автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.14
диссертация на тему:
Генезис и формирование оппозиции в художественном образе Прометея

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Чихладзе, Нино Махаревна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.14
Автореферат по филологии на тему 'Генезис и формирование оппозиции в художественном образе Прометея'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Генезис и формирование оппозиции в художественном образе Прометея"

ТБИЛИССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫ!! УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. А. ДЖАВАХНШВИЛИ

На правах рукописи ЧИХЛАДЗЕ НИНО МАХАРЕВНА

ГЕНЕЗИС И ФОРМИРОВАНИЕ ОППОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЛ\ ОБРАЗЕ ПРОЛ\ЕТЕЯ

Специальность 10.02.14 — классическая филология

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации па сопскапно ученой степепп кандидата филологических наук

ТБИЛИСИ — 1992

Y.ZZZ K.AJZABAI

Н'э оравах ргкопгск

ШАГЗБ IÜHÖ KAIAFBIHA

'педзпльнзсгь 1СЬ;С2Л4.- кдассипесгаг ¡^еяояогкя

А В Т О F i î 2 ? А Т

HÜ СОЯСК^НГШ СТРПСНЗ

КБНдяязта гплолог!гч*!;зг.К5 яатк

Г ^ ^ ' г- _ т

Лессе ртсдяя зпголй^на на кгугенуе кха Тйхшссног'З гапударе~еп» его ¡/варвроатета

ргкэводагзг.гг члгн-?оррес-онзн^? ЛГ Ггпзд&г, «сз-.тор "тгалег-т-геопла яя?-,. профессор ?.Б. Гордеяззая '

С-Тйп.'пя^яыг осгоаевгкг

доктор.- '"'илог.агмгчзс.-ш: няух ?.С Дгтавагзжз

кандидат ^вволвгзчезглх аз^гс Л»3."5ердзенасз2ла

Ведузяк аргагшзатяд - Т^гласскаЗ государственный аедаго-гкчззкий застят?? ааостранных язнхов ваека КЛавчавадэе

. Заката состоится 30, гюая 1992 годя э Тбядгсскок государств гянезг,г унязврентея: гденх З^Лжанахкпзиля---

на заседании специализированного совета д 057.03.18 при Тбилисском государственном университета им.И.Джавахишвили по адресу : 380079, Тбилиси, пр.И.Чавчавадзе, 36, корп.У, ауд. V8

С ягесертацдзй можно ознакомиться з йа?чзо;°! бп5д::стег.я гас?дгрст?е?.ного уг-гэгрептетг г.Гйилжса •

Автореферат разослан " 1«, " ЛРЛы-л.___Т992г.

Ученый секретарь спицлалг/.эиргжаьпюг:) совета, кандидат филологических наук

доцинт: $^ЬМШШ^Д^ Р-А- 4'лхл'гагРл,;;шли'

-з-

Ал.г.т лъчозть текн. Т!роч«т~й, один ев саыг» популярных об-laaoE у.нткчной --по-гк, в ккроьок литература пробел длительязЛГ путь к^тамор^ез. Б раяные гщо^и к оценке роли Пролетел годгоди-як с pnsEHr точек зрения. Одни видели в не« носителя добра, а другие - косктел« 8И.

проблема 'улокветнеклого образа Прометея актуальна во мно-гтт отношениях. ¿ктс-ратурозедеяие интересуется тем, тем олрвде-столь протаэоретавая интерпретация образа и {¡урлцпи тяге на в тзориестее р«ькит лгеателеи, чек обусловливается поразк-гчльнал прсдух^'вность в тудояеетвеннои литературе определенной «лоте спада интереса к нему в литературе другй?. street.

Хгя спедаьлйста по ккфологки интересно, какие пласты поэте-•есяого кэтлеякя стряеилксь в »ток легенде к какова соравмвр-•ость нчелягчстз^т и эллияекиг элементов з леи. Для с пе пиалке та п кллссичесгои филологии актуально то, насколько ункверсалышк бра? - иолель бня соадан а аятитаон-литературе к насколько он лк.е<;т на всю ккрозуп литературу. ' , • • ,

считаем:

1.3 нем впервые в грузинской нарте пррдстр.влеки основные екденпии развития образа !7рокеТея в мирсвои литературе.

2. 3 ра&сгг злервае в классической филологии дается попытка :слтовАКЕя оппозиции гудожественкого о брад а Прометея, тевези-t z формирования проблемы.

. "кссертацкл исследует те факторы, гр,терне обусловили в ; в. ксперпквчняе проблематики.

25-212.-PMCrbf, Дйгсертатля вьтголнена на кафедре г.ласск-!Сгок <5кдологиг Тбилисского государственного увгс bp рек те та кме-

.-'H- ■

:гл Я.A.^«анлхатвила. Ос нов яле по ложи» ,т к зчногк исслядсд^.яил отркженк з статья*, репрь.чтв л до < лая?.- ах r.?-irnaza

ст^хтува работа- Д<!сс-зрга;;ая со« той г аз й&чдэейл, т.ч1гя глаз я злулячзния. К рлботс. прилагается

С0Л2Р2АЯЭЗ PASOÏU

ЗЧ'з. M'áf о прометав откосится т. па «.чу hv/.So.h-s »ases г-н:а скчэаних во вс-ms мирч. Почта sa гралдать земг р».азит?.л ¡*;t-розои лятзрптури сСрла Срокигея прочая слслк%-л rr/^j ж те р.».-гурта нитог.пр<-гакгк и трянс'Ч-рида'ли. зслй срдннить, с одлол сто-ронн, традиция да а газик eso« аятнтаая лягэратуры, а, с другой сторопм, срчдаевекоэу» И ковув м::г,оцут> литературу, та узидг», i та по количеству прсиззвдопия, в которых Залае-м-эззе rte .по доминирует тудоаастзеянни образ Прометал, послюакаячяья дкторату-pi не то что ке уступает грчхо-римакой латзр«турв, яэ л ;.разос-'гадят ¿".¡тоехсльку m^-jto акящп, что з яжровш литература г ура Ярочат«»* для тудодлия« яаллвтзя нзвсирпадмыч ястоадикс« еггуаов«!»!«.?, с образом Прометея еввзляи также в&энвжтое вросла-и:;, »оторве асегда волноагигл пэмвечгстаа л гс coa д?чь остра-5Гя?;т своя «.ятуяяьнссть; прп-эо^орвя ли путь тзхничесЕОГо ггрог*-рссса, который выбрало ч«лавечзотво; яауедз лэдеа. довивать огонь, Прометеи прикче до«Зр> лядяи или дал начлло алу. Кроме то го, э худокестзйЯ"оч дбраяв киаяа человечество айдевка- увидово ocTec-rasííi'.iM стремление человека протааопостчвять ачбя одиро-зллеглз.

Ссоауз захттасть з грузинской Нзуг.е ггройдамв Прокетчя rrpjtorf-р^тггот -о. даяястчым п-гр.гялелям с дмиразо». по-зтему а Грузии

вксЫгь актуально исследуют проблему Прометея-. Однако, исследования вэдр""ся в ос коп ноу по вкявлпка» Л ПО «НЯЕИву МИ^ОЛСГИ-чрсяи» параллелен. токи яр. грузинском язш'о reт такого труда, который рассмотрел бн ато? вопрос с литерагуроведчрскоп точки врекия, zsynnji бн к исследовал бы тот Уетаяиг-.ч, которш опрр-зевл бн животворность, установил бы пути развития к направления этого образа в кировск литературе. ■

Первая глава - "К реконструкции ми^а о Прометее" представляет лзтштк.у восстановить предполагаемый aprerv.n сказания о Прометее. 3 этой главе приведена аргучентн, которые проетвапт сзет на древность ми<5«, вкскяэано соображение, почему не назо-дг.к м;:^ о доЗчвчем лядям огонь бога в поггмяг Гомера, тогда как поят упоминает ьсег гречески: богов и демонов. С учетом известных нам вдрскк выделены те основные сяжегиы« или кнформативнке, органически необходимые для стаета или неорганические, условно связанные с основной сюкеткои лккиеи" элемент:

!. Црокетолпеяке и родственные свлэя титана.

2. Отноленкя с другими богами. -

3. Похииенке"'огн.,1.

4. Нак^ланке.

5. Освобождение. "

Л ля определения образа тото или иного персояака ваяна ус-1азовг".,"Ъ, насколько дифференцирование и совершенна традиция го генеалогии. К'">о нитями этой генеалогия '~>ерои попр.дает в жтекст персолая"К, светанныг с совершенно другими мв^ологичес-кми пласташ:. Генеалогические данике Прометея не сводятся к од-о-?7 илк двум источникам-моделям, что свидетельствует о тем,

чта трэдуктя тлглнг бита кя a тгааг л в ~с-гечгт

eso- сретерггега- зе-тт»ль:г/г ?тсамаг?л»

г.яя rs пвалягта Г.--.& г-яалг, «l¡ 2иц..-глг>: сэ » геиг1'?:*

а/ в хл*. асегА?з ржзггд i: р-гзлгг-сзгзс: Яяы^ж о :,.njcsr о ^.сюгеле ïc: гьа.1 а'^олйглчг'зай'. г.'г-лз --iO'tOAsrtä чюгег гоаздьзетггнз с2лз- s .^з." я:.с m-

чт-з з гезгздазсглЗ Езро.:пг Ал* о üpar.\".':eo зг.сзрдетелоОТногаЕ з гагл:^ Гзггсг^/ дздзнь- 'ь'-к Г:-: г s •¿lís-frií a*S5S.-.r Il-urac /осад/, ütsasi /-'jar/ зоз-

••«г-дс. Д--!~ял.лст-/ска/. Ере te чааг/л::^ л»>: - ЗЕТТэегг vr^u.tarz-^oc-.rf езезоьааг, з ссногнсм 3 кто'-а-.к-',"; ггаелг :-".л -саг-ззкага ггргсгл, утзгаьэг г a. 'злзг üpoi'sг.

с з«-,: ггл 2>сгл боге:.;. Срэзз л га asiiío,-»«: цэЕьа- oí

c-r-ioi'sr-izazc з ïïpaisies — гггяя -омег Sors« jösttics лз го лоте Оз'зсз, Ü ия.te ir а! ечзяь ззйяз a она тссг er

ч.пу ca. гзадзя2й1г .»тала sps^jsaS ззгазазгя ¡¡резтгл

Арлй5тласгь лгйва '¿^аан-гзяладн к. йрег/.есег, вкгавазх сопаеаав, В&3 ЙЗЗеС5ЕС,\ЧТЗ бОГШгГ ЗгЧКй давстлбннз. . '•

Рад жтйчажоа зрЕгасгЭает 2ра»тев_ со'тзореааа -чгл-лекя;

Zescxi г гоегс sssoгс, Трздна сказгтз.' s какой сœйена в-.гаг'.

:

езлйосся ЗТ.-1 &зрогк, ï'Ja 2 грачеокоЗ ^ояогаа эзг-рз«гиех зарглнты еосзорлак теге знаго аоколетия лэдзЛ, ТЬ:-., нг.ьр* ~t-pv Гз^ззг £ь'д лр?л2йзтз5Я53хсм дгдй г бзсовТне Orsicsaro ••¿еря. Лг?калйоз ¿52рр»'дз т-гелаеЗ С1тнсрллв lo kî^':^

игре нла, еза-^пл-: - stj ссгдг.л 'ю, i^.rcj/.: с

тъгсрсл s' "c^iïœî- з . рясрен-гавд? пзгс; bow;.w..i.t,

ГШ' «v#a о irp*Q.4£"ee boobk.'iCE лсздяее. что; u ,

т.*;" r.yíz?. т:тт£ч суег.тяаг г. почему он rjr зяякгая,- ütn jr.s csaeebp? st2c* 'госяс г.оуопг го c02i:t?

г.сторуе ?. гальяеггеГ га ля начаяо всвому сохояензв* Зсчипеязе огня - эдпк кг тларяейтяз: слегентов сгвзанкя Ii Г С!.'- 3TPS. С ТОТ SXeWSHT ФакТЗЧБОГ.Й ОПрЬГбКеТ суть гхп?»; уго:apj:c5 глазе spcssssío сссбрг~.е"К£, -ç^-p -р этгм эпю.зле exe rs^fc гтртснзе сузегтгууг-ее г.ре^атезхгв;те Е icrrs: «вроде? - crop*, s Н2?.оГ'-то пергза y öhj. • спрятан к-л звезд -npsEsacs догкг.чть его.' Зыдегечс <д?.а жыевза - мс-^•агя о: не с -oxir/екке са«ого.;ог.чл. Подчёркнуто,

гс Eil-? г^'-сгт яряяегзд древне лют ? иийе о Еро^стее, ов -r.osperr.TîfREK;". р&?угьтат Еротквосто^'и Spew íes в Зезаа, З'.те^остх- потопу xcszazzzs ■ тояяо кг Сржетек «лзегв ло-i.ni'.r/v.-от Sora» -что.оа Дргае-тед/ до этого с»я 5Г£ eres кг:< »»отер oe&îana, • . / ; ' . •

В асголгт-зоч боякггзотве источника aaxasasse грегзт^ль-; - «¡res пргло?.а::ггг, соответствен ко s «лае кзояяаик от керЕ. "t.*-, уетл 5ь».'.ечается разнзе о газеи speszs места, гге 'у-:-гг?:-газ Г£, п.? /столп, Скафгя:, скала на Кавказе, подземелье../,. Bsshh£ коклонент вака?.акия - орел /г-ркнаняекавая Зевсу кстеркй кгвёт ге-чень грпяозанко»*? Тетку.' Цохггенгг'' •кя *";ктгчес"Е представляет не^тргигзаапю -пакаванпя явдеввего

. .о

-то::., /. г то otseosstcs освоесй-нового этапе ¡тротивопсстазлс— л Пролетая s Зевса, так что вгавод веказеапр. /sepes rpnr.oss- . £ мог Sí/tí z s nspsoK sapHsj!Ts..cK2sasas. Дял огрелелскЕ? ж ■??ноптг pnoF-ürfi ор-я. ъ глаз? презгеет-к cztryrrne аргумег.яг:

-а- .

ог:-л - срэззово зсзр?б7.енам наказглля, а с-ггсслззяао .1>_*г.о <йг для структур« мтра'-л для наделения П-ёязп но.~!Г ¿унг.ц:«*.. Ггроче ко'.иуг-я '.сзсё1 грчзь Еркковачко?"; не ■ ■

чуждой г для н74-ол;;гас л^гззс регионов. 5?я мз*одо?;:а :-и'с,.г.£ яллдв-мя ■;«:тот:ита':ц грече ст.". зс зардзнсов длдзд-

Паяя ;>;;;сть згрл'иох.ю лэршятк ' :::./•:, будет лспс, что в

о Прагдз'сеэ Герг::т; как. геро'-освсбоддтздь пггада, вкд«.-р.ч;-о» хотя эглзод оозсбозденгн нельзя считать ост-(Г~-'8-л:п-д ."ч^етстт-з сгчзопая о Гро»'2тег. Нсхеохденно,. в оцогеуптлоакяа ... скагакля о Иромотео, и/Тсдогл^есклв зл^мсят^ уг-лзллдсь друг з другом, котя сред;.! нех б.чло ¿'.аого хронояогдтазкхд ц дсгдчсокдх г.рот^ьор^чгг;-. НоогздапиС срхддодгдо дрсододсдч!!.« ота: ароизо^сч/ц", чха г^у«-

к ргппкзжж но ксцодиг дческо;;, а чгахо здичьс—.ой .•.¡жйецхд, согласно которой а конце концов Зззз я Пролете'.! арг-удр'лдгсь к праззояяо освободдсняе'Про;:з1£я Гераядсил. Зоэюмз отого &а»зода не до/дао оьдо -Сзчь да древнеЕ-арааате.

Гй! ТОГО, ЧТО*« ОКрёДВЛЕГВ На КаХО,' 0011036 1.0ГЛ0 ПрПДЗО;;-

ггл ;.;::?сдогд':гсг;о5 Спгурц Промерзл, после зо^о-гзао-

^ -

1'Г.енж г.;:ед'^ог.иг,":^:'ига «рхо'дша' с одно'' с тор о ну /гжзз-''.-

чю ото слоьо слодуэ? объяснять на хточ'Ее греческого 'З'-гчм/' г., о дсо-Г'О" схс-роау, с учетом резздьтатев тсследуяокд:", прогг-зЗанкх груг2?.с?.:с-и, руссктгл и эадесегшодх утгёаь-аи, гфоаналдзд-рззпнв г.са2л;у.6:{:ю тхтоздплд сказан ля о Прог.гегйз. Сд-эдзно за-д~о сспоккзя ехеуч. г.;;г*а о Ьрометуе, '-годе л К'ог Д СГ'ЛЗТО О КУ СКО с5«?.:Г.;.Д-г!|С

-9~ . .

8пЬглено задмстэованияли зосточншй-8яейБН^-л}Е, 'Ji только осле этого, греки «¿орИЕровали сгоЯ ма£\ о тятане Прометее. В Tofi главе поставлен вопрос о значейй! или. слмволгош мифа. ■ ней отразилась: • - . ■ ' ' ■

.а/древние ■соларнке представления;' " . ! ,.-----■• б/ противопоставление двух культур - догреческсго в гре-еского;- '■• ''■''". •'■*;,' '■''1-- -'¡' ■ ".

, в/ исконное стремление' людей создать образ героя, сочуз-твугаего смертнкв;-' • - ' :

.'. г/ мотивация потопа.' - ;..

' Наконец, на основе структурного анализа мифа- подчёркнуто, то- оценка деСствня титана содержала еозтлсевостя абсолютно '. ротгвопологвнх интерпретации.. Исходя из этого, в фигуре Про-етея сначала ке была' представлена'оппозиция добра,; и зла, по-окзтельвегс-я отрицательного-.' Адтачвая литература при вопло- . енкя худогеотйеннсго образа, Питалась поАтй мп по первому-эзятявному или по второму - негативнСку пути. '

ЗсгвтороЗ главе - " U ;. ГесйодовекоЭ"интерпретации Обра-, ' а Прометея"' обмечено, .что отноиеавБ Геслода к "образу Проме-я сугубо определено отношением автора к--Зевсу. Поэтому,-.в moi.', начале это« тлавк определено место Зевса- в -коянепцив 1 сиода. Бог.грома- и молнии у Гесиода - всемогущее едивовласт-юупревлазцее бохество, ведающее миром иозедкщагедее правду. Зистре.т законности, самь'2 могучий среди бессмертных, вдогно-•тель всего, создатель й загштяик всеобщего порядка. Соответ-~енко лпбэе противостояние к Зевсу у Гесиода звнзывает ог.ре-ïXPEBye рзеЯЦ'ЕЕ.

но-

Стрски, отрзяакцаз>так аазиваеуый эпязод Прометея, в поэмах- Гесиода завяяаот 'довольно- значителы-ле. место / в "Теогонии** - 5Q7-5I6 строка, е. " Труды а дни" - 47-105 .стр./. В настоящее время'в науке уже не спорят о том, что 'эти частя-доэм принадлежат Гесиоду. Споры вызывают только строки из "Теогонии.", связаннее с Гераклоа - 52S-334 и 615, которые принимает за поздняя интерпретация из-за несоответствия мехду ними. В.первом случае Гесиод говорит о<5.. освобождении Гераклом Прометея, тогда как в другом месте сообщает, что Прометей пока ещё прикован- к. столпу „ В труде приведены соображения ííC-следозателеЯ,. которые никакого противоречия не видят между зтзыа двумя местами /Гесиод не говорит, что Рерапл.освободил титана ат цепей, ,ов только убил орла z избавил мученяка от п.ркчикяемах.хизшико11.страданий/ ж указанные строка считавт

гвсиодовскигли. , .'■" ■

Иа$ о Прометёа.у Гесиода.комплексный. Он прилагает к себе миф о Пандоре, и повесть .о чередования веков /поколений людей/.. Информация .эпика о Прометее, как видно, содержала всё что-могло быть в архетипе,мифа. Повесть, так распределена мезду указанными выдапоэиами, что-содержащиеся в' них шторма-ция не проста продолжение повести, a мастерски слшзаг.тся и дополнязет друг друга«-" 1 . .. ■

Собранная.Геоиодо&г информация,в- поэмах-организована в соответствие с мировоззренческими .принципами автора. Зтс касается z ми?а'о Прометее, ибо для эпика исходны.: является то, что Зевс - зерхавны-a, экавцадаЗ- правду бог, а протззоотоян;.о о- h®¿ -т.'грах« 'досго?.авЗ спразедаазогв наказавка. Уг1зазнкй.

г4 зссолгааииш б качестве яллгехргшш'. Чтс'н показать, хан ьсгод решет эту загачу, в тр?де* прсшедён сазой'ввалзэ: еся я?:оркацяя, о которой довествуется у Гескода в связи с Проуе-' е1л, расположена последовательно, как эта должно бьло быть : стеенро развития сюжета мифа! Все элемента информации редотавлеяв з виде одредег.ёщшг предложений,' у которые отае-чется, хескр2$таэан хб они / т.е. сяозаглк автора огасывае? то, тс пролетело/ ели миг.».ет;гчейкйв /т^е; середач-а де^ствпя проис-од;-:т госредогаои диалогов шгп другйс эдеме птоз/. ЗаблгдевкядЕ а схеко2 этого анадиаа лаясвяем, что докгр йктае^ся о&ехтшю ередатв все;/, хорош взяеетаое событие, но, как только йред>-тавляется ему возможность выявить своё собственное отноиэнпе току или янс:,;у явленна, это ему 'Всегда удаётся. Кзжду строк упстзуется, что склпатси Геспода. явно на стороне освса, не-;.:осря ва то, чю личность.Прометея поэт л с только не 'унитает, о г ке скупиться на похвальные здкте.ты к н&му /глубокий ум, • астер предсказаний/ вплоть до того, что и £ уста Бэзса влага-т похвалу тагану; Бо всяком случае хйди „и Прометей на одно]! тороне, а Зевс - на другоа. Не видно, что смертные с радостьп оспри«;ут к..знь-титана; Видно, что Геспод признаёт достоинства рометея, но так как он не сочувствует .никакому зыраненяю не-окоркосте и неуважения, клеймлт поведение титана /обман вер-оз5ого при делении мяса в пользу лгодеЗ, похищение вгня 2&Г<-

Г)

ом/ ™ считает, что Зевс уполномочен навлечь бедствия на смертях н на их защитника; Принцип повествования мифа таков: объех-;~яие*интерпретативкне фразу не .размежеваны друг от друга, а астгрскп вплетены друг в друга г замечается сибзез зткд двух говне;.

Гесгод оставил зпрежнем жа заде, а з' традяцяоинув •>- 1 ■ пагесТБ-внес-некоторые жгла коррерлавн, ксто^жр. ну<ны ему Для

реализация свовЗ. адеи"г аде к оправдание Зевса а сарэдадиз Прометея.. • ■ ' .'. .':'.•■ ' •• .-'_. • Так ем образа?.-, пргг представлении абраэа^титана.ГесЕОд вы-бяраат позгааю заялейменая негативно?: сщапкн его действия. ■ ■ ;. В миологическом образе Прсчетая с позиции потенциально шею- . '•сзгося негативного я позитивного» Гесзодои односторонне внбра-на только, негативное. 5то 2 есть путь переосмнсленая обрэ.за Прометея,. которое, велгккй греческий эпик преддояял мировой ■ лятературе.

Третья глава- - К лирическому я философскому осмыслению образа Прометея после Гесаода". Лирики /&апфа»'Евиа, Егадар, ■■ Сриала/ зскольаь, фрагмзщтарна упоминают титана. Возможна это было тем» что., как известна, оеш выказывали особое благоговение к- Зевсу я .вообще .к' сиувлпаЯской редит-аз и сознательно, ве ■ заостряла _Бй5ыаяиа.к"нерсовагу, ле покорному верховному, богу; .

\*". Продуктивнее'сказался образ' Прометея для корпуса 2сое?;Г .. Здесь-художественный образ-татана.включав в чугдьгЗ дм сказания а нём контекст, который:связая. с буднично* яязнь» чело- . зе-кя.,. ч?ог з .сзов очередь, яспользегсано дляустановлении-басенной моралй. Дрометей- представлен в основнш как творец зяэотныг г ладей, у которого во время, работы- бывают-неудачи, ввиду,

. атогз тем?, Прометея'у За еда привяла сатирический характер."

• /*и-у»««з»й

. 2 всё-така, в .архаическую д классическую зцощ , -

чз-

А-1У авГО«.э./- важнеЯт:я/ фсктом -было то, что Прометей у твердо-се Зе геогс з ?игзсо> к бь-лв ссзганк зраггчесг.2?. и клас-сгеескв?. образы Прометея. То, ме$э о Прометее было оставлено' без всяко!*. аналитической'опенки, а Гескод ревшя односторонне, ксходя из своего отношения к-Зевсу, дёя §-2лоооф2я стало предметом 'серьознвх рассуждений,п рашгаленЕй. 3 зто^ гда-ье особое ввкиавпв уделяется Платов? '/ЗУ в аог.М.э./, • которой в свое:.: да,юге "Лрогагор" 'возяоеел вз'мл?- о'Прометее гуякш» иллг.страг.1'.и проблемы - " может гл кто^ввбздь ..на^чатьс.с добросовестности, тем более политической добросовесткозтиИ^Натра-г-дёнине Прометеък -лвдв не были счастлива,-060 7 вйх вехватало дара " соеи&сзнсг; снзвя, а з одиночку они погасала.

Глея не. обладали искусством тюявт2кв.,К подарку Прометея, иричесьеи? керодуяга- материальное благополучие, Зевс добавид чувства стыг.а, честности к справедливости- для того, чтобы люде осрелз способность оовл/есткой жизни. Следует отаетять,' что в ддатововсхсм остаслензи художественного образа Прометея снято грздавонное вротпвозоставленве Зевс/Ярсиетей. • Яяя 5ялосо?а, очевидно, гхазния было не, вротевозоотавленке Зёвса и Прометея, а пх едете?_о, о чём свидетельствует.второе письмо Платона /хотя 5то еяошо часто не признает платоновские/. Здесь во взз-аггоогнозекачх Прометея л- Зевса усматривается довольно интересуя за^номервость - стремление у. объединен» разума /ЙроиетеГ/ ■ сп-лко;: власти /Зевс/. 3 "Полгтгке" Платой д^ддаезет пзторег > тс:'., кач дкдг утверЕвалз своё место во вселенкс:: к как вместе ' обязан ш^-кг советами богов лчл бь'л получен сгснь - от

лсг-тсств?. - ст Гезес.-е z Атевы, сеян л растительность -

чч-

ет дозгах йогов. Пз ТоргяИ ~ влано, что Пржтев пору--ц5ез Зазссу ск-кзать отнунэ от лгмй з,ечь ¿с гмертг, Тахг?/ образом, слдтоноэбхгЯ ПрачатаЗ яз.-летел .яяссруиейто. r pyi'.-ix Ссвса, хсполнптег.зм ого зола, cce-:t друглх йсгиз zástyzag? ss.% ¿chocas: ekí. 3sbo вовсе дз паче геи уничтожать чеповзчестзэ, наоборот, os ж доСрожглатедь, 2 у "postó-гея но Еозааказт .-ц о; ГЗ'--зерхолноку богу.

П?:*.<оте.:5 .^дгурлругт з аочпненллх 2. урагазаис а других •;лдасотаз, kg этл пг'.соанл ле тагат аакаеого значгаая з -Тиуми— ху^язотгеаного образа Прокетзя. В £олз-.'."г;етзг елучг-S3 зтг: сказала соирзат ^чгогыздгэ о связа тс2 язв жо2 пла-лгты о ^роматаел /Гаражгат и 5$sc«t. -/,aaz прэддага&т hosjs ,

-rspzpsrrrizs сяаэодаш огня, связанного о ироыетеем /Tea's ас г/ г 7.л. В раЗотс z¿ уделяется меньше внимания. ~i»m$ejo»vn> глаза — "Трагаческв5 и ксмаческа* Ероаете2*";здес& ра-юултсгэаз-кзя путь яятердретаояе, пройденный худояастаанн:«^ ойрззем Ирсм-эгая в греческо?"драме классячеого? эпоха. 3 данной -зпоге з vzrype .тагана бы ля зкяздеак язе ^ротазопола-пже oy^HQíiTZ - тзпгачзсгэл г сатирижс-ьссадческая. Ссотает-тзеано, еоз«2хп2 дпе млоза Прометея - трагячзояат j коазчесяа.-!.

3 начале' -угсазааной глазе рассмотрен зопроо Tc.ir:r?53xoro Прс^етея» Созаатеаа?д тсагачезЕОга. образа Прометая лг-л-ткая 3-2гор у Да н.э.. Эсхил, хотя ае аокязочено,' что л *а Зс "а суз-твсгалп трагедза о Прометее. Сйназю, Затял .твкэ'юл izcaocsaasKi азтсус;.'. - создателем то;! •пагкчооко'* раза. лрсг.'гтея, згтеряя "П-гет^тся Bne^t пас nicy-res'* "-здда:«". Пля длллстр-етг т;г«.зг пр;; »«жт

os?s£'CtT:R.i c-.r/лл преобраэоваяс? кяфологетесггго образа Про:'.с-zesi ia;< образа. негативке представленного у Геслода, r: образ тг5гкаео"сго геэея-х'учрплгсаt еоответетвекг-.с, как смог др-т.'.з-77 аг ддакетг;г-:ео}:п Езчгнгть г.редставлевнке у Ге-скеда сгг.г'.г- i: Г.роуетел, трргедл.1: "ПрикозашиЕ Ерометей" расог/.отрег.а ;:с кесксльк;:* параметра«. Они раскрывают схедугдпе кокента: !•' кчгкслькс слезет Ser.ил основа о?. сгоетвол яккки ис$а. /¡.—.ic-ícvi г- síujf та ся]оркац;1я, которая содер-лг? в оебе знанве varjíC г-лаяектоэ нл^пческого сюжета? 2/какие пршзвпвадь-

рк.-до.тгевее существует б ооштсхейге .прогггвогсставленнкх сторск ,/?€BC-ílpo:/.s?eV у Эсхила в рэзяэтзи от Геемола и каяш cCps&c?*. roe:,trae тел это? 3/3 чем суть .трзгичьского образа •

ÜvTiiM «.чпгдпа в»яг.лено, "то указанная трагедия Эсхпла • со: еу-к::" в себе довоят-но вогщ».Bj-í«p\'.82?чк> -.об oohcbhvx sae-;лЕ.нтг:: •грггкгсоявог'о мг/етескаго сшсте. 3 ряде случаев So- •

н'-холплвт оту ппЛор'-лани© 5 соответствии с требовандяш, чесСхозцкьтйв для дра»щ. Так, вапря/.ер,' драчагург конкретно ле лег.ие пгродк• копк wbctv? страдания Брог/ersfi. Од-

нако г roc.ív гглатеЛ1НОСТД оововнкх 5ле«езтов мпуодопгееского erre ra, с Taise в характерах сохил ничего существенного не ' ves^z. ¡ь^ермапя Zvxzr.a огезатаваег три урсгвя развпткя ск-•т"г: с/ coíl't;m, гредавзггуг^ге девств«'', г^ре.взгэемо»^' в Прометее", С/ еобктак, кепосрсдотг-енчо osfiáp.-пкр о гг-ягедпе? с мэ-гег'т9 наказана» тлтана дс его падения в Oiír::y, в. / пе^ств:^, хотерге гсягки всеть :.'-осто после сСгтдГ, в трагедл;:. Про тел олпа закономерно-

•;:ь: д^орм.ах.ск первой грудзы иредставл-да и довольно потнзм :пдз, чю, зеро.чтцд, указгаает на тс., что "Ио.ткл'аыч^? Проэде--ь?" не прелдьствсза.-'з таго* поолзьедечпз, хотсрсе содэрзалс детальнее дсззстзозанга с событиях эта? групдз, а а-Сормадия

грукды сравнительно ледяа " ограничивается лдхв обпли у-хззжгкми; зте :.я.«аа обх-яекгтв тем, чте за донна.*»• тратьдгзЯ ;;:оисзяла делдздздезге, в чзторам эти сойытзя с?ылз вездедо сэд-/до яаа .!ратм*вта трптеаг? Зсхх-л "Промзте;1 -огяекс-" аеднГ; Ярактей"/. .

~ ноль? уг-цоаих озхдлозской зктердрзтапдц дротидспсотаз-ос.рагоз з заботе рассматразаатся следу яг» элемента: со:сдл52сксл огаеза Ирогетел л Зевса; штявааая де?с'-"з;й Прочь-ттл и зпитета, хзраг.тор2зугщие Прометея и З-ззса; отнохе-

Ч/П других Прометее и к его' деянгод; на оаааваалн яэт^еная . г:зтог«х ныявлягтея следующее: в отлэтзэ от своего ,прэ~:естзен--:гп'~ эпика Гесаода, драматург Эсхил диаметральна изменял направлен че. оцекдд образов г'деЗствл5.-Ои изобразил Загса тиранен, г Прометая бартезз-чея против тарана мучеником, которыЗ вссстэл ;ротаз хеланая Зевса уничтожить род человечески.*!. 3 основе уота-ллазг'дзПстаай Прометея' легат -дгбовь п падям, з Зевса ае охрометь а жстокость г: тем подчцаЗнаш, которые эму пе покоряется. « па уровне характеристики при покеда эпитетов Ссхид недвусмус;-лвнно старается представать Прометея э позитивном плане / з от-лдчие от- Зевса/. Зевсу сочувствуют только Сила и Гермас, ^роме--2Д> асе учадтндка трпредпа.

; ' Примате:!'лздягтея особой трзгачзего"' .-игураП,' таг пак он тсштззгег му :•::>, кзтерь-.' аодперг «го на кто дге", /г.. г г;-

-Í7~ .

íor - Селе. Гакцм образом, этл- ¿^адакая г.эллгзел ;<?-^•лз-татса у-змого зксокога преггзооюямд /вех wshquj ';оту/. Гос :■:-!'>.. J ггрлдьа? лз-за любви :{ ь огорял тротввспостэ-

»тла- тлтгиз бе-енвртла». ^сиетеЗ ооззвчЗ* свой ï

:л ::лтго че ^ялзтоя-пеотзд'к'лкм. 3 отлат*; о; ол'цртшзл. '"'.i'íroria^í :;ЗОСО5ЙОСТ1 пр*дзгдс-Г5, та обладает т-игл'иг^ ""о 1:0 2рохс;;од2л0' л что аолль.а -ро,гзс?Гх э -дун^н.

Tvr-дя ооознзнао seöt мукам, лга страдапач :г, зют кздуэ-г.родзпадтелглоегь, хотя о ям сч отлетно з^чьт, тго л его п^здачзк когда-наг?ль -«всаггся.

Тйкг;! образе«, 7 Зсхяла ..тк чьхзаги деву?, ::*'.;• "т:?зя7х тагв^этецаэ ссенка лодалД ггя, огргзЗйН';:« ¡йгтщ&г'гтч з худозаств-зянсм образе тлтака. Сзжтевтсз л то, -о з ípar-у.антзрна доаеезке до зас трягедгге драма~-'ог пезддоагл аао... хоапрсгдзсснвЗ ггутз резенгд конфликта. йрсметегг/Зевог зба oor?. лдут к ззалмасоглаигн'лз i* пркчдрекзз. из мненлз Зсхалз, 'й; другоге зута спасен :я чэдовачестза; бога л лздз до лаза ратьоя - все остальное -5ьло бы аагубрчг» ддх людей.

и '14 г до н.э. в Ггецал бала поставлена "с:«ег.Лп пил*: 'зла Ттзш*, з которой cíps's Прометая .vtsv.uxVoay ?.

ксд'уаохдЗ лзреонаж. Эсх.жзекай непокорна^ тз.'зл 7 Аз«??*--"а ^огэсаддвтзя 2 гк/^длвего тсздавзгнгка -•эсатпп, :-:с.

зоатои л лослб'гьдм.., скрьго роль 'гласл-ел

ияйл. 7зная трнас-'орнацая образа ^рочатед, котешя пг»«-гг^ленлл. ü3\joxrno» Сог.чъ обострялась a uciwseS з ксотгма, лрздагалз. обоззу -süíuíí?.* /згчгтзе:;;:.' orre пол.

"Ii-

tlíijizhi-craí са:ярс:о~кж"чеекй: Екаерптп.та^'..", acpcacao í.síjkcto rneBiírtSD ípsr-ü^scjtnc, ольако ввпне'лзв^ образ-гите?;! r.po:¿cT£r. бкх ccssar. ?3s кг Ьтмок. очьедпно, ?тек Е.сл?;е:- бггг

voî' ici'.., ""'с у греческого трагс.а шзблэзь касго последователей к кодрелх^тде?; £ последу кпгх стелен:-::, a срехд ккогочаслекнкд cai::p;a:o-Kov.:-:4f.ci:i:x разработок образа Пролетел г чсэзаоГ лдтетатуре кет такого "исходного" ььсора.

L-r:sr; г лага - "Обраа Прометея £ после класск-чёскс:" хктерг.-rrv?- " раьлелсвг на таг параграфа - а/ гречеекал гетература, С/ реюк&я ягтература, ь/ согднял азгдчная ra.

Ь DCpi-or параграфе сечено, что зллкнистг^е?г.а<; ripc-ка övza ррЕентср'лрега ка пронесение с. к. ксучього г

диггстееяну» ¿гтервт^ру. 5 угерб яудог&етееккоетк т г- ':r.v::, июттп^есккг сровгзеденгд: р^сшггкльсь дь^онс-тра-цо* r.pocHr-'éHHf)ü7i:. Например, ъ " i.preьas-;га:с" Лпмя)»ю* Родосского /." г до' н.э./не находча какуь-хибо сусе-сгъсккуп д*-еалх с" чоъ:\г зревкя развития художественного сбраге Пэоае'/еп, однако Лпсдлонй' обогапае-т наги гнаадя о i.:;r ологтаске:,: отроге Праметея-аргонаттн во время дохода ьа Когхгд? .сизат ?.:-укп czo-ur¿ ткта.-:«, дркг.ов&квсгс к скале, еддчт орла, огедггего рр.зтер-печень Ирскетек; г.з тр&Р, «кросса: ка калла:; кроьп, "сдел Г---7С1ЛТ setлекарства. 0хе:.:а:2-;ко л даг/ОркаткБ^о уломг;---

кке s " З-еласпеке^Аллелледора /1 i :-:.е./, согласно ко-

му ■--■•"'•i

aopcvr? Прометей зоызг бог язе Ar: »дне гавово родвАьяЁеасе, сеагс-ркл лзгге:" es глеи.' к íскераелжо рачеьгк r.£;:a:-,::.p Дро:,:ете<р бессмертие... При-рскьслер.::-' x.vдарственного сСр^за Прометее в яаяерату-

,-лха, зос.-.-гпгщоЗ за итедосгу.:, ^.обхадгло дад-злитз "-аз-ОЕО-да -богов" зразеажгого сагцсяка Дучлака С^юстзого /1~Цеп/, дз озтор эяес з осянслеяяа :ддоггссз93погФ образа Прометея лг;?ллзгд л сатиру. С,н over оауотзть проблему ¿рсуатзя с -—-оэт?лйс:'.ог9 уровня г,о бытового л сзестз до абсурда я д??-* ттгаля, :i его заслуга, я зоо оппозгглг; - Проагте.!-?

» п

.еле.

ддя ?лли.120Т5геесгтаЯ эаохз дробдема Промзгея ухз •е бу.а актуально:?; не охазаэтаоь прзгодноЗ для sapazesre» подд-дпгехдх» рвдагйозайх ж сосяалшпс убеждевеЛ, зяа дронра-гллгоь i .7здз2£.г?двй7в часть rpececxcS п?.|о.1огял.

Згорс-> дзрзгра>5.соозялиз эуяэдеяя» аетаиорфзз .судслестз-.-?.->.ого образа Изстлетея в р.звкс.» литературе, з хотсро* те:да хггзт •з ввозь бзда дозрелдена. Рдудязг уазадйдогхпд одновременно

с

:,з:2езтзе;;ана образа Продатея^ аагатззяо урддевногз Гесаодо.ч, 50К2нт.ттвсх2 дредстаздеадого Зсххчс.ы я "*з2у"аэ дсодадозяняедо унолзтедлг-д? _ а подобно езоям зрздЕгеотдояндггзгьадлл-зама тоне обгарузляд болькоа р^аообразд* лрл сс:-~х8 л :зор~зело:- осжсденлл дг пгй Г.рс«с-тая.

I-fcropes Г з.до н.э. харагтартзоваллов эмтг'-'чгдз ю": т згэнознчс* гтек', которая отраздзасв л лагер* -7*r-s. Гл указанного огоглтгя Рзд го га тая на з-зСэ з лезтз.-х-с борвбч за вдас-.ь :: результата' пелзтлчзелок згибтлд-с-стт уставовдеядего лесле зеога оцзйоздгегзл Агсус яг.

, дд~ •ь'сл".""^*!;'"' л ддеахоз* "дсбсе ддглбл;—

»"• "'-3 с.ла'с раздал. дддir.s.wizz

-ÍLO-

j.2yrs&, ï.oTcp-jfc тйк оугьначескь бвдс осоощевк в гсторкк образа Прометея » По мзеншз, г ргаокоГ литературе даквогс т*ргод& заявляется чрегвь~г*во интересная заксксх-'.ерчост!. г евлзр с Прометее;.;. Б то греяя, когда Рим явствовал ксоСходе-созть повЕйовеная селькоГ едЕнэвдзстао? личности, в. ,-.итер£.ту-;.с явно чувствуется негативное стнолекке г. Прометею, йгау.г-'йр, Ьергили;; в " Буколиках" поет c¡ Прометее, как о хазгиче, essk-L-a~ его -вором £ негодяем, который совершил неблагородна.*, гс-ссупог., вь'сгупЕ "против сенса. Еоояедкй; ке nez&z но re. bos-:/зтност2 пользоваться огне к лил., с то? педы, чтоб;; cwf рг>зч обдекгсйса с добвьелп себе на ег.бнь трудом. ■ • ытчётляво прослеживается отрспатедькоь отведение г. г. одйя Гор&шд, где а»тор подчеркивает,'что после того, к;л: Промпте:f: годаркл яйдем огонь, -они ослабли, safioльлг., гдпнуг.гг? г. счртс. 2йо8во титан з&яогк ь ездят дрг. es сотворения ti би-л нетве-'ягва, т.е. по Гореца* "заел-то?" Цракетея екдует призвать то, что леди так зле и коварвь-; Сбитом свидетельствует ей одгн pz.'-скд:": пост - Продерый*. Он счгтеет, что тгрп создании человека Прометей дукал гиль о его вветзостн, а о xjtjê дчже не- вспомнил, именно бортому на Земле господствует ■ Сесгг- 1.©ВЬ'Ё воГнк. '

K:j; тальке- îIb.î Риме ггзкппло етрЕпателькос отвои'енхт у. едаовдастЕс, к десгравичекаг.". правам Августа, ав?ор-г ' срагу с-ал;: более благосклонно относиться к Йрочеаеь: Извество,

Г>

ьадркгер, что С^.ддй не разделял кнезш- сводд стасгпд сс-дре-г/енникси о дскрд?епср е сам îssss йс г,с д^зогажсл ск'-гтичк:: Огтавиак-'j Л™" ст.?...

. -ZI- ■■•■■..■.

■Зато.э отдячкз . от-срвдшествеангяоз, Озядай даёт дегяагям-

"Прсмэтея полояктольнзв оцснк?» счетазт, т:а сотворение Прсмв— тэзм яюдеЯ - самое бальш'йё- дойтйжзвйв» ' '

. Образа Прометея касаются й своём- творчества Валерий '■5лакя, ГГарцяал, Евайал,. $едр. Гагга,. "йроматеабские'* îparcie:*-те которых рассмотрена в койце второго ttaparpifa»

В ¿"ретьеи ■ параграфе дазтся расс^зденля с fS:.*, как сзрежэз худоязстзёгшый образ Прометея в, поздаей античной литература з cactsir? философского гг тесдсгпческога мнялензя. Соответственно он преобразился из пзрсонэаа з символ* поляостье потеряв аспекты художественного з. геологического осмысления,. Тз® вв лп-тересовалпсь ОЦЕОЗИТ1ГПНОЗ природой этой фигуря» Прометей воспринимается .как один' г» аголводсш а процессе Формирования. мира з,.. следовательно',. нейтралазуются вез оппозизиг; ■ -

-с ,

.' Для неоплатоников /Ев./ Прометей представляет собой ул,

ссособннЗ офармять космос ¿'ЪбяадзвдзЯ. творкеекгм леггнпдалем

/Илохгк,- йшлахД^.-•-• : -о

Прометей»- как саио,:.,, зознакаот а в раавзхрдстзэйеаоЭ' xic-дн» 'несмотря на-то, что автора,. обычно отрицала анг,пн71> рэдяглознул cocTe.'.tj» представления с-'древнегоечзскдх богат г бозэстзенных сглах., аудьтездай /Лз/ азобраааат Прометея, кдт соаоадбожаственного..средзэдэнгя«; '- Тертуядаз- /КО-ЗЗСтт/ р.тс^ет 2ромэтзя не как готааного ть-рда /тагодь-я'счятайт sa zpsotna?-ского.' бога/,' а как арвдохазатадя»' как угазагаа- на нглтеэкггг тзора?- Эпдскоп Азг^гтгг /354~с*л3т!'/ с^згает татазл т егд

сгснв зглзодса мудроатз; наукаг а, за- мгва® ^ят'>нг /."¡ко;--^,.--

~ г. ~с- "I" ?/, Ппс^.е-те^.'сотдс"}:-1л. ~.Т ^

-гл-

дгии., £рп?-гос ее сжибкл ех. Важным -¡азлои яиляетс,- то, что I -с время, когда Пролете? -елел. в средневековой дзявр&туре сильного конкурента ь лще Христа, автор 1У века -считал Явор-челозека иаенно Прететел-.

Р таком веде нршяла титана христианская литератора, которая впоследствии во раз противопоставляла друг другу- атгх творцов - язь'чилка Прометея и христианского бога. Такс.; образом, к началу поздней ш;тг;чьостк гинко*ьосгЕ ¡ЗдогесзвсавоГ интерпретаций обреза -Прилстея в ратаах езгке-гречеоко"- е рслйкой литературы в сушосах сгчерцаик; гос ¿;о ьсрсанть- т.к. оае ночного осгдисленгя Про; :е те л, как ■

литературное д 1/.&1слогическо:'. с&гурр, Скле «¿роГогз::; .

"? т-ггра - "»ета-ор^ош' художественного обрюзг Про:'е- -ь европейской дятературе* - заклотательвал глав?, в ко'-вро" коротко характеризуются основные -чтендендип, возн:-с-:а:::цг:е на тех клн сндх а таг. ах развитая европейской-мь-елк д худскеетдснко£ кульгурь", ь интерпретации худозественнога. образа Пролетел г ье-дупдас странах Зврош в -сравнительно, рельефно бкярляглсл эти т.родеось' на основе рассмотрения англоязычно? лмератзрк, в частности, поэзии, таг: как кгенно в_англоязычной ьогзпд Скла разра-ботазаОгеиа. Прометея с оообо£ глубиной, многосторонностью с орпгина-^кооткэ» .

Худогес1зсннг.й образ Прометея-оказался аазвеспособшд: л

китереенкл для литературу и эпохе Ренессанса - образ тагана &:?.

о

ьозвращёЕ в ЛЕтературу ¡2 она ьневь посла г.о при: акцентировался оппозиционных начал в образе Пролетел.

-Дс.Беккачч»* "Генеалогий богез" /Ш73г,/ £ образе Простея

-Z5~ \

31. -.еззд ипреаелёааые оппозипзя: Прг/p.vK - верхсвнк*;. бог, оег-зоравгсЗ "3- земля людей; Прочотв? - лэллд^ся з.зозл зуд-

'ро!гзж оо с".ергянуз. ".Фачияо представляет-Прометея, хая ?е лихого худозашсл г учдтедя.Лж.Бруно уззд*л в, Прометее о£раз, бс-рлияТ'ол лротаз догматачееяах ограничений /1385/. 7 ?.Беллея тяган является символам лззбяшего, но "алеющегося, нозвцего человека. Части авторов похищение огня зля смертннх и-редзтазлялисз зелпявм грехом Прометея, :.рцнесшам человечеству "гвсяча зесчас-тл.-: /Т.Як.Кяда, Л. де Федота, Камоз/. •

3 Англ ли образ Прометея появился довольно поздно. 3 зсог? Ренессанса не бьло создана <5олее илл менее значимого про.;?/зед-з-яая, посвященного- специально ему. ГэроЯ, побудлпзд." Эсхлла у создана» трагедия о бесотраяном йоге, спасшем дяде?, чревсатилзя з чуда:» /Яа?ео - ISOTr./. 3 большинстве случаев татга зыг.олнязз второстепенную роль. Например,- з стлхотзорекла Томаса Ке.'-паона "Театральная маска повел иеля" образ Прометея используется д-щь с целью описания.деятельности английских вельмок.

3 последу гаем, ЗЖ-.М зеке з евпопеЗскоЗ литературе прол-гг:;-ддт процесс длйференшиаип образа Прометея э различных ггштп::. 2 трёхчастооЧ драме испанского пвсателя Г'ллздероча "'^льптурз Прометея" /1579/ сседлнезы Прометей, принесший огсяь л Лзо-.--сотгорззвай чз-одека. 7.. Д.Катума Прометей даёт чюдяч спэтг« /1513/, Г.А.Зс-ргзмор нзязсал дабрэтто к опере "Ссзсбс^дёань^ Прометей" /1683/, где Прокетея освобождал Тесакл, а беслтд:,'.---лзса,. скаутами» тлтгша, превращались з саду.

."чглх'О/.хч лоззвя Х72 зека сохраняет Ренессанса рггяогзтчое, "дзгко-з" отнслзг?-» ч- -'лт?—ому тлт^н^.'

-/V- - V

А.Коуд создаёт 'лирическое стихотворение "Плохо, нарисованный Прометей" Д55о/, ¡где автор говорит, что Промете}! был заново подвергну! учениям тогда, когда бесталанные руки попытались нарисовать его. Е.Кервель в поэме ^Несчастный лю6оенек" /1681/ мельком указывает о .высокопарном стиле речи Прскетея, которым онгобеадаег орла. Лг.Лфайдек подходит к образу Прометея с . точки зрения евгемеристического настроения и считает Прометея . человеком, придумавшим искусство скульптуры д лишь впоследствии признанного богом. 3 работе рассмотрены те. шогочнсленше взгляда, сущестзувдве.в' науке, которые указывают на качества, обличающие Прометея. с персонажами Джона Уильтова - Сатаной г Самсоном.

Б европейской литературе. ХУШ-го •века в образе .Прометея •зноеь был подмечен проблемны? момент и были сделаны гопыткм ответить на вопросы: хорошо дли плохо то, что сделал Про\'<ете£?. Кто он - бедный, мученик, тли он заслуживает того, чтобы' быть ■ лршюваншш тс скале? - .великий творец .-гаа 'простой '"произБодд-тель"? -'возЕншенный худоенек шш то, что он делает -'это безрадостный, механический труд, не грек о с кап" нкког?у удовлетворения? - являются ли творения Броиетея'велтазледными существами, эддолненнши с высок®-мастерством дли это-нелепые яедеекч, растерявшиеся среди трудностей жизни? Зор он плд засыпки::? Ело ель добро? Восставши бог или «только дагь регЕйщй любовнее, опутанный лвбовншв сетязля?

Различную лнтерлретаг.ию-аддокестзенкого образа Прометея лредлозкгяи Вольтер,'Руссо, Гете, л.е А. }:.Кой?е,

Гердер, Дг..Свл::т. д другдг.'

3 з-:г.::'"ско~ ао-зл;; ьаоэз допжг.'г.у«? я5г<сие сшосеаль ~ ¡г/;-^•-■■'.пес.'ля ?лз сакН-:8улролл_ллл оор-.юл Прс-i -os ::-тоет ог.роделЛнио:? кульм;:нал~к. разг^засстся то" /гречзскзе псточнгс-си бнда asascwn л.г:ь пигред-

готоч-тов, s® is.io яо;!?з-,енн«г .•я-л.тГахтх лорлзоссл с~-зч8с~Э2 астсг.ез, г.нззта грелоскога п;:~а не тол;:о на „::;ллл о?л ■ ."'.лол/.

3 Щ 3--.Т.5 г;цо-<есТг-лкны.2 образ Пр.о:.:ет?я ул i.-j.v го~-:"'Л •>•:

в о:. rosira уллч:гл б зорагот?«; Прсглете? - пг sí :>:;¡¿T3p, оо jл-. глглл" доходос на лотало; аьлоть до того, -л т->

тон буп срздеталей о>1разо:л, дарлда отэгул г.ргсп:,С'г,л=т /IL<.лолылп "Огорь"/. 3 та зге эре»«? стал yssens-a-jcs худа-лбет-s.-.Hxí?. о Зраз тглана, романтсчеодг узлдгчнкГ Байроне:', "задг г

с-

лругллл пзтерялз - как непокоен-:ra жтзуяса, лолноллопо тг.с-vîîoî л слрал.злллеги во sí гшде?.

13 о ту хе с-поху худо*зстэеазнП образ Прсттея те-;но г;огс-:л-. т.-гетоя : :*л:горо". .Траст" а„ Taxas -зтгаоаигйм <лл"т*;м 'г/";:*™;:',

стзоч л.леелл) оглелтеля алгола. Hooo:v г- Пгоолзллэ лглл: .ое^'елт-.олчгп'а "рптга, Триста арззотаг.гт".- л^олсл'-^-лл?; лз.-и p-r-íCT^f что act Hoovers*, я'л лр/огос зн едтг." .-;-

гг,г, ггосЗ дела л ойоиг стряпает: /ÎS.Kkhc /ПГ-в/» ï'-'tc/, ?'.7 л ve о и /геев/. о.голз Дате/.

С 'ill: л-зля /Г"л.т"??ля поэзря ¿гча нал^ял-эт

л о о а ослыслеа.::; лт^лол "..гч:^.

i г, э зйсопеЪло? д-,гкглаг; :е> ло-л Тр,- л*., о

л-:"' -у; о--;.....•-• л-ллгщчнплгл- л л-лл • о ~—

ib.-: хш.-зра-лглл i пс:.:?.ол. Б гдтерат?:-:- т-дг --дт'-.-.^гл

д.-тпево t.£ Fé гуззявствбянэк t"5r¡":if I.'C'.v тсд, t.. Tic: ' ■■

воTrí " soofo; , «го r-E-ero i: рбдуз-ЕСг Сбрввд, :-nc.v.T.\r.jkî:î г—-г::-* тгдсзаг^эдс. в ърсгЕ&сгргпк mere, £ pepas с-то". ваяг-гвде-ддп ■¡•sv.e ljcmevez es;«- ря?.рч'>о-ггх.г îлсгеде ат\ч-rvc Д.Г.Гег>ст /Г?ЭВ/, ?,Iwc в? t'^zu Д'^Н/, A.Tjv.t ." .Гс*5зер /19::i \ i .НЛ^ге-КсЕдг? Д?44/ jj лгу~-''Л''. Lp* вез-; V "¡Z.—У/ cv-'-.i.z\"3. :- Акг;.и: r.p:-&sozr.z ~~ г :•:• ::п: ск-

or :-ï Г -V - -вс готового уровна. гги г: •>-•-

гг'-:п:г:, sfei-orcs, ггротсд, i таддечг.;;: с ; rr-f-ci;. г•"•Гт'.-'-'тн!;:-гсгта::г. /!е .??:•: од. ДЕТ:4/, 7..ГЛ>л-.:гн Д935/, / -

i -l'-cvt "v-kbo,- йвкзесг, "тс согтног-: нп? ,• 'i t.: —

•т-: v.v с îcw.e aperas -рззработкг ге;д- «роглетея ?кгс tri^rx-f-

с" z ьег дерзко!: ï.c:-mîc-î;.

l-'-T.T,: : ■ 2 еврспе'^своГ ZETopsr.rv вдп-гевс- or;

■ист. btcoïbc ?;г.ьиор5зг дудсжестренногс о Зраз?. Ерсу.5К.д. Сссди.:-

Еолкрйос:г î. "дтердретадед образа Гашегеь лвддетзя де сугестуу"

бгслрсисЕдентвлй. г .е?рспб?:спо? здягераг.рг. ?-тс збзгеяозгг:« sot-

обкдллсей.'. херазгераи одпозетквносте хзракк.грлд: ^¿р" тлтева. .

Брг оо^глекпд образа тстанг г xysozecrpf.EBc!': кудътург оплеза-

те?еыс 4-:r.ti srof í'eryjsí тагобредагс- регудл rapairr;.:., тсс. J -

да, все серооЕазх антгчног игдолегад, кат. граьдлс, ос.:.*:- г.ле-кк в литературе до дрдьддду - апцектдрсвавдд еврсдсл?ннил тх'К-стх. Месспнсдьс, ветре дадтал к отддокекд?. сз • ?«:погс ~л гндпг.'., вд одна!:;: одд, sai; rpsBOD, кг послт регрдгрвь1', еггетс^пк" рздтрр. Еадрсдс^, ваг EEUCCTÜC as rre-çecKOf ¡.до.-с^д!., Эггс0

лл.г.лллл гоггл~г\*м В iriTrrid*1 л'г.-егз'г: ц<* -»-гглгг.: лл--

-r-c-узлъштг - '"'-лл • г: .rvsscrrs 'и« /? л гол ::,?:■??.•?» л:::з ie лг. т'-г:;

:v згг^е-рлп-лтгвокоо 'галкз-зппъ-ssnacru г'Поглгх?»

л";м .irr'/.

i

-.Í r.jo-í -?л0 с лб^-зо! Zcc.,:ereír. Z/jüTO 'глга rw-:-:с-: :г;>ч злгнзг глтчга ЪуЪ-.бчаг&ч - как аолслл'^лълглз -л? ~лз~

л.-.ллзлрда. Как cjаарочко, з лллз лл.г7^ ч-. Лгла *ыднл':ла ал иддсгг хатгсзч s-sü ïjXSZ'J, хстс; гя л, :>-

лоль 'ы Лу1.- глэплолзчлсгз. лез злгаллзп.»^ .-л^г-лтзг ллдз:лзллзлл— но-з ог>азл "Гг&^гел 7р-ззлазе:лз-г;н лллл-пзлучл» зго ,= л\ле:с.г зол;:г'лкислзт} лая ic.ru -зрезяляз, л, зерзялно. эглгл 7Ст-я:;лл:Гл>: Ж 31-рсл;п33 ХНТНЛпЖЗ, "3 2',pc<í !Ь'Л>> ЗД-5ЛСЙО -•СДЭ-СГ. Г52гНО:П 3Í-р-137 ? млзс-îgî литзралуре. В р^ззт; пззллаюл 'ллелг;

лз.т ло-госье daxa «а.^злало за ооззаг 'Ди

ггллпV злеомо "зчлзегл з зтаилп^. ctií :з.-г з -.ляо:.;:.' ;гох?гзд x .^злжнтал' -«гу гтзрг - хорогзз/ялохач? ^гдядезе -у п vp-.г г^э'дзы ло азра зр-Лг*:

I/ лем --ля. злея Зрстатей?

■-1 .Mr

лрстллоотаяйХ* .'лг? эйстячуйнт з'з'п/^ггзг^ :•:

-2g-

2/ .KarEpis ïc-vei.?

лодеангГ .~гдс:' Бгог:оге.зпг-i да? гпд-:;■

лгдс;." губатсдь -л

ес духознуи оргслтгро?^^:.::" гх тс

^-j::; культуру

тх^ддлалси обгадят* ....v. >••;. ..: •:/,. ;

дл.гл

•.-i.e. , с ...;:• сл- труелль;. Г., ссхгхд.ы-.л.Г .'X'L толп

б:Г ; ■■ од f. vi. а : б лцг: о к;

fc - ' > и ¿.pc";'.c:::îji'£

ссугдёпкй

zcH^HüL ■ пссльдьлУ т.ессгд'лот

ь2егуЕй38Яг.дГ. cïpa-.ут-ч i.e. г.рьдгхд: гь б;

¡:деал1кк." человек ьеллкнУл г,:уче;:дк

ДД-Л^-ГЛ^ИД 6,7 £

I'.pCii- --puVX ^сЛ-ДбГ.ЕрСТЬО . KpGLL --рСЛеТеД - ЬЛС" ЯД - i

Z. Что сделал? 3txc0pjx дгдеИ sc- сй/сюрдд Л: ;;СЛ

д&л ííp;- " отнял ;• лчде^ i¿py

..ргзес добро . дг.пп'ьс где

-Z9- ■

Гjj;.¡¿Kvr i - vjz&snzl- • Рзз.'лв'.зат

п.-лм лг/а^- са.заь" лзн";л/гзглнл' .•;.г:саг.«~

-•SC-rJ 33"? 3 -

' ZsiSäU зазза:/-1 ::ротонйг:осгазл'3и;й асяоярл&гтг г .ча г.'чи.кьч .-.родгаопсстазлачгя гтъытзупизв з человечьего:*. сг.г*.'-

■ JÍзалезал ай;::::ласз íyaxiiaaí /'лгзллаз, злзааалл"; л- л л:,лалал.л 3 лзааа? Пззглзля ззлан арзззаЛ'Л л'а л; л.. алаллл:? .'or? , ~л л. 13 : л: л з.;л: : "-•<•, лл: зл. 'лллл залзаа. ззрхоглсго ^озлсгз.а-лаеазан зч т.-.-т .юсг^ л.л, л-а л лааза ллд ira ззслозлзазз за, - у-'-:: з-л з:л л I-зллрлз, аанлл ;са?г«сгзр аяансга золлгла зл-лт •з ллл ззграпллоа залоззалл - назаз сз/зл;:-:: ззсзлз л-залл", - з^ззлсалло oco-ítaaja газ: зз!аза ааззл.; ;г: зл_ м З'лзз азззу зар:о~нач'' ;'ог а досго сззззлл, чл зал-,

.12 а.::: пч аз::-;? ::з:гза аа эле::эзvлч;5} :л'*тр?-азатзз за^гзаз.

3 оа'-.чз-J Л г о; ;! его coothosîh'ï.cc с Ззгчзм л-рз~зл зз_л.Л7"л лзазазл - z vb. л:залаа: зд::нззза сзлч :гааг?;~--

от з .аз г':, ?? э таг'» проттаздасгаглснг* ,.г:зл:т л^'зззз1-

залаза да разалак:' asp рзоззл - а злзллл": глез:.

а ''сrocу дар:аза, аз зз-?~а--кзг"* а аадя", Zaa ллчазз-зл^-а: за рат/з -т аре: ;о;:загал зл зз :з л Г- ; -з-з "у.за з газ л о

аззз-лаз', тл trva ао 1 з гздач1 ;с аз а' .глаззлз з : ллл'л'л1: л.-.

Вззлзз ••:* pv:

п'лзлл ,л.лзлл г - лл--- ■ л--' "

сдвоьрЕпеквс с стгм, ставсглглог. ев дьг то?:., rz? д-.йвйС:

_ XI з=ке ta европейском коБТКнечге ровндкатт государства «¡ft— Огчанно? таранцд /например, фапгптекад Терма-ев, С377-/,сдпаг.о сне всё ye дсдевв возгркгж'г.Т1С£ ке как всоо^две, & к::: докадг-Hfí уровне единовластна. Поэтому ъ jiponsccf- гслольв.'вакйт античных мере доге« ск о: персскаче?; г. «сл?1, ьдкгдевсд етзд проть-гсречк£ в боякдгвстве случаев врп^егелт к таким oipar-av, котс-pve вгражагт дротявспсставгекЕе тзрпь/бсрь~ гротл*. тяракЕГ. -в в космгчсскс:, а на локально;.:, хогхгс-гна.: ;рэдче /г.гстдвсдо-

Ачтсговк-Крс-.чг.та,Уедег:-£с спа/. ~роtïs ог/.-стьг лев E¿ Ip'Oní ТЕ.-~/р£зс ь vre:.: аспекте -геряет актуарно?;! Сльзг: Глдго-д&ря его гзесС~5йу характеру, rer. как гсгПчсг

!.;СТ1Г-'«:ОС7Ч*;Г.оьес уме ее £ьляег:л сунтаментел-доГ s: угс?УК£Л~ rol oniiosir.ae":, гмгехъерзо* длл современно:, psfüBO": ••дрсгО-'

ечсокот ejtsiîju Вс-ро.ство -вял е об? с довлев се тел i литературе д ïe;:a Kbtepsca к ^дог-ессв-пье-';- обр-ас; Г.ро/.-";-л, кат. к 'лизолу гего.ч, ::ротдвостолле;-о vxa.ct лагтед. еддакс сто пск?дв ке означает, что дропесс утрач:гвя-;па актуалнгосст кйстдед^огс cepasa Прсметея /злится st сбрутпад:. 3 лгтг-рг. .ур^, se¿cr¿u:°r,f:i, jsswrwcji возгиэеЕПк!: ^дохествеквп:: oojñi ¡»pcrscus, дотч 'м ;рмсда, кегде на вердьС едсе дкстздгт K;-o6.í>í;:/br.r:¿

ï'*ooT:-:ог'гвгг"' гргэсда :: человека, еддяндс vezzaекгре в

■ > .

тс;с- = ;вского прогресса с закономерностям:: гседеянд*., x-'-iCri мегду чедсгеческнм г бог-сстекд:-»'- -г-'чддамд.

тс-:.*? 'дссзотацдз олублл:-.ов?^а след^ддз рябеть":

^-/'оз*/ худогестгвзЕога обра?'1 Прометея, гзлрян? Акал.о.чл-л Ма;:-: Групп, Г992г-

I деахт^лллпапл;: -судопгсотв }»есго- образа Прсмз г:>я з оо^ре-ллтзратуре. МостлкГ} АН Тридеии Л'?

'Трчгя уом-песадР Прометей.

Тозгсь- пзрбо-} яястатутско* коп?ерсас« молодхх йз^дздоз'1-

тед??, ~ос. доддть-сят'еспгй акта!?? гм.Н.'буохедл^эздл,

К рагсоастсу-сцап м:/а о Прометее. "е."л:!стнтутсяая ресду'лгканская коЕ*ер«нцля лолодкт: дкх л азпдгянтоз, поспяленная 150-детая <яо дня ротдеаая-З.Гатебддзгда.. Тезисы'. Кутэлс~_ Гас.Университет

У 01 исппои|<о^нии ' сн/кЬолук» л?и<рС1 о Пролом ее . и^исм ножной ц онере Г1( му-ий пос ¿л ценной дик)