автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Героический этос в истории морали

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Дорохова, Ольга Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Героический этос в истории морали'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Героический этос в истории морали"

На правах рукописи

ДОРОХОВА Ольга Анатольевна ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭТОС В ИСТОРИИ МОРАЛИ

Специальность: 09.00.05 - этика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва2005

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Работа выполнена на кафедре этики философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Академик РАН, профессор ГУСЕЙНОВ АА

доктор философских наук профессор СТЕПНОВ П.П.

доктор философских наук ведущий научн. сотрудник КИЯЩЕНКО Н.И.

Московский университет потребительской кооперации кафедра философии

Защита состоится «21» марта 2005 г. в 15 часов на заседании Диссертационного Совета Д. 501.001.09 по философским наукам в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: г. Москва, Воробьевы горы, 1-ый корпус гуманитарных факультетов МГУ, 11 этаж.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов им. М.В. Ломоносова.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Тема героизма является предметом дискуссий на протяжении многих веков, но тем не менее она не нашла своего устойчивого, более или менее общепризнанного теоретического осмысления. Нет ясности не только в вопросе о том, что такое «герой» и «героизм», но и о том, каков ценностный статус этих феноменов. Особенно мало источников, посвященных проблеме героизма как системе ценностей, образу поведения, рассмотрению героя в качестве идеального типа в целях воспитания молодого поколения. В то же время современное общественное сознание, в частности, средства массовой информации, киноиндустрия часто обращаются к героической тематике. Понятие «героя» пытаются эксплуатировать для подогрева интереса читателей или зрителей к своей продукции. Одновременно с этим понятие героя часто становится объектом насмешки или иронии. Установка на дегероизацию жизни в последний годы опирается на разоблачение псевдогероев, рассказ о том, как искусственно создается образ героя в руках идеологов и политиков. Совершенно не оспаривая тот факт, что герой является человеком, который подвержен обыкновенным слабостям и что героизация людей и событий сопряжена с преувеличениями, следует признать: это не может быть основанием отрицания ценности героизма и героических деяний. Так или иначе, в последнее время тема героизма поднимается в сферах массовой информации, и получает в них противоречивую интерпретацию, что дает основания сделать два вывода: общество нуждается в героических идеалах; у него нет общепризнанных представлений и ценностных установок по отношению к героизму.

Тема, избранная нами для исследования - героический этос в истории морали. Общество характеризуется многообразием этосов. Этим понятием принято обозначать систему ценностей и стиль жизни, в основе которых лежит конкретный личностный образец. Взаимодействие этосов

может приводить к конфликтным ситуациям вследствие различий в системах моральных норм. Один из способов избежать этого заключается в доминировании одного из этосов в обществе в качестве общезначимого.

Традиционно философско-этическая литература выделяет в культуре два этоса: аристократический и буржуазный. Они не отражают всего разнообразия общественных нравов, хотя и обозначают их важнейшие доминанты. Ограниченность выделения только этих двух этосов в качестве основных полюсов социально-нравственных напряжений особенно отчётливо проявляется в кризисные периоды развития общества, сопровождающиеся усилением социальной дезинтеграции. В такие исторические моменты неопределенности, хаоса, поиска новых форм социальной жизни общественно-устойчивые образцы поведения теряют свою действенность, традиционные этосы - свою роль регулятивных ориентиров общественной морали, и единственно возможной оказывается героическая система ценностей.

Предмет исследования. Наряду с двумя этосами в истории морали - аристократическим и буржуазным - мы выделяем героический этос, личностным образцом которого выступает герой. Герой олицетворяет собой пример достойного поведения, совершенного в духовном и физическом плане человека. Героический личностный образец на протяжении истории в зависимости от социальной ситуации претерпевает некоторые изменения. Так, представление о героической личности в эпоху Античности отличается от представлений эпохи Возрождения, Нового и новейшего времени. Каждое изменение находит свое отражение в этических, философских, литературоведческих исследованиях и работах, посвященных проблеме героического. Мы будем рассматривать данный этос в истории морали сквозь призму тех важнейших литературных и философских обобщений этой проблемы, которые представлены в европейской культуре.

Степень разработанности проблемы. Проблема героизма исследовалась многими мыслителями в разных философских (Дж. Бруно1, Гегель2, Т. Карлейль3, С.Н. Булгаков4), социологических (Н.К. Михайловский5, А.В. Луначарский6) и литературоведческих (М. С. Боура7, СМ. Штут8) исследованиях. Одну из первых попыток описания героической личности в эпоху Античности представляют поэмы Гомера, на которых фактически основаны наши представления о героях и героизме. В то время возникли яркие примеры героической личности, которые имеют довольно большое значение для современной европейской культуры до сих пор. К числу первых теоретических исследований героического принадлежит произведение Джордано Бруно «О героическом энтузиазме» (1585 г.). В этой работе описаны основные черты героической личности, определена система ценностей героя. Пример героического энтузиаста весьма показателен в том смысле, что делает наиболее очевидными все те проблемы и парадоксы, которые возникают в связи с исследованием героизма.

Томас Карлейль рассматривает героическую личность на примере великих людей - тех, кто становится покровителем, вождем, пастырем, учителем, кто способен вести за собой других. Н.К. Михайловский исследует отношения героя и толпы, противопоставляя их как «активное» и «пассивное» начала в развитии общества. Герой для него является «двигателем» масс, инициатором, творческим началом. Гегель называет героев всемирно-историческими личностями, которые могут реализовать

1 Бруно Дж. О героическом энтузиазме. Киев, «Новый Акрополь», 1996.

2 Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. СПб.: «Наука», 2000.

3 Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. // Т. Карлейль. Теперь и

прежде. М., «Республика», 1994.

Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество// Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Репринтное воспроизведение издания 1909 года. М.: «Новое время» и журнал «Горизонт», 1990,211с. 3 Михайловский Н. К. Избранные труды по социологии в 2 тт. С.-П., «Алетейя»,1998.

6 Луначарский А. В. Героизм и индивидуализм. Лекция, читанная в Ленинграде в 1924 году в пользу беспризорных. «Новая Москва», 1925.

7 Боура С. М. Героическая поэзия. М., Новое литературное обозрение, 2002.

1 Штут СМ. Каков ты, Человек. Героическое в советской литературе. М., Советский писатель, 1964.

волю мирового духа, выраженного в основании новых государств. Такие личности олицетворяют собой историю. Их целью является всеобщее, и это всеобщее заключает в себе стремление к истине. А. Рено9 также рассматривает различные примеры героизма и героической личности на протяжении истории человечества. А.В. Луначарский исследует героизм как социальное явление, возникающее при расслоении первобытного общества. По его мнению, рождению героя способствует некий мистический страх обывателя перед неизвестным. Он считает, что героическая идеология была создана революционерами дворянского происхождения, разночинцами, для того чтобы иметь право возвысится над толпой, тем самым они стремятся этим оправдать свое противопоставление народу.

Особенно большое количество трудов на тему героического появилось в XX веке в связи с обоснованием революционных преобразований. В качестве примера можно привести работы русского философа С.Н. Булгакова10 раннего периода его творчества. Для него героическая личность - это сверхчеловек, который стремится стать спасителем, если не всего человечества, то хотя бы русского народа. Ему многое позволено, он творит историю из самого себя. Г.В. Плеханов11 считает, что все предназначение героической личности заключается не в том, что он может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что герой является выразителем необходимого, сознательности естественного хода вещей. Герой велик тем, что он служит обществу, когда это необходимо. Тема героической личности занимает также значительное место в ранних произведениях М. Горького. Он считает, что героем должен стать каждый человек, так как только при этом условии

9 Рено А. Героизм: примеры героизма и нравственной энергии из истории всех времен и народов. С.-П., 1896 г.

10 Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество// Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Репринтное воспроизведение издания 1909 года. М., «Новое время» и журнал «Горизонт», 1990.

11 Плеханов Г. В. К вопросу о роли личности в истории// Избранные философские произведения. М., 1956 т. 2.

возможно построить счастливое общество. Героическая личность необходима обществу, поскольку представление о такой личности помогает воспитывать любовь и доверие к людям12. Человек должен осознавать себя творцом мира, отвечать за созданное им зло и гордиться добром, которое он совершил. Горький фактически отождествляет понятие «героическая личность» с понятием «человек с большой буквы».

После второй мировой войны наблюдается новый всплеск в исследовании героизма. Об этом пишут Ю. Фучик13, один из организаторов коммунистической партии в Чехословакии, Д. Ибаррури14, деятель испанского коммунистического движения, В.П. Шестаков15. Некоторые исследователи, Н.И. Киященко16, Г. Кучеренко17, рассматривают феномен героического как эстетическую категорию, где герой представляет собой соединение красоты не только душевной, но и физической. В последнее время феномен героизма исследуется в диссертационных работах И. М. Сушкова18, О.А Бабенко19, В.Д. Шарова20.

СМ. Штут и СМ. Боура рассматривают героизм и героическую личность с литературоведческой точки зрения. Так, СМ. Боура исследует «героическую поэзию», рассматривая тексты разного объема и жанра, близкие по тематике. Он исследует и гомеровские поэмы, и средневековые эпические песни. Основой его исследования является

12 М. Горький- Г.Дж. Уэллсу. Из переписки М.Горького с зарубежными литераторами.// ж. Вопросы литературы. 1957 №1. с. 179

13 Фучик Ю. О героях и героизме// Избранное. М, Правда, 1956.

14 Ибаррури Д. Героев рождает народ// сб. Герои наших дней. 1961.

15 Шестаков В. П. Категория героизма в истории этики. К критике буржуазного понимания героизма// Вестник истории мировой культуры. 1960 № 2.

16 Киященко Н.И. Героическое как категория эсгепжи// Эстетика. Категории и искусство. М.: Искусство, 1965.

17 Кучеренко Г. Подвигом рожденное, к подвигу зовущее. М.: Изобразительное искусство, 1971.

18 Сушков И. М. Сущность героизма и исторические особенности его развития. Автореферат диссертации на соискание степени доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 1970.

19 Бабенко О.А. Образ героя в культуре. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов-на-Дону. 1999.

20 Шаров В.Д. Обыденное и героическое в морали. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва. 1975.

героическое мировосприятие, воплощенное в стихотворной форме, переданное устным способом. СМ. Штут исследует героическую личность в литературных произведениях, написанных в период Советского Союза, и приходит к выводу, что в литературе социалистического общества выстраивается новая концепция личности героическая. Героическая концепция личности не выделяет людей по какому-либо признаку в особую группу героев или как великих личностей. Героизм в данном случае служит основой для самосовершенствования каждого человека, что позволяет совершенствоваться обществу в целом.

Цель и задачи исследования. Целью данного диссертационного исследования является определение героического этоса и основных этапов его исторического развития и осмысления в философской литературе.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

- описать метод личностного образца в этике и возможность его применения к исследованию героизма;

- дать определение понятию «героический этос», выделить причины возникновения этого феномена, его основные исторические проявления;

- определить понятие «героического личностного образца», круг проблем, связанных с данным понятием, классифицировать ценностные качества данного личностного образца;

- проанализировать теоретические источники, в которых нашла отражение исследуемая проблематика, сосредоточив главное внимание на следующих вопросах: зарождение героического этоса, его развитие, доминирование того или иного качества героя в разные эпохи.

- рассмотреть круг вопросов, связанных с соотношением героизма и насилия, с парадоксальной сущностью героизма, героизмом как стилем жизни общества.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Героический этос как стиль жизни и система ценностей, соответствующая героическим идеалам, где направляющим личностным образцом является герой, возникает как одна из форм проявлений общественных нравов в истории морали наряду с другими этосами;

2. Героический этос становится доминирующим в общественном сознании только в определенные исторические моменты, когда общество находится в состоянии кризиса, неопределенности, хаоса, и предыдущие системы ценностей, направляющие образцы социального поведения, не являются адекватными сложившейся ситуации;

3. Героический этос зарождается в эпоху Античности. В этот период формируются основные характерные качества, система ценностей того, кого называют «героем». Именно в представлениях о герое, сложившихся в Античности, коренятся истоки последующих представлений о героизме;

4. С каждой исторической эпохой понятие «героя» видоизменяется. Основной акцент в представлениях о герое в Античности делается на те качества, которые сопряжены с военной деятельностью, поведением в бою, отношением к смерти: мужество, честь, слава, величие, в эпоху Возрождения - на стремление к познанию истины, борьбу во имя общего блага, в Новое время - на взаимоотношения героя и толпы, в XX веке - на преобразование человека и общества в свете героических идеалов.

Методологическая база исследования. При решении поставленных в диссертационной работе задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: исследование специальной литературы, анализ, синтез, систематизация и обобщение полученных данных. В основу диссертационного исследования был положен метод «личностного образца» М. Оссовской21, при помощи которого история

21 см. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. Пер. с польск. К.В. Душенко. Общ. ред. А.А. Гусейнова. М.: Прогресс, 1987.

морали рассматривается как смена личностных образцов, цементирующих определенные этосы. Для правомерного выделения героического этоса также необходимо использовать сравнительно-исторические, описательный методы, системный подход.

В диссертации была проанализирована литература, опубликованная с конца XIX века по начало XXI века. В основу исследования положена периодизация истории этической, философской мысли по эпохам: Античность, эпоха Возрождения, Новое и новейшее время.

Научная новизна работы определяется следующим:

- Данная работа представляет собой первое специальное комплексное исследование героического личностного образца наряду с аристократическим и буржуазным личностными образцами;

- Вводится в научный оборот определение «героического этоса» как определенного, ценностно нагруженного стиля жизни, образа социального поведения;

- Выявляются наиболее общие черты героического личностного образца, систематизируются его ценностные качества;

- Рассматриваются обобщения героического этоса в философских и литературных произведениях разных эпох: поэмах Гомера и этических сочинениях Аристотеля, философском произведении Дж. Бруно «О героическом Энтузиазме», трудах Т. Карлейля, ранних публицистических и литературных произведениях М. Горького;

- Показывается, что героический этос не привязан к определенным социальным группам; он адекватен переломным (неустойчивым, кризисным, революционным) эпохам;

- Обосновывается особая роль личностного образца в системе героических нравственных ценностей: героический личностный образец не столько выражает соответствующий этос, сколько формирует его.

Научная и практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования позволяют разобраться в таком явлении

как героический этос и динамике его развития, что позволяет полнее охватить современное духовное состояние общества и характер изменения моральных ориентиров общественного сознания.

Материалы исследования могут быть использованы в преподавательской работе для проведения специальных учебных курсов по этике, философии, социологии и других гуманитарных дисциплин. *

Апробация диссертации. Основные положения и результаты диссертационного исследования изложены в четырех публикациях, апробированы на научной конференции «Ломоносов-2004» (МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва. 12-15.04.2004), в обсуждениях на I Летней школе сектора этики Института философии РАН и Центра прикладной и профессиональной этики «Развитие этического образования в высших школах» (21.06 - 11.07.2004), в выступлениях на заседаниях кафедры этики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и на специальных кафедральных семинарах.

Структура диссертационного исследования. Текст диссертации (общим объемом 142 стр.) состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии (123 источника). Первая и вторая главы состоят из трех параграфов, третья - из четырех. Каждый параграф завершается краткими выводами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение содержит обоснование актуальности темы, краткую характеристику степени ее разработанности. В нём также уточняются границы предмета рассмотрения, формулируются цели и задачи исследования, обосновываются методологические принципы подхода к проблеме, определяется научная новизна работы

В первой главе «Метод личностного образца М. Оссовской в

этике» анализируется метод исследования морали М. Оссовской и выделенные ею основные этосы: аристократический и мещанский.

В первом параграфе рассматривается понятие «личностного образца» как формирующего основы этоса. Дается определение понятия этоса как характера, стиля жизни. Этос в своей ценностной основе выступает в качестве социальной модели поведения, которая помогает человеку справиться с определенной моральной ситуацией.

В данном исследовании понятие этоса означает как стиль жизни, образ социального поведения, который формируется вокруг ценностно нагруженного личностного образца. Под «личностным образцом» подразумевается направляющий образ или идеал, побуждающий к подражанию своей деятельности. Личностный образец задает положительные или отрицательные ценности в моральном сознании, также он является критерием морального поведения в соответствующем социально-культурном пространстве.

На протяжении истории в обществе формируются несколько видов этосов, находящихся в противоборстве. В истории морали, обобщенной на опыте европейской культуры, уже выделено два вида этосов: аристократический и мещанский, которые становятся доминирующими в зависимости от исторической эпохи. Аристократический этос преобладает в Античной и Средневековой эпохах, мещанский - в Новое и Новейшее время.

Во втором параграфе «Аристократический личностный образец» дается описание системы ценностей аристократического личностного образца. Первое систематическое описание этого этоса появляется в эпосах Гомера. Свое развитие он получает в Средневековье, его придерживается прежде всего рыцарское сословие. В связи с этим аристократический этос иногда называют рыцарским. Основными критериями аристократического личностного образца являются:

благородное происхождение, красота тела и души, культ любительства, праздность. Его репрезентирует человек, который считает себя достойным великого и которого отличают от других стремление к превосходству, ему присущи снисходительность и великодушие. Аристократ в своих действиях руководствуется понятиями чести, достоинства, при этом защита собственной чести для него - превыше страха перед смертью. Это цельная, самодостаточная личность, творящая собственные ценности.

В третьем параграфе «Мещанский личностный образец» описывается система ценностей мещанского (буржуазного) личностного образца. Основа мещанского этоса, как и аристократического, возникает в эпоху Античности. Впервые его описание в общих чертах приводится в произведении Гесиода «Труды и дни». Представляющий его человек прежде всего характеризуется тем, что сам зарабатывает своей деятельностью на жизнь, трудиться в рамках определенной профессии. Это человек, который всем обязан самому себе. Ему присущи осторожность и прагматизм в поступках, бережливость, недоверие к окружающим. Основными ценностными критериями для оценки себя и других людей он признает справедливость и честность. В отношениях с окружающим миром руководствуется принципом разумного эгоизма, стремление к обогащению рассматривает как меру добродетельности человека. Его поведение характеризуется благоразумием, стремлением соблюдать меру в удовлетворении своих потребностей.

Вторая глава «Определение героического личностного образца»

содержит обоснование выделения героического этоса наряду с аристократическим и буржуазным, описание ситуаций, когда героический этос занимает доминирующие позиции в общественном сознании, дается определение героического этоса и описываются основные характерные черты героического личностного образца.

В первом параграфе «Выделение героического этоса в истории человечества» обосновывается необходимость героической системы ценностей и потребность общества в героических идеалах. Героический этос преобладает в общественном сознании в переломные моменты истории, когда общественная ситуация оказывается нестабильной. В такие периоды возникает потребность в героическом. Героизм помогает преодолеть социальную нестабильность. Кроме того, можно выделить две причины, которые обуславливают потребность общества в героическом: высокий творческий потенциал человека, особенно молодежи, не имеющий выхода в реальности, и неспособность людей разрешить сложившуюся ситуацию.

Свое начало героический этос берет в эпоху Античности. Возрождение героической тематики, связанное с гуманистическими взглядами, происходит в эпоху Ренессанса. Ярким представителем концепции героической личности этой эпохи является Дж. Бруно. Для XVIII в. характерно рассмотрение темы героического в историческом аспекте (Дж.Вико, Гегель). В XIX в. проблема героической личности исследуется на примере противопоставлении героя и толпы (Т.Карлейль, Н,К.Михайловский). XX в. фактически возникает новое понимание героического: в качестве героя рассматривается не только индивидуальность, но и коллектив. Таким образом, проявления героического мы находим на протяжении практически всей истории человечества, что дает основание для выделения героического этоса.

Во втором параграфе «Определение героического этоса» формулируется понятие данного этоса как стиля жизни, определенной общественной ориентации, личностным образцом которой является герой. При этом важно обратить внимание, что существуют различные понимания героя. Первое упоминание о героях можно встретить еще в древности, в мифах разных народов. Герой для каждого народа является воплощением совершенного человека, он придает величие, показывает

«чужакам», на что способен этот народ. Герой - это человек, обладающий незаурядными способностями, дающими ему возможность совершать исключительные поступки во имя великой цели - благо людей, восстановление утраченной справедливости, привнесение истины в этот мир. Вся его деятельность направлена вовне, что выражается в его альтруистических поступках. На пути к своей цели он преодолевает не только внешние препятствия: непонимание и неприятие идей со стороны толпы, разрушение старой системы нравов, - но и внутренние: преодоление собственных страхов, особенно, страха смерти, сомнений в своем предназначении. Герой своей деятельностью задает критерии положительных ценностей, различения добра и зла. Он имеет инициативный, деятельный характер.

Многие исследователи наравне с индивидуальными проявлениями героизма выделяют такое явление как коллективный героизм. Отдельный человек не способен, даже будучи героем, на протяжении долгого времени защищать целый город, а тем более народ, государство, это возможно только при условии, что все граждане объединят свои усилия в борьбе против врага. Тогда, особенно в периоды отечественных войн и социальных революций, народ выступает как единое целое как организм, который действует слаженно, в едином направлении совершает великие поступки во имя великих целей. В этом случае можно говорить о народе как о герое, так как в нем проявляются все черты героической личности. В нашей стране примером героического возвышения народа является Великая Отечественная война (1941-1945), по окончании которой звания героя присуждались целым городам. Иначе говоря, особенно ярко коллективный героизм проявляется в такие исторические моменты, когда требуются героические усилия не одного человека, а большинства.

В исследовании темы героизма можно столкнуться с некоторой парадоксальностью этого явления. Можно выделить два вида парадоксов:

внутренние и внешние. Подобное разделение основано на отношении героя к самому себе и к другим.

Внутренний парадокс связан с тем, что герой отождествляет личную волю со всеобщим благом. Будучи природно ограниченным, он в качестве индивида ставит перед собой сверхчеловеческие цели. Герой стремится к тому, что в силу его человеческой ограниченной природы ему недоступно. В связи с этим встают следующие вопросы: какие средства герой должен использовать для своих сверхцелей, в частности, имеет ли он право на насилие, и если да, то оправдано ли попрание морали во имя самой морали? Многие исследователи обосновывают право героя на насилие, «делегируют» герою чувство вседозволенности, но тем самым ставится под сомнение его героический статус.

Внешние парадоксы связаны с отношениями героя и толпы. Герой как автономная личность противостоит толпе и в то же время всегда нуждается в ней. С одной стороны, он должен дистанцироваться от толпы. С другой стороны, герою толпа необходимо для того, чтобы воплотить свои великие цели. Именно толпа дает признание герою и наделяет его особенным статусом и величием. Другая проблема в отношениях героя с толпой состоит в том, что герой требует от толпы, от обычных людей таких же героических, сверхчеловеческих действий, как и от самого себя, то есть великие цели должны воплощать люди, не обладающих теми незаурядными способностями, которые есть у героя.

В третьем параграфе «Основные ценностные качества героического этоса» описываются конкретные ценностные качества данного этоса. Они связаны прежде всего с тем, что герой действует вопреки великим трудностям, противостоять которым невозможно без решительного преодоления человеком чувства страха перед смертью. Базовыми для героя являются такие черты, как смелость, мужество, бесстрашие, переходящие в самоотверженность и самопожертвование. Самопожертвование в героическом варианте означает пренебрежение

личными интересами, потребностями вплоть до готовности отдать жизнь во имя блага других людей. Герой утверждает ценность жизни ценой собственной жизни, при этом готовность идти на смерть становится своего рода критерием героического поведения. Осуществление героического поведения происходит путем активной борьбы, направленной на разрушение старой и утверждение новой системы ценностей при использовании средств, находящиеся на грани человеческих возможностей.

Необычные для человека методы борьбы подтверждают своеобразие, оригинальность самого характера героя, его стиля жизни, что дает основание для выделения других характерных ценностных качеств героя. Это цельная, сильная духом личность, которая уверена в собственных действиях, обладающая проницательностью, целеустремленностью. Психологическая твердость и неколебимость действий специфичны для героя, так как в силу своей необычности он сталкивается с непониманием и недоверием со стороны тех, к кому обращается. Герой в значительной мере черпает уверенность в самом себе.

В третьей главе «Исторические описания героического личностного образца» представлены в виде анализа этических, философских, публицистических работ, которые посвящены феномену героизма и являются показательными для исторических эпох, в которые они были написаны.

В первом параграфе «Герои в эпосе Гомера» описывается героический личностный образец эпохи Античности на примере эпосов Гомера. Гомеровские герои - это те, кто совершают великие поступки, достойные богов. Для героя важно умереть на поле брани «не без дела..., нечто великое сделаю, что и потомки услышат», как говорит Гектор, а ради славы и памяти о себе. Это является основной мотивацией великого

поступка в эту эпоху. У Гомера герой может проявить себя только на войне, или в схватке, тем самым отстоять не только собственную честь и память предков, но и интересы племени или народа. Герой выделяется на фоне других людей, он обязательно превосходит их в росте, красоте, уме, во владении оружием. Героя отличает особое отношение к страху, особенно к страху перед смертью, но этот страх не является определяющим в его поведении. Смерть для него ничто в сравнении с поруганной честью. Честь и слава для него является единственным мотивом для того, чтобы выйти на поле боя и совершить великий поступок.

Особенно показателен для Античности такой герой, как Гектор. Он единственный, у которого нет божественного родителя, из чего следует, что для героического поведения не так существенно происхождение, отличающего его от обыкновенного человека, т.е. герой определяется особыми поступками, нежели своим особенным статусом, данным при рождении. Именно у Гектора присутствует иная мотивация для совершения подвигов - это защита города и своего народа. Каждый его поступок является общезначимым и совершается во благо собственного народа. В известном смысле, он берет на себя роль вождя. Однако, идея самопожертвования ради идеи, общего блага, в поэмах Гомера почти не находит отражения. Впоследствии самопожертвование станет отличительной чертой героического личностного образца, наравне с тягой к свершению великих дел и подвигов.

Во втором параграфе «Героический Энтузиаст. Дж. Бруно «О героическом Энтузиазме» описываются изменения героического личностного образца в эпоху Возрождения на примере анализа произведения Джордано Бруно «О героическом энтузиазме» в сравнении с героическим образцом эпохи Античности. Героический энтузиаст и герои Гомера во многом похожи. Они принадлежат человеческому миру, при этом стремятся к миру высшему, божественному, пытаясь заслужить

его великими делами. Каждый из этих героев выделяется из общей массы людей своей необычностью, оригинальностью, они активны, деятельны. Прежде всего, надо отметить, что герои Гомера действуют в условиях войны, они могут себя проявить только на поле боя, в отличие от героев Бруно, где сфера деятельности не определяется столь однозначно. Борьба с собой происходит не только на уровне победы над собственным страхом или врагом, но способности овладеть собственными страстями и склонностями. Познание истины, добра и зла возможно только при условии, что Энтузиаст будет умерен и сдержан в своих потребностях. Именно в познании истины и принесения ее в мир заключается его предназначение. Этим он отличается от гомеровского героя Гектора, основной задачей которого являлась защита чести и слава для себя и своего народа. Но каждый герой готов пожертвовать собственной жизнью ради поставленной цели, самоотверженно защищая честь и идею. Джордано Бруно придает некоторую трагичность своему герою. Энтузиаст не удовлетворен собой, он осознает все величие своей деятельности и в то же время недостижимость своей цели, недостаток средств для выполнения своего предназначения.

Теме покровительства героя Бруно отводит незначительное место, Энтузиаст дает свое знание и ведет за собой только тех, кто способен понять и принять его идеи. Он одинок и обычно не находит понимания среди людей. Он всегда является причиной собственных действий, сам устанавливает законы и правила, по которым необходимо жить. Энтузиаст способен пожертвовать собственной жизнью не только ради защиты чести или защиты кого бы то ни было, но и ради защиты идеи, мысли, что впоследствии будет очень важно для представления о героизме в XX веке.

В третьем параграфе «Герои и героическое в произведениях Томаса Карлейля» представлено описание героя в интерпретации Т. Карлейля, который во многом разделяет взгляды уже рассмотренных

нами авторов. Однако отличие его представлений о герое состоит в том, что он конкретизирует сферы деятельности, в которых герой наиболее заметен - это сферы политики и искусства. Именно в этих сферах великий человек может проявить себя особенно ярко и реализовать свои способности. Искренность как открытость божественной истине, ее знание является определяющим критерием великого человека, а его предназначение заключается в том, чтобы воплотить это знание в реальность. При этом искренность, согласно Карлейлю, - качество не только героической личности. Другие люди должны искренне верить в героя, тем самым, облегчая ему нелегкий путь. Свидетельством реализации предназначения героя - занять важное общественное место, которое дает ему право вести за собой людей.

Карлейль утверждает, что в людях есть «биологическая» предрасположенность к героизму, отрицая при этом взгляд, будто героизм определяется особым происхождением. Любой человек имеет наклонности или задатки великого человека, их мера проявления зависит от стечения ряда обстоятельств: времени, социальной обстановки в обществе, и главное - величие в человеке возможно воспитать, развив те наклонности, которые способствуют становлению качеств великого человека. Отсюда следует, что героем может быть каждый в меру своих наклонностей, героизм так или иначе возможно воспитать, и есть вероятность создания героического общества на основе искренности и истины, где каждый его член будет являться героем. Но при построении именно героического общества героизм может потерять свой первоначальный смысл. Понятие героизма в основном оценивалось на противопоставлении такому понятию, как толпа и массы, а культурное развитие человечества зависит от взаимодействия героической личности с окружающим миром. Если все будут героями, тогда не будет тех, кто их почитает и которым требуется их покровительство. Карлейль один из первых, кто говорит об определяющем значении в исследовании героизма

дистанции между героем и толпой. Именно на основе такой дистанцированности возникает трагизм и парадоксальность героического.

Четвертый параграф «М. Горький о героическом в человеке» содержит анализ ранних художественных и публицистических произведений Максима Горького. Героизм в интерпретации М. Горького выступает в качестве морального критерия оценки поступка. Герои выделяются в человеческий тип. В нем человек получает адекватное, совершенное выражение. Отсюда следует, что, как утверждал Т. Карлейль, возможно создать героическое общество, где с помощью определенного воспитания каждый сможет стать героем, нравственно возвышенной личностью. Показательно то, что Горький называет героя «человеком с большой буквы», это еще раз указывает на то, что героем может стать простой человек, пройдя определенные испытания и совершив выдающийся поступок. Герой, по сути, сам является источником истины, творцом окружающего мира наравне с природой. Он действует всегда на пределе своих возможностей, преодолевая невозможное. Символом горьковского героя является жертвенность во имя общей идеи. Его предназначением состоит в том, чтобы исправить ошибки природы, создать новый мир, в котором будет воплощено человеческое стремление к счастью.

В Заключении подведены итоги исследования, намечены перспективы дальнейшей разработки темы и обоснован вывод о правомерности выделения героического этоса как формы общественных нравов в истории морали.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. О героическом энтузиазме. Этика. Энциклопедический словарь. Под редакцией Апресяна Р.Г., Гусейнова А.А. М.: Гардарики, 2001. - 671 с, 328 с.

2. Метод личностно образца// Schola-2003. Под ред. Е.Н. Мощелкова. - М.: Социально-политическая мысль, 2004. - 400 с, 29-34 с.

3. «Иду, чтобы сгореть...». (Героический этос в поэме М. Горького «Человек»)// Аспекты: Сборник статей по философским проблемам истории и современности. Вып. II. М.: Современные тетради, 2003. - 380 с. 276-286 с.

4. Героизм и насилие// Материалы XI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Выпуск 12 - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 523 с, 403-404 с.

Принято к исполнению 14/02/2005 Исполнено 15/02/2005

Заказ № 603 Тираж: 100 экз.

0 0 0 «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 Москва, Балаклавский пр-т, 20-2-93 (095)747-64-70 (095)318-40-68 www.autoreferalru

1241

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Дорохова, Ольга Анатольевна

Введение

Глава I. Метод личностного образца М. Оссовской в этике

§ 1. Понятие личностного образца.

§ 2. Аристократический личностный образец.

§ 3. Мещанский личностный образец.

Глава II. Определение героического личностного образца

§ 1. Выделение героического этоса в истории человечества.

§ 2. Определение героического этоса.

§ 3. Основные ценностные качества героического этоса.

Глава III. Исторические описания героического личностного образца

§ 1. Герои в эпосе Гомера.

§ 2. Героический Энтузиаст. Дж. Бруно «О героическом Энтузиазме».

§ 3. Герои и героическое в произведениях Томаса Карлейля.

§ 4. М. Горький о героическом в человеке.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Дорохова, Ольга Анатольевна

В процессе своего развития любое общество нуждается в стабильности и гармонии, первоосновой которых являются определённые нравственные ценности и этические нормы. Последние представлены в многообразных формах, среди которых одной из центральных являются принятые в обществе личностные образцы достойного поведения. Личностный образец представляет собой образ совершенного в духовном и физическом плане человека, персонификация определенной системы ценности и стиля жизни.

Система ценностей и стиль жизни, в основе которых лежит конкретный личностный образец, принято обозначать понятием, «этос». Развитие общества представляет собой совокупность групп, каждая из которых -придерживается определенной системы ценностей, имеет своеобразный стиль поведения, они характеризуются многообразием этосов. Взаимодействие этосов может приводить к конфликтным ситуациям вследствие различий в системах моральных норм. Один из способов избежать этого заключается в том, что, как правило, какой-то один этос выдвигается на доминирующие позиции в обществе.

Традиционно философско-этическая литература выделяет в культуре два этоса: аристократический и буржуазный, которые не отражают всего разнообразия общественных нравов, хотя и обозначают их важнейшие доминанты. Ограниченность выделения только этих двух этосов в качестве основных полюсов социально-нравственных напряжений особенно отчётливо проявляется в кризисных периодах развития общества, сопровождающиеся усилением социальной дезинтеграции. В такие исторические моменты неопределенности, хаоса, поиска новых форм жизни общественно-устойчивые образцы поведения теряют свою действенность. В такие моменты традиционные этосы теряют свою роль регулятивных ориентиров общественной морали, и единственно спасительной оказывается героическая система ценностей. Возникает вопрос: можно ли в истории общественной морали выделить еще один этос - героический. Героический этос в истории морали — и становится предметом данного исследования. Мы будем рассматривать данный этос в истории морали сквозь призму тех важнейших литературных и философских обобщений этой проблемы, которые представлены в европейской культуре.

Тема героизма является предметом дискуссий на протяжении многих веков, но тем не менее он не нашла своего устойчивого, более или менее общепризнанного места в современной культуре. Нет ясности не только в вопросе о том, что такое «герой» и «героизм», но и о том, каков ценностный статус этих феноменов. Особенно мало источников, посвященных проблеме героизма как системе ценностей, образу поведения, рассмотрению героя в качестве идеального типа в целях воспитания молодого поколения.

Исследование героизма и героического личностного образца является актуальным для современного общества, хотя в наше время героизм потерял свою несомненную привлекательность в общественном сознании, зачастую становится предметом иронии и насмешек, тем не менее есть много свидетельств того, что люди испытывают потребность, тягу к нему.

Проблема героизма исследовалась многими мыслителями в разных философских (Дж. Бруно1, Г.В.Ф. Гегель, Т. Карлейль2, С.Н. Булгаков), социологических (Н.К. Михайловский3, А.В. Луначарский4) и литературоведческих (Морис Сесил Боура5, С.М. Штут6) исследованиях. Одну из первых попыток описания героической личности в эпоху Античности представляют поэмы Гомера, на которых фактически основаны наши представления о героях и героизме. «Концепция героического

1 Бруно Дж. О героическом энтузиазме. Киев, «Новый Акрополь», 1996.

2 Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. // Т. Карлейль. Теперь и прежде. М., «Республика», 1994.

3 Михайловский Н. К. Избранные труды по социологии в 2 тт. С.-П., «Алетейя»,1998.

4 Луначарский А. В. Героизм и индивидуализм. Лекция, читанная в Ленинграде в 1924 году в пользу беспризорных. «Новая Москва», 1925.

5 Боура С. М. Героическая поэзия. М., Новое литературное обозрение, 2002.

6 Штут С.М. Каков ты, Человек. Героическое в советской литературе. М., Советский писатель, 1964. существования оформилась в Греции рано, и сохранялась очень долго — именно из нее главным образом и развились наши представления о героях и героическом»7. В то время возникли яркие примеры героической личности, которые имеют довольно большое значение для современной западной культуры до сих пор. К числу первых теоретических исследований героического принадлежит произведение Джордано Бруно «О героическом энтузиазме» (1585 г.). В этой работе описаны основные черты героической личности, определены характерные черты, система ценностей героя. Пример героического энтузиаста весьма показателен в том смысле, что делает наиболее очевидными все те проблемы и парадоксы, которые возникают в связи с героизмом.

Согласно Гегелю, сферой деятельности героя является история, именно благодаря ему, человеческое развитие не стоит на месте, а движется, исполняя волю мирового духа. Целью героев или всемирно-исторических личностей, как их называет Гегель, является всеобщее. «Это всеобщее является моментом творческой идеи, моментом стремящейся к себе самой и вызывающей движение истины»8. Соответственно, частные интересы и цели всемирно-исторической личности содержат в себе элементы воли мирового духа, они скрыты и недоразвились до наличного бытия. Поэтому предназначением такой личности состоит в реализации воли мирового духа.

Томас Карлейль рассматривает героическую личность на примере великих людей - тех, кто становится покровителем, вождем, пастырем, учителем и способен вести за собой других: «Человек, который становится повелителем других людей, воле которого все другие воли покорно предоставляют себя, подчиняются и находят в этом свое благополучие, такого человека мы можем считать по сущей истине величайшим из великих»9. Н.К. Михайловский исследует отношения героя и толпы,

7 Боура С. М. Героическая поэзия. М., Новое литературное обозрение, 2002. с. 6.

8 Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. Спб.: Наука, 2000, с. 81

9 Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. // Т. Карлейль. Теперь и прежде. М., «Республика», 1994. с. 159 противопоставляя их как «активное» и «пассивное» начала в развитии общества. Герой для него является «двигателем» масс, инициатором, творческим началом. А. Рено10 также рассматривает различные примеры героизма и героической личности на протяжении истории человечества, например, Карла Великого, видя в нём образ героической личности:

Высокий героизм Карла Великого проявляется еще больше в мире, чем на войне. Не щадя сил своих, он без устали работал над пересозданием внутреннего строя государства, над упрочением справедливости и порядка»11. А.В. Луначарский исследует героизм как социальное явление, которое возникает при расслоении первобытного общества. По его мнению, рождению героя способствует некий мистический страх обывателя перед неизвестным. Он считает, что героическая идеология была создана революционерами дворянского происхождения, разночинцами, для того чтобы иметь право противопоставить себя толпе и стремиться оправдать свое противопоставление: «Революционеры из дворянства, а затем по большей части, из разночинцев, создали сами для себя героическую идеологию, они

1 ? сами противопоставляли себя, как «героев», толпе.» .

Особенно большое количество трудов на тему героического появилось в начале XX века в связи с обоснованием революционных преобразований. В качестве примера можно привести работы русского философа С.Н. Булгакова13 раннего периода его творчества. Для него героическая личность -это сверхчеловек, который стремится стать спасителем, если не всего человечества, то хотя бы. русского народа. Человек, которому многое позволено, который творит историю из самого себя. Философ, публицист

10 Рено А. Героизм: примеры героизма и нравственной энергии из истории всех времен и народов. С.-П., 1896 г.

11 Там же. с. 160

12 Луначарский А. В. Героизм и индивидуализм. Лекция, читанная в Ленинграде в 1924году в пользу беспризорных. «Новая Москва», 1925. с. 33

13 Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество// Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Репринтное воспроизведение издания 1909 года. М., «Новое время» и журнал «Горизонт», 1990.

Г.В. Плеханов14 считает, что все предназначение героической личности заключается не в том, что он может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, «что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода»15. Герой велик тем, что он служит обществу, когда это необходимо. Тема героической личности занимает также значительное место в ранних произведениях М. Горького. Он считает, что героями должен стать каждый человек, так как только при этом условии можно построить счастливое общество. Героическая личность необходима обществу, поскольку представление о такой личности помогает воспитывать «любовь и доверие к жизни и людям»16. Человек должен осознавать себя творцом мира, отвечать за созданное им зло и гордиться добром, которое он совершил. Горький фактически отождествляет понятие «героическая личность» с понятием «человек с большой буквы».

После второй мировой войны наблюдается новый всплеск в

1 7 исследовании героизма. Об этом пишут Ю. Фучик , один из организаторов о коммунистической партии в Чехословакии, Д. Ибаррури , деятель испанского коммунистического движения, В.П. Шестаков19. Некоторые

ЛЛ Л 4 исследователи, Н.И. Киященко , Г. Кучеренко , рассматривают феномен героического как эстетическую категорию, где герой представляет собой соединение красоты не только душевной, но и физической. «Героическое не может вызвать страха или ужаса, оно, также как и возвышенное, радует,

14 Плеханов Г. В. К вопросу о роли личности в истории// Избранные философские произведения. М., 1956 т. 2. Там. же. с. 333.

16 М. Горький - Г.Дж. Уэллсу. Из переписки М. Горького с зарубежными литераторами.// ж. Вопросы литературы. 1957 №1. с. 179

17 Фучик Ю. О героях и героизме// Избранное. М, Правда, 1956.

18 Ибаррури Д. Героев рождает народ// сб. Герои наших дней. 1961.

19 Шестаков В. П. Категория героизма в истории этики. К критике буржуазного понимания героизма// Вестник истории мировой культуры. 1960 № 2.

20 Киященко Н.И. Героическое как категория эстетики// Эстетика. Категории и искусство. М.: Искусство, 1965.

21 Кучеренко Г. Подвигом рожденное, к подвигу зовущее. М.: Изобразительное искусство, 1971. восхищает человека, вызывает у него чувство гордости»22, становясь образцом для подражания. В последнее время феномен героизма исследуется в диссертационных работах И. М. Сушкова23, О.А. Бабенко24, В.Д. Шарова25.

С.М. Штут и С.М. Боура рассматривают и определяют героизм, героическую личность с литературоведческой точки зрения. Так, С.М. Боура исследует «героическую поэзию», рассматривая тексты разного объема и жанра, близкие по тематике. Он исследует и гомеровские поэмы, и средневековые эпические песни, такие как: «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», эддические песни, эпические сказания тюркских народов, песни сербов и болгар и русские былины. Основой его исследования является героическое мировосприятие, воплощенное в стихотворной форме, переданное устным способом. По мнению С.М. Боура «герой действует в некоем мире, который обладает определенными свойствами и заданными параметрами»26, которые и задают критерии героизма.

С.М. Штут исследует героическую личность в литературных произведениях, написанных в период Советского Союза, и приходит к выводу, что в литературе социалистического общества выстраивается новая концепция личности - героическая: «И вот эта новая концепция личности, исходящая из повышенных - героических - критериев оценки человека, его возможностей, обязанностей, места в обществе, роли в истории, и определяет новаторство советской героической литературы»27. Героическая концепция личности не выделяет людей по какому-либо признаку в особую группу героев или как великих личностей. Героизм в данном случае служит основой для самосовершенствования каждого человека, что позволяет

22 Киященко Н.И. Героическое как категория эстетики// Эстетика. Категории и искусство. М.: Искусство, 1965, с. 93.

23 Сушков И. М. Сущность героизма и исторические особенности его развития. Автореферат диссертации на соискание степени доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 1970.

24 Бабенко О.А. Образ героя в культуре. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов-на-Дону. 1999.

25 Шаров В.Д. Обыденное и героическое в морали. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва. 1975.

26 Там же. с. viii.

27 Штут С.М. Каков ты, Человек. Героическое в советской литературе. М., Советский писатель, 1964. с. 44. совершенствоваться обществу в целом: «Героизм, понятый как единая для всех тенденция развития, приобретает особый социальный, этический, эстетический смысл, он становится мерой каждого человека принципом его оценки - оценки не обязательно похвальной, но, возможно, осуждающей»28.

Проанализировав литературу, можно выделить те ценности, характерные признаки героического, которые складываются в идеальную личность, являющуюся образцом для подражания, воодушевляющую людей на высокие поступки, что и является задачей данного диссертационного исследования.

Его конкретной целью является определение героического этоса, и основных этапов его исторического развития и осмысления:

- описать метод личностного образца в этике и возможность его применения к исследованию героизма;

- дать определение понятию «героический этос», выделить причины возникновения этого феномена, его основные исторические проявления;

- определить понятие «героического личностного образца», круг проблем, связанных с данным понятием, классифицировать ценностные качества данного личностного образца;

- проанализировать теоретические источники, в которых нашла отражение исследуемая проблематика, сосредоточив главное внимание на следующих вопросах: зарождение героического этоса, его развитие, доминирование того или иного качества героя в разные эпохи.

- рассмотреть круг вопросов, связанных с соотношением героизма и насилия, с парадоксальной сущностью героизма, героизмом как стилем жизни общества.

При решении поставленных в диссертационной работе задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: исследование специальной литературы, анализ, синтез, систематизация и обобщение полученных данных. В основу диссертационного исследования

28 Там же. с. 45-46.

Л Q лег метод личностного образца М. Оссовской . При помощи этого метода история морали рассматривается как смена личностных образцов, которые цементируют определенные этосы. Для правомерного выделения героического этоса также необходимо использовать сравнительно-исторические методы, системный подход, описательный метод.

Научная новизна состоит в том, что данная работа представляет собой первое специальное комплексное исследование героического личностного образца наряду с аристократическим и мещанским личностными образцами. Рассматриваются обобщения героического этоса в философских и литературных произведениях разных эпох: так эпоха Античности представлена поэмой Гомера и этическими сочинениями Аристотеля, эпоха Возрождения — произведением Дж. Бруно «О героическом Энтузиазме», эпоха Нового времени - произведениями Т. Карлейля и XX век - ранними произведениями М. Горького. Показано, что героический этос не привязан к определенным социальным группам; он адекватен переломным (неустойчивым, кризисным, революционным) эпохам. Обоснована особая роль личностного образца в системе героических нравственных ценностей: героический личностный образец не столько выражает соответствующий этос, сколько формирует его.

29 см. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М.: Прогресс, 1987.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Героический этос в истории морали"

Заключение

Данная работа представляет собой первое специальное комплексное исследование героического этоса в сопоставлении с другими этосами и в свете метода личностного образца. В ней суммированы наиболее общие и существенные характеристики героического этоса, описанные в литературе о героизме. Рассмотрены проявления героического этоса в эпоху Античности, • Возрождения, Нового и новейшего времени. В разные эпохи -этос модифицируется, каждый раз, обретая новые качества, некоторые из которых получают новый смысл, которые впоследствии становятся характерными для героического образа. Также в диссертации проанализированы и выявлены факторы, влиявшие на их формирование и изменение понятия «героя», «героического этоса». Кроме того; дан анализ целого ряда проблем, практически не рассматривавшихся ранее в этике, таких как проблема связи героизма' и насилия, парадоксальная сущность героизма, проблема возможности создания героического общества. Вводится в научный оборот , понятие героического этоса как определенной системы ценностей и образа жизни, в качестве этического, философского и социологического термина. В связи с введением этого термина раскрываются новые пути исследования в области этики. Раскрывается возможность выделения других этосов в обществе, также встает вопрос о правомерности воспитания у молодого поколения героического этоса. В - обществе не существуют «чистых» проявлений этосов, поэтому в определенной общественной группе возможно существование разных этосов. Этос представляет собой идеальную модель социального поведения в соответствующие исторические моменты. Например, человек, воспитывавшийся в духе мещанского этоса,. при достижении более высокого социального статуса воспитывает в себе ценностные качества аристократического этоса для того, чтобы упрочить свое социальное положение. А при определенной сложившейся исторической сйтуации, человеком могут быть восприняты героические идеалы, независимо от того, какой системы ценностей он придерживался до этого.

Основной задачей диссертационного исследования являлось определение героического этоса, отделение его от других видов: аристократического и мещанского. Для точного определения именно героического этоса важно очертить те ситуации, происходящие в истории человечества, в которых он занимал доминирующую позицию, и выявить соответствующий личностный образец и его основные ценностные качества.

Образец, являющиеся основой этоса,' становится идеалом для подражания в поведении, является примером, на который опираются в воспитании молодого поколения. По сути, таким образцом в героическом этосе становится герой, так как он — яркая, неординарная личность, вызывающая восхищение со стороны обыкновенных людей и стремление к подражанию.

Так, герой собирает вокруг себя тех, кто почитает его и стремится стать похожим на него. Герой своим примером указывает решение, выход из 0 тяжелой, пограничной ситуации и является стимулом для определенных t действий. Таким образом, героическая система ценностей становится системой ценностей не одного человека, а определенной совокупности людей. Это приводит к тому, что, наравне с индивидуальным проявлением героизма,' возникает такое явление, как коллективный героизм, где коллектив выступает как единое целое и совершает великие поступки во имя великих , целей. Особенно ярко это проявляется в такие исторические моменты, как разного рода военные действия, например, время Великой отечественной войны 1941-1945 гг., где героями могли называть целые города, при этом возникло даже понятие город-герой.

В результате данного исследования дана формулировка героического этоса как стиля жизни и системы ценностей, соответствующей героическим идеалам, где личностным образцом является герой. Человеку, принадлежащему героическому этосу должны быть свойственны определенные качества, образ мышления характер поведения. Так, любое героическое действие происходит вопреки чему-либо, то есть герой всегда осуществляет борьбу, сталкиваясь на своем пути с разного рода препятствиями, которые необязательно связаны с чем-то внешним, но и находящимися внутри героя - например, его страх и сомнение. Борьба всегда совершается против чего-либо и во имя чего-либо. В этом случае герой борется против несправедливости, мирового зла. Герой осознает свою борьбу как борьбу за всеобщее счастье. Его действия направлены на разрушение старого мировоззрения и утверждение новой системы ценностей нового мира. Он использует средства, переходящие грань человеческих возможностей. Соответственно, герой должен бьдъ наделен смелостью, мужеством, бесстрашием, эти черты в свою очередь являются основой других ценностных качеств, как самоотверженность и самопожертвование. Герой жертвует собой ради других людей, ради их счастья, в этом заключается его предназначение и цель героических действий. Самое большее, что он может отдать - это свою жизнь. Смерть в данном случае не является препятствием на пути к цели, герой презирает ее, относится к ней так, как если он был выше жизни и смерти. С другой стороны, преодоление страха смерти является неоспоримым подтверждением героической позиции. При свершении великих дел собственная жизнь не имеет большого значения, а смерть лишь придает ему ореол величия. Герой является цельной, сильной духом личностью, уверенной в правомерности собственных действиях, обладающий проницательностью, целеустремленностью. Его потребности всегда умерены, он бескорыстен и искренен. В силу своей необычности герой сталкивается с непонимание и недоверием со с1ороны тех, к кому он обращается, что увеличивает дистанцию между ним и обычными людьми. ' Часто герои выполняют покровительственные функции, берут на себя роли пророка или предводителя.

С каждой исторической эпохой понятие «героя» видоизменяется, время 0 расставляет новые акценты в понимании героической личности, одни ф героические качества становятся доминирующими, другие уходят на задний план. Естественно, герои Античности отличаются от героев эпохи

Возрождения или Нового времени. Так, например, герой Античности — это герой, который в основном может проявить себя во время военных действий или в схватке, тем самым отстоять не только собственную честь или память предков, но и интересы племени или народа. Вследствие этого, такие качества, как мужество, отвага, бесстрашие, самоотверженность становятся ' первостепенными, в отличие от других героических качеств, как самопожертвование ради истины, идеи, альтруизм, умеренность в своих потребностях, которые будут столь же значительными в последующие эпохи.

Один из критериев отличия героя от простых людей по Гомеру является внешняя красота, которая должна сочетаться с внутренней красотой. Герой обладает не только прекрасным телом и острым умом, но и хорошим оружием, вызывающее восхищение у врагов. Героями признают тех, кто совершает великие поступки, достойные богов. Для героя важно умереть на поле брани «не без дела., нечто великое сделаю, что и потомки услышат», - как говорит Гектор, ради славы и памяти о себе. Это является основной мотивацией великого поступка. Важно отметить, что в Античности существует прямая. зависимость между социальным происхождением и признанием человеческих поступков героическими. t Эпоха Возрождения в лице Джордано Бруно во многом перенимает основные качества героической личности Античности, но в то же время расширяет его и расставляет новые акценты в понимании героя. Во-первых, сфера деятельности героя расширяется и не ограничивается только военными действиями, но при этом . она не определяется конкретно. Героический ,

Энтузиаст стремится постичь истину бытия, сущность вещей. Дж. Бруно акцентирует внимание именно на целях Энтузиаста, его идеях и мыслях.

Каждый герой готов пожертвовать жизнью ради поставленной цели, в самоотверженно защищая честь или отстаивая свои идеи и принципы, уверенный в своей правоте. Во-вторых, вся жизнь героического Энтузиаста посвящена исканию истины и стремлением показать ее остальным людям. В-третьих, Бруно расширяет понимание героической борьбы, которая происходит не только на уровне победы над врагами или над собственным страхом, но и преодолевает собственные страсти и склонности, только при этом условии можно достичь познания истины. Он сам устанавливает законы и правила, по которым необходимо жить. Фактически Бруно впервые акцентирует внимание на парадоксальности героизма: несовместимость целей героя и возможностей их выполнения, одиночество героя и его зависимость от толпы.

Томас Карлейль, живший в эпоху Нового' времени, акцентирует внимание на том, что наклонности или задатки великого человека, героя ' присутствуют в каждой личности, их. мера проявления зависит от некоторых обстоятельств: времени и социальной обстановки в обществе. Героизм в человеке • можно воспитать или развить те наклонности, которые способствуют развитию героических качеств. Задача общества - стремиться i к тому, чтобы воспитать, как можно больше великих людей, чтобы построить героический мир на основе искренности и истины. Великий человек Карлейля старается воплотить знание истины в реальном мире для всех людей, берет на себя роль предводителя, вождя и пророка. Карлейль конкретизирует сферы деятельности героя, где он должен быть наиболее * заметен - это сферы политики и искусства. Именно в этих сферах великий человек может проявить себя особенно ярко и реализовать свои способности.

Искренность, знание истины является определяющим критерием великого человека, чье предназначение заключается1 в том, чтобы воплотить свое t знание в реальном мире.

В произведениях М. Горького мы видим несколько иное понимание героической личности. Он называет героическую личность «человеком с большой буквы», который борется с социальной несправедливостью, злом, насилием, его герой - творец гармонии мира. Человек берется распутать -«узлы заблуждений и ошибок», указать на ошибки природы, исправить их, даже если придется менять саму природу. Предрассудки старого мира становятся препятствием на пути к новому миру, мешают восприятию ф истины, люди должны выйти за границы стереотипов. Герой всегда готов и t призван помочь другим людям разобраться в своих ошибках. Но одному человеку не под силу построить новый мир. Горький пытается показать, что с помощью определенного воспитания каждый человек не просто может, но и ' должен стать героем. Вся суть героизма заключается не в том, что герой обладает каким-то особенным даром, а в том, что он всегда действует на пределе своих возможностей, даже не имея к этому способностей или наклонностей.

• . I

Сегодня в средствах массовой информации, в частности, в медиа-бизнесе, в киноиндустрии часто обращаются к героической тематике. Понятие «героя» пытаются использовать в различных передачах для подогрева интереса у читателей или зрителей, при этом оно может стать объектом насмешки или иронии. Тем самым представление о герое может ' искажаться. Он для обыденного мышления может казаться абсурдным, безумным, непонятным, теряя в глазах толпы должное величие. Модным в свое время было разоблачение героев, рассказ о том, как искусственно ф создаются герои в руках идеологов, политиков. Совершенно не оспаривается тот факт, что герой является человеком, который подвержен человеческим слабостям, но это ничуть не преуменьшает ценность героизма и героических деяний. С каждой эпохой герой в глазах толпы обретает новые черты, и сами попытки дискредитировать старых героев можно истолковать, как специфический способ еще больше идеализировать героический образ. Так ' или иначе, последнее время тема героизма поднимается в сферах массовой информации, что дает основания сделать вывод - общество нуждается в героических идеалах. А это в свою очередь доказывает косвенное признание , значимости героической личности для нашего времени. t

Если обратиться к продуктам киноиндустрии и просмотреть фильмы,

216 рассчитанные на массового зрителя, которые вышли за последние два года , то можно заметить, что около 60% фильмов от общего числа связаны с героической тематикой. Например, взять такие «голливудские» фильмы, как: ■ ■ - - I

216 Каталог фильмов взят на сайте http://aIImovies.boom.ru/katalog.htm.

517 91R 910 99П

Я, робот» , «Человек-паук - 2» , «Послезавтра» , «Троя» , «Ван Хельсинг» . Все эти фильмы объединяет одно, а именно то, что один ' человек, в большинстве случаев, обладающий незаурядными способностями, спасает мир. От действий главного героя зависят жизнь многих людей. На пути к своей цели, он мужественно и самоотверженно проходит множество препятствий, и каждый раз с честью выходит из ситуации. Вокруг героя создан ореол величия, он воплощает собой по сути совершенного человека. В нем присутствует доброта, благородство, честность, искренность, он готов отдать собственную жизнь за спасение людей. Примечательно, что в одном из эпизодов фильма «Человек-паук - 2» формулируется определенная концепция героя и обосновывается, почему герой необходим обществу. Так, ' одна из героинь считает, что герой существует в каждом человеке, именно это обстоятельство делает людей честными, благородными, готовыми пожертвовать своими желаниями, «под конец помогает нам умереть, храня гордость». Герой необходим для того, чтобы послужить примером для молодого поколения, у героя учатся, он задает критерии добра, определяет положительные ценности. Важно ' отметить, что почти все детские мультипликационные фильмы связаны с героической тематикой, так как в них раскрываются проблемы борьбы добра со злом, привнесение добра в наш мир. В этих фильмах рассматриваются модели поведения в различных -ситуациях, используя при этом образ героя и основные героические черты такие, как отказ от своих эгоистических интересов в пользу каких-то общих положительных целей, стойкость, мужество, целеустремленность, защита и Ф покровительство слабых и т.п.

Такой интерес к героизму может быть обусловлен тем, что наше общество находится сейчас в ' кризисной ситуации, происходит переосмысление положительных ценностей, заповедей (декалог), которые ф

217 реж. Алекс Пройас, 20th Century Fox, 2004. 218, реж. Сэм Рэйми, Marvel enterprises, 2004.

219 реж. Роланд Эммерих, 20th Century Fox, 2004.

220 реж. Вольфганг Петерсен, Warner Bros. Pictures, 2004.

221 реж. Стивен Соммерс, Universal Pictures, 2004. были непререкаемы в течение тысячелетий, то есть возникают те ситуации, когда они перестают действовать. Люди теряют истинные моральные ориентиры в жизни, то, на что они всегда могли опереться в своих поступках. Единственным основанием морального выбора. являются собственные желания, мотивируемые удовлетворением насущных потребностей. Воспитание героических идеалов поможет стабилизировать общество. Героические действия становятся действенными, когда другие не помогают найти адекватного ситуации решения. Поэтому исследование сущности героизма становится особенно актуальным и значимым для нашего общества.

 

Список научной литературыДорохова, Ольга Анатольевна, диссертация по теме "Этика"

1. Алексей Максимович Пешков. Псевдоним Максим Горький. Автобиография. 1897 г. http://maximgorkiy.narod.ru/avtor.htm

2. Аристотель. Никомахова этика. Сочинения, в 4 тт. М.: Мысль 1983.

3. Аристотель. Никомахова этика. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск.: Литература, 1998-.

4. Аристотель. Эвдемова этика. Сочинения, в 4 тт. М.: 1983.

5. Бабенко О.А. Образ героя в культуре. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов-на-Дону. 1999.ф

6. Бахтин М.М. К философии поступка. Философия и социология науки иt техники. Ежегодник 1984-1985. М.: Наука, 1986.

7. Белолипецкий В.К. Героизм как творчество // Теоретические проблемы героизма трудящихся. Ростов-на-Дону, 1973.

8. Бор1анецкий П. О достоинстве человека. Основания героической этики. Париж.: 1950.

9. Боура С. М. Героическая поэзия. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 808 с.

10. Брехт Б. Жизнь Галилея, www.lib.ru/INPROZ/BREHT/breht2 5. txt

11. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. Киев.: «Новый Акрополь», 1996, 288 с.

12. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество// Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Репринтное воспроизведение издания 1909 года. М.: «Новое время» и журнал «Горизонт», 1990, 211 с.

13. Буренин Н.Е. Предисловие А. М.Горького к брошюре Н.Е.Буренина , «Люди большевистского подполья». «Памятные годы». Воспоминания

14. БуркхардтЯ. Размышления о всемирной истории. М.: РОССПЭН, 2004, 560 с.

15. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.' Избранные произведения. М.: Республика, 1990.

16. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. JL, 1940.

17. Волкогонов Д.А. Героизм и современная война // Коммунист вооруженных сил. № 24, 1966.

18. Волкогонов Д.А. Феномен героизма. О героях и героическом. М.: Политиздат, 1985. 263 с.

19. Гайденко П.П. Нравственная природа человека в европейской$традиции XIX-XX вв. Этическая мысль: Ежегодник. М.: 2000. 216 с.

20. Гаргантюа и Пантагрюэль. Большая энциклопедия литературных героев, в 4 тт. М.: Терра-книжный клуб, 2001.

21. Гачева А., Казнина О., Семенова С. Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов. М.: ИМЛИ РАН, 2003. с. 400.

22. Гегель Г.В.Ф. Лекции.по Эстетике. Сочинения. М., Л.: Соцэкгиз, 1932.

23. Гегель. Лекции по философии истории. Спб.: Наука, 2000

24. Героический Энтузиазм Джордано Бруно. К 300-летию сожженияцерковью// Здравый смысл. № 14. М.: Российское гуманистическоеобщество. 1999/2000.96 с. . • 'i

25. Героическое в литературе.// Краткая литературная энциклопедии. М.:

26. Советская энциклопедия, 1964.'

27. Герой. Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия," 1991.

28. Герой. Энциклопедия.философии. М.: ACT, Минск Харвест, 2001. 1312 с.

29. Гесиод. Труды и дни// Полное собрание текстов. М., 2001.

30. Гесиод. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. ч. 1,576 с. '

31. Глазман М. Мышление Джордано Бруно: единство воли и интеллекта// Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1987. М.: Наука, 1987. 304 с.

32. Гомер. Илиада, перев. Н. Гнедича. М.: 1984, 432 с.

33. Гомер. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. ч. 1,576 с.

34. Горький М. Г.Дж. Уэллсу. Из переписки М. Горького с0зарубежными литераторами// Вопросы литературы. 1957 №1.

35. Горький М. Собрание сочинений в 30 тт. М., Художественная литература, 1956.

36. Горький М. Человек. М.: «Знание», 1906.

37. Гурова P.O. О подвиге и героизме. М.: Знание; 1961.

38. Гусейнов А.А. Античная этика. М.: Гардарика, 2003, 270 с.

39. Гусейнов А.А. Философия, мораль, политика. М.: ИКЦ Академкнига, 2002. 304 с.

40. Гурейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. М., Гардарика, 1998. 472с. '

41. Гусейнов А.А., Дубко E.JL Этика. Учебник. М., 1999. 496 с.

42. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1998. 572 с.

43. Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день?. Собрание сочинений в 9 тт., т. 6. М.: 1963.

44. Достоинство. Этика. Энциклопедический словарь. М., «Гардарики»,2001.671 с.

45. Заморий Т.Ц. В поисках героя современника Героическое начало вФсовременной прозе. Киев : Наук, думка-, 1990. 184 с.

46. Земляной С. Русский герой: теневой вариант. Провокация как сквозной мотив в "Жизни Клима Самгина" Максима Горького. Новая газета Ex libris. #30 (280), 12 августа 2004 г.

47. Зубец О.П. Об аристократизме// Этическая мысль. Вып. 2. М.:2001. 231с.

48. Зубец О.П. Профессия в контексте истории ценностей. Этическаямысль. Вып. 4. М.:2003. 205 с.

49. Ибаррури Д. Героев рождает народ// Герои наших дней. 1961.

50. Искусство героической эпохи// Коммунист. №' 10, 1964.

51. История этических учений. Под общ. ред. Гусейнова А.А. М.: Гардарики, 2003. 911 с.

52. Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека: (Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем)\ пер. с нем. М.Н. Ботвинникова. М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1997.

53. Капустин Б.Г. К понятию гражданского неповиновения. Моральный выбор в политике. М.: КДУ, 2004.

54. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М.: Прогресс, 1987.

55. Кареев Н.И. Памяти Н.К. Михайловского как социолога. Избранные труды по социологии в 2 тт. С.-П.: Алетейя, 1998

56. Карлейль Т. Герои, почитание героев и гербическое в истории. Теперь и прежде. М.: «Республика», 1994, 415 с.

57. Карлейль Т. Прошлое и настоящее. Теперь и прежде. М.:" «Республика», 1994,415с.

58. Карлейль Т. Этика жизни. Трудиться и не унывать. Теперь и.прежде. М.: «Республика», 1994, 415 с.

59. Киященко Н.И. Героическое как категория эстетики// Эстетика. Категории и искусство. М.: Искусство, 1965.

60. Кучеренко Г. Подвигом рожденное, к подвигу зовущее. М.: Изобразительное искусство, 1971.

61. Корзо М.А. Проблемы нравственного реформирования общества в эпоху раннего Нового времени// Этическая мысль. Вып. 4. М.:2003: 205 с.

62. Куртц П. Мужество стать. Добродетели гуманизма. М.: Рос.

63. Гуманистическое общество, 2000, 160 с.

64. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. Ваклер, Рефл-бук, ACT, 1997 342 с.

65. Лапина Т.С. Проблемы индивидуальной нравственности. Мораль и этическая теория. М.: 1974.

66. Лафарг П. Образование героического идеала. Сочинения. М., Л.: Гос. Соц-эк. Изд-во, 1931.

67. Лебедев А. От Рахметова к Волгину // Русская литература. № 4, 1958.

68. Лосев А.Ф. Гомер. 2-е издание. М.: Молодая гвардия - ЖЗЛ, 1996. -400 с.

69. Лосев А.Ф. Античная философия истории. Спб.: Алетейя, 2000. -256 с.

70. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. http://losev-af.viv.ru/contyiosev02/20.html.

71. Луначарский А. В. Героизм и индивидуализм. Лекция, читанная в Ленинграде в 1924году в пользу беспризорных. «Новая Москва», 1925.

72. Луначарский А.В. Мещанство и индивидуализм. М.: СПб., 1923.

73. Макаренко А.С. Близкий, родной, незабываемый, http ://maximgorkiy.narod.m/MAKARENKO/rodnoy.htm.

74. Макаренко А.С. Наши жизни Горькому - Горьковцы. http://maximgorkiy.narod.ru/MAKARENKO/pred.htm.

75. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1988. 300 с.

76. Мамардашвили М. Сознание это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть.http://www.philosophy.ru/library/mmk/paradox.html.

77. Михайлин В. Между волком и собакой: героический дискурс в раннесредневековой и советской культурных традициях// Литературное новое обозрение. Теория и история литературы, критика и библиография. № 47. Г2001. *

78. Михайловский Н. К. Герои и толпа. Избранные труды по социологии в 2 тт. С.-П.: Алетейя, 1998.

79. Михайловский Н.К. Еще о героях. Полн. собр. соч. т. 2. Изд. 4-е СПб., 1906.

80. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М.: Высшая школа, КД «Университет», 1997. 448 с.

81. Мочкин А.Н. Парадоксы неоконсерватизма. (Россия и Германия в конце XIX-XX века). М.: ИФРАН, 1999. 194 с.

82. Ницше в России. Русская философия. Словарь. Под ред. М. Маслина. М.: Терра-Книжный клуб, Республика, 1999, 656 с.

83. Ницше Ф. Антихристианин. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. -398.

84. Ницше Ф. К генеалогии морали. Минск.: «Попурри», 1997; 624 с.

85. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Минск.: «Попурри», 1997; 624 с.

86. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. Минск.: «Попурри», 1997; 624 с.

87. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллйнство пессимизма. Сочинения в 2 тт. М., Мысль, 1990. 829 с.

88. О долге и чести воина в российской армии // сб. материалов, документов и статей. М.: Военное издательство, 1990.

89. Оболенский JI.E. Максим Горький и идея его новых героев.

90. Парыгин Б., Рудаков JI. Н.К. Михайловский о психологическомфакторе в историческом процессе// сб. История и психология. Под ред.

91. Б. Поршнева, JI. Анцыферовой. М.: Наука, 1971. 382 с.t

92. Певцов В. Подвиг и герой: писатель и новая действительность. М.:1961.

93. Пешков Алексей Максимович (Горький). Писатели XX века. Библиографический словарь, т. 2. М.: Просвещение. 1998.; (http://maximgorkiv.narod.ru/IZSLOV ARYA.htrn).

94. Плеханов Г. В. К вопросу о роли личности в истории. Избранные философские произведения. М.: Политическая литература, 1956 т.2.

95. Рено А. Героизм: примеры героизма и нравственной энергии из истории всех времен и народов. Спб.: 1896 г.

96. Свод русского фольклора. Былины, в 25 тт. Спб.: Наука, М.: издательский центр «Классика», 2001.

97. Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке. Исторический опыт России. М.: Росспэн, 1999. 382 с.

98. Сушко С.А. Человек и ценности в философии Н.Бердяева и Ф.Ницше // Вестник МГУ. Серия философия. № 6, 1991.0

99. Сушков И. М. Героизм и героические традиции. Ростов, 1969.

100. Сушков И. М. Сущность героизма и исторические особенности его развития. Автореферат диссертации на соискание степени доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 1970.

101. Тиллих П. Мужество быть. Избранное.-Теология культуры. М.: Юрист, 1995, 479 с.

102. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Избранное. М.: Айрис^ Пресс, 2001.637 с.

103. Торо Г. О гражданском неповиновении. Высшие законы. М.: Республика, 2001.

104. Тощенко Ж.Т. Типы парадоксального сознания в постсоветском пространстве. http://www.socio-'samara.ru/Socio.nsf/bbde0bf8cccld595c425666700323550/a27e2cf76a 7b 1'513 с42567410039f917?OpenDocument.

105. Философов Д. Слова и жизнь. СПб.: 1909.

106. Франклин В. Автобиография. Избранные произведения. М.: 1956.

107. Фучик Ю. О героях и героизме. Избранное. М.: Правда, 1956.

108. Христолюбивое воинство. Православная традиция Русской Армии. М.: Военный университет, 1997. 494 с. •

109. Чернышевский Н.Г. Русская философия. Словарь. Под ред. М. Маслина. М.: Терра-Книжный клуб, Республика, 1999, 656 с.

110. Честь. Этика. Энциклопедический словарь. М.: «Гардарики», 2001. 671с.

111. Шаров В.Д. Обыденное и героическое в морали. Диссертация на' соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва. 1975.

112. Шелер М. Ресентимент в структуре морали. СПб.: Наука, Университетская книга, 1999. 231 с.

113. Шестаков В. П. Категория героизма в истории этики. К критике буржуазного понимания героизма// Вестник истории мировой культуры. 1960 № 2.

114. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М.: 1997 г.; / Русские писатели XX века. http://hronos.km.ru/biograf7gorkyi.html.

115. Штекли А. Джордано Бруно. М.: «Молодая гвардия», 1964.

116. Штут С.М. Каков ты, Человек. Героическое в советской литературе.

117. М.: Советский писатель, 1964.

118. Шумков Г. Е. Герой терпения// Военный сборник 1911 №2.

119. Эмерсон Р. Эссе. Г. Торо. Опыты. Уолден, или жизнь в лесу. М.: Художественная литература, 1986.

120. Эмерсон Р. Эссе. Г. Торо. Характер. Уолден,» или жизнь в лесу. М.: Художественная литература, 1986.

121. Этическая мысль. Русская философия. Словарь. Под ред. М.-Маслина. М.: Терра-Книжный клуб, Республика, 1999, 656 с.

122. Этос. Философская энциклопедия, т. 5, М, 1989 г.

123. Этос. Этика. Энциклопедический словарь. М.: «Гардарики», 2001. 671с.

124. Юнгер Э. Излучения (феврале 1941- апрель 1945). СПб.: Владимир Даль: Фонд Университет, 2002. 781 с.

125. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. .Тотальная мобилизация; О боли / Эрнст Юнгер. СПб.: Наука, 2000. 537 с.

126. Яковенко В. Несколько слов о Томасе Карлейле. Теперь и прежде. М.: Республика, 1994. 415 с.