автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Христианская антропология Карла Ранера

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Тимерманис, Елена Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Христианская антропология Карла Ранера'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Христианская антропология Карла Ранера"

СА1КТ-ПЕТЕРБУРГСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫ!! УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ТШЕРШШС Елена Борисовна ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАРЛА РАНЕРА

Специальность 09.00.03 - теория и история религии,

свободомыслия и атеизма

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Сапкт-Патерйург . 1992

Работа выполнена на кафедре истории' и философии религии философокого факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Типсина А.Н.

Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор Щульц В.Л. кандидат исторических наук Рашкова Р.Т.

Ведущая организация - Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова

Защита состоится " 1993 г. в часов

на заседании специализированного совета К,063.57.18 по присуждению ученой степени кандидата философских наук в Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5, философский факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им.А.М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета.

Автореферат разослан " 6 " г.

.Ученый оекретарь специализированного оовета, к.ф.н,, доцент

Тульпё И.А.

и:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ

• 3 конце XX века, принесшего

с собой кризио христианской религиозности, о одной стороны, и "Ренессанс" религиозности, с другой, все болев актуальной становится задача определения места и позиции католической церкви в ряду других религий. Сегодня ни одно из хриотианских вероио-! поведений не сохраняется в неприкосновенности и не выдвигает притязаний на обладание абсолютной истиной, йэпрос о том, как ' может существовать церковь в "обмирщенном мира", когда даже в | Европа она очутилась в ситуации меньшинства, диаспоры, выходит| на первый план для теологов, философов, высших иерархов Ватикана/

Глубочайший кризис, очевидный для представителей католической общины, основан на конфронтации христианства и секуляризованного мира о его рационализмом, потребительской поихоло-, гией. Кризис религиозности понимается не как кризис содержания! веры, а как несоответствие церковных институтов подлинному I омыслу христианства, его наследию. Возможным выходом из сложившейся ситуации становится экуменизм и плюралистическая церковь 'Подобные выводы предлагаются как католическими (К,Рднер> ' И.Б.Метц), тан и протестантскими (Ю.Мольтманн, Г.Голявитцер) теологами.

Е&яоняя место религии в духовной культуре человеческого сообщества, нельзя обойти вниманием наметившееоя прежде всего , в странах Вооточной Европы "возрождение" религии. Возросшее ' внимание к христианству, вероятно, возможно объяснить тем, что! оно предлагает человеку устоявшуюся систему ценноотей, которые включают в себя отношения человека к Господу, другому человеку! интерпретацию космоса и истории человечества. Собственные тра-| дйции христианского вероучения вплетены в историю европейской цивилизации. Призывая сохранять их, Ватикан внотупаег против отчуждения от собственной истории, против ошибок и заблуждений технонрйтйческого общеатва. Известные католические теологи за , рамками традиционализма пытаются найти основания для контактов1 о нехриаФианекими религиями, для.поатроений единой универсальной культуры. Один из вариантов создания универсальной церкви ! был йрадлокан одним из инициаторов "антропологического поворо-| та" в КйтЬЯическоЙ фил.ооофии ИемеЦкиМ философбм и теологом | Карлом Байером (1904-1984). С его йменем связаны важнейшие со-' быгий в ибтории католической церкви нашего столетия* и прежде зоёго - П Ватиканский собор'(1962-1965). й<лац Ранэра в его юдготовку и проведение был высоко оценен Павлом У1 (так не

"ШГТШтельнооть известного католического философа Ж.Маригини) Сегодня имя Ранера упоминают в ряду тех, кто внес наибольший вклад в проведение 21 Вселенского собора и сохранение его духа, - Анджело Диуseltne Ронкалли, Франца Кенига, Иозефэ FanuiHrepa.

• Анализ учения влиятельнейшего католического теолога -Карла Ранера - позволит глубже изучить современную позицию и будущее католической церкви, принявшей и смягчившей сформировавшиеся вне ортодоксии взгляды немецкого неотомиота.

tooмщдо^м;щопапид^щюблекн. Христианская антропология Ранера, обстоятельно изученная на родине автора (К.Фишер, Л.Грубер, И.Б.Мегц, К.Нейфельд, Г.Форгримлер и др.), относится к числу малоисследованных проблем в отечественной литературе. Ни одно из произведений видного католического мыслителя до сих пор не переведено на русский язык. Большая часть его филоооф-ского наследия не представлена в наших библиотеках на языке .оригинала, особенно это касается изданий позднего периода TBop4eofna Ранера.

Рвотущий интерес к христианству, широкий доступ к сокровищам европейской культуры XX века дали толчок для философских исследований в России и странах ближнего зарубежья. Среди работ, анализирующих современную католическую философию, следует отметить книги и статьи следующих авторов - Шмелева Ю.А., ■ Короткова Н.Д., Лазарева В.В., Нлконова К.И., Овсиенко Ф.Г., Попова A.C., Рацугина A.A.

Значимость- фигуры Ранера в панораме Общественной лизни Германии проанализирована С.С.Аверинцевым, Значению оригинальных идей Ранера,для становления неомодернизма в католической теологии посвящены труды Б.Ю.Кузмицкаса. Синтезирующий характер теологии Ранера, ее преемственность, связь с гомист-• ским эсоенцивлизмом и иррационализмом Августина подробно рассматриваются у Л.А.Чухиной.

Однако на сегодняшний день в отечественной литературе еще мало работ, которые рассматривают концепцию Ранера во взаимосвязи о современными философскими и -теологическими (католическими и протестантскими) системами. Практически не изучено влияние ранеровских идей-нй становление "аюкорнаменго". Недостаточно осмыслено значение антропологии Ранера для католической филооофии и геологии; Очевидно., особое внимание следует обратить на концепцию "анонимного христианства", полу-

• 1 Vorgrimler II. Vom "Geist dea Konzil" // Daa Konzil war| erat der Anfang. Mainz, 199'. 3. 25.

чившуй"широкую поддержку и распространение на Западе (на"0~ последнюю очередь под влиянием.казненного гитлеровцами Д.Бон-хеффера).

Исходя из актуальности теми и степени ее разработанности, в диссертации ставится цель дать целостное представление о христианской антропологии Ранера, показать ее истоки и место в современной католической философии и геологии.

Ё2В51Ш1ВШи21ЩЗЭ-и£23!ШУШШШ сводятся к следующему:

- осуществить теоретический анализ идейных источников антропологического учения Ранера;

- проследить синтез неотомнзыа и неоавгусгиансгва в концепции немецкого иезуита, рассматривая учение Фсш Аквинского как исходный пункт антропологической концепции!

- дать обоснование онтологического статуса человека как "цуха-в-пире", выявляя его сущностные овойства (историчность И трансцендентность);

- определить место и роль концепции "анонимного христианства", ее значение для экуменической программы Карла Ранера;

- раскрыть особенности теологии будущего через рассмотрение эсхатологического содержания земной истории;

- выявить специфику понимания Ранером потоков и оимято-мов исторического кризиса современного хрйотианстаа, показать особенность понимания предлагаемых им путей выхода из кризиса.

ЙЖШШЗиН25Й2ШЬЗЙЩШШШ состоит в выделений и теоретическом обосновании этапов эволюции Карла Ранера( в выявлении философских и геологически* идей, особенно повлиявших на становление антропологической концепции (С.Кьеркегор, М.Хай-, цеггер, Р.Гвардини, Ю.Ыольтманн); в систематизировании и уточнении влияния Ранера на идеологию и практику Ватикана; в выявлении направлений и тенденций развития католической теологии в послесоборный период.

Шеш=тш^шшл&щщшкшшзтт состоит в ■

том, что ее вкводы могут быть использованы при дальнейших теоретических исследованиях по современной католической теологии, христианской антропологии, роли и задачам католической церкви в XX веке, в общих и специальных курсах по истории и философии религии,

^ЯВйШЗВйШЗ^йЗ-Ш^ШЗй&ЛЯЗ&ШЗ- в качестве теоретичес- ! . когс) иоточйика в диссертации били использованы работы отечественны* и зарубежных исследователей по вопросам философской 'антропологии, .истории философской и религиозной мысли. Основ-^» ним¡предала том исследования явились труды Карла Ранера, изуче-

ние которых позволило воссоздать его антропологическую концеп- ' цию. Кроме того, были проанализированы труды католических фи' лооофов и геологов, часть их впервые вводится в научный оборот По теме диссертации был проведен научно-теоретический семинар на кафедре философии.и истории рели-' гии Санкт-Петербургского государственного университета (февраль 1992 года). Диссертация обсужцалас.ь и получила положительные отзывы на заседании кафедры философии и истории религии СПбГУ (октябрь 1992 года). Содержание работы отражено в ' ряде публикаций.

Диссертация состоит из введения, щзух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной .литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЗШШЕ ДИССЕГТАЩИ .

'йиШ2ШЩ обосновывается актуальность исследования,, определяются цели и конкретные задачи работы, характеризуется степень разработанности проблемы, выясняется новизна и практическая значимость основных положений п.выводов диссертации. Во введении обозначены основные вехи жизненного'пути Карла Ранера, значение его деятельности для подготовки и проведения П Ватиканского собора.

В первой главе - "Синтизирующий характер антропологического учения Карла Ранера" - рассматриваются воззрения немецкого иезуита по проблемам частной антропологии. Исследования проводятся преимущественно па основании изучения трупов молодого- Ранера, в которых эти проблемы представлены наиболее полно. В первом параграфе "Метафизика познания в философии Ранера" речь яце-г о гносеологической концепции немецкого неого-. мисга, тем более интересной потому, что для представителей трансцендентальной антропологии внимание к гносеологическим проблемам не характерен,.В диссертационном исследовании ана- • лйзируется тот круг философских и теологических источников,' на основании которых возник феномен теологического, философствования немецкого мыслителя. Отмечается,, что преобладающее влияние на становление антропологии Ранера имело наследие Фомы Аквинского, Лвгуотина Аврелия и других отцов церкви. В.диссертации подробно рассматривается ранний труд теолога - "Дух . в мире", построенный на., основе ""Суммы теологии" Фомы. Питаясь . синтезировать ввгуогианокую ориентацию на субъективный мир [человека и томистские гносеологические конструкции, Ранер пн-'. [таетоя решить принципиальный вопрос - как возможно познание'" '- 6- '. . ' . '

человеком божественного Абсолюта. Вопрос об Абсолюте, как поц-1 черкивает немецкий мыслитель, в скрытой форма уже содержится во вояком вопросе. Когда человек размышляет о мироздании, то неизбежно на первый план выходит вопрос изначальной основы, "которая всегда находится по ту сторону достигаемых человеком границ, по ту сторону мира".'''

Ранер полагает необходимым решительно реконструировать ; томистскую метафизику, покоящуюся на Фундаменте аристотелевской традиции, выявив скрытое в томизме потенциальное антропологи- ! ческое начало. Такой поворот возможен при использовании языка и проблематики современной философии, в первую очередь философии Мартина Хайдеггера, чьи лекции Ранер посещал еще во время обучения во <1рапбурге. !

Уже в работах молодого Ранера "намечена религиозно-философская программа исследования природы и сущности человека-Как тайны, перспективы построения христианской антропологии, что было подробнее раскрыто в последующие периоды творчества.

Содержание второго параграфа "Антропологический поворот к экзистенции человека" раскрывает особенности ранеровского понимания сущности человека в сравнении с иными последователями геологии "всеобщего наставника". Зго тем более важно, так как становление философско-теологической концепции Ранера прошло под яростными нападками немецких 'и австрийских неотомистов. Так, Г.Ветгер, Г.Фальк, Р.Кариш открыто обвиняли Ранера в отступничестве от основополагающих принципов христианства, в "материализации" им христианского понимания личности, устранении различий между духом и материей. Принципиальные расхождения с ортодоксами проявились также при определении естественного места человека, его историзносцу. По мнению Ранера,- свобода и выбор человека могут.быть поняты только в связи о историческими формами бытия человека. Разрешая проблемы соединения временного и вечного, исторического и абсолютного, Ранер вынужден выйти за рамни традиционного томизма к построе-. нию антропологической концепции через раскрытие условий земного существования человека. Кроме того, существенные расхождения намачаютсй также по проблемам соотношения Человека и общества а проблемам диалога. Для Й.Шсснера, А.Бреннера характерна открытая конфройтация а Неверующими, атеистами. Для не- , мецйогб неомоиерййата практическое сотрудничество вне конфео-

1 Rahner K. Geiat In >Valt[ Zur Metaphysik der endlichen Erkenntnis bei Thomas von Aguinas. München, 1957. 3. 406.

сиональных и религиозных границ яшшегся краеугольным кайнем экуменичеокой программы. Принципиальная позиция Ранерр нашла овое отражение, в том числе, в ряде официальных энциклик и конЬтитуций Ватикана, определяющих официальную позицию католической церкви по отношению к неверующим.

В третьем параграфе - "Человек как Слушатель Слова Господа" - предметом анализа являются сущностные характеристики человека - его историчность и трансцендентность. Траноценден-ция человека (понимаемая как открытость Творцу) обусловливает возможность и необходимость Слушания. Историчность же обосновывает то место, где человек принимает Откровение, отчасти определяет характер этого процесса. Соответственно, человек в ранеровских построениях понимается как возможный Слушатель возможного Откровения. Раверовская антропология основывается йа библейском утверждении, что человек может быть слушателем слова Творца. В ней последовательно раскрывается, как человек в процессе самопознания и познания бытия находит оамого себя и .Господа. Диалог человека и Создателя возможен только в истории, и, по мнению Ранерз, реализуется в Слове, которое чоловек может услышать лишь через фундаментальное усмотрение своего бытия. Чтобы встретить и принять Слово, он должен сначала прислушаться. История становится неотъемлшш местом трансценден-ций человека, здесь происходит встреча с Творцом через Его Слово. •

В диссертации указывается, что рассмотрение историчности человека как его сущностного свойства уже имело место в истории католической философии. Речь идет о католическом модернизме начала века (А.Лувзи, Э.Миньо, Г.Шелл). Названные католические геологи рассматривали воздействие эволюционных процессов в культуре, человеческом сообществе на формулирование оо-новных догматов христианства. Историчность человека и историчность религии обосновывались в противопоставлении земного и божествеиного, природы и благодати. История человечества была поквзвна как полная драматизма борьба добра и зла, темных и оветлых сил. Во многом Ранер принимает такое понимание историчности, однако, принципиально сажным для него является "христианский синтез", единство созерцательной и активной жизни, ценностей трансцендентных и земных. История представляет собой меого, где возможно снятие традиционного противопоставления светокого и религиозного начал, их гармоничное сочетание. ■Объясняя историчность человеческого бытия, основываясь на те-зиое "человек есть воплощенный дух", Ранер рассматривает че- ,

довака как эмпирическое бытие, живущее в материальном мире,

осуществляющее себя в предметной деятельности. Главная характеристика историчности человека - свободное аеяниэ перед лицом Господа. Это деяние.не опосредовано предшествующей Основой', рно рождается из сознательного свободного целеполагавия. "СвО-| Йодное деяние однако в сущностном смысле является историческим деянием. Так как в первом, всеобщем и метафизическом пониманий история всегда существует там, гдз имеется свободное лолага- ' ние... Откровение есть историческое событие; поскольку местом возможного Откровения для человека становится его история".

В диссертационном исследовании прослеживается влияние экзистенциализма Мартина Хайяеггара на теологию Карла Ранера, прежде ваего в истолковании человеческого бытйя, его разорван-' ности, однократности, при обращении к проблеме омерти. В ком- ! ментаторской литературе высказывается тезис о том, что опрвде4 ленный поворот от философии к теологии в творчестве Ранера ; произошел под влиянием хайдеггеровских идей. С этим мйейием трудно не согласиться, в диссертации намечаются основные вехи , этого поворота, или, как принято говорить, "подъема в теологию". Раскрывается эволюция взгладов Ранера от "Слупателя Слова" до "Трудов по геологии". Диссертант утверждает, что имеется определенная последовательность в становлений антропологической теории. Логично было бы предположить, что рассмотрение тайны человека, вокруг которой разворачиваются антропологические исследования молодого Ранера, пратерпеват . значительное "обострение" в поздний парной творчества, тем самым более очевидной становится глубочайшая основа таинства человека - Творец и Создатель.

Убедительным' подтверждением изложенной позиций может п<£-служить положение позднего Ранера: "Бог устанавливает свою божественную волю,- позволяя надеятьоя на Него как на не^то, что не предоставлено в распоряжение",^

Кроме отчетливого влияния Хайдеггера в объяснении конкретного опыта трансценденции через страданий и смерть следует выделить также воздействие аскетизма Игнйтия ЛоЙолы й Ли- ' тературы первоначального христианства. Кроме произведений наз-*-ванных авторов, определяющим для интерпретаций человеческой

1 Rahner K. HÖrer des v/ortea. Zur Qriuuiiegjng einer Re-ligionaphllosophie. Neu bearbeitet Von J.B.Metz. MÜnohen, 1985. 33. 143 - 144.

2 Rahner K. Sakramentum Mundi. Bd. II. Freiburg in Br., .1968. 3. 664.

трансцёнденщш человека, являются труды Серена Кьеркегора--"Понятие страха", "Болезнь к смерти". Основная проблематика произведений Кьеркегора была воспринята немецким неотомистом-через опооредующее влияние Р.Гвардини и Э.Пшивары. Это касает- ' ся главный образом обращения к субъекту, к экзистенции, к эк- . зистенциальности, что наиболее наглядно проявилось в трансцен-.дентальной теологии. Это влияние проявилось также при обращении к истории и социальной жизни, что ощутимо в политической теологии ученика Ранера Иоганна Баптиста Нагца. .

Карл Ранер, испытавший влияние идей датского'мыслителя ощущает тайну бытия человека.-как'в высшей степени личный порыв, преодоление себя самого любовью Господа. Человек здесь имеет цело не с абстрактной истиной, а с подлинным потрясением всего бытия. Он ощущает глубочайшую пропасть, разделяющую его и Творца, как невыразимую близость, что связано уже о влиянием Августина Аврелия.

Познав свою конечность и тревогу, святость красоты и смерть, осознав овой человеческий удел, становится человек "завершенным", аутентичным. Экзистенциальную целостность придает человеку религия. Она представляет собой не обособленный участок кизни, а, по мнению Ранера, ее изначальную основу. Согласно ранеровскои концепции, человек приобретает онтологический отатуо как "узловая точка" вхождения Творца в историю мира. Трансценденция, поскольку она не представляет собой чистую потусторонность, сокрыта в окружающих человека предметах, .его деяниях, поэтому и путь к божественному Абсолюту проходит не только через слово молитвы, но и через ловседнев ный труд, свободное творчество, нравственные поступки. Сама молитва не тождественна церковной обрядности, а может совпадать о тем, что человек делает в повседневности с. искренной любовью. Ранер настаивает на том, что человек в конечном итоге достигает Бога не благодаря высоким словам, а благодаря деятельности, заботе, терпению. В своих высказываниях немецкий неотшст близок идеалам раннего христианства: вера - образ яизни, судьба, а не спекулятивное объяснение. Находя трансцендентное во. воем сущем - природе и обществе, самом человеке, Карл Ранер видит в земных ценностях Человека отзвук ценностей трансцендентных. Сам человек -рассматривается как самоценность; которая ле нуждаемся в утверждении церковных институтов..

Понимаемая подобным образом вара становится фундаментом конкретной теологии жийнакноЙ действительности. Антропологический характер теологии давг возможность раскрыть трансцендентный смиод бытия человека через его свободное деяние. Но- 10 -

'Жя"теология является мистической, но эта мистика "воплоцен-,ного духа"; она. повелевает в конкретной историчности искать 'таинственную глубину действительности.

Ценность христианства состоит не в обесценивании земной истории, а в наполнении ее эсхатологичебким содержанием. По мнению Ранора, никакие изменения в социальном, экономическом устройстве общества но смогут устранить вечной значимости для человека трансцендентного. Только христианство о его значи- , мостью трансцендентных ценностей сможет дать человеку перспективу -будущего,' поэтому Ранер назвал свое учение "теологией абсолютного будущего". ' '

Вторая глава - "Теология будущего" и абсолютные перспективы социального развития в концепции Ранера" - посвящена анализу учения о конечных судьбах иирв и человека, определению • \ места эсхатологии в теории немецкого неотомиота. Этой проблем? придается столь существенное значение, Ибо "эсхатология еоть сердцевина христианской веры, камертон, по которому все настраивается. .. .'И поэтому подлинная геология должна строитвоя исходя из ее конечной цели. Не концбм ео-должна-быть- эсхатология, а началом".*

В первом параграфе - "Эсхатологическое содержание земной истории" - особое место занимает .ранеровская концепция будуще-> го. Будущее для Ранера не является случайным предметом теоло- , гического исследования. Ожидаемое с надеждой,- неизбежно лрихо-дящее, оно рассматривается как отруктурный принцип трансцендентальной теологии. Эсхатология в учении Ранера выводит человека на арену внугримирской иогории. Получив статус автономии, мирская история охватывает любые проявления социальной' • активности,.стремление к освобождению от природной непредсказуемости, совершенствование социальных и политических процессов. '

В "Трудах; по теологии" Ранер прямо .указывает, что христианство есть открытый вопроо об абсолютном будущем, которое .может быть дано в самбраскрытии, воля которого укреплена в Иисусе.и. называется Богом. Будущее по своим свойствам исключает любую систематичность, совершенность и законченность. Для понимания этого.феномена Ранер прибегает к понятию абсолютного будущего, которое только и паег возможность вообще . говорить о смыоле истории,- о соотношении истории. сЗпасения и истории мира.'

1 Модьтманн Ю. 'Геология надежды // Вопросы философии.. 1990. № 9. С. 13.8. \ ^

История спасения рассматривается как трансцендентальная тайна, ,не как предмет обладания, ибо она не предоставляется Господом в распоряжение человеку, она понимается как предмет веры й надежди» мольбы и молитвы. История спасения есть не момент мирской истории, а ее снятие. Реальная внутримирская история представляет собой проацзанство и время для происходящего, несовершенного, противоречивого. Придерживаясь тх^а-дицнй католической философии, Ранер утверждает, что история опасения находит овое воплощение в мирской истории, или, говоря иначе, ''благодать на есть будущее". Она воплощается сей-чаа и адесь. Следуя этому принципу, немецкий теологи последовательно развивает положение о том, что мир есть материал для решения задачи человека.

В-теологии Ранера открытие Господа имеет не только оттенок миотического Откровения, но и приобретает внолне реальное земное содержание. Оно предполагает стремление в том числе и К земному Целеполаганию, т.е. к участию в социальной деятельности, совершенствованию имеющегося и созиданию нового пира. В современной католической литературе принято говорить о человеке, которцй солричаотен процессу творения, о продолжателе дела Творца; Человек не только соотносится о Господом, будучи статично подобен Шу, его пойобие активно. Человек сам прец-отавляег ообой творческое начало.

В йиссбртационном исследовании отмечается, что эта теория, у истоков которой стояли Мунье, Шену, Ранер и Тейяр де Шарден, существенно повлияла на формирование мировоззрения Иоанна Павла П еще до понтификата. В энциклике "Трудом своим" от14 сентября 1981 года, подготовленной в связи о 90-легием знамени!оЙ социальной энциклики Льва ХШ, труд становится определяющей темой и рассматривается как отличительная особенность человека И вОего человечества. Труд понимается как благо, ибо, трудом человек не только преобразует природу, но также производит'собственное самоосущеотвление.

В социальной деятельности любого рода христианин, вопрошающий о благодати, находит "знак'1, указание на присутствие благодати Ь мирской истории; история опаоёния вершиюя в истории мира. Ранер использует и другое выражение - история спасения "варится благодаря светской иатории". В обосновании тезиса можно выделить три принципиальный положения:

Во-первых, история ЬпаЬейия ог'лична 01 истории мира, ибо последняя в общем и целом не имеет окончательной интерпрета-¡ции цобра и вла, которые наличествуют в ней.

$э-вторых, история спасения и светская история отличны формально, не материально, так как одна из них предстает перец высшим судом, другая - нет.

В-третьих, история спасения и светская иотория отличаются тем, что Господь благодаря слову Откровения, которое представляет ообой краеугольный камень истории спасения, указывает1 мирской истории на характеристику добра и зла. Мирская иотория снимается историей спасения, и благодаря атому сама становится подлинной историей. История спасения объясняет иоторию мира. Она есть толкование светской истории.

Л) втором параграфе представлено ранеровское понимание положения церкви в современном мире. Ранер трезво оценивает ситуацию в современном католицизме и подчеркивает, что в "бу- ; дущем больше не будет христиански однородных религиозных олоев я сообществ. В историческом и общественном единстве объединенного человечества христианство повоюду и везде будет заключать в себе меньшинство".* Как религия абсолютного будущего христианство не имеет и не может иметь планов и проектов внутримирского будущего. Тем более пагубной является, по мнению Ранера, попытка осмысления и построения будущего вне связи с божественным Абсолютом. Его оообое внимание привлекает проблема будущего в марксизме. Для объективности следует заметить, что будучи сторонником и участником диалога между верующими и коммунис гзми, Ранер в любой мировоззренческой иноте~ ме пытается'выявить заключенный там трансцендентный смысл.

Марксизм, в-поникании Ранера, в своих предпосылках зависит от заинтересованности группн людей, от того, какие задачи они сами себе ставят и что познают". Будущей, которое планируется человеком в его мирсокй деятельности и полагается как абсолютное, Ранер называет утопичным. Христианство благодаря ожиданию абсолютного будущего "уберегает человека от попытки проводить насилием справедливые стремления к будущему так, что каждое предыдущее поколение жеогоко приносится в жертву последующему, так что будущее становится Молохом".^

В диссертации отмечено, что декларируемый нейтрализм П отношению к планированию будущего не вполне соглаоуетоя о имеющейся у Ранера концепцией позитивной оценки земного будущего. Карл Ранер пытается предложить рациональную; поогроен-

1 Hahner К. Schriften гиг Theologie. 1954 ff. Bd. IX. S. 546.

2

liahner К. Zur Theologie der Zukunft. München, 1971.

я, 155.

пуп по плану конструкцию внутримирского будущего в овязи о Возможным освобождением человека из под господства природы для достижения возможно большего пространства для каждого. Он рассматривает предложенные цели как данную божественной сущ-ностыо задачу, к исполнению которой обязывается человек. "Задача поогроения лучшего мира, "новой земли", это задача, которую христиане разделяют со всеми людьми доброй воли, но теолог должен рассматривать ее с точки зрения христианской эсхатологической надежды".*

Нельзя це отметить глубоких замечаний Карла Ранера, касающихся многозначности и противоречивости общественного прогресса. Чем свободнее человек от оков природы, тем быотрее он приходит к осознанию собственной значимости, становится свободном в себе и для себя. Чем быотрее идет общественный про-грасо, тем больще возрастает, как считает Ранер, смысл и значение каждого человека, иначе общество неизбежно станет стадом, состоящим из лишенных значения овец. Соответственно, в' будущем кажвдй будет больше узнавать, а значит и более обстоятельно обдумывать.свою однократнооть и уникальность.

Особое внимарё дйсеертанта обращается на принципиальное положение, согласно которому при воей важности предвидения и планирования, которые имеются у церкви, определяющим является идея абсолютного будущего. Для иотинного христианина ожидаемым, &гр надеждой является на.церковь, а царство божие.

В третьем параграфе раскрываются причины, приведшие хриотианагва в ситуацию глубочайшего перелома. Нынешнее положение определено, по мнению Рднера в поздний период его твор-чеотва, процессами секуляризации европейского Просвещения, с его перйенатвом практического разума при рассмотрении метафизических вопройой. Существенным моментом в выработке новой теологии следует считать осознание ситуации существования "после Освенцима".' Она определила невозможность жить и мыслить по-прежнему, прервала, духовную Прееыо.твенность в культуре.' Теология как учение о Господе уже. не могла сохранить свою "историческую невиннооть". Следующим моментом является вступление на арену мировой истории стран третьего мира - как мира . неевропейских трациЦий. В основе противоречия "Север-Юг" на- ■ ходятся отношения пряно противоположные евангельскому учению отношения угнетения, неравенства, .эксплуатации. Католичес-

1 КаЬпег К. гиг ТЬео1ое1в <1ег гикиыЛ;. 3. 178.

- 5.1-

кие иерархи вицят возможность перемещения центра мирового ка-' 'толицизма из Европа. Существенные отличия церквей "кшШх континентов" от Вша усиливают плюрализм различных течений внутри' христианства, приводит к появлению новых движений и модифика-' ций католицизма. Для Ранера очевидно, что будущее будет отличаться религиозны!.! плюрализмом. Он наотаивает на том, что.лишь "открытая церковь" сможет существовать в обмирщенном мире. "Открытая церковь" понимается Ранером не как распахнутая для каждого, в в противовес укоренившемуоя менталитету сектантства, закрытости, уединеннооти. Широкий отклик среди христианских теологов получила ранеровокая концепция перехода от моноцентрической европейской церкви к полицентрической мировой, основанной на принципах экуменизма и открытости. Страстное стремление к поиску единства в многообразии наиболее отчетливо характеризует итог теоретической..и практической деятельности Карла Ранера.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, делаются обобщающие выводы.■

Содержание дисоертации наложено в следующих публикациях:

1. Мартин Хайдйггер и Карл Ранер: Бытие-я-смерти как открывание Божеотва.. (соавт. - Сиверцэв Е.Ю. Дел, в ИНИОН I2.II.9I.J6 45554.

2. Метафизика познания в философии и теологии Карла Ранера. Деп. в ИНИОН 21.10.92 Л 47177.