автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Городская приходская община в Западной Сибири во второй половине XVIII в. - 60-х гг. XIX в.

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Мухортова, Наталья Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Городская приходская община в Западной Сибири во второй половине XVIII в. - 60-х гг. XIX в.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Мухортова, Наталья Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава IИТЕЛЬСТВО И СОДЕРЖАНИЕ ПРИХОДСКИХ ХРАМОВ В ГОРОДАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

1.1. Города Западной Сибири и приходские общины (общая характеристика).24 1.2 Законодательство о строительстве церквей.

1.3. Общинное строительство церквей в городах Западной Сибири.

1.4. Строительство и содержание кладбищенских церквей в городах Западной Сибири.

Глава И ИНСТИТУТЫ ГОРОДСКОЙ ПРИХОДСКОЙ ОБЩИНЫ

2.1 Приходской сход.

2.2. Приходские поверенные.

Глава III МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДУХОВЕНСТВА И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИХОЖАН И ДУХОВЕНСТВА В ГОРОДСКОЙ ПРИХОДСКОЙ ОБЩИНЕ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

3.1. Традиционные источники материального обеспечения городского духовенства прихожанами.

3.2. Новые формы обеспечения городского духовенства прихожанами.

3.3. Общий уровень доходов городского духовенства.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Мухортова, Наталья Анатольевна

Выбранная нами тема исследования соединяет в себе несколько остроактуальных направлений в современной исторической науке. Городская приходская община является особым типом общины. Она представляет собой самоуправляющееся объединение прихожан одной конфессии, в нашем случае православной, вокруг одного из городских храмов, предназначенное по традиции для решения важнейших проблем приходской жизни самим населением без вмешательства или с минимальным вмешательством властей.

Огромный интерес и науки, и общественной мысли к общинной проблематике во многом обусловлен тем, что становление демократичных гражданских обществ в отдельных западноевропейских государствах и США происходило из развития подобных институтов самоорганизации населения. Удалось ли российскому государству в период перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму, сопровождавшемуся расширением государственного контроля на все сферы жизни общества, полностью истребить мирские традиции, не совместимые с принципами абсолютизма?

Ответ на этот вопрос отнюдь не прост и требует многих специальных исследований. В нашей же работе на материале городских приходов в Сибири мы попытались показать механизм функционирования общины в условиях постоянного наступления государства на ее традиционные права.

Второе направление, с которым непосредственно связана наша тема - история церкви, ее роль в истории России. Сейчас ей снова уделяется очень большое внимание и, в частности, истории церкви в Сибири, сильно отличавшейся своей спецификой. Мы не ставили себе задачей осветить все вопросы церковной жизни этого региона. Нас интересует повседневная деятельность прихода, позволяющая судить об отношении сибиряков к своему храму, к его нуждам, к клиру.

Изучение городской приходской общины позволит историкам более полно осветить жизнь горожан Сибири.

Степень изученности проблемы. Характеризуя состояние изученности данной темы, необходимо отметить, что отдельные ее направления исследовались как в XIX веке, так и в нынешнем столетии, хотя история городской приходской общины не становилась еще особым объектом изучения.

Первые работы по истории церкви, в которых затрагивалась проблема приходской жизни, появились во второй половине XIX в. В них была осуществлена попытка найти истоки кризисных явлений в русской церкви.

Большую роль в привлечении внимания к проблемам приходской церкви сыграли работы историков клерикального направления. Работы Е. Голубинского по истории Русской православной Церкви до сих пор не утратили своего научного значения, хотя непосредственно проблемами приходской общины исследователь, к сожалению, не занимался1.

Первым исследованием приходской жизни стала работа профессора Казанской духовной академии П.В. Знаменского . Анализируя законодательные акты XVIII в., отмечая происходившие в этой сфере изменения, П.В. Знаменский показал, как эти государственные распоряжения воплощались в жизнь. Им была проанализирована эволюция практики замещения вакантных мест при церквах в XVIII в. и показано постепенное устранение прихожан от решения этого вопроса. Особое внимание исследователь уделил проблеме содержания приходского духовенства. Историк невысоко оценивал усилия государства по решению этой острой проблемы. По его мнению, усилия эти свелись к приданию большей официальности и обязательности договору между прихожанами и духовенством относительно денежной руги или земли, контролю за численностью духовенства и процессом дробления приходов. Реального же увеличения доходов белого духовенства не произошло. Последствия правительственной политики в отношении церкви, вылившиеся в трансформацию традиционных взаимоотношений прихожан и духовенства, оценивались им негативно. В тоже время он считал, что в Сибири, свободной от крепостного гнета, удаленной от центра, вследствие слабости епархиальной власти традиционные нормы приходской жизни могли сохраниться лучше.

В монографии A.A. Папкова, появившейся через несколько лет после публикации исследования П.В. Знаменского, уделялось очень много внимания взаимоотношениям общины и причта в Древней Руси, анализу выборных документов и взаимных обязательств сторон. Исследователь отмечал наличие до XVIII в. у прихожан большой самостоятельности в распоряжении имуществом своей церкви. По мнению A.A. Папкова, приходское духовенство являлось полноправным членом общины3.

Большую ценность для нас имеет другая работа этого исследователя, в которой он попытался ответить на вопрос о причинах разрушения традиционной

1 Голубинский Е. История русской церкви. Изд. 2-е. 1904. В 2-х тт.

2 Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времен реформы Петра. Казань. 1873.

3 Папков A.A. Древнерусский приход: Краткий очерк дерковно-приходской жизни в Восточной России до XVIII и в Западной России до XVII в. Сергиев-Посад. 1897. жизни православного прихода4. В отличие от исследования В.П. Знаменского, построенного на анализе и законодательного, и фактического материала, исследование A.A. Папкова выполнено целиком на законодательном материале и документах, раскрывавших механизм принятия этих законопроектов. A.A. Папков, как и П.В. Знаменский, считал, что разрушение древнерусского прихода произошло под влиянием крепостного права. Кроме того, по замечанию исследователя, процессу разрушения способствовал раскол церкви, "разъединивший силы русского общества"5. По мнению A.A. Папкова, законодательство времен Петра I наложило на приходское духовенство полицейские функции, тем самым разобщив его с народом. Как он считал, это было первое наступление на приход. Меры государства в отношении церкви, принятые в период с 1730 по 1760 гг., были оценены исследователем как не подрывающие устои приходской жизни.

Политику Екатерины II в отношении церкви после тщательного анализа законодательства этого периода A.A. Папков считал неудачной, поскольку, преследуя узко материальную цель, государство не захотело понять, что "духовно-нравственные интересы не могут быть безнаказанно принесены в жертву интересам материальным"6.

Законодательство Павла I и Александра I, существенно расширившее льготы, представляемые государством белому духовенству, по мнению исследователя, положения сословия не улучшили и не сделали отношения с паствой более близкими.

A.A. Папков считал, что процесс разрушения православного прихода завершил закон 1808 г. "О усовершенствовании духовных училищ, о начертании правил для образования сих училищ и составления капитала на содержание духовенства", согласно которому свечной сбор (деньги, уплаченные прихожанами при покупке свечей в своей церкви) передавался в государственную казну для введения в будущем жалованья всему духовенству и для финансирования системы духовного образования. "Вместе с отрицанием права собственности отдельных приходских церквей на их капиталы и доходы, при полном затруднении для церквей приобретать в собственность недвижимые имения, окончилось и самоуправление церковных приходов, а выборная должность церковного старосты утратила свое прежнее значение представителя своего прихода", - отмечал

4 Он же. Упадок православного прихода (ХУ1И-Х1Х века). Историческая справка. М., 1899.

5 Там же. С.5.

6 Там же. С.60.

A.A. Папков7. Нельзя не согласиться с тем, что закон 26.06.1808 г. стал чрезвычайно важным этапом в ограничении самоуправления приходской общины. И однако, в целом, вывод исследователя представляется нам слишком категоричным.

Оценка A.A. Папкова русской приходской общины и ее традиций, по нашему мнению, достаточно идеализирована, это особенно заметно в сравнении его взглядов с точкой зрения П.В. Знаменского, в то же время наблюдения историка за изменениями законодательства в отношении прихода, на наш взгляд, до сих пор сохраняют свою значимость.

Следующая работа, также представляющая большое значение для нашей темы о

- исследование М.М. Богословского . Ряд его выводов и сейчас не потерял значения. Так, изучая земское самоуправление на Русском Севере, он обнаружил, что разрушение общинных традиций приходской жизни начинается в 80-х гг. XVII столетия с образованием новых епархий на Русском Севере и укреплением власти епархиальных архиереев. Существовавшее в XVII в. тесное переплетение церковных и мирских интересов постепенно исчезает в результате реформ, проведенных духовными властями в конце века. Живое участие прихожан в решении хозяйственных проблем своей церкви начинает подвергаться бюрократизации и жесткому контролю со стороны духовенства.

Община теряет право полного распоряжения имуществом своей церкви, однако, она по-прежнему обязана содержать храм. Традиционно отношения между приходом и клириком строились и регулировались на основе договора, заключавшегося сторонами. С конца XVII в. духовные власти стремятся оставить за прихожанами обязанность содержать клир, сведя к минимуму право отказа общины от церковного служителя, если они им недовольны.

Церковный староста стал получать полномочия не от мира, а от епархиальной власти. Значение "выбора", который вручали старосте прихожане, свелось к поручительству общины за деятельность своего кандидата. Таким образом, разрушение общинных традиций, по мнению М.М. Богословского, привело к тому, что у прихожан оставались одни обязанности и, по сути дела, никаких прав.

Опираясь на анализ юридических актов, C.B. Юшков выступил с критикой отдельных выводов М.М. Богословского. В целом же, концепция C.B. Юшкова повторяла уже сформулированные М.М. Богословским положения9. Сильной стороной работы C.B. Юшкова можно считать классификацию церковных

7 Там же. С. 105.

8 Богословский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. М. 1912. Т.2. С.19-52. приходов (по источнику финансирования постройки церкви, содержания ее и клира), четкое определение функций приходского схода, церковного старосты.

После революции 1917 г. исследования по истории церкви в отечественной науке резко сократились. Довольно часто положение церкви если и рассматривалось отдельными историками, то с четко заданных идеологических позиций, имевших мало общего с подлинной наукой.

В монографии Н.М. Никольского по истории русской церкви, вышедшей впервые в 1929 г., неоднократно впоследствии переиздававшейся, повторялись идеи, высказанные дореволюционными историками о зависимости священно-и церковнослужителей от своих помещиков и вышестоящих инстанций и превращении низших клириков в "подлый люд", непривилегированное сословие, об уничтожении приходских выборов духовенства10.

В 1959 г. в Париже были изданы "Очерки по истории русской церкви" A.B. Карташева11. Заметим, что этот исследователь опирался в основном на труды дореволюционных историков и придерживался их взглядов на важнейшие изменения в жизни русского прихода. Особое внимание в исследовании A.B. Карташева было уделено решению сословных проблем в XVIII в., замыканию белого духовенства в особую касту. Историк отмечал, что процедура выборов духовенства, хотя и сохранялась до конца столетия, постепенно трансформировалась в выдачу "свидетельств о благопорядочности". Одно из интересных замечаний историка - указание на возрастающую роль "лучших прихожан" в формировании общественного мнения прихода.

В 1970-е гг. наметилось некоторое оживление интереса к церковной тематике и ее частным проблемам. В работе О.Ф. Козлова о церковной реформе первой четверти XVIII в. было показано стремление государства, регламентировав деятельность приходского духовенства, подчинить ее делу воспитания населения в

12 духе законопослушания . В основе работы лежали опубликованные законодательные акты, и поэтому вопрос претворения в жизнь этого курса остался неисследованным.

Появление работ Г.Л. Фриза совпало с подъемом интереса к церковной проблематике в отечественной исторической науке. Книги этого американского историка полностью посвящены проблемам истории русского духовенства в XVIII

9 Юшков С. В. Очерки по истории приходской жизни на севере России в XV-XVII вв. СПб. 1913.

10 Никольский Н.М. История русской церкви. М. 1983. С. 210-219. Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви. М. 1992, Т.2, С.501-540.

12 Козлов О.Ф. Церковная реформа первой четверти XVIII в. Автореф. на соиск. уч. ст. к.и.н. М., 1970. и XIX вв . Г.Л. Фриз, опираясь на дореволюционную историографию, активно используя и опубликованный, и архивный материал, доказал, что русская приходская община, утратив в XVIII в. многие свои мирские традиционные функции, сохранилась в качестве религиозного объединения.

С рецензией на работы американского исследователя выступил Б.Н. Миронов14. Если с его общими критическими замечаниями можно согласиться, то критика конкретных утверждений не всегда удачна. Рассматривая, например, вопрос материального благосостояния белого духовенства, он ситуацию XIX в. экстраполирует на XVIII в., что вряд ли корректно. В своей монографии, посвященной проблемам истории развития русских городов, Б.Н. Миронов рассмотрел социальную мобильность духовного сословия и пришел к выводу (заметим, давно сформулированному в исторической науке XIX в.), что с точки зрения вертикальной мобильности духовенство являлось группой, открытой на выходе и почти закрытой на входе. Все это самым негативным образом сказывалось на развитии самого сословия, так как оно легко теряло своих лучших (образованных и энергичных) представителей. Восполнение же "утечки мозгов" происходило более медленными темпами. Таким образом, последствием церковных реформ XVIII столетия, по мнению Б.Н. Миронова, стало "развитие в православном духовенстве черт отсталости и косности". В принципе, сформулированный вывод был не нов, об этом явлении писали многие историки. Достоинством работы Б.Н. Миронова стало привлечение большого массива источников статистического характера15. Те же самые идеи развиты исследователем и в его новой работе, посвященной исследованию социальной жизни России в XVIII - начале XX вв16.

Появившаяся в юбилейном для Русской Православной Церкви 1989 г. коллективная монография "Русское православие: вехи истории" касалась отдельных аспектов нашей темы, например, материального обеспечения приходского духовенства, особенностей взаимоотношений между прихожанами и клириками по этому вопросу. Однако авторы соответствующих разделов не вышли за рамки представлений, сложившихся в дореволюционной историографии17.

13 Freeze G.L. The Russian Levites: Parish Clergy in the Eighteenth Century. Cambridge (Massachusetts). 1977. Freeze G.L. The Parish Clergy in Nineteenth Century Rassia. Crisis, Reforms, Conter-Reform. Prinston. 1983.

14 Миронов Б.Н. Американский историк о русском духовном сословии// Вопросы истории. 1987. № 1.

15 Он же. Русский город в 1740-1860 годы. Л., 1990, С. 142- 148.

16 Он же. Социальная история России (XVIII - начало XX в.). СПб., 1999. В 2 тт.

17 Русское православие: вехи истории. Под. ред. А.И. Клибанова. М., 1989.

Особого внимания заслуживают исследования Н.Д. Зольниковой . Ее монография "Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в.)", на материалах Тобольской епархии показывает особенности этих взаимоотношений19. Большое внимание было уделено вопросу уровня образования духовного сословия Тобольской епархии и установлено, что в Сибири требование Духовного Регламента о предпочтении образованных клириков "неучам" практически не выполнялось в силу острой нехватки кадров и широко распространенной практики наследования церковных мест.

Большую ценность для нашего исследования имеет монография

20

Н.Д. Зольниковой о сибирской приходской общине XVIII в . В сущности, этой работой была заново открыта для современных историков почти забытая тема церковной общины, разработаны методологические подходы, успешно применяемые сейчас другими исследователями. На богатом архивном материале показано, как на протяжении всего XVIII столетия общинная жизнь подвергалась процессу бюрократизации, теряя постепенно свои традиционные права, сокращая сферу своего самоуправления. Разрушая сложившиеся за предыдущее столетие договорные отношения между духовенством и приходом, государство стремилось сделать первое независимым от второго. Однако, несмотря на описанные процессы, приходская община в Сибири в XVIII в. оставалась живой единицей самоуправления. В исследовании содержится типология сибирских приходских общин и, что особенно для нас важно, характеристика городской общины по таким пунктам, как участие светской администрации разного типа в делах прихода, величина городских приходов и их сословный состав. Однако в задачи монографии входила лишь общая характеристика типов приходов, повседневная жизнь городской общины, особенности функционирования не исследовались.

В 1990-е годы резко увеличилось количество работ по истории православной церкви. Значительную роль здесь сыграло исчезновение цензурного давления: исследования в этой области ранее не слишком приветствовались. Но во многом интерес к прошлому русского православия был обусловлен и духовным, и нравственным кризисом, в котором оказалось наше общество на исходе второго тысячелетия. Особенностью этого этапа историографии, среди всего прочего, является изучение региональной церковной истории на основе, прежде всего, архивных источников, впервые вводимых в научный оборот.

18 ЗолышковаН.Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в.). Новосибирск. 1981.

19 Там же. С.181.

20 Зольникова Н. Д. Сибирская приходская община в XVIII в. Новосибирск. 1990.

Работа H.A. Ершовой, посвященная исследованию приходского духовенства Петербургской епархии XVIII в., свидетельствует о единой тенденции развития белого духовенства в полупривилегированное неподатное сословие, отмеченной Н.Д. Зольниковой еще в 1981 г. на сибирском материале. H.A. Ершова отмечает, что разнообразные государственные повинности, возложенные на клир и ставшие привычной чертой повседневной деятельности, приближали духовенство к приказному чину. В Санкт-Петербурге процесс бюрократизации шел быстрее, чем в целом по епархии. Уделив большое внимание вопросу материального обеспечения духовенства, H.A. Ершова отметила, что реального увеличения доходов духовенства в XVIII в. не произошло, т.к. цены на хлеб постоянно росли21.

В 1996 г. было защищено пять диссертаций, посвященных разным проблемам

22 истории церкви Урала и Сибири . Диссертация А.П. Николаева посвящена анализу функционирования приходской общины у новокрещенных аборигенов Тобольского севера. В работе выявлены особенности и основные направления политики государства и духовных властей в отношении аборигенных приходов, определено место светской администрации в делах приходской общины, раскрыты роль и функции приходских должностных лиц.

Не занимаясь специально проблемой изучения приходской жизни, A.B. Мангилева в своей диссертационной монографии, посвященной истории духовенства на Урале в первой половине XIX в., уделила внимание и взаимоотношениям духовенства Пермской епархии и приходской общины23.

По мнению автора, нерешенность вопроса материального обеспечения духовенства, сохранение зависимости его от своих прихожан во многом обуславливали сложность взаимоотношений клириков и мирян. Государство в XIX в. особенно настойчиво стало подчеркивать важность выполнения приходским духовенством полицейских "воспитательных" и охранительных обязанностей по отношению к своей пастве, выполнение которых неизбежно связано было с конфликтами между ними и прихожанами. Эти конфликты были крайне

21 Ершова H.A. Приходское духовенство Петербургской епархии в XVIII в. Автореф. на соиск. уч. ст. к.и.н. СПб. 1992.

22 Николаев А.П. Приходская община новокрещенных Северо-Западной Сибири. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.и.н. Новосибирск. 1996; Конюченко А.И. Духовное образование в оренбургской епархии во второй половине XIX - начале XX вв. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.и.н. Челябинск. 1996; Зайцева Л.Ю. История православной церкви Южного Зауралья в досоветский период. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.и.н. Курган, 1996; Мангилева A.B. Автореф. на дисс. соиск. уч. ст. к.и.н. Духовное сословие на Урале в первой половине XIX в. Екатеринбург; 1996. Есипова В.А. Приходское духовенство Западной Сибири в период реформ и контрреформ второй половины XIX века. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.и.н. Томск. 1996.

23Мангилева A.B. Духовное сословие на Урале в первой половине XIX в. (на примере Пермской епархии). УралНАУКА, Екатеринбург. 1998. нежелательны для священников, т.к. их материальное положение в огромной степени зависело от прихожан. Исследовательница убедительно показала на примере Пермской епархии, что попытки государства решить эту проблему потерпели неудачу из-за своей половинчатости. Распорядившись отвести земли к церквям, оно не укрепило их за ними юридически, не устранив тем самым поводов к спорам. В предшествующей научной литературе четко не фиксировалось замечание, сделанное A.B. Мангилевой, о том, что прихожане были заинтересованы в сохранении и поддержании хороших отношений с духовенством, т.к. в сознании людей приходской священник прочно связан был с властями, в случае чего мог перед ними заступиться или слово замолвить. По наблюдению автора, пермские прихожане довольно спокойно относились к порокам духовенства, если только пресловутая российская "вредная привычка" - пьянство, не препятствовала совершению необходимых служб в церкви. Весьма интересны размышления историка о том, что такое отношение было вызвано той ролью, которую играл священник в мировосприятии людей традиционного общества -ролью посредника между земными и небесными мирами, хотя, наверное, это не единственная мотивация поведения прихожан.

Ценно наблюдение, сделанное A.B. Мангилевой о том, что расширение сферы самостоятельности единоверческих общин, на которое пошло государство для привлечения старообрядчества на свою сторону, вызывало вполне понятное негодование со стороны православных приходов. По мнению исследователя, несмотря на существенное ограничение сферы самоуправления, "официально-православные" приходские общины в исследуемое ею время продолжали считать себя самостоятельными в решении многих церковных вопросов. В условиях выдвижения на первый план образовательного ценза для замещения вакантных мест и снижения роли в этой процедуре мирских "одобрений" епархиальные власти все же считались с желанием или нежеланием прихожан видеть того или иного клирика в своем приходе. Однако необходимо отметить, что при постоянном сокращении приходского самоуправления расширялись контролирующие функции духовенства.

Далеко не со всеми рассуждениями и оценками Л.Ю. Зайцевой по истории русской церкви в Южном Зауралье в XVIII - начале XX в. можно согласиться24. В работе собран довольно интересный материал о наименовании церквей Южного

24 Обстоятельная рецензия на работу Л.Ю. Зайцевой с комментарием лишь части ошибок сделана екатеринбургскими историками, с ней нельзя не согласиться. См. Белобородов С.А., Казанцева М.Г., Мангилева A.B. Антология ошибок (рецензия на коллективную монографию "История Курганской области")// Уральский сборник. История. Культура. Религия. III, Екатеринбург. Изд-во УрГУ, 1999. С.33-38.

Зауралья, однако "культурологические" рассуждения, сопровождающие его, не соответствуют современному научному уровню. В целом жизнь приходских общин на исследуемой территории осталась не раскрыта автором. Разрозненные сведения (о компактности приходов, размере таксы за требы), относящиеся к разным периодам внутри слишком обширного хронологического ряда (XVII-XX вв.), не складываются в общую картину, оставаясь лишь набором фактов.

Исследование М.В. Пулькина посвящено изучению внутреннего строя жизни сельских приходов Олонецкой епархии во второй половине XVIII в. Работа интересна полемическими размышлениями автора, стремлением опровергнуть устоявшиеся в науке точки зрения. Вместе с этим, на наш взгляд, архивный материал, исследуемый им, не отменяет выявленных другими исследователями общероссийских тенденций, но позволяет выявить региональные особенности приходской жизни в Олонецкой епархии, в частности, меньшее давление на сельские приходские миры со стороны епархиальной власти. Очень интересно наблюдение М.В. Пулькина о сохранении в исследуемый им период строго запрещаемых духовными властями братчин, устраиваемых в храмовые праздники. Этот факт еще раз подтверждает предположение историков конца XIX -начала XX в. о том, что в удаленных епархиях (и на окраинах епархий вдали от духовных и светских властей) традиционные общинные институты сохраняются намного дольше, чем в центре.

Нельзя обойти вниманием диссертацию Д.А. Баловнева, посвященную церковным приходам и духовенству Руси XIV-XV вв26. Большое внимание в работе уделено происхождению самих слов "приход", "прихожанин", процедуре поставления священнослужителей, их экономическому положению, нравственному облику духовенства.

Одна из последних работ, непосредственно близкая избранной нами проблеме - диссертационное исследование A.M. Адаменко, посвященное истории приходов юга Тобольской епархии27. Слишком большой хронологический период, выбранный для исследования, дал, на наш взгляд, размытую картину приходской жизни. Вряд ли стоило доказывать, что в сельских приходах преобладали крестьяне и поселяне. Исследование размеров приходов, социального состава, функций прихожан представляются нам более ценными. Не со всеми утверждениями

25 Пулькин М.В. Сельские приходы Олонецкой епархии во второй половине XVIII в. Автореферат дисс. на соискание уч. степени к.и.н. СПб, 1995.

26 Баловнев Д.А. Церковные приходы и приходское духовенство в XIV-XV вв. на Руси (Северо-Восточные, Новгородские и Псковские земли). Автореферат дисс. на соискание уч. степени к.и.н. М., 1998.

27 Адаменко A.M. Приходы Русской православной церкви на юге Тобольской епархии в XVII-XIX вв. Автореферат дисс. на соискание уч. степени к.и.н. Кемерово, 1998. историка можно согласиться, например, с утверждением исследователя о том, что практика получения пожертвований на храмовое строительство от казенных учреждений и частных лиц, существовала только в XIX в. В научной литературе отмечалось участие частных жертвователей в строительстве церквей в XVII в. и, особенно, в XVIII в. Напомним также и о том, что первые церкви в Сибири строились на деньги казны. В XVIII в. государство стало сокращать свои расходы на церковь.

Из обобщающих работ по истории Русской Православной Церкви необходимо выделить появившуюся недавно монографию И.К. Смолича о Русской церкви в 1700-1917 гг., в которой отдельные аспекты нашей темы затрагиваются. Несомненным достоинством работы является то, что она обобщает труды зарубежных историков, посвященные русской церковной истории. К сожалению, это добросовестное и скрупулезное исследование опирается только на опубликованные источники и не выходит за рамки уже сформулированных положений по интересующей нас проблематике28.

Исследования церковной реформы XIX в., выполненные как на общероссийском, так и на региональном материале позволяют нам проследить последующее развитие наблюдаемых нами тенденций. Эти работы важны для нас также тем, что содержат краткую характеристику предшествовавшего реформе периода, интересующего нас.

В докторской диссертации C.B. Римского особое внимание уделено положению Русской православной церкви накануне церковной реформы XIX в29. Несмотря на то, что автор отмечает неудачу государственных мер по материальному обеспечению приходского духовенства, не способствовавших формированию добрых отношений с прихожанами, проблема этим далеко не исчерпана.

30

В.А. Есипова , исследовавшая положение приходского духовенства Западной Сибири в период реформ и контрреформ второй половины XIX в., не обошла своим вниманием изменений в жизни приходов.

По наблюдению исследователя, меньше всего реформированию подвергся порядок строительства храмов. В соответствии с указом 1886 г. вопрос возобновления храмов решался на уровне епархии, за разрешением открыть новый

28 СмоличИ.К. История Русской Церкви. 1700-1917. М, 1997. Изд-во Свято-Преображенского Валаамского монастыря.

29 Римский C.B. Церковные реформы в России 60-х - 70-х годов XIX столетия. Автореферат дисс. на соискание уч. степени д.и.н. М., 1998.

30Есипова В.А. Приходское духовенство Западной Сибири в период реформ и контрреформ второй половины XIX в. (на материалах Томской епархии). Автореф. дисс. на соиск. ст. к.и.н. Томск. 1996. приход надо было обращаться в Синод. Такие правила не раз вводились и ранее. В целом же, несмотря на возраставшую бюрократизацию всех сторон приходской жизни, окончательно поставить под свой контроль процесс строительства церквей и часовен (особенно последних) духовным властям не удалось.

Прихожане Томской епархии выступали против приходских попечительств, задуманных реформаторами как общественные организации для улучшения быта духовенства, ремонта и украшения храмов силами и средствами самих мирян, т.к. они на деле попечительства обязанностей своих не выполняли. Более того, многие из них оказались замешанными в финансовых махинациях духовенства, что, разумеется, авторитета им не добавляло.

Наибольшей трансформации, по мнению исследователя, подвергся институт церковных старост. По инструкции 1890 г. староста перестал быть полномочным представителем общины. Существенной регламентации подверглась процедура выборов и сократился круг избирающих и избираемых. Автором было проанализировано более 1000 приходских "выборов" различных типов общин (сельская, городская, заводская, войсковая) с целью выявления социального состава церковных старост, их возраста, уровня образования. По мнению В.А. Есиповой, в исследуемый период произошло падение авторитета церковных старост, что явилось отражением снижения активности прихожан.

На основании изученных материалов исследователь пришла к выводу, что материальное положение духовенства в епархии ухудшилось. Размер натуральной руги, которую они стали получать, в сравнении с дореформенным уменьшился. Прихожане старались отвести для церквей не самые удобные земли. Предложения отменить плату за требы (при условии увеличении размера руги) в Томской епархии не осуществились. Не получил решения и вопрос о жилье для духовенства, т.к. все затраты по-прежнему возлагались на прихожан.

Менее изучено положение православной церкви Восточной Сибири. Одна из последних работ - монография O.E. Наумовой об истории Иркутской епархии в

-У 1

XVIII - первой половине XIX в . - практически не касается проблем церковных общин. По верному замечанию A.B. Дулова, духовная жизнь епархии осталась в

32 тени . В какой-то мере восполняет этот пробел статья Н.Д. Зольниковой, в которой убедительно показано, что в удаленной Иркутской епархии в первой

31 Наумова O.E. Иркутская епархия. XVIII - первой половине XIX в. Иркутск. Изд-во Иркутского государственного технического университета, 1996.

32 Дулов A.B. О книге O.E. Наумовой "Иркутская епархия. XVIII - первая половина XIX в."// Из истории Иркутской епархии. Иркутск, 1998. С.20-26. половине XVIII в. общинный контроль над церковными делами не был вытеснен

33 епархиальным .

Чрезвычайно интересна для нас статья Н.И. Гавриловой о конфессиональном поведении горожан Иркутской губернии второй половины XIX в34. В рамках небольшой статьи автор не могла развернуть в полном объеме заявленные ею проблемы: исследование повседневной социальной активности горожан в сфере конфессионального быта, участия в нем различных социальных слоев города и др. В целом подходы, применяемые исследователем, представляется нам продуманными и взвешенными. Вместе с тем попытка автора оценить степень активности участия прихожан в жизни приходских общин на основе анализа посещаемости церквей, половозрастной структуры посещавших требует более тщательной проработки, т.к. H.H. Покровским убедительно показана недостоверность церковной статистики посещений прихожанами исповеди и причастия35.

Необходимо несколько слов сказать о диссертации В.Н. Асочаковой о Русской православной церкви в истории Хакасско-Минусинского края в XVIII - начале XIX в36. Работа отличается взвешенностью оценок, объективностью, однако с выводом о том, что духовенство края стало служилым сословием духовного ведомства, мы согласиться не можем. Касаясь проблемы приходских общин, исследователь отметила, что приходское духовенство содержалось на средства прихожан, не получая жалованья из казны. С другой стороны, В.Н. Асочакова подчеркивает то обстоятельство, что наследственное духовенство, которое к концу исследуемого ею периода численно преобладало, было зажиточным, хотя, как это представляется нам, вряд ли оно в массе было богаче прихожан. На наш взгляд, эффективно выполнять, например, полицейские функции в отношении своих прихожан, духовенство края вряд ли могло в условиях полной зависимости от прихожан в материальном плане. Очевидно, данная проблема требует специального исследования.

33 Зольникова Н. Д. Проблема церковного контроля в Иркутском епархиальном управлении первой половины XVIII в.// Сибирь в XVI-XX вв. Экономика, общественно-политическая жизнь и культура. Новосибирск, 1997. С.68-75.

34 Гаврилова Н.И. К характеристике конфессионального поведения горожан Иркутской губернии второй половины XIX в.// Апостол Аляски. Материалы научной конференции, посвященной 200-летию Иннокентия Вениаминова и 270-летию Иркутской епархии, Иркутск, 1998. С.88-91.

35 Покровский H.H. Организация учета старообрядцев в Сибири в XVIII в.// Русское население Поморья и Сибири (Период феодализма). М., 1973. С.381-406. Он же. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974.

36 Асочакова В.Н. Русская православная церковь в истории Хакасско-Минусинского края в XVIII-первой четверти XIX в.(структура, личный состав, политико-идеологические функции). Автореферат дисс. на соискание уч. степени к.и.н. Красноярск, 1999.

Существует внушительное количество литературы по сибирской урбанистике. Однако интересующая нас проблематика в этих исследованиях практически не отражена. В основном, эта литература привлекалась нами для краткого очерка о тенденциях развития сибирских городов, необходимого в исследовании о городских приходах. Особо можно выделить несколько обобщающих монографий, посвященных развитию различных регионов Сибири XVIII - начала XIX вв., в которых также содержатся обзоры развития городов этих регионов, данные о количественном и социальном составе горожан37. Отличительной чертой монографии H.A. Миненко является попытка синтезировать исследования социально- экономической истории и очерки духовной жизни сибиряков. В книге содержится ряд интересных наблюдений об отношении жителей Березова и Сургута к вопросам религии и приходской жизни38.

Весьма важное значение для интересующей нас темы имеет работа А.Р. Ивонина, посвященная исследованию западносибирских городов последней

39 четверти XVIII - 60-х гг. XIX в . На основе тщательного анализа статистических источников разного происхождения (в работе использованы материалы церковного и административного учета населения) историк показал сложность демографической картины в западносибирских городах. По уровню рождаемости и смертности, коэффициенту брачности, социальному составу города мало чем отличались от своей сельской округи. По темпам прироста населения город значительно уступал селу. Хотя общий уровень развития западносибирских городов ученый характеризует как низкий, далекий от уровня буржуазного города, он отмечает наметившуюся тенденцию сокращения агарного уклада в экономике (количественные изменения в сословном составе горожан).

Работы краеведов, как правило, содержат разрозненные факты по церковной истории своего города, обычно дело не идет дальше указания дат сооружений

40 церквей .

37 Громыко М.М. Западная Сибирь в XVIII в. Новосибирск, 1965. С.51-87; Миненко H.A. Северо-Западная Сибирь в XVIII - первой половине XIX в. Историко-этнографический очерк. Новосибирск. 1975. С.90-132, 217-230; БыконяГ.Ф. Засоление русскими приенисейского края. Новосибирск. 1981. С.201-370. Кабо P.M. Города Западной Сибири. М., 1949; Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции в Сибири. Новосибирск, 1994-1998. В 4-х томах.

38 Миненко H.A. Северо-Западная Сибирь., С.126-128.

39 Ивонин А.Р. Западносибирский город последней четверти XVIII - 60-х гг. XIX в. Барнаул, 2000.

40 ЛясоцкийИ. Прошлое Томска. Томск, 1952; Копылов Д., Прибыльский Ю. Тобольск. Свердловск, 1975; ЮрасоваМ.К. Омск. Очерки истории города. Омск, 1983; БыконяГ.Ф., ФедороваВ.И., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом (XVII-XIX века). Красноярск, 1990; Славин В. Томск сокровенный. Томск, 1991; Тобольский хронограф (Редактор-составитель Абдеев Р.Т.). Омск, 1993; Тарская мозаика (история края в очерках и документах 1594-1917 гг.). Омск, 1994 и др.

В научной литературе проблемы городского самоуправления до сих пор изучены недостаточно. Из существующих работ необходимо отметить монографию В.В. Рабцевич о системе управления и самоуправления в сибирском городе41. Н.М. Дмитриенко, изучавшая основные направления развития крупного сибирского города Томска, также рассмотрела вопросы управления городом и самоуправления горожан. Как и В.В. Рабцевич, Н.М. Дмитриенко отмечает узкосословный характер городского самоуправления, его неспособность, по причине ограниченности полномочий и финансовых возможностей, ставить и решать вопросы, необходимые для дальнейшего развития города42.

Проблеме изучения механизмов и особенностей функционирования городского самоуправления на Урале в ХУШ-Х1Х вв. посвящена часть коллективной монографии екатеринбургских историков43. В работе рассмотрена структура городского самоуправления, функции органов самоуправления, прослежена эволюция взглядов государства на устройство местного самоуправления и то, как это воплощалось в жизнь в уральских городах. Очень важным нам представляется наблюдение историка (автор раздела, посвященного уральскому городу в XVIII - 60-х гг. XIX - Д.Е. Хохолев) о том, что городское самоуправление на Урале существенно ограничивалось сверху административно-бюрократическим аппаратом, видевшим в самоуправлении лишь механизм сбора налогов. В таких условиях формирование элементов гражданского общества, предусматривавшего широкую самостоятельность городских объединений в решении насущных вопросов, было крайне затруднено.

К сожалению, перечисляя направления деятельности городских органов самоуправления, историки не затрагивают проблем, связанных с церковью, а между тем содержание отдельных соборных и кладбищенских церквей возлагалось на "градское общество" и находилось в ведении магистратов, городских дум и т.д. Впрочем, этот аспект проблемы городского самоуправления требует несколько иного круга источников и заслуживает особого внимания.

В определенной степени этот пробел восполняет статья Е.Ю. Апкаримовой о взаимодействии православной церкви и городского самоуправления во второй

41 Рабцевич В.В. Сибирский город в дореформенной системе управления. Новосибирск. 1984.

42 Дмитриенко Н.М. Сибирский город Томск в XIX - первой трети XX вв.: управление, экономика, население. Томск, 2000.

43 Апкаримова Е.Ю., Голикова C.B., МиненкоН.А., Побережников И.В., Хохолев Д.Е. История местного самоуправления на Урале в XVIII - в начале XX в.: город, село, деревня. Екатеринбург, 1999. половине XIX - начале XX в., в которой раскрываются некоторые методы решения проблем, связанных с нуждами городских церквей и их принтов44.

Из работ последних нескольких лет следует отметить книгу А.И. Куприянова о русском городе второй половины XIX в. Историк впервые попытался осветить отдельные аспекты конфессионального быта сибирских городов (посещение церквей, участие горожан в жизни приходских общин)45. К сожалению, работа не лишена недостатков, которые более подробно мы будем анализировать в своем месте.

Следует особо отметить работы, посвященные изучению возникновения и развития каменного строительства в Сибири. C.B. Копылова, занимавшаяся этой проблемой, осветила вопросы формирования местных кадров "каменных дел мастеров", процедуры организации строительных работ в сибирских городах и некоторые другие46.

В нашем исследовании мы не останавливались на описании внешнего вида церквей, которые строили прихожане в изучаемое нами время. Работа С.Н. Баландина способна восполнить этот пробел, т.к. каменные культовые сооружения Сибири XVIII в. рассмотрены, в первую очередь, с точки зрения их архитектурных особенностей47. С историей возведения в XIX в. крупнейших православных соборов знакомит монография А.Г. Туманика48. В этой работе уделено внимание как организации самой процедуры строительства каждого храма, так и их архитектурным особенностям.

Итак, как видим, история городской приходской общины не становилась еще особым предметом изучения. Вместе с тем, приходская жизнь в сибирских городах имела ряд особенностей, требующих специального исследования. Она подвергалась более жесткому контролю и вмешательству в свои дела, чем другие типы приходских общин, так как именно в городах сосредотачивалась светская и духовная администрация. Существенное влияние на общинную жизнь оказывал уровень социально-экономического развития города. В изучаемый период в Сибири количество городов увеличивалось, хоть и очень медленно. Постепенно

44 Апкаримова Е.Ю. Православная церковь и городское самоуправлением вопросу о взаимодействии (по материалам Урала второй половины XIX - начала XX в.).//История церкви: изучение и преподавание. Материалы научной конференции, посвященной 2000 христианства. Екатеринбург. 22-25 ноября. Екатеринбург, 1999. С. 236-240.

45 Куприянов А.И. Русский город в первой половине XIX в. М., 1995. С.36-46.

46 Копылова C.B. Каменное строительство в Сибири. Конец XVII- XVIII вв., Новосибирск. 1979.

47 Баландин С.Н. Культовое каменное зодчество Сибири в XVIII в. Новосибирск. Изд. НГАХА. 1994. См. также: Кириллов В.В. Тобольск. М., 1984; Лебедева Н.И. Храмы г. Тары// Культурологические исследования в Сибири. Вып.2. Омск, 1999. С.25-36.

48 Туманик А.Г. Крупнейшие православные храмы Сибири. Новосибирск, 1998. горожане формировали свой собственный образ жизни, мышления. Все это делает исследование конфессионального аспекта городского быта важной темой в истории сибирского города и органов его самоуправления.

Цель исследования - исследование института городской приходской общины, степени ее самостоятельности в условиях постоянного наступления церкви и государства на общинные традиции, появления в этой жизни новаций и сохранения традиционных черт через изучение повседневной деятельности прихожан городских церквей в период между двумя значительными церковными реформами XVIII и XIX вв.

Задачи исследования - предполагается исследовать деятельность городской приходской общины, связанную с сооружением храма и заботой о нем, т.к. с решения о строительстве новой церкви начиналось существование любой приходской общины, в том числе и городской. Планируется рассмотреть методы решения общиной проблем, возникавших в связи с этой деятельностью, а также политику духовных и светских властей по вопросам культового строительства.

Предполагается изучить деятельность основных институтов самоуправления городской приходской общины - схода и приходских поверенных, основные механизмы функционирования (состав схода, выборы на приходские должности, контроль за деятельностью поверенных), пределы компетенции приходских институтов самоуправления.

Третий комплекс задач связан с изучением форм материального обеспечения городского духовенства. Планируется предпринять попытку оценить уровень материального обеспечения, предоставляемого городскому духовенству общинами. Анализу будут подвергнуты возникавшие при этом взаимоотношения и конфликтные ситуации внутри общины, и между общиной и клиром.

Хронологические границы определены следующими соображениями. Архивные материалы первой половины XVIII в. Тобольского филиала Государственного архива Тюменской области практически не дошли до наших дней. Материалы других архивохранилищ, например, фонда Синода в РГИА, не содержат информации о повседневной жизни конфессиональных общин в Сибир^. На основе разрозненных сведений, которыми мы располагаем о первой половине XVIII в., создается устойчивое впечатление, что вследствие удаленности Сибири от административного центра и слабости местных властных структур наладить контроль за проведением в жизнь требований государства в отношение церкви и приходской жизни удалось лишь к середине XVIII в. Проследить появление изменений в жизни городской приходской общины, вызванных наступлением церкви на старинные права прихожан, начавшихся еще в конце XVII в., можно только с середины XVIII в. Поэтому нижней хронологической границей мы и выбрали середину XVIII в.

Верхнюю хронологическую границу исследования мы определяем 60-ми годами XIX в., временем реформы церкви, поскольку она стала определенным рубежом в истории русской церкви и, следовательно, в истории православных приходов.

Что касается территориальных границ, то мы изучали жизнь городских приходов на территории Западной Сибири, которая в значительной мере совпадала с границами Тобольской епархии по состоянию на 1799 г., когда от нее были отрезаны 8 уездов и переданы в состав Пермской и Оренбургской епархий. Западная граница Тобольской епархии стала проходить по восточным склонам Уральских гор, ее территория в целом стала соответствовать границам Тобольской губернии. В 1834 г. из состава Тобольской епархии была выделена Томская епархия, городские приходы которой как входившие в западносибирский регион нами также исследовались.

Енисейская губерния, традиционно рассматриваемая отдельно от Западной Сибири (как, впрочем, и от Восточной), большую часть изучаемого нами времени входила в состав Тобольской епархии (до 1824 г.), затем Томской (с 1834 г.), следовательно, управление ею осуществлялось на тех же основаниях и из тех же центров, что и всей Западной Сибирью. Нам представляется необходимым включить эту губернию в состав изучаемой территории.

Таким образом, территория Тобольской епархии до 1834 г., а с 1834 г. территории Тобольской и Томской епархии в целом, с известными оговорками, соответствуют границам Западной Сибири.

Также необходимо отметить, что, отбирая материал, мы учитывали те города, которые имели в указанный период этот официальный статус. С 1782 г. нами учитывались новые города, возведенные в этот ранг по случаю образования наместничеств в Сибири. Что касается лишения отдельных городов их статуса или перевода в "заштат", то подвергшихся этой процедуре было немного: Пелым в 1782 г., Нарым в 1822 г. были переведены в разряд "заштатных" городов, в 1804 г. Сургут был лишен городского статуса, но в 1868 г. его вернули в число городов. По причине немногочисленности изменения такого характера нами не учитывались.

Объект исследования - православная сибирская городская приходская община - самоуправляющаяся городская организация прихожан, объединенных по конфессиональному признаку. Предмет исследования - деятельность общины, связанная с сооружением церкви, ее содержанием, материальным обеспечением; функционирование основных приходских институтов городской общины - схода и поверенных; внутриобщинные взаимоотношения, а также отношения общины с приходским духовенством.

Духовная жизнь общины, связанная с отправлением православных таинств, организацией религиозных праздников и т.д., не является предметом исследования, т.к. требует специального изучения, привлечения иного круга источников, в том числе этнографических материалов.

Источники. В работе над выбранной темой нами были использованы как опубликованные документы (в частности, законодательство изучаемого нами периода, изданное в Полном собрании законов Российской империи (Собрания Первое и Второе)49, также нами привлекались Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания50 и Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода)51, так и неопубликованные архивные материалы Российского Государственного Исторического архива (РГИА), ф. 796 (канцелярия Синода), Тобольского филиала Государственного архива Тюменской области (ТФ ГАТО), ф. 156 (Тобольской духовной консистории), Государственного архива Томской области (ГАТО), ф. 170 (Томской духовной консистории). Помимо этих основных фондов нами привлекались материалы следующих фондов ГАТО: ф. 127 (Томская городская дума), ф.331 (Томская городская шестигласная дума), ф. 173 (Томское духовное правление); ТФ ГАТО: ф.8 (Тобольская городская управа), ф. 31 (Тобольская церковь Рождества Богородицы), ф. 78 (Тобольская церковь Богоявления), ф. 80 (Тобольская церковь Рождества Христова), ф. 189 (Сургутская церковь святой Троицы), ф. 329 (Тобольское губернское управление), ф. 716 (Березовский собор Воскресения Христа). В работе над данной темой мы использовали более 600 единиц архивных хранений.

Использованные нами источники можно разделить на следующие типы:

49 Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. 1649-1825 гг. СПб, 1826-1830, тт. 1-45; Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. 1825-1881. СПб, 1830-1884, тт.1-55.

50 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. СПб.; Пб., 1869-1916, тт.1-10.

51 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., Пг., Синодальная типография, 1868-1915. Т.1-22.

I Законодательные акты, включающие в себя распоряжения центральных, местных духовных и светских властей. Они отражают нормативное решение различных вопросов центральными и местными властями.

II Делопроизводственные материалы. Этот тип источников отражает воплощение политики властей на местах, порядок решения проблем, участие различных властных структур и органов городского самоуправления в урегулировании различных конфликтных ситуаций.

Внутри этого типа можно выделить следующие группы: а) Переписка делопроизводственного характера: между властями духовными и светскими, различными органами управления и самоуправления города. б) Переписка частного характера. Весьма тенденциозный и эмоциональный источник. К жалобам и прошениям надо относится очень осторожно, изыскивать возможности для их сопоставления и проверки. Две вышеуказанные группы документов довольно близки между собой, между ними иногда бывает не просто провести четкое разделение. Например, в 1770-х годах между тобольским епископом Варлаамом и генерал-губернатором Д.И. Чичериным шла довольно интенсивная переписка и многие вопросы решались с помощью личных писем и по личной просьбе сторон. в) Документы приходских сходов: "выборы" церковным старостам, "выборы" духовенству, коллективные прошения прихожан. Этот тип документов, пожалуй, особенно важен для нашей темы, поскольку он исходит от самой общины, отражает ее интересы, видение прихожанами решения той или иной проблемы. В источниках этого типа содержится информация о повседневной жизни городского сибирского прихода и его духовенства, о функционировании общинных институтов, об особенностях жизни приходской общины в условиях сибирского города. г) Судебно-следственные дела. Это комплексный источник, содержащий материалы типологически разного характера, в который входят указы и распоряжения светских и духовных властей, прошения приходских общин либо отдельных ее представителей, расследование конфликтов, допросы, справки и проч. Такие дела дают яркие иллюстрации взаимоотношений внутри приходской общины, с клиром, с различными органами власти. Материалы этой группы позволяют выявить особенности взаимоотношений внутри прихода городской церкви, между городскими приходскими общинами. д) Ставленнические дела. Особый комплекс документов, подробно

S9 исследованный Н.Д. Зольниковой и достаточно сложный по своему типологическому составу, связанный с определением на вакантное место в приходской церкви нового служителя. Содержит количественную информацию о приходе (количество душ и приходских дворов), может служить источником информации об отношении прихожан к кандидату в церковный чин. е) Статистические материалы. Эти материалы представляют для нас ценность тем, что в концентрированном виде содержат информацию о количественных параметрах городских приходов (количество душ, количество деревень, входящих в состав городского прихода, расстояние от деревень до церкви, расположенной в городе), сословном составе прихожан, составе клира. К сожалению, обнаруженные нами в архивах ведомости о состоянии приходских церквей, в том числе в сибирских городах, не всегда могут быть сопоставимы друг с другом из-за отсутствия унификации данных, поэтому в Приложениях не всегда совпадает количество городов и церквей в них.

III Исследуя заявленную проблему, мы также использовали источники повествовательного характера, в частности, материалы периодической печати -Тобольские и Томские епархиальные ведомости, на страницах которых публиковались исторические очерки о городских церквах, духовенстве, наиболее почитаемых иконах. Достоинством этих очерков является то, что для их написания авторы привлекали документы церковных архивов, не дошедшие до нашего времени.

Методологическую основу нашей работы, исходя из поставленных нами целей и задач и учитывая характер и круг имеющихся в нашем распоряжении источников, составил общенаучный диалектический метод изучения и анализа общественных явлений, исторический подход к ним. Иначе говоря, рассмотрение изучаемых явлений и событий конкретно, с позиций всестороннего анализа той эпохи, в которой они происходили.

52 Зольникова Н.Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в.). Новосибирск, 1981 г. С. 16-22.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Городская приходская община в Западной Сибири во второй половине XVIII в. - 60-х гг. XIX в."

Заключение

В дореволюционной историографии довольно прочно утвердился тезис о гибели приходской общины в результате церковных реформ XVIII и начала XIX в.

Суть процесса, наблюдаемого нами на примере сибирской городской приходской общины, представляется нам более сложной. На наш взгляд, он заключался в том, что светская и духовная власти, отбирая у общины права, оставляли ей выполнение обязанностей, ранее тесно связанных с этими правами. Например, обязанность покрывать убытки церковной казны, вызванные неудачной деятельностью церковного старосты, вытекала из права общинного контроля за деятельностью выбранного общиной старосты. В процессе преобразований церкви в XVIII и XIX вв. место и роль городской приходской общины в процедуре "счетов" церковных старост (проверок их деятельности) была сведена к минимуму. Духовные власти рассматривали прихожан в этой процедуре скорее как статистов, свидетелей, а не активных и заинтересованных лиц.

Традиционно обязанность строить храм, украшать и обеспечивать всем необходимым для совершения в нем служб сочеталась с правом использовать церковные помещения, не связанные напрямую с богослужением, во внецерковной деятельности прихожан. Как мы видели, в сибирском городе практика использования церковных помещений во внецерковной деятельности прихожан к концу исследуемого нами периода была практически изжита. Как городскую специфику следует отметить тот факт, что уже к началу исследуемого периода такая традиционная форма внецерковного общения прихожан, тесно связанная с храмом и участием в его строительстве и содержании, как братчины, исчезает из жизни городского прихода. Архивные документы показывают, что с этой традицией в западносибирских городах духовным властям удалось покончить полностью и немаловажным, на наш взгляд, здесь было то, что жизнь городской общины контролировалась эффективнее, чем жизнь отдаленных сельских приходов.

Денежные или иные подарки в церковную казну по старинной приходской традиции давали прихожанам право распоряжаться ею по своему усмотрению, что впрочем, совсем не исключало участия священника в принятии решений. Уже к началу изучаемого нами периода практика использования приходской казны для получения ссуд в сибирских городах была изжита. В начале XIX в. по закону 1808 г. право распоряжения общины своей казной было ограничено еще сильнее.

Городская приходская община должна была не только испрашивать разрешение на использование средств церковной казны, но и тщательно обосновывать необходимость просимой траты, что следует рассматривать как существенное ограничение ее самостоятельности в принятии решений.

Обязанности прихожан содержать духовенство соответствовало традиционное право "выбора" клирика на вакантное место к церкви и право "отказа" от услуг неугодного общине священнослужителя. Но и утратив эти права, община по-прежнему должна была содержать духовенство.

По нашему мнению, процесс разрыва между правами и обязанностям имел негативный характер для развития городской приходской общины, потому что выполнение обязанностей, не подкрепленных соответствующими им правами, постепенно превращалось в тяжелую и лишенную смысла и ценности процедуру. Довольно наглядно это видно на примере выборов церковных старост в городских приходских общинах. Сама процедура выборов церковных старост в исследуемый период подверглась формализации, ее тесно связали с процедурой выборов на городские общественные должности. Попытка светских властей в начале XIX в. в Томске ликвидировать старинную традицию выборов церковных старост общинниками свидетельствует не только о трудностях в функционировании местных органов самоуправления, отрицать которые мы не можем, но и показывает непонимание местными властными структурами ценности и смысла в существовании общественной организации, не выполняющей фискальных функций. Сенат и Синод, судя по их категорическому запрету этой сокрушительной реформы приходского самоуправления, понимали, что при полном его уничтожении горожане не станут заботиться о строительстве и обеспечении церкви всем необходимым для богослужения и содержании духовенства. Цель государства и не состояла в уничтожении самоуправления приходской общины, а в ограничении его, подчинении контролю духовенства. Однако постоянное наступление на права прихожан, наблюдаемое нами на примере городской приходской общины, порождало ряд негативных явлений, которые медленно убивали приходскую жизнь.

Разрушение цепочки права-обязанности вело к разрушению живых связей между прихожанами и их церковью, в результате чего прихожане утрачивали чувство хозяина храма, сопричастности к его судьбе. Сама жизнь общины стала более формализованной и обюрокраченной.

Политика светских и духовных властей в отношении приходской общины, по нашему мнению, не достигла намеченных целей. Духовные власти, не доверяя мирянам, стремились поставить под свой контроль церковную казну в целях лучшей ее сохранности. Однако, как показывает история городских приходских общин, как только церковная казна оказывалась в руках духовного лица или светского (например, церковного старосты) без должного за ними контроля со стороны общины, открывались широкие возможности для злоупотреблений. Таким образом, только общинный контроль мог быть надежной гарантией сохранности церковной казны.

Еще менее успешной была политика государства в отношении приходского духовенства. В принципе настойчивое стремление властей ослабить материальную зависимость клириков от своих прихожан понятно. Будучи целиком зависимо от расположения общины, духовенство не могло выполнять полноценно функции, возложенные на него государством в отношении своих прихожан: следить за их поведением в церкви и вне ее, воспитывать их в духе православия и верноподданства императорскому дому, особенно непросто это было в условиях широкого распространения в Сибири старообрядчества. Однако реальных, практических мер по устранению материальной зависимости духовенства от прихожан со стороны государства предпринято не было. Впрочем, именно это обстоятельство практически полной материальной зависимости городского клира от городской общины, делало очень важным для духовенства завоевание дружеского расположения к ним своих прихожан, а общинникам позволяло воздействовать на неугодных клириков. По сути дела, в сибирском городе происходит трансформация старинного права "отказа" в негласный бойкот и выживание клирика общиной из прихода в случае возникновения серьезного конфликта между ними.

Изучив формы и способы материального обеспечения городского духовенства прихожанами, следует признать, что основная часть городского духовенства получала весьма скромные доходы от своих прихожан. Тезис многих исследователей о том, что городское приходское духовенство получало доходы большие, чем сельское, на наш взгляд, нуждается в существенном дополнении. Получая больше своих сельских коллег (хотя вопрос о соотношении доходов этих категорий духовенства решить не так то просто из-за мало информативности сохранившихся источников), городское духовенство должно было и больше их тратить.

Нам представляется, что проблема бедности приходского духовенства -проблема бедности населения, в том числе и в сибирских городах. Для успешного решения этой проблемы необходимы были комплексные меры по повышению жизненного уровня всего населения, пользующегося услугами православного приходского духовенства.

Введение государственного жалованья духовенству могло в определенной мере изменить эту ситуацию. Однако когда это долгожданное жалованье было назначено духовенству двух сибирских городов практически в самом конце изучаемого нами периода, выяснилось, что оно не может решить проблемы зависимости от прихожан. Жалованье было настолько мало, что духовенство не смогло отказаться от платы прихожан за требы.

Заметим, что процесс разобщения прав и обязанностей, начавшись еще в конце XVII в., был растянут почти на два столетия, поэтому городская община Сибири постепенно встраивалась в новые для нее условия, привыкала к ним. Конечно, большую роль играло и то обстоятельство, что жизнь человека XVIII-XIX вв. самым тесным образом была связана с церковью, поэтому община вынуждена была подчиняться давлению иерархии, поддержанному к тому же всей мощью абсолютистского государства. В изучаемое нами время в жизни городской приходской общины тесно переплетены негативные тенденции, порожденные политикой государства в отношении церкви, и старинные традиции или их новые модификации. Разделить их и выявить преобладающую тенденцию не всегда возможно. Именно поэтому тезис дореволюционной историографии о гибели прихода нам представляется не совсем точным. Изучая жизнь городской приходской общины, мы не раз сталкивались с тем, что традиции, рожденные повседневностью и растворенные в ней, иногда изживались не так-то просто, несмотря на их юридическое запрещение. Инструкция церковным старостам 1808 г. юридически закрепила уже сложившуюся к этому времени практику запрета духовных властей церковным старостам хранить церковную казну у себя в домах. Однако с такой практикой мы встречаемся и в первой половине XIX в. Документы показывают, что отношение сибирских горожан к своему приходскому храму определялось не только нормативными документами духовных и светских властей, но и представлениями о праве трудового вклада, сделанного как самим прихожанином, так и его предками. В сибирских городах не редкими были случаи, когда люди из поколения в поколение являлись прихожанами одного храма вопреки различным трудностям. Хотя нужно отметить, что практика механических

226 переделов приходских общин, по суги дела их разрушавших, не вызывала у прихожан активного возмущения или сопротивления.

Мы не ставили себе целью изучить проблему религиозности городского населения, однако собранные нами факты убедительно свидетельствуют о том, что прихожане городских церквей с большой любовью и заботой относились к своим храмам, стремились их украсить. Большую роль в жизни городской приходской общины играли зажиточные слои населения - купечество и верхушка мещанства. Именно они выступали щедрыми жертвователями при постройке новых церквей и их украшении. Переход к огнеустойчивым строительным материалам при сооружении церквей в западносибирских городах вряд ли бы стал возможен без их пожертвований и подчас активного личного участия в организации работ.

Предъявляя достаточно высокие требования к профессиональным умениям и навыкам духовенства, прихожане городских церквей ценили тех священно-и церковнослужителей, которые, несмотря на нужду, умели вести такой образ жизни, чтобы вызывать уважение у своих прихожан.

Появление и распространение указанных выше негативных явлений в жизни сибирской городской приходской общины не означало еще ее гибели, т.к. многие традиции, лежащие в основе ее жизни не были забыты. К концу изучаемого нами периода, т.е. перед церковной реформой XIX в., с которой было связано много надежд в русском обществе, негативные последствия непродуманности предыдущих церковных преобразований в жизни городской приходской общины еще не приобрели необратимого характера, расширение самостоятельности (как это задумывалось идеологами реформы) могло придать ей новый импульс.

 

Список научной литературыМухортова, Наталья Анатольевна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. I, №186, т. III, № 184, 249, 1804; т. IV, № 2820; т. VI, № 3323, 4663; ПСЗ II, Т. XVI, № 14409, т. XXIX, № 22442, т. XXXV, N 27405; т. XXXIII, № 33253;

2. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1878. Т.П. 4.1. № 495; 756; Описание документов и дел . СПб., 1879. T.III, № 465.

3. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. ПСПиР, СПб, 1905, сер. 1, т. IX, № 2984.

4. ПСПиР, т. 1 (1762-1772), СПб, 1910, № 203, 226, 254, 587. ПСПиР, Т.1 (1825-1835), СПб, 1915, № 38, 78, 135, 171, 230, 249, 252, 269, 306, 352, 476, 539, 576, 604.

5. ПСПиР, Пг., 1915, Т.2 (1773-1784), № 887.

6. Тобольские епархиальные ведомости 1883, № 9, 11-12, 16, 18, 19, 22; 1887, №9-10; 1889, № 23-24; 1891, № 17-18; 23-24; 1892, №17-18; 1898, № 19; 1897, № 3; 1903, № 3; 1911, № 19; 1912. №17, 24;

7. Томские епархиальные ведомости 1882, № 12; 1884, № 16; 1895, №19; 1897, №1; 1899, № 6; 1898, №19№ 1899, № 6.

8. Абрамов H.A. Город Тюмень. Из истории Тобольской епархии. Тюмень,

9. Неопубликованные источники

10. ТФ ГАТО, ф.156, оп. 22, д. 92, 116, 120, 124, 201, 128, 200, 255, 348, 348, 353, 421, 459, 504, 536, 538.

11. ТФ ГАТО, ф.8, on. 1, д. 80; ТФ ГАТО, ф.31, on. 1, д. 56; ТФ ГАТО, ф.57. on. 1, д.6. 120, 224;

12. ТФ ГАТО, ф.90, оп.1, д.21, 44, 65;

13. ТФ ГАТО, ф.329, оп.2, д.62; оп.13, д. 94, 146, 169, 581;

14. ТФ ГАТО, ф. 716, оп.1, д. 14, 90;

15. ТФ ГАТО, ф.189, оп.1, д.26, 38, 43;

16. ГАТО, ф. 127, оп.1, д. 103-131, 156, 231-343, 477, 541, 641, 802-805, 900-1111, 1036, 1218, 2474;

17. ГАТО, ф. 170, оп.1, д. 75, 77, 87, 107, 155, 180, 203, 206, 218, 226, 232, 239, 328, 404, 409, 427, 429, 449, 471, 477, 499, 540, 541, 571, 572, 573, 675; 611, 675, 687, 1486

18. ГАТО, ф. 170, оп.2, д. 22, 105, 339, 578;

19. ГАТО, ф. 170, оп.4, д. 21, 25, 70;1. ГАТО, ф. 170, оп.5, д.78;

20. ГАТО, ф. 173, оп.1, д., 102, 123, 130, 249 ;

21. ГАТО, ф. 329, оп.13, д. 3, 39, 45, 66, 70, 81, 89, 300, 581;

22. ГАТО, ф. 331, on. 1, д. 12, 34, 45, 63, 64, 70-133, 171;

23. Адаменко A.M. Приходы Русской православной церкви на юге Тобольской епархии в XVII-XIX вв. Автореферат дисс. на соискание уч. степени к.и.н. Кемерово, 1998.

24. Апкаримова Е.Ю., Голикова C.B., Миненко H.A., Побережников И.В., Хохолев Д.Е. История местного самоуправления на Урале в XVIII в начале XX в.: город, село, деревня. Екатеринбург, 1999. С. 145.

25. Асочакова В.Н. Русская православная церковь в истории Хакасско-Минусинского края в XVIII-первой четверти XIX в.(структура, личный состав, политико-идеологические функции). Автореферат дисс. на соискание уч. степени к.и.н. Красноярск, 1999.

26. Баландин С.Н. Культовое каменное зодчество Сибири в XVIII в. Новосибирск. Изд. НГАХА. 1994.

27. Баловнев Д.А. Церковные приходы и приходское духовенство в XIV-XV вв. на Руси (Северо-Восточные, Новгородские и Псковские земли). Автореферат дисс. на соискание уч. степени к.и.н. М., 1998.

28. Белобородов С.А., Казанцева М.Г., Мангилева A.B. Антология ошибок (рецензия на коллективную монографию «История Курганской области»)// Уральский сборник. История. Культура. Религия. III, Екатеринбург. Изд-воУрГУ, 1999. С.33-38.

29. Богословский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. М. 1912. Т.2. С. 19-52.

30. Бойко В.П. Томское купечество конца XVIII XIX вв. Томск. 1996.с.зоо.

31. Быконя Г.Ф. Заселение русскими приенисейского края в XVIII в. Новосибирск, 1981.

32. Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом (XVII-XIX века). Красноярск, 1990. С.302.

33. Гаврилова Н.И. К характеристике конфессионального поведения горожан Иркутской губернии второй половины XIX в.// Апостол Аляски.

34. Материалы научной конференции, посвященной 200-летию Иннокентия Вениаминова и 270-летию Иркутской епархии, Иркутск, 1998. С.

35. Голодников К. Тобольск и его окрестности. Исторический очерк.1887.

36. Голубинский Е. История русской церкви. Изд.2-е. 1904. В 2-х тт.

37. Городская культура Сибири: история и современность. Сборник научных трудов. Отв. ред. Д.А. Алисов. Омск, 1997.

38. Громыко М.М. Западная Сибирь в XVIII в. Новосибирск. 1965. С.263.

39. Громыко М.М. Территориальная крестьянская община в Сибири (30 гг. 60 гг. XIX в.) // Крестьянская община в Сибири в XVIII - начале XIX в. Новосибирск. 1977. С. 257.

40. Дмитриенко Н.М. Сибирский город Томск в XIX первой трети XX в.: управление, экономика, население. Издательство Томского университета. Томск, 2000. С. 280

41. Дулов A.B. О книге O.E. Наумовой «Иркутская епархия. XVIII -первая половина XIX в.»// Из истории Иркутской епархии. Иркутск, 1998. С. 2026.

42. Емельянов Н.Ф. Город Томск в феодальную эпоху. Томск, 1984. С.280.

43. Ершова H.A. Приходское духовенство Петербургской епархии в XVIII в. Автореф. на соиск. уч. ст. к.и.н. СПб. 1992.

44. Есипова В.А. Приходское духовенство Западной Сибири в период реформ и контрреформ второй половины XIX века. Автореф. на соиск. уч. ст. к.и.н. Томск. 1996.

45. Зайцева Л.Ю. История православной церкви Южного Зауралья в досоветский период. Автореф. на соиск. уч. ст. к.и.н. Курган, 1996; с. 260.

46. Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времен реформы Петра. Казань. 1873.

47. Зольникова Н.Д. Ведомость о составе приходов Тобольской губернии// Христианство и церковь в России феодального периода. Новосибирск, 1989.

48. Зольникова Н.Д. Проблема церковного контроля в Иркутском епархиальном управлении первой половины XVTII в.// Сибирь в XVI-XX вв. Экономика, общественно-политическая жизнь и культура. Новосибирск, 1997. С.68-75.

49. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII в. Новосибирск. 1990. С. 291.

50. Зольникова Н.Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в.). Новосибирск. 1981. С. 182

51. Зуева Е.А. Русская купеческая семья в Сибири конца XVII начала XIX в. Дисс. насоиск. степени к.и.н. Новосибирск, 1992.

52. Ивонин А.Р. Западносибирский город последней четверти XVIII 60-х гг. XIX в. Барнаул, 2000.

53. Кабо P.M. Города Западной Сибири. М., 1949. С. 217

54. Кабузан В.М., Троицкий С.М. Численность и социальный состав городского населения Сибири в 40-х 80-х гг. XVIII века. //Освоение Сибири в эпоху феодализма, Новосибирск, 1968.

55. Каменецкий И.П. Торговый облик Кузнецка на рубеже XVIII-XIX веков.// Населенные пункты Сибири: опыт исторического развития (XVII-начало XX века). Новосибирск. 1992.

56. Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви. М. 1992, Т.2, С.600.

57. Кириллов В.В. Тобольск, М. 1984. С. 150.

58. Козлов О.Ф. Церковная реформа первой четверти XVIII в. Автореф. на соиск. уч. ст. к.и.н. М., 1970.

59. Конюхов И.С. Летопись. Новокузнецк, 1998. С. 100.

60. Конюченко А.И. Духовное образование в оренбургской епархии во второй половине XIX начале XX вв. Автореф. на соиск. уч. ст. к.и.н. Челябинск. 1996;

61. Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII начала XIX в. Новосибирск, 1974.

62. Копылова С.В. Каменное строительство в Сибири. Конец XVII-XVIII вв. Новосибирск. 1979.

63. Краткая энциклопедия по истории коммерции в Сибири. В 4-х томах. Новосибирск, 1994-1999.

64. Краткое описание приходов енисейской епархии. Кр-к КО РФК ХТО «Краевед», 1995.

65. Куприянов А.И. Русский город в первой половине XIX в. М., 1995. С.250.

66. Курмачев В.А. Историческое обозрение о Всехсвятской церкви г. Тюмени (1833-1998). Тюмень. 1998. С.40.

67. Люцидарская A.A. Сторожилы Сибири. Историко-этнографические очерки. XVII-начало XVIII в. Новосибирск, 1992. С. 108.

68. Малышев А.И., Таранков В.И., Смиренный И.Н. Бумажные денежные знаки России и СССР. М. 1990.

69. Мангилева A.B. Автореф. на соиск. уч. ст. к.и.н. Духовное сословие на Урале в первой половине XIX в. Екатеринбург; 1996.

70. Мангилева A.B. Духовное сословие на Урале в первой половине XIX в. (на примере Пермской епархии). УралНАУКА, Екатеринбург. 1998.

71. Матханова Н.П. Формальная и неформальная иерархия губернского чиновничества в России XIX в.// Сибирь мой край . Новосибирск, 1999.

72. Миненко H.A. Северо-Западная Сибирь в XVIII первой половине XIX в. Историко-этнографический очерк. Новосибирск. 1975. С. 391.

73. Миненко H.A. Русская крестьянская община в Западной Сибири в XIII в первой половине XIX в. Новосибирск, Изд-во НГУ, 1991.

74. Миронов Б.Н. Американский историк о русском духовном сословии// Вопросы истории. 1987. № 1. С. 153-158.

75. Миронов Б.Н. Русский город в 1740-1860 годы. Л., 1990.

76. Миронов Б.Н. Социальная история России (XVIII начало XX в.). СПб., 1999. В 2 тг.

77. Наумова O.E. Иркутская епархия. XVIII первой половине XIX в. Иркутск. Изд-во Иркутского государственного технического университета, 1996.

78. Николаев А.П. Приходская община новокрещенных Северо-Западной Сибири. Автореф. на соиск. уч. ст. к.и.н. Новосибирск. 1996;

79. Никольский Н.М. История русской церкви. М. 1983. С.448.

80. Папков A.A. Упадок православного прихода (XVIII-XIX века). Историческая справка. М., 1899.

81. Папков A.A. Древнерусский приход: Краткий очерк церковноприходской жизни в Восточной России до XVIII и в Западной России до XVII в. Сергиев-Посад. 1897.

82. Первое столетие сибирских городов. Новосибирск, 1996.

83. Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие состав и пределы. Казань, 1913 . Т.2.

84. Покровский H.H. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974.

85. Покровский H.H. Организация учета старообрядцев в Сибири в

86. XVIII в. // Русское население Поморья и Сибири. Новосибирск, 1973.

87. Покровский H.H. Томск 1648-1649 гг.: Воеводская власть и земские миры. Новосибирск. 1989.

88. Проблемы культуры городов России. Материалы II Всероссийского научно-практического семинара. Отв. ред. Д.А. Алисов. Омск, 1996.

89. Проблемы культуры городов России. Материалы III Всероссийского научно-практического семинара. Отв. ред. Д.А. Алисов. Ишим-Омск, 1997.

90. Пулькин М.В. Сельские приходы Олонецкой епархии во второй половине XVIII в. Автореферат дисс. на соискание уч. степени к.и.н. СПб, 1995.

91. Рабцевич В.В. Сибирский город в дореформенной системе управления. Новосибирск. 1984.

92. Резун Д.Я., Василевский P.C. Летопись сибирских городов. Новосибирск, 1989. С. 300.

93. Резун Д.Я, Городское население Тобольской губернии на рубеже

94. XIX в.// Демографическое развитие Сибири периода феодализма. Новосибирск, 1991.

95. Римский C.B. Русская православная церковь в XIX в. (Ученые записки Донского юридического института). Ростов-на-Дону, 1997.

96. Римский C.B. Церковные реформы в России 60-х 70-х годов XIX столетия. Автореферат дисс. на соискание уч. степени д.и.н. М., 1998.

97. Русское православие: вехи истории. М., Политиздат. 1988. С.719.

98. Рутц М.Г. Социальный состав городского населения Западной Сибири в первой половине XIX в. //Демографическое развитие Сибири периода феодализма. Новосибирск, 1991.

99. Рьшдзюнский П. Г. Городское гражданство дореформенной России. М., 1958.

100. Страницы исторического прошлого Омска (XIX начало XX вв.): Краеведческий сборник. Под. ред. А.П. Толочко. Омск, 1994.

101. Сулоцкий А. Тобольские и томские архипастыри. Омск, 1881. С.25.

102. Тарская мозаика (история края в очерках и документах 1594-1917 гг.). Омск, 1994.

103. Туманик А.Г. К биографии томского губернского архитектора Александра Петровича Деева// Проблемы истории местного управления Сибири конца XVI-XX веков. Материалы четвертой региональной научной конференции 11-12 ноября 1999 г.251

104. ТуманикА.Г. Крупнейшие православные храмы Сибири. Новосибирск, 1998.

105. Урбанизация и культурная жизнь Сибири. Материалы Всероссийской научно -практической конференции. Отв. ред. Д.А. Алисов. Омск, 1995.

106. Фаст Г. Енисейск православный. Красноярск, 1994. С. 100.

107. Шепелев JI.E. Титулы, мундиры, ордена. Ленинград, «Наука», 1991.

108. Шпалтаков В.П. Динамика численности и структура городского населения Западной Сибири в дореформенный период (1795-1860 гг.)// Проблемы исторической демографии СССР. Вып.2. Томск, 1982.

109. Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. 1032-1882. Сургут, 1993

110. Юшков С. В. Очерки по истории приходской жизни на севере России в XV-XVII вв. СПб. 1913.

111. Freeze G.L. The Russian Levites: Parish Clergy in the Eighteenth Century. Cambridge (Massachusetts). 1977.

112. Freeze G.L. The Parish Clergy in Nineteenth Century Rassia. Crisis, Reforms, Conter-Reform. Prinston. 1983. P. 507.