автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Интеллектуальная собственность журналиста периодической печати

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Тимофеев, Алексей Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Интеллектуальная собственность журналиста периодической печати'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Интеллектуальная собственность журналиста периодической печати"

005058275

Тимофеев Алексей Анатольевич

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТА ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

Специальность 10.01.10 - журналистика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1 р М'2013

Москва-2013

005058275

Диссертация выполнена на кафедре истории и правового регулирования отечественных средств массовой информации факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования отечественных средств массовой информации факультета журналистики МГУ имени М.В .Ломоносова Панкеев Иван Алексеевич

доктор филологических наук, ген. директор Инновационного научно-образовательного и издательского центра "АЛМАВЕСТ"

Тюрина Людмила Георгиевна

кандидат филологических наук, секретарь Союза журналистов России

Ажгихина Надежда Ильинична

Ведущая организация - Российский университет дружбьцр^зддов

Защита состоится г. в часов, на заседании

Диссертационного совета по журналистике Д.501.001.07 при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 125009, г. Москва, ул. Моховая, д.9, ауд. 103.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ по адресу: Москва, 119192, Ломоносовский проспект, 27.

Автореферат разослан « ¿ГГ г?? 2013 г.

7

Ученый секретарь Диссертационного совета У/р

кандидат филологических наук, доцент В.В. Славкин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования проблемы охраны интеллектуальной собственности в печатных СМИ заключается в том, что в XXI веке информационные потоки становятся все более интенсивными, все большее количество людей задействовано в процессе создания и распространения, получения и передачи информации, в том числе через газеты и журналы. Как следствие, появляется гораздо больше объектов авторского права, чем раньше, между субъектами возникают более сложные правовые взаимоотношения. Довольно узкая ранее сфера авторского права, которая охватывала небольшую часть общества, сегодня стремительно расширяется. В нее попадают представители все большего количества профессий, в том числе и журналисты.

Наряду с такими традиционными источниками информации, как пресса, телевидение и радио, появился новый - интернет, который существенно изменил не только методы работы журналистов, но и повлиял на правовые основы их работы. Интернет дал журналистам не только способ оперативного обмена информацией, но также возможность моментально получать в свое распоряжение текст, фотографию, видео. А вместе с этой возможностью и соблазн использовать их в своей работе, публиковать на страницах газет и журналов, часто «забывая», что у текстов и фотографий есть авторы, обладающие исключительными и личными неимущественными правами на них.

В результате сложившегося положения дел редакции печатных изданий часто заимствуют материалы со страниц конкурирующих изданий, у информационных агентств, у фотографов или журналистов без их на то разрешения, без выплаты гонораров и даже без указания первоисточника. И правовая некомпетентность части журналистов в этой сфере приводит к судебным спорам между ними и правообладателями использованных произведений, между конкурирующими изданиями, а также с теми, кто незаконно воспользовался их интеллектуальной собственностью.

Кроме того, актуальной исследуемую тему делает и проблема соавторства. Все чаще произведения создаются при участии не одного, а двух или нескольких лиц, например журналиста и эксперта в узкой области. И не

всегда понятно, кто из них может считаться автором, а кто - нет. В результате права соавторов очень часто нарушаются. Особенно серьезные разногласия в этом плане могут вызвать такие жанры, как интервью, обзоры писем или прессы. То, что именно эти жанры, особенно первый, довольно часто встречаются на страницах газет и журналов, лишь усиливает актуальность рассматриваемого вопроса.

Исследование проблемы охраны интеллектуальной собственности в филологическом аспекте актуально еще и потому, что подавляющее большинство работ об интеллектуальной собственности в СМИ написаны юристами и часто сложны для понимания людей без юридического образования, в том числе и для журналистов. В результате последние не читают юридическую литературу на эту тему или с трудом ее понимают, зачастую превратно.

С другой стороны, некоторые юристы, пишущие об интеллектуальной собственности в СМИ, разбираясь в правовой стороне вопроса, иногда имеют недостаточное представление о практической стороне работы журналистов. И, как следствие, ими выдвигаются предложения и правовые нормы (которые иногда закреплены в законодательной форме), которые невозможно применять на практике.

Также обращается на себя внимание и то, что до сих пор не определены четкие критерии творчества в авторском праве. Как известно, наличие творческой составляющей является решающим фактором, который определяет, является ли то или иное произведение объектом авторского права. Однако до недавнего времени ни в одном законодательном акте не было указано, по каким же параметрам можно определить, создано произведение творческим трудом автора или имела место лишь техническая работа.

Все это говорит о том, что подробное рассмотрение проблем интеллектуальной собственности применительно к работе журналиста периодической печати крайне актуально.

Исследуя степень разработанности проблемы, необходимо отметить, что вопрос интеллектуальной собственности журналиста печатных СМИ уже рассматривался как в цивилистике советского, так и российского периода. В

частности, этому посвящены работы М.В. Гордона1 и В.И.Серебровского2, которые в советский период времени в своих исследованиях исследовали проблему творчества в авторском праве.

Поскольку точное понимание признаков творчества и умение отделить творческую работу от нетворческой имеет практическое значение, заложенные ими теоретические основы крайне важны применительно к теме диссертации. Ведь творческий вклад в создание произведения является одним из важнейших условий и оснований возникновения и защиты авторских прав и в советском законодательстве, и в законе об авторском праве 1993 года3, и в ныне действующей IV части Гражданского кодекса РФ4.

Особо стоит отметить два фундаментальных исследования по этой теме В.Я. Ионаса, который опубликовал в 1963 году работу «Критерий творчества в авторском праве и судебной практике»5, а в 1972 - работу «Произведения творчества в гражданском праве»6.

Отдельное исследование по рассматриваемой теме провел B.C. Чертков, результаты которого изложены в работе «Авторское право в периодической печати» . Она вышла в свет в 1989 году, и содержит анализ рассматриваемого вопроса применительно к советскому авторскому праву.

В постсоветский период по проблеме авторского права была защищена кандидатская диссертация А.Р. Ермаковой, в 2002 году работа была опубликована отдельной книгой под заглавием «Право интеллектуальной собственности в сфере периодической печати»8.

^ Гордон М.В. Советское авторское право. М.: Юридическая литература, 1955.-232 с. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. - Госюриз-дат 1956

-247 с.

3 Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993. № 5351-1 (Утратил силу).

4 Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая. От 18.12.2006. № 230-ФЭ. Вступил в силу 01.01.2008. 3

5 Ионас В .Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. - М.:

Издательство «Юридическая литература», 1963. - 265 с.

Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. - М.: Издательство «Юридическая литература», 1972.-240 с.

8 Чертков В.Л. Авторское право в периодической печати. - М.: Юрид. лит., 1989. - 144 с.

Ермакова А.Р. Право интеллектуальной собственности в сфере периодической печати -СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. - 323 с.

По отдельным объектам авторского права публиковались исследования как в периодических научных изданиях, так и в учебниках, сборниках научно-практических конференций. В частности, Э.П. Гавриловым1, В.А. Мельниковым2, P.A. Мерзликиной3, A.B. Милициным4, И.А. Панкеевым5, В.В. Погуляевым6, Е.П. Прохоровым7, А.Г. Рихтером8, O.A. Рузаковой9, А.П. Сергеевым10, И.Ю. Тулубьевой", В.А. Хохловым12, B.JI. Энтиным13.

Вместе с тем, несмотря на большое количество исследовательских работ по теме данной диссертации, нельзя сказать, что тема исследована в полной мере и должным образом. Во многих случаях исследования имеют общетеоретический характер, их авторы не применяют результаты проведенных исследований непосредственно к СМИ, и к периодической

1 Гаврилов Э.П. Авторское право на служебные произведения// Хозяйство и право 1996 №12

2 Мельников В. Название произведения как возможный объект авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. №4.

3 Мерзликина Р., Юмашев А., Еще раз о творчестве как о признаке объектов авторского права. // ИС. Авторское право и смежные права. 2008. № 2.

Милиции А. Сущность результата творческой деятельности. // ИС. Авторское право и смежные права. 2008. № 2.

Панкеев И.А. Договор в авторском праве Российской Федерации. М., 2009. - 192 с.

6 Погуляев В. Проблемные вопросы, связанные с соавторством на произведения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. №7.

Прохоров Е.П. Правовые и этические нормы в журналистике - М.: Аспект Пресс, 2008. -232 с.

8 Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. 2-е изд., перераб. М.: Издательство «ВК» 2009. - 352 с.

Рузакова O.A. Комментарий к части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации / O.A. Рузакова. - М.: Экзамен, 2007. - 766 с.

10 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - ТК Велби, Проспект, 2007. - 752 с

Погуляева В., Тулубьева И. Некоторые практические вопросы защиты прав фотографов. // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. №6.

Хохлов В.А. Авторское право: Законодательство, теория, практика. - М.: Издательский Дом «Городец», 2008. - 288 с.

13 Энтин В. Кто является автором интервью? // Профессия - журналист. 2000. № 3-4.

печати в частности. Это касается исследований по теме соавторства, творчества работников периодической прессы, других тем.

Ряд произведений, вышедших в свет в XX веке, - М.В. Гордона, В.И. Серебровского, В.Я. Ионаса, B.C. Черткова - хотя и имеют большое фундаментальное значение, уже не соответствуют современным законодательству об авторском праве и рынку СМИ.

Кроме того, многие исследователи рассматривают авторское право в периодической печати с юридической точки зрения, не учитывая особенностей журналистских текстов и их жанров, способов создания. Также ни в одной работе не учитывались изменения сущности деятельности журналиста с учетом новых информационных технологий, бурное развитие которых произошло буквально за последние несколько лет.

Поэтому на сегодняшний момент комплексное исследование объектов авторского права в периодической печати с учетом изменений российского законодательства в сфере интеллектуальной собственности и реалий работы журналистов отсутствует. Что делает необходимым вернуться к этой теме еще раз после того, как были опубликованы работы вышеперечисленных авторов.

Объектом настоящего исследования являются произведения периодической печати в аспекте законодательства в области интеллектуальной собственности, а также журналист печатных СМИ как обладатель интеллектуальных прав на данные произведения.

Предмет исследования - практика использования журналистом произведений в печатных СМИ с точки зрения права интеллектуальной собственности.

Целью диссертационного исследования является проведение комплексного анализа журналистских произведений разливных жанров (интервью, новостей, обзоров СМИ и других), публикуемых в периодической печати, и определение, являются ли они объектами авторского права. А также определение того, какие публикуемые в печатных СМИ материалы являются интеллектуальной собственностью журналиста, а какие - нет.

Данная работа также должна помочь журналистам, редакторам и другим работникам СМИ сориентироваться в той новой правовой среде, которая возникла в России с начала 2008 года, когда вступила силу IV часть

Гражданского кодекса РФ, регулирующая отношения в сфере интеллектуальной собственности.

Цель исследования потребовала выдвижения следующих задач, решение которых необходимо в рамках данной диссертации:

- изучение влияния новых информационных технологий и конвергенции СМИ на работу журналиста печатных СМИ с точки зрения законодательства об интеллектуальной собственности;

- определение этапов становления советского и российского авторского права с выявлением особенностей, касающихся печатных средств массовой информации;

- особенности работы средств массовой информации, в особенности печатных, в аспекте современного российского законодательства об интеллектуальной собственности;

- выявление особенностей правового регулирования, возникающих при создании, распространении и использовании произведений в печатных СМИ;

- выделение категорий объектов интеллектуальной собственности в периодических печатных изданиях России, и особенностей этих объектов на основании действующего законодательства об авторском праве;

- изучение российской судебной практики по искам о нарушении законодательства об интеллектуальной собственности;

- выявление основных проблем осуществления и защиты авторских прав журналистов на созданные ими произведения, а также на использование ими интеллектуальной собственности других лиц при создании своих собственных произведений;

- определение актуальной методики работы журналистов с учетом законодательства об интеллектуальной собственности в РФ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Все журналистские произведения в печатных СМИ необходимо считать результатом творческого труда и объектами авторского права до тех пор, пока не доказано обратное.

2. Признаками творческого характера журналистского произведения является наличие в нем как минимум трех смысловых единиц; при этом хотя бы в одной из них должен присутствовать анализ описываемых событий, их

оценка, установление причинно-следственных отношений между ними, прогноз развития этих событий. Если все эти условия соблюдены, то текст является результатом творческого труда.

3. Авторами (соавторами) интервью являются и журналист, и интервьюируемый в равной степени до тех пор, пока не доказано отсутствие творческого вклада одного из них в созданное интервью. Журналист обладает авторскими правами на обзоры печати и обзоры писем.

4. Необходимо внести изменения в подпункт 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, указав в нем в качестве возможно источника цитирования «сетевые издания» (сайты электронных СМИ, интернет-издания), а также разрешить воспроизводить в интернете материалы из газет и журналов. Это необходимо, поскольку в условиях бурного развития интернета именно на его просторах обмен информацией между СМИ происходит в наибольшем объеме, при сегодняшнем состоянии законодательства - незаконный.

5. Специфика работы журналиста требует при приеме его на работу заключения с ним не только трудового, но также лицензионного договора, поскольку трудовой договор не затрагивает вопросы использования объектов интеллектуальной собственности, что является основной работой журналиста.

Научная достоверность базируется на том, что исследования при написании диссертации проводились с помощью общенаучных методов познания, таких, как анализ и синтез, дедукция и индукция. Также использовались методы построения непротиворечивой теории, которые предполагают абстрагирование, наличие аксиом и допущений, отсутствие противоречий в выводах, необходимость и достаточность при обосновании причинно-следственных связей, а также нисхождение от абстрактного к конкретному. Кроме того, использовался классификационный метод, предполагающий индуктивное деление по отличительным признакам.

Практической базой исследования являются материалы газет «Коммерсантъ», «Ведомости», «Комсомольская правда», «Российская газета» и ряда других изданий.

Методологической основой диссертации стали научные работы по теории журналистики и публицистики, психологии творчества, юриспруденции таких ученых, как Е.Л. Вартанова, Э.П. Гаврилов, В.м'

Горохов, Я.Н. Засурский, В.Я. Ионас, Г.В. Лазутина, И.А. Панкеев, Е.П. Прохоров, А.Г Рихтер, А.П. Сергеев, A.A. Тертычный, B.JI. Энтин и других.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые со вступления в силу IV части Гражданского кодекса РФ объекты интеллектуальной собственности печатных СМИ систематизированы, дан ответ на вопрос о том, какие из них охраняются авторским правом, определено, какие из них являются интеллектуальной собственностью журналиста. При этом впервые большое внимание уделяется рассмотрению определения критериев творческого вклада, который вносит журналист в свое произведение.

Выявлены признаки, по которым можно определить наличие творческой составляющей в журналистском произведении. Даны рекомендации по правилам цитирования и перепечатки произведений одних печатных СМИ другими с точки зрения авторского права. Впервые в аспекте законодательства об интеллектуальной собственности рассматриваются трудовые взаимоотношения работодателя и журналиста. Новизной характеризуется вопрос влияния новых информационных технологий и конвергенции на работу журналиста в аспекте законодательства об интеллектуальной собственности.

Филологический аспект диссертации состоит в том, что в работе изучается структура журналистских текстов, суть журналистского творчества и сама система печатных средств массовой информации как та среда, которая претерпевает в последние годы значительные изменения, - с целью определить, какие журналистские произведения являются результатом творческой деятельности и объектами авторского права. Исследуются, в частности, аналитические и информационные жанры, такие как статья, комментарий, рецензия, новость, репортаж, интервью, а также многие другие.'

Также тексты, публикуемые в печатных СМИ, исследуются на предмет возможности их цитирования, заимствования или переработки что требует рассмотрения таких их структурных элементов, как заголовок, лид, бэкграунд.

Кроме того, материалы газет и журналов подвергаются контент-анализу с точки зрения соблюдения в них норм законодательства об

интеллектуальной собственности, исследуется своеобразие тех или иных газетных и журнальных жанров применительно к авторскому праву.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет систематизировать разрозненные знания в области авторского права в сфере печатных СМИ, объединить эти знания в единую систему.

Кроме того, в диссертации описан статус журналиста печатных СМИ как обладателя интеллектуальных прав на данные произведения; выявлено, являются ли они объектами авторского права; определены методики работы журналистов с учетом законодательства об интеллектуальной собственности в РФ.

Все это способствует углублению информированности журналистов о нормах авторского права при работе в газетах и журналах, дает юридические ориентиры в их профессиональной деятельности, понимание, какие результаты их труда принадлежат им, какие - работодателю. Также работа даст журналистам печатных СМИ представление о том, какие произведения защищены авторским и исключительными правами.

Также возможно использование материалов данной диссертации для пополнения теоретическим и практическим материалом курса авторского права, изучаемого студентами факультетов журналистики.

Материалы диссертации могут быть исполосованы для создания справочника для руководителей печатных СМИ, их владельцев и издателей, журналистов, преподавателей вузов, читающих курс лекций по авторскому праву в области СМИ. Возможно применение результатов проведенного исследования при разработке изменений и дополнений в действующее в России законодательство об интеллектуальной собственности.

Апробация материалов работы осуществлялась в ходе проводимого диссертантом в 2010-2011 учебном году спецкурса «Авторское право в печатных СМИ: судебная практика» для студентов факультета журналистики МГУ. Также на основе материалов диссертации в 2011 году диссертантом в соавторстве с профессором И.А. Панкеевым издана монография «Интеллектуальная собственность журналиста печатного СМИ».

Положения диссертации были опубликованы в научных журналах «Медиаскоп», «Меди@льманах», «Вестник МГУ» серия «Журналистика», а

также в ряде других изданий. В течение нескольких лет (2007-2011) автор диссертации выступал с докладами по ее теме на научных конференциях «Ломоносов», «Журналистика». Тезисы докладов были опубликованы в сборниках этих конференций.

Диссертационное исследование было обсуждено на кафедре истории и правового регулирования отечественных средств массовой информации факультета журналистики МГУ.

Практическая апробация результатов исследования также проходила во время работы автора диссертационного исследования журналистом в федеральных средствах массовой информации РФ.

Структура диссертации обусловлена ее целями и состоит из введения, четырех глав, разбитых на несколько параграфов каждая, заключения, библиографии и приложения.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность диссертационного исследования, определяются объект, предмет, цели и задачи проводимого исследования; приведены теоретическая и практическая значимость результатов исследования, проанализирована степень научной разработанности исследуемой проблемы, перечислены методологическая и теоретическая основы исследования. Также выявлена научная новизна работы, сформулированы выносимые на защиту положения, представлены сведения об апробации результатов диссертационного исследования.

Первая глава «Критерии творчества в авторском праве» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Подходы к определению критериев творчества» дан подробный анализ уже существующих точек зрения на то, что можно считать признаками творчества в произведении, в том числе журналистском.

Исследователями советского периода (М.В. Гордоном, H.A. Райгородским, В .И. Серебровским, В.Я. Ионасом) под творчеством понималась совокупность формальных признаков, наличие которых и давало бы возможность говорить о творческом вкладе автора в произведение. К юридически значимым структурным элементам произведения, наличие

которых позволяло бы говорить о творческой составляющей, относятся, с их точки зрения, система образов и язык произведения, в то время как его тема, сюжетное ядро и идейное содержание не являются важными для определения творческой составляющей1.'

Кроме того, не меньшее внимание уделяется таким понятиям, как новизна и самостоятельность произведения, то есть критерием творчества является не просто сам факт создания произведения, но и привнесение в него автором чего-то нового, оригинального, чего не существовало ранее.

Современные исследователи подходят к определению критериев творчества более широко и лояльно: на практике творческий характер всех созданных произведений презюмируется, предполагается имеющимся, пока не доказано иное.

Этой точки зрения придерживается Э.П. Гаврилов, который, комментируя статью 1228 IV части Гражданского кодекса, отмечает, что понятия "творческий труд" и "интеллектуальная деятельность" употребляются в данной статье как синонимы»2. Позднее эта точка зрения поддержана постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 года, в котором указывается, что «пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом»3. Из постановления, по нашему мнению, следует, что творческий вклад каждого предполагается изначально.

Во втором параграфе «Определение критериев творчества по форме и содержанию произведения» диссертантом обращается внимание на то, что в законодательстве до сих пор не дано четкого определения понятия творчества, что существенно затрудняет решение вопроса о том, является ли то или иное произведение в газете или журнале объектом авторского права.

1 Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М.: Издательство «Юридическая литература», 1963. С. 28 - 35.

2 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный) Часть четвертая / Э.П.Гаврилов, О.А.Городов, С.П.Гришаев [и др.] М.: ТК Велби Изд-во Проспект, 2007.

3 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 г. N 5/29 г. Москва «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета, 22 апреля 2009 г.

Причина этого в том, что право требует жестко очерченных рамок применения, точно определенных границы прав и обязанностей. Творчество же по самой своей сути не подпадает под какие-либо четкие нормативы, определения, шаблоны.

Кроме того, право требует четких, материально выраженных и зафиксированных доказательств чего-либо. В случае же с творчеством даже не совсем понятно, необходимо ли определять его наличие в уже созданном произведении, либо в процессе создания такого произведения, или выявлять способности к творчеству у субъекта, который его создает.

Именно поэтому в большинстве юридических работ суть творчества никогда не рассматривается подробно, его наличие лишь предполагалось необходимым. Однако в сфере журналистики для определения творческой составляющей в произведении имеется большая теоретическая и практическая база. И именно журналистика как наука дала ответы на многие вопросы, не разрешенные юридическими дисциплинами.

В частности, в диссертации анализируется структура журналистских произведений различных жанров, методику работы журналиста при их создании, в результате выявлены признаки, наличие которых позволяет говорить о творческом характере произведения применительно к авторскому праву. О нем можно говорить в том случае, если произведение состоит как минимум из трех смысловых единиц. При этом, поскольку они входят в состав одного произведения, они должны быть связаны между собой. Также хотя бы в одной из смысловых единиц должен присутствовать анализ описываемых событий, их оценка, установление причинно-следственных отношений между ними, прогноз развития этих событий в будущем.

Необходимо отметить, что подавляющее большинство материалов в периодической печати содержат эти критерии, потому являются объектами авторского права и подпадают по охрану закона. Редким исключением являются лишь новости-молнии из одного предложения, которые характерны для информационных агентств или сетевых изданий и крайне редко используются газетами и журналами в силу их аналитического, а не информационного характера.

Однако выявленные признаки творчества не снимают необходимость подробно анализировать произведения печатных СМИ, поскольку встает

вопрос не столько о том, являются ли они объектами интеллектуальной собственности (на этот вопрос в большинстве случаев можно ответить положительно), а о том, кому принадлежат права на них. Ведь в последнее время все чаще произведения создаются в соавторстве (журналистом и экспертом в какой-либо отрасли, несколькими журналистами), либо с использованием произведений третьих лиц (обзоры СМИ, коллажи, географические карт и ряд других произведений). Поэтому нами ставилась задача определить принадлежность авторских прав на такие произведения.

Вторая глава диссертации под названием «Произведения печатных СМИ как объекты авторского права» посвящена, в том числе, изучению вербальных и невербальных (графических) произведений периодической печати на предмет того, кому принадлежат авторские права на них в том случае, если они созданы несколькими людьми, или одним человеком с использованием результатов творческого труда других. Однако рассматриваются и иные произведения, которые интересны с точки зрения определения принадлежности авторских прав на них.

В первом параграфе «Вербальные объекты авторского права в периодической печати» среди прочих журналистских жанров рассматривается интервью, обзор СМИ, заглавия как наиболее проблемные при рассмотрении вопроса об авторском праве на них. В параграфе приводятся различные точки зрения на то, кому принадлежит авторство интервью - журналисту, интервьюируемому или им обоим.

Опираясь на необходимость учитывать наличие творческого вклада, который внес каждый из участников в интервью, а также на постановление пленума ВС РФ, в котором указывается, что «пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом», мы пришли к выводу, что авторами любого интервью являются и журналист, и интервьюируемый в равной степени. До тех пор, пока не доказано, что один из них выполнил не творческую, а техническую работу - в таком случае он теряет право считаться автором.

Также в результате исследования сделан вывод о том, что журналист является автором обзора СМИ несмотря на то, что он имеет дело с фактическим материалом, осмысленным и отраженным другими людьми Мы полагаем, что в случае, если в обзоре печати есть ссылки на имя автора

цитируемой или перепечатанной статьи и на издание, где она была первоначально напечатана, то никаких нарушений авторских и исключительных прав нет, и журналист является автором обзора.

Кроме того, в параграфе исследуется проблема авторства заголовков публикуемых в периодической печати произведений. Проведенные исследования показали, что выявленные в диссертации критерии творческого произведения нельзя применить к заголовку непосредственно, поскольку он по определению состоит из одной смысловой единицы. Однако в том случае, если эти критерии можно применить ко всему произведению, и заголовок является его неотъемлемой частью, то и он, по нашему мнению, тоже будет являться объектом авторского права.

Такой подход применим, конечно, в том случае, если заголовок неотделим от произведения. В случае же, если же он отделим и состоит из обиходных слов в их обычном смысле, то по сути своей является обычным информационным сообщением, которое не является объектом авторского права, может использоваться без разрешения автора и без упоминания его имени.

Во втором параграфе «Невербальные (графические) объекты авторского права в периодической печати» рассматриваются такие созданные журналистом в процессе его работы произведения, как фотографии, фотомонтажи, коллажи, диаграммы, а также созданные трудом многих сотрудников редакции шрифты, дизайн газеты и журнала с точки зрения того, являются ли они объектами авторского права. Вопрос о том, что является творчеством, в сфере фотографии ещё более спорен, чем в сфере литературного творчества.

Именно поэтому закон однозначно относит все фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, к объектами авторского права. И не предъявляет никаких специальных требований к данным произведениям, относя к объектам авторского права любые из них. Более спорным является вопрос об авторстве монтажей и коллажей, состоящих из нескольких элементов фотографий, рисунков - они довольно часто встречаются на первых полосах т.н. "жёлтой прессы".

Поскольку монтаж предполагает соединение нескольких изображений в одно, внесение в них изменений (объединение, выделение определенных элементов, дорисовывание и т. д.), то оно представляет собой объект авторского права, так как зачастую является оригинальным и для его создания необходимо творчество его автора. С другой стороны, монтаж способен серьезно нарушить права авторов фотоснимков и иллюстраций, вошедших в его состав, так как здесь прямым образом переделывается произведение.

Особенно это актуально с введением IV части ГК РФ, и сегодня под изменением произведения подразумевается изменение цветопередачи, кадрирование, изменение размера изображения, даже использование подписи к иллюстрации. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что журналист может считаться автором монтажа или коллаже только тогда, когда вносит творческий вклад в их создание и соблюдает права авторов фотографий (или иных иллюстраций), вошедших в их состав.

Третья глава «Элементы печатных СМИ, не являющиеся объектами авторского права» посвящена тем произведениям в периодической печати, на которые авторские права журналиста не распространяются. А также тем случаям, когда некоторые материалы печатных СМИ могут оставаться объектами авторского права, однако законодательство позволяет их свободное использование, то есть без разрешения авторов и правообладателей, но с обязательным упоминанием их имен или источника заимствования.

Традиционно считается, что не являются объектами авторского права сообщения о событиях и фактах, имеющих исключительно информационный характер.

В первом параграфе «Сообщения информационного характера» обращается внимание на то, что в этом случае авторским правом не защищены лишь сами приводимые в публикациях факты, цитаты, имена и т.д. В то время как простая перепечатка новости будет нарушением авторского права, т.к. закон охраняет форму произведения, и перепечатка новости вместе с ее внешней формой, в которой информация представлена, и интерпретацией новости, будет нарушением авторского права. Соответственно, само

информационное сообщение будет являться интеллектуальной собственностью написавшего ее журналиста

Во втором параграфе «Свободное использование произведений» исследованы проблемы цитирования в печатных СМИ, в частности допустимый объем такого цитирования. А также вопросы перепечатки журналистских материалов одних средства массовой информации другими. По мнению диссертанта, оправданным цитированием в печатных СМИ является приведение только тех цитат, в которых содержится информация ранее неизвестная, впервые обнародованная в первоисточнике. При этом содержание цитат должно соответствовать смыслу заголовка и лида материала, в котором они помещены, цитаты должны быть четко выделены в тексте.

Также мы полагаем, что для урегулирования вопроса свободной перепечатки материалов в интернете необходимо на законодательном уровне внести изменения в подпункт 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, указав в нем в качестве возможно источника цитирования сайты электронных СМИ, интернет-издания, а также разрешить воспроизводить в интернете материалы из газет и журналов. Это необходимо, поскольку в условиях бурного развития интернета именно на его просторах происходит основной объем обмена информацией между СМИ, при сегодняшнем состоянии законодательства -незаконного.

Третий параграф «Иные объекты печатных СМИ, не защищаемые авторским правом» посвящен объектам, которые в силу своей специфики должны пользоваться зашитой норм не IV части ГК РФ, а иных законодательных актов. В этом параграфе рассматривается, в частности, проблема охраны названий печатных СМИ. По нашему мнению, они должны охраняться, прежде всего, как товарные знаки и фирменные наименования, поскольку состоят из одного-двух слов и результатом творческой работы быть не могут.

Четвертая глава «Журналист периодической печати как субъект авторского права» посвящена взаимоотношениям редакции печатного СМИ и работающего в ней журналиста с точки зрения его прав на ту интеллектуальную собственность, которую он создает. Совершенствование технических средств работы журналиста (фотоаппаратов, видеокамер,

появление смартфонов с функцией фото- и видеозаписи) дало ему возможность совмещать функции пишущего репортера, фоторепортера и видеооператора, все большее значение стала иметь интеграция «информационных и коммуникационных технологических платформ (компьютеров, телевизоров, телефонов), а также передаваемых ими содержательных (информационных) продуктов»1.

Однако в большинстве случаев эти изменения не учитываются при использовании результатов труда работы журналистов: зачастую они оформляются на работу в качестве пишущих репортеров, однако используются и сделанные им фотографии, на сайте газеты размещаются созданные ими видеозаписи.

Поэтому первый параграф «Служебные и неслужебные произведения в печатных СМИ» посвящен вопросу определения тех критериев, согласно которым можно было бы отличить служебные произведения (выполненные в рамках выполнения служебных обязанностей, редакционного задания, права на использование которых принадлежат редакции) от неслужебных (права на использование которых принадлежат самому журналисту).

Служебными произведениями не являются все произведения, создание которых явно не предусмотрено в трудовом договоре журналиста. То есть если в договоре не указано, что журналист должен писать в редакции статьи на политическую тему, то все материалы (в том числе фотографии или видео), созданные на иную тему с помощью собственного оборудования журналиста, служебными не являются.

Поэтому в трудовом договоре необходимо как можно точнее прописать обязанности журналиста: тематику создаваемых им произведений и их формат (текстовой, фото или видео), возможность не только создания, но и редактирования произведений.

Также в параграфе говорится о том, что при принятии журналиста на работу необходимо заключать с ним не только трудовой, но и лицензионный договор на использование тех произведении, которые он создает. Так как первый по своей природе не создан для регулирования в сфере создания и распространения интеллектуальной собственности. Поэтому второй

1 Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран,- М.: Аспект-Пресс, 2003. - С. 330

параграф «Лицензионный договор в периодической печати» посвящен особенностям заключения таких договоров на результаты работы журналистов газет и журналов.

В заключении подведены основные итоги исследования, даны выводы и рекомендации по использованию полученных в диссертации результатов. В нем также отмечается, что в результате проведенного исследования подтверждена заявленная во введении гипотеза.

В библиографии содержится перечень использованных в работе учебников, монографий, диссертаций и их авторефератов, публикаций в СМИ, в том числе сетевых. Объем библиографического списка составляет более 200 наименований.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих опубликованных работах автора:

1. Тимофеев A.A. Определение критериев творчества в произведениях периодической печати // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика - 2010. - № 5. -1 п.л.

2. Тимофеев A.A. Цитирование новостей в печатных СМИ и интернет-изданиях: правовые аспекты // «Медиаскоп». М., 2012. -№1. - Режим доступа: http://mediascope.ru/node/1017. - 0,75 п.л.

3. Тимофеев A.A. Авторское право на интервью // «Медиаскоп». М., 2009. - №2. - Режим доступа: http:/Avww.mediascope.ru/node/373.- 0,5 п.л.

4. Тимофеев A.A. Текстовые объекты авторского права в периодической печати // Меди@льманах. - 2009. - № 1. - 0,75 п.л.

5. Панкеев И.А., Тимофеев A.A. Интеллектуальная собственность журналиста печатного СМИ. - М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2011. - 8,25 п.л. (личный вклад 6 пл.)

6. Тимофеев A.A. Авторские права на новостные сообщения в аспекте свободного распространения информации в обществе // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В, Ломоносова; Изд-во Моск. ун-та, 2011. -0,1 п.л.

7. Тимофеев A.A. Проблемы соавторства в периодической печати // Сборник материалов международной научной студенческой конференции «Ломоносов-2009», секция «Журналистика». - М.: МГУ им М. В. Ломоносова, 2009. - 0,1 п.л.

8. Тимофеев A.A. Критерии творчества в авторском праве // Сборник материалов международной научной студенческой конференции «Ломоносов-2008», секция «Журналистика». - М.: МГУ им М. В. Ломоносова, 2008. - 0,1 п.л.

9. Тимофеев A.A. Авторское право на интервью // Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В, Ломоносова; МедиаМир, 2009. - 0,1 п.л.

Общий объем научных публикаций - 9,65 п.л.

 

Текст диссертации на тему "Интеллектуальная собственность журналиста периодической печати"

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Факультет журналистики Кафедра истории и правового регулирования отечественных СМИ

04201356554

Тимофеев Алексей Анатольевич

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТА ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

Специальность 10.01.10 — журналистика

диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук И.А.Панкеев

Москва -2013

и

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................3

ГЛАВА 1. КРИТЕРИИ ТВОРЧЕСТВА В АВТОРСКОМ ПРАВЕ ......................15

1.1. Подходы к определению критериев творчества.........................17

1.2. Определение критериев творчества по форме и содержанию произведения..............................................................................30

ГЛАВА 2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ СМИ КАК ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА..........................................................................38

2.1. Вербальные объекты авторского права в периодической печати......38

2.2. Невербальные (графические) объекты авторского права в периодической печати.........................................................63

ГЛАВА 3. ЭЛЕМЕНТЫ ПЕЧАТНЫХ СМИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОБЪЕКТАМИ АВТОРСКОГО ПРАВА................................................................78

3.1. Сообщения информационного характера......................................78

3.2. Свободное использование произведений......................................86

3.3. Иные объекты печатных СМИ, не защищаемые авторским правом ... 103

ГЛАВА 4. ЖУРНАЛИСТ ПРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ КАК СУБЪЕКТ АВТОРСКОГО ПРАВА.......................................................................110

4.1. Служебные произведения в печатных СМИ................................. 110

4.2. Лицензионный договор в периодической печати...........................122

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................. 131

БИБЛИОГРАФИЯ..............................................................................139

ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................. 160

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования проблемы охраны интеллектуальной собственности в печатных СМИ заключается в том, что в XXI веке информационные потоки становятся все более интенсивными, все большее количество людей задействовано в процессе создания и распространения, получения и передачи информации, в том числе через газеты и журналы. Как следствие, появляется гораздо больше объектов авторского права, чем раньше, между субъектами возникают более сложные правовые взаимоотношения. Довольно узкая ранее сфера авторского права, которая охватывала небольшую часть общества, сегодня стремительно расширяется. В нее попадают представители все большего количества профессий, в том числе и журналисты.

Наряду с такими традиционными источниками информации как пресса, телевидение и радио, появился новый - интернет, который существенно изменил не только методы работы журналистов, но и повлиял на правовые основы их работы. Интернет дал журналистам не только способ оперативного обмена информацией, но также возможность моментально получать в свое распоряжение текст, фотографию, видео. А вместе с этой возможностью и соблазн использовать их в своей работе, публиковать на страницах газет и журналов, часто «забывая», что у текстов и фотографий есть авторы, обладающие исключительными и личными неимущественными правами на них.

В результате сложившегося положения дел редакции печатных изданий часто заимствуют материалы со страниц конкурирующих изданий, у информационных агентств, у фотографов или журналистов без их на то разрешения, без выплаты гонораров и даже без указания первоисточника. И правовая некомпетентность части журналистов в этой сфере приводит к судебным спорам между ними и правообладателями использованных

произведений, между конкурирующими изданиями, а также с теми, кто незаконно воспользовался их интеллектуальной собственностью.

Кроме того, актуальной исследуемую тему делает и проблема соавторства. Все чаще произведения создаются при участии не одного, а двух или нескольких лиц, например журналиста и эксперта в узкой области, и не всегда понятно, кто из них может считаться автором, а кто - нет. В результате права соавторов очень часто нарушаются. Особенно серьезные разногласия в этом плане могут вызвать такие жанры, как интервью, обзоры писем или прессы. То, что именно эти жанры, особенно первый, довольно часто встречаются на страницах газет и журналов, лишь усиливает актуальность рассматриваемого вопроса.

Исследование проблемы охраны интеллектуальной собственности в филологическом аспекте актуально еще и потому, что подавляющее большинство работ об интеллектуальной собственности в СМИ написаны юристами и часто непонятны людям без юридического образования, в том числе и для журналистов. В результате последние не читают юридическую литературу на эту тему или с трудом ее понимают, зачастую превратно.

С другой стороны, юристы, пишущие об интеллектуальной собственности в СМИ, разбираясь в правовой стороне вопроса, зачастую имеют слабое представление о практической стороне работы журналистов. И, как следствие, ими выдвигаются предложения и правовые нормы (которые иногда закреплены в законодательной форме), которые невозможно применять на практике.

Также обращается на себя внимание и то, что до сих пор не определены четкие критерии творчества в авторском праве. Как известно, наличие творческой составляющей является решающим фактором, который определяет, является ли то или иное произведение объектом авторского права. Однако до недавнего времени ни в одном законодательном акте не было указано, по каким же параметрам можно определить, создано

произведение творческим трудом автора или имела место лишь техническая работа.

Все это, по нашему мнению, говорит о том, что подробное

рассмотрение проблем интеллектуальной собственности применительно к

работе журналиста периодической печати крайне актуально.

Исследуя степень разработанности проблемы, необходимо отметить,

что вопрос интеллектуальной собственности журналиста печатных СМИ уже

рассматривался как в цивилистике советского, так и российского периода. В

1 2

частности, этому посвящены работы М.В. Гордона и В.И.Серебровского , которые в советский период времени в своих исследованиях достаточно подробно исследовали проблему творчества в авторском праве.

Поскольку точное понимание признаков творчества и умение отделить творческую работу от нетворческой имеет практическое значение, заложенные ими теоретические основы крайне важны применительно к теме диссертации. Ведь творческий вклад в создание произведения является одним из важнейших условий и оснований возникновения и защиты авторских прав и в советском законодательстве, и в законе об авторском праве 1993 года3, и в ныне действующей IV части Гражданского кодекса РФ4.

Особо стоит отметить два фундаментальных исследования по этой теме В.Я. Ионаса, который опубликовал в 1963 году работу «Критерий творчества в авторском праве и судебной практике» 5, а в 1972 - работу «Произведения творчества в гражданском праве»6.

1 Гордон М.В. Советское авторское право. М.: Юридическая литература, 1955. - 232 с.

2 Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. - Госюриз-дат, 1956. - 247 с.

3 Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993. № 5351-1 (Утратил силу).

4 Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая. От 18.12.2006. № 230-ФЭ. Вступил в силу 01.01.2008.

5 Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. - М.: Издательство «Юридическая литература», 1963. - 265 с.

6 Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. - М.: Издательство «Юридическая литература», 1972. - 240 с.

Отдельное исследование по рассматриваемой теме провел B.C. Чертков, результаты которого изложены в работе «Авторское право в периодической печати»1. Она вышла в свет в 1989 году, и содержит анализ рассматриваемого вопроса применительно к советскому авторскому праву.

В постсоветский период по проблеме авторского права была защищена кандидатская диссертация А.Р. Ермаковой, в 2002 году работа была опубликована отдельной книгой под заглавием «Право интеллектуальной собственности в сфере периодической печати»2.

По отдельным объектам авторского права публиковались исследования как в периодических научных изданиях, так и в учебниках, сборниках

л

научно-практических конференций. В частности, Э.П. Гавриловым , В.А. Мельниковым4, P.A. Мерзликиной5, A.B. Милициным6, И.А. Панкеевым7, В.В. Погуляевым8, Е.Е. Прониной9, Е.П. Прохоровым10, А.Г. Рихтером", O.A. Рузаковой12, А.П. Сергеевым13, И.Ю. Тулубьевой14, В.А. Хохловым1, B.J1. Энтиным2.

1 Чертков B.J1. Авторское право в периодической печати. - М. : Юрид. лит., 1989. - 144 с.

Ермакова А.Р. Право интеллектуальной собственности в сфере периодической печати. -СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. - 323 с.

3 Гаврилов Э.П. Авторское право на служебные произведения// Хозяйство и право. 1996. №12

4 Мельников В. Название произведения как возможный объект авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. №4.

5 Мерзликина Р., Юмашев А., Еще раз о творчестве как о признаке объектов авторского права. // ИС. Авторское право и смежные права. 2008. № 2.

6 Милиции А. Сущность результата творческой деятельности. // ИС. Авторское право и смежные права. 2008. № 2.

7 Панкеев И.А. Договор в авторском праве Российской Федерации. М., 2009. - 192 с.

8 Погуляев В. Проблемные вопросы, связанные с соавторством на произведения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. №7.

9 Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., Изд-во КДУ. 2006. - 368 с.

10 Прохоров Е.П. Правовые и этические нормы в журналистике - М.: Аспект Пресс, 2008. -232 с.

" Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. 2-е изд., перераб. М.: Издательство «ВК», 2009. - 352 с.

12 Рузакова O.A. Комментарий к части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации / O.A. Рузакова. - М.: Экзамен, 2007. - 766 с.

13 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - ТК Велби, Проспект, 2007. - 752 с

14 Погуляева В., Тулубьева И. Некоторые практические вопросы защиты прав фотографов. // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. №6.

Вместе с тем, несмотря на большое количество исследовательских работ по теме данной диссертации, нельзя сказать, что тема исследована в полной мере и должным образом. Во многих случаях исследования имеют общетеоретический характер, их авторы не применяют результаты проведенных исследований непосредственно к СМИ, и к периодической печати в частности. Это касается исследований по теме соавторства, творчества работников периодической прессы, других тем. Ряд произведений, вышедших в свет в XX веке, - М.В. Гордона, В.И. Серебровского, В.Я. Ионаса, B.C. Черткова - хотя и имеют большое фундаментальное значение, уже не соответствуют современным законодательству об авторском праве и рынку СМИ.

Кроме того, многие исследователи рассматривают авторское право в периодической печати с юридической точки зрения, не учитывая особенностей журналистских текстов и их жанров, способов создания. Также ни в одной работе не учитывались изменения сущности деятельности журналиста с учетом новых информационных технологий, бурное развитие которых произошло буквально за последние несколько лет.

Поэтому, по нашему мнению, на сегодняшний момент комплексное исследование объектов авторского права в периодической печати с учетом изменений российского законодательства в сфере интеллектуальной собственности и реалий работы журналистов отсутствует. Что делает необходимым вернуться к этой теме еще раз после того, как были опубликованы работы вышеперечисленных авторов.

1 Хохлов В.А. Авторское право: Законодательство, теория, практика. - М.: Издательский Дом «Городец», 2008. - 288 с.

2 Энтин В. Кто является автором интервью? // Профессия - журналист. 2000. № 3-4.

Объектом настоящего исследования являются произведения периодической печати в аспекте законодательства в области интеллектуальной собственности, а также журналист печатных СМИ как обладатель интеллектуальных прав на данные произведения.

Предмет исследования - практика использования журналистом произведений в печатных СМИ с точки зрения права интеллектуальной собственности.

Целью диссертационного исследования является проведение комплексного анализа журналистских произведений разливных жанров (интервью, новостей, обзоров СМИ и других), публикуемых в периодической печати, и определение, являются ли они объектами авторского права. А также определение того, какие публикуемые в печатных СМИ материалы являются интеллектуальной собственностью журналиста, а какие - нет.

Данная работа также должна помочь журналистам, редакторам и другим работникам СМИ сориентироваться в той новой правовой среде, которая возникла в России с начала 2008 года, когда вступила силу IV часть Гражданского кодекса РФ, которая регулирует отношения в сфере интеллектуальной собственности.

Цель исследования потребовала выдвижения следующих задач, решение которых необходимо в рамках данной диссертации:

изучение влияния новых информационных технологий и конвергенции СМИ на работу журналиста печатных СМИ с точки зрения законодательства об интеллектуальной собственности;

- определение этапов становления советского и российского авторского права с выявлением особенностей, касающихся печатных средств массовой информации;

- особенности работы средств массовой информации, в особенности печатных, в аспекте современного российского законодательства об интеллектуальной собственности;

- выявление особенностей правового регулирования, возникающих при создании, распространении и использовании произведений в печатных СМИ;

- выделение категорий объектов интеллектуальной собственности в периодических печатных изданиях России, и особенностей этих объектов на основании действующего законодательства об авторском праве;

- изучение российской судебной практики по искам о нарушении законодательства об интеллектуальной собственности;

- выявление основных проблем осуществления и защиты авторских прав журналистов на созданные ими произведения, а также на использование ими интеллектуальной собственности других лиц при создании своих собственных произведений;

- определение актуальной методики работы журналистов с учетом законодательства об интеллектуальной собственности в РФ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Все журналистские произведения в печатных СМИ необходимо считать результатом творческого труда и объектами авторского права до тех пор, пока не доказано обратное.

2. Признаками творческого характера журналистского произведения является наличие в нем как минимум трех смысловых единиц; при этом хотя бы в одной из них должен присутствовать анализ описываемых событий, их оценка, установление причинно-следственных отношений между ними, прогноз развития этих событий. Если все эти условия соблюдены, то текст является результатом творческого труда.

3. Авторами (соавторами) интервью являются и журналист, и интервьюируемый в равной степени до тех пор, пока не доказано отсутствие творческого вклада одного из них в созданное интервью. Журналист обладает авторскими правами на обзоры печати и обзоры писем.

4. Необходимо внести изменения в подпункт 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, указав в нем в качестве возможно источника цитирования «сетевые

издания» (сайты электронных СМИ, интернет-издания), а также разрешить воспроизводить в интернете материалы из газет и журналов. Это необходимо, поскольку в условиях бурного развития интернета именно на его просторах обмен информацией между СМИ происходит в наибольшем объеме, при сегодняшнем состоянии законодательства - незаконный.

5. Специфика работы журналиста требует при приеме его на работу заключения с ним не только трудового, но также лицензионного договора, поскольку трудовой договор не затрагивает вопросы использования объектов интеллектуальной собственности, что является основной работой журналиста.

Научная достоверность базируется на том, что исследования при написании диссертации проводились с помощью общенаучных методов познания, таких, как анализ и синтез, дедукция и индукция. Также использовались методы построения непротиворечивой теории, которые предполагают абстрагирование, наличие аксиом и допущений, отсутствие противоречий в выводах, необходимость и достаточность при обосновании причинно-следственных связей, а также нисхождение от абстрактного к конкретному. Кроме того, использовался классификационный метод, предполагающий индуктивное деление по отличительным признакам.

Практической базой исследования являются материалы газет «Коммерсантъ», «Ведомости», «Комсомольская правда», «Российская газета» и ряда других изданий.

Методологической основой диссертации стали научные работы по теории журналистики и публицистики, психологии творчест�