автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Философско-антропологические основания европейского фашизма

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Давыдова, Галина Егоровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философско-антропологические основания европейского фашизма'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философско-антропологические основания европейского фашизма"

На правах рукописи

Давыдова Галина Егоровна

Философско-антропологические основания европейского фашизма

09.00.13 - религиоведение, философская антропология философия культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ростов-на-Дону 2005

Работа выполнена в Федеральном Государственном научном учреждении «Северо-Кавказский научный центр высшей школы»

Научный руководитель — доктор философских наук, профессор

Несмеянов Евгений Ефимович

Официальные оппоненты - доктор философских наук, доцент

Защита состоится «20» апреля 2005 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.208.13 по философским наукам в Ростовском государственном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 140, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке Ростовского государственного университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 148.

Матяш Дмитрий Владимирович

кандидат философских наук, доцент Субботин Александр Ильич

Ведущая организация - Южно-Российский государственный

технический университет (НПИ)

Автореферат разослан

2005 г.

Ученый секретарь / а лА^

диссертационного соврта'З'^ТХ''*'''^''^^ М.М. Шульман

Актуальность темы исследования. В современной ситуации, сложившейся в политической и общественной жизни России, важным остается вопрос об организациях, называющих себя фашистскими. Их деятельность нельзя назвать очень уж активной, но они регулярно и ярко заявляют о себе (демонстрации, пикеты, захваты учреждений, нападения на иностранцев и инородцев, издание фашистской литературы и т.п.). То же происходит и в других странах Европы.

Везде отношение к этому явлению неоднозначно: не имея достаточной опоры в массах, фашизм выжидает момента, не позволяя забыть о себе; в политической жизни его часто используют более мощные движения для собственного усиления. Спекуляции на идеологии фашизма превращают его в современный миф, имеющий мало общего с подлинной историей. Пропаганда этого мифа отрицательно влияет на культуру и общественную жизнь любого общества.

Однако, сейчас, через 60 лет после разгрома немецкого фашизма, очевидно, что это явление до сих пор имеет социальные и иные основания своего политического воспроизводства, и не исключена возможность его возрождения при определенных условиях. Тем более, что лидеры фашизма утверждают историческую неизбежность этого.

Из этого вытекают вопросы, насколько опасно может быть это движение вообще; каковы условия его активизации, развития и политической успешности в современных условиях; какие меры следует принимать, чтобы этого не произошло. Для обеспечения ответов на эти вопросы необходимо обратиться к истории возникновения и развития фашизма в Европе, рассматривая уже накопленный в философии, культурологии, социологии и психологии материал его анализа системно, в рамках антропологического подхода, который приобретает в наше время особую актуальность, как позволяющий гармонично объединить теоретические, идеологические и социально-психологические основания принятия политических решений.

Степень разработанности проблемы. Теоретическую базу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных мыслителей, как К.Г. Юнг, К. Ясперс, О. Шпенглер,

3. Фромм, И. Фихте, Ф. Ницше, К. Манхейм, Е. Дюринг, Э. Хоб-сбаум, Г.П. Федотов, Н. Гудрик-Кларк, Й. Хейзинга, М. Хайдег-тер, Г. Риккерт, Н. Бердяев, Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Г. Ле-бон, Ж. Желев, X. Ортега-и-Гассет, 3. Фрейд, В. Бехтерев, Т. Кар-лейль, В. Шубарт, Ю. Хабермас, П. Тейяр де Шарден.

Непосредственно к теме относятся такие работы, как: «Вотан» и «Эпилог» Юнга, «Бегство от свободы» (глава «Психология нацизма») Фромма, «Нации, и национализм после 1780 года» Хоб-сбаума, «Оккультные корни нацизма» Гудрик-Кларка, «Самодержавие духа» Митрополита Иоанна. Целый ряд ценных суждений о фашизме мы находим в работах К. Ясперса «Духовная ситуация времени», X. Ортега-и-Гассета «Восстание масс», Н. Бердяева «Судьба России», «Философия неравенства», В. Шубарта «Европа и душа Востока», К. Манхейма «Диагноз нашего времени», «Человек и общество в эпоху преобразований», «Идеология и утопия».

Фундаментальными являются работы П. Алатри «Происхождение фашизма» и А. С. Бланка «Из истории раннего фашизма в Германии», а также работы Ж. Желева, П. Тольятти, К. Гейдена.

Фашистские режимы и фашистские движения в отдельных европейских странах проанализированы в работах В. Мантинелли,

4. Диннера, В. Шейдера, Й. Петерсена, Я. Кершоу, В. Випперма-на, Л. Хербса, В.Вильтшега, У. Клюге, М. Салоши-Янца, А. Хей-нена, В. Ирвина, С. Вен-Ами, М. Блинкхорна, Р. Суси, Р. Турло-ва, Л. Карвонена, У. Линдстрема, Б. Глауса, А. Кошта Пино.

Культурологический и социально-психологический анализ фашизма произведен в книге В. Клемперера «Язык Третьего рейха», посвященной логосфере, символике и обыденной жизни фашизма.

Весьма ценной является работа Роберта Герцштейна «Война, которую выиграл Гитлер», в которой исследуется пропаганда фашизма и ее влияние на национальное сознание. Особенности риторики фашизма выявлены в книге А. К. Михальской «Русский

Сократ» (глава «Риторика и власть»). В книге Г. Пикера «Застольные разговоры Гитлера» представлены, пожалуй, все идеи фашизма. Большой интерес представляют такие первоисточники, как «Моя борьба» А. Гитлера, «Миф XX века» А. Розенберга, «Кровь и почва». Социология фашизма. 1933-1945 гг.» Э. Крика, «Гитлер и я» О. Штрассера, «Последние записи» Й. Геббельса, «Доктрина фашизма» Б. Муссолини, некоторые документы, как например, брошюра Главного управления СС и Управления образования Германии «Расовая гигиена и демографическая политика в национал-социалистической Германии (биологические основы и их осмысленное применение для сохранения и приумножения нордической крови)».

Среди публикаций исторического и аналитического содержания выделяются работы таких авторов, как В. Бертольд, Г.А. Бор-дюгов, ВА Александров, И.С. Галкин, Ж. Деларю, Д.Е. Мельников, Л.Б. Черная, И.М. Фрадкин. Историко-культурные материалы содержатся также в трудах Тацита. Особое место занимают мемуары и воспоминания, дающие возможность узнать субъективную оценку событий описываемого периода.

В послевоенный период внимание исследователей-марксистов сосредоточивалось в основном на изучении конкретных проблем политики фашистских государств и их сравнительном анализе, а также на детальном изучении военно-исторического аспекта фашизма и антифашистского движения, как например: обобщающая монография Ю.В. Галактионова «Германский фашизм как феномен первой половины XX века: отечественная историография 1945-90-х годов», книга В. Виппермана «Анализ фашизма. Социалистические и коммунистические теории фашизма» (пока не переведенная на русский язык).

Либеральные теории фашизма наиболее полно проанализированы в трудах Г. Кидворда, Г. Шульце, а также в сборнике «Фашизм в Европе». Неонацистская литература вскоре после Второй Мировой Войны разделилась на два обособленных направления. Одно из них утратило политико-пропагандистскую направленность и продолжает традицию оккультной литературы конца XIX-начала XX веков. Другое представляет собой открытый вызов совре-

менному обществу, развивая идеи реванша, и имеет выраженный пропагандистский характер.

Таким образом, положение с исследованием фашизма в науке характеризуется большой разобщенностью и бессистемностью: каждая дисциплина рассматривает это сложное явление со своей точки зрения и в рамках своей методологии. В результате выводы часто получаются противоречивые, и в печати до сих пор преобладает историко-публицистический стиль, обслуживающий политические интересы. Поэтому требуется подход, способный дать такую картину фашизма, опираясь на которую можно было бы, как минимум, отслеживать динамику этого явления непосредственно в общественной жизни, а как максимум, - влиять не нее.

Целью диссертации является анализ европейского фашизма (прежде всего — немецкого и итальянского) как целостного социокультурного явления.

Задачи диссертации:

- рассмотреть статус и социально-политический «вес» фашизма в современных условиях;

- выяснить «место» фашизма в структуре политической культуры;

- рассмотреть исторические и социальные условия возникновения немецкого фашизма;

- проанализировать основные моменты идеологии фашизма;

- выявить общие и различные черты фашистских режимов в разных странах Европы;

- рассмотреть в антропологическом ключе явление «человек фашизма».

Новизна исследования заключается в следующем:

- предложен комплексный подход для изучения фашизма, включающий культурологический, философско-мировоз-зренческий, социально-психологический и антропологический моменты;

- предложена социокультурная квалификация фашизма, как «национального ментализма»;

- комплексно, в единстве вышеуказанных моментов, рассмотрены причины возникновения и развития фашизма в Германии;

- рассмотрены культурно-мифологические, эзотерические, научные, философские и политические основания идеологии фашизма в Германии и ее варианты в других странах Европы;

- предложена антропологическая схема понятия «человек фашизма».

Тезисы, выносимые на защиту.

1. Разнообразие подходов к исследованию фашизма создает большую неопределенность в оценке современных проявлений фашизма и его перспектив в целом (от призывов «выжечь каленым железом» до успокоительных оценок типа «детишки балуются»). Поэтому важно выяснить подлинное место фашизма в структуре социально-политической культуры. Представляется, что он занимает промежуточное место между традиционным, естественно-исторически сформировавшимся национализмом наций, проявляющемся, в основном, в стихийных националистических действиях (войнах, погромах, частных законах, ограничивающих инородцев и т.п.), и собственно государственной национально-расовой политикой, вытекающей из классовой структуры общества.

2. Фашизм возникает в условиях экономического и политического кризиса, краха государства, например, в случае Германии, вследствие поражения в Первой мировой войне. При этом государственная идеология, как и классовые различия, теряют свое политическое значение (т.к. всем живется плохо), и возникает общественная потребность в иных формах общественного единства, могущих возродить общество. В этих условиях естественно обращение к историческому опыту национального единства, который должен быть тщательно выявлен, проанализирован, всесторонне обоснован с помощью современной науки, философии, культуры (эзотерики). Такая форма единства нации (обеспечивающая единство общества) является более фундаментальной, чем обычная государственная политика; из этого следует, что государство должно во всем соответствовать новой национальной идеологии, а не наоборот. В Германии этот принцип был проведен полностью, тогда как в других европейских странах, где имело место фашистское движение, — с определенными отличиями, вытекающими из национально-исторической специфики страны.

3. Идеология фашизма рассчитана на все слои общества; поэтому она использует для своего обоснования все, что возможно:

науку — в лице концепций социального биологизма (дарвинизма и теории «идеальной арийской расы») и «почвенничества»; философию - в лице учения Ф. Ницше о сверхчеловеке; эзотерику - в лице оккультизма; политику — в лице концепции «идеального государства», в основании которого лежит «фюрер-принцип». Применение этой идеологии в политической практике позволяет четко ставить социально значимые цели и искать средства из достижения; использовать полезное и уничтожать вредное; находить врагов народа и нации; обеспечивать выживание, самосохранение за счет расширения жизненного пространства и т.д. В результате общество приобретает идеологически и политически гомогенную структуру, в которой на дело нации используется всё, что возможно (уничтожается только абсолютно непригодное, например, евреи, коммунисты). Такая практика порождает человека особого типа — «человека фашизма».

4. «Человек фашизма» обладает определенной совокупностью качеств, характеризующих его поведение, сознание, мышление и самоопределение. Для такого человека свойственны: «толпный» тип поведения — выглядеть, действовать, говорить, как все; абстрактно-мифологичный тип сознания: во всем стремиться к идеальному образу сверхчеловека - фюрера (культ вождя); предельно нормативный, антирефлексивный тип мышления: всё делать, как надо, не ведать сомнений и бороться с любыми отступлениями; основой самоопределения такого человека является убеждение в собственной сверхполноценности (в отличие от представителей всех других наций). Для такого человека мораль находится в нем самом и определяется им самим, в отличие от традиционного типа националиста — шовиниста.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования обсуждались на объединенном заседании кафедры философии и культурологии РГПУ и отдела социальных и гуманитарных наук СКНЦ ВШ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы из 225 наименований. Общий объем работы 172 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во «Введении» обосновывается актуальность исследования, характеризуется степень разработанности темы, определяются цель и задачи работы, излагаются методологические основания, показывается новизна результатов исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Глава I «Фашизм, как феномен современной культуры» посвящена современным взглядам на явление и понятие фашизма.

В § 1 «Традиционные представления о фашизме» рассматриваются сложившиеся к настоящему времени подходы к пониманию фашизма.

Уже давно наблюдается большое разнообразие в толковании этого исторического феномена. Это и марксистская концепция, и либеральная, и культурно-историческая (оправдывающая фашизм). Имеющиеся теории фашизма, как правило, освещают либо частный случай фашизма на какой-либо национальной почве, либо какой-то его отдельный аспект: политический, социальный, культурный, исторический, духовный и т. д. Имеются большие разногласия по вопросу о необходимых признаках фашизма, т.к. в разных странах Европы наблюдались и разные его формы и проявления. Общего же и общепризнанного определения фашизма так и нет, и до сих пор в ходу сравнительно-описательные представления о «более или менее фашистском», восходящие к Э. Нольте. Представляется, что такое определение должно исходить из того, что фашизм есть социокультурная идея, цель и концепция нового человека. В § 2 «Политические и социальные условия становления и победы фашизма: история и наши дни» анализируются экономические, социально-психологические и политические причины возникновения фашизма, главной из которых является нарастающий европейский национализм. Вводится новое понятие «национальный ментализм», как качественно новая промежуточная форма национализма между государственной национальной политикой и традиционным расизмом. В связи с политическим и социальным кризисом вследствие поражения в войне национализм обращается к историческим корням этноса, его мифам. В новой идеологии важными становятся на-

циональные черты, составляющие «неизменное постоянство», отличающее характер, душу, образ жизни народа, которое необходимо возродить для выживания нации. В сложившихся условиях такой идее и цели нет альтернативы. На этой основе проводится различение «старого», классического фашизма, имевшего широкую социальную базу, и «нового», т.е. неофашизма, как узкого политического движения.

В § 3 «Фашизм как политическая мода» рассматриваются причины неизменной востребованности понятия «фашизм» в общественном сознании, превращения его в устойчивый политический символ. Это объясняется тем, что фашизм обладает качествами целостной идеологии, отвечающей интересам недовольных слоев народа, опирающейся на древние и незыблемые традиции, гарантирующие единство нации и, следовательно, ее выживание, развитие и расцвет, и использующей для этого все возможные средства.

Поэтому фашизм остается популярным понятием в силу своей претензии на универсальность. Можно сказать, что в культурологическом плане фашизм является новоевропейским социальным конструктом, своеобразной теорией и особым типом государства, равно как и духовной верой, задающей смысл жизни. Идеальный первообраз фашизма формирует представление о неразрывной связи прошлого и настоящего, об идеальном миропорядке прошлого и идеальном человеке прошлого, о насущной необходимости вернуться в прошлое и обрести тем самым утерянные ценности. Ради этого фашизм реформирует религию и церковь, вводит культ здорового тела, вообще претендует на собственное мировоззрение и философию. В результате понятие «фашизм», даже с учетом его неопределенности, является одним из наиболее модных понятий в политическом сознании.

В § 4 «Социокультурные причины зарождения фашизма» рассматривается эволюция общественного сознания в Германии, оказавшегося, в конечном итоге, готовым для принятия фашизма.

Важно отметить, что объяснение зарождения фашизма в традиционных социальных теориях - через экономические, соци-

альные, политические причины — явно недостаточно. Остается в тени главный — антропологический — момент, объясняющий, как сочетание объективных и субъективных факторов (динамика общественных настроений) породило «эффект толпы», идеологизацию целого общества.

Побежденный немецкий народ поступался теми чертами сознания, которые в конечном итоге стали причиной его поражения, но взамен обретал некие новые черты, служившие компенсирующим началом, неким противовесом. Высокомерие уступало место всевозможным фобиям, а чувство умиротворенного и самодовольного национального превосходства сменялось состоянием истерического национализма. Состояние полной неопределенности заставляло общественное сознание искать хоть что-нибудь прочное и где угодно. Только такое основание могло по сути своей стать новым системообразующим фактором, вокруг которого могло бы заново сформироваться все общество. Такой фактор нашелся в истории и стал основой новой национальной психологии, идеологии, политики — «национального ментализма». Все это стало опорой власти фашистов, органично соединившей ситуацию, надежды народа и интересы фашистских вождей, основой возникновения нового социокультурного, антропологического типа — «человека фашизма».

Глава II «Фашизм, как целостная цдеолмия» имеет пять параграфов.

В § 1 «Фашизм и концепция «сверхчеловека» Ф. Ницше» рассматривается три основные концепции «сверхчеловека»: ницшеанская, оккультная и концепция «сверхчеловека» собственно фашизма.

Анализ концепции «сверхчеловека» Ницше показывает, что «сверхчеловек» Ницше — это не новая нация, не новый этнос, не новое сообщество, не новая раса. Его «сверхчеловек» - это новая порода, перешагнувшая и презревшая расовые предрассудки. Он значительно «лучше» человека, он не может иметь его пороков и в силу этого он выше морали. Этика, по Ницше, гораздо беднее жизни и не способна охватить всю целостность человеческой породы. «Сверхчеловек» Ницше не несет в себе идеи предсущество-

вания. Его никогда не было в истории, и он только обозначает некоторые предпосылки к появлению. Таким образом, это понятие у Ницше выражает лишь философскую идею, как таковую, новый идеал человека.

Оккультный «сверхчеловек» так же свободен от морали и любых нравственных ограничений, как и ницшевский, но гораздо более реален. В определенном смысле «сверхчеловек» значит «все дозволено», поскольку свободный доступ к глубинным качествам натуры порождает «сверхчеловека». «Сверхчеловек» — это даже не прерогатива будущего, это высшее качество души, задавленное цивилизацией, но свободно проявлявшееся в древности. Человека отделяет от сверхчеловека не время, а неподготовленность, неспособность стать им. И только тот, кто «знает древнюю тайну», готов стать им и спасти нацию.

Поэтому основы фашистского прочтения идеи «сверхчеловека» находятся большей частью в оккультных доктринах (хотя использовался и Ницще). Идея предсуществования, идея возврата к идеальному прошлому, к идеальному образу человека предопределяется мифом об ариях.

Так концепция «сверхчеловека» стала источником и составной частью доктрины фашизма в части самоопределения себя, как антропологического типа, как этновидового способа существования себя, изменяющая всю структуру общечеловеческого морального опыта.

В § 2 «Расовая теория и биологизм» дается анализ оснований расовых концепций фашизма.

В современной литературе о фашизме мы весьма часто сталкиваемся с термином «дарвинизм». Теория эволюции позволяет говорить о наличии какой-либо более сильной, более приспособленной расы. Это стало причиной эксплуатации идей Дарвина в развитии расовой теории. Однако генерализирующей причиной того, что совершенно конкретно-научные биологические теории Дарвина и Мальтуса «вырвались» за пределы «чистой» науки стало их спекулятивно-прагматическое истолкование. Это же явилось причиной возникновения ряда социальных конструктов, одним из которых оказался фашизм. Идея этих этих конструктов

- биологизм как основание социальности, а основной принцип

- редукция социальных качеств и явлений к биологическим.

С этой точки зрения идеологические и любые другие столкновения, конфликты и противоречия есть нечто иное, как следствие более глубинных, потаенных, естественных биологических процессов. Биологические движения в человеке весьма сильны и часто, если не всегда, являются истинной мотивацией его поступков. Биологизм выступает как альтернатива рациональному и вообще сознанию, он видит в жизни именно реальное бытие, как оно есть, как благость самого блага жизни и опровергает мнимое благо. Таким образом, жизнь становится тождественной теоретической реальности и оказывается прямым основанием расистским теориям, императивам фашистской идеологии и морали.

Биологизм обосновывал и такую практическую составляющую идеологии фашизма, как биологически обоснованный идеал здоровья и благополучия человека и общества.

В § 3 «Арийские законы жизни» В. Дайца» представлена натура-листически-биополитическая теория В. Дайца, обосновывающая четыре основных закона арийской жизни.

Это следующие законы: 1) закон автаркии (самодостаточности); 2) закон энтелехии (жизненной силы); 3) биологически-нравственный закон (внутрирасового порядка и межрасовой иерархии); 4) закон вырождения и перерождения (управляющий динамикой взлета и падения наций). Данные законы охватывают практически все сферы персональной и общественной жизни. Они были призваны обеспечить поступательное развитие человека, что возможно лишь при условии, когда человек окажется способным доверять собственной интуиции и инстинктам. Инстинкт и интуиция позволяют постичь жизнь в ее естественных, порой противоречивых проявлениях, а значит, внеинтеллек-туальное понимание жизни может быть гораздо более богатым, чем ее интеллектуальное осмысление.

Выраженная в духе биологизма теория В. Дайца становится философским основанием идеологии и практической политики. Она аргументирует и поясняет принцип расовой жизни, дает

четкое представление о структуре человеческого сообщества и утверждает расовую этику.

Натуралистически-биополитическая теория, вместе с тем, представляет наиболее общую схему общества в его жизнедеятельности. В практической идеологии эта схема становится промежуточным этапом к созданию более конкретного мифического образа сообщества фашистского типа.

В § 4 «Почва и кровь»: концепция Э. Крика» рассматривается миф о «почве и крови», который стал проводником в эпоху варварства и превратился в один из самых грозных феноменов в области идеологии и политики. Едва проникнув в сознание, он мгновенно очертил границы между народами и государствами и эти границы, составленные в массовом сознании, существенно отличались от реальных.

По-настоящему миф о «почве и крови» превратился в фило-софско-антропологическую теорию благодаря усилиям Эрнста Крика. Он был близок к концепции биологизма. Раса понималась им как лучший компонент всего народа, его стержень, как квинтэссенция чистой крови, внутренний компонент народа. Внешний же компонент — земля, родные ландшафты, Малая и Большая Родина, климат и природа.

Логика теории Э.Крика заключается в том, что ландшафт в том смысле, в котором мы его любим, как родные просторы и народ абсолютно соответствуют друг другу и находятся под взаимным влиянием друг друга. Это приводит его к мысли, что там, где проживает коренной народ, находящийся в гармонии с ландшафтом, нет и не может быть другого народа. В этом заключается закон соответствия.

Суть идеи, обобщающей понятие «почвы и крови» в прояснении мифологического представления об укорененности, в открытии нового состояния единства внутреннего во внешнем, в гармонизации взаимодействия персоны и общества, в возврате к архаичным представлениям о земле. Ценность «крови» заключается в самой генетике существования нации, ценность же ландшафта, «почвы» — в его смягчающем, адаптирующем свойстве, опосредующем взаимоотношения нации с внешним миром, мирозданием.

§ 5 «Теория идеального государства» посвящен рассмотрению модели фашистского государства.

Социальное счастье формулируется фашизмом из понимания и осознания возможности самостоятельно и самоотверженно служить обществу и государству. Во всех национальных идеологиях фашизма эксплуатировался лозунг служения отечеству, Он направлял человека, стимулировал его на отказ от персональных претензий, на принятие ценностей массы. Идеальным воплощением этого лозунга стало государство, как безотказный орган служения народу, нации. Идеальная государственная машина могла бы решать двуединую задачу: 1) обеспечить безопасность и стабильность, а также эффективность и успешность деятельности своих институтов; 2) стать опорой и важнейшим условием проведения стратегических реформ в средней и дальней перспективе.

И хотя создание национальных фашистских государств в Европе — процесс сложный и противоречивый, в котором различий гораздо больше, чем сходств, следует отметить, что все фашистские режимы стремились создать жесткую, высоко структурированную государственную систему, немыслимую вне авторитарно-тоталитарной обстановки и тяготели к фюрер-принципу. Идеальное фашистское государство - это государство радикального национализма. Оно не зависит от внешнеполитических потрясений, лишено внутриполитической жизни и не реагирует на перипетии развития экономики. В нем нет самостоятельных общественных субструктур, классов и социальных групп.

На основе анализа различных фашистских режимов выделяются следующие признаки «идеального государства» фашизма: фюрер-принцип, расизм, пропаганда и внедрение новых этических и эстетических принципов, постепенное изживание классовых противоречий.

ГЛАВА III называется «Социально-антропологическое содержание фашизма» и включает в себя два параграфа.

В § 1 «О понятии «человек фашизма» рассматривается новый социально-психологической, социокультурный, политический, а следовательно, — антропологический тип человека, порождаемый фашизмом. Анализ феноменов общественной жизни и принци-

пов общежития фашизма позволяет выделить четыре основных характерологических особенности «человека фашизма».

Во-первых, этот тип человека не обладает собственными чертами лица. Они присутствуют, вне сомнения, но они унифицированы мимикой, вызываемой одинаковыми, либо весьма сходными для всех чувствами. На лице человека фашизма печать осмысления всего «задним числом», твердая решимость и фанатизм. Это физиономия сверхактивного человека с мимикой фатально -го вдохновения.

Во-вторых, этот тип человека обладает «обнаженным» сознанием. Рефлективная сторона этого сознания заключалась в реакциях на современность через призму господствующих мифов и догм. Люди оказались обладателями убеждения в исчерпанности знаний о мироздании. Это сознание, подготовленное для любого потрясения, поскольку миф с легкостью объясняет сущность и последствия любого события или катаклизма, ставит простые и достижимые цели.

В-третьих, фашизму в целом удалось создать тип «толпного», массового человека, имеющего идеалом фюрера - слугу нации, как воплощенного «сверхчеловека», служащего ему и стремящегося походить на него в своем служении. В этом вся его мораль и ценности.

В-четвертых, если тип человека фашизма и не «дотягивает» до идеальной схемы «сверхчеловека», то он совершенно точно не соответствует обобщенному типу человека-современника. Это — постчеловек, знаменующий собой эпоху перехода человека в новое качество, определяющееся высвобождением инстинктивно-интуитивных сил, питающих волю. Такой человек не просто защищает, но активно преобразует свою родину к лучшему всеми доступными средствами, совершенствует ее, никогда не останавливаясь на достигнутом и не взирая на препятствия и неудачи. Это человек-мученик, человек-жертва, не жалеющая себя ради достижения цели. Это мужчина в полном смысле слова. Этим он качественно отличается от прежнего идеала человека-националиста в лице известного Шовена, любящего свою родину как она

есть. Единственным антагонистом «человека фашизма», равным ему по значению, подлинным его врагом является «человек-антифашист», - его же порождение.

Всеобщая деиндивидуализция, осуществленная толпой, привела к варваризации общества. Фашизм активировал механизмы массового, «толпного» сознания, позволяющие покончить с «вседозволенностью демократии» и перейти к полной регламентации жизни. Постчеловек, пренебрегающий человеческим, стал основным типом человека, направляющим свои усилия на коренную модернизацию мира.

§ 2 «Социокультурные различия фашистскихрежимов в разных странах Европы» представляет собой очерк о том, как фашистское мифологизированное сознание стало почвой для создания фашистских режимов. На основе анализа выделяются общие и различные черты европейских «фашизмов».

1) Все европейские «фашизмы» базируются на национальном мифе. Фактически это один и тот же миф, аксиологема которого заключена в необходимости возрождения, обретения национальных корней, утерянного величия, первоценностей. Это миф национальной амбиции, сила которого в способности сплотить нацию, собрать ее под знамена движения национального возрождения.

2) Европейский фашизм «вырос» из последствий Первой мировой войны и из фобии перед коммунистической революцией. Национальная идея в целом ряде государств оказалась значительно сильнее идеи классовой борьбы и социальной революции. Фашизм смог создать идеологию гомогенной нации. Эта идеология постепенно нивелировала классовые противоречия.

3) Каждое из движений европейского фашизма объединяла общая модель врага. Она наполнялась фобиями перед «коварным соседом», вероломным и жестоким и мировым еврейством.

4) Европейские фашистские движения опровергали «конструктивность» прогнивших парламентских демократий», отмечая их коррумпированность, неоперативность, организационную слабость. Они ориентировались на создание сильной власти: от авторитаризма, через диктатуру — к тоталитаризму. Это обстоятельство делает культ вождя важнейшим компонентом фашизма.

5) Европейский фашизм не стал монолитным движением. В силу узконационалистической идеологии и автаркичности, он был обречен на атомистское существование. Это определялось существенными различиями в идеологии и политике фашистских режимов в разных странах, обусловленных их национальными особенностями (как например, отсутствие теоретически разработанной идеологии фашизма и отсутствие гонений на евреев в Италии; чисто авторитарный режим Франко в Испании; национально-освободительные цели режима в Хорватии; антиком-мунисти-ческий и антиеврейский режим в Румынии и Австрии; антикоммунистический, но не антиеврейский режим в Венгрии; буржуазно-националистический режим во Франции и т.п.); наблюдаются также различия в частных политических проявлениях (например, гонения на модернизм в Германии и поощрение его в Италии и т.п.).

В Заключении делаются основные выводы и намечаются перспективы дальнейших исследований.

Публикации. По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Идея «почвы и крови» в идеологическом арсенале фашизма/ / Гуманитарные и социально-экономические науки, № 3, 2004. (0,5 п.л.)

2. Арийские законы жизни В. Дайца// Гуманитарные и социально-экономические науки, № 1, 2005. (0,5 п.л.)

3. Время фашизма: культурологический портрет цивилизации XX века. Изд-во СКНЦ. Ростов-на-Дону, 2005. (10 п.л.)

22 MP?«

1158

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Давыдова, Галина Егоровна

1. ВВЕДЕНИЕ.СТР 1

2. ГЛАВА 1. ФАШИЗМ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ФЕНОМЕН.СТР 4

2.1.

§ 1. ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ?.СТР 4

2.2.

§ 2. СТАРЫЙ И НОВЫЙ ФАШИЗМ.СТР 19

2.3.

§ 3. ФАШИЗМ, КАК МОДНОЕ ПОНЯТИЕ.СТР 38

2.4.

§ 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФАШИЗМА.СТР 49

3. ГЛАВА 2. ФАШИЗМ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ.СТР 61

3.1.

§ 1 .ФАШИЗМ И КОНЦЕПЦИЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА.СТР 61

3.2.

§ 2. РАСОВАЯ ТЕОРИЯ И БИОЛОГИЗМ.СТР 81

3.3.

§ 3. АРИЙСКИЕ ЗАКОНЫ ЖИЗНИ В. ДАЙЦА.СТР 90

3.4.

§ 4. «ПОЧВА И КРОВЬ». КОНЦЕПЦИЯ Э. КРИКА.СТР 96

3.5.

§ 5. ТЕОРИЯ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА.СТР103

4. ГЛАВА 3. ФАШИЗМ: В ПОИСКАХ ТИПА, ИММАНЕНТНОГО ЖИЗНИ.СТР 111

4.1.

§ 1. ЧЕЛОВЕК ФАШИЗМА.СТР111

4.2.

§ 2. ОТ МИФА - К РЕЖИМУ. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ.СТР135

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Давыдова, Галина Егоровна

Являясь предметом изучения гуманитарных наук, фашизм никогда, за более чем полувековую историю его исследования, не был свободен от идеологически предвзятых подходов, манипуляций политического характера, хотя в целом изучение фашизма шло в русле антифашистской традиции, что служило сближающим фактором для многих авторов. Тем не менее, сама тема часто становилась аргументом конкретно-политического противостояния. Это обедняло, лишало научной значимости многие труды, ставило под сомнение сам стиль научных работ и реальность научных выводов.

Не имея надлежащей оценки, фашизм вновь пускал корни. Поэтому он преодолел границы европейского континента и появился в США, Латинской Америке, некоторых других регионах. В начале 90-х годов XX века он укоренился в Восточной Европе и даже в России. Теперь мы наблюдаем проникновение фашизма в большую политику. Таким образом, политико-идеологические штампы сыграли весьма неблагоприятную роль. В этом смысле наука до сих пор в долгу перед обществом.

Не смотря на большой объем литературы о фашизме, проблема человека и человеческого освещена в ней слабо. Эпоха фашизма стала эпохой борьбы добра и зла. Человек эпохи фашизма рассматривался в контексте мифологического мышления. Миф о борьбе добра и зла, как и положено мифу, упрощал проблему и его содержание можно изложить посредством следующей сентенции: «очень много плохих людей противостояли большому количеству хороших людей.Победили хорошие».

Однако, фашизм создал совершенно новый подход к пониманию человека, сформировал собственную эволюционную теорию, очертил перспективы человека, обосновал свою иерархию «человеческих типов».

Фашизм создал государство с совершенно особыми свойствами и характеристиками, он создал новую реальность, наполнил бытие обновленным содержанием. Это привело к формированию своеобразного стиля жизни, формированию нового человека, человека фашизма. Здесь интерес исследователя может вызывать двуединая задача: рассмотрение особых характеристик и свойств человека фашизма, и насколько этот человек соответствовал тому типу «сверхчеловека», «арийца», который фашизм сотворил в своих теоретических конструктах.

До сих пор малоизученным представляется аспект культурных оснований фашизма. Является ли фашизм чем-то совершенно новым или его оригинальность и специфичность базируется на национальной традиции. Большинство ранних марксистских работ были посвящены фашизму как социально-классовому явлению. В послевоенный период внимание исследователей-марксистов сосредотачивалось в основном на изучении конкретных проблем политики фашистских государств и их сравнительном анализе, а также на детальном изучении военно-исторического аспекта фашизма и антифашистского движения.

Литература либерального направления в основном сосредотачивалась на исследованиях философских, этнокультурных, социологических, духовных аспектах фашизма. Областью серьезных разногласий с марксистским направлением стала недооценка той роли, которую сыграл Советский Союз в разгроме европейского фашизма. Именно либеральному направлению принадлежит авторство многочисленных теорий фашизма: от понимания фашизма как формы тоталитаризма, до «глобально-феноменологической теории фашизма».

Неонацистская литература вскоре после Второй Мировой Войны разделилась на два обособленных направления. Одно из них утратило политико-пропагандистскую направленность и продолжает традицию оккультной литературы конца Х1Х-начала XX вв. Другое представляет собой открытый вызов современному обществу, развивая идеи реванша, имея выраженный пропагандистский характер.

Проблема фашизма никогда не рассматривалась научным сообществом как узкоисторическая, достойная изучения исключительно в историческом аспекте. Являясь междисциплинарной по своему характеру, она входит в предмет исследования истории, политологии, социологии, психологии, этнологии и многих других научных дисциплин. В последнее время нарастает интенсивность и философских исследований фашизма.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философско-антропологические основания европейского фашизма"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Огромное множество загадок, тайн и мифов, оставленных человечеству в наследство фашизмом, по-прежнему живут в массовом сознании современника. В настоящее время приходится констатировать, что они до сих пор не искоренены. Они, эти загадки, тайны и мифы, способны продуцировать тревогу, отчаяние, открытую агрессию, массу всевозможных фобий и, практически всегда, - недоумение, вызванное осмыслением громадной дистанции, существующей между общепринятыми этическими критериями и практической активностью человека, создающего новое общество. Если предположить, что фашизм конструировал новый социум, новую политику, новую мораль, новое государство, творил свою аксилогему, то совершенно определенной представляется его попытка создать нового человека. Совершенно явственной и определенной является попытка фашизма придать человеку иной социальный, культурный, духовный и даже биологический облик. В определенной степени мы можем утверждать, что сверхидеей фашизма было видоизменение человека и приведение его облика в соответствие с мечтой о его возможном идеальном будущем и мифом и его забытом идеальном прошлом. Именно эта составляющая фашизма, как духовного течения, политического явления, как социального эксперимента представляется наиболее важной и достойной скрупулезного исследования, поскольку мало освоена в деле всестороннего и глубокого осмысления фашизма как части духовно-исторического и социально-культурного опыта человечества.

Громадная литература о фашизме, сформированная в единую научную магистраль, создавалась разными авторами. Среди них были марксисты, либералы, антимарксисты, националисты и многие другие.

Среди них были историки, философы, социологи, психологи, очевидцы событий, публицисты, литераторы. Словом, люди разнообразных взглядов и направлений, специальностей и интересов. Однако обобщающим фактором их творчества был антифашизм. Яркая, стабильная антифашистская идея и традиция видна даже у тех авторов, которые изначально заявляли и заявляют о научной отстраненности от предмета исследования, об авторской индеферентности, об объективности в абсолютном значении. Это свидетельствует о том, что научные споры, которые, естественно, присутствуют в фашистской тематике не влияют на основополагающий вывод - фашизм античеловечен, разрушителен, вероломен и ужасен.

Давно стало понятным, что человечество, преодолевая фашизм, нанесло ему лишь военное и политическое поражение. Он до сих пор остается духовным увлечением людей, находящихся, к счастью, в безнадежном меньшинстве. Оставшись в толще прошлого, сделавшись достоянием истории, фашизм, как политический режим, государственная доктрина, форма тоталитаризма, не оставил после себя традиции, достойной преемственности. Но вместе с тем он сделался одной из самых животрепещущих тем для философского осмысления.

 

Список научной литературыДавыдова, Галина Егоровна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Абрамян Л.А. Первобытный праздник и мифология. Ереван. 1989.

2. Аверинцев С.С. Судьба европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.

3. Аверинцев С.С. Морфология культуры О. Шпенглера // Вопросы литературы. 1968. № 1.

4. Алатри Паоло. Происхождение фашизма. М., 1967.

5. Александров В.А. Сговор Сталина и Гитлера в 1939 г. мина, взорвавшаяся через полвека // Вопросы истории. 1998. № 8.

6. Анатомия агрессии: Новые документы о военных целях фашистского империализма во Второй мировой войне. М., 1975.

7. Аникеев A.A. Германский фашизм и крестьянство 1933-1945. Ростов-на-Дону. 1979.

8. Аникеев A.A., Кольга Г.И., Пуховская Н.Е. НСДАП: идеология, структура и функции. Ставрополь. 2000.

9. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1966.

10. Ю.Асмолов А.Г. Аванс. на историческую судьбу // Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

11. П.Бауэр Кристоф. Таблицы по истории империи // Шиндлинг А., Циг-лер В. Кайзеры. Ростов-на-Дону. 1997.

12. Бебель А. Из моей жизни. М., 1963.

13. Безант А. Что такое теософия // АУМ: Синтез мистических учений Запада и Востока // Журнал русского эзотерического общества Нью-Йорка. М., 1990. № 2.

14. М.Безыменский Л.А. Разгаданные загадки Третьего рейха 1933-1941. М., 1981.

15. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах // Библиотека всемирной литературы. Т.9. М., 1975.

16. Бердяев Н. Человек и машина (Проблема социологии метафизики техники) //Вопросы философии. 1989. №2.

17. Бердяев Н. Философия свободы // Бердяев Н. Судьба России. М., Харьков. 2001.

18. Бердяев Н. Философия неравенства // Бердяев Н. Судьба России. М., Харьков. 2001.

19. Бердяев Н. Судьба России. Опыт психологии войны и национальности // Бердяев Н. Судьба России. М., Харьков. 2001.

20. Бердяев Н. Самопознание. М., 1998.

21. Бертольд В. Из истории покушений на А. Гитлера // Новая и новейшая история. 1999. №4.

22. Бессонов Б.Н. Фашизм: идеология, практика. М., 1985.

23. Бехтерев В. Внушение и толпа // Психология толпы. М., СПб., 2003.

24. Биск И .Я. История повседневной жизни населения в Веймарской республике. Иваново. 1990.

25. Бисмарк О. Мысли и воспоминания. М., 1950-1951. Т.З.

26. Бланк A.C. Из истории раннего фашизма в Германии. М., 1978.

27. Бланк A.C. Старый и новый фашизм: политико-социологический очерк. М., 1982.

28. Бобков A.M. Молодая Германия // Вопросы истории. 1954. №2.

29. Больдт Г. Последние дни Гитлера. Минск. 1993.

30. Бордюгов Г.А. Гитлер приходит к власти: новые документы внешнеполитических решений сталинского руководства 1933-1934 гг. // Отечественная история. 1999. №12.

31. Бровко JI.H. Церковь и «третий рейх» // Новая и новейшая история. 1991. №4.

32. Бромлей Ю.В. Очерки истории этноса. М., 1983.

33. Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе // Вопросы философии. 1988. №7.

34. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. №2.

35. Вайнштейн О.Л. Развитие исторической мысли и исторической науки в Германии первой половины XIX века // Историография нового времени стран Европы и Америки. М., 1967.

36. Василенко Л.И. Магия: старое зло и новое благо // Вопросы философии. 1994. №2.

37. Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования. 1988. №2.

38. Вейтлинг В. Гарантии гармонии и свободы. М., 1962.

39. Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. 1988. №11.

40. Видеман Ф. Гитлер глазами его адъютанта // Новая и новейшая история. 1998. №5.

41. Випперман Вольфганг. Европейский фашизм в сравнении. 19221981. Новосибирск. 2000.

42. Вольтман Людвиг. Политическая антропология. М., 2000.

43. Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании // Вестник московского Университета. Серия 12. 1993. №4.

44. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. история и рациональность. М., 1991.

45. Галактионов Ю.В. Германский фашизм как феномен первой половины XX века: отечественная историография 1945-90х годов. Кемерово. 1999.

46. Галкин А. Предисловие к русскому изданию // Геббельс Й. Дневники 1945 года. Последние записи. Смоленск. 1998.

47. Галкин A.A. Германский фашизм. М.} 1989.

48. Галкин A.A. Социология неофашизма. М., 1971.

49. Галкин A.A. О фашизме его сущности, корнях, признаках и формах правления // Полис. 1995. №2.

50. Галкин И.С. Объединение Германии. М., 1951.

51. Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986.

52. Ганюшкин В., Ковригин А. Искусство и диктатура // Новое время. 1994. №31.

53. Геббельс Й. Дневники 1945 года. Последние записи. Смоленск. 1998.

54. Геде А. Миф и философское знание // Философские науки. 1968. №6.

55. Гейден Конрад. История германского фашизма. М., 1935.

56. Герцштейн Р.Э.Война, которую выиграл Гитлер. Смоленск. 1996.

57. Гитлер Адольф. Моя борьба. М., 1992.

58. Глосковер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

59. Голль де Шарль. Военные мемуары. М., 1957.

60. Грацианскнй Н.П. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. М., 1960.

61. Григорьев А.Б. Утешение филологией // Клемперер Виктор. 1ЛТ. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога. М., 1998.

62. Гудрик-Кларк Николас. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. СПб. Издательство «Евразия» (без указания года издания).

63. Гуревич А.Я. Древние германцы // Гуревич Арон. Избранные труды. Т.1.М., СПб. 1999.

64. Гуревич А.Я. Викинги // Гуревич Арон. Избранные труды. Т.1. М., СПб. 1999.

65. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры // Гуревич Арон. Избранные труды. Т.2. М., СПб. 1999.

66. Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства // Гуревич Арон. Т.2. М., СПб. 1999.

67. Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. М., 1979.

68. Гуревич П.С. Диагноз исторического космоса // Манхейм Карл. Диагноз нашего времени. М., 1994.

69. Данилов А.И. Проблемы континуитета в историографии ФРГ // Вопросы истории. 1981. №3.

70. Деларю Ж. История гестапо. Смоленск. 1998.

71. Дмитриев В.А. Влияние толпы // Социологические исследования. 1997. №11.

72. Дуглас Г. Шеф гестапо Генрих Мюллер. Вербовочные беседы. М., 2000.

73. Дуглас Г. Шеф гестапо Генрих Мюллер. Дневники. М., 2000.

74. Дюринг Евгений. Еврейский вопрос. М., 1999.

75. Егоров A.A. Нацистский фюрер: взгляд из-за кулис // Штрассер Otto. Гитлер и я. Ростов-на-Дону. 1999.

76. Ерусалимский A.C. Бисмарк. Дипломатия и милитаризм. М., 1968.

77. Ерусалимский A.C. Германский милитаризм: История и современность. М., 1964.

78. Ефимов Ю.И. Философские проблемы теории антропосоциогенеза. М., 1981.

79. Ерин М.Е. Католическая церковь в Германии и фашизм. Ярославль. 1994.

80. Жебар Э. Мистическая Италия. СПб. 1990.

81. Желев Ж. Фашизм: Тоталитарное государство. М., 1991.

82. Иванов A.B. Мифы и метаморфозы тоталитарного рассудка // Вестник московского Университета. Серия 7. 1991. №3.

83. Игнатов А. Метафизические корни коммунизма // Вопросы философии. 1994. №12.

84. История Второй Мировой войны 1939-1945 гг. T.l. М., 1973.

85. История фашизма в Западной Европе. М., 1978.

86. Итоги Второй Мировой войны. М., 1957.

87. Каменский А. В мечтах о неведомом мире // Творчество. 1991. №6.

88. Карлейль Томас. Герои, культ героев и героическое в истории //Психология толпы. М., -СПб. 2003.

89. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000.

90. Касавин И.Т. Магия и творчество: теоретико-познавательный подход // Философские науки. 1994. №№3-4.

91. Кассирер Э. Иудаизм и современные политические мифы. // Новый круг. 1992. №2.

92. Кассирер Э. Техника политических мифов // Октябрь 1993. №7.

93. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестник московского Университета. Серия 12. 1994. №5.

94. Кершоу Ян. Гитлер. Ростов-на-Дону. 1997.

95. ЮО.Кин Ц.И. Начало итальянского фашизма: Бенито Муссолини, социально-психологический портрет // Вопросы философии. 1988. №11.

96. Клемперер Виктор. ЦП. Язык Третьего рейха. Записная книжкафилолога. М., 1998.

97. Колесницкий Н.Ф. Исследование по истории феодального государства в Германии (IX- первая половина XII века). М., 1959.

98. Корнев Н. Третья империя в лицах. М., 1997.

99. Корсунский Ю.А. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963.

100. Косарев А.Ф. Об этнической специфике культур и некоторых особенностях их взаимодействия // Духовная культура и формирование активной жизненной позиции личности. Д., 1983.

101. Косарев А.Ф. Культура и цивилизация. К вопросу о сущности человека// Философия и культура. Очерки теории и истории. Д., 1995.

102. Косарев А.Ф. Миропонимание язычников мифы, обряды, ритуалы // Природа. 1994. №7.

103. Косарев А.Ф. К философскому пониманию теории человека // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975.

104. Косарев Александр. Философия мира: Мифология и ее эвристическая значимость. СПб. 2000.

105. Кох-Хиллебрехт Манфред. Номо Гитлер: психограмма диктатора. Минск. 2003.

106. Кучинский Ю. История условия труда в Германии. М., 1949.

107. Лебон Густав. Психология народов и масс. Книга 1. Психология народов // Психология толпы. М.-СПб. 2003.

108. Лебон Густав. Психология народов и масс. Книга 2. Психология масс // Психология толпы. М.-СПб. 2003.

109. Лебон Густав. Психология социализма. СПб. 1995.

110. Лебедев В.П. Научные принципы и современные мифы. М., 1981.

111. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

112. Литман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

113. Мазер Вернер. Адольф Гитлер. Легенда, миф, реальность. Ростов-на-Дону. 1998.

114. Макаревич Э. Германия: программирование человека // Диалог. 1993. №4.

115. Мамут Л.С. Проблема ответственности народа // Вопросы философии. 1999. №8.

116. Манхейм Карл. Идеология и утопия // Манхейм Карл. Диагноз нашего времени. М., 1994.

117. Манхейм Карл. Человек и общество в эпоху преобразования // Манхейм Карл. Диагноз нашего времени. М., 1994.

118. Манхейм Карл. Диагноз нашего времени // Манхейм Карл. Диагноз нашего времени. М., 1994.

119. Манхейм Карл. Консервативная мысль // Манхейм Карл. Диагноз нашего времени. М., 1994.

120. Манштенй Эрих. Утерянные победы. М.-СПб. 1999.

121. Мельников Д.Е., Черная Л.Б. Империя смерти: Аппарат насилия в нацистской Германии. 1933-1945. М., 1987.

122. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. СПб. 1994.

123. Михайлов М.И. Ускорение экономического и политического развития в 20-40 годах в Германии // Германская история в новое и новейшее время. М., 1970.

124. Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.

125. Муссолини Бенито. Доктрина фашизма. М., 1999.

126. Мэнвэлл Р., Франкель Г. Генрих Гиммлер. Ростов-на-Дону. 2000.

127. Найдыш М.В. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопросы философии. 1994. №2.

128. Неусыхин А.И. Общественный строй древних германцев. М., 1929.

129. Ницше Ф. К генеалогии морали // Сочинения в 2-х томах. Т.2. М., 1990.

130. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Сочинения в 2-х томах. Т.1.М., 1990.

131. Ницше Ф. Веселая наука // Сочинения в 2-х томах. Т.1. М., 1990.

132. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Сочинения в 2-х томах. Т.1. М., 1990.

133. Ольшанский В.В. Становление социально-политической мифологии фашизма. (На материале гитлеровской Германии). Кандидатская диссертация. Ростов-на-Дону. 2002.

134. Опитц Р. Фашизм и неофашизм. М., 1988.

135. Орлов Ю.А. Крах немецко-фашистской идеологии в период войны с СССР. М., 1985.

136. Ортега-и-Гассет X. Воспитание масс // Психология толпы. М.-СПб., 2003.

137. Ортега-и-Гассет X. Тема нашего времени // Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

138. Палмер Алан. Бисмарк. Смоленск. 1998.

139. Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск. 1998.

140. Перин Роман. Психология национализма. СПб., 1999.

141. Пруссаков В. Оккультный миссия и его рейх: Сборник. Нью-Йорк, М., 1991.

142. Пюимеж Ж. де. Шовен, солдат-землепашец: Эпизод истории национализма. М., 1999.

143. Расовая гигиена и демографическая политика в Национал-социалистической Германии. (Биологические основы и их осмысление для сохранения и приумножения нордической крови.) М., 2000.

144. Райх В. Психология масс и фашизм. СПб. 1997.

145. Раушнинг Г. Говорит Гитлер; Зверь из бездны. М., 1993.

146. Риккерт Генрих. Философия жизни. М., 2000.

147. Розанов Г.Л. Германия под властью фашизма (1933-1939). М., 1964.

148. Розенберг Альфред. Миф XX века. Таллин. 1998.

149. Россия перед вторым пришествием. Материалы по эсхатологии. Изд. Троице-Сергиевой лавры, 1993.

150. Сахибгоряев В.Х. Формирование массового сознания фашизма. (На материале гитлеровской Германии). Кандидатская диссертация. Ростов-на-Дону. 2001.

151. Сегаль Н. Аграрная политика германского фашизма. М., 1938.

152. Серебряников В.В. Массовое сознание: проблемы войны и мира // Социс. 1999. №8.

153. Сидоров А. Фашизм и городские средние слои в Германии. М.-Л., 1936.

154. Скровцов Л.В. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бытия. М., 1989.

155. Спиркин А.Г. Сознание и самопознание. М., 1972.

156. Стефан Дж. Русские фашисты. Трагедия и фарс эмиграции. М., 1992.162. «СС» в действии. Документы о преступлениях «СС» М., 1969.

157. Тацит Корнелий. О местонахождении германцев и местоположении Германии // Сочинения в 2-х томах. T.l. М., 1993.

158. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

159. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

160. Тольятти П. Лекции о фашизме. М., 1974.

161. Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996.

162. Трайнин И.П. Механизм фашистской диктатуры. Ташкент. 1942.

163. XIII пленум исполнительного комитета Коммунистического Интернационала // Стенографический отчет. М., 1934.

164. Федотов Г.П. Рождение свободы // Новый мир. 1989. №4.

165. Федотов Г.П. Социальный вопрос и свобода // Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т. 1. СПб, 1991.

166. Федотов Г.П. Новый идол // Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т.2. СПб, 1992.

167. Федотов Г.П. Судьба империй // Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т.2. СПб, 1992.

168. Федотов Г.П. Письма о русской культуре // Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т.2. СПб, 1992.

169. Фест И. Гитлер. Биография. Т.2. Пермь. 1993.

170. Фихте И.Г. Назначение человека // Фихте И.Г. Сборник. Минск. 1998.

171. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи // Фихте И.Г. Сборник. Минск. 1998.

172. Фрадкин И.Н. Гитлер: словесный автопортрет // Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск. 1998.

173. Франк C.JI. Духовные основы общества. Введение в социальную философию М., 1992.

174. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Диалог. 1990. №2.

175. Фрер Жан Клод. Сообщества зла. М., 2000.

176. Фромм Э. Бегство от свободы // Фромм Э. Бегство от свободы; человек без себя. Минск. 1998.

177. Фромм Э. Духовная сущность человека // Философские науки: 1990. №№8-9.

178. Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. М., 1992.

179. Хабермас Юрген. Будущее человеческой природы. М., 2002.

180. Хайдеггер М. Господство субъекта в Новое время // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

181. Хайдеггер М. Время картины мира // Работы и размышления разных лет. М., 1993.

182. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня // Хейзинга Й. Homo ludens. M., 1994.

183. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб, 1998.

184. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск. 1993.

185. Хоххут Ральф. Геббельс в своих дневниках // Геббельс Й. Дневники 1945 года. Последние записи. Смоленск. 1998.

186. Черчилль Уинстон. Вторая мировая война. M., Т.1.1997.

187. Шел ер Макс. Философское мировоззрение // Шел ер Макс. Избранные произведения. М., 1994.

188. Шелер Макс. Человек и история // Шелер Макс. Избранные произведения. М., 1994.

189. Шелер Макс. Человек в эпоху уравнивания // Шелер Макс. Избранные произведения. М., 1994.

190. Положение человека в космосе // Шелер Макс. Избранные произведения. М., 1994.

191. Шелер Макс. Феноменология и теория познания // Шелер Макс. Избранные произведения. М., 1994.

192. Шелленберг В. Лабиринт. М., 1991.

193. Шпеер А. Воспоминания. Смоленск. 1998.

194. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов-на-Дону. Т.1. 1999.

195. Шпенглер О. Закат Европы. Всемирно-исторические перспективы. Минск. Т.2. 1999.

196. Штрассер Отто. Гитлер и я. Ростов-на-Дону. 1999.

197. Шубарт Вальтер. Европа и душа Востока. М., 2000.

198. Эко Умберто. Вечный фашизм // Пять эссе на темы этики. СПб, 2000.

199. Эко Умберто. Когда на сцену приходит другой. //Пять эссе на темы этики. СПб., 2000.

200. Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного // Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. М., 1995.

201. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1981. №1.

202. Юнг К.Г. Психология нацизма. Вотан // Юнг К.Г. о современных мифах: с трудов. М., 1994.

203. Юнг К.Г. Психология нацизма. Эпилог // Юнг К.Г. о современных мифах: сб. трудов. М., 1994.

204. Якимович А.К. Тоталитаризм и независимая культура // Вопросы философии. 1991. №11.

205. Ясперс Карл. Истоки истории и ее цель // Ясперс Карл. Смысл и назначение истории. М., 1994.

206. Ясперс Карл. Духовная ситуация времени //Ясперс Карл. Смысл и назначение истории. М., 1994.

207. Ясперс Карл. Философская вера // Ясперс Карл. Смысл и назначение истории. М., 1994.

208. Abel Т. The Nazi Movement. Why Hitler come to power. New-York. 1996/

209. Allardyce G. What Fascism is not: Throught on the Deflation of a Concept//American Historial Review, 84, 1979.

210. Bramwell A.C. Blood and soil: Walter Darre and Hitler's "Green Party". Abbotsbrook. 1985.

211. Brennily J. Nationalism and the State. Manchester. 1982.

212. Broszat M. Der Nationalsozialismus: Weltanschaung, Programm und Wirklichkeit. Stuttgart. 1970.

213. Borejsza J. Schulen des Hasses. Faschistische System in Europa. Frankfurt/M. 1999.

214. Felice R. de Der Faschismus. Ein Interviw mit M.A. Ledeen. Stuttgart. 1977.

215. Krieck E. Blut und Boden / Wellaut Bergman W. Ditmar Hugo. Müggenburg et al. Köln. 1981.

216. Nolte E. Die Faschistischen Bewegungen. München. 1966.

217. Tasca A. Glauben, Gehorchen, Kämpfen. Der Aufstieg des Faschismus. Wien. 1969.

218. Turner H.A. Faschismus und Kapitelismus in Deutschland. Gottingen. 1972.

219. Yahya Harun. Facism. The bloody ideology of darwinism. Arastirma publishing. Instanbul. 2002.