автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Иконография святого Александра Невского

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Мироненко, Дмитрий Геннадьевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Иконография святого Александра Невского'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Иконография святого Александра Невского"

На правах рукописи УДК: 7.041.5 + 7.046.3

Мироненко Дмитрий Геннадьевич

ИКОНОГРАФИЯ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Специальность: 17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Автореферат

Диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

0050590/

Санкт-Петербург

2013

1 6 ; :ДП —3

005059573

Диссертация выполнена на кафедре русского искусства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина» Российской академии художеств

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Кутейникова Нина Сергеевна

кандидат искусствоведения, профессор, профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е.Репина

Рыбаков Александр Александрович

доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры истории Череповецкого Государственного университета

Большакова Светлана Евгеньевна

кандидат искусствоведения, руководитель иконописно-реставрационной мастерской «Фавор», член Союза художников Санкт-Петербурга

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей истории религии»

Защита состоится «15» мая 2013 г. в 16.30 на заседании Совета Д. 212.199.11. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, созданного на базе Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 6, ауд. 49.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 5.

Автореферат разослан «12 » апреля 2013 г. я

Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат искусствоведения, доцент

А. Г. Сечин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Диссертация посвящена изучению иконографии св. Александра Невского, выявлению основных типологических, программно-композиционных и художественных различий, а так же определению исторического контекста, обусловившего возникновение существующего многообразия иконографических характеристик.

Актуальность исследования определяется возрастающим общественным интересом в России к религиозному изобразительному искусству и его иконографическим первоосновам. Активно развивающееся церковное искусство, в настоящее время, нуждается в научном иконоведении. Иконография по широте угла исследования соединяет богословие, искусствознание, культурологию и собственно иконописную практику, призванную претворить богословские догматы в конкретные, зримые очертания. Исследование самих иконографических типов, причин их возникновения, а также причин смены одного типа другим открывает новые возможности для понимания отечественного искусства и его места в мировой культуре.

Иконография св. Александра Невского объединяет обширнейший художественный материал, который представляет собой значительный пласт отечественной культуры, активно видоизменяющийся на протяжении почти шести веков, начиная с XVI века и до настоящего времени. Изучение и анализ смысловых и композиционных программ этого культурного наследия могут обеспечить культурную преемственность, которая, может стать основой для дальнейшего последовательного творческого развития отечественного искусства и иконографии Александра Невского.

Степень научной разработанности проблемы. В обширной библиографии, использованной во время работы над данной темой, следует выделить три основные группы:

1.Священное Писание вместе со святоотеческой, догматической и богослужебной литературой (св. Симеон Новый Богослов, прп. Иоанн Дамаскин, блаж. Августин, Авва Дорофей, прп. Иосиф Волоцкий, Четьи Минеи);

2.Фундаментальные научные труды по иконографии и иконописные подлинники (Н. П. Кондаков, Н. В. Покровский, Г. Д. Филимонов, И. А. Припачкин, Б. В. Раушенбах, Ю. Г. Бобров, С. Г. Савина), тексты, посвященные иконографии св. Александра Невского (И. А. Шляпкин, Ю. К. Бегунов, протоиерей Александр Соколов, Н. В. Регинская);

3. Искусствоведческую литературу, включающая отдельные публикации, монографии, альбомы и музейные каталоги (И. Э. Грабарь, В.И. Антонова,

B. Г. Брюсова, Н. А. Барская, А. А. Салтыков, Э. С. Смирнова, И. JI. Бусева-Давыдова, Н. С. Кутейникова), публикации, посвященные богословскому истолкованию категорий прекрасного в церковном искусстве (Е. Н. Трубецкой,

C. Н. Булгаков, А. Н. Овчинников, архимандрит Зинон (Теодор), инок Григорий (Круг), В. В. Лепахин, О. В. Губарева, А. М. Лидов, И. К. Языкова), а также фундаментальные труды об истории России, Русской Православной Церкви, отечественной культуры, монархической истории, истории армии и вооружений, истории костюма, истории кино, геральдике, архивные материалы (В. О. Ключевский, A.B. Висковатов, Е.Е. Голубинский, Г. П. Федотов, А. Курбский, М. Хитров, Е. Замысловский, В. А. Дуров, Е. Изергина).

На фоне общих иконографических трудов Н. П. Кондакова, Н. В. Покровского в конце XIX - начале XX веков, научных работ ученых середины XX века Л. А. Успенского, Е. Н. Трубецкого и исследований современных ученых, собственно иконография святого благоверного великого князя Александра Невского выглядит совершенно неизученной. Это принципиально не согласуется с большим общественным интересом, сопровождавшим персону Александра Невского на протяжении более чем семисот лет. О его жизни написано много, начиная с житий и заканчивая научной и художественной литературой. Ему составлены церковные службы. Значительное количество изобразительного материала (икон, картин, монументальных произведений, кинематографических лент) свидетельствует о неизменной общественной актуальности этого деятеля. Обилие описательной информации создает видимость полноты и исчерпанности предмета.

Собственно к иконографическим материалам, безусловно, относятся иконописные подлинники, в которых в сжатой форме охарактеризован изобразительный метод (предписание) его изображения на иконах. К числу иконографических источников также следует отнести исторический указ Петра Великого 1824 года, продублированный распоряжением Священного Синода, воспрещающий изображать князя в монашеском чине. С этого момента св. Александра Невского надлежало изображать только как великого князя.

Первая отдельная научная работа, посвященная иконографии этого святого, принадлежит И. А. Шляпкину «Иконография святого благоверного великого князя Александра Невского» (1915). В ней на примере нескольких древних памятников впервые предпринята попытка описать иконографию святого. Далее, в публикации Ю. К. Бегунова «Житие Александра Невского в станковой живописи начала XVII в.» (1966), было отмечено существование различий в иконографии Александра Невского.

Этот компактный иконографический обзор впервые делит эмпирический материал, опираясь на конкретные памятники церковного искусства, и в общих очертаниях выявляет иконографическую непохожесть разных икон. Из многообразной иконографии автор выделяет две отдельные группы: монашескую и княжескую.

В книге протоиерея Александра Соколова «Святой Витязь Земли Русской» (2008) присутствует аналогичный - описательный разбор иконографии Святого. Здесь так же, как и у Бегу нова, нет предпосылок к выделению и систематизации во второй группе иных программных значений, и все они сливаются в великокняжескую характеристику, В этой публикации по-прежнему нет исторического обоснования иконографических различий. Но в материале отца Александра круг обзора произведений намного шире.

В 2004 году автор настоящего исследования опубликовал статью «Развитие иконографии святого благоверного великого князя Александра Невского», в которой «эскизно» попытался выявить основные иконографические типы Святого.

Последней по хронологии научной работой, посвященной иконографии святого Александра Невского, является хорошо иллюстрированный альбом авторов Н.В. Регинской и С.В.Цветкова «Благоверный князь православной Руси — святой воин Александр Невский» (2010). Это культурологическое по общей направленности издание состоит из двух частей. Первая посвящена историческому обзору основных биографических фактов, изложенных с нравственно-назидательных позиций (автор C.B. Цветков). Во второй части — «Образ святого Александра Невского в русской живописи» — Н.В. Регинская использует хорошо известную схему, созданную Ю. К. Бегуновым. Но в отличие от первоисточника и книги о. Александра Соколова она опирается на обширнейший иллюстративный материал (не всегда качественно выверенный) и анализирует изображения с позиции историко-описательного принципа. Автор по-прежнему не выделяет в общей массе изводов отдельные иконографические типы. Вернее, Н. В. Регинская делит иконографию на типы, но делает это с привязкой к сюжетной или композиционной составляющей произведения, что нам представляется методически неверным.

Обзор литературы позволяет сделать вывод о накоплении определенного, но незначительного количества информации по иконографии св. Александра Невского. Этот материал не дает представления:

- о причинах возникновения различных иконографических принципов изображения этого святого;

- о программных особенностях каждого иконографического типа святого Александра Невского и их отличиях;

- о взаимосвязи исторических обстоятельств и причин замены одной иконографии святого Александра Невского на новую.

До сих пор системно не изученные типологические различия иконографии святого Александра Невского позволяют автору сформулировать цель и задачи данного диссертационного исследования.

Объект исследования: многообразная иконография св. Александра Невского.

Предмет исследования: исторические, художественные и программные особенности различных иконографических типов св. Александра Невского.

Цель исследования - составить целостное и систематизированное представление о типологически многообразной иконографии св. Александра Невского. Конкретизировать каждый иконографический тип в собственных его типологических границах, выявить художественные трактовки каждого типа, а также проанализировать причины возникновения различий в иконографии святого.

Цель предопределила соответствующие задачи исследования.

Задачи исследования:

1. Уточнить основные положения и сферу функционирования научной иконографии в системе искусствознания.

2. Классифицировать и научно обосновать существующие иконографические типы св. Александра Невского.

3. Установить и исследовать основные историко-культурные предпосылки для формирования каждого иконографического типа св. Александра Невского.

4. Изложить программно-богословское содержание существующих иконографических типов св. Александра Невского.

5. Выявить художественные особенности каждого иконографического типа св. Александра Невского и провести анализ соответствующих иконографических аналогов и прототипов.

6. Отобрать и проанализировать наиболее значимые (эталонные) произведения искусства внутри каждого иконографического типа св. Александра Невского.

7. Составить каталог из доступных художественных произведений, посвященных святому Александру Невскому.

Методология и методы исследования. Методологической базой диссертации являются труды Отцов Церкви, исследования по богословию иконы, истории Церкви, истории России и отечественного искусства.

В работе использован комплексный метод исследования, включающий

- описательный метод, визуально характеризирующий рассматриваемые в диссертации произведения;

- сравнительно-типологический, позволяющий конкретизировать и выявить различные типы иконографии св. Александра Невского,

- исторический, позволяющий проследить изменения иконографии св. Александра Невского в контексте общественного развития России, взаимодействия и взаимовлияния государства и Церкви;

- художественно-стилистический, соотносящий трактовку образов св. Александра Невского, с общими тенденциями развития отечественного искусства периода ХУ1-ХХ1 вв., способствующий уточнению атрибуций ряда произведений.

Гипотеза исследования.

В иконографии св. Александра Невского выражение основных общероссийских политических, идеологических и общественных перемен, а также чередование культурных вех и стилистических направлений привело к формированию четырех различных иконографических типов св. Александра Невского.

Хронологические рамки исследования определяются кругом памятников, связанных с образом св. Александра Невского, начиная с первых его изображений середины XVI в., и завершая современными произведениями начала XXI века.

Научная новизна исследования:

1. В диссертации впервые целенаправленно исследуется многообразная иконография св. Александра Невского.

2. В исследовании впервые иконографические типы св. Александра Невского рассмотрены с учетом богословских особенностей различных типов святых, их существующих изводов.

3. В работе впервые проводится анализ исторических первопричин, влиявших на возникновение, расцвет и замену каждого иконографического типа. Изменения в иконографической характеристике Александра Невского

детально соотносятся с общественно-политическими процессами российского общества. Само иконографическое новаторство осмысляется в контексте анализа развития отечественной культуры на протяжении XVI - XXI веков.

4. Впервые обширный художественный материал (фрески, иконы, картины, эстампы, ювелирные изделия, плакаты, скульптуры и кинематографические произведения) детально анализируется и группируется согласно типологической принадлежности. Это позволяет выявить четыре отельных иконографических типа, существующих в иконографии св. Александра Невского: преподобнический, княжеский, императорский (петровский), воинский.

5. Впервые каждый иконографический тип получает собственное терминологическое определение и теоретическое обоснование, что дает возможность по-новому выстроить описание и характеристику типологии иконографических систем, когда-либо примененных для изображения св. Александра Невского.

6. Анализ композиционно-стилистических особенностей произведений искусства в совокупности с богословскими основами образов Александра Невского позволяет не только прочитывать и интерпретировать разнообразные качества каждого иконографического типа, но и судить о конкретных проповеднических задачах, устанавливаемых авторами или заказчиками произведений искусства.

7. Впервые в рамках отдельного исследования посвященного иконографии св. Александра Невского объединены и типологически организованы наиболее значимые памятники искусства XVI — XXI вв. посвященные Святому.

Положения, выносимые на защиту:

1. Анализ иконографии св. Александра Невского свидетельствует о наличии различных типологических принципов (преподобнического, княжеского, императорского, воинского) в русском искусстве XVI — XXI веков, по-разному трактующих личность этого святого.

2. Изучение исторических причин для возникновения каждого типа совместно с исследованием характерных для них программно-иконографических основ позволяет утверждать о существовании тесной взаимосвязи между государственной идеологией и официальной иконографией Александра Невского. Для каждого переломного этапа отечественной истории

иконография святого генерирует новый, актуальный иконографический тип, в полной мере выражающий современные проповеднические задачи.

3. Помимо канонических средств византийского и древнерусского искусства, на основе которых образуются преподобнический, княжеский и воинский иконографические типы св. Александра Невского, в начале XVIII века появляются новые средства и художественные приемы, формирующие новый иконографический тип — императорский.

4. Выявленная система, организующая разрозненный и разновременный материал в хронологическую и типологическую целостность, позволяет предложить для некоторых памятников, по традиции связываемых с иконографией Александра Невского, новую атрибуцию либо иное объяснение художественных программ.

Теоретическая значимость исследования. Теоретические результаты всестороннего анализа иконографии св. Александра Невского выстраивают разрозненный литературный и художественный материал в четко структурированную систему, определяющую и обосновывающую типологическое многообразие предмета исследования. Разработанный системный порядок позволяет продолжать исследование в данном направлении и дает базовую возможность для проведения схожих исследований, а также научных работ, выходящих далеко за рамки обозначенной темы (взаимопроникновение и синтез типологических принципов в русском искусстве, иконография житийных сцен, взаимосвязь иконографии и богослужебных текстов и т.д.).

Практическая значимость исследования. Практическое значение диссертации состоит в возможности использовать ее исследовательский и иллюстративный материал в последующих трудах, посвященных изображениям Александра Невского, иконографии других русских святых, истории русского искусства.

Результаты настоящей работы могут использоваться: при чтении лекционных курсов о русском искусстве в высших учебных заведениях, искусствоведами и музейными сотрудниками при решении конкретных задач, связанных с атрибуцией памятников изобразительного искусства, в организации выставок, в работе современных иконописцев, художников, скульпторов при создании новых художественных произведений.

На базе исследования формируется каталог «формообразующих» художественных произведений: икон, фресок, мозаик, станковых и

монументальных картин, скульптур и миниатюр, ювелирных изделий, произведений книжной миниатюры, кино и фотоматериалов, посвященных Александру Невскому.

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования могут использоваться для создания учебных программ по истории русского искусства, истории русской православной Церкви для учебных заведений специализирующихся на изучении живописи, истории искусства, музееведения, реставрации, религиоведения.

Достоверность научных результатов обусловлена тщательной изученностью обширного художественного материала (икон, картин, фресок, скульптур, книжных миниатюр, ювелирных изделий, кино и фото материалов), а так же применением методологического аппарата, соответствующего предмету, цели и задачам диссертационного исследования.

Апробация исследования. Отдельные положения и частные проблемы, освященные в диссертации, опубликованы в виде 7 статей. Из них 3 в изданиях, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных изданий. Материалы исследования отражены в выступлениях: на региональной научно-практической конференции «Макарьевские чтения» в г. Можайск, 1998 г. и в ходе работы международной конференции в Литве, г. Вильнюс 2012 г. Теоретические положения работы нашли практическую реализацию в конкретной иконописной практике автора настоящего исследования и в профессиональной деятельности возглавляемой им иконописно-реставрационной мастерской св. Иоанна Дамаскина в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.

Структура диссертации. Совокупность поставленных задач определила структуру представленной научной работы, состоящей из двух томов. Том первый объемом 230 страниц основного текста включает: введение, четыре главы и заключение. В этом томе расположен список литературы, включающий 155 печатных работ и 13 интернет-сайтов. Второй том объемом 196 страниц состоит из списка иллюстраций, альбома иллюстраций (162 фотографии) и 7 приложений к основному тексту диссертации.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение. Состоит из трех основных частей. В первой части делается анализ основных положений научной иконографии, определяется специфичность данного направления искусствознания, его важность и

востребованность в обществе. Далее обосновывается выбор темы и определяется научная актуальность настоящего исследования. Также в этой части впервые дается определение четырем иконографическим типам святого Александра Невского. Во второй части рассматривается степень научной разработанности темы в истории искусства и делается библиографический обзор литературных источников. В третьей части формулируются: цель, задачи и методы ведения работы. Обосновывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

Глава I «Преподобнический тип иконографии св. Александра Невского» состоит из трех разделов. В ней детально исследуется первый, самый древний преподобнический иконографический тип святого. Дается исторический обзор, выявляющий причины возникновения данной иконографии. Далее исследуется собственно преподобническая иконография на основе памятников искусства и основных монашеских облачений. На основе собранного материала проводится исследование этой иконографии на примере памятников искусства с изображением св. Александра Невского.

В первом разделе «Исторические предпосылки к возникновению преподобнической иконографии» кратко описываются исторические условия, в которых возникает и формируется данная иконография.

Первоначально святой был прославлен во Владимирской епархии после чуда, произошедшего у его раки накануне Куликовской битвы в 1380 году. Была составлена служба и без сомнения написана икона. К сожалению, этот образ не сохранился. Но, вероятнее всего, иконография этого образа являла святого в монашеском чине. Об этом косвенно свидетельствует множество клейм на иконе начала XVII века из храма Покрова-на-рву (Василия Блаженного) с изображением поясного монашеского образа у раки с мощами во Владимире. Сами мощи Святого, несомненно, были облачены согласно монашескому погребальному чину, что в свою очередь предопределяло соответствующее иконографическое решение для иконы, помещаемой у раки. Общероссийское прославление Александра Невского «во иноцех Алексия» произошло спустя 170 лет после установления местного прославления во Владимирской епархии, на московском (стоглавом) архиерейском соборе в 1547 году по предложению митрополита Макария. На соборе святой Александр Невский был прославлен в преподобническом чине. Безусловно, была написана икона и богослужебный канон. Как видно из росписей Благовещенского собора, относящихся к этому времени и во многом приуроченных к этому событию, св. Александр Невский средствами монументальной живописи прославлен в лике преподобных.

Во втором разделе «Общая характеристика иконографии преподобных» описываются основные элементы иконографии святых монахов и дается подробный иконографический анализ преподобнических одежд. Основой для их изучения послужило чинопоследование монашеского пострига. Во время пострига монашеские одеяния именуются в своем символическом значении. Описание последовательности монашеского пострига и монашеских одеяний помещено в Приложение 1, Том II.

Традиционная иконография преподобных включает в себя несколько обязательных элементов, до настоящего времени присущих реальному принципу облачения монахов: мантия, подрясник, клобук, пояс, схима (аналав и параман), сандалии или сапоги. Каждый элемент облачения монаха глубоко символичен и обоснован духовным смыслом монашеского подвига. К важному изобразительному отличию преподобных относится иконография лика. Здесь в отличие от обобщенных подходов к монашеским облачениям применяется персональный, «портретный» принцип, опирающийся на реальный исторический облик святого угодника. Основой для формирования личной иконографии служили прижизненные житийные описания, устные свидетельства современников, передававшиеся из поколения в поколение, и сами мощи святого. Все это в полной мере относится к соответствующим изображениям св. Александра Невского.

Этот раздел содержит анализ нескольких аналогов преподобнических изображений, начиная с книжных миниатюр и заканчивая станковыми иконами.

В третьем разделе «Особенности преподобнического типа иконографии Александра Невского на примере древних и современных икон» делается детальный анализ данной иконографии Святого.

Преподобническая иконография Александра Невского в полной мере следует византийской и русской традиции изображения представителей святого монашества, что отражено в памятниках древнерусского и современного православного искусства. Различия относятся, в первую очередь, к стилистике иконного письма, принадлежности к той или иной региональной школе и времени. Но на любой иконе имеется характерный именно для св. Александра Невского изобразительный принцип, определенный главным для того времени иконографическим предписанием — иконописным подлинником. Следует отметить одно, на первый взгляд небольшое, но принципиальное отклонение в строгом следовании иконографическому догмату изображения преподобного Алексия, встречающегося на каждой иконе. Это способ наименования святого. Вместо должного в подобной иконографической трактовке — «преподобный

Алексий», мы чаще всего встречаем наименование иного значения и смысла: «святой Александр Невский во иног/ех Алексий», или «святой благоверный князь Александр во иноцех Алексий», или «святой Александр Невский». Объяснение этому феномену лежит не в плоскости канонической, где есть явное противоречие, а в исторической памяти о святом князе, его ярком жизненном подвиге. Вероятно, именно это первоначальное противоречие стало в дальнейшем обоснованным поводом для корректировки самой иконографии.

При исследовании памятников данный иконографический тип демонстрирует совершенно определенную личностную характеристику святого, изначально отличая его от других преподобных. С самого первого из сохранившихся изображений Александра Невского в росписях Благовещенского собора Московского кремля в его иконографии присутствует всегда узнаваемая персональная характеристика, выраженная несколько удлиненным рисунком лика с дугообразными бровями, длинным прямым носом и характерной, заостренной к низу бородой, декларированной иконописным подлинником как «козьмина». Данная личная характеристика перешла из преподобнического иконографического типа в другие, более поздние. Из первых образцов данной иконографии происходит и характерный молитвенно-ходатайственный жест, правой прижатой к груди руки святого. Такой жест выражает совершенно определенное отношение к святой памяти Александра Невского в Русском обществе, начиная с XVI века, как о печальнике и ходатае за свое Отечество, претерпевшем при жизни ради него множество воинских подвигов на северо-западе и сложных дипломатических предприятий в Золотой Орде. Этот характерный для иконографии Александра Невского жест в свою очередь очень глубоко врос в общую иконографию святого и обнаруживается практически во всех последующих иконографических типах. Наш материал, также изобилует конкретными красноречивыми примерами, подтверждающими этот довод. Помимо этого, уже в своей преподобнической иконографии Александр Невский очень часто изобразительными средствами трактуется как человек, наделенный незаурядной физической силой и волевыми достоинствами политического деятеля, облаченного в схимнические одежды. Этот отличительный художественный прием, во многом предопределил дальнейшее возникновение параллельно официальному преподобническому типу княжеского и воинского.

Глава II «Княжеский тип иконографии св. Александра Невского» состоит из трех разделов. В ней исследуется второй по происхождению, княжеский тип иконографии Святого. Делается исторический обзор, выявляющий причины возникновения данной иконографии. Далее эта

иконография изучается на основе памятников искусства и исторических княжеских облачений. В конце, на основе предыдущего материала, проводится исследование этой иконографии на примере памятников изобразительного искусства с изображением св. Александра Невского.

В первом разделе «Исторические предпосылки к изменению официального иреподобнического типа. Возникновение и развитие старокняжеского типа» описаны исторические и политические первопричины, побудившие смену иконографии святого с преподобнической на княжескую.

В послемонгольской Руси набирают силу процессы укрепления великокняжеской власти и закрепления отдельных княжеств вокруг Москвы, занявшей место былых административных центров: Киева и Владимира. На тот момент княжеское правление меняет свой характер от полководческой деятельности к объединению, управлению и контролю над обширной территорией. До того, во времена жизни Александра Невского, только Православная Церковь в лице митрополитов была способна объединить своих чад в политически разрозненных и перманентно конфликтующих между собой княжествах в единоверческую целостность. Теперь эту роль на себя энергично возлагает великий московский князь и государь — хранитель Православия и наследник великих Византийских самодержцев. Правящей княжеской элите, сплотившейся вокруг московского государя, необходим был исторический аргумент богоизбранности и благоверности московского великокняжеского правления. Пример святого благоверного угодника Божьего Александра Невского, пользовавшегося у народа непроходящей любовью и почитанием, подходил на эту воспитательную роль как нельзя лучше. Это во многом предопределило появление такой иконографии.

Во втором разделе «Общая характеристика иконографии князей»

описываются основные элементы иконографии святых князей и дается иконографический анализ одеяний русских князей периода XIII — XVII веков.

Как и в предыдущем монашеском типе, иконография Александра Невского использует реальный принцип общепринятого облачения представителей княжеского достоинства, позволяющий узнавать современникам на изображении знакомый им образ князя. Но в отличие от монашеского облачения, сохранившегося почти неизменным до нашего времени, одежды князей, постоянно видоизменяясь и приспосабливаясь к моде своего времени, до нас дошли только в виде редких музейных экспонатов, изображений и описаний этнографов и археологов. Внутри княжеской по типу иконографии это наглядно подтверждается наличием двух, отличных друг от

друга принципов. Первый, более древний, являет князя в романнско-византийских одеждах, современных Александру Невскому, а второй - в поздних представительских одеждах заимствованных из восточных «турских» традиций. К первому относится ключевое княжеское облачение времен Александра Невского - Корзно. Это плащеобразное одеяние, как правило, одето поверх срачицы. На ногах князя гачи и сапоги. Глава покрыта княжеской шапкой тафьей. Нередко в одеждах присутствуют доспехи и прямой норманнский меч. Второй изобразительный принцип, как правило, являет образ князя XVI — XVII веков, облаченного в турскую шубу, терлик или ферезь. Этот принцип был современным периоду утверждения этой иконографии и соответствовал реальному облику русского князя того периода. Новый иконографический образ предка Царя утверждал догмат особой «наследственной» святости Государя и был в свое время одним из самых убедительных аргументов. Детальный анализ иконографических основ данного типа содержится в Приложении 2, Том II.

В третьем разделе «Особенности княжеского типа иконографии св. Александра Невского на примере древних и современных произведений искусства» изучается данная иконография на базе соответствующих фресок, икон, книжных миниатюр и мозаик периода конца XVI - начала XXI веков.

На примере изученных икон княжеская иконография святого, несмотря на свою традиционность, выглядит неоднозначной. В ней выделяются две основных идейных линии. Согласно первой князь трактуется как лицо царского достоинства, облаченное высшей государственной властью, как дипломат и политический стратег. Вместе с тем он прославляется как заботливый отец своего народа, молитвенник за него и за многострадальное Отечество. Последний тезис, как правило, дополняется присутствием темы жертвенного служения Александра Невского делу всей его жизни - спасению политической и религиозной целостности Руси в сложнейших исторических обстоятельствах, ставивших перспективу ее существования под вопрос. Некоторые памятники средствами иконографических приемов развивают тему самопожертвования и мученичества, намекая на принадлежность святого к чину блаженных угодников Божьих. Князь изображается облаченным согласно поздней традиции придворных одежд московских князей и государей, принятой после татаро-монгольского ига вплоть до петровских реформ. На нем одеты не исторические одежды великого владимирского князя XIII века, а современные произведениям искусства вариации придворных одежд московских государей и бояр. Обычно верхним облачением является представительская турская шуба с нефункциональными свисающими рукавами, либо более легкий охабень.

Нижние облачения чаще всего представляют сорочку с оплечьем и каймой. Нередко иконография применяет бармы, широко используемые московскими государями для представительского ношения как священный символ высшей власти, наследованный из Византии. Вторая линия, как правило, только дополняет первую тем, что привносит в княжеские облачения изображение доспехов, надетых поверх сорочки и прикрытых той же шубой. Но этим дополнением полностью видоизменяется смысловой посыл произведений. Здесь князь предстает как полководец, способный повести свой народ против врага. Именно акцент на княжеские полководческие функции защитника отечества обозначается здесь соединением воинских одеяний и одеяний представительских.

Глава III «Императорский (Петровский) тип иконографии св. Александра Невского» состоит из трех разделов. В ней исследуется императорский тип иконографии Святого. Делается исторический обзор переломного периода конца XVII — начала XVIII веков, выявляющий причины возникновения данной иконографии. Далее эта иконография изучается на основе императорских инсигний и парадных портретов Петра I — аналоговой основе для этого типа. В конце на базе предыдущего материала проводится исследование этой иконографии на примере памятников изобразительного искусства с изображением св. Александра Невского.

В первом разделе «Исторические предпосылки возникновения Петровской иконографии св. Александра Невского» проводится исторический анализ петровской эпохи, побудившей возникновение данного иконографического типа.

Петр I видел в историческом примере Александра Невского удачный прототип своей Северной войны. Кроме того, государь-преобразователь знал, что свершить столь грандиозные дела в одиночку, без поддержки своего народа будет невозможно. Для обоснования новых военных тягот своих подданных и воодушевления религиозно ориентированного общества православному Государю необходим исторический и религиозный пример, доступный и убедительный. Высоко почитаемый русским народом святой Александр Невский, князь-полководец древней православной Руси, разбивший воинства шведских и тевтонских рыцарей-меченосцев, являл достоверный исторический прототип государственной деятельности Петра Великого. По требованию Петра св. Александр Невский с этих пор изображается только как особа императорского достоинства, великий военачальник и государственник. Практически сам смысловой посыл не сильно отличается от предыдущего

княжеского иконографического типа. Но изменилась система зримых образов, выражающих высшую государственную власть.

Во втором разделе «Общая характеристика Императорской (Петровской) иконографии» делается исторический и иконографический анализ императорских инсигний и исследуются исторические прототипы этой иконографии - парадные портреты Петра I.

Начиная с Петра I, в России меняется форма монархической власти с Царской на Императорскую. Это политическое событие неотвратимо повлекло за собой возникновение нового перечня императорских регалий (инсигний). Подробный анализ этих иконографических элементом размещен в Приложении 3, Том II. Столетиями служившие Московским государям древние регалии: длинная царская риза, бармы, наперсный крест, шапка Мономаха, уступили место имперской порфире (горностаевой мантии), венцу и ордену Андрея Первозванного на цепи. Они осязаемо оформили новый, еще непривычный для рядового россиянина, облик первого лица государства. В портретах Петра все эти регалии своим присутствием красноречиво утверждают его как равного европейским правителям Самодержца. Каждая инсигния глубоко символична и происходит от древнейших христианских первооснов. Так, порфира напоминает мантию римских и византийских императоров. Венец адресует к древнему венцу основателя Германской Империи — Карлу Великому. Рыцарские латы, общепринятые в начале XVIII века в иконографии европейских королей, утверждают русского царя как одного из их круга.

В третьем разделе «Особенности Петровской иконографии св. Александра Невского на примере памятников живописи, скульптуры, графики и ювелирного искусства» изучается данная иконография на примере ордена Александра Невского, соответствующих икон, гравюр и мозаик периода XVIII-XIX веков.

Данный тип возник на основе иконографии парадных портретов Петра Великого и включил в состав неотъемлемых иконографических атрибутов императорские регалии Российских Монархов. Эти предметы: горностаевая мантия, скипетр, держава и венец, стали отныне неотъемлемой частью иконографии святого. Вместе с имперскими инсигниями иконография святого приобретает европейские рыцарские латы, к этому времени уже не используемые королями в военных компаниях. Они остаются в портретной живописи как символ монаршей доблести и высочайшего рыцарского благородства. Первые образы Александра Невского практически дословно цитируют официальную императорскую иконографию Петра и этим демонстративно проводят параллель между их личностями. Данная

аналогичность в дальнейшем привела к последовательному возникновению другой характерной особенности, ставшей негласной традицией на продолжительный период времени. Иногда лику святого Александра Невского в его изображениях стали придаваться портретные черты здравствующих Государей. Среди примеров, исследованных в этой части, некоторые несут соответствующие признаки. Новая иконография в полной мере теперь соответствовала имперскому принципу и сочетала регалии самого Государя и древнюю иконографию лика святого. Для этого, собственно, и учреждалась настоящая иконография Петром Великим. Именно актуализация памяти Святого в период петровских преобразований побудила возникновение данного иконографического типа. Для потомков Петра этот принцип остался незыблемым, а зачастую стал применим как аналог для их исторических деяний.

Глава IV «Воинский тип иконографии св. Александра Невского»

состоит из трех разделов. В ней исследуется воинский тип иконографии Святого. Вначале проводится анализ исторических причин возникновения этого типа, консервации, неожиданному ренессансу и доминированию. Далее эта иконография изучается на основе древних изображений святых воинов-мучеников. Осуществляется разбор их основных иконографических элементов. В конце на основе проделанной работы проводится исследование этой иконографии на примере памятников искусства с изображением св. Александра Невского как воина.

В первом разделе «Исторические предпосылки к возникновению воинской иконографии» выявляются основные периоды возникновения и развития данного принципа.

Среди большого количества сохранившихся до наших дней произведений искусства, изображающих св. Александра Невского и написанных до конца XX века, всего несколько памятников имеют признаки воинской иконографии. Их настолько мало, что охарактеризовать их как системные не получается из-за периферийности этих изображений внутри композиций и недостаточности подобного художественного материала. Если принять за исторический факт их возникновение во второй половине XVII века, то рассматривать их возможно лишь как «житийные» иконографические версии, призванные частным образом прославить соответствующим иконографическим чином память великого русского полководца. Вторым историческим фактором, призвавшим на проповедь данную иконографию, явился период активного историко-патриотического возрождения, охватившего все сферы культурной и религиозной жизни российского общества в последней трети XIX века. В предыдущих главах, касаясь этого исторического периода, отмечались

подобные национально-патриотические корректировки в «западной» императорской иконографии, а также очевидный ренессанс старокняжеской иконографии.

Парадоксальным образом именно XX «богоборческий» век в истории России больше по необходимости, чем по желанию, массово явил эту иконографию применительно к личности св. Александра Невского. Более того, в это время данная иконография негласно (так как о какой-либо официальности по отношению к святым в Советской России не могло быть и речи) становится государственной применительно к исторической персоне. В очередной раз историческая и воспитательная актуальность патриотического примера русского полководца-победителя немецких рыцарей - в период Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов извлекла из отечественной истории личность Александра Невского. Но теперь, в новых исторических стандартах, его принадлежность к великокняжескому достоинству оттесняется собственно полководческим и народно-освободительным значением его исторической деятельности. Продолжительная популяризация данной иконографической характеристики, усиленной средствами нового массового искусства XX века -кинематографа, глубоко внедрила ее в образное сознание современного общества. С середины XX века тема Александра Невского очень актуальна и востребована в мире искусства.

Во втором разделе «Общая характеристика иконографии воинов»

проводится анализ основных иконографических элементов на примере образов древних воинов-мучеников: Георгия Победоносца, Димитрия Солу некого, Никиты Воина.

Особое почитание христианами святых мужей, защищающих «народ Божий» от нападений врагов, видимых и невидимых, предопределило и иконографию «воинства небесного», облаченного в понятные земные атрибуты воинского служения. В образах мучеников-воинов отразилось идеальное представление о мужестве, беззаветной храбрости, вере и верности Богу и Его Церкви - о верности и жертвенной любви к своему земному Отечеству, любви к ближнему. Пример их святого служения рассматривался как высочайшая форма служения христианина. Среди множества икон, рельефов, скульптур, шитых пелен и прочих памятников с изображением св. Георгия Победоносца, Димитрия Солунского и многих других фигурирует практически общая, хотя и многообразная по характеру облачений иконография воина. Отличие заключается подчас только в конкретике лика. Важные иконографические элементы воинской иконографии детально рассматриваются в соответствующем Приложение 4, а, Том. II.

В иконографии воинов особое значение имеет характерная воинская одежда и снаряжение. Среди них - воинский плащ (хламида), сорочка (срачица) и сапоги. Во время работы над двумя предыдущими иконографическими типами нам неоднократно встречалась традиционная воинская защита - доспехи. Исторические воинские доспехи различных видов достоверно зафиксированы в памятниках искусства. Доспехи русских князей и ратников делились на два типа: кольчатые и пластинчатые (дощатые). Среди наиболее распространенных, кольчатых, выделяются: панцырь, кольчуга и байдана. Бархатец, калантарь, юшман и зерцало относились к пластинчатым доспехам. Все перечисленные воинские доспехи неоднократно встречаются в произведениях искусства. Наравне с доспехами в воинской иконографии постоянно встречается важнейший смысловой элемент княжеской, имперской и воинской иконографии Святого - меч. В двух предыдущих он несет сугубо презентативное значение как атрибут власти князя или государя (регалия). В воинской иконографии, вместе с первым значением, это еще и грозное оружие, символ бранной доблести героя. Воинский шлем и копье в отличие от предыдущих предметов, никогда не встречаются в других иконографических типах, а только в воинском.

В третьем разделе «Особенности воинской иконографии св. Александра Невского на примере произведений искусства» исследуется воинская иконография святого на примерах житийных икон и произведений искусства конца XIX - ХХвеков. К произведениям живописи в этой части присоединены кинематограф и скульптура.

В отличие от всех предыдущих данный тип является самым долгожительным. Примеры его использования встречаются с конца XVI века до наших дней. Памятники искусства, рассмотренные в данной части представляют широчайший диапазон художественных средств от традиционной иконописи, стенописи мозаики, исторических полотен, до политического плаката, орденского ювелирного искусства и кинематографа. Изобилие художественного материала обусловлено «современной» актуальностью этого иконографического типа, утвердившегося в качестве официального в период Великой Отечественной Войны и, практически, остающимся таким до настоящего времени.

На примере памятников, хронологически рассмотренных в этой части, отчетливо заметна трансформация некогда «сопроводительной» и второстепенной характеристики для житийных сцен в самостоятельную иконографическую тему. С конца XIX века данный тип отчетливо прозвучал в памятнике «Тысячелетие России» по проекту М. О. Микешина в Великом Новгороде. После этого «художественного» прецедента, данный тип

приобретает самостоятельное значение и является равноправной характеристикой наравне с княжеской, имперской и запрещенной Петром I преподобнической. В период Великой Отечественной войны тема древнерусского героя-воина возрождается в обществе и его изобразительная характеристика трактуется самыми подходящими средствами воинской иконографии. Одноименный художественный фильм Сергея Эйзенштейна (1938 г.) вернул в советское искусство тему Александра Невского. Далее в военном ордене Александра Невского, картине П. Д. Корина и в агитационных плакатах личность князя утверждается в культурном пространстве и вновь выполняет роль авторитетного исторического эталона: патриотизма, верности и мужестве воина-солдата. После войны во множестве монументов, установленных в разных городах Советского Союза, по-прежнему «мемориально» звучит эта тема. Но с конца 80-х годов она меняет свою смысловую мотивацию. Духовный и политический кризис в советском обществе, ощущаемый чуткими к общественным переменам деятелями культуры, в конце XX века возрождает в современном искусстве древний батально-полководческий воинский извод.

Воинская иконография святого демонстрирует удивительную жизнеспособность и гибкую актуальность на протяжении пяти столетий. В деяниях русского князя деятели искусства, как в безупречном нравственном эталоне, до сих пор черпают вдохновение для всегда актуальной в искусстве темы противостояния истины лукавому злу и несправедливости несовершенного мира.

В Заключении формулируются основные выводы диссертации:

- Иконография - это теоретическое направление искусствознания, систематизирующее программные принципы построения художественного произведения. Помимо этого, в современной научной практике иконографией принято обозначать свод различных методов изображения, посвященных какому-либо историческому событию или конкретному историческому лицу, а также их классификацию и развитие. В настоящем исследовании иконография изучается с позиции объединения этих положений.

- Обзор собранного в исследовании научного материала, как в общих трудах, так и в работах, освящающих отдельные направления, выявил фактическую нехватку научно разработанных персональных иконографий святых, остро необходимых для активно развивающегося современного религиозного искусства.

- В ходе исследования установлено, что иконография св. Александра Невского в процессе многовекового формирования получила четыре исторических версии (типа). В результате проведенной работы, каждый иконографический тип получил свое терминологическое определение: иреподобнический, княжеский, императорский (петровский), воинский.

- Для формирования иконографии Александра Невского характерна повышенная общественная востребованность его исторической памяти. На всех переломных вехах Отечественной истории яркий пример его личности стремительно актуализировался и приобретал государственническую интонацию.

- Важной особенностью иконографии Александра Невского является практически не меняющаяся изобразительная характеристика его лика. Однако здесь не обошлось без исключений. Если в Преподобническом и Воинском типе не встречаются отклонения от личного канона, то в Княжеском и, особенно, в Императорском с конца XVIII века, нередко проявляется совершенно новый подход, придающий иконографическому облику древнерусского князя портретные черты здравствующего Российского Самодержца.

- Александр Невский в каждом иконографическом типе, начиная с самого древнего преподобнического, художественными средствами, характеризуется человеком, наделенным физической силой и волевой энергией;

- Одним из неотъемлемых, хорошо узнаваемых отличий иконографии св. Александра Невского становится жест прижатой к груди правой руки, свидетельствующий об особой «ходатайственной» миссии Святого. С самых первых изображений Святого этот молитвенный жест прочно врастает в его иконографию.

- Различия иконографических типов заключаются в соответствующем облачении князя. Любой элемент «гардероба» выражает определенный проповеднический смысл и отвечает общей «идеологической» программе каждого иконографического типа.

- Благодаря новым патриотическим взглядам российского общества на национальную историю и культуру, вызванными событиями Отечественной войны 1812 года, из иконографии св. Александра Невского в начале XIX века окончательно исчезают рыцарские латы, как заведомо европейские. С середины XIX века в иконографической характеристике личности Святого усиливается и доминирует историческая объективность. С этого периода, иконография как проповеднический метод, стремится опираться в программных поисках на исторические факты, а не на политическую конъюнктуру.

- Несколько памятников исследуемых в данной работе имеют обобщенную атрибуцию, не отражающую очевидного положения вещей. В результате полученного в ходе исследования систематизированного материала, учитывающего совершенно определенные смысловые программы, адресующие памятники к конкретным историческим обстоятельствам и историческим персонам, для этих произведений предложена иная атрибуция и иное объяснение художественных программ. Помимо этого, несколько памятников XV и XVI веков по столетней искусствоведческой традиции, связываемые с иконографией Святого, выведены из ее состава. Научно обоснованными аргументами для этих корректировок служат изученные принципы всегда определенной и конкретной иконографии св. Александра Невского, а так же соответствующие исторические доводы;

- Данная тема в ходе научной работы соприкоснулась с не разработанными в отдельных исследованиях искусствоведческими проблемами. Среди перспективных, исследовательских направлений, выделяется тема, посвященная трем историческим версиям ордена Александра Невского, а также соответствующим иконографическим особенностям иных государственных наград, связанных с памятью выдающихся исторических деятелей России. Кроме того, некоторые частные проблемы, изученные внутри общей темы, выявили непроработанность темы взаимопроникновения ветхозаветных сюжетов и библейских исторических персонажей (Иисус Навин) в историографические сюжеты русского иконописания XV - XVI веков.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Мироненко Д. Г. Связь Академии художеств и Александро-Невской Лавры. Продолжение традиций // Научные труды (Институт имени И. Е. Репина). Вып. 8. СПб., 2008. С. 37-45. (0,4 п. л.).

2. Мироненко Д. Г. Воинская иконография св. Александра Невского // Научные труды (Институт имени И. Е. Репина). Вып. 22. СПб., 2012. С. 96107. (0,3 п. л.).

3. Мироненко Д. Г. Влияние парадных портретов Петра I на возникновение новой имперской иконографии святого Александра Невского // Научные труды (Институт имени И. Е. Репина). Вып. 23. СПб., 2012. С. 138-154. (0,3 п. л.).

4. Мироненко Д. Г. Обучение иконописи как часть программы специальных учебных дисциплин для мастерской церковно-исторической живописи Санкт-Петербургской Академии художеств // Макарьевские чтения. Канонизация святых на Руси: материалы VI Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария Вып. VI / Администрация города Можайска, Программа «Храм» С.-Петербургского фонда культуры, Общество памяти Святителя Макария, Российская Академия Художеств. Можайск, 1998. С. SOS-SIS. (0,3 п. л.).

5. Мироненко Д. Г. Развитие иконографии святого благоверного великого князя Александра Невского // Академия Художеств и Православная Церковь: Сб. науч. ст. / Российская Академия Художеств, С.-Петербургский гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. СПб., 2004. С. 37-45. (0,5 п. л.).

6. Мироненко Д. Г., протоиерей Сергий Бельков. [Сопроводительная статья] // Благосердием Богородицы. Храмовый комплекс в поселке Сапёрное: [Альбом]. СПб.: Агат, 2005. С. 24-42. (1 п. л.).

7. Мироненко Д. Г. [Сопроводительная статья] // Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. Иконописно-реставрационная мастерская св. Иоанна Дамаскина. The Holy Trinity Alexander Nevsky Lavra. St. John of Damascus icon-painting and conservation atelier. [Альбом]. СПб.: Коломенская верста, 2012. С. 146-151. (0,3 п. л.).

Подписано в печать 11.04.2013 Заказ 443. Тираж 100 экз. Отпечатано в издательско-полиграфическом отделе Института имени И. Е. Репина 199034 Санкт-Петербург, Университетская наб, 17

 

Текст диссертации на тему "Иконография святого Александра Невского"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина» Российской Академии Художеств

ИКОНОГРАФИЯ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Специальность:

17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство

и архитектура

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

На правах рукописи

МИРОНЕНКО Дмитр» *ч

ТОМ1

Научный руководитель канд. искусствоведения, проф. КУТЕИНИКОВА

Нина Сергеевна

Санкт-Петербург 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Том I

Введение..................................................................................... 4

Глава I. Преподобнический тип иконографии св. Александра Невского

Раздел 1. Исторические предпосылки для возникновения

Преподобнической иконографии...................................................... 31

Раздел 2. Общая характеристика иконографии преподобных................... 35

Раздел 3. Особенности Преподобнического типа иконографии

св. Александра Невского на примере древних и современных икон........... 42

Глава II. Княжеский тип иконографии св. Александра Невского

Раздел 1. Исторические предпосылки для замещения официального Преподобнического типа новым Княжеским. Возникновение и развитие

Княжеского типа.................................................................................................... 69

Раздел 2. Общая характеристика иконографии князей........................... 74

Раздел 3. Особенности Княжеского типа иконографии

св. Александра Невского на примере древних и современных произведений

искусства....................................................................................................... 86

Глава III. Императорский (Петровский) тип иконографии св. Александра Невского

Раздел 1. Исторические предпосылки для возникновения Императорского

иконографического типа................................................................. 108

Раздел. 2. Общие характеристики Императорской

иконографии............................................................................... 114

Раздел 3. Особенности Императорского типа иконографии св. Александра Невского на примере памятников живописи, скульптуры, графики и ювелирного искусства................................................................. 127

Глава IV. Воинский тип иконографии св. Александра Невского

Раздел 1. Исторические предпосылки для возникновения Воинского

иконографического типа..........................................................................................................................156

Раздел 2. Общая характеристика иконографии воинов................................................160

Раздел 3. Особенности Воинскоого типа иконографии

св. Александра Невского на примере произведений искусств..............................170

Заключение............................................................................. 209

Список литературы.................................................................. 219

Том II Приложения

Список иллюстраций............................................................................ 3

Иллюстрации............................................................................ 14

Преподобнический тип иконографии св. Александра Невского..............................15

Княжеский тип иконографии св. Александра Невского..................................................43

Императорский (Петровский) тип иконографии св. Александра Невского... 62

Воинский тип иконографии св. Александра Невского......................................................97

Текстовые приложения............................................................... 135

Приложение 1. Чинопоследование монашеского пострига.

Православные монашеские одеяния..................................................................................................136

Приложение 2. Иконография одежд русских князей......................................................148

Приложение 3. Иконография императорских инсигний..............................................162

Приложения 4а. Иконография воинских одежд....................................................................173

Приложение 46. Воинская иконография Архистратига Михаила........................185

Приложение 4в. К вопросу наличия в иконе «Битва новгородцев с суздальцами»

(середина XV века. НГОМЗ) изображения св. Александра Невского..............188

Приложение 4г. Боковые створки триптиха П.Д. Корина..........................................197

ВВЕДЕНИЕ

Русское искусство имеет собственное неповторимое значение в мировой художественной культуре. Своеобразие и во многом новаторство отечественной иконописи, храмостроительной архитектуры, декоративно-прикладного искусства, музыки происходят из множества исторических составляющих и духовных традиций российского общества. Находясь между географическими противоположностями - Востоком и Западом, - Россия одновременно соединяет их, впитывая в свою культуру подчас противоположные явления. Нередко на основе этого сплава возникает национальное художественное новаторство, одинаково понятное представителям разных по типу культур. В современном искусствознании выявление и исследование исторических первопричин, влияющих на формирование новаторских явлений в искусстве, стали системным методом, позволяющим не просто зафиксировать то или иное явление, но и установить причину его возникновения, а также влияние, оказанное им на последующую культуру.

Отечественное богословие и религиозное искусство, воспринявшее многовековой духовно-богословский и иконографический опыт от Византии, постоянно демонстрируют способность к творчеству и самостоятельному осмыслению священной истории. Русское изобразительное искусство чутко реагирует на события российской истории и фиксирует их традиционными «каноническими» средствами. Параллельно с тем оно гибко корректирует древние иконографические программы произведений. Этими нововведениями авторы произведений устанавливают необходимые исторически актуальные акценты в повествовательной и назидательной программах. Основой для многих новаторских явлений в отечественном искусстве нередко служат византийские схемы, которые после корректировки приобретают совершенно новое прочтение в новых исторических обстоятельствах. Нередко новшества происходят из ближневосточных или западноевропейских прототипов, что в свою очередь также вызвано общими геополитическими явлениями на евразийском пространстве. Эти

явления отмечаются исследователями как основополагающие факторы для формирования и развития иконографии: «Несмотря на вековую устойчивость и консерватизм, иконографические изводы претерпевали исторические изменения. Их интерпретация всегда опосредованным образом отражала ход реальной истории, ее конкретных событий, интересы идейного, политического и культурного порядка» (Ю. Г. Бобров)1. Понимание этих первопричин помогает современному искусствоведу прочесть многослойную смысловую фактуру художественного произведения и донести его глубинное содержание до современника.

Среди множества самобытных иконографических явлений в русском искусстве, одно выделяется необычайной широтой программно-типологических средств и заслуживает отдельного исследования. На примере неоднозначной иконографии св. Александра Невского - национального героя, канонизированного Церковью спустя почти двести лет после его кончины, историческая актуальность проповеднических посланий отечественного изобразительного искусства, адресованных современникам, проявляется со всей очевидностью. Наличие нескольких(более двух) типологически различных принципов для изображения одного исторического персонажа является в отечественном и общехристианском искусстве беспрецедентным случаем. Иногда, иконография некоторых русских князей (свв: Игоря Черниговского, Петра Муромского, Даниила Московского, Олега Рязанского) состоит из двух типологических принципов, трактующих святого согласно с княжеским или монашеским статусом. И в том и в другом типах характеристика предельно лаконична и программно не многообразна. В обоих случаях иконографическая типология отражает реальный социальный статус святых князей, завершивших жизнь в монашеском постриге.

При обзоре памятников с изображением Александра Невского так же выделяются две «социальных» группы. В первой находятся образы, в которых Святой трактуется согласно с монашеской иконографии. Это позволяет нам

1 Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1996. С. 17.

терминологически конкретизировать этот тип как Преподобнический. Во второй, большей по объему, князь предстает историческим деятелем, правителем и полководцем. Для современного человека и, как выяснилось, даже для исследователя древнерусского искусства типологическое многообразие иконографических трактовок Святого внутри второй «светской» группы не выглядит формообразующим различием. С таким положением трудно согласиться, так как за каждым новым типом стоит серьезная по проработанности, исторически обоснованная идея. Как нам видится, внутри «светской» группы отчетливо выявляются три отдельных типа. Их типологическая конкретика позволяет каждому дать ясное терминологическое определение, в полной мере соответствующее программному содержанию. В результате, из светской группы мы выделяем Княжеский, Императорский и Воинский тип. У каждого из них имеются вполне конкретные исторические причины возникновения и собственная программная аргументация. Эти важные составляющие каждого из четырех иконографических типов св. Александра Невского и пытается выявить данная диссертационная работа.

В процессе системного исследования различных иконографических типов св. Александра Невского, осуществленного в настоящей работе, отечественная история предстает в новых деталях, приобретая не отстранённо описательный характер, а персональный угол обзора современника тех событий, к которому каждый иконографический тип обращал свое смысловое содержание. Историческая актуальность различных типов совершенно очевидна и во многом объясняет свое возникновение популярностью исторического героя. Его уникальный воспитательный пример служил для многих поколений россиян эталоном героизма, мудрости и жертвенного служения Богу и Отечеству. Безусловно, этот яркий исторический образ уже привлекал внимание исследователей, но это внимание носило несистемный характер, направленный только на сбор и описание тех или иных исторических аналогов. Системный анализ многообразной иконографии св. Александра Невского, включающий выявление различных иконографических типов, определение программных

особенностей каждого типа и установление исторических причин их возникновения, до настоящего времени не был осуществлен.

Актуальность темы исследования определяется серьезным общественным интересом к русскому религиозному изобразительному искусству и его иконографическим первоосновам на фоне возрождения иконописания в России. Активно развивающимся, в настоящее время, церковным искусствам нужна не только обширная справочно-иконографическая база, а остро необходимо принципиальное научное иконоведение, не упускающее из внимания ни одной проблемы. В этой связи иконография по широте угла исследования во многом лучше всего соединяет богословие, искусствознание, культурологию и собственно иконописную практику призванную претворить богословские догматы в конкретные, зримые очертания. Известный русский богослов и ученый граф Евгений Трубецкой очень точно сформулировал духовный смысл иконы как -«умозрения в красках». Этим умозрением иконопись делается, в первую очередь, за счет иконографии.

Иконография св. Александра Невского объединяет обширнейший художественный материал, на базе которого исследуется огромный пласт отечественного богословско-иконографического творчества, активно видоизменяющегося на протяжении почти шести веков начиная с XVI века и до

I

настоящего времени. Исследование самих иконографических типов, причин их возникновения, а также причин смены одного типа другим открывает новые возможности для глубинного понимания отечественного искусства и его места в мировой культуре. Изучение смысловых и композиционных программ национального культурного наследия и знакомство с ними художественной общественности, в свою очередь могут обеспечить культурную преемственность и стать основой для дальнейшего последовательного творческого развития национального искусства.

Обзор литературы. В достаточно обширной библиографии, использованной во время работы над темой, можно выделить три основных группы:

1. Священное Писание вместе со святоотеческой, догматической и богослужебной литературой (св. Симеон Новый Богослов, прп. Иоанн Дамаскин, блаж. Августин, авва Дорофей, прп.Иосиф Волоцкий, Четьи Минеи);

2. Фундаментальные научные труды, посвященные иконографии и иконописные подлинники (Н.П. Кондаков, Н.В, Покровский, Г.Д. Филимонов, Б.В. Раушенбах, С.Г. Савина, Ю.Г. Бобров, И.А. Припачкин), работы, посвященные иконографии св. Александра Невского (И.А. Шляпкин, Ю.К. Бегунов, протоиерей Александр Соколов, Н. В. Регинская);

3. Искусствоведческая литература, включающая отдельные публикации, монографии, альбомы и музейные каталоги (И.Э Грабарь, В.И. Антонова, В.Г. Брюсова, H.A. Барская, A.A. Салтыков, И.Л. Бусева-Давыдова, Э.С. Смирнова, Н.С. Кутейникова), публикации, посвященные богословскому истолкованию категорий прекрасного в церковном искусстве (E.H. Трубецкой, С.Н. Булгаков,

A.Н. Овчинников, архимандрит Зинон (Теодор), инок Григорий (Круг),

B.В.Лепахин, О.В. Губарева, A.M. Лидов, И.К. Языкова), а также труды, посвященные истории России, Русской Православной Церкви, отечественной культуры, монархической истории, истории армии и вооружений, истории костюма, геральдике, архивные материалы (В.О. Ключевский, A.B. Висковатов, A.M. Курбский, М.В. Хитров, Е.Е. Голубинский, Г.П. Федотов, Е.Е. Замысловский, В.А. Дуров, Е.В. Изергина).

Изучение иконографии совершенно невозможно без обращения к Священному Писанию и святоотеческим трудам, православной гимнографии. В первой «богословской» группе литературных источников находятся объяснения иносказательному и символическому смыслу канонической иконописи. Например, в Псалтыри содержится множество образных определений, послуживших основой для иконографии святых и событий священной истории. Нередко даже отдельные элементы иконографии, такие как меч или шлем древнего воина, метафорически преобразуются словами псалмов в образы и определения для монашеских одежд, а вместе с тем и смысла «духовной брани»2.

2Приложение 1 Иконография монашеских одеяний

Без понимания этих важных аспектов едва ли возможно осознать глубинное содержание православного образа и всех иконографических оттенков его композиционных программ.

Труды древних отцов Церкви, раскрывающие глубинную суть иконного образа («Слово о святых иконах» архиепископа Константинопольского Мефодия, «первое и второе послание Льву Исаврянину» Григория папы Римского, «Божественные гимны» Симеона Нового Богослова, а также «Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения» прп. Иоанна Дамаскина4, написанные в течение первых десяти веков нашей эры, и по сей день наиболее точно выражают фундаментальные аспекты православного иконопочитания и иконного богословия. Определения, сделанные святыми отцами еще на заре иконописи, остаются актуальными и служат основой для догматического обоснования Божьего образа, утвержденного и письменно узаконенного Правилами шестого Вселенского собора в Константинополе в 680 году.

В отечественном богословском наследии, освящающем в трудах средневековых авторов учение Церкви об иконе, следует упомянуть «Послание иконописцу» и «Три слова о почитании святых икон» прп. Иосифа Волоцкого5, в которых автор, следуя за прп. Иоанном Дамаскиным, обосновывает духовную законность иконопочитания и вместе с тем наставляет «пишущую братию» хранить благоговение и относиться к иконописи как к Богослужению. Также в одном ряду с этим автором находится прп. Максим Грек («О святых иконах)6.

Особое место в первой группе занимает гимнографическая церковная литература. В акафистной поэзии нередко содержатся прямые иконографические

3Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 3. Божественные гимны / Пер. с греч. Репринт. М.: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993.

4Иоанн Дамаскин, преподобный. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения / Пер. с греч. Репринт., М.: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993.

5 Послание иконописцу и три «слова» о почитании святых икон. Философия русского религиозного искусства XVI — XX вв.: Антология /под ред. Н.К. Гаврюшина. М., 1993.

6Послание иконописцу и три «слова» о почитании святых икон. Философия русского религиозного искусства XVI — XX вв.: Антология /под ред. Н.К. Гаврюшина. М., 1993.

мотивы и аналоги. Это хорошо видно на примере множества Богородичных изводов («Всепетая Мати», «Неопалимая Купина», «Нерушимая стена», «Гора Нерукосечная», «Всех скорбящих Радосте» и проч.), появившихся из возвышенной поэтической образности самого древнего акафиста Божией Матери (Невесто Неневестная).

В