый и Мережковский") // Литературное обозрение. 1995.- №4/5 С. 144-152.

68. Боцяновский В.Ф. Богоискатели. СПб., 1911. С. 134-151, 243-252.

69. Брюсов В. Д. Мережковский. Павел I // Весы. 1908. №6. С. 49-53.

70. Брюсов В. Мережковский как поэт // Брюсов В. Далекие и близкие: Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней. М.Д912.-С.54-64.

71. Бугров Б.С. Драматургия русского символизма. М., 1993.

72. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.- 415 с.

73. Булгаков С.Н. Тихие думы. Республика, 1996.-509

74. Быстров В. "Напрасно в людях спорят дух и плоть" (Д.С. Мережковский и "Метафизика" любви) // Новый журнал. СПб. 1996. №4. С. 116-123.

75. Васильева Е.В. Ницшеанские мотивы в романе Д.С. Мережковского "Воскресшие боги: Леонардо да Винчи" // Писатель. Творчество: (сборник трудов.-Курск, 1998. С. 20-33.

76. Векслер И.И. Тема Петра I в русской истории и художественной литературе // Векслер И.И. А.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. М, 1948. С. 314-318.

77. Волков A.A., Смирнов Л.А. Символизм // Волков A.A., Смирнов Л.А. История русской литературы: XX век: Дооктябрьский период. М., 1977. С. 261-277.

78. Волынский А. Д.С. Мережковский. Новые стихотворения // Северный вестник. 1896. №3. С. 36-43.

79. Волынский А. Литературные заметки "О причинах упадка.".// Северный вестник. 1893. №3. С.108-141.

80. Гайденко П.П. Д.С. Мережковский: апокалипсис "всесокрушающей религиозной революции"// Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001. С. 327-355.

81. Гиппиус 3. Гоголь: Зеньковский В. Н.В. Гоголь.-СПб., 1994. С. 297-304.

82. Гиппиус З.Н. Дмитрий Мережковский // Гиппиус 3. Живые лица: В 2 т. Тбилиси, 1991. Т.2. С.203-322.

83. Гиппиус 3. Стихи. Воспоминания. Документальная проза.- М.: Наше еаследие, 1991.-240 с.

84. Говоров К. Стихотворения Мережковского.// Говоров К. Современные поэты.- СПб., 1889. С. 26-42.

85. Головин К.Ф. (Орловский). Русский роман и русское общество. СПб., 1904. С.489-498.

86. Горло А. "Ни в чем не будет вам пощады"// Мережковский Д.С. Избранное: Роман, стихотворения, эссе, исследования. Кишинев, 1989. С.541-543.

87. Гофман М. Д.С. Мережковский // Книга о русских поэтах последнего десятилетия -СПб., 1909.С. 199-210.

88. Грифцов Б. Д.С. Мережковский // Грифцов Б. Три мыслителя: Розанов В., Мережковский Д., Шестов JI.-M., 1911. С. 85-142.

89. Гришин A.C. Миф об антихристе в русской истории и литературе конца XIX XX веков //Антихрист: антология. -М., 1995. С. 400-414.

90. Гущин М. "Черный монах" в борьбе за материалистическую эстетику // Гущин М. Творчество А.П. Чехова. Очерки. Харьков, 1954. С. 123-131.

91. Дворцова Н. Пришвин и Мережковский (Диалог о Граде Невидимом) // Вопросы литературы. 1993. №3. С.143-170.

92. Дворцова Н. М. Пришвин между Д. Мережковским и В. Розановым //Филологические науки. 1995. №2.С.110-119.

93. Дерье О.В. Путь к гармонии (Д.С. Мережковский) // Русская словесность. 1993. №5. С. 82-87.

94. Долина А. Мережковский // Русская литература XX века (1840-1910). -M., 1914.Т. С. 295-356.

95. Емельянов Б.В. Очерки русской философии начала XX в. Вып. 1-2. Екатеринбург, 1992-1996.

96. Ермолаев М. Загадки Мережковского // Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский; Вечные спутники. С. 561-567.

97. Жуков В.Н. Третий Завет Дмитрия Мережковского // Мережковский Д.С. Собрание сочинений: Иисус неизвестный. М., 1996. С. 676-684.

98. Зайцев Б.К. Памяти Мережковского. 100 лет. // Мережковский Д.С. Вечные спутники; Роман. Стихотворения. Литературные портреты. Дневник.-С. 701-710.

99. Иванов Вяч. Мимо жизни //Иванов Вяч. Родное и вселенское.- 1917. С. 75-84.

100. Ильин И.А. Мережковский художник // Звезда. 1991. №6. С. 196-205.

101. Ильин И.А. Творчество Мережковского // Москва. 1990. №8. С. 186-297.

102. Католик. О скале петровой. (Несколько замечаний по поводу идей Д. Мережковского) // Путь. 1925. №6. С.66-69.

103. Коган П. Мережковский // Коган П. Очерки по истории новейшей русской литературы: В Зт. М., 1911. Т.З. Вып. 5. С. 7-106.

104. Колеров М.А., Мордов К.Н. Религиозное сознание и революция: Мережковские и Савинков в 1911 году // Вопросы философии. 1994. №10. С. 138-140.

105. Колобаева Л.А. Мережковский романист // Известия РАН. Серия литературы и языка. Т.50.№5. 1991. С. 445-452.

106. Колоницкий Б. А.Ф. Керенский и Мережковские в 1917 году // Литературное обозрение. 1991. №3. С. 98-106.

107. Колпаков К. Основные даты жизни и творчества Д.С. Мережковского // Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский; Вечные спутники.- М., 1995. С. 618-622.

108. Коренева М.Ю. Мережковский и немецкая культура (Ницше и Гете. Притяжение и отталкивание) // На рубеже XIX-XX веков: Из истории международных связей русской литературы. Л., С. 44-76.

109. Коростелев O.A. Философская трилогия Д.С. Мережковского // Мережковский Д.С. Собрание сочинений: Лица святых от Иисуса к нам.-1997. С.360-365.

110. Костюков С. Мережковский / душевность: два типа творческого лица: (О Чехове и Мережковском) // Молодые исследователи Чехова.- М., 1998. С. 228-233.

111. Кричевская Ю.Р. Д.С. Мережковский и русская журналистика начала XX века/ Автореф. дисс. канд. филол. наук.- М., 1996.-26 с.

112. Кувакин В.А. Мистический "революционер" Д. Мережковский // Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. М., 1980. С.75-105.

113. Курабцев Вл. Богоискательство // Русская философия: Словарь.-М., 1995. С. 56-57

114. Курабцев Вл. Новое религиозное сознание // Русская философия: Словарь.- М., 1995. С. 331-333.

115. Лавров A.B. Мережковский // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С.278.

116. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство.- М.: Искусство, 1976. 320 с.

117. Лосский Н.О. Д.С. Мережковский // Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 391-396.

118. Луначарский A.B. Царь на сцене "Петр I" и "Петр и Алексей" . // Луначарский A.B. Театр и революция. М., 1924. С. 53-58.129

119. Лундберг Е. Мережковский и его новое христианство.- СПб., 1914. 192 с.

120. Лурье С. Религиозные искания в Русской литературе // Русская мысль. 1908. №10. С. 44-67.

121. Любимова С. трилогия "Христос и Антихрист" // Мережковский Д.С. Собрание сочинений: В 4т. М., 1990. Т.З. С. 760-764.

122. Любимова С. Трилогия "Царство Зверя" // Мережковский Д.С. Собрание сочинений: В 4т. М., 1990. Т.4. С. 657-661.

123. Ляцкий Е. Петр и Алексей // Вестник Европы. 1905. №12. С. 824-829.

124. Марголис Ю.Д. Прозрения Мережковского // Марголис Ю.Д. Книга Н.В. Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями". Основные вехи истории восприятия. СПб., 1998. С. 129-144.

125. Магомедова Д.М. О Д.С. Мережковском и его романе "Юлиан Отступник" // Мережковский Д.С. Смерть богов. Юлиан Отступник. М., 1993.С. 3-14.

126. Максимов Д. "Новый путь" // Евгеньев-Максимов В.Е., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики. Л., 1930. С. 131-254.

127. Максимов Д. "Северный вестник" и символисты // Евгеньев-Максимов

128. B.Е., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики.- Л., 1930.1. C. 88-92.

129. Мень А. Дмитрий Сергеевич Мережковский и Зинаида Николаевна Гиппиус: Лекция // Русская мысль. 1994. №4-55. 1-7 декабря. С. 17.

130. Мережковский Д.С. Мысль и слово: Статьи.- М.: Наследие, 1999.349 с.

131. Минц З.Г. Блок в полемике с Мережковским // Наследие А. Блока и актуальные проблемы поэтики. Блоковский сб. IV. Ученые записки Тартусского государственного университета. Тарту, 1981. Вып. 535. С. 116-222.

132. Минц З.Г. О трилогии Мережковского "Христос и Антихрист" // Мережковский Д.С. Христос и Антихрист: Трилогия Т.1. Смерть богов (Юлиан Отступник).-М., 1989. С. 5-26.

133. Минц З.Г. У истоков "символистского Пушкина" // Пушкинские чтения в Тарту: Тезисы докладов научной конференции. Таллин, 1987. С. 72-76.

134. Михайлов О. Венок Мережковскому // Мережковский Д.С. Собрание сочинений: В 4т. М., 1990. Т.4. С. 664-666.

135. Михайлов О. Пленник культуры (О Д.С. Мережковском и его романах) // Мережковский Д.С. Собрание сочинений: В 4т. М., 1990. Т.1. С.3-22.

136. Михайловский Н. Мережковский об отцах ии детях // Русское богатство. 1903. №1. С.95-98.

137. Михайловский Н.К. О г. Мережковском // Русское богатство. 1902. №9. С.44-69.

138. Михайловский Н.К. О Достоевском и Мережковском // Русское богатство. 1902. №10. С. 164-165.

139. Москвина И.К. Критика "буржуазности" и "духовного мещанства" у Д.С. Мережковского и H.A. Бердяева и С.Н. Булгакова // Сб. научных трудов Ленинградского государственного института культуры. Л., 1989. Т.130. С.156-165.

140. Неведомский М. В защиту художества (О наших "модернистах", "мистиках", "мифотворцах" и т.д.) // Современный мир. 1908. №3. С. 211229; №4. С. 204-243.

141. Никитина В.А. "Новое религиозное сознание" и проблема конвергенции культуры и религии // Культурология. XX век. М., 1997. №2. С. 139-146.

142. Овсянико-Куликовский Д. Д.С. Мережковский. Вечные спутники. Изд. 2-е. СПб., 1899//Жизнь. 1899. №8. С. 336-341.

143. П.П. Д. Мережковский. Символы. СПб, 1892 // Русское богатство. 1892. №11. С. 67-70.

144. Панов М. Кто же на самом деле Д. Мережковский: философ, религиозный мыслитель, идеолог символизма, писатель, политический дадаист? // Дидакт. 1998. №8. С. 58-73.

145. Панченко Д. Леонардо и его эпоха в изображении Д. Мережковского // Мережковский Д.С. Воскресшие боги. Леонардо да Винчи. М. 1990. С. 625-635.

146. Пахмус Т.А. Страницы из прошлого: переписка З.Н. Гиппиус, Д.В. Философова и близких к ним о "главном" // Памятники культуры: Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. 1997. М., 1998. С. 70-101.

147. Пильд Л. Мережковский и Тургенев // Русская литература. 1998. №1. С. 16-34.

148. Плеханов Г.В. Евангелие от декаданса // Плеханов Г.В. Литература и эстетика: В 2т. М., 1958. Т.2. С. 56-492.

149. Поварцев С. Возвращение Мережковского // Мережковский Д. Акрополь: Избранные и литературно-критические статьи. М., 1991. С. 332-350.

150. Поварцов С. "Люди разных мечтаний" (Чехов и Мережковский) // Вопросы литературы. 1988. №6. С. 153-183.

151. Поварцов С. Траектория падения (О литературно-эстетических концепциях Д.С. Мережковского) // Вопросы литературы. 1986. №11. С. 153-191.

152. Поляков А. Мережковский Д.С. // Философская энциклопедия: В 5т. М., 1964. Т. 3. С. 394-395.

153. Пономарева Г. Заметки о семантике "перепутанных цитат" в исторических романах Д.С. Мережковского // Классицизм и модернизм. Тарту, 1994. С. 102-111.

154. Пономарева Г. Источники образа "Божьей матери всех скорбящих радости" в романе Д.С. Мережковского "Петр и Алексей" // Ученые записки Тартусского университета. Тарту. 1990. Вып. 897. С. 72-80.

155. Пономарева Г. "В Европу прорубить окно" // Русская речь. 1991. №4. С. 18-19.

156. Попов В. Исторический роман Д.С. Мережковского // Мережковский Д.С. Петр и Алексей. Роман.- Краснодар, 1990. С. 426-431.

157. Пчелина О.В. Д.С. Мережковский как последователь творчества A.C. Пушкина // Сборник научных трудов кафедры философии Московского педагогического университета. М., 1991. Вып. 1. С. 31-35.

158. Розанов В.В. Мережковский против "Вех" (Последнее религиозно-философское собрание) // Вопросы литературы. 1994. №6. С. 74-81.

159. Розанов В.В. A.C. Суворин и Д.С. Мережковский (Письмо в редакцию) // Новое время. 1914. №13604. 25 января. С. 14.

160. Розанов В.В. Д.С. Мережковский. "Вечные спутники" // Новое время. 1899. № 8294. 31 марта. С.7.

161. Розанов В.В. Новая работа о Толстом и Достоевском ("Л.Толстой и Достоевский" Д. Мережковского) // Новое время. 1900. №8736. С.2.

162. Розанов В.В. Оконченная "трилогия" г. Мережковского ("Петр". СПб., 1905) // Новое время. 1905. № 10470. 28 апреля. С. 3-4.

163. Розанов В.В. Среди иноязычных (Д.С. Мережковский) // Мир искусства. 1903. № 7-8. С. 69-86.

164. Розанов Н.П. О "новом религиозном сознании": Мережковский и Бердяев // Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и общественность. М., 1999. С. 320-354.

165. Розенталь Б.Г. Стадии ницшеанства: интеллектуальная эволюция Мережковского // Историко-философский ежегодник. М., 1995. С. 191-212.

166. Рудичь В. Дмитрий Мережковский // История русской литературы. XX век. Серебряный век.- М., 1995. С. 214-224.

167. Русская литература и журналистика начала XX века: 1905-1917: Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М.: Наука, 1984. 367 с.

168. Савельев С.Н. Воспоминания о будущем // Философия и освободительное движение в России. JL, 1989. С. 205-224.

169. Савельев С.Н. Идейное банкротство богоискательства в России в начале XX века.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. С. 41-69.

170. Саруханян И. По поводу заметки Л. Минухина "Когда же скончался Д.С. Мережковский?" // Русская мысль. 1998. № 4919. С. 13.

171. Северак Ж.Б. Религиозно-нравственные идеи в произведениях Д.С. Мережковского // Вестник знания. 1907. №10-11. С. 107-120.

172. Скенлен Дж. П. Мережковский // Русская философия: Словарь.- М., 1995. С. 294-296.

173. Смирнова Л.А. Единство духовных устремлений в литературе серебряного века // Российский литературоведческий журнал. 1994. №5-6. С.3-16.

174. Смирнова Л.А. Д.С. Мережковский // Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX начала XX в. - М., 1993. С. 237-239.

175. Собеников A.C. А.П. Чехов и Д.С. Мережковский: К проблеме религиозного символа // Чеховские чтения в Ялте: Взгляд из 1980-х. М., 1990. С. 87-96.

176. Соболев А.Л. Мережковские в Париже (1906-1908) // Лица. СПб., 1992. №1. С. 319-371.

177. Созина Е.К. Гностическая традиция в романной трилогии Д.С. Мережковского "Христос и Антихрист" (1896-1905) // Творчество писателя и литературный процесс: Слово в художественной литературе. Иваново, 1994. С. 86-94.

178. Соколов А.Г. Д.С. Мережковский // Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX начала XX в. - М., 1988. С. 146-149.

179. Солнцева Н.М. Третий Завет Дмитрия Мережковского // Мережковский Д.С. Вечные спутники. Роман. Стихотворения. Литературные портреты. Дневник. М., 1996. С. 5-40.

180. Соловьев В.С. Русская идея // Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. СПб., 1991. С. 311-339.

181. Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т.2. С. 493-547.

182. Соловьева Т. Здесь начинался Мережковский //Санкт-Петербургская панорама. 19933. №3. С. 17-18.

183. Сологуб Ф. О грядущем хаме Д. Мережковского // Золотое руно. 1901 №4. С. 102-105.

184. Стебняк В.В. Провидческий дар русской художественной литературы конца-начала веков (Д.С. Мережковский, М.А. Врубель).- Омск: Изд-во Омского гос. пед. ин-та, 1998.-116 с.

185. Степун Ф. Мысли о России // Новый мир. 1991. №6. С. 204-236.

186. Стецун Ф. Россия накануне 1914 года // Вопросы философии. 1992. №9.С.104-107.

187. Струве Г. Мережковский // Русская литература в изгнании: Краткий библиографический словарь русского зарубежья. Париж; М., 1996. С. 6974.

188. Струве П.Б. Спор с Д.С. Мережковским // Струве П.Б. Patriótica: Политика. Культура. Религия. Социализм.- М., 19977. С. 770-80.

189. Терещенков С. Проповедник конца: Г-н Мережковский о Л.Толстом и Ф. Достоевском // Русская мысль. 1903. №3. С. 55-70.

190. Тиме Г.А. Две "Атлантиды": (Г.Гауптман и Д. Мережковский: непреднамеренный диалог) // Русская литература. 1999. №1. С.111-134.

191. Троцкий Л. Мережковский // Кодры. 1990. № 12. С. 163-169.135

192. Трубецкой E.H. О христианском отношении к современным событиям. Речь, сказанная на заседании Религиозно-философского общества 15 апреля 1917 года // Новый мир. 1990. №7. С. 222-232.

193. Фельзен Ю. У Мережковских по воскресеньям // Даугава. 1989. №9. С. 100-104.

194. Франк C.J1. О так называемом "новом религиозном сознании" // Франк С.Л. Философия и жизнь.- СПб., 1910. С. 338-346.

195. Фридлендер Г.М. Д.С. Мережковский и Генрик Ибсен: (У истоков религиозно-философских идей Мережковского) // Русская литература. 1992. №1. С. 43-57.

196. Фридлендер Г.М. Д.С. Мережковский и Достоевский // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1992. Т. 10. С. 3-20.

197. Фризман Л.Г. Пушкин в концепции Мережковского / Известия АН СССР. Серия литературы и языка.- М., 1991. Т. 50. №5. С. 454-458.

198. Ходасевич В. О Мережковском // Ходасевич В. Колеблемый треножник: Избранное.- М., 1991. С. 536-539.

199. Храповицкая Т.Н. Три Юлиана // Филологические науки. 1996. №5.С. 15-24.

200. Чепкасов A.B. Неомифологизм в романной трилогии Д.С. Мережковского "Христос и Антихрист" // Серебряный век: философско-эстетические и художественные искания: Межвузовский сборник научных трудов. Кемерово, 1996. С. 40-45.

201. Чепкасов A.B. Неомифологизм в творчестве Д.С.Мережковского. 18901910-х годов / Автореферат дис. канд. филол наук. Томск, 1999.-20 с.

202. Чещихин В.Е. Мережковский. Больная Россия. СПб., 1910 // Вестник Европа. 1910. №3. С. 411-413.

203. Чудаков А.П. Чехов и Мережковский: два типа художественно-философского сознания // Чеховиана: Чехов и "серебряный век". Материалы конференции.-Ялта. 1993.- М., 1996. С. 50-67.136

204. Чуковский К. Д.С. Мережковский (Тайновидец вещи) // Чуковский К. От Чехова до наших дней.- СПб.,1908.- С. 140-154.

205. Чуковский К. О Мережковском // Речь. 1907. №247. 14 октября. С.2.

206. Шерер Ю. Об одной теологии революции (Мережковский и русский символизм) // Ступени. СПб., 1992. №1 С. 70-93.

207. Шестов JI. Власть идей (Д. Мережковский. "Л.Толстой и Достоевский) т.2) // Мир искусства. 1903. №1/2. С. 77-96.

208. Шестов Л. О книге Мережковского "Л. Толстой и Достоевский". // Мир искусства. 1901. №8/9. С. 132-136.

209. Шкловский В. О Мережковском // Жизнь искусства. 1920. №577. 8 октября. СЛ.

210. Эйхенбаум Б. Д.С. Мережковский критик // Современные записки. 1915. №4. С. 130-138.

211. Эльзон М.Д. "В литературе известен такой случай" (Н.С. Лесков против. .Д.С. Мережковского) // Русская литература. 1995.№4.С. 156-159.

212. Эткинд А. Мережковские // Эткинд А. Хлысты: секты, литература и революция. М., 1998. С. 190-218.

213. Литература на иностранных языках.

214. Bedford С.Н. The Seeker: D.S. Merezhkovsky.- Lawrence, 1975.

215. Pachmusst. Merezhkovsky D.S. in exile: The master of. The qenre of bioqraphie novel. New York, 1990.

216. Swierczewski E. Misja Merezkowskieqo // Nasz Kraj. 1920. №51.