автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Философский анализ культуры личности и системы ее эстетического формирования

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Савченко, Владимир Никитович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философский анализ культуры личности и системы ее эстетического формирования'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Савченко, Владимир Никитович

Введение.

Глава 1. Логико-гносеологический анализ культуры личности как системного социального феномена.

1.1. Современная научная концепция системного изучения личности и ее культуры.

1.2. Методологические проблемы построения теоретической системы "культура личности".

1.3. Методологический аппарат формирующейся теории культуры личности - "персонология культуры".

Выводы по главе.

Глава 2. Культура и эстетическое сознание личности.

2.1. Личностный уровень исследования системы эстетического 113 сознания человека.

2.2. Деятельностный уровень исследования взаимосвязи эстетического сознания и культуры личности.

2.3. Системное исследование взаимосвязи эстетического сознания и культуры личности в духовном мире человека.

Выводы по главе.

Глава 3. Проблемы объективной и субъективной детерминации целостного процесса эстетического формирования и развития культуры личности.

3.1. Эстетическая потребность как средство становления культуры личности.

3.2. Эстетическое отношение к действительности и его воздействие на формирование культуры личности.

3.3. Эстетическая деятельность как фактор развития культуры личности.

Выводы по главе.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Савченко, Владимир Никитович

Человек всегда был альфой и омегой социальной философии. В настоящее время в российской науке происходит диалектически противоречивый процесс становления такой системы научных знаний, объектом которой является сложный социальный феномен - культура личности1. Возросший социально-философский интерес к данному процессу обусловлен комплексом причин: мировоззренческими - стремление человека к целостному восприятию своей "второй природы", самого себя и своего места в мире культуры; внутринаучными -объективная тенденция к синтезу знаний о культуре человека как о самой сложной системе; практическими - возрастающая роль личностного компонента культуры в современном общественном развитии. Эта система должна иметь на "входе" определенное философско-мировоззренческое, социально-философское и методологическое основание, а на "выходе" практическую "технологию" формирования культуры личности обновляющегося российского общества.

Проблемная ситуация. Россия сегодня находится в состоянии поиска конструктивных путей выхода из системного и духовного кризиса. В этой связи в сложившейся социокультурной ситуации чрезвычайно важно вооружить людей такими знаниями, идеями, теориями, которые обладают статусом научности, культурно-исторической значительности и духовной ценности.

В настоящее время научное знание о культуре личности оказалось в такой гносеологически противоречивой ситуации, когда многие жизненно важные факты ее современного бытия (в частности, все нарастающие отклонения от норм традиционной для России культуры) не получают адекватного теоретического отражения, поскольку исследование этого целостного социального

1 Обстоятельный и полный анализ социокультурных факторов, определяющих масштабность и комплексный характер проблемы. См.: Ремизов В. А. Ценностно-мировоззренческий анализ культуры личности. Автореф. дис. . д-ра культурологии. Москва, 2000. - 60 с. феномена не носит сегодня системно ориентированного характера, на что указывают многие авторитетные исследователи1.

В таких случаях, - писал Нильс Бор, - нас вознаграждает приобретение более широкого кругозора и более широких возможностей устанавливать связь между явлениями, которые прежде могли казаться даже противоречащими друг другу"2. Логика развития проблемной ситуации, подкрепленная авторитетом великого физика, приводит исследователя-философа к наиболее вероятному выводу: необходимо расширение научного взгляда на культуру личности, что под силу специальной, социально-философской теории.

Взгляд на культуру личности с позиций такой теории предполагает, с одной стороны, необходимость изменить прежние взгляды на культуру личности так, чтобы новая теория объясняла новые факты или уж, во всяком случае, согласовывалась с ними (не была бы с ними несовместной). С другой стороны, новая теория должна объяснять и старые факты не хуже общей теории культуры и, во всяком случае, должна также согласовываться с ними. Последнее, на наш взгляд, представляет наибольшую теоретико-познавательную трудность.

Особенности познавательной ситуации в области исследования культуры личности в значительной мере предопределили позицию автора диссертации в выборе центральной проблемы исследования.

Постановка проблемы. Для того, чтобы теория культуры личности была действенным фактором современных социальных реформ в России, она должна стать научной, т.е. адекватно отражать реального российского человека, опираться на знание объективных законов его жизнедеятельности и принципов формирования его как личности. В свою очередь, все это предполагает выяснение взаимосвязи его деятельности с образом жизни российского общества, вы

1 См. работы Арнольдова А.И., Багдасарьян Н.Г., Гуревича П.С., Дороговой JI.H., Ерасова Б.С., Кармина A.C., Костикова Н.А, Левяша И.Я., Лукина Ю.А., Малюги Ю.Я., Мамонтова С.П., Позднякова Э.А., Попова Е.В., Радугина A.A., Ремизова В. А., Рождественского Ю.В., Сапунова Б.М. и др.

2 Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961. - С. 18. явление устойчивых тенденций и детерминант процесса его культурного становления и развития.

Опираясь на исследования A.B. Бабаевой, Ю.А. Калашниковой, Е.В. Каминской, В.Ю. Кокорева, Г.А. Кондратова, Т.В. Мордовцевой, И.Ф. Петрова, Т.О. Седель, Т.Н. Стеценко, С.Я. Сущего, В.Т. Шапко и др.1, автор диссертации пришел к выводу о том, что специальная, относительно самостоятельная научная теория - одно из важнейших средств системного исследования культуры личности и проблем ее формирования. Вместе с тем сама по себе эта теория-тоже сложное образование, состоящее, по меньшей мере, из двух компонентов: а) общей методологии анализа личности как социального явления; б) специальной теории, отражающей развитие ее культуры во всех связях и отношениях с природной и социальной (культурной) средой, воспроизводящей в своем категориальном аппарате всю архитектонику культуры личности как объекта своего исследования. Среди философов, исследующих культуру личности, на наш взгляд, существует не что иное, как стремление к объединению, суммированию частнонаучных решений, формально связанных с общим объектом исследования. Исследователь этой проблемы напоминает сегодня строителя, перед которым скопилось обилие материала, а общий эскиз будущего архитектурного ансамбля отсутствует.

1 См.: Бабаева A.B. Стереотипы поведения в истории культуры: Автореф. дис. .канд. культоролог. наук. СПб., 1998; Калашникова Ю.А. Содержание имплицитных теорий личности на разных этапах онтогенеза. Автореф. дис. .канд. псих. наук. М., 1997. - 18 е.; Каминская Е.В. Проблема личности в трудах отечественных социологов: Автореф. дис. .канд. социол. наук. Саратов, 1998.-18 с; Кокорев В.Ю. Культура молодежи: самоидентификация в системе национальной культуры: Автореф. дис. . канд. социол. наук. СПб., 1997. - 20 е.; Кондратова Г.А. Многомерность человеческой целостности. Опыт построения социокультурной модели: Автореф. дис. . канд. культуролог, наук. СПб., 1997. - 20 е.; Мордов-цева Т.В. Теория личности: от социокультурных к логикогносеологическим аспектам: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Ставрополь, 1998. - 26 е.; Петров И.Ф. Культурные потребности личности (Дифференцированный подход): Дис. . д-ра филос. наук. Тюмень, 1997. - 276 е.; Седель Т.О. Становление личности в процессе творческого освоения художественной культуры: Автореф. дис. .канд. культуролог, наук. СПб., 1997. -21 е.; Стеценко Т.И. Феминистский социокультурный проект: социальные рамки тендерной самоидентификации личности в условиях современной культуры: Автореф. дис. .канд. культоролог. наук. Владивосток, 1997; Сущий С.Я. Пространство российской культуры (центры и ареалы): Автореф. дис. д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 1997; Шапко В Т. Актуальная культура российской молодежи: Дис. . .д-ра социол. наук. Екатеринбург, 1997. - 262 с.

Это подтверждается довольно устойчивым разочарованием авторитетных ученых в подобном "коллекционном подходе" к пониманию культуры личности1 .

Научный поиск в разработке специальной теории культуры личности имеет в наши дни не только своих горячих сторонников, но и достаточно серьезных противников. Наиболее распространенная позиция противников состоит в следующем: нет необходимости в создании такой теории, поскольку данный объект исчерпывающе исследуется различными науками, так или иначе причастными к культурологической тематике. Налицо парадокс - культура личности объективно рефлексируется в общественном сознании как единый социальный феномен, а научная теория, призванная дать не разрозненную, а целостную картину его существования и развития, не имеет якобы права на существование. Такая позиция вряд ли перспективна в научном плане. В практическом плане логика системного подхода с необходимостью требует соответствующей системы действий по всестороннему, прежде всего эстетическому, формированию культуры личности.

Актуальность исследования именно культуры личности и системы ее эстетического формирования на уровне специальной теории также обусловлена современными потребностями научного и социально-практического характера.

Во-первых, человечество вступило в XXI век в условиях системного кризиса, частью которого является игнорирование эстетической составляющей культуры, погоня за материальной стороной в ущерб развития духовности. Особенно болезненно этот кризис проявился в России, которая ищет пути социального преобразования и движения общества к рыночной экономике и подлинной демократии.

Во-вторых, в переломные периоды истории человечества философы традиционно возлагали особые надежды на эстетические средства развития

1 См. работы Арнольдова А.И., Злобина Н,С., КейзероваЕ.М., Лукина Ю.А., Марка-ряна Э.С., Межуева В.М., Шабалина В.В. и др. общественного прогресса, социального взаимодействия людей. Согласно Ф. Шиллеру, ".нет иного пути сделать чувственного человека разумным, как только сделав его сначала эстетическим"1. Исторический опыт учит, что эстетический фактор играет особую роль в этом процессе. Несколько десятков русских писателей XIX века дали духовную пищу двум столетиям всего человечества. Известный афоризм представителя "золотого века" русской культуры Ф. М. Достоевского - "красота спасет мир" - призван войти в XXI век и стать важнейшим средством воспитания души, культуры личности.

В-третьих, в современной социокультурной ситуации в России чрезвычайно важно вооружить людей такими идеями, знаниями, теориями, которые обладают статусом научности, культурно-исторической значимости и духовной ценности. Среди испытанных средств формирования культуры личности эстетическое формирование как в его теоретическом выражении, так и в реальном функционировании, является наиболее востребованным и уже только по этой причине эффективным.

Степень научной разработанности проблемы в общем культурологическом плане достаточно высока. В реализации собственного замысла диссертации автор использовал прежде всего достижения отечественной науки, которая наиболее полно и адекватно отражает менталитет, глубинные структуры русской культуры, эстетическое сознание российского человека.

Проблема формирования культуры личности - одна из ключевых и наиболее сложных в науках о человеке и обществе. Известно, что она возникла в рамках антропологического по сути направления "Культура-и-личность" и получила известность с появлением книг Р. Бенедикт "Конфигурация культур в Северной Америке" (1932) и "Модели культур" (1934), а также с публикацией серии исследований М. Мид об островных культурах Океании. Кроме отмеченных исследований, к данному направлению принадлежали работы Р. Линтон, К. Клакхон, А. Кардинер, К. Дюбуа, М. Спиро, И. Халлоуэлл. Близки по взгля

1 Шиллер Ф. Собрание сочинений. - Т.6. М., 1957. - С.359. дам к антропологическому направлению "Культура-и-личность" труды А. Крё-бер и М. Херсковиц.

Значительное влияние на развитие отмеченного направления оказали: работа "Личность и психотерапия", изданная под редакцией Дж. Доллар да и Н. Миллера (1950), и монография Дж. М. Уайтинга и И. Чайлда "Воспитание детей и личность" (1953), а также фундаментальный труд Дж. Хонингмана "Культура и личность" (1954), где психологическая антропология представлена как теоретическая концепция, использующаяся до сих пор в науках о культуре.

Следует отметить, что вопросы, связанные с культурой личности, составили обширное исследовательское поле для отечественных ученых, начиная с 60-х - 70-х годов XX века.

Усилиями А.И. Арнольдова, Н.С. Злобина, Т.Ф. Кузнецовой, Ю.А. Лукина, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, Э.А. Орловой, В.В. Шабалина и других созданы теоретико-методологические предпосылки анализа культуры личности. Это, прежде всего, социально-антропологические ее основания: результативная активность человека, его двухмодельное существование - индивидуальное и социальное, а также рассмотрение культуры в системе "культура, человек и картина мира". Вместе с тем данный аспект проблемы являет собой самостоятельный и малоисследованный объект, который не может быть раскрыть и изучен, понят и объяснен только лишь на основе обобщений научных идей, утверждений и выводов, содержащихся в работах данного периода. Для этого необходим специальный социально-исторический экскурс, историко-идеологический диагноз. Сложность и многогранность исследуемого феномена позволяет обозначить специфические направления развития теории, в той или иной мере затрагивающие различные аспекты и стороны анализа культуры личности. Во-первых, это работы, выполненные с позиций философии культуры, представленные известными учеными: В.Е. Давидовичем, Ю.А. Ждановым, С.Н. Иконниковой, М.С. Каганом, Д.С. Лихачевым. Во-вторых, работы, посвященные систематизации и осмыслению различных подходов к типологии, виду, содержанию культуры личности в структуре основных культурологических явлений (Э.Я. Беспалов, А.К. Белых, Ф.М. Бурлацкий, К.С. Гаджиев, A.A. Галкин, Г.В. Голосов, A.A. Ерышев, О.И. Зазнаев, М.Т. Иовчук, JI.H. Коган, А.П. Косарев, Г.Н. Крайнов, М.А. Крашенинников, В.А. Ребкало, В.А. Ремизов, JI.B. Сморгунов, А.И. Соловьев, М.Х. Фарукшин, Э.В. Черных, А.Н. Юртаев и

ДР-)

В-третьих, с позиций психологии личности эту проблему освещали: Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Ü.M. Батура, A.A. Баталов, В.И. Верховин, A.A. Деркач, Ю.М. Забродин, В.П. Зинченко, В.Г. Игнатов, Л.Г. Ионин, Е.А. Климов, H.H. Моисеев, К.К. Платонов, A.B. Понеделков, Г.Н. Соколова, В.Д. Шад-риков, Б.Д. Эльконин и другие.

Особое место в рассмотрении вопросов культуры личности занимают историко-антропологические, социально-антропологические и философско-культурологические работы, где анализируются: ценностно-мировоззренческий аспект культуры личности, ее социальная сущность, структура, универсальность. Среди них труды Г.А. Аванесовой, B.C. Барулина, A.A. Белика, Э.А. Ба-гдасарян, И.С. Вдовиной, A.JI. Бродлянского, П.С. Гуревича, Б.Л. Губмана, З.М. Какабадзе, H.H. Козловой, Н.Л. Пушкаревой, Ф.И. Минюшева, Э.А. Орловой, Ю.М. Резника, В.А. Ремизова, Ю.И. Семенова, B.C. Степина, Т.А. Усман-ской, Н.Т. Фролова.

В последнее время опубликованы переводы зарубежных исследований, посвященных человеку: М. Бубера, А. Глюксмана, А. Гелена, Э. Кассирера, Э.Канети, Ж. Маритена, Г. Марселя, X. Ортега-и-Гассета, X. Плесснера, М. Хайдеггера, Э. Фромма, М. Шелера, К. Ясперса и других. Началось активное освоение русской антропологической мысли1. Эти работы помогли понять и

1 См., например: Киреев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Он же. Система социологии. - Т.2. М., 1993; Он же. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994; Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб., 1991; Он же. О святости интеллигенции и большевизме. СПб., 1994 и др. объяснить многообразие культурных феноменов, фундаментальные свойства человека, обеспечивающие его связь с окружением.

Вместе с тем несмотря на бесспорную значимость работ вышеуказанных авторов, проблема целостного философского анализа культуры личности и ее эстетического формирования в отечественной науке пока еще освещалась недостаточно. Здесь диссертант имеет в виду два аспекта. Первый связан с тем, что длительное время были недоступны многие труды отечественных ученых прошлого и работы зарубежья, в которых ставились и решались проблемы культуры личности в эстетическом контексте. Второй аспект связан с тем, что, собственно, исследовательских работ, анализирующих эстетический компонент культуры личности отечественными учеными, весьма немного.

Главное внимание отечественных ученых было сосредоточено на рассмотрении эстетического сознания в его основных аспектах: сущности, определения его места и выявления специфики в общественном сознании, раскрытию всех его структурных элементов, в том числе и тех, которые подводят человека к эстетическому отношению и эстетической деятельности1. Однако, как нам представляется, названным авторам не удалось в полной мере сосредоточиться на ключевом участке реального функционирования эстетического сознания -формировании культуры личности.

Начиная с конца 80-х и все 90-е годы, в России развивается небывало быстрыми темпами культурология. В спектр ее научных интересов входят не только вопросы мировой и отечественной культуры, понятие о социокультурном прогрессе как цивилизационном историческом развитии человечества, но и

1 См. Гольдентрихт С.С., Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания. М., 1974; Эстетическое сознание и процесс его формирования. М, 1981; Аринина Н.Л. Эстетическое сознание: Сущность и функционирование в условиях развитого социализма. Автореф. дис. . д-ра. филос. наук. М., 1983; Сафронов Б.В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. М., 1985; Нестеренко В.И. Буржуазное эстетическое сознание: генезис, структура, противоречия. Автореф. дис. . канд. филос. наук. Киев, 1982; Домбровская Т.И. Эстетическое сознание и некоторые закономерности его развития в социалистическом обществе. Киев, 1985; Карасев Л.В. Становление эстетического сознания индивидуума. Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М.: МГУ, 1987; Эстетическое сознание личности. Сб./Рук. авт. колл. Н.И. Киященко. М., 1994. Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. Избр. работы. М., 1995. важнейшие проблемы теории культуры личности, ее морфология, динамика развития, национальный менталитет и др1. Позитивным является и то, что монополизм марксистской парадигмы был преодолен, в научный оборот были введены труды М.А. Антоновича, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, B.C. Соловьева, С.Л. Франка, H.A. Бердяева, И.А. Ильина и др.

Актуальной остается проблема взаимосвязи эстетического сознания и культуры личности. Отдельные ее стороны исследовали Г.З. Апресян, Л.Д. Завьялов, Л.В. Алехина, М.В. Федорова, В.А. Попков, Д.П. Целищев, Н.Б. Крылова2 и др. Это прежде всего взаимосвязь эстетического с нравственным и другими формами общественного сознания, эстетический потенциал культуры. Однако, многообразные существенные связи эстетического со всеми элементами структуры культуры личности исследованы пока недостаточно. В большей мере исследован духовный мир личности как ядро ее культуры . Однако, все это в

1 Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1995; Барулин B.C. Социальная философия: Учебник для вузов. М., 1999; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М 1979; Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры. М., 1991; Гуревич П С. Философия культуры. М., 1995; Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2 ч. М., 1994; Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980; Иванов A.B. Принципы формирования культурного Космоса//Вест. Москов. ун-та. Серия 7. Философия. - 1994. - №2; Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996; КандаковИ.В. Введение в историю русской культуры. М., 1994; Коган JI.H. Методологические рекомендации для преподавателей по чтению проблем теории культуры. Челябинск, 1991; Культура человека и картина Мира. М., 1987; Культурология. М., 1996; Культурология/Под ред. Г.В. Драч. Ростов-на-Дону, 1995; Культура: теории и проблемы. М., 1995; Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990; Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3 т. Таллинн, 1992; Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983; Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры/Под ред. проф. А Н. Марковой. М., 1998; Межуев В.М. Проблемы теории культуры. М., 1981; Морфология культуры. Структура и динамика. Составит, и отв. редактор док. филос. наук Э.А. Орлова; Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991; Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1998; Соколов Э.И. Культурология. М., 1994; Степин B.C. Культура//Вопросы философии. - 1999. - №3; Философская антропология и философия культуры. М., 1992 и др.

2 Апресян Г.З. Эстетика и художественная культура социализма. М., 1984; Завьялов Л.Д. Взаимосвязь эстетической и нравственной форм сознания. М., 1981; Алехина Л.В. Взаимосвязь этического и эстетического как предмет философского анализа: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1978; Федорова. Социальный аспект соотношения нравственного и эстетического. Автореф. дис. . канд. наук. М., 1978; Попков В.А., Целищев Д.П. Эстетическое содержание труда. М., 1984; Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М., 1990.

Методологические проблемы исследования духовного мира личности. Межвуз. сб. - Красноярск: Изд-во КГУ, 1983; Методология: проблемы анализа духовного мира человека развитого социалистического общества. М., 1977; Пошетаев В.В. Духовный потенциал личности. М., 1977; Культура, философия и духовный мир человека: теоретико-методологический аспект. Минск, 1986; Андрюшина Н.Е. Духовный мир личности как социально-философская проблема: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1992; Бобосов Е.М. Духовный мир личности советского человека. Минск, 1974; Сафронов Б.М., Дорогова Л.Н. Мир человека: Методологические вопросы формирования духовного мира личности. М., 1975 и др. совокупности создает хорошую научную базу для создания специальной социально-философской теории культуры личности и системы ее эстетического формирования.

Актуальность проблемы, ее сложность и многоплановость, недостаточная научная разработанность в аспекте создания специальной научной теории формирования культуры личности, а также большая практическая значимость эстетического воспитания в деле развития личности, предопределили выбор объекта, предмета, целей и задач диссертационного исследования.

Объектом представленного исследования является личность в системе социально-культурных связей и отношений.

Предметом исследования является культура личности и система ее эстетического формирования культуры личности.

Цель диссертационного исследования состоит в осуществлении социально-философского анализа культуры личности и системы ее эстетического формирования, выявлении сущности и структуры культуры личности как системного образования.

Достижение этой цели предполагает исследования и решение следующих конкретных задач:

-выработать и обосновать концепцию теории культуры личности и разработать базовый методологический аппарат формируемой теории;

-уточнить и углубить современные научные достижения сущности, содержания и структуры эстетического сознания, теоретических основ взаимосвязи эстетического сознания и культуры в аспекте субъективной детерминации процесса формирования культуры личности;

-раскрыть деятельностный механизм функционирования эстетического сознания как объективной детерминанты формирования культуры личности;

-разработать культурно-функциональный механизм эстетического формирования культуры личности;

-выработать рекомендации по улучшению эстетического и культурного воспитания граждан Российского государства в плане выработки единых методологических принципов системы их эстетического и культурного образования и воспитания.

Источниковая и эмпирическая база диссертации.

В работе анализируется общетеоретическая и специальная научная литература по проблемам философии личности, социологии личности, социологии культуры, культурологии, психологии, искусствознания, психопедагогики, антропологии. В диссертации используются данные периодических изданий (философско-социологические, искусствоведческие, социальнопсихологические); художественно-литературные издания. Анализируются данные ряда конкретно-социологических исследований, наблюдений, опросов; определенный диссертационный массив опубликованного материала монографий и диссертационных исследований по проблемам теории культуры, культурного развития личности, отдельным сферам ее культурной деятельности, эстетического развития.

При разработке общетеоретических основ темы диссертации и специальных исследовательских вопросов автор опирался прежде всего на работы Ар-нольдова А.И., Артановского С.Н., Ахиезера A.C., Бахтина М.М., Бром-лея Ю.В., Библера B.C., Борева В.Ю., Выготского JI.C., Гуревича П.С., Гумилева Л.Н., Давыдова Ю.Н., Ерасова Б.С., Иконниковой С.Н., Ильенкова Э.В., Ио-нина Л.Г., Кагана М.С., Когана Л.Н., Кона И.С., Костикова H.A., Лосева А.Ф., Лотмана Ю.М., Лукина Ю.А., Маркаряна Э.С., Минюшева Ф.И., Межуева В.М., Орловой Э.А., Ремизова В.А., Петрова М.К., Поршнева Б.Ф., Рубинштейна С.Л., Сапунова Б.М., Сафронова Б.В., Соколова Э.В., Файнбурга Л.А., Фохт-Бабушкина Ю.У., Флиера А.Я.

Среди зарубежных специалистов, работы которых учитывались при анализе темы исследования, можно назвать Берна Э., Кассирера Э., Леви-СтроссаК., Макдональда Д., Маркузе Г., Маслоу А., Милтса A.A., Мида М.,

Моля А., Мосса М., Сорокина П.А., Стоунса Э., Фромма Э., Фрейда 3., Хаксли О., Хейзинги И., Швейцера А., Шовена Р. и других.

Логика решения задач диссертации начинает свое развитие с исходной исследовательской гипотезы: культура личности представляет собой целостную, открытую, относительно самостоятельную систему социального типа. В контексте данного научного предположения в диссертации выдвигается для обоснования последовательный ряд рабочих гипотез.

Выдвигая исследовательские гипотезы, Ф. Энгельс в свое время отмечал: "Дальнейший опытный материал приводит к очищению этих гипотез, устраняет одни из них, исправляет другие, пока, наконец, не будет установлен в чистом виде закон. Если бы мы захотели ждать, пока материал будет готов в чистом виде для закона, то это значило бы приостановить до тех пор мыслящее исследование, и уже по одному этому мы никогда не получили бы закона"1. Поиски законов теории культуры личности "в чистом виде", обоснование и доказательство достоверности выдвинутых задач и гипотетических предпосылок в диссертации обусловили методику их теоретического решения.

1. Личность - особый социально-политический и профессиональный феномен, сущность которого, по аналогии с общеизвестным методологическим тезисом К. Маркса, "не есть абстракт, присущий отдельному индивиду", в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.

2. Культура личности как целостный социальный объект научного познания системный гносеологический инструментарий —* системная научная теория —> системная практика формирования - главные элементы диалектического процесса получения истинного знания о культуре личности и ее развитии.

3. Способ бытия культуры личности - социальная и эстетическая деятельность, развивающаяся в специфическом пространстве и специфическом времени.

1 Энгельс Ф. Диалектика природы; Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.20.

С.555.

4. Развитие культуры личности детерминируется активизирующей (или тормозящей активность) объективной макро- и микросредой, эстетическим сознанием, отношениями и деятельностью, активным эстетическим обучением и активным эстетическим воспитанием.

5. Приоритетная в прежние годы методология вербального формирования и развития культуры личности в настоящее время может и должна быть реконструирована с ориентацией на максимальное использование деятельностных механизмов современных реалий.

Центральное место в диссертации занимает социально-философский анализ культуры личности и системы ее эстетического формирования через призму эстетической науки и практики, а также современных социальных потребностей российского общества.

Содержание социально-философского анализа проблемы побудило автора использовать диалектико-материалистический метод, системный и структурно-функциональный метод, интегральную методологию B.C. Соловьева, конкретно-социологический метод получения и проверки информации, общенаучные методы познания: анализ, синтез, единство исторического и логического в переходе от абстрактного к конкретному.

В качестве основных методологических ориентиров при написании диссертации взяты обоснованные классиками философской и эстетической мысли положения о многофакторной, целостной природе человеческой личности, роли труда и общественно-политической практики, а также эстетики в формировании всесторонне и гармонически развитой личности, о зависимости содержания, организации, форм и методов эстетического обучения и воспитания в развитии культуры личности от уровня теоретических и научных исследований в этой области.

Собственно, научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: выдвигается, обосновывается и разрабатывается в своих основных элементах концепция персонологии культуры - новой научной дисциплины, призванной дать целостное и адекватное описание культуры личности, возможность ее измерять, генерировать новые идеи в сфере личностного фактора культуры и прогнозировать ее развитие; разрабатывается и реализуется методология системного синтеза общегуманитарного, эстетического, социологического, психологического и педагогического знания о личности в интересах формирования и развития ее культуры; осуществляется философская коррекция разнопрофильного гносеологического материала, накопленного в процессе исторического генезиса теории культуры личности, ее эстетического развития; разрабатываются основы целостной теории культуры личности и ее системного эстетического формирования; предлагается разработанная и апробированная автором диссертации программа в форме "Банка идей и практических рекомендаций", в которой сосредоточены основные методологические и методические средства решения остроактуальных личностных (персонифицированных) проблем современной практики эстетического формирования культуры личности.

Возможность решения проблемы. Человечество, - указывал К. Маркс, -ставит перед собой "всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления"1. Для осуществления научной разработки теории культуры личности в настоящее время имеются, на наш взгляд, довольно широкие возможности.

1 Маркс К. К критике политической экономии. - Предисловие; Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 13. - С.7.

Во-первых, в настоящее время наукой накоплен значительный потенциал плодотворных идей по проблемам культуры личности, систематизация которых на теоретическом уровне позволит подняться на новую, более высокую ступень в исследовании человеческого фактора в социальных преобразованиях.

Во-вторых, в развитии общей теории личности достигнуты определенные успехи. И эта теория может послужить основой для разработки философ-ско-социологической теории культуры личности как относительно самостоятельной научной дисциплины.

В-третьих, появились благоприятные условия для практической реализации системы научных знаний о культуре личности. В последние годы комплексный подход к обучению и воспитанию личности внедряется в педагогическую практику, повысилась научная квалификация и методическая подготовка всех категорий воспитателей. Совершенствуется система обучения, подготовки и переподготовки кадров по всем вопросам, в том числе и по вопросам культурологии и эстетического воспитания, которое должно опираться на целостную, научно обоснованную теорию культуры личности.

При реализации названных возможностей исследователю необходимо помнить о том, что научная традиция в аналогичных ситуациях, складывавшихся на теоретическом фронте, всегда отрицала как позитивистскую абсолютизацию частного практического факта, так и стремление искать ответов на конкретные вопросы в простом логическом развитии общей истины, в чистой теории.

Главная задача, которую поставил перед собой автор диссертации, - исследовать разрозненные в настоящее время научные знания о культуре личности и представить их как целостную теоретическую систему в единстве эстетического и социального подходов. Логика внутреннего саморазвития главной задачи состоит в следующем. Если научные дисциплины, изучающие культуру личности, образуют систему, а не просто конгломерат или сумму частей, то, сколь бы различными они ни были, их можно свести в одну, пусть и достаточно широкую, но качественно однородную плоскость - в плоскость единства предмета, отражающего реальное (целостное, нерасчлененное) культурное бытие личности. Сами различия между дисциплинами при таком подходе имеют смысл только в рамках этого единства. Его и необходимо, прежде всего, строго определить и зафиксировать.

Факты серьезного научного поиска системообразующих признаков в этой области автору неизвестны. В диссертации предпринята попытка обосновать ряд факторов, обусловливающих единство теоретического знания о культуре личности. В единстве системообразующих факторов реальное культурное бытие личности предстает не в качестве формального признака, а как сложный, содержательный и тем самым конкретный внутри себя предмет исследования. Наш идеал теории культуры личности - не выстроенная в одну шеренгу сумма эстетических и культурологических дисциплин, связанная одним общим признаком, а разветвленная и многообразная их совокупность, отражающая прочность их системного единства в сложности и многосторонности взаимных отношений.

Апробация новых идей и практических рекомендаций диссертационного исследования осуществлена в различных видах учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ.

Наиболее актуальные идеи исследуемой проблемы были положены в основе спецкурса, который на протяжении ряда лет читается автором на курсах при Серпуховском военном институте ракетных войск, а в 1990-2001 гг. - для молодых офицеров-преподавателей. Отдельные теоретические положения диссертации были апробированы на научно-практических конференциях, проведенных в последние годы в Сухопутных войсках, Ракетных войсках стратегического назначения, ряде военных академий г. Москвы. По проблемам теории культуры личности и практики ее формирования автор диссертации многократно выступал с научными докладами и сообщениями в главных и центральных управлениях Министерства обороны РФ, перед офицерским составом частей, соединений и объединений Вооруженных Сил, на международных и Всероссийских конференциях. К их числу относятся доклады и выступления на:

1. IV международной научно-методической конференции "Университетское образование" (г. Пенза, 2000 г.)

Проблемы высшей школы России в становлении и развитии культуры студентов.

2. XIX межведомственной научно-технической конференции "Проблемы обеспечения эффективности и устойчивости функционирования сложных технических систем" (Серпухов, 2000 г.)

Проблемы формирования культуры курсантов.

3. Всеармейской научно-практической конференции "Проблемы совершенствования системы профессионального военного образования Министерства обороны Российской Федерации" (г. Москва, 1999 г.).

Русская культура - важнейший воспитательный и консолидирующий фактор реформирования и укрепления Российской армии.

4. Межрегиональной научно-практической конференции "Формирование профессионально-педагогической культуры воспитателя молодежи" (г. Серпухов, 1997 г.).

Эстетическое сознание как фактор формирования культуры личности.

5. Всесоюзной научно-практической конференции "Армия и общество" (г. Москва, 1989 г.).

Эстетическое сознание как средство формирования высокого морального духа армии.

Ключевые концептуальные идеи исследования нашли развернутое и актуализированное по своему времени и задачам отражение в следующих авторских научных публикациях последних лет.

Монографии:

1. Эстетическое формирование культуры личности. М., Московский педагогический университет. "Народный учитель", 2000. - 12,3 п.л.

2. Эстетическое сознание личности. М., Московский педагогический университет, 1999. - 5,75 п.л.

3. Эстетическое сознание как фактор формирования культуры личности. Серпухов, 1996. - 7,25 п.л.

Учебные пособия:

1. Культурология. - 4.1. Серпухов, 1997. - 8,25 п.л.

2. Культурология. - 4.2. Искусство и духовный мир личности воина Российской армии. Серпухов, 1998. - 7,5 п.л.

3. История мировой и отечественной культуры: В 3 ч. Серпухов, 1993-1995.-25 п.л.

Общий объем научной продукции автора по проблеме исследования, опубликованной в российских изданиях, около 100 печатных листов.

На защиту выносятся следующие положения и выводы:

1. Логико-гносеологическое обоснование и решение главных социально-философских вопросов теории культуры личности - "персонологии культуры", ее генезиса и научного статуса; системообразующих факторов и структурной организации; центральных категорий и модельных аналогий, отражающих ее структуру и существенные стороны.

2. Социально-философское решение ключевых фундаментальных и прикладных проблем теории культуры личности: сущность культуры личности; эстетическое формирование исследуемого феномена как базисная основа; концептуальное понимание структуры эстетического сознания личности, его системный характер; взаимосвязь эстетического сознания и культуры личности; авторское понимание (модель) функционирования механизма эстетического формирования культуры личности.

Что дают науке выносимые на защиту положения? Как и всякие научные идеи, они помогают увидеть в социальной жизни и выдвинуть для объективного анализа и решения новые вопросы.

Они переориентируют современные научные исследования с позиций познания "частичной культуры личности" на системный анализ "целостного феномена культуры личности" и тем самым направляют их на тот путь, где с большей вероятностью и практической эффективностью может быть достигнуто приращение знаний о культуре личности нашего соотечественника.

Они расширяют современную концепцию культуры личности благодаря самому факту выведения ее на уровень научной теории, значительно увеличивают гносеологическое пространство, в котором отражается ее специфическое бытие.

Они углубляют современные научные представления об объективной и субъективной социальной детерминации процесса формирования культуры личности и тем самым раскрывают глубинную диалектику ее зарождения и развития.

Они обновляют знание о культуре личности, вносят принципиальные изменения в стереотип представления о существенных сторонах ее жизнедеятельности в духе нового мышления.

Что может почерпнуть для себя из защищаемых новаций заинтересованная практика? Прагматически ориентированный специалист - видимо, не более того, что предлагает ему автор во второй части "Банка идей и практических рекомендаций". На реального или потенциального диалектика кроме этого рассчитана еще и осуществляемая в диссертации мировоззренческая и методологическая корректировка ныне существующей практики эстетического формирования и развития личности. Взятые интегрально, результаты исследования содержат в себе значительный ряд новых мировоззренческих ориентаций и методологических установок относительно культуры личности как субъекта и объекта социальной практики.

Они ориентируют практику на обостренное диалектическое видение современной жизни, на самоочищение от устаревших, не выдержавших испытания временем традиционных взглядов и подходов к своему центральному феномену - личности россиянина, дают конкретные рекомендации по прогнозированию вариантов развития его культуры в будущем.

Они предлагают взамен "лозунговой методологии" системно организованные социальные механизмы "реальной методологии", на основе которой возможно и достижимо ускорение процесса становления новых эстетических отношений в коллективах, активизация эстетического обучения и воспитания граждан, подъем их социальной активности, совершенствование всех других качественных параметров личности.

Исследователь проблемы "культура личности", пожалуй, более иных рискует своим научным авторитетом: он понимает других людей без достаточной гарантии взаимного понимания. Истины этой проблемы относительны, целостная личность чаще всего ускользает, а диалектические антиномии возникают неостановимо.

Вполне возможно, что по мере накопления эмпирического и теоретического материала появятся научные исследования, представляющие теорию культуры личности в ином виде. Автор полагает, что на данном этапе развития проблемы некоторые вопросы не получат в диссертации еще достаточно полного освещения, однако, разрабатывая методологические основы теории культуры личности и ее эстетического формирования, он стремился в полной мере учесть все ценное, что накоплено исследователями прошлого в данной отрасли гуманитарной науки. Нынешний день этой формирующейся теории уходит корнями в прошлое и из него прорастает в будущее.

Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам и наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем"1, - писал В.Г. Белинский. В прошлое можно уходить "от современности", но в него можно и приходить "с современностью" - с присущим нам теперь пониманием личности, ее проблем и противоречий. Именно современный, целостный взгляд на культуру личности позволит успешнее выполнить сложную, диалектически противоречивую и комплексную по своей сути задачу активизации человеческого фактора в деле укрепления могущества и процветания нашей Родины.

1 Белинский В.Г. Поли. собр. соч. - М.: Изд-во АН СССР, 1956. - Т.10. - С.18.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философский анализ культуры личности и системы ее эстетического формирования"

Выводы по главе

В основе деятельностного механизма эстетического сознания по формированию культуры личности лежат социально-психологические процессы: переживания, убеждения, внушения, идентификации интересов, подражание, авторитет, установки и др.

Эстетическая потребность составляет основное средство формирования культуры личности. Уже на уровне эстетической ценностной ориентации через борьбу эстетических установок общества и личных эстетических оценок личности формируется личная эстетическая установка. Ее основой является противоречие общественного идеала, входящего в эстетическую установку, и личного идеала, входящего в эстетическую оценку.

В процессе разрешения этого противоречия происходит столкновение старых, отживших требований к человеку и обществу, закрепленных в сознании личности в определенной системе эстетических ценностей и новых требований, соотвётствующих прогрессу.

В итоге формируются не только эстетические, но и целостные социальные установки, личный идеал, который является образом и моделью человеческой деятельности.

Кроме этого, противоречивый процесс самодвижения происходит через вторичную аналитическую форму - эстетический интерес.

Дальше процесс формирования культуры личности происходит через эстетическую мотивацию, борьбу мотивов, принятие решения в выборе средств и методов достижения поставленной цели, эстетическое отношение и эстетическую деятельность.

Механизм деятельностной структуры эстетического сознания обладает огромной созидательной способностью духовного освоения действительности и развития культуры личности.

1. Познанные эстетические ценности: прекрасное, возвышенное, трагическое и др. интегрируют все элементы бытия мира: природу и общество, труд и досуг, общение и самоуглубление, познание и творчество, внешний облик и духовный мир личности, обогащают культуру.

2. Расширение опыта эстетических ценностных отношений, формирование ценностных ориентаций развивает духовность личности - основу культуры, определяет смысл собственной жизни.

3. Через социально-психологический механизм идентификации эстетических интересов постепенно происходит движение по вертикали сознания личности от эгоцентризма, группоцентризма к духовности - гармонии общественных и личных интересов.

4. Полученная совокупность системы эстетических знаний (о природе, обществе, человеке, космосе и т. д.) надстраивает картину мира (культура по горизонтали и вертикали).

5. В процессе эстетического отношения к искусству - модели и способу воспроизводства эстетического сознания как целостности происходит творение знаково-символических комплексов (языка культуры), опредмечивание и распредмечивание смыслов богатства человеческой жизни (поле культуры).

6. В результате эстетической эмоциональности, эстетической деятельности и мировоззренческого характера эстетического освоения как атрибутов целостности эстетического сознания личности достигается гармония меры эстетического познания, оценки, эстетического проекта с мерой необходимости совершенствования самого человека, его культуры.

Заключение

1. Системный подход к проблеме исследования культуры личности и системы её эстетического формирования позволяет сформулировать в заключение ряд принципиальных и взаимосвязанных выводов по теме исследования.

Эстетическое сознание - это духовная способность творческого субъекта формировать эстетическое отношение к предметному миру, давать эстетическую оценку, вырабатывать пути и средства его освоения и действия по законам красоты. Оно выражается в различных формах: форме личностного сознания, специфическом виде субъективной связи с объективной реальностью; как конкретно чувственный опыт отражения действительности по законам красоты; как своеобразная форма познания, освоение и преобразование действительности в искусстве, художественном творчестве, эстетическом отношении, эстетической деятельности, как одна из специфических разновидностей теоретического осмысления общих законов развития самого сознания.

Сущностью эстетического сознания является свободная творческая деятельность личности по поиску эстетического идеала, на основе которого она воспринимает действительность в эмоционально - образной форме, целостном единстве индивидуальной гармонии формы и содержания, как отражение совершенства и красоты "картины мира" в виде различных человеческих переживаний, которые приносят духовное наслаждение.

Содержанием процесса формирования эстетического сознания личности является приобщение к высшим формам эстетической культуры, формирование эстетических потребностей, эстетических вкусов и эстетических идеалов как ядра эстетического сознания.

2. Сущностью культуры личности является свобода и творчество, которые в своем единстве представляют собой социально-прогрессивную деятельность во всех сферах бытия и сознания, диалектическое единство процессов опредмечивания (создание ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия).

Культура личности представляет собой систему, образно говоря, по вертикали и по горизонтали. По вертикали она выражает взгляд личности на бытие и формирует в ее содержании следующую "картину мира": на вершине универсум, далее космопланетарная, планетарно-экологическая, культура стран и народов мира, национальная культура, групповая культура и индивидуальная культура личности.

По горизонтали - это связь личности и общества через духовную культуру общества, которая представляет собой единство политической, правовой, нравственной, эстетической, философской, научной, религиозной культур.

3. Взаимосвязь эстетического сознания и культуры личности проявляются как на уровне сознания, так и поведения. Наиболее существенными основаниями обусловленной многосторонней связи являются: человеческое общество как система, духовный мир личности, свобода и творчество как сущностные характеристики эстетического сознания и культуры общества.

4. В основе деятельности механизма эстетического сознания по формированию культуры личности лежат социально-психологические процессы, переживания, убеждения, внушения, идентификации интересов, подражания, авторитет, установки и др.

Сущностью эстетической потребности является противоречие или разность необходимого для всестороннего гармоничного развития личности, выдвигаемого общественным прогрессом, и наличествующего в ней, между социальным опытом общества, зафиксированного в ценностях эстетической культуры, и способностями личности правильно воспринимать, познавать эти ценности в качестве ориентиров человеческой активности, направленных на разрешение данного противоречия через активность и деятельность по законам красоты, гармонизацию и эстетизацию всех видов человеческих отношений. Она имеет следующую структуру: эстетическая ценностная ориентация - эстетический интерес - эстетическая мотивация.

Эстетическая ценностная ориентация - универсально закрепленная жизненным опытом личности вся совокупность его эстетических ценностей, избирательно отображенных как существенных для данного человека. Она состоит из двух противоположных сторон: эстетических установок общества и личных эстетических оценок. Личная эстетическая установка как важнейший элемент самосознания личности образуется в процессе борьбы эстетических установок общества и личных эстетических оценок. Ее основой является противоречие общественного идеала, входящего в эстетическую установку, и личного идеала, входящего в эстетическую оценку. В процессе разрешения этого противоречия происходит столкновение старых, отживших требований к человеку и обществу, закрепленных в сознании личности в определенной системе эстетических ценностей, и новых требований, соответствующих общественному прогрессу. В итоге формируются не только эстетические, но и целостные социальные установки, культура личности. Усилению этого процесса способствует социально-психологический механизм убеждения и внушения, которые находятся в диалектическом единстве с культурой личности.

В процессе развития эстетической ценностной ориентации у личности формируются важнейшие концепции жизнедеятельности: концепция смысла жизни, концепция свободы и ответственности, концепция призвания и социальной справедливости, концепции истинности, правды, красоты, добра, веры, надежды, любви как ключевых ценностей духовной культуры личности.

На основе развития эстетической ценностной ориентации соотнесения первичных аналитических форм эстетических установок общества и эстетических оценок личности разрешаются не все противоречия. Целостное единство эстетической ценностной ориентации создает в эстетическом сознании вторичную аналитическую форму - эстетический интерес.

Эстетический "интерес-противоречие" обусловлен целым рядом противоречий, которые определяют его существенные связи с другими элементами эстетической потребности. С одной стороны, как элемент эстетической потребности он содержит основное противоречие эстетической потребности: между наличным состоянием и должным, необходимостью и свободой, объективным и субъективным.

С другой стороны, эстетический интерес - социальный феномен, сущностью которого является самоутверждение личности в обществе. Вследствие этого главное противоречие эстетического интереса - противоречие между общественными и личными интересами.

Эстетический интерес - универсален. Он может вызываться к любым явлениям действительности, вследствие чего с содержательной стороны он может усиливаться другими интересами: экономическими, политическими, правовыми, нравственными и другими, а также отличаться борьбой различных интересов, окрашенных национальными, классовыми, групповыми особенностями, идеологическими и психологическими параметрами. Через социально-психологический механизм идентификации интересов идет процесс сближения общественных и личных эстетических интересов, формируется жизненная позиция личности, идейная убежденность, идет осознание неразрывного единства общественных и личных интересов, достижение общественного идеала - совершенного общества, всесторонне развитой личности, происходит становление культуры личности.

Целостное единство эстетической ценностной ориентации и эстетического интереса создает в эстетическом сознании новую аналитическую форму -эстетическую мотивацию. Она представляет собой противоречие в системе определенным образом взаимосвязанных чувственно-эмоциональных, мировоззренческих и волевых мотивов, содержанием которых являются общесоциальные, личные ценности и ценности коллектива, общественные и личные интересы, идеалы, цели, разрешающиеся через борьбу мотивов принятия решения, эстетическое переживание в выборе личностью своего поведения.

Эстетическая мотивация влияет на усиление и развитие культуры личности через эстетическую эмоциональность. Специфика эстетической эмоциональности заключается в том, что она как важнейший элемент социальных эмоций обладает духовным основанием: совокупностью интеллектуальных, нравственных, религиозных компонентов, выражающих содержание социальных отношений. Через систему эстетической мотивации происходит процесс сближения социальных эмоций, социальных отношений, формируется культура личности.

Кроме этого, культура личности может возрастать через эстетическую мотивацию, опосредованную эстетическим сознанием личности, образовавшимися устойчивыми доминантными мотивами, общественными ценностями, общественным идеалом, общественными интересами.

Усилению данного процесса способствуют социально-психологические механизмы авторитета, подражания и другие, которые ведут к развитию высококультурных норм поведения личности.

5. Активным элементом деятельного механизма эстетического сознания является эстетическое отношение к действительности. В процессе эстетического отношения происходит осознание личности внешнего мира, природы, общества, обогащается духовный мир личности, формируется целостная картина мира - культура по горизонтали и вертикали.

6. В результате эстетической деятельности как завершающей части деятельностного механизма эстетического сознания личности достигается гармония меры эстетического познания, оценки, эстетического проекта освоения действительности с мерой необходимости совершенствования самого человека, его культуры. Целью эстетической деятельности, в ее полном объеме, есть воспроизводство в соответствии с законом возвышения потребностей новой эстетической потребности, эстетического отношения.

Сформулированные нами выводы представляют собой принципиальную схему, своеобразную структурную композицию, на которой базируется теоретическое содержание и соответствующее ему практическое воздействие эстетического сознания на формирование культуры личности.

Теоретический анализ проблем диссертации, апробация ее основных положений позволяет автору сформулировать следующие практические выводы:

1. Изыскать возможности для повышения эстетической культуры учащихся средних школ и вузов.

Было бы целесообразно, в связи с разработкой новой концепции образования, учесть опыт наиболее развитых стран (например, Японии, где только на рисование в неделю отводится 12 часов против одного часа у нас) и увеличить количество часов на эстетическое образование и воспитание.

В связи с тем, что культура как система специального взаимодействия играет важную роль в деятельности любого выпускника высшей школы, директивно закрепить преподавание культурологии в объеме не менее 100 часов аудиторного времени, против 40 часов, как в большинстве негуманитарных вузов страны. Завершать обучение в вузах государственным экзаменом по культурологии, с включением знания наиболее значительных шедевров мировой и отечественной литературы и искусства.

Все это будет способствовать совершенствованию системы эстетического воспитания студентов вузов.

Современные проблемы эстетического и культурного воспитания молодежи целесообразно разработать в научной литературе, постоянно обсуждать в периодической печати.

2. Разработать новую культурную политику, позволяющую защитить зрителей от демонстрации по телевидению кинофильмов и передач, содержащих порнографию и пропагандирующих насилие.

В культурной программе предусмотреть не запретительные меры, цензуру, а экономический механизм. Законодательством предусмотреть значительное увеличение налогового пресса на ввоз, прокат и показ порнографических фильмов, передач, а также фильмов, пропагандирующих насилие.

Для противодействия экспансии низкопробной западной продукции ввести систему экономических льгот и поощрений отечественной продукции, содержащей гуманистический характер и проявляющей менталитет русской культуры.

 

Список научной литературыСавченко, Владимир Никитович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Андреев A.JI. Искусство, культура, сверхкультура. (Философия искусства H.A. Бердяева) М.: Знание, 1991- 121 с.

2. Андреев A.JI. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1990.-258 с.

3. Акулин В.Н. Философия всеединства. Новосибирск: Наука, 1990.- 158 с.

4. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия: Учебник. М., 1996. 550 с.

5. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969.

6. Апресян Г.З. Эстетика и художественная культура социализма. Изб. труды. -М.: МГУ, 1981.-330 с.

7. Аринина Ю.Л. Эстетическое сознание: сущность и функционирование в условиях развитого социализма. Автореф. дис. доктора философских наук. М., 1985.

8. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. - 352 с.

9. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. М,: Высшая школа, 1990. - 176 с.

10. Банфи А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989. - 384 с.

11. Барулин B.C. Социальная философия. Изд. 2-е. - М.: Фаир-пресс, 1999. - 560 с.

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-444 с.

13. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-445 с.

15. Бахтин М.М. К философии поступка (фрагменты рабо-ты)//Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М.: Наука, 1986.-Сс.82-157.

16. Бергсон А. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Московский клуб, 1992.-Т.1.-336с.

17. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994.384 с.

18. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда,1989.-608 с.

19. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука,1990.-222 с.

20. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - 175 с.

21. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 383с.

22. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: "Республика".1994.-480 с.

23. Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика,1995. 383 с.

24. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. -М.: Искусство, 1994. Т.1. - 545 е., - т.2. - 512 с.

25. Белик A.C. Концепция А. Маслоу шаг на пути создания синтетической теории человека//Вестник Московского университета Серия 7. Философия. -1991. - №3 - С.59 - 66.

26. Белинский В.Г. Сочинения. Т.5. М., 1954. - 420 с.

27. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета.

28. Борев Ю.Б. Эстетика. Изд. 3-е. - М.: Политиздат, 1981. - 399 с.

29. Брушлинский A.B. взаимосвязь поцессуального и личностного аспектов мышления: Статья. Мышление: процесс, деятельность, общение. М.: Наука, 1982. - С. 5-49.

30. Брупшинский A.B. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-тут психологии РАН, 1994. - 109 с.

31. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. - 464 с.

32. Видгоф В.М. Эстетическое сознание как предмет философского исследования. Автореф. дис. доктора философских наук. Екатеринбург, 1993.

33. Выготский JLC. Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1984.

34. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. СПб., 1902 1908.

35. Гайденко П. Творчество.//Философская энциклопедия. Т.5. М., 1970.-С. 186-187.

36. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.-705 с.

37. Гольденбрихт С.С., Гальперин Н.П. Специфика эстетического сознания. М.: Наука, 1974. - 253 с.

38. Губанов Н.И. Чувственное отражение: Анализ проблем в свете современной науки. М.: Наука, 1986. - 180 с.

39. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Наука, 1994. - 317 с.

40. Гуревич П.С. Культурология. М.: Знание, 1996. - 288 с.

41. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

42. Глотова Г.А. Человек и знак. Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Свердловск, 1990. 320 с.

43. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1987.

44. Домбровская Т.И. Эстетическое сознание и некоторые закономерности его развития в социалистическом обществе. Киев, 1985.-283 с.

45. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2 т. М.: Аспект Пресс,1994.

46. Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество. -М.: Искусство, 1987. -351 с.

47. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1986. -305 с.

48. Иванов A.B. Сознание и мышление. М., 1994.

49. Иванов A.B. Принципы формирования культурного Космо-са//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия 1994. - №2. -с.18-19.

50. Ильин И.А. История искусства и эстетика: Избр. статьи. М.: Искусство, 1983. - 288 с.

51. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 431 с.

52. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Иностр. лит-ра, 1962.- 572 с.

53. История эстетической мысли: В 6 т. М.: Искусство, 1985. - Т.1.463 с.

54. История эстетической мысли: В 6 т. М.: Искусство, 1985. - Т.2.455 с.

55. История эстетической мысли: в 6 т. М.: "Искусство", 1986. - Т.З.496 с.

56. История эстетической мысли: в 6 т. М.: "Искусство", 1987. - Т.4.525 с.

57. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т.- М.: Изд. Акад. художеств СССР, 1962. -Т.1.-682 с.

58. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. -Т.2.- 1964.-835 с.

59. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. -Т.3.- 1967.- 1008 с.

60. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т.- Т.4. (первый полутом).- 1969. 783 с.

61. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. -Т.5.- 1970.-856 с.

62. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1971. - 766 с.

63. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

64. Каган М.С. человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

65. Канарский A.C. Диалектика эстетического процесса: В 2 ч. Киев: Изд. Киев. гос. ун-та. - 4.1. Диалектика эстетического как теория чувственного познания. - 1979. - 215 с.

66. Канарский A.C. Диалектика эстетического процесса: В 2 ч. 4.2. -Генезис чувственной культуры. - 1982. - 192 с.

67. Кант И. Сочинения: В 6т. М.: Мысль, 1966. - Т.5. - 564 с.

68. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. -с.3-30.

69. Категории этики и эстетики: Сб. / А.П. Валицкая и др. Л.: Ле-нингр. гос. пед. институт им. А.И. Герцена, 1973. - 157 с.

70. Князева E.H., Курдюмов С.П. Синергитика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. - №12. - С.3-20.

71. Кормин H.A. Онтология эстетического. М.: Наука, 1992. - 117 с.

72. Кормин Н. Проблемы онтологии эстетического: Дисс. в форме науч. доклада на соиск. уч. ст. д-ра филос. наук. М.: ИФ РАН, 1993. - 52 с.

73. Крутоус В.П. Категория прекрасного и эстетический идеал. М.: Изд. Моск. ун-та, 1985.- 168 с.

74. Крутоус В.П. Родословная красоты: (Прекрасное и целесообразность). М.: Искусство, 1988.-222 с.

75. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации: Статья // Вопросы философии. -1992 -№12. С.21 -28.

76. Крюковский Н.И. Проблема систематизации основных эстетических категорий: Автореферат дисс. д-ра филос. наук. М., 1983.

77. Культурология. Учебник. Для студентов технических вузов. М.: Высшая школа., 1998. - 511 с.

78. Культурология.//Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-576 с.

79. Культурология//Под ред. A.A. Радугина. М., 1996. - 238 с.

80. Культурология. М.: Знание, 1993. - 230 с.

81. Леви-Брюль JI. Первобытное мышление. М., 1930. 410 с.

82. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.

83. Ленин В.И. Полн. соб. соч. -М.: Политиздат, 1976. Т. 18. - 524 с.

84. Ленин В.И. Полн. соб. соч. Т.29. - 1980. - 782 с.

85. Лой А.Н. Сознание, как предмет теории познания. Киев: Наукова думка, 1988. - 280 с.

86. Лосев А.Ф. Дух: Статья // Философская энциклопедия: В 5 т. М.: Советская энциклопедия, 1962. - Т.2. - С.82-85.

87. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. - 655 с.

88. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М.: Искусство, 974. - 600 с.

89. Лосев А.Ф. Неоплатонизм: Статья // Философская энциклопедия. -Т.4. 1967. - С.45-48.

90. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525 с.

91. Лосев А.Ф. Эстетика. Эстетическое как предмет эстетики: Статья // Философская энциклопедия. Т.5. - 1970. - С.570-577.

92. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., Основы эстетики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

93. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995. - 400 с.

94. Лукач Д. Своеобразие эстетического: В 4 т.- М.: Прогресс, 1985. -Т.1.-336 с.

95. Лукач Д. Своеобразие эстетического: Т.2,- 1986. - 468 с.

96. Лукач Д. Своеобразие эстетического: Т.З.- 1986. - 303 с.

97. Лукач Д. Своеобразие эстетического: Т.4.- 1987. - 573 с.

98. Малышев И.В. Эстетическое в системе ценностей. Ростов-на-Дону: Изд. Ростов, ун-та, 1983. - 150 с.

99. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема: Статья // Вопросы философии. 1990. - № 10. - С. 3-18.

100. Маркарян A.C. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М., 1983. 284 с.

101. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Политиздат, 1955. - Т.2.652 с.

102. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.З. - 1955. - 630 с.

103. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.42. - 1974. - С. 41-174.

104. Марскистско-ленинская эстетика: Учебное пособие / Под. ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Изд. Моск. ун-та, 1983. - 544 с.

105. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

106. Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. М.: Наука, 1990-210 с.

107. Межуев В.М. Проблемы философии и культуры. М., 1984. 325 с.

108. Межуев В.М. Культура и история. Проблемы культуры в философ-ско-исторической теории марксизма. М., 1977. 210 с.

109. Мигунов A.C. Искусство и процесс познания М.: Изд. Моск. ун-та, 1986.-127 с.

110. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990. 180 с.

111. Морфология культуры. Структура и динамика. М.: Наука, 1994.415 с.

112. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. -М.: Искусство, 1994. 606 с.

113. Мялкин A.B. Способности и потребности личности. М.: Мысль, 1983.-260 с.

114. Нестеренко В.И. Буржуазное эстетическое сознание: Его генезис, структура, противоречия. Автореферат кандидата философских наук. Киев, 1982.

115. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990. - Т. 1. - 829 с.

116. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990. - Т. 2. - 829 с.

117. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб.: Худож. литра, 1993.-672 с.

118. Новикова Л.И. Эстетическая деятельность в системе общественной практики. Автореф. дис. доктора философских наук. М., 1977.

119. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. Изд. 2-е, переработанное и доп. - М.: Высшая школа, 1984. - 336 с.

120. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1975. - 224 с.

121. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.-588 с.

122. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Мысль, 1990. - Т.1. - 860с.

123. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. - 330 с.

124. Попков В.А., Целищев Д.П. Эстетическое содержание труда. М.: Искусство. - 262 с.

125. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т.2. -1993. - 528 с.

126. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т.З. -1994. - 656 с.

127. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 4. -1994. - 830 с.

128. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. М.: Гардарика, 1988.-446 с.

129. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1984. -325 с.

130. Природа и функции эстетического: Сб. М.: Искусство, 1968.

131. Проблема человека в западной философии: Сб. / Сост. П.С. Гуреви-ча. Общ. ред. Ю.Л. Попова. М.: Прогресс, 1988. - 552 с.

132. Проблемы эстетического сознания в современных зарубежных исследованиях: Реферат, сб. / ИНИОН АН СССР. Отв. ред. И.Л. Галинская. М., 1986. -159 с.

133. Риккерт Г. Философия жизни. Изложение и критика модных течений философии нашего времени. СПб.: Academia, 1922. - 167 с.

134. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб.: Образование, 1911. -196 с.

135. Розин В.Н. Введение в культурологию. М. Форум, 1997. - 224 с.

136. Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 386 с.

137. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения: В 3 т. М.: Худож. лит-ра, 1961. - Т. 1. - 851 с.

138. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие: Вопросы методологии и критики. М.: Мысль, 1985. - 208 с.

139. Сартр Ж.-П. Воображение (фрагменты) // Логос, 1992. № 3. - С.98.116.

140. Сафронов Б.В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. -М.:: Знание, 1984. -110 с.

141. Семенов В.Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. -Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1988. -168 с.

142. Сеченов И.М. Избранные произведения: В 10 т. М., 1952.

143. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. - 352 с.

144. Скворцов. Культура Самосознания: человек в поисках истины своего бытия. -М.: Политиздат, 1989. 312 с.

145. Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов B.C., Филатов В.П. М.: Политиздат, 1991. - 414 с.

146. Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры. М.: Наука, 1990.

147. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1988. - Т.1. -892с.

148. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. Т.2. -1988. - 824 с.

149. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат,.1992.

150. Спиркин А. Сознание: Статья // Философская энциклопедия. Т.5.-С. 43-48.

151. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.218 с.

152. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарика, 1998. - 816 с.

153. Столович JI.H. Категория прекрасного и общественный идеал. -М.: Искусство, 1969. 350 с.

154. Столович JI. Р. Природа эстетической ценности. М.: "Политиздат", 1972.-271 с.

155. Столович JI.H. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение. М.: Знание, 1983. - 64 с.

156. Столович JI.H. Жизнь творчество - человек: Функции художественной деятельности. - М.: Политиздат, 1985. - 415 с.

157. Столович JI.H. Искусство и игра. М.: Знание, 1987. - 64 с.

158. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. - 464 с.

159. Суна У.Ф. Методологические принципы изучения эстетической культуры молодежи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1982.

160. Тейяр П. де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987. -240 с.

161. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1968. -123 с.

162. Тэн И. Лекции об искусстве. (Философия искусства): В 5 ч. М.: Польза, 1913. - 4.1. - 96 е.; 4.2. -102 е.; 4.3. -124 е.; 4.4. -118 е.; 4.5.-112 с.

163. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки // "Вопросы философии". 1987. - № 3. - С. 11-28.

164. Федотова В.Г. Душевное и духовное // Философские науки. 1988. -№7. - С. 50-58.

165. Философия и ее место в культуре. Новосибирск, 1990. 230 с.

166. Философский энциклопедический словарь / Редкол. С.С. Аверин-цев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.

167. Флоренский П.А. Сочинения в 2 т. М.: "Правда", 1990. -T.I.-839 с.

168. Флоренский П.А. Соч.: В 2 томах. Т.2. -1990. - 447 с.

169. Формирование профессиональной педагогической культуры воспитателя молодежи: Сборник научных трудов. Серпухов, 1998. 106 с.

170. Хайдеггер М. Исток художественного творения: Статья // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М.: Изд. Моск. ун-та, 1987. - С. 264-312.

171. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной (фрагменты) // Русский космизм. С. 264-277.

172. Чижевский A.JI. Колыбель жизни и пульсы Вселенной (Первая глава из книги "Земное эхо солнечных бурь") // Русский космизм. С. 317-327.

173. Шелер М. Положение человека в Космосе (фрагмент из книги) // Проблема человека в западной философии. С. 31-95.

174. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. - 490с.

175. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. -М.: Мысль, 1966. -496 с.

176. Шеллинг Ф.В.Й. Об отношении реального к идеальному в природе //Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. Т. 2. -1987. - С. 34-51.

177. Шеллинг Ф.В.Й. Об отношении изобразительных искусств к природе // Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. Т. 2. -1987. - С. 52-85.

178. Шеллинг Ф.В.Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметов // Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. Т.2. -1987. - С. 86-158.

179. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М.: Наука, 1973.-256 с.

180. Шестаков В.П. Эстетические категории. Опыт систематического и исторического исследования. М.: Искусство, 1983. - 360 с.

181. Шиллер Ф. Собрание сочинений: В 7 т. Статьи по эстетике. Т.6. -М.: Худож. лит-ра, 1957. - 791 с.

182. Шопенгауэр А. Собрание сочинений: В 5т. М.: Московский клуб, 1992.-Т.1.-395с.

183. Шпет Г.Г. Проблемы современной эстетики: Статья // Искусство. -1923.-№ 1. С. 43-78.

184. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. A.A. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

185. Эстетика и жизнь. Вып. 3: Сб. статей / Редкол.: A.B. Кукаркин и др. М.: Искусство, 1974. - 518 с.

186. Эстетика и жизнь. Вып. 6: Сб. статей / Редкол.: М.Ф. Овсянников и др. М.: Искусство, 1979. - 295 с.

187. Эстетические ценности в системе культуры: Сб. науч. статей / АН СССР, ИФ, Науч. совет по проблемам эстетики. Редкол.: М.Ф. Овсянников и др. М„ 1986. -151 с.

188. Эстетический опыт и эстетическая культура: Сб. / ИФ РАН; Отв. ред. K.M. Долгов. М., 1992. -154 с.

189. Этическое и эстетическое: Сб. статей / Отв. ред.: М.С. Каган и В.Г. Иванов. JL: Изд. Ленинград, ун-та, 1971. -119 с.

190. Эстетическое: Сб. статей / Общая ред. и сост. В.А. Разумного. -М.: Искусство, 1964. 349 с.

191. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Редкол.: А.Я. Зись, Н.И. Киященко, Ф.Д. Кондратенко и др. М.: Искусство, 1981.-255 с.

192. Эстетическое сознание и художественная культура общества: Сб. / МГУ им. М.В. Ломоносова. Под рук. С.А. Завадского. М., 1981. -78с.

193. Эстетическое сознание личности: Сб. / Рук. авт. колл. Н.И. Киященко. М.: ИФ РАН, 1994. - 220 с.

194. Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.

195. Юнг К. Собрание сочинений: В 19 т. Феномен духа в искусстве и науке. Т. 15. - М.: Ренессанс, 1992. - 320 с.

196. Яковлев Е.Г. Проблема систематизации категорий в марксистско-ленинской эстетике. М.: Искусство, 1983. -168 с.

197. Яковлев Е.Г. Художник: личность и творчество. М.: Высшая школа, 1991.-222 с.

198. Яковлев Е.Г. Эстетика молчания, тишины и света: Статья // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1993. - № 2. - С. 50-63.

199. Яковлев Е.Г. О некоторых онтологических чертах русского духа: Статья // Поиск смысла: Сб. статей участников междунар. науч.конф. "Русская культура и мир". Н. Новгород: НГПИИЯ им.Н.А. Добролюбова, 1993. - С. 717.266

200. Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное: Избранные работы. -М.: Брандес, 1995. 406 с.

201. Breton A. Manifesto du surrealisme. Dans: Ecrits sur l'art et manifestes des écrivains lraii9ais. Anthologie. M.: Editions du Progrès, 1981. - Pp. 401-434.

202. Chandler A.R. Beaty and human nature. Elements of psychological aesthetics. New York - London: Appleton-Century company, 1934. - 381 p.

203. Churchland P.M. Matter and consciousness. A Contemporary Introduction to the Philosophy of Mind. Cambridge - London: A Bradford Book. The MIT Press, 1988.

204. Davis P. The Cosmic Blueprint. New Discoveries in Nature's Creative Ability to Order the Universe. New York: Simon & Schuster, 1988. - 211 p.

205. Tart Ch. The Systems Approach to states of Consciousness//Beyong Ego. Transpersonal Dimensions in psychology. Los angeles: J.P. Tarcher, Inc., 1980.-Pp. 115-118.

206. Tart Ch. Transpersonal Realities or Neurophysiological Illusions? Toward an empirically Testable dualism//The Metaphors of consciousness. Pp. 199222.