автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Герой и время в советской детской прозе 20-30-х годов (к вопросу формирования эстетического идеала)

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Владимирский, Анатолий Георгиевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Герой и время в советской детской прозе 20-30-х годов (к вопросу формирования эстетического идеала)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Владимирский, Анатолий Георгиевич

В В Е Д

ГЛАВА I.

ГЛАВА. П.

2.4. 3 А К Л Б И Б Л

ЕНИЕ.

СТАНОВЛЕНИЕ ЭСТЕЖЕСКОТО ИДЕАЛА И ПУТИ ЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 20-х ГОДОВ).

В поисках героя ("Красные дьяволята" П.Бяяхина, "Макар-следопыт" Л.Остроумова, "Продавец счастья" А.Кожевникова и другие).

Утверждать новую действительность" (А.Неверов)

Фабульное время" и возможности художника (Л.Сейфуллина и С.Григорьев).

Синтезировать дух времени" (Б.Житков)

На подступах к образу времени (А.Дроздов, С.Григорьев, А.ЗМдар и другие).

Идеал и герой ("Р.В.С." А.Гайдара)

ДВИЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ И НОВЫЙ ГЕРОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА 20-х-30-х ГОДОВ. (Г.БЕЛЫХ и Л.ПАНТЕЛЕЕВ, Н.ОГНЕВ, А.ГАЙДАР)

Масштабность времени - концепция личности ("Дневник Кости Рябцева" и "Школа") В свете нового метода ("Республика Шкид") , Эпоха в стиле (Л.Пантелеев и А.Шйдар) . , Время в художественном мире.А.1&йдара

ЮЧЕНИЕ.

ИОГРАФИЯ.

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по филологии, Владимирский, Анатолий Георгиевич

Четкая, определенная в формуле социалистического реализма педагогическая задача времени и ее реализация в полноценном художественном отражении жизни, ее героя - носителя главных определяющих черт эпохи - делает литературу для детей замечательной частью всей нашей литературы. На многих этапах развития советской литературы ее можно считать в известном смысле даже образ-, цом, своеобразным идеалом для литературы "взрослой". Нет сомнения в том, что советская литература для детей - авангард мировой литературы.

Говоря о значительных достижениях советской детской литературы, мы прежде всего имеем в виду видящихся художников слова и видных писателей Б.Житкова, А.Гайдара, Л.Пантелеева, В.Катаева, Л.Кассиля, С.Маршака, а также лучших представителей современной литературы для детей и юношества, удивительное своеобразие этих писателей, образы их героев, вобравших в себя передовые идеалы времени. Нелегко и не сразу сумела молодая детская литература Страны Советов найти свой путь к читателю, сформировать свой эстетический идеал и решить тесно связанную с ним проблему нового положительного героя. Задача эта своеобразно решалась и решается на всех этапах литературного цроцесса. Но, сделав это в главных чертах несколько позже литературы "взрослой", детская литература достаточно полно отразила своими, специфическими средствами героический характер эпохи революции", а впоследствии уверенно, ярко и многогранно на каждом новом этапе развития общества выражала все более полно черты своего эстетического идеала, тот особый тип героя, который становился определяющим на пути возмужания новых и новых поколений нашей молодежи.

Пель работа - выявить в цроцессе исследования материала детской и юношеской прозы закономерности формирования ее эстетического идеала, роль ведущих художников в становлении новых его граней и обосновать связь периода становления с современным этапом развития советской детской литературы.

Диссертационная работа посвящена анализу важной и почти не исследованной в советском литературоведении (на материале детской прозы 20-30-х годов) цроблемн эстетического идеала и роли категории художественного времени в процессе его становления. Дня анализа и выводов о тенденциях формирования эстетического идеала и его влиянии на становление метода социалистического реализма берется творчество широкого круга авторов как собственно детской литературы, так и литературы, вошедшей в детское чтение, в аспекте главной цроблемн героя и времени.

Актуальность работы обусловлена тем, что в советском литературоведении такой аспект становится сейчас одним из доминирующих» В теории и критике детской литературы последних лет очень остро встал вопрос о специфике художественного отражения действительности в литературе для детей и юношества. Анализ этой литератур! в избранном направлении позволяет исследовать особенности осмысления категории времени и его функций в произведениях ведущих авторов, внесших значительный вклад в становление метода советской детской литературы^ Обращение к произведениям дореволюционной литературы и современной детской прозы дает возможность цроследить идейно-художественную эволюцию литературного процесса и понять проблему традиций и новаторства в нем!

Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые делается попытка через категорию времени в детской прозе, а также через эволюцию юного и взрослого героев (последний прямо и наиболее полно связан в ней со временем) дать конкретную картину формирования и воплощения эстетического идеала и наметить вехи становления творческого метода социалистического реализма. Ведущие детские прозаики 20-30-х годов рассматриваются в их единении вокруг "горыювской" линии развития и в "утверждении новой действительности" через общность их идеала, при выявлении авторской позиции и особенностей эстетического идеала каждого из них. Таким образом, новизна работы определяется самим выбором аспекта исследования, который цризван помочь пониманию процесса формирования и становления творческого метода советской детской литературы.

Время как художественная категория, через которую эстетический идеал проникает в метод, рассматривается в работе в его функциональном значении. Из различных фода художественного времени, которых сегодняшние исследователи насчитывают несколько десятков, выбраны наиболее устойчивые: фабульное (шги линейное), сюжетное, авторское, психологическое, время рассказчика, время героя и время истории, а также ретроспекции, уплотнение и расширение пространственно-временных рамок и их подвижность.

Эти формы, характерные для нашей детской прозы 20-30-х годов, важны для исследования не только сами по себе, но и как средства к созданию времени исторического, того "облика эпохи", к воплощению которого всегда стремится подлинный художник*

Воплощение образа времени прямо связано с проблемой воплощения идеала, а степень и этапы художественного выражения категории времени-пространства вполне могут служить вехами процесса формирования и утверждения метода.

В работе предлагается определенная периодизация становления и развития социалистического реализма в советской детской прозе на базе исследования цропзэсса формирования и воплощения эстетического идеала как сердцевины метода.

Несмотря на кажущуюся определенность и ясность, несмотря на общепризнанность категории эстетического идеала искусства, вопрос о ней пока еще следует считать мало исследованной теоретической проблемой.

Многочисленность работ в области толкования и углубления понятия эстетического идеала искусства, появившихся в последние десятилетия, не говорит еще о том, что проблема близится к разрешению, а противоречия в суждениях ее исследователей исчезают» Нет. До ясности и единства - в понимании роли эстетического идеала в жизни и в искусстве и, в частности, до четкости его определения пока еще далеко, .Дискуссии и споры продолжаются здесь уже свыше двух десятилетий, хотя есть и серьезные научные работы, посвященные специально этому вопросу.

Однако и теперь представление об эстетическом идеале далеко г не окончательно, оно меняется, движется* Определения, которые даны во многих из работ, неоднороден, а порой и противоречивы, поэтому и остается открытой возможность дин дальнейшего прояснения этого понятия.

Эстетический идеал в индивидуальном проявлении отличается от нравственного, политического общественного идеала тем, что включает в себя еще и субъективное отношение к объекту, вкусы художника, которые в свою очередь несут в себе отражение определенной эстетической ориентации отдельной личности и общества в целом.

Эстетический идеал вообще не привносится в искусство из мировоззрения, сознания, а создается самой общественной жизнью и уже потом становится художественным критерием прекрасного, находит образное выражение в искусстве.

Эстетическое наслаждение искусством возникает лишь тогда и потоку, что в воссозданной художником картине мы видим не проявление абстрактной идеи, а отражение подлинной жизни, переосмысленной творческим воображением автора в соответствии с эстетическим идеалом.

Еще В.Г.Белинский точно заметил, что "общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, проведенную в сознание., а в действительности должно искать не идеаI лы, а только осуществление идеала" .

Именно такой угол зрения на эстетический идеал подчеркивает в своей книге "Формирование эстетического идеала и искусство" Н.Я.Ястребова. Избегая, как и ее коллеги, формулировок, утверждая только, что "эстетический.идеал - это определенный результат реальных духовных процессов, происходящих в обществе"2, что он ". является особой системой, утверждающей духовную ориентацшо человека в мире" , Н.Ястребова заключает: "Главным в вашем исследовании было не столько отыскание формулы раз и навсегда застывшего качества, а процесс живого исторического движения, богатство и активность его развертывания, постоянное обновление представления

1 В.Г.Белинский. Полн.собр.соч., т.У1, М., 1955, с.477.

2 Ястребова Н* Формирование эстетического идеала и искусство.М.: Наука, 1976, с.5.

3 Яам же, с.139. людей о том, что есть гармония, что есть идеал"*.

Таким образом, эстетический идеал - категория диалектически подвижная, постоянно развивающаяся, а потому трудно определявши в каждый конкретно-исторический период. Тем не менее она признана как категория материалистической философии. Марксизм-ленинизм самым решительным образом обосновывает необходимость и неизбежность построения нового общества, он видит неопровержимость коммунистического идеала в его реальной осуществимости» в том, что этот идеал "человеческий, соответствующий природе, а не сверхестест-венный " (В.И.Ленин).

Категории идеала в советской детской литературе наиболее тесно связаны с задачей воспитания нового человека, человека высокой нравственности, широких представлений о мире, социальной активности и духовного богатства. Все это является нашей программной задачей. Решение ее занимает центральное место в материалах ХШ съезда КПСС и последующих пленумов. К этой цели направлены в конечном счете все многообразные мероприятия предстоящей реформы общеобразовательной и профессиональной школы. На июньском (1983г.) Пленуме ЦК КПСС прямо утверждается: "Революционное преобразование общества невозможно без изменения самого человека. И наша партия исходит из того, что формирование нового человека -- не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства"^.

Воспитание человека новых коммунистических идеалов - процесс тонкий и чрезвычайно трудный. Однако, как утверждает В.И.Ленин,

1 Ястребова Н. Формирование эстетического идеала и искусство. Mi: Наука, 1976, с.292.

2 Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983г.-М.:Госполитиздат, 1983, с.7. идеалы наши жизненны, а. работа марксистов всегда "трудна", и они отличаются от либералов именно тем, что не объявляют трудное невозможным"*.

В наше время понятие идеала занимает в марксизме серьезное и ответственное место. Оно нередко встречается в программных документах, докладах, постановлениях партии. Понятием идеала оперируют как теоретики, так и практики при освещении проблем, связанных с современными формами- строительства нового общества.

Идеал искусства, эстетический идеал, способствует выражению полноты действительных отношений, утверждению прекрасного как необходимого.

В ходе художественного исследования типических характеров в типических обстоятельствах писатели раскрывают все новые стороны и грани эстетического идеала. Литература, таким образом, призвана не только выражать, но и обогащать эстетические представления общества, освещать светом возвышенного и прекрасного путь к идеалу, к совершенству личности и общества. В советской литературе, в том числе в литературе для детей и юношества, постоянно и происходит такое обогащение эстетического идеала, который неисчерпаем, как сама жизнь. В нем собственно и отражается многообразие жизни.

Вместе с тем эстетический идеал может и должен рассматриваться как существенная часть, как ядро другого понятия - художественного метода. Именно через эстетический идеал с наибольшей полнотой и отчетливостью проявляют себя такие основополагающие

1 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.24, с.24. принципы нашего метода, как партийность и народность.

Выступая во всем многообразии художественных средств как общий идейно-художественный настрой цроизведений, его пафос, эстетический идеал служит и главной оценочной категорией, высшим критерием искусства. Через эстетический идеал проявляется художественная тенденциозность писателя. Она выражается в детской литературе, как и во всем настоящем искусстве, не в дидактическом морализаторстве, а в жизненно-правдивых конфликтах между прекрасным и безобразным, трагическим и комическим, низменным и возвышенным.

Советская детская литература 20-30-х годов как подлинное искусство глубоко анализируется в работах Б.Бегака, Е.Зубаревой, А.йвича, Л.Кон, ИЛупановой, И.Мотяшова, Крутиковой, И.Розанова, И.Свирсюой, В.Смирновой и ряда других авторов* Им же принадлежат первые попытки говорить о своеобразии эстетического идеала детской прозы этих двух десятилетий. И хотя специальных работ по проблеме эстетического идеала в литературе для детей нет, а разные авторы вкладывают различное понимание в эту философско-эсте-тическую категорию, их представление об эстетическом идеале писателя и литературы в целом сводится к восприятию эстетических свойств действительности и передаче их через изображение в детской книге жизненных ситуаций, конфликтов и образов, утверждающих прекрасное как должное.

Поэтому и мы, говоря в дальнейшем о формировании эстетического идеала в детской литературе, будем иметь в виду определенную систему взглядов и представлений о прекрасном, трагическом, комическом и других эстетических свойствах действительности в их воспроизведении в литературе.

Наиболее непосредственно, прямо и открыто эстетический идеал находит свое выражение в образе положительного героя. Для детской литературы такое выражение идеала является главной сферой, ибо влияние образа-примера на формирование личности растущего человека - самое сильное и неотразимое влияние.

Мало того, полнокровный положительный герой (в детской литературе это - прежде всего герой взрослый) отражает типические черты своего времени, его конкретную историческую суть, и такое отражение времени вполне по силам подлинным художникам детской литературы.

Вместе с тем для детской литературы особенно важна сила воспитательного воздействия образа-примера. Она важна, и в качестве прямого, непосредственного подражания ребенка образу сверстника и образу взрослого, являщЙзя для него образцом, и в качестве непрямого, часто скрытого от поверхностного взгляда эмоционально-нравственного влияния на формирование и перестройку морального облика, психики подростка под воздействием пафоса художественного образа и произведения в целом.

Эстетический идеал может найти выражение в детской литературе, как и во взрослой, в отрицательных образах, в сатире? Он находит свое проявление также и в многообразных формах художественной структуры произведения, без преувеличения можно сказать, в каждой его клетке, будь то жанр, стиль, сюжет, композиция, пейзаж, деталь и все другие компоненты содержательности формы, в совокупности создающей ту идейно-эстетическую атмосферу, которая прямо связана и с принципами типизации, отбора художником материала, и с его содержанием, и с мировоззрением, личностью писателя.

Через все эти компоненты эстетический идеал проникает в художественный метод, составляя его ядро, определяя его сущность. Говоря о многообразии форм воплощения эстетического идеала в цро-изведении литературы, наши исследователи недостаточно еще оценили такую форму его проявления, как поэтическое пространство и время действия. Между тем, как точно замечает Н.К.Гей, ".временная перспектива оказывается randy,одимым (подчеркнуто нами -- А.В.) условием воплощения эстетического идеала"*. "Всякий писатель, - пишет он, - поставлен перед задачей выразить, передать ход времени, ход истории. Писатель всегда стремится справиться с задачей изображения и воплощения времени в произведении. И, как цравило, воплощение времени в исвусстве ведет за собой проблему 2 воплощения идеала" .

В советской детской литературе перед писателем та же задача, хотя в способах воплощения времени есть у нее свои особенности, свои акценты.

Прогресс искусства советской детской литературы особенно заметен в сфере воплощения времени. Рубеж 20-30-х годов в этом плане служит для нее определенной вехой.

Если прогресс искусства в целом означает поиски все более адекватного отражения исторически-конкретной действительности, то понимание времени в цроцессе этих поисков занимает одно из главных мест. Впервые история вошла в исиусство в эпоху Возрождения, освободив художественное творчество от мистических привнесений, от "рока". С тех пор история мыслится как "время". Критичес

1 Гей Н. Художественность литературы (Поэтика. Стиль). М.: Наука, 1975, с.264.

2 Там же, С.269. кий реализм углубил понимание истории в судьбах героев.

Искусство социалистического реализма пошло дальше. В нем "время" уже мыслится как история.

В наше время, как замечают ученые, проблема времени становится одной из главных и в науке и в литературе. Причем, ".можно установить известный параллелизм в подходе ко времени в науке и искусстве 20-го века, где время приобретает особое значение и как тема, и как цринцип конструкции произведения и как категория, вне которой невозможно воплощение художественного замысла"*.

Рождение в XX веке метода социалистического реализма впервые обеспечивает возможность исторически-конкретного познания действительности в ее революционном развитии.

Новая эпоха, выдвину алая на авансцену в мировой истории революционный пролетариат, вооруженный марксистско-ленинским мировоззрением, дала художникам такой метод, который позволяет сознательно подойти к конкретно-историческому познанию и изображению действительности в свете общественно-эстетического идеала коммунизма. . .

Историческое понимание действительности, - пишет академик Д.С.Лихачев, - цронинает во все формы и звенья художественного творчества. Но дело не только в историчности, а в стремлении весь мир воспринять через время и во времени. Литература в большей мере, чем любое другое искусство, становится искусством времени. Время его объект и орудие изображения"^.

1 Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л;: Наука, 1974, с;39. о Лихачев Д. Поэтика древне-русской литературы. М., 1972, с.212--213.

Искусство социалистического реализма благодаря новому методу чрезвычайно расширило горизонты своего художественного познания действительности.

Одной из важных сфер познания, интересной и своеобразной, стала в наш век подлинно-художественная реалистическая детская литература, она вырабатывает свою концепцию человека, воплощает свой эстетический идеал.

Гуманизм и героика в советской детской литературе, как и во всей нашей жизни, не противостоят друг другу, так как героический подвиг совершается в ней во имя утверждения и победы подлинной человечности. Подвиг личности вдохновляется, высокой любовью к людям. Вот суть этой новой концепции человека, в которой в силу исторических обстоятельств воедино слились гуманизм и героика. кая концепция поставила молодую детскую прозу на путь новаторских исканий с самых первых лет ее зарождения.

Однако на этом пути поисков было и немало издержек, были трудности, связанные с особенностями эстетических воззрений недавно победившего класса. В преодолении этих трудностей был накоплен и немалый "отрицательный опыт".

Не сразу и не просто было осуществить поворот в художественном восприятии действительности. Процесс этот длительный и трудный. Историческое значение этого этапа освоения новой действительности подчеркнуто в партийных документах: "Народу, свершившему социалистическую революцию, приходится еще долго осваивать свое новое положение верховного и безраздельного собственника всего общественного богатства - осваивать и экономически, и политически, и, если угодно, психологически, вырабатывая коллективистское сознание и поведение .

Художественное же освоение нового положения заключало в себе особые трудности, связанные не только с преодолением укоренившихся традиций в сознании, но и с выработкой новых эстетических взглядов, новых средств и методов их воплощения. Рождение нового эстетического идеала - это не просто поворот в мировосприятии; Эстетический идеал требует для своего выражения реально обоснованного фундамента.

Особенностью эстетического идеала преобладающей части литературы 20-х годов можно считать резкое сближение в ней сторон политической и чисто эстетической. Само время революционных преобразований было для многих уже идеалом. Т&кое сближение идеала и действительности говорит не только о следствии революционного скачка в сознании и в представлениях общества, но и в известной мере о неестественном сокращении дистанции между идеалом и жизнью, которое всегда угрожает повести к утрате целеполагающей функции идеала, ограниченности и определенной обедщенности эстетических склонностей общества в данный конкретный момент.

Вот эта особенность эстетического идеала большей части литературы 20-х годов, для которой идеалом служило уже наступинпее время, сказалась на характере творческих исканий и некоторых просчетах литературы для детей. Отсюда проистекают определенные заблуждения и трудности в процессе формирования и обогащения нового эстетического идеала детской литературы в целом и ее отдельных течений в частности.

Обладая своей спецификой, детская цроза в двадцатые годы Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства. Коммунист, 1983, да 3, с.9. предпринимает широкий поиск новых путей художественного исследовании жизни, а задача "изображения и воплощения времени", решается ею во многом по-новому, в соответствии с утверждением и воплощением ее нового эстетического идеала.

Наше литературоведение, стремясь к осмыслению новых исканий, уже в те 20-е года вводит в обиход исследования новые понятия и термины. Так, в частности, ЛГ. С •Выготский одним из первых признает различие реального времени и времени литературного, связывая его с анализом структуры произведения. Фабула в его анализе как раз и выражала время как такое линейно упорядоченное множество событий, с помощью которого можно датировать всякое событие.

Именно это понимание фабульного времени принципиально важно для исследователей произведений детской литературы, где оно, в отличие от времени сюжетного, считалось традиционной темой. События здесь выстраиваются, как правило, в последовательную цепь. А.С.Макаренко подчеркнул эту черту детской литературы, сделав ее даже непреложным условием: "Сюжет должен по возможности стремиться к простоте, фабула - к сложности", понимая под фабулой и фабульным временем то же, что и Л.С.Выготский.

И надо признать это понимание законов детской литературы естественным: ведь детство не имеет прошлого, оно развивается только в настоящем и будущем. Поэтому ретроспективный взгляд, например, детскому писателю вроде бы противопоказан.

Но вот в пору становления нового творческого метода подлинные художники литературы для детей в лучших, своих творениях приближаются к художественным образцам литературы "взрослой". Сложнее и многообразнее становится их поиск именно в освоении таких категорий, как пространство и время.

Сказано об этом еще чрезвычайно мало. Теоретических исследований на материале детской литературы нет. Признавая возрастную специфику детской литературы, критика еще не вскрыла ее природу и очень мало сказала о ее конкретных проявлениях, особенно в такой сфере, как воплощение времени.

К числу общих методологических работ, внесших известный вклад в развитие наших цредставлений о времени в художественной литературе, следует, кроме трудов Л.С.Выготского, причислить исследования Б.С.Мейлаха, Д.С.Лихачева, М.М.Бахтина, а также в известной мере Н.Гея, В.Пискунова и некоторых других советских литературоведов.

Применительно же к искусству детской литературы можно назвать в этой области лишь интересные наблюдения в книге Е. Зуб аре-вой,1 некоторые отдельные статьи и немногочисленные тезисы докладов на конференциях.

Т&ким образом, проблема художественного времени как область поэтики недостаточно прояснена в теории литературы и совершенно не исследована в литературе для детей и юношества. Существуют сегодня десятки определений различных форм и вариантов литературного времени. Порой толкование терминов у исследователей существенно отличается друг от друга.

Тем не менее плодотворность анализа этой формы поэтики очевидна, взаимосвязь и взаимовлияние времени и героя, времени и личности неоспоримы. Об этом говорит А.И.Овчаренко, вскрывая своеобразие нового героя современной црозы*\ На взаимодействие лич

1 Зубарева Е. Несущие тягу земную. М., 1980. ^ 0вча|енко А. Новые герои - новые пути. - М.: Современник, 1977, t ности и времени как выражение временного представления указывает Б.Мейлах. Временные представления служат и "образному обобщению сложнейших процессов действительности"*.

Широко и многообразно эта проблема решается М.Бахтиным. Соотнесенность времени настоящего, прошлого и будущего - один из главнейших критериев историзма. Есть интересные попытки говорить о времени и как о жанрообразующем факторе.

Да, специфика художественного времени в детской литераауре почти не исследована. Но она ощутима и признана.

Об особенностях воплощения времени в детской книге пытаются говорить даже сами писатели. И хотя их теоретические рассуждения нельзя считать установившимися, многие из них интересны. Так, выступая на 71 съезде СП, Радий Погодин заметил: "Основным направлением в литературе для подростков является не осмысление време2 ни, а показ его в сегодняшнем активном действии" .

Но ведь и в самом показе всегда кроются элементы оценки и осмысления. Вот почему ближе к истине стоят последующие суждения писателя: "Читатель-подросток всегда опережает нас, взрослых, в осмыслении существующей действительности. Причем видит гораздо острее нас и принципиальнее - не мелочась;' Детская литература наиболее приближена к такому восприятию мира и именно поэтому является чутким индикатором времени"^.

Непосредственность отражения самой атмосферы времени, его эмоциональной окраски - это лишь первая стадия осмысления и типи

1 Сборник "Ритм, Пространство и Время в литературе и искусстве",-JL ; Наука. 1974, с.8., Детская литература, 1976, № II, с.51. Там же, ci52. зации, за которой стоит и более глубокая вторая, с художественными критериями "большого" искусства, с более сложными соотношениями повествовательного и событийного, бытового и исторического времени. Время "в сегодняшнем активном действии" осмысляется у нас в литературе для подростков теперь через прошлое и с перспективой загляда в будущее. Вот почему говорить об ограниченности задач детской литературы в этой области воплощения эстетического идеала - это значит судить поверхностно, с традиционных и порой устаревших позиций.

Тенденции формирования и обогащения эстетического идеала советской литературы для подростков и юношества оказывают самое непосредственное воздействие на процесс становления и развития в ней нового творческого метода - социалистического реализма^ Мевду тем, процесс этот мало исследован. Нет специальных работ об особенностях зарождения и периодах утверждения и расцвета метода в 'детской литературе. Общие суждения о том, когда и в чьих произведениях обнаруживает себя социалистический реализм в детской прозе, противоречивы. Одни авторы учебных пособий называют 20-е годы, другие же - только конец 30-х годов, связывая его с расцветом творчества А.П.Гайдара, в частности с его повестью "Тимур и его команда".

Дня установления единого взгляда на закономерности развития детской литературы и дальнейшего успешного исследования этого процесса, необходимы обоснованные и четко определенные вехи становления и утверждения метода. Они помогут ориентироваться в потоке материала, который включают в орбиту своего внимания исследователи, сделают картину развития детской прозы стройной, научно обоснованной.

Без анализа конкретного воплощения кристаллизирующегося и обогащающегося эстетического идеала нельзя уверенно говорить и о периодизации развития метода.

Исследование ставит своей целью выявить не только веки и особенности эволюции эстетического идеала, но и вехи утверждающегося в детской прозе 20-30-х годов метода социалистического реализма.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Герой и время в советской детской прозе 20-30-х годов (к вопросу формирования эстетического идеала)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, рассмотрев два важных этапа становления советской детской прозы, можно сделать определенные выводы. Первый из них - период формирования эстетического идеала и поиска героя - характерен разнообразием конфликтов, но недостатком художественных возможностей, так сказать, ресурсов отражения величайших перемен времени. В литературе этого периода преобладающей формой художественного времени является фабульное или линейное; трудно здесь еще говорить о само стоя тельном образе времени. На втором этапе, т.е. в конце 20-х и в 30-е годы шло, как и в пооктябрьский период первой половины 20-х годов, дальнейшее интенсивное художественное осмысление действительности, движение времени привело детскую литературу к разнообразным формам отражения новых социальных сдвигов и открытию совершенно новых характеров. Развиваются теперь разнообразные формы художественного времени, утверждается историзм в детской прозе и следует говорить уже о самостоятельном образе времени, рождении "облика эпохи" в ней.

Борис Гориков и Костя Рябцев, Никпетож и Викниксор - вот образы, которые появились на новом этапе воплощения эстетического идеала и развития метода.

В Косте Рябцеве детская проза 20-х годов создает образ подростка, отвечающий духу эпохи. Многое в нем соответствовало требованиям идеала времени: юный гуманист и революционер, устремленный к "мировому коммунизму", Костя деятелен и других побуждает к упорной борьбе во имя великой цели. Он не одинок, вместе с ним его юные единомышленники, такие как Сильфида Дубинина 'и Ваня Пастухов. Все они - порождение нового социального уклада, рожденного революцией, что подтверждает типичность положительного героя, увиденного Н.Огневым. Б них автор видит новых людей, людей будущего, которые стремятся определить суть своего "я" во времени, найти свое место в истории, взять на себя ответственность за ее судьбы.

Такими же чертами наделен и герой А.Гайдара Борис Гориков.

В них - совершенно новые качества, которых не было ранее у юных героев ни в одной литературе мира, не было их и у предшественников Бориса и Кости в нашей детской прозе.

Однако идеал не может быть воплощен только в герое, тем более в юном герое. Он проявляет себя в атмосфере действия многих произведений детской прозы конца десятилетия, в их пафосе.

Этот пафос в целом един и служит проявлением того потока времени ("облика эпохи"), который разливается по страницам произведений Г.Белых и Л.Пантелеева, А.Гайдара и А.Кожевникова, Ю.Олеши и Л.Кассиля.: Вне этого времени не родились бы образы Викниксора, Горикова, Тибула. Не было бы Демида Шапкина и комиссара Чубарькова.

Герои книг, созданных на рубеже десятилетий, исследуются в различных по жанровым оттенкам повестях, но в общем аспекте их отношения к обстоятельствам, обществу и времени с позиций социалистического реализма. Именно это подготовило фундамент для дальнейшего расцвета советской детской литературы.

Разработка А.Гайдаром жанра историко-революционной биографической повести и образа нового героя, связавшего свою жизнь с судьбой народа и Коммунистической партией,определила становление этого жанра как важнейшего во всей последующей детской прозе вплоть до наших дней (Н.Дубов, А.Рыбаков и др."). ' .

Процесс активного освоения новых пространственно-временных связей в 30-е годы приобретает принципиальное идейно-эстетическое значение для детской литературы, еще больше обогащает ее жанровые формы. Она поднимается на уровень задач всего нашего искусства социалистического реализма, в лучших ее произведениях утверждается емкий и колоритный "облик эпохи", который диалектически связан с героем.

Герой детской прозы встает вровень с лучшими героями литературы "взрослой"приобретая черты и качества, отвечающие эпохе. Детская проза пронизана теперь единым пафосом всей нашей литературы - пафосом, борьбы за по беду социализма, что свидетельствует о полноте воплощения эстетического идеала и расцвете ее творческого метода. Иоторизм стал теперь характеризующим, советскую детскую . прозу признаком и важнейшей.Чертой развития в последующей и современной детской литературе. .Время поистине .служит в детской прозе необходимой сферой воплощения героя и всего эстетического идеала в целом.

197

 

Список научной литературыВладимирский, Анатолий Георгиевич, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Энгельс Письмо Ф.Лассалю. 18 мая 1859г.—Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.29, с.490-496.

2. Ленин В. Иван Васильевич Бабушкин (некролог). Полн.собр.соч., т.20, с.81-83.

3. Ленин В. Как Вера Засулич убивает ликвидаторство. Полн.собр. соч., т.24, с.22-44.

4. Ленин В. Из "тетрадок по философии" Полн.собр.соч., 5-е изд., т.29, с.346-358.

5. Ленин-В. Из конспекта книги Л.Фейербаха "Лекции о сущности религии". Сб.: В.И.Ленин о литературе и искусстве, - М., ШХЛ, 1957, с.27.

6. Ленин В. Конспект книги Гегеля "Наука логики". Полн.собр. соч., т.38, с.77-218.

7. Ленин В. О Государстве. Полн.собр.соч., т.39, с.64-84.

8. Плеханов Г. Заметки публициста. В сб.: Литература и эстетика, т.2, М.: ГИХЛ, 1958, с.369-379.

9. Плеханов Г. Искусство и общественная ;хизнь. В сб.: Литература и эстетика, т.1, М.: ГИХЛ, 1958, с.133-197.

10. Андропов 10. Учение Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства. Коммунист, 1983, JS 3, с.3-12.

11. Главнейшие очередные задачи партии в области печати. Постановление ЦК РКП(б) от 6 йевр.1924г. В сб.: О партийной и советской печати. - М., 1954, с.290-295.

12. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, 223 с.

13. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983г. М.: Госполитиздат, 1983. - 32 с.

14. О мероприятиях по улучшению юношеской ir детской печати. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 нюня 1928г. В кн.: КПСС в постановлениях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т.4, М.: Политиздат, 1970, с.119-121.

15. Об издательстве "Молодая гвардия". Постановление ЦК ВКП(б) от 29 декабря 1931г. В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1970, с.151-158.

16. Резолюция XI съезда РКП(б). В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1953, часть I,с.578-598.

17. I7'. Резолюция ХП съезда РКП(б) о печа.ти, пропаганде и агитации.-Там же, с.730-743.

18. I8, Резолюция Ж съезда РКП(б) о печати. Там лее, с.863-871.П

19. Алексин А. А тем временем где-то. Собр.соч., в Зт.т., т.1,-М.: Дет.лит., 1979. 464 с.

20. Ауслендер С. Дни боевые. М.Госиздат, 1925, - 171 с.

21. Бедный Д. Стихи. Ы.: Худок.лит, 1967. - 70 с.

22. Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид. М.: Дет.лит.,1981.-- 384 с.

23. Берггольц О.Углич М.-Л., 1930. - 161 с.

24. Бершгольц 0.Рассказы для детей. Собр.соч., в 3 тт., т.1, -М., 1972. - 288с.

25. Будогоская Л. Повесть о фонаре. М., 1936. - 192 с.

26. Бляхин П. Красные дьяволята. Харьков, 1923. - 124 с.

27. Бляхин П. Красные дьволята, ч.П, Бакинский рабочий, 1926.- 86 с.

28. Гайдар А. Военная тайна. Собр.соч. в 4 тт., т.2, М.: Дет. лит., 1981, с.9-108.

29. Гайдар А. Голубая чашка. Собр.соч., т.2, М., 1981, с.109--132.

30. Гайдар А. РВС. Собр.соч., т.1, М., 1979, с.39-75.

31. Гайдар А. Ростовским пионерам. Собр.соч., т.4, М., 1982, с.376-377.

32. Гайдар А. Судьба барабанщика. Собр.соч., т.2, М., 1981, с.227-317.

33. Гайдар А. Тимур и его команда. Собр.соч., т.2, М. ,1981, с.339-402.

34. Гайдар А. Четвертый блиндаж. Собр.соч., т.1, 1979,,с.255--272.

35. Гайдар А. Школа.-Собр.соч., т.1, М., 1979, с.76-254.

36. Горький М. Рассказы о героях. Собр.соч., в 25тт., М.: Наука, т.20, М., 1974, с.289-323.

37. Григорьев С. Красный бакен. М.-Л., Госиздат, 1930.- 56с.

38. Григорьев С. Тайна Ани Гай. Собр.соч., в 4тт., т.З. - М.: Детгиз, 1961, - 463 с.

39. Григорьев С. Амба полосатый. М.-Л., Госиздат, 1927.- 181 с.

40. Евстафьев К., Ольховский П. Последняя гимназия. Роман Л.: Приб. 1930. - 265 с.

41. Житков Б. Детский календарь. Детская литература, 1938, JS8.

42. Житков Б. Избранное. М.: Дет.лит., 1969. - 384 с.

43. Каверин В. Два капитана. Собр.соч. в 6 тт., 1964. - 640 с.

44. Кассиль Л. Блуждающая школа. М.: Молодая гвардия, 1932.- 61 с.

45. Кассиль Л. Кондуит. Швамбрания. М.-Л., Детгиз, 1936.- 289 с.

46. Кожевников А. Вокзальншеи. М.: ЗИФ, 1925. - 96 с.

47. Кожевников А. Демид Шашшн. Л.: Молодая гвардия, 1930.--168 с.

48. Кожевников А. Продавец счастья. М.-Л.: Молодая гвардия, 1924. - 45 с.

49. Макаренко А. Педагогическая поэма. Собр.соч., в 7 тт., М.: АПН, т.1. v 1957. т 784 с.

50. Михайлов М. Апчхи. М.: Госиздат, 1925. - 85с.

51. Неверов А. Ташкент город хлебный. - Собр.соч., в 4 тт., т.З, Куйбышевское книжное издательство, 1958.- - 252с.

52. Неверов А. Яшкина, скука,. Собр.соч. в 4тт., т.З, Куйбышевское книжное изд-во, 1958. - 252с.

53. Огнев Н. Дневник Кости Рябцева.- М.: Молодая гвардия,1932.--282 с.

54. Огнев Н. Дневник Кости Рябцева. -М.: Худож.лит.,1966. --256с.

55. Огнев II. Третья группа. Разбойничий форпост. Дневник Кости Рябцева. Кн.2-я. Собр.соч. в 5тт., т.З - М.: Федерация, 1928. - 294 с.

56. Огнев Н. Исход Никпетожа. Дневник Кости Рябцева. Кн.2-я.-Собр.соч. в 5тт., т.4, М.: Федерация, 1929. 258с.

57. Огнев Н. Исход Никпетожа. М.-Л.: Молодая гвардия, 1932. -- 256 с.

58. Остроумов Л. Макар следопыт. Кн.1-3. - М.-Л., Госиздат, I925-1926. - 429 с.

59. Пантелеев Л. Пакет. В кн.: Повести и. рассказы. - М., Молодая гвардия, 1958, с.487-531.

60. Пантелеев Л. Часы. В кн.: Повести и рассказы. М., Молодая гвардия, 1958, с.336-384.

61. Погодин Р. О веселых людях и хорошей погоде. Избранные произведения. М.: Дет.лит.,1982. 480 с.

62. Преображенский С. Война, сковородников с огородниками. М.: Молодая гвардия, 1929. 47 с.

63. Сейфуллина. Л. Автобиография (1932). Собр. соч., в 4тт., T.I.-M.: Худож. лит., 1968. - 343 с.

64. Сейшуллина Л. Правонарушители. Собр.соч., т.1. - М.: Худож.лит., 1968, с.39-126.

65. Тэйн Л. Школьники. Дневник мальчика. М.-Л., 1929. - 128 с.

66. Фраерман Р. Дикая собака Динго, или повесть о первой любви. М.-Л., Детгиз, 1939. 160 с.

67. Яковлев Ю. Избранное. Ы.: Дет.лит., 1980.- 426 с.Ш

68. Андреев Ю. Революция и литература. 2-е изд. М.: Худож.лит., 1975. - 446 с.

69. Андреев Ю. Для чего литература? Вопросы литературы, 1983, & 9, с.44-58.

70. Акимов В. В спорах о художественном методе. Л.: Худо;;:, лит., Ленинградок.отд. 1979. - 376 с.

71. Акимов В. На ветрах времени. Очерки о советских писателей. Л.: Дет.лит., 1981. - 144 с.

72. Анастасьев В. Диалог (Советская литература и художественный опыт XX века). Вопросы литературы, 1983, JS 3, с.41-59.

73. Барто А. 0 литературе для детей. Выступление на Ш съезде писателей РСФСР.'- Известия, 1970, 24 Ш.

74. Баскевич И. Творческий метод или "система" социалистического реализма? Вопросы литературы, IS83, У? 4, с.49-62.

75. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. ГЛ.: Худож.лит., 1975. - 502 с.

76. Бегак Б. Сложная простота: Очерки об искусстве детской литературы. М.: Советский писатель, 1980. 295 с.

77. Бегак Б.А. Дети смеются: Очерки о юморе в.:дет.лит./ 2-е изд., испр. и доп./- М.: Дет. лит., 1979. 223 с.

78. Белинский Б.Г. Новая библиотека для воспитания, издаваемая Петром Редкиным. В кн.: В.Г.Белинский. Полн.собр.соч. т.10. М., 1956, с.136-143; 147-156; 376.

79. Белинский В.Г. О детских. книгах. Подарок на Новый год.-Полн. собр.соч.: В I3T.T., М„-Т954, Л*.4,: с.68-109.

80. Белинский В.Г. Полн.ообр.соч., т.У1. М.: Изд-вп АН СССР, 1955. - 798 с.

81. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. М.: Худож.лит., 1977. - 365 с.

82. Бузник В. Русская советская проза 20-х годов. Л.: Наука, 1975. - 280 с.

83. Бушмин А. О ранней советской прозе. В кн.: Вопросы советской литературы, т.1 - М.-Л., 1953, с.7-52.

84. Ванслов В. Проблема прекрасного. М.: Госполитиздат, 1957.--263 с.

85. Введение в литературоведение: Под редакцией Г.Н.Поспелова. --М.: Высшая школа, 1976. 422 с.

86. Виден А. Советский подросток и школа в художественной литературе. -Народный учитель. 1927, й 7-8.

87. Воробьева Н. Принцип историзма в изображении характера,: Классическая традиция и сов.лит. М.: Наука, 1978. - 264 с.

88. Воронский А,, Н.Огнев. В кн.: Н.Огнев.-Собр.соч., т.1 -М.: Федерация, 1928, с.3-22.

89. Воронский А. Литературно-критические статьи. М.: Сов.писатель, 1963. - 423 с.

90. Выготский Л. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.- 576 с.

91. Гей Н., Пискунов В. Эстетический идеал советской литера,туры.- ГЛ.: Изд-во АН СССР, 1962. 208 с.

92. Гей Н. Художественность литературы. (Поэтика, стиль). М.: Наука, 1975. - 471 с.

93. Гетманец М. А.С.Макаренко и концепция нового человека в советской литературе 20-30-х годов. Харьков: Вшца, школа. Изд-во при Харыс. ун-те, 1978. 247 с.

94. Гольдентрихт С. О природе эстетического творчества. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1977. - 248 с. .

95. Горький М. Заметки читателя. Собр. соч.: В 30 Тт., wll.fJ953,., Т.-24, с. 189-242.

96. З.'ЗО. Горький М. В.И.Ленин. Полн. собр. соч. в 25 тт., т.20. - М., 1952, с.7-49.

97. Горький М. О действительности. Сб.: О детской литературе. М.: Детгиз, 1958, с.23-34.

98. Грознова П. Ранняя советская проза. Л.: Наука, 1976.- 204 с.

99. Громов Е. Эстетический идеал. М.: Госполитиздат, 1961.- 64 с.

100. Гуцаленко Л. Диалектика воплощения прекрасного. Минск, Изд--ва БГУ, 1973. - 182 с.

101. Дергачева 3. Проблемы воспитания в литературе 20-х годов. -В сб.: Вопросы истории и теории литературы. Вып.7 и 8. -Челябинск, 1971, с.74-99.

102. Детская литература. Под ред. А.В.Терновского. ГЛ.: Просвещение, 1977. - 431 с.

103. Детская литература. Сое т. Е.Зубарева и З.Пахомова. - Ы.: Просвещение, 1976. - 399 с.

104. Дикушина Н. А.С.Макаренко. В кн.: История русской советской литературы, т.2 - М., 1967, с.267-278.

105. Днепров В. Проблемы реализма. Л., Сов.писатель, I960- 352 с.

106. Дошкольная педагогика. М.: Учпедгиз, 1946. - 352 с.

107. Дремов А. Идеал игерой. М.: Искусство, 1969. - 200 с.

108. Дюжев 10. В поисках лучшего (Проблема героя). В сб.: Литература и общество. - Петрозаводск, 1972, с.43-58.

109. Дюжев Ю. Летописцы страны пионерии. М.: Дет.лит. - 96 с.

110. Дюжев Ю. Эстафета пионерских поколений. В кн.: Дет.лит. 1969. - М., 1969, с.11-14.

111. Егоров А. Искусство и общественная жизнь-. М.: Сов.писатель, 1959. - 409 с.

112. Жизнь и творчество А.П.Гайдара. М.: Детгиз, 1954. - 384с.

113. Жизнь и творчество Б.С.Житкова. М.: Детгиз, 1955. - 592с.

114. Пуков Г. Воспоминания и размыпл&ния* М.: Новости, 1971.- 703 с.

115. Замошкин Н., Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид. Новый мир, 1927, JS 6, с.89-92.

116. Замошкин Н. Изобилие эпохи. Новый мир, 1927, В 6, с.93-96.

117. Западов А. С.екрет голубой чашки. В кн.: В глубине строки.-М.: Сов.писатель, 1975, с.277-295.

118. Зарев П. Эстетический идеал ядро художественного метода.- Вопр.литературы, 1963, J5 12, с.43-59.

119. Зубарева Е. Несущие тягу земную. М.: Дет.лит., 1980.- 1*92 с.

120. Зубарева Е. Проблема юмора в художественной литературе для детей и подростков. Автореф.дкс. канд.филол.н. М.,1968.

121. Зубарева Е. Путями социалистического реализма. Дет.лит., 1980, JS 7. .

122. Ивич А. Воспитание поколений. М.: Дет.лит., 1964. - 432с.

123. Ильенков Э. Проблема идеала в философии. Вопросы философии, 1962, & 10, с.180-181.

124. История русского советского романа в 2 тт., т.1 М.-Л.,1. Наука, 1965. 715 с. .

125. История русской советской литературы I9I7-I965, т.З. М.: . . Наука, 1968.- 643 с. .

126. Камов Б. .А.П.Гайдар. Грани личности. Принципы творчества. . -М.: Сов.Россия, 1979. 170 .с. .

127. Кассиль Л. Вступительная заметка. В кн.: Н.Огнев. Дневник Кости Рябцева. - М., 3-18 с.

128. Коган.М. Лекции, до марксистско-ленинской эстетике. 2-е из. дание. Л.: Изд.Ленинг.ун-та,. 1974. - 766 с. .

129. Кон Л. Советская детская литература. I9I7-I929. М.:Дет-. . гиз, I960. - 320 с.

130. Концепция человека в эстетике социалистического реализма. , М.: Мысль, 1977. - 261 с.

131. Кормчим Л. Забытое оружие. Правда, 1918, 17/П.

132. Корнейчик Т. Проблема художественного показа советской школы. Коммунис tefi е с ко е просвещение, 1933, № 5-6, с. 13-26.

133. Крупская Н. Воскресшая бурса. Правда, 1930, 3/Ш.

134. Кунаева Л. Эстетическое и этическое в жизни и в искусстве. . . -М.: Мысль, 1968. 141 с.

135. Лармин 0. Эстетический идеал и современность. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1964. - 155 с.

136. Лармин 0. Художественный метод и стиль. М.: 1965, МГУ.- 271 с.

137. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. М.: Худож. лит., 1971. - 414 с. .

138. Лойтер С. Там, за горизонтом. М.: Дет.лит., 1973.- 120 с.

139. Луначарский А. Предисловие. к книге стихов Нв.Доронина.- Собр.соч., в 8т., т.2. М., 1964, с.273-274.

140. Луначарский А. Пути детской книги. Книга-детям, 1929,Ж, с.3-14.

141. Лупанова И. "Воспитывать значит революционизировать". -. . Дет.лит., 1967, JS 3, с.49-76.

142. Лупанова И. Полвека. Советская детская литература. М.: , Дет.лит., 1969. - 671 с.

143. Макаренко А. Воспитательное значение. детской литературы.. Собр.соч.в 7тт., М.: АПН РСФСР, т.7, М., 1958, с.175-178.

144. Макаренко А. Детство и литература. Там же, с.201-206. 3*79. Макаренко А. Стиль детской литературы. Там же, с.178-186.

145. Марков Д. Проблемы .теории социалистического реализма. М.: . Худож.лит., 1975. - 352 с.

146. Марков Д. Системное единство социалистического реализма.- Вопросы.литературы, 1983, I, с.39-48.

147. Маркова Е. Функции ретроспекции в художественной системе. (На примере повести А.Гайдара "Военная тайна"). В сб.: Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1981, с.49-57.

148. Маршак С. О большой литературе для маленьких. М.: Худож. . . лит., 1934. - 76 с.

149. Маршак С. Воспитание словом. М.: Сов.писатель, 1964. -. - 584 с.

150. Маршак С. О Борисе Житкове. В кн.: Жизнь и творчество . . Б.С.Житкова. М., 1955, с.6-14. .

151. Маршак С. Об этой книге. В кн.: Г.Белых, Л.Пантелеев. . Республика,Шкид '. Л.: Дет.лит., 1968, с.5-20.

152. Метченко А. Кровное, завоеванное. Из истории советской литературы. Изд.2-е. М.: Сов.писатель, 1975. - 487 с.

153. Мингулина А. Рассказы о героях. Худож.лит., 1932, J& 18, , , с.1-12.

154. Мотяшов И. Воспитание гражданина. М.: Знание, 1967. -, - 67 с.

155. Мотяшов И. Ответственность перед будущим. Дет.лит., 1967, J3 2, с.4-11.

156. Мотяшов,И.П. Мастерская доброты. М.: Дет.лит., 1969. -. . - 318 .с.

157. Муратова К.М.Горький в борьбе за развитие советской лите-. , ратуры. М.-Л.: изд.АН СССР, 1958.- 487 с.

158. Муриан В. Эстетический идеал. М.: Искусство, 1966. -,247с.

159. Муриан В. Реальное и идеальное.в современном киногерое. -. . М.: Искусство,. 1974. - 145 с.

160. Нагибин.Ю. А.Гайдар. Тимур и его команда. Дет.лит., 1940, . . J3 10, с.46-54.

161. Николаев В. Дорогами мечты. и поиска. Творческий путь Л.Кас-. силя. М.: Дет.лит.,. 1965. - 20.0 с.

162. Николаев.В. Путник, шагающий рядом. Очерк творчества Р.Фраермана. М.: Дет.лит., 1974. 175 с.

163. Зубарева Е. Проблема юмора в художественной литературе для детей шлгодростков. Автореф.дис. канд. филол. наук. Мв, 1968. 22 с.

164. Новичкова Н. Произведения Б.С.Житкова для детей. Дне. канд.филол.наук. - Л., 1954. - 389 с.

165. Сетин Ф. Возникновение русской детской литературы и основные этапы ее развития. Дис.док.филсл.наук. - М., 1978.

166. Тимофеева И. Роль журнала "Пионер" в развитии советскойдетской литературы (1924-1932гг.). Канд.дис.фил ал. наук. - Л., 1954, - 308 л.

167. Черниенко Л. Школьная повесть в советской детской прозе 20-30-х годов (Художественные возможности и пути развития). Ав-тореф.дис.канд.филол.наук. М., 1981. - 21 с.

168. Черниенко Л. Школьная повесть в советской детской прозе 20-30-х годов. Дис. .канд.филол.наук. М., 1981. - 181 л.

169. Щекотов Ю. Советская детская проза 20-х годов о революции и гражданской войне. Дис.канд.филол.наук. М., 1979, МИШ. -186 л.

170. Энглерт Е. Революционная героика в советской повести для юношества. Авторе®.дис.канд.филол.наук. -М., 1980. 22 с.