автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Художественно-выразительные особенности медиаарта Южной Кореи

  • Год: 2015
  • Автор научной работы: Чо Хен Кен
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Автореферат по искусствоведению на тему 'Художественно-выразительные особенности медиаарта Южной Кореи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественно-выразительные особенности медиаарта Южной Кореи"

На правах рукописи УДК 7.08

Чо Хен Кен

Художественно-выразительные особенности меднаарта Южной Кореи

Специальность

17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

11 MAP Z015

Санкт-Петербург 2015

005560061

005560061

Работа выполнена на кафедре художественного образования и декоративного искусства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

Научный руководитель:

Некрасова-Каратеева Ольга Леонидовна - доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой художественного образования и декоративного искусства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

Официальные оппоненты:

Букина Татьяна Вадимовна - доктор искусствоведения, доцент кафедры концертмейстерского мастерства и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Академия русского балета им. А.Я. Вагановой».

Исаева Ольга Анатольевна - кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры искусствоведения ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»

Ведущая организация:

АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. A.C. Пушкина»

Защита состоится: 22 апреля 2015 года в 17 часов на заседании диссертационного совета Д212.199.11 по защите докторских и кандидатских диссертаций Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: 191186 г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 6, ауд. 49.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: 191186 г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 5 и на сайте университета: http://disser.herzen.spb.ru/Previevv/Karta/karta_000000189.html

Реферат разослан «19» февраля 2015 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Сечин Александр Георгиевич

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертационное исследование посвящено изучению художественно-выразительных особенностей медиаарта в Южной Корее. Медиаарт1- это искусство, рожденное с помощью сложных посредников — средств и инструментов связи и информационных технологий. Изначально для обозначения художественных событий при открытии и освоении новых средств информационных коммуникации применялся термин Медиа-Арт, возникший как указание на взаимосвязь техники и искусства. В последствии, с развитием и самоутверждением такой арт-практики, эти слова получили слитную форму написания (медиаарт, мультимедиаарт, видеоарт). Теперь они обозначают конкретно определившиеся, самостоятельные явления художественной культуры. По мере дальнейшего развития мобильных средств связи и универсализации медиатехнологий расширяется арсенал творческих возможностей для художников в реализации их художественных замыслов, появляются новые формы художественного творчества, которые еще сохраняют свою НЕслитность, такие как саунд-арт, мэйл-арт, веб-арт, нет-арт и др. Освоение новых, постоянно совершенствующихся медиатехнологий, не только позволяет творческим людям создавать уникальные художественные произведения, но и быстро транслировать их, обмениваться новыми идеями, открытиями, новшествами в науке и искусстве.

Актуальность исследования определяется все возрастающим интересом к феномену медиаарта, достигшему в своем развитии убедительной зрелости, получившему международное общественное признание, но недостаточно осмысленному в научном плане.

Проблема развития мирового медиаарта как явления нового в человеческой культуре чаще рассматривается с позиций социологии и культурологии, но недостаточно изучена в искусствоведческом аспекте, поскольку традиционное искусствоведение, базирующееся на основе изучения классического искусства, долго не принимало во внимание, даже отрицало правомерность таких альтернативных форм художественного творчества, которые возникли в медиа-культуре.

За прошедшие десятилетия с середины XX до начала XXI в. информационно-коммуникационные технологии стали мощным инструментом, катализатором перемен, влияющим на многие аспекты нашей жизни - экономические, культурные, образовательные, и особенно - искусство. Выставки, фестивали, презентации в музеях, в кино, на телевидении сделали медиаарт популярным во всем мире, особенно в Южной Корее, ставшей не только лидером в производстве мультимедийного оборудования, но и в развитии медиаискусства. Как особый вид искусства медиаарт обладает своим творческим инструментарием, своей методологией и принципами творчества, которые не застывают на месте, но постоянно видоизменяются, однако сила художественного воздействия на зрителей со временем не ослабевает. Изучение основ современного медиаарта, его направлений, видов, жанров, форм и художественно-выразительных особенностей — актуальная задача искусствоведения.

Межкультурный диалог и проявление толерантности, высокое уважение к культурному разнообразию являются, может быть, самыми главными условиями

1 Медиаарт (англ. Media Art < media - средство, носитель + art - искусство) - вид современного искусства.

построения культуры информационного общества в условиях нарастающей глобализации.

Степень научной разработанности темы. В работе над диссертацией был изучен большой объем литературы, автор опирается на научные труды мировых ученых, исследовавших проблемы общих закономерностей в искусстве XX - начала XXI в., проблемы истории и теории культуры, массовой коммуникации и медиаискусства, культуры и искусства Республики Корея. Необходимо отметить следующие материалы, изданные на русском языке:

по теории массовой коммуника1{ии и массовой культуры - канадского философа М. Маклюэна, немецкого философа Н. Лумана, нидерландского культуролога П. Хейзинга, немецкого социолога Г. Маркузе, французского социолога и культуролога Ж. Бодрийяра, русских исследователей - H.H. Богомоловой, JI.B. Петрова, Г.П. Бакулева, Ю.Б. Борева; по проблемам медиа-культуры - словенского культуролога С. Жижека, Н.Б. Кирилловой; медиа-искусства - немецкого ученого В. Беньямина, американской исследовательницы перформанса Р. Голдберг, Б. Гройса, Н.М. Зоркой, В.И. Михалковича, И.И. Югай; по проблемам психологии восприятия искусства — американского эстетика и психолога Р. Арнхейма; по проблемам семиотики искусства - советского культуролога и семиотика Ю.М. Лотмана.

Эти ученые разработали базовые позиции по названным проблемам, и их теории оказались очень важными для понимания объекта и предмета данного исследования.

Ближе всех к сути данной диссертации оказалось исследование методов и политики в области сохранения произведений медиа-искусства, проведенное сотрудниками Центра культуры и искусства «MediaArtLab» в Москве К.Ю. Бохоровым и О.В. Шишко (2005). Оно легло в основу разработки раздела 2.1, посвященного проблемам классификации видов и жанров медиаарта.

В кандидатских диссертациях: М.С. Атчиковой «Средства массовой коммуникации в системе современной информационной культуры» (24.00.01 - теория и история культуры, 2002); О.И. Шустровой «Проектирование мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна» (17.00.06 — Техническая эстетика и дизайн, 2009); Ю.М. Литовчина «Эволюция выразительных средств телевизионной рекламы» (17.00.03 -кино-, теле- и другие экранные искусства, 2012) содержатся исследования разных аспектов медиаарта. Однако специальных работ по исследованию художественно-выразительных особенностей медиаарта нет.

Автором диссертации были изучены публикации иностранных исследователей на английском, немецком и французском языках и большой объем работ корейских коллег. Почти все они содержат материалы по теории коммуникаций, по описанию технико-технологических основ медиаарта, по определению его социальной роли, но специфических работ по использованию художественно-выразительных особенностей этого нового вида искусства обнаружено не было.

Объект исследования - мультимедийное художественное пространство Южной

Кореи.

Предмет исследования - специфические художественно-выразительные особенности разных видов медиаарта Южной Кореи.

Целью исследования является изучение искусства медиа в Южной Корее и определение художественно-выразительных особенностей разных видов медиаарта.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- освоить фактологический и научно-исследовательский материал по теме диссертации;

- определить факторы появления медиаарта в Южной Корее в середине XX в.;

- определить исторические, политические и культурные условия для столь быстрого развития медиаарта в Южной Корее;

- проанализировать творчество ведущих художников медиаарта Южной Кореи;

- выявить основные направления и виды южнокорейского медиаарта;

- исследовать технико-технологические и художественно-образные особенности произведений медиаарта в Южной Корее и провести нх классификацию;

- исследовать музейно-выставочное пространство (музеи, выставки, фестивали);

- исследовать роль, значение и характер медиаарта в современных арт-практиках в Южной Корее.

Методология исследования имеет междисциплинарный характер, базируется на фундаментальных исследованиях в культурологии, искусствознании, философии, социологии, психологии искусства и других смежных гуманитарных наук; строится на рассмотрении объектов медиаарта в контексте исторического развития в культуре Южной Кореи второй половины XX - первом пятнадцатилетии XXI в.

Основными для данного исследования являются методы:

- источниковедческого изучения теоретических и фактических основ южнокорейского медиаарта;

- исторического анализа развития медиаарта в Южной Корее;

- технико-технологического анализа произведений медиаарта;

- художественно-стшистического и композиционного аначиза выразительных средств и произведений медиаарта;

- классификации разновидностей медиаарта;

- авторских наблюдений и интервьюирования специалистов медиаарта в Южной

Корее.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

- в российском искусствоведении осуществлено исследование медиаарта Южной-Кореи;

- представлены основные вехи развития южнокорейского медиаарта;

- введены в научный оборот новые для российского искусствоведения материалы о медиаарте в Южной Корее;

- исследованы технико-технологические способы создания произведений медиаарта и уточнена их классификация;

- исследовано творчество большой плеяды современных художников медиаарта Южной Кореи;

- определены художественно-выразительные особенности медиаарта в Южной

Корее;

- описана деятельность музеев, галерей, центров и выставок современного медиаарта в Южной Корее.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

1. Развитие изобразительного искусства в Южной Корее в течение многих веков происходило по традиционному пути для восточных стран, но в результате военно-политических событий и большого влияния западных стран, оно претерпело значительные изменения, и во второй половине XX в. к началу XXI в. в южнокорейском искусстве установился плюрализм разных художественных направлений: реализм, импрессионизм, поп-арт, стрит-арт, граффити, видеоарт.

2. Приток информации из-за рубежа, влияние современных новаций европейских и американских течений в искусстве, овладение новыми творческими информационными технологиями — все это привело к появлению в Южной Корее нового культурно-художественного феномена — медиаарта с собственными художественно-выразительными возможностями, с мощным потенциалом быстрого и целостного воздействия на сознание и эмоции людей.

3. Основным условием быстрого развития медиаарта в Южной Корее оказалась поддержка правительства и Государственная Программа, предназначенная для выхода из экономического и социально-культурного кризиса. Она способствовала достижению мирового лидерства Южной Кореи в производстве аудио-видео техники и быстрому развитию разных видов медиаарта.

4. Развиваясь как новое направление в искусстве, медиаарт постоянно экспериментирует и рождает многочисленные жанровые разновидности, которые, в свою очередь, технически совершенствуясь, открывают новые демонстрационные возможности и художественные формы.

5. При всем многообразии видов, жанров и форм южнокорейский медиаарт обладает собственными характерными чертами образной выразительности в изображении: в композиции, в формообразовании, в цвете, свете, звуках, ритмах, а главное - в национальной наполненности содержания произведений.

6. Медиаарт в Южной Корее сегодня не только имеет большую популярность у населения, но и является важным разделом художественной жизни страны.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материалы об истории, технологической специфике и художественно-выразительных средствах южнокорейского медиаарта являются новыми для российского искусствоведения и имеют основополагающее значение для дальнейших научных исследований в этой области.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем материалы исторического, культурологического, искусствоведческого характера могут быть использованы в практике преподавания в высших школах России и Южной Кореи: являться материалом лекций и практических курсов для студентов по художественной культуре, истории и теории искусства Кореи; для специальных курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов; для сотрудников музеев, кураторов выставок современного искусства. Результаты данного исследования могут быть полезны современным дизайнерам и художникам в сфере декоративно-прикладного и медийного искусства.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Идеи, факты, теоретический, справочный и иллюстративный материал диссертации могут быть составной частью учебных курсов по истории и теории пластических видов искусств и синтетического вида - медиаарта, лекций по истории художественной культуры Южной

Кореи в художественных и художественно-педагогических вузах, как в России, так и в Южной Корее.

Использование материалов исследования может осуществляться при создании видео- и мультимедийных учебно-методических пособий; при подготовке лекций, составлении альбомов и каталогов выставок современного искусства; при подготовке и написании курсовых и дипломных работ студентами искусствоведческих и художественно-творческих направлений.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обширным кругом изученных источников, использованием современных научных подходов, методологической целостностью работы и применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования. Достоверность результатов исследования подтверждается также их представлением на научных конференциях и публикациях в печати.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования апробированы в выступлениях на конференциях и отражены в публикациях в научных изданиях: 3 статьи в рецензируемых изданиях из списка ВАК РФ (на русском языке); а также в 2-х авторских монографиях и в 7 статьях, изданных в Республике Корея (на корейском и английском языках). Всего объем публикаций составляет: 7,2 п.л.

Диссертация неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. А.И. Герцена в процессе написания и на предзащите.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав основного текста, включающих в себя 8 разделов, заключения, списка литературных источников и приложений (тезауруса и иллюстрации).

Объем текста составляет 199 страниц, список литературных источников содержит 132 наименования, из которых на русском языке 55 наименований, на иностранных языках - 30, на корейском языке - 39, интернет-источников — 8. В тексте даны постраничные сноски и концевые ссылки на использованные источники. Приложение 1 - Понятийный словарь (тезаурус), включающий 26 терминов. Приложение 2 - Альбом иллюстраций, содержащий 66 изображений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность исследования, анализируется степень ее разработанности, определяются объект, предмет, цель, задачи, методология исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертационного исследования «Возникновение н развитие меднаарта в художественной культуре Южной Кореи» рассматриваются исторические предпосылки возникновения и быстрого развития меднаарта в стране.

В разделе 1.1. «Исторические вехи развития корейского изобразительного искусства в XX - начале XXI в.» исследуются основные направления в изобразительном искусстве Южной Кореи от традиционных форм предшествовавших веков до периода возникновения меднаарта. Проанализированы пути развития живописи от традиций пейзажной живописи XVIII в., сформировавшейся под влиянием китайского и японского искусства, через трансформацию ее содержания и методов уже под влиянием мировых

тенденций в искусстве 1960-1980-х гг., и получившей собственное многоплановое развитие на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

В работе отмечается, что, после разделения Кореи на Северную и Южную, развитие изобразительного искусства в них после 1950—1953 гг. пошло по разным направлениям. Северокорейское искусство было сориентировано на освоение принципов соцреализма, а южнокорейские художники стремились осовременить живопись, пытаясь одновременно совместить традиционные изобразительные приемы с духовным символизмом и с использованием перспективы и элементов абстракционизма, почерпнутых из западноевропейской живописи.

Через колебания и борьбу между этими, трудносовместимыми полюсами культуры изображения, между многотональной живописью черной тушью и живописью цветной тушью (чёмукуа) отыскивался ими свой специфический художественный язык. Молодые художники стали активно заниматься интерпретацией художественного наследия на современный лад, пытаясь модернизировать живопись «шаманского стиля», буддийскую и народную живопись «минхва», придавая ей большую динамику и цветовой символизм. В их творчестве корейское искусство обретало самостоятельность, и 1980-1990-е гг. стали началом официального употребления термина «корейская живопись» вместо общего -«восточная живопись».

Однако влияние современного мирового искусства (Азии, Европы, США) сказалось на расширении видовых и жанровых границ в южнокорейской живописи. Для современной Республики Корея характерно развитие как традиционного искусства (тоньянхва), так и живописи западного направления (соянхва) от «импрессионизма» до «абстрактного экспрессионизма» {«метод без метода») и «поп-арта». Получили активное развитие такие направления в изобразительном искусстве, как живопись в городской среде, на стенах и асфальте, как граффити, которые также являются носителями смысловой и художественной информации, обрели свою художественную выразительность и конкретную стилистику.

В этом разделе рассматриваются также процессы и направления развития искусства скульптуры от традиционных статуй Будды и памятников до современных скульптурных инсталляций из разных новых синтезированных материалов и с включением в них таких композиционных элементов, как вода, огонь, свет, звук, движение, запах.

Здесь же дается характеристика южнокорейской художественной критики, не всегда поспевающей за темпами и направлениями в развитии новых видов и форм искусства.

В разделе 1.2. «Исторические условия формирования и развития медиаарта в Южной Корее» исследуются предпосылки и условия появления медиаарта в художественной культуре страны. Отмечается, что зарубежное обучение корейской молодежи в разных странах мира, а также беспрепятственное проникновение информации через СМИ познакомило южнокорейцев с современным состоянием мирового искусства, с его новейшими направлениями и достижениями. Важную роль в появлении медиаарта в Корее сыграл поп-арт, проникший из-за рубежа и увлекший своей новизной, доступностью, философией и открывший новые горизонты в искусстве. Поп-артнсты строили свои произведения на основе игры смыслами массовых стереотипов, иных масштабов, экспрессивности цвета, иногда деформации, в новых материалах и техниках, в новой семиотической среде. Поп-арт расширил границы дозволенного и

возможного в изобразительном искусстве, открыл путь принципиально новым типам художественных практик.

С развитием телевидения, выпуском в продажу портативных видео камер, появлением интернета и цифровых технологий, произошел всплеск творческой активности в искусстве. В Корее, как и во всем мире, наряду с техническим развитием и под влиянием СМИ, начались перемены в определении выразительных средств новейшего искусства. Цифровое медиа бросало вызов традиционному искусству. Медиатехники привлекали художников беспрецедентными возможностями синтеза разных видов искусства, прорывом в виртуальное пространство, охватом огромной аудитории и скоростью распространения информации.

Важным фактором развития нового искусства в Южной Корее явился быстрый рост экономики и развитие промышленного производства электронной техники. С конца 1960-х гг. государственная поддержка «предприятий новых технологий» и инновационных проектов, провозглашение девиза «Дизайн — Корея» содействовали развитию дизайнерской культуры, что, в свою очередь, привело к развитию медиаарта.

С 1990-х гг. медиаарт в рамках государственной политики развития 1Т-технологий стал поддерживаться как перспективный ресурс экономического и культурного развития страны и нашел отражение в образовательных программах различных учебных заведений. Южнокорейские школьники и студенты не только осваивали компьютерные технологии, но и активно включались в конкурсы и фестивали медиаарта, демонстрировали оригинальные произведения и с технической, и с художественной точек зрения. Росло число профессиональных дизайнеров и художников медиаарта.

На развитие медиаарта в Южной Корее, начиная с 1960-х гг., большое влияние оказала деятельность корейско-американского художника Пайк Нам Чжуна. Он явился родоначальником поп-арта и лидирующим творцом медиаарта в Корее, активно способствовал развитию новаторской деятельности в среде корейских художников н распространению понимания социального значения основ медиаискусства. Посредством упорного просвещения массового зрителя через организацию выставок работ авангардных авторов и разностороннюю их поддержку в СМИ удалось вызвать устойчивый интерес к новаторскому искусству.

Особенность цифрового видеоискусства состоит в том, что оно доступно не только нескольким искушенным любителям искусства, а захватывает массового зрителя. С распространением интернета оно стало доступным и для международного зрителя. Являясь результатом слияния науки (техники) и искусства, медиаарт обладает скрытым потенциалом массовой коммуникации, который заключается в мгновенном и целостном воздействии и способности вызывать сильные эмоциональные впечатления. Он не только формировал новую визуальную культуру народных масс, но через открытую коммуникативную функцию активно завладевал умами людей. Эта социальная роль медиаарта была понята руководителями Южной Кореи, и его стали использовать как действенное средство в прогрессивном развитии государства.

Южная Корея стала лидером в производстве аудио-видеотехники. Промышленные корпорации «Самсунг», «Хёндай», «Полупроводники Хайникс» и другие достигли высокого уровня развития в области электроники и в создании медиаоборудования. Существует тесная связь между популяризацией персонального компьютера, разработкой и распространением графических программ и расцветом медиаарта. Медиатехнологии

стали широко использоваться при создании специальных эффектов в кино, театре, на телевидении, в массовых культурных мероприятиях, выступать в качестве действенного средства визуального общения в интернете.

Дизайн в оформлении самого медиаинструмента, художественный дизайн в изображении (цвет, звук, визуальная динамика, ритмы, виртуальное пространство, изо-форма и т.п.), дизайн медиарекламы стали важными производственными задачами, от решения которых зависел экономический успех в реализации продукции. Художественная ценность медиаарта становится фактором экономическим, а производство новых медиатехнологий подвигает создателей к новому художественному творчеству. На фоне подобных общественных перемен медиаарт достигает все более высокого уровня художественного развития и влияет на общую культуру современных граждан Южной Кореи, способствует созданию нового имиджа современной, культурной страны.

В разделе 1.3. «Основоположник корейского медиаарта Пайк Нам Чжун» подробно рассматривается творческий путь мастера от создания первых инсталляций поп-арта до ставших всемирно известных произведений медиаарта. Получивший консерваторское образование как музыкант-исполнитель, композитор, теоретик музыки, Пайк Нам Чжун (1932-2006) стал отважным экспериментатором в видеоарте, одним из лидеров мирового медиаарта, самой масштабной фигурой в корейской культуре конца XX — начала XXI в.

Одной из главных жизненных установок художника был протест против границ и ограничений, желание преодолевать не только пространственные рубежи, но и расширять пределы человеческого сознания. На пути к достижению этих целей Пайк Нам Чжун решал важные художественные и технические задачи, ставшие в итоге фундаментом нового жанра искусства неоавангарда и постмодернизма - видеоарта. Среди них: определение роли и места автора и зрителя в процессе создания и представления произведения; поиск новых коммуникативных стратегий, позволяющих моделировать интерактивные и интермедиальные пространства; переоценка эстетического и художественного потенциала медиа.

Его интересовали новейшие, экспериментальные течения в мировом искусстве середины XX в. и новые выразительные возможности в музыке. Нелинейная структура музыкальных произведений, нестандартное использование инструментов, отрицание канонов и манифестация «случайного» — все это легло в основу эстетической реальности Пайк Нам Чжуна и нашло отражение в его творчестве.

Пайк Нам Чжун, будучи в 1960-х гг. в Германии, примкнул к художественному движению «Флюксус» («Поток жизни»), к которому принадлежали молодые музыканты, артисты, художники. Все они стремились к событийному в искусстве, обычно включали в свои выступления импровизации, хеппенинги и перформансы, экспериментировали с электронной музыкой, стремились синтезировать в едином произведении (в творческом экспромте) театр, поэзию, живопись, музыку. Пайк стал создавать из разных предметов произведения поп-арта сложного образного содержания. Он стремился добиться динамики поп-арта, придав ему через использование возможностей медиа непрерывную изменяемость и объемную пространственность. Он пытался создавать произведения, «охватывающие все виды искусства», с целью формирования у зрителя новой модели восприятия, созвучной духу времени.

В 1962 г. Пайк впервые показал на выставке проект из серии «препарированные

телевизоры», подвергая тем самым художественному анализу механизмы, а также исследуя природу телевизионного изображения и его эстетический потенциал. Его завораживала магия этого медиаобъекта, имеющего свою материальную самость и внутреннюю жизнь, которая проявлялась в изображении на экране, постоянно несущем разную информацию. Он видел, как телевизор становится не только посредником, но самостоятельным объектом культуры, все более завладевая временем и пространством человеческого бытия. Пайк Нам Чжун из композитора и создателя произведений поп-арта стал основателем нового жанра в визуальном искусстве - медиаарт. Медиаарт открывал возможности для разнообразных творческих экспериментов с техническими средствами и становился новым направлением актуальной художественной практики.

После переезда в 1963 г. в США, где в это время появились первые видеокамеры, он увлекся экспериментами и испытанием видеооборудования, как мобильного посредника в творчестве художника. Такими экспериментами он уже выходил за рамки существовавшего до этого статичного изобразительного искусства, зависевшего от времени остановки изображения (фотография, картина, скульптура, художественный предмет). Принимая во внимание механизмы человеческого синхронного нерасчлененного восприятия, Пайк добивался динамики изображения, которым мог управлять уже сам зритель. Так вскрылись интерактивные возможности медиаарта, позволявшие включить зрителя в сотворчество.

Как профессиональный музыкант и практикующий создатель видео-арта Пайк Нам Чжун серьезно разрабатывал проблему «визуализации музыки». Важным моментом для становления его философии искусства стала встреча с выдающейся виолончелисткой Шарлоттой Мурман (1933-1991), которая придала ему смелости и вдохновила на самый радикальный перформанс и видео-работы. Он придумывал концепцию инсталляции с теленортирующими телевизорами разных размеров, а она исполняла авангардную музыку, отражаясь в его экранных декорациях. Вместе с Ш. Мурман он создал впечатляющее количество видео-работ по визуализации музыки. Такое решение отличалось от кино тем, что смена звуков, слов, движений, переключение визуального фона в режиме он-лайн создавали ощущение смешения времени и пространства, увлекая зрителей за видениями и звуками. Пайк верил, что действенной функцией медиаарта является способность стимулировать глубинные скрытые области человеческой натуры. Своими инсталляциями он побуждал зрителей размышлять, задавать себе вопросы, сомневаться и искать ответы.

После выставки в Центре Жоржа Помпиду в 1978 г. и последовавшей за ней крупномасштабной ретроспективной выставкой в 1982 г. в Музее американского искусства Уитни (Нью-Йорк) он был признан лидером в мировом видеоарте.

Продолжая серию мультимедийных видео-инсталляций, Пайк Нам Чжун в 1988 г. создал для Олимпийских игр в Сеуле медиа-башню «The more the better», представляющую собой конструкцию с использованием 1003 мониторов, транслирующих изображения. Это видеопроизведение символизирует праздник 3 октября - День основания государства (10.03 — и дает цифру 1003).

В 1993 г. во Франкфурте-на-Майне перед Музеем Коммуникаций установлена символическая скульптура Пайк Нам Чжуна «Сверх-глашатай» - бронзовая фигура коня со всадником, собранным из разноформатных телевизоров, единовременно транслирующих разную информацию, - оригинальный образ рыцаря нашего электронного времени.

Пайк Нам Чжун - первооткрыватель нового жанра в искусстве - меднаарта, своим экспериментальным творчеством способствовал развитию художественных идей в современном искусстве, раскрытию художественного потенциала медиаарта. Благодаря его многочленным проектам, инсталляциям, кино, перфомансам, лазерному шоу и прочим работам, у публики сформировалось новое восприятие визуальных образов в современном изобразительном искусстве. Он преподавал и оказывал помощь другим авторам, что способствовало реализации растущего потенциала медиаарта. Последователями мэтра стали многие корейские художники, ныне широко признанные в Европе и в США. При том, что он противопоставил традиционному аристократическому искусству демократический медиаарт, он в то же время способствовал переходу того из низкого искусства в высокое. Теперь работы современных медиахудожников стали обычным явлением и не вызывают шока, а оцениваются обществом по их художественным достоинствам.

Во второй главе «Художсственно-технологнческне разновидности меднаарта в Южной Корее» определяются виды медиаарта, их особенности, делается попытка жанровой классификации, рассматриваются примеры творчества ведущих художников медиаарта.

В разделе 2.1. «Проблемы видовой классификации произведений медиаарта»

исследуются разновидности современных видов, форм и жанров южнокорейского медиаарта. Отмечается, что роль искусства в жизни общества и отношение зрителей к искусству менялось в зависимости от смены художественных парадигм и аксиологических смыслов в истории человеческой культуры. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. средства массовой информации, главным образом, мультимедийные средства, компьютер, интернет, видео, стали активно использоваться в искусстве. Технологические возможности искусства значительно расширились и функционирование медиаарта обрело большее социальное и художественное значение.

Современные медиатехнологии все более решительно осваивают и создают разные новые области художественной практики, меняя традиционно устоявшиеся представления о произведении искусства, роли автора и зрителя. Они обладают большим потенциалом и все больше раскрывают возможности для поиска новых решений, выразительных и изобразительных средств. Они все больше используются современными художниками в традиционных видах искусств и меняют само представление о методах художественного творчества. Они изменяют условия (возможности) презентации (предъявления, представления, показа) произведений искусства и условия их бытования (демонстрации и хранения). Они создают, расширяют пространство современной художественной среды и меняют ее образ. Они влияют на специфику восприятия произведения зрителем, на изменение мышления автора и характер взаимоотношений между автором, произведением и зрителем.

Современный медиаарт - это своеобразный симбиоз креативности мысли художника и новейших технологий (хайтека). Медиахудожники используют практики традиционного изобразительного, концептуального и виртуального искусства. Медиаарт — это синтетическое искусство, которое расширяет поле изобразительной информации. Художники этого направления постоянно в поиске, их привлекают новые выразительные средства, возможности видеокамеры, мобильных устройств, звукового и музыкального оформления, развитие действия во времени и остановка времени в произведении,

интерактивное творчество, захват виртуального и реального воздушного пространства и др.

Активные отношения между зрителем и произведением ведут к тому, что художник обращается к «живому выступлению», а зритель «включается» в произведение искусства, становясь его частью. В медиаарте художественный объект (в классическом понимании) заменяется открытой сферой деятельности, в которой создаются новые отношения между автором, произведением и зрителем, и «говорить здесь следует не столько о продуктах, сколько о практиках» (П. Вейбель).

Медиа средства и виды художественной практики в медиасфере столь разнообразны, постоянно обновляются и совершенствуются, что классифицировать их довольно затруднительно. Единая классификация их представляет, прежде всего, методологическую проблему. В научных трудах по медиаарту корейских и российских исследователей для определения его разновидностей применяют термин - «жанры» медиаарта, наполняя его иным смыслом, чем жанры в изобразительном искусстве. Они означают видовые различия не по тематическому содержанию произведений, а по формирующим произведение технологиям в симбиозе с художественно-образной идеей.

В диссертации предлагается видовая классификация медиаарта по следующим признакам:

- по техническим средствам: фотоискусство, киноискусство, телеискусство, компьютерное искусство (компьютерная графика, компьютерная живопись), цифровое искусство, лазерное искусство и др.;

- по технологическим приемам (способам создания/работы)', цифровая графика и живопись, пиксельная графика, растровая графика, 3-D моделирование, рисование в программе Photoshop, видеоанимация;

- по форме представления: мейл-арт, видеоарт, интернет-арт (нет-арт), медиаарт

и др.;

- по видам и жанрам: медиаживопись, медиаскульптура, медиаарт объекты, саунд-арт, лазерное шоу, аудио-видеоклипы, медиаинсталляции, медиаперформансы, медиаарт в театральных постановках, медиаарт в кино, телевизионная и кино-анимация, и др.

В диссертации подробно рассматриваются все перечисленные разновидности медиаарта. Классифицировать весь спектр мультимедийной художественной практики по технико-технологическнм признакам затруднительно еще н потому, что во многих произведениях применяется сразу несколько медиа-средств, постоянно появляются новые, а прежние усовершенствуются или исчезают. Тем не менее, можно определить ведущие области: видеоарт, а в нем жанры: внджеинг, видеоклипы, видеофильмы; медиаарт, а в нем жанры: медиаживопись. медиаскульптура, медиаипсталляция, медиаперформанс; сетевые искусства, а в них жанры: интернет-арт или нет-арт, также веб-арт; электронные искусства, а в них жанры: лазерное, видео, электронно-акустическое саунд-арт, телевидение, и другие.

Типологизация жанров и форм медиаискусства на нынешнем этапе его развития не может быть окончательной. Это легко синтезирующийся (гибридный) вид художественного творчества в техническом и методологическом отношениях, интенсивно развивающийся вместе с эволюцией технологий и современной эстетикой.

В разделе 2.2. «Особенности творчества гажиокорейских художников медиаарта» приводятся примеры творчества ведущих мастеров, работающих в разных жанрах медиаарта, ищущих новые формы и способы творчества, оригинально решающих художественные, технологические, социальные и философские проблемы.

Особенностью творчества медиахудожника Ли И Нама является его стремление к анимации разных графических, живописных и скульптурных образов классического искусства, создание новых художественных историй в видеоарте. Благодаря передовым компьютерным программам, сложным видеотехнологиям и уникальному авторскому методу, разработанному Ли И Намом, шедевры западного и восточного изобразительного искусства предстают в совершенно новом свете. Интерпретированные произведения заставляют современного зрителя по-новому прочитать их содержание и по-новому их прочувствовать. Изображения известнейших картин начинают синхронно видоизменяться, раздвигая границы и развивая их содержание. Искусствовед и медиахудожник Ли И Нам, создавая свои видеоролики и транслируя их по телевидению, сделал доступным современное представление искусства в самом повседневном и комфортном пространстве - в доме. Ценность оригинальной идеи художника, позволившей персонажам, изображенным на полотнах шедевров мирового искусства, «оживать» и свободно двигаться на экране телевизора. Таким образом мировое культурное наследие «вошло» в дома миллионов зрителей и вызвало их живое переживание и эстетическое удовольствие, переведя ординарное восприятие произведения в сферу творческого воображения.

Южнокорейский автор Сим Чоль Ун - один из наиболее известных медиахудожников, работающий в жанре художественной фотографии, находится в непрерывном поиске разнообразных художественных приемов в новых областях медиаарта. Его волнуют философские проблемы столкновения и пересечения категорий времени и пространства. В своих видео произведениях путем наложений, сдвигов и синхронных трансформаций изображений, различием ракурсов он добивается изменения пространственных характеристик. Например, вид на остров Ёнчжон с аэропортом и гаванью в медиаинсталляции автора показан одновременно с линии горизонта и сверху, с различными географическими планами и зонами. Инсталляция демонстрирует фантазию, где все это пространство в состоянии спрессованного времени пересекается самолетами, судами, туристами. Остров Ёнчжон в данном многоплановом произведении преображается в остров человеческих переживаний: расставаний и встреч, печали и радости. Это послание художника рассчитано на возбуждение зрительской фантазии, требующее перехода сознания из обыденного материального в идеальное пространство. Работы художника производят сильное впечатление образами прошлого и настоящего, побуждая зрителя в обыденной жизни приблизиться к непредсказуемой эволюции будущего, быть готовым и открытым к приятию нового.

Произведения медиахудожницы Ли Чжон Ыи, созданные в жанре медиаживописи, являются результатом ее философских размышлений об искусстве, о силе цветового воздействия на зрителей. Основной особенностью творчества Ли Чжон Ын является ее готовность экспериментировать. Постепенно постигая законы живописи и цветоведения, используя технологии медиаарта, она пришла к созданию уникальных произведений. В своей живописи Ли Чжон Ын обращается к цвету не ради воспроизведения визуального подобия, а в качестве чистого выразительного художественного средства, не имеющего структуры, но отделяющего от смежных сфер и ограничивающего пространство. Она

утверждает, что форма цвета является «областью соприкосновения разума н космоса» и тем самым - информативна. Ее творчество поддерживается также теорией экзистенциализма, оправдывающей чувственную иррациональность образов в искусстве. Заслуга Ли Чжон Ын в том, что ее творчество открыло для широкого зрителя факт безграничного пространства внутреннего мира художника, вступающего в диалог с внутренним миром зрителя.

Автор Кодн Чве - меднахудожник, работающий в жанре компьютерной пиксельной графики. Компьютерные технологии стремятся к уменьшению пикселей (светящихся электронных сигналов на экране монитора) для улучшения экранного изображения. Коди Чве экспериментирует с пикселями, добиваясь большого увеличения отдельных пикселей и окрашенности их. Такое намеренное, многократное и неравномерное увеличение пиксельного рисунка привело к нарушению границ формы в изображении. При первом взгляде видны лишь крупные и мелкие цветные квадратные пятна и картина кажется абстрактной. Но вскоре становится понятно, что эти элементы выстраиваются в узнаваемое изображение. Компьютерная техника все больше раскрывает для художника свои возможности, и при соответствующей обработке изображения, можно вывести разные его фазы и состояния на цифровую печать, получать вариации и целые серии. Таковы произведения Коди Чве на темы газетных и телевизионных сообщений о происходящих событиях.

Меднахудожник Ко Сан У привлекает внимание зрителей работами, объединяющими живопись, медиаобъекты и перформанс. Девизом его творчества является «Красота и сила!». Ко Сан У в своих произведениях постоянно подчеркивает идею о том, что свобода и познание себя — прекрасны и потому сильны, да и сильны, потому что прекрасны. В них жесты героев прекрасны, сильны и символичны, и позволяют полнее насладиться их красотой. В качестве мотивов и тем для своих работ он использует цветы и женское тело. Исследуя и воспевая их в своем творчестве, он инвертирует их в художественном методе, максимально усиливает красоту составляющих элементов и тем самым задает настроение живописного произведения. Ко Сан У использует резкие, чистые, контрастные цвета и напряженные текстуры, демонстрируя свою эстетическую позицию. Он постоянно обращается к образу «Богини Свободы», избрав моделью для этого балерину, которая может выражать позами и движениями нужные для образа ракурсы н ритмы. Эти его произведения и в медиа-живописи, и в перформансе вызывают сильное впечатление. Иногда может даже показаться, что они уступают по художественному вкусу, но вкус - это чувство меры, а Ко Сан У превышает все меры общепринятого и стремится придать усиление своим произведениям.

Меднахудожник Пак Бом Чжун создал жанр, являющийся переходным звеном между фотографией и видео. Философская концепция творчества Пак Бом Чжуна заключается в том, чтобы предоставить зрителю проблемное произведение, к содержанию которого тот сам должен определить свое отношение. Не важно, будь это юмор или пессимизм, либо смесь одного и другого, либо трансформация одного в другое, главная цель автора - заставить зрителя при помощи данного видеоприема почувствовать смятение, побудить к различным размышлениям и чувствам, добиться включения в творчество и достижения катарсиса, ощущения легкости и свободы у зрителя. Автор выбирает такие темы для своих видеопроизведений, которые побуждают зрителя к независимой критике изображенного явления. Например, видеоработа «Многоэтажка», в

которой он сублимировал свое скептическое отношение к социальной направленности китайской и корейской архитектуры. Благодаря этому, по мнению художника, зрители с большим интересом и пониманием знакомятся с его работами, ищут с ними встреч и получают удовольствие от просмотра.

Медиаскульптура - жанр медиаарта, когда с использованием специальных медиатехнологий в визуальном пространстве создается проект объемно-пространственной скульптуры, имитируется по виду и по фактуре материал (золотая, фарфоровая, металлическая и др.; гладкая, бугристая, шершавая и любая другая поверхность). Примером такой практики может служить творчество молодого, одаренного и уже широко известного в Южной Корее медиаскульптора Ку Ин Чима. Он с помощью цифрового проектирования создает на экране компьютера изображения скульптур, которых еще нет в натуре, но которые поражают своей объемной и материальной достоверностью, изысканной красотой форм. В своих цифровых иллюзорных скульптурах он пытается выразить через внешние формы внутреннее состояние человека. Душевные переживания, эмоциональная подавленность или возбуждение, а также любовь или отчаяние, юмор и прочее, хорошо проявлены в его сюрреалистических скульптурах.

Приведенные в этом разделе примеры не исчерпывают всего разнообразия произведений многочисленных южнокорейских художников медиаарта. Это лишь иллюстрации к разговору о многообразии видов и жанров, в которых они творят, создавая художественные концепции и изобретая новые формы искусства.

В третьей главе «Медиаарт как часть современных синтетических практик в Южной Корее» исследуются проблемы музеефикации произведений медиаарта, а также формы активного функционирования медиаарта в современных арт-практиках.

В разделе 3.1. «Медиаарт в художественном музейно-выставочпом пространстве Южной Корен» отмечается, что главной целью искусства всегда было установление взаимопонимания между индивидуальным зрителем и создателем в форме некой психологической связи через произведение искусства.

Медиаарт стремится к такой области искусства, которая отличается общностью и взаимопониманием с массовым зрителем. В наш информатизированный век музеям и галереям необходимы поиски новых форм и подходов, чтобы установить активное взаимодействие между произведением медиаарта, современными авторами и сегодняшними зрителями. Интернет сделал возможным глубокий взаимообмен между зрителем и автором в области медиаарт. Современный автор выходит из того измерения, где он предоставлял зрителю свое произведение, оставаясь сам в стороне, теперь он на основе высокотехнологичной системы может вовлекать зрителя в процесс создания и восприятия в режиме текущего времени (on-line). Таким образом, стало необходимо при организации деятельности современных корейских галерей учитывать интерактивные особенности произведений медиаарта и соответственно специфику его выставок.

Процессы создания произведения медиаарта и его презентации зрителям часто имеют пространственно-временное совмещение, и зритель становится их участником, включается в творческий процесс в качестве активного действующего лица, становясь частью произведения (например, - перформанса). Эти новые формы художественного творчества в результате порождают новые продукты нематериального (виртуального) характера, в противоположность традиционным, внутренне закрытым авторским произведениям искусства. Проблемы первичной демонстрации произведений медиаарта

на выставках относительно легко решаются при наличии необходимого оборудования. Но их музеефикация (собирание, консервация, храпение, каталогизация, описание, воспроизведение, дальнейшее экспонирование, реставрация и т.д.) представляет большие трудности и требует кардинального изменения музейной методологии и технологий. Угроза сохранности нематериальных произведений медиаарта таится, в первую очередь, в материалах носителей (их физическом и техническом старении), в моральном устаревании техники воспроизведения, выходу ее из употребления н заменой на новую, неадекватную прежней. Поэтому, очевидной представляется необходимость всесторонней фото-фильм-видео фиксации «живого» момента первичной презентации (выставки, перформанса, инсталляции, театрализации и т. п.) с комментариями и документацией, а также точного, без изменения качества оригинала, копирования на цифровых файлах и дисках.

Во многих музеях современного искусства в Южной Корее организованы и функционируют отделы по работе с произведениями медиаарта, созданы архивные медиатеки. Время потребовало создания новых коммуникативных структур для существования и развития медиаарта.

В диссертации описывается опыт деятельности современных южнокорейских галерей медиаарта таких, как: Центр медиаарта Наби, Государственная галерея современного искусства, частные галереи Жэум и Лиум в Сеуле, отмечается значение их художественной и просветительской функций.

Особое внимание в диссертации отводится обозрению выставок и фестивалей медиаарта в южнокорейских городах Сеуле, Кванчджу и Пусане. С 2000 г. в столице Южной Кореи проходит международная выставка-биеннале медиаискусства «Медиа сити, Сеул». Это двухмесячное грандиозное действо с участием художников из нескольких десятков стран под каким-нибудь актуальным девизом (например - «Две реальности», 2006 г.; «Превращение и расширение», 2008 г.; «Доверие», 2010 г.; «Жизнь и социальный прогресс», 2012 г.; «Призраки, шпионы и бабушки», 2014 г.).

Международные выставки-биеннале медиаискусства «Медиа сити, Сеул» обрели мировую известность и признание за их гуманитарную направленность, высочайший уровень профессиональной культуры, организации и технического оснащения. Актуальная информация о них охватывает десятки стран, достигает далеких уголков мира. В рамках этих биеннале проходят международные симпозиумы, посвященные проблемам развития и содержания медиаискусства, в которых принимают участие передовые теоретики -философы, культурологи, искусствоведы, социологи.

В разделе 3.2. «Медиаарт в современных арт-прастиках» рассматриваются разные формы массового представления в шоу-перформансах, в лазерных шоу, в медиаинсталляциях. Отдельно исследуется роль медиаарта в телевизионном контенте массовой трансляции произведений видеоарта.

В современном медиаарте и массовой культуре Южной Кореи встречается особый тип шоу-перформанса — выозик-шоу (У1Е1У21С) - синтез изображения (света, цвета) и музыки. Изображение на экране движется соответственно замедлению или ускорению музыки. Когда в вьюзик-шоу возникают и чередуются визуальные и музыкальные акценты, можно говорить о ритмическом построении всего произведения. В композиционном решении видеопроизведения большое значение имеет баланс, который достигается в процессе выбора гармоничного сочетания всех элементов — линий, форм, цветов, звуков, ритмов и т. д. Итак, можно сделать вывод, что, являясь новой формой

художественного выражения, вьюзик-шоу существует и развивается с учетом художественных закономерностей, то и оцениваться он может по законам искусства.

Вьюзик-шоу управляет эмоциональным возбуждением зрителя, активизируя или гася его силу. Наиболее адекватно вьюзик-шоу используется в молодежных клубах. Вьюзик-шоу как особый художественный акт и как законченное произведение часто демонстрируется в телепрограммах, на выставках и фестивалях; используется в качестве декораций к театральным спектаклям; как яркое увлекательное представление показывается в корпоративных праздниках, при оформлении спортивных соревнований для придания им особой праздничности.

В Южной Корее традиционным украшением праздников всегда были огненные фейерверки, а в XXI в. к ним добавились лазерные шоу. Лазерное шоу (РЮ-перфорчанс) - новая форма перформанса, творческое действо в темноте с использованием медиа-технологий, а именно - включением лазерного света и электронной музыки. Лазерное шоу - так называемый проекционный дизайн, творчество с лазерными лучами в воздушном пространстве, техника рисования световыми лучами. Законы физики излучений таковы, что в любом случае требуется экран. Роль такого экрана исполняют дым или туман; фонтаны, создающие водно-пылевые завесы или веерные экраны; сливной водяной экран из множества струек воды. Лазерные представления требуют особого, очень сложного оборудования. Все необходимое оборудование постоянно совершенствуется, увеличивается количество компаний по его выпуску, на рынке представлено много фирм производителей лазерных проекторов, и поэтому приобрести их и наладить работу не представляет трудностей. Все это способствует развитию творчества в данной сфере. Визуальный эффект полученный от лазерного шоу порой оказывается сильнее, чем от фейерверка или кино. Он зависит от качества и типа лазерного оборудования, от аппаратно-программного управляющего комплекса, а главное - от профессионализма художника-аниматора и обслуживающего технического персонала, задействованного в мероприятии. При проецировании лучей на небо или на водную гладь возникают зрительные иллюзии, бестелесные картины. Арсенал демонстрационных форм лазерного шоу - это лазерная анимация, лучевые лазерные эффекты, лазерная сценография.

Удивительной красоты лазерные шоу устраиваются в ночном небе Сеула в летний период, а в зимнее время на льду катка. Их режиссура и сценография требуют профессиональной художественной реализации, а оригинальные композиции буквально завораживают зрителей. В диссертации приводятся описания лазерных шоу в Сеуле, в курортном отеле Лотт (ЬоЦ) в южной части острова Чеджудо на юге Кореи и другие.

В перформансах существуют взаимоотношения времени и действия, которые позволяют понять структурные различия между кино и телевидением, и определить их в разряд четырехмерных. При всей многомерности перформансы и лазерные шоу, имеющие свои выразительные особенности, являются произведениями изобразительного (фигуративного или орнаментального) искусства. Они являются результатом творческого труда художников, реализацией их замысла, требуют владения технологией создания и мастерства исполнения. В них используется тот же арсенал выразительных средств: свет, цвет, линия, форма, фактура, ритм, контраст, звук, гармония. Лазерные шоу применяются сегодня во многих культурно-художественных мероприятиях и массовых акциях: фестивали, праздники, театрализованные представления, концерты, исторические видеоинсталляции и др.

В диссертации рассмотрен медпаарт в телевизионном контенте Южной Кореи.

Телевещание в Южной Корее началось 12 мая 1956 г., когда начала работу первая частная коммерческая станция (канал «Ш.К/, - ТУ»). Телевидение стало той сферой человеческой цивилизации, которая, будучи рожденной наукой и техникой, предоставила возможность развиваться новому виду художественного творчества - медиаарту. Этот вид экранного искусства, используя разнообразные аудио-видео средства, владеет мощной силой психического, социального, эстетического воздействия на человека. Жанры телевизионных передач сегодня охватывают все сферы жизни общества. Медиаарт в телепередачах второй половины XX в. проявляется наиболее эффектно, демонстрируя в качестве художественных средств внедренные в искусство научные разработки создания визуальных эффектов.

Независимо от размера фиксированный экран обладает рамочным форматом, а значит, изображение на нем воспринимается как своеобразная картина. В решении композиции кадра важны все те же приемы работы с такими элементами, как цвет, свет, фактура, форма, только добавляются визуальные ритмы движения, разные звуки, музыка, устная речь и шрифты. В телеискусстве актуализируется понятие хронотроп - единство времени и пространства, что делает зрительское восприятие объемным. Телережиссер, художник, редактор, аниматор, звукорежиссер, телеоператор вместе выступают коллективным автором телепередачи.

Особое значение в телевизионных трансляциях имеет реклама. Владение всеми этими выразительными средствами меднаарта требуется от создателей телерекламы, особенно — коммерческой рекламы. Фирмы, рекламирующие свою продукцию, максимально заинтересованы в эффективности телерекламы. Все больше выразительные средства меднаарта повышают художественный уровень телевизионных рекламных роликов, способствуя тем самым, конкурентному продвижению рекламируемых товаров. Таким образом, зрителям представляется не только товар, но и новая модель художественного вкуса, новый формат искусства.

История образов медиа и эстетика сочетания их с текстовыми сообщениями в телерекламе в процессе развития привели к неразрывной их связи. Введение текстового сообщения приобретает ещё большее значение, т.к. является художественным элементом рекламной композиции, что в свою очередь усиливает влияние искусства. Текстовый язык и его символы можно считать визуальным, образным языком, формой, имеющей определенное содержание. В видеоизображениях меднаарта внедрение текстовых сообщений и дизайн шрифтов играет важную роль в раскрытии внешнего и внутреннего содержания.

Говоря о технических особенностях меднаарта и, в частности, телевещания, необходимо отметить важность элементов, связанных с анимационной графикой. Анимационная графика в мультимедийном дизайне, самая важная составляющая, пришедшая из классического искусства.

Телереклама - объект, столь же легкий для соприкосновения с ним в обыденной жизни, сколь и привлекательный, поэтому, чтобы усилить эффект от предаваемого

2 Хронотроп (от др.греч ^роуос, «время» и го-то:, «место»)— «закономерная связь пространственно-временных координат». Русский иску сствовед М.М.Бахтин отмечал значение хронотопа как существенной взаимосвязи временных и пространственных отношении при восприятии произведений искусств (литературы).

сообщения, важна продуктивная связь графики со звуком и движением. Благодаря разнообразным и оригинальным способам анимация передает зрителю точную информацию и сообщает ему определенные эмоциональные ощущения.

Медиаарт - явление не статичное и не окончательно оформивщееся. Оно находится в движении, оно продолжает развиваться и меняться в зависимости от велений времени, его психологической, социальной, культурной характеристик. О характере и перспективах этого вида искусства в обществе происходят постоянные дискуссии, но медиаарт существует и непрестанно развивается.

В разделе 3.3. «Художественно-выразительные особенности южнокорейского меднаарта» представлено резюме к диссертации. Рассмотрев в ходе проведенного исследования историческое развитие медиаарта в Южной Корее, можно выделить его характерные особенности.

Мультимедийные технологии изменили природу художественного творчества, его принципиальные подходы, методы и выразительные возможности. В этих новых условиях для творчества ХУДОЖНИК уже не отражает, не изображает жизнь, а создает ее, как материально, так и нематериально (идеально) в другом измерении. Он создатель идеи и идеального образа, определяет бытие его в пространстве и во времени. Главное для него -замысел, идея, философская концепция, и в творчестве все направлено на ее выражение с оптимальной силой сферического воздействия на человека. Меняется ФОРМАТ - это уже не линейные изобразительные композиции в формате плоской картины с иллюзией перспективного изображения, а сферические, с проникновением в глубину реального и виртуального пространства. Здесь ПРОСТРАНСТВО не имеет границ и влечет в свои безграничные просторы. Здесь ВРЕМЯ не растягивается в линейном, хронологическом порядке от прошлого к настоящему, от «до» и «после», а сжимается воедино, в «он-лайн», в «сейчас». Здесь главный МЕТОД - свободное и смелое экспериментирование в творчестве. Доверие к эксперименту обеспечивает свободу в поиске решения творческой задачи, а сам процесс творчества становятся ценным художественным событием. ПРОИЗВЕДЕНИЕ медиаарта может не иметь ярко выраженных границ и может не являться прямым и точным ответом на исходную задачу и цель, а готовит новые творческие открытия, желания, мысли и образы. В произведениях медиаарта ИЗОБРАЖЕНИЕ перестает быть материальным (картиной, скульптурой, вещью), но не перестает быть образным и активно воспринимаемым не только по критериям визуального сходства (ИЗО), но и по чувственному подобию - приятию или неприятию, волнению или равнодушию и т.п. Меняются МАСШТАБЫ пространства внутреннего (душевного) и пространства внешнего (космического). В произведениях медиаарта (видеофильмах, медиаинсталляциях, лазерных шоу) ФОРМЫ и их МАССЫ - не материальные, не реальные, а идеальные, умозрительные. Огромную роль в композициях медиаарта играет СВЕТ, являясь самостоятельным и очень активным средством художественной выразительности (особенно в медиаперформансах и лазерных шоу). И не только свет, но и ЦВЕТ обогащает композиции мультимедийных произведений. Носителем цвета в лазерных программах является свет, он же изменяет предметную окраску материальных объектов в выставочных перформансах. Медиатехнологии расширили палитру цвета по сравнению с материальными (природными и искусственными) красителями. Здесь цвет яркий, пронзительный, космического спектра. В произведениях южнокорейского медиаарта легко синтезируются светоносные яркие цвета, столь традиционно любимые:

розовый н голубой, малиновый и изумрудный. Неотъемлемым средством создания и композиционным элементом произведений медиаарта является ЗВУК. Здесь звуки разного происхождения, с разными характеристиками звучания и ритмического строя. Электронная аппаратура издает и синтезирует особые звуки, которые вызывают широкий спектр эмоционально-образных ассоциаций. Диапазон света н звуков/музыки безграничен, а их соединение (наложение) создает новое явление психологического воздействия, пронизывающее человека насквозь. Здесь РИТМЫ не размеренные, а меняющиеся по скорости и силе звучания (убыстряющиеся или замедляющиеся), синкопированные или монотонно повторяющиеся, или растягивающие звуки до возникновения нетерпеливого желания их изменить или совсем прервать. Удачный симбиоз цвета, света, форм, звуков, ритмов в композициях медиаарта делает произведения художественными, с высокой степенью выразительности. И в этом южнокорейские художники добиваются больших успехов, демонстрируя свои произведения на престижных международных выставках и конкурсах.

Правда, не все в сегодняшнем медиаарте Южной Корен имеет высокое художественное качество настоящего искусства, и творчество южнокорейских художников еще не выкристаллизовало базовых принципов единого «корейского стиля». Прн этом в нем присутствуют значимые проявления особенностей корейской культуры. Художественно-выразительные возможности медиаарта и стремление к высотам нового искусства позволяют искусству Южной Кореи утвердить свои уникальные особенности в общем потоке развития мирового медиаарта.

В Заключении подводится общий итог исследования и формулируются следующие выводы:

1. Развитие изобразительного искусства в Южной Корее в течение многих веков происходило по традиционному пути для восточных стран, но в XX в. в результате военно-политических событий и большого влияния западных стран оно претерпело значительные изменения в средствах изображения н в характере художественного содержания.

2. Во второй половине XX в. в искусстве Южной Кореи установился плюрализм разных художественных направлений: реализм, импрессионизм, поп-арт, стрит-арт, граффити, видеоарт.

3. Приток информации из-за рубежа, влияние современных новаций европейских и американских течений в искусстве, овладение новыми творческими технологиями - все это привело к появлению медиаарта в Южной Корее.

4. Основным условием быстрого развития медиаарта в Южной Корее оказалась поддержка правительства и Программа государственной политики в сфере экономики, культуры и искусства. Государственная Программа, предназначенная для выхода из экономического и социально-культурного кризиса, способствовала достижению лидерства Южной Кореи в производстве аудио-видео техники.

5. Теле- и видеотехники привлекали художников к экспериментам в искусстве, покоряя беспрецедентными возможностями по охвату аудитории и скорости распространения информации. В результате слияния науки (техники) и искусства сложился феномен медиаарта с мощным скрытым потенциалом как средства массовой

коммуникации, обладающим мгновенным и целостным воздействием на сознание и эмоции людей.

6. Всвязи с возникшим подобным образом новым видом художественного творчества в изобразительном искусстве произошли значительные перемены в приемах художественного выражения.

7. Основоположником медиаарта в Южной Корее был Пайк Нам Чжун. Он всей своей творческой деятельностью способствовал признанию и развитию художественного потенциала меднаарта. Заслуга Пайк Нам Чжуна состоит в том, что он сделал одну из доступных медиатехнологий творческим инструментом для многих и своим экспериментальным художественным творчеством способствовал развитию художественных идей в современном искусстве. Он предоставил большому количеству зрителей возможность созерцать и понимать новый жанр искусства, принципиально отличающийся от традиционных видов. Пайк Нам Чжун привнес медиа, видео и телевидение в искусство, что способствовало объединению всемирной телевизионной сети. Он создал у зрителей новое восприятие визуальных образов в современном искусстве, с помощью инсталляций, видеоизображений, кино, перформанса и пр.

8. Развиваясь как новое направление в искусстве, медиаарт постоянно экспериментирует и рождает многочисленные жанровые разновидности, которые, в свою очередь, технически совершенствуясь, открывают новые демонстрационные возможности и художественные формы.

9. При всем многообразии видов, жанров и форм южнокорейский медиаарт обладает собственными характерными чертами образной выразительности в характере изображения, в композиции, в формообразовании, в цвете, свете, звуках, ритмах, а главное — в национальной наполненности содержания произведений.

10. Медиаарт в Южной Корее имеет большую популярность у населения, признание в международном художественном мире, постоянно демонстрируется на многочисленных выставках, фестивалях, сохраняется в коллекциях мировых музеев.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях Чо Хен Кен:

Список публикаций на русском языке:

1. Чо Хен Кен. Протест против границ: творчество медиа-художника Нам Джун Пайка. - Научное мнение.-2014,-№ 2.-С.177-181 (0,6 пл.).

2. Чо Хен Кен. Медиа-арт музей Наби и его роль в развитии южно-корейского искусства: история и современность. — Вестник Орловского государственного университета. - 2014. - № 3. - С. 289-291 (0,4 пл.).

3. Чо Хен Кен. Направления развития и изучения корейского изобразительного искусства XX - начала XXI века. - Университетский научный журнал. - 2014. - № 9. - С. 228-233 (0,8 пл.).

Список авторских публикаций на корейском и английском языках:

4. 2D7]]Л.гЦ iT] с] 40I . 2D графический дизайн игры (монография). - ilii1 ^Ь -Корея: Йанг Джин, 2001. - 250 с.

5. irS)- Культура, искусство, дизайн (монография). - -Корея: Джин Хын, 2002. - 311 с.

6. Russia animation trend, study on the lines of economy culture trade (доклад на конференции). - KSBDA INTERNATIONAL FALL CONFERENCE. - Korean society of Basic Design and Art Education. - Korea, 2009. - P. 155-159 (0,6 п.л.).

7. JHSS XIЭ AlglHge S8H g IQES Исследования в плане активизации продвижения услуг эфирного вещания на поддержку IT-программы (статья). - 1WIT. - Korea, 2009. - Vol. 9, No. 6. - P. 233-237 (0,9 п.л.)

IWIT (Институт Интернет-Вещания, Телевидения и Телекоммуникаций). - Корея, 2009. -Т. 9, №6.-С. 233-237.

8. IT technology solution and analysis for media art work (статья). - IWIT. - Korea, 2012. -Vol. 9, No. 6. - P. 233-235 (0,4 п.л.).

9. Overview of a hologram technology and basic analysis for visual application method (статья). - IWIT. - Korea, 2012. - Vol. 10, No. 1. - P. 250-253 (0,5 п.л.).

10. 01 C|01 0I§ Я1^а IT £<4. IT - программы и анализ решения для производства медиаарта (статья). - Oil0IQCH. - Korea, 2012.-Vol. 12, No. 2.-P. 190-198(1,3 п.л.).

IWIT (Институт Интернет-Вещания, Телевидения и Телекоммуникаций). - Корея, 2012. -Т. 12, №2.-С. 190-198.

11. A study of application tool program for interactive entertainment contents creative (доклад на конференции). - International Conference on Convergence Content. Saga university. - Saga, Japan, 2012. - Vol. 10, № 2. - P. 257-258 (0,4 п.л.).

12. ^LH Ell Oh 5!A|0||A)£| ^if ЭЭШ SAI 21^ TASK 213 / Study of developed TASK Qualification in Competency for thema exhibition at Korea (статья). - Oil il 01 CICH.-Korea,2013.-Vol. 12,No. 2.-P. 102-110(1,3 п.л.)

РГПУ им. А.И. Герцена Подписано в печать «19» февраля 2015 г. Формат 60x84/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ.л. 13-Тираж 100 экз. Заказ №44835

Типография «Восстания -1» 191036, Санкт-Петербург, Восстания, 1.