автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Гротеск в русской прозе 30-40-х гг. XIX века

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Инютин, Валентин Валентинович
  • Ученая cтепень: кандидата филологич. наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Гротеск в русской прозе 30-40-х гг. XIX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Гротеск в русской прозе 30-40-х гг. XIX века"

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

г, г - ... Филологический факультет

! | с и ,ч

1 б МЛЯ

На правах рукописи

Инютин Валентин Валентинович

ГРОТЕСК В РУССКОЙ ПРОЗЕ 30-40-х ГГ. XIX века

Специальность 10.01.01. - русская литература

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Воронеж 1995

Работа выполнена на кафедре русской литературы филологического факультета Воронежского государственного университета.

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор Б.Т.Удодов

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор Л.Е.Кройчик кандидат филологических наук С.В.Савинков

Ведущее учреждение - Елецкий государственный педагогический институт

Защита состоится " ^ " июня 1995 г. в / часов на заседании диссертационного Совета Д 063.48.07 при Воронежском государственном университете (394018, Воронеж, пл.Ленина, 10, филологический факультет).

С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке Воронежского университета.

Автореферат разослан " ^ " АОЗ—У 1995 г.

Ученый секретарь ¡ЫЗль/Мк. Д-Р фижзл.наук, профессор

диссертационного Совета ^ ^ I г.В.Антюхин

От античности до нашего времени искусство многократно обращалось к гротескным формам изображения. Гротеск показывает окружающий мир в непривычном облике, с предельным заострением некоторых черт, а часто - и с нарушением правдоподобия. Но гротескная деформация реальности осуществляется художником ради обнаружения ее сути и ради утверждения положительного идеала или нормы. Это предопределяет интерес к теме гротеска, н материалу, которым для данной работы стала русокая проза 30-40-х годов XIX века.

Цель предлагаемого исследования - выявление и анализ особенностей эволюции гротеска и фантастики в прозаических произведениях русской литературы, для которой 30-40-е годы прошлого века были временем сложных напряженных поисков и драматичных взаимодействий, глубинных процессов и внешних изменений.

Поставленной целью обусловлены основные задачи работы:

- определение наиболее существенных черт романтического гротеска в 30-е года, путей его эволюции ;

- изучение воздействия романтических форм условности на гротеск и фантастику в творчестве писателей реалистической ориентации в 40-е годы ;

- определение принципов и структурных особенностей гротескного изображения действительности в прозе этих писателей, прежде всего Ф.М.Достоевского и авторов, близких ему по художественному видению мира ;

- анализ их гротескных приемов в соотнесенности с закономерностями психологической прозы (способов создания психологического Гротеска).

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования полученных результатов в общих вузовских курсах и в спецкурсах по истории русской литературы XIX века, а также при подготовке дипломных и курсовых работ.

Апробация результатов исследования. Результаты изучения проб леш докладывались на ежегодных научных сесоиях филологического факультета Воронежского государственного университета (1978-1994) на конференциях молодых ученых ВГУ (1979-1988 гг.). на межвузовских научных конференциях в Воронеже, Санкт-Петербурге, Старой Руссе, Твери. Результаты отражены в монографии и одиннадцати статьях.

Объектом исследования в работе стал, разумеется, не весь массив русской прозы 30-40-х годов XIX века. Изучаются произведения, в которых наиболее отчетливо представлены приемы условной изобразительности, - повести и рассказы Н.Гоголя, В.Одоевского, Ф.Достоевского, М.Салтыкова-Щедрина. Естественно, что максимум внимания к прозе этих писателей объясняется не только ясностью обнаружения приема: в их произведениях, в частности гротескных, ставились саше существенные для русской литературы социально-нравственные вопросы, проявлялись кардинальные тенденции ее развития. Вместе с тем при анализе учитывается и своеобразный "литературный фон" изучаемых авторов.

Данная работа по своей направленности является преимуществен но историко-литературным исследованием. ... В качестве основного метода был избран системно-комплексный метод анализа. Он современен и шесте со структурно-типологическим подходом к материалу в наибольшей мере соответствует задаче изучения взаимосвязи явлений и фактов конкретного литературного процесса.

Дкстальноеть данной работы состоит в том, что в ней рассматриваются существенные проблемы гротескно-фантастического принципа изображения, а также изучается функционирование гротеска в те периоды русского историко-литературного процесса, которые современной наукой оцениваются как переходные, противоречивые и потому

не вполне понятые. Да и теоретический аспект гротеска еще недостаточно исследован. Помимо этого, актуальной предлагаемую работу делает заметная в последнее время активизация гротеска,предельной условности изображения в творчестве писателей в нашей стране и за рубежом: наряду с причинами, объяснимыми собственными законами искусства, видимо, имеют значение и резкие сломы, "надрывы" в общественной жизни, деформации в сознании и психологии современного человека.

Новизна предпринятого исследования заключается в том, что сущность и типологические особенности социально-психологического гротеска русской прозы 30-40-х годов определяются в динамике. Предпринята попытка увидеть отдельные произведения гротескной формы не только в их взаимосвязи, но и сквозь призму развивающегося литературного процесса. Для этого была изучена основная журнальная периодика тех лет: "Московский телеграф", "Телескоп", "Московский наблюдатель", другие издания. Как выяснилось, далеко не все журнальные материалы освоены литературоведением, по крайней мере, в связи с гротескным, фантастическим способом изображения в прозе даже крупных, традиционно изучаемых авторов. Помимо этого, в круг анализируемых текстов включены произведения писателей, которые, как представляется, играли роль, более значительную, чем "фоновая", но должной оценки и освещения в научной литературе не получили (О.Сомов, М.Достоевский, Я.Бутков).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, насчитывающего 200 наименований.

Во Введении определяются подхода к проблеме, акцентируется внимание не тех теоретических аспектах проблемы гротеска,которые помогут понять его функционирование в прозе интересующих нас периодов развития русской литературы. Собственно история термина и история изучения проблемы гротеска исследовались М.Бахтиным,Ю.Манном, Д.Николаевым, некоторыми другими учеными, чьи труды стали

методологической основой данной работы1. И все же в понимании грс теока современной наукой весьма много пробелов, встречаются крайне разноречивые истолкования отдельных его аспектов.

Недостаточно многопланово изучена гротескная концепция человека, гротескный образ человека, оообенно в искусстве последних двух столетий. Внимание исследователей редко сосредоточено на структурных особенностях этого литературного феномена в реалистических произведениях. Весьма сложной предетавляетоя проблема взаимоотношения автора и гротескного героя, тем более если речь идее о художественных системах, в которых герой наделен свойством независимой, саморазвивающейся личности (Ф.Достоевский). Не вполне ясно определены черты гротеска в романтическом и реалистическом искусстве. При этом определенное единство мнений существует относительно взаимосвязи гротеска и сатиры: и романтические, и реалистические писатели могут использовать гротеск в сатирических целях, но возможен и не сатирический, а, скажем, трагический гротеск.

. Проблема средств гротескной деформации - это и проблема понимания гротеска в целом. Здесь наиболее спорный вопрос - о роли и значении фантастики в гротеске. По мнению одних исследователей гротеск может обойтись без фантастики (Ю.Манн), другие считают, что гротеск без фантастики невозможен (Д.Николаев). Для нас боле' приемлемой является первая из названных точек зрения. Она не обя зательно предполагает чрезмерное расширение понятия "гротеск",но дает большую свободу для определения явлений, в большей степени

1 См.: Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная куль тура средневековья и Ренессанса. - М.: Худ.лит., 1990 ; Он же.Про блеыы поэтики Достоевского. - М.: Сов.Россия, 1979 ; Манн Ю. О гротеске в литературе. - М.: Сов.пис., 1966 ; Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск: - М.гХуд.лит., 1977.

согласуется с фактами самой литературы: финал гоголевских "Записок сумасшедшего" носит гротескный характер - резко, но без фантастики совмещены трагическое и комическое. Наличие или отсутствие фантастики в гротеске - это скорее следствие индивидуальности художественного метода писателя.

Однако в. современной науке нет общепринятого истолкования самого термина "гротеск". Ейва ли суть гротеска состоит только в "сочетании несочетаемого", в "совмещении несовместного". Это приемы создания гротескного мира. Точнее и глубже суждение о гротеске, вытекающее из работ М.Бахтина: гротеск - это отражение определенного принципа видения мира. Органичным развитием его идеи, полезным для наших наблюдений, следует считать и понимание гротеска как известного "принципа типизации" (Манн Ю. Указ.соч.С.23).

Для рассмотрения проблемы мы попытались сформулировать своего рода "рабочее" определение гротеска. В нашем понимании, наряду с уже сказанным, гротеск - это художественно обоснованная деформация структуры реальных явлений, выражающаяся в карикатурном заострении отдельных черт, в смещении планов трагического и комического, реального и фантастического.

В первой главе работы изучаются черты гротеска в прозе 3040-х годов XIX века. В этот период доминирует романтизм, хотя постепенно проясняются и реалистические подходы к изображению человека и действительности.

Романтическому художественному методу гротеск с его предельной условностью, чудесным, фантастическим началом был присущ органически. Гротескный принцип видения давал возможность романтику Еыразить свое отношение к заурядной или абсурдной жизни и нарисовать мир авторской мечты, яркий, но порой трагически противоречивый.

Саше популярные журналы эпохи переполнены произведениями гротескно-фантастического характера, "массовая литератур^' тех ле^ отдала полную дань этим формам условной изобразительности. Выделялся,- разумеется, журнал "неистового романтика" Н.Полевого "Московский телеграф". Он систематически публиковал русскую и зарубежную фантастическую прозу. Восхищаясь фантастическим в литературе, критик этого журнала писал: "В душе человечеокой есть вера в чудесное, несообразное с обыкновенным порядком дел... остался мир, невидимый вещественными очами и управляемый фантазией"'1'.

Но и скептически оценивавший романтическую фантастику Н.На-- деждин печатал в своем "Телескопе" прозу с невероятными ситуациями. и героями. Правда, Надеждин отдавал все же предпочтение повестям, в которых таинственное подвергалось сомнению или тайна в конце концов просто нейтрализовалась ("Кто же он?" Н.Мельгунова и т.п.).

. Иными словами, несмотря на естественность и необходимость для литературного процесса 30-х годов условных, в том числе и гротескных произведений, некоторые принципы создания фантастического мира подвергались переосмыслению. Со всей очевидностью эта тенденция обнаружилась в повестях и рассказах Н.Гоголя и В.Одоевского. Но ее можно наблюдать и в произведениях писателей, близких Гоголю по эстетической ориентации, допустим,в прозе О.Сомова (хронологически он даже опережает Гоголя).

Фантастика, а порой и гротескный сдвиг создают в повестях Сомова колорит народной жизни, быта. Но нередко его фантастика наполнена глубоким нравственно-психологическим содержанием, имеет целью раскрыть трагическое мироощущение героя ("Киевские ведьмы").

1 Московский телеграф. - 1833. - № 8. - С.573,574.

В произведениях В.Одоевского, особенно в его "Сказках...", а тем более в прозе Н.Гоголя полифункционально использовались присущие гротеску возможности столкновения фантастического и правдоподобного. В.Одоевский сохраняет многие привычные романтикам мотивировки фантастики, гротескного смещения, способы разрешения фантастических ситуаций. Но зачастую он иронически оценивает эти же приемы. А главное, в "Сказках..." Одоевский стремился не только противопоставить реальности гротескный, фантастический мир, но и выявить гротескные свойства самой действительности, и бюрократической, и безнравственной.

"Нос" Н.Гоголя - это полное переосмысление романтических традиций фантастики и гротеска, это всеобъемлющий символ абсурдного состояния общества, его гротескной сути. А в "Записках сумасшедшего" Н.Гоголь стремится локализовать гротеск внутри сознания героя, разобрать составные части абсурдного миропонимания персонажа. Субъективное начало героя в повести о Поприщине выходит на первый план, хотя и достаточно жестко соотносится с его социально-типической моделью.

рассматривая прозаические гротескно-фантастические произведения 30-х годов XIX века, можно сделать определенные выводы об особенностях использования гротескной условности в романтизме и формирующемся реализме, о специфике романтического и реалистического гротеска.

Большинство писателей этой эпохи включает в сюжет элементы фантастического (или целиком выстраивает действие на фантастике), в системе образов оказываются фантастические персонажи, их иррациональная исключительность чаще всего открыто декларируется, они являются "носителями фантастики" (термин Ю.Манна).

Гротескное изображение мира в произведениях такого рода у романтиков строится, как правило, за счет деформации внешней пластики реальности. Реальность, в особенности социальная, резко не соответствует той норме, которая есть в творческом сознании художников, общегуманистическим их идеалам. Однако конкретный механизм взаимодействия элементов реальности, абсурдной в своей основе, далеко не всегда интересует авторов, их негодование вызывает общее противоестественное искажение жизни. Это и оказывается основой гротескного сдвига в произведениях писателей, близких по творческим принципам В.Ф.Одоевскому. Столкновение разумного и нелепого, трагического и комического, доброго и злого объ ясняется ими вмешательством иррациональных негативных сил. Но воздействие потусторонних факторов может быть и позитивным, потусторонние персонажи могут нести в себе представления автора о прекрасном, нравственно идеальном ("Сильфида"). В этом случае гротескным становится их сближение с заурядным, серым миром, с обыденностью''".

Гротеск писателей с романтической ориентацией чаще всего выражает субъективное мировосприятие автора. Внутренний мир персонажа, если только он не близок к автору, скрыт или же гротескные нравственные изломы героя даны в авторском истолковании, в аспектах обобщенных моральных истин. Хотя все отчетливее и в этом литературном кругу проявляется стремление к глубокому проникновению в духовную жизнь персонажа.

В целом же именно в 30-е годы гротеск и фантастика начинают принципиально изменяться, испытывая воздействие новых подходов и явлений, характерных для всего литературного процесса. Мы

1 В то же время гротеск, фантастика могут служить целям создания эффектного, зрелищного развития событий-в повестях О.Сен-ковского, Н.Греча и др.

стремились показать, что и романтического художника не всегда устраивает сложившаяся система гротескных приемов, сам ракурс гротескного видения. Для него важно уже не только то, что действительность не соответствует его субъективному идеалу, но и то, как абсурд проявляет себя в реальности.

Особенно ясна тенденция переориентации гротеска на выявление закономерностей реальной жизни в повестях Н.Гоголя. Гоголевский гротеск знаменовал переход к реалистическим формам условности. Но можно вспомнить не менее показательный пример: многозначность мотивировок фантастического в "Штоссе" М.Лермонтова^. И при этом изменяется отношение автора к герою. Герой уже не просто часть гротескно деформированной реальности. Автора все больше интересует воздействие такой реальности на сознание и психологию персонажа.

Гротеск и фантастика обретают новые свойства, наиболее очевидно проявившиеся в произведениях раннего Ф.Достоевского и писателей его круга.

Во второй главе рассматриваются изменения способов создания гротеска в прозе 40-х годов XIX века. Этот момент литературной жизни самими современниками воспринимался как особенный, переломный. Он совмещал в себе различные художественные тенденции, стили, методы. В.Майков, один из лидеров эпохи, характеризовал

эти годы как "краткий миг всеобщего раздумья, всеобщей самосто-„2

ятельности... .

Литература 40-х годов интенсивно искала новые, соответству-

1 Она изучена и концептуально объяснена Б.Т.Удодовым в его книге "М.Ю.Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы" (Воронеж, 1973. - С.633-654).

2 Майков В.Н. Нечто о русской литературе в 1846 году // Литературная критика. - Л., 1985. - С.177.

ющие художественному сознанию времени средства, подходы, способы изображения человека. Так, в произведениях И.Тургенева или И.Гончарова развивались традиции социально-психологического романа. Их реализм преодолевал односторонность фактографического изображения путем осознания все большего числа источников воздействия, путем усложнения внутреннего мира героя, изображенного в правдоподобных обстоятельствах, в детально прослеженных психологических процессах, детерминированных конкретностью социального бытия.

Вместе с тем в переходный момент развития литературы, как это нередко случается, оживились условные, в том числе фантастические, гротескные формы изображения. Они обозначили еще один, особый путь преодоления традиций, формирования нового понимания героя, нового психологизма.

Разумеется, интерес к гротеоку, к условным формам изображения в литературе 40-х годов значительно ослабевает по сравнению с 30-ми годами. Критика по большей части негативно оценивает произведения, в которых обнаруживается фантастический элемент. Явно не устраивают литературу новой эпохи собственно романтические приемы фантастики и гротеска, они воспринимаются как нечто умозрительное, как анахронизм. Критик "Отечественных записок" был категоричен даже в отношении к А.Вельтману: "...история до такой степени невероятна, насильственно скомбинирована, что даже не верится, можно ли выдумать что-нибудь неудачнее"1.

Однако в гротеске и фантастике проявлялись иные качества, отличные от традиционно романтических и отвечавшие потребностям новой эпохи. Форш условной изобразительности могли выполнить свою функцию в процессе видоизменения литературы. Как было от-

1 Отечественные записки. - 1846. - № 2. - С.41.

мечено, формирование новых качеств гротеска происходило в творчестве Ф.Достоевского и писателей его круга. Правда, новые формы гротескно-фантастической образности не сразу были приняты художественным сознанием эпохи. Позитивную оценку они получили, пожалуй, только в критике В.Майкова. Например, П.Анненков с неприязнью писал об авторах "...создавших... какой-то фантастически-сентиментальный род повествования". Он не принял нового литературного направления, но довольно точно определил его черты, писателей этого круга, справедливо полагая, что изобретатель нового "рода", "основатель направления" - Ф.М.Достоевский'1'.

Современная наука (В.И.Кулешов, А.А.Дун) признает существование в литературе 40-х годов особой группы писателей, ориентировавшихся на творческие принципы Ф.Достоевского - "школы Достоевского". Элементы гротеска и фантастики были объективно необходимы писателям этой школы. С особенной яоностью эта потребность проявилась в ранних повестях самого Ф.Достоевского, особенно в "Двойнике".

Исходным моментом гротескной деформации.в "Двойнике" является восприятие героем Достоевского, изначально обладающим чувством собственного достоинства, даже "амбицией", своего ущербного положения в обществе и в мире. Потрясенное сознание персонажа показано как замкнутый, изнутри деформированный мир. Соответственно изменяются значение, роль и функция некоторых приемов гротеска:фантастики, двойничества, резкого сюжетного смещения.

Двойничество у Достоевского - не разделение иррационального мира и реальности, но внутреннее раздвоение персонажа, мучительная борьба с самим собой.

Схожие основания гротескной деформации, способы создания фантастического и гротескного мира обнаруживаются в ходе анализа

1 Анненков П.В. Заметки о русской литературе 1848 года // Современник. - 1849. - № I (первая публикация.).

повестей М.М.Достоевского, Я.П.Буткова, ранней повести М.Е.Салтыкова-Щедрина "Запутанное дело", что позволяет определить общие творческие особенности "школы Достоевского" и специфику развития гротескно-фантастических форм в 40-е годы XIX века.

Гротеск в прозе 40-х годов XIX века является отражением" абсурда, коренящегося в самой социальной действительности и в порождаемом ею противоречивом сознании героя. Вместе с тем гротеск выступает как особая реакция на переходный момент литературного процесса, как развитие форм реалистического изображения мира. Он способствовал поиску реализмом новых путей понимания человеческой индивидуальности.

Но в соответствии с новыми задачами и функциями изменяется и сам гротеск, его структура и средства его создания. Он не утрачивает открытой Н.Гоголем способности продемонстрировать предельную нелепость конкретного социального факта, скажем, противоестественного переплетения живых человеческих судеб и мертвого автоматизма бюрократической машины, мертвой схемы общественной иерархии (Салтыков-Щедрин).

Однако гротеск ответил и другой потребности развивавшегося реализма - стремлению проникнуть в глубины сознания и психики отдельной человеческой личности, самостоятельная ценность которой все более остро осознавалась. Художественное утверждение значимости каждого индивидуального бытия, показ противостояния частного человека нивелирующей силе общества - главный смысл творчества Ф.Достоевского и писателей, близких ему. Гротеск давал им возможность выявить трагизм противостояния отдельного человеческого сознания и подавляющей его социальной машины, деформации, возникающие в этом сознании, гротеск должен был приобрести психологические черты.

В результате такого подхода к герою изменялся принцип его

взаимодействия с автором. В произведениях Ф.Достоевского герой, по мысли М.Бахтина, обладает особой степенью самостоятельности, отношения его и автора "диалогичны"1. И тогда основным становится изображение саморазвития личности, причем ее сознание дается как бы изнутри. Оно подвержено тяжелому психологическому недугу и в этом основа гротескности изображения. Но это - свойство сознания самого героя, а не только следствие авторского отношения к миру.

Разумеется, пристальный интерес к личности героя был известен в литературе и до Ф.Достоевского, он отличал прежде всего всю романтическую концепцию человека. Именно поэтому писатели "школы Достоевского" "вспоминают" о романтических приемах фантастики и гротеска, но преломляют их в новом реалистическом миро-сознании, в новом подходе к герою. Присущее гротеску совмещение правдоподобного и условного обосновывается у них особенноетями сознания героя, его взглядом на мир.

В то же время писателями "школы Достоевского" был усвоен опыт гоголевского гротеска с его ориентацией на алогизм социальной жизни и нарушение в ней нравственных истин. Гоголевский опыт или не только переосмыслялся или пародировался, но и активно использовался.

Ф.Достоевский и его "школа" были той литературной средой, в которой осуществлялась преемственность прежних традиций гротеска и новых его качеств, юс синтез.

Взаимодействие традиционных и новых начал в гротеске было процессом не простым, противоречивым. Привычные, отработанные приемы иногда оказывались доминирующими, но все же гротеск услож-

* Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979.

нялся в соответствии с усложнявшимся взглядом на человека в русской литературе второй половины девятнадцатого века.

Рассмотрение гротескно-фантастических произведений русских прозаиков 30-40-х годов XIX века (В.Ф.Одоевского, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Я.П.Буткова, М.Е.Салтыкова-Щедрина и др.), тех произведений, в которых, как нам кажется, проявили себя наиболее существенные черты гротескного принципа отражения реальности,дает возможность говорить об определенной эволюции этого принципа, его средств и приемов.

Гротескное видение реальности, в том числе и социальной,гро тескный характер ее изображения обусловлены у названных писателей абсурдными ее свойствами, главное из которых - враждебность человеку, гуманистической идее. Человек, "маленький человек", обречен на притеснения, несчастья, безумие, судьба его трагична.

Вместе с тем художники разнятся в определении причин алогичного и негуманистического устройства мира, в определении точек отсчета для его осмысления. Каждый из них берет материал из впол не конкретной социально-исторической реальности. Трагическая абсурдность человеческой судьбы порождается абсурдностью этой действительности. Истинно человеческие отношения заменяются отношениями между частями государственно-бюрократической машины, механическими связями. Формальные, внечеловеческие законы существования исказили законы справедливости.

Однако для Одоевского важен философский план происходящего (хотя в "Сказках..." в большей мере, чем, допустим, в новеллах из "Русских ночей", он художественно исследует конкретные социальные детали взаимоотношений).

Изображение конфликта социально-нравственных понятий превалирует у Одоевского над изображением индивидуальности героя. В

гоголевском мире герой более индивидуален, причем сохраняется задача раскрытия нравственного уродства реальности. Этот анализ пронизан подробным рассмотрением индивидуальной судьбы во всей сложности ее функционирования в государственной машине. Внутренние качества героя не только определены через нравственную идею, но и связаны с понятием чина, должности и т.д. Герой Гоголя стремится вырваться из своих сословных рамок, показать свой внутренний мир, но в соответствии с нелепыми законами реальности это ему удается в состоянии бреда, безумия. Еще более подробно внутренний мир героя рассматривается у Ф.М.Достоевского, раннего Салтыкова-Щедрина и Буткова. Здесь гротескная картина мира выводится во многом из закономерностей взгляда героя, из свойственных именно ему склада мышления, характера чувств, хотя у этих художников преломление мира в видении героев конкретизируется авторской волей, вплоть до обыденно-бытового разъяснения в повести Буткова.

Многие из названных особенностей гротеска Салтыкова-Щедрина, Буткова и Достоевского представляют собой индивидуальные проявления в творчестве отдельных художников общих тенденций литературной эпохи 40-х годов. Усиливается внимание к нравственно-этическому плану взаимоотношений "маленького человека" с реальностью, что потребовало углубления психологизма. Одной из форм выражения этого процесса становится гротескная деформация, захватывающая сферу внутренней жизни героя.

Разумеется, это разделение условно, подхода к реальности у всех интересующих нао писателей переплетаются. К примеру, Голяд-кин-младпшй - двойник героя Достоевского, психологическая проекция его страхов, его амбиции, представляет собой и концентрацию нелепости социальных взаимоотношений, иными словами, воплощает нормы жизни общества.

Гротескная деформация реальности дает возможность художникам обнаружить за внешней правильностью, привычностью, обыкновен ностью явлений абсурдную, а иной раз фантастическую ее сущность. Но у названных писателей фантастика предстает неодинаково. Можно выделить различные ее виды. Специфика фантастического у Одоевского в тех произведениях, которые интересны с точки зрения гротескных принципов изображения, определяется самим жанром произведений - она действительно сказочна, опирается на традиционные образы сказки. В ней, правда, уже нет наиболее традиционного носителя зла - дьявола, но есть персонажи, сходные с ним, - мертвец, ожившие карты и т.д.

В гоголевском гротеске петербургских повестей фантастическим персонажем часто становится явление реального мира, допустим, часть человеческого тела. Причем в повести "Нос" фантастика служит лишь толчком для самораскрытия абсурдных реальных социальных явлений. В этой повести - "фантастическое предположение" (термин Ю.Манна). Близок к Гоголю в характере фантастического Я.Дутков, изобразивший исключительное событие - выигрыш в лотерею. Это в еще большей мере отдалено от таинственного как свойства "чистой фантастики" ("Сильфида" Одоевского). Но зато в произведении Буткова есть изображение фантастических явлений и персонажей ("человечек"), обусловленное восприятием героя, предельным напряжением его чувств и мыслей.

Гротескная фантастика в повестях Буткова, М.Достоевского напоминает по типу скрытую "завуалированную" фантастику. Фантастичны, однако, не столько обстоятельства действия, сколько восприятие героем поведения окружающих. Болезненное, возбужденное состояние героя - обоснование преувеличенных, нереальных черт в изображении облика других героев, в том числе и "человечка",данного как двойник.

Тесно переплетена фантастика с изображением душевных процессов у Мичулина, героя Щедрина. Мучительное переживание героем проблемы смысла своей жизни собственно реализуется в фантастической фигуре вопроса, в снах героя, изображенных не столько как повод для фантастического события, сколько как средство раскрытия внутреннего мира. И все же в последнем сне героя фантастически передана картина реальной социальной иерархии.

Фантастическая фигура Голядкина-"младшего" из повести Ф.М. Достоевского "Двойник" как бы скопирована на основе сложной внутренней борьбы героя. Это его собственная фантазия. Но в эпизоде, когда героя преследуют неисчислимые толпы Совершенно подобных', -вновь метафора закономерности общественной жизни.

В творчестве Ф.Достоевского возникает психологический гротеск, вмещающий и показ алогизма реальностей алогизм восприятия ее.

Стилистические качества гротеска в 30-40-х годах тоже неоднозначны. В нем переплетаются разнообразные начата, элементы разных творческих методов.

Для романтиков интерес к фантастике и гротеску обусловливается идеей двоемирия. Мир фантастический и нефантастический противопоставляются как мир высоких устремлений души и господство грубой реальности. Там, в условном фантастическом мире, душа находит успокоение, гармонию ("Сильфида" В.Одоевского). Мир реальности с высоты нравственного идеала предстает как уродливый, гротескный.

Вместе с тем, поскольку острота и напряженность душевной жизни героя-романтика . - не только его достоинство, но и его проклятие, мир фантастики может быть и источником зла, может порождать враждебные человеку явления. Они приобретают гротескные черты.

Явственная разделенноеть реального и фантастического обосновывает то обстоятельство, что фантастика часто персонифицируется в образных носителях иррационального начала - в черте, в мертвецах и т.д.

Основную свою задачу писатели-реалисты видят в художественном анализе существующей реальности и человеческой души. Поэтому фантастика в их произведениях часто носит характер собственно художественного приема, "остраняет" реальность с целью обнаружить ее внутренние несоответствия, абсурдность, проявляющиеся в гротескном облике изображаемых событий или нравственно-психологическом содержании героя.

Способы изучения и изображения человека каждым из писателей не исключают друг друга, а свидетельствуют о глубоких изобразительных возможностях гротеока. Гротеск обеспечивает общественному сознанию, литературе именно то, что им необходимо: возможность переосмысления омертвевших понятий, "преодоления очевидноетей". Это - коренное свойство гротескной формы изображения. О нем писал М.М.Бахтин, имея в виду не только творчество Гоголя: "Гротеск... есть отрицание всяких абстрактных неподвижных норм, претендующих на абсолютность и вечность. Он отрицает очевидность... ради неожиданности и непредвидимостк правды"1.

В Заключении работы суммируются наблюдения над развитием гротескно-фантастического принципа изображения в русской прозе 30-40-х годов XIX века, делается ряд обобщающих выводов об особенностях этого процесса, предпринята также попытка наметить тенденции развития гротеска в литературе второй половины XIX века и первых десятилетий XX века.

I Бахтин М.М. Рабле и Гоголь // Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле... - С.535.

На защиту выносятся следующие положения работы.

1. О некоторых существенных аспектах понимания гротеска в литературе: гротеск и фантастика, гротескный герой, мотивировка гротеска и т.п.

2. Об особенностях развития гротеска в прозе 30-х гг. XIX в.

3. О взаимодействии, романтического и реалистического гротеска.

4. О принципах гротескного изображения в произведениях писателей "школы Достоевского", об особенностях психологического гротеска.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Гротеск и фантастика в русской прозе. - Воронеж, 1994. -

91 с.

2. О поэтике гротеска в "Записках сумасшедшего" Н.В.Гоголя и "Двойнике" Ф.М.Достоевского // Анализ художественного произведения (Известия Воронежского государственного педагогического института. Т.173). - Воронеж, 1977. - С.53-60.

3. Гротеск в повести М.Е.Салтыкова-Щедрина "Запутанное дело" // Индивидуальность писателя и литературно-общественный процесс. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1979. - С.102-110.

4. Опыт целостного анализа гротескного произведения (на материале "Сказки о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем" В.Ф.Одоевского) // Коммуникативная и поэтическая функции художественного текста. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1982. - С.59-65.

5. О гротеске и фантастике в русской прозе 30-40-х гг. XIX века // Русская классическая литература и современность: Межвуз. сб. научных трудов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1985. - С.60-66.

6. "Фантастический колорит" в повести М.М.Достоевского "Господин Светелкин" // Современность классики: Актуальные проблемы изучения русской литературы: Межвуз.сб.научных трудов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986. - С.87-92.

7. О роли фантастики в повестях Ореста Сомова // Материалы I Калининской областной конференции молодых филологов и школьных учителей "Филология 2000 года глазами молодых". - Калинин: Изд-во Калининск.ун-та, 1987. - С.68-69.

8. О гротеске и фантастике в рассказе Ф.М.Достоевского "Бобок" // Достоевский и современность: Тез.выступлений на "Старорусских чтениях". - Новгород, 1989. - С.46-47.

9. Ироническая фантастика в произведениях В.Высоцкого //

B.Высоцкий: Исследования и материалы. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990. - С.95-105.

10. Гротеск в повести М.Булгакова "Дьяволиада" // Тез.Межвузовской научной конференции молодых ученых. - Липецк, 1993. -

C.35.

11. Коммуникативные ситуации в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" // Культура общения и ее формирование: Материалы научной конференции. - Воронеж, 1994. - С.20-21.

12. Проблемы изучения гротескного мира // Интеграция образовательных систем: Материалы российско-американского симпозиума. - Воронеж, 1995 (в печати).

Заказ 147 от 25.4,95 г. Тир. 100 экз. Формат 60 X 90 1Дб. Объем I п.л. Офсетная лаборатория BIT.