автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Художественная проза Анастасии Эристави-Хоштария

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Жгенти, Нино Виссарионовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Художественная проза Анастасии Эристави-Хоштария'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Жгенти, Нино Виссарионовна

В в е д е н и е.

ГЛАВА I. Жизненный путь.

ГЛАВА П. Анастасия Эристави-Хоштариа в грузинской литературной критике.

ГЛАВА Ш. Традиции грузинской прозы XIX века в творчестве

Анастасии Эристави-Хоштариа.

ГЛАВА 1У. Первые рассказы ("Болезнь угодила", "Лазарь перестарался", "Очаг", "Матери").

ГЛАВА У. Роман "На скользком пути".

ГЛАВА У1. Роман "Игра судьбы".

ГЛАВА УЛ. Прежние социальные проблемы (рассказы "Комиссия", "Дариспан Тарашвили", "Земля", "Вокруг церкви".

ГЛАВА УШ. Детские рассказы.

ГЛАВА IX. Неоконченный роман "Сали".

3 а к л ю ч е н и

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Жгенти, Нино Виссарионовна

Анастасия Эристави-Хоштариа жила и творила в сложную и значительную для истории Грузии эпоху. Это тот период, когда быстрое развитие промышленного капитала коренным образом меняло не только экономическую жизнь нашей страны, но и социальное ее лицо, давало новое идеологическое направление жизни народа, в * частности, его художественной литературе.

Известно, что отмена крепостного права не только не принесла свободы крестьянству, но и оставила его без земли, сделала его экономическое положение еще более невыносимым. Это освобождение крестьян В.И.Ленин характеризовал как бессовестный грабеж, насилие. Он писал: "Крестьяне остались и после освобовдения "низшим" сословием, податным быдлом, черной костью, над которой измывались поставленное помещиками начальство, выплачивало подати, пороло розгами, рукоприкладствовало и охальничало"'''.

В Грузии 'крестьянская реформа" оказалась более выгодной для дворянства и более гибельной для крестьянства, чем в центральных губерниях России. Огромное большинство крестьян в сущности оставалось зависимым от помещика. Тяжелым бременем легли на их плечи разнообразные налоги.

Известный общественный деятель и публицист XIX века Нико Нико-ладзе писал: "Освобождение крестьян в Грузии закончилось тем, что правительство назвало крестьян, ранее именуемых "крепостными", крестьянами, живущими на земле помещика" .

Капитализм глубоко проник и в сельское хозяйство. После поте В.И.Ленин. Соч., т.17, изд.четвертое, 1948, с.65. ^ Н.Николадзе. Соч., т.1, Тб., 1962, с.268 (на груз.яз.). ри бесплатной рабочей силы - крепостных крестьян - часть помещиков стала преобразовывать свое хозяйство на капиталистический лад. Большинство дворян стало продавать земли, сдавать их в аренду, в заклад. Вырученные деньги позволяли им вести паразитический образ жизни, они ни в чем себе не отказывали. Тем временем их земли переходили в руки купцов, промышленников, перекупщиков, ростовщиков, которые становились для трудового крестьянства господами нового времени. Купцы (перекупщики) и состоятельные крестьяне захватыали земли нуждающихся крестьян. Появлялось кулачество, сельская буржуазия, усугублялась социальная дифференциация преобладающего большинства населения тогдашней Грузии - крестьянства. Если горсточка кулаков и перекупщиков обргащалась, то большая часть крестьянства превращалась в пролетариат, многие из них отправлялись в город и вливались в ряды промышленного пролетариата; многие шли в батраки, лишались крова. Так появлялись на селе новые социальные слои, социальный антагонизм мевду которыми постепенно обострялся. Чем ниже опускались и деградировали дворяне, тем с большим остервенением грабили и угнетали трудящееся крестьянство их последние отпрыски. Эксплуатацию и угнетение народа усугубляли кулаки и торгаши, духовенство и бюрократический аппарат царя. Измученное такой несправедливостью, насилием, потерявшее терпение бедное крестьянство вынувдено было с оружием в руках защищать свою жизнь и человеческое достоинство. Освободительное движение в Грузии вступало в свою высщую стадию, стадию пролетарской революционной борьбы. Это обстоятельство обусловливало соответственно новые сдвиги в развитии общественного мышления.

Новое поколение писателей школы критического реализма, вышедшее на литературную арену в конце 80-х и начале 90-х годов простого столетия, в своем творчестве отразило основные процессы новой социальной действительности. "Первым и главнейшим интересом прозы 90-х годов была судьба труженика в условиях обостренных социальных отношений"*. Писатели этого периода с разных социальных и эстетических позиций, но с одинаковой обличительной силой осветили современную им общественную жизнь.

Среди писателей этой плеяды Эгнате Ниношвили выделялся четко выраженной революционной направленностью мышления. В его рассказах по-настоящему чувствовался подъем классовой борьбы. Именно этот активный революционный пафос перешел, как драгоценное наследство, к непосредственному продол?глтелга творческих идей Ниношвили - поэту Иродиону Эвдошвили. И.Эвдошвили первым в грузинской литературе нарисовал художественный образ типичного представителя рабочего класса, показал присущее ему высокое классовое сознание.

Давид Клдиашвили в своих воистину бессмертных творениях дал глубоко реалистичные картины выровдения и упадка дворянского сословия. В художественных образах огромного обобщающего значения писатель показал, какая мука и скорбь были уделом человека при проклятом строе, свирепствовавшем тогда в нашей стране.

Василий Барнов в одном своем рассказе охарактеризовал нарождающееся буржуазное общество как "праздник змеи"; в финале произведения писатель аллегорически описал приближение конца, неминуемой гибели этого злого и ядовитого пресмыкающегося.

Типичные картины борьбы не на жизнь, а на смерть между дет

История грузинской литературы, т.У. "Сабчота Сакартвело", Тб., 1982, с.36 (на груз.яз.). градированным дворянством и нарождающейся буржуазией дал Лали-они в своих произведениях "Разбойник Давладзе" и "Мечта Ефимии".

Шио Арагвиспирели, владеющий искусством глубоко проникать в духовный мир человека, показал нравственное растление буржуазного общества, его полную аморальность. Писатель символически описал приближение того пожара, который исторически был призван испепелц^гь верхние слои тогдашнего общества, уничтожить обитавших в нем злых и разложившихся людей, жертвами преступных дел которых были люди, стоящие на низших ступенях общественного здания.

В своих лучших произведениях, особенно в романе "На скользком пути", Анастасия Эристави-Хоштариа показала, что при общественном строе, основанном на рабском преклонении перед силой денег, когда царит зверский инстинкт обогащения и голый расчет, уничтожаются все возвышенные чувства и устремления человека. Писатель убедительно показывает,' что действительность, основанная на волчьих законах капитализма, готовит безмерное горе и несчастье честным, искренним людям, стремящимся стать выше своего убогого социального окружения.

Период деятельности этих новых писателей в тогдашней (90-е годы) литературной критике именовался "переходной порой". Термин "переходная пора" появляется в грузинской публицистике вслед за русской публицистикой, как определяющий не только события социально-политического характера 90-х годов, но и всей идеологической жизн^ Совершенно справедливо проф.Б.Бардавелидзе считает, что термин "литература переходной поры" должен быть восстановлен в своих правах в современном грузинском литературоведении так же, как это сделано в отношении русской литературы то

1 Бежан Бардавелидзе. Художественная проза Давида Клдиашвили.

Тб., 1981, с.43 (на груз.яз.). го же периода.

Таким образом, плеяда писателей, вышедших на арену грузинской литературы в 80-90-х годах, в своем творчестве глубоко и разносторонне отразила важнейшие процессы и явления новой социальной действительности. Эта плеяда продолжила и развила лучшие демократические и гуманистические, патриотические и реалистические традиции своих непосредственных предшественников. Вышеупомянутые писатели эти традиции увязали с новыми требованиями жизни, с новыми тенденциями развития общественной жизни. Следует отметить, что в конце прошлого века, когда в литературе стран Западной Еаропы господствующие позиции завоевывали антиреалистические, бурлогазно-декадентские литературные направления, в нашей национальной литературе критический реализм поднялся на новую ступень раввития. В основе его эстетики лежали принципы правдивого отображения, высокой идейности и народности.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественная проза Анастасии Эристави-Хоштария"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А.Эристави-Хоштария принадлежит к новому поколению писателей - последователей критического реализма, вышедшего на литературную арену в конце 80-х - начале 90-х годов XIX века.

В своем творчестве писательница отразила основные процессы новой социальной действительности, что особенно заметно проявилось в ее романе "На скользком пути". Писательница показала, что при таком общественном строе, где царствуют рабское поклонение деньгам, инстинкт обогащения и оголенный расчет, безжалостно растаптываются все благородные чувства человека.

А.Эристави-Хоштария убедительно показала,что социальная действительность, покоящаяся на жестоких законах капитализма,приносит безмерные страдания и беды честным людям, хотя и стремящимся стать выше окружающей их среды.

Грузинский критический реализм стал благотворной почвой,питавшей творческую силу А.Эристави-Хоштария, и она действительно предстала в грузинской литературе как писательница, выросшая на литературных традициях Ильи Чавчавадзе, Акакия Церетели, Георгия Церетели.

В творчестве А.Эристави-Хоштариа получили своеобразное отражение народнические идеи. Писательница, в этом плане,приняла эстафету от своих выдающихся учителей - Нико;:Ломоури, Софрома Мга-лоблишвили, Екатерины Габашвили. И хотя писательница рисует образы людей, проникнутых передовыми идеями (Окро Сардионишвили, Кетино Зурабишвили), тем не менее последним не под силу произвести какие-либо изменения в окружающей среде.

Писательница твердо убевдает в том, что одно лишь просвещение и благодеяния отдельных лиц не могут в сущности изменить ничего. Именно потому творчество А.Эристави-Хоштариа представляется шагом вперед от народничества.

Уже в начале своего творческого пути А.Эристави-Хоштариа попала в самую гущу народа, став очевидцем его страдания. Основная цель ее первых художественных сочинений заключалась в изображении правдивой картины жизни, тревоги за будущие судьбы .людей.

Писательница ярко нарисовала безрадостный быт крестьян, их отсталость, порожденную крепкими тисками различных лжеверований.

Одной из основных тем творчества А.Эристави-Хоштариа является показ личной ис общественной трагедии женщины, глубокое проникновение в тайники ее души. Все творчество писательницы является неопровержимым доказательством того, что она упорно требовала полного равноправия женщины. Нушо, Иринэ, Марта, Кетино, Сидония - все эти образы согреты исключительной теплотой, любовью и сопереживанием автора.

С огромной глубиной показала писательница материнское чувство ("Матери"), преданность семье, своему дому ("Очаг"), выступила на защиту свободы любви.

А.Эристави-Хоштариа впечатляюще отразила упадок духовного сословия, показав подлинное лицо коварства и цинизма священнослужителей ("Вокруг церкви").

Неустанно думавшая о молодом поколении, писательница в своих сочинениях для молодежи проповедовала гуманизм, честность, добро, верность.

Все общество, отраженное в творчестве А.Эристави-Хоштариа, представлено стоящим на скользком пути, на котором катится к пропасти существующий строй.

Писательница прекрасно сознавала неизбешость распада капиталистической формации, знала о всесилии денег, капитала, который поглощает человека и, вместе с тем, еще более обостряет существующее социальное бесправие.

А.Эристави-Хоштариа предстает перед читателем как одна из видных представителей грузинской литературы переходного периода.

 

Список научной литературыЖгенти, Нино Виссарионовна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. К.Маркс и Ф.Энгельс. Письмо Минне Каутской,- Избранные письма, 1949. с.434 (на груз.яз.).

2. Ленин ;В.И. Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов. Соч., т.1, изд.4-е, 1941, с.270.)

3. Ленин В.И. Пятидесятилетие падения крепостного права. Соч., т.17, изд.4-е, 1948, с.65.

4. Абашидзе К. Этюды. Тб., Изд.ТГУ, 1962, 472 с. (на груз.яз.)

5. Андроникова М. От прототипа к образу. М., Наука, 1974,200 с.

6. Антонова Г. Проблема "лишнего человека" в творчестве И.С.Тургенева 40-50-х годов. Саратов, 1965, 117 с.

7. Арагвиспирели Ш. Полное собрание сочинений. Тб., Сабчота мцерали, 1947, 419 с. (на груз.яз.).

8. Балахашвили Я. Литературные и революционные кружки в Гори. -Тб., Саблитгами, 1940, 196 с. (на груз.яз.).

9. Багратиони Г. Мои воспоминания. Б^укописи, 78. Рукописный фонд Публичной библиотеки им.К.Маркса.

10. Бардавелидзе Б. Художественная проза Давида Клдиашвили. -Тб., Изд.ТГУ, 1981, 344 с. (на груз.яз.).

11. Боцвадзе Л. Ответ г-цу Ив.Гомартели. Газ."Иверия", 1899, №137-138 (на груз.яз.).

12. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее значительных живописцев, ваятелей и зодчих. Т.2, М., 1933.

13. Вахания В. К понятию неприкрашенного реализма. Тб., Изд. ТГУ, 1966, 47 с. (на груз.яз.).

14. Габашвили Ек. Избранные сочинения, т.1. Тб., Сабчота мцерали, 1951, 382 с. (на груз.яз.).

15. Габашвили Ек. Избранные сочинения, Т.П. Тб., Сабчота Сака-ртвело, i960, 459 с. (на груз.яз.).

16. Габашвили Ек. Моя юность. -Автограф. Литературный музей им. Г.Леонидзе, фонд ЕкГабашвили, № 17296 (на груз.яз.).

17. Гамезардашвили Д. Очерки истории грузинского реализма. -Тб., Сахелгаш, 1956, 487 с. (на груз.яз.).

18. Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Идеологи русского народничества. Л., Изд.ЛГУ, 1966, 148 с.

19. Гамсахурдиа К. Улыбка Диониса. Тб., Федерация, 1931, 280 с.(на груз.яз.).

20. Гогебашвили Я. Избранные сочинения, т.1, Тб., Сабчота мце-рали, 1951, 382 с. (на груз.яз.).

21. Гомартели И. Художественная литература 1901 года. Газ."Ква-ли", 1902, № 2 (на груз.яз.).

22. Грузинские деятели народного образования. Сборник П, Тб., Ганатлеба, 1955, 224 с. (на груз.яз.).

23. Грузинские деятели народного образования. Сборник Ш. Тб., Ганатлеба, 1958, 205 с. (на груз.яз.).

24. Давиташвили Ш. Народническое движение в Грузии. Тб., Федерация, 1933, 147 с. (на груз.яз.).

25. Дгебуадзе-Пулария П. Женщины-деятели в дореволюционной Грузии. Сухуми, Апхазетис сахелгами, 1957, 132 с. (на груз, яз.).

26. Джибладзе Г. Критические этюды, кн.П. Тб., Сахелгами,1955, 444 с. (на груз.яз.).

27. Джибладзе Т. К истории грузинской детской литературы $Х1Х в.). Тб., Саблитгами, 1959, 187 с. (на груз.ез.).

28. Ермилов В.В. Роман Толстого "Анна Каренина". М., Гослитиздат, 1963, 135 с.

29. Зандукели М. Новая грузинская литература. -Тб., Изд.ТГУ, 1955, 327 с. (на груз.яэ.).

30. Ибсен Генрик. Полное собрание сочинений, т.Ш. М., Искусство, 1957, 856 с.

31. Ибсен Генрик. Полн.собр.соч., Т.1У.М., Искусство,1962,823 с.

32. История грузинской литературы, т.У, Тб., Сабчота Сакартве-ло, 1962, 540 с. (на груз.яз.).

33. Казбеги Ал. "Голубь". Курн."Нобати", 1885,№ 6 (на груз.яз.)

34. Карелишвили Е. Екатеринэ!Габашвили. Тб., Ганатлеба, 1980, 300 с. (на груз,яз.).

35. Касрадзе Д. Литературные портреты. Тб., Сабчота Сакартве-ло, 1962, 344 с. (на груз.яз.).

36. Киквадзе Ф. "На скользком пути". Газ."Квали", 1898, № 10 (на груз.яз.).

37. Кикнадзе В. Грузинские режиссеры. Тб., Хеловнеба, 1970, 283 с. (на груз.яз.).

38. Клдиашвиии Д. Рассказы и пьесы. Тб., Сахелгами, 1947, 527 с. (на груз.яз.).

39. Кутелиа Ал. Философские и общественно-политические взгляды Акакия Церетели. Тб., Мерани, 1972, 176 с.(на груз.яз.).

40. Котетишвили В. Анастасия Эристави.- Раз."Картули ситква", 1924, № 30-31 (на груз.яз.).

41. Кванчилашвили Т. А.Эристави-Хоштария. Тезисы. Труды ТГУ, т.221, с.166 (на груз.яз.).

42. Лалиони. Рассказы. Тб., Федерация, 1920, 187 с.(на груз, яз.).

43. Леонардо да Винчи. Избр.произв.в 2 томах, т.2, М.-Л., Академия, 480 с. 1935.

44. Лермонтов М.Ю. Собр.соч.в 4-х тт., т.4, М., Правда, 1969, 479 с.

45. Макалатиа С. Ущелье Пронэ. -"Тб., Сабчота Сакартвело, 1963, 93 с. (на груз.яз.).

46. Маяшвили Г. Письмо к нашим общественным деятелям. Журн. "Иверия", 1882, № УП-УШ (на груз.яз.).

47. Мгалоблишвили С. Воспоминания. Тб., Федерация, 1938, 263 с.(на груз.яз.).

48. Микадзе Г. Литературно-исторические фрагменты. "Мацнэ", серия науки и литературы, 1971, с.148 (на груз.яз.).

49. Насидзе М. Жизнь и литература. Газ."Иверия", 1893, №№ 43, 44, 45 (на груз.яз.).

50. Накашидзе Н. Избранное. Тб., Накадули, 1961, 346 с. (на груз.яз.).

51. Николадзе Н. Сочинения, т.1. Тб., Изд.ТГУ, 1962, 576 с. (на груз.яз.).

52. Ниношвили Э. Полн.собр.соч.- Тб., Сабчота мцерали,1954, 624 с. (на груз.яз.).

53. Огарев Н.П. Избр.соц.-политич.и философские произведения, т.1. М., Гослитиздат, 1952, 864 с.

54. Ожешко Э. Сочинения, т.1. М., Гослитиздат, 1953, 539 с.

55. Радиани Ш. Грузинская литература XX века. Тб., Цодна, 1959, 327 с. (на груз.яз.).

56. Соколов Н.И. Русская литература и народничество. Л., Изд. ЛГУ, 1968, 254 с.

57. Ткешелашвили Н. Архив. Литературный музей им.Г.Леонидзе, № 62644.

58. Толстой Л.Н. Собр.худож.произв., т.4, М., Огонек, 1946.

59. Толстой Л.Н. Собр.худож.произв.,т.7.- М., Огонек, 1948.

60. Хаханов Ал. Очерки по истории грузинской словесности литературы XIX века, М., 1906, 570 с.

61. Хаханашвили Ал. История грузинской словесности. Тб., 1917, 331 с. (на груз.яз.).

62. Хомерики Н. Нино Накашидзе. Тб., Саблитгами, 1953, 87 с. (на груз.яз.).

63. Цейтлин А.Г. Тургенев И.С. М., Знание, 1958, 40 с.

64. Церетели Ак. Сочинения, т.7. Тб., Сабчота Сакартвело,1959, 863 с. (на груз.яз.).

65. Церетели Ак. Полн.собр.соч., т.XI. Тб., Сахелгами, 1960, 559 с.(на груз.яз.).

66. Церетели Ак. Простая беседа. Месячный сборник. Ак.Церетели, 1898, № ХП.

67. Церетели Г. Избранное, т.1.- Тб., Сахелгами, 1947.

68. Церетели Г. "Божья милость". Л^урн."Джеджили", 1891, № 3, 4, 5 (на груз.яз.).

69. Цулукидзе Ал. Новый тип в нашей жизни. %рн."Моамбе",1895, № I (на груз.яз.).

70. Чачавадзе И. Полн.собр.соч.в 10-ти тт., Т.П. Тб., Сахелгами, 1950, 639 с. (на груз.яз.).

71. Чавчавадзе И. Полн.собр.соч.,в 10 тт., т.Ш.- Тб., Сахелгами, 1953, (на груз.яз.).

72. Чавчавадзе И. Сочинения, т.УШ.-Тбил., Сахелгами,1928, 326 с. (на груз.яз.).

73. Чилая С. Обитатель бессмертия. Газ."Тбилиси", 1982, № 192(на груз.яз.).

74. Чернышевский Н.Г. Эстетика. М., Гослитиздат,1958, 375 с.

75. Чернышевский Н.Г. Что делать? Л.; Наука, 1967, 464 с.

76. Чрелашвили Ст. Грузинская литература. ЙЬфн."Моамбе",1881, № I (на груз.яз.).

77. Шарадзе Г. От Петра Великого до Льва Толстого. Газ."Кому-нисти", 1982, № 194 (на груз.яз.).

78. Эристави-Хоштария А.Сочинения, т.1. Тб., Сахелгами, 1952, 400 с.(на груз.яз.).

79. Эристави-Хоштария А. Сочинения, т.П. Тб., Сахелгами,1958, 356 с. (на груз.яз.).

80. Эристави-Хоштария А. Сочинения, т.Ш. Тб., Сабчота Сакарт-вело,1961, 375 с.(на груз.яз.).

81. Эристави-Хоштария А. Роман "Сали". Журн."Мнатоби", 1927, №№ 1,2,3-4,5-6,7,11-12 (на груз.яз.).)

82. Эристави-Хоштария А. "Незабываемый вечер". Газ"Иверия", 1891, № 180 (на груз.яз.).

83. Эристави-Хоштария А. "Нет больше сил". Журн."Квали",1896, № 9-10 (на груз.яз.).

84. Фристави-Хоштария А. Переписка с В.Гариком.- Лит.музей им. Г.Леонидзе, фонд Гарика (Вачнадзе), № 22864 (на груз.яз.).

85. Эристави-Хоштария А. Автобиография. Личный архив проф.Ш. Радиани (на груз.яз.).