Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Музыкальная аллегория в хоровом творчестве С.И. Танеева

Терещенко, Владимир Петрович — Саратов, 2015

Полифония, как квинтэссенция творческих и научных интересов композитора, стала фундаментом его новаторских поисков. Апология полифонии была сознательно декларирована Танеевым как обращение к незыблемым универсальным принципам общеевропейского музыкального мышления, которые композитор намеренно реализовывал в стилевом поле русской национальной...

Музыкально-общественная и творческая деятельность М.Ф. Гнесина в Екатеринодаре

Аникиенко, Сергей Викторович — Ростов-на-Дону, 2015

Несмотря на довольно интенсивное исследование музыкальной культуры Кубани начала XX века, эта область по-прежнему изобилует лакунами. Поэтому сегодня становится особенно актуальным источниковедческое исследование творческой и педагогической деятельности в столице Кубанской области - Екатеринодаре - Михаила Фабиановича Гнесина...

Музыкально-фольклорные традиции мордвы Сибири

Шахов, Павел Сергеевич — Новосибирск, 2015

Мордва является самым многочисленным финно-угорским этносом, проживающим на территории России. Дисперсность - характерная черта расселения мордвы. Так, на территории Мордовии проживает только около 1/3 всей российской мордвы, остальное мордовское население живёт на территории Заволжья, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока. В начале XX века в...

Музыкальный фольклор в календарных обрядах русских старожилов Удмуртской Республики

Склярова, Евгения Анатольевна — Санкт-Петербург, 2015

Народно-песенные традиции многих русских сел исследуемой территории функционируют и по сей день. По сведениям старожилов, жанр хороводной песни бытовал здесь вплоть до 90-х годов XX века. Лирические песни до сих пор не утратили своей актуальности и составляют важную часть празднично-обрядовой жизни старообрядческого населения северных районов...

Народные инструменты в творчестве В.А. Гаврилина

Демидов, Андрей Михайлович — Ростов-на-Дону, 2015

Не менее интересны и разнообразны инструментальные сочинения В. А. Гаврилина, однако, эта область его творчества неизменно остается в тени исследовательского интереса. Хотя, отмечая в интервью значение инструментальной музыки, композитор говорил: «<...> Как многое понятно без слов — гораздо больше, чем мы привыкли думать. И это все вещи — наиболее...

Оркестровое письмо раннего Гайдна

Демидова, Анна Константиновна — Москва, 2015

Раннее симфоническое творчество Гайдна — область, чрезвычайно интересная в отношении эволюции его собственного композиторского стиля, жанра симфонии, наконец, истории оркестра. Рассмотрение собственно оркестрового письма раннего Гайдна дает возможность увидеть переход от раннеклассического к зрелому классическому оркестру в рамках одного...

Отражение мифоритуального универсума в операх "солнечного культа" Н.А. Римского-Корсакова

Фефелова, Анна Георгиевна — Казань, 2015

В сочинениях Римского-Корсакова национальный мифоритуапьный универсум получил уникальное по глубине воплощение. Особое место в его наследии занимают четыре оперы, отражающие ключевые точки славянского обрядового календаря -«Майская ночь», «Снегурочка», «Млада», «Ночь перед Рождеством». Сам Римский-Корсаков даже обращался к своему другу и биографу...

Песни тувинцев-тоджинцев

Тирон, Екатерина Леонидовна — Новосибирск, 2015

В качестве объекта исследования избрана песенная жанровая традиция тувинцев-тоджинцев. Народными исполнителями выделяются два песенных жанра, противопоставленных друг другу. Каждый из них определяется специальным термином - ыр и кожамык. Предметом исследования является соотношение данных жанров, установление сходств и различий между ними, иными...

Полифония в отечественной гитарной музыке

Гурьянова, Лариса Викторовна — Саратов, 2015

Жизнеспособность музыкальной полифонической традиции является неотъемлемым звеном в цепи диалектических процессов культуры Новейшего времени. Располагая богатейшим арсеналом средств для отображения целостной картины мира, полифония функционирует в качестве одной из важнейших форм современной языковой коммуникации. Заданная XX веком координата...

Поэтика фортепианного детского альбома в творчестве композиторов русского зарубежья

Шефова, Елена Александровна — Саратов, 2015

Поэтика фортепианных детских альбомов композиторов-эмигрантов базируется на фундаменте русской музыки и, в отличие, например, от советских циклов, оказывается более свободной, т.к. развивалась без цензуры и запретов, вне политического давления. Кроме того, художественная составляющая образа самого композитора в эмиграции представляется другой. В...

Претворение свадебного обрядового фольклора отечественными композиторами в хоровых сочинениях второй половины XX века

Шубина, Ольга Анатольевна — Саратов, 2015

Вторая половина XX века в истории нашей страны стала эпохой коренных изменений во всех сферах жизни. Преобразования произошли и в области отечественного современного музыкального искусства, которые отмечены значительным разнообразием интереснейших художественных явлений, связанных с возникновением различных творческих методов, оригинальными...

Русское фортепианное скерцо второй половины XIX века

Белаш, Елена Викторовна — Ростов-на-Дону, 2015

Фортепианное скерцо было генетически одним из первых инструментальных воплощений принципа моторики-игры в практике общественного музицирования. Автономные инструментальные жанры, формировавшиеся в эпоху «поздний Ренессанс - Барокко», а также «соната» как общее название всех инструментальных жанров в их отличии от вокальных («кантата»), в...

Системы поиска музыкальной информации

Мичков, Павел Александрович — Новосибирск, 2015

Музыковед, пытаясь вникнуть в суть исследуемой проблемы, стремится к максимальному выявлению источников по избранной тематике. В музыкальной информации нуждается и исполнитель, который заинтересован в ознакомлении с эталонными звукозаписями и нотными редакциями музыкального произведения. Вместе с тем, существует принципиальная разница, между...

Становление и развитие русской виолончельной школы в контексте европейской традиции

Гудимов, Дмитрий Борисович — Москва, 2015

Русское виолончельное искусство существует к настоящему времени более двух с половиной столетий - с тех пор, как в придворных и крепостных оркестрах в начале XVIII века появились первые музыканты, игравшие на инструментах виолончельного семейства...

Творческая деятельность С.Л. Доренского и традиции русской исполнительской школы

Перерва, Елена Ивановна — Москва, 2015

Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского занимает одно из лидирующих положений в системе не только российского, но и мирового музыкального образования. Ее открытие (1866г.) стало важным событием в истории становления отечественного исполнительского искусства...

Текстологические аспекты исследования камерно-вокального творчества В.А. Гаврилина

Козарова, Галина Сергеевна — Саратов, 2015

Однако ни одной работы, целиком посвященной текстологическому изучению наследия Гаврилина, до сих пор в литературе нет. Это объяснимо сложностью задачи: источники гаврилинских текстов распылены по разным архивохранилищам и частным собраниям. Кроме того, часть фондов не разобрана, а значит, доступ к ним исследователей пока закрыт или крайне...

Удмуртская музыкально-песенная традиция

Нуриева, Ирина Муртазовна — Москва, 2015

Удмурты, являющиеся автохтонным населением Волго-Камья, занимают в этом регионе самое северное положение по сравнению с остальными народами, что обусловило двойственный статус этноса. Последнее, в свою очередь, затрудняет определение удмуртской традиционной культуры в целом. Так, чувашский музыковед М. Г. Кондратьев рассматривает ее «и как южную...

Феномен жанра концерта для балалайки в творчестве отечественных композиторов рубежа XX - XXI столетий

Шаравин, Евгений Вадимович — Саратов, 2015

Исполнительство на инструментах русского народного оркестра в современном музыкальном пространстве представлено как академическое направление, что инициировало внимание с точки зрения научно-теоретического и практического осмысления. Небывалый всплеск популяризации балалайки в XX столетии вызвал немалый интерес композиторов к данному инструменту...

Фортепианные сонаты Карла Черни и их место в истории музыки

Куликов, Александр Евгеньевич — Москва, 2015

Представление о том, что композиторское наследие Карла Черни (17911857) сводится исключительно к жанру этюда, широко распространено в музыкальной среде. Как профессиональные музыканты, так и любители не знакомы с творчеством этого композитора во всей полноте. Помимо многочисленных этюдов, уже более ста лет составляющих один из краеугольных камней...

Фортепианные школы стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония)

Айзенштадт, Сергей Абрамович — Новосибирск, 2015

Бурное, ускоренное развитие национального фортепианного искусства в странах Дальнего Востока1 - в первую очередь в Китайской Народной Республике, Республике Корея и Японии, представляет собой одно из наиболее ярких и характерных явлений современной музыкальной жизни. Школы, сложившиеся в национальном пространстве названных стран, оказывают...