автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Формирование философских и общественно-политических воззрений Н.В. Шелгунова

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Петрова, Вера Филипповна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Формирование философских и общественно-политических воззрений Н.В. Шелгунова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Петрова, Вера Филипповна

введение З-П. лаьа I. Генезио и основные этапы формирования мировоззрения Н.В.Шелгунова. 12

1 I. Исторические условия становления мировоззрения

Н.В.Шелгунова. 12

2. Влияние на формирование мировоззрения Н.В.Шелгунова революционных демократов и основоположников марксизма 24-60 '■т1. Восприятие Н.В.Шелгуновым революционного демократизма и социалистических идей В.Г.Белинского и А.И.Герцена.24-39 >2. Н.Г.Чернышевский - идейный вдохновитель и учитель

Н.В.Шелгунова. 39

-3. Преломление идей марксизма в творчестве Н.В.Шелгунова 51-

Глава II. Философские и общественно-политические воззрения Н.В.Шелгунова.61

1. Общефилософская позиция Н.В.Шелгунова. 61

2. Общественно-политические воззрения Н.В.Шелгунова. 72-126г1. Социалистические воззрения Н.В.Шелгунова. 72

-2. Критика Н.В.ШелгуноЕым славянофильства, либерализма и неонародничестЕа. 83

-3. Н.В.Шелгунов о зарождении рабочего класса и развития капитализма в России. 91

-4. Вопросы социального прогресоа и законов общественного развития в учении Н.В.Шелгунова. 104

-5. Идеал социалистической личности в социальном учении Н.В.Шелгунова. 114включение. 127иблиография.139

- 3

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Петрова, Вера Филипповна

Актуальность исследования. Современная эпоха - эпоха торжест-идей марксизма-ленинизма. Ленинизм возник как закономерный л развития марксизма в России в период утверждения здесь уче-: Маркса и Энгельса как самостоятельного течения общественной ли, в результате поиска революционной теории несколькими поко-[иями русских революционеров.

Необходимость сочетания преемственности и революционного опыта шлого при решении актуальных вопросов современности определяет сыпой интерес к теоретическому наследию русских революционных гократов. "Преемственность, подчеркнул Генеральный Секретарь КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР тов. К.У.Че-¡пко, - не отвлеченное понятие, а живое реальное дело. И суть прежде всего в том, чтобы, не останавливаясь идти вперед. Идти, раясь на все достигнутое раньше, творчески обогащая его."*. Как известно, изучение истории философии имеет важное значение : развития теоретического мышления. Энгельс указывал, что для вития теории "не существует до сих пор никакого иного средства, >ме изучения всей предшествующей философии"^. Фундаментальная ленинская программа разработки диалектики как рии познания и логики основывается не только на исследовании ории всех фундаментальных наук, умственного развития ребенка, отных, истории языка, области психологии и физиологии органов сте, но и на обобщении истории философии. "История мысли с точ-зрения развития и применения общих понятий и категорий логикиматериалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, февраля.1984 г.-М., 1984, с. 10. арке К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 366. т ют что нужно ! .

Философия есть специфическая форма познания и изучение своеобразия развития философии является существенной задачей теории юторико-философского процесса. Одним из основных положений диа-гектико-материалистического понимания философской преемственно-)ти является разграничение качественно различных типов этого исто-шческого отношения. Изучение философии русских революционных демократов вообще и отдельных, еще недостаточно известных нашим сов-)еменникам представителей этого течения, Н.В.Шелгунова в частно-5ти, позволяет выявить преемственность различных учений е рамках )дного и того же материалистического направления.

Несом-ненно, теоретическое наследие Н.В.Шелгунова уступает ю своему масштабу идейному влиянию таких представителей русско-'о революционного демократизма, как В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышев-¡кий, Н.А.Добролюбов. Однако деятельность Н.В.Шелгунова, еще недостаточно изученная, представляет тем не менее значительное яе-шние в истории русского революционного демократизма. Его твор-геская судьба в своем роде уникальна - он не только на протяже-[ии почти трех десятилетий пропагандировал идеи К.Маркса и Ф.Эн-^ 'ельса в их своеобразном преломлении, но и одним из первых рево- г ооционных деятелей в России сделал шаг от революционного демок-»атизма к социал-демократизму, предсказав великое будущее моло-сому рабочему классу. Иными словами, его творческая деятельно— :ть профессионального революционера, пропагандиста, теоретика и »рганизатора не только способствовала проникновению идей марксизма в Россию, но и признанию марксизма как единственно правильной революционной теории. Деятельность Н.В.Шелгунова Еполне

Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 159. этвечала тем требованиям, которые В,И.Ленин предъявлял к революционерам - изучать, пропагандировать и организовывать. "Нельзя Зыть идейным руководителем без вышеуказанной теоретической работа, как нельзя быть им без того, чтобы направлять эту работу. 5ез того, чтобы пропагандировать результаты этой теории среди эабочих и помогать их организации"-'-.

Творчеством Н.В.ШелгуноЕа живо интересовался В.И.Ленин. В письр ле А.И.Елизаровой говорится: "Перечитываю с интересом Шелгунова . } письме М.И.Ульяновой Владимир Ильич спрашивал ее мнение о статьях Шелгунова: "Какие у него /Шелгунова. - В.П./статьи тебе нра-зятся ? По русским вопросам или исторические ? Экономические или о зилософские ? .

На этих статьях Н.В.Шелгунова выросло и окрепло первое поколете русских пролетариев, которые назьшали его своим учителем, указывающим путь к свободе. Похороны Н.В.Шелгунова вылились в мощную штиправительственную демонстрацию, в которой приняли участие ра-5очие, интеллигенция и студенчество. Отмечая главные вехи рабочею движения, В.И.Ленин охарактеризовал демонстрацию на похоранах 1.В.Шелгунова как "социал-демократическую демонстрацию передови-сов-рабочих при отсутствии массового движения"^.

Степень разработанности темы. Многогранная теоретическая и эволюционная деятельность Н.В.Шелгунова получает Есе большее ос-¡ещение на страницах советской печати. В исследованиях Э.Н.Герн-1тейна, Б.И.Есина, Ф.М.Морозова, М.Н.Пеуновой, Н.Соколова, Н.Сун

Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. I, с. 309.

Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 55, с. 21.

Там же,. с. 6. кЛенин В.И. Полн. собр. соч., т. 9, с. 250. ва, А.С.Слабкого, А.С.Тонких, В.И.Тростникова, А.Шилова, С.Шкуринова, И.Я.Щипанова и других анализируются его философ-ие, социальные, экономические, этические, эстетические и лите-турно-критические взгляды. В монографических работах некоторых вышеперечисленных авторов показана революционно-демократичес-я деятельность Н.В.Шелгунова, дана общая характеристика его щественно-политических и философских воззрений.^ Наиболее зна-тельными работами последних лет, посвященными творчеству Н.В. лгунова, являются исследования Б.И.Есина и М.Н.Пеуновой. В книге Б.И.Есина рассматривается публицистическое мастерство В.Шелгунова. Автор исследует его труды, посвященные экономи-ским, политическим и литературно-критическим проблемам, расовая полемическое мастерство публициста. В своем исследовании И.Есин показывает, что Н.В.Шелгунов был выдающимся пропагандном революционно-демократических идей и что вся его литературноитичеокая деятельность была подчинена борьбе за передовое миро-2 ззрение.

В монографической работе М.Н.Пеуновой внимание акцентируется , том, что учение о морали Н.В.Шелгунова формировалось и развилось в рамках и на основе революционно-демократической этики, а отмечает, что, критикуя крепостнический характер господствующи религиозно-идеалистической морали, идеологи революционной мократии - Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, а лед за ними Н.В.Шелгунов, вплотную подошли к пониманию классово характера нравственности. М.Н.Пеунова показывает, что эти-¡ское учение русских революционных демократов, Н.В.Шелгунова в

Ол-: Пеунова М.Н. Общественно-политические и философские гляды Н.В.Шелгунова. - М., 1954; Слабкий A.C. мировоззрение

В.Шелгунова. Харьков, 1959. , См.: Есин Б.И. Н.В.Шелгунов. - М., 1977. м числе, явилось теоретическим обоснованием освободительного ижения, нравственным оправданием революционной деятельности.* Тем не менее, рассмотрение исследований, посвященных идейно-• наследию Н.В.Шелгунова, показывает, что необходимо дальнейшее ¡учение его философских и общественно-политических воззрений, •о обусловлено отсутствием работ, в которых выделялись бы гене-[о и основные этапы творчества, сложной духовной эволюции круп-то революционера-демократа, раскрывалось своеобразие его миро-'ззрения. Малоизученными, но, несомненно, заслуживающими внима-гя, являются вопросы теоретических источников, учения Н.В.Шелгу->ва, трактовка им движущих сил социалистической революции, идеаличности будущего общества. Требуют дальнейшего уточнения [ализ его взглядов на факторы и характер развития общества, раз-гтие капиталистических производственных отношений, исторической >ли формирующегося рабочего класса, социальный прогресс, отноше-гя к славянофильству и неонародничеству.

Актуальность и недостаточная степень разработанности этих шросов и послужили основанием при выборе теш исследования, гределении цели и задач, методологии и структуры диссертации.

Цель исследования заключается в раскрытии, на основе принци->в теории историко-философского процесса, генезиса и основных ?апов эволюции философских и общественно-политических воззрений .В.Шелгунова. В соответствии с этой целью ставятся следующие щачи: всесторонне проанализировать исторические условия и тео-зтические истоки формирования мировоззрения Н.В.Шелгунова; выяо-1ть конкретно-историческое решение путей и средств, движу-ix сил социалистического преобразования общества; определить См.: Пеунова М.Н. Этика Н.В.Шелгунова. - М., 1978, го понимание характерных черт человека будущего социалистичес-сого общества; еыяеить материалистические езгляды и диалектические идеи Н.В.Шелгунова, явившиеся мировоззренческим и методоло-■ическим основаниями при интерпретации социальных явлений; раскрыть классовый, партийный подход к оценке славянофильства, либе->ализма и неонародничества; показать целостное мировоззрение [.В.ШелгуноЕа как отражение важнейших коллизий идейных исканий >еЕолюционных демократов, как осознание исторически определен-[ой эпохи е развитии нашей страны, как неотъемлемый элемент твор-юского развития марксистской историко-философской науки;. охарактеризовать реальный вклад в развитие отечественной общественной шсли; определить место и роль его в философии русских революционных демократов.

Научная новизна исследования состоит в попытке доказательст-ia следующих идей и положений:

- революционно-демократическая и теоретическая деятельность [.В.ШелгуноЕа охватывает два главных периода /1848-1871, 1872-!904 гг./ в ноЕейшей всемирной истории и является сеязующим зЕе-юм между двумя этапами русского революционного освободительного [вижения - революционно-демократическим и социал-демократически ;

- философские и общественно-политические воззрения Н.В.Шел-■унова представляют собой дальнейшее развитие и претворение в ;изнь идейного населдия революционных демократов сороковых го-[ов. В частности, его социалистическое учение является творчес-:им развитием концепции "русского крестьянского социализма" .И.Герцена;

- в общественно-политическом учении Н.В.ШелгуноЕа рассматри-аются различные периоды развития России, тенденции, закономерюсти и противоречия нового этапа в развитии страны, своеобразие условия русского революционного движения, законы обществен-юго развития е условиях наступающей домонополистической стадии )азЕития капитализма;

- если в начале СЕоей деятельности он в основном выступает сак идеолог крестьянской революции, то, позднее, трезво оценив роисшедшие в стране изменения социально-экономических условий, частности быстрое развитие капиталистческих отношений не толь-го е промышленности, но и в сельском хозяйстве, Н.В.Шелгунов наступает как выразитель интересов социальных низов в целом, [ролетарской массы в частности;

- при изучении общества как объективного, естественного процесса Н.В.Шелгунов Еыделяет в качестве главного фактора экономические отношения. Признавая важную роль просвещения, знания, >н полагает, что идеи сами по себе, пусть самые передовые, не югут изменить условий жизни общества;

- гуманистический взгляд Н.В.Шелгунова на человека, идеал оциалистической личности является связующей "нитью" в его фи-[ософских, экономических, этических, эстетических и литература-критических исследованиях. Он исходит из того, что социальный идеал объединяет, вдохновляет и направляет борьбу народных !асс за социалистическое преобразование общества. Им высказы-ается ряд интересных догадок о значении образования, произ-одительности труда, социально-экономических условий для все-тороннего и гармонического развития личности, особенно ценны го мысли о производственно-трудовой деятельности как основе азЕития человека, историчности содержания понятий независимоэти и свободы;

Практическое значение работы состоит в том, что результаты ложно применить в учебном процессе и в практике научного исследования. Ряд обобщений, вытекающих из содержания диссертации, югут быть использованы для дальнейшего совершенствования !труктуры и содержания курсов истории философии и общественно-юлитической мысли народов СССР, при чтении курсов лекций по ютории философии, в организации и проведении надлежащих спецкурсов и спецсеминаров. Материалы диссертации могут быть испо-Евзованы в чтении лекций в обществе "Знание".

Методологической и теоретической основой исследования яви-шсь труды основоположников марксизма, документы и материалы !ъездов и пленумов ЦК КПСС. В своем исследовании диссертант »пирается на принципы марксистско-ленинского анализа историко-далософского процесса. В качестве таких методологических принципов автором используются принципы партийности, конкретного ¡сторизма, концептуальный и аналитико-хронологический подходы, ¡иографический анализ и т.д.

Апробация работы. Различные аспекты исследования излагались докладе на заседании методологического семинара кафедры фило-офии Казахского педагогического института имени Абая. Диссер-'ация обсуждалась на кафедре истории философии и логики философ-ко-экономического факультета Казахского государственного уни-ерситета имени С.М.КироЕа и на кафедре философии Института по-ышения квалификации преподавателей общественных наук при КазГУ «ла рекомендована к защите. По теме исследования опубликованы ри статьи, в которых отражено основное содержание диссертации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Формирование философских и общественно-политических воззрений Н.В. Шелгунова"

- 127 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учение Н.В.Шелгунова, являющееся составной и довольно значительной частью революционно-демократического учения, имело цепью просвещение народа, вооружение его революционной теорией, способной поднять народные массы на борьбу против царизма.

Революционно-демократическая деятельность Н.В.Шелгунова -заметное явление в общественной жизни второй полоеины XIX века з той общей идейно-теоретической атмосфере, которая отразила все коллизии этого Бремени, поэтому исследование его философских и общественно-политических воззрений Еосполняет определенный "пробел" е истории русской философии, истории отечественных социалистических учений.

Деятельность Н.В.Шелгунова начинается е период революционной ситуации 1859-1861 гг. в обстановке подъема борьбы крестьян и рабочих - первого демократического натиска, вызвавшего в конечном счете падение крепостного права. Кризис феодально-помещичей системы России определил некоторые особенности формирования рабочей силы е услоеиях крепостничества, к которым можно отнести продажу рабочей силы крестьянами-отходниками, наличие приписных работников в тяжелой промышленности, крепостных работников еотчинных мануфактур. Именно этим можно объяснить в известной степени одновременное, параллельное развитие мелкотоварного производства, капиталистической мануфактуры и фабрики. В области политической, по выражению В.И.Ленина, это был период разгула невиданно дикого и реакционного царизма. И поэтому передовая общественная мысль России настойчиво искала правильную революционную теорию, которая могла бы указать пути и средства преодоления экономического и политического кризиса в стране.

В таких исторических условиях происходит становление социа-пьно-философских воззрений Н.В.Шелгунова.

В ходе поисков Еерной революционной теории Н.В.Шелгунов в первую очередь обращается к идейному наследию революционных демократов 40-х годов - В.Г.Белинского и А.И.Герцена.

В.Г.Белинский одним из первых, еще в студенческие годы, оказал влияние на формирование мировоззрения Н.В.ШелгуноЕа сео-ей непримирой, самоотверженной борьбой против царизма и крепостничества за освобождение народа. В начале сЕоего пути Н.В.Шелгунов особенно высоко ценил В.Г.Белинского за его редкий литературно-критический дар, в более зрелые годы - за классовый подход к изучению социальных яЕлений, последовательную критику буржуазного либерализма,с его слепым преклонением перед Западом, славянофильства и вyльгapнoгo,tзaпaдничecтвat.,

А.И.Герцен, с работами которого Н.В.Шелгунов познакомился ео время своих заграничных поездок, оказал существенное елия-ние на становление его взглядое как осноеоположник теории "русского крестьянского социализма". Под сильным влиянием А.Й.Гер-цена Н.В.ШелгуноЕ в 60-ые годы XIX века связывает сбои теоретические искания е области социалистической революции с крестьянством. Наряду с этим герценовское Елияние на творчество Н.В.ШелгуноЕа сказалось в его критике догматизма в науке, классической немецкой философии, в понимании тесной связи между наукой, техникой и развитием общества, теории и жизни. Общефилософская позиция Н.В.Шелгунова во многом сформировалась на осноЕе работ А.И.Герцена "Дилетантизм в науке", "Письма об изучении природы". Н.В.Шелгунов полностью разделял мысль А.И.Герцена о необходимооти тщательной подготовки народных масс к революции и с этой ке позиции критикует заявления Бакунина, Ткачева, что самодержавие можно свалить одним ударом с помощью заговора, указывает аа ошибочность и беспочвенность их призывов к немедленному революционному перевороту3*.

Н.В.Шелгунова по праву можно назвать преемником идейного наследия сороковых годое, лучшими интеллектуальными представителями которого яейлисъ В.Г.Белинский, А.И.Герцен.

Со знакомства с Н.Г.Чернышевским начинается, собственно, соз-зательная революционно-демократическая деятельность Н.В.Шелгу-аова. Под руководством Н.Г.Чернышевского Н.В.Шелгунов приобща-зтся к профессиональной борьбе, пишет и распространяет прокламации,^ которых вскрывается антидемократический характер реформы 1861 года. Он непосредственно участвует в подготовке крестьянской революции, е случае победы которой можно было бы произвести широкие демократические преобразования е России в интерсах народных масс. Н.В.ШелгуноЕ, как и Н.Г.Чернышевский, "находит е этом нелегком служении делу народа удовлетворение в отличие, скажем, от его современника, представителя анархизма -'Л.Бакунина, потерпевшего глубокий духоеный крах, к которому его привели идеалистическое высокомерие по отношению к классам, доктринерство и неразборчивость е средствах" и в конечном счет те отказавшегося от борьбы .

Е Критика Шелгуновым Бакунина, Ткачева в принципе была обоснованной. В конечном счете их учение о социальной', революции оказалось несостоятельным. См.,напр.: Шахматов Б.М. П*Н.Ткачег.

Этюды к: творческому портрету.М.,1981; Федоркин Н.С.Утопический социализм идеологов революционного народничества. М.,1984.

I. Соловьев Э.О.Биография как.вид историко-философского исследования. -"Вопросы философии", 1981,с. 123.

На протяжении всей своей революционно-демократической деятельности Н.В.Шелгунов при рассмотрении тех или иных вопросов общественного развития Есегда обращается к теоретическому наследию главы "шестидесятников". Духовное родство с Н.Г.Черны-яевским, Еысокие цели и Еера в творчество народных масс - все это истоки общего оптимистического ощущения истории у Н.В.Шел-суноЕа.

Под влиянием Ф.Энгельса Н.В.Шелгунов приходит к еыеоду о необходимости замены буржуазно-помещичьего общества обществом без эксплуатации и порабощения, где принцип соперничества должен смениться принципом сотрудничества, и к пониманию, что рабочий пролетариат как страдающий класс может помочь сам себе. Н.В.Шелгунов внимательно следит за развитием капитализма в Западной Европе и России, и не только констатирует рост и централизацию промышленного капитала, но и предсказыьает неизбежность нарастания противоречий в ходе этого процесса, говорит о "ломке" старого порядка,совершающегося с необычайной быстротой и резкостью революции, занимается изучением кризисов капиталистического производства, оборачивающихся чрезвычайно тяжелыми социальными последствиями для трудящихся.

Перевод книги Ф.Энгельса, сделанный Н.В.Шелгуновым, ЕызЕал широкий резонанс е общественных кругах России, он воспитывал молодой рабочий класс в духе интернационализма, солидарности с братьями по труду, с международным рабочим движением. Рабочий М.П.Петров вспоминал, что в начале 1880 года "из всей литературы, которую я читал, на меня произвели огромное впечатление произведения Шелгунова, особенно его " Пролетариат .Англии и Франции'.'-1

I.Ушедшая Москва. Воспоминания. М., 1364, с. 385.

При разработке материализма Н.В.Шелгунов опирается на работы

И.М.Сеченова, Д.И.Менделеева, К.А.Тимирязева, на три великих открытия в области естествознания. Несмотря на это, материаназвать лизм Н.В.Шелгунова нельзй\естественнонаучным материализмом, по-У. скольку такая разновидность материализма, опирающаяся на достижения наук о природе, сводится к ним и ограничивается ими*. Н.В.Шелгунов же рассматривает эти достижения естествознания с точки зрения их значения для формирования новой, более еысокой стадии диалектического мышления и в этом плане он стоит вполне на уровне Н.Г.Чернышевского. Вслед за ним Шелгунов рассматривает проблему материального единства мира через раскрытие четырех аспектов его обоснования: вещественного единства Есех природных объектов, единства движения и материи, соотношения материи и сознания, единства законов природы.

При рассмотрении эволюции органического мира Шелгунов опирается на труды Ламарка, Дарвина, разделяя их мнение о превалирующей роли среды на онтогенетическое развитие живых организмов и вскрывает научную несостоятельность теории катастроф Кювье.

С диалектических позиций разрабатывается Шелгуновым и ряд гносеологических вопросов. Это проявляется в его трактовке теории познания: во-первых, в том, что познание истолковывается им как движение, процесс; Ео-вторых, в интерпретации гибкости, относительности, перехода понятийных форм мышления при отображении динамики жизни.

Особое?внимашге Шелгунов обращает на социальный характер познания. Он полагает, что высшая ступень познания явлений вне

I. См.: Алексеев П.В. Шука и.мировоззрения. Союз марксистской философии и естествознания. М.,1983,с.23. шнего мира осуществляется в понятиях, суждениях и умозаключениях. Он исходит из того, что познание сущности предметов материального мира возможно лишь при помощи абстракций, понятий, формирующихся в процессе практической деятельности людей.

Идеи единства мира, движения, развития и историзма применяются Шелгуновым при изучении социальных явлений, событий и процессов. Опираясь на них, он рассматривает различные периоды развития России, тенденции, закономерности и противоречия нового этапа в развитии страны, своеобразные условия русского революционного движения, законы общественного развития в условиях наступающей домонополистической стадии развития капитализма.

В трудах Шелгунова выдвигается и обосновывается идея борьбы против буржуазно-помещичьего строя, за преобразование общества на основе социального равенства, претворения в жизнь социалистических принципов. Для его творчества характерна разработка теории социализма применительно к русским условиям. Она является дальнейшим творческим развитием концепции "русского крестьянского социализма" Герцена, Чернышевского. В своей теории Шелгуной в самых общих чертах определяет социализм как свободное общежитие свободных людей, где все люди равны, богаты, счастливы. С этой позиции он критикует псевдосоциалистические теории "феодального", "дворянского" социализма как реакционные.

На определенном этапе исторического развития страны теория "русского крестьянского социализма" была прогрессивной, так как выступала с революционными призывами свержения царизма и освобождения крестьян с землей. Эта теория имела под собой некоторое объективное основание, ибо выражала стремления крестьян к равенству, свободе, отражала их борьбу за полное уничтожение

- 133 помещичьего землевладения. В данном случае она служила теоретическим обоснованием революционного освободительного движения, в ней было дано нравственное оправдание революционной деятельности, в которой демократы видели проявление высшего долга перед народом.

Отмена крепостного права привела к быстрому появлению на арене социальной борьбы рабочего класса, так как к этому Бремени капиталистическая организация производства-в основном сложилась в текстильной и частично в горнозаводской промышленности.* Теория "русского крестьянского социализма" не отражала адекватно изменившиеся социально-экономические условия, а потому из прогрессивной становится консервативной. Чутко уловив происшедшие изменения, Шелгунов к:концу 60-х гг.XIX в. приходит к заключению, что крестьянская община не может стать основой социалистического преобразования России, и обрушивается с критикой на либеральных народников за то, что они упорно продолжают цепляться за идею "крестьянского социализма."

В тяжёлые годы идейной реакции, наступившие после спада революционной ситуации в России, Шелгунов выступает непримиримым врагом либералов, поскольку он глубоко убежден в том, что они не способны к защите подлинных интересов народа. В отличие от целого ряда "поздних" неонародников у Шелгунова не было трагического противоречия между его учением и личной судьбой.>Его шзнь и деятельность - пример кристального, до самоотречения верного служения раз и навсегда избранному идеалу - борьбе за зчастье народа, за социалистическое преобразование общества. См.: Рабочий класс России от зарождения до начала XX в.М.,1983.

- 134

Отстаивая чистоту революционной теории, Н.В.ШелгуноЕ резко критикует либеральное "крыло" неонародничества за то, что его представители на слоеэх тяготеют к "прогрессистам", а на деле примыкают к консерваторам и ретроградам, за отказ от идейного наследия "шестидеятникоЕ", за пустое фразерство, расхождение слоЕа и дела.

Современные марксистские исследования народничества показывают, что шелгуновская критика неонародничества в целом была обоснованной и конструктивной. Так, В.А.Малинин отмечает: "Революционное народничество как общественное дЕижение исчерпало себя уже в начале 80-х годов, после разгрома "Народной еоли". Вместе с тем марксизму, начиная с середины 80-х годов, понадобилось приложить огромные усилия, чтобы развенчать теорию народничества, овладеть умами передовой интеллигенции, выдержать при этом жестокую борьбу с представителями иной фазы народнического дЕижения - либеральным народничеством 80-30-х годов и с эпигонами "социально-революционной партии" - русскими эсера-ми"1.

Критика Н.В.Шелгуновым неонародничестЕа с близких марксизму позиций может быть использована при исследовании идеологических иллюзий многих разновидностей "национального социализма", популизма, современного мелкобуржуазного радикализма, "советологических" концепций антикоммунизма Р.Пайпса,.Д.Биллингто-на, И.Шапиров и др.2.

1.Малинин В.А. Философия революционного народничества. М., 1972, с. 333.

2.Критику вышеназванных мелкобуржуазных, советологических концепций, спекулирующих,на рецидивах народнических иллюзий, см., е частности: Маслин М.А. Критика буржуазных интерпретаций

- 135

С развитием производительных сил, общественных отношений и з появлением рабочего класса мировоззрение Н.В.Шелгунова претерпевает значительную эволюцию. Если в начале СЕоей революционно-демократической деятельности он в основном выступает как адеолог крестьянской революции, то позднее, трезво оценив значение изменений социально-экономических условий России, быстрое развитие капиталистических отношений не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, он уже выступает не только как "крестьянский демократ", но и как выразитель интересов социальных низое в целом, пролетарской массы в частности.

По мнению Н.В.Шелгунова, в недрах старого строя вызревают, новые производственные отношения, которые преобразуют условия кизни и выдвигают новые формы революционной борьбы. В этом плане он одним из первых указывает на такое важное явление в политической жизни России как стачки, в частности МорозоЕскую стачку, еще не раскрывшие на этом этапе рабочего движения сбою истинную грозную сущность. Только лишь с середины 90-х годов III Еека начинается новый этап борьбы российского пролетариата, связанной с теоретической и практической деятельностью В.И.Ленина, соединением рабочего движения с научным социализмом.

Н.В.ШелгуноЕ предпринимает попытку рассмотреть возникновение и развитие общества как естественный, объективный процесс, выявить предпосылки и движущие силы социального прогресса. идеологии.русского революционного народничестЕа. М., 1977; Кар-пачев М.Д.-Русские реЕолюционеры-разночинцы и буржуазные фальсификаторы. М., 1979; Шкуринов П.С. Позитиеизм в России XIX века. М., 1980; Белоус В.Т. Современные советологические.интерпретации мелкобуржуазной утопии русского неонародничества. "История домарксистских социалистических учений и антикоммунизм". Л.,

- 136

Под углом экономического основания Н.В.Шелгунов анализирует социальную структуру общества. Он высказывает глубокую догадку, что именно классовая борьба, антагонизм угнетателей и угнетенных, в особенности рабочих7крестьян, является источником общественного развития. Признавая важную роль просвещения, знания, он в то же время понимает, что идеи сами по себе, пусть самые передовые, не могут изменить условия жизни общества.

Выделяя античную, феодальную и капиталистическую общественно-экономические формации, Н.В.Шелгунов стремится еыяеить типи-теское /общее/ и специфическое /особенное/ в историческом процессе. Отмечая в качестве доминирующей тенденции исторического процесса социальный прогресс, Н.В.Шелгунов особо выделяет ре-пающую роль в этом вопросе политической борьбы.

Гуманистический взгляд на человека, идеал социалистической личности Н.В.ШелгуноЕа является связующим зЕеном е его философских , экономических, этических, эстетических и литературно-кри-гических статьях. Он исходит из того, что идеал объединяет, здохноЕляет и направляет борьбу людей за социалистическое преобразование общестЕа. Н.В.Шелгунов полагает, что высоконравственным человеком можно назвать того, который активно выступает 1ротиЕ самодержавия и трудится на благо народа. Он выступает зезко протиЕ религиозно-идеалистической концепции человека в зубъектиЕНОй социологии того времени. Им высказывается ряд интересных догадок о значении образования, производительного труда, зоциально-экономических условий для всестороннего и гармонического развития личности. Не менее ценны его высказывания о произ

982;,Щипанов И.Я. Философия и социология русского народничества. М., 1983, и др.

- 137 водственно-трудовой деятельности как основе развития личности, историчности понятий независимости и СЕободы.

Н.В.Шелгунов критикует крепостничество, где труд и бесправие неразделимы, констатирует ограниченность буржуазной свободы, так как в капиталистическом обществе происходит усиление угнетения, отчуждения человека.

Всестороннее и гармоническое развитие человека, по Шелгуногу, возможно только при социализме, когда не будет эксплуатации человека человеком, а производительный труд направлен на благо всего народа.^Критикуя капиталистическое разделение труда,

H.В.Шелгунов подчеркивает, что только при социализме возможно сочетание умственного и физического труда, совпадение интересов личности и общества, развивает мысль о становлении человека как л субъекта истории. Эти гуманистические идеи Н.В.ШелгуноЕа актуальны и в наше время, они могут быть использованы в теории и практике коммунистического Боепитания советских людей.

Н.В.Шелгунов являет нам образец беззаветной преданности родине, интересам трудового народа, героической борьбы за социалистическое будущее России. В.й.Ленин писал: "В течение около полувека, примерно с 40-х и до 90-х годое прошлого Еека, передовая мысль е России. жадно искала правильной революционной теории. Марксизм, как единственно правильную революционную теорию, Россия поистине выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения, испытания на практике, разочарований, проверки, сопоставления опыта Европы"* . Одним из тех, кто на протяжение почти четырех десятиле

I.Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 7-8.

- 138 ий в этой полувековой историй находился в неустанном поиске травильной революционной теории, несмотря на тяготы и страда-шя каторжно-ссыльного режима, изоляцию от осноеных очагов ку-пьтуры и освободительного движения, был верный соратник Н.Г.Чер-шшевского - Н.В.Шелгунов. Он способствует проникновению в Рос-!ию идей:.марксизма и их пропаганде, развитию массового рабочего шижения и его сближению с научным социализмом, одним из первых гредсказывает большое будущее рабочему классу.

 

Список научной литературыПетрова, Вера Филипповна, диссертация по теме "История философии"

1. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., »нгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 13, с. I-I67. :.Маркс К. Капитал, т. I. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., 23, - 812 с.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Эн--ельс Ф. Соч., 2-е изд., с. 7-544.

3. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. !оч., 2-е изд., т. 20, с. 384-587.

4. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют противоциал-демократов ? Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.1,с.125-346.

5. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества.енин В.И. Полн. собр. соч., т. 2, с. 505-550.

6. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся ? Ленин В.И.олн. собр. соч., т. 2, с. 505-550.

7. З.Ленин В.И. Фридрих Энгельс. Ленин В.И. Полн. собр. соч., 2, с. I-I4.

8. А,Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Ленин В.И.- 140 лн.собр.соч.,, т.З, с.1-609. .г.Ленин В.И. Гонители земства и аннибалы либерализма. шин В.И. Полн.собр.соч., т.с.21-72.

9. Г.Ленин В.И. Аграрный вопрос в России к концу XIX века.шинВ.И. Полн.собр.соч., т.17, с.57-137.

10. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Ленин В.И.лн.собр.соч., т.18, с.381-384.

11. Ленин В.И. О "Вехах". Ленин В.Л. Полн. с обр. соч., ,19, с.167-175.

12. Ленин В.И. "Крестьянская реформа" и пролетарская револю-1Я. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.20, с.171-180. ).Ленин В.И. Две утопии. - Ленин В.И. Полн.собр.соч., ,22, с.117-121.

13. Ленин В.И. Из прошлого рабочей печати в России. Ленин В.И. )лн.собр.соч., т.25, с.93-101.

14. Ленин В.И. Карл Маркс. Ленин В.И. Полн.собр.соч.,, ,26, с.43-82.

15. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.:: Политиздат, 1981. - 222 с, '.Материалы июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС. - М.: >литиздат, 1983. - 80 с.

16. Материалы февральского /1984' г./ внеочередного Пленума : КПСС. М.: Политиздат, 1984. - 31 с- 141

17. Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. М.: Политиздат, >83. - 367 о.

18. Аникин A.B. Юность науки /Жизнь и идеи мыслителей-экономи-:ов до Маркса/. М.: Политиздат, 1979. - 367 с. .'."Анти-Дюринг" Ф.Энгельса и современность. - М.: Мысль, )78. - Г92 с.

19. Архангельский Л.М. Моральные ценности и современность. -вопросы философии", 1983, № II, с.88-93. 5.Багатурия Г.А. О некоторых особенностях развития марксизма iK теоретической системы. "Вопросы философии", 1983, J& I, , 49-60.

20. Белинский В .Г. Собр.соч. в трех томах, т.З. М.: ОГИЗ, )48. - 926 с.

21. Г.Белинский В.Г. Полн.собр.соч. в тринадцати томах, т.12. -,: Госполитиздат, 1959. 596 с.

22. Богатов В.В. Философия И.Л.Лаврова. М.: Изд-во МГУ, Г972. -.'6' с.

23. Богомолов A.C., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философ-:ого процесса. М.: Наука, 1983. - 286' с. ".Братко Н.Н:. Оценка Г.В.Плехановым теоретических источников торического материализма. - "Философские" науки", 1983, 5,64.70.

24. Г.Вавилов Н.И. Линнеевский вид как система. М.-Л., Г931.

25. Г.Водолазов Г.Г. Диалектика и революция., М.: Изд-во МГУ, )75. - 230 с.

26. Волк С.С., Никоненко B.C. Н.Г.Чернышевский и материалисти-)ские традиции русской философии. Л.: Знание, Г978. - 34 е., I,Волк С.С., Никоненко B.C. Материализм Н.Г.Чернышевского. -,: Изд-во ЛГУ, 1979. - 150 с.

27. Герцен А.И. Собр.соч. в тридцати томах. й.:: Изд-во I СССР, 1954-1964, т. 6; - 551" о.; т.7 - 6'12 с.; т.20 -)4" с.-:у.Гинев В.Н. Аграрный вопрос и мелкобуржуазные партии в )ссии / К истории банкротства неонародничества/. Л.: 1ука, 1977. - 295 с.

28. История философии в шести томах, т.4. М.: Изд-во АН СССР, )57. - 672 с.

29. История философии е СССР в пяти томах, т.З. М.: Наука, )68. - 672 с.

30. Г.Касымжанов А.Х„, Кельбуганов А.Ж., Сатыбалдина K.M. "Круги" познании. Алма-Ата: Наука, 1977. - 176' с. Коган- Л.А. О влиянии Чернышевского- на эволюцию мировоззре-1Я IT.Л.Лаврова. - "Философские науки", Г982, № 4, 0.-86-У.

31. Коган Л.А. "Я оставался Еерен моим убеждениям." "Вопсы философии", 1982, Ш 12, с. 144-123.

32. Коган Л.А. Философское завещание Е.Г.Чернышевского.шлософские науки", 1983, Ж 4, с. 86-94'.

33. Г.Коган Л.А. Мыслитель-революционер школы Чернышевского1.150-летию со дня рождения Н.А.Серно-Соловьевича/. "Фиюофские науки", 1984, Ш 6\ с. II3-II9.

34. Г.Кононенко Л.И. Социалистическая ориентация и ее место в- 14 4' фовом революционном процессе. "Вопросы философии", 1984, 2, с.90-97.

35. Конюшая Р.П. Карл Маркс и революционная Россия. И.: >литиздат, 1975. - 361 с.

36. Конюшая Р. Русские деятели первого Интернационала. -коммунист", 1984, Ш Г5, с.77-88.

37. Красин А.Н. Социально-философские проблемы становления »ммунистического типа личности. М. : Высшая школа, Г98Г. - 176* с. ».Крутова О.Н. Человек и история. - М.: Политиздат,1982.-208 с.

38. Кузнецов Ф. Публицисты 1860-х годов. М. :: Молодая гвардия, >81. - 335^ с.

39. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история /Проблема тео-1И исторического процесса/. М.: Политиздат, 1981. - 288 с. ¡.Лапин Н.И. Начало марксизма. - "Вопросы философии", 1983, I, с.27-48.

40. Лившиц Г.М. Атеизм русских революционеров-демократов. -iHCK.: Вышэйша школа, Г979. 301 с.

41. Лйнков Я.И. Очерки истории крестьянского движения в России I825-I86I гг. М.: Госполитиздат, 1952. - 271 с. г.Малинин В.А. Философия революционного народничества. - М.: 1ука, 1972. - 338 с.

42. Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. М.: ■ель, Г983, - 240- с.

43. Марксистская философия е XIX веке. /Книга вторая/. М„: Наука, Г979. - 398 с.

44. Маелин А.Щ Материализм и революционно-демократическая идеология в России в 60-х годах XIX века. М.: Изд-во ВПШ и АОН: при ЦК КПСС, 1960. - 310 с.

45. Маслин А.Н. Д.И.Писарев в борьбе за материализм и социальный прогресс. М.: Наука, Г96В. - 167 с.

46. Маслин М.А. Критика буржуазных интерпретаций идеологии русского революционного народничества.-М.:Изд-во МРУ, 1977.-118 с»

47. Микулинский С.Р. Так ли надо относиться к наследству? -"Вопросы философии", 1982, № 12, е. 151-157.

48. Нйфонтов А.С. Еоссия в 1848 году. М.: Изд-во Правда, 1949. - 124 с.

49. Ноеиков А.И. Ленинизм и прогрессивные традиции русской общественной мысли. Л.: Лениздат, 1965". - 278 с.

50. Новиков М.И. Диалектика русских революционных демократов и ее место в истории: домарксистской диалектики. М.: Мысль, 1973. - 348 с.88.0йзерман Т.И. Диалектический1 материализм и история философии. М.: Мысль, 1979. - 308 с.

51. Пеунова М.Н., Общественно-политические и философские взгляды Н.В.Шёлгунова. М.: Изд-во АН СССР, Г954'. - П2 с.

52. Пеунова М.Н. Этика Н1 В.Шелгунова. М.:: Наука, 1978.- 215 с.

53. Пирумова С.М. Исторические взгляды А.И.Герцена. М.: Гос-лолитиздат, 1956'. - 152 с.

54. Плеханов Г.В. Эстетика и социология искусства в двух томах,, т.2. М.: Искусство, 1978. - 439 с.

55. Плимак Е.Г., Хорсга В.Г. "Народная воля": история и современность. "Вопросы философии", 198Г, Ж 5", с.97-108.

56. Против современных фальсификаторов истории русской философии. М.: Соцэкгиз, 1960. - 455" с.

57. Рабочий класс России от зарождения до начала XX века. М.:: Наука, 1983. - 572 с.

58. Реуэль А.Л1. Русская экономическая мысль 60-70 гг. XIX века и марксизм. М.: Г ос Политиздат:, Г966\ - 424' с. ГОО.Рудницкая Е.Л. Щ1Г.Огарев е русском революционном движении.- М.: Наука, 1969. 4Ж с.

59. ЮТ. Русанов Н.С. Ш родине/1859-1882/. М., Г93Х. - 280 с. Г02.Русская эстетика и критика 40-50 годов XIX века. - М.: Искусство, 1982. - 544 с.

60. Седых В. Из когорты соратников Маркса. "Коммунист", 1984, Ж 4, с.125-128.

61. Смирнова З.В. Социальная философия А.И.Герцена. М.:: Наука, 1973. - 291 с.

62. Соловьев Э.Ю. Биографический'; анализ как- вид историко-философского исследования. "Вопросы философии"', 1981, $ 7, с.115-126;

63. ГОЭ.Сунцов Н.С. Экономические; взгляды Ю.Шелгунова. М.: Госполитиздат, 1957. - 223 с.

64. ПО.Сухов А.Д. Атеизм передовых русских исследователей. М„: ГЛысль, 1980. - 228 с.

65. ПТ.Татаринова Л.Е. А.И.Герцеп. М.: Мысль,, 1980. - 183 с. П2.Ушедц1ая Москва. Воспоминания. - М.:: Московский рабочий, 1964, - 432 с.

66. Фадеева Т.М. Современный либерализм: ревизия идейного наследия. "Вопросы философии", 1983, $ 3, с.84-93.

67. Фатеева Н.С. Первые российские марксисты. М.: Политиздат, 1983. - 176 с.

68. П5.Федоркин Н.С. Утопический социализм идеологов революционного народничества. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с. 116.Философско-литературное наследие Г.В.Плеханова в трех томах, т.З. - М.: Наука, 1974. - 408 с.

69. C. Чернышевский Н.Г. Полн. с обр. соч. в пятнадцати томах, т.8. -М.лГИХЛ, 1950. 548 с.

70. Шахматов Б.М. П.Н.Ткачев /Этюды к творческому портрету/. -М.: Мысль, 1980. 282 с.ххх

71. Шелгунов Н.В. Соч. в трех томах. СПБ.: Русская книжная торговля, 1871, т.Г - 376 е.; т.2 - 295: е.; т.З - 428 с.

72. Шелгунов Н.В., Соч. в двух томах. СПБ. : Изд-во Р.Павленко-ва, 189Г, т.Г - 912; т.2 - 8Г6" с.

73. Шелгунов Н.В. Соч. в деух томах". СПБ., т.1 - 852 с.;т.2 - 740с 125Шелгунов ЩВ. Соч. в трех томах. Издание третье. - СПБ.:

74. Изд-во О.Н.Поповой, 1904, т.Г 37& ст.; т.2 - 295; с; т.З -428 с. 126^Шёлгунов Н.В. Избранные литературно-критические статьи. - М. - Л.: Изд-во "Земля и фабрика", Г928. - 174 с.

75. Шелгунов Н.В. Очерки русской жизни. СПБ.: Изд-во О.Н.Поповой, 1885. - 1098 с.

76. Шелгунов Н.В. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1954. - 404 с . 129".Шелгунов ЕГ.В. Литературная критикам - Л.: Художественная литература, Г974. - 247 с.

77. Шелгунов Н.В., Шелгунова Л.П., Михайлов М.Л. Воспоминания в двух томах. М.: Художественная литература, 1967, т.1 - 520с.; т.2 - 634 с. ххх13Г.Шэлгунова Л.П. Из далекого прошлого. СПБ., 1901. - 239 е.

78. Шкуринов Ш.С. Философские взгляды В.И.Танеева. М.:: Изд-во МГУ, 1962. - 131 с.

79. Шкуринов П;С. Позитивизм в России XIX века. М-: - Изд-во МГУ, Г980. - 4Х6Г с.

80. Щипанов И.Я. Философия и социология русского1 народничества. М.: Изд-во МГУ, 1983. 279 с.135".Янковская Ю.З. Патриархально-дворянская утопия:: Страница русской общественно-литературной мысли 1840-1850 годов. М.: Художественная литература, 1981. 373 с.