автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Информационное вещание петербургских FM-радиостанций

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Ионкина, Евгения Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Информационное вещание петербургских FM-радиостанций'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Информационное вещание петербургских FM-радиостанций"

Санкт-Петербургский государственный университет

На правах рукописи

ИОНКИНА Евгения Николаевна

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЕЩАНИЕ ПЕТЕРБУРГСКИХ т-РАДИОСТАНЦИЙ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Специальность 10.01.10 — Журналистика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Санкт-Петербург 2005

Работа выполнена на кафедре радио и телевидения факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель

доктор политических наук, профессор Галина Сергеевна Мельник

Официальные оппоненты доктор политических наук, доцент

Сергей Анатольевич Михайлов; кандидат филологических наук, доцент Игорь Нухович Тхагушев

Ведущая организация

Уральский государственный университет им. А. М. Горького

Защита состоится «¿3» 2005 г. в /в часов на засе-

дании Диссертационного совета Д 212.232.17 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете (199034, Санкт-Петербург, В. О., 1-я линия, д. 26, факультет журналистики СПбГУ, ауд. 303).

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.

Автореферат разослан «/#» МлЛ 2005 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета

доктор политических наук, профессор Я. С. Лабуш

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В последнее время в центре внимания современной науки находится феномен глобального мира. В условиях глобализации, сопровождающейся массовой перестройкой общественного и индивидуального сознания, ведущее место отводится средствам массовой коммуникации. Динамичное информационное воздействие на массовое сознание приводит к тому, что люди начинают жить в мире «информационных фантомов», в котором привычная, повседневная реальность оценивается с позиции опыта и ценностей, получаемых не от своего непосредственного окружения, а от комплекса существующих в обществе информационных технологий, в первую очередь средств массовой информации1.

Новые коммуникационные технологии меняют наше представление о процессах массовой коммуникации. Односторонняя коммуникация все более эволюционирует в интерактивные и транзактные формы. Интерактивные компоненты отдельных СМИ сглаживают различия между такими классическими понятиями как «отправитель» и «получатель». Журналистика эпохи глобального информационного поля превращается в некую систему «media-fusion»2, образованную путем объединения нескольких каналов. Такое слияние усиливает процесс воздействия информации на объект ее передачи.

Чтобы успеть за динамично развивающимся миром, журналисты вынуждены осваивать новые методы постижения действительности, новые технологии и формы презентации информации. Все это диктует необходимость нового научного концептуального подхода к изучению журналистики.

Российский медийный рынок—один из самых динамично развивающихся рынков в мире. Этому способствует благоприятная экономическая ситуация и совершенствование технологий, увеличение объемов рынка рекла-

1 Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / Под ред М. Г. Делягина. М , 2000. С. 59.

! Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001. 426:

О XjIbHAft Б" HffFKA C.lU-lcptypr РК

мы, приток инвестиций3. В последнее десятилетие особенно интенсивно развивается радиорынок.

Начиная с 1996 г., наблюдается тенденция к объединению СМИ, их концентрации: на территории России стали создаваться мощные информационные структуры—медиахолдинги, гарантирующие значительную экономическую выгоду, а также эффективные способы сбора и распространения информации. Эта тенденция распространяется на радио компании (образованы крупнейшие радиохолдинги «Европа Плюс» и «Русская Медиа-группа»).

Стремление к консолидации просматривается и на региональном уровне. Наряду с московскими, в Санкт-Петербурге действуют два местных холдинга: «Metro-Media» и «Балтийская медиа-группа». Тенденция к распространению московского вещания на различные территории страны, постепенно сменяется концепцией локального контента и появлению значительного количества региональных FM-станций, преимущественно музыкальных. Реактивный маркетинг местных станций и ориентация на локальность становятся теми факторами, которые определяют успех и повышенное внимание со стороны аудитории к радиовещательным каналам4.

Новые экономические условия и высокая востребованность информации о текущих событиях в политической, экономической, социальной сферах диктуют появление усовершенствованных моделей организационных структур построения радиостанций и расширения информационного вещания. Средства массовой информации ориентируются сегодня на распространение, прежде всего, новостных потоков, фокусируют внимание массовой аудитории на сиюминутном отражении мира. Фактор сиюминутности становится решающим. Структурные элементы медийного содержания — это масса информации. Именно новости выражают информационную политику любого радиоканала, в том числе и музыкального.

Музыкальные коммерческие радиостанции, становление которых приходится на 1990-е гг., динамично развиваются в глобальном информационном пространстве, осваивая новые способы управления общественным сознанием. Значительное преобладание в количественном отношении негосударственных радиовещательных каналов над государственными5, требует более пристального, глубокого и всестороннего изучения форм и методов передачи информации коммерческими структурами.

Вместе с тем, исследователи отмечают противоречивость в развитии современного радиовещания. С одной стороны, деидеологизация и экономическая свобода создают простор для журналистского творчества, с дру-

3 Вартанова Е Л Современная медиаструктура // Средства массовой информации в постсоветской России. М , 2002

4 Ильченко С. Н. Локальность в региональном телевизионном контенте // Региональная журналистика и актуальные проблемы современности Материалы вторых северозападных чтений. СПб., 2004 С. 15.

5 В целом по России в 1998 г насчитывалось 1103 коммерческих радиовещателя // Телевидение и радиовещание России Официальный справочник М, 1998 С 4

гой стороны, не всегда радиожурналисты оказываются способными продемонстрировать высокий уровень своей работы: непродуманность в содержании, композиции и форме подачи информации; не всегда соответствует культурным кодам манера речевого поведения у микрофона журналистов6.

Важным явлением в структуре радиовещательного рынка является городское радио. В контексте филологических и культурологических исследований города (город-как-письмо, город-как-дискурс, город-как-образ)7 особенно важно изучение городского радио, отражающего жизнь огромного множества людей в современном мире — их повседневность и привычки, пристрастия, интересы, поскольку это дает горожанам ощущение места времени и идентичности (Ж. Бодрийяр, Р. Барт).

Степень научной разработанности проблемы. Исследователями накоплен богатый опыт в изучении истории, процессов и тенденций, происходящих в советском радиовещании. В научной литературе достаточно полно отражены роль и значение Центрального и Ленинградского радио в годы Великой Отечественной войны, особенности применяемых радиожурналистами для общения со слушателями форм, жанров и методов8. Процессы, происходящие в отечественном вещании накануне перестройки, проанализированы в книге «В диапазоне современности: радиовещание 80-х годов в нашей стране и за рубежом» (М., 1985). Ее авторы (А. Волков, М. Микрюков, И. Руденко, В. Ружников,'И. Тхагушев) выявили основные тенденции развития радиовещания, нашедшие отражение уже позже во времена реформ.

Современной научной литературы, затрагивающей деятельность музыкальных РМ-радиостанций, существует мало. Среди российских ученых, уделяющих самое пристальное внимание современному состоянию, проблемам и перспективам развития коммерческого музыкального РМ-веща-ния, следует назвать Л. Д. Болотову, А. А. Добчинского, В. В. Мариновича, В. В. Смирнова, И. Н. Тхагушева, А. А. Шереля9 и других. Они анализирова-

6 Клюев Ю. В. Радиовещание Ленинграда-Петербурга, организационная структура, проблематика, эволюция форм и жанров (1980-2000 гг) Автореф дисе . канд. филол. наук. СПб., 2004 С. 4.

1 Бенедиктова Т. С Город как дискурс // Вестн. Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 2004. № 3. С. 98-111.

8 Горяева Т М Радио России Политический контроль советского радиовещания в 1920-1930-х годах. М , 2000; Ковтун В. Г. Радио — важнейшее идеологическое оружие Ленинградской партийной организации в период героической обороны города (июнь 1941 — январь 1944 гг) Автореф. дисс. .. канд истор. наук. Л., 1975; Ружни-ков В. Н. Так начиналось: Историко-теоретический очерк становления советского радиовещания 1917-1928. М., 1987.

* Болотова Л Д Отечественное радиовещание в начале XXI века новые реалии и старые проблемы // Вестн. Моек ун-та Серия 10 Журналистика. 2004. № 2; Добчин-ский А А Городское радиовещание' ретроспектива, современное состояние, проблемы журналистского творчества. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 1996; Мари-нович В. В. Имидж негосударственной радиостанции: опыт системного анализа. Автореф дисс канд филол наук СПб , 1997; Смирнов В В 1) Жанры радиожурналистики М., 2002; 2) Формы вещания: Функция, типология, структура радиопрограмм. М., 2002;

ли отдельные аспекты функционирования коммерческих СМИ, поднимали и рассматривали вопросы программирования и структурирования радиопрограмм.

Концептуальное значение для данного исследования имела работа Т. В. Васильевой, Г. Н. Петрова, В. Г. Осинского «Курс радиотелевизионной журналистики» (СПб., 2004). На примере богатого эмпирического материала авторы рассмотрели формообразующие и выразительные средства вещания, приемы и методы общения журналиста с аудиторией.

Особое значение придается изучению вопросов лингвистики, стилистики, орфоэпии в радиоречи. Большинство исследователей критически оценивают речь ведущих музыкальных радиопрограмм, отмечая в ней традиционный набор клишированных речевых средств, объединенных общей психологической тональностью и сниженной стилистической окраской10.

Широкие возможности для анализа современного состояния отечественного коммерческого радиовещания дало изучение функционирования зарубежных СМИ, опыт которых изложен в трудах целого ряда российских и западных ученых11.

Для решения исследовательских задач использовались общие работы по теории журналистики И. И. Засурского, М. Н. Кима, С. Г. Корконосен-ко, Г. С. Мельник, Е. П. Прохорова, А. С. Пую, Л. Г. Свитич, В. А. Сидорова, А. А. Тертычного, И. П. Яковлева и других12.

Тхагушев И. Н. Современное радиовещание в системе средств массовой информации // Вестн Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 1994. № 6; Радиожурналистика / Под ред. А. А. Шереля. М., 2000.

10 Бойкова Н. Г., Коньков В. И., Попова Т И. Устная речь Л., 1998, Вербицкая Л А Давайте говорить правильно М , 2001; Коньков В И 1) Речевая структура газетных жанров. СПб., 2004; 2) Экология городской речевой среды // Журналистика: исследования — методология — практика' Сборник статей / Отв. ред Г В Жирков СПб , 2004; Костомаров В. Г Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой массме-диа. СПб., 1999; Сметанина С. И 1) Литературное редактирование для журналистов и специалистов по связям с общественностью СПб, 2003; 2) Медиа-текст в системе культуры- динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века СПб, 2003

" Афанасьев Ю. Е. Современное международное вещание проблемно-тематическая структура информационно-аналитических программ радио «Свобода» на русском языке. Автореф. дисс. .. канд. филол. наук СПб., 2005; Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / Пер с англ М., 2004, Михайлов CAI) Журналистика стран Северной Европы СПб , 2004; 2) Журналистика Соединенных Штатов Америки СПб , 2004, 3) Мировые тенденции и национальные особенности в современной зарубежной журналистике. СПб., 2002, Hachten W. A The troubles of journalism-. A critical look at what's right and wrong with the press Mahwah, NJ: Erlbaum 2001

12 Засурский И И. Реконструкция России Массмедиа и политика в 90-е годы М., 2001; Ким М Н 1) Жанры современной журналистики СПб , 2004, 2) Новостная журналистика СПб , 2005; Корконосенко С Г Основы теории журналистики СПб , 1995, Мельник Г. С. Профессиональное общение в журналистике СПб., 2004; Прохоров Е. П Введение в журналистику. М., 1998; Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М , 2003; Сидоров В А Социология журналистики СПб, 1999; Тертычный А А 1) Аналитическая журналистика' познавательно-психологический подход М , 1998, 2) Жанры периодической печати М , 2000; Яковлев И П Современные теории массовых коммуникаций СПб., 2004.

Однако, несмотря на повышенное внимание исследователей к проблеме влияния СМИ на общество и культуру, языковым особенностям радиовещания, роли последнего в социокультурном наполнении пространства, фундаментальных исследований, прослеживающих функционирование и проблематику музыкальных коммерческих радиостанций в радиожурналистике практически нет. В научной литературе нет и специальных работ, всесторонне обобщающих деятельность коммерческих радиостанций Санкт-Петербурга, существующих уже второе десятилетие.

Объект исследования — петербургские музыкальные РМ-радиостанции в контексте модернизации СМИ России; речевая деятельность журналистов-ведущих информационных программ (ди-джеи в данном случае не рассматриваются как объект исследования). Выбор объекта мотивирован тем, что, с одной стороны, РМ-радиостанции как информационные каналы сохраняют во многом традиции ленинградского радиовещания, отличающегося особым стилем. С другой стороны, функционирование данных станций в процессе формирования радиорынка Петербурга является типичным. Те же этапы становления переживали и другие радиостанции в регионах: появление ретрансляторов, экспансия московских радиостанций, создание местных радиоканалов, начало конкурентной борьбы, что позволяет на основе опыта петербургских музыкальных РМ-радиостанций спрогнозировать и выработать практические рекомендации для других радиостанций, функционирующих в России в условиях политической и экономической самостоятельности.

Предмет исследования — специфика функционирования петербургских музыкальных РМ-радиостанций, технология создания информационных радиопрограмм, текстовые факторы воздействия новостной информации на аудиторию.

Хронологические рамки исследования. Диссертационное исследование охватывает период с 1990 года (момента возникновения коммерческих музыкальных радиостанций) и по настоящее время. Выбор такого периода объясняется необходимостью проследить динамику развития коммерческих радиостанций с целью более полного анализа современной ситуации и возможности прогнозирования дальнейших тенденций развития.

Актуальность темы диссертации и степень ее научной разработанности определили следующие цели и задачи исследования:

Цель исследования—выявить тенденции развития РМ-радиостанций в структуре информационного городского вещания и специфику современных технологий и форм общения с радиоаудиторией.

Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:

— определить факторы иусловия возникновения и становления коммерческих радиостанций в конце XX — начале XXI века;

— проследить эволюцию функций радио в контексте развития современных СМИ;

— дать структурно-функциональную характеристику музыкальных РМ-радиостанций Санкт-Петербурга как субъектов, формирующих социокультурное пространство города;

— выявить особенности взаимодействия коммерческого радиовещания и аудитории, а также способы психологического воздействия на нее;

— изучить принципы программирования и показать технологию подготовки информационных программ на музыкальных радиостанциях;

— проанализировать содержание и языковые особенности новостных текстов; специфику их редактирования.

Научная новизна исследования. Диссертация является комплексным исследованием, предлагающим оптимальную модель функционирования информационной службы в рамках музыкального вещания Санкт-Петербурга. Новизна исследования может быть выражена в трех позициях:

1) Впервые объектом являются совокупность всех музыкальных коммерческих РМ-радиостанций Санкт-Петербурга.

2) Впервые на основе структурно-функционального анализа изучена система функционирования петербургских музыкальных РМ-радиостанций; детально исследованы принципы и технология информационного вещания на всех музыкальных радиоканалах города. На большом эмпирическом материале изучена специфика деятельности отделов информации, сформулирован комплекс задач, направленных на повышение качественного уровня новостной журналистики коммерческих радиостанций.

3) Впервые дан прогноз дальнейшего развития музыкальных РМ-радиостанций в контексте единого социокультурного пространства.

Методы исследования. Автор руководствовался, прежде всего, основополагающими исследовательскими принципами филологических наук. Определяющее место занимает лингвистический анализ текстов радиосообщений (в период со 2 февраля по 28 декабря 2004 года автором был собран личный архив, насчитывающий около тысячи текстов радиосообщений 16-ти музыкальных коммерческих РМ-радиостанций Санкт-Петербурга; детальный лингвистический анализ был проведен на основе 60-ти текстов, собранных в указанный период).

В диссертации использованы: метод моделирования при исследовании структурно-организационных моделей радиокомпаний; психологические и социологические методы — опрос (телефонный опрос ведущих и руководителей информационных программ музыкальных коммерческих радиостанций Санкт-Петербурга в период со 2 февраля по 1 марта 2004 года), анкетирование (в период с 11 января по 1 февраля 2005 года методом случайной выборки было опрошено 107 человек в возрасте от 25 лет до 55 лет), контент-анализ (проведен мониторинг 160 информационных выпусков на 16-ти коммерческих музыкальных РМ-радиостанЦиях Петербурга в период с 10 марта по 11 апреля 2004 года), конкретное социологическое исследование маркетинговой компании «Комкон-СПб» (проводилось в июле 2001 года в Петербурге; в течение месяца были опрошены 4 группы (2 группы мужчин, 2 — женщин) в возрасте от 25 до 45 лет).

Источниковедческой базой послужили расшифровки текстов информационных программ, выходивших в эфир 16-ти музыкальных FM-радиостанций Санкт-Петербурга в течение 2004 года; сведения Интернет-сайтов указанных радиоканалов, а также сайты, освещающие условия и проблемы развития современного FM-вещания (например, http://www. fmspb.dax.ru — сайт-справочник, который дает ссылки на официальные сайты радиостанций; http://www.radiostation.ru—сайт посвящен вопросам и ответам создания в России частных коммерческих радиокомпаний; http://www.onair.ru— информационное агентство новостей о радио; и т.д.).

Важную группу источников составляют специализированные журналы: «Radio to radio» (2003-2005), «Журналист» (1993-2004), «Среда» (1999-2005) и «Мир русского слова» (2002-2003), уделяющий внимание проблемам радиоречи. Большой пласт фактического материала удалось собрать благодаря текущим архивам радиостанций «Спутник» и «Авторадио», а также работе диссертанта над личным архивом, в который вошли тексты информационных программ FM-радиостанций Санкт-Петербурга.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов и выводов в практической и теоретической работе радиожурналистов, а также в лекционных курсах по «Радиотележурналистике», «Теории и практике СМИ». Ряд положений включают перспективные направления дальнейшего разрешения задач профессионального плана, проблем функционирования информационного вещания в условиях изменения экономической и политической жизни страны.

Апробация темы. Основные положения и выводы диссертации изложены и обсуждены на межвузовских научно-практических конференциях «Средства массовой информации в современном мире» (Санкт-Петербург, СПбГУ, факультет журналистики, 2002,2003,2005 годов); на научно-практической конференции по актуальным проблемам журналистики (Екатеринбург, УрГУ, факультет журналистики, 2003 год); ежегодном научно-практическом семинаре «Век информации» (Санкт-Петербург, СПбГУ, факультет журналистики, 2003,2005 годов). Диссертант в течение пяти лет работает редактором и ведущим информационных программ на коммерческих музыкальных FM-радиостанциях Санкт-Петербурга — «Северная столица», «Спутник», «Авторадио».

Структура работы. Диссертация состоит из двух глав, заключения, приложений и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность диссертационного исследования, степень ее научной разработанности, определяется предмет, цель и задачи исследования, формулируется новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе диссертации «Современный рынок радиовещания Санкт-Петербурга: структура и динамика развития» рассматривается роль городского коммерческого радиовещания в процессе формирования единого информационного пространства; уточняется понятие «музыкальные РМ-радиостанции»; исследуются структурно-функциональные аспекты коммерческого радиовещания; отмечается влияние новых форм вещания на процесс управления общественным сознанием.

В разделе 1.1. «Музыкальные ТМ-радиостанции Санкт-Петербурга: экономические, правовые и социальные факторы развития» исследуется специфика функционирования городского радиовещания в контексте социокультурных процессов. Специальное изучение данного вопроса позволило определить факторы, необходимые для создания и затем успешного функционирования радиокомпании: экономические, юридические, технические, организационные. По данным проведенного диссертантом опроса руководителей радиокомпаний, важными признаками эффективности вещания РМ-радиостанций, средством привлечения внимания как аудитории, так и рекламодателей служат: легитимность (лицензирование станции); внедрение принципов менеджмента и маркетинга в работу радиостанции; понимание создателями и сотрудниками новой философии рыночной экономики; репутация — устойчивое мнение аудитории о качестве канала, его содержательной насыщенности; престиж, достигаемый каждодневной работой, направленной на поиск и распространение оперативных, точных и важных новостей; имидж, позволяющий в открытой конкуренции профессионально выделяться в ряду «равных»; интеллигентность в общении с аудиторией как маркировка петербургского стиля. Выполнение многими вновь открывающимися радиостанциями всех необходимых факторов (экономических, юридических, технических, организационных) привело к тому, что в настоящее время радиорынок Санкт-Петербурга, по оценкам специалистов, представляет собой наиболее устойчивый сегмент медиабизнеса.

Анализ функциональных аспектов современного коммерческого радиовещания (петербургских музыкальных РМ-станций) показал: на первое место выходят культурно-просветительские функции, среди которых предпочтение отдается развлечению и просвещению. Затем по степени значимости следует информационная функция, выполнение которой возложено в большей степени на информационную службу музыкальной радиостанции. Завершают эту триаду функции, обеспечивающие социальное управление обществом, среди которых особую роль играют интегративная функция и функция общения (интерактивность). Агитационная и пропагандистская функции, характерные для журналистики прошлых лет, сегодня на радио потеряли ведущие позиции и выполняют второстепенную роль. Объясняется это, прежде всего, аполитичностью музыкального сектора радиовещания. Знание основных функций коммуникатора (музыкальные РМ-радиостан-ции) помогает в построении сетки вещания, а также в выборе формата станции и структурировании вещательных программ.

В результате ретроспективного анализа функционирования музыкальных РМ-радиостанций Санкт-Петербурга автор пришел к выводу: к настоящему времени завершился период их количественного развития и наступил качественный период, характеризующийся обострившейся внутренней кон-I курентной борьбой не столько между отдельными радиостанциями, сколь-

ко между радиохолдингами. Небольшие станции поглощаются крупными ме-диаструктурами, очищающими для себя рыночное пространство. Следстви-, ем этого процесса можно считать непрерывное сокращение количества

независимых радиостанций, что, в конечном счете, приводит к монополизации информационного обслуживания общества несколькими мощными ме-диакорпорациями.

В разделе 1.2. «Модели организации РМ-радиостанций. Программный отдел как структурный компонент» рассматриваются структурные модели построения музыкальной БМ-радиостанции. Анализ 23 радиостанций Санкт-Петербурга показывает, что деятельность успешного коммерческого СМИ строится на принципах рентабельности, самодостаточности, конкурентоспособности и четкой структурной организации. Разные финансово-технические возможности радиостанций ставят их в условия жесткой конкуренции, что приводит к минимизации величины коллектива, сокращению числа штатных сотрудников, многофункциональности и максимальному использованию творческого потенциала журналистов. Радиостанция представляет собой структуру, состоящую из отдельных подсистем (отделов), каждая из которых обладает определенными свойствами и функциями. В настоящее время наиболее типичными для коммерческих РМ-радиостанций Петербурга являются следующие отделы: Программный отдел, в который входит отдел новостей; Коммерческий отдел (или отдел продаж); Отдел продвижения радиостанции; Финансовый отдел; Технический отдел; Продакшн отдел, занимающийся производством рекламы и оформления эфира; Хозяйственная служба. Качественное взаимодействие всех отделов обеспечивает успешное функционирование радиостанции в целом, ее динамичность, точность, надежность, гибкость, конкурентноспособность, а также определяет многовариантность структуры организации.

Отдельный анализ «Программного отдела» показал, что так же, как и в общей структуре радиостанции, в нем сохраняется функциональное разделение труда журналистов. Оно определяет как структуру редакции, так и организацию ее работы. Среди факторов, обуславливающих структурные особенности программного отдела радиокомпании, выделяются: во-первых, тип радиовещания, то есть соотношение в эфире информации и музыки. Второй фактор связан с аудиторной потребностью. Однако определяющим фактором при построении структуры редакции является не размер охватываемой аудитории, а объем финансирования.

1 Многофункциональность, максимальное использование творческого

потенциала журналистов обусловлены структурой редакции и теми задачами, которые стоят перед радиостанцией. Автор выявляет четыре основные

модели программных отделов радиокомпаний, действующих в Санкт-Петербурге («Авторадио», «Спутник», «Эльдорадио», радио «Шансон») и приходит к выводу, что наиболее эффективной могла бы стать модель, предложенная «Авторадио».

В разделе 1.3. «Социологический профиль и информационные потребности аудитории FM-радиостанций (результаты медиаисследований)» рассматривается возможность воздействия современного радиовещания на массовое сознание и дается социально-психологический портрет слушательской аудитории. Анализируются данные исследований специализированных маркетинговых компаний (КОМКОН, TNS Gallup media, Toy Opinion, Гортис и др.), используемые коммерческими музыкальными FM-радиостанциями для выявления установок аудитории; тематических предпочтений; механизмов отбора и оценки, полученной ими информации и причин, побуждающих настраиваться на определенные радиочастоты. В конечном счете,—для выстраивания информационной политики.

Аудитория хотя и организованна, но рассредоточена и анонимна, поэтому спектр мотивов слушания радио необыкновенно широк: от желания избежать чувства изоляции и одиночества, ощущения сопричастности и вовлеченности, которое дает радио — до стремления стимулировать собственное воображение. На основе полученных результатов опроса радиослушателей, приводятся аргументы в пользу того, что FM-вещание удовлетворяет основные психологические потребности аудитории—в безопасности; любви; в уважении; в самоактуализации и др. (типология потребностей по А. Маслоу).

Проведенный диссертантом в 2005 году контент-анализ новостей на 16 петербургских музыкальных FM-радиостанциях показал, что тематические предпочтения горожан и прагматические ожидания положительного настроя, находят отражение в новостном эфире радиостанций. С целью определить мнение аудитории о подаче новостной информации на музыкальных

коммерческих радиостанциях, автором было проведено исследование на базе анкетирования слушателей (опрошено 107 человек, выбор респондентов был ограничен возрастной категорией от 25 до 55 лет, выборка случайная). На основе высказываний опрошенных также были сформулированы требования к профессиональным качествам ведущих:

1) Новости разной тематики в одном информационном блоке следует давать в начале каждого часа, весь день, включая выходные, длительностью 3-4 минуты 2) Утром и днем востребована социальная, культурная и развлекательная информация. Специально для молодой аудитории следует давать блоки развлекательных новостей в середине каждого часа. В вечернее время следует уделять внимание политическим новостям, так как основной аудиторией в это время становятся люди среднего возраста. Для них можно делать в вечернее время тематические и итоговые выпуски. Следует также иметь в виду, что ночные выпуски востребованы аудиторией старшего и среднего возраста с социально-политической и культурной направленностью. 3) Голосовая политика радиостанции может быть следующей: все основные новости может читать мужчина или женщина. Предпочтение отдается мягкому голосу и умеренному темпу речи. Требования аудитории к профессиональным качествам ведущего: четкая дикция, грамотность речи, компетентность. Такие запросы обусловлены высоким уровнем образования и социального положения большинства респондентов в независимости от возрастной категории. Данные анкетирования позволили составить социологический профиль основного слушателя музыкальной РМ-радиостанции: это служащий с высшим образованием, интересующийся новостями о жизни Петербурга, страны и мира.

Во второй главе диссертации «Технология создания информационной программы на коммерческой музыкальной радиостанции» исследуются этапы производства информационной программы такого типа, проводится детальный лингвистический анализ текстов радиосообщений. Повышающееся значение информации в современном мире определило необходимость создания на музыкальных РМ-радиостанциях информационной службы как обязательного элемента структурной организации коммерческой радиокорпорации. Проведенное автором исследование показало, что в настоящее время новостные включения осуществляются на 20 из 23 РМ-радиостанциях, осуществляющих вещание в Санкт-Петербурге. Организация, составление, форма подачи и время выхода в эфир новостей зависят от формата и политики каждой отдельной станции.

В разделе 2.1. «Новости на РМ-радиостанции: источники и принципы сбора информации» анализируется такая важная стадия процесса формирования информационной программы как сбор информации. Успех данного этапа во многом определяется умением журналиста свободно ориентироваться в существующей информационной среде.

Диссертантом подробно рассмотрены наиболее популярные источники информации: информационные агентства, пресс-службы, собственные корреспонденты радиостанции, радиослушатели. Дана классификация пе-

речисленных источников информации с учетом таких критериев, как их доступность; технология сбора и распространения информации; административно-территориальный признак; тематическая направленность. Выявлены типичные проблемные ситуации, с которыми сталкивается радиожурналист во время работы с данными источниками информации: закрытость многих "

источников информации—как государственных, так и частных; замалчивание новости сотрудниками пресс-служб, их бюрократизм и неосведомленность; неоперативность работы информационных агентств; сокращение » числа официальных каналов получения информации.

Лингвистический анализ текстов информационных агентств и документов сотрудников пресс-служб, подготовленных для СМИ, обнаружил низкую степень декодируемости текстов, чрезмерную детализацию в изложении сообщения, незнание специфики журналистской деятельности. В результате радиоведущему требуется большое количество времени на обработку полученных данных.

Включенное наблюдение за работой радиокорреспондентов позволило сделать вывод, что для сбора информации используются эмпирические методы, среди которых самыми распространенными в работе радиорепортера являются: контакт с источниками информации (интервью), наблюдение, изучение документов.

Раздел 2.2. «Информационные жанры на коммерческой радиостанции» посвящен анализу наиболее часто используемых в информационном вещании жанровых форм. Анализ деятельности новостных служб музыкальных РМ-радиостанций показал, что основными жанрами являются хроника, информационная заметка, репортаж, интервью, радиоотчет. В одной информационной программе могут быть от 3 до 7 заметок, отобранных в зависимости от социальной значимости, аудиторной потребности и форматной характеристики радиостанции. На петербургских музыкальных РМ-радио-станциях в информационной заметке часто используются элементы интервью, репортажа, комментария, что значительно оживляет эфир, делает его более богатым, ритмичным и информационно насыщенным. Интервью и репортажи постоянно звучат на радио «Балтика», «Авторадио» и радио «Спутник». Вместе с тем, полнокровные репортажи и объемные интервью не характерны для коммерческих музыкальных радиостанций.

Несмотря на сходство условий, в которых работают корреспонденты — ограниченное эфирное время, отведенное на репортажи (не более одной минуты),—на каждой из исследуемых радиокомпаний есть свои характерные особенности, проявляющиеся, как в подаче, так и в стилистике новостных сообщений. Например, на «Авторадио» все репортажи идут в прямом эфи- ^

ре, а на радио «Спутник» репортажи идут в записи, но при этом активно используется монтаж как способ художественной организации фактического материала (звуковые эффекты, музыкальные вставки). ,

В разделе 2.3. «Критерии отбора новостей для информационных программ, принципы редактирования новостных текстов» прослеживают-

ся все важные этапы формирования информационного выпуска—от отбора полученной от источников информации до ее обработки и построения новостной программы.

Изучение информационных выпусков музыкальных радиостанций по-I казало, что отбор новостей происходит согласно тематическим предпочте-

ниям и ожиданиям аудитории каждой отдельной станции; а также с учетом таких требований, предъявляемых к информации как оперативность, новиз-I на, релевантность и декодируемость. При этом декодируемость следует рас-

сматривать не только как отказ от употребления непонятных, неизвестных слов, но и как обеспечение легкого, адекватного восприятия на слух информации. С целью достижения этого все отобранные к эфиру сообщения нуждаются в обязательном редактировании.

Детально исследуются все этапы работы журналиста с информационным текстом. Немаловажную роль играют методы структурного построения текста. Практикой радиожурналистики выработаны приемы, помогающие привлечь внимание слушателя и вызвать его интерес к сообщению: а) «якорная» первая (top line) и запоминающаяся последняя строчки новости; б) апелляция к конкретным фактам, времени и месту; в) применение интертекстуальных включений в виде ссылок на мнение экспертов, крылатых выражений; г) использование в тексте ярких метафор, чувственных, сенсорных образов. Обращаясь к филологическому аспекту исследования, автор трактует новостное сообщение как простое связное высказывание, в котором исходным пунктом является тема, вытекающая из предыдущего предложе-, ния. Логическая правильность построения новостного сообщения обусловлена законами абстрактного мышления, нарушения которых ведут к логическим ошибкам. На примере большого массива информационных радиотекстов автор показывает типичные ошибки журналистов, связанные с нарушениями законов формальной логики: закона тождества, закона противоречия, закона исключения третьего, закона достаточного основания.

Изучены применяемые журналистами в информационных текстах типы речи, главными из которых являются повествование, описание.

В разделе 2.4. «Драматургия и язык информационной программы, особенности речи ведущих новостных программ» анализируются завершающие этапы работы радиожурналиста: композиционное построение информационной программы и речевая коммуникация ведущего с аудиторией. Эффективность деятельности журналиста в процессе моделирования информационного выпуска, его уравновешенность, выразительность, логическая последовательность изложения сообщения зависят от выбора структурной . модели, удовлетворяющей потребности аудитории и создающей предпосыл-

ки для положительной оценки выступления ведущего. Немаловажную роль в этом играет также знание журналистом таких психических функций чело-^ века, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Иссле-

дование информационных выпусков 16 музыкальных FM-радиостанций Санкт-Петербурга обнаружило, что в основе композиционного построения

лежат такие важные принципы, как целесообразность, единство сложного (целостность произведения), доминанта (наличие главного, ведущего начала), соподчинение частей в целом, динамизм, равновесие (уравновешенность частей целого), гармония (гармоническое единство элементов между собой и единство формы и содержания в композиции на основе диалектического единства противоположностей).

Язык радио имеет ораторскую природу. Устная речь является основой радиовещания. К языку радиосообщений предъявляются такие требования, как: доступность, ясность, простота и точность. Вместе с тем, прослушивание в период со 2 февраля по 28 декабря 2004 года ведущих информационных программ 16 музыкальных FM-радиостанций Санкт-Петербурга, а также собственный опыт работы на радиостанциях «Спутник» и «Авторадио» показали, что чрезмерное стремление к декодирумости в изложении и передаче информации журналистом влечет за собой необоснованное отступление от норм литературного языка, что снижает уровень речевой культуры ведущего информационных программ.

Определяющее значение на стадии распространения информации имеют голосовые характеристики радиоведущего: тембр голоса, его высота, скорость произнесения текста, громкость. В речевой коммуникации радиоведущего выделяются как особые голосовые явления различные экспрессивные уровни речи: интенсивность, общий уровень тона, расширенный и сжатый регистры.

Результаты проведенного автором анализа радиоречи коррелируют с данными исследования речи ведущих коммерческих радиостанций, проведенного в октябре 2004 года филологами Петербургского государственного университета и Фондом развития и поддержки средств массовой информации". В речи ведущих выявлено несколько групп типичных ошибок: дефекты дикции, орфоэпические ошибки, неправильное словоупотребление, оговорки, немотивированные паузы и нестественные интонации.

В целом, информационные выпуски представляют собой четко срежиссированный информационный спектакль, призванный наиболее полно, доступно, тактично и грамотно отразить картину происходящих событий дня.

В Заключении диссертации подводится общий итог проведенного исследования, формулируются основные выводы, а также обосновываются некоторые направления дальнейших научных исследований в сфере информационного вещания коммерческих музыкальных FM-радиостанций; их роль и задачи в условиях формирования единого информационного пространства.

В Приложения включены данные анализа социально-демографической структуры аудитории радиостанций Санкт-Петербурга; данные компаний КОМКОН и TNS Gallup Media по рейтингам радиостанций в изучаемый период; методологический инструментарий исследования—бланк анкеты и обработанные по результатам проведенного автором анкетирования дан-

13 Данные предоставлены руководителем проекта, кандидатом филологических наук П. А. Клубковым // Личный архив.

t

ные, отражающие уровень образования и социального положения опрошенных, их тематические предпочтения; отношение опрошенных к структуре, длительности, времени прослушивания новостей, а также к имиджу ведущих информационных программ.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Ионкина Е. Н. К определению понятия «информационная война» // Средства массовой информации в современном мире: Молодые исследователи. Тезисы Межвузовской научно-практической конференции студентов и аспи-рантов/Ред. колл.; отв. ред. Г. С. Мельник. СПб.: СПбГУ, 2002. С. 96-98.

2. ИонкинаЕ. Н. Популярность телеигр: подлинная и мнимая // Средства массовой информации в современном мире. Материалы межвузовской научно-практической конференции/Под ред. В. И. Конькова. СПб.: СПбГУ, 2002. С. 221-223.

3. Ионкина Е. Н. Политическая информация в электронных СМИ (Контент-анализ ситуации вокруг дела Григория Пасько) // Актуальные проблемы журналистики / Под ред. В. Ф. Олешко. Екатеринбург, 2003. С. 18-23.

4. Ионкина Е. Н. Работа службы информации на музыкальном радио тесно связана с Интернет // Демократия и журналистика: Сб. статей участников международного постоянно действующего семинара «Век информации», 26 ноября 2003 г. / Под ред. С. А. Михайлова. В 2-х тт. Т. 2. СПб.: СПбГУ, 2003. С. 144-154.

5. Ионкина Е. Н. Музыкальные коммерческие радиостанции Санкт-Петербурга ИМ-диапазона: анализ современного состояния радиорынка: Молодые исследователи // Средства массовой информации в современном мире. Сборник научно-практической конференции студентов и аспирантов (3-4 марта 2005 г.). СПб.: СПбГУ, 2005. С. 95-97.

6. Ионкина Е. Н. Радиожурналист и пресс-служба: проблемы взаимодействия // Петербургская школа РЛ: от теории к практике. Вып. 3 / Отв. ред. А. Д. Кривоносое. СПб.: СПбГУ, 2005. С. 49-53.

7. ИонкинаЕ. Н. Российский радиорынок РМ-диапазона: Тенденции развития // СМИ в современном мире: Петербургские чтения: Тезисы межвузовской научно-практической конференции/Под ред. В. И. Конькова. СПб.: Роза Мира, 2005. С. 170-172.

<

Г

<

- 1

Лаборатория оперативной печати ф-та журналистики СПбГУ

Объем IV, п. л._Тираж 100 экз._Заказ 75._

«

(

(

«

РНБ Русский фонд

2007-4 1672

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Ионкина, Евгения Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК РАДИОВЕЩАНИЯ САНКТ

ПЕТЕРБУРГА: СТРУКТУРА И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ.

1.1. Музыкальные FM-радиостанции Санкт-Петербурга: экономические, правовые и социальные факторы развития.

1.2. Модели организации FM-радиостанций. Программный отдел как структурный компонент.

1.3. Социологический профиль и информационные потребности аудитории FM-радиостанций (результаты медиаисследований).

Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ

ПРОГРАММЫ НА КОММЕРЧЕСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ

РАДИОСТАНЦИИ.

2.1. Новости на FM-радиостанции: источники и принципы сбора информации.

2.2. Информационные жанры на коммерческой радиостанции.

2.3. Критерии отбора новостей для информационных программ, принципы редактирования новостных текстов.

2.4. Драматургия и язык информационной программы, особенности речи ведущих новостных программ.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Ионкина, Евгения Николаевна

Актуальность исследования. В последнее время в центре внимания современной науки находится феномен глобального мира. В условиях глобализации, сопровождающейся массовой перестройкой общественного и индивидуального сознания, ведущее место отводится средствам массовой коммуникации. Динамичное информационное воздействие на массовое сознание приводит к тому, что люди начинают жить в мире «информационных фантомов», в котором привычная, повседневная реальность оценивается с позиции опыта и ценностей, получаемых не от своего непосредственного окружения, а от комплекса существующих в обществе информационных технологий, в первую очередь средств массовой информации1.

Новые коммуникационные технологии меняют наше представление о процессах массовой коммуникации. Односторонняя коммуникация все более эволюционирует в интерактивные и транзактные формы. Интерактивные компоненты отдельных СМИ сглаживают различия между такими классическими понятиями как «отправитель» и «получатель». Журналистика эпохи глобального информационного поля превращается в некую систему «media-fusion», образованную путем объединения нескольких каналов. Такое слияние усиливает процесс воздействия информации на объект ее передачи.

Чтобы успеть за динамично развивающимся миром, журналисты вынуждены осваивать новые методы постижения действительности и новые технологии и формы презентации информации. Все это диктует

1 Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / Под ред. М. Г. Делягина. М., 2000. С. 59.

2 Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001. С. 426. необходимость нового научного концептуального подхода к изучению журналистики.

Российский медийный рынок — один из самых динамично развивающихся рынков в мире. Этому способствует благоприятная экономическая ситуация и совершенствование технологий, увеличение объёмов рынка рекламы, приток инвестиций3. В последнее десятилетие особенно интенсивно развивается радиорынок.

Начиная с 1996 г., наблюдается тенденция к объединению СМИ, их концентрации: на территории России стали создаваться мощные информационные структуры — медиахолдинги, гарантирующие значительную экономическую выгоду, а также эффективные способы сбора и распространения информации. Эта тенденция. распространяется на радиокомпании (образованы крупнейшие радиохолдинги «Европа плюс» и «Русская Медиа-группа»).

Стремление к консолидации просматривается и на региональном уровне. Наряду с московскими, в Санкт-Петербурге действуют два местных холдинга: «Metro-Media» и «Балтийская медиа-группа». Тенденция к распространению московского вещания на различные территории страны, постепенно сменяется концепцией локального контента и появлению значительного количества региональных FM-станций, преимущественно музыкальных. Реактивный маркетинг местных станций и ориентация на локальность становятся теми факторами, которые определяют успех и повышенное внимание со стороны аудитории к радиовещательным каналам4.

Новые экономические условия и высокая востребованность информации о текущих событиях в политической, экономической,

3 Вартанова Е. Л. Современная медиаструктура // Средства массовой информации в постсоветской России. М., 2002.

4 Ильченко С. Н. Локальность в региональном телевизионном контенте // Региональная журналистика и актуальные проблемы современности. Материалы вторых северозападных чтений. СПб., 2004. С. 15. социальной сферах диктуют появление усовершенствованных моделей организационных структур построения радиостанций и расширения информационного вещания. Средства массовой информации ориентируются сегодня на распространение, прежде всего, новостных потоков, фокусируют внимание массовой аудитории на сиюминутном отражении мира. Фактор сиюминутности становится решающим. Структурные элементы медийного содержания - это масса информации. Именно новости выражают информационную политику любого радиоканала, в том числе и музыкального.

Музыкальные коммерческие радиостанции, становление которых приходится на 1990-е гг., динамично развиваются в глобальном информационном пространстве, осваивая новые способы управления общественным сознанием. Значительное преобладание в количественном отношении негосударственных радиовещательных каналов над государственными3, требует более пристального, глубокого и всестороннего изучения форм и методов передачи информации коммерческими структурами.

Вместе с тем, исследователи отмечают противоречивость в развитии современного радиовещания. С одной стороны, деидеологизация и экономическая свобода создают простор для журналистского творчества, с другой стороны, не всегда радиожурналисты оказываются способными продемонстрировать высокий уровень своей работы: непродуманность в содержании, композиции и форме подачи информации; не всегда соответствует культурным кодам манера речевого поведения у микрофона журналистов6.

5 В целом по России в 1998 г. насчитывалось 1103 коммерческих радиовещателя // Телевидение и радиовещание России. Официальный справочник. М., 1998. С. 4.

6 Клюев Ю. В. Радиовещание Ленинграда-Петербурга: организационная структура, проблематика, эволюция форм и жанров (1980-2000 гг.). Автореф. дисс. . канд. филол. наук. СПб., 2004. С. 4.

Важным явлением в структуре радиовещательного рынка является городское радио. В контексте филологических и культурологических исследований города (город-как-письмо, город-как-дискурс, город-как-образ)7 особенно важно изучение городского радио, отражающего жизнь огромного множества людей в современном мире — их повседневность и привычки, пристрастия, интересы, поскольку это дает горожанам ощущение места времени и идентичности (Ж. Бодрийяр, Р. Барт).

Степень научной разработанности проблемы. Исследователями накоплен богатый опыт в изучении истории, процессов и тенденций, происходящих в советском радиовещании. В научной литературе достаточно полно отражены роль и значение Центрального и Ленинградского радио в годы Великой Отечественной войны, особенности применяемых о радиожурналистами для общения со слушателями форм, жанров и методов . Процессы, происходящие в отечественном вещании накануне перестройки, проанализированы в книге «В диапазоне современности: радиовещание 80-х годов в нашей стране и за рубежом» (М., 1985). Ее авторы (А. Волков, М. Микрюков, И. Руденко, В. Ружников, И. Тхагушев) выявили основные тенденции развития радиовещания, нашедшие отражение уже позже во времена реформ.

Современной научной литературы, затрагивающей деятельность музыкальных FM-радиостанций, существует мало. Среди российских ученых, уделяющих самое пристальное внимание современному состоянию, проблемам и перспективам развития коммерческого музыкального FM

7 Бенедиктова Т. С. Город как дискурс // Веста. Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 2004. № 3. С. 98-111.

8 Горяева Т. М. Радио России. Политический контроль советского радиовещания в 19201930-х годах. М., 2000; Ковтун В. Г. Радио - важнейшее идеологическое оружие Ленинградской партийной организации в период героической обороны города (июнь 1941 — январь 1944 гг.). Автореф. дисс. . канд. истор. наук. Л., 1975; Ружников В. Н. Так начиналось: Историко-теоретический очерк становления советского радиовещания 1917— 1928. М., 1987. вещания, следует назвать JI. Д. Болотову, А. А. Добчинского, В. В. Мариновича, В. В. Смирнова, И. Н. Тхагушева, А. А. Шереля9 и других. Они анализировали отдельные аспекты функционирования коммерческих СМИ, поднимали и рассматривали вопросы программирования и структурирования радиопрограмм.

Концептуальное значение для данного исследования имела работа Т. В. Васильевой, Г. Н. Петрова, В. Г. Осинского «Курс радиотелевизионной журналистики» (СПб., 2004). На примере богатого эмпирического материала авторы рассмотрели формообразующие и выразительные средства вещания, приемы и методы общения журналиста с аудиторией.

Особое значение придается изучению вопросов лингвистики, стилистики, орфоэпии в радиоречи. Большинство исследователей критически оценивают речь ведущих музыкальных радиопрограмм, отмечая в ней традиционный набор клишированных речевых средств, объединенных общей психологической тональностью и сниженной стилистической окраской10.

Широкие возможности для анализа современного состояния отечественного коммерческого радиовещания дало изучение

9 Болотова JI. Д. Отечественное радиовещание в начале XXI века: новые реалии и старые проблемы // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2004. № 2.; Добчинский А. А. Городское радиовещание: ретроспектива, современное состояние, проблемы журналистского творчества. Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1996; Маринович В. В. Имидж негосударственной радиостанции: опыт системного анализа. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. СПб., 1997; Смирнов В. В. 1) Жанры радиожурналистики. М., 2002; 2) Формы вещания: Функция, типология, структура радиопрограмм. М., 2002; Тхагушев И. Н. Современное радиовещание в системе средств массовой информации // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 1994. № 6; Радиожурналистика / Под ред. А. А. Шереля. М., 2000.

10 Бойкова Н. Г., Коньков В. И., Попова Т. И. Устная речь. Л., 1998; Вербицкая JI. А. Давайте говорить правильно. М., 2001; Коньков В. И. I) Речевая структура газетных жанров. СПб., 2004; 2) Экология городской речевой среды // Журналистика: исследования - методология - практика: Сборник статей / Отв. ред. Г. В Жирков СПб., 2004; Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой массмедиа. СПб., 1999; Сметанина С. И. 1) Литературное редактирование для журналистов и специалистов по связям с общественностью. СПб., 2003; 2) Медиа-текст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века. СПб., 2003. функционирования зарубежных СМИ, опыт которых изложен в трудах целого ряда российских и западных ученых11.

Для решения исследовательских задач использовались общие работы по теории журналистики И. И. Засурского, М. Н. Кима, С. Г. Корконосенко, Г. С. Мельник, Е. П. Прохорова, А. С. Пую, JI. Г. Свитич, В. А. Сидорова, А. А. Тертычного, И. П. Яковлева и других12.

Однако, несмотря на повышенное внимание исследователей к проблеме влияния СМИ на общество и культуру, языковым особенностям радиовещания, роли последнего в социокультурном наполнении пространства, фундаментальных исследований, прослеживающих функционирование и проблематику музыкальных коммерческих радиостанций в радиожурналистике практически нет. В научной литературе нет и специальных работ, всесторонне обобщающих опыт работы коммерческих радиостанций Санкт-Петербурга, существующих уже второе десятилетие.

Объект исследования - петербургские музыкальные FM-радиостанции в контексте модернизации СМИ России; речевая деятельность журналистов-ведущих информационных программ (ди-джеи в данном случае не рассматриваются как объект исследования). Выбор объекта мотивирован

11 Афанасьев Ю. Е. Современное международное вещание: проблемно-тематическая структура информационно-аналитических программ радио «Свобода» на русском языке. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. СПб., 2005; Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / Пер. с англ. М., 2004; Михайлов С. А. 1) Журналистика стран Северной Европы. СПб., 2004; 2) Журналистика Соединенных Штатов Америки. СПб., 2004; 3) Мировые тенденции и национальные особенности в современной зарубежной журналистике. СПб., 2002; Hachten W. A. The troubles of journalism: A critical look at what's right and wrong with the press. Mahwah, NJ: Erlbaum. 2001.

12 Засурский И. И. Реконструкция России. Массмедиа и политика в 90-е годы. М., 2001; Ким М. Н. 1) Жанры современной журналистики. СПб., 2004; 2) Новостная журналистика. СПб., 2005; Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб., 1995; Мельник Г. С. Профессиональное общение в журналистике. СПб., 2004; Прохоров Е. П. Введение в журналистику. М., 1998; Свитич JI. Г. Феномен журнализма. М., 2003; Сидоров В. А. Социология журналистики. СПб., 1999; Тертычный А. А. 1) Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998; 2) Жанры периодической печати. М., 2000; Яковлев И. П. Современные теории массовых коммуникаций. СПб., 2004. тем, что, с одной стороны, FM-радиостанции как информационные каналы сохраняют во многом традиции ленинградского радиовещания, отличающегося особым стилем. С другой стороны, функционирование данных станций в процессе формирования радиорынка Петербурга является типичным. Те же этапы становления переживали и другие радиостанции в регионах: появление ретрансляторов, экспансия московских радиостанций, создание местных радиоканалов, начало конкурентной борьбы, что позволяет на основе опыта петербургских музыкальных FM-радиостанций спрогнозировать и выработать практические рекомендации для других радиостанций, функционирующих в России в условиях политической и экономической самостоятельности.

Предмет исследования - специфика функционирования петербургских музыкальных FM-радиостанций, технология создания информационных радиопрограмм, текстовые факторы воздействия новостной информации на аудиторию.

Хронологические рамки исследования. Диссертационное исследование охватывает период с 1990 года (момента возникновения коммерческих музыкальных радиостанций) и по настоящее время. Выбор такого периода объясняется необходимостью проследить динамику развития коммерческих радиостанций с целью более полного анализа современной ситуации и возможности прогнозирования дальнейших тенденций развития.

Актуальность темы диссертации и степень ее научной разработанности определили следующие цели и задачи исследования:

Цель исследования — выявить тенденции развития FM-радиостанций в структуре информационного городского вещания и специфику современных технологий и форм общения с радиоаудиторией.

Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:

- определить факторы и условия возникновения и становления коммерческих радиостанций в конце XX — начале XXI века;

- проследить эволюцию функций радио в контексте развития современных СМИ;

- дать структурно-функциональную характеристику музыкальных FM-радиостанций Санкт-Петербурга как субъектов, формирующих социокультурное пространство города;

- выявить особенности взаимодействия коммерческого радиовещания и аудитории, а также способы психологического воздействия на нее;

- изучить принципы программирования и показать технологию подготовки информационных программ на музыкальных радиостанциях;

- проанализировать содержание и языковые особенности новостных текстов; специфику их редактирования.

Научная новизна исследования. Диссертация является комплексным исследованием, предлагающим оптимальную модель функционирования информационной службы в рамках музыкального вещания Санкт-Петербурга. Новизна исследования может быть выражена в трех позициях:

1) Впервые объектом является совокупность всех музыкальных коммерческих FM-радиостанций Санкт-Петербурга.

2) Впервые на основе структурно-функционального анализа изучена система функционирования петербургских музыкальных FM-радиостанций; детально исследованы принципы и технология информационного вещания на всех музыкальных радиоканалах города. На большом эмпирическом материале изучена специфика деятельности отделов информации, сформулирован комплекс задач, направленных на повышение качественного уровня новостной журналистики коммерческих радиостанций.

3) Впервые дан прогноз дальнейшего развития музыкальных FM-радиостанций в контексте единого социокультурного пространства.

Методы исследования. Автор руководствовался, прежде всего, основополагающими исследовательскими принципами филологических наук. Определяющее место занимает лингвистический анализ текстов радиосообщений (в период со 2 февраля по 28 декабря 2004 года автором был собран личный архив, насчитывающий около тысячи текстов радиосообщений 16-ти музыкальных коммерческих FM-радиостанций Санкт-Петербурга; детальный лингвистический анализ был проведен на основе 60-ти текстов, собранных в указанный период).

В диссертации использованы: метод моделирования при исследовании структурно-организационных моделей радиокомпаний; психологические и социологические методы — опрос (телефонный опрос ведущих и руководителей информационных программ музыкальных коммерческих радиостанций Санкт-Петербурга в период со 2 февраля по 1 марта 2004 года), анкетирование (в период с 11 января по 1 февраля 2005 года методом случайной выборки было опрошено 107 человек в возрасте от 25 лет до 55 лет), контент-анализ (проведен мониторинг 160 информационных выпусков на 16-ти коммерческих музыкальных FM-радиостанциях Петербурга в период с 10 марта по 11 апреля 2004 года), конкретное социологическое исследование маркетинговой компании «Комкон-СПб» (проводилось в июле 2001 года в Петербурге; в течение месяца были опрошены 4 группы (2 группы мужчин, 2 — женщин) в возрасте от 25 до 45 лет).

Источниковедческой базой послужили расшифровки текстов информационных программ, выходивших в эфир 16-ти музыкальных FM-радиостанций Санкт-Петербурга в течение 2004 года; сведения Интернет-сайтов указанных радиоканалов, а также сайты, освещающие условия и проблемы развития современного FM-вещания (например, http://www.guzei.com; http://www. finspb.dax.ru; http://www.radiostation.ru и т.д.). Важную группу источников составляют специализированные журналы: «Radio to radio» (2003-2005), «Журналист» (1993-2004), «Среда» (1999-2005) и «Мир русского слова» (2002-2003), уделяющий внимание проблемам радиоречи. Большой пласт фактического материала удалось собрать благодаря текущим архивам радиостанций «Спутник» и «Авторадио», а также работе диссертанта над личным архивом, в который вошли тексты информационных программ FM-радиостанций Санкт-Петербурга.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов и выводов в практической и теоретической работе радиожурналистов, а также в лекционных курсах по «Радиотележурналистике», «Теории и практике СМИ». Ряд положений включают перспективные направления дальнейшего разрешения задач профессионального плана, проблем функционирования информационного вещания в условиях изменения экономической и политической жизни страны.

Апробация темы. Основные положения и выводы диссертации изложены и обсуждены на межвузовских научно-практических конференциях «Средства массовой информации в современном мире» (Санкт-Петербург, СПбГУ, факультет журналистики, 2002,2003,2005 годов); на научно-практической конференции по актуальным проблемам журналистики (Екатеринбург, УРГУ, факультет журналистики, 2003 год); ежегодном научно-практическом семинаре «Век информации» (Санкт-Петербург, СПбГУ, факультет журналистики, 2003, 2005 годов). Диссертант в течение пяти лет работает редактором и ведущим информационных программ на коммерческих музыкальных FM-радиостанциях Санкт-Петербурга — «Северная столица», «Спутник», «Авторадио».

Структура работы. Диссертация состоит из двух глав, заключения, приложений и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Информационное вещание петербургских FM-радиостанций"

ВЫВОДЫ:

1. Руководители музыкальных FM-станций сознают необходимость создания информационной службы как обязательного элемента структурной организации коммерческой радиостанции, так как наличие информационных блоков на музыкальных радиостанциях отвечает растущими потребностями аудитории в оперативной и многоаспектной информации о событиях, происходящих в городе и стране. Социологические исследования неоднократно это подтверждали.

2. Результатом работы журналиста или группы журналистов (в зависимости от финансовых возможностей радиостанции) становится информационный выпуск, отражающий панораму происходящих событий в определенный промежуток времени.

3. Моделирование информационного выпуска включает в себя всю технологическую цепочку сбора, отбора, обработки и распространения информации; получение эффективных результатов на каждом этапе.

284 Литературное чтение: Из американских лекций по радиовещанию // Radio to radio. 2004. № 2. Февраль. С. 26-27.

Оперативная работа журналиста сопряжена со многими трудностями, основными из которых являются:

• закрытость многих источников информации - как государственных, так и частных; замалчивание новости сотрудниками пресс-служб, их бюрократизм и неосведомленность; неоперативность работы информационных агентств; сокращение числа официальных каналов получения информации;

• низкая степень декодируемости материалов информационных агентств и документов, поступающих от сотрудников пресс-служб, чрезмерная детализация в изложении сообщения, незнание специфики журналистской деятельности, - все это требует большого количества времени на обработку полученных данных.

4. Исследование проблем функционирования коммерческих радиостанций выявило тенденцию к «облегчению» новостей, когда серьезная журналистская информация уступает место развлекательной и завлекательной новости. Сенсационность, зрелищность, драматичность значительно потеснили оперативность, актуальность и социальную значимость информации.

5. Во многом информационный продукт на разных коммерческих радиостанциях унифицирован: используются типичные приемы привлечения и удержания внимания слушателей; сходные схемы построения новостного текста.

6. Драматургия информационного выпуска во многом определяется спецификой работы конкретной радиостанции, ее форматом, информационной политикой.

7. Эффективность деятельности журналиста в процессе моделирования информационной программы, ее уравновешенность, выразительность, логическая последовательность изложения материала зависят от выбора структурной модели, удовлетворяющей требования аудитории и создающей предпосылки для положительной оценки выступления ведущего. Немаловажную роль в этом играет также знание журналистом таких психических функций человека, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

8. Определяющее значение на стадии распространения информации имеют голосовые характеристики радиоведущего. Основными звуковыми характеристиками являются: тембр, высота, скорость произнесения, громкость. В речевой коммуникации радиоведущего выделяются как особые голосовые явления различные экспрессивные уровни речи: интенсивность, общий уровень тона, расширенный регистр и сжатый регистр.

9. В целом информационные выпуски представляют собой четко срежиссированный информационный спектакль, призванный наиболее полно, доступно, тактично и грамотно отразить картину происходящих событий дня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Массмедиа динамично развиваются в глобальном информационном пространстве, в котором все большее место принадлежит новым коммерческим структурам. Мультимедийность, интерактивность, оперативность, технологичность и актуальность коммерческих музыкальных радиостанций позволили им успешно войти в информационное пространство, развиваться в нем, осваивая новые способы управления общественным сознанием. Политические, идеологические, технические, финансовые и психологические изменения, произошедшие в России в начале 90-х годов, приводят к реформированию радиовещания. Под воздействием рыночных факторов городское радио становится элементом бизнес-структуры.

Как показывают последние маркетинговые исследования, в настоящее время внимание большей части рекламодателей и аудитории концентрируется вокруг музыкальных коммерческих FM-радиостанций. В Санкт-Петербурге выявлено 23 таких станций, представляющих разные форматы и музыкальные направления. Как показало данное исследование, городское радио становится частью глобального информационного производства, так как именно ему отводится важная роль в создании, кодировании и декодировании информации, влияющей на процесс принятия решений, тем самым, достигается управление поведением аудитории.

Анализ деятельности радиостанций мегаполиса показывает: ежедневно радио сообщает массу данных о месте действия, картинах, в которых разворачиваются яркие события. Городское радио становится выражением интересов, ожиданий слушательской аудитории. Радио Санкт-Петербурга способно передавать уникальность города, воссоздавать его картины, давать жителям структурно значимые осознаваемые ориентиры.

Эффективность Санкт-Петербургских вещательных корпораций во многом определяется умением работать в новых рыночных условиях, на основе соблюдения принципа порядка возрастающей приоритетности, информационной значимости, информационной ценности, информационной упорядоченности.

Важным этапом развития отечественного радиорынка стало появление крупных медиахолдингов, вступивших в конкурентную борьбу. С целью привлечения к себе большего количества рекламодателей радиохолдинги выходят на региональный рынок, создавая там собственные сети вещания. Выявлено: в настоящее время самой крупной в России сетью музыкальных радиостанций является «Русское радио» (700 городов вещания в России, Украине, Казахстане, Молдавии, Киргизии, Армении, странах Прибалтики и США с ежедневной потенциальной аудиторией свыше 120 миллионов человек).

Для удержания своих позиций коммерческие радиостанции переходят к комплексным рекламным компаниям, образуя альянсы с другими СМИ, как правило, с телевидением. Среди существующих альянсов радио-телевидение выявлено два крупных объединения: «Русское радио» - Общественное Российское Телевидение, «Авторадио» — Российский канал.

В условиях жесткой конкуренции с целью привлечения к себе большего количества рекламодателей важными признаками эффективности вещания на FM-радиостанциях служат: легитимность (лицензирование станции); внедрение принципов менеджмента и маркетинга в работу радиостанции; понимание новой философии рыночной экономики; репутация — устойчивое мнение аудитории о качестве канала, его содержательной насыщенности; престиж, достигаемый каждодневной работой, направленной на поиск и распространение оперативных, точных и важных новостей; имидж, позволяющий в открытой конкурентоспособности профессионально выделяться в ряду «равных себе»; интеллигентность в общении с аудиторией как маркировка петербургского стиля.

В ходе изучения деятельности городских музыкальных радиостанций выяснилось, что средство массовой информации существует не только как творческий организм, но и как хозяйственный субъект. Деятельность коммерческого СМИ строится на принципах рентабельности, самодостаточности, конкурентоспособности. Разные финансово-технические возможности радиостанций ставят их в условия жесткой конкуренции, что приводит к минимизации величины коллектива, уменьшению количества штатных сотрудников, многофункциональности и максимальному использованию творческого потенциала журналистов.

Повышающееся значение информации в современном мире определило необходимость создания на музыкальных FM-радиостанциях информационной службы как обязательного элемента структурной организации коммерческой радиокорпорации. Как показало данное исследование, в настоящее время новостные включения осуществляются на 20 из 23 музыкальных радиостанциях Санкт-Петербурга. Организация, составление, форма подачи и время выхода в эфир новостей зависят от формата и политики каждой отдельной станции.

Выявлено, что важными ресурсообразующими компонентами в моделировании информационных выпусков на музыкальных FM-станциях являются:

1) владение технологиями сбора, отбора и обработки информации;

2) оперативность работы с источниками информации, во многом зависящая от умения журналиста свободно ориентироваться в существующей информационной среде;

3) возможность внедрения в коммуникативную инфраструктуру усовершенствованных технических моделей записывающих устройств, делающих звучание радиопрограмм более качественным, а также использование новых форм монтажа, позволяющего достичь максимального эффекта воздействия на слушателя; использование психологических приемов структурного построения текста сообщения и информационной программы в целом, способных привлечь внимание аудитории; знание ведущим информационных программ норм литературного языка и специфики устной речи.

Вместе с тем, данное исследование выявило ряд негативных тенденций процессе функционирования коммерческих радиостанций:

Монополизация медиахолдингами рынка СМИ ведет к диктату новой экономической стратегии со стороны медиа-магнатов, где главный акцент делается на максимальное увеличение прибыли. Это приводит к «облегчению» новостей в ущерб качественной, серьезной, аналитической журналистике.

Следствием возрастающей роли рекреативной функции становится более глубокое проникновение в коммерческое радиовещание такого явления, как таблоидизация, которое выражается в новых формах подачи информации: сравнительно быстрый темп чтения сообщений, клиповый характер выпусков новостей, сокращение продолжительности каждой отдельной новости и всей информационной программы.

Ограниченное эфирное время новостных включений (3-4 минуты) не позволяет использовать в рамках информационной программы многообразие форм и жанров радиожурналистики. Полнокровные репортажи и объемные интервью не характерны для коммерческих музыкальных радиостанций.

Ориентация радиостанций на максимальное получение прибыли приводит к расширению в структуре радиокомпании коммерческих отделов и сокращению штата информационной службы (радиостанции отказываются от услуг корреспондентов).

5) Закрытость многих источников информации — как государственных, так и частных; замалчивание новости сотрудниками пресс-служб, сокращение числа официальных каналов получения информации — все это приводит к снижению уровня профессионализма информационной службы коммерческой радиостанции.

6) Чрезмерное стремление к декодируемости в изложении информации ведет за собой необоснованное отступление от норм литературного языка, что снижает уровень речевой культуры ведущего информационных программ. Исследование обнаружило в речи ведущих несколько групп типичных ошибок, среди которых часто встречающимися оказались такие, как: дефекты дикции, орфоэпические ошибки, неправильное словоупотребление, оговорки, немотивированные паузы и противоестественные интонации. Анализ функционирования современного коммерческого радиовещания выявляет некоторые важные тенденции его дальнейшего развития. Одной из них является укрупнении радиохолдингов, что приведет к абсолютной монополизации информационного обслуживания общества несколькими крупными медиа-объединениями и полному исчезновению независимых радиостанций.

По мере появления в информационном пространстве новых вещательных компаний, наметилась тенденция к постепенному сужению формата вещания. Следствием данного процесса станет деление радиостанций на субформаты.

Растущая потребность аудитории в информации о текущих событиях в политической, экономической, социальной сферах ведет к увеличению выходов в эфир новостных выпусков и повышению оперативности информационных сообщений; а также к появлению FM-радиостанций новостного и разговорного формата.

Одна из доминирующих тенденций развития и дальнейшего распространения коммерческого вещания заключается в переходе на новые стандарты цифрового вещания (например, стандарт DRM, в котором в настоящее время вещает большинство западных радиостанций), что значительно улучшит качество радиосигнала и даст слушателям возможность легкой и быстрой настройки на частоты международных вещателей.

В целом, появление на информационном рынке новых коммуникационных технологий заставляет нас переосмыслить процессы, происходящие в массмедиа. Новые средства массовой информации характеризуются интерактивными форматами и децентрализованной продукцией, дающие возможность пользователям активнее участвовать в коммуникационном процессе и более избирательно относиться к получаемым сообщениям. Стремительное развитие и распространение новых медиаформ подчеркивает необходимость в новых теоретических моделях, способных объяснить последствия информационного воздействия современных вещательных форматов на аудиторию.

 

Список научной литературыИонкина, Евгения Николаевна, диссертация по теме "Журналистика"

1. Аганбегян А. Г., Раппопорт В. С., Речин В. Д. Клуб директоров: опыт программно-целевого управления предприятиями. М., 1989.

2. Агапитова С. Ю. Информационное вещание на ТВ (Опыт Ленинградского Петербургского телевидения). СПб., 2003.

3. Аграновский А. Уроки мастерства. М., 1991.

4. Агратин Е. Г. Информационное обеспечение журналистов. М., 1988.

5. Акофф Р. Планирование в больших экономических системах. М., 1972.

6. Актуальные проблемы журналистики. Вып. 1. Вопросы функционирования печати и ее эффективности. М., 1981.

7. Алашеева О. А. Взаимоотношения пресс-службы и СМИ // Средства массовой информации в современном мире: Материалы межвузовской науч.-практ. конф. / Под ред. В. И. Конькова. СПб., 2002.

8. Алешин Л. И. Защита информации и информационная безопасность. М., 1999.

9. Аполлонова Л. П. Восприятие журналистского произведения // Методы исследования журналистики. Ростов н / Д., 1984.

10. Апресян Г. 3. Ораторское искусство. М., 1978.

11. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

12. Барабанщиков В. А. Восприятие и событие. СПб., 2002.

13. Баранов Б. Работа службы информации на музыкальном радио // Сборник Радио: музыкальное, новостное, общественное. М., 2001.

14. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. Собр. Соч. Т.5. 1995.

15. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

16. Бгажноков Б. X. Лингвистическая проблематика массовой коммуникации. Особенности радиоречи. // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974.

17. Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. СПб., 1997.18