автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Ислам в системе национальной культуры вайнахов

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Керимов, Махмуд Магомедович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Грозный
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Ислам в системе национальной культуры вайнахов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Керимов, Махмуд Магомедович

I. Введение. 3

II. Глава 1. Распространение и утверждение ислама и арабо-мусульманской культуры среди вайнахских народов (VII-XVIII вв.).

§ 1. Распространение ислама среди вайнахов. 11

§ 2. Арабо-мусульманская культура вайнахских народов

VII-XVIII вв.). 41

III.

Глава 2. Ислам в системе национальной культуры вайнахов в XIX-XX в.в.

§ 1. Влияние ислама на духовную и материальную культуру вайнахов в XIX в.f. 71

§ 2. Ислам в системе этнической культуры вайнахских народов в XX в. 116

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Керимов, Махмуд Магомедович

Актуальность темы исследования. Глубокие преобразования всех сфер жизни, происходящие в нашем обществе с середины 80-х годов, привели к росту этнического, культурного и религиозного сознания народов, населяющих Россию. Происходит переоценка роли и значения религии, в том числе и ислама, в жизни общества. Ислам оказывал и в определенной мере продолжает оказывать влияние на религиозную ситуацию в стране, этнокультурные и этносоциальные процессы, межэтнические и идеологические конфликты, экономическое и политическое развитие, международные позиции и внешнюю политику России. (См.: 151,6).

В России мусульмане живут на Поволжье, Урале, в Сибири и на Северном Кавказе. Среди них и вайнахские народы - чеченцы, ингуши, аккинцы, а также бацбийцы и кистинцы (Ахметский район Республики Грузия).

Ислам - это не только религия, но также культура, цивилизация, образ жизни. Ислам - это «гигантская региональная цивилизация со своей культурой, политической традицией, апробированными историческим опытом поведенческими нормами. (158,36).

В общественно-политической, духовно-нравственной, семейно-бытовой сферах жизни вайнахов огромную роль играл и продолжает играть ислам. С принятием ислама происходила нравственно-культурная, мировоззренческая, духовная переориентация вайнахских народов. Этот сложный процесс происходил тем успешнее, чем лучше использовались народные обычаи, традиции, обряды, ритуалы.

Принятие ислама вайнахами явилось «глобальной сменой парадигмы в их мировоззрении и культуре». (167, 20). Ислам способствовал ликвидации духовно-культурной разобщенности множества родов, племен, сельских общин и формирования их в вайнахские народности. Он дал мощный духовно-нравственный импульс народным обычаям, традициям, этике, устному творчеству, этнической педагогике вайнахов.

Во всех крупных исторических событиях в жизни вайнахских народов - народно-освободительной борьбе под руководством имамов Мансура (1785-1791 гг.), Шамиля (1834-1859 гг.), в годы революции и гражданской войны (1917-1920 гг.), период депортации (1944-1957 гг.) и войны в Чечне (1994-1996 гг.) ислам играл огромную роль в качестве идейной и нравственной основы.

Не будет большим преувеличением, если мы констатируем, что в силу вышеназванных факторов ислам на конкретной исторической, социально-политической и духовно-культурной почве вайнахов принял форму народной религии. На протяжении длительного исторического периода времени ислам был для преобладающего большинства вайнахов и остается сейчас важнейшим инструментом объяснения мира, средством достижения внутриэтнического согласия и солидарности.

Новая религиозная система явилась качественным скачком в духовном развитии вайнахов. Именно поэтому она постепенно становится ведущим компонентом, ядром их культуры. Принятие ислама позволило вайна-хам освоить ценности богатейшей арабо-мусульманской культуры. В начале XX в. только в Чечне функционировали 180 мусульманских школ (хьуъжир - чеч.), в которых обучалось 2000 учащихся. В них не только обучали исламу, но и давали некоторые знания по математике, астрономии, географии, медицине, философии, логике и т.д. Благодаря знанию арабского и других языков Востока, арабской грамоты и основ наук, многие вайнахи получили возможность приобщаться к арабо-мусульманской культуре и через нее к культурным достижениям других народов мира.

С утверждением ислама и влияния мусульманского Востока вайнах-ские народы получили возможность общения и широкого идейно-культурного обмена с мусульманским миром. Этому способствовали их религиозные и культурные потребности, а также широко распространенное представление о желательности и даже необходимости посещения мусульманином религиозных и культурных центров Востока. В Чечне и Ингушетии важное значение придавалось и совершенствованию знаний в этих центрах.

Академик И.Ю.Крачковский писал: «Арабская литература на Северном Кавказе культивируется уже местными силами и в своей оболочке арабской письменности развивает даже самостоятельные черты». (138, 614).

Арабская письменность и арабский язык сыграли большую исторически положительную роль в становлении духовной культуры вайнахских народов. На основе арабской письменности возникла местная письменность - «аджамская», которая была создана путем приспособления арабской письменности с помощью дополнительных и подстрочных знаков к фонетическим особенностям местных языков. Аджамская письменность использовалась не только для переписки, но и для создания историко-философских, художественных и иных произведений на вайнахских языках. Арабский язык получил среди вайнахов значительное распространение. Он стал в Чечне и Ингушетии языком богослужения, науки, во многом поэзии, а также общения наиболее мусульмански образованной части населения.

Арабо-мусульманская культура, стоявшая несравненно выше местной культуры, была воспринята вайнахами и со временем стала органической частью их национальной культуры.

К сожалению, труды, созданные вайнахскими авторами на арабском языке, исчезли в связи с выселением в 1944 году и ликвидацией автономии Чечено-Ингушетии. В настоящее время идет энергичный поиск, в результате чего было найдено более 30 из этих работ. (164, 33).

В последнее время возрос интерес вайнахов к своей истории и культуре. Восстанавливаются и почитаются имена религиозных деятелей, глав суфийских братств, внесших большой вклад в развитие арабо-мусульманской культуры и истории вайнахов, издаются книги по истории и вероучению ислама.

Аппеляция к исламу, исламским духовным ценностям самых разных политических сил и рост влияния политического ислама стали привычными факторами общественной жизни вайнахов с середины 80-х годов XX в.

Ислам сумел сохранить себя в противоборстве с коммунистической системой, она не привела к замене коренных, фундаментальных исламских ценностных нормативов, на иные, подобные те, которые существуют в Европе и Северной Америке.

Цивилизационная константа ислама, в том числе и у вайнахских народов, не только обнаружила свою гибкость в плане приспособления к новациям, но также продемонстрировала способность подчинять их, приспосабливать к собственным социокультурным установкам.

Так, в Чеченской Республике Ичкерия ислам объявлен государственной религией, создан Верховный шариатский суд, действует основанный на шариате уголовный кодекс, хотя соответствующее ему уголовно-процессуальное законодательство пока еще не принято.

Все отмеченные выше факторы требуют своего глубокого изучения и переосмысления. Актуальность и необходимость изучения проблемы функционирования ислама в системе национальной культуры вайнахов обусловлено еще и тем, что эти сложные проблемы изучены в отечественном ис-ламоведении крайне недостаточно.

До недавнего времени они рассматривались упрощенно, в контексте атеистического воспитания населения, когда положительная роль ислама в системе национальной культуры вайнахов или отрицалась, или замалчивалась.

В нашей философской и религиоведческой литературе до сих пор нет ни одного монографического издания, посвященного проблемам взаимоотношения и взаимосвязи ислама и этнической культуры вайнахов на разных исторических этапах.

Все эти обстоятельства обусловили выбор диссертантом темы, многоплановость и исторические рамки рассматриваемых в диссертационном исследовании вопросов и проблем.

Степень разработанности проблемы. Общие проблемы возникновения, идеологии и культа ислама раскрыты в работах таких отечественных исследователей, как В.В.Бартольд (35;36), Е.А.Беляев (45;46), М.В.Вагабов (9; 58; 59; 60; 61; 62), Д.Е.Еремеев (100), Т.Изимбетов (104), Л.Н.Климович (139; 140), Г.М.Керимов (135), З.А.Ишмухамбетов (128), И.П.Петрушевский (188), М.Б.Пиотровский (189; 189 а), Т.С.Саидбаев (208) и др.

В отечественном исламоведении проделана определенная работа по анализу проблем возникновения, распространения, эволюции и современного состояния суфизма и мюридизма, как его северокавказской разновидности. Среди исследователей, в чьих трудах рассматриваются данные проблемы, можно назвать таких, как М.А.Абдуллаев (1; 2; 3; 4; 5; 6), А.В.Авксентьев (7), А.К.Аликберов (23), В.В.Бартольд (35;36), А.М.Баширов (37), Е.Беляев (45), Е.Э.Бертельс (42), Г.Р.Габуния (75; 76; 77; 78; 79), С.Н.Григорян (79), Г.М.Керимов (134), А.Крымский (146), А.Д.Кныш (142; 143), М.Р.Кур-банов, Г.М.Курбанов (147), М.Т.Степанянц (218), Н.А.Смирнов (216), А.В.Смирнов (217), Р.М.Магомедов (153), И.А.Макатов (156), А.Р.Рамазанов (194), П.Позднев (190), К.М.Ханбабаев (240; 241; 242; 243; 244; 245), А.М.Ха-лилов (247), А.Р.Шихсаидов (84; 262; 263; 264; 265) и др.

Проблемам происхождения, эволюции и современного состояния ислама, суфизма посвящены и ряд сборников статей отечественных религиоведов, историков, востоковедов. (17; 28; 96; 106; 107; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 130; 177; 178; 179; 183; 184; 186; 192; 195; 198; 250).

Проблемы распространения ислама, в том числе и суфизма, среди вайнахов, его эволюции и современного состояния, влияния ислама на культуру вайнахов рассматривается в трудах таких чеченских и ингушских исследователей, как А.Авторханов (8), В.Х.Акаев (14;15;16), И.Ю.Алироев

19; 20; 21), Ш.Б.Ахмадов (29), Я.З.Ахмадов (13, 30), А.Г.Ахриев (31), Б.Г.Га-бисов (74), В.Ю.Гадаев (80;81;82), Т.С. Магомадова (154;155), Х.Б.Мамлеев (160; 161), А.А.Манкиев (157), Д.Д.Межидов (164; 165; 166; 167), З.Д.Мугадиев (170), М.Б.Мужухоев (171; 172; 173), М.М.Мустафинов (174; 175; 176), Х.Ошаев (185), И.М.Саидов (202), А.А.Саламов (203), С.Ц,Умаров (233; 234; 235; 236; 237), Х.А.Хизриев (248; 249), М.О.Цицкиева (252), А.И.Шамилев (256; 257), А.Д.Яндаров (269; 270; 271; 272; 273) и др.

Эти же проблемы раскрываются и в ряде сборников статей, изданных чечено-ингушскими исследователями. (25; 26; 73; 105; 196; 210; 211; 212; 246; 253; 254; 259).

В диссертационном исследовании использованы труды таких зарубежных авторов, как А.Беннигсен (39;40;41), Ф.Боденштедт (54), С.Э.Уим-буш (41), Г.Гемер (89) и др. (22;219;231;274), в чьих работах рассматриваются те или иные проблемы истории и верований народов Северного Кавказа, в том числе и вайнахских народов.

Основными источниками по данной теме являются идейные источники ислама, труды мусульманских авторов, посвященные разработке проблем ислама, суфизма. Среди них, в первую очередь, можно назвать Коран (137), работы известных дагестанских и вайнахских деятелей ислама, таких как Мансур (39, 65-68), Мухаммад ал-Яраги (10), Джамалутдин ал-Гумуки (11), Шамиль (181), Мухаммад ал-Карахи (131), Кунта-Хаджи (223), а также мусульманских авторов из вайнахов - М.Котиева (169), Г.-М.Горчханова (228), Горца (225; 226; 227; 229; 230) и др.

Основные цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе логико-теоретического и сравнительно-исторического методов научного анализа раскрыть роль и значение мусульманской религии в системе национальной культуры вайнахов. Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие задачи:

- раскрыть пути, методы и основные этапы распространения ислама среди вайнахов;

- анализировать основные формы бытования и эволюции ислама среди вайнахов;

- определить характер и формы влияния ислама на социально-культурную и духовную жизнь вайнахов;

- рассмотреть взаимосвязь духовной культуры вайнахов с суфизмом;

- показать противоречивый характер формирования и развития исламской культуры вайнахов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- проанализирована взаимосвязь различных форм материальной и духовной культуры с религией, в том числе и с исламом:

- раскрываются пути, методы и основные этапы распространения ислама среди вайнахов;

- выявляются характер, формы и специфика взаимосвязи и взаимодействия ислама и культуры вайнахов на различных исторических этапах;

- исследованы формы влияния суфизма на духовную этнокультуру вайнахов;

- определены генезис, эволюция и содержание исламской культуры вайнахов;

- раскрываются специфика, место и социальная роль этой культуры в системе этнической культуры вайнахов;

- введены в научный оборот материалы ряда новых источников.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что научные выводы и обобщения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по проблемам истории, современного состояния идеологии и культуры ислама, в последующих научно-теоретических комплексных исследованиях этнической культуры, отношения к ней ислама; для разработки новых нетрадиционных способов решения проблемных вопросов этнокуль-туры вайнахов; в процессе преподавания курсов «Религиоведения» и

Культурология» в высших и средних учебных заведениях; в разработке и чтении специальных курсов по традиционному и современному исламу.

Структура работы обусловлена целью исследования и построена по проблемному принципу. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объем диссертационного исследования составляет 174 страницы машинописного текста, из них 19 страниц библиографии, включающей 274 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Ислам в системе национальной культуры вайнахов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Возникнув в начале VII в. ислам превратился в мировую монотеистическую религию, последователи которой проживают и на Северном Кавказе. Начало распространения ислама среди вайнахских народов относится ко второй половине VII в. в результате военных походов арабов на Дербент, их войн с хазарами. Среди вайнахских народов ислам распространяли арабы, монголо-татары, миссионеры с Северного Кавказа, особенно из Дагестана. Мусульманские общества Дагестана, всегда находившиеся в культурном и политическом взаимодействии с нахскими народами, сыграли большую роль в исламизации чеченцев и ингушей.

С завоеванием Тимуром (конец XIV - начало XV вв.) нахских народов завершился процесс насильственной исламизации значительной их части. Дальнейшее распространение ислама среди этих народов происходило, в основном, мирными методами при помощи внутренних сил, через местное мусульманское духовенство и правителей. Если жители равнины уже к XVII в. в основном все были мусульманами, то процесс проникновения ислама в горных районах Чечни и Ингушетии затянулся вплоть до конца XIX в. Чеченцы приняли ислам раньше, чем ингуши.

Новая религия принесла вайнахам возможность ознакомиться и с богатой арабо-мусульманской культурой, под чьим плодотворным влиянием и развивалась этническая культура вайнахских народов.

Ислам способствовал созданию у них обширной сети духовных школ, в которых, наряду с изучением идеологии ислама, изучались математика, логика, география, астрономия, этика, риторика, каллиграфия. Постепенно среди них появились богословы, поэты, мусульмански образованные люди. Выполняя культуротранслирующую функцию, ислам способствовал развитию у вайнахских народов письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивал сохранение и развитие ценностей арабо-мусульманской культуры, осуществлял передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

В исламскую культуру вайнахов вошли не только вероучительные источники ислама, мусульманское богословие, элементы мусульманского культа, но и те явления из области философии, морали, искусства, которые исторически вовлеклись в религиозно-духовную и культовую деятельность вайнахов, в их мечетскую жизнь.

В нахских языках сильно влияние арабизмов, иранизмов, тюркизмов в сферах религиозной, общественно-политической и морально-этической терминологии. После принятия ислама среди вайнахских народов распространилась и заимствованная арабская ономастика, часто связанная с ис

U с» ламскои религиознои традициеи.

Огромное воздействие на социально-политическую и духовно-культурную жизнь вайнахов оказал и продолжает оказывать суфизм накшбан-дийского и кадирийского тарикатов. Накшбандийский тарикат распространялся среди вайнахов с конца XVIII в., а кадирийский - с начала 60-х годов XIX в.

Ислам с его интегрирующей функцией стал мощным объединительным и мобилизирующим фактором в народно-освободительной борьбе горцев Северо-Восточного Кавказа под руководством шейха Мансура (1785-1791 гг.), Гази-Мухаммада (1828-1832 гг.), Гамзат-Бека (1832-1834 гг.), Шамиля (1834-1859 гг.).

Талантливыми государственными и военными руководителями в эти годы были вайнахи: шейх Мансур, Шуаип-мулла Мичиковский, Уллубей-Ауховский, Талгих, Джават-хан Шатоевский, Алдым Аккинский, Байсангур Беноевский, Юсуф-Хаджи Сафаров, Дуба, Саадулла, Атабай и др.

В имамате Шамиля проводилась большая законотворческая деятельность. Были приняты 13 низамов, которые регулировали государственные, земельные, гражданские, семейно-брачные, наследственные и другие стороны жизни горцев.

После поражения горцев среди вайнахов широкое распространение получил кадирийский тарикат суфизма. Первым мюршидом нового тариката стал Кунта-Хаджи Кишиев из Илсхан-Юрта, который успешно приспособил кадирийский тарикат к традициям, обычаям, духовным представлениям вайнахских народов. Религиозно-нравственные поучения шейха о недопустимости вражды и установлении братского единства среди мусульман возымели благотворное воздействие на уставших от войны и жестокости горцев.

В начале XX в. усилилось противостояние между консервативными и модернистскими течениями в мусульманской религиозной мысли Чечни и Ингушетии.

В начале революции 1917 г. у вайнахских народов насчитывалось 2675 мечетей, 140 духовных школ, 859 мулл и 38 шейхов, свыше 20 мю-ридских общин. Зажиточная часть мусульманского духовенства активно участвовала в вооруженной борьбе против новой власти в ходе революции 1917 г. и гражданской войны. Учитывая высокий уровень религиозности вайнахских народов, новая власть до середины 20-х годов сохранила в Чечне и Ингушетии деятельность шариатских судов.

Со второй половины 20-х годов под руководством партийных и советских органов начали проводить широкомасштабную антирелигиозную работу. Активные деятели мусульманской религии подверглись репрессиям, насильно закрывались мечети, духовные учебные заведения, святые места.

В годы депортации чеченцев и ингушей в 1944-1957 гг. были уничтожены многие памятники исламской материальной и духовной культуры вайнахов.

После восстановления автономии Чечно-Ингушетии и возвращения из Средней Азии и Казахстана у чеченцев и ингушей постепенно налаживалась и религиозная жизнь. К 1986 г. было открыто 17 мечетей, действовали десятки суфийских общин.

Возрождение ислама началось со второй половины 80-х годов. В результате распада единого Духовного управления мусульман Северного Кавказа и Дагестана (центр - г. Махачкала), были созданы самостоятельные Духовные управления мусульман Чеченской Республики Ичкерия и Республики Ингушетия.

Сейчас почти в каждом населенном пункте вайнахов действует или ведется строительство мечетей. Открылись десятки религиозных школ, в которых изучаются Коран и шариат. Началось массовое паломничество верующих в Мекку. Издается массовыми тиражами различная переводная и местная исламская литература, издаются исламские газеты - «Исламан з1аьнарш» - «Зари Ислама» на чеченском языке, «Исламский порядок» на русском языке и др. В Грозном создан Исламский Университет, где догматике, этике и культу ислама обучаются сотни юношей. В исламских религиозных центрах стран Ближнего и Среднего Востока обучаются сотни человек из Чечни и Ингушетии, тем самым восстанавливаются разорванные за годы Советской власти религиозно-культурные связи с этими странами. Кстати, в качестве преподавателей в Исламском Университете Чеченской Республики работают специалисты из Иордании, Сирии, Египта. Традиционный ислам в современной Чечне и Ингушетии приобретает интеллектуальный фон, потому что молодежь, обучающаяся в местных и зарубежных исламских вузах, изучающая арабский язык, Коран, исламское вероучение, шариат, приобщается к мусульманским духовным ценностям.

С конца 80-х годов идет широкая реисламизация вайнахских народов. Исламская пропаганда ведется в Чечне и Ингушетии по республиканским радио, телевидению, печати. Религиозная обрядность, этика и догматика ислама активно внедряются в сознание и быт населения этих республик. Наблюдается рост религиозного сознания во всех социальных и возрастных группах населения. Религиозное сознание выступает как важнейший компонент этнической социо-культурной идентификации вайнахов. Это обусловлено также сложностью переживаемого обществом переходного периода с его политической, социальной нестабильностью, духовно-нравственной деградацией. В современной Чечне и Ингушетии проживают мюриды - последователи более тридцати вирдовых братств, относящихся к накшбандийскому и кадирийскому тарикатам.

С начала 90-х годов в Чеченской Республике начались разногласия между вирдовыми братствами. Представители кадирийского тариката поддержали в политической борьбе Президента Чеченской Республики Ичкерия Джохара Дудаева, а оппозицию, в свою очередь, поддержали представители накшбандийского тариката.

В ходе войны в Чечне в 1994-1996 гг. в республике широкое распространение получил ваххабизм - фундаменталистское течение в исламе, активными сторонниками которого являются полевые командиры во главе с гражданином Иордании Хаттабом. В республике создана фундаменталистская партия «Исламан низам» («Исламский порядок») во главе с Мовлади Удуговым.

На наш взгляд, сложные процессы политизации ислама в современной Чечне и Ингушетии требуют своего специального исследования. За рамками нашего исследования также остались проблемы внедрения в современной Чечне шариатского законодательства, пути, формы и методы реализации объявленного в Конституции ЧРИ положения об исламизации общественной и личной жизни граждан.

 

Список научной литературыКеримов, Махмуд Магомедович, диссертация по теме "Философия религии"

1. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественной мысли народов Дагестана в X1. в. -М.: Наука, 1968. - 336 с.

2. Абдуллаев М.А. Некоторые вопросы теологии ислама. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973. - 142 с.

3. Абдуллаев М.А. Важный источник средневекового суфизма//Абдул-лаев М.А. Из культурно-философского наследия Дагестана. 4.1. Махачкала: Юпитер, 1994. - 26-41 с.

4. Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. - 176 с.

5. Абдуллаев М.А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX в.-М.: Наука, 1987. 327 с.

6. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана. ( С древнейших времен до присоединения Дагестана к России). Махачкала: Юпитер, 1993. - 352 с.

7. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь: Ставропольское книгоиздательство, 1973. - 168 с.

8. Авторханов А. Убийство чечено-ингушского народа. М.: Вся Москва, 1991. - 127 с.

9. Авшалумова Л.Х., Вагабов М.В. История религии. Курс лекций. Махачкала: ДГУ, 1996. - 273 с.

10. Агаев А.Г. Мухаммад Ярагский. Мусульманский философ. Духовный вождь дагестанского освободительного движения XIX в. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996. - 216 с.

11. Адабуль-Марзия. (Правила достодолжных приличий). Сочинение шейха Джамалутдина Казикумухского//Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ). Вып. II. - Тифлис, 1869. - 1-21 с.

12. Адаты жителей кумыкской плоскости//Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ). Вып.6. - Тифлис, 1872. - 2-24 с.

13. Акаев В.Х. Суфизм и мюридизм: методологический анализ их взаимо-отношений//Проблемы атеистического воспитания в вузах Северного Кавказа. Межвузовский научно-тематический сборник. Махачкала: ДГУ, 1989. - 105- 117 с.

14. Акаев В.Х., Аслаханов JI.A. Ислам в культурно-историческом процессе// Из истории ислама в Чечено-Ингушетии.-Грозный, 1992. 107-118 с.

15. Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: Жизнь и учение. Грозный: НИИГН ЧР, 1994. - 128 с.

16. Актуальные проблемы критики религии и формирования атеистического мировоззрения. Межвузовский научно-тематический сборник. -Махачкала: ДГУ, 1982.- 161 с.

17. Алексеев М.Е., Шейхов Э.М. Лезгинский язык. М.: Academia, 1997. -136 с.

18. Алироев И.Ю. Этимологические заметки по верованиям чеченцев и ингушейУ/Археолого-этнографический сборник. Т.З. - Грозный, 1969. -57-74 с.

19. Алироев И.Ю. Нахские языки и культуры. Грозный; Чеч.-Ингуш. книгоиздат., 1978. - 142 с.

20. Алироев И.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. Грозный: РНК Ичкерия, 1994. -208 с.

21. Algar Н. The Nagshbandi order: a preliminary surey of its history and sighificance. Stl., 1976. - 125-152 p.

22. Аликберов A.K. "Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик" Мухаммада ад-Дарбанди как памятник мусульманской историографии (конец V/XI в.).- Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. СПБ., 1991. - 16 с.

23. Алкадари Г. Асари Дагестан (Исторические сведения о Дагестане). Составитель М.Гасанов. - Махачкала: Фонд «Тарих», 1994. - 223 с.

24. Археолого-этнографический сборник. Т.З. - Грозный, 1969. - 173 с.

25. Археология и вопросы атеизма. Грозный, 1977. - 141 с.

26. Аслаханов JI.A. Ислам и адат//Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. Грозный: НИИГН ЧР, 1992. - 84-94 с.

27. Атеизм и религия в современной идеологической борьбе. Межвузовский научно-тематический сборник. Махачкала: ДГУ, 1988. - 143 с.

28. Ахмадов Ш.Б. Имам Мансур. Грозный: Книга, 1991. - 115 с.

29. Ахмадов Я. Имамат Шамиля государство горцев Чечни и Дагеста-на//Чеченцы: история и современность. Составитель и общий редактор Ю.А.Айдаев. - М.: Мир дому твоему, 1996. - 177-184 с.

30. Ахриев П.Г. О некоторых вопросах истории движения кавказских горцев в первой половине XIX в. //Ученые записки Дагестанского филиала АН СССР. Т.2. - Махачкала, 1957. - 72-81 с.

31. Ацамба Ф.М., Надирадзе JI.H. Развитие феодализма в Арабском Хали-фате//Историография стран Востока. М.: Наука, 1977. - 241-257 с.

32. АшировН. Эволюция ислама в СССР. -М.: Политиздат, 1972.-152 с.

33. Бакиханов А.К. Гюлистан и Ирам. Баку.: Элм, 1991.-304 с.

34. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.: Изд-во МГТУ, 1992. - 144 с.

35. Бартольд В.В. Сочинения. Т.6. - М., Наука, 1966. - 627 с.

36. Баширов A.M. Идеологические, философские аспекты суфизма в освещении английского востоковедения (конец XIX начало XX вв.). -Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Баку, 1981. - 18 с.

37. Баязитов Д. Отношение ислама к науке и иноверцам. СПб., 1887. — 94 с.

38. Беннигсен А. Народное движение на Кавказе в XVIII в. («Священная война» Шейха Мансура (1785-1791 гг.)). Малоизвестный период и соперничество в русско-турецких отношениях). Махачкала: Фонд «Та-рих», 1994. - 80 с. - Перевод с англ.

39. Bennigsen A. Lemercier Quelguegay Ch. Islam in the Soviet Union, -L., 1967. - 157 p.

40. Bennigsen A., Wimbush S. E. Mustics and Commissars. Sufism in the Soviet Union. Los Angeles, 1985. - 216 p.

41. Бердяев H.A. Философия неравенства. M.; 1994. - 341 с.

42. Бердяев H.A. Кризис искусства. М., 1918. - 158 с.

43. Беленицкий A.M., Бентович И.Б., Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. Л., 1973. - 196 с.

44. Беляев Е.А. Мусульманское сектанство. М.: Наука, 1957.- 143 с.

45. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский Халифат в раннее средневековье. М.: Наука, 1966. - 280 с.

46. Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Вып. I (1578-1613 гг.)М., 1889. - 621 с.

47. Берже А.П. Чечня и чеченцы. Грозный, 1992. - 86 с.

48. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. М.: Наука, 1965. - 524 с.

49. Библиографическая заметка//Секты. Вып. 1,- Тифлис, 1866. - 21-36 с.

50. Блиев М.М., ДегоевВ.В. Кавказская война. М., 1997. - 836 с.

51. Большая Советская энциклопедия. Т.17. - М., 1974.-621 с.

52. Большаков О.Г. Ислам запрещает//Наука и религия. 1967. - №5. -16-23 с.

53. Боденштедт Ф. Народы Кавказа и их освободительные войны против русских. Махачкала: Фонд Шамиля, 1996. - 40 с. Пер. с немецкого.

54. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Ч. 2. - М., 1823. - 465 с.

55. Бутков П. Материалы для новой истории Кавказа. 4.1. СПб, 1869. — 379 с.

56. Бушуев С.К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. М., 1939. - 147 с.

57. Вагабов М.В. Ислам и женщина. М.: Мысль, 1968. - 230 с.

58. Вагабов М.В. Ислам и семья. М.: Мысль, 1980.-218 с.

59. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам и вопросы атеистического воспитания. М.: Высшая школа, 1988. - 272 с.

60. Вагабов М.В. Ислам, женщина, семья. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994.-192 с.

61. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Основы мусульманского семейного права. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997. - 104 с.

62. Вагабов Н.М. Мусульманский конфессионализм в прошлом и настоящем. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1985. - 96 с.

63. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//Избранные произведения. М., 1990. - 54-91 с.

64. Вейнмарн Б.В. Проблема изобразительности в искусстве феодального Востока//Искусство. 1968. - №5. - 58-64 с.

65. Вейнмарн Б., Каптерева Т., Подольский А. Искусство арабских народов. М.: Искусство, 1960. - 164 с.

66. Вейнмарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана. М.: Искусство, 1974.-217 с.

67. Взгляд на ислам. М., 1993. - 81 с. Пер. с арабского.

68. Виноградов В.Б., Межидов Д.Д., Успаев Г.И. Религиозные верования в дореволюционной Чечено-Ингушетии. Грозный: ЧИТУ, 1981.-111 с.

69. Вишневский А. Как это делалось в Средней Азии. О политике коммунистов Туркестана и Бухарской НСР в отношении религии//Наука и религия. 1990. - №2. - 36-44 с.

70. Волконский Н.А. Война на Восточном Кавказе//Кавказский сборник.-Т.10. Тифлис, 1886.-281 с.

71. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII начале XX вв. - М.: Наука, 1974. - 156 с.

72. Вопросы истории классообразования и социальных движений в дореволюционной Чечено-Ингушетии (XVI нач. XX вв.). - Грозный; ЧИИНСФ, 1980. - 123 с.

73. Габисов Б.Г. Чеченцы и ингуши (проблемы происхождения). Грозный, 1991. - 112 с.

74. Габуния Г.Р. К вопросу формирования теоретических основ суфизма// Проблемы философии и социологии. Научные труды кафедры философии. Вып. 2. - Махачкала: ДГУ, 1969. - 36-44 с.

75. Габуния Г.Р. Учение суфиев о бытие//Сборник аспирантских работ. Общественные науки. Махачкала: ДГУ, 1970. - 27-36 с.

76. Габуния Г.Р. Критика религиозно-философской концепции суфизма. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. Махачкала: ДГУ, 1971. - 17 с.

77. Габуния Г.Р. Социальная сущность суфизма//Актуальные проблемы критики религии и формирования атеистического мировоззрения. -Махачкала: ДГУ, 1982. 27-35 с.

78. Габуния Г.Р. Критика суфизма важная сторона преодоления мусульманской идеологии//Атеизм и религия в современной идеологической борьбе. - Межвузовский научно-тематический сборник. - Махачкала: ДГУ, 1988. - 110-119 с.

79. Гадаев В.Ю. За частоколом мюридских проповедей. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1987. - 56 с.

80. Гадаев В.Ю., Гапуров Т.А. Фальсификатооры от ислама (Критика буржуазно-клерикальной фальсификации положения ислама и мусульман на Северном Кавказе). Грозный, 1988. - 39 с.

81. Гадаев В.Ю. Мюридские общины на территории ЧИАССР//Религи-озные секты на территории ЧИАССР и актуальные проблемы атеистического воспитания. Грозный, ЧИИИСФ, 1987. - 5-19 с.

82. Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле. Махачкала: Юпитер, 1995.-149 с.

83. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. Махачкала: ДНЦ РАН, 1996. -450 с.

84. Гайдаров Р.Н. Лексика лезгинского языка. Махачкала: Дагкнигоиздат,1966.-132 с.

85. Ал-Газали А.Х. Воскрешение наук о вере. М.: Наука, 1990. 212 с. Пер. с араб.

86. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: Наука, 1996. - 447 с.

87. Генко А. Из культурного прошлого ингушей//3аписки общества востоковедов. Т.5. - Л., 1931. - 740-756 с.

88. Гемер М. Шамиль правитель государства и его дипломатия. Статьи. - Махачкала: Фонд Шамиля, 1997.- 106 с. Пер. с англ.

89. Говорит ли Святой Коран о чеченцах? Главы из книги Дени Баксана "След сатаны на тайных тропах истории'7/Исламский порядок. Орган союза политических сил "Islaman nizam". № 3-5. - 1997. (г. Грозный).

90. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1966. - 352 с.

91. Грозненский рабочий. 15 марта. 1987.

92. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (600 1258). - М.: Наука, 1986.-215 с.

93. Гумилев A.M. Древняя Русь и Великая степь.-М.: Наука, 1992-312 с.

94. Давид Р. Основные правовые системы современности. М.: Наука,1967.-216 с.

95. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х гг. XIX в. Сборник документов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959. - 670 с.

96. Джанашвили М.Г. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России. Поэма Алгузиани. Тбилиси, 1897. - 131 с.

97. Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. -Т.1. Кн. 1. Кавказ. - СПб, 1871. - 486 с.

98. Еникеева Т.Х. К вопросу о влиянии ислама на изобразительное искусство средневекового Ирана//Сообщения Государственного музея искусства народов Востока (ГМИНВ). Вып. 2. М., 1969. - 117-131 с.

99. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990. - 288 с.

100. Журавский А.В. Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога. М.: Наука. - 128 с.

101. Закс А.Б. Северо-Кавказская историко-бытовая экспедиция исторического музея. -Т.15. М., 1941. - 58-86 с.

102. Ибрагибейли X. М. Кавказ в Крымской войне 1853-1856 гг. - М.: Политиздат, 1971. - 210 с.

103. Изимбетов Т. Генезис и эволюция ислама. Нукус, 1985.- 139 с.

104. Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. Грозный; НИИГН ЧР, 1992. - 120 с.

105. Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Сборник статей. Махачкала: ДАГ ФАН, ИИЯЛ, 1988. - 124 с.

106. Ислам в СССР. Особенности процесса секуляризации в республиках Советского Востока. М.: Мысль, 1983. - 173 с.

107. Исаев А. Печатная книга в Дагестане. Махачкала: ДАГ ФАН, 1989.215 с.

108. Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х начало 80-х годов XIX в.). - М.: Наука, 1986.-279 с.

109. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сборник статей. М.: Наука, 1985.-280 с.

110. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. Сборник статей. М.: Наука, 1986.-236 с.

111. Ислам и проблемы межцивилизационного взаимодействия. М., Наука, 1992.-216 с.

112. Ислам и политическая борьба в странах СНГ. М., Ладомир, 1992. — 161 с.

113. Ислам: историографические очерки. М.: Наука, 1991. - 228 с.

114. Ислам в России и Средней Азии/Сборник статей под ред. И.Ермакова и Д.Микульского. М., 1993. - 191 с.

115. Ислам в Дагестане. Межвузовский сборник научно-тематических статей. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1994. - 118 с.

116. Исламские страны и регионы. История и современность. М.: Наука, 1994.-184 с.

117. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука. 1991. - 315 с.

118. Ислам. Краткий словарь. 2-е издание дополненное. М.: Наука. 1986.139 с.

119. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Наука, 1988. - 612 с.

120. История народов Северного Кавказа (конец XVIII 1917 г.). - М.: Наука, 1988. - 659 с.

121. История стран Азии и Африки в средние века. М.: Наука, 1968. — 310 с.

122. Историко-экономический очерк ЧАО. Грозный, 1930. - 114 с.

123. Историография стран Востока: Проблемы социально-экономической истории феодализма в странах Востока. -М., МГУ, 1969. 291 с.

124. Исламский порядок. Орган союза политических сил. «Islaman nizam» (г. Грозный).

125. Ипполитов А.П. Этнографические очерки Аргунского округа//ССКГ. -Вып.1. Раздел 3. Тифлис, 1868. - 1-52 с.

126. Ипполитов А.П. Учение «зикр» и его последователи в Чечне и Аргунском округе//ССКГ. Вып. II. Раздел 2. - Тифлис, 1869.-1-17 с.

127. Ишмухамбетов З.А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии. (Исторические очерки). Казань: Татарское книгоиздательство, 1979. -224 с.

128. Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII веках. T.l. М.: Наука, 1957.-341 с.

129. Кавказская война: спорные вопросы и новые подходы. Тезисы докладов Международной научной конференции. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 1998. - 124 с.

130. Аль-Карахи М.-Т. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах. Часть I. Пер. с араб. Айтберова Т. - Махачкала, 1990 - 147 е.; Часть II. Пер. с араб. БарабановаА. - Махачкала, 1990. - 127 с.

131. Каталог печатных книг и публикаций на языках народов Дагестана.-Махачкала: Даг. ФАН, 1989.-217 с.

132. Керимов Г. Как ислам относится к искусству//Наука и религия. 1980.- №4. 40-48 с.

133. Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. Баку; Элм., 1969. - 136 с.

134. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978.- 217 с.

135. Кобычев Е.И. Язык есть нем//Советская этнография. 1973. - №4.-141-166 с.

136. Коран. Перевод и комментарии И.Ю.Крачковского. М., 1990.-707 с.

137. Крачковский И.Ю. Арабская литература на Северном Кавказе/Избранные сочинения. Т.VI. - М.: АН СССР, 1960. - 556-617 с.

138. Климович Л.И. Ислам. Очерки. М.: АН СССР. 1965. - 288 с.

139. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. -М.: Политиздат, 1986. 270 с.

140. Конституция Чеченской Республики. Грозный, 1997. - 32 с.

141. Кныш А.Д. Мировоззрение Ибн Араби//Религии мира. История и современность. Ежегодник. 1984. М.: Наука, 1984. - 123-137 с.

142. Кныш А.Д. Суфизм//Ислам: Историографические очерки. М.: Наука, 1991.- 109-193 с.

143. Крачковский И.Ю. Арабская литература на Северном Кавказе/Избранное сочинения. Т.П. - М.: Наука, 1960. - 604-615 с.

144. Крупное Е.И. О чем говорят памятники материальной культуры Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1961. - 117 с.

145. Крымский А.Б. Очерк развития суфизма. М., 1895. - 291 с.

146. Курбанов М.Р., КурбановГ.М. Религия в культуре народов Дагестана.-Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996.- 110 с.

147. Кузина С. Супермозг породил человечество?//Комсомольская правда. -12 июля. 1996.

148. Кушева Е.Н., УсмановМ.А. К вопросу об общественном строе вайна-хов//Советская этнография. №6. 1978. - 103-117 с.

149. Лавров Л.И. Этнографические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. 4.1. - М.: Наука, 1966.-312 с.

150. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М.: Восточная литература, 1996.-312 с.

151. Лаудаев У. Чеченский тайп//Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ). Вып. VI. - Тифлис, 1872. - 25-47 с.

152. Магомедов P.M. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. Махачкала: Фонд Шамиля, 1991.-136 с.

153. Магомедова Т.С. О времени исламизации населения Аргунского уще-лья//Археология и вопросы атеизма. Грозный, 1977. - 61-73 с.

154. Магомедова Т.С. Об исламизации населения Аргунского уще-лья//Религии в СССР. Информационно-справочный бюллетень. Вып. III. -Грозный, 1990. - 31-42 с.

155. Макатов И.А. Религиозные группы шейха Амая и Кунта-Хаджи. Махачкала, 1965. - 47 с.

156. Манкиев А.А. Из истории клерикально-мусульманской мысли в Чече-но-Ингушетии//Социология, атеизм, религия. Известия. Т.1. Вып. I. Грозный, 1972. - 36-63 с.

157. Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ. М., 1996. - 182 с.

158. Мальсагов З.К. Ингушская грамматика со сборником ингушских слов. Владикавказ, 1925. - 91 с.

159. Мамлеев Х.Б. Реакционная сущность мюридизма. Грозный: Чечено-ингушский книгоиздат, 1966. - 47 с.

160. Мамлеев Х.Б. Как подготовить и провести занятие по теме: «Мюридизм в Чечено-Ингушетии и его реакционная роль». Грозный, 1974. -21 с.

161. Махмуд М. Спор с безбожником. Б. м.г. 77 с. Пер. с араб. Ш.Х.Батукаева.

162. Маудуди А.А. Образ жизни в исламе. М.: Сантлада, 1993. - 82 с.

163. Межидов Д.Д., Алироев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Социально-философский аспект. Грозный: Книга, 1992. - 208 с.

164. Межидов Д.Д. Мифы и реальность. Грозный, 1995.- 108 с.

165. Межидов Д.Д. Проблемы взаимосвязи религии и национализ-ма//Характер религиозности и проблемы атеистического воспитания. -Грозный, 1979. 51-64 с.

166. Межидов Д.Д., Керимов М.М. Судьбы национальных культур в советском тоталитарном государстве. Грозный, 1992. - 37 с.

167. Махмудбеков М. Мюридическая секта на Кавказе//СМОМПК. Т.24.-Тифлис, 1889. - 18-72 с.

168. Мусульманин. 191. - №22-23. - Париж. - 935 с.

169. Мугадиев З.Д. Происхождение и социальная сущность мюридизма. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Л.: ЛГПИ, 1988.-16 с.

170. Мужухоев М.Б. Антропоморфные надгробные стены мусульманских кладбищ Чечено-ИнгушетииУ/Советская археология. №4. - 1977. - 106 -119 с.

171. Мужухоев М.Б. Эволюция верований чеченцев и ингушей в период средневековья//Крупновские чтения. Тезисы докладов. М.: Наука, 1980. - 41-44 с.

172. Мужухоев М.Б. Проникновение ислама к чеченцам и ингу-шам//Археологические памятники Чечено-Ингушетии. Грозный: ЧИИИЯЛ, 1979. - 83-109 с.

173. Мустафинов М.М. Зикризм и его социальная сущность. Грозный, 1971.- 61 с.

174. Мустафинов М.М. Современные суфийские ордена (тарикаты) в Чече-но-Ингушетии//Опыт и проблемы национального и атеистического воспитания.- М.: Советская Россия, 1976. 131-150 с.

175. Мустафинов М.М. Специфика догматики и социальной доктрины современного зикризма. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Грозный, 1972.-18 с.

176. На пути к свободе совести. М.: Политиздат, 1989.-417 с.

177. Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 2050-х годах XIX в. Материалы всесоюзной научной конференции. 2022 июля 1989 г. Махачкала: ДАГФАН, 1994. - 360 с.

178. Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 2050-х годах XIX в. Тезисы докладов и сообщений. Всесоюзная научная конференция. Махачкала: ИИЯЛ ДАГФАН, 1989. - 194с.

179. Низам Шамиля//Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ)). -Вып. III. Тифлис, 1870. - 61-76 с.

180. Ниязи Х.М. Источники Корана. М.: Сантлада, 1993.-63 с.182а.Овсянников М.Ф., Смирнов 3.В. Очерки истории эстетических учений. М.: Высшая школа, 1963. - 198 с.

181. Опыт и проблемы интернационального и атеистического воспитания. Из практики партийных организаций краев, автономных республик и областей Северного Кавказа. М.: Советская Россия. 1976. -368 с.

182. Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья.

183. Сборник статей. Махачкала: ДАГ ФАН ИИЯЛ, 1986. - 122 с. 185.0шаев Х.Д. Мюридизм в Чечне (секты толка "кадирия" или "зикристы")//Революция и горец - Ростов-на-Дону, 1930. - №9-10. -56-71 с.

184. Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX вв. М.: Наука, 1965.- 275 с.

185. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. (Курс лекций) Л.: Издательство ЛГУ, 1966. - 400 с.

186. Петрушевский И.П. К истории рабства в Халифате в VII-X вв.//Народы Азии и Африки. 1971. - №3. - 59-81 с.

187. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. -М.: Наука, 1992. 116 с.189а.Пиотровский М.Б. Происхождение ислама//Ислам. Энциклопедический словарь.-М., 1991.-3-17 с.

188. Позднев П. Дервиши в мусульманском мире. Оренбург, 1886.- 137 с.

189. Послы. Перевод с чеченского И.Сайдаева и З.Мусаева//Исламский порядок. Апрель. - №6. - 1997 (г.Грозный).

190. Проблемы атеистического воспитания в вузах Северного Кавказа. -Межвузовский научно-тематический сборник. Махачкала: ДГУ, 1989.- 160 с.

191. Песня о Гази Мухаммаде. Пер. с немецкого Р.О.ТуручевойУ/Ахульго. Приложение к газете «Фонд имама Шамиля». Октябрь. - №1 - 1998. (г. Махачкала).

192. Рамазанов А. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля.-Махачкала, 1996. 56 с.

193. Религия и межнациональные отношения. Межвузовский научно-тематический сборник. Махачкала: ДГУ, 1990. - 164 с.

194. Религиозные секты на территории ЧИАССР и актуальные проблемы атеистического воспитания. Грозный, ЧИИИСФ. 1987.-108 с.

195. Романова А.П. Зикр экстатический культ//Религиозные секты на территории ЧИАССР и актуальные проблемы атеистического воспитания. - Грозный: ЧИИИСФ, 1987. - 62-70 с.

196. Рукописная и печатная книга в Дагестане. Сборник статей и материалов. Махачкала: ДНЦ АН СССР, ИИЯЛ, 1991.- 191 с.

197. Руновский А. Записки о Шамиле. Махачкала: Фонд Шамиля, 1989. — 69 с.

198. Руновский А.И. Мюридизм и газават по описанию Шамиля//Русский вестник. 1862. - Декабрь.

199. Руновский А. Кодекс Шамиля//Военный сборник. СПб., 1862. T.XXIII, от II. -3 36-357 с.

200. Саидов И.М. Общественный быт чеченцев и ингушей (до начала XX века). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Тбилиси, 1974. - 18 с.

201. Сайдаев X. Твердыня Отцов как и прежде наполнена славой.//Исламский порядок. Май 1997. Пер. с чечен, яз.

202. Сайдаев X. Помощника нет у тебя, о Божья Вера! Перевод с чечен-ского//Исламский порядок. Орган союза политических сил. Май. -№ 6. - 1997 (г.Грозный).

203. Сайдаев X. Как только Пророк стал пророком от Бога. Пер. с чечен-ского//Исламский порядок. Май - июнь. - №9. - 1997 (г.Грозный).

204. Сайдаев X. Со дня выселения прожили мы семилетье//Исламский порядок. Май-июнь 1997.- Пер. с чеченского языка.

205. Сайдаев X. Ослаб Шариат, ухватившись за солнце науки//Исламкий порядок. Май-июнь 1997. - Перевод с чеченского языка.

206. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. Опыт историко-социологического исследования. М.: Наука, 1984.-302.

207. Саламов А.А. Правда о «святых» местах в Чечено-Ингушетии//Труды ЧИНИИЯЛ. Т.9. - Грозный, 1964. - 101-124 с.

208. Социология, атеизм, религия. Известия. Т.1. - Вып. 1. Грозный, 1972. - 217 с.

209. Социология, религия, атеизм. Вып. III. - Грозный, 1976. - 186 с.

210. Социально-политические процессы в дореволюционной Чечено-Ингушетии. Грозный, 1991. -218 с.

211. Семенов JI.H. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-32 годах. Грозный, 1934. - 68 с.

212. Скитский В.В. Классовый характер мюридизма в эпоху имамата Шамиля. Владикавказ, 1930. - 81 с.

213. Север Кавказа. 1 октября. - №218. - 1913.

214. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М.: Наука, 1963.-211 с.

215. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. Опыт парадигмального анализа философии Ибн-Араби. М.: Наука, 1993. - 328 с.

216. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М.: Мысль, 1987. — 192 с.

217. Al-Sulami A.R.M. Kitab Tabagat al-Sufiyya. Texte arabe une introduction et undex par Johannes Pedersen. Leiden, 1960. - 141-145 p.

218. Сюкияйнен JI.P. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. -М.: Наука, 1986. 256 с.

219. Тарасов А.Н. Тимур на Кавказе. Владикавказ: Иран, 1992. - 61 с.

220. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. - 573 с. -Пер. с англ.

221. Тарджамат Макалати. Кунта-Шейх. Петровск, 1911. - 58 с. (на арабском языке).

222. Танаев Б. Святой Коран и тайна железа//Исламский порядок. № 4. -Март. - 1997 .

223. Терек. №4776. 8 декабря. -1913.

224. Терек. № 3852, 3855. 1910.

225. Терек. № 9. - 7 мая. - 1912.

226. Терские ведомости. №63. - 20 марта.-1911.

227. Терек №3867. - 5 ноября. - 1910.

228. Терек. №3912. - 30 декабря. - 1910.

229. Trimingam J.S. The sufi Orderns in islam. Oxf, 1971. - 217 p.

230. Угринович Д.М. Искусство и религия: Теоретический очерк. М.: Искусство, 1982. 182 с.

231. Умаров С.Ц. Мюридизм с близкого расстояния/ТНаука и религия. -№ 7. 1979. - 52-59 с.

232. Умаров С.Ц. Изменчивые судьбы святых//Наука и религия. № 7. -1976.-29-41 с.

233. Умаров С.Ц. Доисламские религиозные верования чеченцев и ингу-шей//Характер религиозности и проблемы атеистического воспитания. -Грозный, 1979. 91-98 с.

234. Умаров С.Ц. Эволюция основных течений ислама в Чечено-Ингушетии. Грозный: Чечено-Ингушское книгоиздательство, 1985. -32 с.

235. Умаров С.Ц., Шамилова М.Ш. Мюридизм перед судом времени. -Грозный: Чечено-Ингушское книгоиздательство, 1984. -64 с.

236. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами//ССКГ. -Вып. 3. Тифлис, 1870. - 3-16 с.

237. Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. 4.II. Чеченский язык. -Тифлис, 1888.-476 с.

238. Ханбабаев К.М. Дагестанский материал в курсе «Основы научного атеизма»//Проблемы атеистического воспитания в вузах Северного Кавказа. Межвузовский научно-тематический сборник статей. Махачкала: ДГУ, 1989. - 43-63 с.

239. Ханбабаев К.М. Мюридизм и межнациональные отношения//Религия и межнациональные отношения. Межвузовский научно-тематический сборник. Махачкала, ДГУ, 1990. - 118-128 с.

240. Ханбабаев К.М. Мюридизм в Дагестане в XIX начале XX вв.//Ислам в Дагестане. Межвузовский научно-тематический сборник статей. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1994. - 31-50 с.

241. Ханбабаев К.М. Суфизм и борьба горцев//Кавказская война: Спорные вопросы и новые подходы. Тезисы докладов Международной научной конференции. Махачкала, 1998. - 55-58 с.

242. Ханбабаев К.М. Ислам в духовной и общественной жизни народов Дагестана//Наука и социальный прогресс. (Материалы 3-й республиканской конференции, посвященной памяти Х.М.Фаталиева. 23-24 января 1995.). Махачкала, 1997. - 61-63 с.

243. Ханбабаев К.М. Религии в истории Дагестана. (Региональный компоненту/Гуманитарные науки и новые технологии образования. III Межвузовская научно-практическая конференция. Махачкала: ДГУ, 1998.- 185-190 с.

244. Характер религиозности и проблемы атеистического воспитания. -Грозный: Чечено-Ингушское книоиздательство, 1979. 163 с.

245. Халилов A.M. Национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа под предводительством Шамиля. Махачкала: Дагучпед-гиз, 1991. -182 с.

246. Хизриев Х.А. Кавказцы против Тимура. Грозный: Книга, 1992. - 116 с.

247. Хизриев Х.А. Отражение религиозных верований и орнаментального искусства на надмогильных памятниках/ЯУ Крупновские чтения. Тезисы докладов. Орджоникидзе, 1974. - 16-19 с.

248. Художественнная культура средневекового Дагестана. Сборник статей.- Махачкала: ДАТ ФАН ИИЯЛ, 1987. 168 с.

249. Central Asia the Caucasus after the Soviet Unuon. Edited by Mohiaddin Mes-bani. -USA, 1990.-272 p.

250. Цицкиева M.O. Проявление религиозных и патриархильно-родовых пережитков в Чечено-Ингушетии. Грозный: Чечено-Ингушское книгоиздательство. 1973. - 47 с.

251. Чеченцы: история и современность. М.: Мир твоему дому. 1996. -352 с.

252. Чечня и чеченцы. Элиста, 1990. - 236 с.

253. Челеби Э. Книга путешествий. Вып. 2. М.: Наука. 1979. - 137 с.

254. Шамилев А.И. Пути проникновения ислама к чеченцам и ингушам// Известия ЧИНИ ИИЯЛ. Т.З. - Вып. I. - Грозный, 1963. - 91-99 с.

255. Шамилев А.И. Религиозные культы чеченцев и ингушей и пути их преодоления. Грозный, 1963. - 57 с.

256. Шамиль и Чечня//Военный сборник. СПб, 1859. - T.IX. - №9-10.136-151 с.

257. Шейх Мансур и освободительная борьба народов Северного Кавказа в последней трети XVIII века. Тезисы докладов и сообщений международной научной конференции. Грозный, 1992. - 50 с.

258. Шерипов А. Статьи и речи. Сборник. Грозный: Чечено-ингушское книгоиздательство. 1972. - 151 с.

259. Шиллинг Е. Культ тушоли у ингушей//Известия Ингушского научно-исследовательского института краеведения. Вып. IV. - Орджоникидзе. - Грозный, 1935. - 81-126 с.

260. Шихсаидов А.Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан// Ученые записки ИИЯЛ ДАТ ФАН СССР. T.III. - Махачкала, 1957. 102-117 с.

261. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969. - 157 с.

262. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана X-XVII как исторический источник. М.: Наука, 1984.-381 с.

263. Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Г. Дагестанские исторические сочинения. М.: Наука, 1993.-302 с.

264. Щеблыкин И.П. Искусство ингушей в памятниках материальной культуры. Владикавказ, 1928.-94 с.

265. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М.: Высшая школа, 1985.-289 с.

266. Яндаров Х.Э., Мациев А.Г. Нохчийн метнан грамматика. Грозный, 1933. - 106 с. (на чеченском языке).

267. Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975.-216 с.

268. Яндаров А.Д. Развитие общественно-политической и философской мысли Чечено-Ингушетии в XIX-начале XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. -Алма-Ата, 1986. - 39 с.

269. Яндаров А.Д. Мюридизм учение политическое. (К вопросу о содержании и социальных истоках северо-кавказского мюридизма) //Кавказская война: Спорные вопросы и новые подходы. Тезисы докладов Международной конференции. - Махачкала, 1998. - 15-17 с.

270. Яндаров А.Д. О времени, условиях и причинах распространения ислама в Чечено-Ингушетии//Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. -Грозный: НИИГНЧР, 1992. 5-13 с.

271. De YongF. The Sufi Orders in XlX-th and XX-th centure Palestin. Stl, 1983. -58. - 153-154 p.