автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Хадж и его трансформация в исламе

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Ханмагомедов, Ярахмед Магарамович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Хадж и его трансформация в исламе'

Текст диссертации на тему "Хадж и его трансформация в исламе"

£ / ' • • £

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХАНМАГОМЕДОВ Ярахмед Магарамович

ХАДЖ И ЕГО ТРАНСФОРМАЦИЯ В ИСЛАМЕ Историко-философский анализ

Специальность: 09.00.06 - Философия религии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: Заслуженный деятель науки РФ и РД, доктор философских наук, профессор

ВАГАБОВ М.В.

МАХАЧКАЛА - 1999

ОГЛАВЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................................................................................................................3

ГЛАВА I.

ХАДЖ В ДОИСЛАМСКОЙ АРАВИИ...............................................................................................................15

1. Социально - экономические и идейные истоки хаджа,.................................15

2.Особенности доисламского хаджа.................................................................................................................. 35

ГЛАВА II.

ХАДЖ В СИСТЕМЕ ВЕРОУЧЕНИЯ И КУЛЬТА ИСЛАМА..................... 47

1. Религиозная реформа Мухаммада и формирование исламского хаджа................................................................................................................................................................................................... 47

2. Хадж: концептуальный анализ важнейших аспектов....................... 76

3. Особенности паломничества дагестанцев в Мекку в современных условиях ..........................................................................................................................................................................124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................................................................................................................135

' БИБЛИОГРАФИЯ...................................................................................................................................................................................................139

ВВЕДЕНИЕ

Процессы демократизации общественной жизни принципиально изменили отношение общества и государства к религии. В последнее время предпринимаются попытки по-новому взглянуть на роль и место религиозного фактора в системе исторических и культурных ценностей. Религия, как важная составная часть культуры, рассматривается в качестве духовной и социальной силы, укрепляющей устои общественных отношений, в особенности в сфере нравственности.

Крупномасштабное возрождение ислама в регионах его традиционного распространения требуют постоянного изучения, а также анализа и переосмысления некоторых прежних взглядов и научных подходов. Актуальной задачей является расширение тематики и аспектов исследований в соответствии изменением роли и места религии в современном общественном сознании.

Одним из наиболее характерных проявлений процессов возрождения в сфере религии, на наш взгляд, является повышение интереса к обрядовой стороне ислама, а также к основам вероисповедания. Наиболее наглядно оба эти аспекта проявляются в сфере хаджа - мусульманского паломничества в Мекку. За последние годы наблюдается беспрецендентное возрастание количества российских паломников. Анализ динамики роста числа посетивших Мекку показывает, что за последние 6-7 лет только в Дагестане количество совершивших хадж увеличилось в 15-16 раз. Причины столь резкого увеличения числа паломников, на наш взгляд, следует искать не только в сфере их религиозного мировосприятия, но и в области социально-экономической.

Широкое исследование проблематики мусульманского паломниче- / ства в Мекку, на наш взгляд, предполагает необходимость акцентации

внимания на религиозно-мировоззренческом, догматическом, политическом, социально-экономическом, морально-психологическом и иных аспектах.

Изучение данного вопроса невозможно без научного анализа наиболее широко употребляемых, в том числе и в научной литературе терминов. Дело в том, что многие из них лишь в последние годы стали активно входить в практику, и характер их интерпретации может оказывать существенное влияние на полноту и корректность исследований в данной сфере.

Об актуальности исследования вопросов хаджа свидетельствуют проблемы и суждения в области религиозного мировоззрения, нередко перенимаемые и отдельными исследователями проблем религиозного сознания. В этой связи следует указать на широко распространенное среди мусульман мнение о том, что совершаемые ими обряды хаджа установлены Мухаммадом в соответствии с нормами Корана. Между тем, многие из этих обрядов на самом деле бытовали до возникновения ислама. Иными словами, хадж по своей сути, содержанию и масштабам - уникальное явление, уходящее своими корнями в доисторические времена, именуемые в мусульманской терминологии "джахилией". На наш взгляд, и сам этот термин, как и период истории, обозначаемый им, сегодня нуждаются в уточнении и конкретизации. При этом критического анализа требуют как точки зрения некоторых мусульманских богословов на этот счет, так и мнения ряда отечественных и зарубежных исламоведов.

В современных условиях следует глубже и всесторонне проанализировать и степень влияния хаджа на социально-экономические и политические процессы в регионах распространения ислама. В этом смысле достаточно вспомнить массовые выступления дагестанских мусульман в июле

1991 года с требованиями увеличить квоты для совершающих хадж и возместить часть расходов из государственного бюджета.

В данной работе хадж рассматривается и анализируется в двух важнейших, на наш взгляд, аспектах: с одной стороны, он выступает как один из столпов ислама, с другой - как историческое явление и религиозный институт, оказывающий значительное влияние на социально-экономические и политические процессы в мусульманском мире.

Хадж следует рассматривать как особую, не имеющую аналогов, классическую форму паломничества. Уникальность его заключается в ряде отличительных черт, которые и выделяют его как среди других столпов ислама, так и из числа различных форм паломничества, практикуемых в других религиях. Так, одной из главных особенностей хаджа является сочетание единства времени и места совершения, что санкционировано шариатом как непременное условие данного атрибута веры.

В специальном рассмотрении, на наш взгляд, нуждается и социально-экономический аспект хаджа. Так, к примеру, в научной литературе до сих пор нет четко сформулированных обоснований в пользу допустимости совмещения паломниками хаджа с торгово-коммерческой деятельностью. Причем общественное мнение относительно этого широко распространенного явления весьма поляризовано и неоднозначно. Необходимо также провести анализ концепций хаджа с точки зрения теоретиков различных течений и школ ислама. Исследование упомянутых проблем имеет не только научное значение, но может представить и практический интерес.

Таким образом, значительные изменения, происшедшие в общественном сознании в связи с возрождением ислама, активизацией религиозного фактора, усиления его влияния на различные стороны жизни

дагестанского общества в целом предопределили направление нашего научного поиска, а указанные выше обстоятельства, связанные с актуальностью исследования различных аспектов хаджа, обусловили и выбор темы данной диссертации.

Проблемы вероучения и культа ислама на протяжении длительного времени были в центре научных интересов многих исследователей. Но эти исследования зачастую стимулировались нуждами политической конъюнктуры как средневековой Европы, противостоящей исламскому миру, так и партийными установками в СССР. Если попытаться вкратце суммировать негативные особенности европейского исламоведения, то, прежде всего, следует подчеркнуть, что они были порождены религиозной нетерпимостью, неприятием и пренебрежительным отношением к исламу, Корану и личности Мухаммада. Верно пишет в этой связи О.Г. Большаков: "Европейская наука за полтора столетия прошла большой путь от взгляда на Мухаммада как на лжеучителя, наущаемого дьяволом, ... до признания ислама религией, равной христианству и иудаизму" [49:9].

Политика царской России в значительной степени также несла на себе отпечаток антиисламизма. Определенные перегибы, ненаучный подход к изучению ислама отмечались и в советский период. В нашей стране вплоть до 60-х годов в исламоведении научный анализ подменялся исторически необоснованной критикой ислама, а некоторые исследования объявляли Мухаммада не реально существующей личностью, а "мифическим персонажем, в соответствии с этим и Коран из исторического источника превращается в позднюю фальсификацию" [49:9].

При достаточно высоком уровне развития исламоведения в советский период наблюдался крен в сторону одностороннего, чаще всего атеистического подхода к изучению ислама, его догматики, культа и

других институтов. Зачастую это приводило к необъективности и искаженным представлениям об исламе, о его месте и роли в обществе.

В процессе работы над диссертационным исследованием нам не удалось обнаружить как в западном, так и в отечественном исламоведе-нии полномасштабной отдельной работы, всецело посвященной анализу хаджа. Исключение в этом плане составляют такие работы мусульманских авторов, как "Манхадж ал-муслимин" (Путь мусульман) Абу Бакра ал-Джазаири [36]; "Булуг ал-Мурад" (Достижение заветной цели) Ибн Хаджар ал-Аскалани [50]; Далил ал-хадж ва ал-му'тамар ва заир масжид ар-расул (Путеводитель для совершающих хадж и умру и посетителей мечети пророка) [64]; "Ал-Манасик ли-л-му'тамар ва-л-хаджи" (Обряды для совершающего умру и хадж) Джасима ал-Йасин [66]; "Особенности паломничества пророка" Мухаммада-ибн Джамиль Зину [116]; "Фаридат ал-Хадж" (Предписания хаджа) Абд ар-Разака Науфал [121]; "Та'рих джазират ал-араб ал-кадим ва сира ан-набавийа Мухам-мад" (Древняя история Аравийского полуострова и биография пророка Мухаммада". Абдаллаха ал-Усмайн [135]; Хадж и Умра (Пер. с ар. А. Воронина) [146]; "Хакикат ал-Хадж" (Истина о хадже) Вахида ад-Дин [148]; "Ва аззин фи-н-нас би-л-хадж" (И возвести среди людей о хадже) [164]; "Ал-иститаат - фи-л-хадж" (Возможности для совершения хаджа) Мухаммада Бакра [170]; "Сакит 'ани-л-хадж ва сакит 'ани-л-хак" (Тот, кто молчит о хадже и тот, кто молчит о правде) Фахми Хувейда [188], посвященные как целиком, так и различным аспектам хаджа. Но и в них мы находим много противоречивых сведений о доисламском и современном хадже.

Большой интерес для нашего исследования представляет сочинение историка конца VIII - начала IX века Хишама ибн Мухаммада ал-Калби "Китаб ал-аснам" (Книга об идолах) [10]. Оно содержит легенды и предания о возникновении у арабов идолопоклонства, сведения о

многих общеаравийских и племенных идолах, описание жертвоприношений, обрядов доисламского хаджа.

Особое место в этом множестве трудов занимает работа аш-Шах-растани (XII в.) "Китаб милал ва-н-нихал" (Книга о религиях и сектах) [32], посвященная описанию религиозных верований и обрядов доисламских арабов. Заслуживают внимания и сведения об идолопоклонничестве и идолах, содержащиеся в сочинении более позднего мусульманского автора ал-Фахри (XV в.) "Китаб талхис ал-байан фи зикр фирак ахл ал-адйан" (Краткое разъяснение к перечню последователей разных вер) [30].

В предлагаемой работе использовалась обширная отечественная и зарубежная историческая, философская и религиозная литература. Привлечен ряд источников и исследований по мусульманскому праву, такие, как "Ал-фикх ал-ислами ва адиллатух" (Исламское право и его предписания) Вахбы аз-Захили [53]; "Шариат и его социальная сущность" Г.М.Керимова [89]; "Мусульманское право" Л.Р.Сюкияйнен [132]; "Изложение начал мусульманского законоведения" Н.Торнау [138]; "Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии" Л.В.С.Фан ден Берг [141]. Прежде всего, проведенный нами анализ культовой практики опирается на кора-нические тексты и хадисную литературу, на литературу по мусульманской экзегетике, средневековые арабские хроники, публикации в зарубежной прессе. При исследовании коранических текстов о хадже использований ряд источников по мусульманской экзегетике, т.е. комментариев к Корану (Мохи ад-Дин Ал-Араби. "Тафсир ал-кур'ан ал-карим" (Комментарий к благородному Корану) [1, 2]; "Мавахиб ал -Джалил мин тафсир ал-Байдави" (Прекрасные дары из тафсира Байда-ви) [14]; Джалал ад-Дин Ал-Махалли, Ас-Суйути. "Тафсир ал-Джалалайни" [15]; Мухаммад Фахд Абд ал-Баки. "Ал-Му'джам ал-

муфахрис ли алфаз ал-Кур'ан ал-карим" (Конкорданс к Корану) [18]; Абу Аля Маудуди "Тафхим ал-Кур'ан" (Понимание Корана) [106]; Му-хаммад Садик. Мухаммад Юсуф. "Тафсири Хилол" (Комментарий Корана) [119].

Анализ хадисной литературы и привлечение обобщенного на этой основе материала к объекту исследования позволили в значительной степени конкретизировать соответствующие коранические тексты, выявить ряд новых подходов, а также глубже понять эволюцию обрядов хаджа вплоть до так называемого "прощального паломничества" 632 года. В этом плане значительный интерес представили работы известных средневековых авторов (Абу Дауд. "Сунан" (Сунны) [3]; Ибн Ма-жда. "Сунан" (Сунны) [8]; Ан-Навави, Мохи ад-Дин. "Рийад ас - Сали-хин" (Сады благонравных) [20]; "Сахих ал-Бухари" (Сахих Бухари) [23]; "Сунан ат-Тармизи" (Сунны Тирмизи) [25]; "Сахих Ибн Хаббан" (Сахих Ибн Хаббана) [26]; Ас-Суйути, Джалал ад-Дин. "Шарх ас-Сунан ан-Насаи" (Комментарий к Суннам Насаи) [27].

При исследовании темы нами также был привлечен ряд исторических работ мусульманских авторов, содержащих сведения о различных аспектах теории и практики хаджа. При этом отбирались и подвергались подробному анализу в основном те сочинения, которые отличаются наличием фактических данных и обнаруживают оригинальный подход к освещению рассматриваемой нами проблемы. К их числу, прежде всего, относятся: "Тарих ар-русул ва-л-мулук" (История пророков и царей) ат-Табари [28, 29], "Ал-Камил фи-т-тарих" (Совершенная книга истории) Ибн ал-Асира [6, 7], "Ал-Бидайа ва-н-нихайа" (Начало и конец) Ибн ал-Касира [31] и "Китаб футух ал-булдан" (Книга завоевания стран) Ал-Балазури [5].

В отечественной русской и советской востоковедческой литературе проблем хаджа в той или иной степени касались В.В. Бартольд

(Ислам) [44]; Е.А. Беляев (Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье) [47]; В.М. Борисов (Арабское средневековье и ислам) [51]; М.В.Вагабов (Мусульманский хадж) [163]; Г.М. Керимов (Шариат и его социальная сущность) [89]; Л.И.Климович (Курбан-байрам: праздник жертвоприношения и паломничества мусульман в Мекку) [91]; И.А. Крывелев (История религий) [96]; И.П. Петрушевский (Ислам в Иране VII-XV вв.) [124]; М.Б. Пиотровский (Коранические сказания) [125]. Выявление и систематизация данных из указанных исследований позволили нам глубже понять и осмыслить отдельные аспекты изучаемой проблемы.

Историко-этнографическая проблематика культа Каабы и хаджа нашла непосредственное отражение в работах таких зарубежных исследователей, как А. Мец (Мусульманский Ренессанс) [39]; И.Гольдциэр (Культ святых в исламе. Мухаммеданские эскизы) [61]; Г.Э. Грюнеба-ум (Классический ислам) [63]; И.Шах (Суфизм; Мыслители Востока) [72, 73]; А. Массе (Ислам) [104]; Дж.С.Тримингэм (Суфийские ордены в исламе) [139]; М. Хортен (Религиозные представления современных мусульман) [190]. Ценные сведения по истории, географии, этнографии, социально-политическому устройству государств Аравийского полуострова содержит работа Ж.Пирен "Открытие Аравии" [68], в которой обобщены данные греческих и других авторов о Мекке, Каабе и хаджу к ней с V в. до н. э. по XIX век.

В советской исторической литературе проблемы исламского культа вплоть до середины 80-х годов рассматривались с точки зрения теории и практики атеистического воспитания. И только со второй половины 80-х годов появляются работы, в которых дается более глубокий анализ различных аспектов исламского вероучения. В этом смысле внимания заслуживает работа Л.И. Климовича "Книга о Коране" [90], в которой анализу первого столпа ислама посвящен отдельный раздел.

В последние годы определенный вклад в исследование проблем исламоведения внесли и дагестанские исследователи. В 1995 г. появляется диссертационное исследование З.С. Арухова "Концепция джихада в раннем исламе", целиком посвященное джихаду, являющемуся, по мнению ряда богословов, шестым столпом ислама. В работе С.М. Саи-дова "Культ святых и особенности его проявления в исламе" отдельный параграф посвящен культу Каабы и хаджу. Указанные исследования в той или иной степени соприкасаются с областью нашего научного поиска. Но в них остались незатронутыми такие вопросы, как происхождение и сущность обрядов хаджа, их анализ с точки зрения мусульманского права, социально-экономические и политические аспекты исследуемого нами явления.

Проведенный анализ показывает, что проблема мусульманского культа, в частности такого его важного элемента, как хадж, изучены как в отечественной, так и в зарубежной ориенталистике недостаточно. Более того, до сих пор вопрос о месте хаджа с точки зрения шариата и четырех мазхабов суннизма в отечественной и зарубежной (западной) историчес�