автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему:
Художественно-морфологическая основа молдавского народного ковра XVIII - нач. XX вв.

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Мардарь, Георгий Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.05
Автореферат по искусствоведению на тему 'Художественно-морфологическая основа молдавского народного ковра XVIII - нач. XX вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественно-морфологическая основа молдавского народного ковра XVIII - нач. XX вв."

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОШТЕТ РС5СР 110 ШАМ НАУКИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

МОСКОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ШОКЕСТВЕННО-ПРОШШЛШЮВ УЩГЩЕ (б.Строгановское)

На правах рукописи. УДК: 7.03.1.4.

МАРДАРЬ ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ

ХУДШЕСТБЕННО-МОРФОЛОЗЖЕСКАЯ ОСНОВА МОЛДАВСКОГО НАРОДНОГО КОБРА ХЛ11 - нач.XX вв

(Опыт исследования градаций и возможностей ах современного использования)

Специальность 17.00.05 - декоративное и прикладное

искусство

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусство, эдения

Москва - 1991

госудлрствешши комитет рсоср яо делам науки и высшей школы

МОСКОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ХУДОКЕСТВЕННО-ЦРОШИДЕННОЕ УЧИЛЩЕ (б.Строгановское)

На правах рукописи.

УДК: 7.03.1.4.

МАРДАРЬ ГЕОРГИЯ ПЕТРОВИЧ

ВДОгаГГВЕШО-ШРФОЛОШЧЕСКАЯ ОСНОВА МОЛДАВСКОГО НАРОДНОГО КОВРА ХУШ - кач.ХХ вв

(Опыт исследования традиций и возможностей их современного использования)

Специальность 17.00.05 - декоративное и прикладное

искусство

автореферат-диссертации не соискание ученой степена кандидата искусствоведения

Москва - 1991

Работа выполнена в ¡московском ордена Трудового Красного Знамени высшей художественно-промышленном училище (б.Строгановское)

Научный йукозодатель

доктор искусствоведения профессор ТЕЛЬТЕБСЖЙ П.А.

Официальные оппоненты

доктор искусствоведения ТШШВ С.И.

кандидат йок/сствоводения УРСУ Н.А.

Ведугая организация Молдавский государственный

институт искусств

Защита диссертации состоится ,¿¿.¿Ъ /' 1991 г.

в 12.00 на заседании специализированного совета при Московском ордена Трудового Красного знамена высшем художественно-промышленном училище (б.Строгановское) по адресу: 125060, Москва, Волоколамское шоосе,9.

С диссертацией можно ознакомиться а библиотеке ШШУ.

Просим принять участие в защите диссертации и направить отзыв я 2-х экземплярах по указанному адресу.

Автореферат разослан 1991 г.

УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ

А.К.Черв па хина

Краткий обзор литератущ и обоснование теин. Традиционный молдавский народный ковер - удивительная образец единства принципов воплощения мировоззренческих и художественно-оотеткческкх начал изобразительного фольклора-Молдавии в целом. Для более глубокого понваанпя устойчивости луч ига художественных -градаций иол-дгдсяого козра не обходите анализ его художественно-морфологической структуры. Выбор теда диссертации обусловлен совокупностью ряда взагюсзязандах научно-теореткческнх а практических задач, кото-рло нацелены на сохранение и дальнейшее развитие традиций молдавского ковра как существенной части национальной культуры.

4 0 яркоЗ самобытности этого искусства свидетельствует факт, что с середины'ХУЛ, на протяжении почти всего XIX и начала XX за. молдавский ковер становится предметом вникания иностранных и русских путелсгстаенигков и ученшх-этнографов (П.Алепсккй, И.Аксаков, А.Афаннсьев-Чуэсбинский, Л.Берг, А.Яцешрский, НЛ'лков, Б.Крыжа-новский и др.).

В начале XX века были издаш первые альбош литографских рисунков ¡.Голдовского ковра (Г.Решер; В.Арбузов). Из упомянутых яе ваше трудов, наибольшего внимания заслуживают публикации А.Яце-етрского и Б.Крыжановского; альбом Г.Реммера и написанная а нему иоддйвскем историком и этнографом П.Горе вступительная статья.

После второй мировой войны искусство старого народного ковра вшло более широк о о отраженна в ряде этнографических (В.Зеленчук, Е.Посголаки, С.Шарануцэ) и искусствоведческих (Д.Гобер-кан, М.Салыонович, К.Роднен, Ы.Ливпшц, Н.Урсу) исследований; в некоторых трудах зарубежных, руигаских и французских исследователей Ш.Петреску, А.Павелвк, Дя.Стойка, Й.Бенне) и др. При всем этом, по сегодняшний день о молдавском ковре существует единст-

венная искусствоведческая монография (Д.Н.Гоберман, 1960). Знакомство с этой монографией к приведенными источниками, позволяет выделить следувдне моменты: молдавский народный ксвер постоянно привлекает вшшавие ученых как интересное г своеобразное явление балкано-карпатского геокультурного региона. В работе Д.Н.Гоберка-на предпринимается первая попытка его многостороннего искусствоведческого анализа. В этсы плане труд Д.Гоберыала несоинекно представляет значительный научный интерес. Однако, достаточно — даже беглого ознакомления с более поздним этнографическими (А.Па-велак, Е.Постояахи) и искусствоведческими (П.Петреску, Н.Урсу) исследованиями, чтобы убедиться в заметном устаревании многих положений этого груда; от типологической характеристике ковра, до его места в казненном укладе и биту крестьян, не говоря уже о духовном аспекте проблеш. Прк этом, ни Д.Гоберман, ни авторы другкх исследований, касающихся молдавского ковра, не проявили засяужтвагсего витания выявлении истоков формообразования его орнаментального декора и зажлгчаацегося в нем семантшсо-семиоти-ческого содержания. Между тем, комплексное исследование этого аспекта ставит искусство народного ковра в совериенно ином свете; для этого необходимо поставить его анализ на другую методологическую основу. Не меньшее значение в атом плане имеет вновь выявленный, достаточно объемный и до сих пор неиспользованный в научных исследованиях предметный, анкетный и архивный материал.

Словом, необходимость проявления принципиально нового подхода к анализу молдавского народного ковра и его художеотвенно-морфологической структур* - очевидна. Потому напрашивается его комплексное исследование, как явления народного искусства в котором утилитарное, эстетическое и нравственно-мировоззренческое выступает ь неразрывно-исторически развивающемся единстве.

В разработке основных положений диссертации использован научны! опыт известных советских (К.Амброз, В.Городцов, Б.Рыбаков, М.Некрасова, К.Макаров, Т.Сеиенова) и зарубежных (П.Петреску, А.Петриндкенару, Ганс-Редин) исследователей, рассматривающих в целой народное искусство как своеобразный сембиоз духовного и материального, эстетического и мировоззренческого начал.

В разработке вопросов генезиса и содерзания орнаментальной с ист е.»,« ковра привлечен большой пласт археологического (В.Марзеввч, И.Нзкулщэ, Е.Черных, И.Хынку, Я.Еленек, В.Дуыитреску, Я.Розея-Прхеворска), асторино-искусствоведческого (К.Горбунова, А.Музаческу, Ф.Шаио, М.Кунце), фольклорного (С.Морару; сборники) и других материалов советских и зарубегшх исследователей. Результаты анализа подтверздвотся критическим сопоставлением с данными античной о<й;еЗ и ягыческоЗ ьг^фологнп (А.Афанасьев, Дя.Фрэзер, Т.Кернбах, Р.БуллЕаеску н др.), с анкетными и архивными показаниями.

В анализе проблем связанных с художественно-стилистическими аспектами ковра полезным оказался опыт известных русских, советских и зарубежных теоретиков декоративного и изобразительного искусства; в области формообразования и цветоведения: м.Матюшин, Р.Арнхейн," А.Рабшш, М.Некрасова, Н.Кубасова, ТХемеонова , В.Шугаев, О.Хадыка н др.

Состояние современного ковроткачества и преемственности тра-деций в декоративнса искусстве Молдавии от части отражены в работах К.Роднина, Ц.Ливиица, Е.Постолаки, Э.Рыбаковой, Т.Стриженовой, И.Крюковой и др.исследователей.

Объект ксследовагом - молдавский народный ковер ХШ - нач.XX веков; произведения современных молдавских народных и профессиональных мастеров в области гобелена, ковроткачества, других ввдов изобразительного искусства.

Пгодмот исследования - истоки и эволюция связей форш и содержания художественно-морфологической основы молдавского народного ковра; возможности использования его традиций в современном декоративно-прикладном и изобразительном искусстве Молдавии.

Паль исследования - выявление истоков и эволюции искусства молдавского народного ковра, основ его художественно-морфологич&-окоЗ ¿труктури, художественных традиций, путей и способов их современного использования.

Задачи исследования - разработать предметно-обоснованную и системно-упорядоченную типологическую характеристику народного ковра; выявить и.многоаспектно исследовать основы его орнаментально-иконографической системы, тематической направленности и образной структуры; анализ способов композиционного, худохествеино-сти-листЕческого, колористического и художественно-образного решения ковра и связанных с нши закономерностей. Определить основные пути и перспективы развития его традиций на современном этапе.

Гоаниш иослеповаум - иконографический материал относится к началу ХУ и середине ХУЛ века. Наиболее рьяние из сохранившихся образцов козра можно отнести к концу ХУП - началу ХУШ века; целостность традиционных форм молдавского ковра прекратила свое существование в пе^ше два десятилетия XX века, что определяет вторую границу исследования; работа охватывает также предметный материал современного молдавского декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

В основе диссертации лежит палевой и анхетный материал соб- . рений автором в 1984-1988 голах в пределах республики, в молдавских оелах Черновицкой облаоти в бывала Измайловского и Аккерма»-окого уездов. Нсоледсаанн хоямхцкж республиканских: художественного в краеведческого музеев, музея Этнографии народов СССР

(г.Ленинград); ряда районных и региональных музеев истории и этнографии МСС? и УССР, отдельные произведения музеев Рушнки.

Аспекты технологии тканья рассматриваются нами лишь по мере необходимости в контексте искусствоведческого нсслздовглня.

Методическая основа таботы опирается на труды классик® марксизма-ленинизма; на комплексное з многостороннее исследование явлений з их неразрывном единстве я разнообразии, в'сложной взаимосвязи к далекткчесхом развитии. Предмет исследования рассматрнза-ется на стыке смежных, родственных наук.

На здяагу выносятся: типологическая характеристика моедазсхо-го традиционного ковра, сеиантшсо-секиотическаЗ я морфологически анализ его орнаментально-иконографической систеии; композиционно-стилистические, колористические принципы и морфологическая структура художественно-образного решения траднционного ковра; коЕгплекс проблем, связанных с совершенствованием современного использования его традиций в народном и промышленном ковроткачестве, в творчестве профессиональных художников.

Научная новизна состоит в той, что в работе впераые проведен 1со?я1лексюй анализ художеств енко-морфолог2чесдо2 структур! орнаментального декора народного ковра на ранее непршгеняекой к предмету исследования методической основе. Впервые в науке о молдавском ковре выявлены потоки, содержание и еволщия развитая его орнаментально-иконографической основы; обоснована и демонстрирована ее образная структура.

Работа значительно расширяет представления о типологической характеристике молдавского ковра и средствах художественно-пластз-ческой выразительности его орнаментального декора; вооружает методикой датировки произведений к сэра. В зссдедсваяга впервые вдащнй выявляются аспекты взаимосвязей традиций старого ковра в сов ремез-

- 6 -

ном декоративном и изобразительно« искусстве.

Перспективы развития исследования - основные положения работы и ее частные.вывода имеют прямой выход на комплексное исследование формы и содержания всех видов молдавского традиционного изобразительного фольклора и преяде всего декоративного убранства интерьера и экстерьера народного жилица; косвенно и впрямую соприкасается с ковровым и народным искусством других народов.

Практическое значение исследовздтщ: материал диссертации может применяться в преподаваний основ декоратипно-прикладного и изобразительного искусства на соответствующих факультетах вузов к отделениях учшгвд и школ республики; может быть использован при подготовке публикаций по истории и теории декоративно-прикладного национального искусства. Результаты исследования могут применяться в области промышленного коврового производства республики» могут оказать существенную практическую помощь народным и профессиональным мастерам в области декоративного искусства, равно как и музейным работникам в исследовании и атрибутировании ковров.

Достоверность работы обеспечивается многоаспектностью и методикой анализа предмета исследования, привлечением в научный оборот большого количества до сих пор неиспользованного предметного и научного материала на стыке смеявнх наук; использованием данных анкетного опроса и архивных документов.

Арробаикя исследования заключена в публикациях автора по вопросам исследуемой тематики в республиканских и центральных изданиях начиная с 1977 года, в ряде депонированных в НИИ Информкуль-тура статьях, а также в рефератах и сообщениях на научных конференциях профессорско-преподавательского и студенческого состава КГЭД им.И.Крянгэ и МВХПУ (б.Строгановское). С материалами диссертации автор неоднократно выступал перед творческими секциями СХ

МССР, на зональных, республиканских и всесоюзных с международным участием семинарах-практикумах народных мастеров и исследователей народного искусства.

Внедрение результатов исследования осуществлено в ходе много-ле*ней педагогической деятельности в ХГФ КГПИ им.И.Крянгэ и в качестве консультанта отделения ДЛИ Кишиневского Государственного института искусств. Результаты исследования отражены в частности в разделе ДЛИ, составленной автором програмда курса истории изобразительного искусства MGCP (1987 г.).

Стотктуш и объем диссертации. Работа состоит из 3-х томов. Первый содержит основной текст, состоящего из введения, трех глав, выводов и заключения; он содержит также рад примечаний и таблиц. Второй том - иллюстрированный материал; третий состоит из приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении приводится краткий обзор литературы по вопросам исследуемой теш; обосновывается актуальность, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования и его методика.

Глава пегвая - Типологическая характеристика молдавского народного ковра и морфологическая структура его орнаментально-иконо-rpafcfoecKofl системы - состоит из двух частей. В первой, разрабатывается определение типа ковра по назначению и месту в быту, по характеру формата и техники тканья. Далее устанавливается, что в народной среде бытует около 20 терминов относящихся к типологической характеристике ковра. Типологическими же чертшди располагают не более 12 разновидностей ковров. HeKOTOjue из них подразделяются еще на два или три подтипа.

Исходя из общности функционального назначения и места в быту выделены следующие большие группы ковров: I - постилочные; 2 - на^

стенные; 3 - подвесные и 4-группа изделий из ковровых тканей.

К постилочным коврам относятся: "лэйчер", "лэдар", "чергэ". В эту же группу включены такие ковхы как: "шэтранка", "покровэц" и "мортуар", которые изготовлялись по случаю отправления различных ритуалов. При этом они явно выполняют постилочную функцию.

- Лэйчер - известен в двух подтипах; применяется для застила узких и длинных скамеек, широких лавок и кроватей. Этим объясняются две разновидности его форматного решения: узкие и длинные, длинные и широкие. В декорировании предпочитаются широкие поперечные разноцветные полосы с определенными геометрическими или растительными мотивами. Стабильность орнаментального репертуара иконографически известен с нач. ХУ века.

- Лэдар - применяется для застила сундуков; среднего формата (100-200 х 180-200 см). Гладкая, иногда рельефнс-выступающая, выбранная техника тканья. Произвольный репертуар орнаментирования.

- Чергэ - предназначена преимущественно для застила широких лавок и кроватей (100-120 х 200-220). Выполняются в технике выбранного ворсового тканья. Преобладают геометрические я геометризованно-растительные мотивы.

- Шэтранка - встречается в двух подтипах: дорожная и свадебная. Для дорожных характерны "¿"-овидше мотивы; для свадебных -ромбические. Выполняется обычно в технике выбрано-выступающего, рельефного тканья. Дородная уже (110x60), свадебная шире (120x100).

- Покровэц - попона-для свадебных дружков. Выполняется обычно в гладкотканной или ворсовой технике тканья, предпочитается формат близкий к квадрату (100x120 см);.произвольная орнамента-цня, иногда встречаются символические мотивы. Иконографически прослеживается с ХУ века.

- Моотуар - применяется в похоронных ритуалах. Гладкоткан-

ныв, форматом 100-120 х 200 см. Орнаментальная система "мортуара" иногда содержит особые символические элементы; иконографически прослеживается *с ХУ века.

Возможны варианты совмещаемости: "черга" и "мортуар" - на место настенного "пэретария" или кроватного "лэйчера"; "шэтранка" и "покроввц" на место "лэдара".

Группа настенных ковров - ("пэретар", "скоарцэ", "разбой" и "полог") - предназначены для покрытия участков стены над лавками, кроватьями и скамейками.

- Пэретар - встречается в двух форматных вариантах: узкие (40-60x250 и более) и.пгарокие (100-120x200 см). Характерно наличие кайш или узкого бордюра. На определенном этапе из "пэретария" возникает один из сашх распространенных вариантов "скоарцэ".

- Скоашэ - гладкоткагоше, крупноформатные (110-150x300 и более) . Cat« • сложный по морфологии ковер: многолоскутовый, эволюционирует из скамеечного "лэйчера" и настенного "пэретария" путем сшивания двух или трех лоскутов. Эволюция скоарцэ наблюдается на протяжении около 300 лет. По способу сшивания лоскутов или бордюров выделяются не менее 5-ти подтипов "скоарцэ".

- Рэзбой - гладкотканный, выбранный, крупноформатный (150-200 х 300-400 см); без бордюра, с бордюрами или широкой каймой. С конца XIX века - сашй распространений и фактически единственный из крупноформатных цельных ковров. С этого же времени его иконография потерпела сильные изменения с преобладанием центрических композиций.

- Полог - выполняется в выбранно-выступающей, рельефной технике. Характерны цветочные и геометрические мотивы.

Группа подвесных ковров - ("унгерар" и "дрэницар"). Поздние по происхождению, утепляющая функция отпадает поскольку юс назначение - декоративное; составляют элемент завершения интерьерного

ансамбля.

- Унгерар - гладкотканные, среднего формата (80-100x200-250 см). Вертикальная ось композиции; располагается по углам комнат, подвешиваясь к потолку.

- Дтеншар - гладкотканные, выбраные, иногда с рельефно-вы-ступающим рисунком; узкого вытянутого формата (50-60x250-300 см), подвешивается над лавками, кроватьями, печами к потолочной балке поперек комнаты.

Гтшта изделий из ковровых тканей. К этой группе относятся главным образом мешковообразные хозяйственные суш из ковровой орнаментированной ткани: "десага", "трайсга", иногда "торба".

По ходу изложения материала в работе комплексно и подробно рассматривается характерные черты каждого типа ковров в отдельности; эволюция композиционной структуры и орнаментального декора начиная с конца ХУЛ до начала XX века; аспекты их взаимосвязи и в заимного влияния.

Выводы: Типологические черты молдавского ковра складывались под влиянием следующих факторов: назначение в биту; связь с характером происходящих изменений в структуре интерьера крестьянского жилища и в зависимости от применяемых орудий производства ковра. В общих чертах, композиционные приемы расчленения плоскости ковра были направлены на завершенность ансамблевого единства декоративного убранства интерьера; каймовые композиции возникли и развиваг-лись под влиянием каймового ковра "скоарцэ".

Исследованием данного аспекта подтверждается древность, самобытность и богатство традиций молдавского народного ковроткачества.

Вторая часть главы первой посвящена разбору морфологической структуры и семантическому анализу орнаментально-иконографической системы народного ковра в ее историческом развитии.

Учитывая значительный опыт советских и зарубежных ученых в области семантического разбора орнаментально-знакошх систем и удов-, летворительннй объем накопленного анкетного материала по сбору народных названий орнаментальных мотивов, мы несколько отошли от традиционно сложившейся системы классификации мотивов исключительно по внешним признакам: "зубчатые", "лэнточные", "крюкошдкые" и т.д.

3 пело.'.', г. их классификации ин придерживаемся принципу первично;.?;. ьшаявх, ¡/отологических признаков, но осуществляем его с учетом стелет родства семантико-семиотического содержания,"озмено-вывая" за одно почти все (около 85$) орнаментальные мотивы своими, народные названия?® типа: "врежул","¡пзнзтзу","но?рул" и т.д. Это, на наш взгляд, значительно расэярягт возможности "координатной" системы общения и "опредмечивает" оам предает разговора. Как показали проведенные исследования, определенное количество народных названий орнамента не противоречит их семантическому содержанию; пороЗ даже отражает его. I'сходя из этих принципов выделено шесть основных групп встречающихся на плоскости молдавского народного ковра орнаментальных изображений:

1 - Группа секиотико-геоцзтряческЕх орнаментов.

2 - Растительных (гео^етризированяых и реалистических) мотивов.

3 —Геоыетризировакные и реалистические антропоморфные изображения.

4 - Зооморфные, анаыорфяые мотивы и группа предметов обихода.

5 - Модульные, формообразующие элементы орнамента.

6 - Неорнаментальные формы.изображений.

Кратко резюмируя результаты анализа морфологический структуры и семантико-семиотического содержания иконографической системы ковра следует подчеркнуть следующее: каждая из выделенных груш, согласно морфологической структуре и семантическому родству, в свою очередь, распадается ла ряд подгрупп. Так, группа сешотико-геоме-трических орнаментов распадается на: I - ряд солярных знаков (идео-

грамм)и мотивов;2 - на символы времени и пространства и 3 - на семиотические символы оплодотворящей влага и изображения обрядовых хлеб®.

К первой группе относятся идеограммы солнца в виде равноконечного крестика - "скаунул"; в виде латинского "3" - "вырколакул" или "зэлуца" (вурдалаг; кольчуга), в виде буквы "Ж" — колесо Юпитера. Все эти идеограммы восходят к неолиту, были широко распространены в античности и средние века; выполняли функцию апотропов. К этой же группе относятся варианты "ромба с крестиком" (креслица)и т.н. "огненного колеса", (знаки плодородия); оимвол "вселенной", чаще воёго названный "роагэ" (колесо) или "флоаре" (цветок).

К символам времени и пространства относятся мотивы сваотиче-ской испирально-меаддровой группы: т.н."мельнипн* и "розы ветров", звезды а ыеандри. Функция и этих символов сводится к апотропии обитаемой среда, благожелательности дому и роду.

К симвс ш "оплодотворящей влаги" относятся практически все форга злгзаговнх мотивов: "шувой" (поток), "оанэтгу" (бычая моча); наклонные мотнш: "костэшт" (косогор), "ноурий" (обяачки), "прагу-рнле" (пороги) и др, К символам обрядовых хлебов относятся "дента-кулообразные" п "кресгооЗразяые" т.н. "хлебцы", "рогульки", "прани-ки" (турта дулче).

К группе растительных геомет^йзированкых и реалкотичеоких мотивов относятся прежде всего бесконечные варианты изображений "древа кизни" в конфигурациях: "карового","космического","злакового" п других вариантов; символические изображения злака и злаковых культур: "рэдэчина вьецЕй" (животворный корень), "сфекла", "врежул" (вязь), "бобокул" (почка),"спгвул"(колос) - суть которых - символ животворных сил прерода; нзебражвнкя сшволических растений — "бусуйокул" (базилик), "трандафируд" (роза) и др. растения фяоры края.

Выявлено разнообразие антропоморфных изображений; предпринята

попытка обоснования и определения семантической значимости их вариантов. Совершенно новым является обоснование варианта женской фигуре "волчка" и крылатой цужской фигуры.

Проведенный анализ показал, что в иконографии традиционного молдавского ковра значительное место занижали шазшшческие изображена животных, лгт и насекошх. Некоторые из них связаны с культами солнца и представлениями человека о мироздания ("конь","солярные утки"); другие с культом "духа хлебов и полей" ("собака", "волк", "курица", "петух"); третья груша, это птвды-вастниш ("зукузиа", "голубь") и духи умерших; четвертые - симзолы природного бедствия ("саранча") и т.д.

В работе особое внимание уделяется т.н.янаорн«игенталыг1м фермам" изобразеиий. Это так называемые "страта" и валшеи, модульные -формообразующие и "чужеродные элементы".

Систематизация и исследование морфологической структуры "страг-::еЯ" и надписей показало, что стк элементы тонографин молдавского ковра были весы-'л чувствительными к веяниям мода, вследствие чего их корфодогэтеская структура йлстро изменялась; демонстрзровзпо.что этот фактор почти безупречно можно использовать в прсцеесэ датировки козроз»

Модульные, формообразующие элементы типа: "ккшзтурэ", "току-иор","богь" - исходят из технологических особенностей процесса тканья. При их многократном повторе с определенным смещением "влево" - "вправо", они составляет не только петаоэлементы орнаментов, но и ряд завериенных, простейших по форме, ко семантических по содержании орнаментов типа "ноурий", "костгалт" и др.

"Чужеродные элементы" - это произвольные по форме и в то же время совершенно лишенные содержания изобрааения. Этим они обычно по-долгу задерживают на себе внимание зретеля. По аналогии с подоб-

ного же рода явлениями из области устного народного творчества установлено, что они фактически выполняют функцию временного "острене-шш" зрителя от восприятия произведения, воздействуя на него, как своего рода "катарсис".

Вывода:

1. Орнаментально-иконографическая система молдавского народного ковра как система символов сложилась на протяжении многих тысячелетий, о чем свидетельствует явное совпадете морфологии значительного количества ее орнаментов с орнаментальными знаками декора керамики ЕаслЕта, энеолита и античности Центральной Еврош и от части Средней Азии. Эта жа обыщость знаковых систем наблюдается на памятниках региона республика и прилегающих территорий эпохи античного и раннего средневековья (в памятниках фракийцев и гето-даков,- кельтов и еле.¡ян). Исключение составляет лишь небольшая - группа из трех-чё-тырех мотивов Ссфекла", "рэдэчина вьеций", "пэянженул",/паух/), которые известны лишь в пределах рассматриваемой территории.

2. Следовательно, в основе орнаментально иконографической системы молдавского народного ковра заложена надэтническая, общечеловеческая духовно-мировоззренческая инфраструктура, которая отражена главным образом в языческой мифологии; в колядках и аграрно-зеглле-дельческих обрядах молдаван и других народов.

3. В генетико-мировоззренческом отношении, все котка* молдавского ковра разделяются на три основные группы:

а) космогонические по содержанию с апотропической функцией,

б) космохтонические по содержанию со стимулирующей силой воздействия на урожайность пслей, приплод семьи и продолжительности родового клана,

в) хтонические по происхождению, со стимулирующей силой воздействия на урожайность отдельных культур (пшеницы, кукурузы, псщ-

- 15 -

солнуха, гороховых, бахчевых и т.д.).

4. Определенное количество символов носит ярко выразительный полисемантический характер. При этом, в сочетании с другими символами они не изменяют содержание тематического ряда ковра, а качественно расширяют его.

5. Вследствии проведенного семантико-морфологического анализа выяснилось, что в каждой, в отдельности взятой композиции молдавского ковра наблюдается выразительная устойчивость сочетания близких по содержанию символов (табл. Ш). Вариантов "аллогичшх" сочетаний (в контексте содержания) в композиции ковра, вплоть до начала XX века - не встречается. Следовательно, в иконографической система молдавского козра выразительно просматривается наличие признаков "образной среды". Ее йолее полное раскрытие стало возможным только вследствии комплексного анализа средств художественной выразительности орнаментального декора.

Вторая глава диссертации посвящена анализу основных приемов композиционного решения традиционного молдавского- ковра; стилистических аспектов рисунка и колорита в их историческом развитии, а также основных средств художественно-образной выразительности.

Важнейшим элементом композиции ковра является пропорциональное соотношение ее элементов: ширина бордюра и пропорциониравание мотивов к полю изделия. Они во многом обуславливают характер композиции; степень ее "плотности" или "разреженности",что немаловажно в восприятии произведения.

Наиболее древний и распространенный способ расположения мотивов на плоскости молдавского ковра - фризовой. Это однозначно определяет аспект традиционности его композиционного решения, о чем свидетельствует богатство и разнообразие вариантов интерпретации. В целом можно выделить пять основных групп подобного рода решений:

' фризовая - с поперечный или продольным расположением полос и мотивов,

- "метопная" или "медальонная",

- с горизонтально-вертикальным метрическим шагом (раппорт-но-сетчатая),

- с наклонной ориентацией расположения орнамента,

- с непрерывным (обтеяаешм) ритмом построения.

Тщательному анализу подвергаются особенности каждого из указан/

за вариантов; степень их распространяемости и структурные изменения во времени.

В работе рассматриваются аспекты обрамления ковра. Около 505? молдавских ковров не располагают никаким обрамлением вообще. Обраг-я&етоя внимание на пропорционирование ширины каймы к ширине центрального поля. Встречаются кайш пропорционирование которых осуществляется по принципу "золотого сечения"; с динамическим пропор-ционированием на принципах возрастающих или убывающих геометрических прогрессий. На этой основе доказываете?, что обрамление молдавских ковров направлено не столько.на ограничение и зашкание декора центрального поля, сколько на организацию динамических акцентов ансамбля внутреннего декора жилища вообще.

'Третий фактор пластической выразительности орнаментального декора заключается в разнообразив пропорционирования мотивов к общей площади ковра. В этом отношения характерно распространение композите основанных на мелких, средних и крупных по размерности мотивов. Встречаются так же композиции из однородных, контрастных и трехком-понентных по величине орнаментов. При этом наблюдается отличительная закономерность: композиции почти всегда создавались на принципе многократного, но вместе с тем, выразительно ограниченного повтора, переноса мотивов. Это и обуславливает характерную "разряженность"

композиции ковра. Относительно крупные, четкие по контуру и умеренно отдаленные мотивы обеспечивали мимолетное восприятие морфологической структуры орнамента, его семантического, а следовательно, и образного содержания.

Отдельные пункты главы посвящены анализу таких немаловажных аспектов декора как наличие элементов симметрии и асимметрии, обуславливавших гармоническое сочетание статического и динамического начал композиции.

На предметном материале доказано, что молдавские мастерицы не редко проявляли в своих произведениях удивительное чувство пластики. Это нашло отражения в богатом разнообразии способа интерпретации рисунка орнаментальных мотивов. С завидной легкостью оперируют они при этом язъяществом и выразительной гибкостью линии, констрастдам соотношением цветовых, формообразующих пятен, свободным владением модульными элементами, а в нередких случаях, впечатлительным сочетанием особенностей рисунка и фактуры материала тканья.

Характер стилизации орнаментального рисунка рассматривался молдавскими мастерицами как эффектное средство образного построения. В работе демонстрируется, что наибольшее распространение способа "холодной" геометрической стилизации растительных мотивов в молдавском ковроткачестве обусловлено стремлением масториц наделить реально существующие предметы символической значимостью. К середине XIX века, одним из излюбленных способов компоновки и фигуральной интерпретации мотивов становится "инверсия". Этот способ заимствован на основе построения зигзагового мотива "швнтэрэу" и заключает в себе идею стимулирующей силы плодородия и животворных сил природы.

Анализ рассматриваемого аспекта показал, что хотя стиль интерпретации мотивов носил весьма устойчивый характер, во времени он изменялся. Исследование ряда произведений начала XX века, выпол-

нешшх по образцам ковров середины ХУШ и XIX веков выявило, что "стиль" исполнения, незаметной юыитации фактически не поддается. Этим объясняется некая огрубленность форм традиционного орнамента и легкий налет гротескных его очертаний на коврах первых двух десятилетий XX века. К этому времени наблюдается наступление кича, буквально сметапцего традиционные Форш декора.

Значительный нучный интерес представляют основные закономерности колористического решения молдавского ковра. Разработка этого вопроса была начата со сбора сохранившихся старых народных названий цветов, с сопоставления натурного и архивного материала, вследствии чего возникла "реконструкция" экологической среды сложения традиций колорита молдавского ковра. Результаты анализа показали, что в процессе раскраски пряжи мастерицы пользовались в подборе цветовых оттенков "природными образцами", а более верно - "природной колорим-метрией". Об этом свидетельствуют не только сохранившиеся народные названия цветов типа: "нахутиу" (нагутовый), "курекиу" (капустовый), "нукэриу" (ореховый) и т.д., но и преобладание в колорите ковра гармонии, основанной на теплых цветах. К раскраске пряжи мастерицы приступали обычно в середину осени.

Вторая закономерность колорита молдавского ковра выражается в т.н."промежуточном" состоянии использованных цветовых оттенков пряжи. Объясняется это тем, что к отварам красящих веществ мастерицы обычно прибавляли и растения с антисептицвдными свойствами. "Промежуточное" состояние цвета - важнейший фактор гармонического сочетания разных даже по характеру цветов.

Исследование архивных и иконографических материалов, анализ натурных образцов, помогли восстановить эволюцию колорита молдавского ковра. Вплоть до конца ХУШ века в ковре преобладали землянистые цвета; до указанного времени пурпур обычно заменял красный цвет; полное

отсутствие оранжевого и крайне ограниченная доля использования синего цвета. По архивным документам установлено, что лишь в тридцатые годы прошлого века в Молдавии бала создана сырьевая база для кзвло-' чения синего цвета (китайского индиго); что массовое распространение искусственных красителей в Бессарабию тлело место не в 70-е -80-е годы ПХ в.(эта дата принята в науке), а лишь после 1913 года. Документы свидетельствуют о том, что даже после этой даты крестьяне края нередко отказывались от их использования. Эти факты ютзвт большее значение в процессе атрибутирования ковров.

В работе расскрхваются основные закономерности и способы колористического решения молдавского традиционного ксазра; варианты фонового решения; роль тонознх валеров в образком ранении ряда" тематических рядов: "М^ров-;о рока" (Мировой судьбу), "Мирового, косгете-ского древа" и др.,основывающиеся на эффекты "стереоскопического пространства" и изображениях, созданных по прящшу "предпочитаемого контура" ели "синкопированных" рисунков я др.

Демонстрируется основная закономерность организации колорита молдавского ковра, основшзакцаяся на принципе неповторимости порядка раскраски мотивов а их составных частей. Вследствни.примене.тия этого приема формируется изобразительная гарлояпя ковра основав аа-пйяся на закономерности единстза противополоеностей: ограничений повтор мотивов и бесконечное разнообразие пх раонраекз; сочетание "статического" и "динамического" начал; прегягезяоеть во времзкя и безграничность в пространстве. Все эгк качества вполне ут'ладизазт-ся в языческой концепции шфоздания. Организация двзора в триполь-схо-кукутенской кераьпки - то:«у свидетельство.

Далее'в работе прослезив гот ся езолщиошыо сгапх раелгтгя колорита молдавского ковра (табл. 17), распрэазтся прочил ого качественных изменений в чем нешлозагнуэ роль сыграли фока (з особен

нссти черный) и возможности более широкого применения красителей тех шеи иных цветов - верный признак атрибутирования ковров.

В заключительном пункте главы разрабатываются сложные вопросы ягыка и структуры образной выразительности молдавского ковра; выявляется морфология образа и особенности его уровневой характеристж-г »

кв. Установлено, что:

1. Основу образной оиотеш* ковра составляет ансамбль простых шш слогннх по морфологии символов определенного сеыантико-сеииоти-чесхого содержания.

2. Ансамблевое сочетание родственных по содержанию, ио разшх по корфологнческой структуре символов обуславливают тематическую направленность образа.

3. Способ трактовка первоэлемента образа (сиизола) как в композиционном, так г в стшшстнческом отношении обуславливает качественный уровень ебшза. т.е.степень его выразительности. На предметном магериалз демонстрируется четыре основных уровня ("ординарно-спгзолический'*, "сшв олЕко-метафорический", "усиленный сюгволико-ме-тефораческий" и "гшшерболнческий") образной выразительности декора козра. К ниы добавляются коэры с "сюжетной ситуацией" и с натуралистическими Езобрааоншши. Уровень последних (натуралистических) вполне определим как "ординарно-изобразительный".

'Анализом ряда конкретных произведений установлено наличие "образной среды" в кошюзиции практически любого традиционного ковра. Тем предметно подтверждаются основные гшшотезы, положения и выводы первой и второй главы диссертации.

Ваводы: - Если в основе иконографической снстеш молдавского ковра лежит надэтническая, общечеловеческая идеолого-мировоззрен-ческая инфраструктура, то художественно-стилистическая интерпретация этой снстеш носит выразительный локальный характер;

- свя^ь стилистических и колористических особенностей с условиями исторического развития крестьянского хозяйства в крае; - колорит, основанный на принципах народной "природной колоришетрии" края; - декор, как неразрывная часть ансамблевого единства интерьера и общность образжх структур с другими областями местного этно-фсльклора.

занных с современным использование:! традиций старого козра в тех областях искусства, в которых они более непосредственно проявилась; современное народное ковроткачество, творчество ряда худояниказ-профессиокалоз, работавших в современной ковровой прскгшлонности, выставочного ковра и гобелена. В работе'рассматривается ряд своеобразных явлений в отдельных областях изобразительного искусства, связь которых с традициями народного ковра - очевидна.

Процесс разрнва мегяу современным и традЕЦвошш народным ковроткачество« в среде народах мастеров, начался еще в конце ХН века. С этого момента молдавский козер п принципа стал своеобразиям проявлением кича. Правда, в созременном ковре встречаются и отдать-ные элементы традиционной орнаментики, но их наличие объясняется не мировоззренческими, а сугубо вкусовыми сообразенияма. Так да следует оценить и сохранившуюся традицию бордюрного обрамления некоторых современных народных ковров. В работе разрабатываются отдельные рекомендации по работе с народны ta кастервЕга.

- Художники-профессионалы обеспечивает зскизаиа промышленное производство козров в республике; пропагандируют искусство молдавского ковра участвуя авторскими произведениями на республиканских, союзных и международных выставках. В работе выявляется несколько этапов освоения традиций народного ковроткачества: дореволюционный, советский до 60-х годов и современный. Разносторонне исследуется

- рассматривает комплекс проблем,спя-

проблемное?ь прошшенного и твортеск*-индивидуалъного ковроткачества на основе работ: СЛоколоаа, И.Постолаки, В.Поляковой, Т.Канаш, Л.Бойко, Л.Антошко, М.Громова, Ы.Матвеевой, А.Кончи и ряда других. На конкретных примерах, с учетом социально-экономического фактора выделяются успехи и неудачи, выявляется проблемность преемственности традиций в ковровой прошиленности республики, равно как и в ннДЕваиувльиом творчестве ведугях мастеров. В работе разрабатывается система рекомендаций по их сохранению и развитию.

- Преемственность традиций народного ковра наиболее интересно и перспективно проявляется в области современного молдавского гобе-лсш. Важность исследования этого аспекта очевидна и выражается такие тем, что по »тому вопросу, в литературе можно встретить и не вполне комплектные высказывания, в результате чего складавается неверное представление не только о школе молдавского гобелена, но и о молдавской традиционном ковре; дается неверная установка на перспективное развитие народных традиций в искусстве профессионалов.

В ¡»боте выявлено разнообразие подходов мастеров современного гобелена к твортескому переосшсленив традиций старого народного ковра. Предметно обоснованы и прослежены этапы их освоения и развития. *

К первоначальному этапу относится т.н."переносной" способ ио-пользеваякя народных мотивов выражающегося в том, что мастера заимствовали и по-своему перерабатывали отдельные орнаменты народного ковра как составная часть композиции гобелена (ранние работы Е.Ро-тару, С.Врынчану). Ко второму этапу относится творческое использование, отдельных принципов композиции ели колорита народного ковра (М.Рэчилэ, С.Врынчану,К.Гоговкнова).Проявление этого же способа, но уже по "интуитивно-игровому" принципу отмечается в работах этих же мастеров, а также в произведениях Е.Бонти и Э.Романеску.

Оообое внимание привлекают произведения Е.Ротару(середины 70-х годов), в которых преемственность элементов декора народного ковра опирается на принцип "рационально-игрового" ("ооознаяо-игрового") способа. Это даже не импровизация, а качественное перерастание одного явления, в другом.

Указанные способы и варианты применения традиций демонстрируются конкретными примерами.

Весьма плодотворное творческое переосмысление искусства старого молдавского ковра проявилось в живописи я графике Молдавии. Различные аспекты этого вопроса рассматриваются на основе анализа некоторых произведений М.Греку, Е.Еонта, А.Зевиной, Э.Роыанесху и А.Сырбу в живописи;Б.Несведова,К.Еиеру,К.Богдеско,К.Цуркана- в книжной графике. В скатом, обобщенном виде выявляется синкретический характер творчества некоторых из названных мастеров; определяются способы и стенень проявления традиционных принципов ковра в произведениях других; подводится итог главы,даются некоторые установки.

Заключение: 1!з проведенного исследования вытекают следующие выводы:

1. Молдавский народный ковер представляет собой одно из самих ярких, интересных, и наиболее характерных явлений народного изобразительного фольклора Молдавии.

2. Типологические черты народного ковра свидетельствуют о том, что это искусство зародилось я на протяжении многих отолетий развивалось в собственней, конкретной исторической ореде:

- соответствие назначению, конкретной ореды и характеру интерьера молдавского крестьянского жилипа;

- соответствие целостному художественно-ансамблевому и образному единств декоративного убранства молдавского дома.

3. Знаковая система орнаментального декора молдавского ковра

сохранилась в памяти населения края на протяжении многих тысячелетий, независимо от происходящих изменений в характере ее этнического состава.

- в энеолите и в эпоху античности указанная система знаков синхронно существовала на огромных географических территориях: от Памира а Средней Азии до Центральной и Западной Европы. Следовательно,

в изначальной основе орнаментально-знаковой система молдавского ковра лезшт надзтническая миров о з зре нч ее кая инфраструктура имеющая аналог з древней и языческой мифологии;

- суть содержания этой систеш - отражение древнейших представлений человека о мироздании и его места в нем;

- попытка человека приспособиться к суровым условиям существования посредством магической символики располагающая "апотропиче-ской" и "стимулирующей* силой воздействия на него и его обитаемую среду;

- иконографическая система народного ковра, в ее традиционной форме, исчезла на рубеже ПХ-ХХ веков вследствии окончательного кризиса ее вдеолого-мировоззренческой инфраструктуры.

4. Самобытность молдавского народного ковра проявилась ярте всего в способе художественно-стилистической интерпретации его орнаментального декора сохранившего некоторые древние Форш:

- абсолютное преобладание фризовых композиций; ограниченный повтор мотивов; прожяженность во времени и бесконечность в пространстве.

5. Образная структура традиционного народного ковра основывается на сочетании родственных по содержанию символов и располагает рядом уравневых характеристик:

- урсеневая характеристика образности молдавского ковра определяется способом интерпретации и ансамблевым единством символов;

шягзшма эдзкэотамз образной выразительности являются также характер орнаментального рисунка, колорит произведения а фактура тканья.

6. Современное молдавское народное ковроткачество находится в состоянии кризиса ж более чем заметно оторвано от своих традиционных форм.

7. Подавляющее большинство современных профессиональных мастеров, занимающиеся козроткачествоя, недостаточно глубоко осваивают тшдециз старого народного -;с®ра. Об этом свидетельствуют художест-везные качества пах прееттленных, так и выставочных ковров, композиты которых строится, как правило, на строгой симметрии и статичности орнаментальных форм.

8. Наиболее ярко и интересно традиции старого народного ковра переломились в области современного молдавского гобелена, в живописи и (в отдельных случаях) в книжной графике.

9. Для сохранения и дальнейшего развития традиций молдавского народного ковра, которые по своем художественно-стилистическим качествам удивительно созвучна формам современной пластики и архитектуры, необходимо предпринимать ряд коакретшх организацнонно-мето-дгческих и практических мероприятий в йасятабах республики. Отдельные рекомендация отражены в тексте дасоэргации.

Огйшквш шшаш т ст дгшршст-

1. Писатели в изобразительных образах (молд.); Нистру * I, Киа., 1977. - с.141-144.

2. О гобеленах И.Рэчалэ (ыодд.); Литература ши арта Я 49, Кии., 1982.

3. О цветовых отношениях в живописи Е.Бонтя (молд.); Литература ии арта, » 48, Киа., 1983.

4. Народные мотивы в гобеленах С.Врынчану (молд.); Литература ши арта * 20, Кит., 1984.

- 26 -

5. Савремеишй молдавский гобелен (достижения и проблей*)} (молд.), Литература шя арта Jfc 49, Кш., 1984.

6. Вступительная статья к каталогу персонадьноый выставки Е.Еонтя. Тимпул, Кш., 1985.

7. Что такое "Шэнэтэу".(Мсцд.), Оризонтул № II, Кип., 1986.

8. О "стражах" в молдавском народном ковре и их применении в процессе его атрибутирования. Деп. в НИИ Информкультура Л 7,М.,1986.

9. "Чужеродный элемент" в молдавском народной ковре (молд.), Ннстру * 6, Кш., 1987.

10. Программа курса: "История изобразительного искусства МССР" для художественно-графических факультетов. KIY, Киш., 1987.

11. Многоцветье молдавского ковра. Горизонт # 7,Киш., 1988.

12. По вкусу не любой цвет. Наука и жизнь # 4, М., 1988.

13. Рецензия на альбом "Молдавский народный ковер". Авторы: В.Зеленчук и Е.Постолаки. Тимпул, Кш., 1990.

14. К вопросу о типологической характеристике, иконографической снстеш и художественно-стилистических особенностей молдавского народного ковра. Сообщения в доклады на научных конференциях профессорско-преподавательского состава КГПИ им.И.Крянгэ за: 1985, 86, 87, 88 н 1989 гг.

15. "Традиции в иновации в художественном облике изделий Молдавии". Выступление на Всесогаяой с международным участием научно-практической конференции "Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций". Программа, М., 1990.

В печати:

1. Молдавский народный ковер (истоки и судьба традиции,маетера). Для сборшжа: Народные мастера. Традиции,школы, м. ,1992 (ориентров.).

2. Серия статей по молдавскому ковру,гобелену,орнаментике. Энциклопедия по изобразительному искусству (молд.яз.). Изд."Молдавская энциклопедия", Кш., ориентировочно на 1993-94 гг.