автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Генезис принципа единства исторического и логического в космогоническом знании

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Иванов, Андрей Федорович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Генезис принципа единства исторического и логического в космогоническом знании'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Генезис принципа единства исторического и логического в космогоническом знании"

jekhi?a¿ck;í>: cpieea. лееина Я СРДЕЕЛ ТРУДОВ CTG КРАСНОГО жизни ГОСИАРСТВШШш! ЛШЕ2РСЙТЗТ

На правах рукописи:

ИВАНОВ -Андрей Федорович

ГЕНЕЗИС

ПРИНЦИПА. ЕДИНСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО И ЮГИЧЕСКОГО КОСЮГОЕИЧЕСКОУ ЗНАНИИ

Спзднальноста 09.СО.01 -диалектический и исторический гатаряаялгл!

ABT0P22SPAÎ ддссортацил на соясяаняэ ученой стзпзнл кандидата фздософскзз наук

-ЛЕНИНГРАД. 1S91

Работа Еыззлзвна на кафедра философии Ленинградского ордена Ленина и ордана Октябрьской Революции электротехпд-чаского института имена 3.И.Ульянова /Лонлна/.'

Научный руководитель доктор философских наук, профессор 5. В. АХЛИЕИНШСККй.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук Г. А. ПОДКОРЫТОВ, кандидат философских наук А. В. ЗОЕДОЙ.'

Ведущае учреждение - Ленинградский государственный морской технический университет. -

Зацята диссертации состоится "29" и ^/^1991 г. а . часов на заседании специализированного совета К.063.57.19 по присуждению ученой степени кандидата философских наук в Ленинградском государственном университете /199034, Ленинград, Менделеевская линия, д. 5, Философский факультет, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени А. М. Горького Ленинградского государственного университета.

■Автореферат разослан 1991 г.

* Ученый секретарь специализированного совета, кандидат фшгософскнх наук

Т. Н. МАКАЖШР

1. ОБЩ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

.. Актуальность настоящего исследования диктуется динамикой развития-человеческого познания на современном этапе. Существо этого процесса составляет проникновение идеи развитая во все области нашего знания, вследствие чего она приобретает универсальный характер. В связи с этим получают должную универсальность ярищшш материалистической диалектики как теории познания, в том числе принцип единства исторического и логического. Философия, дедуцируя свои принципы из истории сознания, при уточнении их сути и сферы реализации привлекает опять же исто-рико-познавателыгай материал. До сих пор вопрос об отношении исторического и логического разрабатывался главном образом на материале общественных наук. Теперь же, с проникновением идеи развития в самые основания естествознания резко увеличилась сфера реализации указанного принципа. Таким образом становится возможном проверить правильность различных подходов к проблеме единства исторического и логического через анализ последней в различных областях знания. "

Потребности естественных наук так же определяют необходимость дальнейшей разработки принципа единства исторического и логического, и прежде всего космолого-косыогонического знания. Суть трансформаций, которые оно переживает, состоит в том, что вдея развития проникает в саму ткань научного исследования, все более упрочается идея глобального эволюционизма. Идея эволюции, приобретает глобальное. космологическое значение. При этом не исключается возможность изменения в процессе эволшии Вселенной фундаментальных законов природы*. Идея развития ста-. новится неотъемлемой частью концептуального фундамента новой, научной картины мира. .

. - ., Подобное преобразование естественнонаучного взгляда на иир в значительной степени актуализирует философский анализ проблемы.тождества исторического я логического применительно к

**См.г Мостепананко A.M. Физика и космология XX века:, от субъективной 'диалектики - к объективной // Материалистическая диалектика и пути развития естествознания. - 1., 1987. - С.5-6.

предмету естественных наук. Тем более "чрезвычайно благодарной кажется задача проследить сае конкретнее, подробнее, на а с-тории отдельных н а у к"^., в частности космологии и космогонии.

Современное состояние. Из истории философии нам известии два способа постановки и решения этой проблемы: в немецкой идеалистической диалектике, наиболее полно - в системе Гегеля, и в марксистской материалистической диалектике, которая вскрыл ; и преодолела ограниченность гегелевской постановки вопроса.

Дальнейшее свое развитие марксистская концепция соотноше-' ния исторического и логического получила в.ходе дискуссии 5060-х годов. Однако еда рано говорить о том, что все аспекты названной проблемы нашли однозначное и общепринятое решение, тек более если учитывать специфику и отличие друг от друга общественных наук и естествознания. Соответственно этому довольп обширная философская литература по данной проблематике условно делится на два неравноценные группы.

В первой - доминирувдей - анализируется отноэевде логичес , кого к историческому на материале . общественных наук,, главным Образом в виде комментариев к "Капиталу"- К.Маркса: работы Вазг - лияаВ.А., Ильенкова Э.З., Касшпзнова АД., Копнина П.В., Ма-раева С.Н., Розентадя МЛ., Шоптулина А.П., Шинкарука В.И. и др. ■ * .

Во второй группе, заметно меньшей, диалектика историческс . го и логического рассматривается на материале естествознания: работы Ивакива A.A., Палий B.C., Подкорытова Г.А., Рожанко Н..'. Черняка B.C. и некоторых других.

Такая диспропорция отнюдь не случайна. Она отражает те . трудности, которые испытывает науки о неживой природе, штаясх

• приложить понятие исторического к своим объектам /особенно в физике/.

В диссертации используется работы как из первой, так и и;

• второй групп. Привлекается так же ряд.работ по истории философии: Асмуса,В.Ф., Богомолова A.C., Каримского A.M., Кессиди Ф.

. Семушхина А.В., Соколова В.В., Сусловой I.A. и др., и по исто] науки: Ахутина А.В., Гайденко П.П., .Еремеевой А.И., Козенко А,

1'Ленин В.И. -Полн.собр.соч. - Т.29. - С.298.

Сойрв А., Лейзера Д., Рожанского И.Д., Такааря П. а др.

Кроме того, при написания диссертации aijtop ошгрмся на штературу, в которой рассматриваются философские вопросы физики и космологии: работы Амбарцумяна В.А., .Ахлибинанского Б.В.-, Балашова A.B., Казютинского В.В., Мостепанешсо A.M., Рожейко Н. Л., Турсунова А., Чудиноза В.А. и др., и на литературу, в которой представлены современные научные взгляды на строение и эволюцию Вселенной: работы Гуревича Д.Э., Дависа П., Черница А.Д., Лкловского И.С-. и др.

Особое внимание удаляется анализу историко-философских и историко-научных источников: фрагментов древнегреческих философов, сочинений Н.Кузанского,~Р.Декарта, И.Канта, П.С.Лапласа, Пд.Х.Ддинса и др,.-.

Цель настоящей работы может быть определена в двух планах. Во-первых, предполагается исследование двух вопросов, имеющих важное значение для концептуального понимания, отношения логического к.историческому: вопрос о необходимых предпосылках возникновения-проблемы соотношения исторического и логического и вопрос об условиях ее правильного решения. Во-вторых, -имеется в виду проследить генезис и развитие этой проблемы в"конкретной области человеческого знания - космологии и'космогонии.

Методологической основой данного исследования служат принципы материалистической диалектики как теории познания. В более узком смысле - это принцип развития,.принцип объективности законов познания-и.сам.принцип единства исторического и логического.

Основные результаты: показано, что в качестве своей необходимой предпосылки идея тождества исторического и логического имеет.идею развития. 'Отношение логического к историческому, независимо от того осознает ли его познающий субъект или нет,, т.е. объективно, возникает- тогда, когда пытаются рассматривать разбитие, как закономерный процесс, имманентный исследуемому объекту; ;. ' - на основа анализа и сопоставления различных способов реализации идеи.развития обосновывается тезис, что- правильность логической реконструкции истории объекта непосредственно зависит от принятой субъектом концепции развития. Если, модель развития неверна, то неизбежно искажается реконструируемая- исто- ' .рая. Реконструируемое прошлое должно совпадать с известными

фактами. 3 противном случае,, есда этого совпадения нет, следует исправлять концеиди» развития, т.о. логическое, а не решг нув'истории, что сделал, например,'Гегель, столкнувшись с этой проблемой; • . "

- единство исторического и'логического.включает в себя следупдаз моменты: /1/ взаимоотношения развивающегося предмета истории формирования.теории этого предмета, теории гселедуемог> предмета в.самой развитой еа фазе и развивающейся логика человеческого .мышления; /2/ требование рассматривать историю предмета с точка .зрения высшей стадия его развития, при этом .необх димо иметь в виду два аспекта: развиваются сача законы эволюци. предмета и проблему начала и .последовательности логической реконструкции истории предмета; /3/ соотношение исторического и логического методов критики' предшествующих теорий; /4/ откры- . тость теоретической системы;

- общая тендонция -проявления единства исторического' и логического в античных космолого-космогоничаских построениях характеризуется движением от неосознанного утвертаения-их тождес тва ранними материалистами через осознание совпадения единства онтологического и логического идеалистами к осознанному отнсае кию логического к историческому поздними материалистами /стоп-каэд/; . '

■ - в последующие эпохи соотношение исторического и логичас - кого в связи с допущением некоторой эволюции Космоса подвергается методологической рефлексии, в результате чего была продпр пята попытка реализовать их единство в космогонической теории концепции космогенеза Солнечной системы Р.Декарта, которая характеризуется закрытым типом единства исторического и. логического;

- Д.С.Лаплас, проанализировав последовательность разверть вания предмета в современной ему астрономической теории и сра! нив ее с историческим развитием астрономии, обнаружил их совш дешго, т.е. осознал единство исторического и логического в фо] м^ единства истории теории и самой теории в высшей стадии ее раэвятия;

- в рамках современной космологической теории происходит переход от абсолютного актуализма классической науки к относительному актуалззыу неклассической науки. Тем самым создаются

- О -

гвобходимне предпосылка для реализация от-стчтого типа единства ;сторического я логического з космслого-космогоии-.еском знании. Новизна исследования. 3 дзссертапля ана.-азируется реализация принципа единства исторического я логического в ясторяи кос-гагснии. В связи с эт:га вводится эха един наряд/ с сузествугацг-га квятеряй пэрлоздзают астории этой науки - степень понимания ¡убъектом отнопиния логического / кссмолого-яссмогонических юнцепций / к историческому / действительной эволюция. Магами-;а/. "

Согласно указанному критерию историю космогония «ожно размять на три периода /"круга"/. Первый период ограничен античны-и представлениями о Вселенной, в которых соотношение ясторз-геского и логического осознается з предельно абстрактной форма сак отношение мысли и бытия /Элааты/. Второй период охзатшэает :обой главным образом дзиденла кссмолсго-космогснического зна-1яя эпохи Возрождения и Нового времени, основным результатом сотового является установление первых законов приролы /механи-:а Ньютона/; тем самым логическое получает строго обоснованное гомологическое основание. Третий пзриод развития космогонии :вязан со становлением естественнонаучного подхода к проблеме сосмогенеза /от И.Канта до наших дней/; в рамках этого пэряода гроблэма тождества исторического а логического раззаваятся от ¡акрытого типа их единства в механистической космогонии Канта-[апласа, в которой законы- Вселенной инвариантны, к открытому :зпу единстза исторического и логического в современных кссмо-[огяческах моделях, в которых признается эволюция номологичес-:оЗ структуры Вселенной.

В целом истории космогония /космология/ свойственна определенная направленность. Во-первых, развитие космолого-космого-ппеских идей идет от единства онтологического -.1 логического к ¡дннству исторического и логического, при этом каждый новый этап ¡азвитня науки о Вселенной связан с расширением помологической ¡азы логического. Во-вторых, указанная наука развивается от ак-гуалязма, как ограниченной формы реализации единства ясторячзс-сого и логического /закрытый тип/, к диалектшсо-эдатэриалистз-геской концепции их единства /открытый тпз/.

. Теоретическая я практическая значимость» Результаты, долу-шнныа при проведении настоящего исследования имеют непосредст—

венное отношение к излому ряду проблем материалистической диалектики: проблемам развития, построения научных теорий, эволюции номологической структуры мира и т.д. Основные выводы данно; работы могут и должны быть учтены при построении космологических теорий. Кроме того, эти результаты имеют практическое значение для преподавания общего курса философии в учебных заведениях, а также для чтения философских и естественнонаучных спецкурсов по истории и методологии космолого-космогонического знания. •

Структура и объем работы. Структура диссертационного иссл' дования определяется необходимостью преодолеть существующий ны разрыв между анализом принципа единства исторического и логиче< кого в качестве одного из важнейших принципов материалистически диалектики как теории познания, с одной стороны, и реализацией-этого принципа в космологии /космогонии/ в результате элиминац сомнения в развитии неживой природы, включая фундаментальные з, коны мироздания, - с другой.

Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения /в-го - 182 стр./ и списка литературы Д34 наименований/.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во -Введении рассматриваются актуальность и современное со тояние темы диссертационного исследования, определяются его цэ ли, задачи и структура, формулируются основные результаты, новизна, теоретическая и практическая значимость.

Глава 1. "Формирование концепции единства исторического и логического в домарксистской и марксистской филосо$ии"посвяшен анализу проблемы единства исторического и логического в истори философии. В связи с этим формулируются два вопроса, имеющих важное значение для концептуального понимания отношения логиче кого к историческому: о необходимых предпосылках возникновения указанной проблемы и об условиях ее правильного репения. Ответ на эти вопросы содержатся в истории познания. Оказывается, что отношение логического к историческому, независимо от того осоз нает ли его познающий субъект или нет, т.е. объективно, возник ет тогда, когда пытаются рассматривать развитие как закономерн процесс, имманентный исследуемому объекту. Правильность логиче кой реконструкции истории объекта непосредственно зависит от

рпнятой субъектом концепции развития. Реконструируемое прошлое олжно совпадать с известными фактами. Неверная модель развитшт риводят к искажению реконструируемой истории. В этом случае ладует корректировать концепцию развития, а не реальную нсто-ию, выраженную в установленных фактах.- '

В истории познания, отмечается в параграфе 1.1, указанные собенности познавательного процесса проявили себя ещэ з ра?«ах рэЕНЭгрэческой философии.

Диадектично'сть мышления первых философов особенно отчэтлл-

0 проявилась в их космологических-построениях, в которых опра-;9ляга1ую роль играл принцип развития. В снов очередь ядс:я раз-итпя порог.дарт проблем соотношения исторического и лсгпческо-'0. Действительно, центральной проблемой натурфилософии милет-;ез, Гераклита и других греческих филосойюв- была проблема аптп. '.е. первоначала, и механизма его развертывания в мкогеебразгш ¡идимого мара. Но реконструкция этого процесса осудзствкма толъ-

:о логически;.! путем, т.к. сам действительны;! исторический процесс, юзпикновения и развития Вселенной лежит за пределами всякого юзмоиного опыта. Помимо этого, Гераклит в свосч учении о адинс-'бв объективного и суоъективного логосов ставит вопрос о тоя-;естве исторического и логического в рамках гносеологии.

В натурфилософии .Нового вргмеяи исторически подход к при-одэ был выдвинут вновь и обоснован Р.Дйкартсм. Хартезнй пря?я> казываэт на его предпочтительность. В своей космогонической г:т-отеза он попытался реализовать лде-о развития Вселенной пссредс-вом логической реконструкции происхождения "видимого мира", по дэлал это ограниченно, исключительно качествпдно.

Аналогичную задачу пытался вешить И.Кант в своем знаменитом рактате "Всеобщая естественная история и теория неба".

Идея о совпадении исторического и логического содержится я

1 концепция истории поз палия А.Сен-Симона, который утверждал, :то последовательность расположения наук в их иерархии должна ювладать с последовататьнссььа развития явлений пвироды.

Наиболее полное сеоэ воплощение в дсг.пркспстсксй фнлссофнп ;дея развития нашла в философской системе Г.З.Ф.Гегеля. Ко уг.э ! самого начала проблеяла ставилась узко: действительное развн-'пэ усматривалось в полной тле ре липь в сфере духовных явлений. !оптому развернутую концепцию развития Гегеля надо искать в его

логике, диалектике понятий.-Именно здесь идея совпадения исторического и логического реализована немецким диалектиком наибе лее отчетливо, рельефно. Но поняв развитие в абстрактно-одностороннем вида только как восхождение от абстрактного к конкретному, более того преформистски и на идеалистической основе Гегель не смог аутентично реконструировать историю исследуемого объекта, и даже исказил ее.

•3 итоге сложное единство исторического и логического сво: дится Гегелем только лишь к отношеняг теории в самой развитой ее фазе и истории этой теории.

3 рамках марксистской философий, говорится в параграфе 1 проблема единства исторического и логического решается на дву: уровнях: теоретическом и практическом. Подход.'к ее- решению намечен К.Марксом в "Шпате философии". Критикуя метод Прудона Маркс формулирует вопрос: каким образом логическая формула дв: жения может объяснить нам реально существующий предмет,'в кот< ром все его связи существуют одновременно и образуют органичен кое целое? .

Ответом на этот вопрос была разработка .Марксом диалектик материалистического метода восхождения от абстрактного к конк рётному, органической частью которого является принцип единст исторического и логического. Этот последний снимает вопрос о порядке выведения понятий,- определяет последовательность восхождения.

Далее, анализируется марксовское понимание восхождения а абстрактного к конкретному, и тем самым выявляется его концап ция единства исторического и логического. На основа этого ана лиза выделяются следующие момэнты тождества исторического и логического: /1/ взаимоотношения развивающегося предмета, истории формирования теории этого предмета, теории исследуемогс предмета в самой развитой ее фазе и развивающейся логики челе веческого мышления; /2/ требование рассматривать предмет в В1 шей стадии его развития, при этом необходимо иметь в виду двг аспекта: развиваются сами законы эволюции предмета и проблем; начала и последовательности логической реконструкции истории предмета; /3/ соотношение исторического и логического матодо! критики предшествующих теорий; /4/ открытость теоретической системы.

3 связи с этим различаются дге концепции актуализ\я: аб-;о.тоттД и относительный актуал;'з\;. Первый утнерглает игзари-штность законов развитая из-^аемого предмета, второй допускает из изменение.

Абсслэтный актуэдязм лечлт в основе тм крытого типа егзнс-гза исторического и логического /декарт, Кант, Лаплас/.

lía относительном актуалязме основаны чамкятткй а открыта сипа их едяпстза. Замгнутьч! тж: допускает некоторую зволкшв помологической. структуры леследуемого обозкта з пределах замкнутого никла /З'дюдокл, Гегель, модпль дульслрзтазй вселенной/. В рамках открытого типа эеслюцзя законов развития объекта ке ограничена какими-либо ггоедэлами, имеет направленность от прс~-того к настоящему я бузупему л является яеоотзатзглоЗ Д'аргс, . теория Великого объединения/.

3 Д2льяэйсем марксистская концепция единства исторического я логического была дополнена ленинской интерпретацией гегелевского образа истории философии как "круга кругов". 3 связи с этим совпадение исторического л логического мыслится через их различив, несоответствие друг другу.

В Главе 2 "Проблема <зд:тст-а исторического и логического в натурфилософских концепциях кос.могеквза" анализируется генезис единства исторического а логического з рамках натурфилософского этапа развития космолого-космогонического■ знания.

Так как древнегреческие мыслители, особэннс десскватггкп, стихийно загадывали развитие природы. Космоса, отмзчается в параграф 2.1, что нашло свое отражение з и:: космогонических построениях, то и отногонзе исторического и логического возникающее при этом, та:; .та неосознанно присутствует з них. Ерп этом указывается на различие интерпретация идеи развития в лагере .материализма и лагере идеализма.

Античные философы в своих кссмолого-космогоначесклх спекуляциях исходили яз двух Фундаментальных проблем: проблема космоса как единого целого и проблема макроструктуры материальных ЕещеЯ, или, другими словами, проблема субстанция /первоначала, ас:о/.

Такач проблематика античной натурфилософии не могла на привести к возникновению идеи совпадения исторического и логического, т.н. рассмотрение этих проблем предполагает выход за

пределы всякого возможного .опыта. В свою очередь это обстоятельство ставит вопрос о правильности логической реконструк- , ции исторического процесса, т.е. об их тождестве.

Далее, исследуется развитие указанных проблем в натурфилософских учениях античных материалистов. Идея о совпадении исторического и логического проявляется здесь в поиске механизма космообразования. В космогонии ранних досократиков нет цельного механизма космогенеза, потому что отсутствует понятие о природном законе. Поэтому они активно экстраполируют эмпирические закономерности природы и общества на всю Вселенную /Космос/ как целое.

В космогонических концепциях поздних досократиков-матерп-алистов, которые создавали свои натурфилософские системы с учетом идей элеатов.идея цельного уезанизмч выражена вполне . рельефно, хотя и в наивной форме, появляется идея единого естественного закона /"нус" Анаксагора, "ананке" Демокрита/. К тому же полиФакторность космической эволюции, которая наблюдается в космогонических концепциях названных мыслителей, требует их расположения в определенной последовательности.

Таким образом, посредством логической реконструкции механизма эволюции Космоса античные мыслители стремятся раализоваг единство исторического и логического.

Среди натурфилософских систем античных идеалистов идея за кономэшости возникновения и развития Вселенной выражена в кос могонил пифагорейцев. Поставив во главу угла исследование коли чественных отношений мира, пифагорейцы более конкретно мыслили и сам процесс эволюции Космоса, что выражается через такие ида как возникновение пространства /возможно, времени тоже/, идея гармонии, идея закономерного развития Вселенной. В связи с этк отношение логического к историческому приобретает у них более конкретный характер, чем у философов-материалистов.

Злеаты, утверждая неизменность сущего, превращают историческое в онтологическое. которое есть историческое, взятое с точки зрения его функционирования, т.е. настоящего безотносительно к пропиому. Принципиально важным здесь является то, что единство онтологического и логического вполне осознается злейскими философами.

В дальнейшем Платон, проявляя колебания, в этом вопросе,' все-

гаки отклоняется к точке зрения элейпев, ссъявиз свою космогоническую концепцию мифом.

Окончательно единство онтологического и логсческого, которое можно рассматривать как самый абстрактный случай тогдзс-тва исторического и логического, утверждается а космологии Аристотеля. 3 этой последней Вселенная мыслится зечкой -I неизменней.

Б эпоху эллинизма в онтологическом учения стояков вновь обнаруживается-идея закономерного развития Космоса, тем самим онтологическое элеатоз, Платона, Аристотеля-трансформируется в историческое. Но стопки к тому жз начали осознавать единство ястсряч»ского н логического,"выдвигая требование жить з согласии с природой, что, в овощ очередь, предполагает постоянную корреляцию объективного и субъективного логосов.

Резюмируя, можно сделать*вывод, что космогсния древних греков двигалась от неосознанного единства исторического а логического ранних материалистов череп осознанное тождество онтологического и логического идеалистов к осознанному соотношению исторического и логического поздних материалистов /стопки/.

На смотря на тотальную сакрализацию мышления средневековых мыслителей, говорится в параграфе 2.2, проблема происхождения мира не теряет своего значения а для религиозного сознания. Идея кссмэгенеза з эту эпоху реализуется в рамках эчана-ционизма. Процэсс эманации представляет ссссй "развитие вспять", наоборот, поэтому извращается возникающее при этом отношение логического к историческому: раздваивается само логическое на всеобще-логическое /бог/ и единично-логическое '/человеческое мышление/, которые определенным образом соотносятся с историческим. В этом случае целью познания является единство всеоб-ше-логического я единично-логического, т.е. познание ¿ога, средством те достижения этой цели язляется единство исторического и единично-логического. Характерным является и утверждение эманацдонистов, что мышление человека должно пройти обратный 'реальному процессу эманации путь.

Далее исследуется.подход к космогенезу рзнессансных мыслителей. Обращается внимание на выдвинутый Я.Кузанским принцип совпадения противоположностей. который служит Философским обоснованием совпадения исторического и логического. Но в космологии Кузанца отрицается космогенез, поэтому у наго потери-

часков трансформируется в онтолопгмскоз. Огсщл следует, что целью познзнкя язлястея тожсзстзо онтологического я логического .

Дх.Бруно, развитая псоадзгласэшшй Кузадаим вряетип совпадения- противополаюоемЯ, возосждаат гштячную глз» кос?даге-неза как закономерного естественного пропесса. Ее смотря на то, что в его натурфилософия отсутствуй? какой-либо механизм развития космических структур, итальянский иаслгт?ль фактячес ки осознал единство исторического я логического. В одной из своих работ он говорит о то«, что "разумный порядок", т.е. ло гическое, есть "тень и подобие" природного порядка, который в свою очередь есть"образ и деяние божественного мира", т.е. за конов природы. •

Затем отмечается, что благодаря трудам Г.Галилея, И.Ньютона, к других ученых были 'Открыты первые законы природы, .которые выражают закономерности функционирования Вселенной, но не ее развития. Другими словами, было достигнуто первое конкретное /естественнонаучное/единство онтологического и логичес кого, которое выступает в качестве исходного пункта в движен& научного мышления к единству исторического и логического в ее тествознании, в частности в кссюлогии и космогонии.

Одной из первых попыток такого движения научного знания является космогоническая гипотеза происхождения Солнечной системы Р.Декарта, в которой тождество исторического и логического по существу реализовано. Замечательно.здесь то, что I тождество опосредовано у Декарта методологической рефлексией, Одно из правил его метода требует располагать свои мысли в определенном порядке, который определяется движением мысли о: простейших и легко познаваемых вещей.ко все более сложным. Все вещи, продолжает свою мысль Декарт, находятся между собо; в той же последовательности, что и длинные цепи выводов ученого . '

В картезианской космогонии единство исторического я лог; 'ческого реализовано ограниченно: во-первых, логическая реконструкция исторического процесса совершается в рамках, очерченных законами механики /сущность, первого рода/ и явлениями ^механической формы движения материи; во-вторых, исключительно качественным образом, вследствие чего .за пределами теории ок

зтлпсь количественные откосания изучаемого предмета /например, законы Хеплера/; в-третьях, утверждается неизменность законов природы. Эта моменты характеризует закрытий тип единства исторического- и- логического.

В Глазе 3 "Тождество исторического и логического в рамках естественнонаучного подхода в косздгоняд" исследуется

проблема единства исторического я логического в рамках естественнонаучного. -подхода к ксс.югспичоскоД проблематике.

В начале главы отмзчаэтся, что в ХУИ-Х1Х веках идея развития получает распространение з естествознании. Философская разработка этой яд-зя не заставила себя долго ждать, а вместе с ней и идеи о совпадения исторического я логического.

3 Х7Е1 в., указывается в параграфе 3.1, механическая теория приобрела развитую математическую форму. Таким образом была подготовлена естественнонаучная база для рэ&тлзадии идеи космообразоваягя. Теперь необходимо было дать философское обоснование этой ллэя, которое учитывало бы уровень знаний, достигнутый к этому моменту естествознанием.

Такую работу проделал Я.Кант. Свой подход к проблеме кос— могенеза немецкий мыслитель обосновал в предисловия к "Всеобщей естественной история и теории кеба".

Прежде всего Кант., решает вопрос об источнике самодвижения - взаимодействие двух противоположных сил: сила притяяеиля и сила отталкивания, которые являются одинаково -сесбг;г,ст и простыт.ет. Они я составляхт исходный пункт анализа изучаемого целого. Это принцип взаимодействуя противоположностей.

Другой принцип позаания, выдвинутый Кантом, является принцип детерминизма. Но убеждению самого Канта, возникновение мира происходит "не вслэпуи", а "нзобходсло вытекает из естественных свойств".

• Третий принцип познанпя Каят только угадывает - это прин-цпп системности,- воплощение которого а его космогонии связано с введением понятия системы и требованием подходить к изучаемой . целостности как системе. ■ •

Три указанных выше принципа сочетались у ненигсбергского мыслителя с идеей материального единства мира в связи с чем идея-.творца объективно вынесена Кантом з прпатачаказ, ечу "творец" практически нэ нужен.

Проблема единства исторического и логического, возникавшая' при эволюционном подходе к'объекту познания, осознается Кантом в;двух моментах;: нахождение исходного пункта логической реконструкции и требование рассматривать историю объекта с точки зрения высшей стадии его развития. Прежде чем изложить свою космогоническую гипотезу Кант знакомит читателя с основным! положениями ньютоновской теории функционирования мироздания,. по словам самого Кадта, "необходимых для понимания последующего", т.е. единство исторического и логического достигается на основе единства онтологического и-логического.

.Другие моменты исследуемой методологической нормы воспроизводятся Кантом спорадически» Наличие абсолютного актуализма в исходных посылках кантонского подхода к' проблеме космэгенеза определяет тип тождества исторического я логического, имеющий-место в его космогонии - закрытый тип. ...

В параграфе 3.2 анализируется подход к проблеме П.С.Лапласа. Отмечается, что последний стремился решить эту проблему в строго нагчной форме: естественнонаучное решение вопроса не должно содержать в себе каких-либо натурфилософских спекуляций. Отсюда вытекает лапласовский метод: от наблюдаемых явлений - к причинам, их порождающим, а затем от этих-причин - ко всем деталям явлений.,Таким образом восходят к общим законам. При этом Лаплас требует осуществлять это восхождение без ка-юпмибо гипотез., исключительно путем последовательных "геометрических рассуждений", т.е. строго математически.

Именно такой путь, по мнению.Лапласа, исторически прошла астрономия. .Проследив развитие космологических представлений с древнейших времен до .их современного ему состояния, он пришел к выводу о совпадении последовательности исторического развития астрономии с последовательностью развертывания предмета этой науки в ровременной теории. Иначе говоря, Лаплас у осознал' £5222322 истории теории и самой теории как один из аспектов единства исторического и логического. И сделал это раныпа, чем .Гегель в-философии, которого традиционно считают "отпом" принципа единства исторического и логического.-

В космогонической гипотезе Лапласа впервые в;рамках естественнонаучного подхода к проблеме к.осмогенеза реализован принцип единства исторического и логического, но закрытый его

пгп, обусловленный наличием в его исходных посылках пришшпа 1бсолвтного актуалпзма.. _

Дальнейшее развитие астрономии и физики, отмечается з параграфа 3.3, выявило ограниченность механистической космэгошш, преодоление которой связано о решением двух задач: установлением более глубоких фундаментальных закономерностей развития катерии и переходом от моделей локального космогенеза /каковой является гипотеза Канта-Лапласа/ я моделям глобальной эволюция Вселенной- как целого.

Одним из первых попытался реализовать такой подход к проблема кссмогенеза Дж„Х.Лжинс. На основе анализа его работ дела-' этся вывод, что идея глобального космогенеза-теснейшим образом сопряжена- с формированием ловой картины мира, базирующейся на Золее фундаментальных закономерностях развития материн, чем предшествующие ей. Однако Дпднс не сумел выйти за рамки механики в решении проблемы глобального космогенеза. К тому же он постулирует инвариантность законов природа. На осново этого долается вывод, что в космогонической концепции Джинса реализован закрытый тип единства исторического и логического.

Комплексный характер проблемы космогенеза, говорится да— две, достаточно четко определен О.Ю.Шмидтом. В свою очередь, " осознание этого обстоятельства приводят космогонистов к отка-22 от утверждения инвариантности законов природы, т.е. абсолютного актуалззма, не только в рамках локального космогенеза, но я в пределах концепции глобального космогенеза.

Переход на позиции относительного актуалпзма, т.е. признания определенной эволюции законов развития нашей Вселенной, наблюдается в физике /теории Великого объединения/ и в космо- . яогии /"антропный. принцип в'косшлогии"/, что требует рассмотрения Вселенной в единстве микро-, макро- и мегамиров. В связи с этих на новый уровень поднимается проблема единства исторического и логического в космолого-космогоническом знании: во-первых, рассматривается история всей Вселенной как органического целого, во-вторых, в историю этого целого включена . эволюция его законов. Иначе говоря, история явлений трансформируется^ историю сутдности,. лежащей в основе этих явлений. . Тем самым современная космогония /космология/ стремится реализовать открытый тип едазстЕа исторического я логического.

В ЗаклвЗангау содержатся резюме проведенного исследована Отмечается, что принцип единства исторического и логического будучи одним из законов познания, объективно проявляет себя определенных гносеологических ситуациях. - .

Подчеркивается так же, что по ряду причин проблема един ства исторического и логического имманентно, присутствовала в космологическом знании на протяжении всей его истории, калия новая ступень развития которого давала более полное и послед вательное решение указанной проблемы.

^тробдгртр fl^fi'ftM. Оютячятядышй такет ттиасаататпг обсуж дался на заседании кафедры философии ЛЭТИ. По основным резул татам работы делались "доклады на Научно-технических конферен днях ЛЭта /ноябрь-декабрь 1988 г. и январь-февраль 1990 г./.

Основные положения диссертации отражены.в следующих пуб ликалиях: * ■ ..-V . . .

1. О генезисе проблемы единства исторического и логичес . кого в домарксистской и марксистской философии / Денингр.

.. злектротехн, ин-т. - Л., 1990, - 23 с. - Деп. в ИНИОН АН ССС 15.02.90, А 41074;

2. Проблема единства исторического и логического в анти ной космогонии // Межвузовская научно-датодическая конференп "Философия как теория и учебный предмет"; Тезисы докладов. -Челябинск, 1990, - С.81-82,

Ротшфасг ВВШГ ш.вдо*»