автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему:
Формирование политической культуры вьетнамского народа в период 1945-1954 гг.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Данг Тхи Хонг Хань
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.03
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Формирование политической культуры вьетнамского народа в период 1945-1954 гг.'

Текст диссертации на тему "Формирование политической культуры вьетнамского народа в период 1945-1954 гг."



>

/.Л и ,

1 /.' » ... 1 ■I/

и

/

МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

На правах рукописи

ДАНГ ТХИ ХОНГ ХАНЬ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЬЕТНАМСКОГО НАРОДА В ПЕРИОД 1945-1954 гг.

23.00.03 - политическая культура и идеология Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Л.С. Леонова

Москва - 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I.

АВГУСТОВСКАЯ (1945 г.) РЕВОЛЮЦИЯ ВО ВЬЕТНАМЕ И ПРОБЛЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДА 22

«

§1. Опыт политического воспитания масс в период борьбы за независимость Вьетнама и победу народно-демократической революции. 22

§ 2. Основные направления политического воспитания масс в условиях строительства независимого и демократического Вьетнама. 43

§ 3. Ликвидация неграмотности в стране как фактор формирования политической культуры. 59

ГЛАВА II

СОДЕРЖАНИЕ И ПУТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ГОДЫ «ВОЙНЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ» ПРОТИВ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ. 80

§ 1. Политико-идеологическое обоснование деятельности руководства Вьетнама по мобилизации масс на защиту Отечества. 80

§ 2. Политико-культурная работа в вооруженных силах Вьетнама. 99

§ 3. Политическая социализация в системе учебных заведений и массовых общественных организаций. 126

§ 4. Формирование норм политического поведения масс во вьетнамском обществе. 168

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 200

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

г

205

ВВЕДЕНИЕ

Вьетнамское общество на современном этапе переживает период глубоких социокультурных изменений. В решений важнейших проблем общественного развития Вьетнам, как и многие другие страны, идет собственным, особенным путем, который может быть понят только при изучении различных сторон развития страны на протяжении длительного исторического периода. Огромную роль в жизни вьетнамского общества, как и любого другого, имеет политическая культура. Она выполняет важные социальные функции, оказывает влияние на политику аккумулируемыми в ходе исторического процесса представлениями о политических ценностях, образцах поведения. Политическая культура вьетнамского общества отличается значительным своеобразием. Выявление особенностей политической культуры на различных этапах развития государства помогает понять специфику происходящего во Вьетнаме в настоящее время процессов, избранного пути, в определенной мере прогнозировать будущее.

Автор диссертации избрал для исследования этого феномена период вьетнамской истории, события которого оказали огромное воздействие на все последующее развитие Вьетнама - 1945-1954 г.г. Это годы победы Августовской революции, провозглашения Демократической республики Вьетнам, становления народно-демократического строя, борьбы вьетнамского народа за национальную независимость, против попыток реставрации французского колониального режима.

Социально-политические и духовно-нравственные процессы, развернувшиеся во Вьетнаме в последние годы, позволяют сделать вывод о том, что исследуемая в диссертации проблема имеет не только академическую значимость, но и общественно-политическую актуальность.

Несмотря на несомненную актуальность проблемы, она не стала еще предметом специального изучения ученых и не получила научной разработки ни во вьетнамской, ни в российской Историографии. Отдельные элементы этой темы нашли отражение в литературе лишь в контексте других проблем.

Литературу, в которой затрагиваются сюжеты диссертационной работы, можно разделить на ряд групп.

Прежде всего, это общие работы, в которых освещается история Вьетнама на протяжении длительного периода времени.1 В них характеризуются особенности социально-экономического, политического, культурного, духовного развития Вьетнама до французского завоевания и в колониальный период, борьба вьетнамского народа, приведшая к независимости. Анализ событий, происходящих на протяжении длительного периода времени, позволяет выявить основные тенденции политического и социально-экономического развития страны, культуры, идеологии, менталитета вьетнамского народа. В этих работах освещается история появления и развития рабочего класса, определившего специфику движения за независимость, особенности революционной борьбы. Большое внимание исследователи уделяют характеристике вьетнамской национальной буржуазии и вьетнамского рабочего класса, что объясняет их политические позиции и роль в национально-освободительном движении. Они дают представление о создании политических партий и общественных организаций Вьетнама, игравших важную роль в национально-освободительном движении. Они помогают воссоздать ситуацию в стране в период 1945-1954 гг., в рамках которого происходит исследование процесса формирования политической культуры.

Вторая группа работ посвящена истории Августовской революции 1945 г. и последовавшей затем защите ее завоеваний, борьбе за независимость Вьетнама

'Губер А.А. Вьетнам во время и после второй мировой войны. М., 1950; Мордвинов В.Ф., Шилтова А.П. Национально- освободительное движение во Вьетнаме. 1858-1945. М., 1958; 15 лет ДРВ. М., 1960; Мхита-рян С. А. Рабочий класс и национально-освободительное движение во Вьетнаме (1885-1930 г.г.). М., 1967; Новакова О.В. Правовые институты Вьетнама после первой мировой войны. - Страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. История и экономика. М., 1967; Новакова О.В. Система образования в колониальном Вьетнаме. - Страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Проблемы истории и экономики. М., 1969; История Вьетнама в новейшее время. 1917-1965 г.г. М., Наука, 1970; Мурашева Г.Ф. Вьетнамо-китайские отношения XVII-XIX в.в. М., изд-во "Наука", 1973; Очерки истории Вьетнама. Ханой, изд-во "Ши тхат", 1977; Новакова О.В. Идеология национально-освободительного движения во Вьетнаме 19171945. - Идеология национально-освободительного движения стран Азии и Африки. М., 1984; История стран Азии и Африки в новое время. Ч. 1. М., 1989; История стран Азии и Африки в новое время. Ч. 2. М., 1990; История Национального собрания Вьетнама 1946-1960 г.г., Ханой, "Госполитиздат", 1994; Новакова О.В., Цветов П.Ю. История Вьетнама. Ч. 2. М., изд-во Московского университета, 1995; Jle May Хан, Чан Ба Де, Нгуен Ван Тхы. Общая история Вьетнама. Ханой, изд-во"Просвещение", 1998 и др.

против иностранных агрессоров в 1946-1954 г.г.1 В них освещены такие вопросы, как история Августовской революции, роль политических партий в подготовке и проведении вооруженного восстания, социальная база революционных преобразований, создание и характер новой политической власти, политические настроения в обществе, роль лидера коммунистов Вьетнама Хо Ши Мина в завоевании народом политической власти и борьбе за независимость. Августовская революция и ее влияние на последующее развитие Вьетнама, в том числе на формирование образа жизни населения, получили освещение в работах вьетнамских исследователей, эмигрировавших из страны. Их оценки определяются политическими

и идеологическими пристрастиями представителей гуманитарной интеллиген-2

ции.

Третья группа работ - это исследования, посвященные истории компартии Вьетнама, где нашел отражение опыт деятельности КПВ на различных этапах ее

л

функционирования. Эти работы имели для раскрытия темы особое значение, ибо, кроме компартии, во Вьетнаме не было ни одной политической силы, которая нашла бы эффективный путь освобождения страны от колониализма. Отражение в литературе различных сторон функционирования партии, ее работы в массах

1 Трьюнг Шин. Августовская революция во Вьетнаме. М., 1954; Чыонг Тинь. История Августовской революции. Ханой, изд-во "Ши тхат", 1973; Национальная народно-демократическая революция во Вьетнаме. Т.т. 1-2. Ханой, изд-во "Ши тхат", 1975; Буданов А.Г. Демократическая республика Вьетнам. Основы государственного строя. М., 1975; Дивильковский С., Огнетов И. Путь к победе. Очерк борьбы за национальную независимость, единство, мир и социализм во Вьетнаме (1945-1976 г.г.). М., 1978; Рабочий класс Вьетнама в национально-освободительной и социалистической революции. М., 1982; Мхитарян С.А., Мхитарян Т.Т. Вьетнамская революция. Вопросы истории и практики. М., 1986; История войны Сопротивления против французов. 1945-1954 г.г. Т. 1. Ханой, изд-во "Народная армия", 1994 и др.

2 До Хыу Донг. Введение в историю и социологию политики Вьетнама. Тулуза, 1972; Нгуен Тыонг Бак. Вьетнам в исторические дни. Монреаль, 1981; Хунг Ким Хань. Политическая борьба и революционное движение во Вьетнаме до Августовской революции 1945 г., Лондон, 1986, Нгуен Нгок Лыу. Политика аграрных преобразований во Вьетнаме в 1930-1975 г.г.. Амстердам, 1987; и др.

3 Краткая истории Партии Трудящихся Вьетнама. Ханой, изд-во "Ши тхат", 1976; 50 лет деятельности Коммунистической партии Вьетнама. Ханой, изд-во "Ши тхат", 1980; Афони С.Н. и др. Боевой авангард вьетнамского народа. М., 1981; История компартии Вьетнама (1920-1954). Ханой, изд-во "Марксистско-ленинский учебник", 1983; Коминтерн и революционное движение в Индокитае. - Новости Вьетнама, № 2, .1984, Ханой и др.

помогло выявить и осветить аспект политического воспитания народа в 19451954 г.г. В этих исследованиях анализируется стратегия и тактика компартии Вьетнама, под руководством которой развертывалась борьба за установление демократической республики, за национальное освобождение; характеризуется ее курс на консолидацию нации в целях достижения независимости; раскрывается борьба за преодоление левацких проявлений в тактике работы в массах; освещаются взаимоотношения с Коминтерном; характеризуются политические качества Хо Ши Мина как лидера компартии. Эти работы позволяют сделать выводы об опыте политического воспитания масс, накопленного в период подготовки Августовской революции, понять особенности традиционной политической культуры вьетнамцев, пути ее обогащения в период революционных событий 1945 г.

Четвертая группа работ посвящена вопросам ликвидации неграмотности в стране, строительству новой системы образования и подготовки кадров.1 В них содержится характеристика программных ориентиров правительства в сфере культуры, приводится богатый фактический материал, отражающий ход решения проблем в области образования и культуры. Однако авторы этих работ не ставили специальной целью раскрытие взаимосвязи проблем образования и политической культуры, не характеризовали под этим углом зрения содержание обучения, не показывали роль учебных центров в политической социализации граждан.

Пониманию специфики менталитета вьетнамского народа способствуют исследования, посвященные проблемам философии, идеологии во Вьетнаме. Чан Ван Зяу, Ха Ван Тан, Нгуен Тай Тхы, Чан Бать Данг, Чан Динь Хыоу и др., иссле-

г

дуя развитие идеологии во Вьетнаме, роль буддизма и конфуцианства в жизни общества, уделили главное внимание влиянию этих религий на духовную жизнь Вьетнама в далекую историческую эпоху, но не рассматривали широко их влия-

1 Вьетнам борется с невежеством. Изд-во "Всеобщее народное образование", 1951; Министерство высшего и среднего специального образования. Ханой, изд-во "Высшее и среднее специальное образование", 1985; Ву Нгок Хань. Знакомство с системой образования Вьетнама до 1945 г. Ханой, изд-во "Просвещение", 1985; Выонг Ким Тоан, Ву Лан. Общество по распространению государственной письменности в деле борьбы с отстранением от учебы. Ханой, изд-во "Просвещение", 1988; Фан Чонг Бау. Вьетнамское образование в современную эпоху. Ханой, изд-во "Общественные науки", 1994; История Ханойского медицинского института. Ханой, изд. мед. института, 1995 и др.

ние на культурно-политическое развитие Вьетнама в 1945 - 1954 гг.1

Следует отметить внимание авторов ряда работ к религиозной жизни Вьетнама, оказавшей заметное влияние на формирование политической культуры вьетнамцев. Так, О.В. Новакова и П.Ю. Цветов отмечают, что основу духовной жизни вьетнамского общества составлял религиозный синкретизм, что «своеобразный сплав буддизма..., конфуцианства и даосизма способствовал формированию в течение длительного времени специфических черт характера, способа мышления и осознания себя в окружающей среде. Вместе с тем следует иметь в виду, что конфуцианский компонент традиционно был сильнее на Севере, а буддизм проявлял себе активнее на Юге. При этом три вышеназванных вероучения как бы наложились на культ предков - самую массовую и самую древнюю религию этой страны. Последствия этих глубинных процессов легко заметить в мен-

2

талитете современных вьетнамцев».

Обращаясь к истории Вьетнама, Фан Суан Шон отмечает, что духовной базой феодального Вьетнама являлось конфуцианство. Конфуцианство, игравшее во Вьетнаме роль государственной идеологии, в условиях создания централизованного государства отвечало требованиям укрепления политического и экономического могущества страны. «Человек конфуцианского типа должен быть преданным единственному императору и всегда стремиться к совершенствованию в морали и политике».3 В целях усиления власти центра создавался крепкий бюрокра-

1 Чан Ван Зяу. Развитие идеологии во Вьетнаме в период с XIX века до Августовской революции. Ханой, изд-во"Общественныс науки" Т.1-1973, Т.2-1975; Он же. Буддизм и некоторые вопросы истории идеологии Вьетнама. Ханой, изд-во "Общественные науки", 1986; Чан Динь.Хыоу. Вопросы к изучению конфуцианства во Вьетнаме. - Культурные исследования. №№ 3,4,5 за 1984 г. Ханой; Ха Ван Тан. Вопросы истории вьетнамской идеологии, изд-во "Общественные науки", 1984; Нгуен Тай Тхы, Чан. Бать Данг и др. Буддизм и идейная история Вьетнама, изд-во "Общественные науки", 1986; Нгуен Данг Тхук. История восточной философии. Хо Ши Мин, 1991; Доан Тхи Данг Хыонг. Процесс обновления в прессе в духе культурных процессов в начале 20 века. Ханой, изд-во "Труд", 1994; Фам Дык Зыонг. Соприкосновение культур Юго-Восточной Азии и Запада в первой половине 20 века во Вьетнаме. - Сборник "Вьетнам -Юго-Восточная Азия сегодня", Ханой, "Политиздат", 1995; Чан Куок Выонг. Культурная основа Вьетнама. Ханой, изд-во "Государственная высшая школа", 1997; Доан Ван Тюк. Культурология. Ханой, изд-во "Культура и информация", 1997; и др.

2 Новакова О.В., Цветов П.Ю. История Вьетнама. Ч. 2. М, изд-во Московского Университета. 1995. с. 4.

3 Фан Суан Шон. Вьетнам - путь к обновлению. М.. "Союз", 1997, с. 70.

тическмй аппарат. «Объективно, - пишет Фан Суан Шон, - конфуцианство после утверждения абсолютного феодализма стало душить инициативу, мышление народа, ограничивать его действия и скудные права».1 «Поэтому, - делает вывод автор, - конфуцианство мало сделало для вьетнамской нации».2

Некоторые фрагменты проблемы политической культуры вьетнамского народа затрагиваются в диссертационных исследованиях в контексте изучения других проблем вьетнамской истории.3 Обращает на себя внимание диссертация Нгуен Тхи Суан Тхао, в которой идет речь о традициях вьетнамского народа, формировавшихся на протяжении длительного исторического периода. Автор справедливо подчеркивает, что «традиция каждой общности не только включает в себя достижения материальные, но и социальный, политический и духовный опыт, нравы, верования», что «традиция накладывает глубокий отпечаток на каждое общество».4Автор характеризует социальные функции традиций. Заслуживает внимания постановка в исследовании вопроса о диалектике феномена преемственности в развитии традиций. Автор делает вывод, что в преемственности следует различать два взаимосвязанных процесса - позитивный и негативный. При позитивной преемственности сохраняется общечеловеческое, цивилизационное в традициях, которые передаются от поколения к поколению. Негативная преемственность - это развитие тех или иных традиций предыдущего периода вопреки требованиям данного времени и нового образа жизни 5. Национальные традиции, показывает Нгуен Тхи Суан Тхао, формировались под влиянием объективных обстоятельств, наложивших отпечаток на их характер. В диссертации рассмотрены некоторые исторические особенности складывания национальных традиций во Вьетнаме. Однако, автор не уделил достаточного внимания изучению религиоз-

1 Фан Суан Шон. Вьетнам - путь к обновлению, с. 71.

2 Там же, с. 72.

3 Нгуен Тхи Суан Тхао. Современный политический курс Вьетнама и национальные традиции: проблемы взаимосвязей. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Одесса, 1991; Во Тхань Хой. Особенности развития философской мысли во Вьетнаме (XX век). Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1992; и др.

4 См.:Нгуен Тхи Суан Тхао, указ. дисс., с.47.

5 Там же, с.56.

ного фактора, который присутствовал в духовной жизни народа сотни лет и поэтому стал частью традиции, наложил отпечаток не только на обычаи и нравы населения, но и на политику страны.

В диссертации Во Тхань Хой при рассмотрении истории философской мысли анализи�