автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему:
Художественные средства мультимедиа в контексте восприятия современной молодежной аудитории

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Бобров, Виталий Андреевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.09
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Художественные средства мультимедиа в контексте восприятия современной молодежной аудитории'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественные средства мультимедиа в контексте восприятия современной молодежной аудитории"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

На правах рукописи

005012780

Бобров Виталий Андреевич

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА МУЛЬТИМЕДИА В КОНТЕКСТЕ ВОСПРИЯТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ

Специальность 17.00.09- Теория и история искусства

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

2 9 [.<? \р 2012

005012780

Работа выполнена на кафедре режиссуры мультимедиа Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов

Научный руководитель:

доктор искусствоведения, доцент Андрей Владимирович ДЕНИСОВ (профессор кафедры режиссуры мультимедиа СПбГУП)

Официальные оппоненты:

доктор культурологии, Лариса Викторовна НИКИФОРОВА

(профессор кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А.И. Герцена)

кандидат искусствоведения Екатерина Александровна ТКАЧЕВА

(доцент кафедры искусствоведения СПбГУП)

Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная

академия театрального искусства.

Защита состоится «■ 17 » апреля 2012 года в 16.30 на заседании диссертационного совета Д 602.004.02 при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу: 192238, Санкт-Петербург, ул. Фучика, 15., аудитория 200.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов.

Автореферат разослан «16 » марта 2012 года

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат культурологии, доцент

А.В. Карпов

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

На протяжении последнего столетия экранные искусства прошли несколько революционных периодов, от первых кинофильмов - таких как «Прибытие поезда» братьев Люмьер до цифрового ЗО кинематографа -«Аватара» Джеймса Кэмерона, сформировав широкий круг почитателей и, таким образом, определив особый характер звукозрительного мышления. В процессе эволюции экранные искусства преобразовывались и усложнялись, в особенности благодаря появлению средств мультимедиа, которые в свою очередь стали оказывать мощное развитие на аудиовизуальные искусства и общественную жизнь.

Сложившаяся художественная система мультимедиа представляет собой сложное взаимодействие различных художественных и технологических компонентов1. Эта система распространяет свое влияние на многогранные стороны художественного творчества и на его связи с разными областями искусства, она структурирует формы художественных произведений и произведений искусства.

В современном, высокотехнологичном мире мультимедиа средства присутствуют почти повсеместно, формируя и определяя массовое созшшие, быт, моду, культуру и мысли людей. Новые поколения все больше продвигаются в понимании функционирования разнообразных мультимедийных средств. Но, являясь, по сути, новшеством в современном мире, средства мультимедиа, с точки зрения влияния на общественное сознание, психологию масс, изучены недостаточно.

Молодежная аудитория оказывается наиболее подготовленной в плане использования мультимедиа средств и технологий, будь то интернет, компьютерные игры или интерактивное телевидение. Мультимедиа в молодежной среде создает особое культурное пространство и источник знаний, оказывая свое влияние на развитие молодых людей. Безусловно, мультимедиа воздействует почти на все общественные и возрастные группы, но если старшие поколения были в меньшей степени подвержены этому влиянию, то новые поколения часто используют мультимедиа технологии исключительно для удовлетворения информационных и развлекательных нужд.

Широкое распространение среди молодежи эти средства получают из-за высокой степени доступности. Помимо этого мультимедиа предоставляет практически неограниченные возможности для общения и развлечений, что автоматически увеличивает их востребованность в молодежной среде. Таким образом, актуальной оказывается проблема исследования влияния художественных средств мультимедиа на современную молодежь.

1 Художественные средства мультимедиа представляют собой те его компоненты, которые определяют эстетическую направленность а организации восприятия произведения, созданного на их основе.

Степень научной разработанности проблемы

Исследованию мультимедиа посвящено значительное количество работ как отечественных, так и зарубежных ученых, среди них - Н.Дворко, О.Шлыкова, А.Крапивенко, В.Познин, Я.Иоскевич, И.Югай, В.Леонтьев,

A.Шменк, А.Вэтьен, Р.Кёте, T.Eaglton, Т.НаШе, М.Нашеп, А.БсаттеП,

B.РгаЫшкагап и многие другие. Среди магистральных направлений, связанных с данной сферой, необходимо выделить (1) технологическое, в котором раскрываются программные и аппаратные основы мультимедиа; (2) искусствоведческое, исследующее его как вид творчества (в том числе -конкретные жанры, особенности художественного решения); (3) прикладное, рассматривающее использование средств мультимедиа в различных областях деятельности (ТВ, реклама, интернет, массовое искусство, медицина, образование, маркетинг, индустрия развлечений и т.д.).

Хорошо изучены проблемы, связанные с исследованием восприятия, в том числе - художественного (Л.Выготский, Н.Волков, Д.Кирнарская, Д.Абрамян, Р.Арнхейм, В.Петрушин, Е.Назайкинский, и т.д.), особенностей психологии молодежного социума (И.Кон, В.Шубкин, ВЛисовский, А.Маршак, ВЛуков, И.Шаповаленко, Н.Палагина, Е.Рыбалко). Наконец, отдельное положение занимают многочисленные работы, посвященные философско-эстетическому и искусствоведческому осмыслению художественной культуры XX века, образующей контекст становления феномена мультимедиа (В.Беньямин, В.Мириманов, Р.Эскотт, А.Юхвид, К.Разлогов, Н.Хренов, Ю.Борев, М.Маюпоэн, В.Дианова, Ю.Лотман, А.Моль, Т.Шехтер, и т.д.).

Впрочем, работ, детально рассматривающих влияние художественных средств мультимедиа на молодежную аудиторию до сих пор не существует. Некоторые представленные в настоящей диссертации аспекты изучения мультимедиа вовсе не подвергались подробному анализу. Отсутствует и единая методологическая база исследования мультимедиа в аспекте рецепции этих средств. Характеризуя состояние проблемы в целом, можно отметить как плюралистичность существующих позиций, так и открытый характер самих вопросов, ставящихся в работах.

Объект исследования: мультимедиа как область художественного творчества в современном социокультурном контексте.

Предмет исследования: особенности восприятия художественных средств мультимедиа в современной молодежной аудитории.

Цели и задачи исследования: Основная цель - выявление специфики восприятия художественных средств мультимедиа молодежной аудиторией. Эта цель предполагает решение следующих задач:

1 Исследование культурно-исторических, научных и технологических предпосылок возникновения средств мультимедиа и их развития, а также областей их применения.

2 Раскрытие положения мультимедиа в современном социокультурном пространстве.

3 Анализ методологических принципов, лежащих в основе существующих исследований по теме диссертации.

4 Представление общей специфики художественного восприятия и его проявления в контексте рецепции средств мультимедиа.

5 Анализ объективных предпосылок воздействия мультимедийных средств на сознание с учетом их художественных и коммуникативных возможностей.

6 Выявление особенностей восприятия художественных средств мультимедиа в современной молодежной аудитории, а также оценка влияния (позитивного и негативного) этих средств на сознание. Методы исследования: Характер темы обуславливает комплексную

методологию работы. Центральный метод исследования - системный анализ воздействия средств мультимедиа в различных ракурсах, в их числе -изучение мультимедиа как сферы художественного творчества, внедрения мультимедиа средств в общественную и личную жизнь (с момента появления до настоящего времени), исследование психологии восприятия художественных средств мультимедиа. Кроме того, используются: исторический анализ новых направлений развития мультимедиа, систематизация существующих научных позиций, посвященных мультимедиа средствам и технологиям. В диссертации также использованы методы, сложившиеся в области искусствознания, философ™ и эстетики творчества (исследования Ю.Борева, М.Кагана, Н.Хренова, К.Разлогова, Ю.Лотмана, и т.д.), а также психологии творческой деятельности (работы Л.Выготского, Д.Абрамяна, Н.Волкова, Н.Рождествснской, Д.Кирнарской, В Петрушина и т.д.).

Научная новизна работы заключается в (1) проведенном системном исследовании положения художественных средств мультимедиа в социокультурном контексте; (2) впервые осуществленном анализе существующих научных точек зрения в отношении основной проблемы работы; (3) предложенном ракурсе исследования художественного восприятия, раскрывающем воздействие средств мультимедиа на молодежную аудиторию; (4) представлении специфики этого восприятия, учитывающей как художественную организацию средств мультимедиа, так и особенности воспринимающего сознания.

Изучение мультимедийного влияния на конкретных примерах в таком ракурсе до сих пор не производилось. Предложенный в диссертации аналитический аппарат также применен впервые. Комплексный анализ мультимедийных средств, а также произведений, созданных на их основе, в указанном аспекте не осуществлялся. Наконец, новой является попытка осмысления мультимедиа средств как специфической области развития культуры - с позиции ее воздействия на современную молодежную аудиторию.

Теоретическая значимость работы определяется (1) установленными общими механизмами художественного восприятия средств мультимедиа; (2)

раскрытием в работе позитивных и негативных факторов, связанных с воздействием художественных средств мультимедиа на сознание; (3) сравнительным анализом средств мультимедиа и традиционных источников информации с точки зрения их восприятия; (4) классификацией видов воздействия художественных средств мультимедиа на молодежь и общество в целом (художественное, информационное и рекламное, нравственное, и т.д.).

Практическая значимость работы.

Предложенные в работе анализ, обоснование и выводы, касающиеся рецепции художественных средств мультимедиа, могут найти практическое применение в дальнейших исследованиях по данной теме (в том числе при анализе новых технологий мультимедиа). Отдельную ценность представляет собой произведенный в диссертации критический обзор уже существующих работ по теме «Мультимедиа». Наконец, аналитические и фактологические сведения работы могут быть использованы в педагогической практике (например, курс изучения восприятия мультимедиа), а также в качестве справочного материала при разработке новых программных средств и в производственной практике.

Основные положения, выносимые на защиту:

• В организации художественных средств мультимедиа с позиции их восприятия следует разграничивать активные художественные компоненты, и пассивные. Первые - оказываются ведущими при формировании в сознании художественного образа, вторые - имеют второстепенный и подчиненный характер.

• Собственно технологическое и художественное решения в мультимедийных произведениях имеют взаимозависимый характер, благодаря этому действие художественной функции возможно в отношении служебных компонентов мультимедийного произведения, призванных выполнять сугубо технические задачи.

• Специфика восприятия художественных средств мультимедиа заключается в его комплексном действии, предполагающем взаимосвязанное участие разных модальностей. С другой стороны, сами средства мультимедиа имеют управляющие функции по отношению к восприятию, обладая активными возможностями регуляции внимания, памяти и мышления.

• По сравнению с традиционными аудиовизуальными искусствами мультимедиа обладает следующими специфическими чертами, определяющими востребованность средств мультимедиа в молодежной аудитории: высокая степень доступности и индивидуализации процесса использования, максимальная мобильность и оперативность, наконец возможность интерактивного контакта с авторами информации, а также воздействия на само ее содержание.

• В связи с особенностями возрастной психологии молодежной аудитории воздействие на нее художественных средств мультимедиа имеет особенно интенсивный и многомерный характер (по сравнению с другими возрастными группами), в частности, проявляясь в следующих аспектах:

эстетический, нравственный, социальный, ценностный. Результаты этого воздействия могут проявляться в изменчивости эстетических ориентиров, их зависимости от системы ценностей, действующей в окружении индивидуума, принципиальной ориентации на новизну, а также гибкости в трансформации сложившихся установок и стереотипов.

• Среди особенностей негативного воздействия средств мультимедиа на молодежную аудиторию выделяются: (1) проблемы коммуникации с людьми в реальном мире, вплоть до ее невозможности; (2) деформация представлений о своей собственной личности (обычно - в сторону идеализации), возникающая как следствие воздействия на него виртуального образа; (3) формирование психологической зависимости от мультимедийной «среды обитания»; (4) трансформация системы социальных связей в сознании человека - вплоть до максимального снижения личностных аспектов во взаимоотношениях.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и идеи диссертации отражены в научных и методических публикациях, а также в докладе на конференции «Проблемы подготовки режиссеров мультимедиа» (г. Санкт-Петербург).

Теоретические и практические выводы диссертационного исследования нашли применение в процессе преподавания ряда учебных курсов студентам факультета искусствоведения специальности «Режиссура мультимедиа» Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов: «Программное обеспечение и аппаратные средства мультимедиа» (2009 г.).

Материалы диссертационного исследования были представлены на научных семинарах кафедры режиссуры мультимедиа СПбГУП.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем - 147 страниц. Библиография - 147 наименований.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются его цель и основные задачи, рассматривается степень разработанности проблемы, методология, определяется теоретическая база, дается характеристика новизны работы и ее практической значимости.

Первая глава «Художественные средства мультимедиа в современной культуре - к постановке проблемы» носит теоретический характер и содержит положения, базовые для дальнейших рассуждений.

В первом параграфе «Предпосылки возникновения мультимедиа как нового вида искусства» рассматриваются особенности развития мультимедиа как нового вида искусства и художественного творчества. Уточняется само понятие мультимедиа в широком и узком его понимании.

Автор приходит к выводу, что с началом интенсивного развития компьютерных технологий в XX веке появились художественные компоненты мультимедиа (звукозрительные, интерактивные, информационные, изобразительные), которые стали взаимодействовать между собой. Основным звеном в функционировании этих компонентов был и остается человек - пользователь, который посредством представленной ему системы управления - интерфейса - сам контактирует с мультимедиа произведениями. Так же возможно и пассивное взаимодействие, но это, как правило, больше относится к современным кинофильмам. Так или иначе, художественные компоненты мультимедиа взаимодействуют между собой, чаще всего в заранее созданной, подготовленной для этого среде.

На основании изученных работ посвященных мультимедиа и современному искусству, диссертантом высказывается предположение, что в последнее десятилетие развитие художественных форм мультимедиа происходит особенно интенсивно. Это развитие можно назвать «предысторией» нового вида искусства, которое неразрывно связано с техническим прогрессом.

Средства мультимедиа упрощают, оптимизируют человеческую деятельность, открывают новые возможности, развлекают и развивают общество. Таким образом, их можно рассматривать как яркий пример новой стадии в развитии информационных технологий.

Эволюция возможностей компьютерной техники предопределяет развитие мультимедиа во всех сферах использования. Получив колоссальное развитие в XX веке, мультимедиа средства и технологии нашли свое применение в различных сферах деятельности, включая искусство. Вышесказанное обосновывает необходимость детального исследования функционирования этих средств в социокультурном контексте, в том числе -и с позиции восприятия их художественной специфики.

Во втором параграфе «Области применения выразительных средств и технологий мультимедиа в различных сферах деятельности» рассматриваются наиболее характерные для современной культуры формы применения средств мультимедиа.

Проанализировав основные сферы применения мультимедиа средств (искусство, образование, производство, научные исследования, развлечения, коммуникация), автор отмечает, что специфика их применения представляет собой сложное многогранное поле, на котором могут взаимодействовать абсолютно разные сферы деятельности человека.

В диссертации последовательно рассматриваются следующие области применения мультимедиа: (1) искусство, (2) образование, (3) производство, (4) научные исследования, (5) развлечения, (6) коммуникация.

В результате делается вывод о том, что специфика применения средств и технологий мультимедиа представляет собой сложное многогранное поле, на котором могут взаимодействовать абсолютно разные сферы деятельности

человека. Несмотря на то, что области применения мультимедиа крайне многообразны, в основе их функционирования и восприятия лежат общие механизмы, нуждающиеся в адекватном анализе.

В третьем параграфе «Положение художественных средств мультимедиа в культуре XX-XXI веков» диссертант анализирует разные формы трактовки понятия «мультимедиа», нуждающиеся в уточнениях и конкретизации, а также положение различных средств мультимедиа в современном обществе. При этом под мультимедиа понимается взаимодействие аудиовизуальных составляющих с использованием технических и программных средств, которые объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одной интерактивной оболочке.

Автор отмечает, что в конце XX века новые технологии стали влиять на современное искусство и привели к активному взаимодействию компонентов мультимедиа с художественными средствами в экранных искусствах, таким образом, создав новое мультимедийное средство коммуникации между зрителем и произведением. В отличие от средств кинематографа первые средства мультимедиа не позволяли предположить, что при их взаимодействия автор может создать новое произведение искусства. Ситуация изменилась, когда стали появляться произведения, созданные частично или полностью с помощью выразительных средств мультимедиа. Новые произведения интерактивные фильмы и DVD, компьютерные игры и многое другое сформировали прочный пласт, который закрепил за средствами мультимедиа возможность создания художественного произведения, о чем ранее говорить было невозможно.

Также в данном параграфе анализируются работы и точки зрения отечественных и зарубежных ученых в отношении вопросов, связанных с восприятием мультимедиа, новыми средствами и технологиями мультимедиа, рассматривается феномен информационного общества, который оказывает огромное влияние на развитие мультимедиа.

Диссертант отмечает, что в информационный век увеличивается социальная и культурная роль мультимедиа, наступает век цифрового Ренессанса, в котором люди получают знания в качестве нового ресурса. Таким образом, эволюция мультимедиа свидетельствует о значительных трансформациях структуры общества в социокультурном и психологическом измерениях. Мультимедиа технологии и их выразительные средства в современном мире являются двигателем в развитии многих областей культуры и искусства, ускоряя и адаптируя процессы их развития.

В четвертом параграфе «Основные направления научной мысли в области изучения мультимедиа» диссертант анализирует научные труды, посвященные проблематике изучения мультимедиа. В ней автор выделяет следующие аспекты: (1) изучение технологий мультимедиа и их описание, (2) конкретные сферы применения мультимедиа в искусстве, науке,

образовании и т.д., (3) исследования в области восприятия произведений, созданных с использованием мультимедийных средств.

Проанализировав различные источники, диссертант отмечает, что проблематика использования средств мультимедиа в области художественного творчества находится в начальной стадии своего развития. Само их изучение не представлялось важным в 80-90 годах XX века. Впрочем, в XXI веке, благодаря массовому распространению мультимедиа, в России стал постепенно развиваться институт изучения данного направления научной мысли. Она требует детального анализа и большего количества трудов - учитывая стремительное развитие этой области и ее объективные перспективы.

В пятам параграфе «Проблема восприятия средств мультимедиа» диссертант рассматривает одну из самых сложных областей для изучения -восприятие мультимедиа. Автор отмечает, что восприятие художественных компонентов мультимедиа и художественной образности мультимедиа произведений в целом является сложным и неоднородным процессом - по причине многоплановой организации самого мультимедийного пространства. Следует учитывать многосоставность произведений, созданных на основе мультимедиа. Она предполагает сосуществование различных, хотя и тесно взаимосвязанных планов, в том числе:

1) информативная составляющая (например, текстовая информация о режимах работы устройства, аудио- и видео- сигналы, и т.д.);

2) служебные компоненты (связанные с вводом-выводом информации, или управлением работой устройства);

3) художественное решение, предполагающее восприятие визуального, звукового, пространственного решения в эстетическом качестве.

Все эти планы воздействуют на сознание в комплексе, но, в то же время, как будет показано ниже, художественное решение обладает особенно широкими возможностями подобного воздействия.

Восприятие художественности мультимедиа подвластно тем же законам, что и в классических художественных произведениях, разница может быть в подаче информации. Мультимедиа произведения очень разнообразны по своей структуре, но ограничены теми технологическими средствами, которые имеются в распоряжении у авторов художественных мультимедиа произведений. Они, также как и кинофильм или живопись имеют свои каноны создания, а значит, что у зрителя или пользователя уже может быть некоторый опыт художественного восприятия мультимедиа произведения. Если таковой опыт не имеется, то мультимедиа произведение, скорее всего, покажется зрителю или пользователю исключительно новым, интересным и необычным, так как помимо классических способов подачи информации (таких, как видео и аудио) включает в себя и другие комплексные средства взаимодействия, например интерактивный выбор или управление линиями сюжета.

Вторая глава «Общие особенности функционирования, художественная организация и восприятие средств мультимедиа в современном обществе» посвящена анализу множества разновидностей применения средств мультимедиа, представленных практически в любой сфере человеческой деятельности.

Учитывая многомерный характер восприятия средств мультимедиа, в нем можно выделить следующие уровни:

1 Физиологическое восприятие (тактильное, зрительное, звуковое, и т.д.) познавательный процесс, формирующий собственную субъективную картину мира. Это процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторы.

2 Художественное восприятие, предполагающее эстетическое осмысление произведения, созданного с применением средств мультимедиа. Автор отмечает, что художественное восприятие в целом зависит от уровня культуры личности, ее способности к эстетичному освоению действительности.

Среди особенностей художественного восприятия выделяются следующие: (1) целостность, (2) личностно-субъективный характер, (3) взаимосвязаиность с эмоциональными психическими процессами, (4) апперцепционность действия, проявляющаяся в тесной зависимости восприятия от имеющегося у реципиента опыта.

Рассматривая организацию художественных средств мультимедиа с позиции их восприятия, следует разграничивать активные художественные компоненты, и пассивные, или нейтральные. Первые - оказываются ведущими в отношении формирования в сознании определенного образа, вторые - имеют служебный и факультативный характер.

Автор отмечает, что художественное решение того или иного произведения часто становится определяющим в процессе первичной заинтересованности и последующего «удержания» пользователя. В дальнейшем начинают работать и другие компоненты, которые можно условно обозначить как «информационное поле», «выразительные решения», «интерактивное взаимодействие», «полезная (для пользователя) информация».

Далее диссертант анализирует наиболее популярные средства мультимедиа в современном обществе, в том числе, с точки зрения художественных принципов их организации.

В первом параграфе «Социальные сети - особенности художественно-технического решения и его воздействия на восприятие»

автор отмечает, что среди наиболее активно развивающихся компьютерных технологий, содержащих в себе выразительные средства мультимедиа, в настоящее время следует выделить современные социальные интернет сети. Проанализировав функционирование таких сетей, диссертант делает вывод, что фактически любая социальная сеть, являясь онлайн платформой,

предназначенной для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, содержит универсальное художественное решение. Такое решение делает социальные сети очень понятными и простыми для использования. Так как любая подобная сеть, в той или иной степени, является мультимедиа произведением, то содержит в своей основе определенное стилистическое решение и художественное оформление. Некоторые сети очень похожи, при их оформлении используются те же цветовые решения, почти идентичная навигация и наполнение, а некоторые наоборот разительно отличатся. Так или иначе, любая социальная сеть в своей основе содержит не только технологию, но и интерфейс, выполненный с помощью конкретных художественных приемов.

В социальные сети часто встраиваются и загружаются некоторые художественные произведения - такие, как компьютерные игры, музыка, фильмы, отсканированные картины, книги, и т.д. На основании анализа делается вывод, что практически любой интернет сервис, в котором взаимодействует множество людей обязательно должен иметь понятный интерфейс, приятный и стилистически верный, в противном случае ресурс может не получить должного внимания из-за эстетического неприятия тех или иных компонентов социальной сети.

Во втором параграфе «Выразительные средства виртуальной реальности» диссертант, на основании анализа различных литературных и технических источников, рассматривает виртуальную реальность как логическое продолжение экранных искусств XX века. Она, по сути, представляет собой следующий, альтернативный виток их развития. В самом общем плане виртуальная реальность воздействует на восприятие так же, как и экранные искусства, апеллирует теми же художественными средствами, но усиливает ощущения из-за своей объемности, лучшего, по сравнению с обычным кинотеатром, звука и своей относительной новизны.

Автор отмечает следующие художественные особенности виртуальной реальности: весь образно-символический мир, создаваемый искусством, может быть понят как своеобразный космос виртуальных миров, каждый из которых уникален и полностью реализуется только в акте эстетического восприятия конкретного произведения искусства конкретным реципиентом. В процессе формирования художественных образов и символов реципиент активно переживает возникающие в его внутреннем мире события и состояния как предельно реальные, хотя при этом он практически всегда сознает периферическими областями сознания, что участвует в восприятии произведения искусства, а не в реальном событии. К специфике художественной виртуальной реальности относится сознательное участие реципиента в ней (настрой на эстетическое восприятие искусства), нередко -более высокий уровень переживаний и эмоций, чем при деятельности человека в реальной действительности, а главное - эстетическое наслаждение, сопровождающее весь акт восприятия этой реальности.

В третьем параграфе «Особенности художественного восприятия интерактивного видео» диссертант описывает особенности восприятия интерактивного видео, а кроме того, анализирует особенности его технологии.

Каждый зритель, как и режиссер, является своеобразным интерпретатором воспринимаемого фильма или спектакля. Ему в какой-то мере необходимо обладать талантами и мыслителя, и художника, и критика. При этом во время непосредственного восприятия преобладает художник, который способен охватить произведение в целом, пережить его эмоционально, не расчленяя на составные части.

Художественное восприятие содержит в себе элементы творчества. Зритель уже редко просто идет в кино или включает телевизор «вслепую», лишь бы что-нибудь посмотреть. Обычно заранее делается выбор определенного фильма или передачи в зависимости от их авторов, режиссеров, актеров, от темы, жанра, названия, а также от рецензии в прессе, мнений друзей. Эти же особенности работают и в области интерактивного видео. По сути, интерактивное видео является, своего рода, еще одним направлением экранных искусств.

В четвертом параграфе «Особенности художественного восприятия ЗИ видео» автор, на основании анализа современных ЗБ источников и научных трудов раскрывает особенности функционирования и современную стадию развития ЗБ изображения. Параграф содержит исторические сведения, анализ развития ЗБ технологий и особенности их художественного восприятия.

На основании проанализированного материала диссертант приходит к следующему выводу: специфика взаимодействия мультимедиа средств и технологий определяется художественными, интерактивными и техническими компонентами мультимедиа продукта, в котором каждая составляющая неотъемлема и важна для взаимодействия с реципиентом. В результате диссертант делает вывод о том, что ЗЭ видео и ЗВ технологии в целом на сегодняшний день являются высоковостребованными, интересуют современную молодежь, но при этом данная отрасль испытывает ряд технологических проблем, касающихся использования специального оборудования.

В пятом параграфе «Современные средства мультимедиа в контексте художественного восприятия» диссертантом описываются различные сложности, возникающие при использовании новых средств мультимедиа.

Проанализировав современные технологические особенности средств мультимедиа, автор делает вывод о том, что эти технологии плотно вошли в современный городской социум. Диссертант отмечает, что в плане взаимодействия с новыми средствами и технологиями мультимедиа

молодежная среда является самым интересующимся общественным слоем. Происходит это потому, что в последнее десятилетие XX века и в начале века XXI четко обозначилась, к примеру, тенденция к интеграции медиаматериала: прессы, кинематографа, телевидения, видео, Интернета и т.д. Так как этот процесс начался недавно, то для более старших поколений он может быть менее понятен. Молодежная же аудитория, в силу своих психологических свойств, а так же в силу «живого ума» наиболее массово реагирует на происходящие изменения в процессах интеграции мультимедиа технологий в повседневную жизнь.

В третьей главе «Средства мультимедиа в молодежной культуре -особенности художественного восприятия и воздействия на сознание» диссертант производит анализ художественных средств мультимедиа с точки зрения влияния на современное общество и молодежную аудиторию в частности.

В первом параграфе «Особенности возрастной психологии молодежной аудитории» рассматриваются особенности данной целевой группы, ее психология, художественные ориентиры и интересы.

Показаны общие специфические черты молодежной аудитории, в том числе - потребность в самовоспитании и активный поиск идеала; сложности эмоциональной адаптации и подверженность «эмоциональному заражению»; критичность (преимущественно - по отношению к окружающим) и бескомпромиссность; резкие колебания уровня самооценки; потребность к самоактуализации; гипертрофия потребности в новой информации.

Вполне объяснимо, что наибольший интерес средства мультимедиа вызывают именно у современного молодежного общества. Постепенно отходя от привычных источников восприятия окружающего пространства и получения внешней информации, а также устаревших или устаревающих источников, молодое поколение использует практически все новые и перспективные средства мультимедиа в своих целях. Эти средства применяются в социокультурном, информационном, образовательном и развлекательном пространстве. Также сюда автор относит и новейшие достижения в восприятии современного искусства. По сути, новые мультимедиа средства так глубоко проникли не только в современное информационное общество, но и современное искусство, что стали восприниматься как его неотъемлемая часть.

Далее автор рассматривает, как именно перечисленные во второй главе области применения мультимедиа влияют на восприятие, в том числе -художественное. На основании данного анализа делается вывод о том, что новые средства мультимедиа и технологии в современном обществе частично заменяют «старые» виды воздействия на становление личности. Это, безусловно, играет роль в переключении молодежной аудитории именно на мультимедиа ресурсы, которые в состоянии помочь разобраться в тех или иных вопросах. Мультимедиа ресурсы «беспристрастны» к проблемам

современной молодежи, а значит, могут иметь более высокую степень доверия, по сравнению с обычными источниками знания.

Одновременно, средства мультимедиа неизбежно оказывают мощное воздействие на формирование у молодежной аудитории художественных ориентиров и системы эстетических ценностей и предпочтений. В частности, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, отмечается возможность радикальной изменчивости этих ориентиров, их зависимости от системы ценностей, действующей в ближайшем окружении человека, принципиальная ориентация на новизну (в том числе -подверженность влиянию моды), а также гибкость и подвижность в трансформации сложившихся установок.

Во втором параграфе «Практическое применение средств мультимедиа в повседневности молодежного социума» диссертантом производится анализ наиболее популярных средств мультимедиа, которые массово распространены в современном обществе и в молодежном социуме в частности. Рассматриваются такие средства как мобильные телефоны, игровые консоли, мобильные компьютеры и так далее. На основании проведенного анализа делается вывод о том, что почти любая новая технология должна иметь собственную систему управления, внешнее и внутреннее содержательное решение, которые будут восприниматься пользователем, в том числе и с художественной точки зрения.

С одной стороны можно было бы предположить, что без мощной художественно-эстетической составляющей то или иное устройство может меньше нравится пользователям, по сравнению с конкурирующими устройствами. Без красочного интерфейса многие современные мобильные и компьютерные устройства, скорее всего, просто не смогут существовать, так как не будут стимулировать людей ими пользоваться.

Автор отмечает важную роль, которую средства мультимедиа оказывают на современную молодежь. Из-за доступности практически любой информации, сегодня средства мультимедиа оказывают значительную поддержку в освоении художественных произведений - экранных, изобразительных, музыкальных искусств. Одновременно показывается, что именно практические аспекты применения мультимедийных средств диктуют тесную взаимосвязанность в них собственно технологического и художественного решения. Это обстоятельство обуславливает возможность проявления художественной функции даже в отношении служебных компонентов мультимедийного произведения, призванных изначально выполнять сугубо технические задачи.

В третьем параграфе «Траектории влияния средств мультимедиа на молодежь» говорится о постепенном отходе молодежной аудитории от классических источников восприятия окружающего пространства и получения внешней информации. Молодое поколение использует

практически все новые и перспективные средства мультимедиа в своих целях. Такие средства применяются в социокультурном, информационном, образовательном и развлекательном пространстве. Также сюда необходимо отнести новейшие достижения в восприятии современного искусства. С другой стороны, именно средства мультимедиа оказывают мощное воздействие и на формирование ориентиров, формирующих художественную модель мира в сознании человека.

Далее диссертаит рассматривает, как именно перечисленные во второй главе средства мультимедиа влияют на художественное восприятие. В частности, отмечается, что используемые художественные средства максимально способствуют концентрации внимания на процессе взаимодействия с произведением - отсюда их подчас агрессивный характер (например, использование ярких оттенков цветовой гаммы, резких контрастов, необычных тембров и их комбинаций в звуковом сопровождении, неожиданные повороты интриги в развитии сюжета).

Автор предполагает, что развивающиеся новые средства мультимедиа будут воздействовать на пользователей примерно так же, как сейчас воздействует интернет или обычное ТВ изображение. Но поскольку сами эти средства воздействуют в большей степени, чем те, которые наиболее развиты сейчас, то и само воздействие будет намного агрессивнее и влиятельнее как с психологической, так и с художественной точки зрения.

В четвертом параграфе «Средства мультимедиа как альтернатива классическим источникам информации» развивается мысль о том, что средства мультимедиа все больше вытесняют классические источники знания в молодежном социуме. Кроме того, показаны те принципы художественной организации этих средств, которые являются определяющими в данном процессе.

Диссертант отмечает некоторые особенности, определяющие позитивные факторы воздействия средств мультимедиа. Определяющими факторами являются: (1) доступность сети, а значит и любых всемирных новостных, информационных и социальных источников в современном мегаполисе практически с любого мобильного устройства. (2) Индивидуальность использования современных мультимедиа источников информации высока. Человек волен смотреть, читать, слушать только те разделы и статьи, которые его интересуют, пропуская не интересующие его материалы. Многие мультимедиа порталы, «запоминая» предпочтения посетителя, автоматически выводят материал, который по статистическим данным может его заинтересовать. (3) Мобильность и демократичность большинства современных мультимедиа источников информации. (4) Оперативность новейших средств мультимедиа во много раз выше «классических» источников информации. Последние не в состоянии соперничать по скорости обновления новостей с современными мультимедиа источниками, а значит, и завоевать большее уважение со стороны

потенциальной и существующей аудитории. (5) Возможность прямого доступа. Выбирая «неклассический» источник информации человек, как правило, может напрямую общаться с другими людьми, которые эту информацию подают. Пользователь может высказывать пожелания, обращать внимания на неточности, вступать в дискуссии или писать комментарии к информации. Такой способ интерактивного влияния в последние годы активно распространяется во всем мире. Иногда даже главы государств, предпочитают общаться со своим народом напрямую, без посредников.

Таким образом, становится понятно, что современные новейшие мультимедиа источники влияния не просто дают множество возможностей для получения, обработки, восприятия информации, но и в значительной мере оказывают влияние на тех людей, которые ими пользуются. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным, но в большинстве своем благодаря нему происходит расширение возможностей получения информации, знаний, а также общения и различного рода исследований. С точки зрения художественности, выразительные средства мультимедиа, а также мультимедиа технологии дают сильный толчок в развитии культуры, творчества и искусства, дополняя классические сферы и создавая новые.

Сами мультимедийные средства могут быть применены вместе с новыми технологиями - как для изучения истории и культуры прошлого, так и для внесения новых изобразительных решений в театральные и кинопостановки, дополняя и улучшая их. Говоря о творчестве средства мультимедиа открывают широкие возможности для создания новых произведений искусства. Сегодня для создания потенциального произведения искусства может быть достаточно одной компьютерной станции с установленными фото и видео редакторами, совокупное использование которых позволяет, например, монтировать отснятый материал или рисовать новый мультфильм. Таким образом, средства мультимедиа дают новые возможности для развития культуры, творчества и искусства в целом при правильном их применении, создавая новые произведения искусства, повышая уровень культуры людей, подталкивая их к новым горизонтам творчества.

В пятом параграфе «Виды воздействия средств мультимедиа на молодежную аудиторию» автор обозначает общие положения о том, как мультимедиа средства и технологии в негативном, или позитивном аспекте воздействуют на современное общество и молодежь в частности.

Автор отмечает, что основные виды воздействия делятся на (1) художественное, (2) информационное и рекламное, (3) нравственное, (4) побуждающее к обучению, (5) побуждающее к бездействию. Так, именно художественное воздействие оказывает влияние на образование и трансформацию ценностных ориентиров и помогает формировать художественный вкус молодежной аудитории. Оно же оказывается и наиболее многогранным, интенсивным и глубоким.

После анализа этих видов воздействия диссертант делает вывод о том, что можно говорить о существовании множества подвидов воздействия мультимедиа средств на молодежную аудиторию, при этом некоторые из них появляются и исчезают в короткие сроки (информационно-вирусное воздействие - распространение понравившейся «вирусной» информации», или побуждающее воздействие - например, к изучению компьютерных игр).

В шестом параграфе «Корреляция политики деятельности разработчиков мультимедиа технологий и особенностей восприятия молодежной аудитории» проанализирована разнонаправленная политика, которая ведется разработчиками средств мультимедиа и связанная с особенностями рынка и конечного потребителя. Производители пытаются охватить наибольший рынок влияния, хотя основной группой потребителей новых мультимедиа технологий, как уже говорилось ранее, выступает именно молодежная аудитория в силу своих особенностей восприятия и тяги к новому.

На основании анализа политики разработчиков новых мультимедиа средств диссертант выделает факторы, которыми руководствуются создатели новых мультимедиа технологий, учитывая специфику восприятия современной молодежной аудитории:

1. Широкая доступность технологий за небольшую плату (или вовсе бесплатно).

2. Расширение рекламных возможностей - за счет внедрения рекламы в новые технологии мультимедиа, как правило, направленные на молодежную аудиторию.

3. Поиски более безопасных решений работы новых средств мультимедиа.

4. Улучшение качества способов подачи и воздействия материалов, воспроизводящихся и подающихся с помощью новых средств мультимедиа.

В заключении делаются выводы и подводятся основные итоги проведенного исследования. Собрав воедино все аспекты и методы художественной рецепции новейших мультимедиа технологий, показав особенности восприятия и влияния их на молодежную аудиторию, а тажже психологические, социальные, нравственные, эстетические, художественные и другие особенности молодежной аудитории, создается единая картина, отражающая особенности художественного восприятия в отношении средств мультимедиа. Автор также отмечает, что новейшие мультимедиа средства и мультимедиа технологии развиваются очень быстро, а значит и их влияние на общество может меняться, со временем, но основные - фундаментальные методы влияния, которые показывают степень художественной рецепции на современную молодежную аудиторию - уже полностью сформированы.

Основные публикации автора по теме диссертации

а) в изданиях, рекомендованных ВАК

1. Бобров В.А. Основные направления исследования мультимедиа как области художественного творчества в отечественной науке [Текст] II Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена [Текст]. - СПб., 2010. - N 126. - С.219-222.

2. Бобров В.А. Особенности воздействия новейших мультимедиа технологий на молодежную аудиторию // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена [Текст]. - СПб., 2011. -N131. - С.269-271.

б) в других научных изданиях:

3. Бобров В.А. Обзор литературы по теме «Технологии мультимедиа» // Проблемы подготовки режиссеров мультимедиа: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. [Текст]. 26 марта 2010 г. СПб.: СПбГУП, 2010. С. 84.

Отпечатано с готового оригинал-макета в ЦНИТ «АСТЕРИОН» Заказ № 362. Подписано в печать 06.03.2012 г. Бумага офсетная Формат 60x84Vi6. Объем 1,25 пл. Тираж 100 экз. Санкт-Петербург, 191015, а/я 83, тел. /факс (812) 275-73-00,970-35-70 asterion@ asterion.ru

 

Текст диссертации на тему "Художественные средства мультимедиа в контексте восприятия современной молодежной аудитории"

61 12-17/160

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

На правах рукописи

Бобров Виталий Андреевич

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА МУЛЬТИМЕДИА В КОНТЕКСТЕ ВОСПРИЯТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ

Специальность 17.00.09 - Теория и история искусства

диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург 2012

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.

.3

ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА МУЛЬТИМЕДИА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ - К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ.....................................И

1. Предпосылки возникновения мультимедиа как нового вида искусства..............11

2. Области применения средств и технологий мультимедиа в различных сферах

деятельности............................................................................................................................^

3. Положение художественных средств мультимедиа в культуре XX-XXI веков..32

4. Основные направления научной мысли в области изучения мультимедиа........41

5. Проблема восприятия средств мультимедиа..........................................................50

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ВОСПРИЯТИЕ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.........................................................58

1. Социальные сети - особенности художественно-технического решения и его воздействия на восприятие....................................................................................................62

2. Выразительные средства виртуальной реальности................................................64

3. Особенности художественного восприятия интерактивного видео.....................66

4. Особенности художественного восприятия 3D видео...........................................68

5. Современные средства мультимедиа в контексте художественного восприятия.71

ГЛАВА 3. СРЕДСТВА МУЛЬТИМЕДИА В МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЕ -ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЗНАНИЕ.............................................................................................................................76

1. Особенности возрастной психологии молодежной аудитории............................76

2. Практическое применение средств мультимедиа в повседневности

молодежного социума............................................................................................................

3. Траектории влияния средств мультимедиа на молодежь......................................91

4. Мультимедиа средства как альтернатива классическим источникам

информации...........................................................................................................................

5. Виды воздействия средств мультимедиа на молодежную аудиторию..............111

6. Корреляция политики деятельности разработчиков мультимедиа технологий и

особенностей восприятия молодежной аудитории...........................................................118

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................122

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................................126

ПРИЛОЖЕНИЕ

142

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

На протяжении последнего столетия экранные искусства прошли несколько революционных периодов развития - от первых кинофильмов (таких как «Прибытие поезда» братьев Люмьер) до цифрового ЗБ кинематографа («Аватар» Джеймса Кэмерона), сформировав широкий круг почитателей и, таким образом, определив особый характер звукозрительного мышления. В процессе эволюции экранные искусства преобразовывались и усложнялись, в особенности благодаря появлению средств мультимедиа, которые в свою очередь стали оказывать мощное развитие на аудиовизуальные искусства и общественную жизнь.

Искусство мультимедиа представляет собой сложное взаимодействие различных художественных и технологических компонентов1. В современном, высокотехнологичном мире средства мультимедиа присутствуют почти повсеместно, формируя и определяя массовое сознание, быт, моду, культуру и мысли людей. Новые поколения все больше продвигаются в понимании функционирования разнообразных мультимедийных средств. Но, являясь, по сути, новшеством в современном мире, средства мультимедиа, с позиции влияния на общественное сознание, психологию масс, изучены недостаточно.

Молодежная аудитория оказывается наиболее подготовленной в плане использования мультимедиа средств и технологий, будь то интернет, компьютерные игры или интерактивное телевидение. Мультимедиа в молодежной среде создает особое культурное пространство и источник знаний, оказывая свое влияние на развитие молодых людей. Безусловно,

1 Художественные средства мультимедиа представляют собой те его компоненты, которые определяют эстетическую направленность в организации восприятия произведения, созданного на их основе.

мультимедиа воздействует почти на все общественные и возрастные группы, но если старшие поколения были в меньшей степени подвержены этому влиянию, то новые поколения часто используют мультимедиа технологии исключительно для удовлетворения развлекательных и информационных нужд.

Широкое распространение среди молодежи эти средства получают из-за высокой степени доступности. Помимо этого мультимедиа предоставляет практически неограниченные возможности для общения и развлечений, что автоматически увеличивает их востребованность в молодежной среде. Таким образом, актуальной оказывается проблема исследования влияния художественных средств мультимедиа на современную молодежь.

Степень научной разработанности проблемы

Исследованию мультимедиа посвящено значительное количество работ как отечественных, так и зарубежных ученых, среди них - Н.Дворко, Я.Иоскевич, А.Крапивенко, В.Леонтьев В.Познин, О.Шлыкова, И.Югай, А.Шменк, А.Вэтьен, Р.Кёте, Т.Эглтон, М.Хансен, А.Скаммель, и многие другие. Среди магистральных направлений, связанных с данной сферой, необходимо выделить (1) технологическое, в котором раскрываются программные и аппаратные основы мультимедиа; (2) искусствоведческое, исследующее его как вид творчества (в том числе - конкретные жанры, особенности художественного решения); (3) прикладное, рассматривающее использование средств мультимедиа в различных областях деятельности (ТВ, реклама, интернет, массовое искусство, медицина, образование, маркетинг, индустрия развлечений и т.д.).

Хорошо изучены проблемы, связанные с исследованием восприятия,

в том числе - художественного (Д.Абрамян, Р.Арнхейм, Н.Волков,

4

Л.Выготский, Д.Кирнарская, Е.Назайкинский, В.Петрушин, и т.д.), особенностей психологии молодежного социума (И.Кон, В.Лисовский, В.Луков, А.Маршак, Н.Палагина, Б.Парыгин, Е.Рыбалко, В.Шубкин, И.Шаповаленко). Наконец, отдельное положение занимают многочисленные работы, посвященные философско-эстетическому и искусствоведческому осмыслению художественной культуры XX века, образующей контекст становления феномена мультимедиа (В.Беньямин, Ю.Борев, В.Дианова, М.Каган, Ю.Лотман, С.Махлина, В.Мириманов, А.Моль, К.Разлогов, В.Руднев, Н.Хренов, Т.Шехтер, Р.Эскотт, А.Юхвид, М.Маклюэн, и т.д.).

Впрочем, работ, детально рассматривающих влияние художественных средств мультимедиа на молодежную аудиторию не существует до сих пор. Некоторые представленные в настоящей диссертации аспекты изучения мультимедиа вовсе не подвергались подробному анализу. Не существует и единой методологической базы исследования средств мультимедиа в аспекте их рецепции. Характеризуя же состояние данной проблемы в целом, можно отметить плюралистичность существующих позиций и открытый характер самих вопросов, ставящихся в работах.

Объект исследования: мультимедиа как область художественного творчества в современном социокультурном контексте.

Предмет исследования: особенности восприятия художественных средств мультимедиа в современной молодежной аудитории.

Цели и задачи исследования: Основная цель - выявление специфики восприятия художественных средств мультимедиа молодежной аудиторией.

Эта цель предполагает решение следующих задач:

1 Исследование культурно-исторических, научных и технологических предпосылок возникновения средств мультимедиа и их развития, а также областей их применения.

2 Раскрытие положения мультимедиа в современном социокультурном пространстве.

3 Анализ методологических принципов, лежащих в основе существующих исследований по теме диссертации.

4 Представление общей специфики художественного восприятия и его проявления в контексте рецепции средств мультимедиа.

5 Анализ объективных предпосылок воздействия мультимедийных средств на сознание с учетом их художественных и коммуникативных возможностей.

6 Выявление особенностей восприятия художественных средств мультимедиа в современной молодежной аудитории, а также оценка влияния (позитивного и негативного) этих средств на сознание.

Методы исследования: Характер темы обуславливает комплексную методологию работы. Центральный метод исследования - системный подход к исследованию воздействия средств мультимедиа в различных ракурсах. В их числе - изучение мультимедиа как сферы художественного творчества, его технологического решения, исследование психологии восприятия художественных средств мультимедиа. Кроме того, используются методы обобщения, а также исторического анализа новых направлений развития мультимедиа, систематизации существующих научных позиций, посвященных мультимедиа средствам и технологиям. В диссертации также использованы методы, сложившиеся в области искусствознания, философии и эстетики художественного творчества (исследования Ю.Борева, М.Кагана, Н.Хренова, К.Разлогова, Ю.Лотмана, и т.д.), а также социальной психологии и психологии творческой

деятельности (работы Л.Выготского, Д.Абрамяна, Н.Волкова, Б.Парыгина, Н.Рождественской, Д.Кирнарской, В Петрушина и т.д.).

Научная новизна работы состоит в (1) проведенном системном исследовании положения художественных средств мультимедиа в социокультурном контексте; (2) впервые осуществленном анализе существующих научных точек зрения в отношении основной проблемы работы; (3) предложенном ракурсе исследования художественного восприятия, раскрывающем воздействие средств мультимедиа на молодежную аудиторию; (4) представлении специфики этого восприятия, учитывающей как художественную организацию средств мультимедиа, так и особенности воспринимающего сознания.

Изучение мультимедийного влияния на конкретных примерах в таком ракурсе до сих пор не производилось. Предложенный в диссертации аналитический аппарат также применен впервые. Комплексный анализ мультимедийных средств, а также произведений, созданных на их основе, в указанном аспекте не осуществлялся. Наконец, новой является попытка осмысления мультимедиа средств как специфической области развития культуры - с позиции ее воздействия на современную молодежную аудиторию.

Теоретическая значимость работы определяется (1) установленными общими механизмами художественного восприятия средств мультимедиа; (2) раскрытием в работе позитивных и негативных факторов, связанных с воздействием художественных средств мультимедиа на сознание; (3) сравнительным анализом средств мультимедиа и традиционных источников информации с точки зрения их восприятия; (4) классификацией видов воздействия художественных средств мультимедиа на молодежь и общество в целом (художественное, информационное и рекламное, нравственное, и т.д.).

Практическая значимость работы. Представленные в работе анализ, обоснование и выводы, касающиеся рецепции художественных средств мультимедиа, могут найти практическое применение в дальнейших исследованиях по данной теме (в том числе при анализе новых технологий мультимедиа). Отдельную ценность представляет собой произведенный в диссертации критический обзор уже существующих работ по избранной теме. Наконец, аналитические и фактологические сведения работы могут быть использованы в педагогической практике (например, курс изучения восприятия мультимедиа), а также в качестве справочного материала при разработке новых программных средств и в производственной практике.

Основные положения, выносимые на защиту:

• В организации художественных средств мультимедиа с позиции их восприятия следует разграничивать активные и пассивные компоненты. Первые оказываются ведущими при формировании в сознании художественного образа, вторые - имеют второстепенный и подчиненный характер.

• Технологическое и художественное решение в мультимедийных произведениях имеют взаимозависимый характер, благодаря этому действие художественной функции возможно и в отношении служебных компонентов мультимедийного произведения, призванных выполнять сугубо технические задачи.

• Специфика восприятия художественных средств мультимедиа заключается в его комплексном характере, предполагающем взаимосвязанное участие разных модальностей. Сами же средства мультимедиа имеют управляющие и программирующие функции по отношению к восприятию, обладая активными возможностями регуляции внимания, памяти и мышления.

• По сравнению с традиционными аудиовизуальными искусствами мультимедиа обладает следующими специфическими чертами, определяющими востребованность средств мультимедиа в молодежной аудитории: высокая степень доступности и индивидуализации процесса использования, максимальная мобильность и оперативность, наконец -возможность интерактивного контакта с авторами информации, а также воздействия на само ее содержание.

• В связи с особенностями возрастной психологии молодежной аудитории воздействие на нее художественных средств мультимедиа имеет особенно интенсивный и многомерный характер (по сравнению с другими возрастными группами), в частности, проявляясь в следующих аспектах: эстетический, нравственный, социальный, ценностный. Результаты этого воздействия могут проявляться в изменчивости эстетических ориентиров, их зависимости от системы ценностей, действующей в окружении индивидуума, принципиальной ориентации на новизну, а также гибкости в трансформации сложившихся установок и стереотипов.

. Среди особенностей негативного воздействия средств мультимедиа на молодежную аудиторию выделяются: (1) проблемы коммуникации с людьми в реальном мире, вплоть до ее невозможности; (2) деформация представлений о своей собственной личности (обычно - в сторону идеализации), возникающая как следствие воздействия на нее виртуального образа; (3) формирование психологической зависимости от мультимедийной «среды обитания»; (4) трансформация системы социальных связей в сознании человека - вплоть до максимального снижения личностных аспектов во взаимоотношениях.

Апробация результатов исследования. Основные положения и идеи

диссертации отражены в научных и методических публикациях, а также в

докладе на конференции «Проблемы подготовки режиссеров

мультимедиа» (г. Санкт-Петербург). Теоретические и практические

9

выводы диссертационного исследования нашли применение в процессе преподавания ряда учебных курсов студентам факультета искусствоведения специальности «Режиссура мультимедиа» Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов: «Программное обеспечение и аппаратные средства мультимедиа» (2009 г.). Материалы диссертационного исследования были представлены на научных семинарах кафедры режиссуры мультимедиа СПбГУП.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ПЕРВАЯ ГЛАВА

Первая глава «Художественные средства мультимедиа в современной культуре - к постановке проблемы»

1. Предпосылки возникновения мультимедиа как нового вида искусства.

Уникальные особенности развития мультимедиа как нового вида искусства и художественного творчества на сегодняшний день представляют огромное поле для изучения. Развиваясь и постоянно совершенствуясь, мультимедиа уже сейчас является средой для развития и создания художественных произведений. Сейчас можно встретить произведения, которые были созданы, частично или полностью, при помощи художественных компонентов мультимедиа. К таким произведениям, например можно отнести современные компьютерные мультфильмы и игры, при создании которых использовались различные средства мультимедиа.

Можно предположить, что одной из наиболее важных предпосылок возникновения мультимедиа как нового вида искусства послужили такие важные факторы, как поиск нового, ранее не используемого и уникального способа создавать произведения искусства. Также этому поспособствовал всеобщий компьютерный прогресс, без которого средства мультимедиа не могли бы появиться, и тем более развиваться. Таким образом, основными двигателями в этом развитии являются прогресс и желание авторов произведений искусства создавать нечто новое.

Само понятие мультимедиа традиционно обозначает симультанное использование различных форм представления информации и ее обработки в единой интерактивной оболочке. Например, в такой

11

оболочке может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и