автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Фольклор и народная христианская культура в цикле повестей А.М. Ремизова "Лимонарь, сиречь: Луг Духовный"

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Привалов, Иван Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Фольклор и народная христианская культура в цикле повестей А.М. Ремизова "Лимонарь, сиречь: Луг Духовный"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Фольклор и народная христианская культура в цикле повестей А.М. Ремизова "Лимонарь, сиречь: Луг Духовный""

На правах рукописи

ПРИВАЛОВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ

ФОЛЬКЛОР И НАРОДНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦИКЛЕ ПОВЕСТЕЙ A.M. РЕМИЗОВА «ЛИМОНАРЬ, СИРЕЧЬ: ЛУГ ДУХОВНЫЙ»

Специальность: 10.01.09 - фольклористика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук

1 9 ДПР Ш

005019235

Москва-2012

005019235

Работа выполнена на кафедре русской литературы филологического факультета Московского педагогического государственного университета

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - доктор филологических наук, профессор

Зуева Татьяна Васильевна.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

Арзамасцева Ирина Николаевна - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русской литературы и журналистики XX-XXI вв. Московского педагогического государственного университета;

Сорокина Светлана Павловна - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела фольклора Института мировой литературы имени A.M. Горького РАН.

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - Московский гуманитарный педагогический институт.

Защита состоится «21» мая 2012 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.02 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119992, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, ауд. 304.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат диссертации разослан «.¿2 » ¿-У 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Волкова Екатерина Валерьевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В русской литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. творчество Алексея Михайловича Ремизова (1877-1957) занимает важное место. Ремизов, не примкнувший ни к одному из течений зарождающегося русского модернизма, стал одним из самобытных и наиболее оригинальных писателей Серебряного века. Хотя в ранние годы Ремизов испытал влияние идей символизма, в частности А. Белого, более важным для его формирования как писателя был пробудившийся с ранних лет интерес к древнерусскому культурному наследию, к устным и письменным памятникам народной культуры. Значительную часть произведений, особенно ранних («Посолонь» (1907), «Лимонарь, си-речь: Луг Духовный» (1907), «Николнны притчи» (1917) и др.) Ремизов создает на основе фольклорных образов и сюжетов. Влияние фольклора на литературу является одной из наиболее важных проблем литературоведения и фольклористики XX в. (что во многом обусловлено творчеством поэтов и писателей Серебряного века), изучению этого явления посвящено огромное количество исследований и теоретических работ1. Анализу влияния народного творчества на одно из первых изданных произведений писателя, цикл «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный», а также его связей с народной христианской культурой посвящена данная работа.

Проблема творческого осмысления Ремизовым библейского фольклора является на данный момент малоразработанной. Только в последнее десятилетие прошлого века появляются первые исследования, посвященные дан-

1 Среди теоретических работ можно выделить монографии: Белова О.В., Петрухин В.Я. Фольклор и книжность: миф и исторические реалии. - М.: Наука, 2008; Далгат У.Б. Литература и фольклор. - М: Наука, 1981; Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. - Саратов, 1980.

Фольклоризму в творчестве писателей и поэтов Серебряного века посвящены исследования: Александров В.Ю. Фольклоризм М. Цветаевой (Стихотворная поэтика, жанровое своеобразие): Дис. ... канд. филол. н. - М., 1989; Грякалова Н.Ю. Проблема фольклоризма русской поэзии начала XX века (литературное направление и творческая индивидуальность): Дис. ... канд. филол. н. - Л., 1984; Лееиитон Г.А. Заметки о фольклоризме Блока // Миф-фольклор-литература. - Л.: Наука, 1978; Саыоделсва Е.А. Антропологическая поэтика С.А. Есенина: авторский «жизнетекст» на перекрестье культурных традиций: Дис. ... д-ра филол. н. - М., 2008 и мн. др.

ному вопросу - среди них работы М.В. Козьменко, A.M. Грачевой2. В дальнейшем эта проблема разрабатывалась Г.Ю. Завгородней, С.Н. Доценко и ДР3.

Вопрос о христианских мотивах в творчестве Ремизова и в частности вопрос о фольклоре и народной христианской культуре в цикле повестей «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный» до сих пор освещен недостаточно, хотя данное произведение занимает важное место в творчестве писателя. Именно с выходом в свет этого цикла Ремизов приобретает известность, о нем говорят как о серьезном и самобытном писателе. Конечно, «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный» стал произведением «скандальным», из-за которого Ремизов получил множество нареканий и отрицательных отзывов от друзей и знакомых. Но и этот факт нельзя рассматривать как чисто негативный для творческого процесса писателя: во-первых, скандальность произведения и разгоревшиеся вокруг него в литературных кругах споры способствовали росту известности Ремизова; а во-вторых, критические отзывы позволили Ремизову совершенствоваться и развиваться как писателю, не останавливаясь на достигнутом. Возможно, критика повлияла не только на формирование стиля писателя, но и на его видение мира. В частности, некоторые повести цикла, первоначально имевшие негативную окраску и пессимистический финал, получили в окончательной редакции светлое звучание.

Актуальность данного диссертационного исследования определяется недостаточной изученностью особой роли фольклора и народной христианской культуры в цикле «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный». Потребовалось рассмотреть их роль в формировании специфически авторской проблематики, религиозно-философской направленности, а также стилистических осо-

2 Козьменко М.В. «Лимонарь» как опыт реконструкции русской народной веры // Алексей Ремизов: Исследования и материалы. - СПБ.: ИР ЛИ, 1994; Грачева A.M. Алексей Ремизов и древнерусская культура: Дис.... д-рафилол. и.-СПб., 1998.

Завгородняя Г.Ю. Алексей Ремизов. Стиль сказочной прозы. - Ярославль, 2004; Доценко С.Н. Апокрифические мотивы в повести A.M. Ремизова «О страстях Господних» // Славянские чтения. - Даугавпилс; Резекне, 2000.

бенностей малой прозы Ремизова, актуальных на протяжении практически всего творческого пути писателя.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые цикл анализируется как одно из важнейших произведений раннего этапа творчества Ремизова, самобытность которого связана с актуализированным обращением писателя к фольклорной интерпретации библейских сюжетов, на основе которых и создается цикл. Помимо этого, данное диссертационное исследование является первым объемным трудом о творчестве Ремизова, посвященным исключительно циклу «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный». Это дает возможность более подробно и тщательно исследовать художественные особенности произведения, связанные с активным использованием писателем фольклоризированных библейских сюжетов, апокрифических текстов и преданий, подвергшихся народной обработке. В работе впервые исследуется вопрос о циклообразующей функции фольклора и народной христианской культуры. Важное место в диссертации занимает решение вопроса о религиозно-философской направленности конкретно данного цикла, обусловленной духовными исканиями Ремизова (фольклорные произведения, «народное православие», каноническое христианство, богомильство), в то время как обычно в ремизоведении встречаются лишь отдельные упоминания о связи произведений с религиозными исканиями писателя.

Материалом исследования послужили ранние сочинения Ремизова (1902-1908 гг.), книги Священного Писания, сборник «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха4, исследования и научные собрания русской фольклористики: А.Н. Афанасьева, А.Н. Веселовского, П.В. Киреевского, В.А. Сахарова и др.5, а также собрания фольклорных текстов ХГХ-ХХ1 вв., апокрифы и апокрифические сказания и произведения современников писателя.

4 Луг духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха / Пер. с греч. свящ. М.И. Хитрова. -Сергиев Посад: Изд. Троице-Сергиевой лавры, 1896.

5 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 тт. - Репринтное издание 186*5, 1868, 1869 гг. - М.: Йндрик, 1994; Веселовский А.Н. Разыскания в области русских ду-

В работе применяются следующие методы исследования и подходы: 1) сравнительно-текстологический метод; 2) комплексный метод, сочетающий подходы фольклористики, литературоведения и религиоведения; 3) при анализе текстов Ремизова применяется герменевтический подход.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды В.П. Аникина, А.Н. Веселовского, Б.Н. Путилова и др. (теория фольклора); И.Ф. Амроян, В.Л. Кляуса, Е.Е. Левкиевской, А.Л. Топоркова, К.В. Чистова и др. (поэтика фольклора); Б.В. Томашевского, И.Б. Роднянской, В.Е. Хализева и др. (теория литературы).

Предмет диссертационного исследования - художественная функция фольклора и народной христианской культуры в цикле Ремизова «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный».

Объектом изучения является цикл повестей Ремизова «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный» в редакции 1907 г., вышедшей в издательстве «Оры». В ремизоведении этот вариант цикла стал уже «классическим»; в этой редакции цикл вошел и в десятитомное собрание сочинений писателя, и в другие издания.

Целью диссертационного исследования является рассмотрение художественной функции фольклора и народной христианской культуры в цикле Ремизова «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный». Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

1) раскрыть значение «Синайского патерика» Иоанна Мосха в художественной системе «Лимонаря, сиречь: Луга Духовного» Ремизова;

2) выявить круг библейских, апокрифических и фольклорных источников, использованных писателем в процессе создания цикла;

3) определить религиозно-философский базис цикла;

ховных стихов. Вып. ¡-XXIV. - СПб., 1879-1891; Песни, собранные П.В. Киреевским. Вып. IV. - М., 1862; Сахаров В.А. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. - Тула, 1879.

4) выделить и проанализировать основные сквозные мотивы и образы цикла;

5) раскрыть циклообразующую функцию фольклора и народной христианской культуры в «Лимонаре, сиречь: Луге Духовном»;

6) исследовать влияние элементов фольклорной поэтики на авторский стиль цикла.

Научно-практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы в различных курсах по истории русского фольклора и влиянию народного творчества на русскую литературу; в курсах по истории русской литературы XX в., в семинарах и специальных курсах, посвященных творчеству Ремизова, при научном издании и комментировании текстов писателя.

Апробация исследования. Основные положения и материалы диссертации нашли отражение в докладах на научных конференциях. Результаты работы были представлены на XI научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (Москва, 2010), а также на научных конференциях Всероссийского студенческого фестиваля «Учитель русской словесности» (Москва, 2006, 2007, 2010).

По результатам исследования опубликовано 7 работ общим объемом 2,04 усл. п. л., три из которых представлены в реферируемых изданиях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сборник «Луг духовный» («Синайский патерик») блаженного Иоанна Мосха является важнейшим идейно-художественным источником «Лимо-наря, сиречь: Луга Духовного».

2. Наряду с библейским текстом, «Синайским патериком» и исследованием А.Н. Веселовского «Разыскания в области русских духовных стихов» при создании цикла Ремизов использовал широкий круг источников различного характера: опубликованные фольклорные тексты, собственные познания в области народной поэзии, труды фольклористов XIX в., церковную ли-

тературу, памятники древнерусской литературы, художественно-графические произведения (иконы, картины) и т.д.

3. Идейно-художественное своеобразие «Лимонаря, сиречь: Луга Духовного» непосредственно связано с религиозными поисками Ремизова. Ре-мизовский духовный мир, в котором сочетаются каноническое христианство, дуалистические взгляды, народные верования (мифология, язычество, «бытовое Православие»), наиболее ярко отображен в изучаемом нами произведении.

4. В «Лимонаре, сиречь: Луге Духовном» Ремизов творчески использует ряд сквозных тем и мотивов, восходящих к фольклорным сюжетам: противостояние Богородицы (Царство Божие) и сатаны (ад), тема Апокалипсиса, мотив природы, в том числе тема грозы грозовых явлений.

5. В «Лимонаре, сиречь: Луге Духовном» присутствуют элементы фольклорной поэтики, проходящие через все повести. Особенно значимыми являются жанр заговора и художественный прием повтора.

6. Наличие сквозных фольклорных мотивов и образов, а также заимствованных из народной поэзии поэтических элементов, которые творчески используются писателем на протяжении всего произведения, указывает на то, что главной художественной функцией фольклора и народной христианской культуры в произведении является циклообразующая.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (всего 327 наименований) и приложения, в котором представлены произведения изобразительного искусства с духовно-библейской тематикой, упоминаемые в исследовании.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, характеризуется степень изученности проблемы, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, основные методологические аспекты и теоретические понятия. Особо стоит отметить вводимое нами понятие «народной христианской культуры», замещающее в работе традиционный для фольклористики термин «народная Библия». Народная христианская культура охватывает многочисленные стороны духовно-христианской жизни народа, не ограничиваясь фольклорными интерпретациями текстов Священного Писания. В нашей работе данное понятие включает следующие культурные аспекты:

1) канонический текст Священного Писания, т.е. Библия;

2) Священное Предание, включающее в себя литургическое предание (тексты церковных служб, таинств, песнопений и молитв) и патристическую литературу;

3) житийная литература;

4) неканонические, апокрифические, а иногда даже и еретические с точки зрения Церкви произведения;

5) различные вероучения (и их «программные» документы), восходящие к каноническому христианству, но не соответствующие учению Церкви;

6) иконопись, фреска, книжная иллюстрация и миниатюра, а также различные произведения декоративно-прикладного искусства (литьё, шитьё, роспись по эмали и т.п.) библейской тематики;

7) произведения устного народного творчества, заимствующие сюжеты и образы из вышеперечисленных источников.

В историографическом разделе введения дана справка об исторической и культурной ситуации, сложившейся в России и Европе ко времени создания цикла «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный» и во многом обусловившей его появление.

В первой главе «Библейские, апокрифические и фольклорные источники цикла» рассмотрен обширный круг текстов, которые послужили или могли послужить основой для ремизовского цикла, т.е. реальные и потенциальные источники. Трудность точного установления источников во многом определяется их неоднородностью во многих аспектах: время и место создания, принадлежность к устной или письменной традиции, среда бытования, связь со Священным Писанием и церковными канонами, степень их изученности и т.д. В связи с этим в исследовании предложено разделение по не затрагивающему многоаспектность источников принципу - «заглавный» и прочие источники. В результате сложились две различные по объему, но не по значимости группы, что определило разделение главы на два раздела.

В разделе 1.1. «"Луг духовный" блаженного Иоанна Мосха как первоисточник цикла» анализируются возможные причины обращения Ремизова к византийскому сборнику, а также раскрывается значение «Синайского патерика» для идейно-художественного своеобразия «Лимонаря, сиречь: Луга Духовного». С одной стороны, еще в юности у писателя пробуждается интерес к древнерусской литературе, в истории которой творение Иоанна Мосха занимает важное место. С другой стороны, произведения Иоанна Мосха и Ремизова роднит схожая историческая обстановка, в условиях которой создаются тексты: угасание веры в людях, нравственный кризис, близость войны.

«Синайский патерик» во многом определил жанровую направленность произведений, вошедших в цикл Ремизова; прежде всего, именно в соотношении с жанром произведений «Луга духовного» Иоанна Мосха как повести рассматриваются и ремизовские произведения, составляющие цикл. Кроме того, «Синайский патерик» и «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный» фактически занимают (хотя, безусловно, в различном отношении) промежуточное положение между фольклором и авторской литературой: Иоанн Мосх запи-

сывает бытовавшие в изустной форме тексты, а Ремизов создает свой цикл уже на базе собранных фольклорных произведений.

Но наиболее важным аспектом влияния «Синайского патерика» на цикл Ремизова является именно содержательно-тематический: за религиозно-философскую основу своего цикла писатель берет те же темы, которые проходят лейтмотивом и через сборник Иоанна Мосха: темы плотской и духовной брани, жертвенной любви к ближнему, непрестанного заступничества Богородицы и святых за людей перед Богом.

Раздел 1.2. «Источники сюжетов и образов повестей цикла» посвящен текстуальному анализу повестей, главной задачей которого является нахождение прямых или косвенных источников, связанных в первую очередь с устным народным творчеством. Однако сюда вошли не только собственно фольклорные произведения, но также труды и материалы, посвященные изучению и анализу народной поэзии; библейские и апокрифические памятники, церковная литература, которые в свою очередь могли не только послужить базой для ремизовского цикла, но и стать первоосновой для использованных писателем фольклорных текстов. Взаимопроникновение источников и их последовательное или взаимное влияние друг на друга не позволяет рассматривать каждую из групп в отдельности и затрудняет анализ источников в целом. Однако изучение источников сюжетов и образов в соответствии с содержанием повестей значительно облегчает данную задачу. Поэтому внутри раздела выделены шесть параграфов (1.2.1 - 1.2.6), каждый из которых посвящен одной из повестей цикла, и для упрощения анализа источники предварительно сгруппированы по произведениям, в которых они были задействованы писателем.

Главным источником цикла не без основания называется в ремизове-дении многотомный труд А.Н. Веселовского «Разыскания в области русских духовных стихов». Но влияние данного труда на «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный» достаточно подробно изучено A.M. Грачевой, поэтому в задачи

нашего исследования входило как обобщение их выводов, так и нахождение иных источников, которыми пользовался или мог пользоваться писатель при создании цикла.

Собственно фольклорные источники представлены самыми различными жанрами народной поэзии: легендами, заговорами (во всех повестях), духовными стихами (в трех повестях), причитаниями (в двух повестях), сказочной прозой (в двух повестях), рождественским фольклором (колядки, вертеп), былинами, демонологическими рассказами и т.д. В основе каждой из шести повестей цикла лежит заимствованный из того или иного фольклорного текста сюжет. Однако заимствование происходит не только на сюжетном, но чаще всего на образном уровне: повесть «О безумии Иродиади-ном...» насыщена образами персонажей народных обрядов (глумцы, игрецы, музыканты, скоморохи и т.д.); «Гнев Ильи Пророка» открывается стилизацией былинного зачина; «О Страстях Господних...» представляет собой творчески переосмысленный калейдоскоп апокалиптической символики и т.д.

Кроме фольклорной, прослеживается влияние на «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный» и других составляющих народной христианской культуры: икон, фресок, житий, церковных текстов. Также нельзя отрицать связи цикла с произведениями различных художников (И. Босх, H.H. Ге) и писателей (Л.Н. Андреев, А.Белый), близких Ремизову по духу.

Во второй главе исследования анализируется «Художественная функция фольклора и народной христианской культуры в цикле».

Идейно-художественное своеобразие цикла «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный» напрямую связано с религиозными, духовными поисками автора, пришедшимися на 1900-е гг. Анализу духовно-религиозного мира писателя, истоков и путей ремизовских исканий посвящен раздел 2.1 «Религиозные искания Ремизова и их отражение в цикле». Ремизов воспитывается в православной купеческой семье, с детства впитывает веру с ее «простонародной» составляющей: суевериями, заговорами, духовным фольклором. Одна-

ко ссылка в Вологодскую губернию, где уже полтора века существует богомильское учение, увлеченность писателя апокрифической и еретической литературой, а также окружающая его реальность оказывают на Ремизова сильное влияние: дуалистический пессимистический взгляд на мир начинает преобладать в душе и творчестве Ремизова. Дуалистическая картина мироздания разделяет персонажей цикла «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный» на антитетичные пары, образующие два практически равносильных полюса Добра и зла. Кроме того, в повести «Отчего нечистый без пят...» представлена дуалистическая картина сотворения мира, а «Вещица...» основана на сюжете богомильской молитвы св. Сисинию. Однако в цикле присутствуют и чистый образ Богородицы, и надежда на грядущую Пасху, и другие отблески православной веры, чуждые богомильскому взгляду на мир.

Несмотря на противоречивость ремизовских религиозных поисков, именно такая сложная духовная позиция писателя объединяет общим философским звучанием все повести цикла. Укрепляют связь между произведениями общие для повестей «Лимонаря, сиречь: Луга Духовного» восходящие к народной поэзии темы и образы, т.е. циклообразующие элементы.

«Сквозные персонажи» (раздел 2.2) рассматриваются как важнейший циклообразующий элемент и в фольклористике, и в литературоведении. Дуалистический мир «Лимонаря, сиречь: Луга Духовного», разделяющий персонажей на два полюса, предполагает наличие центральных персонажей каждого из полюсов. Несмотря на то, что многие образы присутствуют в нескольких повестях (Иисус Христос, Иван Креститель, Архангел Грозный), на их фоне ярко выделяется образ Богородицы (2.2.1), который проходит через четыре произведения: «О безумии Иродиадином...», «О месяце и звездах...», «Гнев Ильи Пророка...» и «О Страстях Господних...». Для писателя, склонного к богомильской «трактовке» христианского учения, Богородица тем не менее всегда остается неким оплотом чистоты и высшей степени материнской любви, укоренившимся в его сознании с детства (в то время как бого-

милы не чтят Богоматерь). Образ Божьей Матери является сквозным персонажем не только «Лимонаря, сиречь: Луга Духовного», но и всего творчества писателя. Образ Богоматери в народной поэзии (духовные стихи, рассказывающие о Рождестве и Страстях; легенды, в т.ч. «Хождение Богородицы по мукам», которую Ремизов обрабатывает и как отдельное произведение) всегда овеян благоговейным почитанием Ее подвига и заступничества за людей. На основе этих текстов писатель и создает в «Лимонаре, сиречь: Луге Духовном» нерушимо светлый образ Богородицы.

Богородице и Царству Небесному в повестях противостоят сатана и нечистая сила (2.2.2). Дьявольская склонность к смене личин передается через пестрый набор его наименований: Ирод, Зверь, Сатана, Вещица -«крыло Сатанино», Сатанаил. Образ сатаны Ремизов создает на основе дуалистических фольклорных текстов (дуалистическая легенда о сотворении мира, богомильская молитва, переложение богомильского учения), тем самым давая ему большую власть и силу, нежели отводит дьяволу каноническое христианство. Фактически сатана встает на одну ступень с Богом — на это содержатся намеки в повестях «Гнев Ильи Пророка...», «Отчего нечистый без пят...», «О Страстях Господних...». Однако на протяжении всего «Лимонаря, сиречь: Луга Духовного» дьявольские силы раз за разом терпят поражение в противостоянии Добру.

Важное место в цикле занимает «Апокалиптическая тема» (раздел 2.3), над которой на рубеже XX-XXI вв. размышляют многие философы, писатели, художники, композиторы. Эта тема развивается Ремизовым через заимствованные из Откровения Иоанна Богослова образы-символы: зверь из бездны, вавилонская блудница, всадники Апокалипсиса, Гог и Магог и др.; прослеживается в цикле и использование писателем цветовой символики Откровения (преимущественно красный, золотой и белый цвета). Образы, взятые из Апокалипсиса, писатель соединяет с образами, традиционными для народных духовных стихов о Страшном суде. Духовные стихи, являю-

щиеся произведениями религиозно-назидательного характера, часто говорили о Божьем суде над каждым человеком в отдельности (т.н. «малая эсхатология»), и традиционно были насыщены образами, заимствованными из евангельских пророчеств Христа о Его Втором пришествии.

«Лейтмотив природы» (раздел 2.4), восходящий к «Синайскому патерику» Иоанна Мосха, получает в цикле символическое осмысление. Хотя в повестях присутствует традиционный для художественной литературы пейзаж, можно с уверенностью сказать, что писатель видит в природе образ утерянного райского сада, поэтому уделяет этой теме особое внимание. Через природные образы Ремизов создает картину противостояния Бога и дьявола в человеческом мире. Для изображения первозданной природы писатель использует фольклорные лирические мотивы (стилизация под колядочные припевы, девичьи песни с любовной тематикой), в то время как для обезображенной человеческим грехом природы - образы, близкие к апокалиптическим.

Лейтмотив природы сочетается во многих повестях с образами, восходящими к «Народным представлениям о грозе и грозовых явлениях» (раз-параграф 2.4.1). Через раскаты грома, всполохи молний, вихрь и сильный ветер Ремизов изображает противостояние Царства Небесного и дьявольских сил. Образы, связанные с грозовыми явлениями, - одни из самых древних в фольклорной традиции; причем одним и тем же явлениям в народе зачастую придавались противоположные по смыслу значения. Первобытные верования сохранились в народных представлениях о вихре как о дьявольском ветре; о громе и молнии как об оружии героев-громовников (пророк Илия, св. Георгий, Архангел Михаил) - эти образы становятся центральными во многих повестях цикла («О безумии Иродиадином...», «Гнев Ильи Пророка...», «О Страстях Господних...»). Главное место в повести «Гнев Ильи Пророка...» занимает сказочный сюжет о похищении темной силой небесных све-

тил и их возвращении змееборцем, также восходящий к метеорологической мифологии.

В разделе 2.5 «Некоторые элементы фольклорной поэтики в цикле» рассмотрены жанр (заговор) и художественный прием (повтор) народной поэзии, оказавшие наибольшее влияние на «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный».

«Влияние поэтики заговоров на цикл» (2.5.1) прослеживается практически во всех повестях. Двойственное отношение к заговорам в народе (с одной стороны, Церковь считает использование заговоров грехом; с другой, их хранение считалось богоугодным делом), наличие в них диаметрально противоположных адресатов (Бог и святые - сатана и бесы в «черных» заговорах), несомненно, не могли не привлечь внимание писателя, на протяжении всей жизни тяготевшего к мистической стороне бытия. Повести насыщены как содержательными, так и структурными элементами поэтики заговоров. Например, в основе повести «Вещица...» лежит заговор против тря-совиц. Главными героями произведений являются святые, которые наиболее часто упоминались в заговорных текстах (Богородица, Иван Креститель, Илья Пророк, Николай Чудотворец, св. Георгий), а также Бог и дьявол. Что касается последнего, то он иногда представал в заговорах в облике «царя», которому должен поклониться проситель. В повестях цари носят соответствующие, дьявольские имена: царь Ирод, царь Гог, Сатанаил, считающий себя царем наравне с Христом. Также в повестях приводятся пространные, насчитывающие до сорока имен списки святых, характерные для текстов заклинаний. Однако у Ремизова эти списки «уравниваются» списками грешников (среди которых, кстати, также есть «цари нечестивые»), демонов и различных болезней. Упоминаются в повести и символические числа, характерные для заговоров: 3, 12, 40, 77. «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный» изобилует традиционными для заговорных текстов художественными приемами, среди которых можно выделить основные: наборы однокоренных и риф-

мующихся слов, церковные/молитвенные речевые обороты, звукопись, графическое оформление, а также повторы.

В параграфе 2.5.2 «Функция повтора в цикле» анализируется структурно-семантическая роль рефрена в «Лимонаре, сиречь: Луге Духовном». Наличие повторов различных уровней характерно для многих фольклорных жанров, где они служат припевом (песни, колядки), элементом ретардации (былины), частью магической формулы (заговоры) и т.д. В повестях Ремизов использует многообразие повторов как на синтаксическом (кумулятивный, кольцевой, синонимический, маятниковый), так и на фонетическом уровнях (ассонансы, аллитерации).

В заключении представлены основные выводы исследования, связанные с анализом источников цикла Ремизова и художественной функции фольклора и народной христианской культуры в «Лимонаре, сиречь: Луге Духовном».

Как первоисточник в идейно-художественном отношении рассмотрен сборник Иоанна Мосха «Луг духовный», которому традиционно при изучении цикла отводилась незначительная роль. В исследовании определяется значение «Синайского патерика» для формирования философской концепции цикла и структурно-художественного оформления «Лимонаря, сиречь: Луга Духовного»

Впервые в истории изучения цикла Ремизова «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный» представлены тексты самого различного времени появления и бытования (от апокрифов первых веков вплоть до начала XXI в., хотя, безусловно, предпочтение отдавалось текстам, созданным или вышедшим в печать до времени создания цикла, т.е. до 1906-1907 гг.), которые так или иначе могут быть соотнесены с текстом ремизовского цикла: по тематическому, содержательному, графическому сходству и т.д. На данном этапе развития ремизоведения обозначение прямых источников представляется трудновыполнимой задачей в силу недостаточного количества свидетельств о кон-

кретных пристрастиях и интересах писателя в области фольклористики, его работе с фольклорными записями, составе его библиотеки и т.д. В связи с этим в исследовании задействованы два типа источников:

- те, которые были изданы ко времени создания «Лимонаря, сиречь: Луга Духовного», и могли быть доступны писателю;

- те, о которых на данный момент мы не имеем достоверной информации (фольклор, собранный в зрелые годы или усвоенный с детских лет самим Ремизовым; не опубликованные материалы фольклорных архивов и пр.), но которые сохранили в фольклоре XX в. аналогичные тексты, если намек на них угадывается в повестях.

Из всего жанрового многообразия фольклорных источников выделены наиболее продуктивные, такие как заговоры, духовные стихи, легенды и др.

Также представлены и внефольклорные источники: церковные тексты, апокрифическая литература, произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения.

В работе впервые сделана попытка проанализировать достаточно многочисленные, но весьма обрывочные сведения, касающиеся религиозных исканий Ремизова, и соотнести их с главной философской линией цикла, т.к. по сути «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный» является единственным произведением, в полной мере отражающим противоречивый взгляд писателя на мир в этот творческий период.

При анализе творческого переосмысления Ремизовым в процессе создания цикла духовных и фольклорных образов и сюжетов в диссертации выделены основные сквозные темы и образы «Лимонаря, сиречь: Луга Духовного». В первую очередь, это сквозные образы Богородицы и сатаны, олицетворяющие противоборство Царства Божьего и преисподней. Данная тема становится центральной в цикле, поэтому находит отражение и в лейтмотиве природы, и в образах грозы и грозовых явлений, пронизывающих все повести, и, конечно, в теме Апокалипсиса.

В работе систематизировано влияние некоторых элементов фольклорной поэтики на цикл. В частности, жанр заговора и прием повтора представлены как наиболее значимые составляющие идейно-художественного своеобразия «Лимонаря, сиречь: Луга Духовного», которые пронизывают все повести цикла.

«Лимонарь, сиречь: Луг Духовный» проанализирован в диссертации с точки зрения художественного функционирования в нем фольклорных текстов и элементов народной христианской культуры. На основе данного анализа сделан вывод, что по преимуществу отбор материала для повестей осуществлялся Ремизовым строго последовательно и что мнение критиков 19001910-х гг., которые обвиняли Ремизова в плагиате и слепом переложении изданных ранее текстов, в целом несостоятельно. Вся образная и языковая система «Лимонаря, сиречь: Луга Духовного», созданная на основе народной поэзии и духовной культуры, служит для объединения текстов повестей в цельное повествование. Выделенные сквозные темы и образы, общие для повестей элементы фольклорной поэтики указывают на то, что главной художественной функцией фольклора и народной христианской культуры в произведении является функция циклообразующая. Также в работе доказано, что повести объединены единой идейной, философской, духовной направленностью, общим пафосом звучания. Следовательно, «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный» является циклом по идейно-тематическому и формально-структурному признакам.

Данное исследование является первой объемной работой, посвященной целенаправленному изучению цикла Ремизова «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный». В целом в ремизоведении прослеживается тенденция к диахроническому изучению творчества писателя, когда целью исследования является анализ того или иного элемента ремизовской поэтики на примере совокупности произведений. Не отрицая важности подобных исследований, мы считаем важным и необходимым также синхроническое изучение творчества

писателя, особенно раннего этапа, т.к. именно в первых произведениях скрыты истоки идейно-философских и религиозных позиций Ремизова, именно на первом творческом этапе зарождаются особенности ремизовского стиля, которые он пронесет через значительную часть своих произведений.

По теме диссертации опубликованы следующие работы :6

1. Привалов И.В. РХсиользование поэтики заговоров в цикле A.M. Ремизова «Лимоиарь, сиречь: Луг Духовный» // Вестник Университета Российской академии образования. - 2011. - №4. - С. 77-81. (0,45 п.л.)

2. Привалов И.В. Фольклорный образ Богородицы в цикле A.M. Ремизова «Лимонаръ, сиречь: Луг Духовный» как духовно-нравственный идеал в культуре революционной России начала XX в. // Наука и Школа. - 2011. - № 6. - С.141-144. (0,38 п.л.)

3. Привалов И.В. Образ пророка Илии в народном восприятии // Русская речь. - 2007. - №3. - С. 109-112. (0,22 п.л.)

4. Привалов И.В. Художественная система повести A.M. Ремизова «О безумии Иродиадином (Как на земле зародился вихорь)» в свете рождественского фольклора // Научные труды молодых ученых-филологов. Сборник статей студентов и аспирантов по материалам научной конференции Всероссийского форума молодых ученых-филологов «Родная речь - Отечеству основа» 18-21 октября 2006 г. -М., 2006. - С. 37-41. (0,24 п.л.)

5. Привалов И.В. Использование повтора как средства фольклорной поэтики в повести A.M. Ремизова «О безумии Иродиадином...» (цикл «Ли-монарь») // Научные труды молодых ученых-филологов. Сборник статей студентов и аспирантов, преподавателей по материалам научной конференции Всероссийского студенческого фестиваля «Учитель русской словесности» 16-19 октября 2007 г.-М., 2007.-С. 129-132. (0,12 п.л.)

6. Привалов И.В. Лейтмотив природы в цикле A.M. Ремизова «Ли-монарь, сиречь: Луг Духовный» // Синтез в русской и мировой художественной культуре. Материалы XI научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева. - М., 2011. - С. 104-111. (0,38 пл.)

7. Привалов И.В. Цикл A.M. Ремизова «Лимонарь...» как «народная Библия» начала XX в. // Научные труды молодых ученых-филологов. IX. -М., 2010. - С. 365-369. (0,25 п.л.) .

6 Полужирным шрифтам отмечены публикации в научных изданиях, реферируемых ВАК РФ.

Подписано в печать: 21.03.2012

Заказ № 6852 Тираж -100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferai.ru

 

Текст диссертации на тему "Фольклор и народная христианская культура в цикле повестей А.М. Ремизова "Лимонарь, сиречь: Луг Духовный""

61 12-10/824

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

ПРИВАЛОВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ

ФОЛЬКЛОР И НАРОДНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦИКЛЕ ПОВЕСТЕЙ A.M. РЕМИЗОВА «ЛИМОНАРЬ, СИРЕЧЬ: ЛУГ ДУХОВНЫЙ»

Специальность: 10.01.09 - фольклористика

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Т. В. Зуева

Содержание:

Введение........................................................................................4

Историческая и культурная обстановка в период создания цикла..............5

Основные теоретические понятия исследования.................................13

Степень изученности проблемы, новизна и актуальность исследования.... 17 Глава I. Библейские, апокрифические и фольклорные источники цикла........32

1.1. «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха

как первоисточник цикла.........32

1.2. Источники сюжетов и образов повестей цикла...............................43

1.2.1. «О безумии Иродиадином, как на земле зародился вихорь».........44

1.2.2. «О месяце и звездах и откуда они такие. Христова повесть»........53

1.2.3. «Гнев Ильи Пророка,

от него же сокрыл Господь день памяти его»............58

1.2.4. «Отчего нечистый без пят и о сотворении волка.

Слово Егория волчьего пастыря Николе Угоднику»....69

1.2.5. «Вещица, имен которой двенадцать с половиною. Изъявление»....74

1.2.6. «О Страстях Господних. Тридневен во гробе»..........................82

Выводы I главы..........................................................................97

Глава II. Художественная функция фольклора

и народной христианской культуры в цикле...........102

2.1. Религиозные искания Ремизова и их отражение в цикле..................103

2.2. Сквозные персонажи цикла......................................................110

2.2.1. Богородица.....................................................................111

2.2.2. Сатана и нечистая сила......................................................118

2.3. Апокалиптическая тема в цикле................................................124

2.3.1. «Лимонарь...» и Откровение Иоанна Богослова.......................126

2.3.2. «Лимонарь...» и фольклор эсхатологического содержания.........134

2.4. Лейтмотив природы...............................................................140

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

ПРИВАЛОВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ

ФОЛЬКЛОР И НАРОДНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦИКЛЕ ПОВЕСТЕЙ A.M. РЕМИЗОВА «ЛИМОНАРЬ, СИРЕЧЬ: ЛУГ ДУХОВНЫЙ»

Специальность: 10.01.09 - фольклористика

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Т. В. Зуева

Содержание:

Введение........................................................................................4

Историческая и культурная обстановка в период создания цикла..............5

Основные теоретические понятия исследования.................................13

Степень изученности проблемы, новизна и актуальность исследования... .17 Глава I. Библейские, апокрифические и фольклорные источники цикла........32

1.1. «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха

как первоисточник цикла.........32

1.2. Источники сюжетов и образов повестей цикла...............................43

1.2.1. «О безумии Иродиадином, как на земле зародился вихорь».........44

1.2.2. «О месяце и звездах и откуда они такие. Христова повесть»........53

1.2.3. «Гнев Ильи Пророка,

от него же сокрыл Господь день памяти его»............58

1.2.4. «Отчего нечистый без пят и о сотворении волка.

Слово Егория волчьего пастыря Николе Угоднику».. ..69

1.2.5. «Вещица, имен которой двенадцать с половиною. Изъявление».. ..74

1.2.6. «О Страстях Господних. Тридневен во гробе»..........................82

Выводы I главы..........................................................................97

Глава II. Художественная функция фольклора

и народной христианской культуры в цикле...........102

2.1. Религиозные искания Ремизова и их отражение в цикле..................103

2.2. Сквозные персонажи цикла......................................................110

2.2.1. Богородица.....................................................................111

2.2.2. Сатана и нечистая сила......................................................118

2.3. Апокалиптическая тема в цикле................................................124

2.3.1. «Лимонарь...» и Откровение Иоанна Богослова.......................126

2.3.2. «Лимонарь...» и фольклор эсхатологического содержания.........134

2.4. Лейтмотив природы...............................................................140

2.4.1. Народные представления о грозе и грозовых явлениях...............148

2.5. Некоторые элементы фольклорной поэтики в цикле.......................157

2.5.1. Влияние поэтики заговоров на цикл......................................158

2.5.2. Функция повтора в цикле....................................................177

Выводы II главы........................................................................184

Заключение..................................................................................189

Библиографический список..............................................................201

1. Фольклористика.........................................................................201

Тексты..................................................................................201

Исследования..........................................................................203

2. Литературоведение.....................................................................211

Тексты..................................................................................211

Исследования.........................................................................214

3. Литературно-фольклорные связи...................................................219

4. Литература духовного содержания.................................................221

5. Справочная литература...............................................................224

6. Прочая литература.....................................................................226

Приложение. Духовные сюжеты в изобразительном искусстве................228

Введение

В русской литературе рубежа XIX-XX вв. творчество A.M. Ремизова (1877-1957) занимает значимое место. Ремизов, хотя и не примкнувший ни к одному из течений зарождающегося русского модернизма, стал одним из самобытных и наиболее оригинальных писателей Серебряного века. Нельзя не отметить, что в ранние годы Ремизов испытал влияние идей символизма, в частности А. Белого. Но более важным для его формирования как писателя был пробудившийся с ранних лет интерес к древнерусскому культурному наследию, средневековому книгопечатанию, к устным и письменным памятникам народной культуры: «Он занимается исследованием русской средневековой культуры, в памятниках которой ищет некую правду, чтобы <...> стать "припаянным ко Господу" и вернуть Правду с небес на землю» [Демина 2006, 981]. Значительную часть своих произведений, особенно ранних («Пруд» [Ремизов 1908], «Посолонь» [Ремизов 19076], «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный» [Ремизов 1907а], «Николины притчи» [Ремизов 1917] и др.) Ремизов создает на основе фольклорных образов и сюжетов. Влияние фольклора на литературу является одной из наиболее важных проблем литературоведения XX в. (что во многом обусловлено творчеством поэтов и писателей Серебряного века), ей посвящено огромное количество исследований [Александров 1989, Грякалова 1984, Левин-тон 1978, Самоделова 2008 и т.д.] и теоретических работ [Выходцев 1972, Дал-гат 1981, Медриш 1980, Новикова 1982, Жукас 1981 и т.д.]. Изучению влияния народного творчества на одно из первых изданных произведений писателя, «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный», а также связей цикла с народной христианской культурой посвящена данная работа.

1 Ссылки на источники даются в квадратных скобках. Сначала указывается автор/авторы или название источника, если он не имеет автора; затем - год публикации (если год публикации неизвестен, указывается только автор); в случае необходимости рядом с годом публикации стоит буквенный индекс, служащий для разграничения источников. Далее через запятую указываются страницы (иногда столбец «стб» или номер «№» текста). Исключение составляют ссылки на Библию, которые традиционно даются в круглых скобках.

Историческая и культурная обстановка в период создания цикла

Для лучшего понимания идейно-философского звучания цикла «Лимо-нарь, сиречь: Луг Духовный», своеобразия его формы и значимости данного цикла повестей в творчестве Ремизова необходимо в общих чертах рассмотреть вопрос об исторической обстановке, сложившейся ко времени создания произведения.

Рубеж Х1Х-ХХ вв. является переломным, поворотным моментом и в мировой истории, и в истории Российского государства. В ведущих европейских странах происходят значимые общественно-политические события, часто напрямую связанные с изменением духовно-нравственных ориентиров.

Во Франции Л.-Э. Комб формирует к 1902 г. кабинет правительства, состоящий по преимуществу из радикалов. Кабинет Комба прерывает дипломатические отношения страны с Ватиканом, подготавливает закон об отделении Церкви от государства. В результате проведения ряда реформ в 1903 г. контроль над образованием переходит к светским властям, а Церковь фактически лишается права на преподавание. На следующий год из зданий суда удаляется христианская символика, в т.ч. распятия. Таким образом, правительство открыто становится в оппозицию традиционной церковности. Установление памятника крупнейшему филологу и библеисту XIX в. Э. Ренану, конфликтовавшему с Римско-католической Церковью, становится неким символом данного разделения.

В 1901 г. умирает королева Виктория, одна из величайших правительниц Великобритании: при ней Британская империя достигает наивысшего периода расцвета. За год до этого образуется лейбористская партия, которая постепенно начинает конкурировать с доминирующими на тот момент консерваторами, что приводит к разделению общества.

Германская империя, поздно включившаяся в колониальную гонку (хотя и успевшая получить довольно обширные владения в Африке и Азии), начи-

нает подготовку к Первой мировой войне. Бурное экономическое развитие также становится причиной устремления власть предержащих к увеличению территории. На рубеже веков в Германии начинается борьба протестантов с католиками, в которой доминируют первые. Римская Церковь на территории империи уступает позиции более «демократичному» лютеранству [см.: Дэвис 2006, 627-663].

Российская империя в самом начале нового столетия вступает в Русско-японскую войну (1904-1905 гг.), в которой терпит поражение. На этом фоне возрастает влияние на общество агитации революционных партий, что в свою очередь ведет к подъему антиправительственных настроений и массовым забастовкам. 9 (22) января 1905 г. к Зимнему дворцу направляется мирное шествие, целью которого является представление царю петиции о народных нуждах. Однако шествие заканчивается расстрелом толпы; в истории это событие получит название «Кровавого воскресенья». Именно эту дату и это событие традиционно принято считать началом Первой русской революции (1905-1907 гг.), которая в свою очередь приведет к укреплению в стране позиций большевистского движения [см.: История России 1998, 188-205].

В то же самое время происходят важные изменения и в духовно-религиозной жизни России. К рубежу веков вырастает целое поколение блестяще образованных философов-богословов: H.A. Бердяев, о. Сергий Булгаков, Н.О. Лосский, Д.С. Мережковский, B.C. Соловьев, о. Павел Флоренский и др. На базе традиционного православного христианского вероучения они создают новое философское направление, получившее название «русской религиозной философии» [см.: Кувакин 1980]. В 1901-1903 гг. проходят т.н. «Религиозно-философские собрания» (под председательством епископа Ямбургского Сергия (Страгородского), будущего патриарха), направленные на восстановление утерянных связей между Церковью и светской интеллигенцией: «То была новая встреча, встреча интеллигенции с Церковью, после бурного опыта нигилизма, отречения и забвения <...>Возврат к вере<...> Интеллигенты же

ожидали от Церкви нового действия, ожидали новых откровений, еще нового завета. И мотивы Апокалипсиса резко звучали на всех почти собраниях » [Флоровский 1991, 470]. На этих собраниях окончательно вызревает мысль о реорганизации высшего церковного управления в лице Святейшего Синода и созыве Поместного Собора для восстановления русского патриаршества. В 1905 г. К.П. Победоносцев уволен с должности обер-прокурора Святейшего Синода, что способствовало либерализации внутрицерковных отношений и внешней церковной политики, а также началу активной подготовки к созыву Всероссийского Поместного Собора, против которого резко выступал Победоносцев: «Для Победоносцева было неприемлемо стремление <...> восстановить патриаршество, воссоздать самостоятельную церковную структуру управления <.. .> Глава духовного ведомства резко выступал против планов преобразования синодальной структуры и восстановления патриаршества, выдвигавшихся церковными кругами». [Полунов 2010, 235; 249].

Однако стоит отметить, что «Религиозно-философские собрания» оказали влияние на сравнительно небольшую часть интеллигенции: и потому, что численный состав организованного Д.С. Мережковским общества был сравнительно невелик, и потому, что пропасть недоверия и отчужденности между Церковью и светской интеллигенцией, образовавшаяся к моменту учреждения данных «собраний», была уже достаточно велика. Наиболее значимым результатом собраний стал выход сборника «Вехи» [Вехи 1990], который в некотором смысле подвел итог дискуссиям 1901-1903 гг.

К тому же дальнейшему плодотворному диалогу Церкви и светской интеллигенции помешает набирающее обороты большевистское движение. С одной стороны, новая власть отпугнет тех, кто не принимал идеи большевизма и методы их претворения в жизнь, что повлечет за собой массовую эмиграцию русской интеллигенции в первой четверти XX в. (такая судьба будет уготована

2

О развитии темы Апокалипсиса в русской литературе и в цикле Ремизова см. п. 2.3 настоящего исследования.

Разрядка авторская. Далее в тексте все выделения курсивом и подчеркиванием - наши. -И.П.

самому Ремизову), а также и насильственную высылку из страны. С другой стороны, среди деятелей Серебряного века будут те, кто поначалу воспримет революционное движение и большевистскую власть как своего рода осуществление проповеди и обетований Иисуса Христа, начало строительства Царства Божия на земле.

Несмотря на то, что Европа в целом и Россия в частности достигает к началу XX в. очень высоких экономических показателей, искусству рубежа веков во многом присуще трагическое ощущение действительности. Духовный кризис этого времени, таким образом, практически не связан с социально-экономическими условиями существования общества. Наступивший период разрушения, по мнению В.А. Мескина, «представляется следствием какого-то скрытого <курсив наш. - И.П.> метазакона XX столетия, который повлиял и на жизнь, и на искусство» [Мескин 1997, 6], причем это разрушение затронуло все стороны жизни человека.

В европейской литературе (в творчестве Ф. Ницше [Ницше 2010], Ф. Кафки [Данилкова 2002, 62-80] и др.) и в частности в русской (JI.H. Андреев, А. Белый, A.A. Блок, Д.С. Мережковский и др.) прослеживается ощущение конца света, безысходности - причем безысходности не столько физической, сколько духовной. Во многом это связано с потерей тех духовно-нравственных ориентиров и ценностей, которые раньше человек находил в Церкви. Церковники и народ к этому моменту уже на протяжении веков взаимно отдаляются друг от друга, что также ярко отражено в литературе: «Сказка о попе и о работнике его Балде» A.C. Пушкина [Пушкин 1892], «Мелочи архиерейской жизни» Н.С. Лескова [Лесков 1879], «Овод» Э. Войнич [Войнич 1904], «Красное и черное» Стендаля [Стендаль 1915] и др. Отдельно стоит отметить противостояние Л.Н. Толстого Церкви, который в романе «Воскресение» настолько кощунственно-карикатурно изображает православное богослужение, что эта сцена была исключена цензурой из первых изданий [см.: Толстой 1900, 168]. Интеллигенция постепенно начинает отходить от внутрицерковной жизни, пытаясь найти отве-

ты на мучающие вопросы в других областях: в древних языческих верованиях, в оккультизме, в философии. Учение Церкви воспринимается как атавизм средневековья, собрание суеверий и обрядов, а Священное Писание - как комплекс мифов древнееврейской культуры, схожий во многом с мифологией других народов. Как уже было сказано выше, попытка изменить данную ситуацию проведением «Религиозно-философских собраний» в целом оказалось неудачной.

Одновременно с авторитетом Церкви в Российской империи падает и авторитет монаршей власти. Это обусловлено тем, что царь, как помазанник Божий, был неразрывно связан с православным, церковным бытом, теряющим свои позиции. К тому же после царствования Александра Второго «Освободителя» и Александра Третьего «Миротворца» правление Николая Второго вызывает недовольство практически всех слоев общество. Расстрел мирной демонстрации («Кровавое воскресение»), огромные потери в ходе Русско-японской и Первой мировой войн закрепляют за императором прозвище «Кровавый». Противодействие монаршей власти, начавшееся еще в царствование Александра Второго, который пережил восемь покушений, в конечном счете приводит к ее свержению.

Таким образом, Православная Церковь в Российской империи и Католическая Церковь в Центральной Европе теряют свои позиции. Общ