автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Ибн Сина и Аристотель: развитие логических идей

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Кмамходжаева, Айдинпаша Пулатовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Ибн Сина и Аристотель: развитие логических идей'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Ибн Сина и Аристотель: развитие логических идей"

АКАДЕМИЯ НАУК УЗБЕКСКОЙ ССР ИНСТИТУТ «ШОСОШ И ПРАВА имени И'.Н'.ШШОВД

Ш правах до копнем

ИМАМХОДЕАЕВА АДДИНПАША ПУЛаТОВРА

ИБП СИНА И АШСТОТЕПЬ: РАЗВИТИЕ ЛОШЧЕСЮа ИДЕЙ

09.00.03 - Истории философии-

Авто реферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ташкент - 1990

/

йбота выполнена в Институте востоковедения имени Абу Втхана Беруни к в Институте философии и права им.И.И.Цуминова АН УзССР

Научный руководитель - доктор философских наук,

заслуженный деятель науки УзССР, академик АН УзССР, профессор ХАЙРЛШАЕВ М.М.

Официальные оппоненты:

- доктор философских наук, заслуженный деятель науки УзССР, лауреат республиканской государственной премии им'.Беруни,професоор

ФАЯЗУЛЛАЕВ А'.Ф'.

- кандидат философских наук,доцент КАДЫРОВ М'.М.

Ведущая организация • - Ташкентский государственный университет им'.В.ИгЛенина

. г .у.0

Защита состоится V ^.лУуА 1990 в /ц_

часов на заседании специализировАиного совета Д 015.03.01 у в Институте 5илосо$ии и права им.И.М.Муминова АН УзССР /700170, Ташкент(ул.фминова,9/.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН УзССР по адресу:700170,г.Таикалт,ул .фминова, 13.

Автореферат разослан " "_

I I

Актуальность темы определяется тем, что нынешнее время -время масштабных задач и больших свершений - требует дальнейшего углубления и расширения научных исследований в области общественных наук,повышения уровня теоретической мысли.Этого требует и развитие исследований по историко-философским направлениям, так как современные йилософские проблемы нельзя понять и решить без глубокого осмысления их исторической ретроспективы.

Это определяет также актуальность исследования философских учений нередко самого далекого прошлого,поскольку почти

все современные концепции складываится как результат сложного диалектического синтеза прошлых и настоящих идей.

В наши дни большое значение придается изучение наследия средневековых арабоязычных йилосо$ов Востока .Бесспорны важность и необходимость его прежде всего с точки зрения освоения общечеловеческих культурных ценностей.Еще Ф.Энгельс в "Диалектике природы" писал, что "жизнерадостное свободомыслие, перешедшее от арабов и питавшееся новооткрытой греческой Силосо^ией, подготовило материализм ХУШв!1

Здесь важно отметить, что это яркое движение в истории духовной жизни человечества оказалось возможным благодаря необычайно интенсивному в то время развитии всесторонних связей метду культурами народов различных регионов и эпох, в частности древнегреческой и раннесредневековой арабоязыч-ной ¿'илосо^ией.включая^ логику*.

Современная востоковедная наука, в том числе ее советские представители,за последние десятилетия значительно преуспела в изучении культурного наследия народов Ближнего и Среднего Востока, а также Средней Азии.Проделана значительная работа по публикации и изучение трудов таких крупнейших мыедике-лей средневекового Востока, как Хорезми, фараби, Иби Сина, Беруни и многие другие, но в этом направлении предстоит осуществить еще не мало работы1.

1.^йркс К. и Энгельс Ф. Соч. т-.20,с,355

Один из важных аспектов актуальности научных исследований в этой области связан с необходимость!) преодоления некоторых односторонних подходов и оценок,допущенных к в нашей историко-философской науке,дальнейшей ликвидации имевшихся в ней "белых" пятен.

Настоящая работа посвящена исследование одного из важнейших компонентов средневековой арабоязычной науки - логическому учении Абу Али ибн Синьг, которое нашло свое отражение в его капитальном труде "Китай аш-Ши$а" /"Книга исцеления"/ , состоящей из 22 книг и охватывающем все отрасли знаний того времени.

Логическая часть "Китаб аш-Шифа", состоящая из 9 взаимосвязанных книг,является одним из основных и наиболее кгуп-ных оригинальных произведений Ибн Синн по логике, в котором подробно изложено его логическое учение^обобщасщее современное ему состояние логики и его собственныг достижения в этой области.

Логические проблемы занимает Ибн Сину на протяжении всей его научной деятельности.Им создано болызое количество трудов,посвященных различным вопросам логики'. Эти труды, на протяжении многих веков выступавшие стимулом для развития логики, не утратили своего значения и в наши дни.

Подтверадением этому служат переводы на латинский язык сочинений Ибн Сшш, а. также изучение и дальнейшее ¡аз-витие его учения о логике на Западе такими учеными,как Фома Аквинский.Дунс Скот,Ф .Бэкон, а на Востоке - Насираддин ат-Туси.Фахриддин Вази.Кутбаддин Мухаммад ар-1Ьзи ат-Та$тазани, Мухаммад Шариф Джурдианк и др.

Формирование взглядов Ибн Сини, как ученого в целом, логика в частности,проходило в эпоху становления и расцвета на обширной территории арабского халифата синкретической культуры, деятелями которой наряду с арабами были представители многочисленных покоренных народностей и других стран.

Одной из особенностей той эпохи было глубокое осмис-ление параду со своей прошлой духовной культурой духавнкх

ценностей народов Индии,Нитая, Греции, возрождение древней науки и культуры в новых условиях и на собственной основе, глубокий интерес к изучению природы и ее познанию и в то же время всесторонняя теологизация духовной жизни общества.Все это выдвигало неотложную задачу разработки природы и принципов познания .законов,форм и методов логического мышления. Поэтому в системе философской проблематики того периода вопросы логики занимает одно из ведущих мест.

В разработке логических проблей,как и в ряде других областей знания,средневековые арабоязычные ученые,в том числе Иби Сина,особое значение придавали трудам мыслителей античной Греции,в особенности Аристотеля.

Большую роль в формировании взглядов Ибн Сины сыграли труды таких ученых,как ал-Кинди,ал-Фараби,последователи "Ихван ас-сас[аи,которые явились предшественниками Ибн Сины в разработке вопросов логики.

На важность исследования логической части "Китаб аш-Шфа" /"Книги исцеления"/Абу Али ибн Сины в свое время указывали

А.А-.Семенов,А'.И.Гуа1лон,А;.В-.Сагадеев,Н.Болтаев,:.Г.Дш1оршоев и

другие исследователи его творчества.

Цель и задачи исследования. Исследовательской целью работы является анализ основного круга логических вопросов,рассматриваемых Ибн Синой в "Китаб ащ-Еифа",преемственности логических идей мыслителей древности и средневековья - Аристотеля и Ибн Сины, развитие последним науки логики в условиях средневекового Востока, а также определение места логической части , "Китаб аш-Ши$ам среди его других трудов по данной проблематике.

Основные задачи диссергации.сводятся к спедуищим: -подвергнуть сравнительно-источниковедческому анализу погичес-. кие труды Ибн Сины,прежде ьсего логические раздели "Китаб ая-

Ши^аи,в контексте логического наследия Аристотеля; -раскрыть общефилософские основы логического учения Ибн Сины; -выделить особенности и рациональные моменты в интерпретации Ибн Сины предмета и задач логики; -выявить специфику постановы! и решения проблемы понятия;.

-б- провести сопоставительное изучение развития теории суждения и его классификации;

- рассмотреть специфику раскрытия и содернательного'воплощения "искусства спора" /"дискуссии"/ в логическом учении Ибн Сины;

- раскрыть вклад в концептуальную разработку различных видов силлогизмов.

Научная новизна диссертационного исследования определяется следующим:

ВперЕие предметом сравнительного анализа становится одно из основных сочинений Ибн Сины,представленное логической часты его труда "Китаб аш-Ма",основным источником для изучения которого послужило каирское издание критического текста книги. Исходя из анализа материалов по логике из "Китаб аи-Шда" и других произведений мыслителя,обобщения достижений современных специалистов по изучаемой проблеме,диссертант пытается дать системное осмысление к освещение логического учения Ибн Сины в аспекте единства со всей его философской системой, в плане взаимосвязи и взаимозависимости основных структурных компонентов самой погики, а также в контексте ее последующего развития и современной значимости самого логического наследия Беликого ученого.

На основе больного нового фактологического материала в диссертации проводится конкретно-проблемный анализ общих принципов построения логического учения Ибн Сины,его поникания предмета и задач логики,так и его основных структурных • компонентов,связанных с теорией понятия,суждения,силлогизма и диалектики как искусство ведения спора.

С^У*^ У5'^1 -»УЗ Л»*} с^ОгЬ^

ИоГ.

•о» "СИП.^!^!.^,.^^!

Исследование ведется в плане сопоставительного анализа с логическими концепциями Аристотеля,выявления степени инновации, специфики и отличительных особенностей логики Ибн Сины.

Раскрыт ряд аспектов современного значения логического учения Ибн Сины, в частности его концепции понятия,модалышх и условных суждений и силлогизмов.

Вводя большой логический материал в научный обиход,диссертант впервые дает обстоятельный анализ логического сочинения Ибя Сшш "Поэмы о логике", написанного в стихотворной форме, малоизученного трактата "О дуиевных силах"'.

Степень изученности. В последние десятилетия изучению истории логики стран Ближнего и Среднего Востока, а такяе Средней Азии уделяется большое внимание.Кроме работ общего характера,появляются специальные труды,посвященные целостному исследовании тех или иных логических учений либо их "отдельных, аспектов.

Вместе с тем труды по логике ученых этих регионов изучены недостаточно как советскими,так и зарубежными исследователями,хотя в различных востоковедных центрах за дебетом,а такие в Советском Сопзе/рукописные фонды JïО ИЗАН СССР,ИВ Тадн.ССР и др./ имеется немало рукописных логических сочи-нений'.Особо следует отметить фонд Института востоковедения АН УзССР, в котором наряду с трудами по логике других мыслителей стран Востока хранятся и сочинения Ибн Силы.Отдельные из них является редкими и весьма ценными'.

В частности,до настоящего времени не была объектом специального исследования ни'у нас,ни за рубежом логическая часть одного из крупнейших сочинений Ибн Сины "Китаб aia-iûwaï

В настоящее время как в советской ,так и зарубежной ориенталистике имеется ряд работ,посвященных изучении тех или иных трудов Ибн Сини по логике .Начало изучение и переводу произведений Ибн Сины в советской науке положили труды A.;j. Богоутдшгова

1.Еогоутдинов А..'.¡.Выдавшийся памятник философской мысли таджикского пагода о произведении Ибн Сини "Данип-наме" //¿опросы гг ил осой ИИ .1943''¿3/3 С.336-365.Он ие:)'бн Сина .Книга знания, перерод и исследования .-Стал инабад .1957.2S6C.

Ва.тннм вкладом в исследование логики Ибн Сини явилась работа П.Ьолтаева.* В не^1 исследователь анализирует логические воззрения мыслителя,основываясь на трудах "Даннш-наме", "Указания и наставления'^ др.

Логические взгляды Ибн Сины в той или иной мере рассмотрены в целом ряде других работ пав советских,тан и зарубежных ученых. ^

Следует откетсть труды Арбери,Вульва,!>'орбена°которые исследовали его обцейнлософсние и логические взгляды,главным образам,на отдельных трудах,таких как "Китаб ал-ишарат Еа--танбихат","!.!ачтпк ал-мушриниин","лайй иби Якзан", а оценка,даваемая его воззрениям этими учеными порой противоречива.Что ке

I.Болтаев IJ.H.Вопросы гносеологии в логики в произведениях Ибн Сшш и его школы.-Душнбе .1961. G00C.

'¿Лей Г. Очерк истории средневекового материализма.-!. 1.1962.5880; .".ГановельсЕвй А.О.Пстория лог;ш;.-!.1Л967.502С. ;GoHyeB А.К. Из истории арабоязычко:: логики средних веков.-Заву.I97I.83C., ¿айзуллаев А.¿.Проблемы противоречия в трудах классиков естествознания и философии Средней Азии.-Ташкент.1974Л46С., и другие его работы,где освещаются взгляды Ибн Сины,касающиеся теории познанвя;};алруллаев ГЛ.ГЛ. и Ыуталвбов С.А.Теория су;эдения ¿араби ии ее влияние на логпческие взгляды Ибн Си-ны//Общественные науки в Узбек1;сгане.197Э..>38.СЛ5-23;Сага-деев А.В.Ибн Сг.на.-М.1980.240С. ;}.а!1руллаев !,1.!1.Логпческая мысль средневековья и Абу Али ибн Сигш//Обществекные науки в Узбекистане. I960. С. 5-14;Са.1фуллаев Н.М.О логике Ибн Си но// Ибн Сино и средневековая философия.-Душанбе.1981.С.59-85; Кадыров М.ЛогЕКо-гносеологвчесяие идеи Дкурд:.;а.ч:://Логино-гносеологичесние идеи мыслителей Средне:": Азии.-Ташкент.1981 Г27-191 ;Ха:1руллаев И.М.Абу [Гаер ал-_>араби.-;,1.1£82.304 С.; Он ке:Культурное наследие в история философской мысли.-Ташкент .1985.263С. ;Дшюрзюев 1Л.Иатурф::лософпя Ибн СИНЫ.-Душанбе.1905.255С. » Goichon A. Introduction Ibn Sina.bivre des directives et remarques.Paris-Bayrouth,19511Mahdi li.Isla-mio philosophy sthe Eastern and Western schools- "Cultures' . Paris,1978,vol, J fResher H.The development of arabic logic, Pittsburh, 1964,453р. .^U-^lj^lAi-JiJ» Jl^JJ 0 ^

\\ YA tiykfcjl Xcjk-,1- ujJLjO«-!?» -4> '

3. \\0U jJOjl •'Г ' '

Oorbiii H.Avicenne et le Resit vioeionaire.Tegeran-Paris, 1954,1-2)

касается работ Афнана,Усмана надкати,Д.Салиба,!0дкура .»Сахина-1, то следует признать ,что в них учение Ибн Сины рассматривается не всегда строго с научных позиций.

Методология исследования. При.работе над источниками диссертант руководствовался диалектико-материапистической методологией изучения историко-философского процесса с применением метода сравнительно-сопоставительного анализа источников.

Практическое значение .Вводятся в широки:! научный обиход новые материалы,связанные с логическим учением Ибн Сины,которые могут быть использованы философами и логиками при дальнейшем изучении ряда, аспектов истории арабаязычной философии к логики и вклада ее представителей в развитие логики в целом'.

Результаты исследования призваны в той или иной мере способствовать более полному и разностороннему изучение богатого научного наследия Ибн Сины,в частности его логико-гносеологических концепций,их современной значимости.

Наконец, ма те риалы диссертации могут быть использованы в вузовских курсах по истории философии,в том числе логики народов Востока, а также па линии общества "Знание1.!

Апробация. Основные положения диссертации, были изложены в докладах на УШ традиционной научной конференции молодых ученых в Институте рукописей им.Х.С.Суле2:.анова АН УзССР/Ташкент, октябрь, 1986/,конференции молодых ученых и аспирантов в Институте востоковедения им.Абу Райхана Бедони АН УзССР/Ташкент, ноябрь,1986/,республиканской конференции иолодих ученых и аспирантов/Ташкент,198?/,Всесопзной конференции молодых ученых и аспирантов/Гаонент,1588/,во Всесоюзной школе молодых востоковедов/Л.,1584; „(., 1966;М., 1990/.

Диссертационная работа была долокена и обсутаена на сов, Afnen S,H. ¿Yicenaa.Hia life ead works.London, 195в; "' nu < ^и'ь^оЛ ¿z^i • ¿UJ ¿te*

\\o\ t JA. J • ¿a^t O* ' W^Jt*?-

Madiour I. L'Qrgenon d'Aristote d&na la nohde arabe, Paria, 19541 Kadkour X. tîeatife Aristo vïal-Eebtï в агаЪе, in aajallat najma al-laghal erafciyya,tons 7,p.53S-401i Назад Sahin,Ibni Sineda ncntür,Kayserie1984,0.235-243J

местном расширенном заседании отделов источниковедения и каталогизации восточных рукописей,исследования и публикации письменных памятников,общественной мысли стран зарубежного Востока Института востоковедения имЛбу Вайхана Беруни АН УзССР в декабре 1969г.,в секторе общественно-философской шсли Узбекистана Института философии и праьа им.И.М.Мунинова 6 июня 1990г.

По теме диссертации опубликовано 8 статей общим объемом и,5ал. Читались лекции по линии Республиканского общества "Знание".

Структура работы .Диссертации состоит из введения,двух ' глав.закпвчения и библиографии.

Основное содержание работы. Во введении обосновывается актуальность теш,определяются цели и задачи исследования,отмечается элементы научной новизны работы,раскрывается методологические основы диссертации.

В первой главе -"Общефилософские, основы логического учения"-ь-ратко освещается истоки логического учения Ибн Счаы,его генезис.

В первом параграфе -"Предшественники Ибн Сини в области изучения логики"-отмечается, что в 1Х-Х1вв. в арабском халифате складывается смеианная купьтура.впитаваая в себя духовные достижения разных стран и давшая миру ученых,представляющих народы ряда регионов.Выделяя из сложного комплекса факторов, определявешх развитие логической традиции в арабоязычной • науке, проблему роли древнегреческого философского наследия в этом процессе,автор характеризует ряд путей влияния логики Аристотеля на формирование логического учения Ибн Сшш.Зто прежде всего через непосредственное приобщение к трудам самого Стагирита-.Одшш из важных каналов этого влияния выступают логические концепции предшествовавших Ибн Сине восточных перипатетиков, которые однако на только осваивали аристотелевскув логику,но и выдвигали свои оригинальные идеи.дийсергант кратка останавливается на сущностной характеристике логических учений ал-Кинди,$араби как непосредственных предшественников Ибн Силы. Ибо' их труды, а также комментарии на логические произведения

древнегречеоких мыслителей явились одним из важных источников формирования логического учения Ибн Сины.

В работе дан ретроспективный анализ учения "Братьев чистоты" /"Ихван ас-сафа"/,являвшихся носителями прогрессивных традиций древнегреческой философии и общественной мысли своего времени и оказавших благотворное воздействие на формирование логических взглядов великого бухарца.

Во втором параграфе -"Творческое наследие Ибн Сины и общефилософские основы его логического учения"-проводится мысль о том,что Ибн Сина разработал грандиозную целостную философскую систему,одним из органических компонентов,подсистем которой явилось его логическое: учение'.Эта система как нечто целое * определялась рядом факторов,такими ¡сак социально-духовная обстановка,гносеологическая ситуация,степень развития наук и конкретных знаний,господство теологических идей и г.д.Особенность возросшего интереса к накоплению конкретных знаний состояла в том,что в период раннего средневековья исламская религия была также заинтересована в нем,однако, в той мере, насколько ото не вступало в противоречие с идеей высшего духовного начала'.В связи с этим в диссертации особо рассматриваются некоторые аспекты проблемы общефилософских основ логического учения Ибн Сины,что в значительной мере способствует пониманию того нового, что он Енес в разработку логических идей'.

Ибн Сина шел дальше Аристотеля в трактовке ряда йилософ-ских вопросов, выдвигал и решал новые проблемы философского осмысления мира,что явилось одним из важных аакторов,определявших особенности его логического учения.

С этой точки зрения большой интерес предсташяет онтология в философской системе Ибн Сины,в частности то.что о.ч пытается через теорию эманации совместить признание вечного Сн-тия материи с утверждением абсолютного бытия верховного божественного начала.Ибн Сина вносит новые моменты в теорию движения,времени,пространства,развивая материалистические тенденции в концепц/чх своих предшественников,особенно Аристотеля.Он полагал,что время,определяемое им как мера ра?л!п:шт.

движений,существует объективно,изначально и бесконечно.

Ибн Сина в отличие от Аристотеля,выдвигая гипотезу о наличии внутреннего движения,не сводил его лишь к внешнему толчку,стремился трактовать "движение" как философскую кате-2

горие.

В своей теории познания Ибн Сина до некоторой степени отходит от теории эманации.Кто сформировавпийся у Ибн Сины интерес к изучение естественных наук способствовал возникновение убеждения в особом статусе научного познания и науки в целом, к поиску и осмысленно путей опытного обретения конкретных знаний .Ьтот ¿актор в сочетании с характерной чертой средневекового мышления - отрешением следовать традициям,исходить из оби'их строго концептуализированных знаний,обусловил такуо особенность логических взглядов Ибн Сины,как тесное совмещение разработки птоблем дедуктивной логики с более решительным, чем у предшественников,обращением к индуктивным формам мышления.

Обобщая особенности общефилософского осмысления мира великим мыслителен в связи с его разработкой целого комплекса т.н. "практических наук",решавших задачи познания общества и человека,следует видимо считать,что он наряду с Сараби способствовал йормированио своеобразного антропологического подхода в условиях господства теологизированного мировоззрения .искал пути к новому понимании статуса человека в мире'.

Все это,в свое очередь,способствовало развитие его особого интереса к логике,к изучение форм человеческого мыоления.

В третьем параграфе -"Логические сочинения - ана-

лизируется структура логических сочинений Ибн Сины в частности девять книг по логике из его многотомной энциклопедии Мтаб аш-Ма" .Первая книга -« ал-Мадхал"Освещает вопросы обучения

2.См.:Файзуллаев А.Ф.Проблемы противоречия в трудах классиков естествознания и философии Средней

науке логики,ее значения и пользы,место,которое она занимает в системе наук.

Вторая -"ал-!йкупат"^-посвящена рассмотрение логических и философских категория и включает в себя семь разделов и тридцать шесть глав.Здесь автор раскрывает суиность основных категорий и их значение в логике'.

Книга "ал-Ибара"^ состоит из двух разделов и пятнадцати ггаав,.. в которых анализируется формы,виды,структура суждений.

Книга "ал-КкГ;асм^ включает в себя девять разделов и шестьдесят три главы и посвящена проблетм силлогизма.

Книга "ал-Бу рхан"'4 посвящена проблемам доказательства .В ней исследуются общие принципы нахождения неизвестного из известного, рассматриваются правила доказательства,ошибки,допускаемые при их нарушении,пути использования доказательства в науках,его виды и особенности и ряд других вопросов.

Книга "ал-Джадал"5 состоит из семи разделов и тридцати трех глав, в которих исследуются вероятностные суждения,называемые Ибн Синой "диапектическими"сувдениями.

Книга "ас-Сафсата"6 состоит из двух разделов и десяти гаав.В ней Ибн Сина анализирует то.какое место занимают в логике софистические доказательства и какие цели преследуются посредством их.

В книге "ап-литаба"7 Ибн Сина описывает пользу риторического искусства,разъясняет сущность риторики'.

ПУ-'в^а 1И1 I '«ДЛ уЬ^ • «г-Ь* '

и ли гукЫ!« ^ип • * 1ил • И° V г^дШи ¿Ц^ПуЬ ' • IV о*1 >¡1

тс, ¡у^Шк . »ил1! и.Ы- С«1

г^ии < • ^и-ьЛ ^^ * с*1

1.

2.

3. 4.

5.

6.

7.

Наконец.в девятой книге "аи-Шеьр"''- речь идет о поэтическом искусстве,о его видах и месте в системе силлогистических суждений.

Кроме того,вопросам ногйки посвящены специальные разделы в таких трудах Ибн Сипы,как иав-.Надкагп,"Даниш-наме","Китай ш,-ниара? вд-т-танбихат",";:икмат ал-мушрикийкн". Ибн Сикой бала также написана "ал-Касида фи-лмактики/"Поэш о логике"/,получив-чая в свое время широкое распространение .Считая,что каждому че-носеку необходимо знание основ логики,Ибн Сина пишет шачале поэ«ы:"я прибег к стихотворной форме,поскольку так легко запоминать,без особого труда,основные положения логики."2

Анализ "Поли о логике" указывает на неординарный авторский подход к реиенип основных логических проблем'.Примеры к форма изложения основ логики никак не повторяет таковых из других сочинений по логике.

Во второй главе -"Ибн Сина и Аристотель: развитие учения об основных формах мысшения"-обосновыва»тся место к роль Ибн Сины в развитии логического учения Стагнрита1.

В первой параграфе -"Ибн Сина о предмете и задачах логики,о сущности и видах понятий"- показано,что Ибц Сина предмет логики трактует в русле аристотелевской традиции,однако по-новому подходит к тому кругу <?оры «пиления,которые составляли объект исследования логики.

Придавая больиое значение логике в плане разработки вопросов познавательной деятельности человека.его образования и воспитания,Ибн Сина виступип против неправильного понимания логики некоторыми представителями ортодоксальной мусульманской теологии, которые считали логику не только ненужной,но и вредной дяя сохранения спокойствия дуои и веры.Однако следует помнить,что многие,в том числе крупные теологи,активно занимались логикой,интенсивно использовали её в своих концептуально-теологических построениях.

г.;^»ин • J ¿«¿¿»И « I*- сЛ > ^

-w

Для Ибн Сини логика представляла ценность как метод достинения истины,средство познания окружающей действительности.

Ибн Сина развивает классическую а рис то теле веку о логику,ее концептуальные построения посредством как содержательного,тая к аксиоматического анализа ее основ1.

В отличие от Аристотеля,который при разработке логики преимущественное внимание обращал на проблемы силлогизма,Ибн Сина исходит из более целостного и связного его понимания .В частности, важное значение он придавал понятиям,которые он по существу клал в основу всего логического мышления.

Согласно Ибн Сине.обгазование понятия является важный шагом в процессе познания.Возникая в процессе обобщения представлений,они предстают качественно новой ступенью в переработке чувственного материала .Возникают абстракции самых разных степеней обобщения,образующиеся путем анализа,синтеза,сравнения или классификации. Объектом последних выступают предметы, кото pue имеют объективную связь,общность,т.е. необходимые отношения н в то же время определенные различия .Через них-же и раскрываются признаки вещей несущественные признаки отводятся,а существенные находят свое отражение в понятии,которые выражаются в слове.

Благодаря пегому комплексу факторов,особенно опыту и вышеназванным логическим операциям,происходит выделение,идентификация субстанционального и акцидентального,необходимым условием чего,по его мнению,является большее или меньшее постоянство признаков. rf,

Ибн Сина сам чувствовал,что выдвинутые им критерии для руководства в отыскании существенных признаков и отделении акцидентальных является хотя и верными,но недостаточными.

Понятие отливается,реализуется в слове .Ибн Сина показывает, что значение слова не только в том,что оно дорми^ет мысль, понятие,но и в том,и это главное,что оно завершает процесс образования понятия.В этом сказалось глубокое поннмание делителем неразрывной связи слова и понятия.

Представляет интерес решение Ибн Синой вопроса об обще« и отдельной. К пример, в поэме "О логике" он дает объяснение видов понятия.Так, единичные понятия образуются по единичности

либо признак, л ибо объекта .Как например, "Зейд", "¿Мухаммед" и др. обозначай одну конкретную субстанции,в отличие от общих понятий,включающих в себя множество признаков,явлений действительности .Далее, согласно Ибн Сине,общие понятия делятся на пять видов.Три субстанциональных и два акцидентальных.*

По нему .общее понятие бывает либо родом,либо видом, либо видовым отличием.Через их конкретное рассмотрение Ибн Сина последовательно входит в самую суть логической проблематики, пытаясь выяснить,с одной стороны^"природу законов мышления,с другой - природу саь.'.х понятий." Воззрения Ибн Сины по данным проблемам имели большое значение в последующем развитии философских,в том числе логических идей как на Востоке,так и на Западе. В частности, они наши своё отражение в борьбе между номинализмом и реализмом,в ряде аспектов решения проблемы формирования понятий, которые оказались выдвинутыми в эпоху новой науки.

йти вопросы не потеряли своего актуального значения и в наше время.

Второй параграф -"Суждение" -"Об истолковании"-"ая-Ибараи-посвящен исследовашга той формы мышления,которая именуется в современной логике суждением.

Ибн Сина в "Китай ал-Ибара" исследует виды суждений,которые можно было бы сгруппировать по следующим признакам:отношениям, количеству, качеству .модальности'^

В первую группу он включаес суждениягатрибутизные,условные,гипотетические,лишь позже названные специалистами суждениями отношений,когда простое суждение следует рассматривать как мысль об отношениях между предметами'.

На примере "Китаб ал-Ибара" в диссертации развивается вывод кекоторих современных историков логики о том,что Иба Сина вслед за стоиками и в отличие от Аристотеля придавал большое значение условным суждениям.

Далее Ибн Сина,анализируя суждения по количеству,выде- . ляет общие,частные,единичные.

Исследование отрицательных к утвердительных суждений,т.е.. по качестзу в его книге по ряду положений совпадает с анализом современных логиков. Суждения проблематические,ассерторические, аподиктические,которые рассматриваются в "Китаб ал-Ибара", в ■

.Л г О^Л < о^Л1

логике носят название модальных суждений.

Данный раздел его труда представляет большой интерео, ибо ярко иллюстрирует то большое значение, которое Ибн Сина придавал модальным суждениям, предвосхищая таким образом некоторые аспекты более позднего развития модальной логики.

Кроив.того, Ибн Сина исследует обращение различных видов сулщений.

Теория силлогизма была исследована Аристотелем в его книге "Первая Аналитика", с переводом которой хорошо бил знаком Ибн Сина; он такжо изучил комментарии, которые написали аго предшественники как древнегреческие, так и долее поздние.

Определяя силлогизм в книге "ал-Кипас", Ибн Спна почти детально воспроизводит определение Аристотеля. Он подробно описывает виды силлогизмов, при этом отходит и от Аристотеля, и от стоиков. Ибн Сина исследует условные я гипотетические силлогизмы, предпочитая условные, пбо они, по нему., более близки к повседневной практике, к реальным отношениям вещей. Силлогизмы делятся пм на категорические, модальные, условные и гипотетические. Ибн Сина к полному делению силлогизмов пришел очень рано. Он придерживался этой мысли вплоть до своих последних произведений.

Фигуры силлогизма определяются местом среднего термина в двух посылках. Это'приводит к делению силлогизмов на фигуры, из которых Ибн Сина уделяет особое внимание первым трем.

Абу Али ибн Сина подробно исследует эти фигуры и соответствующие модусы, пути получения заключения.

Особое внимание он уделяет первой фигуре, которая дает заключение как обцеутвордцтельное, так и частноутвердительноз, как общеотрпдательное, так и частноотрицательное.

Касаясь теории модальных силлогизмов, он подробно исследует их содержание л одновременно критикует стоиков и других комментаторов Аристотеля, которые считали их изучение делом абсурдным.

В данном случае Иби Сина также сумел превзойти древне-

1.

ол^ i ПН I ¡^aUJW (^.1,1)1 í'buiHt 'Iv-c-il Je^l

греческих и средневековых логиков тем,что предвосхищает в определенной степени то большое значение,которое стали придавать модальный силлогизмам в более позднее время.Что касается анализа условных и гипотетических силлогизмов,то он исследует их исходя из трех фигур и их модусов.Свои выводы он повторяет в последующих произведениях,таких как "ан-фд-кат", "ал-Ишарат ва-т-танбихат". В данном случае он доводит условные силлогизмы до их классической бормы.

В целом.Ибн Сина,как и современные логики,делит умозаключения на три части:силлогиза,индукция,вывод по аналогии.

Согласно Ибн Сине »существуют два вида индукции - полная и неполная.В первом случае переход делается от целого общего к общему целому или,как говорят современные специалисты по логике,от того же к тому ке.Что касается неполной индукции,то она играет большую роль в обретении опытного знания.

В данном случае важным вкладом Ибн Сины в развитие теории силлогизма является его дальнейшее специальное выделение индукции в особый вид силлогизма'.

Теория индукции стала приобретать большое значение в эпоху экспериментальной науки.

Аналогия состоит в том,чтобы отнести к какому-либо объекту свойство другого сходного с ним предмета,что является переходом от частного к частному .Аналогия является шагом к индукции, а по существу,индукцией уподобления.

Из всех видов рассуждений Ибн Сина считал силлогизм самым истинным типом аргументации и одним из видов достоверных доказательств.

Четвертый параграф; -"Искусство спора,дискуссг.и"-посвящен, "диалектике",говоря языком Аристотеля, а в нашем понимании -исследованию искусства спора или диалога.Известно,что "Топика",являясь одним из ранних трудов Стагирита,несет на себе следы влияния платонизма .¿то сочинение было переведено на арабский язык,!! под его воздействием Ибн Сина написал свой труд под названием "ал-Днадал".

-19В нем он пишет,что не следует ограничивать изучение силлогистических рассуждений аподиктическими,рассматриваемыми в "Аналитиках" и в "Доказательстве",но необходимо исследовать и другие виды,такие как "диалектические"'.

При этом Ибн Сина отмечает также "их необходимую пользу в гражданских предметах."^

В самом точном по тому времени значении слова "диалектика" есть диалог.В ходе "диале:<тического"спора происходит движение познания от п£авдоподобного мнения к истине,чем и определяется его структура и средства .Истина есть прежде всего сущность,которач в ходе беседы выступает в качестве нечто противоположного исходному правдоподобному мнению, однако возможно и обратное соотношение .В лице участников тдиалога представлены дге стороны,на которые распадается "диалектическая"проблема:правдоподобное,а по существу ложное мнение, и истина, видимость и сущность-.

Поскольку на одной стороне находится авторитет большинства,стихийно сложившийся образ мышления,традиции,существующие нормы поведения,консервативные формы сознания,то очень важно,чтобы к их опровержению привел шубокий анализ исходного мнения.

"Диалектическое спрашивание^в форме силлогизма вытекает из посылки,которая признается истинной-.иДиапектические" проблемы есть на деле Еопрос о посылках,а' "диалектический"вопроз есть существенная и составная часть "диалектики",поскольку он представляет собою методически осуществляемый процесс деления-. От "диалектического" вопроса,имеющего форму вопросительного разделительного предложения,Ибн Сина,как и Аристотель,отличал научный вопрос,в котором эта альтернативность отсутствует1.

По Ибн Сине,"диалектика" отлична от доказательного искусства, а комментаторы Аристотеля заблуждаются,полагая,что она есть продолжение доказательных аргументов.В данном случае поиск действительного соотносится с истиной.

Ибн Сина определяет топос как "отдельное заключение,из

< И 10 , а^ил , , .ЦДЛ

Уо ^

которого выводится много других заключений, каадып из которых составляет часть силлогизма..."*

Ибн Сила довольно подробно говорит о пользе "диалектики", о которой лишь бегло сказал Аристотель. Он исследует "диалектические" суждения исходя из реалий современной ему жизни.

Таким образом, как показывает конкретный анализ логической части книги Ибн Сини "Китай аш-Шифа", его логика явилась важным этапом не только в возроадеяии, но и в развитии логического наследия Аристотеля, в выдвижении новых оригинальных логических вдей, которые кмели большое значение как о точка зрения современного ему, так и будущего состояния логической науки.

Одной из важных заслуг Ибн Сины в области логики является ее дальнейшая систематизация как науки, целостное изложение и сведение воедино сформировавшихся и вновь открываемых, в том числе им самим, проблемных областей, а также дальнейшая углубленная разработка многих конкретных вопросов логики.

Одним из существенных факторов адекватной интерпретации и оценки логических воззрений Ибн Сины является, на наш взгляд, предпринятая в данной работе попытка анализа в контексте исследуемых проблем их значимости в истории логики как более поздних периодов, так и современности.

В сочинениях Ибн Сины находит свое продолжение свойст-, венное Лристот&шо материалистическое понимание - признание того, что логические связи и формы имеют основу в связях и формах явлений объективного мира, что логика есть наука о постижении истины.

Анализ вклада Ибн Сины в изучение условных и модальных суадений и умозаключений свидетельствует о большой исторической перспективности его логических трудов, в том числе "Китаб аш-Шифа'', которые должны быть учтены в таких современных логичес-

у. У1.И1« < ЗуьШ! < Ja?J^ с* ЮЛ уЬ^Ье-О«» ^ л»

ких науках,как модальная логика,логика отношений'.

В этой связи следует отметить большув значимость разработки Ибн Синой проблем индукции,индуктивных знаний,отразившей современные ему и будущие тенденции развития гносеологической ситуации и ставшей одним из важных этапов станотяения и эволюции

индуктивной логики'.

Ибн Сина был не только ученым-логиком,внесшим определенный вклад в самую логику,но и горячим пропагандистом этой науки,свидетельством чего является его "Поэиа о логике", в которой им сжато и лаконично изложены основы лотки в стихотворной форме'.

В заключении делаются некоторые обобщения и теоретические выводы,вытекающие из содержания исследования.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях! '

I.Произведение "ал-Дкадал"Ибн Сикы//История и традиционная культура народов Востока.-й.:1Яука.1989.ч.2.-1,2 плг.

2'.Исследование о душевпнх силах Ибн Сины//Новые исследования советских арабистоз/вып'.Щ/.-М.:Шука'.1.989.-0,5пл./на араб.яз./

3.Изучение философского наследия Ибн Сины в СССР// Древний и средневековый Восток.-М.:Наука.'.1У89.-0,5п л>.

4.Труды Ибн Сины по лсгике//Древний и средневековый Восток .: Наука. 1988 .-1,2 пл.

з.Абу Али ибн Сина/Авиценна/ // Антология педагогической мысли.-М.:Педагогика.1987-1,7п;л!./соавтор./

6.:йлоизученный трактат Ибн Сины о душевных силах // Общественные науки в Узбекистане.1982'.!.'7. - 0,5 пл.

".Сборник трактатов по истории культуры народов Вос-тока//ОбщестЕенные науки з Узбекистане .1988 .КЮ - 0,6 л л./соавтор/.

бЛогическое учение Ибп Сшга // Проблемы истории и культуры Зарубежного Востока .-Тапке нтйан .1990. - 0,8 пл.

г.'ТосТчка" Аристотеля п йби Синн//У Всесоюзная дкэ-ла молодых еостоковедов.-,'1.: 'йу ка.г.Г.1989.- 0,2 пл.

10.Ранний имлссофский трактат Ибн Сига // ХУ Всесоюз-

ная школа молодых востокоЕедов!.-М.:Бауьа.198б. - 0,1 1гл>.

П'.Ибн Сипа и его поэма "О логике" // Тезисы конференции аспирантов и молодых учених,.-М.:Наука,.ч'.П;Л987.-. 0,2 пл'.

12.ПроизЕедения Ибн Сины по погике//Тезисы конференции аспирантов и молодых научных сотрудников.-М.:Наука'.1987'.

- 0,2 плг.

1Э.Теория духовных сил в произведениях Ибн Сины// Социальное развитие к духовный прогресс.-Ташкенпйан. 1984.

- 0,1 п л • ' -

14'."Поэма о душе" Ибн Сины//Социальное развитие и духовный прагресс.-Ташкент:4>ан.1984.- 0,2 пл'.

15 Логические труды Ибн Сины/Дктуальные вопросы науки и техники в Узбекистане.-Таикенг:Фан.1987- 0*2 п'л.

1б'.Ибн Сина и его учение о понятии и категориях в поэме о логике// Востоковедение-.- Ташкент :Сан,1987'.- 0,2 п;л'.

Подписано к печати 12.09.90г. заказ № 240 тираж 100 экз Обьем I п/л.

Отпечатано на ротапринте ЙЗАНУзССР Ташкент Муминова 13