автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Гобой в инструментальной музыке XVIII века

  • Год: 1982
  • Автор научной работы: Давыдов, Вячеслав Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Гобой в инструментальной музыке XVIII века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Давыдов, Вячеслав Петрович

Введение

Раздел I. Возникновение гобоя и истоки исполнительства на нем.

Глава I. Изобретение гобоя и особенности его конструкции

Глава 2. Появление гобоя в инструментальной музыке и начало исполнительства на нем.

Раздел П. Становление гобоя и культуры исполнительства на нем в ХУШ столетии.

Глава I. Совершенствование конструкции

Глава 2. Исполнительство и педагогика.

Глава 3. Эволюция выразительных средств гобоя в творчестве западно-европейских композиторов (позднее барокко, рококо, классицизм)

§ I. Гобой в творчестве французских композиторов

§ 2. Гобой в творчестве итальянских композиторов

§ 3. Гобой в творчестве немецких композиторов

§ 4. Гобой в творчестве чешских композиторов . . 83 9 5. Гобой в творчестве композиторов венской классической школы

Глава 4. Гобой в военном оркестре

Раздел Ш. К интерпретации произведений для гобоя западно-европейских композиторов ЛУШ века

Глава I. Проблемы стиля.

Глава 2. позднее барокко.

Глава 3. Рококо. Предклассическии период.

Глава 4. Классицизм

 

Введение диссертации1982 год, автореферат по искусствоведению, Давыдов, Вячеслав Петрович

Общая характеристика диссертации. Диссертация посвящена исследованию эволюции гобоя в инструментальной музыке ХУШ века и проблеме интерпретации произведений для гобоя композиторов эпохи позднего барокко,рококо и классицизма.

Актуальность темы. Всестороннее воспитание современного гобоиста-профессионала ныне невозможно без знания истории исполнительского искусства на своем инструменте и освоения богатейшего классического репертуара.

Актуальность работы связана с появлением новой характерной тенденции в развитии музыкально-исполнительского искусства XX века, ознаменованной повышенным интересом к творческому наследию композиторов ХУЛ - ХУШ веков. Начатая еще во второй половине XIX века работа по нахождению, изучению, изданию и пропаганде многих неизвестных ранее или незаслуженно забытых произведений композиторов эпохи барокко, рококо и классицизма сейчас приняла громадные масштабы. Вызванные из забвения, сочинения того времени поразили современный мир бесконечным богатством, многообразием и глубиной своего идеино-эмоционального содержания.

Особенно ярко процесс возрождения музыки старинных мастеров виден на примере великого итальянского ломпозитора первой половины Х.УШ века А.Вивальди, чье творчество именно в наше время переживает свое второе рождение. Б XX веке не только открываются новые произведения, но и заново переоценивается музыка, исполнявшаяся в предыдущие столетия. Коренным образом меняется отношение к таким корифеям музыкального искусства ХУШ века, как И.С.Бах,

Г.Ф.Гендель, Х.В.Глюк, Й.Гайдн, Б.А.Моцарт. Только теперь стало по-настоящему осознаваться все величие и значение созданного ими в различных жанрах музыки.

Названный выше процесс возрождения музыки ХУШ и более ранних веков также коснулся и сольной литературы, написанной для духовых инструментов, в том числе для гобоя. К известным ранее немногочисленным произведениям Г.Ф.Генделя, А.Марчелло. Й.Гайдна в последнее время добавилось значительное количество вновь открытых, представляющих большой исполнительский интерес. Так, только в 1920 году австрийским музыковедом Ь.Паумгартнером были найдены в Зальцбурге ноты концерта для гобоя с оркестром до мажор В.А.Моцарта * . Число вновь найденных сочинений для гобоя старинных композиторов продолжает расти. К настоящему времени в нашей стране и за рубежом уже издано свыше 70 концертных и камерных произведений для гобоя, созданных в эпоху позднего барокко, рококо и классицизма. К ним относятся концерты и сонаты Ф.Куперена, Ж.Б. Лойе, А.Вивальди, Т.Альбинони, И.С.Баха, Г.Ф.Телемана, К.Ф.Э.Баха, И.Г.Грауна, Д.Чимарозо, Я.Стамица, А.Розетти, К.Диттерсдорфа, Ф.Крамаржа и других композиторов.

Активное участие в подготовке к изданию и редактировании оригинальных сочинений композиторов ХУШ века принимали видные советские исполнители и педагоги Н.Солодуев, Л.Славинский, М.Оруд-жев, А.Петров, И.Пушечников, а за рубежом - М.Зейферт, Г.Тотхер, Р.Лаухсман, Р.Кох, Р.Мейлан, Д.Маркс, Э.Ротуэлл, Г.Малипьеро, Р.Джазотто, М.Фехнер, В.Ламперт, П.Кароли, Я.Рацек и другие. Клавир концерта впервые издан в Англии (Лондон, 1948). Переложение для гобоя и фортепиано и редакция партии гобоя Б.Па-умгартнера.

Выдержав испытание временем, лучшие образцы художественной литературы дал гобоя композиторов ХУШ века заняли весомое место в концертной и педагогической практике гобоистов. Они способствуют формированию профессиональных качеств современного исполнителя на гобое, развитию его общей музыкальной и исполнительской культуры. Уровень исполнения цроизведений старых мастеров особенно наглядно демонстрирует степень мастерства гобоиста, его владение всем арсеналом исполнительских средств на гобое.

То, как постепенно увеличивался удельный вес музыки ХУШ века в программах исполнителей на духовых инструментах, показывает история Всесоюзных и Международных конкурсов. Так, в программу гобоистов Второго Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, состоявшегося в Ленинграде в 1935 году, входили лишь сочинения Г.Ф.Генделя и В.А.Моцарта. Одним из условий Первого Всесоюзного конкурса исполнителей на духовых инструментах в 1941 году было исполнение одного из произведений классиков ХУШ века в оригинале или в переложении. На Международном конкурсе "Пражская весна" в 1968 году для всех его участников на третьем туре было обязательно исполнение с оркестром одного из концертов Моцарта. I

Особенно сложными и ответственными душ духовиков являются Международные музыкальные конкурсы, проводимые в Мюнхене (ФРГ). На заключительном туре Мюнхенского конкурса 1967 года его участники получили задание исполнить отрывок из сочинений старинной музыки, предложенный членами жюри, украсив его по своему усмотрению мелизмами. Этот факт говорит о частичном возрождении искусства импровизации, свойственного исполнительству ХУШ века и утраченного в XIX столетии. Наиболее показательным с точки зрения содержания программы явился Мюнхенский конкурс 1976 года, продемонстрировавший, как сильно расширился к этому времени репертуар гобоистов за счет сочинений старых мастеров. Произведения композиторов ХУШ века составляли третью часть всей его программы.

Широкое признание в вопросах исполнения музыки ХУШ века получили советские гобоисты - лауреаты Всесоюзных и Международных конкурсов А.Любимов, Е.Непало, В.Курлин, а из зарубежных исполнителей - Г.Холлигер, Э.Ротуэлл, Л.Гуссенс, Г.Шуман, М.Бург и многие другие. Они имеют записи на грампластинках, в которых отразились их собственные интерпретации произведений старинной музыки.

Все большее значение приобретает сольная литература классиков ХУШ века в учебном процессе в Московской консерватории имени П.И.Чайковского, а также на отделениях духовых инструментов других средних и высших музыкальных заведений. Советская музыкальная педагогика опирается на известное положение В.И.Ленина о том, что "нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из нее построить социализм. Нужно взять всю науку, технику, знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не можем" /2. Т. 38, с. 55/. Следует сказать, что В.И.Ленин вел непримиримую борьбу с деятелями Пролеткульта, отрицавшими необходимость освоения богатейшего культурного наследия прошлого.

Заслуга в создании и введении в 19з(3-е годы принципиально новых программ для обучения духовиков, включающих лучшие произведения зарубежной и русской классики (в оригинале и переложении), принадлежит выдающемуся советскому музыканту, основоположнику советской научной методики игры на духовых инструментах, профессору Московской консерватории С.В.Розанову (1871 - 1937). Ратуя за необходимость более широкого и углубленного изучения музыки прошлых эпох, он пишет: "Знание истории возникновения и развития духовых инструментов, развития общей техники и развития инструментальной музыки поможет учащемуся правильно подойти к инструменту, раскроет возможности наиболее совершенного овладения им" /119, с. 4/.

В 1975 году была утверждена новая программа для специальных классов духовых и ударных инструментов музыкальных вузов страны, пересмотренная кафедрой духовых инструментов Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. В ней подчеркивается, что "основное место в репертуаре специальных классов должна занимать классическая музыка, произведения советских авторов, а также наиболее ценные в художественном отношении образцы современной зарубежной музыкальной литературы" /134, с. 4/. Если просмотреть примерный репертуарный список по классу гобоя ^ , то из 90 произведений крупной формы (оригинальных и переложений) 37 сочинений цринадлежат композиторам ХУШ века, что составляет 41$ от их оощего числа. Программа по специальности является важной частью комплексного плана идейно-воспитательной работы, рассчитанного на весь период обучения.

Повышение роли классики в воспитании гобоистов вызывает необходимость в глубоком изучении сохранившегося наследия авторов ХУШ века для духовых инструментов в его историческом и исполнительском аспектах.

Цель диссертации. Показать исторические предпосылки возникновения гобоя и истоки исполнительства на нем во второй половине ХУЛ века. Проследить совершенствование конструкции и развитие выразительных средств гобоя как оркестрового, концертного и ансамблевого инструмента в музыке композиторов эпохи позднего барокко, рококо и классицизма. Осветить состояние исполнительства и обучения на гобое в ХУШ веке. Исследовать роль гобоя в военном оркестре стран Западной Европы и России ХУШ века. Рассмотреть вопросы интерпретации сольной литературы для гобоя западно-европейских

Список составлен М.М. Орудаевым и А.В.Петровым. композиторов исследуемого периода.

Новизна и научные положения диссертации. Предлагаемая диссертация "Гобой в инструментальной музыке ХУШ века" является первой работой, специально посвященной исследованию начального периода в истории гобоя - периода становления гобоя как нового язычкового духового инструмента в странах Западной Европы и России.

Можно условно определить три основных этапа, которые прошел гобой за более чем 300-летний период своей истории. Первый этап длится со времени изобретения гобоя в середине ХУЛ века до конца ХУШ столетия. Имея еще весьма примитивное устройство и ограниченные технические возможности, гобой, тем не менее, благодаря своим замечательным звуковым качествам, оыстро стал одним из ведущих инструментов оперного и военного оркестров. Второй этап эволюции гобоя приходится почти на весь XIX век и продолжается до создания новой французской системы. Конструкция инструмента заметно совершенствуется, увеличивается количество клапанов, расширяется диапазон, прогрессирует техника. Русские и зарубежные композиторы широко используют гобой в своих произведениях, раскрывая его специфические свойства. Третий этап истории гобоя падает на последние десятилетия XIX века и XX столетие. Начало ему положила коренная реформа конструкции инструмента, которая произошла во Франции в 1881 году. Французская система намного расширила выразительные и технические возможности гобоя, приблизив его по степени виртуозности к флейте и кларнету. Современные зарубежные и советские композиторы предъявляют к гобоистам исключительно высокие требования как художественного, так и технического порядка.

Тема данной диссертации ограничена рамками первого периода истории гобоя, основная часть которого относится к ХУШ столетию. В предлагаемой работе впервые подробно исследуется процесс развития выразительных средств гобоя в инструментальной музыке композиторов ХУШ века. Определяя основные исторически ооусловленные факторы этого процесса, диссертант использовал положение С.Левина о том, что "изучение музыкальных инструментов неотрывно от музыкального творчества, художественной и бытовой практики, общего развития культуры и искусства. Основополагающим является триединство: музыка - исполнение - конструкция. Эволюция конструкции выступает прямым следствием развития музыкального творчества и, вслед за ним - исполнительского мастерства. В свою очередь, совершенствование инструмента создает условия для дальнейшего развития инструментальной музыки и искусства исполнения" /71, с. Ъ/.

При выявлении исторической закономерности, предопределяющей развитие гобоя, автор исходил из выдвинутого Ю.А.Усовым тезиса, который состоит в том, что "в основе совершенствования выразительных, виртуозных возможностей и конструкций духовых инструментов, становления исполнительской культуры лежит их оркестровая сущность. Функции духовых инструментов в оркестре менялись и возрастали в зависимости от закономерностей исторического развития оркестровых стилей. Именно в этом коренное отличие истории духового исполнительства от истории смычкового и фортепианного искусства" /140, с. 6/.

Возникнув вследствие новых потребностей в области оркестрового звучания во второй половине ХУЛ века (создание оркестра нового типа в оперно-балетном театре Ж.Б.Люлли), гобой затем развивался прежде всего как оркестровый инструмент. Среди духовых инструментов он, наряду с флейтой, занимал ведущее положение в ор-кестрово-исполнительской практике почти всего ХУШ столетия. Звучание оркестра ХУШ века с участием духовых редко обходилось без тембра гобоя и в нашем представлении, как правило, ассоциируется со специфическим "носовым" гобойным звуком. В диссертации обосновывается положение о том, что такой усиленный интерес композиторов той эпохи к гобою не был случайным. Преобладание тембра гобоя в оркестре ХУШ века объясняется тем, что он наилучшим образом отвечал художественно-эстетическим тенденциям музыкального искусства того времени, прежде всего в области выразительности и гибкости звука. Современники очень высоко ценили гобой, полагая, что по звучанию он ближе всего стоит к человеческому голосу.

Бурное развитие оркестрового исполнительства на гобое, в свою очередь, вызвало подъем сольного и ансамблевого исполнительства на этом инструменте, что позволяет назвать ХУШ столетие "золотым веком" гобоя. Рост исполнительского искусства на гобое обусловил создание для него обширнои концертной и камерной литературы. В диссертации показывается, что эволюция и трактовка гобоя в инструментальной музыке, наряду с другими факторами, зависела от определенных стилевых направлений эпохи (позднее барокко, рококо, классицизм), особенностей национальной школы и индивидуальной творческой манеры композитора.

Важным положением диссертации следует считать то, что композиторы ХУШ века не только широко и всесторонне использовали гобой в своем творчестве, но и с большим мастерством раскрыли его внутреннюю природу, выявив присущее ему мелодическое, певучее начало. Тем самым творческая практика ХУШ века предопределила дальнейшую эволюцию и основной характер трактовки тембра гобоя в музыке XIX и XX веков.

В соответствии с целью диссертации, специальное внимание в работе уделяется вопросам интерпретации сольных произведений для гобоя, написанных композиторами ХУШ века. В ней подчеркивается, что правильное, соответствующее содержанию музыки исполнение возможно только при условии успешного решения проблемы стиля. В связи с этим, диссертант развивает положение о том, что произведения старинных композиторов не могут быть верно переданы современным исполнителем без глубокого понимания их стилевых особенностей. Произведения, относящиеся к различным стилевым направлениям, требуют неодинакового подхода к их интерпретации.

Исполнение музыки ХУШ века автор тесно связывает со спецификой работы основных компонентов исполнительского аппарата гобоиста (дыхание, амбушюр, язык, пальцы, слух). Рассматривая вопросы звука, динамики, артикуляции, фразировки, темпа, орнаментики, возникающие при интерпретации сольных сочинений для гобоя композиторов ХУШ века, диссертант обосновывает положение, согласно которому концертный репертуар для гобоя эпохи позднего барокко,- рококо и классицизма оказывает важное воздействие на формирование исполнительского мастерства современного гобоиста.

Материалы для исследования. В диссертации использованы и обобщены материалы, опубликованные в специальных трудах советских и зарубежных авторов, а также в советской периодической печати.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинская философия и эстетика, фундаментальные положения советской музыкально-исторической и исполнительской науки. Эволюция гобоя в инструментальной музыке ХУШ века прослеживается как закономерный историческии процесс в свете диалектико-материалистичес-кого учения о "всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления" /I. Т. 20, с. 145/.

Давая характеристику основным стилевым направлениям и течениям в музыкальном искусстве ХУШ столетия, диссертант опирался на современные оценки и положения, изложенные в последнем советском издании "Музыкальной энциклопедии" (тома I, П, Ш, 1У, У. М., 1У73 - 1981). При рассмотрении стилевых категорий барокко, рококо и классицизм делается краткий социально-экономический анализ общественных отношений исследуемого периода.

Обзор литературы по теме. Среди немногих специальных работ, посвященных исследованию истории гобоя и искусства игры на нем, самой значительной в нашей стране является кандидатская диссертация Е.Носырева "К истории гобоя и исполнительства на нем" (Саратов, 1958). Собранный в ней большой и ценный фактологический материал лег в основу книги "Гобой" того же автора, изданной на украинском языке (Киев, 1974). Более сжато история гобоя излагается в брошюре П.Юргенсона "Гобой" из серии "Музыкальные инструменты", выпускаемой издательством "Музыка" и Ленинградским институтом театра, музыки и кинематографии (М., 1У73).

Ценные сведения об эволюции гобоя в оркестре, развитии конструкции и исполнительства на нем содержатся в фундаментальных работах С.Леыша ("духовые инструменты в истории музыкальной культуры", Л., 1973) и Ю.Усова ("История зарубежного исполнительства на духовых инструментах, М., 1978). Важное значение для темы диссертации имеют труды Д.Рогаль-Левицкого в области исследования истории оркестра - "Современный оркестр" (тт. I - 4. М., 1953 -1956) и "Беседы об оркестре" (М., 1961).

Вопросы истории военного оркестра и духового исполнительства в России ХУШ века изучены советскими исследователями достаточно подробно. Прежде всего это кандидатские диссертации Ю.Усова "История отечественного исполнительства на духовых инструментах" (М., 1972), А.Баранцева "История обучения игре на духовых инструментах в России конца ХУЛ - начала XX века" (Петрозаводск, 1973),

A.Розенберга "Русская культура духовых инструментов ХУШ века" (М., 1976), а также отдельные работы В.Матвеева, Б.Кожевникова,

B.ТУтунова, М.Хаханяна и других.

В процессе работы над диссертацией автор опирался на достижения советской музыкально-исторической науки в области истории русской и зарубежной музыки. Здесь в первую очередь необходимо назвать труды известных советских ученых-музыковедов Б.Асафьева, М.Друскина, Т.Ливановой, В.Конен, С.Скребкова, Ю.Келдыша, в которых дается научно обоснованная характеристика как стилевых направлений, течений и периодов развития в музыкальном искусстве ХУШ века, так и особенностей творчества того или иного композитора.

При исследовании проблем, связанных с интерпретацией произведений для гобоя композиторов ХУШ века, автор использовал советскую научно-методическую литературу по вопросам теории и практики исполнительства на духовых инструментах, - прежде всего общие методические работы С.Розанова (М., 1938), Н.Платонова (М., 19й8), Б.Дикова (М., 1962), А.Федотова (М., 1975). Развитие советской научно-методической мысли в области духового исполнительства в значительной степени стимулировало издание сборника статей "Методика обучения игре на духовых инструментах". К настоящему времени уже вышло четыре выпуска этого сборника, осуществленные под редакцией Е.Назайкинского (I выпуск - М., 1964) и Ю.Усова (11 выпуск - М., 1966; Ш выпуск - М., 1971; 1У выпуск - М., 1976).

Значительный вклад в развитие специальной методики обучения игре на гобое внес И.Пушечников. В написанных им работах "Значение артикуляции на гобое" (Ш выпуск "Методики обучения игре на духовых инструментах"), "Музыкальный звук гобоиста как основа художественной выразительности" (1У выпуск "Методики обучения игре на духовых инструментах"), "Развитие техники пальцевого аппарата гобоиста" (сборник статей "Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики", М., 1979) ставятся и решаются важные проблемы атаки, формирования звука и работы пальцев при игре на гобое.

Большой интерес представляют специальные работы А.Абдуллаева "Теория и практика исполнительства на гобое" (Баку, 1968), Е.Носырева "Методика обучения игре на гобое" (Киев, 1971), А.Нетрова "Некоторые вопросы начального обучения игре на гобое французской системы" ^ .

Непосредственное отношение к теме диссертации имеют работы Н.Платонова, Р.Тирехина, В.Петрова, освещающие вопросы истории создания, редакций и интерпретаций сочинений для флейты, фагота и кларнета композиторов ХУШ века (опубликованы во 11, Ш и 1У выпусках "Методики обучения игре на духовых инструментах"). Несомненную ценность представляют статьи "М.А.Иванов, Н.Н.Солодуев -артисты, педагоги" М.Оруджева и А.Петрова и "Мои учителя - Н.Б. Назаров, М.И.Иванов, Н.Н.Солодуев*' И.Пушечникова, вышедшие в сборнике "Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории" (М., 1У79, под ред. Т.Гайдамович). Их авторы делятся воспоминаниями, как проходила работа над произведениями классиков ХУШ века в1 классе трех выдающихся советских педагогов-гобоистов.

Касаясь трудов зарубежных исследователей, надо сказать, что ими было много сделано по изучению эволюции конструкции гобоя, истории исполнительства на нем и развития выразительных средств гобоя в оркестре. Первой работой такого рода стала книга немецких исследователей Л.Бехлера и Б.Рамма "Гобой и родственные ему ин-р струменты" , опубликованная в Лейпциге в начале XX века. Из работ, изданных за рубежом в недавнее время, наиболее значительными являются книги-монографии на английском языке, принадлежащие о

Ф.Бате ("Гобой. Очерки его истории, развития и конструкции" ), Работа находится в печати. р

L.Bechler und В.Rahm. Die ОЪое und dia ihr virwunden Instrument. Leipzig, 1914. Bate Ph. The ОЪое. An outline of its history, development and construction. Ill edition. London-New-York, 1975.

Л.Гуссенсу и Э.Роксбургу ("Гобой", под общей редакцией И.Менухина ^ ). Большую научно-историческую ценность имеет статья английр ского исследователя Д.Маркса "Звук гобоя эпохи барокко" , в которой с новых научных позиций пересматривается старый и неверный взгляд на звук гобоя второй половины ХУЛ - первой половины ХУШ века.

К числу фундаментальных работ по истории духовых инструментов, вышедших за рубежом, относятся труды А.Байнеса, А.Карса, Д.Уитвелла, К.Закса, И.Кратохвила и других. На русский язык переведены интересные книги "Музыкальные инструменты" А.Модра (М., 1959, перевод с чешского), "Современные оркестровые инструменты" К.Закса (М., 1у32, перевод с немецкого), "История оркестровки" А.Карса (М., 1932, перевод с английского).

Автор использовал материал по истории военного оркестра в странах Западной Европы ХУШ века, содержащийся в капитальных исследованиях "Духовой оркестр и его инструменты" А.Клэппа ^ , "Исследование военной музыки" Х.Эдкинса ^ , "Оркестр в ХУШ столетии" А.Карса 5 .

Среди зарубежных работ методического характера заслуженной

1 Goossens L., Roxburgh E. Oboe. New-York, 1977. 2

Marx J. The tone of Baroque Oboe. Galpin Society Journal, 1951, vol. 4. A.Clapp. The wind-band and its instruments. Portland,1976 ^ H.Adkins. Treatise on the military band. London-New-York,

1958.

A.Carse. The orchestra in the XVIII century. Cambridge,

1940. популярностью пользуется книга "Техника гобоя", принадлежащая перу известной английской гобоистки Э.Ротуэлл ^ . Большая часть этой работы, рассчитанной в основном на исполнителей, обучающихся игре на гобое самостоятельно, переведена на русский язык и опубликована во П выпуске сборника статей "Методика обучения игре на духовых инструментах" /М., 1У66/.

На русский язык переведен ряд ценных работ, в которых освещается история музыки в интересующий нас период, дается глубокая оценка творчества того или иного композитора или рассматриваются различные проблемы интерпретации музыки ХУШ века. К ним относятся: "Заметки о Люлли", "Музыкальное путешествие в страну прошлого", "Гендель" и другие музыкально-исторические работы Р.Роллана, вошедшие в ХУ1 и ХУЛ тома Собрания его сочинений (Л., 1935, перевод с французского), книги "Музыка эпохи рококо и классицизма" Э.Бюкена (М., 1934, перевод с французского) и "Старинная музыка" В.Ландовска (М., 1913, перевод с польского), крупный научный труд "Иоганн Себастьян Бах" А.Швейцера (М., 1965, перевод с немецкого), капитальные исследования "Интерпретация Моцарта" Е. и П. Бадура-Скода (М., 197^, перевод с немецкого), "Орнаментика в музыке" • А.Бейшлага (М., 1978, перевод с немецкого) и другие.

Исследование проблем, связанных с темой диссертации, требует исторического подхода к изучению явлений искусства прошедших эпох.

В ХУШ веке были созданы значительные труды Ф.Куперена, И.Кванца, К.Ф.Э.Баха, И.Маттезона, X.Шуберта и других музыкантов, посвященные различным вопросам эстетики, теории и практики исполнительства и не потерявшие своего значения до сегодняшнего дня. Специаль

E.Rothwell. Oboe Technique. Second edition. Oxford University Press, 1962. ного внимания заслуживают два изданных на русском языке выпуска "Музыкальных путешествии" крупнейшего английского ученого-историка музыки Ч.Берни (Л., 1961; М.-Л., 1967, перевод с английского).

Если вопросы развития конструкции гобоя и исполнительства на нем к настоящему времени изучены достаточно полно, то этого нельзя сказать в отношении изучения эволюции выразительных средств гобоя как оркестрового инструмента. Детально исследуя начальный период истории гобоя и искусства игры на нем, автор расширяет сведения о трактовке гобоя в оркестре, для чего анализу подверглись многие не рассматривавшиеся ранее партитуры композиторов ХУШ века, на основании которых были сделаны выводы об эволюции гобоя в оркестровой музыке ХУШ столетия. Диссертант не только собрал и обобщил материал, содержащийся в различных источниках, но и дал принципиально новую оценку начальному периоду истории гобоя, определив его историческое место и значение в общей эволюции инструмента.

Что касается исследований в области истории создания и исполнения сольных произведений для гоооя композиторов ХУШ века, то они имеются лишь в немногих источниках и носят отрывочный характер, охватывая ограниченный круг сочинений и отдельные стороны их исполнения. В диссертации впервые подрооно указывается тот вклад, который внесли композиторы ХУШ века в развитие выразительных и технических возможностей гобоя как сольного и ансамблевого инструмента. При исследовании истории появления концертной и камерной литературы для гобоя и проблемы ее интерпретации соискателем была выполнена работа по стилево-исполнительскому анализу ее лучших образцов с целью выявления их эстетической и практической ценности для формирования исполнительского мастерства гобоиста.

Практическая ценность и апробация диссертации. Одной из главных задач исследования является его практическая направленность.

Материал диссертации расширит представление исполнителей, дирижеров и композиторов о начальном периоде истории гобоя. Знание эволюции и характера использования выразительных средств гобоя в инструментальной музыке ХУШ столетия поможет им глубже понять специфику звуковых и технических качеств гобоя, впервые выявленную композиторами эпохи позднего барокко, рококо и классицизма.

Содержание работы призвано усилить воспитательное значение классики ХУШ века в учебном процессе в средних и высших музыкальных заведениях. Автор ставит задачу стимулировать интерес 1фепо-давателей к расширению репертуара для гобоя путем привлечения малоизвестных сочинений старых мастеров. В диссертации содержатся конкретные практические рекомендации, которые могут помочь молодым музыкантам овладеть необходимыми стилево-исполнительскими навыками при разучивании сольных произведений для гобоя композиторов ХУШ столетия. Использование результатов исследования в процессе обучения будет способствовать улучшению методики работы в классе над классическим репертуаром и придаст ей более творческий, ы о планомерный и целеустремленный характер.

Диссертация прошла апробацию на кафедре духовых и ударных инструментов Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Ее основные идеи нашли применение в личной педагогической практике автора на Военно-дирижерском факультете при Московской консерватории.

Содержание и структура диссертации. Логическая структура работы определяется ее целью, задачами, содержанием и научными положениями. Диссертация состоит из трех разделов, каждый из которых делится на главы. Работа имеет Введение, Заключение, Библиографию (156 источников на русском и 41 - на иностранных языках) и Приложение (отдельным томом), в которое входит 14 рисунков (иллюстраций) и 225 нотных примеров. В соответствии с охватываемым кругом проблем, первый и второй разделы носят историко-исследо-вательский, а третий раздел - научно-методический характер.

Автор выражает искреннюю признательность членам кафедры духовых и ударных инструментов Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского и кафедры инструментов военного оркестра Военно-дирижерского факультета при Московской консерватории за оказание неоценимой помощи в процессе подготовки и написания диссертации.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Гобой в инструментальной музыке XVIII века"

3 А К Л 10 Ч Е Н И Е

Гобой, как новый духовой инструмент деревянной группы, появился в середине ХУЛ века вследствие новых идейно-эстетических потребностей музыкального искусства, прежде всего в области ор-кестрово-исполнительской практики. Оркестр явился той "лабораторией", внутри которой происходило сначала испытание, а затем развитие заложенных е новом инструменте выразительных и технических возможностей.

Наиболее благоприятные условия для возникновения гобоя сложились в это время во Франции. В результате усилий французских мастеров и музыкантов, работавших при дворе Людовика Х1У, был создан принципиально новый язычковый инструмент сопранового регистра, отвечавший эстетическим требованиям Ж.Б.Люлли в области оркестрового звучания. Главным итогом изобретения гобоя было получение ценных зБуковых качеств, отсутствовавших у его предшественников. Вскоре после своего появления гобой выходит за пределы Франции и находит широкое применение в театральном оркестре Г.Перселла.

Интенсивное развитие общей инструментальной культуры на рубеже ХУЛ - ХУШ веков обусловило быстрое распространение гобоя в других западно-европейских странах и в России. Хотя простая двух-трехклапанная конструкция гобоя на протяжении почти всего ХУШ столетия оставалась в общих чертах неизменной, можно по внешним признакам Еыделить три основных типа инструмента того времени: гобой "эпохи барокко", гобой "переходного" типа, гобой "раннего классического периода". Однако замечательные темброЕо-звуковые свойства гобоя (выразительность, гибкость, способность к тонким динамическим градациям) обеспечили ему огромную популярность и выдвинули его в число ведущих духовых инструментов в оркестре

ХУШ века. В это время переживает подъем не только оркестровое, но сольное и ансамблевое исполнительство на гобое, чему способствовала система обучения игре на духовых инструментах в странах Западной Европы (консерватории в Италии, институт "Бедных школьников" е Германии, всеобщее музыкальное обучение в Чехии и т.д.) и в России (крепостные оркестры, театральные школы, воспитательные дома, инструментальный класс при Придворной капелле).

Западно-европейские композиторы ХУШ века дали совершенные образцы глубоко индивидуальной и разнообразной трактовки тембро-во-звуковой палитры гобоя, сумев прежде всего раскрыть свойственные ему певучие качества. Развитие выразительных средств гобоя в инструментальной музыке протекало в тесной зависимости от смены основных стилевых направлений эпохи. Выдающуюся роль в становлении гобоя как оркестрового, концертного и ансамблевого инструмента сыграли мастера эпохи позднего барокко А.Вивальди, Г.Ф.Гендель, И.С.Бах и Г.Ф.Телеман. Пройдя ряд этапов эволюции в творчестве французских, итальянских, немецких и чешских композиторов (рококо, сентиментализм, предклассический период), гобой высшей точки развития в ХУШ веке достиг в музыке композиторов венской классической школы Й.Гайдна, В.А.Моцарта и Л.Бетховена.

Без эволюции гобоя трудно представить историю развития военно-духовой музыки того времени. Введенные Епервые в военный оркестр французской армии по инициативе Ж.Б.Людли еще во второй половине ХУЛ века, гобои в следующем ХУШ столетии в течение долгого времени несли основную мелодическую нагрузку в европейском военном оркестре. Заняв место зурн в оркестре янычар, гобои преобладали в военном оркестре вплоть до внедрения кларнетов во второй половине ХУШ века.

Особое значение как инструмент военного оркестра гобой приобрел в России ХУШ столетия. Введенные в результате военных реформ Петра I новые штаты военных оркестров, е которых гобоисты в количественном отношении превосходили остальных оркестрантов, действовали почти до конца ХУШ века. Лишь в 1796 году указом Павла I гобои были упразднены в русском военном оркестре и заменены кларнетами.

Западно-европейские композиторы не ограничились оркестровой сферой применения гобоя, создав для него обширную концертную и камерную литературу, не потерявшую своего художественного значения до настоящего времени. Она все шире входит в концертный репертуар гобоистов, в учебные программы по специальности музыкальных училищ и вузов, в программы Всесоюзных и Международных конкурсов. Вот почему все актуальнее становится постановка и решение проблемы интерпретации музыки ХУШ века.

На основании результатов стилево-исполнительского анализа сольных произведений для гобоя композиторов эпохи позднего барокко, рококо и классицизма автор приходит к выводу о том, что они дают возможность исполнителю овладеть различными жанрами и формами инструментальной музыки как полифонического, так и го-мофонно-гармонического склада, и заключают сложные художественные и технические задачи, которые в своей совокупности способствуют развитию в правильном направлении всех компонентов исполнительского мастерства гобоиста. Можно с полной уверенностью утверждать, что сольная литература для гобоя ХУШ века благодаря богатству содержания, огромному образно-эмоциональному диапазону, наличию твердой тональной основы и ясной фактуры с рельефным выделением сольной партии служит Боепитанию чувства стиля, хорошего вкуса и общей музыкально-исполнительской культуры гобоиста.

Приводимые в диссертации практические рекомендации и указания по исполнению сольных произведений, трактовка динамики, артикуляции, темпа, мелизмов и т.д. не являются чем-то единственно возможным и непреложным. Музыка ХУШ века предоставляет гобоисту достаточный простор для творчества. Автор стремился лишь пробудить у исполнителя творческую инициативу, воображение, направить процесс поиска исполнительских решений по верному пути, диктуемому стилевыми особенностями исполняемого произведения.

Однако, изучение музыки прошлого не должно замыкаться только рамками своего инструмента. Чтооы войти в стиль и осмыслить музыку той или иной эпохи, нужно прослушать, а если возможно, и проиграть много сочинений оперной, оркестровой, концертной, камерно-инструментальной литературы композиторов ХУШ века и таким образом "вжиться" в их образно-эмоциональный и интонационный строй. Наконец, исполнителю надо быть знакомым с художественным наследием в области смежных искусств - живописи, архитектуры, театра, литературы. Именно в них исполнитель может постигнуть то главное, но порой неуловимое, что так необходимо в передаче самого духа и логики развития музыки эпохи позднего барокко, рококо и классицизма. Только все вместе Езятое поможет выработать устойчивые навыки чувства стиля, основанные на глубоком осмыслении закономерностей идейно-художественных тенденций в искусстве ХУШ века.

Проблема интерпретации музыкальной классики ХУШ века не может успешно решаться без учета достижений современной музыкальной науки в области исторического и теоретического музыкознания, марксистско-ленинской эстетики, без учета сделанного исследователями клавирной, скрипичной и виолончельной музыки и работ по общей и частной методикам преподавания игре на духовых инструментах.

В XX веке музыкально-исполнительское искусство поднялось на новую, более высокую ступень, что привело к появлению новой отрасли музыковедческой науки, посвященной изучению исполнительского творчества. Становится все очевиднее, что без разработки вопросов теории и истории исполнительства, актуальных проблем современной педагогической мысли невозможно дальнейшее развитие исполнительского искусства. Все больше появляется работ, исследующих различные эстетические, исторические, теоретические и методические аспекты музыкального исполнительства. Выходят в свет книги и статьи с воспоминаниями и размышлениями выдающихся русских, советских и зарубежных музыкантов об особенностях творческого исполнительского процесса, об интерпретации музыкальных произведений классики и современности.

Тема диссертации открывает перспективы дальнейшей разработки проблем в области исследования сольной литературы для гобоя классиков лУШ века. Наметим несколько направлений, на которые может ориентироваться мысль и труд исследователя.

Одно из них предполагает поиск, изучение и внедрение в исполнительскую и педагогическую практику гобоистов неизвестных пока концертных и камерных сочинений. К настоящему времени опубликована и изучена лишь небольшая часть всей художественной литературы, созданной для гобоя в ХУШ веке. Музыковедов и исполнителей еще ждет немало интересных и ярких открытий новых произведений того времени.

Другое направление исследований связано с продолжением изучения проблем интерпретации уже известных и апробированных сочинений композиторов эпохи позднего барокко, рококо и классицизма. Сюда входят: оценка существующих и создание новых редакций произведений старых мастеров, отвечающих современным требованиям музыкально-исполнительской науки; анализ исполнительских интерпретаций музыкальной классики ХУШ века крупнейшими советскими и зарубежными гобоистами; обобщение передового педагогического опыта работы в классе выдающихся педагогов.

Вопросы исполнения старинной музыки находятся в тесной зависимости от состояния методики игры и обучения на гобое. Поэтому в перспективе потребуется дальнейшее развитие теории исполнительства и методики преподавания игре на гобое. С другой стороны, более углубленное изучение первого периода истории гобоя и исполнительства на нем не только расширит наше представление об эволюции гобоя в целом, но и будет способствовать обогащению материала по общей истории зарубежного и отечественного исполнительства на духовых инструментах, которая является профилирующей дисциплиной в системе подготовки специалистов-духовиков в высшем звене.

Успешное освоение творческого наследия классиков ХУШ века как важнейшей части Есего репертуара, созданного для гобоя, в конечном итоге служит улучшению подготовки высокопрофессиональных и всесторонне образованных музыкантов, подъему на более высокий уровень современного искусства игры на гобое.

 

Список научной литературыДавыдов, Вячеслав Петрович, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 5 - 338.

2. Ленин В.И. Успехи и трудности Советской власти. Полн. собр. соч., т. 38, с. 39 - 73.

3. Абдуллаев А. Теория и практика исполнительства на гобое. -Баку: Азернешр, 1968. 164 с.

4. Алексеев А. 0 воспитании музыканта-исполнителя. Сов. музыка, 1980, № 2, с. 72 - 77.

5. Андреев Е.Т. Об исполнении мелизмов на духовых инструментах. В кн.: В помощь военному дирижеру. Вып. ХУЛ. - М., 1978, с. 3 - 83.

6. Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика. В кн.: Методика обучения игре на духовых инструментах: (Сб. статей). Вып. 1У / Под общ. ред. Ю.А.Усова. - М., 1976, с. II - 31.

7. Асафьев Б.В. Гайдн. В кн.: Асафьев Б.В. О симфонической и камерной музыке. - Л., 1981, с. 8 - II.

8. Асафьев Б.В. Моцарт и современность. В кн.: Асафьев Б.В. Об опере. - Л., 1976, с. 223 - 226.

9. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. I и 2. -Изд. 2-е. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1971. - 376 с.

10. Асафьев Б.В. Новое дело. В кн.: Асафьев Б.В. Об опере. -Л., 1976, с. 231 - 233.

11. Асафьев Б.В. Путеводитель по концертам. 2-е изд. - М.: Сое. композитор, 1978. - 200 с.

12. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. Пер. с англ. М.: Музыка, 1965. -272 с.

13. Бадура-Скода Е. и Бадура-Скода П. Интерпретация Моцарта. Пер. с нем. М.: Музыка, 1972. - 373 с.

14. Баранцев А.П. История обучения игре на духовых инструментах в России конца ХУЛ начала XX веков. Дис. канд. искусствоведения. - Петрозаводск, 1973. - 188 л.

15. Баренбойм Л.А. Как исполнять Моцарта. В кн.: Бадура-Скода Е. и Бадура-Скода П. Интерпретация Моцарта. - М., 1972, с. 257 - 367.

16. Баренбойм JI.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. -Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1974. 335 с.

17. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. 2-е изд., доп. - Л.: Сов. композитор. Ленингр. отд-ние, 1979. - 352 с.

18. Бах К.Ф.Э. Опыт истинного искусства игры на клавире. Пер. с нем. В кн.: Музыкальная эстетика Западной Европы ХУЛ - ХУШ веков / Сост. В.П.Шестаков. - М., 1971, с. 281 - 297.

19. Бейшлаг А. Орнаментика в музыке. Пер. с нем. М.: Музыка, 1978. - 320 с.

20. Белецкий И.В. Антонио Вивальди. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1975. - 87 с.

21. Берни Ч. Музыкальные путешествия: Дневник путешествия 1770 г. по Франции и Италии. Пер. с англ. JI. : Музгиз. Ленингр. отд-ние, 1961. - 203 с.

22. Берни Ч. Музыкальные путешествия: Дневник путешествия 1772 г. по Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии. Пер. с англ. М.-Л.: Музыка.Ленингр. отд-ние, 1967. - 290 с.

23. Бодана Е.А. Творческая природа музыкального исполнительства. Дис. канд. искусствоведения. Киев, 1975. - 194 л.

24. Браудо И.А. Артикуляция. В кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 5 / Ред. коллегия: А.А.Николаев (отв. ред.) и др. - M., 1969, с. 90 - 133.

25. Браудо И.А. Об органной и клавирной музыке. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1976. - 152 с.

26. Бэлза И.Ф. Очерки развития чешской музыкальной классики. -М.-Л.: Музгиз, 1951. 588 с.

27. Бюкен Э. Музыка эпохи рококо и классицизма. Пер. с нем. -М.: Музгиз, 1934. 270 с.

28. Вальтер И. Музыкальный словарь или Музыкальная библиотека. Дер. с нем. В кн.: Музыкальная эстетика Западной Европы ХУЛ - ХУШ веков / Сост. В.П.Шестаков. - M., 1971, с. 277 -280.

29. Веприк A.M. Очерки по вопросам оркестровых стилей. 2-е, испр. изд. - М.: Сов. композитор, 1978. - 427 с.

30. Веприк A.M. Трактовка музыкальных инструментов. 2-е изд. -М.: Музгиз, 1961. - 302 с.

31. Вопросы музыкального стиля: (Сб. статей). Отв. ред. и сост. М.Г.Арановский. Л.: Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии, 1978. - 175 с.

32. Гайдамович Т.А. Виолончельные сонаты Бетховена: (Метод, советы исполнителям). М.: Музыка, 1981. - 71 с.

33. Гигов К.А. Основные проблемы исполнительства на духовых инструментах в камерном ансамбле: (На примере духового квинтета: флейта, гобой, кларнет, валторна и фагот). Дис. канд. искусствоведения. М., 1977. - 198 л.

34. Гинзбург JI.C. Об интерпретации музыки ХУШ века. В кн.: Музыкальное исполнительство. Вып. 8 / Ред. коллегия: А.А.Николаев (отв. ред.) и др. - М., 1973, с. 138 - 155.

35. Гинзбург Л.С. О некоторых эстетических проблемах музыкального исполнительства. В кн.: Гинзбург JI.C. Исследования, статьи, очерки. - М., 1971, с. 209 - 250.

36. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением. 4-е изд., доп. - М.: Музыка, I9SI. - 143 с.

37. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном исполнительстве. В кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 2 / Под ред. Л.С.Гинзбурга и А.А.Соловцова. - М., 1958, с. 3 - 13.

38. Горбачев В. Двойное staccato на язычковых духовых инструментах. В кн.: Методика обучения игре на духовых инструментах: (Очерки). Вып. П / Под общ. ред. Ю.А.Усова. - М., 1966, с. 112 - 181.

39. Данскер И.М. Обучение гобоистов в детских музыкальных школах и училищах. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1968. - 24 с.

40. Диков Б.А. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.: Музгиз, 1956. - 101 с.

41. Диков Б.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. -' М.: Музгиз, 1962. 116 с.

42. Диков Б.А., Седракян A.M. О штрихах духовых инструментов.

43. В кн.: Методика обучения игре на духовых инструментах: (Очерки). Вып. П / Под общ. ред. Ю.А.Усова. М., 1966, с. 182 -210.

44. Закс К. Современные оркестровые музыкальные инструменты.

45. Пер. с нем. М.: Огиз - Музгиз, 1932. - 88 с.

46. Зейфас Н.М. Маттезон и теория оркестровки. В кн.: История и современность: (Сб. статей) / Ред.-сост. А.И.Климовицкий и др. - Л., 1981, с. 33 - 55.

47. Зейфас Н.М. Concerto grosso в музыке барокко. В кн.: Проблемы музыкальной науки: (Сб. статей). Вып. 3 / Ред. коллегия: М.Е.Тараканов и др. - М., 1975, с. 379 - 406.

48. Зейфас Н.М. Concerto grosso в творчестве Генделя. М.: Музыка, 1980. - 80 с.

49. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики: Сб. трудов (межвуз.). Вып. 45 / Отв. ред. И.Ф.Пушечников. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1979. - 223 с.

50. История европейского искусствознания от античности до конца ХУШ века / Отв. ред. Б.Р.Виппер и Т.Н.Ливанова. М.: Наука, 1963. - 436 с.

51. Каре А. История оркестровки. Пер. с англ. М.: Музгиз, 1932. - 259 с.

52. Кванц И. Опыт наставления по игре на поперечной флейте. Пер. с нем. В кн.: Дирижерское исполнительство: Практика, история, эстетика / Ред.-сост. Лео Гинзбург. - М., 1975, с. 10 -63.

53. К вопросу эстетики и теории музыки эпохи барокко: /Науч. реф. сб. / Вып. 4. М.: Информ. центр по проблемам культуры и искусства, 1980. - 24 с.

54. Келдыш Ю.В. Русская музыка ХУШ века. М.: Наука, 1965. -464 с.

55. Келдыш Ю.В. Проблема стилей в русской музыке ХУЛ ХУШ веков. - В кн.: Келдыш Ю.В. Очерки и исследования по истории русской музыки. - М., 1978, с. 92 - 112.

56. Коган Г.М. Парадоксы об исполнительстве. В кн.: О музыке. Проблемы анализа / Сост. В.П.Бобровский и Г.Л.Головинский. -М., 1974, с. 344 - 365.

57. Коган Г.М. У врат мастерства. 4-е изд., доп. - М.: Сов. композитор, 1977. - 172 с.

58. Кожевников Б.Т. Материалы по истории русской военной музыки в ХУШ веке. Труды / Ин-т воен. дирижеров, 1957, вып. 1У, с. 161 - 191.

59. Конен В.Д. Перселл и опера. М.: Музыка, 1978. - 261 с.

60. Конен В.Д. Театр и симфония: Роль оперы в формировании классической симфонии. 2-е изд. - М.: Музыка, 1975. - 376 с.

61. Конен В.Д. Этюды о зарубежной музыке. 2-е изд., доп. -М.: Музыка, 1975. - 479 с.

62. Корыхалова Н.П. Музыкальное произведение и исполнитель:

63. Проблема и ее разработка в XX веке /. Дисс. канд. искусствоведения. Л., 1971. - 200 л.

64. Кочнев Ю.Л. Объективное и субъективное в музыкальной интерпретации. Дис. канд. искусствоведения. Л., 1970. - 181 л.

65. Крастинь В.М. Традиции и новаторство в исполнении клавирной музыки Иоганна Себастьяна Баха: Автореф. дис. канд. искусствоведения. Л., 1968. - 26 с.

66. Крастинь В.М. Традиции и новаторство в исполнительском искусстве. В кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 5 / Ред. коллегия: А.А.Николаев (отв. ред.) идр. М., 1969, с. 65-84.

67. Крунтяева Т.С. Итальянская комическая опера ХУШ века: (Монография). Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 198I. - 168 с.

68. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. Пер. с франц. М.: Музыка, 1973. - 152 с.

69. Куперен Ф. Предисловие к третьему сборнику клавесинных пьес. Пер. с франц. В кн.: Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. - М., 1973, с. 67 - 69.

70. Ландовска В. Старинная музыка. М.: П.Юргенсон, 1913. -132 с.

71. Левик Б.В. История зарубежной музыки. Вып. II: Вторая половина ХУШ века. 5-е изд. - М.: Музыка, 1980. - 277 с.

72. Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры: Автореф. дис. д-ра искусствоведения. М., 1980.50 с.

73. Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. -Л.: Музыка. 'Ленингр. отд-ние, 1973. 262 с.

74. Левин С.Я. Развитие выразительных средств фагота в русском музыкальном творчестве ХУШ века. Дис. канд. искусствоведения. Л., 1951. - 107 л.

75. Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. Постоянная выставка музыкальных инструментов. Путеводитель / Сост. Г.И.Благодатов. Л., 1964. - 128 с.

76. Ливанова Т.Н. Западно-европейская музыка ХУЛ ХУШ веков в ряду искусств. - М.: Музыка, 1977. - 528 с.

77. Ливанова Т.Н. История западно-европейской музыки до 1789 года. M.-JI.: Музгиз, 1940. - 816 с.

78. Ливанова Т.Н. Моцарт и русская музыкальная культура. М.: Музгиз, 1956. - 112 с.

79. Ливанова Т.Н. Музыкальная классика ОТ1 века: (Гендель, И.О. Бах, Глюк, Гайдн, Моцарт). М.-Л.: Музгиз, 1939. - 520 с.

80. Ливанова Т.Н. Русская музыкальная культура ХУШ века в ее связях с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы. Т. I. М.: Музгиз, 1952. - 535 с.

81. Ливанова Т.Н. Проблема стиля в музыке ХУЛ века. В кн.: Ливанова Т.Н. Из истории музыки и музыкознания за рубежом. -М., 198I, с. 56 - 79.

82. Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр в эпоху барокко как проблема современной истории культуры: (На примере мотета): Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1981. - 23 с.

83. Людвиг ван Бетховен. Эстетика, творческое наследие, исполнительство: (Сб. статей к 200-летию со дня рождения) / Ред. коллегия: Ю.А.Кремлев (отв. ред) и др. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1970. - 253 с.

84. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Сов. композитор, 1978.- 352 с.

85. Мальцев С. Нотация и исполнение. В кн.: Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. П / Ред. коллегия: Т.А.Гайдамович и др. - М., 1976, с. 68 - 105.

86. Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории / Сост. и общ. ред. Т.А.Гайдамович. М.: Музыка, 1979.- 189 с.

87. Матвеев В.А. Русский военный оркестр. М.-Л.: Музыка, 1965.- 100 с.

88. Материалы и документы по истории музыки. Т. П: ХУШ век. Пер. с итал., франц., нем. и англ. /Под ред. М.В.Иванова-Борецко-го. М.: Огиз - Музгиз, 1934. - 604 с.

89. Милыптейн Я.И. 0 некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критике и воспитании исполнителя. В кн.: Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. I

90. Ред. коллегия: Т.А.Гайдамович и др. М., 1972, с. 3 - 56.

91. Милыптейн Я.И. Франсуа Куперен: Его время, творчество, трактат "Искусство игры на клавесине". В кн.: Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. М., 1973, с. 76 - 118.

92. Михайлов М.К. К проблеме стилеЕого анализа. В кн.: Современные вопросы музыкознания: (Сб. статей) / Ред. коллегия: Е.М.Орлова (отв. ред) и др. - М., 1976, с. 115 - 145.

93. Модр А. Музыкальные инструменты. Пер. с чешек. М.: Муз-гиз, 1959. - 267 с.

94. Музыка и музыкальный быт старой России: (Материалы и исследования). Т. I. Л.: Academia, 1927. - 212 с.

95. Музыкальная энциклопедия: В 5-ти т. / Гл. ред. Ю.В.Келдыш.- М.: Сов. энциклопедия, 1973 1981.

96. Музыкальная эстетика Западной Европы ХУЛ ХУШ веков: (Сб. переводов) / Сост. и авт. вступ. статьи В.П.Шестаков. -М.: Музыка, 1971. - 688 с.

97. Музыкальная эстетика России XI ХУШ веков / Сост. А.И.Рогов. - М.: Музыка, 1973. - 244 с.

98. Назайкинский Е.В. О музыкальном темпе. М.: Музыка, 1965.- 96 с.

99. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: (Записки педагога). 3-е изд. - М.: Музыка, 1967. - 310 с.

100. Неф К. История западно-европейской музыки. Перер. и доп. пер. с франц. Б.В.Асафьева. 2-е изд. - М.: Музгиз, 1938.- 304 с.

101. Николаев A.A. Еще раз о семиотике и множественности исполнительского образа. В кн.: Музыкальное исполнительство. Вып. 8 / Ред. коллегия: А.А.Николаев (отв. ред.) и др. -М., 1973, с. 3 - 19.

102. Носырев Е.Р. Гобой. На укр. языке. Киев: Муз. Украина, 1974. - 107 с.

103. Носырев Е.Р. К истории гобоя и исполнительства на нем. Дис. канд. искусствоведения. Саратов, 1958. - 302 с.

104. Носырев Е.Р. Методика обучения игре на гобое. На укр. языке. Киев: Муз. Украина, 1971. - 83 с.

105. Орвид Г.А. Некоторые объективные закономерности звукообразования и искусство игры на трубе. В кн.: Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. II / Ред. коллегия: Т.А.Гайдамо-вич и др. - М., 1976, с. 186 - 212.

106. Оруджев М.М., Петров A.B. М.А.Иванов, Н.Н.Солодуев артисты, педагоги. - В кн.: Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории / Сост. и общ. ред. Т.А.

107. Гайдамович. М., 1979, с. 50-56.

108. Петров В.Б. Концерт для кларнета с оркестром Моцарта. В кн.: Методика обучения игре на духовых инструментах: (Сб. статей). Вып. 17 / Под общ. ред. Ю.Л.Усова. - М.,-1976, с. 150 - 187.

109. Петров В.Б. С.В.Розанов крупнейший педагог и методист в области преподавания на духовых инструментах. Дис. канд. искусствоведения. - М., 1955. - 153 л.

110. Платонов Н.И. Методика обучения игре на флейте. В кн.: Методика обучения игре на духовых инструментах: (Очерки). Вып. II / Под общ. ред. Ю.А.Усова. - М., 1966, с. II - 68.

111. Пушечников И.Ф. Значение артикуляции на гобое. В кн.: Методика обучения игре на духовых инструментах: (Очерки). Вып. Ш / Под общ. ред. Ю.А.Усова. - М., 1971, с. 62 - 91.

112. Пушечников И.Ф. Мои учителя Н.В.Назаров, М.А.Иванов, Н.Н.Солодуев. - В кн.: Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории / Сост. и общ. ред. Т.А.Гай-дамоЕич. - М., 1979, с. 30 - 49.

113. Пушечников И.Ф. Развитие техники пальцевого аппарата гобоиста. В кн.: Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики: Сб. трудов (межвуз.). Вып. 45. / Отв. ред. И.Ф.Пушечников. - М., 1979, с. 75 - 100.

114. Пушечников И.Ф. Музыкальный звук гобоиста как основа художественной выразительности. В кн.: Методика обучения игре на духовых инструментах: (Сб. статей). Вып. 1У / Под общ. ред. Ю.А.Усова. - М., 1976, с. 32 - 47.

115. Раабен Л. Необозримый мир образов. Сов. музыка, 1979, 1Ь 4, с. 94 - 100.

116. ИЗ. Рабей В. Георг Филипп Телеман. М.: Музыка, 1974. - 64 с.

117. Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль: (Избр. статьи). Вып. I. М.: Сов. композитор, 1979. - 320 с.

118. Ренессанс. Барокко. Классицизм: Проблема стилей в западноевропейском искусстве ХУ ХУЛ веков /Отв. ред. Б.Р.Виппер и Т.Н.Ливанова. - М.: Наука, 1966. - 348 с.

119. Риман Г. Катехизис истории музыки. Ч. I. Пер. с нем. М.: Музгиз, 1921. - 159 с.

120. Рогаль-Левицкий Д.Р. Беседы об оркестре. М.: Музгиз, 1961. - 288 с.

121. Рогаль-Левицкий Д.Р. Современный оркестр. Т. 1-4. М.:1. Музгиз, 1953.

122. Розанов C.B. Основы методики преподавания и игры на духовых инструментах. 2-е изд., испр. - М.: Музгиз, 1938. -52 с.

123. Розенберг A.A. Русская культура духовых инструментов ХУШ века. Дис. канд. искусствоведения. М., 1976. - 189 л. + Прил. (248 л.).

124. Розенберг A.A. О русском производстве духовых инструментов в ХУШ веке. В кн.: Традиции русской музыкальной культуры ХУШ века. - Труды /ВШИ им. Гнесиных. Вып. XXI / Отв. ред. В.И.Рабинович. - М., 1975, с. 164 - 180.

125. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. Вып. I: До середины ХУШ века. 4-е изд. - М.: Музыка, 1973. - 543 с.

126. Розеншильд К.К. Музыка во Франции ХУП начала ХУШ века. -М.: Музыка, 1979. - 168 с.

127. Роллан Р. Гендель. Собр. соч.: В 20-ти т. JI., 1935, т. ХУП, с. 6 - 144.

128. Роллан Р. Заметки о Люлли. Собр. соч.: В 20-ти т. Л., 1935, т. ХУ1, с. 90 - 169.

129. Роллан Р. Музыкальное путешествие в страну прошлого. -Собр. соч.: В 20-ти т. Л., 1935, т. ХУП, с. 146 318.

130. Ротуэлл Э. Техника гобоя. Пер. с англ. В кн.: Методика обучения игре на духовых инструментах: (Очерки). Вып. П / Под общ. ред. Ю.А.Усова. - М., 1966, с. 69 - III.

131. Рыцарев С.А. Из истории оркестровых стилей. В кн.: Проблемы музыкальной науки. Вып. 4 / Ред. коллегия: М.Е.Тараканов и др. - M., 1979, с. 201 - 231.

132. Рыцарев С.А. Симфония во Франции до Берлиоза. М.: Музыка, 1977. - 104 с.

133. Сайгушкина О.П. Художественный образ в творчестве музыканта-исполнителя. Дис. канд. искусствоведения. Л., 1979.- 170 л.

134. Сахалтуева 0., Назайкинский Е. О взаимосвязях выразительных средств в музыкальном исполнении. В кн.: Музыкальное искусство и наука: (Сб. статей). Вып. I / Под ред. Е.В.На-зайкинского. - М., 1970, с. 59 - 94.

135. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей.- М.: Музыка, 1973. 446 с.

136. Сорокер Я. Скрипичные сонаты Бетховена, их стиль и исполнеыие. М.: Музгиз, 1963. - 159 с.

137. Специальные классы духовых и ударных инструментов: Программа для фак. орк. инструментов муз. вузов / Под общ. ред. Ю.А.Усова. М.: Всес. метод, каб. по уч. зав. искусств и культ. Мин. культ. СССР, 1975. - 90 с.

138. Терехин Р.П. Концерт для фагота с оркестром В.А.Моцарта. -В кн.: Методика обучения игре на духовых инструментах: (Очерки). Вып. Ш / Под общ. ред. Ю.А.Усова. М., 1971, с. 92 - 159.

139. Терехин Р.П. Концерты для фагота, струнных и чембало Вивальди. В кн.: Методика обучения игре на духовых инструментах: (Сб. статей). Вып. 1У /Под общ. ред. Ю.А.Усова. -М., 1976, с. 127 - 149.

140. Тьерсо Ж. Песни и празднества французской революции. Пер. с франц. М.: Музгиз, 1933. - 255 с.

141. Усов Ю.А. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. Дис. д-ра искусствоведения. М., 1978. -395 л.

142. Усов Ю.А. История зарубежного исполнительства на .пуховых инструментах: (Учеб. пособие для муз. вузов). М.: Музыка, 1978. - 181 с.

143. Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах: (Учеб. пособие для муз. вузов). М.: Музыка, 1975. - 199 с.

144. Федотов A.A. Методика обучения игре на духовых инструментах: (Учеб. пособие для муз. вузов и муз. училищ). М.: Музыка, 1975. 159 с.

145. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. 2-е изд., перераб., доп. - М.: Музыка, 1975. - 110 с.

146. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. 2-е изд., доп. -М.: Музыка, 1969. - 598 с.

147. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца ХУШ века. Вып. У1. М.-Л.: Огиз - Музi у iгиз, 1929. 345 с.

148. Харлап M. Исполнительское искусство как эстетическая проблема. В кн.: Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. П / Ред. коллегия: Т.А.Гайдамович и др. - M., 1976, с. 5-67.

149. Холопов Ю. Концертная форма у И.С.Баха. В кн.: О музыке. Проблемы анализа / Сост. В.П.БоброЕский и Г.Л.Головинский. - M., 1974, с. 119 - 149.

150. Холопова B.ÏÏ. Фактура: (Очерк). М.: Музыка, 1979. - 87 с. I5U. Цытович В. Некоторые аспекты тембровой драматургии. - В кн.:

151. Современные вопросы музыкознания: (Сб. статей) / Ред. коллегия: Е.М.Орлова (отв. ред.) и др. M., 1976, с. 207 -237.

152. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Пер. с нем. М.: Музыка, 1965. - 725 с.

153. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до ХУШ века. М.: Музыка, 1975. - 351 с.

154. Штелин Я. Музыка и балет в России ХУШ века. Пер. с нем. -Л.: Тритон, 1935. 190 с.

155. Щубарт X. Идеи к эстетике музыкального искусства. Пер. с нем. В кн.: Музыкальная эстетика Западной Европы ХЯ1 -ХУШ веков / Сост. В.П.Шестаков. - M., 1971, с. 325 - 340.

156. Шульпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя: (Проблемы методологии). JI. : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1973. - 104 с.

157. Юргенсон П.Б. Гобой. М.: Музыка, 1973. - 71 с.

158. Ambros A. Geschichte der Musik. Bd.1-4. Lpz, 1862-1878.

159. Adkins H. Treatise on the military band.- London-New-York: S.п., 1958. 195 p.•159. Baines A. The woodinstruments and their history.- 3-rd Edn.- London: Faber and Faber, 1967. 382 p.

160. Bate Ph. The Oboe: An outline of its history, development and construction.- 3-rd Edn.- London: Benn; New-York: Norton, 1975. 236 p.

161. Bechler L., Rahm В. Die Oboe und dia ihr verwunden Instrument.- Leipzig: Mersburger, 1914. 205 s.

162. Bukofzer M. líusic in the baroque era: From Monteverdi to Bach.- New-York, 1947. 653 s.

163. Carse A. Musical Wind Instruments.- New-York: Da capo press, 1965. 381 p.

164. Carse A. The Orchestra in 18-th century.- Cambridge: W.Hef-fer, 1940. 176 p.

165. Clapp A. The wind-band and its instruments.- Repr. of the 1911 ed. Portland: bong-wood press, 1976. - 208 p.

166. Crocker R. A history of musical style.- New-York: a.o., 1966. VII, 573 p.

167. Der Sozialstatus des Berufsmusikers vom 17. bis 19. Jahrhundert/Hrsg. von W.Salmen. Kassel: Bärenreiter, 1971» -146 s.

168. Donington R. Л performer's guide to Baroque music. London: Faber and Faber, 1973. - 320 p.

169. Donington R. The interpretation of early music.- New version.- London: Faber and Faber, 1975. 766 p.

170. Frotscher G. Aufführungspraxis alter Musik.- Leipzig: Vert, für Musik, 1978. 176 s.

171. Funktion und Wirkung der Musik G.F.Handels in Vergangenheit und Gegenwart. Im Auftrage der Georg Friedrich Handel- Gesellschaft/Hrsg. W.Siegmund-Schultze. Halle (Saale), 1976. - 112 s.

172. Galpin F.W. Old English Instruments of Music.- London: Galpin Society Journal, 1965. 164 p.

173. Geoffroy-Dechaume A. Les "sectets" de la musique ancienne: Rechercher sur l'interprétation XVI, XVII, XVIII siècles.-Paris: Fasquelle, 1964. 156 s.

174. Goossens L., Roxburgh E. Oboe / Yehudi Menuhin music guides.- New-York: Schirmer, 1977. 238 p.

175. Haas R. Die Musik des Barock.- Potsdam, 1928/1929. 306 s.

176. Hutchings A. The Baroque concerto.- London: Faber and Faber, 1961. 363 p.

177. Lang P. Music in western civilization.- New-York: W.W. Norton, 1941. 1107 p.

178. Marx J. The tone of the Baroque oboe.- Galpin Society Journal, 1951, vol.4, p.3-19.

179. Mertin J. Alte Musik-Hege zur Aufführungspraxis.- Wien: La-fite, 1978. 152 s.

180. Meylan R. Vorwort zur ersten Ausgabe der Sonate für Oboe, Cembalo und Viola da gamba (ad.lib.) g-moll von J.S.Bach.-Frankfurt : Henry Litoff's Verlag, 1972, s.2-3.

181. Middleton R. The rise of the symphony.- Milton Keynes: Open univ. press, 1974. ЮЗ p.

182. Musica antique. Colloquium Brno 1967 on the interpretationof old music /Arranged and ed. by R.Pecman.- Brno, 1968.201 p.

183. Newman W.S. The sonata in Baroque era.- Rev.ed.-Chapel Hill: Univ. of North Carolina press, 1966. XVI, 463 p.

184. Neumann F. Ornamentation in baroque and post-baroque music: /With spec, emphasis on J.S.Bach/. Brincet on univ. press, 1978. - XIV, 630 p.

185. Parke W.T. Musical Memoirs. Two volumes in One.- New-York: Da capo press, 1970. 350 p. + 333 p.

186. Rosen Ch. The classical style: Haydn, Mozart, Beethoven.-Rev.ed.- London: Faber and Faber, 1976. 467 p.

187. Sachs Ge Handbuch der Musik instrumentenkunde.- 5 Aufl.-Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1977. - 419 s.

188. Schering A. Aufführungspraxis alter Musik.- 2 Ausgabe.-Wilhelmshaven: Heinrichshoven's Verl., 1975. XV, 176 s.

189. Stefani G. Musica barocca.- Milano: Bompiani, 1974. -262 s.

190. Tagung K. Alte Music in unserer Zeit.- Kassel-Basel: Barenreiter, 1968. 96 s.

191. Timm E. The woodwinds: Performance and instructional techniques.- Boston: Allen & Bacon, 1964. 211 p.

192. Ulrich H., Pisk P. A history of music and musical style.-New-York-Burlingame: Harcourt, Brace world, 1963. VIII, 696 p.

193. Van Ess D. The heritage of musicla style.- New-York: a.o., 1970. 404 p.

194. Warner Th. An annotated bibliography of woodwind instruction books, 1600-1830.- Detroit: Information coodinators, 1967. 138 p.

195. Whitwell D. A new history of wind music.- Evanston: Instrumentalist со, 1972. 80 p.