автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Формирование и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии 1934 - 1998 гг.

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Русинова, Ольга Артемовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Формирование и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии 1934 - 1998 гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии 1934 - 1998 гг."

005044243

На правах рукописи

Русинова Ольга Артемовна

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУРЯТИИ 1934-1998 гг. (на материале симфонического творчества)

24.00.01 - Теория и история культуры

1 7 МАЗ 2012

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Улан-Удэ-2012

005044243

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств»

Научные кандидат педагогических наук, профессор,

руководители: академик МАН ВШ, академик МАИ

Пшеничннкова Раиса Ивановна; доктор исторических наук, доцент Николаева Дарима Анатольевна

Балдано Марина Намжиловна, доктор исторических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН», заведующая отделом истории, этнологии и социологии; Шейкин Юрий Ильич, доктор искусствоведения, профессор, ФГБОУ ВПО «Арктический государственный институт искусств и культуры», заведующий кафедрой искусствоведения

Ведущая ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная

организация: академия культуры и искусств»

Защита состоится 29 мая 2012 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.002.02 при ФГБОУ ВПО «ВосточноСибирская государственная академия культуры и искусств» по адресу: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1. Зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств».

Автореферат разослан 28 апреля 2012 г.

Официальные оппоненты:

Ученый секретарь диссертационного совета

Николаева Дарима Анатольевна

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Исследование истории музыкальной культуры является важной отраслью гуманитарных наук. В современной культуре музыка приобрела особую значимость вследствие специфичности смыслового и технологического содержания, родовидового разнообразия, многообразия жанровых и стилистических форм, развития технических возможностей трансляции. Определяющими при этом явились: глобализация межкультурных связей, пробуждение интереса каждого народа к своим историческим корням, расширение функционального назначения и влияния музыки на жизнь людей в широком социокультурном контексте.

Музыкальная культура имеет сложную структуру, сочетая в себе разные виды деятельности - творческие: созидательную, исполнительскую, воспринимающую, а также образовательную, научную, организационную, трансляционную. Основополагающее значение принадлежит созидательной деятельности - народной и композиторской. Воплощаясь в создании произведений, созидательная деятельность дифференцируется по жанровым разновидностям. В жанровой иерархии композиторского творчества симфоническая музыка играет ведущую роль. Она является фундаментальной сферой профессиональной музыкальной культуры письменного типа, свидетельствуя об уровне ее развития.

Актуальность изучения симфонического творчества в профессиональной музыкальной культуре Бурятии определена рядом принципиальных положений: количественным превосходством симфонических произведений в жанровой палитре бурятской музыки, значительностью их роли в деятельности всех композиторов республики, невзирая на принадлежность к разным поколениям и различие творческих устремлений. Значение симфонических произведений актуализируется освоением всех жанровых разновидностей, становление которых отражает изменения, происходящие в идейно-образном и драматургическом содержании профессионального композиторского творчества. Симфоническая музыка, как сфера, свободная от текстовых и сюжетных категорий, особенно явно отражает процесс синтеза национальных образно-интонационных истоков и динамически усложняющихся средств композиторской техники.

Актуальность избранной темы определяется также тем, что по сравнению с другими жанровыми направлениями в профессиональной музыкальной культуре Бурятии - оперным, балетным, хоровым - симфо-

ническая музыка изучена мало, что никак не согласуется с той действительно важной ролью, которую она играет в истории культуры Бурятии.

Аналитическая разработка становления данного жанрового направления позволит глубже осветить процесс идейно-стилевой эволюции бурятской профессиональной музыки в целом, выявить тенденции и логику ее развития. Важность исследования определяется также возможностью соотнесения процесса становления бурятского композиторского творчества с типологически сходными процессами в других национальных республиках и областях России, перспективой углубления представлений об особенностях взаимодействия национальных культур.

Степень разработанности проблемы. Профессиональная музыкальная культура Бурятии, как целостный феномен, не являлась предметом комплексного научного исследования. Рассмотрению отдельных ее аспектов были посвящены диссертационные работы: Д. С. Дугаров, Л. А. Халтаева, О. Н. Новикова, Л. И. Дашиева исследовали стилистические и жанровые проблемы музыкального фольклора бурят, А. Г. Демин - формирование фольклорного инструментария, Т. Г. Балханова -деятельность Союза композиторов Бурятии, В. В. Китов - исполнительство на народных инструментах, М. Ц. Гончикова - систему музыкального образования. Начальный этап развития профессиональной музыкальной культуры Бурятии (1923-1945) исследовала Я. О. Жабаева. Указанные работы, используя исторические, культурологические, искусствоведческие методы исследования, не акцентировали своего внимания на центральном аспекте профессиональной музыкальной культуры - композиторском творчестве.

Творчество композиторов Бурятии рассматривалось в рамках искусствоведения в работах разных жанров. Диссертационные исследования, посвященные вопросам развития отдельных жанровых направлений, осуществлены О. И. Куницыным (опера), О. Ю. Колпецкой (балет), О. Н. Поляковой (хоровая музыка), В. В. Китовым (творчество для бурятских народных инструментов).

Монографические исследования о бурятских операх опубликованы Л. Я. Ходорковской, П.И.Гуревичем, О. И. Куницыным; о музыкальном языке бурятской профессиональной музыки, об истории Театра оперы и балета - О. И. Куницыным, о хоровой музыке и исполнительстве -О. Н. Поляковой. Учебные пособия для изучения бурятской профессиональной музыки составлены И. С. Куницыной, О. И. Куницыным, Л. И. Абашеевой, О. А. Русиновой.

Научные статьи, характеризующие творчество отдельных композиторов, опубликованы О. И. Куницыным, музыкальную драматургию бурятских балетов - И. С. Куницыной, песенное творчество бурятских композиторов - Б. О. Олзоевым, Т. М. Матхановой, фортепианную музыку - Л. Г. Довнарович. Функционирование народных песен в композиторском творчестве изучали Н. Ц. Цыбудеева, О. А. Русинова, О. Ю. Кол-пецкая.

По теме диссертации можно выделить только труды О. И. Куни-цына, который рассматривал симфонические произведения с позиций искусствоведения. Его немногочисленные статьи, сосредоточенные в отдельных главах масштабных трудов, монографических очерков, учебных пособий исчерпываются описанием отдельных симфонических произведений. Статья, обобщающая вопросы раннего и зрелого периодов симфонического творчества Б. Б. Ямпилова, опубликована в 1967 году. Следует отметить также дипломную работу Г. П. Халбаевой, окончившую в 1982 году Ленинградскую консерваторию и посвятившую свое исследование анализу раннего периода формирования симфонических жанров в Бурятии.

Таким образом, история симфонического творчества в контексте развития профессиональной музыкальной культуры Бурятии не была предметом специального исследования. Имеющиеся материалы по данной теме позволяют утверждать, что вопросы его становления и развития, а также анализ всего многообразия его жанровых видов, стилистических и драматургических тенденций остаются пока вне целенаправленного научного осмысления.

Объект исследования - профессиональная музыкальная культура Бурятии.

Предмет исследования - формирование и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии.

Целью исследования является анализ истории формирования, становления и развития профессиональной музыкальной культуры Бурятии в аспекте композиторского творчества на материале симфонических произведений.

Поставленная цель определяет следующие задачи:

- выявить влияние социополитических и культурных процессов на формирование профессиональной музыкальной культуры Бурятии;

- проследить становление профессиональной музыкальной культуры Бурятии в аспекте композиторского творчества в контексте взаимодействия и взаимовлияния национального и классического европейского начал;

- рассмотреть жанровую эволюцию профессиональной музыки Бурятии, становление симфонических жанров и их влияние на другие жанровые сферы;

- проанализировать трансформацию идейно-образного содержания симфонических произведений композиторов Бурятии;

- классифицировать авторские методы работы с музыкальным тема-тизмом и проследить их эволюцию;

- систематизировать композиционные и формообразующие процессы в симфонической музыке Бурятии и выявить направление их развития.

Методологическая база исследования. Представленная диссертационная работа основывается на ряде принципов, определяющих сущностную сторону культурно-исторического исследования:

- принцип научной объективности позволил провести комплексный анализ и оценку факторов, обусловивших формирование композиторского творчества в истории культуры Бурятии, основанного на критериях классической европейской музыки;

- принцип историзма способствовал рассмотрению развития симфонического творчества композиторов Бурятии в хронологической динамике;

- ценностный принцип обеспечил исследование совокупности признаков, формирующих феномен самобытного национального творчества композиторов Бурятии.

Методологическим основанием диссертационного исследования являются следующие подходы:

- системный подход позволил целостно раскрыть феномен симфонической музыки Бурятии;

- междисциплинарный подход обеспечил комплексный характер исследования. Интеграция знаний по истории, культурологии, семантике, музыковедению, искусствознанию позволила получить новые характеристики многообразия национальной музыкальной культуры;

- исторический подход обусловил установление причинно-следственных связей межкультурных и внутрикультурных компонентов в формировании композиторского творчества Бурятии. Это позволило не только наиболее адекватно рассмотреть и проанализировать собственно симфонические произведения, но и выявить их значение в истории музыкальной культуры Бурятии. Симфоническое творчество композиторов Бурятии в таком ключе анализируется не только как совокупность жанров, тем, авторских методов работы, составляющих особую семиосферу бурятской музыкальной культуры, но и как динамический

исторический процесс, обусловленный сложным переплетением внутренних и внешних факторов.

При исследовании симфонического творчества в истории музыкальной культуры Бурятии применялись историко-генетический, семантический и интерпретативный методы. Способствуя изучению истоков формирования феномена национальной симфонической музыки, они позволили реконструировать глубинные национальные образно-эмоциональные компоненты музыкального содержания.

Важное место в исследовании занимает диахронный метод, выявляющий преемственность и динамику процессов формирования и развития симфонического творчества Бурятии в разные периоды, тогда как благодаря синхронному анализу стала возможной его системная реконструкция. В связи с этим жанры бурятской симфонической музыки рассматриваются в их эволюции и взаимодействии, выявляются как особенности каждого произведения, так и черты общности.

При анализе соотношений «национальная профессиональная музыка Республики Бурятия - музыка соседних республик», «классическая европейская музыка - современная профессиональная музыка Республики Бурятия» применялся историко-сравнительный метод.

Благодаря историко-типологическому методу стало возможным выделение в творчестве композиторов Бурятии общих тенденций и доказательство обусловленности феномена национальной симфонии-ческой музыки.

Теоретической основой данного исследования явились фундаментальные труды: «История Отечества», «История Сибири», «История музыки народов СССР», «История русской советской музыки», «Музыкальная культура Сибири». В рамках теории межэтнической интеграции базовыми для нас являются исследования С. А. Арутюнова, Ю. В. Бромлея, Е. В. Васильченко, П. С. Гуревича, С. Н. Иконниковой, Л. Мельникаса, в которых обобщены закономерности исторических процессов, характерных для поликультурной среды.

В работе была использована методология подходов к проблемам функционирования национальных культур, выработанная в исследованиях Г. А. Аванесовой, Б. С. Ерасова, А. Б. Каяк, Э. С. Маркаряна, а также методологические принципы для изучения процессов взаимодействия художественных культур Запада и Востока, разработанные в трудах М. С. Кагана, 3. П. Морохоевой, А. Л. Маклыгина, Е. Г. Хилту-хиной.

Анализ межкультурных взаимодействий в искусстве опирается на идеи, выдвинутые в трудах Л. Н. Березовчук, В. С. Виноградова, Г. В.Григорьевой, М. Н. Дрожжиной, В. Д. Конен, Г. Ш. Орджоникидзе, Н. Г. Шахназаровой. В качестве основополагающих концепций были использованы фундаментальные работы Э. Е. Алексеева, Г. Л. Головинского, С. П. Галицкой, И. И. Земцовского, А. А. Юсфина, в которых рассматриваются взаимосвязи и взаимодействия народного и композиторского творчества.

При исследовании проблем симфонического творчества привлекались работы Б. В. Асафьева, М. Г. Арановского, Л. Н. Раабена, М. Е. Тараканова, Т. Ю. Черновой. В качестве сравнительной типологии при анализе проблем формирования симфонических жанров в национальных республиках использовались материалы Т. С. Вызго, И. М. Вызго-Ивановой, Н. И. Головневой, Н. М. Кадыровой, Л. В. Казанской, Г. А. Осипенко, Н. С. Лнов-Яновской.

Существенными для данного исследования явились теоретические положения по истории культуры и этнографии бурят Н. Б. Дашиевой, С. Г. Жамбаловой, Д. А. Николаевой, Т. Д. Скрынниковой; литературы -В. Ц. Найдакова; театра - В. Ц. Найдаковой; этномузыкологии -Д. С. Дугарова, О. Н. Новиковой, Т. С. Тангановой, Ю. И. Шейкина; профессионального композиторского творчества - П. М. Берлинского, О. Ю. Колпецкой, О. И. Куницына. Их работы позволили нам рассмотреть идейно-образное и стилистическое содержание симфонического творчества, основывающегося на этническом миропонимании и этнической картине мира.

Для проведения эмпирического исследования нами применялись следующие методы: наблюдение, описание, фотофиксация, интервьюирование композиторов Б. Б. Ямпилова, Ж. А. Батуева, С. С. Манжигеева, А. А. Андреева, Ю. И. Ирдынеева, В. А. Усовича, В. Б. Юшина, П. Н. Да-миранова, то есть методы, основанные на непосредственном чувственном восприятии разных аспектов симфонического творчества, фиксации сведений от композиторов Бурятии, а также личном целенаправленном ознакомлении с рукописями симфонических партитур и клавиров.

Симфоническое творчество композиторов Бурятии не являлось ранее предметом историко-культурного исследования. Данная диссертационная работа позволяет включить его в контекст исторического развития музыкальной культуры России.

Источниковой базой исследования послужили опубликованные и неопубликованные материалы. Из опубликованных источников мы выделяем:

- нотные партитуры и клавиры симфонических произведений различных жанров;

- сборники бурятского музыкального фольклора;

- программы симфонических концертов;

-данные из периодической литературы, рецензирующей и анонсирующей симфонические премьеры.

В качестве неопубликованных источников мы выделяем:

- архивные материалы, сосредоточенные в Музыкальном фонде Союза композиторов, библиотеках Бурятского академического театра оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова и Бурятского республиканского музыкального колледжа им. П. И. Чайковского;

- нотные рукописи партитур и клавиров симфонических произведений различных жанров из личных архивов бурятских композиторов;

- фондовые записи Бурятской государственной теле- радио компании;

- эпистолярную литературу.

Анализ сведений, содержащихся в перечисленных источниках, позволяет утверждать, что созданы предпосылки для дальнейшего изучения профессиональной музыкальной культуры Бурятии.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

- диссертация представляет собой первый опыт научного анализа истории профессиональной музыкальной культуры Бурятии на материале симфонического творчества;

- в диссертации построена и обоснована авторская периодизация истории творчества композиторов Бурятии;

- выявлена динамика развития содержательных, стилевых, структурных, драматургических особенностей симфонических произведений композиторов Бурятии;

- систематизированы особенности процесса взаимодействия национального и интернационального начал в симфонических произведениях разных периодов;

- определено место симфонической музыки в контексте композиторского творчества;

- на большом фактическом материале доказано, что совокупность содержательно-технологических приемов композиторского творчества является базовым концептом становления- феномена национального профессионализма письменного типа.

- введены в научный оборот произведения, не становившиеся ранее объектами изучения.

Положения, выносимые на защиту:

1) основой симфонических жанров в истории музыкальной культуры Бурятии является европейская музыкальная традиция, которая под влиянием цитируемого или моделируемого национально-характерного тематизма испытывает значительную трансформацию;

2) специфические свойства бурятского музыкального фольклора определяют особенности авторского прочтения симфонических жанров, проявляясь в деталях склада, фактуры, в принципах формообразования;

3) в истории профессиональной музыкальной культуры Бурятии выделяются два периода: 1934-1969 гг. и 1969-1998 гг.;

4) в симфоническом творчестве композиторов Бурятии исследуемого периода проявляется постепенное усложнение семантики и структуры, усиление индивидуального начала в художественном прочтении тем.

Хронологические рамки исследования ограничены 1934—1998 гг., то есть периодом становления и подъема бурятского композиторского творчества.

Территориальные рамки исследования охватывают Республику Бурятия, поскольку бурятская композиторская школа локализуется в г. Улан-Удэ, а также Агинский и Усть-Ордынский национальные округа, так как произведения композиторов Бурятии транслировались в данном ареале расселения бурят.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут иметь значение для изучения истории культурных процессов в национальных республиках, для сравнительного анализа тенденций развития жанровых сфер профессиональной музыки в истории национальных композиторских школ. Положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в исторических, культурологических, искусствоведческих, музыковедческих исследованиях профессиональной национальной культуры.

Практическая ценность диссертационной работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы для разработки специальных курсов «История музыкальной культуры народов России», «Культура Восточной Сибири» для учащихся средних специальных и высших учебных заведений, слушателей курсов повышения квалификации работников культуры республики, преподавателей детских школ искусств, учителей музыки в общеобразовательных школах; создание

и

познавательных программ на теле- и радиовещании, а также применяться в деятельности современных культурно-просветительных организаций, в научных исследованиях, в композиторском творчестве.

Апробация н реализация работы. Основные положения и выводы исследования отражены в 28 опубликованных работах и изложены в докладах на Международных симпозиумах: «Традиционный фольклор в полиэтнических странах» (Улан-Удэ, 1998), «Байкальские встречи-Ш: культуры народов Сибири» (Улан-Удэ, 2001); Международных конференциях: «Фольклор в системе современной культуры» (Улан-Удэ, 1991), «Восток-Запад: диалог культур» (Улан-Удэ, 1996), «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2002, 2004), «Наше наследие: формирование устойчивой модели развития народной художественной культуры в современном мире» (2008); Всероссийской конференции «Культура и общество: возникновение новой парадигмы» (Кемерово, 1995); Всероссийском научно-практическом семинаре «Проблемы культурологического образования: этно-региональные аспекты» (Москва - Улан-Удэ, 1998); зональных конференциях «Музыкальная культура Сибири и Дальнего Востока» (Новосибирск, 1983, 1986); Межрегиональных научно-практических конференциях «Образование и культура XX века» (Улан-Удэ, 2000), «Культурный потенциал байкальского региона» (Улан-Удэ, 2009); Региональном научно-практическом симпозиуме «Подготовка кадров культуры и искусств: методология и методика реализации регионального и национального компонентов государственного образовательного стандарта России» (Улан-Удэ, 1998). Результаты исследования используются в учебном курсе «История музыки», спецкурсе «История музыки Сибири» ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств», Бурятском институте повышения квалификации работников образования, в деятельности Бурятской государственной филармонии.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, списка литературы и приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень научной разработанности проблемы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи работы, описываются ее теоретико-методологические основы и источни-ковая база, раскрываются научная новизна и положения, выносимые на

защиту, определяются хронологические и территориальные рамки работы, ее научно-практическое значение, излагаются структура и апробация работы.

Первая глава «Становление профессиональной музыкальной культуры в Бурятии» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Исторические условия формирования профессиональной музыкальной культуры в Бурятии» анализируются объективные и субъективные факторы, обусловившие формирование профессиональной музыкальной культуры: процессы глобализации, распространение европейской классической музыкальной системы, открытость бурятской музыкальной культуры. Отмечается, что предпосылки к восприятию воздействия инонационального влияния бурятской культурой лежат в двух плоскостях: собственно музыкальной (внутренняя обусловленность) и испол-нительско-образовательной (внешние условия).

Соискатель подчеркивает, что прогресс культуры связывался с освоением европейского опыта. Отмечается, что реализация культурной политики государства происходила планомерно, были выработаны механизмы, формирующие и интенсифицирующие процесс, среди которых важное место принадлежало практике творческих командировок ведущих композиторов в национальные республики. В Бурятии такими композиторами были П. М. Берлинский, В. И. Морошкин, Р. М. Глиэр, М. П. Фролов, С. Н. Ряузов, Л. К. Книппер, Б. С. Майзель.

В параграфе подчеркивается преемственность их творчества по отношению к «русской музыке о Востоке» и, вместе с тем, акцентируется отличие этих феноменов, производится анализ оценок их деятельности музыкантами Бурятии. Выявляется общее и различное в масштабах и направлениях их деятельности.

Во втором параграфе ««Бурятская профессиональная музыкальная культура, как результат межкультурных и внутрикультурных взаимодействий» проанализированы и теоретически обобщены культурно-исторические основания, структурирующие процесс взаимодействия и взаимовлияния двух культурных традиций. Выявляются компоненты общеевропейской классической традиции и национальной традиции - в фольклорной форме и форме устного профессионализма.

Отмечается, что каждая из данных систем представляла собой конгломерат исторических пластов. Выявляются их общие, особенные, специфические черты; многомерность и динамический характер функционирования. Взаимодействие компонентов системы «бурятское

композиторское творчество» определяется, как иерархическое. Обнаруживается подвижность их функций.

Делается вывод о конструктивном характере процесса взаимодействия, что аргументируется появлением новых форм музыкальной практики, формированием композиторской, исполнительской, воспринимающей среды, расширением содержательного, жанрового, стилевого диапазона артефактов, динамичностью реагирования на изменение социокультурных условий.

В третьем параграфе «Становление жанровой системы профессиональной музыки в творчестве бурятских композиторов» анализируется процесс освоения жанровых направлений: оперного, балетного, симфонического, вокально-симфонического, камерного, теа-киномузыки, музыки для народных инструментов. Для этого временной поток дифференцируется на десятилетние фазы. При анализе направлений рассматриваются: диапазон жанровых разновидностей, содержательные, структурные, количественные характеристики.

В контексте развертывания культурного строительства исследуется процесс формирования композиторских кадров. Выявляются факторы, обеспечивающие рост их профессионализма, прослеживается влияние социокультурных условий на функционирование содержательных механизмов творчества. Делается вывод, что бурятское композиторское творчество прошло этапы формирования, становления, стабилизации. Особенностями жанрового развития стали: смещение традиционной последовательности жанровых разновидностей, одновременное функционирование опережающих и эволюционных тенденций, вследствие чего происходит совмещение стадий становления, развития, стабилизации жанров.

Вторая глава «Развитие содержательной структуры симфонии-ческого творчества композиторов Бурятии» содержит три параграфа. В первом параграфе «Периодизация развития симфонического творчества композиторов Бурятии» анализируются существующие подходы к построению периодизации развития бурятской музыки, обосновываются критерии построения альтернативной периодизации. Выделяется основной критерий: изменение сущностных параметров произведений -содержательных, стилистических, жанровых. В результате история развития симфонического творчества композиторов Бурятии дифференцируется на два периода, которые хронологически воплощаются в последование 1934-1969 гг. и 1969-1998 гг.

В первый период в творчестве русских советских композиторов, Б. Б. Ямпилова, Д. Д. Аюшеева, Ж. А. Батуева, Г. Г. Дадуева, С. С. Манжигеева национальный музыкальный материал претворялся в жанрах сюиты, поэмы, увертюры, картины, симфонии, миниатюры. Отмечается непрямой путь подъемов и спадов в становлении каждого из них. Делается вывод, что процесс освоения симфонической жанровой системы происходил на фундаменте «малой формы» - миниатюры, «вырастающей» до увертюры или составляющей сюитный цикл.

В период 1969-1998 гг. в музыке Бурятии происходит смена поколений: в начале 1970-х годов начинается творческая деятельность Г.-Д. Д. Дашипылова, А. А. Андреева, Г. Ж. Батуевой, в середине этого десятилетия - Ю. И. Ирдынеева, В. А. Усовича, в 1980-е годы -Д. Д. Шагдарон, В. Б. Юшина, Б. Б.-Д. Дондокова, П. Н. Дамиранова, в середине 1990-х-Л. Н. Санжиевой.

Отмечается неоднородность второго периода: в 1970-е годы происходят процессы расширения жанрового диапазона и перераспределения жанрового репрезентирования. Основным жанром становится симфоническая поэма, возрождается жанр симфонии, появляется жанр инструментального концерта. В 1980-1998 гг. проявляются иные тенденции: жанры симфонии, миниатюры исчезают, возникает новое направление - одночастные произведения, более точная классификация которых затруднена многообразием авторских определений: рапсодия, фантазия, вариации, симфониетта, симфоническая гравюра.

Соискатель отмечает неоднозначность содержания хронологических отрезков: совмещение и переплетение различных, нередко противоположных тенденций. Сравнение жанрового репрезентирования выявляет значительное превалирование симфонического жанра над произведениями других жанровых направлений.

Во втором параграфе «.Трансформация образно-смыслового содержания в симфоническом творчестве композиторов Бурятии» рассматриваются и классифицируются темы и образные сферы произведений, анализируются и обобщаются типы их взаимоотношений, выявляются диапазон эмоциональных проявлений и особенности функционирования в композиционных масштабах произведений. Результатом исследования становится определение направления идейно-образной трансформации.

Анализ произведений 1934-1969 гг. позволил сгруппировать их в тематические блоки: это приметы новой, счастливой жизни, картины родной природы, интернационализм (Ж. А. Батуев, «Колхозная сюита»,

Б. Б. Ямпилов, сюита «Цветущий край»). Отмечается стабилизация бытовых и пейзажных образов. Они конкретизируются в сферах танцевальное™, лирики, торжественной праздничности с превалированием последней. Выявляются средства достижения образно-драматургического единства.

Произведения 1969-1998 гг. привносят новые тенденции, что связано с отражением новой для бурятской музыки тематической сферы: глубоко личными переживаниями объективных и субъективных явлений. Широкая образная амплитуда реализуется в острых, конфликтных столкновениях героя и окружающего мира (Ю. И. Ирдынеев, «Драматическая поэма», В. А. Усович, поэма «Бурятия»), Важной особенностью становится концептуальность - стремление к обобщению, построению целостной «картины мира». Тематический пласт национального духовного наследия воплощается в обращении к образам национального эпоса «Гэсэр», интересе к этнорелигиозным основам жизни народа, как фундаменту философии и этики. Производится сравнение отражения этого тематического пласта в других жанровых сферах бурятской музыки.

Трансформируется воплощение темы «Восток-Запад»: аспект дружбы бурятского и русского народов углубляется, проявляясь в сопоставлении разных систем мировосприятия: медитативности -действенности, покоя - драматизма, а также в отражении образов природы, культуры Бурятии не как внешнего, «картинного» начала, а как способа приобщения к опыту восточного миропонимания.

В 1980-е годы драматическое столкновение конфликтных начал отступает, исчезая полностью в 1990-х годах. На смену приходит новая концепция - «все во всем», предполагающая синтез разных явлений, взглядов, позиций. Категория борьбы уступает место категории становления, не исключающей присутствия драматического элемента.

В третьем параграфе «Эволюция тематической структуры симфонического творчества композиторов Бурятии» рассматривается воплощение идейно-образного содержания симфонических произведений в конкретных музыкальных темах и тематических комплексах. Подчеркивается, что тематизм, как центральный компонент системы музыкального произведения, определяющий ее содержательный и технологический параметры, играет особую роль в формирующейся национальной культуре, прежде развивавшейся монодически.

Фольклор становится импульсом для формирования всех компонентов музыкальной ткани. Рассматриваются пути постижения

фольклора, принципы подхода к фольклорным образцам и способы их воплощения. Подчеркивается особенность формирования профессиональной музыки в Бурятии: различные методы введения фольклора в ткань произведений не имели временной дистанции: подлинные народные мелодии и оригинальные темы в национальном стиле существовали не только в одном временном срезе, но нередко в одном произведении.

Выявлено, что материалом цитирования и моделирования чаще всего были лиро-эпические песенные мелодии, а также различные варианты хороводного жанра «ехор», сохранявшие свою жанровую семантику. Другие образцы фольклора - обрядовые песни, улигеры - в материал профессиональной музыки вводились редко.

Произведения 1969-1998 гг. демонстрируют принципиально новый подход к фольклору. Он характеризуется индивидуальностью форм претворения национального начала, когда в каждом конкретном случае автор находит тот путь, который соответствует его замыслу. Подчеркивается изменение типа фольклорного «прообраза»: им становится архаический пласт фольклора. Автор отмечает появление нового типа тематизма в бурятской музыке, на первый взгляд представляющего кардинально отличное от народной традиции явление, главной приметой которого становится интонационное обострение.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление национальных композиторских школ является одним из характерных процессов, отражающих бытие художественной культуры XX века, Бурятия находилась в русле этого процесса. Формирование ее профессиональной музыкальной культуры знаменует собой период смены культурных парадигм: музыкальная культура республики, представленная ранее традиционной народной музыкой и устным профессионализмом, обогащается композиторским профессионализмом письменной традиции.

Композиторское творчество Бурятии сформировалось на фундаменте двойственных взаимодействий, как межкультурных, так и внутри-культурных, следовательно, является мультикультурным, ассимилирующим широкий круг разнонациональных и разновременных традиций. Данные взаимодействия на разных этапах становления симфонической музыки проявлялись с разной степенью интенсивности. Первый этап был направлен на стабилизацию новой системы, на втором она

трансформировалась вследствие укрепления тенденции к индивидуализации драматургических, структурных, жанровых решений.

В истории профессиональной музыкальной культуры симфоническое творчество выделяется освоением более широкого круга тем и образов, эволюция которых была направлена от жанровости и лирики к драматически-заостренной проблематике, психологизации образов, к освоению сложных идейных концепций. Тематическим его фундаментом стал цитируемый или моделируемый фольклор, определявший закономерности формирования всех уровней произведения. В процессе развития симфонического творчества происходит изменение отношения к фольклору: «перераспределение ролей», когда не фольклор определяет закономерности профессионального произведения, а замысел композитора определяет особенности функционирования фольклора в его контексте.

Важным этапом в истории становления симфонических произведений является освоение различных типов музыкальной драматургии, разных композиционных структур. Их эволюция, направленная к многообразию драматургических и композиционных решений, что свидетельствует о творческом, индивидуализированном воплощении идейно-художественного содержания, знаменует качественно новый, зрелый этап развития симфонической музыки Бурятии.

Симфоническая музыка является одной из наиболее значительных жанровых сфер бурятской профессиональной музыкальной культуры. Открыв историю музыкального профессионализма, в ходе дальнейшего его исторического развития она заняла лидирующее положение, определяемое не только количественным превосходством симфонических произведений, но их культурообразующим значением -многоаспектным влиянием на другие жанровые сферы.

По теме диссертации опубликовано 28 работ общим объемом 17,6 п.л.

IV. СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Статьи в рецензируемых изданиях:

1. Русинова О. А. Динамика стилевых взаимодействий в бурятской симфонической музыке / О. А. Русинова // Вестник Московского Государственного университета культуры и искусств - 2007. - № 5. - С. 243246 (0,4 п. л.).

2. Русинова О. А. Жанровая структура бурятских симфонических произведений / О. А. Русинова // Вестник Бурят. Гос. ун-та. Сер. 6: Филология. Вып. 2007/7. - Улан-Удэ. - 2007. - С. 59-65 (0,5 п. л.).

Работы, опубликованные в материалах всероссийских и международных конференций и симпозиумов:

3. Русинова О. А. Эволюция жанра сюиты в бурятской симфонической музыке / О. А. Русинова // Музыкальная культура Сибири и Дальнего Востока. История и современность: материалы зональной конференции. - Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 1983. - С. 67-70 (0,2 п. л.).

4. Русинова О. А. Бурятский фольклор в симфонических произведениях советских композиторов / О. А. Русинова // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока: материалы зональной конференции. - Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 1986. - С. 202228 (1,1 п. л.).

5. Русинова О. А. Образно-тематический диапазон бурятской музыки / О. А. Русинова // Актуальные проблемы и пути гуманитаризации высшей школы: материалы межвузовской научно-практической конференции. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 1993. - С. 123-125 (0,2 п. л.).

6. Русинова О. А. Проблемы развития бурятской профессиональной музыки / О. А. Русинова // Культура и общество: возникновение новой парадигмы: материалы Всероссийской научной конференции. - Кемерово: КГИК, 1995. - С. 71-74 (0,25 п. л.).

7. Русинова О. А. Динамика взаимодействия Востока и Запада в профессиональной музыке Бурятии / О. А. Русинова // Восток - Запад: диалог культур: материалы международной научно-практической конференции. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 1996. - С. 5-10 (0,3 п. л.).

8. Русинова О. А. Фольклор в профессиональной бурятской музыкальной культуре / О. А. Русинова // Традиционный фольклор в полиэтнических странах: материалы международного симпозиума. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 1998. - С. 225-228 (0,3 п. л.).

9. Русинова О. А. Изучение национальной музыки во ВСГАКиИ / О. А. Русинова // Подготовка кадров культуры и искусств: методология и методика реализации регионального и национального компонентов государственного образовательного стандарта России: материалы регионального симпозиума. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 1998. - С. 98-101 (0,2 п. л.).

10. Русинова О. А. Некоторые особенности бурятских симфонических сюит 40-50-х годов / О. А. Русинова // Проблемы культурологического образования: этнорегиональные аспекты: материалы научно-практического семинара. - Москва-Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 1999. - С. 137145 (0,6 п.л.).

11. Русинова О. А. Предпосылки формирования профессиональной музыки Бурятии / О. А. Русинова // Байкальские встречи-III: культуры народов Сибири: материалы международного симпозиума. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2001. - С. 34-38 (0,5 п. л.).

12. Русинова О. А. Становление бурятской профессиональной музыки / О. А. Русинова // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: материалы Международной научно-практической конференции. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2002. - С. 296-300 (0,3п. л.).

13. Русинова О. А. Тематика и образная структура бурятских симфонических произведений 70-90-х годов / О. А. Русинова // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: материалы II Международной научно-практической конференции. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2004.-С. 132-146 (0,9 п. л.).

14. Русинова О. А. Проблемы стилевых взаимодействий в бурятской симфонической музыке / О. А. Русинова // Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI века-Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2005. - С. 22-28 (0,55 п. л.).

15. Русинова О. А. Бурятская симфоническая музыка в 70-е - 90-е годы / О. А. Русинова // «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии»: материалы III Международной научно-практической конференции. - Т. I. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2006. - С. 251-262 (0,75 п. л.).

16. Русинова О. А.Структура диалога Востока и Запада в процессе становления национальных композиторских школ / О. А. Русинова // Культурное пространство Восточной Сибири и Севера. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2006. - С. 273-280 (0,7 п. л.).

17. Русинова О. А. Проблемы межкультурного и внутрикультурного контакта в симфонической музыке Бурятии / О. А. Русинова // История и культура народов Сибири, стран Центральной Азии и Восточной Азии: материалы международной научно-практической конференции. - Серия «Батуевские чтения». - Вып. 3. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2006. -С. 336-344 (0,7 п. л.).

18. Русинова О. А. Современная симфоническая музыка Бурятии в контексте духовно-нравственного воспитания личности / О. А. Русинова // Актуальные вопросы воспитательной работы в условиях вуза: материа-

лы III межрегиональной научно-практической конференции. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2006. - С. 252-257 (0,4 п. л.).

19. Русинова О. А.Композиционные особенности бурятских симфонических поэм / О. А. Русинова // Наше наследие: формирование устойчивой модели развития народной художественной культуры. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2008. - С. 348-356 (0,55 п. л.).

20. Русинова О. А. Бурятская симфоническая музыка в контексте национальных ценностей / О. А. Русинова // Культурный потенциал байкальского региона. - Т. I. - Улан-Удэ: РЦНТ, 2009. - С. 165-174 (0,6 п. л.).

21. Русинова О. А. Бурятская профессиональная музыка, как результат межкультурных и внутрикультурных взаимодействий / О. А. Русинова // История и культура народов Сибири, стран Центральной и Восточной Азии / Материалы международной научно-практической конференции. Серия «Батуевские чтения». - Вып. 4. - Улан-Удэ: ИПК ФГБОУ ВПО ВСГАКИ, 2010. - С. 444-451 (0,5 п. л.).

Публикации в научных и научно-методических изданиях:

22. Русинова О. А. Особенности развития бурятской профессиональной музыки на современном этапе У О. А. Русинова // Возрождение традиционных культур народов Бурятии. - Улан-Удэ: Буряад унэн, 1998. -С. 151-156(0,4 п. л.).

23. Русинова О. А. Юрий Ирдынеев / О. А. Русинова // Мастера искусств Бурятии. - Улан-Удэ: «Буряад Унэн», 1998. - С. 29 (0,1 п. л.).

24. Русинова О. А. Бурятская профессиональная музыка на рубеже веков / О. А. Русинова // Национальная самобытность искусства на рубеже тысячелетий. - Улан-Удэ: Соел, 2000. - С. 3-7 (0,4 п. л.).

25. Русинова О. А. Бурятские симфонии 70-х годов / О. А. Русинова // Проблемы художественной культуры: история, теория, методика. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2000. - С. 6-16 (0,8 п. л.).

26. Русинова О. А. Горизонты Юрия Ирдынеева / О. А. Русинова // Художественное образование и духовное развитие личности. - Якутск: Арктический гос. ин-т культуры и искусств, 2002. - С. 167-169 (0,2 п. л.).

27. Русинова О. А. Симфоническая музыка Бурятии / О. А. Русинова // Учебное пособие. - Улан-Удэ: Юхта, 2011. - 89 с. (4,8 п. л.).

28. Русинова О. А.Проблемы периодизации развития композиторского творчества Бурятии / О. А. Русинова // Вестник ФГБОУ ВПО ВСГАКиИ. -№ 1. - 2012. - С. 51-55 (0,4 п. л.).

Подписано в печать 27.04.2012. Формат 60x84 1/16. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 1,2. Уч.-изд. л. 1,1. Тираж 100. Заказ № 67.

Отпечатано в типографии Изд-ва БНЦ СО РАН 670047 г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6.

 

Текст диссертации на тему "Формирование и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии 1934 - 1998 гг."

61 12-7/564

ФБГОУ ВПО «ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

На правах рукописи

Русинова Ольга Артемовна

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУРЯТИИ 1934-1998 гг. (на материале симфонического творчества)

24.00.01 - теория и история культуры (исторические науки)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научные руководители: кандидат педагогических наук, профессор, академик МАН ВШ, академик МАИ Пшеничникова Р. И. доктор исторических наук, доцент

Николаева Д. А.

Улан-Удэ-2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ 16

МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В БУРЯТИИ

§ 1. Исторические условия формирования профессиональной 16 музыкальной культуры в Бурятии

§ 2. Профессиональная музыкальная культура Бурятии, как 43

результат межкультурных и внутрикультурных

взаимодействий

§ 3.Становление жанровой системы профессиональной 67

музыки в творчестве бурятских композиторов ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ В 94 СИМФОНИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ БУРЯТИИ

§ 1. Периодизация развития симфонического творчества в 94

Бурятии

§ 2. Трансформация образно-смыслового содержания в 114

симфоническом творчестве композиторов Бурятии § 3. Эволюция тематической структуры симфонического 143

творчества Бурятии ЗАКЛЮЧЕНИЕ 167

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 173

ПРИЛОЖЕНИЯ 196

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность темы исследования. Исследование истории музыкальной культуры является важной отраслью гуманитарных наук. Музыка в современной культуре приобрела особую значимость вследствие специфичности смыслового и технологического содержания, родовидового разнообразия, многообразия жанровых и стилистических форм, развития технических возможностей трансляции. Определяющими при этом явились: глобализация межкультурных связей, пробуждение интереса каждого народа к своим историческим корням, расширение функционального назначения и влияния музыки на жизнь людей в широком социокультурном контексте.

Музыкальная культура имеет сложную структуру, сочетая в себе разные виды деятельности - творческие: созидательную, исполнительскую, воспринимающую, а также образовательную, научную, организационную, трансляционную. Основополагающее значение принадлежит созидательной деятельности - народной и композиторской. Воплощаясь в создании произведений, она дифференцируется по жанровым разновидностям. В жанровой иерархии композиторского творчества симфоническая музыка играет ведущую роль, являясь фундаментальной сферой профессиональной музыкальной культуры письменного типа и свидетельствуя об уровне ее развития.

Актуальность изучения симфонического творчества в музыке Бурятии определена рядом принципиальных положений: количественным превосходством симфонических произведений в жанровой палитре бурятской музыки, значительностью их роли в деятельности композиторов различных творческих устремлений, принадлежащих к разным поколениям. Важным показателем является освоение всех жанровых разновидностей симфонической музыки, становление которых отразило изменения, происходящие в идейно-образном и драматургическом содержании всей бурятской музыки. Симфоническая музыка, как сфера, свободная от текстовых и сюжетных категорий, особенно явно отражает процесс синтеза

национальных образно-интонационных истоков и динамически усложняющихся средств композиторской техники. Многие произведения обладают значительными художественными достоинствами. Все вышесказанное аргументирует необходимость исследования симфонического творчества для понимания процессов, происходящих в бурятской музыкальной культуре.

Актуальность избранной темы определяется также тем, что по сравнению с другими жанровыми направлениями - оперным, балетным, вокально-симфоническим, хоровым - симфоническая музыка изучена мало, что никак не согласуется с той действительно важной ролью, которую она играет в истории бурятской музыки. Между тем без адекватного представления об этой роли невозможно составить верное суждение о бурятской музыкальной культуре.

Аналитическая разработка становления данного жанрового направления позволит глубже осветить процесс идейно-стилевой эволюции бурятской профессиональной музыки в целом, выявить тенденции и логику ее развития. Важность исследования определяется также возможностью соотнесения процесса становления бурятского композиторского творчества с типологически сходными процессами в других национальных республиках и областях России, перспективой углубления представлений об особенностях взаимодействия национальных культур.

Степень разработанности проблемы. Профессиональная музыкальная культура Бурятии, как целостный феномен, не являлась предметом комплексного научного исследования. Диссертационные работы были посвящены рассмотрению отдельных ее аспектов: фольклорному творчеству - Д. С. Дугарова, Л. А. Халтаевой, О. Н. Новиковой, Л. И. Дашиевой; формированию фольклорного инструментария - А. Г. Деминым; организационному аспекту на примере деятельности Союза композиторов Бурятии - Т. Г. Балхановой, исполнительству на народных инструментах - В. В. Китовым; системе музыкального образования - М. Ц. Гончиковой.

Начальный этап развития профессиональной музыкальной культуры Бурятии (1923-1945) исследовала Я. О. Жабаева. Указанные работы, используя исторические, культурологические, искусствоведческие методы

исследования, не акцентировали своего внимания на важном аспекте профессиональной музыкальной культуры - композиторском творчестве.

Исследователи же творчества композиторов Бурятии, напротив, не выходили за рамки искусствоведческих исследований, рассматривая его в работах разных жанров: в диссертациях, монографиях, научных статьях, учебных пособиях, а также аналитических очерках, обзорах, рецензиях. Диссертационные исследования, посвященные вопросам развития отдельных жанровых направлений, осуществлены О. И. Куницыным (опера), О. Ю. Колпецкой (балет), О. Н. Поляковой (хоровая музыка), В. В. Китовым (творчество для бурятских народных инструментов).

Монографические исследования о бурятских операх опубликованы Л. Я. Ходорковской, П.И.Гуревичем, О. И. Куницыным; о творчестве Б. Б. Ямпилова, музыкальном языке бурятской профессиональной музыки, истории Театра оперы и балета - О. И. Куницыным, о хоровой музыке и исполнительстве - О. Н. Поляковой. Учебные пособия для изучения бурятской профессиональной музыки составлены И. С. Куницыной, О. И. Куницыным, Л. И. Абашеевой, О. А. Русиновой.

Научные статьи, характеризующее творчество отдельных композиторов, написаны О. И. Куницыным, драматургию бурятских балетов - И. С. Куницыной, песенное творчество бурятских композиторов - Б. О. Олзоевым, Т. М. Матхановой, фортепианную музыку - Л. Г. Довнарович. Функционирование народных песен в композиторском творчестве рассматривали Н. Ц. Цыбудеева, О. А. Русинова, О. Ю. Колпецкая; преломление традиций русской музыки - А. М. Лесовиченко.

Разделы, посвященные музыкальной культуре Бурятии, в «Истории музыки народов СССР» написаны Б. В. Олзоевым, в «Истории музыкальной культуры РСФСР» - И. С.Куницыной, О. И.Куницыным, М. Е.Таракановым.

Обзоры творчества композиторов Бурятии делали Г. Б. Бельгаев, Н. И. Маторин, Н. П.Угрюмов. О работах своих учеников писали композиторы Г. Н. Иванов, С. М. Беринский. Очерки о творчестве отдельных композиторов, рецензии на премьерные исполнения их произведений написаны музыковедами О. И.Куницыным, В. К. Лазаревой, Л. И. Абашеевой, О. А. Русиновой, Л. Н. Ахтемовой, Н. Ц. Цыбудеевой, Л. И. Башкуевой, Т. Б. Дугаровой, Д. Д. Дондуповым.

Задачи и результаты деятельности Союза композиторов Бурят-Монгольской АССР и Бурятии, итоги его пленумов и съездов, концерты, творческие дискуссии по проблемам развития профессиональной музыкальной культуры освещались композиторами: П. М. Берлинским, А. П. Котляревским, Б. Б. Ямпиловым, Ю. И. Ирдынеевым, В. А Усовичем, С. С. Манжигеевым, Ю. Н. Корнаковым, Б. О. Цырендашиевым, Б. Б.-Д. Дондоковым, Л. Н.Санжиевой; музыковедами: Н. И. Угрюмовым, Г. А. Поляновским, Б. Б. Олзоевым; музыкантами: Н. И.Маториным, Л. Л. Линховоиным, М. А. Белокрысом, Л. А. Гантимуровым, В. А. Останиным, Ч. Д. Шанюшкиной, В. А.Обунеевой.

О произведениях бурятских композиторов, прозвучавших в Москве, писали Ю. С. Корев, Т. М.Макарова, Н.Эльяш, О. М. Арнаутова, Е. Л. Дубровская, Л. Н. Казанская, И. К. Мацкевич, в Ленинграде - М. Г. Бялик, в Якутии - 3. И. Кириллина, Л. И. Ильина, Г. М. Кривошапко, в Новосибирске - О. А. Александрова, И. И. Яськевич.

Обзорные статьи, очерки, рецензии о творчестве в разных жанрах публиковались в центральных изданиях: журналах «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Музыкальная академия», газетах «Советская культура», «Культура», республиканской периодической печати: « Бурят-монгольская правда», «Бурят-монгольский комсомолец», «Правда Бурятии», «Молодежь Бурятии», «Бурятия», журнале «Байкал» названными выше композиторами, музыковедами, а также журналистами: Т. В. Волынцевой, Ч. Д. Гомбоином, Л. М. Зандановой, Н. А.Гончиковой, А. А. Фадеевой, О. В.

Бараевой, А. Н. Коротаевой, Г. Д. Гыпыловым, М. Батоином, режиссером Н. Е. Логачевым.

Из известных материалов по теме диссертации можно выделить только труды О. И. Куницына, который рассматривал симфонические произведения с позиций искусствоведения. Его немногочисленные статьи, рассредоточенные в отдельных главах масштабных трудов, монографических очерков, посвященных творчеству бурятских композиторов, учебных пособий исчерпываются описанием отдельных симфонических произведений, что не умаляет их исторического значения как первых работ, посвященных профессиональной музыке Бурятии. Статья, обобщающая вопросы раннего и зрелого периодов симфонического творчества Б. Б. Ямпилова, опубликована в 1967 году. Следует отметить также дипломную работу Г. П. Халбаевой, окончившую в 1980 г. Ленинградскую консерваторию и посвятившую свое исследование анализу раннего периода формирования симфонических жанров в Бурятии.

Таким образом, история симфонического творчества в контексте развития профессиональной музыкальной культуры Бурятии не была предметом специального исследования. Имеющиеся материалы по данной теме позволяют утверждать, что вопросы его становления и развития, а также анализ всего многообразия его жанровых видов, стилистических и драматургических тенденций остаются пока вне целенаправленного научного осмысления. Необходимо создание предпосылки для дальнейшего изучения истории музыкальной культуры Бурятии.

Объект исследования - профессиональная музыкальная культура Бурятии.

Предмет исследования - формирование и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии.

Целью исследования является анализ истории формирования, становления и развития профессиональной музыкальной культуры Бурятии в аспекте композиторского творчества на материале симфонических

произведений.

Поставленная цель определяет следующие задачи:

- выявить влияние социополитических и культурных процессов на формирование профессиональной музыкальной культуры Бурятии;

- проследить становление профессиональной музыкальной культуры Бурятии в аспекте композиторского творчества в контексте взаимодействия и взаимовлияния национального и классического европейского начал;

- рассмотреть жанровую эволюцию профессиональной музыки Бурятии, становление симфонических жанров и их влияние на другие жанровые сферы;

- проанализировать трансформацию идейно-образного содержания симфонических произведений композиторов Бурятии;

- классифицировать авторские методы работы с музыкальным тематизмом и проследить их эволюцию;

- систематизировать композиционные и формообразующие процессы в симфонической музыке Бурятии и выявить направление их развития.

Методологическая база исследования. Представленная диссертационная работа основывается на ряде принципов, определяющих сущностную сторону культурно-исторического исследования:

- принцип научной объективности позволил провести комплексный анализ и оценку факторов, обусловивших формирование композиторского творчества в истории культуры Бурятии;

- принцип историзма позволил рассмотреть развитие симфонической музыки Бурятии в хронологической динамике;

ценностный принцип позволил исследовать совокупность признаков, формирующих феномен самобытного национального симфонического творчества композиторов Бурятии.

Методологическим основанием диссертационного исследования являются следующие подходы:

- системный подход позволил целостно раскрыть феномен бурятской симфонической музыки;

- междисциплинарный подход обеспечил комплексный характер исследования. Интеграция знаний по истории, культурологии, семантике, музыковедению, искусствознанию позволила получить новые характеристики многообразия национальной музыкальной культуры;

исторический подход обусловил установление причинно-следственных связей межкультурных и внутрикультурных компонентов в формировании симфонического и шире - композиторского творчества Бурятии. Это позволило не только наиболее адекватно рассмотреть и проанализировать собственно симфонические произведения, но и выявить их значение в истории музыкальной культуры Бурятии. Симфоническое творчество композиторов Бурятии в таком ключе представляется и анализируется не только как совокупность жанров, тем, авторских методов работы, составляющих особую семиосферу бурятской музыкальной культуры, но и как динамический исторический процесс, обусловленный сложным переплетением внутренних и внешних факторов.

При исследовании симфонического творчества в истории музыкальной культуры Бурятии применялись теоретико-концептуальные

ГГ1 V V

методы. 1ак, историко-генетическии, семантическии и интерпретативныи методы способствовали изучению истоков формирования феномена национальной симфонической музыки. В диссертационном исследовании реконструированы глубинные национальные образно-эмоциональные компоненты музыкального содержания.

Важное место в исследовании занимает диахронный метод, который позволил показать преемственность и динамику процессов формирования и развития симфонической музыки Бурятии в разные периоды, тогда как благодаря синхронному анализу стала возможной ее системная реконструкция. Жанры бурятской симфонической музыки рассматриваются в

их эволюции и взаимодействии, выявляются как особенности каждого произведения, так и черты общности.

При анализе соотношений «национальная профессиональная музыка Республики Бурятия - музыка соседних республик», «классическая европейская музыка - современная профессиональная музыка Республики Бурятия» применялся историко-сравнителъный метод.

Благодаря историко-типологическому методу стало возможным выделение в творчестве композиторов общих тенденций и доказательство обусловленности феномена национальной симфонической музыки.

Теоретической основой данного исследования явились фундаментальные труды коллективов центральных и сибирских научных институтов и вузов: «История Отечества», «История Сибири», «История музыки народов СССР», «История русской советской музыки», «Музыкальная культура Сибири». В рамках теории межэтнической интеграции особый интерес представляют исследования С. А. Арутюнова, А. И. Арнольдова, Ю. В. Бромлея, Е. В. Васильченко, П. С. Гуревича, С. Н. Иконниковой, Н. И. Конрада, в которых обобщены закономерности исторических процессов, характерных для поликультурной среды.

В работе были использованы методология подходов к проблемам функционирования национальных культур, выработанная в исследованиях Г. А. Аванесовой, Б. С. Ерасова, А. Б. Каяк, Э. С. Маркаряна, Р. И. Пшеничниковой, Ю. А. Серебряковой, а также методологические принципы для изучения процессов взаимодействия художественных культур Запада и Востока, разработанные в трудах М. С. Кагана, 3. П. Морохоевой, А. Л. Маклыгина, Е. Г. Хилтухиной.

Анализ межкультурных взаимодействий в искусстве опирается на идеи, выдвинутые в трудах Л. Н. Березовчук, В. С. Виноградова, Г. В.Григорьевой, М. Н. Дрожжиной, Г. Ш. Орджоникидзе, Н. Г. Шахназаровой. В качестве основополагающих концепций были использованы фундаментальные работы Э. Е. Алексеева, Г. Л. Головинского, С. П.

Галицкой, И. И. Земцовского, А. А. Юсфина, в которых рассматриваются взаимосвязи и взаимодействия народного и композиторского творчества.

При исследовании проблем симфонического творчества

привлекались работы Б. В. Асафьева, М. Г. Арановского, В. Д. Конен, Л. Н. Раабена, М. Е.Тараканова, Т. Ю. Черновой. В качестве сравнительной типологии при анализе проблем формирования симфонических жанров в наци�