автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Формирование и деятельность марийской национальной интеллигенции в конце XIX - начале XX веков

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Москвина, Лидия Павловна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Формирование и деятельность марийской национальной интеллигенции в конце XIX - начале XX веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование и деятельность марийской национальной интеллигенции в конце XIX - начале XX веков"

На правах рукописи

Москвина

Формирование и деятельность марийской национальной интеллигенции в конце XIX - начале XX веков

07.00.02. - отечественная история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Казань - 1998

Работа выполнена на кафедре региональной исто] Марийского государственного университета

Научный руководитель Официальные оппоненты

Ведущая организация

- доктор исторических наук, профессор К.Н.Сануков

- доктор исторических наук, профессор С.М.Михайлов;

- кандидат исторических нг доцент А.А.Андреянов

- Чувашский государственнь институт гуманитарных на

Защита состоится "Л" апреля .. 1998 г. в/О часо) заседании диссертационного совета Д.053.29.06. по прис дению ученой степени доктора исторических наук Казанском государственном университете имени В.И.Ульяно Ленина

Адрес: 420008, г. Казань, ул.Кремлевская, 18.

С диссертацией можно ознакомиться в Науч библиотеке им. Н.И.Лобачевского Казанского государствен! университета.

Автореферат разослан " "{£" 1998 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат исторических наук, доцент е

Р.Г.Кашафутдинс

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Обращение многих исследователей, в т.ч. историков, к событиям конца XIX - начала XX веков во многом объясняется переломным характером этой эпохи. В этот период происходили большие изменения в экономической, политической, культурной жизни России, которые сказывались и на жизни провинции, в национальных регионах. Действительно, история многих народностей, населяющих Россию, имела как общие, так и специфические черты.

Культура многих народов России ощутила на себе положительное влияние "серебряного века" русской культуры, но при этом она сохранила свои, национальные, особенности. Уже в связи с этим обращение к истории национальной интеллигенции, на наш взгляд, является актуальным.

В последнее время растет число исследований и публикаций по истории интеллигенции народов России. Интерес к проблеме формирования марийской национальной интеллигенции связан с осознанием необходимости по-новому взглянуть на то, как складывались основные ее группы. Развитие исторической науки в Марийском крае свидетельствует о том, что подходы к исследованию этой проблемы складывались постепенно, сложно и неоднозначно.

Марийская национальная интеллигенция в конце XIX -начале XX веков представляла собой передовую, наиболее образованную часть народа, которая сыграла большую роль в его просвещении и распространении культуры. Тема данного исследования важна как раз в том плане, что она дает возможность объективно оценить процесс формирования национальной интеллигенции, характер ее деятельности в конце XIX - начале XX века.

Следует отметить, что история марийской интеллигенции долгое время рассматривалась, главным образом, сквозь призму идеи "буржуазного национализма", поэтому необходимо восстановить историческую справедливость в отношении к национальной интеллигенции дооктябрьского периода, особенно той ее части, которая имела духовный сан. История этой

категории лиц либо вовсе умалчивалась, либо освещалась в "черных красках".

Также требует объективной оценки деятельность марийской интеллигенции, связанной с редакционно-издательской работой. Все это позволяет утверждать, что избранная для диссертационного исследования тема имеет важное значение, она представляет как научный, так и практический интерес.

Хронологические рамки рассматриваемой проблемы охватывают период с конца XIX века до 1917 года, однако, некоторые вопросы, связанные с формированием и деятельностью марийской интеллигенции, требуют обращения и к началу 60-х - 70-м годам XIX века. Выбор указанного исторического периода обусловлен тем, что в этот период открываются первые марийские школы, появляются первые марийские учителя-просветители. С этим временем связано начало обучения детей нерусских народностей по "системе Н.И.Ильминского", которая требовала осуществления образовательного процесса на родном языке и соответственно открытия учебных заведений, где велась бы подготовка кадров для работы в нерусских школах (учительские, духовные семинарии и т.д.). Началось издание церковной, учебно-методической литературы для школ и других учебных заведений на марийском языке.

Завершение хронологических рамок Октябрем 1917 года объясняется тем, что после Октябрьского переворота наметилась новая политика российского правительства в экономике, культуре, что, безусловно, имело позитивное значение, но одновременно и разрушило многое из уже наработанного, старого, положительного.

Региональные рамки исследования связаны с территориями Казанской, Вятской, Уфимской губерний, в которых проживала основная часть марийского населения. В этих губерниях открывались и функционировали школы на марийском языке, издавалась литература на этом языке, осуществлялась подготовка специалистов для работы с местным "инородческим" населением, распространялась грамотность и велась миссионерская работа среди марийского населения.

Цели и задачи исследования. Целью данной работы является комплексное исследование процесса формирования и характера

деятельности марийской национальной интеллигенции в конце XIX - начале XX веков.

Исходя из поставленной цели, в работе определяются следующие задачи:

- рассмотреть систему учебных заведений, в которых осуществлялась подготовка национальных кадров из мари до Октября 1917 года ;

- показать зависимость деятельности марийской национальной интеллигенции, а также и ее состава от политики царского правительства в области просвещения нерусских народов ;

- проследить процесс открытия и функционирования марийских школ в рассматриваемый период ;

- раскрыть особенности деятельности интеллигенции, связанной с редакционно-издательской и литературной работой ;

- изучить с исторических позиций вклад марийских художников, музыкантов в развитие культуры своего народа.

В основу изложения материала положен проблемно-хронологический принцип.

Источниковая база исследования. Основным источником по теме диссертационного исследования явились архивные документы Государственного архива Республики Марий Эл (ГА РМЭ), научного рукописного фонда Марийского научно-исследовательского института им. В.М.Васильева (НРФ МарНИИ им. В.М.Васильева), архива Марийского государственного педагогического института им. Н.К.Крупской (архив МГПИ им. Н.К.Крупской), архива Козьмодемьянского художественно-исторического музея им. А.В.Григорьева (архив КХИМ им. А.В.Григорьева), Национального архива Республики Татарстан (НА РТ), Государственного архива Кировской области (ГА КО), Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ).

Источники по истории марийской интеллигенции дооктябрьского периода условно подразделяются на несколько групп.

I. Важнейшую группу источников составляют неопубликованные материалы. Специфика темы исследования определяет зсобую ценность архивных источников из фондов отдельных небных заведений. К ним относятся:

1. Фонды Государственного архива Республики Марий 5 Козьмодемьянская мужская гимназия (Ф. 1), Царевококшайск женская прогимназия Казанской губернии (1905 - 1917) (Ф. 4 Царевококшайское городское 2-классное училище Казанск губернии (1879 - 1906) (Ф. 91), Царевококшайское выси начальное училище (1904 - 1917) (Ф. 128), Царевококшайск мужская гимназия (1903 - 1917) (Ф. 144) и др.

2. Фонды Национального архива Республики Татарстг Императорский Казанский университет (Ф. 977), Казанск ветеринарный институт (Ф. 534), Казанский учительсю институт (Ф. 150), Казанская учительская семинария (Ф. 9'. Казанская губернская земская женская учительская школа (' 331), Казанское земледельческое училище (Ф. 345) и др.

3. Фонды Государственного архива Кировской облает Вятский учительский институт (ГА КО. Ф. 217), где обучали марийцы - выходцы из Вятской губернии.

Кроме того, в диссертации использованы архивю источники, содержащие материал о подготовке кадров священн служителей, а также об их деятельности среди марийско населения, из фондов Казанской духовной академии (НА РТ. < 10), Казанской ( НА РТ. Ф. 116), Вятской (ГА КО. Ф. 21 духовных семинарий, Казанской духовной консистории ( Е РТ. Ф. 4), Вятского епархиального комитета православно миссионерского общества (ГА КО. Ф. 811) и др.

Среди использованных в диссертации неопубликованно документов выделяется достаточно большая группа архивнв источников, содержащих материалы об открытии и деятельное! школ на марийском языке, о марийцах-учителях, священн* служителях, художниках, музыкантах, занимавшихся учеб» воспитательной и просветительской работой.

К этой группе источников относятся материалы из фот Директора народных училищ Казанской губернии (НА РТ. < 160), Инспектора народных училищ Казанской губернии (НА F Ф. 322), Инспектора народных училищ Козьмодемьянского уез; (ГА РМЭ. Ф. 57), Царевококшайской уездной земской управ Казанской губернии (ГА РМЭ. Ф. 18), Директора народнь училищ Вятской губернии (ГА КО. Ф. 205), Инспекто| народных училищ Бирского уезда Уфимской губернии (ЦГИ РБ. Ф. И - 233), Козьмодемьянского художественно-историче«

кого музея им. А.В.Григорьева (КХИМ), а также материалы из фонда Н.И.Ильминского (НА РТ. Ф. 968) и др.

Нельзя не обратить внимание и на источники, которые характеризуют цензурную, карательную, надзирательную роль правительства по отношению к учащейся молодежи и представителям интеллигенции: Казанская судебная палата (НА РТ. Ф. 51), Казанский временный комитет по делам печати (НА РТ. Ф. 420), Вятское губернское жандармское управление (ГА КО. Ф. 714).

' В диссертации также использованы документы, касающиеся деятельности земств в области подготовки национальных кадров: Царевококшайская земская управа Казанской губернии (1849 -1918) (ГА РМЭ. Ф. 18), Вятская губернская земская управа (ГА КО. Ф. 616), Уржумская уездная земская управа (ГА КО. Ф. 860).

Вопросы деятельности марийской национальной интеллигенции дооктябрьского периода содержатся и в фондах советского периода, в частности, в фондах Отдела народного образования Мароблисполкома (ГА РМЭ. Ф. Р - 171), Царево-кокшайской учительской семинарии (ГА РМЭ. Ф. Р - 304), а также в архиве МГПИ им. Н.К.Крупской (Оп. 1. ДЦ. 3, 15, 34) и др.

Сравнительный анализ документов дооктябрьского и советского периодов позволяет сделать вывод о роли Октября 1917 года в судьбе марийской интеллигенции.

Значительный интерес представляют документы об участии марийской интеллигенции в национальном движении (ГА РМЭ. Ф. Р - 24).

Многие документы из вышеперечисленных фондов архивов в научный оборот вводятся впервые.

II. Кроме архивных источников, в работе использованы опубликованные материалы, например, учебно-методического характера, - это фольклорные тексты, буквари, книги для чтения, словари, учебники по арифметике, авторами которых явились как сами представители марийской интеллигенции (С.Нурмин-:кий, Г.Яковлев, П.Ерусланов, В.Васильев, П.Глезденев, С.Григорьев, В.Ипатов, Г.Кармазин, А.Аптриев, ГЛеонтьев и ар.), так и лица других национальностей, свободно владевшие марийским языком (А.Альбинский, И.Кедров и др.).

III. Определенную ценность представляет и справочна литература ( 1 ), а также материалы периодической печати ( 2 содержащие интересный материал о формировании марийско национальной интеллигенции.

Среди периодических изданий особо следует выделит ежегодник "Марла календарь" ("Марийский календарь"; издававшийся в г. Казани в 1907 - 1913 годах, газеты "Войн увер" ("Вести с войны" - г. Вятка, 1915 - 1917 годы) и "Ужара ("Заря" - с 25 августа 1917 года), содержащие информацию журналистско-литературной деятельности марийско: интеллигенции.

В диссертационной работе активно использован мемуарная литература. Воспоминания марийских просветителе] (А.Кидалашева, В.Лукьянова и др.), их родственников (дочер] П.Григорьева - Эмяша (НРФ МарНИИ. Оп. 1. ДД. 109, 460, 465 802), несмотря на некоторую их субъективность, также являютс: ценным источником для изучения деятельности марийско] национальной интеллигенции рубежа XIX - XX веков.

1. Сборник документов и статей по вопросу об образование инородцев. СПб., 1869; Писатели Марийской АССР. Биобиблиогра фический справочник / Сост. К.К.Васин, Г.З.Зайниев, Г.Е.Беспалова Йошкар - Ола: Map. кн. изд - во, 1988; Народные .училища в Казански губернии. Козьмодемьянский уезд. Материалы для истории народной образования. Казань : Типография "Казанского Биржевого Листка", 1888 Отчет о состоянии начальных народных училищ Казанской губернии за 188: год и первую половину 1886 года. Казань : Типография Императорскоп Университета, 1886 ; Постановления XXXI очередного Царевококшайскоп уездного земского собрания, состоявшегося 2-7 октября 1895 года. Казань Типография ААРодионова, 1886 ; Йошкар - Ола. 1584 - 1991. Документы i материалы по истории города / Сост. В.М.Тарасова, АГ.Иванов В.П.Шомина и др. Йошкар - Ола : Map. кн. изд - во, 1994; Первая всеобща) перепись населения Российской империи 1887 г. Изд-е Центр, стат. к-т; МВД / Под ред. А.Тройницкого. Ч.Х. Вятская губерния. СПб., 1904 ; Ч IV. Казанская губерния. СПб., 1904.

2. "Православное обозрение", "Этнографическое обозрение", "Ино родческое обозрение", "Известия по Казанской епархии", "Извести} Общества археологии, истории и этнографии" при Казанском университете "Казанские губернские ведомости", "Вятские губернские ведомости" "Уфимские губернские ведомости", "Кукарекая жизнь" и др.

Степень изученности темы. Историографию данной проблемы условно можно разделить на несколько групп: а) работы теоретического плана, связанные с определением понятия "интеллигенция" и направлениями просвещения нерусских народов; б) работы, непосредственно посвященные истории марийской интеллигенции ; в) работы о национальной интеллигенции соседних с Марий Эл республик.

В определении самого понятия "интеллигенция" до настоящего времени не сложилось единого мнения. В разные периоды развития исторической науки этот термин толковался неодинаково. К его определению обращались в своих исследованиях Л.К.Ерман, О.Н.Знаменский, В.РЛейкина-Свир-ская, Н.М.Пирумова и др.

Вопрос о национальной интеллигенции поднимается во многих работах, освещающих политику России в отношении к нерусским народностям (А.Каппелера, П.Домокоша, В.С.Дякина и др.). Достаточно полно изучен аспект, связанный с одной из самых многочисленных групп российской интеллигенции -учителями (работы А.Ф.Эфирова, И.В.Сучкова, \¥. Бо\у1ег и др.). Следует отметить и исследования об учебных заведениях, занимавшимся подготовкой кадров из "инородцев" ( 3 ), являвшимся центром просвещения многих нерусских народностей (4 ).

К различным вопросам истории марийской интеллигенции конца XIX - начала XX веков обращались исследователи, например, И.Н.Смирнов ( 5 ), священники, чиновники, представлявшие разные народности Поволжья, еще в дооктябрьский период. В их работах имена марийцев назывались, главным образом, в связи с проблемой просвещения "инородцев".

3. Чекменева Т.Г. Казанская "инородческая" учительская семинария и ее роль в просвещении нерусских народов Поволжья: Дис.... канд. пед. наук. Казань, 1985 ; Lallukka S. Kazan's Teacher's Seminary and the Awakening of the Finnic Peoples of the Volga - Urals Region // Studia Slavica Finlandensia. Tomus IV. Helsinki, 1987. P. 143 - 165.

4. Михайлова C.M. Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья ( XIX век ). Казань: Йзд-во Казан, ун-та, 1979 ; Ее же. Казанский университет в духовной культуре народов Востока России ( XIX век ). Казань: Изд - во Казан, ун-та, 1991.

Просветительско-миссионерской деятельности отдельны учителей, священников мари посвящены статьи: "Черемисски] Михайло-Архангельский мужской общежительный монастырь П.Руфимского, "Духовенство из инородцев Казанской епархии (без указания фамилии автора) и др. Роль родного языка : распространении грамотности среди "инородцев", христианское просвещении нерусских народностей исследована в работа: Н.Никольского, Р.Даулея, А.Рождествина, А. Воскресенского И.Износкова, С.Чичериной и др. Просветительска; направленность усилий марийской интеллигенции начала Х> века отмечена в историко-этнографическом очерк« С.К.Кузнецова "Черемисы, татары, вотяки", написанном в 1912 • 1913 годах.

О жизни марийской интеллигенции дооктябрьской периода можно найти много интересных фактов в работа} начала 20-х годов И.Т.Агачева, С.Г.Чавайна и др.

Во второй половине 20-х годов появляется ряд работ, I частности А.Эшкинина ( 6 ), содержащих смелые высказыванш относительно событий 1917 года. Меняются характер I-направленность публикаций об интеллигенции, а именно появляются элементы научного анализа.

В этот период опубликован ряд статей В.А.Мухина посвященных непосредственно марийской национально?, интеллигенции ( 7 ), а также работа М.Корбута ( 8 ), посвященная участию марийской интеллигенции в национальном движении.

5. Смирнов И.Н. Обрусение инородцев и задачи обрусительной политики // Исторический вестник. 1892. Т. 47, N 3. С. 752 - 765.

6. Эшкинин А.К. Коммунистическое движение среди мари // 5 лет строительства МАО. 1-е марта 1921 - 1926 г. / Под ред. В.АМухина, А.К.Эшкинина и Е.П.Ермакова. Краснококшайск: Изд-е Мароблисполкома, 1926. С. 5.

7. Мухин В. Организация области и работа Ревкома // 5 лет строительства МАО 1-е марта 1921 - 1926 г. I Под ред. В.А.Мухина, А.К.Эшки-нина и Е.П.Ермакова. Краснококшайск: Изд-е Мароблисполкома, 1926. С. 3-11; Его же. Первые шаги марийской литературы // Марий Эл. 1928. N 12. С. 62 - 84; Его же. Марийская литература в 1917 году // Марий илыш . Вып. первый. Йошкар-Ола : Изд-е Марийск. обл. Общ - ва краеведения. 1929. С. 52 - 81.

8. Корбуг М. Марийское национальное движение на переломе // Марий илыш. Вып. первый. Йошкар - Ола: Изд-е Марийск. обл. Общ - ва краеведения, 1929. С. 9 - 10.

Работы 30 - 40-х годов ( А.Кашникова, А.Айзенворта, К.А.Четкарева, С.Эмана ) ( 9 ), несмотря на их излишнюю политизированность, также вызывают интерес, ибо они содержат сведения о деятельности отдельных представителей марийской интеллигенции.

Период начала 40-х годов и до конца послевоенного десятилетия ( "эпохи позднего сталинизма" ), в силу самих исторических условий, характеризовался ослаблением внимания к рассматриваемой нами проблеме.

Проблема интеллигенции будет весьма актуальной ю время "хрущевской оттепели". В этом плане можно выделить работы К.К.Васина "Марийские литераторы-просветители второй половины ХЕК века" ( 1966 ) и "Дореволюционные "Марийские календари" и просветительское движение, связанное с изданием календарей" ( 1966 ).

Автор отмечает своеобразие марийского национальною просветительского движения, говорит о сотрудничестве русских просветителей и просветителей инородцев, а также об использовании родного языка как средства просвещения народа.

В 60-е годы осуществляется попытка раскрытия характера, деятельность отдельных групп национальной интеллигенции, системы дореволюционного "инородческого" просвещения ( 10 ).

Исследователи проявляют интерес к идейной ориентации, мировоззрению представителей интеллигенции ( 11 ). В связи с этим следует обратить внимание на коллективную монографию К.К.Васина, С.А.Коробова, Б.К.Рейнфельдта "Из истории развития философской и общественно-политической мыслив Марийском крае ( дооктябрьский период )" ( 1966 ).

9. Кашников А., Айзенворт А. Буржуазные националисты - предатели Родины // Марийская АССР. Историко-этнографический сборник / Под ред. А.Кашникова. Йошкар - Ола, 1938. С. 91 - 98.

10. Трефилова А. Очерки по истории марийской начальной школы дооктябрьского периода. Йошкар - Ола: Map. кн. изд-во, 1957.

11. Пашуков В.Ф., Васин К.К. Возникновение и развитие коммунистического движения среди марийских трудящихся ( до образования Марийской автономной области ) // Труды МарНИИ. Вып. XIX. Йошкар - Ола, 1964. С. 98.

Однако, многим исследователям 50 - 60 годов, в силу их подверженности идейным установкам времени, не удалось избежать идеологических схем в оценке марийской национальной интеллигенции.

В 70 - 80-е годы важный вклад в изучение процесса становления марийской интеллигенции внесли диссертации

B.Н.Аблинова "Культура Марийского края в конце XIX - начале XX веков" ( 1977), где главное внимание уделяется вопросам народного образования и идейной направленности национальной интеллигенции на рубеже XIX - XX веков, и О.А.Колейс "Русско-марийские связи в области просвещения второй половины XIX - начале XX веков" ( 1986 ), а также изданные О.А.Колейс методические указания по курсу истории педагогики ( 1986 ), где характеризуется деятельность первых марийских учителей. Аналитический подход к деятельности отдельных представителей марийской интеллигенции рубежа XIX - XX веков намечен в статьях 70-х годов А.С.Патрушева ( 12 ).

Представляют большой интерес также некоторые монографии 70-х годов. В одной из таких работ рассматривается деятельность марийской интеллигенции начала XX века, связанная с периодическими изданиями на родном языке, - это монография М.Т.Сергеева "Возникновение и развитие печати Марийской АССР". Книгоиздательской деятельности марийской интеллигенции на рубеже Х1Х-ХХ веков посвящена монография И.Г.Иванова "История марийского литературного языка", в которой показана роль интеллигенции в развитии марийского литературного языка. Просветительской деятельности марийских писателей посвящена историко-литературная работа К.К.Васина "Просветительство и реализм".

Жизни и деятельности крупнейшего просветителя Поволжья С.А.Нурминского, вышедшего из мари, посвящен историко-краеведческий очерк А.Ф.Степанова "Просветитель

C.А.Нурминский" ( 1989 ).

12. Патрушев А.С. В.М.Васильев и "Марла календарь" // Валериан Михайлович Васильев. Йошкар - Ола: МарНИИ, 1974. С. 25 - 36; Его же. Политический митинг в Кокшамарах в 1906 г. // Вопросы дореволюционной истории Марийского края. Йошкар - Ола : МарНИИ, 1978. С. 131 - 143 ; и др.

Интересные биографические сведения об отдельных представителях марийской интеллигенции содержатся в книге М.Т.Сергеева "Турлб вашлиймаш" ("Встречи разных лет") (1988). Жизни и деятельности академика ВАСХНИЛ В.П.Мосолова посвящена работа Масловой Н.Ф. и Зиганшина А.А. "Ключ от земли" ( 1987 ).

Все эти работы, имеющий очерковый характер, написаны на основе архивных источников и содержат богатую информацию о марийской интеллигенции.

Особой актуализацией проблемы марийской национальной интеллигенции отмечены работы 90-х годов. В этот период наметился отход от классового принципа оценки исторических фактов.

Среди исследований, положивших начало новой концепции истории Марий Эл XX века, следует отметить, в первую очередь, работы последних лет К.Н.Санукова (13 ). Многие из его публикаций связаны с возвращением имен деятелей истории, политики, культуры, науки, пострадавших в результате политических репрессий 30-х годов.

В 90-е годы, когда появляется целый ряд диссертаций, посвященных интеллигенции отдельных регионов России, автономных республик, обращаясь к предыстории советского периода, затрагивает вопросы марийской интеллигенции дооктябрьской эпохи В.Г.Сушенцова в своей диссертационной работе "Интеллигенция Марийской АССР в 1920-30-е годы (1992).

13. Сануков К.Н. Марийцы: прошлое, настоящее, будущее. Йошкар - Ола, 1992 ; Его же. К вопросу о развитии просветительского движения в Марийском крае // Из истории развития народного образования и просветительства в Среднем Поволжье. Йошкар - Ола: МарНИИ, 1993. С. 68 - 80; ^Его же. Проблемы истории и возрождения финно-угорских народов. Йошкар - Ола, 1994 ; Его же. Судьба художника. Йошкар - Ола: Мар. кн. изд - во, 1991 ; Его же. Национальные движения и этническое самосознание финно-угорских народов России // Финно-угроведение. 1996. N 1. С. 40 - 50 ; Его же. Трагедия народа // Трагедия народа: Книга памяти жертв политических репрессий Республики Марий Эл. Йошкар - Ола: Министерство безопасности Республики Марий Эл, 1996. С. 27 - 29 ; и др.

В последние десятилетия история интеллигенции дается в более персонифицированном виде. Об этом свидетельствуют, например, материалы конференций, посвященных отдельным представителям марийской национальной интеллигенции (В.М.Васильеву - 1983, 1996, Т.Е.Евсееву - 1987, С.ГЛавайну -1988, М.Н.Янтемиру - 1997 и др.).

Несомненный интерес с точки зрения изучения марийской интеллигенции дореволюционного периода представляют научный очерк П.А.Апакаева "Просветители Марийского края" (1990 ), статьи, монографии по истории, литературе и искусству К.К.Васина, Н.С.Попова, В.Г.Кудрявцева, М.Н.Мамаевой, И.В.Яшмолкиной, Н.А.Александрова, О.А.Сергеева,

A.Измайловой - Зуевой, И.Г.Иванова, К.П.Гусева, А.Маклыгина, Г.А.Сепеева, А.Ф.Степанова, С.В.Старикова, Г.Н.Крайнова, С.М.Червонной, Е.П.Ключевской, Г.З.Зайниева и др.

Научное исследование проблем национальной интеллигенции активно ведется и в других, соседствующих с Марий Зл, республиках.

Необходимо отметить работы об удмуртской интеллигенции - З.В.Суворовой, О.И.Васильевой, Л.Ф.Шкляевой, АН.Кутявина и др.; о татарской интеллигенции С.М.Михайловой, Р.И.Нафигова, И.Р.Тагирова, И.М.Ионенко, Р.К.Валеева, Н.З.Сафиуллиной, А-Х.Махмутовой, Р.У.Амир-ханова, Д.М.Усмановой, А.Ю.Хабутдинова, Д.Р.Хайрутдиновой и др.; мордовской интеллигенции - С.Д.Николаева и др.; о чувашской интеллигенции - И.Я.Тетюшева, Л.Н.Гончаренко, Г.А.Александрова, Ю.П.Смирнова, Т.С.Сергеева, Я.Н.Зайцева,

B.Д.Димитриева и др.

В Республике Марий Эл, так же, как и у других народов, в настоящее время идет переосмысление известных фактов, акценты в исследованиях смещаются в сторону более объективного и глубокого анализа всех вопросов, связанных с истоками и судьбой марийской интеллигенции.

Новизна данного диссертационного исследования состоит в следующем: постановке самой проблемы формирования марийской национальной интеллигенции, ранее исследованной лишь в отдельных аспектах; целостном взгляде и попытке общей систематизации материала; использовании новых подходов к изучению национальной интеллигенции; введении в научный

оборот ранее не известных материалов и новых трактовках фактов, уже использовавшихся учеными - историками. В данном исследовании показан социально-культурный облик марийской интеллигенции рассматриваемого периода, представлены новые сведения об обучении ее в разных учебных заведениях и ее деятельности в дальнейшем, а также сделана попытка оценки мировоззрения интеллигенции.

Практическая значимость исследования очевидна. Фактический материал, оценки и выводы могут быть использованы преподавателями вузов, учителями школ в их учебно-педагогической работе, в организации музейных экспозиций, в краеведческой работе.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в выступлениях автора на республиканских, региональных, всероссийских научных конференциях 1994 - 1998 гг., отражены в авторских публикациях.

Диссертация обсуждена на кафедрах региональной истории Марийского государственного университета и современной отечественной истории Казанского государственного университета и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний, приложения, списка использованных источников и литературы.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, формируются цель и задачи исследования, определяются хронологические рамки, степень "изученности и новизна проблемы, характеризуется источниковая база исследования, его практическая значимость.

Первая глава "Формирование марийской национальной интеллигенции" состоит из двух параграфов. В ней анализируется система подготовки кадров из нерусских народов и просвещения "инородцев" на примере марийского народа, характеризуются различные группы марийской национальной интеллигенции.

В первом параграфе "Подготовка учителей мари" рассматривается система подготовки учителей мари. Основными

центрами по подготовке учителей мари были Казань, Бирск, Кукарка, Царевококшайск, Уфа, Вятка, Уньжа и др. Учебные заведения, в которых осуществлялась в дооктябрьский период подготовка учителей мари, были разного характера и уровня: университет, учительские институты, учительские семинарии, учительские школы, двухклассные училища, гимназии и прогимназии, педагогические курсы и т.д. Существовали также экстернат и другие формы получения учительской специальности. Немало марийцев работало в качестве учителей по окончании учебных заведений духовного ведомства.

Ближайшими учебными заведениями, где марийцы на рубеже XIX - XX веков могли получить образование, были Казанский университет, Казанский, Вятский- и Уфимский учительские институты, Казанская, Кукарекая, Царевокок-шайская учительские семинарии, учительские школы: Бирская "инородческая" учительская школа, Казанская земская женская учительская школа и др.

Сложившаяся к 1917 году система подготовки учителей из "инородческой" среды имела свою специфику. Законодательство по просвещению нерусских народов, учебный план, программа, методика обучения были направлены на подготовку учителей для работы с нерусскими детьми; предусматривались разные формы получения учительской специальности. Однако, имелись серьезные трудности в подготовке учительских кадров: во-первых, материальные, во-вторых, количество учебных заведений по подготовке учителей все же было недостаточным, в-третьих, не хватало в них учебно-методической литературы, в-четвертых, требовалась демократизация всего учебно-воспитательного процесса и т.д.

Наиболее распространенной формой подготовки учителей начальных училищ во второй половине XIX - начале XX веков явились учительские семинарии и школы. При всех недостатках работы, они проделали большую работу по подготовке учительских кадров и распространению просвещения в среде "инородцев" России.

Выпускники учебных заведений всех типов испытали на себе влияние официальной православной идеологии, многим марийцам пришлось принять православную веру для того, чтобы получить образование ( 14 ). Но важным моментом было то, что

будущие учителя "впитывали" в себя просветительские идеи, в них пробуждалось стремление приобщиться к общечеловеческой культуре, а также они приобретали некоторые навыки общественно-политической деятельности.

Вопросы подготовки учительских кадров из мари в 1917 году были включены в повестку дня Съезда мелких народностей Поволжья, Первого Всероссийского съезда мари в г. Бирске, Первого Вятского губернского съезда мари. С учетом уже накопленного в этом плане опыта и наличия педагогических кадров соответствующего уровня на этих съездах ставилась задача преобразования учительских школ в "Черемисские учительские семинарии" ( 15 ).

Во втором параграфе "Подготовка других групп национальной интеллигенции" рассматривается то, как политика правительства в области просвещения и новые экономические отношения способствовали формированию и других, кроме учителей, групп интеллигенции: священников, медработников, ветеринаров, музыкантов, художников и т.д.

Важнейшими для марийцев учебными заведениями, занимавшимися подготовкой служителей церкви во второй половине XIX - начале XX веков, были Казанская, Вятская, Уфимская духовные семинарии, а также Казанское, Чебоксарское, Вятское духовные училища. Для обеспечения службы в приходах с "инородческим" населением они набирали кандидатов из представителей нерусских народностей.

Особое внимание в семинариях обращалось на религиозно-нравственное воспитание "инородцев", которые в основном были казеннокоштными стипендиатами и содержались на средства, отпускаемые Святейшим Синодом (16). Они были освобождены от изучения классических языков, математики, физики (17).

14. ГА КО. Ф. 811. Оп. 1. Д. 21. ЛЛ. 25,27.

15. ГА РМЭ. Ф. Р-24П. Оп. 1. Д. 61. Л.49 ; Д. 2. Л. 44 ; Кукарекая жизнь. 1917. 21 сентября.

16. НА РТ. Ф. 116. Оп. 1. Д. 1246. Л. 25.

17. ГА КО. Ф. 811. Оп. 1. Д. 149. Л. 15.

Такое ограничение в изучении программных дисциплин впоследствии становилось препятствием для получения "инородцами" дальнейшего образования. ; "

Часть представителей марийской интеллигенции получала образование на миссионерских курсах при Казанской духовной академии, были выпускники и самой академии.

Медицинское, музыкальное, художественное образование марийцы получали в Казани, Вятке, Уфе, Москве, Санкт -Петербурге, Нижнем Новгороде, Петергофе, Варшаве, Пензе и других городах. Осуществлялась также подготовка младших офицеров. ь

Марийцы, обучавшиеся в различных учебных заведениях Казанской, Вятской, Уфимской губерний, в большинстве своем были выходцами из крестьян. Они терпели большие материальные затруднения.

Основная часть их была стипендиатами, отдельным лицам оплачивали учебу, их бывшие школьные учителя. Дети зажиточных крестьян, каковых было немного, платили за учебу сами.

Лиц марийской национальности, получивших до 1917 года высшее образование, в т.ч. университетское, было очень мало. По неполным данным, их насчитывалось не более 10 человек; среди них С.А.Нурминский, П.П.Глезденев, И.И.Воробьев и др.

Марийская национальная интеллигенция в конце XIX -начале XX веков была, главным образом, гуманитарной. Лишь небольшая ее часть получила техническое образование.

Процесс формирования марийской национальной интеллигенции был тесно связан с общероссийским развитием культуры и просветительским движением. В начале XX века увеличивается число учебных заведений, где юноши и девушки мари могли получать образование.

Под влиянием событий, происходивших в стране в начале XX века, возрастала демократическая настроенность в среде учащейся марийской молодежи, укрепилось ее национальное самосознание, усиливалось стремление к получению образования, шло приобщение к общечеловеческой культуре, расширялись культурные связи в условиях многонациональной России. И тем не менее марийская национальная интеллигенция,

в сравнении с национальной интеллигенцией соседних народов, была немногочисленна.

Вторая глава "Деятельность марийской национальной интеллигенции в конце XIX - начале XX веков" состоит из трех параграфов. В ней рассматривается деятельность марийской интеллигенции в разных сферах жизни.

Первый параграф "Открытие и работа школ на марийском языке" посвящен исследованию проблемы функционирования школ на марийском языке.

Появление школ для нерусских народов связано с позитивными изменениями, происходившими в социально-экономической жизни страны уже в 60-е годы XIX века. Приобщение к элементарной грамотности мелких народностей являлось важнейшим условием нормального функционирования экономики страны. Кроме того, открытие и работа школ на марийском языке диктовалась задачей внедрения официальной религии - православия. В целом, идейная и культурно-политическая концепция российского самодержавия в отношении к инородческому населению была связана с подавлением элементов национального самосознания, христианизацией и ассимиляцией нерусских народов. При этом распространялась идея об "исторической неполноценности народов Поволжья, Приуралья, Севера страны, об отсутствии якобы у них соответствующей времени культурно-исторической традиции" (А.Ф.Эфиров).

Начало обучения детей на родном языке связано с именем Н.И.Ильминского, его "новой системой просвещения инородцев" и деятельностью "Братства святителя Гурия", в чьем ведомстве было немало школ для "инородцев". При Братстве Св.Гурия работали Школьная и Переводческая комиссии, с последней была теснейшим образом связана деятельность марийской национальной интеллигенции. Переводческая комиссия при Братстве Св.Гурия преобразована в 1907 году в Переводческую комиссию при Казанском учебном округе, проделала большую работу по подготовке и издании учебников для "инородческих" школ, в т.ч. и марийских.

Материальные трудности и правовая незащищенность учителей мари в конце XIX - начале XX веков оказывали влияние и на социальное поведение, духовный облик. Из

документов высвечиваются данные о низком заработке учителей "инородческих" школ, антисанитарных условиях в классах и квартирах учителей, постоянной нехватке или отсутствии книг, периодических изданий ( 18 ).

Тем не менее уже само открытие и работа школ на марийском языке в период с 70-х годов XIX века по Октябрь 1917 года - это большой шаг вперед в деле развития народного образования. В этот период было открыто множество школ для детей мари в Казанской, Вятской, Уфимской губерниях.

Деятельность марийских учителей не ограничивалась чисто педагогической работой, многие из них явились просветителями своего народа. Среди них были и те, кто осуществлял христианское просвещение, что неудивительно, т.к. все дело народного образования в России дооктябрьского периода было связано с православно-христианской идеологией.

В истории школы на марийском языке прослеживаются этапы - от первых школ 70-х годов XIX века, школ рубежа ХЕК - XX веков до школ предоктябрьского периода. Она развивалась не в отрыве от школ Поволжья, а также всей России в целом. Все сложности, новшества общероссийского характера сказывались в деятельности марийских школ. Они отражались и на социально-культурном портрете марийского учительства -основного звена марийской национальной интеллигенции рубежа XIX - XX веков, испытывающего трудности как материального, так и правового характера.

Большой "скачок" вперед в развитии марийской школы был совершен после Февральской революции 1917 года, когда многие "мелкие народности" получили право выдвигать национально-культурные требования.

Во втором параграфе "Печать и литература" исследуется деятельность марийской национальной интеллигенции, связанной с редакционно-издательской работой, ставится проблема зарождения национальной печати.

Возникновению марийской печати способствовало прежде всего издание ежегодника "Марла календарь" ("Марийский календарь").

18. ЦГИА РБ. Ф. И-223. Оп.1. Д. 3. Л. 9; Ф. И-132. Оп.1. Д. 13. Л. 12.

Его издателями в 1907 - 1913 годах ( календарь выходил и после Октября 1917 года ) были передовые представители марийской национальной интеллигенции (В.М.Васильев, П.П.Глезденев, П.М.Кунаев), проживавшие в г. Казани. Их, в первую очередь, волновали настоящее и будущее марийского народа, поэтому календарь можно рассматривать как первую попытку публично-печатного обращения к национальному вопросу ( 19).

"Марла календарь", имевший просветительскую направленность, способствовал формированию мировоззрения национальной интеллигенции, а также марийского народа в целом. Сохранение и развитие родного языка, традиций, обычаев марийского народа его издатели в начале XX века упрямо связывали с национальным возрождением. Уже на рубеже веков в сознании марийской национальной интеллигенции складываются зачатки идей национального самоопределения.

Деятельность марийской национальной интеллигенции была связана с изданием первой газеты на марийском языке "Война увер" ("Военные вести"), выходившей в 1915 - 1917 годах в г. Вятке.

Редактором ее был П.П.Глезденев, известный просветитель не только марийского, но и удмуртского народов, направленный в Вятку по окончании миссионерского отделения Казанской духовной академии в качестве епархиального инородческого миссионера.

Газета "Война увер" продолжала многие традиции ежегодника "Марла календарь", а именно: стремление просветить марийский народ и побудить его к познанию своей истории, культуры, сохранить и совершенствовать родной язык, выражение мечты об экономическом благополучии народа и объединении марийцев, проживающих в разных губерниях, поддержка демократических преобразований. Конечно, в ней печатались и фронтовые сводки, которые были главной информацией в газете ( 20 ).

19. Марла календарь. 1907-1913 гг.

20. Война увер. 1915-1917 гг.

Марийская печать дооктябрьского периода охватывает и начальный этап издания газеты "Ужара" ("Заря" ), первый номер которой вышел 25 августа 1917 года в г. Казани ( редакторы -Д.И.Адаев, С.Г.Эпин, В.М.Васильев). Название газеты издатели связывали с надеждой народа на светлое будущее ; в ней достаточно четко прослеживалась просветительская линия деятельности марийской интеллигенции. "Ужара" развивала идею объединения марийцев, образования "Союзов мари" ("Мари ушем"), имевшую место в газете "Война увер" ( 21 ).

Марийская печать ( ежегодник " Марла календарь ", газеты "Война увер", "Ужара" ) объединила вокруг себя художественную интеллигенцию; она открывала возможность для читателей знакомиться с марийской литературой.

Многие известные литераторы второй половины XIX века (Т.Семенов, И.Моляров, Г.Яковлев, П.Ерусланов, П.Кушелев, ¿.Лукьянов и др.). были просветителями. Их рассказы и очерки, публиковались в различных изданиях Казани, Вятки, Уфы, Перми, Нижнего Новгорода.

Марийская литература начала XX века была связана с общероссийским освободительным движением и имела демократическую направленность. Одновременно с С.ГЛавайном вошли в марийскую литературу В.Упымарий (В.М.Васильев), Г.Эвайн (Г.Г.Кармазин), Герасимов - Микай (М.С.Герасимов), Н.С.Мухин, П.П.Глезденев, чуть позже - Г.Икумари (Г.Л.Леонтьев), Ф.Е.Егоров, Т.Е.Ефремов, В.А.Мухин, А.Ф.Конаков, П.Змяш (П.Григорьев) и др.

Накануне Октября заметно активизировалась публицистическая деятельность В.А.Мухина.

Марийская печать и литература в конце XIX - начале XX вв. были неразрывно связаны друг с другом ; их объединяли прежде всего просветительские идеи.

В третьем параграфе "Искусство" характеризуется деятельность марийской интеллигенции в области искусства.

Одним из первых марийских художников - профессионалов был П.С.Кушелев, деятельность которого была связана с частными рисовальными курсами в г. Вятке ( 22 ).

21. Ужара. 1917-1918 гг.

22. ГА КО. Ф. 205. Оп. 2. Д. 2393. Л. 2.

В дооктябрьский период началась творческая деятельность художников: А.В.Григорьева, одного из основоположников марийского профессионального искусства ~ в Марийском крае, А.М.Биктимирова, К.Ф.Егорова, Е.Д.Атлашкиной.

До начала XX века среди марийцев не было лиц, имевших профессиональное музыкальное образование. Однако, тех, кто обладал природным даром и заявил о себе и своем исполнительском мастерстве каким-то образом, было немало. К примеру, талантливым исполнителем произведений на национальных инструментах отличались М.Г.Лукьянова, Н.И.Кудрявцев и др. Малограмотный крестьянин Павел Терентьев ( при жизни его называли "волшебником гуслей" ) с Парижской музыкально-инструментальной выставки в 1907 году привез первый приз и прозвище "черемисский Паганини" ( 23 ).

У истоков марийской профессиональной музыки стояли двоюродные братья И.С.Ключников (Палантай) и Я.А.Эшпай, которым удалось получить музыкальное образование до 1917 года.

Возникновение марийского сценического искусства относится к послеоктябрьскому периоду.

Творческая марийская интеллигенция в конце XIX -начале XX веков, представленная профессиональными музыкантами и художниками, была немногочисленна. Появлению их в немалой степени способствовал расцвет культуры в России в целом. В свою очередь, деятельность представителей интеллигенции, занятой в сфере искусства, развертывалась не в чисто национальных условиях, на том или ином этапе своей жизни все соприкасались с интернациональной средой.

В заключении диссертации подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы работы.

В целом из разнообразных источников конца XIX - начала XX веков и исследовательских работ, использованных при написании диссертационной работы, достаточно полно вырисовывается культурно - образовательная политика Российского государства и губернских властей по вопросам подготовки и деятельности национальной интеллигенции (в т.ч.

23. Колхозная правда. 1982. 19 января.

мари), которая преимущественно была гуманитарной. / высвечивающаяся в них общая концепция марийско! национальной интеллигенции сводится к следующему: Ecjn целью государства было подготовить миссионеров и: "инородцев" и средствами их родного языка внедрил православие как официальную идеологию и ускорить процесс ю обрусения, а также подготовить людей грамотных, чего требовал! новые экономические условия, то деятельность самой марийское интеллигенции оказалась направленной прежде всего ш просветительскую работу, повышение образованности народа сохранение национальной культуры, пробуждение национального самосознания.

Список опубликованных по теме диссертации работ

1. К вопросу о формировании марийской национальное интеллигенции на рубеже XIX - XX вв. // Тарасовские чтения: Тезись докладов. Йошкар - Ола: МГПИ им. Н.К.Крупской, 1994. С. 27-28.

2. К вопросу об обучении на родном языке в дореволюционно!^ России // Актуальные проблемы полиэтнического региона и перспекгивь народов России: Материалы семинара. Йошкар - Ола: МГТУ, 1995. С. 76-77,

3. К вопросу о зарождении марийской национальной печати // 2-е Тарасовские чтения: Тезисы докладов. Йошкар - Ола: МГПИ им НХКрупской, 1995. С. 36.

4. Особенности мировоззрения марийской национальной интеллигенции на рубеже XIX - XX вв. // Материальная и духовная культура народов Поволжья и Приуралья: Материалы научно-практической конференции. Глазов. 1995. С. 148-149.

5. Формирование марийской национальной интеллигенции на рубеже XIX - XX вв. // 1-ая Всероссийская научная конференция финно-угроведов: Материалы конференции. Йошкар - Ола: МарНИИ, 1995. С. 34-35.

6. Марийская национальная интеллигенция дооктябрьского периода £ историко-краеведческой литературе // Историография истории Республики Марий Эл: Материалы конференции. Йошкар - Ола: МарГУ, 1995. С. 29-30.

7. Mari National Intelligentsia at the End of the 19th - at the Beginning oi the 20th Centuries // Материалы 8-го Международного конгресса финно-угроведов. На англ. яз. Ювяскюля (Финляндия). 1995. С. 267.

8. Идея национального возрождения в мировоззрении марийской национальной интеллигенции конца XIX - XX вв.: К вопросу изучения историко-культурногматериала в школе // Марийское краеведение jb школе: Материалы Республиканской научно-практической конференции. Йошкар -Ола, 1995. С. 61-63.

9. Идея национального самоопределения в сознании дореволюционной марийской интеллигенции И Самоопределение и автономия

народов России: Исторический опыт и уроки: Материалы всероссийской научной конференции. Йошкар - Ода: МарГУ, 1995. С. 28-29.

10. Социально-культурная характеристика учительства как основного звена марийской национальной интеллигенции на рубеже XIX - XX вв. // Гуманистическое образование полиэтнического региона: проблемы, новации, оптимальные формы: Материалы регионального научного семинара. Йошкар - Ола, 1995. С.96-98.

11. Из истории формирования марийской национальной интеллигенции в конце XIX - начале XX вв. // Молодая наука Марий Эл: Материалы 1-ого республиканского конкурса научных работ в области гуманитарных и общественных наук. Йошкар - Ола, 1995. С. 37-43.

12. Источники по истории марийской национальной интеллигенции конца XIX - начала XX вв. // Источники и проблемы источниковедения истории Марий Эл: Материалы докладов и сообщений республиканской научной конференции. Йошкар - Ола, 1997. С. 48-50.

13. Некоторые вопросы образования женщин - мари в конце XIX -начале XX вв. // Финно - угроведение. 1997. N 1. С. 82-88.