автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Художники М.Н. и С.М. Воробьевы и их значение в контексте истории русского искусства XIX века

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Болтаевская, Татьяна Игоревна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Автореферат по искусствоведению на тему 'Художники М.Н. и С.М. Воробьевы и их значение в контексте истории русского искусства XIX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художники М.Н. и С.М. Воробьевы и их значение в контексте истории русского искусства XIX века"

На правах рукописи

005015865

Болтаевская Татьяна Игоревна

Художники М.Н. и С.М. Воробьевы и их значение в контексте истории русского искусства XIX века

Специальность 17.00.04 изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Автореферат Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

3 (/| АЙ 1Ш

Москва, 2012

005015865

Работа выполнена на кафедре теории и истории изобразительного искусства Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова

Научный руководитель: доктор искусствоведения

Киселев Михаил Федорович

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения

Хромов Олег Ростиславович

кандидат искусствоведения Вяжевич Мария Валерьевна

Ведущая организация: Московский педагогический

государственный университет

Защита состоится «22» мая 2012 года в 15.00 часов на заседании Диссертационного совета К 009.004.01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения при Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова по адресу: 109004, г. Москва, Товарищеский пер, д. 30.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГАХИ им. В.И. Сурикова по адресу: Товарищеский переулок, д. 30

Автореферат разослан » Як/з&г*? 2012 г.

Ученый секретарь Диссертационного Совета, кандидат исторических наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность избранной темы

Творчество Максима Никифоровича Воробьева (1787-1855) и Сократа Максимовича Воробьева (1817-1888) издавна привлекает исследователей русского искусства. Оба художника принадлежат к славной плеяде русских пейзажистов XIX века, творчество которых определило собой новый этап в формировании русского пейзажа.

Настоящая работа восполняет пробел, который существует в истории русской живописи XIX столетия. Она посвящена творчеству художников, будучи так популярными в свое время, ценимыми современниками, но потом незаслуженно забытыми. На сегодняшний день нет ни одного полного исследования их творчества. Живопись Воробьевых не проанализирована в специальной литературе, за исключением небольших упоминаний о картинах и фактической стороне жизни художников. Существующие немногочисленные статьи, письма и исследования нуждаются в анализе, переосмыслении и систематизации представленной в них информации, необходимых для комплексной оценки творческого наследия Воробьевых. Недостаточно обширен и полон формально-стилистический анализ работ художников, что вынуждает более углубленно изучить данный вопрос, пересматривая некоторые оценки современников художников и переосмысляя их вклад в искусство.

Все это обуславливает актуальность исследования творчества Максима и Сократа Воробьевых в контексте русской пейзажной живописи XIX столетия.

Степень изученности темы исследования

Настоящая работа посвящена изучению жизни и творчеству Максима Воробьева и Сократа Воробьева. Однако трудность заключается в том, что о них, как и о большинстве художников XIX века, сохранилось не много сведений. До нас достаточно

мало дошло мемуаров современников, где говорилось бы о художниках, еще в меньшей степени сохранились записки самих художников. В существующих трудах еще не рассматривалась отдельно проблема формирования стиля Максима и Сократа Воробьевых, что является необходимым в изучении их творчества.

К вопросу о художественном творчестве Максима Воробьева в свое время обратился A.A. Федоров-Давыдов, опубликовав статью «Молодой Максим Воробьев», охватив только ранний период творчества художника. Кратко о художнике написал Г.В. Смирнов, упомянул о Воробьеве и А.Н. Бенуа. В истории русского искусства под ред. И.Э. Грабаря помещена небольшая статья А.Н. Савинова и Э.Н. Ацаркиной о М.Н. Воробьеве и его учениках. В 1999 году в журнале «Юный художник» А.Погодина опубликовала некоторые материалы о Воробьеве. О Максиме Воробьеве также писали Н. Попова и JI. Правоверова в 9 номере журнала «Искусство» за 1987 г. В 2001 году Государственной Третьяковской галереей был выпущен каталог выставки «Святая Земля в русском искусстве», в котором опубликованы некоторые работы восточного периода Максима Воробьева. Для более тщательного изучения творчества Воробьева чаще приходиться обращаться к публикациям ХЕХ века. Так, в 1888 году в журнале «Вестник изящных искусств» была опубликована статья П.Н. Петрова «М.Н. Воробьев и его школа». Данные исследования не позволяют в полной мере оценить весь вклад Воробьева в русскую живопись XIX века и раскрывают его творчество не в полной мере. Достаточно мало отведено вопросу о путешествие художника на Ближний Восток и его поездки в Италию, не проведен сравнительный анализ его произведений с работами Сократа Воробьева. Все перечисленное является вполне существенным материалом для раскрытия темы исследования. Еще в меньшей степени изучено творчество Сократа Воробьева. Имя художника кратко упоминается в справочных материалах по истории русской живописи и лишь в значительной мере о нем упоминает А. Погодина в статье «В тени отца. Молодой Сократ

Воробьев (1817-1888)» сделав акцент на раннем этапе становления творчества художника.

Объектом исследования в данной работе являются живописные полотна и графические работы художников, исполненные ими в различные периоды их творчества, как в России, так и за границей.

Предметом исследования является влияние романтизма на творческое становление Максима и Сократа Воробьевых.

Цель работы состоит в рассмотрении творчества Максима и Сократа Воробьевых, как явления художественной культуры своего времени во взаимосвязи с основными тенденциями русского искусства.

Задачи исследования:

- формирование корпуса работ Максима и Сократа Воробьевых и воссоздание их реальной биографии, поскольку в литературе она содержит много пробелов и ошибочных фактов;

- изучение малоизвестных и известных на сегодняшний день многочисленных живописных и графических работ Воробьевых и отбор для более пристального исследования наиболее ключевых произведений, демонстрирующих своеобразие и реакцию на романтическое направление в русской пейзажной живописи первой половины XIX столетия;

- организация собранного материала согласно стилистическим особенностям разных периодов творчества и раскрытие специфики каждого из рассматриваемых периодов;

- определить значимость поездки Максима Воробьева на Ближний Восток для дальнейшего его творчества;

- выявление изменения в стиле мастеров и обозначение основных хронологических этапов их изменений;

- выявление специфики живописи Максима и Сократа Воробьевых в сопоставлении с творчеством современников;

Границы исследования

Хронологические рамки диссертации - первая половина ХЕХ века определены творческой деятельностью Максима Воробьева, начавшейся в России (обучение в Академии художеств в классе перспективной живописи у Тома де Томона и Ф.Я. Алексеева, пенсионерская поездка по губернским городам), преподавательская деятельность, его путешествие на Ближний Восток, островам Греческого архипелага и по городам Европы. Изучение творчества сына художника - Сократа Воробьева обусловлено следующими временными рамками: середина - вторая половина XIX века. Его поступление в Академию художеств (1833 г.) где под влиянием своего отца юный художник постигал основы живописи; пенсионерская поездка в Италию в 1840 году, посещение Франции, Германии, Швейцарии; написание видов пригородов Петербурга и преподавательская деятельность.

Теоретико-методологические основы диссертации

Изучение творчества Максима и Сократа Воробьевых в контексте русского искусства XIX века носит комплексный характер, сочетая несколько подходов.

На предварительном этапе исследования существенная роль была отведена анализу письменных материалов и источников, таких как теоретические сочинения по истории, искусствоведению на русском и английском языках (Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке; Берковский Н.Я. Романтизм в Германии; Федоров-Давыдов A.A. Русский пейзаж XVIII-начала XIX века; Russian drawings 18th to early 20th century; F. Cummings. Romanticism in Britain 1760-1860), публицистические статьи (Попова H. М.Н. Воробьев и его ученики; Погодина A.A. Дуб, пораженный молнией (Максим Воробьев)), мемуары (Петрушевский Ф.И. Воспоминания о М.Н. Воробьеве; Соколов П.П. Воспоминания).

- Применение историко-культурного метода позволило с большей четкостью обозначить художественную и культурную спе-

цифику периода, к которому принадлежат живописные и графические работы Воробьевых.

- Формально-стилистический анализ позволил выявить основные этапы изменений и ключевые источники влияний, своеобразие и новаторство живописного метода Максима и Сократа Воробьевых.

- Метод стилистического анализа также использовался для решения проблем датировки отдельных работ. На сегодняшний день, в связи с малым количеством исследований и обширным творческим наследием, работы Воробьевых неоднозначно датируются, что затрудняет изучение творчества художников в данном направлении.

Совмещение вышеперечисленных методов позволило, основываясь на анализе конкретных произведений, рассмотреть обозначенные вопросы в контексте более широких и ключевых проблем общего художественного развития.

Научная новизна исследования

- Данная диссертация представляет собой первую попытку полного и детального рассмотрения творчества Максима и Сократа Воробьевых на базе имеющегося в нашем распоряжении фактического материала, а также новых данных, полученных автором в процессе исследования;

- Впервые живопись художников рассмотрена и проанализирована как отражение романтических настроений эпохи первой половины XIX столетия;

- Впервые рассматривается вопрос о влияние Максима Воробьева на становление творческого письма Сократа Воробьева;

- Впервые проводится подробный анализ живописи и графики Воробьевых, подвергается тщательному изучению манера художников, формирование их стиля;

- Большое внимание уделяется жанровой специфике произведений художников;

- Впервые дана наиболее полная картина пребывания Максима Воробьева на Ближнем Востоке;

- Впервые дан полный обзор коллекции графики Воробьевых из собрания Государственного исторического музея;

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности выпуска полной монографии о художниках с большим количеством иллюстративного материала. Возможность использования материалов и выводов диссертации историками искусства и культуры в научно-исследовательской и музейной практике, а также педагогической деятельности. Кроме того, собранный материал, а также предложенные выводы могут быть использованы для дальнейших специальных исследований как по творчеству Воробьевых, так и по русскому искусству XIX века в целом. Также, отдельные положения диссертации могут быть включены в материалы лекционных курсов.

Положения, выносимые на защиту

1. Путешествие М.Н. Воробьева на Ближний Восток имеет большое значение для изучения творческой биографии художника и кроме того данная поездка оказала сильное влияние на дальнейшее развитие его творчества.

2. В работах Сократа Воробьева прослеживается явная преемственность художественного письма Максима Воробьева.

3. Романтизм широко нашел свое отражение в работах не только Максима Воробьева, но и его сына Сократа.

Апробация работы

Работа прошла обсуждение на кафедре теории и истории искусств МГАХИ им. В.И. Сурикова и получила рекомендацию к защите. Ключевые разделы диссертации нашли отражение в ряде публикаций в научных изданиях и сборниках.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, семи глав, заключения, примечания, списка использованной литературы, списка приня-

тых сокращений. Из четырех приложений. В первом и во втором отражена хроника жизни и творчества Максима и Сократа Воробьевых. В третьем представлен каталог произведений художников. В четвертом альбом с иллюстрациями. В первой главе рассказывается о романтизме в западноевропейской и русской живописи. Во второй главе этапы творческого пути Максима Воробьева. Где также рассказывается о его преподавательской деятельности в стенах Академии художеств. В третьей главе рассматривается поездка художника на Святую Землю. В четвертой главе изучается графика Максима Воробьева. В пятой главе рассматриваются ранние годы творчества Сократа Воробьева. Шестая глава посвящена пейзажным акварелям и рисункам С.М.Воробьева. В седьмой главе рассматриваются основные особенности творческого метода художника.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении формулируются главные проблемы диссертации, обосновывается актуальность избранной темы, определяются цели и задачи работы. Здесь же анализируются теоретические источники и формулируются методологические принципы исследования, а также рассматривается основная научная литература, раскрывающая степень изученности вопроса.

Глава 1 «Романтизм в западноевропейской и русской живописи и графики» посвящена вопросу становления романтизма и его особенностях.

Романтизм - направление, возникшее на рубеже XVIII и XIX веков почти во всех европейских странах, а главным образом в России. Немецкий философ Фридрих Шеллинг разработал важные для романтизма мотивы: нет царства застывших и очерченных навсегда или хотя бы лишь надолго отдаленных явлений. Творимая жизнь находится в природе, в истории, в обществе, в культуре и в индивидуальном человеке. У Шеллинга человек

чувствует свое единство с природой и связь с нею для него не только высокая связь, но и домашняя, интимная. Через все романтическое искусство прошла эта интимность в отношении с природой. Многие из немецких романтиков отдавались душевным порывам, рассуждали о смысле человеческой жизни. Романтизм в России отличался от западноевропейского стиля иной исторической обстановкой и иной культурной традицией. Выделяются три пути развития романтизма в России. Один путь предполагал резкий разрыв с предшествующей традицией, новаторство в духе нового искусства. В России этот путь был представлен в O.A. Кипренским и А.О. Орловским. С их первых произведений, выполненных в 1800-е годы, и начинается, собственно, история романтизма в России, что касается пейзажной живописи, то именно с работ Сильвестра Щедрина начался чистый романтический пейзаж. Чрезвычайно характерным был путь развития романтизма, опирающегося на традиции сентиментализма. Само срастание сентиментализма и романтизма было подготовлено исторически, и оба движения имели немало точек соприкосновения и в своей программе, и в своей социальной сущности. В развитии русского романтизма намечается и третий путь. Это путь - срастания романтизма с академической традицией. Его в основном представляли художники, посвятившие себя жанру исторической композиции. Лучшие произведения были созданы, когда они покидали жанр исторический и обращались к другим жанрам - портрету и пейзажу.

Глава 2 «Этапы творческого пути М.Н. Воробьева» раскрывает основные этапы творчества мастера. Максим Никифорович • Воробьев родился 6(17) августа 1787 года в г. Пскове. Учителем Воробьева в области пейзажной живописи был Ф.Я. Алексеев и пейзажист М.М. Иванов. За время обучения в Академии художеств в 1809 году Воробьев был удостоен нескольких серебряных и золотых медалей. После получения Большой золотой медали. М.Н. Воробьев имел право на пенсионерскую поездку, но ввиду разразившихся в Европе наполеоновских войн заграничная

поездка не была реализована, в ходе чего все пенсионеры были оставлены при Академии. При их распределении Воробьев был прикреплен к Алексееву. В 1815 году Академия художеств определяет М.Н. Воробьева на должность педагога вести в пейзажном классе архитектуру и перспективу. В 1830-х годах художник создает виды Петербурга: «Набережная Невы у Академии художеств (Вид пристани египетскими сфинксами днем)» (1835 г., ГРМ), «Осенняя ночь в Петербурге. Один из исследователей русского искусства В.Н. Пилипенко упомянул о Воробьеве как о художнике который «несомненно испытал влияние романтизма, но романтизм не стал сердцевиной его творчества, он присутствовал в его картинах подобно легкому туману, который растворяется в лучах солнца» 1 С данным высказыванием можно не согласиться. На протяжении всего творчества мастера, начиная уже с его ранних графических работ, начинает проявляться романтизм, уже затем в период путешествия Воробьева по Ближнему Востоку, романтизм все больше занимает центральное место в творчестве художника, чего стоит вспомнить его виды Иерусалима где Воробьев полностью погружается в разработку эффектов дневного и ночного освещения. По возвращению в Петербург он создает превосходные произведения «Осеняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью» (1835, ГТГ), «Вид Невы от Горного института» (1834, ГТГ), «Закат солнца в окрестностях Петербурга» (1832, ГРМ) где он использует весь свой накопленный опыт из восточного периода. Уже в зрелые годы, художник живет романтизмом, а точнее романтизм живет в его работах. Вершиной его творчества становится картина «Дуб, раздробленный молнией (Буря)» (1842, ГТГ). Именно в ней художник воплощает все свои страдания и горе об утрате своей жены Клеопатры Лонгиновны. Дерево становится символом тоски, а молния ударившая в дерево символом жизненного потрясения. Стоит даже вспомнить одни из последних произве-

1 Пилипенко В.Н. М.Н. Воробьев и его роль в развитии русского пейзажа // Проблемы развития русского искусства, вып. XIV, Л.,1981, стр. 69.

дений М.Воробьева итальянского периода, где романтизм становиться сердцевиной его работ: «Итальянский вид ночью. Маяк в Палермо» (1847, ГТГ), «Дорога к французскому монастырю Сан-та-Мария ди Джезу в Палермо» (1845-1846, ГТГ), «Дорога в Оливиццу близ Палермо» (1845-1846, ГТГ). Все это было характерно именно для романтиков и утверждение Пилипенко о том, что романтизм не лежал в основе всех работ художника, является довольно поспешным.

В своих произведениях художник тонко чувствует цвет. Такое мы можем наблюдать, начиная с работ, выполненных на восточную тему. В московских видах он еще не раскрывается в полной мере. Оттенки цветов желтого, серого и охры делают картину сухой. Мазок скован и лишь разукрашивает изображенную архитектуру. Своей главной целью художник ставил, как можно тщательнее проработать архитектуру. Здесь проявилось явное влияние Алексеева. А правильные закомпановка и построение - уроки Тома де Томона. 1830-е годы, время, когда художник раскрывает весь свой талант живописца. Один только взгляд моментально приковывает нас к этим работам. «Воробьев никогда не пользовался исключительно линейной перспективой...Главное внимание его было сосредоточено на колористическом решении пейзажного мотива, на выражении его настроения» 2 - писал В.Н. Пилипенко о М.Н. Воробьеве в сборнике «Проблемы русского искусства».

Последний значительный цикл работ художника связан с поездкой в 1845-1846 годах в Италию, где в то время находился его сын, пенсионер Академии художеств Сократ Воробьев. Работы этого периода отмечены особой жизненностью. В них много динамики; предметные формы переданы обобщенно; линейному контуру художник предпочитает пятно. По прибытию в Россию М.Н. Воробьев пишет картину «Итальянский вид ночью. Маяк в Палермо» (1847 г., ГТГ). Эта картина, как и все другие у Воробь-

2 Пилипенко В.Н. М.Н. Воробьев и его роль в развитии русского пейзажа // Проблемы развития русского искусства, вып. XIV, Л.,1981, стр. 72.

ева отмечена романтизмом. Свет луны пробивается сквозь тучи, освещая край маяка и лодки. В 1828 году Сильвестром Щедриным была написана похожая картина «Лунная ночь в Неаполе» (ГТГ). Как видно по работам, оба художника увлекаются переда-, чей эффектов освещения, что, безусловно, отвечало романтизму. Художники пишут море при свете луны, замечательно показан эффект лунной дорожки с вибрацией света на поверхности воды. Щедрин стремится изобразить в одной картине несколько источников света - сияние луны и костер на берегу моря, что собственно его и отличает от Воробьева. Данные работы подтверждают, так же и то, что ночная пора для художников-романтиков являлась одним из изменчивых состояний природы, которое они могли изобразить на плоскости холста. М.Н. Воробьев работал до последних дней своей жизни. Художник скончался 10 сентября 1855 года.

Таким образом, поздние работы Максима Воробьева показывает нам высокую степень профессионализма художника.

В главе 3 «Путешествие по Святой Земле» подробнейшим образом рассматривается путешествие М.Н. Воробьева на Ближний Восток. Целью поездки являлась тщательная зарисовка видов и планов храма Гроба Господня в Иерусалиме. Работы Максима Воробьева восточного периода определяют дальнейшее развитие творчества художника. Романтизм нашел свое отражение в многочисленных его эскизах, рисунках, акварелях и живописных полотнах. Атмосфера мистического, таинственного присутствует в каждой работе исполненной им на Востоке. По этюдам из поездки, живописец пытается придать работам романтический оттенок за счет расстановки объектов в пространстве, при помощи света и цветовой палитры красок. Характерной чертой романтиков является поиск всего необычного, загадочного, наполненное философским смыслом и небо является, возможно, самым удачным объектом воплощения романтизма. Воробьев не жалея красок, пишет замечательное, наполненное таинственностью утреннее и ночное небо Иерусалима. Мягкая манера письма

и плавные переходы цвета придают его картинам поэтичность. Работы живописца были и остаются восхитительными для подражания всем последующим поколениям художников. Романтики по своей натуре были склонны к путешествиям. Для них путешествие было своего рода открытие мира, постижение его тайн и красоты, недаром Воробьев делал всевозможные рисунки и акварели с местных обывателей, благодаря которым теперь мы можем судить о графическом стиле художника и обычае одеваться жителей Ближнего Востока. В них он видел что-то незнакомое ему, таинственное. Иное понимание мироздания, иные обычаи, поэтому можно сказать, что романтизм Воробьева присутствует и в самом путешествии по Востоку.

В главе 4 «Графика Максима Воробьева» выявляется специфика мастера в области графики. Прослеживая эволюцию графического стиля Воробьева, нельзя не отметить тот факт, что начиная с неуверенного штриха, с некоторой шероховатости в работах, ему все же удается достичь высокой степени мастерства. Ранние рисунки художника отличаются не богатым выбором сюжетов и простотой исполнения, акварели выполнены в сухой палитре красок и все еще смотрятся ученическими. Постепенно Воробьев накапливает больше опыта в исполнении графических рисунков, что они смотрятся более профессиональными по своему исполнению при помощи таких вспомогательных материалов как карандаш, перо и акварель. Обращение Воробьева к таким мотивам как изображение человека в интерьере и вне его, жанровая композиция, зарисовка морских судов и деталей от кораблей, морского ландшафта, изображение ветра и плывучих облаков по небу, восход и заход солнца делают его по истине интересным и многогранным художником своего времени. Перечисленные мотивы солнца, неба и порывы ветра указывают нам на явное присутствие романизма в графике Воробьева. Его рисунки и акварели весьма выразительны, а в некоторых случаях и эмоциональны. Художник на протяжении всей своей жизни находился в творческом поиске. Многочисленные зарисовки памят-

ников архитектуры, морских пейзажей, фигурок людей, животных указывают нам на человека стремящегося познать окружающий мир и отразить его великолепие на листке бумаги.

Глава 5 «Ранние годы творчества Сократа Максимовича Воробьева» посвящена вопросам биографии и этапам творческого пути художника. Художник родился 12 (24) февраля 1817 года в городе на Неве. Будущий художник с юных лет впитал в, себя дух творчества, царивший в стенах Академии художеств, все его детство прошло под влиянием отца. Его детские рисунки сохранились до наших дней и сегодня находятся в собрании графики крупных музеев страны. По таким рисункам как «Сосна» (1833), «Голова лошади» (1830) и «Гусар-трубач на лошади» (1830-е) еще прослеживается неуверенный штрих и явное стремление художника к творчеству. Свое первоначальное художественное образование Сократ Воробьев получил в домашних условиях. Прежде чем будущий художник стал обучаться в Академии художеств, по инициативе родителей он постигал курс общеобразовательных наук в частном пансионе расположенный на Васильевском острове. Поступив в 1833 г. в класс ландшафтной и перспективной живописи под руководством своего отца-Максима Воробьева, Сократ начал осваивать навыки перспективы и пейзажной живописи. За время обучения в Академии художник неоднократно получал награды за свои достижения. Так, в 1836 году за успехи в живописи и рисовании с натуры, он вместе с Иваном Айвазовским за третий экзамен по рисованию получил малую (вторую) серебряную медаль. С одним из своих друзей по классу - пейзажистом Логином Фрикке, юный Воробьев в 1837 году совершил поездку в Ревель и в имение А.Х. Бенкендорфа близи мызу Фаль. Это было первое путешествие Сократа за пределы столицы и ее окрестности. Примером, какие этюды с изображением мызы Фаль, привез Сократ Воробьев в 1837 г., могут служить его небольшие работы маслом: картина «Два мальчика, удящие рыбу. 1837» (ГТГ) и «Пейзаж близ имения Фаль в Эстонии» (Художественный музей в Риге) Вернув-

шись из Ревеля, в сентябре 1838 года на выставке в Академии художеств Воробьев показал свою картину «Пейзаж, написанный с натуры на даче Фаль, близ Ревеля». Это произведение было удостоено большой золотой медали Академии. Художник получил право на пенсионерскую поездку за границу.

В главе 6 «Пейзажные акварели и рисунки Сократа Воробьева» анализируются графические произведения художника. За время путешествия по Ревелю С. Воробьевым была создана целая серия с видами этого города, значительная часть которых на сегодняшний день хранится в Государственной Третьяковской галерее. Собрание графики Сократа Воробьева представляет собой неотъемлемую часть в изучении творчества художника. Воробьев значительную часть своей жизни проводит в путешествиях по России и заграницей. Примерно к 1843-им годам у художника стал «складываться» альбом итальянских видов. Альбом содержал в себе отдельные графические листы, выполненные карандашом на бумаге одного формата, по мнению живописца, он включал наиболее цельные, по образным и профессиональным задачам пейзажи. Итальянские рисунки Воробьева, с их эстетической самоценностью, стали оригиналами для многих будущих его картин. Так, один из рисунков под названием «Вид старой постройки со стрельчатыми арками в Амальфи, в долине Мулини» (1843, ГРМ) послужил прототипом данного живописного произведения. Итальянские мотивы остаются в творчестве Сократа Воробьева до конца его жизни, но не меньший успех выпадает изображениям Санкт-Петербурга и его окрестностей, российской Прибалтики. И хотя в настоящее время известность С.М. Воробьева заметно уступает славе отца, при жизни его произведения пользовались заслуженным признанием. Все самое интересное Сократ Воробьев отображает в своих многочисленных рисунках и акварелях, которые в дальнейшем были представлены на суд зрителю.

В последней 7 главе «Основные особенности творческого метода художника» диссертантом выявляются особенности в значительной мере характеризующее творчество Сократа Воробьева. Долгое время не затрагивался вопрос о художественных особенностях произведений мастера. Рассмотрение пейзажной живописи Воробьева также необходимо, как изучение рисунков и акварелей художника. На раннем этапе творчества Воробьева уже прослеживаются основные стилистические особенности написания картин: тонкий мазок кисти, сочетание детализации изображения с использованием локальных цветовых пятен, глубокое чувство цвета, выявление композиционных планов с помощью света - вот основные черты последующих работ художника. Художник уходит от однообразия в своих произведениях. Сюжеты становятся более разнообразными, а цветовая палитра чище и насыщеннее.

Выявляются такие особенности творчества Сократа Воробьева -первоклассное владение композицией, умение выбрать необходимый угол обзора и перенести его на плоскость холста или бумаги, непревзойденное чувство цвета, создание романтического настроения и лирического восприятия работ.

В Заключении подводятся основные итоги исследования.

Формулируя проблему исследования, перед нами стояла задача проследить формирование стиля Максима и Сократа Воробьевых в контексте развития русской живописи XIX века и выявить основное значение их творчества.

Первые работы Максима Воробьева еще несут на себе оттенок живописи Алексеева. В видах Москвы Воробьева сухая палитра красок, жесткое перспективное построение напоминают Московские работы Федора Алексеева. 1820 год является поворотным в жизни художника. Путешествие на Ближний Восток определило все дальнейшее развитие его творчества. Романтизм начинает проявляться во всех его произведениях. По приезде в Россию на основе натурных зарисовок из поездки художник пишет ряд картин, в которых тот самый мистицизм и дух таинст-

венности, так хорошо присущие романтизму, начинают переполнять его работы. Художники-романтики «бежали» от обыденности, любили дальние путешествия, во время которых их взор привлекало все новое и неизведанное, именно поэтому Воробьев с таким усердием и тщательной проработкой всех деталей пытался зарисовать жителей Ближнего Востока. Его образы весьма романтичны и выразительны. Именно в период романтизма природа востока приобретает большое популярное значение.

Изображение природы, как правило, отличается в работах Максима Воробьева созерцательностью, что было характерно для романтиков. Художник «сопереживал» природу видя в ней черты осуществленного идеала. Но встречаются в его творчестве и произведения, где представлены образы бурной природы: «Дуб, раздробленный молнией» (1845, ГТГ) и рисунок «Тонущий корабль» (1845, ГТГ)

Изображения природы сыном художника - Сократом, носили только светлый и созерцательный характер. В его творчестве мы не находим произведения отражающие плохое эмоциональное состояние. Все его работы насыщенны созерцательность. Это прекрасный мир, где природа безмятежна и умиротворенна. Если мы вспомним Итальянские виды художника, то увидим и почувствуем в них ярко выраженную романтическую стилистику автора.

Художники-романтики жили мечтой, а не реальностью. Мечта была и у Воробьевых. Ранние рисунки Сократа Воробьева выполненные им во время поезди в Ревель, отражают романтические искания молодого живописца. Архитектура и расположение города были идеальным местом для отражения романтизма в его работах. Как и его отец, Сократ Воробьев не оставляет без внимания архитектуру замков. Образ старого замка был хорошо любим романтиками, за его вековой вид и таящуюся в нем тайну прошлого. Важное было внимание уделено и окружающему его пространству. В 1855 году художник напишет акварель с видом

на Трокский замок на озере Гальве. Романтизм нашел свое яркое проявление в творчестве Сократа Воробьева. Создавая конкретные виды, художник наделял их эмоциональной насыщенностью - яркие вечерние закаты, ночь при лунном свете, ясный летний полдень. Вслед за своим отцом, художник изучал эти природные явления, наблюдая над тем, как цвет меняется в зависимости от света. Была мечта и у Максима Воробьева - отправится в путешествие по Италии, что он и делает под конец своей жизни. Именно поздний период его творчества открывается поездкой в эту страну. Его путешествие продолжалось один год - с 1845 по 1846. В своих альбомах художник делает беглые зарисовки памятников архитектуры, виды городов, жанровые зарисовки, эскизы композиций, фигурки и лица людей, животных. Как и в восточных работах, М.Н. Воробьев стремится запечатлеть эмоциональное состояние в образе. Художник также посетил Германию, Францию, Чехию и Швейцарию, живописные виды тех мест он зарисовал в своих альбомах и рисунках.

Умение чувствовать цвет и воплощать его на холсте - одно из главных качеств художника и дано не каждому. Будучи оба воспитанникам Академии художеств, Воробьевы обладали огромным талантом в живописи. Максим Воробьев, по словам современников, также прекрасно владел игрой на скрипке и чувствовал созвучие музыки и живописи. Такой своеобразный синтез был вполне естественным явлением для романтизма, который приветствовал слияние различных видов искусств. Художника поглощали мечты, идеалы, всевозможные идеи, которые одновременно воплощались в музыке, живописи и скульптуре, вполне возможно, что и в литературной форме тоже.

Каково же все-таки значение Воробьевых в истории русского искусства XIX века? Творчество Воробьевых внесло свое определенное влияние на развитие пейзажной живописи в России. В одном из высказываний того времени говорится что «в период

Воробьевскаго влияния стали изучать природу по отношению к внутреннему человеку...»3

В словах «именно к себе, к внутреннему» - подразумевается душевное состояние человека, его образное восприятие мира. Он пытается воспеть природу такой, какой он ее ощущает. Можно говорить о романтике как об особом типе личности - человеке сильных страстей и высоких устремлений, отстраненный от обыденности. Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства. В творчестве Воробьевых это стремление искренне передать свои чувства и впечатления от увиденного, а также желание показать духовно свободного человека, составляющего единое целое с миром природы, ярко выражено. Художники создали свое видение мира и природы. Красками они воплощали все свои идеалы и мечты, что так любил романтизм. Именно это и передали своим ученикам Максим и Сократ Воробьевы. Среди учеников М.Н. Воробьева обучались живописи такие художники как Михаил Иванович Лебедев, Иван Константинович Айвазовский, Никанор и Григорий Чернецовы, Лев Феликсович Лагорио, Алексей Петрович Боголюбов, а также сын Сократ. Художник преподал им основные знания в области рисунка, построения композиции, перспективы и научил юных живописцев воплощать эффекты освещения на плоскости, создавать лирическое восприятие пейзажа. Работая во много под влиянием своего отца, Сократ Воробьев не утрачивает своей индивидуальности. Стремление мастера запечатлеть, изобразить и выразить увиденное в духе романтизма, делает его поистине талантливым художником середины - второй половины XIX столетия. Интерес к его личности должен неоспоримо возрасти. Сократ Воробьев, как и его отец, вел преподавательскую деятель-

3 Петрушевский Ф.И. Воспоминания о М.Н. Воробьеве. Художественные новости. Прил. к журналу // Вестник изящных искусств, т.6, №21,1888, стр. 503.

ность в стенах Академии художеств, тем самым преподнося будущим живописцам основы романтизма. Среди его учеников числились Иван Иванович Шишкин, Арсений Иванович Мещерский, Евгений Эдуардович Дюккер, Юлий Юльевич Клевер. Сократ Воробьев учил, что романтизм находится, прежде всего, в личности человека, устремившегося к полной внутренней свободе, к совершенству и обновлению. Художник-романтик, прежде всего, толкует состояние природы и причем толкует ее так, как она соответствует его внутреннему состоянию. Произведения учеников художника исполнены в свободной, эмоциональной манере. Их живопись отражает всю красоту окружающего мира, именно то чего в своих работах добивался сам Сократ Воробьев.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что Максим и Сократ Воробьевы являются ключевыми фигурами в истории русского искусства XIX века. Благодаря их преподавательской деятельности, многие художники были воспитаны в духе романтизма. Окончив Академию художеств, они создают свои великолепные полотна в какой-то мере несущие в себе эстетику этого направления.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях

1. Рисунки и акварели М.Н. Воробьева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, № 2 (2), Киров, 2011, с.196-201. (0,5 п.л.)

2. Святая Земля в творчестве Максима Воробьева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, № 3 (2), Киров, 2011, с.166-171. (0,5 п.л.)

3. Графика М.Н. Воробьева // Изобразительное искусство в школе, № 2, М., 2010, с.67-75 (0,5 п.л.)

4. Путешествие по Святой Земле // Изобразительное искусство в школе, № 6, М., 2010, с.71-76 (0,5 п.л.)

5. Акварели и рисунки Воробьевых из собрания Государственного Исторического музея И Художественный совет, № 6, М„ 2011, с.17-19 (0,3 п.л.)

6. Основные особенности творческого метода Сократа Воробьева // Изобразительное искусство в школе, № 2, М., 2012, 69-74 (0,5 п.л.)

7. О малоизвестных работах Максима и Сократа Воробьевых // Искусство в школе, № 1, М., 2012, с.22-25 (0,3 п.л.)

Всего: 3,1 пл.

Подписано в печать 17.04.10 Формат 60x84/16. Бумага офс. № 1 Тираж 100 экз. Заказ 31.

Отпечатано в типографии ООО "АВАНГЛИОН-ПРИНТ" 115035, Москва, Бол. Ордынка, 21/16 Тел.: (495) 951-71-45 Факс: (495) 953-40-70