автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Гражданская идентичность в условиях современной глобализации

  • Год: 2015
  • Автор научной работы: Егоров, Олег Евгеньевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Гражданская идентичность в условиях современной глобализации'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Гражданская идентичность в условиях современной глобализации"

На правах рукописи

Егоров Олег Евгеньевич Гражданская идентичность в условиях современной глобализации Специальность: 09.00.11 - Социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

19 ЫЮП 7015

Москва - 2015

005570942

005570942

Работа выполнена в ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» на кафедре социальной философии и философии истории философского факультета

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Момджян Карен Хачикович,

доктор философских наук, профессор

Махаматов Таир Махаматовнч, доктор философских наук, профессор, ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации» (профессор, заместитель заведующего кафедрой «Философия»)

Ганина Нина Сергеевна,

кандидат философских наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина», (доцента кафедры философии и социально-политических технологий)

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Защита диссертации состоится 28сентября 2015 года в 15:00 на заседании диссертационного совета Д 501.001.16 на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» по адресу: 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4 («Шуваловский»), философский факультет, аудитория А-518.

С диссертацией можно ознакомиться:

• в Научной библиотеке ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова» по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, сектор «А», 8-й этаж, комн. 812 (отдел диссертаций Фундаментальной библиотеки).

• на официальном сайте диссертационных советов МГУ имени М.В.Ломоносова по адресу: ЬйрУЛБйш.т5ш^ё155ег(нйш_юш0]^шшсйэ'505543/.

Автореферат разослан « 7J AdMhjJb. oís года

Ученый секретарь

диссертационного совета /Р\

кандидат философских наук, доцент ¡И В.С.Кржевов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы исследования.

Гражданин, наделенный правами и долгом относится к числу фундаментальных фигур современной демократии. Сами понятия «гражданин», «идентичность» являются комплексными. Они характеризуются известным множеством измерений. Содержание указанных понятий, конечно же, изменяется во времени и пространстве, наделено определенными ценностями и юридическим статусом. Одним из таких измерений является гражданская идентичность. Гражданская идентичность является частью социальной идентичности индивида, и отражает представления личности о принадлежности к государственному образованию, структурам гражданского общества, а так же к представлениям о самих образованиях и структурах, их оценки индивидом и его право выбора, оставаться в их составе или их покинуть.

Актуальность темы исследования заключается в том, что двадцатый

век является своеобразным веком раскрытия многих идентичностей -

социальной, национальной и др. Несмотря на процессы глобализации в мире

гражданская идентичность предстает как самопричисление, самоопределение

индивидов в обширных национальных общностях, зачастую в противовес

всемирной, транснациональной идентичности, что возможно наблюдать на

всех социальных уровнях, от межличностных взаимоотношений до

межгосударственного диалога. Но также гражданская идентичность является

и связующим инструментом, которая интегрирует как социальные слои

населения в государстве, так и различные народы в современном мире. Все

эти факторы необходимы для актуальности исследования гражданской

идентичности в социально-философском дискурсе, а также для

формирования теоретико-методологических подходов к гражданской

идентичности в условиях глобального культурного, политического и

экономического пространства земли в двадцать первом веке.

з

Непосредственно «идентичность» - это ощущение человеком принадлежности к определенной группе, к примеру, этносу, религии, партии и пр.

Социальная идентичность личности является переживанием и осознанием индивидом свой причастности к социуму, что может выражаться в различных видах идентичности личности, в том числе национальной и гражданской идентичности.

Этническую идентичность как принадлежность к определенному этносу (группе, связанной единством происхождения и культуры, понятой как система символических программ мышления, чувствования и практического поведения) следует отличать от национальной идентичности, где индивиды рассматривают себя как часть нации - самодостаточной социальной группы, способной самостоятельно создавать и воссоздавать экономические, политические, социальные и культурные факторы своего существования.

Гражданская идентичность - это осознание человеком своей принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, участие в социальной и политической жизни страны, которое является очень значимым для индивида; основывается на признаке гражданской общности, что характеризует гражданскую идентичность в качестве коллективного субъекта.

Данное определение следует отличать от идеи «гражданства», где индивид выступает в качестве носителя определенных политических прав и свобод, а также обладает обязанностями по отношению к государству, т.е. само гражданство - это скорее формально-правовой статус индивида и отличие его от не-граждан конкретного государства.

В последние годы в России гражданская идентичность превратилась в актуальную проблему. Это обусловлено потребностью в формировании, развитии и укоренении идей, способствующих объединению российского общества. Сказывается и то, что дальнейшая демократизация общества предпочитает приобщение граждан к целям и интересам развития страны, становлению потребностей и навыков участия граждан в жизни общества и государства. В качестве условий для формирования гражданской идентичности можно рассматривать различные формы участия граждан в политической жизни государства, социальную модернизацию и демократические институты страны.

В связи с этим необходимо упомянуть гражданскую идентичность в качестве одного из условий формирования и успешного функционирования гражданского общества, которое является сферой проявления воли свободных граждан, а также сообществ, организаций и ассоциаций, где их деятельность не зависит от произвольной регламентации существующей власти и государственных структур. Согласно классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе, т.е. можно сказать, способность неполитических организаций выходить на политический уровень. Необходимой предпосылкой реального правового государства является именно гражданское общество, поэтому их можно рассматривать как равноправных партнеров. Гражданское общество можно определить также как совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового.

Исследование гражданской идентичности носит междисциплинарный характер. Основными дисциплинами, где разработанность данной проблематики ощутима, являются философия, социология, психология, политология и педагогика.

К сказанному следует добавить, что без формирования гражданской идентичности просто невозможно обеспечить формирование личности политически зрелого и социально ответственного члена общества.

Вопрос гражданской идентичности неразрывно связан с патриотизмом, любовью к родной земле, т.е. понятиями, наделенными сакральным смыслом. При этом вслед за указанными сакральными понятиями должны следовать действия, подкрепленные волей и ответственностью за судьбу страны и народа. То есть, необходимо осознанное и грамотное, поднятое до уровня сознательного и активного выполнение человеком своих гражданских обязанностей и гражданского долга.

Одной из главных движущих сил в процессе воспитания молодых граждан является гражданская идентичность. Ее можно рассматривать как некий базовый процесс в формировании зрелого (осознанного) взгляда на окружающий нас мир и политические реалии в сложных и переменчивых условиях политической и экономической ситуации.

Степень разработанности проблемы.

В классической философской и социологической науке, представителями которой являются К.Маркс, М.Вебер, Э.Дюркгейм, Г.Зиммель, проблема соотношения индивида и общества рассматривалась в перспективе всеобщих и объективных закономерностей развития общества. Идею гражданства в ее «классическом» понимании мы можем найти в трудах республиканских теоретиков либеральной традиции, таких как Ж.-Ж.Руссо или Дж.С.Милль. Сегодня одними из основных исследователей проблематики гражданства являются Д.Уэйнсток, У.Кимлика и, конечно, Ю.Хабермас. В рамках постклассической философии, которую представляют З.Бауман, У.Бек, Э.Смит, А-Гидденс, проблема гражданской идентификации носит конструктивистский характер.

Отечественные ученые В.АДдов, Н.Е.Покровский, Б.Г.Капустин рассматривают гражданскую идентичность как способ организации общества в рамках перехода от традиционного к обществу позднего модерна в контексте глобальных процессов. Однако глобализация в работах таких исследователей, как В.А.Тишков, С.А.Арупонов, А.Г.Здравомыслов предстает фактором, играющим весьма противоречивую роль. Она стимулирует воспроизводство и переопределяет гражданскую идентичность, вызывая к жизни архаичные формы идентичности, которые лишь усиливают этнополитическую дистанцию в условиях социальной дезинтеграции общества.

Теоретически данное исследование понятия «гражданской идентичности» обосновывается в первой главе диссертации, раскрытие же практической стороны понятия в современную эпоху глобализации и мультикультурализма описывается во второй главе, где особую роль играет развитие идентичности в Российской Федерации в последние десятилетия.

Цель исследования.

Цель данного исследования заключается в детальном рассмотрении проблемы возникновения и развития «гражданской идентичности»для понимания ее современного состояния на практике, то есть какова гражданская, национальная и цивилизационная (как интегративный вариант гражданской) идентичность личности в двадцатом - начале двадцать первого века в условиях мультикультурализма и размывании границ национальных государств.

Задачи исследования.

Следуя логике целей исследования необходимо определить следующие задачи:

- рассмотреть различные философские, социологические подходы к гражданской идентичности, обратив особое внимание на современные концепции;

- произвести анализ социально-философского дискурса гражданской идентичности;

охарактеризовать специфику формирования гражданской идентичности в современном обществе;

- проанализировать трансформацию гражданской идентификации на протяжении исторического процесса (от концепций Нового времени до современного понимания проблемы)

Объект исследования.

Объектом исследования является гражданская идентичность и идентичность современного гражданина в условиях глобализирующегося мира, как процесс самоопределения этнических и гражданских общностей в эпоху глобализации на основе разработки методов интеграции и консолидирования сообществ на национальном и межгосударственном уровнях.

Предмет исследования.

Предметом анализа выступает проблема развития гражданской идентичности в эпоху современной глобализации, а также рассмотрениенациональной и цивилизационной идентичности как «универсальной», интегративной модели идентичности личности и гражданина в эпоху мультикультурализма.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Методологической основой диссертационного исследования выступает историко-материалистический подход к всестороннему анализу объекта и предмета исследования. Решение исследуемых в диссертационной работе проблем осуществляется в русле системно-деятельностного подхода с применением принципов единства исторического и логического, принципа детерминизма, а тазике общенаучных принципов познания общественных явлений.

Теоретическая база работы представлена как классическими работами общефилософской, социально-философской, социологической,

политологической, юридической и психологической науки, так и новейшими публикациями современных исследователей по всем аспектам проблемного поля.

Положения, выносимые на защиту, и научная новизна исследования.

- В ходе анализа проблематики автором сформулировано определение феномена гражданской идентичности, которое представляет собой осознание человеком своей принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, участие в социальной и политической жизни страны, которое является значимым для индивида; основывается на признаке гражданской общности, что характеризует гражданскую идентичность в качестве коллективного субъекта.

- На основе прямой взаимосвязи между гражданской идентичностью и другими типами идентичностей - социальной, этнической, национальной, цивилизационной обоснована степень их соотношения друг с другом, опирающаяся не на противопоставление, а на их рядоположность (на примере гражданской и национальной идентичности).

- Выявлены основные тенденции трансформации гражданской идентичности в условиях глобализации, которые, в частности, состоят в конфликтности между национальной идентичностью и моделями космополитического сознания, росте национальной оборонительной идентификации в качестве меры противодействия глобализационным процессам и идентификационной неопределенности.

- Установлено, что гражданская идентичность приобретает особую актуальность в условиях современной глобализации,представляя собой один из возможных способов сохранения национального государства в условиях тотальной унификации локальных культур, а также выступает одним из методов отстаивания интересов личности и групп, способом их политической мобилизации.

- Обоснован вывод о формировании особенной идентичности «модернизирующегося Востока», в которой сочетаются национальные традиции с веяниями современной культуры, происходит освоение демократических институтов, имеющих западное происхождение, но при сохранении местного традиционализма наравне с ростом индивидуализма и рационального, но не коллективистского, мышления.

Теоретическая в практическая значимость исследования.

Содержание диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения аспектов гражданской идентичности в современномглобализированном обществе. Основные результаты данного исследования могут быть использованы в учебном процессе в высшей школе, при подготовке и чтении курсов, посвященных дискуссионным проблемам современной социальной философии -соотношении индивида и общества, глобализации, проблемам национальной идентичности, а также в работе силовых ведомств и юридической деятельности.

Структура работы.

В соответствии с логикой решения поставленных задач, работа состоитиз введения, трех глав, заключения и библиографического списка литературы.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и результаты научного исследования опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук:

1) Егоров О.Е. Гражданская идентичность в истории науки и социальной философии двадцатого века // Вестник МГУКИ, 2012, № 2, с. 67-70.

2) Егоров О.Е. Гражданская идентичность и ее развитие1 в России // Философия хозяйства, 2012, № 3, с. 249-261.

3) Егоров О.Е. Развитие геополитической идентичности в эпоху современной глобализации // Философия хозяйства, 2012, № 5, с. 4248.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень разработанности рассматриваемой проблемы, определяются объект и предмет исследования, его цель и задачи, указываются методологические принципы разработки поставленной темы, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

Первая глава «История проблемы и основные понятия» является теоретической составляющей исследования. Она разделена на три параграфа,

где можно проследить историю становления концепции гражданской идентичности и выражающих ее социально-философских понятий таких, как «идентичность», «гражданство», «национализм» и др. Вначале описывается формирование теорий человеческой идентичности в рамках психологической и философской наук. Далееавтор переходит к рассмотрению концепций гражданства и гражданской идентичности, начиная с их возникновения в Новое время и эпоху европейских революций и заканчивая современным пониманием этих концепций. Автор стремится раскрыть концепт гражданской идентичности, составляющие его термины, а также близкие и рядоположные явления, такие как этническая, национальная и др. формы идентичности.

Первый параграф первой главы «Формирование концепта идентичности в истории социальной философии» описывает историю возникновения понятия «идентичность» личности в рамках социально-философских исследований, социологии, а также в рамках психологической науки, где данный термин обладает наиболее разработанным базисом. Это необходимо для полноценного исследования и понимания феномена гражданской идентичности, так как она есп. в первую очередь одна из составляющих социальной идентичности личности в социуме. Развитие проблематики идентичности проходит свое становление в области общих, социальных и психологических исследований человеческой личности. Но в широкое употребление исследователей понятие «идентичность» пришло лишь с середины двадцатого столетия.

В широком понимании идентичность - это свойство человека быть и

оставаться самим собой во всевозможных социальных ситуациях, она есть

результат осознания индивидом самого себя как личности, которая отлична

от всех других. От первых теоретических наработок до настоящего научного

знания развитие проблематики идентичности мы можем проследить в

работах отечественных и зарубежных философов, социологов и психологов,

12

т.к. проблема идентичности личности находится на стыке различных научных дисциплин. Как мы можем наблюдать, и сегодня концепт человеческой идентичности, при всем многообразии научных подходов и теорий, является одним из самых спорных, противоречивых, но и актуальных вопросов в современных гуманитарных науках. Проблематика структуры идентичности личности, ее уровней и типов, а также взаимное влияние разных социальных идентичностей оставляет богатое поле для будущих исследований. Но для данного исследования важно, что идентичность личности есть в первую очередь социальное явление, отражение культуры, она является одним из важнейших составляющих поведения человека в социуме, его самоопределения и самоотнесения себя к определенным группам, идентификации с ними, таким образом, идентичность есть самый начальный уровень социальной идентичности, а, следовательно, и гражданской идентичности человека.

Второй параграф первой главы «Гражданская идентичность в истории наукн н социальной философии двадцатого векажггражает историю развития понятия гражданской идентичности, ее взаимосвязь с идеей гражданства, которое возникает в определенное время всемирной истории, а с периода Великой французской революции необходимо исследовать такие понятия, как нация, национальное государство, которые на протяжении более двух веков претерпели значительные трансформации как в социально-философском сообществе, так и в практической жизни, что особенно остро наблюдается по всему миру в эпоху мультикультурализма и глобальных процессов экономической, социальной и культурной интеграции. Таким образом, проанализировав различные подходы на протяжении развития исторического процесса и политических трансформаций стран можно заключить, что от формы и концепции гражданства и гражданской идентичности зависит не только степень демократичности и цивилизованности государства, но и само существование его на

политической карте мира. А успешность и устойчивое развитие обеспечивает стабильность и сбалансированность построенной системы гражданского общества.

В третьем параграфе первой главы «Понятие гражданской идентичности и составляющие его термины»рассматриваются основные определения, которые являются близкими к феномену гражданской идентичности, или даже являются рядоположными ей - социальная идентичность, в которую включаются все существующие идентичности, как гражданская, так и национальная, этническая, цивилизационная и др. Рассматриваемые формы идентичностей анализируются в контексте исторического развития, на основе чего даются определения основных оперируемых понятий и постулируются выводы о дальнейшей судьбе данных феноменов в рамках современной глобализации. На основе проведенного анализа основных понятий можно заключить, что на определенных этапах развития общества поочередно доминировали различные формы идентичности - этническая, национальная, гражданская. Однако это не столь однозначно, т.к. в зависимости от истории народов вышеперечисленные формы идентичностей могли сосуществовать в Европе в разных государствах в одно и то же время, что непосредственно влияло на уровень развития гражданских и демократических институтов, и в свою очередь на уровень экономики и развитость социальных связей как внутри общества, так и между государствами и даже цивилизациями вцелом.

Вторая глава «Формы гражданской и национальной идентичности в современную эпоху», в отличие от первой, где описана теоретическая база данного исследования, посвящена рассмотрению социально-экономических и политических процессов, которые практически влияют на гражданскую идентичность людей современного общества. Сначала исследуется влияние глобализационных процессов, таких как стандартизация, культурная универсализация и др., на гражданскую

идентичность личности в конце двадцатого - начале двадцать первого столетия. Культура и цивилизационные различия Запада и Востока в данном случае играют одну из ключевых ролей. Затем анализируются формы национальной идентичности на протяжении двадцатого века, показано каким образом строилось национальное государство в Западной и Восточной Европе, а также какие перспективы имеет национальное государство в ближайшие десятилетия.

В первом параграфе «Развитие граждапской идентичности в эпоху современной глобализации» исследуются процессы, которые стали определяющими в эпоху глобального мира двадцать первого века. Их основу составили различные формы построения национального государства с девятнадцатого столетия, две Мировые войны, а также Холодная война и в нашу эпоху противостояние цивилизаций Запада и Востока, вызовы экстремизма и поиски новой формы идентичности, которая стала бы объединяющей и интегрировала разрозненные формы идентификации индивидов в обществе. Особенность международного сообщества в начале двадцать первого столетия заключается в том, что оно формируется под влиянием процессов глобализации, которые исследователями оцениваются весьма неоднозначно. Также при этом возникают ранее не существовавшие проблемы национальной и международной безопасности. Размывается понятие суверенитета, национальных интересов, гражданской идентичности. Кризис последней приобретает для некоторых государств весьма серьезные масштабы и означает буквально национальное выживание.

Автор отмечает, что последствия глобализации весьма неоднозначны, а часто негативны и противоречивы. Они создают как новые, не предполагаемые ранее, возможности для всемирного развития, так и совершенно новые угрозы. Для Российской Федерации, которая находится в стадии трансформации своей национальной идентичности, пытаясь адаптироваться к новым социально-экономическим правилам, строящей

гражданское общество и находящейся на пути модернизации как экономики, так и социума в целом, все эти положения являются весьма актуальными.

Глобализация, с одной стороны, ставит под вопрос само существование национального государства и национальную идентификацию его граждан. С другой стороны, сметая барьеры и границы различных стран, она интегрирует сообщества в единое политико-экономическое и культурное пространство неизбежной коммуникации, стимулируя при этом формирование и потребность в собственной культурной и цивилизационной идентичности.

В настоящее время при повсеместном доступе к любым, в том числе оппозиционным, СМИ, глобальной сети, социальным сетям у людей есть очень большой выбор в поиске информации, что постоянно бросает новые вызовы любым политикам, общественным деятелям и даже целым странам. Среди последних оказалось и национальное государство, сама культура которого растворяется в глобальной унификации и стандартизации. Ей на смену приходят легко узнаваемые общеизвестные символы и ценности, рожденные всемирным пространством коммуникации. Таким образом, подъем волны национальных движений, начиная с Западной Европы, заканчивая странами Восточной Азии, оказывается своеобразным ответом глобальному культуртрегерству. Однако гражданская идентичность может стать тем объединяющим элементом в деле интеграции мирового сообщества и нивелированию угроз экстремизма, междуусобиц и войн. Однако гражданская идентичность может стать тем объединяющим элементом в деле интеграции мирового сообщества и нивелированию угроз экстремизма, междуусобиц и войн.

Второй параграф «Формы национальной идентичности в современную эпоху» представляет собой анализ двух основных видов национальной идентификации - гражданской и этнической, характерных для Западной Европы (и США) и стран Восточной Европы, а также двух

основных подходов в исследовании национализма - примордиализма и инсттуционализма, где на их основе прослеживается генезис развития данных феноменов, их состояние в современную эпоху глобализации и возможные перспективы существования в будущем. Данный подход к пониманию национализма разработали Ф.Мейнк и Г.Кон, впоследствии он стал стандартом в изучении проблематики двух полюсов противостояния -Запада и Востока, как двух разных моделей развития. К политической модели, свойственной западным европейцам, относятся такие государства, как Англия, Франция, Голландия, США. В странах Восточной Европы и азиатского региона национализм возник в рамках более технологически отсталых империй, таких как Австрийская, Российская, Османская, которые были населены множеством этносов, различных в культурном, экономическом, религиозном и историческом плане, но объединенных в рамках одной системы. В условиях же современной глобализации интегративный подход представляется наиболее эффективным средством изучения соотношения гражданской и этнической идентификаций, он позволяет исследовать их соотношение во всем многообразии вариаций, выявлять причины роста тех или иных тенденций в мире, и подводить эмпирическую базу аналитики.

Третья глава «Глобализация и ее влияние на развитие гражданской и национальной идентичности» исследует трансформацию основных типов идентичности на протяжении двадцатого столетия, на фоне глобальных исторических процессов, таких как противостояние СССР и США, Мировые войны, финансовые кризисы, переход России к демократическим ценностям. Рассматривая все сложности и противоречия этого процесса, автор исследует тенденции дальнейшего развития гражданской идентичности в Российской федерации.

Первый параграф третьей главы «Кризис национальной и

гражданской идентичности в эпоху глобализацию» анализирует развал

17

Советского союза, переход к рыночной экономике, поиски цивилизационной модели развития, выбор которой становится тем базисом, на основе которого происходит постепенный переход от идентичности советского гражданина к идее гражданской идентичности РФ. Глобализация видоизменяет геополитику, вследствие чего происходят радикальные транформации геополитической идентичности, что требует от государств адаптации в связи с новой картиной мира.

Таким образом создание и формирование геополитической идентичности России является острой и актуальной задачей как на политическом уровне, так и в научной среде. Развал Советского Союза, переход к рыночной экономике, принятие и построение новых демократических ценностей, новая конфронтация с Западом - все это поставило нашу страну перед выбором неотложного определения своей идентичности, которая тесно переплетается с национальным суверенитетом, сферой безопасности и моделированием своего места в глобальном мире. Условия подобного выбора под давление некомфортны и неблагоприятны, так как в нашем обществе, также во многом в связи с событиями на Украине последних лет, до сих пор не достигнуто согласие относительно основных ориентаций в геополитическом пространстве.

В начале двадцать первого столетия Российская Федерация - это государство, идентичность которой еще не окончательно сформирована и качественно меняется. Спустя 25 лет после распада СССР Россия пока четко не определилась со своим местом в глобальном мире. Создаются новые символы страны, осваиваются демократические ценности и институты гражданского общества. Одновременно происходит смена предыдущих идентичностей, многим людям кажущимся до сих пор устойчивыми, а также поступают новые вызовы со стороны региональных типов идентичности.

Это также является следствием распада Советского Союза, когда россияне еще не привыкли и не адаптировались к новым условиям в геополитике, когда создаются новые формы политической интеграции. Дробление советской идентичности на различные региональные создает новые условия взаимодействия между ними от взаимного сотруднического на благо каждого из партнеров до силового противостояния и конкурентной борьбой.

Формирование геополитической идентичности в нынешних отечественных условиях является показателем, который позволяет судить о тенденциях процессов интеграции субъектов геополитической динамики в политику общества и о векторе развития геополитики.

Важным фактором построения идентичности является создание государственной стратегии, то есть геополитической доктрины, созданной на высшем политическом уровне, которая учитывала бы не только военные, экономические интересы, но и аспекты идентификации.

Второй параграф третьей главы «Формирование гражданской идентичности в условиях современного российского общества» является анализом современного состояния российского общества и социальных процессов, происходящих в нем со времен падения СССР. Демократизация основных социально-политических институтов, интеграция в мировую экономику, последовательное отстаивание национальных интересов, создающее угрозу новой холодной войны - таковы основные тенденции развития российского общества, влияющие на формирование новых типов гражданской идентификации. Речь идет о поиске сложнейших компромиссов, которые позволили бы России сохранить свой национальный суверенитет и одновременно не закрывали бы европейскую перспективу ее развития, помогли бы избежать угроз раскола государства и конфликта идентичностей.

В Заключении работы формулируются основные выводы и результаты поставленных задач в рамках исследования гражданской идентичности, а также производится заключение о состоянии гражданского общества в России на данном этапе его развития и предлагаются варианты решения актуальных проблем гражданской идентификации в РФ.

Основные публикации по теме исследования.

Статьи, опубликованные в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикаций основных результатов докторских (кандидатских) диссертаций:

1) Егоров О.Е. Гражданская идентичность в истории науки и социальной философии двадцатого века // Вестник МГУКИ, 2012, № 2, с. 67-70.

2) Егоров О.Е. Гражданская идентичность и ее развитие в России // Философия хозяйства, 2012, № 3, с. 249-261.

3) Егоров О.Е. Развитие геополитической идентичности в эпоху современной глобализации // Философия хозяйства, 2012, № 5, с. 42-48.

Напечатано с готового оригинал-макета

Подписано в печать 14.07.2015 г. Формат 60x90 1/16. Усл.печл. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ 167.

Издательство ООО "МАКС Пресс" Лицензия ИДИ 00510 от 01.12.99 г. 119992, ГСП-2, Москва, Ленинские горы, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2-й учебный корпус, 527 к. Тел. 8(495)939-3890/91. Тел./факс 8(495)939-3891.