автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Художественные особенности анималистической иллюстрации

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Келейников, Иннокентий Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Художественные особенности анималистической иллюстрации'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Келейников, Иннокентий Викторович

3 ВВЕДЕНИЕ

7 Глава первая.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИЛЛЮСТРАЦИИ. ОСОБЕННОСТИ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА.

7 Вопрос о возможности иллюстрирования и характере отношений иллюстрации и текста

16 Иллюстрация как произведение графического искусства

17 Оновные черты иллюстрации

18 Общие черты анималистической иллюстрации

24 Глава вторая

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ИЗДАНИЙ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

24 Функциональные особенности анималистической иллюстрации в различных типах изданий

30 Историческая периодизация

44 Глава третья

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ АНИМАЛИСТИЧЕСКОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по искусствоведению, Келейников, Иннокентий Викторович

Анималистическая иллюстрация — особый жанр искусства иллюстрации, выделяющийся своеобразием среди прочих жанров книжной иллюстрации. Это своеобразие связано с характером объекта иллюстрации и специфическими функциональными требованиями, предъявляемыми книгой анималистической тематики. В соответствии с изменением функциональных требований, обусловленных изменением формы иллюстрируемого текста, изменяется художественный язык анималистической иллюстрации. Также изменения в её художественном языке связаны с воздействием эстетических принципов эпохи, а также со своеобразием графических возможностей различных техник репродуцирования.

Анималистическая иллюстрация составляет обширный пласт книжного искусства. Основной объём анималистических иллюстраций, известных к настоящему времени, относится к разряду научных иллюстраций. Предъявляемые научной книгой высокие требования к точности изображения во многом определили историю и характер развития анималистической иллюстрации.

Соединение анализа исторического изобразительного материала с обзором теоретических исследований в области иллюстрации и искусства книги в целом позволяет установить место анималистической иллюстрации в общем контексте развития книжного искусства, а также выделить особые, присущие только ей черты и определить возможные пути развития искусства анималистической иллюстрации в настоящее время.

В настоящее время жанр анималистической иллюстрации в силу ряда причин близок к угасанию. Отсутствие ясного представления об анималистической иллюстрации как об отдельном и своеобразном жанре искусства книги препятствует осмысленной творческой работе художественного редактора и иллюстратора над оформлением различных типов изданий анималистической тематики. Поэтому анализ художественных особенностей анималистической иллюстрации, как в её историческом аспекте, так и с точки зрения её функции в различных типах изданий представляется в настоящее время важной задачей. На данный момент не существует исследований, посвящённых истории анималистической иллюстрации на всём протяжении её существования. Творчество отдельных иллюстраторов-анималистов рассматривается обычно вне контекста общего развития искусства иллюстрирования книг соответствующей тематики, что приводит к искажению представления о действительном месте и значении творчества художника в истории развития анималистической иллюстрации.

При том, что вопросы иллюстрирования изданий художественной литературы глубоко и разносторонне рассмотрены целым рядом исследователей (как теоретиков, так и практиков), проблема иллюстрирования изданий научно-познавательной литературы рассматривается эпизодически, без учёта специфики конкретных типов изданий, а зачастую просто со стороны технической (пригодность к воспроизведению, принятые технические условия и т. п.). В результате, оформление изданий всех видов литературы, кроме художественной, воспринимается большинством художников как техническая, ремесленная задача и выполняется без использования всех тех возможностей, которые предоставляются художнику пониманием книги как продукта синтеза искусств и технологий.

Показ действительного масштаба такого явления как анималистическая иллюстрация, демонстрация огромного объёма исторического изобразительного материала и выявление факторов, определяющих изменения художественного языка анималистической иллюстрации позволит привлечь интерес к этому своеобразному жанру и надеяться на его возрождение в книге ближайшего будущего. Это тем более важно, что вопросы, касающиеся окружающей среды (и животного мира в частности) приобретают в настоящее время всё большую актуальность и вызывают интерес у широких кругов читателей. Возрождение жанра анималистической иллюстрации будет способствовать воспитанию непотребительского отношения к природе и гуманизации общества.

К настоящему времени искусству анималистики посвящена только одна серьёзная и объёмная работа, освещающая, хотя и в общих чертах, основные принципы работы художника-анималиста — это книга В.А.Ватагина, одного из крупнейших анималистов XX века, основателя отечественной школы научной анималистики «Изображение животного. Записки анималиста»1.

Прочие издания и статьи в периодических изданиях, затрагивающие в той или иной степени тему изображения животного, имеют узко утилитарный (разнообразные «курсы рисунка», как дореволюционного, так и советского периода), либо мемуарный характер и не могут помочь пониманию особенного характера анималистического искусства. Публикации, посвящённые творчеству отдельных художников-анималистов, мало освещают общую картину развития анималистического искусства.

Исследования, посвящённые анималистике, как жанру искусства иллюстрации отсутствуют.

Работы, посвящённые иллюстрированию изданий художественной литературы довольно многочисленны. В процессе работы над настоящим исследованием нами рассмотрены публикации Ю.Тынянова, Н.Вышеславцева, А.Вартанова, В.Фаворского и ряда других исследователей, посвящённые искусству иллюстрации. Некоторые общие вопросы оформления и иллюстрирования изданий прочих видов литературы затрагиваются в ряде публикаций В.Ляхова.

Предмет исследования в настоящей работе — особенности художественного языка анималистической иллюстрации.

Объект исследования — изображение животного в книге анималистической тематики.

Целью настоящего исследования является изучение истории развития анималистической иллюстрации, определение общих закономерностей развития её основных композиционных и графических приёмов, выявление факторов, определяющих характер этого развития, определение места анималистической иллюстрации в искусстве книги в целом. Также одной из важных задач является обозначение характерных особенностей анималисти

1 (Ватагин В.Л. Изобраокение животного. Записки анималиста.—

М.: Искусство, 1957.- 170 с. с илл.) ческих иллюстраций в разных типах изданий, которое позволит осознанно подходить к их иллюстрированию.

Для достижения поставленной цели необходимо: а) выявить состояние изученности проблемы; б) произвести обзор исторического изобразительного материала, определить издания, иллюстрации к которым оказали наибольшее влияние на современные им и более поздние издания; в) выявить общие тенденции изменения художественного языка анималистической иллюстрации и их связь с изменением формы и функции иллюстрируемых изданий, а также техники воспроизведения и тиражирования; г) произвести периодизацию исторического изобразительного материала в соответствии с характером изменения художественного языка иллюстраций; д) определить характер взаимного влияния познавательной и эстетической составляющих в иллюстрациях к изданиям различных типов, в зависимости от функции издания.

Методика исследования базируется на понимании книги, во-первых, как продукта синтеза различных видов искусств, во-вторых, как продукта синтеза искусства и ремесла (технологии). Иллюстрация также понимается как элемент синтеза книги. Используется метод структурно-функционального анализа и системного подхода к рассмотрению книги как органического компонента развития культуры.

На основе такого понимания построен анализ функциональных особенностей анималистических иллюстраций в изданиях разных типов и произведена периодизация исторического изобразительного материала.

В соответствии с пониманием книги, как продукта синтеза различных искусств, нами выделены специфические особенности различных типов изданий, определяющие характер иллюстрирования данных типов изданий.

Разработана система периодизации всего объёма исторического изобразительного материала, в соответствии с зависимостью художественного языка иллюстрации от техники её воспроизведения в книге.

Научная новизна исследования заключается в нескольких основных моментах. Впервые определены особенности анималистической иллюстрации как отдельного жанра книжной иллюстрации. Определены факторы, обусловившие своеобразие жанра. Впервые проведён обзор исторического изобразительного материала на всём протяжении эволюции анималистической иллюстрации в в европйской и русской книге анималистической тематики (XI—XX вв.) Установлены причины, обусловившие изменение художественного языка анималистической иллюстрации в течение её исторического развития (изменение формы и функций иллюстрируемого издания, изобразительные возможности различных техник репродуцирования и тиражирования). Произведена периодизация исторического изобразительного материала в соответствии с изменением художественного языка анималистической иллюстрации.

Практическая ценность настоящей работы состоит в том, она может быть использована в качестве учебного пособия по истории и теории иллюстрации в книге анималистической тематики. Методика работы над исследованием может быть применена при изучении особенностей иллюстрации других жанров.

Теоретическая часть исследования, посвященная специфике функций разных типов изданий и особенностям художественного языка иллюстраций для этих изданий (с учётом особого понимания книги, как продукта синтеза различных видов искусств и технологий) может помочь художникам-иллюстраторам и художественным редакторам в работе над оформлением и иллюстрированием различных типов изданий, имеющей целью достижение цельности и гармонии книжного организма.

Историческая часть исследования позволяет оценить действительное значение анималистической иллюстрации в общем контексте книжного искусства, качество и объём изобразительного материала.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анималистическая иллюстрация это отдельный жанр искусства иллюстрации, имеющий определённые особенности, определяемые как особым характером предмета анима-листики, так и синтетической природой книги.

2. Анималистическая иллюстрация имеет особую структуру, в которой познавательная составляющая является определяющей при формировании её художественного языка.

3. Характер познавательной составляющей анималистической иллюстрации и её роль в формировании художественного языка последней определяется функциональными особенностями иллюстрируемого издания

4. Анималистические иллюстрации в различных типах изданий имеют родственный характер, основанный на приоритете познавательной составляющей.

5. Основной объём анималистических иллюстраций выполнен для изданий научно-познавательной литературы.

6. Изменения художественного языка анималистической иллюстрации на протяжении её исторического развития обусловлены: а) изменением формы и функции иллюстрируемого произведения в рамках изданий одного типа; б) изменением техники воспроизведения и тиражирования иллюстрации; в) изменением эстетических принципов эпохи.

7. В соответствии с характером изменений художественного языка анималистической иллюстрации может быть создана следующая периодизация: а) рукописный период (XI—XVвв.); б) печатно-графический период (1450— I-я пол. XVII в.); в) живописно-тональный период (1-я пол. XVII—нач. XX в.), разделяемый на два этапа: монохромный (1-я пол. XVII—нач. XVIII в.) и цветной (нач. XVIII—нач. XX в.); г) фотомеханический период (с кон. XIX в. по 1970-е гг.)

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественные особенности анималистической иллюстрации"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщение результатов предпринятого исследования позволяет говорить о том, что нам удалось определить специфические (как функциональные, так и художественные) черты анималистической иллюстрации в различных типах изданий в течение всего периода её исторического развития, а также в современной книге.

В процессе работы над диссертацией были достигнуты следующие результаты:

1.Впервые анималистическая иллюстрация была рассмотрена как отдельный жанр искусства иллюстрации. Были выделены особенности объекта анималистического искусства, определена роль специфики объекта в формировании художественного языка анималистической иллюстрации. Автор исследования приходит к утверждению, что анималистическое изображение должно иметь реалистический характер. Изображение всякого иного характера не может содержать тех равноправных и взаимоопределяющих составляющих, которые в исследовании признаны необходимыми для анималистического изображения.

2. Проведён структурно-функциональный анализ различных типов изданий анималистической тематики.

3. Обозначены требования к познавательной и эстетической составляющей изображения в различных типах изданий анималистической тематики, определён характер их взаимного влияния.

4. Впервые рассмотрено развитие анималистической иллюстрации от её появления до настоящего времени, произведён обзор значительного объёма исторического изобразительного материала.

5. Рассмотрены изменения художественного языка анималистической иллюстрации, произошедшие в процессе её развития, определены причины, обусловившие эти изменения.

В результате проделанной работы могут быть сформулированы следующие выводы:

1. В соответствии с многообразием форм, кинетических схем и эмоциональных характеристик предмета анималистического жанра, иллюстрации рассматриваемого жанра имеют следующую структуру: а) познавательная составляющая; б) эстетическая составляющая, состоящая из эмоционального и пластического элементов.

2. Ни одна из составных частей анималистического изображения не должна быть низведена до уровня второстепенной: а) познавательная составляющая: в силу того, что непременное её наличие обусловлено требованиями к достоверности иллюстрации и недостаточным объёмом знаний о мире животных у большинства зрительско-читательской аудитории; б) эмоциональный элемент: в силу того, что все объекты анималистического изображения — живые и (по определению) наделены эмоциями; в) пластический элемент: в силу того, что иллюстрация (вне зависимости от типа издания) является произведением графического искусства.

3. Ведущую роль в формировании художественного языка анималистической иллюстрации играет познаватльная составляющая. Изменение требований к познавательной составляющей приводит к изменениям в эмоциональной составляющей и определяет характер графических и композиционных приёмов в пластической составляющей.

4. Анималистические иллюстрации к изданиям разных типов должны нами рассматриваться как единый массив, где изображения различаются только по функции, которая определяет требования к познавательной составляющей. Анализ воздействия функциональных требований издания на характер познавательной составляющей и, как следствие, на художественный язык иллюстрации позволяет говорить о более родственном характере анималистических иллюстраций в изданиях разных типов, сравнительно с иллюстрациями других жанров.

5. Начиная с появления печатной книги многообразие форм предмета анималистической иллюстрации препятствовало возникновению изобразительных канонов, характерных для изобразительного искусства других жанров, и значительно ограничивало стилистическое воздействие эстетических принципов эпохи. В рамках рассматриваемой темы можно говорить об устойчивых композиционных схемах, основывающихся, в первую очередь, на требованиях познавательности (в соответствии с её пониманием в ту или иную эпоху).

6. На всём протяжении существования анималистической иллюстрации основной объём и наиболее своеобразную её часть составляли иллюстрации к изданиям научно-познавательной литературы. К иллюстрациям научно-практического характера предъявляются повышеные требования точности: как к художнику, так и к репродукционисту.

7. Мы можем считать полноценной иллюстрацией только изображение, помещённое в книгу. До этого момента мы можем считать изображение оригиналом или эскизом иллюстрации, в зависимости от того, насколько процесс репродуцирования определяет конечный вид иллюстрации в книге.

8. На основании анализа изменения функциональных требований и характера вмешательства техники репродуцирования в процесс формирования художественного языка тиражной анималистической иллюстрации предлагается следующая периодизация истории развития анималистической иллюстрации:

А. Рукописный период (XI—XVв.). Типологически книги данного периода имеют научно-познавательный характер. По форме — художественное произведение умозрительного характера, со значительной долей вымысла. Метод исследования схоластический, диктует характер работы художника: разработка сильно формализованных изображений, строящихся на основе иконографических образцов более раннего времени, без непосредственного обращения к натурному рисованию.

Стадия репродуцирования отсутствует.

Б. Печатно-графический период (1450— I-я пол. XVII в.). Типологически издания данного периода имеют научный характер. По форме — эклектичны (при явном преобладании научного наблюдения присутствуют сведения, почерпнутые у древних авторов), наряду с общебиологическими вопросами рассматриваются и вопросы символики, мифологии и т. п. (для максимально полного описания исследуемого объекта). Этим диктуется своеобразие изобразительного ряда: наряду с изображениями сделанными с натуры (с чучел, засушенных и заспиртованных экспонатов) используются изображения, иконографически родственные изображениям предшествующего периода. Натурные изображения используют достижения современного им изобразительного искусства (объём, перспектива). Помимо изображения собственно животного в иллюстрации появляется «подставка», содержащая элементы, увеличивающие познавательность (элементы среды обитания, характер питания).

Впервые появляется стадия репродуцирования (обрезная гравюра на дереве), полностью обусловливающая графический характер изобразительного языка иллюстрации. Требование повышенной точности приводит к совершенствованию и расширению изобразительных возможностей репродукционной техники (белый штрих).

В. Живописно-тональный период (1-я пол. XVII—нач. XX в.), разделяемый на два этапа: а. Монохромный этап (I -я пол. XVII—нач. XVIII в.). Типологически издания данного периода относятся к изданиям научной литературы. По форме: систематизированное собрание сведений (т. н. synopsis), обобщающее собранный ранее научный материал. Форма издания диктует особый характер иллюстраций: таблицы, в которые («ярусами» или «клеймами») собираютсяизображения, преимущественно заимствованные из более ранних источников. Графический характер языка заимствованных изображений преодолевается и изображение становится светотеневым и объёмно-пространственным. При репродуцировании собственными изобразительными седствами репродукционнной техники (резцовая гравюра на меди) передаются тональные характеристики изображения. Оттиск за редким исключением не раскрашивается. б. Цветной этап (нач. XVIII—нач. XX в.). Издания данного периода разделяются на два основных типа: а) Энциклопедические: описывается не только само животное, но и окружающая среда (другие животные, растения, среда обитания). В иллюстрациях к изданиям этого типа пространства различных «клейм» или «ярусов» таблиц объединяются, объекты соединяются в единую, естественную композицию, дополняются элмнетами окружающей среды (растения, пейзаж), им придаются позы, служащие для расширения их характеристики. б) Научно-описательные: описываются отдельные виды животных, вне их связи друг с другом. В иллюстрациях к изданиям этого типа изображение животного является центральным, элементы фона, окружающей среды отсутствуют. Центральный объект дополняется изображениями его фрагментов, деталей, способствующими повышению научной точности иллюстрации в целом.

Оригиналом иллюстрации является живописное изображение. Собственными изобразительными средствами техник репродуцирования (офорт, литография, торцовая гравюра) воспроизводятся тонально-фактурные характеристики оригинала. Тиражный оттиск раскрашивается вручную в соответствии с оригиналом.

Г. Фотомеханический период (кон. XX в.— 1970-е гг.). Издания научно-познавательной и художественной (впервые появившейся в данный период) литературы анималистической тематики полностью соответствуют современному пониманию их функций. Особенности графического языка иллюстраций определяются в первую очередь экономическими параметрами тиражирования. Используются все виды иллюстраций (графические, «картины», таблицы), в соответствии с функциями каждого конкретного издания, вне зависимости от типа.

Репродуцирование механическое, точно копирует оригинал и практически не влияет на конечный вид иллюстрации.

На основании сделанных выводов мы можем отметить, что работа художников-практиков и искусствоведческая работа в данной области имеет широкие перспективы. Опираясь на сформулированные положения возможно более детально исследовать особенности анималистической иллюстрации в различные периоды её развития, а также особенности её применения в конкретных типах изданий.

Продемонстрированный подход к исследованию проблемы может оказаться полезен при рассмотрении истории и теории иллюстрации в других жанрах.

Выдвинутые положения, касающиеся принципов анималистического искусства могут оказать влияние на характер оформления и иллюстрирования изданий соответствующей тематики и способствовать зарождению и развитию аналитического подхода к работе художественного редактора и художника-иллюстратора над изданиями анималистической тематики всех видов литературы, а не только литературы художественной.

 

Список научной литературыКелейников, Иннокентий Викторович, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие,— М.: Прогресс, 1974. —392 с. с илл.

2. Атабеков Н.А. Словарь-справочник иллюстратора научно-технической книги,—

3. М.: Книга, 1974,- 284 с. с илл.

4. Бубнова Л.С. Май Митурич,— М.: Советский художник, 1980.

5. Вартанов А.С. О проблеме воссоздания образов литературы в книжной иллюстрации,- М., 1958

6. Васнецов Ю. Как я работаю. // Искусство книги. 68/69.— М.: Книга, 1975. —1. Вып. 8,- с. 136-144

7. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста.— М.: Сварог, 1998. —170 с. с илл.

8. Вышеславцев Н. Книжная иллюстрация. // Искусство,— 1939,— № 2,— с. 85—119.

9. Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге.— М.: Советский художник, 1977.

10. Ганкина Э.З. Детская книга вчера и сегодня.— М.: Книга, 1988.

11. Гарелин Н. Две рукописи бестиария Российской Публичной библиотеки. // Сборник

12. Российской Публичной библиотеки.— Петроград, 1924,— Т. 2.

13. Герчук Ю.А. Художественная структура книги,— М.: Книга, 1984,— 208 с. с илл.

14. Гончаров А.Д. Проблемы оформления современной книги. // Искусство книги.1967,- М.: Книга, 1971- Вып. 7 с. 31-34

15. Гончарова Н.Н. П.И.Борисов — художник. // Куйбышева К.С., Сафонова Н.И. Акварели декабриста Петра Ивановича Борисова.— М.: Искусство, 1986.— с. 518—525.

16. Горлов Д.В. Письма анималиста. // Юный художник.— 1985.— № 11,— с. 28—33.

17. Дементьев Г.П. Руководство по зоологии. Позвоночные. Птицы,— М.-Л.: Издательство АН СССР, 1940,- Т. 6,- с. 725-761.

18. Жегалло В.И., Корабелъников В.А. По страницам истории животного мира. Художник-палеонтолог К.К.Флёров.— М.: Изобразительное искусство, 1989.

19. Журов А.П., Третьякова Е.М. Гравюра на дереве.- М.: Искусство, 1977,- 247 с. с илл.

20. Каган М.С. Морфология искусства.—Л.: Искусство, 1972,— 440 с.

21. Каменский А. Иллюстрации В.А.Серова к крыловским басням. // Искусство книги.1963-64,- М.: Книга, 1968,- Вып. 5.- с. 214-231

22. Кацпржак Е.И. История книги,— М.: Книга, 1964,— 422 с. с илл.

23. Комаров А.Н. Рассказы старого лешего.— М.: Армада, 1998.— 493 с. с илл.

24. Кузнецов Э. В.В.Лебедев (1291 -1967).//Искусство книги. 1967,- М.: Книга,1971,- Вып. 7,- с. 143-146

25. Куйбышева К.С., Сафонова Н.И. Акварели декабриста Петра Ивановича Борисова.

26. М.: Искусство, 1986.— 552 с. с илл.

27. Курдов В.И. Годы дружбы, (художник-иллюстратор о творческом содружестве с В.Бианки.) // Детская литература.— 1968.— № 7,— С. 53—59

28. Лебедев В.В. Для самых маленьких. Работа художника в книге для дошкольника. //

29. Искусство книги. 68/69.- М.: Книга, 1975,- Вып. 8,- с. 130

30. Лебедев В.В. Слонёнок. / Сост., вступит, статья и комм. Ю.Герчука,— М.: Советскийхудожник, 1973.— 13 с. с илл., 20 с. факс.

31. Лебедев В.В. Охота. / Сост. и комм. Ю.Герчука, вступит, статья В.Петрова.—

32. М.: Советский художник, 1978.— 14 с. с илл., 16 с. факс.

33. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии.— М.: Гослитиздат, 1957.—520 с.

34. Люблинский B.C. Книга в истории человеческого общества.— М.: Книга, 1972. —328 с. с илл.

35. Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги,- М.: Книга, 1971.- 256 с.

36. Ляхов В.Н. Е.М.Рачёв. // Искусство книги. 1956—57,— М.: Искусство, 1960.—1. Вып. 2 с. 182-184

37. Ляхов В.Н. Учебник и искусство книги. // Искусство книги. 1963—64.— М.: Книга,1968,- Вып. 5 с. 12-29

38. Масютин В. Томас Бьюик. Художник-гравер. Опыт характеристики мастерства гравюры и критический обзор произведений Т.Бьюика.—Берлин: Нева, 1923,— 110 с. с илл.

39. Мокрецова И.П., Романова В.Л. Французская книжная миниатюра XIII века всоветских собраниях,— М.: Искусство, 1983—1984,— 2 т.

40. Михайлов А.Д. Старофранцузский «Роман о Лисе» и проблемы средневекового животного эпоса. // «Роман о Лисе»: пер с фр.— М.: Наука, 1987,— с. 3—35.

41. Муратова К. Средневековый бестиарий.— М.: Искусство, 1984,— 244 с. с илл.

42. Олений рёв. // Природа. Популярный естественно-исторический сборник.—М.: Тип.

43. Готье,- 1875,- Кн. III,- С. 112-117.

44. Очерки по истории и технике гравюры. / Н.Александрова, В.Алексеева, Н.Водои др.—М.: Изобразительное искусство, 1987,— 14тетр.

45. Петров В.Н. Пятьдесят лет ленинградской книжной графике. // Искусство книги.1967,- М.: Книга, 1971,- Вып. 7,- с. 63-72.

46. Петров В.Н. Владимир Владимирович Лебедев. 1891-1967,— Л.: Художник РСФСР,1972,- 303 с. с илл.

47. Петров В.Н. В.И.Курдов.// Искусство книги. 1956—57.— М.: Искусство, 1960.—1. Вып. 2,— с. 158—161.

48. Подобедова О.И. О природе книжной иллюстрации,— М.: Советский художник,1973.— 336 с. с илл.

49. Плавильщиков Н.Н. Гомункулус,— М.: Детгиз, 1958,— 432 с. с илл.

50. Разумовская С. Василий Алексеевич Ватагин.— М.: Советский художник, 1956. —123 с. с илл.

51. Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII века. 1725—1800. / Сост.

52. Е.Кацпржак, В.Повалишин, И.Полонская.— М.: Изд. Гос. Библиотеки СССР им. В.И.Ленина, 1962,- 3 т.

53. Солдаткин Е. Анималистическое искусство США. // Юный художник,— 1989.—7. с. 40-42.

54. Столяр А.Д- Происхождение изобразительного искусства.— М.: Искусство, 1985.—298 с. с илл.

55. Сурис Б. Н.А.Тырса. // Искусство книги. 1963—64,— М.: Книга, 1968.— Вып. 5,—с. 185-195.

56. Тынянов Ю. Иллюстрации// «Архаисты и новаторы»,— М.: Прибой, 1929.—с. 501-507.

57. Успенская Н.В. «Природа» до «Природы». // Природа.— 1981.— № 11.— с. 64—75.

58. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре.— М.: Книга, 1986.— 240 с. с илл.

59. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие,— М.: Советский художник,1988,- 588 с. с илл.

60. Фаворский В.А. Воспоминания современников. Письма художника. Стенограммывыступлений.— М.: Книга, 1991.— 384 с. с илл.

61. Фламандская книжная миниатюра. 1475— 1550. / Под общ. ред. М.Смейерса и Я.вандер Стока.— Гент: Людион, 1996.— 224 с. с илл.

62. Щелкунов М.И. История, техника, искусство книгопечатания.— М.-Л.: Госиздат,1926,— 480 с. с илл., 15 л. илл.

63. Aesop. Five centuries of illustrated fables. / Selected by J.J.McKendry.— New York:

64. Metropolitan Museum of Art, 1964,- 95 p., ill.

65. Albin E. Storia naturale degli uccelli di Eleazar Albin.— Torino, Allemandi, 1992,— 108 p., ill.

66. Aldrovandi U. Aldrovandi on chickens. The ornithology of Ulisse Aldrovandi. / Withintroduction, contents and notes by L.R.Lind Norman.— Oklahoma, Univresity of Oklahoma press, 1963,- 448 p., ill.

67. Audubon J.-J. The original water-color printings by J.-J.Audubon for the birds of

68. America.— New York, N.Y. American heritage publishing, 1966.— 2 vol.

69. Barnes C.F. Jr. Villard de Honnecourt, the Artist and his Drawings.— Boston: G.K.Hall,1982.

70. Baudrier H.L. Bibliographie lyonnaise. Recherches sur les imprimeurs, libraires, relieurset fondeurs de lettres de Lyon au XVI-e sciecle.— Lyon, Brun Librairie, 1895,— 12 vol.

71. Brunei J.Ch. Manuel du 1 ibгаire et de I'amateurde livres. 5-e ed.— Paris, Firmin-Didot,1860-80,- 12 vol.

72. Brunner F. Handbuch der Druckgraphik.- Teufen: Niggli, 1962,- 397 p., ill.

73. Campbell M.F.A.G. Annales de la typographie neerlandaise au XV sciecle.— La Haye,1. Nijhoff, 1874.- 629 p.

74. Clark C.M. Les animaux et les hommes.- Paris, Edition Jules Tallandier, 1977.-240 p., ill.

75. Claudin A. Documents sur la typographie et la gravure en France au XV et XVI sciecles./

76. Reunis par A.Claudin. Publies et commentes par Seymour de Ricci.— Londres, Maggs brothers, 1926 36 p., 344 p. facs.

77. Claudin A. Histoire de rimprimerie en France en XV-e et XVI-e sciecle.- Paris,1900-1914,- 4 vol.

78. Courboin F. La gravure en France des origines a 1900,— Paris: Delagrave, 1923.—258 p., ill.

79. Culloch F.Mc. Medieval Latin and French bestiaries.— North Carolina, Chapel-Hill,1960.

80. Duff E.G. Fifteenth century english books. A bibliography of books and documents printedin England and of books for the english market printed abroad.— London, Oxford University press, 1917,— 126 p., 53 f. facs.

81. Duff E.G. Hand-lists of books printed by Lindon printers, 1501 — 1556.— London, 1913

82. Funck M. Le livre beige a gravures.- Paris-Bruxelles, 1925,— 425 p., ill.

83. Hesse J., Grillet J.Ph. Le monde sauvage de Robert Hainard.— Paris, Editions Duculot,1988,- 152 p., ill.

84. Jackson C.E. Bird illustrators: some artists in early litography.— Woolbridge, Antique1. Collectors Club, 1975.

85. Jackson C.E. Bird etchings: the illustrators and their books 1655—1855.— Woolbridge,

86. Antique Collectors Club, 1985.

87. Jackson C.E. Great bird paintings of the world.— Woolbridge, Antique Collectors Club,1993 Vol. I. The Old Masters.-144 p., ill.

88. Jackson C.E. Bird painting. The Eighteen century.— Woolbridge, Antique Collectors1. Club, 1994.-144 p., ill.

89. Keleinikov, Andrei. // Something about the author.— Detroit, London, Gale Research,1991,-Vol 25,- p. 100-103.

90. Klebs A.C. Incunabula scientifica et medica.— Hildesheim: Olms, 1963.— 359 p.

91. Krook H. Le livre des oiseaux d'Olof Rudbeck le Jeune,— Editions Rene Coeckelberghs.s. a.— 368 p., ill.

92. La Caille, J. de. Histoire de rimprimerie et de la librairie, ou Ton voit son origine et sonprogres jusqu'en 1689.— Paris, J. De La Caille, 1689,— 348 p.

93. Lange H. Das Jahr des Weidemanns. Ein Bildbuch von Hege und Jagd in Europa.—1.ipzig, Editions Leipzig, 1971.— 248 p., ill.

94. Merian M.S. Leningrader Aquarelle.— Leipzig, Editios Leipzig, 1974,— Vol. 2.

95. Meyer S./l. A treasure of great children's book illustrators.— New York, Abradale Press,

96. Harry N. Abrams, Inc Publishers, 1987,- 272 p., ill.

97. Millar E.G. English illuminated manuscripts from the 10th to the 13th century.— Paris

98. Bruxelles, 1926-1928.- 2 vol.

99. NijhoffW. L'art typographique dans les Pays-Bas pendant les annees 1500 a 1540.— La

100. Haye, M.Nijhoff, 1926,- 2 vol.

101. NijhoffW. L'art typographique. Post incunabula and their publishers in the Low

102. Countries.- The Hague, 1978.— 266 p.

103. Nordenfalk К. Early medieval book illumination. — New York, Rizzoli, 1988.—145 p.

104. Nordenfalk K. Le Haut Moyen Age. L'enluminure.- Geneve, 1957.

105. NordenskioldN.E. The History of Biology.- London, 1929,- 616 p.

106. Pastorello E. Tipografi, editori, librai a Venezia nel secolo XVI.— Firenze: Olschki,1924,- 104 p.

107. Pellechet M. Catalogue general des incunables des bibliotheques publiques de France.—

108. Paris, Picard, 1897- 1909,- 3 vol.

109. Pellechet M. Catalogue des incunables des bibliotheques publiques de Lyon.— Lyon,1893,- 472 p., ill.

110. Polain L. Catalogue des livres imprimes au quinzieme sciecle des bibliotheques de

111. Belgique.— Bruxelles, Societe des bibliophiles et iconophiles de Belgique, 1932,— 4 vol.

112. Polain L. Marques des imprimeurs et libraires en France au XV-e sciecle.— Paris, Droz,1926.- 207 p., ill.

113. Pollard A.W. Early illustrated books. The history of the decoration and illustration ofbooks in the 15th and 16 th centuries.— London, Kegan Paul, Trench Trubner & Co, New York, Dutton & Co, 1917.-254 p., ill.

114. Pollard A.W. Italian book illustrators. Chiefly of the fifteenth century.— New York,1973,- 88 p., ill.

115. Pollard A.W. Old picture books. With other essays on bookish subjects.— New York,1970 (Repr of 1902).- 282 p., facs.

116. Pollard A.W. A short title catalogue of books printed in England, Scotland & Ireland andof English books printed abroad. 1475-1640,-London, 1926.-494 p.

117. Ray G.N. The illustrator and the book in England from 1790 to 1914. — Pierpont, 1991 336 p., ill.

118. RaynerJ. A selection of engravings on wood by Thomas Bewick.— London-New York, Penguin books Ltd, 1947,— 56 p., ill.

119. Renouard A.A. Annales de rimprimerie des Estienne.— Paris, Renouard, 1843.— 584 p.

120. Rice A. Der Verzauberte Blick. Das Naturbild beruhmter Expeditionen aus drei Jahrhunderten: Aus dem Engl ubers (original title: Voyages of Discovery, three centuries of Natural History exploration).— Munchen, Frederkind & Thaler, 2000,— 336 p., ill.

121. Rioux F., DorstJ. Le livre des oiseaux. Audubon.— Paris, Bibliotheque del'Image, 1992,- 100 p., ill.

122. Saunders O.E. English illumination.— Florence-Paris, 1928,— 2 vol.

123. Sindelar D. Vedecka ilustrace v Cechach.— Praha: Obelisk, 1973,— 133 p., ill.

124. SorbelliA. Le marche tipografiche Bolognesi nel secolo XVI,— Milano: Bertiert e Vanzetti, s. a.— 56 p.

125. Sorbelli A. Storia della stampa in Bologna.— Bologna, Zanichelli, 1929.- 379 p., ill.

126. Stilwell M.B. Incunabula et americana. 1450-1800. A key to bibliographical study.— New York: Columbia University Press, 1931.- 483 p.

127. Stilwell M.B. The awakening interest in science during the first century of printing. 1450-1550.- New York, The Bibliographical society of America, 1970.- 400 p.

128. Thierry-Poux O. Premiers monuments de l'imprimerie en France. — Paris, Hachette, 1890.- 64 p., facs.

129. TraviesE. Les oiseaux les plus remarquables parleurs formes et leurs couleurs. Scenes variees de leurs moeurs et de leurs habitudes. / Introduction de J.-J. Brochier.— Paris, Editions Duculot, 1990,- 192 p., ill.

130. Wood СЛ., Fyfe F.M. The Art of Falconry. Being the «De arte venandi cum avibus» of Frederick II of Hohenstaufen.— Boston, Mass.: Ch.T.Branford, 1955.

131. WoodJ.C. A Dictionary of British Animal Painters.—Leigh-on-Sea: F.Lewis, 1973.— 75 p., 40 f. ill.

132. ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

133. Образ животного в басне, сатирическом романе и сказке. Специфика его отображенияв иллюстрации. // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела,— 2002,— № 1.— с. 132—135.— 0,3 п.л.

134. Анималистическая иллюстрация. Её история и художественные особенности. //

135. Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела 2002 - № 2 - с. 50-55,- 0,5 п.л.

136. Композиционно-пространственные особенности анималистических иллюстраций к изданиям научно-познавательной литературы XVI—XVII веков. // Вопросы гуманитарных наук,- 2003,- № 1,- с. 332-334,- 0,3 п.л.

137. Анималистическая иллюстрация как особый, своеобразный жанр искусства иллюстрации. // Вопросы гуманитарных наук,— 2003,— № 1,— с. 328—329,— 0,3 п.л.

138. Влияние техники репродуцирования и тиражирования на формирование художественного языка иллюстрации. // Вопросы гуманитарных наук,— 2003,— № 1,— с. 330-331,- 0,2 п.л.1. РОССИЙСКАЯ

139. ГОСУДАРСТВЕННА.!? БИБЛИОТЕКА1. S6JL61 о31. У y^-^f

140. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

141. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ1. ИМ. С.Г.СТРОГАНОВА1. На правах рукописи

142. Келейников Иннокентий Викторович

143. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНИМАЛИСТИЧЕСКОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ Историческая эволюция, теоретические аспекты

144. Специальность 17.00.04 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

145. Иллюстрационное приложение к диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения1. Москва, 200203b04

146. Первобытные изображения. Палеолит Ola. Лошадь. Ласко. О lb. Бык, Альта мира.

147. Наскальный рисунок примитивных народов Кении, XV—XX в. до н. э.

148. ОЗи—b. Древнеалтайские татуировки. VI в. до н. э.

149. Рисунок современных эскимосов Северной Канады.mi • f<1. Ш/Ш- и ' 1. ШЫ&Ел -f . * • 1. ШЩ^Ф v v. Ь;Щ ; • v 'r "Г

150. Щ . 'v . ••: *>''»•' *<• ; Ч'т Ум т »*г * ' '' / т 'I' >:/ >1Лй 'i^-'/'w л < 1 s *т1./ № "-К' *"*. * ^1. Vi*1. Zf, , • tV* > "•1, у•. л / ■ / ' 'A1. Оба1. Г>>У:1. VJ *-*ч J\ , * * ж Л 1 д* **

151. U ' 1 ii 1 . ii -О-з J^'jij in дЩ i' • • к ' . . .

152. Г11 i 11* •IT ^^ J8 1 Д 1 IV |ч м 'Л "V 1 il | 4н ^ДУЦ 11 ч ч If! A ■ ■ Щ Я !1 4f 1 1 / 1f IZ f 'Г* •ff-' * ^ > а«ц czr <■■' f . t: ^ л! ■06гм, ч ШЬ1•4 Шб15. Ассирийский рельеф. VII в. до н. э.

153. Лист из альбома эскизов (MS PL.1916. Pcpys Library, Cambridge), Англия, ок. 1400,12a—b. Рисунки из альбома XVIII в. Эскизы трактирных вывесок.

154. Иллюстрации из бестиария ГПБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрипа, Спб (Lat.Q.v.Vl). Англия, конецXII в. 13 а. Сотворение животных. /36. Гиена. 13с. Журавли. 13d. Слои и дракон.13е. Коршуны. 13/. Кошки, I3g. Ящерица.

155. Cbtlta!nurieia Hifo&BWWMi/f <fa ourUe Mtif§r,rtf¥tJint4>U ItfiaiBei* Uil,q4i rfldSjUJK -щ Utdwdnрл!.и1 d'A Sift.i ' , J j г П(гл V 1 » — ■ .1. Ж'

156. Tliww;: Luc^o tn (вь'кЯ'СГ Angle it.

157. Иллюстрации из изд.: Ornithology hoc est В BpII ЫГЫае ,ibri ХИ21Ь.Кулик-туРухтан.21с, Пустельга Ш Сойка. 2/е. Летучая мыйь.2If

158. Иллюстрации из изд.: Charles de i'Eckise. Exotieorum libri decern.— Leiden: Piantin-Raphelengf, 1605. Гравюра на дереве.22a. Павиан. 22b. Циветта. 22с.Топорок. 22d. Казуарiimstm

159. Люстрации „з „зд, Ferrante, фавюра на дереве.

160. Общий вид музея Ф.Императо « Неаполе. 23b. Саламандра ' Же. Жуки-усачи. Гадюка.

161. Иллюстрации из изд.: Jacques du Fouilloux. New Jagerbuch.— Strassburg: B.Jobiri, 1590. Гравюра на дереве.24a. Охотники с собаками. 24b. Охота па кабана. 24с. Облава на волков. 24d. Волки. 24с\ Ловушка на волка.

162. Иллюстрации из изд.: Jacques du Fouilloux. New Jagerbuch.— Strassburg: BJobin, 1590. Гравюра на дереве.24f. Охотничьи собаки. 24g. Олень. 24h. Кабаны. 24i. Лисица и барсук.

163. Иллюстрации из изд.: S.Feyerabendt Neuw Jag unnd Weydwerck Buch.— Frankfurt am Mayn: S.Feyerabendt, 1582. Гравюра на дереве.25a. Охотники с собаками. 25b. Охота на кабана. 25с. Охота на сухопутных птиц. 25d. Охота на водных птиц.

164. Иллюстрации из изд ■ s Г f

165. Jag unnd WeydwerA Buch.- fS rt /Г ff' Щ Олень

166. Mayn: S.Feyepabendt, 1582. Грашора fff^»- *«• Ш G,Zна дереве. h -ч/. Кречет,

167. Иллюстрации из изд.: Pietro Olina Ucceltera.— Roma;A.Fei, 1622. Гравюпа на металле (офорт). Художники-граверы А.Темпеста и Ф.Вилламена. Р

168. Канарейка. 26Ь. Becassico (П 26с. Дрозд. 26d. Сойка. J'1. ХХШ 26/

169. Иллюстрации из изд.: Pietro Olina. Ucceliera.— Roma: A.Fei. 1622. Гравюра на металле (офорт). Художники-граверы АЛемпеста и Ф.Вилламена.26е. Сорокопут 26/. Лопушка на чибисов, 26g. Охота с ловчими птицами. 26h. Ночная ловля птиц.

170. Иллюстрации (таблицы) из изд • Jan i i i

171. Jonsion. JJonstons Naeukeiirige beshryvine jjw"' *raker-- Amslervan de natwrtfervier-voetige LeTvTszn ■USchlWer' ,b6°- Гравюра на мета,,, en bJoedlooze water-dieren, vogelen kron1. XXV 28b

172. Иллюстрации (таблицы) из изд.: Francis Willughby. Francisci Willughbeii Omilhologiae libri Ires.— London. 1676. Гравюра на металле.30а