автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Идеологическое воспитание молодежи (на примере США)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Баразгоба, Евгения Станиславовна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Свердловск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Идеологическое воспитание молодежи (на примере США)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Идеологическое воспитание молодежи (на примере США)"

^ Г;

] у £ ^

министерство высшего и срадшго спвщлыюго образования рсфср

у?альс;ш сгдрлл трудового красного- ЗНАМЕ1-!

ГОСУ,ДЛРС1В5;Н;Ш УШВЕРСОТЬТ Ш.А.М.ГС-РЬЖГО

На. праоах рукописи баразгоба Евгения Станиславовна

идашогичесгоь зосглтаже молодежи (ка примере сиа)

09.00.ОГ - диалектический и исторический материализм

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук

Свердловск - 1990

Д»'.ссср: ида выполнена на кафедре теоретической социологам Уральского государственного университета им.А.И.Горького.

Официалы-ме оппоненты: доктор философских наук,

профессор Н.В.Иванчук;

доктор философских наук, профессор С.К.Иконникова;

доктор философских наук, профессор Л.Я.Рубина

Ведущее учреждение - Казахский государственшй универск

тет (ИПК, кафедра социологии)

Защита состоится X 1990 г. в ча

на заседании специализированного совета Д 063.78.01 по защите диссертаций иа соискание ученой степени доктора философских на при Уральском ордена Трудового Красного-Знамени государственно унизерситеге им.А.Ы.Горького (620063, г.Свердловск, К-83, пр.Ленина, 51, комн. 248).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке

Уральского университета.

Автореферат разослан " " 1990 г.

Г.П.Орлов

Ученый секретарь специализированного совета доктор философских профессор

0Е2ЦЛЯ XA RA КТЕРКСТИКА РАБОТУ

Актуальность ксслодсча'г.'я. Диссертация посвггдета пс^ледсва-> единства к взаимосвязи '.прологи;: и воспитания почоден-/?.. Лк-лы'ость данной т»мь: 'Пгсдэлани ¡'дсу.пой потребностью ссвремен-а va/чном лгогнс г будущего. Три слагаемых гссиг.онан-иэучаемой тр:*ч - идеология, воспитание, молодели - имеп? нечто вственно осамой свое«* природой они обращены к буду:?.сч.г/. ология программирует деятельность субъекта идеологии по зопло-ип в действительность представлений о более совериенко« состо-и общест?а; мера совпадения классового и общечеловеческого в ология деноминирована ступенью исторического процесса развзр-1ния сознакия и деятольности субъекта идеологии. Воспитание -досс, в котором особым образом преломляется связь прошлого,какого и бу,ду:;.!га. 3 зоспите ил складывается социальный об.; »г ьекта развитн/ исторического процесса lía материале, какоплен-ясеми предшествующими поколениями. молодежь - общественная ina, гэтозяаался принять эстафету исторической ответственности 1редаестзуыщих поколений. Оме:и поколений - естествонно-исто-«кий процесс, ареямс:екмость поколений - социальный процесс, •де наблюдаемого ускорения и усложнения поступательного исто-?ского движения преемственность поколений приобретает иной, ■ветс. дующий складывающимся в социальных системах связям, ха-'ер. Современное общество не может положиться на "мудрость" ки, око должно всемерно способствовать стаковлеида научного вления отнесениями между счэиякхцими и сосу^сствутсджи э пре-х социальной системы поколениями. Изучение ы^ханязма преем-кности поколений - насущная задача современного общестзозна-исследование проблем воспитания молоде.та - одно из карданы* слагАемьлс ее решения. Постановка и рассмотрение'проблемы логического воспитания молодежи позволяет осмыслить механизм овления молодого поколения социальна субъектом по программе, Зотанной предпествучцими поколениями, йеэнеспособность кдео-л определяется мерой ее включенности а воспитание молодежи к эныо совпадения его программ« и результата. Воспитание может представлено в качестве отношения между поколениями - на те общего; идеологическое воспитание характеризует данное отдав на уровне особенного и единичного. ~ikkm образом, иссле-рель идеологического воспитания фиксирует тзвдонции развития

3

процесса в исторически определенной системе общественных отноше ний, что позволяет контролировать и корректировать его ход.

Понимание практической значимости поднимаемой в диссертаци проблемы вырастает из анализа тенденций текущего социального пр цесса. Человечество в 80-е годы XX века все в большей-мере осоз нает момент переломности во всемирной истории. Идеологии активн развиваются, отбрасываются не соответствующие новой реальности представления, изучаются открыэпиеся перед человечеством пути далънеЯдего развития; наблодаегся закономерный процесс развития сыены идеологий в момент глобального социального обновления. Ме ду тем воспитательный процесс в мире не может быть приостановле его переориентация происходит непосредственно в русле происходя Чих в мире перемен. Она складывается из актуального осмысления традицио.шых систем воспитания, сложившихся в обществах, и опр< деления каждым народом программы воспитания.: соответствующей не вкм историческим обстоятельствам. Темпы изменений в современно» мире столь высоки» что объективно делает, кщщое новое поколент первооткрывателем; к своей исторической роли они должны быть к; чественно подготовлены старшими поколениями в процессе воспита Реализация данной задачи предполагает развитие теории преемств' ности поколений, один из элементов которой - концепция .идеолог: ческого воспитания молодежи.

Нами избрана' в качестве иллюстрирующего объекта разработк концепции - молодежь США. Роль народа США чрезвычайно значима Новой и Новейшей истории. Взаимопонимание народов на рубеже вт рого тысячелетия является решащим уело впей сохранения самой я ни на земле; уяснение направленности воспитания молодого покол кия граждан США является предпосылкой перспективной внешней по тики государств. Кроме того, и данное обстоятельство в значите ной степени предопределило выбор, история США складывалась так образом, что капитализм второй половины XIX - XX веков развивг в данной стране в наиболее "чистой" форме; программа бур^газне воспитания была наиболее последовательно и системно реализова! по отношению к американской молодеяи. Фактическое подтвержден! кы находим в материалах конкрет!ю-ссцкологических исследовада! которые с 20-х годов XX века в широких масштабах были внедрега СЫА и с тех пор укоренились з социальной политике. .

Состояние тазтеботакности проблемы. Тема идеологического питания, не может быть отнесена к разработанным в обществознак Проблема поднималась в трудах ряда ученых (Ыомов В., В.О.Ром * '-.:•"'■■ ' : ■•:.■ - .. . 4 , ■ -•"=•:.*■■• л.' - ,:'...■•'■•:.'..V

К.Роции), ю несмотря на актуальность углуГ..энного анализа в ециальных исследованиях не произошло. Работая над проблемой, тор пришел к следующей логике ее изучения: моходе?.ь как общевенная группа, а рамках которой формируется социальный облик колекия; молодость как фаза становления поколения; идеология воспитание; здеологической воспитание как система; идеологкче-эе воспитание в единстве цели, средств л результата. Калравле-э анализа определяло выбор и оценку источников, а которых ная-освецение указанное аспекты теш.

Обращение к трудам идеологоведов - марксистов и некаркскс-9 - было необходимым и полезным. Анализ показал, что несмотря остроту и дискуссиониость проблемы в ее рассмотрении сложилась »естгае ограничения, по существу оставались в теяи слоянейзие аспекты: развитие идеологии в контексте становления и развк-I системы общественных отно...зниП; развивающееся отношение межидеологией и общественна« (групповым) и индивидуальны!.! созна-¡м. На эти "белые пятна" в свое время указывал Г.В.Плеханов, гомент исторического перелома, который переживает человечество, ;соценка значимости названных проблем, их неразработанность гжит заметши препятствием в понимании текущего процесса и »гкозировашя его последующих стадий. в последнее десятилетие [вились работы, позволяющие выйти из ограниченной сферы ккте-:ов идеологоведов, исследования идеологического процесса, иде-1гических отношений (Г.Т.Э^равлев, Е.Г.Маныпев, Ж.Т.Тоцеюо). !ако, го настоящее время не было предпринято серьезного осыыс-ия положений западного кцеологоведения с цельп определения их [иональности. В диссертации такал попытка предпринята'в русле . чаемой проблемы.

Тена воспитания является сквозной для всего комплекса наук еловеке. Число трудоэ, посвященных данной теме, имеющей оскс-олагаххцее значение для общества, с трудом поддается исчнслензот. ако завет К.Д.Ушинского об открытии законов воспитания оказгл-нереализованным. А.сгивное становление в последние годы специ-ных дисциплин - философии воспитания, социология воспитания, агогической социологии - позволяет надеяться на решение зада-определ япцей в конечном счете жизнеспособность всей системы агогической деятельности общества. В ходе ускорения темпов сольного развития с очевидностью проявилась известная сдчосто-ность в господствовавшем до недавнего, времени подходе: воепи--' ие соонны были рассматривать как отношение в больней мэре "■ • '

субъект-объектное,нежели субъект-субъектное. Можно, по-видимому, найти объяснение утвердившейся трактовке в истории теории и общественных . отношений, но необходимо при этом признать, что она служит упрощении и схематизации процесса,, и не может рассматрива ться как дань традиции, скорее ее можно интерпретировать как обеднение прогрессивной традиции в теории воспитания. Исходной посылкой анализа, предпринятого в диссертации, является представ ление о воспитании как о субъект-субъектном отношении; об идеоло гическом воспитании, программа которого реализуется лишь при условии единства направленности педагогической деятельности специальных общественных институтов и самовоспитания.

В марксистском и немарксистском обществознании тема молодежи интенсивно разрабатывается с конца 50-х годов; накоплен богатый и разнообразный материал, составляющий информационный фувда-мснт, помогающий осмысливать своеобразие процесса включения новь поколения в общественную жизнь, место и роль молодого поколения индустриально-раз витых обществах. Исследователи 60-70-х годов в» дели в молодежи превде всего объект целенаправленного воздейств» со стороны старших поколений. Социологи 80-х годов ставят-вопрос по иноку, стиечая самостоятельность молодежи, ее активность в вс приятии жизни и соэвдании собственного облика. Признание за моле дежь» статуса субъркта подсказано ходом исторического процесса. Таким образом, развитие так называемой юнологии явилось отражен: существенных, объективных социальных' изменений." Социология мол о; ки узка в своих методологических рамках Для адекватного освещега процесса. Рассмотрение проблем молодежи в контексте естественно-исторического процесса смены поколений.и социального процесса-преемственности поколений позволяет расширить традиционше представления, придав анализу социально-философский статус. При таю взгляде на проблемы"современной молодежи органично формируется : торический подход, позволявший выявить в становлении каждого но го поколения обпдее/ особенные и единичные законы.

В советской литературе сложилась традиция рассмотрения мол дежных проблем в. США: работы Ю.Н.Давыдова, Ю.А.Замоажина, С.Н. . Иканниковой,Л. Н.Мельникова и Др. помогают системно представить особенности социально-психологического облика молодого аыерикан в монографических исследованиях характеризуются тенденции разви отдельных социальных групп молодежи в (Ж, .имеются труда, посвя школе, системе высшего образования, духовным потребнретямю и дёвулек.' Таким образом,- .советские; специалисты располагают

)вольно обширной информацией о современной i лодежи СЯА, что поваляет составить представление о том, какова сегодня американс-1Я молодежь. Однако в теки остался иной, не менее,, а возможно и злее, важный вопрос: почему такова сегодня молодежь США? Поиск гвета на данный ьопрос предопределил цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования. Обдей целью диссертационной рабо-j является реконструкция концепции идеологического воспитания, пределение его содержания и форм; сопоставление цели и результате процесса (на примере молодежи США). Данная цель была конхре-изирована в решении следующих задач:

- предложить рабочее определение понятия "молодежь";

- определить молодость как особую фазу становления поколений условиях развертывания HTTPj

- показать позицию автора в дискуссии по проблеме "идеология воспитание";

- ввести понятие "идеологическое воспитание" в ряд категорий, гражаицих процесс формирования ценностных ориентация поколения;

- рассмотреть возможности аксиологического подхода в исследо-ании теш;

- обозначить границы американской идеологии;

- рассмотреть тенденции развитая индивидуализма в США;

- представить модель идеального молодого американца;

- охарактеризовать отдельные iop^H идеологического воспитали молодежи в США:

а) политического,

б) правового, .

в) нравственного,

г) эстетического,

д) религиозного;

- осуществить nor тку фиксации результатов процесса идеоло-лческого воспитания.

Методологическая основа и теоретические источники исследова-ля. Методологической „ско вой диссертационной работы является кон-гпция материалистического понимания исторического процесса. Тео-зтической основой '«¡следования являются труды советских и запад-ос обществоведов по проблемам вдеологии, воспитания, молодежи, «лирической основой анализа явились материалы конкретно-социоло-«иеских исследований процесса формирования социального облика элодежи США, направленности ее сознания и деятельности в период 3-80-х годов XX века.

Научна.-- новизна исследования заключается в том, что в нем осуществляется реконструкция концепции идеологического воспета кия. В традиционном* понимании оно нередко стоэдсствлялось с цо ко-политаческпм воспитанием, что имело далеко едущие последств в педагогической деятельности общества. Молодо^ поколении пре письгаалось усвоить систему идей, господствующих в обществе; сл во становилось ведущей стороной в процессе формирования созкаь поколения. В разрабатываемой з работе.концепции не просто увяз наится два объективно связанных между собой явления, но показы вается юс органичное, диалектическое единство; вдеологичвское воспитана« представлено как деятельное взаимодействие старших молодого поколения. Идеология есть программа созидательной дея телькссти по преобразованию общества, в которой системно воссо дается гип человека, способного его осуществить в системе деятельности общества. Воспитание, осуществляемое по ориентирам,а 'данным идеологией, является важнейшим компонентом, составной частью механизма реализации программы в- социальную реальность. Повдгке "идеологическое воспитание" позволяет акцентировать ко хретно исторический характер воспитания, его связь с развивала: шея интересами класса, фиксируемыми в теологии.

Более конкретно положения, отрадаюцие научную новизну пол хода к проблеме,> можно сформулировать следущим образом:

1. Предложено рабочее определение понятия "молодежь".

2. Охарактеризована молодость- как особая фаза развития по колоний в развитых издустриальних обществах второй половины XX Бока. КГР потребовала продления подготовительного этапа к всту ле:от а общественное производство, она породна потребность в молодости для целых поколений. . . .*

3. Праведен обзор дискуссии о судьбе идеологии в ссвремен ком мире; введены понятия "идеологизация" и "деидеологизация", которых рассмотрены некоторые закономерности развития идеологи ческсго процесса. '

4. Выработано понятие "идеологическое воспитание", оно ве дето в соответствующий категориальный ряд. Понятие помогает фи сирозать хошретко-историческое содержание, цели, средства и р зуль.-аты воспитания поколений. ■ .

5. В соответствии с выводами предшествующих ступеней иссл довдшя о том, что не существует абстрактной связи "идеология м5Лод£.г.ь", но есть определенная в своем историческом "содержат

мь "идеология» господстзущая. в конкретном пб:цедтве. на че?;со <сируемом уровне его -развития,...7 яскоязтае.,. <?.брэ?аю;цсе социаль-о зрелость в уникальной системе условий",, был?, проанализирована зцифика американской идеологии. д.,„,ч,..„., 11Г(,-

>• •б^'Системообразуюцим олеи^ггоя.амараканеярй.до^рлорш. явля-;яг индивадуал«юм,,.в ^екцеодк? .и

яиворечий'В.-вГЧ развитии. ,...., ,

,7.'Выстроена .модель-вдеал^ногр молодрг<?.,,американца, яадя&фя 5ой-программу идеологичсского^мепитанйя. мол^ежй...' '. " ■ - 8.-Выделены Форш идеологического воспитания, средства реа-$ации с гс- целей. .. ,, ., . , . ( . ■,

• .,• 9.-- Рассмотреш направленность с о ц кал ь них, о р с кг зцк й по ко л е -т 80-х годов, явившаяся. результатом процесса, целостного поспи-ния, осуществляемого в СТА... . ..* ...... . ... ,,.,

: 10. Введено в; научный. обо. .л значительное, крличестро оригина-(«X:,работ философов, социологов,, социальных психологов Запада в ми-с разрабатываемо й в., диссертации концепцией иее эмпиричес-й проверкой;на-примере США...„.-., .. ..... ,

• & соответствии .с этим на защиту , шнссятся следующие положения:

1. Молодежь есть общественная группа, в. рамках которой йюркк-зтея поколение,, егс?-социальная структура; объект самоорганизуя-Я' деятельности- общества",""саморазвиващийся субъект деятельности; дност^, возрастные границу которой исторически и социально де-рминированы периодом самоопределения личности в системе общест-нных отношений.-, <; ,. ....., ... ., %____

2. Молодость е<;ть фаза .социального, станоме^^поколёниЯ эпо-;НГР*, Системообразующей задачей.,подготовительного этапа к встул-пию поколения в ьобщественное производство является самоопредело-з.; Длительность процесса прямо?тролорциональна мере сложности со-1лыгой структуры и ф-'нкциональных. требований.каждой из ее позя-И;; Современное .развитое общество, диктует,потребность не только в 11инеши;Подготовител ьшго . этапа,, но, и,.обособлении ¡ новых фаз про-'сакссроэде^твующ]^

3. Идеология является ,<^ёстаеннргс .со-ания , ^сферрй;систе1штиз^ваннрм,. .эаи^е^о^.рдсо 'отражёнил Зъектом бытия, программой созидательного действия'.' Идеологизации • гь-процесс "окрашивания" идеологией1всей,с§ти..рбщественньсс отно- • Ни^!«-.^Кде.оло|п«я[?;^е|..«ож^лИ^л^ь^стевй^р^^.дЦ обществе вне; данного •' эцерса,-.Дендмлортаарад-.ес^ь.процесс вытеснения, ид системы обще- "■•

ствекшх отношений идеологии, вступившей в противоречие с акту альными интересами общества в процессе поступательного хода ег развития. Я^еодогигация и деидеологизгдкя являются сторонами и олэгипеского процесса.

,4. Значимым элементом идеологического процесса выступает идеологическое воспитание, которое в конечном счете обеспечивя господство той или иной идеологии в оба;естзе. Идеологическое £ пкт-ше есть программируемый процесс формирования систеш цеш сгнкх ориентация молодого поколения, отвечающих коренным, акт} алькым интересам общества (класса); отношение субъектов - обще ства (ю1::а) н молодого поколения, в котором общество (класс] задает программу тспиташя и условия ее реализации, а молодое поколение воспитывает себя в предложенных условиях.

5. Отдельные направления педагогической деятельности общ* ва являются формами, преломляющими содержание идеологической I гргшш воспитания. Их единство обеспечивав успех в реализацш прогряммы; противоречия между ними являются симптомами возник! напряженности в идеологическом процессе. Формами идеологичесш воспитания выступают: политическое, правовое, нравственное, э< ткческое, религиозное. • *

Практическое значение исследования! Практическое значен» выводов диссертации определяется потребкостьп развивающейся ф) со^ии и социологии воспитания в преодолении устаревших предст! лений о связи идеологии и воспитания, о преемственности покол! потребностью выхода обществознания на новый виток развития, с: занный с решением задач обновления общества и человека.

Возможности научного й практического использования вывод исследования обусловлены тем, что в диссертации дано:

- обоснование значимости исторического (поколенческого) хода к ,-а.нию и поведению молодежи;

- определение специфики поколений эпохи развертывания НГ

~ отрицание упрощенного понимания процесса деидеологизац

. - предсто.вление о роли идеологического воспитания молодо поколения в идеологическом процессе;

- наглядное единство и различие форм вдеологического вое

- концептуальное зздекие корней американского национальн характера, вырастающего в процессе вдеологического воспитания

- обоснование необходимости концептуализаць.. педагогичес

делтельностк общества. " •

Апробауля габогы. Материалы диссертациок"ого исследования клады вались на всесоюзных, республиканских, региональных и ву-вских научно-теоретических конференциях: "Изменение социальной руктуры советского общества"(Свордлопек, 1972); "Развитие со-альной структуры советского общества" (Таллин, 1931); "Полити-и политические отношения-в развитом социалистическом обществе" фа, 1903); "Кардинальный рост эффективности живого труда - гла-Ы/1 фактор ускорения социально-экономического развития" (Св'ерд-вск, 1906); "Актуальные проблемы идеологического обеспечения учно-тсхнического прогресса" (Свердловск, 1986); "Наука и твор-стзо" (Ярославль, 1986); "лаучно-технический прогресс и управ-ние социальными процессами" (Ижевск, 1988); "Противоречия со-еменного общественного прогресса" (Гродно, 1989).

Основные положения диссертации использовались в спецкурсе оциальше проблемы молодежи', который читался автором на протя-нии нескол ьки. лет студентам философского факультета (вечернее деление), слушателям Вечернего университета маркс^зма-леииниз-Свердловского ГХ КПСС, а также в лекциях, с которыми автор вы-упает перед^широкой аудиторией от общества "Знание". Рукопись нографии "Идеологические воспитание молодежи в США" обсуждалась кафедре исторического материализма УрГУ им.А.М.ГорькЛо.

По теме диссертации опубликовано 26 работ (17,6 п.л,), в том еле монография "Идеологическое воспитание молодежи в СЗА" вердловск: Изд-во Урал, ун-та, 7.2 п.л.). Всего автором опубли-вано 26 работ (17,6 п.л.'),.

Структура работы. Диссертация состоит иг введения, пяти глав, ключения и списка использованной литературы, содержащего именований. Работа изложена на 305~ стр.

КР'.ТКОЕ (»ДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, опро-ляптся цели и задач»; работы, характеризуется ее научная и прак-ческая значимость, формулируются основные научше результаты. >

.В главе I "Молодежь как объект исследования" определяются йодные посылки анализа темы, характеризуется авторская позиция по ду дискуссионно проблем современной юкологю». Глава состоит из ух параграфов.' 1

В первом параграфе предложено рабочее определение понятая .: '' , .-'.-■' ■' ' И .'.•; Л:;. . . ■ '

. "молодежь", ; в. .;оторш кгшти^отражеше тетоенцйк"рь;зййгкя;"да:кшй общественной группы-в-русле поступательного исторического процес са. В индустриально, развитых обществах произошло значимое измен: raie: зсе более увеличивающаяся-,пропорция населения освобоэдаетс; от участия B;p6!4eçTBÇHmî.v.npo4W3BGACTBe непосредственна по достижении подготовительный,,пёр'иод вс-тупл$фаз' . дрклсц.. следствию услодащюда.(к/шгф&увсех--участников.совреаден^сго л^изво>,ства, 'к

поядаичр которых; £ребуетх :более. даотвлъной.об^оват^ьн^ йикздодяцрй; прдщто^ могла быть реал'иэрва!

: «^азд • дасо кого урорня,.jagвитая производитсяьньд сил. В юлод^.^дсца .особые соцйадьнке ч<

ты, отличающие ее от сверстников прогиых поколения.. Ее,деятельность зр:-.ко приобретала системный, созидательный характер, соот-кнх&щщю^ г^тр^мо.^становление ,сако.сознага«._ .Социологии ^ШРЛхЯЯ ;Явле, _вьшвил_! егс значимость для фудадиодарования о^еетвенадх связей; дальне:

ОQMQS&K-.bc, VZD с ктадог.г,',г о J«;

В .работе.¡-сойтнесеш'-понятдя Лищотеющ^я"молодежь".^ С по: щью ne^c^rWc^o^ç^^cai^

шсителей.обществендага.^^ви'гщ. .гоз.аециёт доступами наук способами проследить лроцесс, изменщий, харв^^изу^^саму ! по лешескую общность в важнейшее фазах ее деятельности i, ,в фазе ,е)б

НОС ПрОВДШОДов ^^èT^lwrfï^f^^e^feâfet?

активного изменения ойде^венных

деятельности; в фазе передачи социального опыта и исторической' ветственности Еступа^^^гВз^^н^-що^одд^Ю г^-Выделение фи а в оп деленной мере условно, но оно помогает зафиксировать течение жи gw^ffj^g^.f^g.fff^.^îi^,?, системе

исторической общности, приняв во внимание характеристщи, молоде

щить результаты с целью получения целостного" 1^Жстаё"леймГ"'0 мс

'-".■■' 'i' ' 12 ■ ' ..." ' ; ...■ .

м поколении. 3 данном обобцекии решается задача реального вя-' ния социальной динамики, '/золяция потоков исследований-

'. поколений и молодежи скрывает, оставляет в тени пач о нормой единство коментоэ функционирования и развития в асториче-з;л процессе. Взаимодействие поколений в истсрш:, '.гх лоеемст-иность есть материальная и духовная связь, которую приз ваш ьяснить философия и зафиксировать социология. В осмыслении про-умы автор привел к выводу о необходимости разработка определе-с понятия »"молодежь" в широком, философском аспекте.

В чем отличие молодежи от инь!?, социальных субъектоэ? Отзет дани>Я вопрос подсказывает анализ деятельности молодежи, в ко-юй проявляется социальная определенность данной общественной 'лпы. Молодые ллди производят себя, строят себя, выступая эд-ременио в ролях объекта и субъекта. Их созидательное отнот.е-к обществу есть прееде всего производство себя. Поколение, дяцее в жизнь, изменяет социальное условия, превращая дедтель-ть в средство самоеозздания. Гражданский оолик молодежи вырас-т в неразрывной связи поколений.. Ведущим в данной связи внету-г старшее поколение; оно ответственно за организацию олтималь-условия становления молодого поколения субъектом истории. ,Чо-зжь стихийно ощущает потребность в сямоуг.ранле:ми, но кс гото-( ее последовательной реализации. Общество, его институты прим сформировать умения и кавыки, необходимые в деятельности к поколений.

Во втором параграфе рассматривается молодость как особая фа-развития поколения второй половины XX века. "Фаза развития по-ния" - понятие, способствующее организации сбора и скстемати-и информации о саморазвитии поколения. Понятие означаем, с й сторону, старшее состояние объекта, с другой - момент в становлении как целостности,

В диссертации отмечается факт проблемкости как самого выдз-4 фазы становления поколения, так и молодости в качестве оп-пенной фазы с четко означенными воэрастьмми пределами, ¿втор 1яет факторы, определяйте наличие и длительность отдельных з развитии поколений: а) актуальные возможноеги общества в даэации процесса социализации поколения; б) актуалыые потрэ-;и общества в гражданине и работнике с определенным набором >ццуальных качеств, их структурой; в> перспектиьнне, страте- .

кие запросы общества. В единстве указанные факторы огфчде-

лкят Л-гиге. ьность отдельных фаз развития каддогс нового поколения -л сада их количество, ¿{оличество £аз в развитии поколений ж:ест тенденцию к увеличений, что является слодетвием двтаения об'^-эсга от состояния примитивности к еусягм ступеням цкаядизаци! Сокдсгслютвск данной тевденции является обособление молодости т рээг.-гми поколений в условиях КТР.

-1 !ау- 1-:о-тсх: "пеекий прогресс придал небызалую динамику раз-нитхг. общсстЕсжого производства.. Положение кагдой из стрян в М1 розой система во многом стало определяться степенью подгогогиен кости и квалификации самодеятельного населения, что коренным об разом изменило характер развития поколений. Маосовизация средне го образовали, обозначившаяся в начале XX зека и.явизиаяся отв том на потребности развития прельщенного производства, своим п следствием имола обособление юности как особо Я фазы развития ли кости и в тенденции целого поколения. Масссвизация высшего обра зозанля, вызванная развертыванием ИТ?, з свою очередь, явилась началом процесса дальнейшей дифференциации подготовительного эт па к вступлению а общественное производство новых поколений. В первой тр?ти XX зека право на молодость было допол'.гагельной при вилегией молодого поколения господствующих классов общества. Ш потребовала демократизации системы высшего образования, и, тем. с

распространила право на молодость на все социальные группь молодели. .■'•■..

Специалисты Британия и США, углубленно исследумцие пробле» дифференциации подготовительного периода новых локолегай к зет; лению в общественное производство, призди к выводу о том, что юность может быть в настоящее время ограничена социально-возрш ньши пределами 12-18 лет; колодость охватывает период с 18 лет вплоть до • наступления зрелости. Вывод в свете проведенного исс. дов&ния представляется рациональным; проблема изучения молодое совместными усилиями психологов, социальных психологов, соцкол гов и философов остается и по сей день актуальной. . .

Молодость связана с особой системой -оятельности. Ее напр лендасть определяется задачами данного периода становления пок леккя - фазы социальной и профессиональной ориентации. Все вид деятельности поколения преломляются в апределящем - ценностно ориентирущей деятельности. Определяясь в своих ценностных оря талиях, жнояк и деБузки идут к своему наберу. Опасность субъе? виз:«.-?, заложена в, самом характере ценностно-ариентирукцей деятс

кости; она особенно реальна для молодежи, которая осуществляет свой выбор, находясь вне производства, готовясь занять л нем спое место. Кз данного положения должен следовать практичеекий этэтд: ценностно-ориентирукхцая деятельность молодст/. треОус? контроля си стороны общества. Систематические опросы, сбор информации ин-аг/ методами помогает наглядно представить ход рслзчг.'.я сознания поколения, прогнозировать направленность его социальных ориентация, корректировать их.

Глава П "Идеология и воспитание" состоит из трех параграфов.

В пераом параграфе определяется и аргументируется ая-осская позиция в дискуссии о природе и сущности идеологического процесса, которая ведется в современном обчествозн&кии.

Дискуссия среди марксистов насчитав пот десятилетия. Гж многоаспектна а своем содержании и исторически конкретна б своем движении.-Зе осью явился вопрос об исторических границах существования идеологии: совпадает ли она в езоок бытии с функционированием классозмх отношений или яачяется необходимым системны« элементом общественного созтния? Сторонники первого варианта ответа на поставленной вопрос аппелируют к положениям работ Маркса и Энгельса, в которых подчеркивалась иллюзорность идеологического отражения и его непосредственная связь с интересами господствующих классов. Сторонники второго рассматривают функции идеологии -по отношению к социальной целостности и приходят к выводу о необходимости наличия идеолог-/и в структуре общественного со.-гл-ния. В работе проанализированы позиции, сложи занеся в дискуссии в период 20-80-х годов XX века, и сделан аыэод о том, что э них не предлагалось выхода за пределы ограниченного набора аргументов.

В русле сформулированного вывода в работе была предпринята попытка а<плиса проблемы с учетом современного уровня развития идеологоведения как в марксистском, гак и немарксистское общест-воэнании.

Традиционно развитие немарксистских теорий идеологии связывается с именем К.Маннпейма. В исследовании были высвечены те положения его работ, которые в известной мере проигнорированы как в марксистской, так и в немарксистской литературе. Ключевыми понятиями концепции Маннгейма явились идеология (или точнее "специальная идеология"), утопия и социология знания. Смысл кахдого из.них постигается лишь в соотнесении с остальными. Идеология есть отражение специфических интересов конкурирующих в общество групп; более 'или менее сознательная маскировка действительной

ситуация; консервативная Функция сознания правящего класса. Иие* в вил/ субъекта идеологии, роль его интересов в се становлении 1 раззити;:, .\!аннгейм употреблял пркнцилиальяое для своей гонцепци! сочетай;:? "особая идеология". Утопия есть революционная функция соонанля, вора лоднямасцегося класса, идущего ос!!озы нового порядка. Зсякая "особая идеология" и утопия ограничены интересами классов и об^еств&ннь'г групп. Их закономерная историческая огра-, ничэнность преодолевается "тотальной идеологией" или социологие! знания. в будущем ."йаннгейм предрекал настугмение эрг социократш которой достигнет интеллектуальная элита, развисая социологию знания, раздвигая границ специалыъгх идеологий, что и поможет е'5 править рацио кальке. Гаки;.? образом, 'Лакнгейм не отрицал идеологи::, ее функциональной значимости, ио подчеркивал ограниченно^ "особых идеологий1'. "Тотальная идеология" в его интерпретации есть ко что иное как отражение действительности через призму об-щги<£лсачиских интересов. Групповой интерес- ограничен, общечеловеческий - тотален. Что касается разделения утопии и "спецааль-ьоЛ идеологии11, то здось искусственно разрываются две фазы раза тик одного и тлт,о жз явления - самосознания класса (группы), ко-тороз представлено не в его двюении, да разорваюъши фрагментами. При такой подходе само но себе рациональное положение о "тотальной идеологии", кажется ляяним, а ввделение ее субъекта иску* ственюы. Данное обстоятельство, по-ввдимому, явилось причиной того, что и ъ немарксистской социологии концепция Маннгейма быт упрочена и обеднена его последователями. • •

В работе также доказывается факт упрощения и обеднения концепции "конца едеологии" Д.Еелла. Обращение к его работам позволило обратиться к рассмотрению механизма влияния едеологии на о( ществепнос и ицциьидуальное сознание. Американский ученый выдел! исключительно важный для понимания законов функционирования и развита общества процесс - процесс идеологизации. Он представ» его как одностороннее страстное приятие массами идеологии. Подход упроден, в нш не рассмотрена обратная "-вязь - влияние воспринимайте й наосы на содержание и характер идеологии. Белл подчеркивал ту мысль, что идеология упрощенно отражает действитель-кость, в исследовании доказывается,, что такого упрощение требую-кассы, стремясь воспринять идеологи» как веру эмоциями, но не р зумом. Упрощение ке есть атрибут идеологического, отражения дейс вмелькости, но есть характеристика процесса, идеологизации в ко]

кретно-исторических социальных системах.' Вступив в дискуссию с выводами Веяла, автор рассмотрел идеологизацию как процесс "окрашивания" идеологией всей сети обществен«« отношений. Идеология не может играть присущей ей роли в обществе вне данного процесса. И именно в нем заложена возможность деформации вдеологки и ео "замораживания". Идеология призвана отражать наличное бытие в его динамике. Между тем идеологизация создает определеннее стереотипы, соответствующие, интересам класса - субъекте идеологии. Бытие-класса в социальном взаимодействии объективне развивается, интересы меняются, вдеология призаана следовать их дэгаению. Созданные стереотипи выступают значимым препятствием актуальному отражению. Данная тееделция гтрез работе я в господствующую в тех исторических условиях, корда субъект идеологии содействует увековечиванию догм . Логика исследования потребовала обращения к анализу процесса деидеологизации. Он .представлен как процесс вытеснения из системы общественных отношений реологии, вступившей в явное противоречие с тенденциями раэвютя общества, как "конец" исторически ограниченной идеологчи, знаменующий "рождение'' новой идеологии - программы разрешения назревших в обществе противоречий. Идеологизация и деидеологизация - в указанием поникании •• закономерные процессы, характеризугщие движение в .система общестзеннчх отношении; стороны идеологического процесса. В работе делается вывод о сложившейся в обществознанил потребности в заглублении исследований современного идеологического процесса, его обцих,' особенна иединичных закономерностей. В диссертации специально рассматривается один из важнейших элементов • идеологического процесса; - идеологическое веспитание молодежи.

Во втором параграфе вводится понятие:"идеологическое вое- ' питание", определяется его сущность. - '

Идеологическое воспитание представлено автором в сооткете- , , нии с категориями: воспитание, социальное' воспитанно, классовое воспитание, комплексное воспитание. ;

Воспитание г работе рассматривается в качестве субьект-'су- . бъектного отношения, носителями которого выступают старшее и молодое поколение. Молодому поколению задаются определенные уело-,'.'. вин процесса, определяются его обязательные фазы, ограничивается . ' объем ценностно значимой информации; восприятие, таким образом .• социально детерминированной программ« "взросления", носит творческий, избирательный характер. Самовоспитание венчает пзоцесс у. • . ' ^ - -л 17 . '■:•'■ л.

служит мерклом его жизнеспособности.

Термин "социальное воспитание" является широко употребительным в теориях 20-у г- до в. По мысли Луначарского, оно формирует 1 качества граядагана :> человеке; неея? а себе передачу из поколения з поколение иОл^чалозеческих ценностей, тполняя их конкретно-историческим содержанием.

Классовое воспитание - понятие, в котором зафиксирована важнейшая особенность процесса формирования поколений классово дифференцированного общества. Каждый класс стремится придать воспитаний классовый характер, господствующий класс имеет преимущестго приоритетного влкяния на все молодса поколение. Классовое воспитание нацелено на формирование в молодом человеке готовности к борьбе за отстаивание особых ценностей. Общество (господствующий класс) воспитывает человека, такш образом, что представление о его собственной ценности ставится в прямую зависимость ог степени готовности к защите и проведению в жизнь классовых интересов. Понятие "классовое воспитание" указывает на существование заинтересованного в результате« процесса субъекта воспитания.

Понятие "идеологическое воспитание" фиксирует изменчивость содержания воспитания, осуществляемого с позиций эа^ты интересов, определенного класса. Данный факт обнаруживается при сравнении Идеологических парадигм формирования поколений. Достижение целей в классовом воспитании молодого поколения зависит не только от четкости ориентиров; оно в конечном счете предопределено степенью их актуальности. Догматизм идеологии проявляется с неизбежностью в деформации хода и результатов воспитательного процесса. Понятие "идеологическое воспитание" акцентирует момент закономерного развития идеологи:!, реологическое воспитание не представляет собой процесса, следующего единственной программе; оно содержательно воплощает коренные* интересы. класса по отношению к формщюваниго представителей молодого поколения своего класса, класса союзника, . классу антагониста, социальных слоев. Программа воспитания дифференцирована в той мере, в какой закономерно дифференцировано само молодое поколение. .

Идеология придает напрааченность всецу комплексу' воздействий на поколение в процессе воспитания. Любое общественное влияние несет в себе определенный идеологический заряд. Напрарления воспитания могут рассматриваться как отдельше липь в абстракции. Они являются не чем иным как формами идеологического воспитания. Идеоло-■' ; 18

гичеекое воспитание не есть 'нечто особое; оно'есть совокупный результат комплексного воспитания.

"Целое, как оно представляется в голове в качестве мыслимого целого, есть продукт мыслящей головы, которая осваивает мир исключительно ей присущим образом - образец, отличаюдимся от художественного, религиозного, практически-духовного освоения этого мира"^. Может быть как раз данная особенность, отмеченная К.Марксом, к объясняет природу известкой автономии человека в процессе Боепитания. Человеческое зоспрмтие мира не фрагментарно, значит к в воспитании необходимо программировать эффект целостности. Ни одно из направлений воспитания не может быть изолировано от всего процесса; любая информация есть форма сообщения о целом. Понятие "идеологическое воспитание" призвано отразить данную закономерность процесса.

В тоетьем параграф; характеризуется аксиологический аспект исследования идеологического воспитания.

Аксиологическое движение в обществознании СПА и Западной Европы приобрело значимость на рубеже Х1Х-ХХ веков. Обращение к • аксиологическим аспектам жизни общества не было случайным, оно явилось мэментои признания насущной потребности управления в понимании внутренних помыслов личности. Внутренний мир человека .обрел социальное значение в противоречивом ходе исторического Процесса; понимание приобрело ценность предвидения и фактора регулирования течением общественной жизни. К настоящему времени &ксиология оперирует целым рядом понятий, которые в единстве обеспечивают инструментарием изучение закономерностей ценностно-ориентирущей деятельности социальных субъектов. Анализ процесса. вдеслогического воспитания в большей мере связан с двумя натего- • риями данного ряда: ценность и ценностные ориентации.

В изучении сложившихся в литературе подходов к проблеме ценностей автором был сделан вывод о плодотворности выделения философского к социологического аспектов. Первый позволяет акценги- • ровать внимание на особом онтологическом статусе ценности: она ' вырастает не из самого объекта, но его субъектной значимости. Второй направлен на рассмотрение ценностей в : контексте социального взаимодействия. Таким образом,-ценностное отношение по кика-''

1 .'¿арке 1С., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12. С.727-726. -V

ется не как непосредственная связь: субъект - объект, но как связь между субъектами процесса социального взаимодействия по поводу объекта. Суб-.ектом проведенного исследования явилось мо- • лодос поколение. Оно вклтаетея во всю сеть общественна отношений, отбирая ценности из наследия прошлого и созидая новые, соответствующие историческим реалиям.

Понятие ценностные ориентации , глубоко внедренное в марксистскую, социологию, позволило углубить аксиологические представления о жизни личности и общества. В современной трактовке ценностные ориентации рассматриваются не просто как отбор неких ценностей, но действующая пружина мехашзма становления социального облика субъекта (В.Г.Харчева). Ценности, гослодствуюцие а обществе, представляют собок нечто внешнее по отношению к от- . дельному субъекту, но г ходе ценностно-ориентируюцей деятельности они становятся компонентом его сознания и принципом мотивации поведения. Деятельность не может быть сведена к иктеркоризации ценностей, но в ходе их субъективной интерпретации происходит кх развитие и известная кодификация.

Связывая аксиологический подход с темой исследования, автор пошел к следующим выводам: I) идеология есть система доминантных ценностей общества (класса) и теория прогнозирования путей их всестороннего закрепления в системе общественных отношений; 2) идеология становится актуальным регулятором созняния и поведения социальных субъектов посредством ценностно-ориентируюцей деятельности; 3) ценностно-ориентирухщая деятельность наиболее интенсивно протекает в фазах юности и молодости; молодое поколение является особым субъектом ценностно-ориентируюцей деятельно. сти; 4) цешостно-ориентируюцая деятельность имеет своим результатом сложившуюся систему ценностных ориентации.

Глава Ш "Программа воспитания молодого поколения в США" представляет содержание и принципы идеологического воспитания американской молодежи в их становлении л развитии. Глава состоит из трех параграфов.

В первом параграф поставлена и рассматривается проблема существо на ния американской идеологии.

В основа американской идеологии лежит вера в исключительную "судьбу нации, каждый гражданки которой может надеяться на успех, йшоченчость нации зиждется на договоре индивидуалистов о праве кавдогс участвовать в по гене за удачей. Гонка одиночек превраща-

' - ■ .. \Л- . . . 20

ется в,.общий марафон, нации, йоторая такта преследует интерес по-, беды над более.слабыми нациями. Безвестном смысле .С1ПА. имели исключительную историю, обладали богатейшей', базой 'для социального^... развития.. Данная,- база.-, была, использована , не ..для внбозза особого направления-,-•-.отхода,- от,г,снсральшй;.лиуии .общественного, развития;..,' но для ,более динамчногаг,развертывания ^апитадкстич^-.ирс. поряд-. А ков. 3 слолмшихся, условию,^противоречия капитализма .выявились' в более; ."чистом"-! виде;,го(5родствующаят идеология.лриоСрела мобильность," и:В :конечном ,сяете, большую.жизнеспособность.. Американская идеология,';.таки)-1!рбразрм,-'Представляст собой: уникальное явление, -наиболее .адекватно;воплотившее. закормершстиьстаноз4^кия.,и'. развития буржуазного, типа идеологии. . .

Системообразующим,¡принципом социального,.взг-имодейстпия, в СМ является-господство ■ частного,;янгереса. Особенностью..утверж-., деюотяьнного-принципа ¡.общественно^,и ивдиэ.адуалыюм, соз .явиЛ'рср. то, обстоятельство, ;что,

пионеров. .Нового Света. Идеологи долгим были решить более сложкута, парадоксальную.;,задачу:,,найти <?рад<«ева.,.Гв.¡которой ■ . господствовал ''частшй.,-инте]^р^-г£ещению¡-задачи, сп000Сстб,01вди..ш-которйе значимые?. особенда.ст^ра^ОДия!об^стаоз'наш«;, § СЙА. риканский .теоретик- .в^все.-явффва^к^^

.вым1 сознанием у'.сам .--.находился доДкеиго ^ей^ср^^вв'^^двли^чирм, и оказываЛся-гчреэчычайщ

уш'милдйонов..^ Днализл,ос,Ч9®5П<>-лаг^5их ^бо^у^иболое^авторйтет-кых.американский!,фил.йсрфов .урр, ,о.№С

дае.1вхсеет9лпре1медуйм¥х,1^ш;1цея^ ,

, Положения?теоря.З'Т, Спевдевар

США; сони:. послут^^сто^^^гИ^гр^^й^^ще»^) й.вдт^я-зацир,'системы: ^от^н^адая!!;^ ••

»/прагматизме» пщзвад^э, ^^^ '

.' ■ капскими*

* протражчла прагоиатизмае&й^^ мелиоризма (Л.Уорд), которая получила раэвитйё и завершение в •-.'.•'

прагматизме. Таким образом, идеология, многими нитями связанная с общественной психологией, получила адекватную философскую базу.

Во втором параграфе предпринята попытка аксиологического анализа американской идеологии, рассмотрения эволюции ценностных ориентации поколений, тенденция развития индивидуализма. В работе освещаются те стороны развертывания доминантной ценностной ориентации, которым не уделялось достаточного внимания в исследовательской литературе, и которые имеют принципиальное значение для понимания идеологического воспитания, осуществляемого в C1ÜA.

Учение индивидуализма проникло на североамериканский континент eme в период зойны за независимость; оно стало господствующей социально-полит-тчесизй и нравственной доктриной. К концу XIX века сложилась потребность в укреплении государства, что поставило существенную проблему в развитии господствующей идеологии. Традиционный индивидуализм пересматривается теоретиками; социологи того периода фиксировали утер» ищивидом автономии в сознании и поведении. Наиболее глубоко процесс был исследован Дж.Дьюи, который признавал его закономерным в свете бурного технологического и социального развития. Анализ его работы "Индивидуализм. . Старый и новый" привёл автора к выводу о том, что "товый" индивидуализм означен следущими тенденциями: развенчанием в общественном и ищиввдуальнои сознании культа героя-одиночки, обретением ценности коллективных усилий в рамках общности; признанием необходимости расцвета мадивидуальтости в ответ на потребности развивающейся технологии. "Новый" индивидуализм не мог быть достигнут за счет развития "старого", он обладал иным качеством.

Изучение проблемы развития индиввдувлизма в Q3/1 потребова-, ло обращения к широко известной работе Д.Рисмена "Одинокая тол-• па" (1957). Рисмвн выделил в истории три типа социального характера: "личность, ориентированная на традиции", "личность, ориентированная на себя",'"личность, ориентированная на других". В истории COA, по мнению Рвсмена, на рубеже 50-х годов происходила , смена господствующих «шов социального характера: "личность,ориентированную на себя" сиеинхс "личность, ориентированная на других". У большинства ишвдоват&дий выгод .Рисмена не вызвал сомнения. В работе рассматриваются критические отклики по существу; •рыдвинутой концепции Т.Ларсонса, С.Липсета и У.Уайта, которые позволит продолжить анализ тенденций развития шдивидуализма. . С.Липсет обратил внимание на то, что Рйсмек ллекгшряровах фа» :

постоянства американского характера, в котором, по его мнению, всегда сосуществовали черты "ориентации на себя* и "ориентации на дг'тих", в единстве составляющие своеобразие национального облика. Рисмзн, продолжал Липсет, зафиксировал не смону типа социального характера, а направленность развития системы общественных отношений, что закономерно, повлекло за собой приоритет одной из тенденций в американском характере. Г.Парсонс к У.Уайт поили еще дальше в конструктивной критике концепция Д.Рисмеиа. Они сформулировали гипотезу о существовании двух типов индивидуализма: "утилитарного" и "инструментального", каждый кз которых воплощен в особой системе ценностных ориентация. "Утилитарный иццинидуа-лизк" восходит к интеллектуальной традиции англосаксонских' народов; в нем внимание акцентируется на удовлетворении потребностей и интересов индиввда; в нем недостаточно выражен активистский импульс и не обязательно присутствует стремление к достижения; в своем развитии он направлен в с то року гедонизма. "Инструментальный индивидуализм" предусматривает обязательность' индивидуального вклада в благосостояние общности; в нем органично сосуществуют ■ "ориентация на себя" и "ориентация ta других". Данная гипотеза была, проверена нами в ходе системного' анализа ценностных ориентаций американской молодежи. Введение в контекст исследования понятий "утилитарный индивидуализм" и "инструментальный индивидуализм". •помогло преодолению известной ограниченности сложившегося в марксистской литературе подхода в трактовке тщивидуалюма, которая признается ведущими советскими специалистами (Ю.Зашпжин).

В третьем параграфе представлена модель "идеального" молодого американца, выстроена иерархия принципов идеологии воспитания ; в США. . ' • *.

I принцип - принцип веры в образование. Американский континент, как известно, осваивали люди, не имеющие не только высшего, . но и подчас среднего образования. Вера американцев в социальную значимость образования не есть результат осмысления исторического . опыта нации, но итог воспитания. Поколения американцев сохраняют ' непоколебимую веру в равенстве возможностей, которые открываются, активному ивдивиду в борьбе за успех. Образование имеет формально .• фиксируемый уровень и может служить средством доступа в привила'- •■•» гированные слои населения; одновременно система образования выступает в качестве надежного социального фильтра. Формирование веры ■' в социальную значимость образования чрезвычайно полезно: оно под-.

держиьает. мкфооз?!р^векстае возможностей"»■ ;Но. и срдейструет ;при-,-л, тягательности'дяя''новых-. поколений .сферы,, в которой;развикаются

таланты,.•источник расцвета-нации.; -......

' :П принцип.-::принцкп:,правительственной. ответственности; Сог,. гласно .данному.принципу, американец должен доверять своему правительству, которое избирается-демократически;.! путем. Со,^ своей ... стороны правительство .берет.'йа себя,- отретствеи'-ость оьеспечения.. -оптимальных.*:условий самоопределения личности.. Правительство стремится: з .своей-социальной политике следовать духу прагматизма,, способствовать - реалистической ориентации, институтов образования.

Е.принцип -.принцип местной инициативы, Американцы, воспитываются с убеждением„в автономии общины. Община несет.ответственность за. создание и.содержаше:школ,. имееТ;право корректировать . школькуэз программу. Сложившееся положение имеет два главных.по- ; следствия; I) отсутствие единообразия в школьных программах и условиях их. реализации; 2),сохранение усилиями общин-своеобразия культур;групп народов, иммигрировавших в свое время в 'Новый Свет.

•1У"принцип - принцип индивидуального успеха. Данному, принципу принадлежит .'системообразующая роль в. модели,"идеального американца". Идеологическое воспитанно направлено -на • формирование ценностных ориентации:поколения., Условием.необходимым для реали-* зации его; программы -яалябтся^ее жизненность,, единство направлен^., ности педагогическог0 '30с;действия сО;,сторош официальных ссци-.. альных -институтов и. микросреды. Феноменом, символизирующим данное единства, стала "американская. мечта^. В работе-рассматрива-■ется природа, ¡содержание; И: роль^американской мечты" в становлении .капразленности;-сознания;!И::Пйведения молодого поколенй^З. ее. истоках стоял буржуазный вдеал совершенного общества. Буржуазный идеолог/¡программируя более совершенное общество, рисует, рб|цегу-манисткчаский идеал, история определяет; меру, реализации ,Ьбщеч£рц:. ловеческих -ит-ересОв; на^к&едой- из сво.их ступеней.; "Американская.., .мечта": стал а мифом в силу невозможности реализовать гумжмстичес-.кий; идеал. В своем содержании она:есть не что иное, как ¡признание., ■ социаяьшт неравенства к случайности .индивидуального;:успеха,ггро-

циальныё психологи, .связал« успех с .уровнем, ■. ности;,,рассматривая ¡удачу как. награду -Да сверхадтивгость,,а,£о- - . •п-раявнив.как плат/-за -.пассивность., ,В;ЮВвс,тюй. мере они ,4ьий ,пра.г, : вы; широкая пропага-НЦа йх выводов окаэаяась поладюй молодьш,она. - стицулировала:их инициативу, поддергивала . волю.:ч.победе. Но" со- .-

циальнал психология указывала ять m возможность связи еысокоЯ активности я значимого успеха, дайна* возможность реализуется з действительность л иль при решающем посредстве систем^ обществен- ' ных отношений.

У принцип - принцип демократии. Демократия в явлзнии буржуазного общества есть процесс цивилизованного оформлбгзк борьбы за существование. Демократия, оказывается необходимой и выгодной каждому грааданицу. "Идеальный американец" убелден в том, *то конкуренция в достижении успеха имеет справедливо организованные основания. Равенство возможностей не означает уравнеггия всех, но предполагает равенство по отношению к организации.

УГ принцип - принцип национальной солидарности. Принадлежность к нации определяется в американском обществоэиании мерой интегрироваиности личности в национальную культуру. Личности отводится решмпцая роль в самоопределении, стратегия воспитания должна обеспечить результат, желаемый для общества. Американская нация представляет собой уникальное образование представителей . различных рас и национальностей. Нация оказывается сплоченной едиными социальна;.™ ориентирами при сохранении культурного своеобразия общин.

ЭТ1 принцип - принцип социального согласия. Все вьиесхаоакте-•ризованные принципы органично дополняют друг друга; в системе они нацелены m воспитание людей, поддерживапцих в сози нии и деятельности равновесие общества. Специальное провозглашение ориентации на социальное согласие да столько призвано ра&эить представление о модели "идеального америк-ака", сколь ко расставить в ней необходимые акценты.

УЗ принцип - принцип практической йолезности. Человеку надлежит обрести и развить- s себе способность инструментального подхода к жизни, в которой казодый день должен нести запас ив?ормации, пригодшй для кспользова :ия в качестве средства достижения, из- . влечения дополнительной прибыли - духовной или материальной.

Глава ХУ "Формы идеологического воспитания молодого поколения" состоит из пяти параграфов. План построения и анализа материала вырастает из единства трех необходимых моментов деятельное-., ти - цель, средство и результат. Деятельность по .реализации цели 'выступает средством ее объективации. Результат целенаправленной деятельности естб снятие противоречия между субъективно подакае-

ш как должное и наличие существующим, данным субъекту, деятельности 8 качестве, предмета. Деятельность общества по воспитанию молодого поколения своей целы» имеет формирование социального облика граздан, соответствующего коренным интересам субъекта, осуществлявшего контроль за ходом процесса. Многообразная институционализированная деятельность по воспитанию есть средство реализации цели, превращение идеального понятия в тайность. Идеальное понятие вырастает из идеологии, программирующей систему деятельности общества. Направления воспитания - политическое, правовое, -нравственное и т.д. - являются не чем иным как форма! . целостной идеологии воспитания, конкретней средствами осуществления цели. Автор слитает наивным предположение о том, что в социальной реальности могут быть выделена политическое, правовое и т.д. воспитание. Меяду тем они присутствуют в каждой воспитательной ситуации. Их выделение носит условный характер, но оно необходимо для уяснения спектра целей и средств, присутствующих в воспитательном процессе. Единство ему придает содержание, вырастающее из идеологии, разнообразие - формы его проявления. На данном основании в работе выделены специальные разделы, посвященные каядой из форм идеологического воспитания, - политическому, правовому, нравственному, эстетическому и религиозному.

Материалы конкретно-социологических исследований, зафиксировавших направленность социальной ориентации американской молодежи -г поколений второй половины XX века, анализ которых проведен в диссертации, позволяют убедиться в тон, что ориентиры, задаваемые американской идеологией, превращались в нормы сознания и поведения молодых людей. В каждой из форм идеологического воспитания обнаружилось столкновение двух тенденций в развитии индивидуализма. В политическом воспитании. оно прослеживается в. юлках, вызывающих молодежный протест я апатию; в правосознании противоборствуют мотивы инструментального и утилитарного подходов к жизни -тенденция, по разному проявляющаяся в различи« социальных груп-.пах молодежи; по особому ориентации.индивидуализма воплотились в сфере нравственного становления юношества: нормы поведения "молчаливого поколения", "бунтующего поколения" и "поколения контркультуры" существенно отличны; эстетическое воспитание строится таким образом, чтобы каадая из ориентация могла получить выражение в деятельности молодежи - инструментальная рождает и укрепляет потребительское отношение к художественной культуре, но утили-

"'""'Ч,- ; -V--' ,•'■*'"'-'-••■'-•_ ; 26 . '• * ■■ ■ •■'' '

с>

тарная развивает в молодых людях потребительское отношение к обществу, что наглядно проявилось в контркультуре 70-х; религиозное воспитание формирует веру в сверхеетестаендае силы, предопределяющие судьбу общества и отдельного индивида, одних оно вдохновляет на поиск и следование призванию, других - на эозрож-, дение утерянного смысла жизни и гармонии существованля. Абрис схематичен, автор намеренно отвлекся от реальной сложности процесса в его конкретности (которую позволили представить данные многочисленных опросов молодежи), но он позволил вычленить то, что роднит все формы воспитания молодого поколения в СЩ - их идеологическое начало.

В главе У "Молодой американец 80-х годов" рассмотрены ценностные ориентации молодых людей - наглядный результат процесса идеологического воспитания.

Объектом анализа явились наиболее значимые в реиз витии американского общества группы молодежи - рабочие и студенты. Объем • социологической информации, которой располагал автор в ходе исследования, был предопределен тенденциями развития юнологии США, которая развивалась под влиянием ошибочного постулата о существовании единой социальной группы (или класса) молодежи с общими запросами и требованиями н обществу. В 70-е годы данное утверждение было подвергнуто критике в Западной Европе и США. Признав факт социальной дифференциации молодежи, американские специалисты, тем не менее остались верны традиции приоритетного исследо- « вания студенчества; материалов по рабочей молодежи чрезвычайно мало. . . : .

Наиболее адекватным цели данного раздела работы - определения меры совпадения программы воспитания и результата ее реали- г. зации - явилось исследование Д.Стара (табл.). ;

Стремления студентов 1931 года сосредоточены вокруг семейного благополучия, удачи в собственном.Деле, завоевания высокой позиции в административной иерархии; они проявляют единодушие в ■ низких оценках общественной деятельности, направленной на совершенствование общественных отношений. Высокая степень стремления к обособлению в сочетании с политической пассивностью - такова направленность сознания студентов. . :

Исследования Д.Янкеловича заметно обогатили представления "С тенденциях развития ориентахдей американцев в 70-ё - 80-е годы. В работе определена мера их распространенности в среде рабочей .

Таблица

Цендастнае ориентации первокурсников в 1971 и

1981 гг.*

Социальная 1971 • 1981 Фикси-

g™' . Як числу Отесан* oSf* опрошен- значи- оценке ньк . мссти % к числу Степень опргаен- знача ных мости руемые изменения, %

Развитие значимой

философии ккзни 68,1 I 49,0 6 -I..I

Помощь другим, ког-

да им приходится

трудно 62,7 2 - . 62,9 4 ' + 0,2

Поддержание семьи 62,2 . 3 ' 66,5 2 ♦ 0,2

Статус квалифициро- •

ванного специалиста 60,0 4 72,9 I + 12,9

Совершенствование

общества 42,9 5 24,8 10 -18,1

Участие в полити-

ческих делах 42,3 6 39,2 8 - 3,6

Удача в собственном

бизнесе 41,9 7 49,4 5 + 7,5

Финансовое благо-

получие 40,1 8 65,2 3 ♦25,1

Возможность влиять

на мир социальных

ценностей £3,0 9 31,6 9 + 3,6

Участие в обществен-

ных делах 25,9 10 24,1 II - 1,8

Административная

ответственность 19,7 ' II 39,7 7 +20,0

Возможность влиять

•на политическую

структуру 14,1 12 - 15,0 .; .'; 12 + 0,9

X "Starr J.M. The Movement for Student Sights' and Power. Continuities from the I960»s/s> ~f-'S. Socit* /¿><pi/'

■of youS/i. S.t '.. '"

молодежи. Около половины юношей США в начале 80-х годов в возрасте лет приступили к работе; к 18 годам 2/3 молодых людей считали работу главным видом жизненной активности. Угроза безработицы для них реальна, что заставляет высрко оценивать работу в качестве источника средств « жизни. Стремление к нсзазисимостн Армируется всей системой воспитания, закрепляется ы уровне самовоспитания. Проблема гарантии занятости деформирует данное стремление, с одной стороны, обостряя его, с другой - обесценивая в-условиях господства случайности. Стремление к успеху - не-отьемлемал сторона сознания и поведения молодого американца; молодые рабочие осознают ограниченность возможностей в его достижении: рабочие более высокой квалификации упорны в указанном стремлении, представители более низких квалификационных. слоев вынуждены довольствоваться сиюминутными суррогатами удачи. В оценке значимости работы как ценности мнения представителей различных слоев молодых рабочих также расходятся: молодые лэди, строящие планы профессионального и квалификационного роста, видят в карьере возможность целостного самовыражения; молодые люди,• не обладающие достаточной образовательной и квалификационной базой, рассматривают работу как легальное средство, источник удовлетворения потребностей в сфере досуга. Молодые рабочие многое .восприняли от предшествующих поколений, но в значительной степени в своих ценностных ориеигациях отличаются от них.

Обобщение данных социологических исследований яачала 80-х годов, проведенное в работе, позволило проанализиронать меру жизнеспособности идеологического воспитания, осущесгвляемого в США {в единстве его форм). Ценностные ориентации студентов и молодых рабочих во многом близки ориентациям их исторических пред- • шественкиков - "молчаливого поколеют" 50-х. То же сосредоточен- ■ ное стремление к успеху, то же в главком отношение к политике, сформирбвана нетерпимост , к правонарушениям, наметился отход от гедонизма и т.д. Автор не склонен интерпретировать данное явле- ■ кие как "возвращение" к 50-м; молодые лцди в своем сознании-хра-ачт память о бурных 60-х, о скептицизме 70-х, но их социальные устремления точно соответствуют идеальной модели, которая лежала в основе их воспитания. Указанный факт заставляет еще раз осмыслить настроения молодежи предшествующих десятилетий, задаться • вопросом, явился ли их облик и поведение отходом от задаваемых системой ориентиров. Социологические данные'свидетельствует: щ ■•■•"••- '•/-. ' ■'•'•■.■"■л. ••.:/" 29" " • '

"бунт" активистов 60-х, ни уход в себя молодежи 70-х не выходили за рамки индивидуализма. 3 меняющихся условиях концепция воспитания приобрела большую гибкость и лабильность.

В заключении диссертации подводятся основдае итоги исследования и намечаются направления дальнейшей работы над темой.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Идеологическое воспитание молодежи в (Ж. Свердловск, 1969. 7.2 п.л.

2. Общественное развитие: актуальнее проблемы методологии // Тез. республ. межвуэ. науч. конф. "Противоречия современного общественного прогресса": 4.1. Гродно, 1989. 0.2 п.л.

3. Концепция "Третьей волда" А.Тоффлера: Прогноз или утопия? // Научно-технический прогресс и управление социальными процессами: Тез. докл. кауч.-теор. конф. - Ижевск. 1988. 0.2 п л.

4. Преемственность и творчество // Наука и творчество: Методологические проблемы. Ярославль, 1936. 0.2 п.л.

5. К вопросу о становлении принципов идеологического воспитания а буржуазном обществе // Единство общественных отношений и сознания. Свердловск, 1986. 0.. п.л.

6. 1&>делирование в теории идеологического воспитания // Тез. докл. межвуэ. симпоз. Свердловск, 1986. 0.2 п.л.

7. Повышение роли человеческого фактора как проблема современной буржуазной социологии // Кардинальней рост эффективности человеческого труда - главный фактор ускорения социально-экономического развития. 4.2. Свердловск, 1986. 0.2 п.л.

8. Политическое воспитание молодежи в США // Политическое сознание и самосознание личности. Уфа, 1985. 0.5 п.л.

9. Нравственное воспитание молодежи в процесса преемственности поколений (на примере США) И Нравственное воспитание в системе формирования нового человека. Свердловск, 1985 . 0.5 п.л.

10. "Молодежная контркультура" Миф и действительность // Проблемы истории научного коммунизма. Свердловск, 1983. 0.5 п.л, 4 II. Преемственность поколений в развитии капиталистической формации // ФормационшЙ анализ а системе категорий исторического материализма. Свердловск, 1983. 0.5 п.л.

12. К вопросу об эволюции учения о цивилизации в буржуазной фило-; софик истории // Цивилизация и исторический процесс (препринты докл. У1 Всесоюз. коордикац. совещ. М., 1993. 0.4 п.л.

' ■>■:•.-''V . '- • - 30 '

13. Противоречия армирования нравственной активности молодежи буржуазного общества // Специфика морали и нравственного воспитания личности. Свердловск, 1983. С.6 п.л.

14. Проблема типологии политической организации общества в истории буржуазной социологии // Типология социальных явлений.Сверд-ловск,1982. 0.4 п.л. (» соавторстве с Раскостовьп В.А., Хузи-жм A.A.).

15. Проблема повышения эффективности идеологической работы в современной идеологической борьбе // Тезисы к 1У Уральским социологическим чтениям. Пермь, 1902. 0.2 п.л.

16. Эволюция социологии молодежи в (Ж // Социологические исследования. 1981. » 3. 0.4 п.л. Републикация ст. Di« 3volu »im der Jugend Soziologie in den USA // SOTietwisaeruBchaft geael-ecliafte wiccenachaftlicte. Beiträge. 1982.Ii 1.

1?. Тенденции повнпения образовательного уровня рабочих в условиях тучно-технической революции в СССР и СЦА // Система образования и социальные перемещения: Материалы Всесопз. науч. . конф. М., T98I. 0.2 п.л.

18. В.И.Лвнии о преемственности поколений '// Тез. Ш Урал, социол. чтений. Оренбург, 1980. 0.2 п.л.

.19. Социальная и профессиональная ориентация как категории марксистского обществознания (Опыт конкретного анализа профессиональной ориентации молодых рабочих) // Социалыая диалектика в категориях исторического материализма. Свердловск,1980. 0,5 п.л. (в соавторстве с К.Б.Башзговым). .

20. О роли средней школы современного капиталистического общества в поддержании равновесия социально-классовой структуры // , Научное управление развитием социальной структуры советского , общества. Саранск, 1975. 0.4 п.л.

21. Критика буржуазных концепций социализации человека. // Теоретические основы коммунистического воспитания. Свердловск, 1975. 0,8 п.л. (в соавторстве с О.Н.Жемановым).

22. Роль социальной среда современного капиталистического общест- , ва в формирования ценностного отношения молодежи к высшему образованию // Высшее образование в жизненных штагах молодежи". М., 1975. I п.л. - . '"

23. Социальная обусловленность.индивидуальной профессиональной ориентации // Проблемы личности. Бул.б.-Свердловск, 1974. . 0.9 п.л. ' '

31

24. Теория "профессиональной ориентации" в современной марксистской и буржуазной социологии // Социологические исследования. Вып.5. Свердловск, 1972. 0.5 п.л.

25. Противоположность марксистской социологии и функционализма в трактовке социальной структуры // Изменение социальной структуры советского общества: Материалы ко Второй всесоюз. науч. конф. Бып.10. Свердловск, 1971. 0.6 п.л. соавторстве с М.К.Руткевичем).

26. Проблема критерия социальных различий в современной американской социологии // Проблемы социальной структуры. Свердловск, 1971. 0.3 п.л.

X*

Подписано к печати 15 10. 19ЧОг. 'Формат 60x84/16

Бумага для множительных аппаратов. Печять офсетная Объем 2,0 уч.-изд.л. Тирах 100 экз. Заказ №6Н Бесплатно Уральский ун-т. 620083, Свердловск, пр.Ленина, 51

Типолаборатория УрГУ. 620083, Свердловск, К-83, тр. Ленина, 51